Инфраструктура города – понятие и составляющие, проблемы развития

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Строительство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    7,54 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Инфраструктура города – понятие и составляющие, проблемы развития














Инфраструктура города - понятие и составляющие, проблемы развития

Введение

Актуальность темы исследования. Смещение целого комплекса проблем социально-экономического характера с регионального на местный (муниципальный) уровень, обусловленное большой концентрацией различного рода ресурсов (в том числе управленческих) в границах территорий муниципалитетов, создает специфические условия формирования муниципальной инфраструктуры, модифицирующие в масштабах города региональные и общероссийские правила и нормы.

Практика показывает, что до сих пор проблемы создания инфраструктуры города, соответствующей новой социально-политической организации Российской Федерации, приходится решать преимущественно эмпирически, без применения адекватного научно-методического инструментария. Не находят практического применения ориентированные на инновационное развитие муниципального образования методы моделирования адекватной инфраструктуры города, то есть инфраструктуры нового качества - являться не только средством, но и условием модернизационных преобразований городской экономики.

Объектом исследования является инфраструктурный комплекс гороода, его сопряженность с преобразованиями в экономике города. Предметом исследования являются экономические условия формирования инфраструктуры города в рыночных условиях.

Цель исследования - характеристика современной инфраструктуры города. В соответствии с поставленной целью задачи работы сформулированы следующие:

.Определение места городской инфраструктуры в современной планировке городов;

.Определение содержания городской инфраструктуры и проблем её развития.

1. Понятие городской инфраструктуры и её место при проектировании и планировке города

Под инфраструктурой принято понимать совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих как производственную, так и непроизводственную сферы экономики с целью создания условий для нормальной деятельности главных отраслей материального производства и развития производительных сил страны. В экономической энциклопедии инфраструктура определяется как комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство: строительство шоссейных дорог, каналов, водохранилищ, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, железнодорожный транспорт, связь, водоснабжение и канализация, общее и профессиональное образование, наука, здравоохранение и т.п.

Проектирование новых и реконструкцию существующих населенных мест проводят в соответствии с требованиями к их планировке) и застройке по СНиП 2.07.01-89. Городские поселения проектируют на основе схем расселения и проектов районной планировки и предусматривают рациональную очередность их развития. Города строят на столетия. Это требует от проектировщиков умения находить перспективное решение, сочетая его с текущими потребностями города. На практике планировку и застройку города рассчитывают на 25 лет. Выделяют первую очередь строительства на ближайшие 5-10 лет. Основой для системы расселения на территории России служит исторически сложившаяся сеть населенных пунктов, размещение которых происходило стихийно. Это были центры промышленности, торговли, разработки полезных ископаемых. Вокруг крупнейших городов складывались группы тесно расположенных населенных мест различной величины с высокой плотностью населения, резкими социальными контрастами и практически неуправляемым развитием - агломерации.

При размещении современных городов учитываются экономические и социальные условия: наличие полезных ископаемых; возможность совместного использования сырьевой и энергетической баз, транспорта, межотраслевых связей с перерабатывающими предприятиями и возможность привлечения трудовых ресурсов. Такая генеральная схема расселения на территории нашей страны на перспективу была создана в 1975 г. В ее основу был положен принцип расселения с разработкой нескольких типов групповых систем населенных мест: городского типа, формирующиеся на основе крупного, большого или среднего города; сельских населенных мест, образованных на основе малого города или крупного сельского поселения.

При таком расселении все входящие в группу населенные пункты взаимосвязаны экономически, функционально и культурно, причем каждый из них не может полноценно функционировать без остальных. Благодаря такой схеме не происходит чрезмерного разрастания, их в неуправляемые агломерации. Предполагается охватить групповым расселением 95% населения страны.

В ряде случаев перспективное планирование на расчетный срок 25-30 лет оказывается недостаточным. Это связано с проблемами развития транспорта, формами расселения, характером и уровнем развития систем инженерного благоустройства и другими аспектами градостроительства. В таких случаях, особенно при больших масштабах, разрабатывают планы на еще более далекую перспективу (70-100 лет) и виде научно обоснованных социальных и технико-экономических прогнозов.

Возникновение и рост населенных мест происходит вследствие развития производительных сил страны, создающих пункты приложения труда и объединяющих в населенных местах большое количество людей. Там размещаются промышленные предприятия по производству металла, топлива, энергии, химической продукции, строительных материалов, а также перерабатывающие производства.

В непосредственной близости от источников энергии и залежей полезных ископаемых располагаются обеспечивающие их освоение и переработку территориально-производственные комплексы. В таких местах возникают новые города и увеличиваются существующие.

Факторы, которые являются основными в создании того или иного города и непосредственно влияют на его рост, называют градообразующими. Соответственно предприятия, которые явились причиной возникновения города, и значение которых выходит за его пределы, называют градообразующими предприятиями (заводы, фабрики, электростанции, крупные транспортные узлы, аэропорты и морские порты, государственные структуры управления районного и регионального значения, научно-исследовательские учреждения, музеи, библиотеки, и театры, санатории, дома отдыха и др.).

В любом городе возникают учреждения и предприятия, осуществляющие культурно-бытовое обслуживание людей, работающих на градообразующей группе предприятий. Такие учреждения и предприятия называют обслуживающими. Их значение не распространяется за пределы данного населенного пункта. Это могут быть местные административные и партийные учреждения, музеи, магазины, предприятия местной легкой промышленности, школы, средние учебные заведения. При разработке генерального плана города, поселка (как нового, так и реконструируемого) необходимо иметь сведения об объеме строительства и площади территории. Эти данные можно получить, определив численность населения города на перспективу. Численность на селения можно вычислить в достаточной степени точно. Расчет основан на положении, что все трудоспособное население принимает участие в общественно полезном труде. Условно все городское население можно подразделить на три группы.группа - градообразующая. Ее удельный вес составляет на первую очередь строительства 33-38%, а на перспективу - 25-35%.группа - обслуживающая. Удельный вес этой группы населения зависит от величины города и составляет для крупных городов 23-26%, для средних и малых городов и поселков - 19-22%. С ростом города возрастает удельный вес обслуживающей группы населения, так как в больших городах наиболее развита система учреждений культурно-бытового обслуживания населения. При этом удельный вес градообразующей группы населения снижается.группа - неработающее население (дети, домохозяйки, престарелые, инвалиды). Эту группу называют несамодеятельной. Ее удельный вес не зависит от величины городов и колеблется в пределах 46-48%. На удельный вес влияет только возрастной состав.

Потребность в селитебной территории предварительно определяют по укрупненным показателям в расчете на 1 тыс. человек:

·в городах с застройкой в среднем до трех этажей - 10 га (для застройки с земельными участками - 20 га);

·от девяти этажей и выше - 7 га.

Промышленная зона включает в себя предприятия, обслуживающие их культурно-бытовые учреждения, улицы, площади, зеленые насаждения.

Транспортная зона - устройства внешнего автомобильного, водного, воздушного, железнодорожного транспорта (автомобильные и железнодорожные станции, портовые сооружения, аэродромы, морские и речные вокзалы, сортировочные станции и т.п.).

Коммунально-складская зона - территории разного рода складов, трамвайных и автобусных парков, гаражей, сооружений водопровода и канализации, а также склады торговых и хозяйственных организаций с обслуживающими их транспортными устройствами.

Санитарно-защитная зона - зеленые насаждения шириной от 50 до 1000 м, защищающие территории жилой застройки от вредного влияния производственных предприятий, расположенных по соседству, и выбросов транспорта.

Зона отдыха - территории зеленых насаждений, пляжей, набережных, бульваров, пешеходных зон, культурных центров, спортивных сооружений.

Формирование функциональных зон и размещение на них объектах регламентируется МДС-30-1.99 и СНиП 2.07.01-89.

Функциональное зонирование по назначению отражено в государственном градостроительном кадастре города в соответствии с СП-|4 101-96 «Примерное положение о службе градостроительного кадастрa субъекта Российской Федерации, города (района)». Так, например, служба государственного градостроительного кадастра на уровне региона (или города федерального значения) по функциональному зонированию подразделяет территорию города следующим образом:

·функциональные зоны специализированного назначения (административно-делового, учебно-образовательного, культурно-просветительского, торгово-бытового, лечебно-оздоровительного, спортивно-рекреационного, учебно-воспитательного, индивидуальной жилой застройки, многоквартирной жилой застройки, коммунально-складского, промышленного, специального, жилищно-коммунального, природно-рекреационного, природоохранительного);

·функциональные зоны смешанного назначения (общественно-жилого, производственного, природного, общественно-жилого, общественно-производственного, производственно-жилого, общественно-производственно-жилого, природно-общественного, природно-жилого, природно-производственного, природно-общественно-жилого, природно-общественно-производственного, природно-производственно-жилого).

Территории инфраструктуры подразделяют на территории улиц и дорог, территории внешнего транспорта и водные поверхности.

Учреждения культурно-бытового назначения в городе призваны удовлетворить запросы населения в сфере быта и отдыха. Система обслуживания включает в себя следующие основные группы учреждений

·административно-общественные;

·лечебно-физкультурные;

·культурно-просветительные;

·зрелищные;

·торгово-бытовые и учреждения массового отдыха.

Они должны охватывать селитебные территории, зону приложения труда и зону отдыха. Эти учреждения являются центрами тяготения, поэтому очень важно правильно их разместить.

Все учреждения обслуживания населения имеют разную периодичность посещения, в зависимости от которой в градостроительстве

принята ступенчатая система культурно-бытового обслуживания. Эти учреждения по периодичности использования их населением разделены на три ступени с установлением расстояний или времени подхода и подъезда, обеспечивающего наибольшие удобства для населения.

Эти учреждения должны располагаться в каждом микрорайоне или в группе микрорайонов, не разделенных магистральными улица ми. Радиус обслуживания ими населения принимается не более 500 м,

Учреждения периодического пользования - кинотеатры, универмаги, спортивные сооружения, библиотеки, клубы. Эти учреждения обслуживают группы жилых районов или городской район. Этими учреждениями жители пользуются систематически. Они располагаются в районном общественном центре, в пределах пешеходной доступности или затрат времени на проезд в общественном транспорте не более 15 мин.

Учреждения эпизодического пользования: административно-деловые комплексы, музеи, театры, выставки, концертные залы, кар тинные галереи, большие специализированные магазины, больницы, рестораны. Учреждения эпизодического пользования располагаются в составе общегородского центра, а частично - в пригородной зоне. Они обслуживают население всего города с расчетом максимальных затрат времени на общественном транспорте 20-30 мин.

Похожие работы на - Инфраструктура города – понятие и составляющие, проблемы развития

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!