Финансовая система Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    87,87 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовая система Российской Федерации

Введение

финансовый российский бюджетный

Тема данной курсовой работы - финансовая система РФ - на сегодняшний день является одной из главных проблем экономики и также сохраняет свою актуальность: Финансовая система является сложным образованием и имеет определенные структурные элементы. Финансовая система вообще и отдельные ее составляющие элементы в частности сегодня являются предметом дискуссий и обсуждений. Не стоит забывать и факт, что тот состав и структура системы, которая является правильной сейчас, будет оставаться верной и в последующее время. В России сейчас происходит большое количество изменений в экономике, принимаются новые законы и вводятся поправки, осуществляют большие изменения в налоговом законодательстве, затрагивающие также и Бюджетный кодекс РФ, и т.д. Все это показывает важность изучения финансовой системы РФ и ее структуры.

Цель: исследовать финансовую систему РФ

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

1.  определить понятие «финансовая система»;

2.      изучить сущность и подсистемы финансовой системы;

.        охарактеризовать структуру финансовой системы;

.        раскрыть проблемы финансовой системы;

.        выявить возможные пути решения.

Объект исследования: финансовая система

Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.

Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.

Каждое звено финансовой системы является независимым её элементом, но эта самостоятельность относительна в средине единого целостного. Финансовая система - это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

1. Теоретические аспекты финансовой системы

.1 Определение понятия «финансовая система»

Понятие финансовой системы является развитием более общего определения «финансы». Финансы - историческая категория. По своей природе они тесно связаны с государством, которому для выполнения своих функций необходимы денежные средства. В докапиталистических формациях государственные доходы и расходы носили преимущественно натуральный характер. Большая часть государственных потребностей удовлетворялась за счет различного рода повинностей и поступлений от натуральных сборов. С разложением феодализма и постепенным развитием капиталистического способа производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства; доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась. Этот процесс усиливается с расширением сферы товарно-денежных отношений, ростом и усложнением функций государства. На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы: монархи распоряжались средствами страны как своей собственностью. С отделением государственной казны от личной кассы и собственности монарха (XVI-XVII вв.) возникают понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита.

В условиях капиталистического способа производства товарно-денежные отношения получают наиболее широкое развитие. Они охватывают все сферы и функции общественного хозяйства. В свою очередь финансы, выражающие движение стоимости, играют все большую роль в жизнедеятельности государства. По своей сущности финансы - это экономические отношения, связанные с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода. Финансовая система представляет собой совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству осуществление своих политических и экономических функций, и состоит, с одной стороны, из государственных финансов, а с другой - из финансов частных предприятий, корпораций, монополий.

В эпоху домонополистического капитализма государственная финансовая система имела два звена - государственный бюджет и местные финансы. Они давали возможность формировать фонды денежных средств, с помощью которых государство выполняло свои функции. Под влиянием развития производительных сил, глубоких изменений в экономике структура финансовой системы меняется. Другими словами, финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

В научной и учебно-методической литературе существуют разные подходы к определению понятия «финансовая система». Вероятно, это связано и с тем, что исходное понятие «система» имеет множество значений, оттенков. В словаре русского языка Ожегова под системой понимается и «форма организации чего-нибудь», и «совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений, организационно объединенных в одно целое», и «форма общественного устройства» и т. д. [1, с. 1053]

Собственно, и финансовая система преимущественно рассматривается либо как «форма организации...», либо как «совокупность организаций...». Так, например, известный американский специалист Дж. Ван Хори определяет финансовую систему как совокупность ряда учреждений и рынков, предоставляющих свои услуги фирмам, гражданам, а также правительствам. [3, с. 11]. По мнению Л. А. Дробозиной, финансовая система - это «совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств» [3, с. 11]. Коллектив авторов под руководством Г. Б. Поляка трактует финансовую систему как «...совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства» [3, с. 12].

Финансы, будучи целостной экономической категорией, имеют свою внутреннюю структуру - несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности при сохранении общих качеств, свойственных финансам. Необходимость выделения таких звеньев обусловлена многообразием потребностей общества, которые призваны обслуживать финансы, охватывая своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.

Следовательно, финансовая система в экономическом аспекте - это внутреннее строение финансов, совокупность входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений [3, с. 12].

1.2 Сущность и подсистемы финансовой системы

С учетом изложенного финансовую систему будем рассматривать как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта. В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений аккумулируются различные фонды денежных доходов и накоплении. Доходы субъектов экономических отношений подразделяются на первичные и конечные. Источником первичных доходов и накоплений является валовой внутренний продукт, который выступает в форме:

(а) заработной платы наемных работников;

(б) прибыли и амортизационных отчислений у хозяйствующих субъектов;

(в) налоговых и иных платежей, включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), у государства, органов местного самоуправления.

Первичные доходы служат источником для дальнейшего перераспределительного процесса через налоговый механизм, систему платежей, распределение прибыли и т. п. Результатом такого перераспределения являются конечные доходы, которые выступают в качестве собственных финансовых ресурсов экономических субъектов. Конечные финансовые ресурсы также являются объектом последующего распределительного и перераспределительного процесса для использования по их целевому назначению. Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя обособленные сферы финансовых отношений, позволяющие формировать собственные финансовые ресурсы у хозяйствующих субъектов, наемных работников, государства и органов местного самоуправления.

Финансовый механизм представляет собой «систему организации, регулирования и планирования финансовых отношений, способов формирования и использования финансовых ресурсов». В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято подразделять на сферы централизованных финансов (публичные финансы) и децентрализованных финансов (финансы организаций и финансы домохозяйств). Финансовая система как форма организации денежных отношений может быть подразделена на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов соответственно:

(а) у хозяйствующих субъектов; (б) у населения; (в) у государства и органов местного самоуправления.

В каждой из выделенных подсистем используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов; каждая из них имеет собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений. Существующие различия как в функциональном назначении указанных подсистем, так и в методах, способах формирования и использования финансовых ресурсов делают целесообразным выделение обособленных систем финансовых отношений:

(1) финансы организаций (хозяйствующих субъектов);

(2) публичные финансы (государственные и муниципальные финансы);

(3) финансы домашних хозяйств (домохозяйств).

Эти подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов.

Состав и классификация финансовой системы России по сферам, подсистемам и звеньям приведены на рис. 1.1 [7, с. 25]

Рис. 1.1. - Финансовая система Российской Федерации

Финансовые отношения разнообразны и многообразны. Объединив в отдельные относительно самостоятельные группы (звенья) их можно представить в виде конкретных сфер, а их совокупность в виде системы.

1.3 Структура финансовой системы

Совокупность финансовых институтов, их взаимодействие по созданию, перераспределению и использованию фондов денежных средств образуют финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рынку.

Так, финансовую систему Российской Федерации составляют следующие фонды денежных средств:

) государственные финансы;

) финансы хозяйствующих субъектов;

) местные финансы;

) фонды страхования;

) кредит (государственный и банковский).

Состав финансовой системы показывает, что в ее формировании в условиях развития рыночной экономики стал использоваться зарубежный опыт. Так, в результате использования зарубежного опыта стали создаваться различные внебюджетные фонды и соответствующие им правовые институты. Перестали быть государственной монополией имущественное и личное страхование, банковский кредит.

Все фонды денежных средств в государстве подразделяются на централизованные и децентрализованные, которые взаимно увязаны и взаимно обусловлены.

Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.). В децентрализованные финансы входят финансы домохозяйств и финансы организаций (предприятий).

В системе экономических отношений домашние хозяйства имеют исключительно важное значение, поскольку они являются собственниками факторов производства, находящихся в частной собственности. В экономической системе домашние хозяйства играют следующие роли:

(а) выступают на рынке в качестве покупателей товаров и услуг, производимых фирмами;

(б) предоставляют тем же самым фирмам факторы производства;

(в) сберегают часть формируемого в экономике совокупного дохода, приобретая реальные и финансовые активы.

Домашнее хозяйство в условиях рыночной экономики не может находиться вне финансовых отношений, оно постоянно вступает в такие отношения, возникающие как внутри домашнего хозяйства, так и с внешними по отношению к домашнему хозяйству рыночными субъектами.

К внутренним финансам домашнего хозяйства можно отнести отношения, возникающие между его участниками по поводу формирования семейных денежных фондов, имеющих различное целевое назначение: страхового резерва для поддержания уровня текущего потребления; денежного резерва для повышения уровня капитальных расходов; денежного фонда с целью его дальнейшего инвестирования и др.

Система внешних финансовых отношений домашнего хозяйства показана на рис. 1.2. [7, с. 26]. Как мы видим, домашнее хозяйство может вступать в финансовые отношения:

Рис. 1.2. - Система финансовых отношений домашнего хозяйства

Следовательно, финансы домашнего хозяйства - это совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступают домашнее хозяйство и его отдельные участники в процессе своей социально-экономической деятельности.

Важнейшей функцией финансов домашних хозяйств является распределительная функция. Именно через эту функцию финансов домашних хозяйств происходит обеспечение каждого человека ресурсами, необходимыми ему для поддержания жизни. Еще одной функцией финансов домашних хозяйств является контрольная функция. Имея целью, поддержание обычного уровня потребления, домашнее хозяйство просто не может обойтись без контроля за распределением полученного дохода по различным фондам, а также за целевым использованием средств этих фондов.

Финансы домашнего хозяйства выполняют еще одну важную функцию - регулирующую, которая поддерживает сбалансированное развитие домашнего хозяйства как единого целого. Достигается это путем перераспределения финансовых ресурсов. Таким образом, финансы домашних хозяйств являются одним из элементов финансовой системы государства. Каждый из этих элементов определенным образом влияет на процесс общественного воспроизводства. В каждой области финансовой системы процесс образования и использования фондов денежных средств имеет свои, присущие только ему характеристики. Роль, которую различны элементы финансовой системы играют в процессе ее формирования определяет их особенности. Домашнее хозяйство самостоятельно принимает решение о необходимости и способе формирования денежных фондов, их величине и целевом назначении, о времени их использования. Другими словами, в условиях рыночной экономики государство не имеет инструментов прямого влияния на процесс распределения располагаемого дохода домашних хозяйств.

Важной функцией финансов домашних хозяйств в системе общественного воспроизводства выступает также инвестиционная. Она заключается в том, что домашние хозяйства являются одними из основных поставщиков финансовых ресурсов для экономики. Рост доходов домашних хозяйств является материальной основой выполнения данной функции.

Финансы предприятий представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих у субъектов хозяйствования по поводу формирования фактических и (или) потенциальных фондов денежных средств, их распределения и использования на нужды производства и потребления. В них входят финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций и финансы финансовых посредников.

Как показывает мировой опыт, в реальной рыночной экономике особую роль играют коммерческие организации, т.е. организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли. Именно эти организации, образно говоря, создают «пирог», т. е. формируют добавочную стоимость, которая в дальнейшем делится между государством, физическими и юридическими лицами. Субъектами гражданских правоотношений выступают физические лица (граждане) и юридические лица. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде [7, с. 27]. Помимо перечисленных признаков юридическое лицо обязано иметь самостоятельный баланс или смету. В зависимости от цели создания и деятельности юридические лица подразделяются на две большие группы: коммерческие и некоммерческие организации.

Основная цель коммерческой организации - извлечение прибыли с последующим распределением ее среди участников. Коммерческие организации обладают реальной финансовой самостоятельностью - финансовая самостоятельность выражается в том, что субъект предпринимательской деятельности имеет право самостоятельно распределять полученную выручку от реализации продукции, распоряжаться прибылью, оставшуюся после налогообложения, по своему усмотрению формировать и использовать фонды производственного и потребительского назначения, самостоятельно изыскивать источники расширения производства, включая выпуск ценных бумаг, привлечение кредитных ресурсов и т.д.. Предприятие вправе открывать расчетные и другие счета в любом коммерческом банке для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.

Целью некоммерческой организации является, как правило, решение социальных задач; при этом если организация все же ведет предпринимательскую деятельность, то полученная прибыль не распределяется между участниками, а также используется для достижения социальных и иных общественно полезных целей. Организации, осуществляющие некоммерческую деятельность, оказывают разнообразные услуги, управленческие, по охране общественного порядка, обороне страны и т. д. В условиях рыночной экономики организации, осуществляющие некоммерческую деятельность, перешли на новые условия хозяйствования, что привело к значительному расширению источников финансовых ресурсов. Выделение функции играют принципиально важную роль в плане функционирования предприятия. (1) Инвестиционно-распределительная функция финансов заключается в распределении финансовых ресурсов внутри предприятия, способствующем наиболее эффективному их использованию, с позиции структуры его активов проявляется в стремлении оптимизировать активную сторону баланса. (2) Фондообразующая, или источниковая, функция финансов реализуется в ходе оптимизации правой (т.е. источниковой, пассивной) стороны баланса. (3) Суть доходораспределительной функции финансов заключается в том, что решающую роль в создании и функционировании предприятия несут его собственники; они могут ликвидировать компанию, поддерживать величину вложенного капитала на уровне, не предусматривающем расширение ее деятельности, воздержаться от получения дивидендов в надежде, что реинвестированная прибыль принесет большую отдачу в будущем и т.д. (4) Смысл обеспечивающей функции финансов достаточно очевиден и определяется, во-первых, целевым предназначением предприятия и, во-вторых, системой сложившихся расчетных отношений. (5) Суть контрольной функции финансов состоит в том, что именно с помощью финансовых показателей и (или) индикаторов, построенных на их основе, может быть осуществлен наиболее действенный контроль за эффективным использованием ресурсного потенциала предприятия. Большинство функций финансов реализуются на предприятии в рамках финансового менеджмента.

Финансовые посредники, или финансовые институты, представляют собой организации, выпускающие финансовые обязательства (т.е. требования к себе) и продающие их в качестве активов за деньги. На полученные таким образом средства приобретаются финансовые активы других компаний. Финансовые посредники (финансовых институтов) аккумулируют свободные денежные средства разных экономических субъектов и предоставляют их от своего имени на определенных условиях другим субъектам, нуждающимся в этих средствах.

Финансовые посредники приобретают у экономических субъектов, нуждающихся в денежных средствах, их прямые обязательства и преобразуют их в другие обязательства с иными характеристиками (сроки погашения, процентные платежи и т. д.), которые продают экономическим субъектам, имеющим свободные денежные средства. В финансовых посредниках зачастую заинтересованы как экономические субъекты, имеющие временные свободные денежные средства (кредиторы), так и субъекты, нуждающиеся в денежных средствах (заемщики), так как они получают определенные преимущества и выгоды. Посредники осуществляют диверсификацию риска путем распределения вложений по видам финансовых инструментов между кредиторами при выдаче синдицированных (совместных) кредитов во времени и иным образом, что ведет к снижению уровня кредитного риска. При отсутствии финансового посредника велик кредитный риск, т. е. риск невозврата основной суммы долга и процентов. Чистый доход посредника определяется разницей между ставкой за предоставленный им кредит и ставкой, под которую сам посредник занимает деньги, за вычетом издержек, связанных с ведением счетов, выплатой заработной платы сотрудникам, налоговыми платежами и т. д. Посредник разрабатывает систему проверки платежеспособности заемщиков и организует систему распространения своих услуг, что также снижает кредитный риск и издержки по кредитованию.

Федеративное устройство России включает три уровня управления: федеральный уровень, уровень субъектов Федерации и местный уровень (органов местного самоуправления). Каждый из них предполагает наличие собственных представительных (законодательных) исполнительных органов власти, а также наличие собственного бюджета. Бюджеты являются финансовой основой управления государственных и муниципальных органов власти.

Бюджетная система Российской Федерации также включает три уровня:

(1) федеральный бюджет и бюджеты государственных вне бюджетных фондов;

(2) бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) и бюджеты региональных (территориальных) государственных внебюджетных фондов;

(3) бюджеты органов местного самоуправления (местные, муниципальные бюджеты). [7, с. 29]

Бюджеты субъектов Российской Федерации включают:

(а) 21 бюджет республик в составе Российской Федерации; (б) 6 бюджетов краев; (в) 49 бюджетов областей; (г) бюджет автономной области; (д) 10 бюджетов автономных округов; (е) бюджеты Москвы и Санкт-Петербург.[7, с. 29]

Бюджеты органов местного самоуправления Российской Федерации включают:

(а) 1867 бюджетов районов; (б) 1091 бюджет городов; (в) 329 бюджетов городских районов и округов; (г) 1922 бюджета поселков городского типа; (д) 24 444 бюджета сельских администраций. [7, с. 29]

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и принимаются в форме федеральных законов. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государств венных внебюджетных фондов утверждают в форме законов субъектов РФ. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в соответствии с правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

В составе бюджетов могут создаваться целевые бюджетные фонды, которые представляют фонды денежных средств, образуемые за счет целевых источников, используемых по отдельной смете. Средства целевых бюджетных фондов находятся под контролем фискальных органов власти и не могут быть использованы на цели, не соответствующие их назначению.

Финансовые ресурсы, аккумулируемые в бюджетах, имеют строго целевое направление их расходования. Структура бюджета (т. е. соотношение отдельных статен доходов и расходов бюджета), его размеры позволяют судить об уровне экономического развития страны, в том числе о материальном положении основной части населения.

Для целей планирования бюджетных ресурсов составляются консолидированные бюджеты. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Государственные внебюджетные фонды - это бонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. В первой половине 90-х годов общее число только федеральных внебюджетных фондов составляло около сорока [7, с. 29].

Внебюджетные фонды подразделяются на фонды социального и экономического назначения. Начиная с 1999 г. многие фонды, прежде всего экономического назначения, были консолидированы с бюджетами (федеральные внебюджетные фонды с федеральным бюджетом, региональные внебюджетные фонды с региональными бюджетами) [7, с. 29]. Основной причиной ликвидации фондов и консолидации их средств в бюджеты разных уровней, как правило, указывается «слабый контроль за использованием средств этих фондов». Вряд ли эту причину можно признать убедительной, учитывая негативные последствия ликвидации ряда внебюджетных фондов. Так, например, ликвидация отраслевых внебюджетных фондов НИОКР практически исключила возможность государственного финансирования ряда важнейших для народного хозяйства России научных исследований и проведения опытно-конструкторских работ в отдельных отраслях экономики. Следует иметь в виду, что во всех промышленно развитых странах мира в последние три десятилетия внебюджетные фонды экономического назначения активно развиваются и роль их в экономике возрастает.

В качестве самостоятельного звена в системе государственных и муниципальных финансов выделяют государственный и муниципальный кредиты. Необходимо сразу отметить, что такое отнесение являйся достаточно условным. Государственный (муниципальный) кредит как экономическая категория находится на стыке двух видов денежных отношении: финансов и кредита. Соответственно она несет и себе черты обеих категорий.

Государственный и муниципальный кредиты обслуживают функционирование и использование средств бюджета и внебюджетных фондов и выступают как:

(а) способ финансирования дефицита бюджета, а также бюджетов внебюджетных фондов

(б) средство покрытия временной недостаточности финансовых ресурсов для исполнения бюджетов внебюджетных фондов.

Государственный и муниципальный кредиты отличаются от классических финансовых категорий. Прежде всего, они носят, как правило, добровольный характер (в истории государств, в том числе СССР, известны случаи и принудительного размещения государе венных займов). Далее, для государственного и муниципального кредитов характерными признаками являются возвратность и платность. В классических формах финансов движение финансовых ресурсов происходит в одном направлении.

В то же время государственный и муниципальный кредиты существенно отличаются от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения выступают конкретные ценности, то при государственном и муниципальном займах таким обеспечением выступает все имущество, находящееся в собственности того или иного уровня власти (федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности). Кроме того, федеральные заимствования не имеют конкретного целевого характера.

Государственный и муниципальный кредиты представляют собой денежные отношения между государством, муниципалитетами, имени которых выступают органы исполнительной власти федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими, физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, с другой стороны, по поводу получен займов, предоставления кредита или гарантии.

Государственные и муниципальные органы исполнительной власти Российской Федерации преимущественно выступают в качестве заемщика и гаранта. Если предоставление кредита или получение займа сразу влияют на величину финансовых ресурсов централизованных денежных средств, то гарантия приводит к их изменению только в случае несвоевременного выполнения заемщиком своих обязательств.

Государственные и муниципальные займы - это денежные средства, привлекаемые от физических, юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, субъектов российской Федерации, муниципальных образований как заемщиков или гарантов.

Государственные и муниципальные займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов и у иностранных государств.

В качестве кредитора государство предоставляет внутренние и внешние кредиты из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Предоставление государственных кредитов регламентируется Бюджетным кодексом РФ. В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать:

(а) бюджетные учреждения;

(б) государственные и муниципальные унитарные предприятия;

(в) российские предприятия и организации, кроме указанных выше и предприятий с иностранными инвестициями;

(г) органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.

Способами обеспечения исполнения по возврату государственного кредита могут выступать только банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Предоставление государственного кредита может осуществляться в форме бюджетного кредита и бюджетной ссуды.

Бюджетный кредит представляет собой форму финансирования бюджетных расходов по предоставлению средств юридическим лицам па возвратной и возмездной основах. Бюджетная ссуда - это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах, на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Беспроцентные бюджетные ссуды, как правило, предоставляются на покрытие временных кассовых разрывов при исполнении нижестоящих бюджетов.

2. Развитие финансовой системы РФ

.1 Постановка проблем развития финансовой системы

Государство предоставляет частному бизнесу полную инициативу в развитии кредита, выборе места финансового обслуживания в банковском секторе и на фондовых рынках (дома или за рубежом), в выработке новых инструментов, применяя по возможности общие международные нормы для обеспечения необходимого уровня капитализации и прочих финансовых индикаторов. Этот подход последовательно предполагает максимальную либерализацию валютного контроля и движения капиталов, всех операций различных секторов финансовой сферы.

Подобная политика в известной мере явилась результатом финансового краха 1998 г., который заставил правительство сосредоточиться на решении бюджетных и долговых проблем и практически исключил возможность масштабного вмешательства государства в процессы сбережений, накопления и посреднических функций финансового сектора [11, с. 62]. Государство на какой-то период оказалось без финансовых и организационных ресурсов, достаточных для масштабных преобразований в данной сфере. Частные интересы также сыграли свою роль в том, что не было проведено масштабное реструктурирование банковского сектора. В условиях бюджетно-долгового кризиса реформы неизбежно должны носить структурный и институциональный характер, оставаясь максимально дешевыми для бюджета и удобными для основных игроков, закрепившихся на экономической сцене. При таком подходе никаких амбициозных целей по капитализации, объему операций или параметрам финансового сектора нельзя сформулировать.

Соображения по поводу банковской системы вполне возможно распространить практически на все остальные сегменты финансовых институтов: «отсутствие радикальных преобразований предопределило нынешнюю слабость российской банковской системы, заставив говорить, что она нуждается скорее не в реформе, а в создании заново. Основные проблемы, с которыми столкнулся банковский сектор России на рубеже столетий и которые требуют неотложных решений, сводятся к следующему:

низкий уровень капитализации и финансовой устойчивости, что серьезно подрывает основы всей системы и создает условия для нового кризиса:

неспособность банков исполнять роль финансовых посредников, т.е. кредитовать реальный сектор и население, аккумулировать сбережения и трансформировать их в инвестиции:

непрозрачность системы корпоративного управления, затрудняющая выявление реальных собственников, групп и/или лиц, контролирующих банк:

низкое качество управления рисками и информации о состоянии банков, что ухудшает положение банков в перспективе и заметно затрудняет для них привлечение средств для дальнейшего развития.

Основные последствия финансового краха 1998 г. для федерального бюджета и обслуживания внешнего долга к 2003 г. были преодолены; экономический подъем 1999-2002 гг. сопровождался определенным оздоровлением и ростом устойчивости частной финансовой системы; недовольство общества и элиты умеренными темпами экономического роста и вялым процессом модернизации страны стимулируют поиск путей их ускорения; низкая капитализация российских компаний противоречит интересам их собственников; иностранный капитал (включая возвращающийся российский) испытывает трудности в выборе адекватных финансовых посредников внутри страны; возврат к сырьевой модели роста делает чрезвычайно важной роль финансового сектора в перераспределении инвестиционных ресурсов из добывающих отраслей, где они избыточны, в перерабатывающие, испытывающие недостаток ресурсов [11, с. 62]. В индустриальных странах забота об устойчивости финансового сектора отражает его важнейшую роль в развитии экономики, прежде всего в накоплении. Разумеется, дело не в том, чтобы найти причины для бюджетных вливаний в России, а в том, что уровень развития финансового сектора не адекватен задачам развития нашей страны. Международные сравнения показывают, что российские банки и другие финансовые институты находятся на уровне или даже уступают тем странам с переходной экономикой, которые не располагают значительным экспортным потенциалом. В этих странах нет столь высокой неравномерности отраслевого и регионального развития и они, пожалуй, не испытали столь глубокого кризиса накопления, как в российской экономике в 90-х годах (падение в 4 раза).

К осени 2002 г. суверенные рейтинги России почти достигли уровня 1997 г [11, с. 63]. В декабре 2002 г. рейтинг S&P был впервые выше уровня октября 1996 г [11, с. 63]. Это указывает на то, что макроэкономическая стабильность и снятие остроты долговой ситуации создают возможность нового выхода российских эмитентов на мировые долговые рынки. Портфельный капитал уже начал притекать в Россию, и ему нужны адекватные финансовые институты и инструменты, чтобы участвовать в процессе накопления. Использование обходных форм повышает издержи финансирования, особенно затрудняя финансирование крупных инфраструктурных объектов, потребность в которых неуклонно возрастает, в частности в связи с ожидающимися реформами естественных монополий.

Приток прямых иностранных инвестиций в 2002 г. в Россию не увеличился, а в 2000-2001 гг. по абсолютной величине сравнялся с притоком в Венгрию, оставаясь в два раза ниже, чем в Чехии, и в три раза ниже, чем в Польше [10, с. 95]. В то же время Россия сохраняет первое место среди европейских стран с переходной экономикой по прямому (легальному) вывозу капитала - в 2001 г. 2.6 млрд. долл. против 337 млн. у находящейся на втором месте Венгрии. Вывоз капитала из России превышает его ввоз [10, с. 95].

Приток портфельного капитала привел к тому, что чистая инвестиционная международная позиция банков с июля 2001 г. по июль 2002 г. сократилась вдвое (с 11.9 до 5.7 млрд. долл.) [10, с. 95]. Эта тенденция указывает на начало все более широкого притока портфельного инвестиционного капитала в форме, которая известна своими колебаниями. Новейший обзор состояния банковской системы отмечает: «Кредитный бум, характерный для последующих двух лет, начинает ослабевать. Назревает определенная «кредитная пауза», проявляющаяся в снижении темпов роста кредитов экономике, хотя до реальной угрозы масштабного кризиса «плохих долгов» еще весьма далеко» [10, с. 96].

Картина общего использования сбережений в экономике России в первом приближения дана на рисунке 2.1 [10, с. 96].

Рис. 2.1. - Сбережения и накопления в России, % ВВП

Фактически он показывает, что страна после краха 1998 г. смогла мобилизовать сбережения для обслуживания внешнего долга и продолжения вывоза капитала при повышении нормы накопления примерно с 15% в 1999 г. до 22% в 2001 г [10, с. 96]. Правда, рост последнего времени отражал восстановление запасов, а норма инвестиций в основной капитал остается в пределах 19%. Большое положительное сальдо текущего платежного баланса является теоретически неизбежным отражением оттока капитала по основным статьям: обслуживание и выплата внешнего долга, легальный и не вполне легальный вывоз капитала, покупка валюты Центральным банком.

Важная особенность российской ситуации - концентрация преобладающей массы сбережений в руках предприятий. Этот фундаментальный факт усиливает внимание к проблеме финансового сектора и его инструментов, поскольку именно фирмы с высокими доходами должны рационально решать проблему выбора между инвестированием в свои предприятия, покупкой других фирм в стране, вложениями вне страны или покупкой финансовых инструментов, которые позволили бы финансировать капиталовложения других фирм (особенно других секторов). Увеличение за 2001 и 2002 года сбережений государства не повлияло на процесс накопления, поскольку сопровождалось сокращением государственных капиталовложений [10, с. 96].

В то же время огромной проблемой остается доступ к кредиту. Причиной недоступности банковских кредитов является не столько незащищенность обеспеченных кредиторов, сколько отсутствие у большинства заемщиков ликвидного залога, привлекательного для кредитора. Как показывает практика, в тех случаях, когда имеется ликвидный залог, банки достаточно активно выдают кредиты, например под экспортные контракты. Кредит за 1995-2001 гг. вырос примерно с 10% ВВП до 15% [9, с. 5]. Относительно ВВП кредит в 1999-2000 гг. сокращался и только в 2001 г. пошел вверх вместе с ВВП [9, с. 5]. Кредит практически полностью предоставляется частным сектором: доля Центрального банка в общем кредите меньше 1% [9, с. 5]. Однако роль кредита в финансировании инвестиций в основной капитал остается пока сравнительно невысокой (см. рис. 2.2.) [9, с. 5].

Таблица. Источники финансирования инвестиций компаний в основной капитал, %

Источники финансирования

%

Собственные средства

50.3

Средства региональных бюджетов

2.6

Средства федерального бюджета

5.8

Заемные средства других организаций

4.9

Кредиты банков

3.5

Средства внебюджетных фондов

2.6

Средства от эмиссии акций

0.1

Прочие

20.2

Вряд ли есть необходимость перечислять все причины, определяющие необходимость развития устойчивого финансового сектора в России, трудность решения проблем перехода. Помимо общего фактора нехватки внешнего финансирования, выделим несколько специфических, которые, так или иначе, обсуждаются в литературе. Доступ к кредиту малого и среднего бизнеса является серьезной проблемой даже в развитых странах, тем более в России, где этот сектор серьезно отстает в развитии от других европейских постсоциалистических стран; потребность в значительных долгосрочных вложениях в инфраструктуру, обычно финансируемая с помощью долгосрочных финансовых инструментов; инновационные потребности российской экономики и проблема доступа к рисковому финансированию; низкая конкурентоспособность машиностроения при наличии потенциально качественной продукции, выпуск которой приходится финансировать извне.

Наконец, важен фактор времени, потерянного за десятилетие переходного кризиса, что заставляет искать способы обеспечения роста и углубления развития и модернизации российской экономики.

Отметим, что в переходной экономике оценка развития финансовых рынков на перспективу - весьма серьезная проблема: слишком много переменных и критически важных институциональных факторов, воздействующих на процесс. Разумеется, замкнутую систему прогноза спроса и предложения инструментов финансового рынка нельзя создать по целому ряду причин. Среди них - нет сколько-нибудь надежной оценки институциональных (законодательных и регулировочных) параметров развития всех сторон финансовых рынков («неопределенность законодателя»); до конца не ясна мотивировка поведения принципов корпоративного управления российских собственников и контролеров («неопределенность собственника»); макроэкономические прогнозы оставляют высокую неопределенность темпов роста экономики, объем (длина рядов) и достоверность располагаемой информации о российских финансовых учреждениях оставляет желать лучшего («неопределенность финансовых институтов»): трудно учесть внешние экономические факторы развития страны и финансовых рынков, особенно включая поведение инвесторов («неопределенность иностранного инвестора»); наконец неясно, с какой скоростью удастся внушить российскому среднему классу доверие к рациональной финансовой системе («неопределенность внутреннего инвестора»).

Основные тенденции развития, институциональные проблемы отдельных сегментов и инструментов финансового рынка России рассматриваются ниже. В то же время существуют объективные ограничения для прогнозирования количественных параметров состояния отдельных инструментов или институтов на ближайшие годы.

2.2 Возможные пути решения развития финансовой системы

С позиций экономического роста выбор по-прежнему во многом зависит от комплексности подходов законодателя. Опуская многие аспекты развития финансовых рынков, выделим несколько самых крупных, которые создают наибольшую неопределенность при прогнозировании финансовых рынков. К ним относится способ ускоренного развития банковской системы, решения будущего государственных и региональных банков. Второй аспект - это развитие пенсионной реформы, в частности дополнительного пенсионного обеспечения (ДПО) как придатка социального страхования или как мощного двигателя развития рынка акций и облигаций. То же относится к страхованию и инвестиционным фондам. Наконец, огромной важности выбор предстоит сделать в области развития долгосрочных долговых инструментов для финансирования крупных объектов в условиях высоких коммерческих рисков: гарантии, выпуск их банками (германская модель) или другими институтами (американская модель).

Ряд общих целей не вызывает сомнений уже на данной стадии. Это меры по укреплению контрактной дисциплины; укрепление корпоративного управления; расширение роли деловой и профессиональной этики в жизни делового и прежде всего финансового сообщества, особенно в контексте процессов интернационализации бизнеса; укрепление пруденциального надзора как в банковском секторе, так и в остальных отраслях; создание условий и соблюдение правил конкуренции; открытие финансовых рынков для иностранной конкуренции в ходе переговорного процесса о вступлении в ВТО; создание системы информации для клиентов, прозрачности состояния кредитно-финансовых учреждений с учетом асимметрии информации у инвесторов, посредников и эмитентов (включая проблему инсайдерской информации).

Существует достаточно апробированный набор конкретных мер, который охватывает все или часть отраслей сектора: переход на международные стандарты бухгалтерской отчетности; повышение обязательных требований по собственному капиталу для всех типов финансовых учреждений; создание «кредитных бюро», а также системы хранения информации о финансовых работниках и предпринимателях (испанский опыт - в коммерческих палатах); развитие системы кредитных союзов как системы для малых сбережений с низкими рисками и трансакционными издержками; введение страхования депозитов в банковской системе (порогового или выборочного).

В то же время ряд проблем остаются нерешенными, в том числе по историческим и концептуальным причинам. Например, обращаясь к материалам по банковской системе, отметим, что «даже имеющийся капитал далеко не всегда отражает реальные вложения. В ряде случаев уставный капитал банков увеличивается искусственно, что не приводит к адекватному росту реально работающих банковских активов».

Выделяется несколько проблем. Это низкая прозрачность отношений собственности в финансовых институтах (высокая доля офшорной собственности); высокая степень аффилированности собственников и должников институтов (карманные банки и др.); низкий уровень доверия клиентов (населения) к большинству институтов российской финансовой системы; роль вывоза сбережений как метода распределения рисков; спорные способы капитализации банков и других предприятий сектора; существенное смещение срочности предоставляемых кредитов в сторону короткой части шкалы; низка? ликвидность и мощность российских бирж; слабый интерес предприятий к листингу своих акций на российских биржах, высокая доля заграничной торговли акциями.

Среди проблем особенно остро стоит вопрос о соответствии спроса и предложения финансовых инструментов требованиям действующих законов по качеству инструментов. На данный момент существует серьезная проблема расхождения в будущем предложения (низкого) федеральных ценных бумаг при поддержании профицита и законодательного требования по вложению средств пенсионной системы в государственные бумаги. В рамках сбалансированных финансовых рынков образовалась подсистема, которая должна быть сбалансирована по закону. В частности, вероятно, необходимо перейти от первоначального обязательного вложения пенсионных (страховых) средств в государственные бумаги к обратной последовательности: сначала в иностранные бумаги с постепенным ужесточением требований по вложению в российские бумаги.

Предлагаемые меры по решению данных и иных проблем оказываются иногда практическими, иногда концептуальными. Они не могут исчерпать мировой опыт или все возможные варианты развития финансовых рынков. К наиболее крупным и значимым можно отнести:

введение полного раскрытия (и учета) индивидуальной собственности на финансовые учреждения вплоть до конечных физических лиц (с проверкой выполнения требований министерства по антимонопольной политике и предпринимательству о концентрации);

совершенствование законов о банкротстве с повышением очереди кредиторов (особенно фондированных) при банкротствах;

реализацию концепции центрального депозитария или взаимосвязанной системы депозитариев с тем, чтобы исключить нарушения (или подозрения о возможных нарушениях) прав собственности;

снятие в законе об акционерных обществах правила о 25%+1 акций как блокирующего пакета с целью сокращения размера контрольного пакета и размыва акций, повышения их выхода на биржу [8, с. 4];

введение обязательного предварительного (одновременного) листинга российских компаний на российских биржах при любых зарубежных выпусках АДР и облигационных займах;

введение льготного налогообложения прибылей при их вложении в обычные (привилегированные) акции финансовых институтов;

меры налоговой амнистии для представителей среднего класса, направленные на легализацию сбережений и вложение этих средств в банки и инвестиционные ценные бумаги;

комплекс мер по развитию венчурного капитала, облегчению налогообложения наукоемкого бизнеса, созданию условий для развития венчурных фондов;

учет испанского опыта - организация и стимулирование индивидуальных вложений в акции естественных монополий, а также средств пенсионных и страховых фондов;

создание более долгосрочной программы развития региональных (отраслевых) внутренних облигаций для крупных инфраструктурных объектов национального значения;

массовую переоценку собственности - недвижимости (развитие залоговой системы и ипотечных бумаг);

применение аргентинского опыта: раскрытие информации о кредитах и обязательный выпуск банками субординированных котирующихся облигаций для рыночного контроля;

создание системы прогнозирования, мониторинга, развития и общего регулирования финансовых рынков.

В связи с затруднительным (и, видимо, преждевременным) характером изменения существующей разнородной системы государственного контроля над сегментами рынка предлагается использовать испанский опыт создания Координационного комитета в правительстве из представителей всех органов надзора, действующих в долгосрочной стратегией развития рынков, и контроля над финансовыми институтами.

Никакой набор разрозненных важных мер и развитие частичного законодательства не могут заменить единую программу. Как отмечалось, «необходимо проведение активной государственной политики, направленной на становление емкого и эффективного рынка ценных бумаг, являющегося качественным инвестиционным механизмом». Необходимы подготовка и обсуждение с заинтересованными сторонами, а также принятие на правительственном уровне в течение 2003 г. программы реформирования финансовых учреждений и развития финансовых рынков, которая охватывала бы все сегменты рынка и инструменты с началом реализации в 2004-2005 гг. От решения узких юридических проблем, которые создают проблемы сегодня, настало время перейти к стратегическим подходам. Программа должна ответить на концептуальные вопросы, которые неоднократно ставились в 90-х годах, но так и не нашли своего решения.

. Либеральная или закрытая система собственности и контроля, которые иначе могут именоваться англо-саксонской или азиатской.

. Соотношение и разделение ролей между развитием банков и финансовых рынков - вопрос о гармоничности развития.

. Будущее развитие государственных банков, в частности вопрос об их эволюции (прежде всего Сбербанка), поскольку они все больше выполняют функции банков развития.

. Единство законодательства и комплексность (сбалансированность) развития различных сегментов рынка и типов инструментов и финансовых институтов.

. Определение системы целей и мер в области формирования доверия к контрактной системе, надежности сберегательных учреждений.

. Определение долгосрочной политики инвестирования в финансовые институты, аккумулирующие сбережения основной массы населения: Сбербанк, пенсионные и частные страховые фонды.

. Определение отношения законодателя к желательной роли иностранных финансовых институтов на российском рынке в контексте ВТО.

. Определение отношения законодателя к роли западных финансовых рынков (банки и биржи вне страны) в финансировании российского бизнеса.

. Определение подходов к долгосрочному развитию частного (добровольного) пенсионного обеспечения как ключевому вопросу формирования финансовых рынков и реорганизации системы сбережений в стране.

. Выработка подходов к созданию невырожденной матрицы финансовых инструментов по типам и срочности, деривативам.

. Обеспечение достаточной дробности надежных финансовых инструментов с низкими трансакционными издержками выпуска для индивидуального владения гражданами.

. Определение методов внешнего финансирования долгосрочных крупных (коммерчески рискованных) проектов, возможного участия государства в этом процессе (энергетика, транспорт и т.п.) и роли специализированных финансовых инструментов.

. Определение роли законодательства о банкротстве: защита фирм от финансовых потрясений или способ перераспределения собственности.

. Определение роли саморегулирующихся организаций и дополнение органов государственного контроля в поддержании стабильности на финансовых рынках.

. Определение темпов и содержания перехода на международную систему финансовой отчетности, углубление внутреннего и внешнего аудита и контроля над финансовыми институтами в интересах как собственно вкладчиков, так и устойчивости финансовой системы.

. Определение целей и индикаторов развития сегментов рынка, методов и средств достижения, мониторинга и корректировки.

Представляется, что недостаточное внимание к реализации этих рекомендаций, дальнейшее промедление с решением рассмотренных проблем окажут пагубное влияние на развитие экономики и сделают нереалистичным выход ее на траекторию динамичного и устойчивого роста.

Заключение

Целью курсовой работы является исследование финансовой системы РФ.

В результате изучения существующей литературы по интересующей нас проблеме и проведенного анализа можно сделать следующие выводы.

Финансовая система это совокупность финансовых отношений, связанных с товарообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных целей, ради которых создавалось государство - разделение труда. На современном этапе выделяют четыре основных составляющих финансовой системы: государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специальные правительственные фонды.

Государственный бюджет - основное звено финансовой системы в любом государстве. Устройство бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством.

Финансовая политика играет важнейшую роль для достижения целей, поставленных перед государством. Финансовая политика определяет основные направления использования финансов. С помощью финансовой политики реализуется цель повышения эффективности использования финансовых ресурсов, достижение более высокого уровня жизни.

Как показал проведенный в работе анализ основных параметров действующей в настоящее время в Российской Федерации финансовой системы, по своим основным - внешним - характеристикам она вполне соответствует общепринятым в экономической науке и мировой практике представлениям: финансовая система Российской Федерации - это совокупность органов и институтов (звеньев), которые связаны с аккумуляцией, перераспределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Что же касается внутреннего устройства и основных принципов действия финансовой системы Российской Федерации, то они мало изменились со времени господства командно-административных методов управления и, как представляется, не полностью соответствуют задачам эффективной финансовой деятельности государства в условиях рыночной экономики. Подтверждением тому могут служить финансовые кризисы 1996 и 1998 годов, внедрение в экономическую практику государства всевозможных «нетрадиционных» способов расчетов субъектов бюджетно-финансовых отношений с федеральным бюджетом и т.п.. Появление последних, кстати, говорит о том, что государственная власть, во-первых, создает неравные условия для конкуренции, что недопустимо с точки зрения цивилизованного рынка, а во-вторых, сама признает неэффективность действующей системы налогообложения, кредитования и т.п., не позволяющей предпринимателям спокойно работать в заданных условиях. Среди существенных недостатков действующей финансовой системы можно назвать, в частности, следующие:

ориентацию кредитно-финансовой политики государства не на интересы населения России, повышение его благосостояния, а на интересы самого государства и безубыточность работы кредитных организаций. Так, в стране не созданы условия для увеличения накоплений, которые могли бы составить основной финансовый резерв экономики, для укрепления доверия масс к стабильности банковской системы, для повышения производительности труда. В результате реальный сектор экономики, т.е. тот, в котором, собственно, и происходит создание прибыли (национального дохода) остается заложником финансово-кредитной политики Правительства и Центрального Банка РФ;

отсутствие сбалансированности и достаточной прозрачности в расходовании бюджетных ресурсов (в частности, средств, направляемых на «военные» расходы, на кредитование зарубежных государств и др.. Соответствующие приложения к федеральному бюджету остаются засекреченными);

нерешенность двойственной проблемы: сохранения достаточно высокого уровня инфляции, систематического повышения цен на товары и услуги для населения - с одной стороны, и насыщения реального сектора экономики денежной массой, - с другой стороны; это обстоятельство создает в стране ущербную экономическую среду, в которой невозможен реальный экономический рост и улучшение качества жизни населения.

Следовательно, все названные проблемы еще требуют своего осмысления и соответствующего решения в рамках цивилизованного финансово-экономического и правового регулирования.

Список использованной литературы

.Конституция Российской Федерации

.Бюджетный кодекс Российской Федерации

.Гражданский Российской Федерации

.Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов / под общ. Ред. Проф. Л.И. Скворцова. - 24-е изд. испр. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007 - 1200с.

.Галицкая С. В. Деньги. Кредит. Финансы МГИМО. - М.: Экзамен, 2002. - 224 с.

.Грачев Е. Ю., Толстопятенко Г. П. Финансовое право учебник для вузов; М-во образования и науки РФ, Моск. Гос. юрид. акад. - М.: Проспект, 2008 с.

.Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 268 с.

.Нешитой А. С. Финансы учебник для вузов. - М.: Дашков и К, 2006. - 509 с.

.Романовский М. В. Финансы учебник для вузов СПб. гос. ун-т экономики и финансов. - М.: Юрайт, 2002. - 503 с.

.Химичев Н. И. Финансовое право учебник для вузов. - М.: Проспект, 2005. - 749 с.

.Министерство финансов Российской Федерации: итоги и новые задачи // Финансы. - 2007. - №11. с. 3-9

.Повышение устойчивости финансовой системы страны - важное направление деятельности Минфина России // Финансы. - 2006. - №5. с. 3-14

. Современная финансовая система Российской Федерации // Государство и право. - 2004. - № 6. - с. 95-98

Похожие работы на - Финансовая система Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!