Финансовая отчетность на предприятии ТОО 'Онал'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,02 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовая отчетность на предприятии ТОО 'Онал'

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1.Теоретические аспекты финансовой отчетности предприятия

.1 Понятие, порядок составления, виды и требования, предъявляемые к финансовой отчетности предприятия

.2 Характеристика и структура финансовой отчетности предприятия

.3 Пояснительная записка, особенности ее применения

Глава 2.Особенности составления финансовой отчетности предприятия

.1 Требования, предъявляемые к финансовой отчетности в ТОО «Онал»

.2 Формы, виды и документальное оформление финансовой отчетности, применяемые в ТОО «Онал»

2.3 Финансовая отчетность ТОО «Онал» в соответствии с МСФО

2.4 Инвентаризация и другие подготовительные работы перед составлением финансовой отчетности в ТОО «Онал»

Глава 3. Мероприятия по совершенствованию финансовой отчетности предприятия

.1 Совершенствование финансовой отчетности с помощью применения МСФО

.2 Обзор Германской практики построения финансовой отчетности предприятия

.3 Составление финансовой отчетности в соответствии с НСФО 1 и 2

.4 Автоматизация финансовой отчетности по 1С:Бухгалтерия 8.0

Заключение

Приложения

Введение

Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что экономические решения, которые принимают пользователи финансовой отчетности, требуют оценки способности организации генерировать деньги и их эквиваленты, а также своевременности и стабильности их генерирования. Эта способность в конечном итоге определяет, например, способность организации платить своим работникам, поставщикам, обеспечивать выплату вознаграждений, погашать займы и распределять доходы среди своих собственников. Пользователи могут лучше оценить способность организации генерировать деньги и их эквиваленты, если они обеспечены информацией, которая отражает финансовое положение, результаты деятельности и изменения в финансовом положении организации.

На финансовое положение организации влияют экономические ресурсы, которые она контролирует, ее финансовая структура, ликвидность, платежеспособность и способность реагировать на изменения среды, в которой она работает. Информация об экономических ресурсах организации и ее способности в прошлом преобразовывать эти ресурсы полезна для прогнозирования ее способности генерировать деньги и их эквиваленты в будущем. Информация о финансовой структуре полезна для определения будущих потребностей в заемных средствах, а также при распределении будущих денежных потоков и доходов между участниками, имеющими долю в организации. Эта информация также полезна при определении способности организации получать финансирование в дальнейшем. Информация о ликвидности и платежеспособности полезна для определения способности организации своевременно погашать свои обязательства.

Информация о результатах деятельности организации, в частности о ее доходности, требуется для оценки потенциальных изменений в экономических ресурсах, которые она, вероятно, будет контролировать в будущем. В этой связи большое значение имеет информация об изменении результатов по сравнению с прошлым периодом. Информация о результатах деятельности организации полезна для прогнозирования ее способности создавать потоки денег за счет имеющихся ресурсов. Она также важна для формирования суждения об эффективности, с которой организация могла бы использовать дополнительные ресурсы.

Цель настоящей курсовой работы заключается в том, чтобы на основе изученного теоретического и практического материала осветить основные вопросы темы бухгалтерской финансовой отчетности, чему способствуют следующие поставленные задачи:

определить сущность, значение и характер финансовой отчетности;

рассмотреть порядок подготовительной работы по составлению финансовой отчетности;

охарактеризовать составление финансовой отчетности в соответствии с применявшимися национальными стандартами и международными стандартами финансовой отчетности;

проанализировать значение, характеристику и составление финансовой отчетности на примере ТОО «Онал»;

выявить направления по совершенствованию финансовой отчетности на ТОО «Онал».

Глава 1.Теоретические аспекты финансовой отчетности предприятия

.1 Понятие, порядок составления, виды и требования, предъявляемые к финансовой отчетности предприятия

Под отчетностью понимают систему итоговых показателей, комплексно характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за истекший период. Составление отчетности является завершающим этапом учетной работы. Целью финансовой отчетности является предоставление пользователям полезной, значимой и достоверной информации о реальном финансовом положении юридического лица, результатах деятельности и изменениях в его финансовом положении за отчетный период. В число пользователей финансовой отчетности входят настоящие и потенциальные инвесторы, кредиторы, поставщики, покупатели, работники, а также государственные органы и общественность. Финансовая отчетность содержит информацию, полезную для принятия инвестиционных решений и решений по предоставлению кредитов, оценки будущих денежных потоков субъекта, оценки ресурсов, обязательств субъекта в связи с вверенными ему ресурсами, оценки работы руководящих органов.

Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности предприятия, а также для экономического анализа его хозяйственной деятельности. Наряду с этим, отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования и прогнозирования.

Основными требованиями, которые предъявляются к отчетности, являются объективное и точное отражение действительных результатов деятельности предприятия, строгая увязка всех показателей, согласованность бухгалтерской и оперативно-статистической отчетности, соблюдение методологических и других положений. За предоставление искаженной отчетности и оценки статей баланса руководители и главные бухгалтеры, виновные в этом, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

Для своевременного и качественного составления баланса и других форм отчетности бухгалтерия должна обеспечить предоставление производственными и другими подразделениями предприятия всей документации и установленных материальных и других отчетов в соответствии с графиком и в полном объеме.

Отчетность должна быть составлена по данным первичных документов, обобщенных в соответствующих накопительных документах и учетных регистрах в установленных формах. Следует иметь в виду, что учетные регистры должны содержать аналитические данные, в которых накапливают необходимую информацию на начало года, за год и на конец года для составления отчетности.

1.2 Характеристика и структура финансовой отчетности предприятия

финансовый отчетность инвентаризация записка

Финансовая отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о результатах финансово-хозяйственной деятельности, отчета о движении денежных средств, пояснительной записки к ним и другой дополнительной информации в виде таблиц и диаграмм.

Баланс и другие формы отчетности в целях обеспечения точности показателей необходимо подвергнуть тщательной арифметической и логической проверке. Преемственность баланса устанавливают путем сличения данных по его статьям на начало отчетного периода с данными по этим же статьям за текущий период по графе на конец года.

Порядок составления финансовой отчетности регулируется стандартами бухгалтерского учета: № 2 «Бухгалтерский баланс и основные раскрытия в финансовых отчетах» (СБУ 2), № 3 «Отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности» (СБУ 3) и № 4 «Отчет о движении денежных средств» (СБУ 4).

Годовая отчетность представляется: собственникам (участникам) или уполномоченным ими органам в соответствии с учредительными документами; органу налоговой инспекции (по месту нахождения предприятия); местному финансовому органу, органам государственной статистики.

Бухгалтерскую отчетность подписывают руководитель и главный бухгалтер предприятия, которые несут ответственность за достоверность и своевременность ее представления; она является открытой к публикации для заинтересованных пользователей, ее достоверность подтверждается независимым аудитором.

Если после предоставления хозяйствующими субъектами финансовой отчетности будут выявлены неточности, то сумму корректировки ошибок, допущенных при составлении финансовых отчетов за предыдущие периоды, включают в доход или убыток отчетного периода.

Сумму корректировки существенной ошибки, относящейся к предыдущим периодам, отражают в отчете путем изменения начального сальдо нераспределенного дохода или включают в расчет при определении чистого дохода или убытка отчетного периода.

1.3 Пояснительная записка, особенности ее применения

Пояснительная записка к финансовой отчетности - основной аналитический документ, составляемый на предприятии. В ней, в первую очередь, должна быть дана краткая опенка выполнения бизнес-плана по всем его разделам с раскрытием основных причин, положительно и отрицательно повлиявших на работу предприятия в отчетном периоде.

Пояснительная записка в части финансовой отчетности должна раскрывать следующие основные вопросы.

. Основные положения (варианты организации учета), заложенные в учетной политике субъекта, в части учета:

нематериальных активов и основных средств - методы оценки и начисления амортизации;

- инвестиционной политики субъекта - определение балансовой стоимости финансовых инвестиций и дохода от переоценки после выбытия переоцененных долгосрочных финансовых инвестиций; ограничения по реализации инвестиций, получение дохода; периодичность переоценки и др.;

товарно-материальных запасов - методы учета запасов и их оценки, методы оценки готовой продукции и незавершенного производства, товаров приобретенных и др.;

формы расчетов с покупателями и заказчиками, разными дебиторами, дочерними, зависимыми и совместно контролируемыми товариществами, создания резерва по сомнительным долгам и др.;

собственного капитала - формирование уставного и резервного капиталов, списание в доход дополнительно неоплаченного капитала, распределение доходов отчетного года, выплата дивидендов и др.;

обязательств - кредитная политика, создание резервов на оплату отпусков, и др.;

доходов и расходов, производственного учета - организация учета доходов и расходов, методы организации учета затрат в основном и вспомогательном производстве (простой, попередельный, позаказный и др.), методы оценки незавершенного производства (инвентарный, по степени готовности и др.), учет движения полуфабрикатов собственного производства (полуфабрикатный, бесполуфабрикатный), методы распределения накладных расходов и др.

Если в отчетном году произошли изменения в принятой учетной политике, то их необходимо раскрыть и дать обоснование; если они повлекли за собой существенные финансовые и материальные последствия, то необходимо сделать оценку (расчет) таких изменений.

. По балансу в пояснительной записке должны быть раскрыты долгосрочные и текущие активы, собственный капитал, долгосрочные обязательства, текущие обязательства.

. По Отчету о результатах финансово-хозяйственной деятельности в пояснительной записке следует осветить следующие вопросы:

- факторы, повлиявшие на снижение дохода от всех видов деятельности предприятия; факторы, повлиявшие на увеличение себестоимости реализованной продукции;

показать рост или снижение уровня общих и административных расходов, выплат по процентам и расходов по реализации к объему реализации, уровню прошлого года и др.;

- убытки и доходы от чрезвычайных ситуаций - дать пояснение по каждой чрезвычайной ситуации, имевшей место в отчетном году;

-необходимо осветить и другие хозяйственные операции, которые существенно повлияли на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия в отчетном году.

4. По Отчету о движении денежных средств в пояснительной записке следует осветить следующие основные вопросы:

- какой метод использовался предприятием для раскрытия движения денежных средств от операционной деятельности (прямой или косвенный метод);

денежные поступления и выплаты от имени клиентов раскрываются на нетто-основе, когда движение денежных средств отражает больше деятельность клиентов, чем самого предприятия;

ограничения по движению денежных средств и др.

5. В пояснительной записке должна быть дана общая оценка финансового положения и финансовой деятельности предприятия.

Глава 2.Особенности составления финансовой отчетности предприятия

.1 Требования, предъявляемые к финансовой отчетности в ТОО «Онал»

При составлении финансовой отчетности Товарищество руководствуется Международными стандартами финансовой отчетности.

Представление элементов финансовой отчетности в балансе и отчете о прибылях и убытках предусматривает создание классов (статей) исходя из характера и функций элементов. При принятии решения о выделении классов в рамках элементов финансовой отчетности следует руководствоваться принципом существенности - все существенные статьи активов, обязательств, капитала, доходов и расходов должны быть представлены отдельно.

2.2 Формы, виды и документальное оформление финансовой отчетности, применяемые в ТОО «Онал»

Бухгалтерский баланс отражает финансовое положение товарищества и представляет информацию об активах, обязательствах и собственном капитале. Основываясь на характере хозяйственных операций, активы и обязательства в балансе подразделяются на краткосрочные (оборотные) и долгосрочные (внеоборотные). Бухгалтерский баланс ТОО «Онал» по состоянию на 31 декабря 2007 года представлен в Приложении 1.

Актив должен классифицироваться как краткосрочный, когда:

- его предполагается реализовать или держать для продажи или использования в нормальных условиях операционного цикла товарищества;

он является активом в виде денежных средств или их эквивалентов, не
имеющих ограничений на использование.
Все прочие активы должны классифицироваться как долгосрочные. Обязательства классифицируются как краткосрочные, когда:

- предполагается погасить в нормальных условиях операционного цикла товарищества;

они подлежат погашению в течение 12 месяцев с отчетной даты.

Все прочие обязательства должны классифицироваться как долгосрочные. Долгосрочные обязательства отражаются по дисконтированной стоимости будущего чистого выбытия денег, которые, как предполагается, потребуются для погашения обязательств при нормальном ходе дел.

Сумма любого обязательства, которое исключено из краткосрочных обязательств в соответствии с требованиями учетной политики, должна раскрываться в пояснительной записке к финансовой отчетности, вместе с информацией, обосновывающей такое представление.

Отчет о доходах и расходах представлен функциональным методом анализа затрат, а именно, классифицирует расходы, в соответствии с их функцией, как часть себестоимости продаж, реализации и административной деятельности. В соответствии с этим методом Товарищество представляет в отчете о доходах и расходах раздельно информацию по следующим классам элементов финансовой отчетности:

- доход от реализации товаров;

себестоимость реализованных товаров;

валовой доход;

прочие доходы;

административные расходы;

прочие доходы и расходы;

операционная прибыль (убыток);

финансовые расходы;

прибыль (убыток) от долевого участия;

прибыль (убыток) от обычной деятельности до налогообложения;

расходы по корпоративному подоходному налогу;

прибыль (убыток) от обычной деятельности после налогообложения;

доля меньшинства.

Отчет о доходах и расходах ТОО «Онал» по состоянию на 31 декабря 2007 года представлен в Приложении 2.

В примечаниях Товарищество раскрывает дополнительную информацию о характере расходов, в том числе расходов на амортизацию и оплату труда.

Отчет о движении денежных средств составляется прямым методом расчета, в котором предусматривается разделение источников и направлений использования денежных средств в разрезе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Отчет о движении денег ТОО «Онал» представлен в Приложении 3.

Отчет об изменениях в капитале отражает изменение чистых активов Товарищества в течение отчетного периода. Эти изменения представляют собой суммарную прибыль и убытки в результате деятельности Товарищества в течение периода, а также изменения в результате операций с учредителями. Отчет об изменениях в собственном капитале ТОО «Онал» представлен в Приложении 4.

Отчет об изменениях в собственном капитале должен раскрывать следующую информацию:

- прибыль или убыток за период;

- каждую статью доходов и расходов, прибыли и убытков, которая признается непосредственно в капитале, и сумму таких статей;

- сумму доходов и расходов за период (рассчитываемую как сумму
предыдущих пунктов) с раздельным представлением доли основных
учредителей и доли меньшинства;
- совокупный эффект изменений в учетной политике и корректировку существенных ошибок прошлых периодов.
В пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности Товарищество представляет:

информацию об основе подготовки финансовой отчетности и выбранной учетной политике;

раскрытия, которые требуются по МСФО, но не представленные в финансовой отчетности;

- дополнительную информацию, которая не представлена в самой финансовой отчетности, но необходима для достоверного представления.

Также в пояснительной записке, как было указано выше, раскрывается дополнительная информация следующего характера.

Учет нематериальных активов Товарищества ведется в соответствии с МСФО 38 «Учет нематериальных активов». В соответствии с п.3 МСФО 38 первоначальной стоимостью является стоимость приобретения включающая все затраты, понесенные в связи с приобретением актива, непосредственно связанные с приведением НМА в состояние готовности к использованию по назначению. Движение нематериальных активов отражено в Приложении 5.

Амортизационные отчисления по нематериальным активам определяются в размере 15% от первоначальной стоимости исходя из срока службы нематериальных активов, и равномерно относятся на общие и административные расходы (сч.7210).

Учет основных средств товарищества ведется в соответствии с МСФО 16 «Учет основных средств». Первоначальная стоимость основных средств производится в соответствии с п.3 МСФО 16. наличие и движение основных средств за 2007 год отражено в Приложении 6.

За отчетный год начисление амортизации производилось методом равномерного списания стоимости в предельных нормах амортизации, установленных в налоговом законодательстве и принятые Учетной политикой товарищества.

Учет товарно-материальных ценностей ведется в соответствии с МСФО 2 «Учет товарно-материальных запасов». Остатки товарно-материальных ценностей приведены в таблице 1 (см. Приложение 7).

Оценка себестоимости товарно-материальных ценностей производится методом средневзвешенной стоимости.

Задолженность покупателей и заказчиков классифицируется как краткосрочная дебиторская задолженность, а задолженность перед поставщиками и подрядчиками, начисления работникам и другие обязательства классифицируются как краткосрочные обязательства.

Расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности приведена в таблице 2, 3 (см. Приложение 8 и 9).

Собственный капитал на конец отчетного года составляет 246690 тыс. тенге., в том числе:

Уставный капитал - 95168 тыс. тенге (заявлен 98397 тыс. тенге)

  • Нераспределенный доход предыдущих лет - 133234тыс. тенге.
  • - Нераспределенный доход отчетного года - 18288тыс. тенге
  • Доход от основной деятельности с учетом корректировок составляет от:
  • реализации металлоизделий - 394929,5тыс. тенге.
  • от реализации электропродукции - 30059,8 тыс. тенге.
  • от реализации химической продукции - 4797,7тыс. тенге.
  • Итого - 430369,3 тыс. тенге.
  • Доход от неосновной деятельности - 54687,5 тыс. тенге.
  • Всего - 485056,8 тыс. тенге
  • Расходы за отчетный год составили в тыс. тенге:
  • Себестоимость реализованной продукции - 281235тыс. тенге
  • Итого 281235тыс. тенге
  • Расходы по реализации продукции - 96941 тыс. тенге
  • Общие и административные расходы - 44128 тыс. тенге
  • Расходы в виде вознаграждения (% за кредит) - 23927 тыс. тенге
  • Расходы от неосновной деятельности - 12537 тыс.тенге
  • Итого 177533 тыс. тенге
  • Всего - 45 8768 тыс. тенге
  • Финансовый результат товарищества текущего отчетного года
  • Доход от реализации готовой продукции, за выполненные работы - 430369тыс. тенге
  • Валовой доход - 149134 тыс. тенге
  • Чистый доход - 18288тыс. тенге
  • Налоговые платежи ТОО «Онал» включаются в расходы предприятия и представлены в таблице 15 (см. Приложение 10). Всего сумма налоговых и обязательных платежей, уплаченных в бюджет за отчетный год составила 128709 тыс. тенге, в том числе НДС 66993 тыс. тенге.
  • В ноябре 2004 года между ТОО «Онал» и СФ АО «Банк ЦентрКредит» было заключено Соглашение №50 на сумму 10 000 000 тенге и ставкой вознаграждения 14%, одним из залоговых обеспечений которого стало здание ТОО «Онал».
  • Основной задачей привлечения займа является расширение ассортимента продаваемых товаров, в том числе, приобретение нового оборудования, строительство объектов производственного назначения.
  • В ноябре 2006 года СФ АО «АТФ Банк» вышел с предложением о выкупе кредита у СФ АО «банк ЦентрКредит» с увеличением срока кредитования и уменьшением ставки вознаграждения до 13%. Таким образом между ТОО «Онал» и СФ АО «АТФ Банк» было заключено Рамочное соглашение банковского займа №КК218-2006 от 08.11.2006г., на сумму 10 000 000 тенге, сроком на 7 (семь) лет.
  • Задолженность по кредиту на конец 2007 года перед СФ АО «АТФ Банк» составила 4 299,7 тыс. тенге.
  • Всего начислено процентов за пользование банковским кредитом 23927 тыс. тенге из них
  • СФ АО «Банк ЦентрКредит» - 20141 тыс. тенге.
  • СФ АО «АТФ Банк» - 3786 тыс. тенге
  • Всего выплачено процентов за пользование банковским кредитом 25184тыс. тенге. из них
  • СФ АО «Банк ЦентрКредит» - 22135,9 тыс. тенге (из них 20141 тыс. тенге. начислено за 2007 год и 1995 тыс. тенге задолженность на 01.01.2008г.)
  • СФ АО «АТФ Банк» - 3048,1 тыс. тенге
  • Задолженность по вознаграждению на конец 2006 года перед СФ АО «АТФ Банк» составила 738 тыс. тенге.
  • 2.3 Финансовая отчетность ТОО «Онал» в соответствии с МСФО
  • Учет основных средств товарищества ведется в соответствии с МСФО 16 «Учет основных средств». Первоначальная стоимость основных средств производится в соответствии с п. З МСФО 16. За отчетный год начисление амортизации производилось методом равномерного списания стоимости в предельных нормах амортизации, установленных в налоговом законодательстве и принятые Учетной политикой товарищества.
  • Учет нематериальных активов Товарищества ведется в соответствии с МСФО 38 «Учет нематериальных активов». В соответствии с п. З МСФО 38 первоначальной стоимостью является стоимость приобретения включающая все затраты, понесенные в связи с приобретением актива, непосредственно связанные с приведением НМА в состояние готовности к использованию по назначению.
  • Подраздел 1100 «Краткосрочные финансовые инвестиции» Типового плана счетов предназначен для обобщения информации о наличии и движении краткосрочных (на срок не более одного года) инвестиций компании в ценные бумаги других компаний и предоставленных компанией займов для другой организации. На ТОО «Онал» за рассматриваемый период инвестиционные вложения не производились.
  • Учет товарно-материальных ценностей ведется в соответствии с МСФО 2 «Учет товарно-материальных запасов». Оценка себестоимости товарно-материальных запасов производится методом средневзвешенной стоимости.
  • Учет запасов в Товариществе производится в соответствии с международным стандартом бухгалтерского учета 2 «Запасы». Для учета наличия и движения запасов в бухгалтерии применяются счета раздела 1 подраздела 1300 «Запасы» рабочего плана счетов:
  • - 1310 «Сырье и материалы», где учитываются сырье и материалы, предназначенные для дальнейшего использования в производственном процессе;
  • - 1320 «Готовая продукция», где учитывается готовая продукция;
    - 1330 «Товары», где отражаются операции, связанные с движением товаров, закупленных и хранящихся для перепродажи;
  • -1340 «Незавершенное производство», где учитываются затраты по незавершенному производству;
  • - 1350 «Прочие запасы», где учитываются прочие запасы, например такие как: покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали, топливо, тара и тарные материалы, запасные части, материалы, переданные в переработку, строительные материалы и другие и др.;
  • - 1360 «Резерв по списанию запасов», где отражаются операции, связанные с созданием и движением резервов на снижение стоимости запасов до чистой стоимости реализации в связи с повреждением или моральным устареванием. Учет денежных средств предприятия осуществляется в соответствии с МСФО 7 «Отчеты о движении денежных средств» на счетах подраздела 1000 «Денежные средства» 1010-1070.
  • Остатки по счетам «Денежные средства в кассе», «Денежные средства на текущих банковских счетах в тенге и в валюте», «Денежные средства на специальных счетах», «Денежные средства в пути» отражаются в балансе в разделе оборотных активов по статье «Денежные средства и их эквиваленты».
  • Учет дебиторской задолженности ТОО «Онал» ведется на счетах подраздела 1200 «Краткосрочная дебиторская задолженность» счета 1210-1290 и 2100 «Долгосрочная дебиторская задолженность» на счетах 2110-2180.
  • Суммы полученных займов отражаются в корреспонденции со счетами подраздела 1060, 1050, 1040, 3320, 3310 др.
  • На суммы погашенных кредитов дебетуются соответствующие счета подраздела 3000 «Краткосрочные финансовые обязательства».
  • Аналитический учет краткосрочных займов ведется по видам кредитов, банкам, предоставившим их, и отдельным кредиторам.
  • Операции по учету оплаты труда на ТОО «Онал» ведутся на счете 3350 «Краткосрочная задолженность по оплате труда».
  • Для учета доходов товарищество применяет счета подраздела 5400 «Нераспределенный доход (непокрытый убыток)», 6000 «Доход от реализации продукции и оказания услуг», 6100 «Доход от финансирования», 6200 «Прочие доходы», 6300 «Доходы, связанные с прекращением деятельности».
  • К расходам предприятия относятся также налоговые отчисления. Для ведения учета налога на прибыль товарищество применяет следующие синтетические счета: 1410 «Корпоративный подоходный налог», 2810 «Отложенные налоговые активы по корпоративному подоходному налогу», 3110 «Корпоративный подоходный налог, подлежащий уплате», «4310 «Отложенные налоговые обязательства по корпоративному подоходному налогу».
  • Товарищество применяет для учета расходов будущих периодов следующие синтетические счета: 1620 «Расходы будущих периодов» (краткосрочные), 2920 «Расходы будущих периодов» (долгосрочные).
  • Для учета доходов от реализации продукции и оказанных услуг товарищество применяет следующие синтетические счета: 6010 «Доход от реализации продукции», 6020 «Возврат проданной продукции», 6030 «Скидки с цены и продаж».
  • 2.4 Инвентаризация и другие подготовительные работы перед составлением финансовой отчетности в ТОО «Онал»
  • Стандартом бухгалтерского учета № 24 «Организация бухгалтерского учета» (СБУ 24) предусмотрен порядок инвентаризации различного рода имущества и обязательств. Периодичность, сроки проведения инвентаризаций, состав инвентаризационной комиссии утверждают в учетной политике, разрабатываемой каждым хозяйствующим субъектом.
  • Для проведения инвентаризационной работы на каждом предприятии создают постоянно действующую инвентаризационную комиссию. При большом объеме работ для проведения инвентаризации имущества на складах, в цехах и других подразделениях предприятия, а также проверки финансовых обязательств создаются рабочие комиссии; при малом объеме работ проведение инвентаризации допускается возлагать на ревизионную комиссию.
  • Перед началом проведения инвентаризации членам рабочих инвентаризационных комиссий вручают приказ, в котором устанавливают сроки начала и окончания работы.
  • Ко дню окончания снятия фактических остатков должна быть закончена обработка всех документов по приходу и расходу ценностей, произведены соответствующие записи в карточках (книгах) аналитического учета и выведены остатки на день инвентаризации.
  • Прежде чем приступить к проверке фактического наличия товарно-материальных ценностей, рабочая инвентаризационная комиссия обязана:
  • - опломбировать подсобные помещения, подвалы и другие места хранения ценностей, имеющие отдельные входы и выходы;
  • - проверить исправность всех весоизмерительных приборов и соблюдение установленных сроков их клеймения;
  • - получить последние на момент инвентаризации реестры приходных и расходных документов или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.
  • Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к этим реестрам (отчетам) с указанием «до инвентаризации на ...» (дата), что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков ценностей к началу инвентаризации по учетным данным.
  • Лица, ответственные за сохранность ценностей, дают в описи расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на ценности сданы в бухгалтерию (в центральную бухгалтерию или в учетно-контрольную группу центральной бухгалтерии) и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки берут лиц, имеющих подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение ценностей.
  • При внезапных инвентаризациях все товарно-материальные ценности подготавливают к инвентаризации в присутствии инвентаризационной комиссии, в остальных - заблаговременно. Они должны быть сгруппированы, рассортированы и уложены в определенном порядке, удобном для подсчета их количества.
  • Инвентаризацию основных средств, сырья, материалов, готовой продукции, товаров, денежных средств и других ценностей проводят по каждому их местонахождению и ответственному лицу, на хранении у которого они находятся.
  • Проверку фактических остатков осуществляют при обязательном участии материально ответственных лиц (кассиров, заведующих хозяйствами, торговых предприятий, секций, кладовых, заготовительных пунктов и др.).
  • Наличие ценностей при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.
  • По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество, в виде исключения, могут определять на основе документов с обязательной проверкой в натуральном выражении (на выборку) части этих ценностей.
  • Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов; акты обмеров и расчеты прикладывают к описи. При инвентаризации больших количеств весовых товаров ведомости отвесов ведут один из членов рабочей инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают, и выверенный итог вносят в инвентаризационную опись. Ведомости отвесов прикладывают к описи.
  • Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество показывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.
  • Описи подписывают все члены рабочей инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией ценностей в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленных в описи ценностей на ответственное хранение.
  • При проверке фактического наличия ценностей в случае смены материально ответственных лиц в инвентаризационных описях лицо, принявшее ценности, расписывается в их получении, а сдавшее - в их сдаче.
  • На ценности, не принадлежащие хозяйствующему субъекту, но находящиеся у него на хранении, составляют отдельные описи.
  • Если инвентаризация ценностей не закончена в течение одного дня, она должна быть закончена в течение последующих дней. В этом случае помещения, где хранятся ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Пломбир во время работы инвентаризационной комиссии хранится у председателя комиссии. Во время перерывов работы инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в закрытом помещении, где проводится инвентаризация, в ящике (шкафу, сейфе).
  • Работу рабочей инвентаризационной комиссии оформляют протоколом, в котором отражают результаты инвентаризации, а также проверки состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей.
  • При наличии неиспользуемых и неполноценных товарно-материальных ценностей в протоколе указывают время их завоза, наименование поставщика, состояние ценностей на момент инвентаризации и причины понижения их качества. На такие товарно-материальные ценности составляют определенные инвентаризационные описи, а сами эти ценности в местах хранения размещают обособленно.
  • На ценности, пришедшие в негодность, составляют отдельную инвентаризационную опись. В протоколе комиссии их отмечают отдельно, причем указывают причины порчи и виновных в этом лиц.
  • В протоколе комиссия отражает свои выводы по результатам инвентаризации ценностей и дает предложения по устранению выявленных недостатков, зачету недостач и излишков по пересортице, а также списанию недостач в пределах норм естественной убыли.
  • По окончании инвентаризации все материалы по ней и протокол комиссии передают на рассмотрение постоянно действующей инвентаризационной комиссии.
  • Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других предприятий, заносят в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственное хранение. В описях на эти ценности указывают их наименование, количество, сорт, фактическую стоимость (по данным учета), дату принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов.
  • При получении от предприятий, на ответственном хранении которых эти ценности находятся, копий инвентаризационных описей, комиссия сопоставляет фактическое наличие ценностей с количеством, установленным по документам.
  • Инвентаризируемые основные средства, товарно-материальные ценности, нематериальные активы заносят в описи; инвентаризацию денежных средств, ценных бумаг и расчетов оформляют актом. Инвентаризационные описи могут быть заполнены как средствами вычислительной и другой техники, так и ручным способом. В инвентаризационных описях не рекомендуется оставлять незаполненные строки и делать какие-либо помарки и подчистки. В последних листах описей незаполненные строки прочеркиваются.
  • В тех случаях, когда материально ответственное лицо обнаружит после инвентаризации ошибки в инвентаризационных описях, оно может (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом инвентаризационной комиссии. Заявление материально ответственного лица о том, что недостача или излишки были вызваны ошибкой в наименовании, пропуском, просчетом и т.д., принимаются до открытия склада, кладовой, секции, где проводили инвентаризацию.
  • Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке. Исправление ошибок производят во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных. Исправления оговариваются и подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
  • При необходимости проводят контрольные проверки инвентаризации, в которых принимают участие и члены инвентаризационных комиссий, и материально ответственные лица.
  • За внесение в описи заведомо неправильных данных о фактических остатках с целью сокрытия недостач или излишков комиссия несет ответственность в установленном законодательством порядке.
  • В бухгалтерии данные инвентаризационных описей сверяют с остатками, отраженными в учете, и составляют сличительные ведомости.
  • До начала работ по составлению сличительных ведомостей и определения результатов инвентаризации бухгалтерия предприятия тщательно проверяет правильность всех подсчетов, приведенных в инвентаризационных описях (актах). Обнаруженные ошибки в ценах, таксировке и подсчетах должны быть исправлены и оговорены за подписями всех членов комиссии и материально ответственных лиц.
  • На последней странице инвентаризационной описи также должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.
  • Сличительные ведомости составляют по ценностям, по которым при инвентаризации выявлены отклонения от учетных данных. На основании сличительных ведомостей и полученных объяснений материально ответственных и других лиц инвентаризационная комиссия устанавливает причину выявленных недостач, потерь и порчи ценностей, излишков и в соответствии с этим определяет порядок урегулирования получившихся разниц.
  • На основании представленных объяснений и материалов, постоянно действующая инвентаризационная комиссия устанавливает характер выявленных недостач, потерь и порчи ценностей, а также их излишков.
  • Постоянно действующая инвентаризационная комиссия проверяет правильность составления сличительных ведомостей, и свои заключения, предложения по результатам инвентаризации отражает в протоколе, где приводят подробные сведения о причинах и виновниках недостач, потерь и излишков, указывают, какие меры приняты по отношению к виновным лицам, а также дают предложения по регулированию расхождений между фактическим наличием ценностей и данными бухгалтерского учета.
  • В соответствии со стандартами бухгалтерского учета результаты инвентаризации регулируют в следующем порядке:
  • - взаимный зачет излишков и недостач (допускается, когда пересортица произошла в один и тот же период, у одного и того же материально ответственного лица, в отношении ценностей одного и того же наименования); в бухгалтерском учете взаимный зачет не находит отражения;
  • - излишки подлежат оприходованию с последующим установлением причин их возникновения и виновных в этом лиц; при этом в бухгалтерском учете дебетуются счета учета активов и кредитуется счет прочих доходов, поскольку оприходованные излишки являются доходом предприятия;
  • - недостачу ценностей независимо от причин возникновения списывают с подотчета материально ответственных лиц;
  • - недостачу в пределах норм естественной убыли списывают на издержки производства;
  • - недостачу сверх норм естественной убыли, потери от порчи ценностей, а также их хищения при отсутствии конкретных виновников и в случае отказа судом во взыскании с материально ответственного лица вследствие необоснованности исков списывают на расходы периода;
  • - недостачу, потери от порчи ценностей, хищения, по которым установлены виновные лица, взыскивают с конкретных виновников. В бухгалтерском учете оформляется дебиторская задолженность конкретного виновного лица перед предприятием.
  • Глава 3. Мероприятия по совершенствованию финансовой отчетности предприятия
  • 3.1 Совершенствование финансовой отчетности с помощью применения МСФО
  • финансовый отчетность инвентаризация записка
  • Первым этапом при переходе на составление финансовой отчетности по Международным стандартам финансовой отчетности является использование МСФО 1 (IFRS) «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности».
  • Указанный стандарт требует составления начального баланса по МСФО на момент перехода на Международные стандарты финансовой отчетности, который будет являться начальным пунктом для ведения учета компании в соответствии с МСФО. Таким образом, IFRS 1 требует, чтобы датой перехода на МСФО являлся самый ранний период, за которую компания предоставляет полную сравнительную информацию в соответствии с МСФО.
  • В соответствии с этим стандартом организации, переходящие, например, на МСФО с 1 января 2008 года, пересчитывают свой баланс за 2007 год в соответствии с требованиями МСФО, который послужит в качестве начального баланса (отправным пунктом) для ведения учета в соответствие с МСФО с 2008 г. В то же время МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» требует, чтобы первая финансовая отчетность организации по МСФО включала сравнительную информацию в соответствии с МСФО хотя бы за один год.
  • Таким образом, компании, начиная с 1 января 2006 года, составляют финансовую отчетность в соответствии с МСФО, и 2006 год является годом перехода, корректировки и предоставления сравнительных данных в соответствии с МСФО, однако отчетность за 2006 год, составленная в соответствии с МСФО, не является первой полноценной финансовой отчетностью по МСФО, а таковой является только финансовая отчетность за 2007 год. Данный период будет первым отчетным периодом предоставления финансовой отчетности по МСФО.
  • В качестве вступительного в МСФО сальдо нельзя использовать предыдущие балансовые показатели, которые сформированы по активам, обязательствам и капиталу, ранее отраженных в отчетности по казахстанским стандартам. В процессе переквалификации корректируются отчетные статьи бухгалтерского баланса, отчета о доходах и расходах, отчета о движении денег, отчета об изменении собственного капитала. Пересматривается учетная политика компании в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, в частности, необходимо пересмотреть учет товарно-материальных запасов, резервов, пенсий, финансовых инструментов, отложенных налогов и т. д.
  • Цель рабочего этапа состоит в выявлении основных отличий между учетом по Казахстанским стандартам бухгалтерского учета и учетом по МСФО. В первую очередь необходимо проанализировать финансово-хозяйственную деятельность компании и систему бухгалтерского учета: типовые операции, учетную политику и рабочий план сетов, который необходимо перевести на Международный четырехзначный план счетов.
  • Трансформация финансовой отчетности в соответствии с требованиями МСФО можно производить следующими основными методами:
  • методом трансформации отчетности
  • методом трансляции проводок
  • методом параллельного учета.
  • В основе первых двух методов лежит построение специальных трансформационных таблиц:

1. Сводная таблица тенговых корректирующих (трансформационных, исправительных проводок).

. Сводная таблица валютных корректирующих проводок.

. Сводная таблица трансформации баланса, при котором все материальные статьи переводятся по средневзвешенным историческим курсам, денежные по последнему курсу.

. Сводная таблица корректирующих проводок по перегруппировке статей отчета о прибылях и убытках.

Все таблицы взаимосвязаны и позволяют в итоге получить трансформированный отчет о прибылях и убытках и трансформированный бухгалтерский баланс.

Параллельный учет ведется с помощью специального программного обеспечения. Для его ведения используют два плана счетов: казахстанский и международный, и при настройке типовых операций записываются как казахстанские, так и международные шаблоны проводок. Введенные операции автоматически разносятся по различным модулям, что дает максимальную детализацию информации.

Процедура трансформации состоит из нескольких этапов, важнейшим из которых является переквалификация доходов, расходов, активов и обязательств, для предоставления отчетности в формате МСФО.

Компания должна проанализировать все свои активы и обязательства по состоянию на дату перехода на МСФО независимо от того, подлежат они отражению в балансе согласно казахстанскому законодательству о бухгалтерском учете или нет. Если указанные статьи согласно МСФО могут быть признаны в качестве активов и обязательств, то они будут отражены во вступительном бухгалтерском балансе, если же нет, то они не отражаются в балансе.

При анализе финансовой хозяйственной деятельности компании в соответствии с МСФО необходимо сформировать рабочие документы трансформации, в которых будут отражены отличия в правилах учета по КСБУ и МСФО. Заполнение рабочих документов по статьям отчетности позволяет собрать информацию для составления трансформационных записей.

Трансформационные записи отражаются в рабочих трансформационных таблицах. Рабочие трансформационные таблицы строятся по объектам, например, по основным средствам, запасам и т. д. или по операциям. Структура рабочих таблиц должна содержать данные по Казахстанским стандартам бухгалтерского учета, данные согласно Международным стандартам финансовой отчетности и величину отклонений в связи с разностью оценки по КСБУ и МСФО.

Собранные данные и выявленные отклонения, зафиксированные в трансформационных таблицах, заносятся в итоговую трансформационную таблицу (таблица 7 Приложение 11).

Как правило, изменения отчетности в соответствии с МСФО касаются бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (отчета о доходах и расходах), поскольку содержат основные элементы финансовой отчетности по МСФО: активы и обязательства, собственный капитал, доходы и расходы.

Показатели отчета о движении денег и отчета об изменении капитала в соответствии с МСФО формируются на основе данных отчетности, составленной по КСБУ и трансформированных бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. По завершении рабочего этапа компания отражает полученные данные в тенге для составления всех видов отчетности по МСФО: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; отчета об изменении капитала; отчета о движении денег; учетной политики и пояснительных примечаний.

3.2 Обзор Германской практики построения финансовой отчетности предприятия

Предприятия и организации Германии представляют свою финансовую отчетность в соответствии с МСФО, но построению финансовой отчетности предшествует некоторая подготовительная работа, которая состоит из нескольких этапов.

Этап 1. Учету подлежат операции и события, вызывающие изменения в ресурсах или обязателъствах предприятия. Как правило хозяйственные операции сопровождаются соответствующими им первичными документами, в которых на бумаге указываются характер операции, участвующие в ней стороны, дата, сумма и т. д. Некоторые события не отражаются отдельной корреспонденцией счетов или первичным документом. Для бухгалтерской записи таких операции делается отсылка на предполагающий их контракт или другой первичный документ, на основе которого они осуществляются, в частности указывающий на первоначальиый перевод суммы, на которую начисляется процент. Первичные документы используются для далънейшей сверки ведения учета, при аудите, служат в качестве доказательства при возникновении судебного разбирательства.

Этап 2. Предназначение данного этапа состоит в отражении финансовых последствий хозяйственных операций в форме, упрощающей их дальнейшее разнесение по счетам. Поэтому именно на этом этапе используются принципы учета, определяющие измерение и отражение операций в бухгалтерских показателях, а также классификации счетов. Журнальные записи делаются с указанием дебета или кредита счетов, которые затрагивают отражаемые ими операции. Они носят временный характер, поскольку балансы соотвествующих счетов меняются не при осуществлении этих записей, а при их перенесении из журнала на счета, входящие в бухгалтерскую книгу.

Этап 3. Процесс корреспонденции счетов состоит в распределении данных журнала между отдельными счетами. При этом происходит переклассификация записей из хронологической в классификацию в соответствии с планом счетов в бухгалтерской книге предприятия. При осуществлении проводки указывается корреспонденция счетов. Это особенно важно в компьютеризированных системах, в которых не содержатся первичные документы.

Этап 4. Данный баланс включает в себя счета Главной книги в такой последователъности: активы, обязательства, капитал и временные счета. Он составляется в конце отчетного периода лишь после внесения всех журнальных записей и их корреспонденции по книгам.

Назначенне этого документа двоякое. С одной стороны он служит для сверки равенства дебетов и кредитов на конец периода; их несовпадение говорит о наличии бухгалтерской ошибки. С другой - пробный баланс является отправной точкой для дальнейшего внесения корректировочных записей и процесса составления годовой отчетности в целом.

Этап 5. Корректировочные журнальные записи, как правило, необходимы в ситуациях отсутствия или несвоевременности поступления первичного документа, указывающего на необходимость отразить событие или операцию в бухгалтерском учете. Обычно такие записи не делаются по операциям с наличными средствами, поскольку движение наличности сопровождается соответствующими первичными документами. Исключение составляет занесение записи, необходимой для приведения баланса наличных средств в соответствие с последним отчетом банка о состоянии счета клиента, поскольку в данном отчете указываются оплата оказанных банком услуг и некоторые другие параметры, не известные предприятию до его получения.

Многие хозяйственные процессы на предприятии продолжительны во времени, в то время как их отражение носит дискретный характер. Их постоянная запись дорогостояща и нецелесообразна, поэтому они отражаются в конце отчетного периода.

Корректировочные журнальные записи классифицируются по трем категориям.

Предоплата и доходы учитываются в данном случае соответственно как активы и обязателъства.

  1. Начисления возникают, когда платежи полностыо или частично осуществляются в учетный период после момента отражения доходов и расходов.
  2. Прочие корректировочные журнальные записи не подпадают в приведенные категории и отражают следующие операции:

- переклассификацию постоянных счетов;

- оценку предстоящих затрат (например, на сомнительные долги);

- распределение издержек по видам продукции (например, амортизационных отчислений); учет затрат на проданные товары и потери товарно-материалъных запасов; исправление ошибок,

Этап 6. Скорректированный пробный баланс является результатом корреспонденции счетов обычных и корректировочных журнальных записей. Он используется для сверки равенства дебетов и кредитов после внесения корректировочных журнальных записей. Данный баланс включает в себя балансы есех счетов, которые указываются в финансовой отчетности предприятия, за исключением нераспределенного дохода. По сравнению с неоткорректированным в скорректированный баланс могут входить некоторые новые счета и не входить старые, закрытые корректировочными записями.

Этап 7. Финансовая отчетность выступает в качестве главного итога учетного цикла, поскольку именно на ее основе принимают свои решения относительно данного предприятия внешние пользователи. В принципе такие отчеты могут быть подготовлены за любой период, однако наиболее распространены месячные, квартальные и годовые отчеты.

Фундаметном подготовки отчета о доходах и расходах и балансового отчета служит непосредственно скорректированный пробный баланс. При этом в первую очередь составляется отчет о доходах и расходах, поскольку для вычисления нераспределенного дохода надо сначала знать чистый доход. Остатки временных счетов переносятся в отчет о доходах и расходах, а постоянных - в баланс.

Этап 8. При помощи данного рода записей закрываются временные счета, отражающие доходы и дивиденды. Закрытие счетов заключается к сведению к нулю их балансов. Закрывающие записи заносятся в общий журнал и проводятся по счетам в конце учетного периода. Из постоянных счетов, которые не закрываются и балансы которых переносятся на следующий период, в процессе закрытия временных счетов используется лишь счет нераспределенного дохода.

Этап 9. В составляемом после закрытия временных счетов пробном балансе Іприводятся только балансы постоянных счетов. Цель этого шага состоит в сверке равенства сумм дебетов и кредитов после осуществления закрывающих временные счета записей, что особенно важно для предприятий, использующих большое количество счетов.

Этап 10. После журнальной записи и проводки по счетам корректировочных записей счета предприятия в принципе готовы для использования в следующем учетном периоде. Однако многие предприятия считают для себя более удобным использоватъ журнальные записи, аннулирующие корректировочные записи, ведущие к отсрочке отражения доходов или расходов, реально имеющих место в последующем периоде.

3.3 Составление финансовой отчетности в соответствии с НСФО 1 и 2

В соответствии с НСФО № 1 и № 2 финансовая отчетность субъектә включает всебя:

бухгалтерский баланс;

- отчет о прибылях и убытках;

пояснителыную записку и примечания.

По своему усмотрению субъект может представлять и другие формы финансовой отчетности, которые способны улучшить качество информации, предоставляемой пользователям.

В финансовой отчетности отражаются соответствующие данные за предыдущий период.

Ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности субъекта основывается на принципах начисления и непрерывности, а также на качественных характеристиках таких как, понятность, уместность, надежность, сопоставимость, существенность, достоверность, нейтральность, осмотрительность, полнота, и отражает не только юридическую форму, но и экономическую сущность операций, которые делают информацию, отраженную в финансовых отчетах, полезной для пользователей при принятии ими управленческих и экономических решений.

Выгоды, извлекаемые из информации, должны превышать затраты по ее предоставлению.

Каждая существенная статья должна представляться в финансовой отчетности отдельно. Активы и обязательства не должны взаимозачитываться, за исключением случаев, когда это требуется или разрешается в соответствии с положениями иастоящего Стандарта (НСФО) или МСФО. Несущественные суммы должны объединяться с суммами аналогичного характера или назначения и могут не представляться отдельно.

Сравнительная информация в отношении предшествующего периода должна раскрываться для всей числовой информации в финансовой отчетности. Сравнительная информация должна включаться в повествователыный и описательный разделы информации, если она уместна для понимания финансоеой отчетности за текущий период.

Финансовая отчетность предоставляется пользователям не реже одного раза в год.

Ответственность за подготовку и предоставление финансовой отчетности несет руководитель или иное уполномоченное лицо субъекта в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

В бухгалтерском балансе отражаются активы, обязательства и собственный капитал по форме. В бухгалтерский баланс по усмотрению руководства субъекта могут вноситься дополнительные статьи, разделы и промежуточные суммы, в зависимости от характера
деятельности субъекта.
Отчет о прибылях и убытках представляется по установленной форме.

Дополнительные статьи, заголовки и промежуточные суммы представляются в отчете о прибылях и убытках, когда это необходимо для более точного представления финансовых результатов деятельности субъекта.

Итоговая прибыль (итоговый убыток) определяется как разность между доходом и расходами до налогообложения и корпоративным подоходным налогом, рассчитанным по ставке определяемой налоговым законодательством Республики Казахстан.

Пояснительная записка и примечания к финансовой отчетности должны быть представлены в упорядоченном виде. По каждой статье баланса, отчета о прибылях и убытках предоставляются перекрестные ссылки на любую относящуюся к ней информацию, а также дополнительная информация, не представленная в самой финансовой отчетности, но иеобходимая для полного и достоверного представления.

Субъект раскрывает следующие моменты, если они не раскрыты где-либо еще в информации, опубликованной вместе с финансовой отчетностью:

  1. юридический адрес и юридическая форма субъекта, страна ее юридической регистрации и адрес зарегистрированного офиса (или основное место ведения дела, если оно отличается от адреса зарегистрированного офиса);

2) описание характера операций и основных видов деятельности субъекта;

3)количество работников на конец периода или среднее количество работников в течение периода.

3.4 Автоматизация финансовой отчетности по 1С:Бухгалтерия 8.0

Типовая конфигурация 1С: Бухгалтерия 8.0 для является универсальной системой нового поколения, предназначенной для автоматизации бухгалтерского и налогового учета в организациях, работающих в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности и осуществляющих любые виды деятельности. Разработка выполнялась фирмой «1С» совместно с казахстанскими партнерами фирмой «Слава ВЦ» г. Алматы и Внедренческим центром «Рейтинг» г. Усть-Каменогорск в период 1996 - 2006 г.г.

В конфигурации предусмотрено ведение учета по банковским и кассовым операциям, товарно-материальным запасам, заработной плате и кадрам, основным средствам и нематериальным активам, взаиморасчетам с контрагентами, производственный учет, налоговый учет и др. Результаты работы пользователя по ведению учета сохраняются в информационной базе.

Работа пользователя с информационной базой во многом определяется свойствами конфигурации, т.е. настройки алгоритмов расчетов и обработок, настройки структуры информационной базы, форм документов и отчетных форм. Для конфигурирования и администрирования информационной базы в программе предусмотрен режим Конфигуратор. Для непосредственной работы пользователя с информационной базой по ведению учета используется режим 1С:Предприятие.

В конфигурацию входят объекты систсмы, коротко охарактеризуем их.

Константы - объекты программы, имеющие постоянное значение. Например, для выполнения команды меню Операции - Константы Валюты Увидим, что в данной редакции в качестве валюты регламентированного учета, в которой ведется бухгалтерский учет, установлена национальная валюта - тенге.

Справочники - объекты программы для хранения постоянной и условно-постоянной информации. Например, для выполнения команды меню Основная деятелъностъ - Контрагенты. В справочнике Контрагенты хранится информация об организациях, с которыми организации ведут взаиморасчеты Вся информация справочника находится в ведении пользователя.

Документы - объекты систсмы (в электронном, а не «бумажном» виде), связанные регистрацией тех или иных хозяйственных операций. В типовой конфигурации 1С:8.0 имеется несколько десятков специализированных документов. Например, документы: Платежное поручение входящее, Платежное поручеиие исходящее можно вызвать из меню Банк и касса - Платежное поручение входящее (исходящее).

Отчеты - объекты в которых подбор база данных выполняет встроенный алгоритм, а пользователь имеет возможность настроить параметры формы и вывода на печать. Например, это: Оборотно-салъдовая ведомостъ, Карточка счета и другие, которые могут быть вызваны из меню командой Отчеты

Перечисления - фиксированные списки, изменение которых недоступно для пользователя.

План счетов - это объект, содержащий списки счетов, каждый из которых предназначен для учета тех или иных ценностей или обязательств. Открыть план счетов можно из меню: Предприятие - Планы счетов - ІІлан счетов бухгалтерского учета или из меню: Операции - План счетов - План счетов налогового учета.

План видов характеристик - объекты, позволяющие настраивать виды субконто. Командой меню Операции Планы видов характеристик можно открыть состав списка Планов видов характеристик и развернутъ нужный (например, Виды субконто итоговые). Полъзователь может настроить для себя новые виды субконто, не прибегая к средствам конфигуратора.

План видов расчста - объекты программы для описания множеств однотипных объектов расчета. Папример, план видов расчета Основные начисления организации, в котором содержится список начислений, используемых при расчете заработной платы работников организаций.

Регистры - это списки, которые по своему виду делятся на:

  • регистры бухгалтерские (например, Журнал проводок, который можно вызвать командой меню Проводки - Журнал проводок);
  • регистры накопления (например, Взаиморасчеты с работниками организации, вызывается командой Операции Регистры накопления). В эти регистры невозможен ручной ввод данных, они заполняются системой с документов регистраторов.
  • регистры сведений (например, Курсы валют, который можно вызватъ командой меню Банк и касса Валюты, а затем, выделив нужную валюту, нажать кнопку Перейти в панели инструментов списка и в выпавшем меню щелкнуть позицию Курсы валют.

Журналы - объекты системы, отличающиеся от списков тем, что содержат документы разных видов. Это, например, Журнал операций или Кассовые документы, которые можно открыть командой меню Операции Документы.

Обработки - объекты, которые выполняют определенный набор алгоритмов и не сохраняются в базе, как документы с определенной датой и временем. В качестве примера обработки, можно Привести процессы проведения документов. Другой пример, обновление регламентированной квартальной отчетности. Вызвать эту обработку можно командой Отчеты Регламентированные отчеты Обновить.

Главное меню - это интерфейс программы, который содержит набор пользовательских инструментов и определяет удобство работы пользователя. В 1С:8.0 имеется возможность переключения интерфейсов командой меню Сервис Переключить интерфейс.

Заключение

Таким образом, подводя итоги, можно говорить о том, что логическим продолжением учетного процесса является формирование финансовой отчетности организации, необходимой как для целей внутреннего управления, так и для представления внешним пользователям.

Финансовая отчетность - это система показателей, характеризующих условия и результаты ее работы за отчетный период; особый вид учетных записей, отражающих сводные данные о состоянии и результатах деятельности.

Финансовая отчетность составляется на основании данных всех видов текущего учета - бухгалтерского, налогового, статистического, оперативно-технического, благодаря чему обеспечивается возможность отражения в ней разносторонней хозяйственной деятельности организации. Отчетность может содержать как количественные, так и качественные характеристики, стоимостные и натуральные показатели. Органическая связь между бухгалтерским учетом и финансовой отчетностью устанавливается лишь в том случае, когда получаемые в учете итоговые данные вливаются в соответствующие отчетные формы в виде синтезированных показателей.

Целью финансовой отчетности является представление достоверной информации о финансовом положении, результатах деятельности и денежных потоках организации либо консолидированной группы организаций, необходимой пользователям для принятия экономических решений. Кроме этого, финансовая отчетность предназначена для оценки эффективности управления и степени ответственности руководителей за порученное дело.

В подавляющем большинстве случаев достоверность информации в финансовой отчетности достигается в том случае, если эта отчетность составлена в соответствии со всеми стандартами бухгалтерского учета и методическими рекомендациями к ним. Факт соответствия стандартам бухгалтерского учета должен быть отражен в финансовой отчетности.

Для удовлетворения информационных потребностей пользователей данные об активах, обязательствах, собственном капитале, доходах и расходах, движении денежных средств организации должны быть представлены в виде: бухгалтерского баланса; отчета о результатах финансово-хозяйственной деятельности доходах и расходах; отчета о движении денег; отчета об изменениях в собственном капитале; описания учетной политики и пояснительной записки к финансовой отчетности.

ТОО «Онал» является торговым предприятием, занимающимся продажей металлопродукции, электропродукции и химической продукции. Свою финансовую отчетность предприятие ведет в соответствии со стандартами бухгалтерского учета, составляя все необходимые формы финансовой отчетности. С 1 января 2008 года предприятие перешло на ведение бухгалтерского учета по международным стандартам финансовой отчетности. Все операции, представляемые в финансовой отчетности указаны в четырехзначных цифрах. Финансовая отчетность ТОО составляется в национальной валюте Казахстана - тенге. В финансовой отчетности ТОО раскрывается следующая информация: отчет о доходах и расходах, движение денежных средств, изменения в капитале. Пояснительная записка как приложение к финансовой отчетности на ТОО предназначено для объяснения и детального анализа статей описанных счетов.

Список использованной литературы и нормативной документации

1. Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 26 декабря 1995 года с последними изменениями и дополнениями от 5 мая 2007 года.

. Рабочий план счетов по МСФО: Инструкция (основа) по разработке рабочего плана счетов бухгалтерского учета для организаций, составляющих финансовую отчетность в соответствии с МСФО. - Алматы: Центральный дом бухгалтера, 2007. - 120с.

. Абленов Д.О. Финансовый контроль и углубленный аудит: теория, методология, практика. - Алматы: Экономика, 2007. - 608с.

. Васючков Е.Ф., Сапа Т.И 1С:Предприятие 8.0 Бухгалтерский учет для Казахстана. - Алматы, 2007. - 150 с.

. Мырзалиев Б.С., Абдушукуров Р.С. Бухгалтерский учет на предприятиях и организациях: Практикум. - Алматы: Юридическая литература, 2005. - 232с.

. Назарова В.Л. Бухгалтерский учет в отраслях. - Алматы: Экономика, 2006. - 254с.

. Нурсеитов Э.О. Бухгалтерский учет в организациях. - Алматы: Издательство «LEM», 2006. - 472с.

. Радостовец В.К., Радостовец В.В., Шмидт О.И. Бухгалтерский учет на предприятии. - Алматы: Центраудит-Казахстан, 2002. - 653с.

. Салина А.П. Принципы бухгалтерского учета. - Алматы: Экономика, 2003. - 370с.

. Сейдахметова Ф., Сейдахметова З., Сейдахметов Г. Международные стандарты финансовой отчетности: Общий обзор и разъяснения. - Алматы: Издательство «LEM», 2003. - 68с.

. Скала В.И., Скала Н.В. Первый шаг к МСФО. - Алматы: ТОО Издательство «LEM», 2006. - 100с.

. Султанова Б.Б., Кагазбаева Г.М. Принципы бухгалтерского учета: Практикум. - Алматы: Юридическая литература, 2006. - 79с.

. Айрих Н. Сопоставительная таблица МСФО и КСБУ // Бюллетень бухгалтера. - 2007. - №43-44. - с.10

. Айрих Н. Пояснительная записка к финансовой отчетности по МСФО // Бюллетень бухгалтера. - 2006. - №9. - с.8

. Как вести бухучет с 1 января 2008 года // Бухучет на практике. - 2007. - №12. - с.2

. Капасов Р. Финансовая (бухгалтерская) отчетность как база для проведения финансового анализа // Бухучет на практике. - 2006. - №12. - с.33

. Малик А. Трансформация финансовой отчетности в соответствии с МСФО // Анализ и учет на предприятии. - 2006. - №4. - с.16

. Малик А. Примечания к финансовой отчетности // Анализ и учет на предприятии. - 2007. - №1. - с.24

. Проведение аудита финансовой отчетности // Заочная школа аудитора. - 2002. - №3. - с.5

Приложение 1

Бухгалтерский баланс

по состоянию на «31» декабря 2012 года

(Форма 1)

Наименование организации ТОО «Онал»

Вид деятельности организации Продажа метало- и электропродукции, химических препаратов

Организационно-правовая форма ТОО

Юридический адрес организации: г. Семей ул. Сеченова, д. 4

тыс. тенге

АктивыКод стр.На конец отчетного периодаНа начало отчетного периода1. Краткосрочные активыДенежные средства и их эквиваленты0102000025000Краткосрочные финансовые инвестиции01152004800Краткосрочная дебиторская задолженность01232004500Запасы013182006400Текущие налоговые активы0141 2501 450Долгосрочные активы, предназначенные для продажи015250500Прочие краткосрочные активы0161 2502350Итого краткосрочных активов1004935045000II. Долгосрочные активыДолгосрочные финансовые инвестиции020100005000Долгосрочная дебиторская задолженность021500010000Инвестиции, учитываемые методом долевого участия02235005500Инвестиционная недвижимость0231 6502350Основные средства024540010600Биологические активы02500Разведочные и оценочные активы02600Нематериальные активы02725006500Отложенные налоговые активы0281 2502250Прочие долгосрочные активы02950002200Итого долгосрочных активов2003430044400Баланс (стр. 100 * стр. 200)8365089400ПассивыКод стр.На конец отчетного периодаНа начало отчетного периодаIII. Краткосрочные обязательства030Краткосрочные финансовые обязательства031125006500Обязательства по налогам03225005400Обязательства по другим обязательным и добровольным платежам0337501 250Краткосрочная кредиторская задолженность03423504500Краткосрочные оценочные обязательства0351 2502350Прочие краткосрочные обязательства03634006800Итого краткосрочных обязательств3002275025600IV. Долгосрочные обязательства.Долгосрочные финансовые обязательства0402050022400Долгосрочная кредиторская задолженность0411565015800Долгосрочные оценочные обязательства04228502650Отложенные налоговые обязательства04300Прочие долгосрочные обязательства04425004500Итого долгосрочных обязательств40041 50045350V. КапиталУставный капитал05050005000Эмиссионный доход05100Выкупленные собственные долевые инструменты05200Резервы05325005000Нераспределенный доход (непокрытый убыток)05411 9007250Доля меньшинства055Итого капитал5001940077250Баланс (стр. 300 + стр. 400 + стр. 500)8365089400

Приложение 2

Отчет о доходах и расходах по состоянию на 31 декабря 2007 года

(Форма 2)

Наименование организации ТОО «Онал»

Вид деятельности организации Продажа метало- и электропродукции, химических препаратов

Юридический адрес организации: г. Семей ул. Сеченова, д. 4 тыс. тенге

Наименование показателейКод стр.За отчетный периодЗа предыдущий периодДоход от реализации продукции и оказания услуг0102500090000Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг0201250040500Валовая прибыль (стр. 010 - стр. 020)0301250049500Доходы от финансирования040-1 500Прочие доходы05025004500Расходы на реализацию продукции и оказание услуг060500010500Административные расходы07022505750Расходы на финансирование0801 3004350Прочие расходы0907501 250Доля прибыли/убытка организаций, учитываемых по методу долевого участия100--Прибыль (убыток) за период от продолжаемой деятельности (стр. 030 + стр. 040 + стр. 050 - стр. 060 - стр. 070 - стр. 080 -стр. 090+/- стр. 100)110570033650Прибыль (убыток) от прекращенной деятельности120200-Прибыль (убыток) до налогообложения (стр. 110+/- стр. 120)130550033650Расходы по корпоративному подоходному налогу1401 65010095Итоговая прибыль (убыток) за период (стр. 130 - стр. 140) до вычета доли меньшинства150385023555Доля меньшинства160Итоговая прибыль (убыток) за период (стр. 150 - стр. 160)170385023555Прибыль на акцию180Приложение 3

Отчет о движении денег

По состоянию на 31 декабря 2007 года (прямой метод) (Форма 3)

Наименование организации ТОО «Онал»

Вид деятельности организации Продажа метало- и электропродукции, химических препаратов

Юридический адрес организации: г. Семей ул. Сеченова, д. 4 тыс. тенге

Наименование показателейКод стр.За отчетный периодЗа предыдущий период1234I. Движение денежных средств от операционной деятельности1. Поступление денежных средств, всего0101520023000В том числе:реализация товаров011750010200предоставление услуг01225002800авансы полученные01350008000дивиденды014-500прочие поступления0152501 5002. Выбытие денежных средств, всего0201275027000В том числе:платежи поставщикам за товары и услуги02145006200авансы выданные02235004800выплаты по заработной плате02325004500выплата вознаграждения по займам0241 2503500корпоративный подоходный налог0255001 250другие платежи в бюджет026250750прочие выплаты027250450выплата вознаграждения по займам0241 2503500корпоративный подоходный налог0255001 250другие платежи в бюджет026250750прочие выплаты0272504503. Чистая сумма денежных средств от операционной деятельности (стр. 010 - стр. 020)03024502000II. Движение денежных средств от инвестиционной деятельности1. Поступление денежных средств, всего0408002000В том числе:реализация основных средств0415001 250реализация нематериальных активов0422500реализация финансовых активов0440250погашение займов, предоставленных другим организациям04500прочие поступления047505002. Выбытие денежных средств, всего0504504500В том числе:приобретение основных средств0512002500приобретение нематериальных активов0521501 500приобретение других долгосрочных активов05300приобретение финансовых активов0540150предоставление займов другим организациям05500прочие выплаты0571003503. Чистая сумма денежных средств от инвестиционной деятельности (стр. 040 - стр. 050)060350(2 500)III. Движение денежных средств от финансовой деятельности1. Поступление денежных средств, всего07025005000В том числе:получение займов07225005000получение вознаграждения по финансируемой аренде073002. Выбытие денежных средств, всего08020004000В том числе:погашение займов0811 5002500приобретение собственных акций082выплата дивидендов0835001 500прочие0843. Чистая сумма денежных средств от финансовой деятельности (стр. 070 -стр. 080)0905001 000Итого: увеличение +/- уменьшение денежных средств (стр. 030 +/- стр. 060) +/- стр. 090)3300500Денежные средства и их эквиваленты на начало отчетного периода03300Денежные средства и их эквиваленты на конец отчетного периода33003800

Приложение 4

Отчет об изменениях в собственном капитале по состоянию на 31 декабря 2007 года (Форма 4)

Наименование организации ТОО «Онал»

Вид деятельности организации Продажа метало- и электропродукции, химических препаратов

Юридический адрес организации: г. Семей ул. Сеченова, д. 4 тыс. тенге

Код стр.Капитал материнской компанииДоля меньшинстваИтого капиталВыпущенный капиталРезервный капиталНераспределенная прибыльВсегоСальдо на 1 января отчетного года01055001 500350010500Изменения в учетной политике020(500)Пересчитанное сальдо (стр. 010 +/- стр. 020)03055001 500300010000Прибыль/убыток от переоценки активов031Хеджирование денежных потоков032Прибыль/убыток, признанная/ый непосредственно в самом капитале (стр. 031 +/- стр. 032 +/ -стр. 033)040Прибыль/убыток за период0501 500Всего прибыль/убыток за период (стр.040 +/- стр. 050)0601 500Дивиденды070(500)Эмиссия акций080Выкупленные собственные долевые инструменты090Сальдо на 31 декабря отчетного года (стр. 060 - стр. 070 + стр. 080 - стр. 090)10055001 500400011 000Приложение 5

Таблица 1 - Движение нематериальных активов в ТОО «Онал», тыс. тенге

НаименованиеНа начало годаПриобретено(+) Выбыло(-)На конец годаСумма накопленной амортизацииБалансовая стоимостьПрограмма 1С бухгалтерия106,3106,351,954,4Программное обеспечение245,6245,6127,3118,3Лицензия на торговлю химикатами555542,112,9Лицензия на торговлю8,28,24,93,3

Приложение 6

Таблица 2 - Наличие и движение основных средств в ТОО «Онал», тыс. тенге

НаименованиеПервонач. Стоимость на 01.0107Приход за отчетный годВыбытие за отчетный годПервонач. стоимость на 01.01.08ИзносОстаточная стоимость на 01.01.08Земля252324252324252324Здания9263423492634237678767985846558Сооружения92678300926783001655700576121295Машины и оборудование150175796980035215997614840550363119425785Передаточные устройства5212350052123500785860944264891Транспорт77175236126086601001000887827963019497258587924Хозяйственный инвентарь28960821033549392963116090762320555Всего467935475234425611001000490377036_103557704386819332

Приложение 7

Таблица 3 - Остатки товарно-материальных запасов в ТОО «Онал», тыс. тенге

НаименованиеНа начало годаНа конец года1 Металлоконструкции18619,426024,62. Химическая продукция1442,515608,23. Запасные части13506,44579,44. Электротовары5752,8525,4ИТОГО39321,146737,6Приложение 8

Таблица 4 - Расшифровка дебиторской задолженности ТОО «Онал», тыс. тенге

НаименованиеДата образованияСуммаПримечаниеАлтынАлмас АОДекабрь 2007 г.21583За металлАБС БалхашИюнь 2005г9123За металлНурдаулетНоябрь 2006г.13606За металлСКППДекабрь 2005г.6За вып. работыПенсионный фондТекущая3ВзносыЗарплатаДекабрь 200728АвансАванс за перевозкуДекабрь 2007110За вып.работыАZ Корпорейшн Каз.26 октября 2007г.14668За О.С.УМУТШЫ ДЕВ20 ноября 2007г.967За вып.работыАк-КонсалтДекабрь 2007г.2080За вып.работыАлайгыр ТООДекабрь 2007 г.963За вып.работыАурум ТООНоябрь 2006г.7060За О.С.Батырбаев ИПДекабрь 2007г.500За вып.работыКар-Тел ТООДекабрь 2007г.109За связьНуржар ТООДекабрь 2007г.53За угольСем.узел связиДекабрь 2007г.183За связьГеоргиевский ЗНОДекабрь 2007г.51За вып.работыПрочиеДекабрь 2007г.56За материалыВсего71149

Приложение 9

Таблица 5 - Расшифровка кредиторской задолженности ТОО «Онал», тыс. тенге

НаименованиеДата образованияСуммаПримечаниеАкжал LTD29 августа 2007г.350За материалыАльфа Сом ТОО2005 год33678За выпол. работыБейбарыс ТООДекабрь 2007г.250За охрану объектаЕргали и К ПКДекабрь 2007г.1956За ГСМОрбита ПлюсДекабрь 2007г.25За связьСем. узел. телекомДекабрь 2007г.71За связьФирма АйгульДекабрь 2007г.204За вып. работуШыгысэнерготрейд участокДекабрь 2007г.419За электроэнергиюЗарплатаДекабрь 2007г.27380АлиментыДекабрь 2007г.50АТФ БанкДекабрь 2007 г.738% за кредитПеревозчикиДекабрь 2007 г.9407За перевозкуИтого74948Приложение 10

Таблица 6 - Налоговые платежи ТОО «Онал» за 2007 год, тыс. тенге

Наименование налогаОстаток на 01.01.2007г.Начислено за 2007 годПеречислено в 2007 годуОстаток на 01.01.2008г.НалогиТОО (Д-т)НК (Кр-т)КредитДебетТОО (Д-т)НК (Кр-т)Корпоративный подоходный налог407499065683149НДС v/586064799669933666Социальный налог и социальные отчисления1913906118702017Земельный налог419194Имущественный налог75333933323683Налог на транспорт 3420821642Индивидуальный подоходный налог5442513470835Аренда земли304304Итого488469471255201210947297218

Приложение 11

Таблица 7 - Итоговая трансформационная таблица по переходу на МСФО с КСБУ

Статья отчетностиДанные по КСБУТрансформационные записиДанные по МСФО ТЗ-1, ТЗ-2, ТЗ-3 и т. д. у + сумма ТЗБухгалтерский балансXТЗ-1, ТЗ-2, ТЗ-3 и т. д.Х+сумма ТЗОтчет о прибылях и убыткахУТЗ-1, ТЗ-2, ТЗ-3 и т. д.у+сумма ТЗ

Похожие работы на - Финансовая отчетность на предприятии ТОО 'Онал'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!