Федеральные займы. Государственный долг России

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    40,69 Кб
  • Опубликовано:
    2013-02-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Федеральные займы. Государственный долг России

Министерство образования РФ

Байкальский государственный университет экономики и права

Читинский институт (филиал)

Кафедра финансов и кредита









КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Финансы»

Тема:

Федеральные займы. Государственный долг России

Выполнила: студентка 3-го курса

Самсонова Е.С.






Чита, 2010

Содержание

Введение

. Понятие и классификация государственного долга

.1 Внешний государственный долг

.2 Внутренний государственный долг

2. Федеральные займы

2.1 Понятие государственных займов

.2 Виды государственных займов

. Управление государственным долгом

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

государственный долг федеральный заем

Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.

Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.

Вместе с тем в мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира. Мировая практика свидетельствует о широком использовании государством заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный долг - это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного государства.

С экономической точки зрения государственный долг представляет собой задолженность государственных органов как результат формирования дополнительных ресурсов государства, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями общества на основе займов денежных средств у частных лиц, институтов негосударственного сектора и иностранных государств.

С материальной точки зрения государственный долг представляет собой общую сумму задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.

Специфика долговых отношений, которые складываются в процессе привлечения, размещения государством дополнительных финансовых ресурсов физических лиц и организаций на принципах: добровольности, срочности, возвратности и возмездности для покрытия дефицита бюджета, а также отношения по погашению государственных долговых обязательств заключается в том, что государство в этих отношениях всегда выступает в роли заемщика (должника) и / или гаранта.

В общем объёме государственного долга примерно одну третью часть составляет внутренний долг. Наибольший удельный вес в структуре внутреннего долга занимают кредиты Центрального банка России и займы, реализованные путём выпуска ценных бумаг. Именно за счёт этих (исключительно добровольных) федеральных займов величина государственного долга стала увеличиваться. Выпуск государственных ценных бумаг используется всеми развитыми странами, этот способ является цивилизованным. Россия в свою очередь начала выпуск ценных бумаг лишь в 1994 году и с каждым годом он увеличивался.

Необходимо рассмотреть вопросы эффективного управления государственным долгом. Но одного управления недостаточно, чтобы гарантировать надежную защиту страны от экономических и финансовых потрясений. Следует подчеркнуть необходимость надежной основы макроэкономической политики, характеризующейся адекватным режимом валютного курса; основ денежно-кредитной политики, надежно ориентированной на достижение стабильности цен; экономически приемлемых уровней государственного долга; устойчивой внешней позиции, а также финансовой системы, за которой осуществляется надлежащий надзор. Такая основа представляет собой важный фактор, способствующий появлению у участников финансового рынка уверенности в том, что они могут вкладывать средства в государственные ценные бумаги с минимальным уровнем неопределенности.

Таким образом, наличие этих основ является важным предварительным условием в создании такой структуры долга, которая отражает предпочтения органов государственного управления, касающиеся желаемого соотношения между риском и затратами, и в целом помогает стране свести к минимуму ее уязвимость по отношению к экономическим и финансовым потрясениям.

Целью данной курсовой работы является изучение сущности и классификации, видов, системы управления государственным долгом Российской Федерации, а также неотъемлемой части внутреннего государственного долга - федеральных займов.

Для этой цели были использованы Бюджетный Кодекс Российской Федерации, Федеральные законы и Постановления Правительства РФ, периодическая и учебная литература, а для дополнительных сведений официальные сайты глобальной сети - Интернет.

1. Понятие и классификация государственного долга


В соответствии со ст. 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации Государственный или муниципальный долг - это обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными настоящим Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Государственный долг России возникает, прежде всего, в результате государственных заимствований России. В настоящее время государственные заимствования и их непогашенная часть в виде государственного долга, формирование умеренного дефицита бюджетов и покрытие его за счёт внутренних и внешних займов являются реальностью любой экономики, в том числе и российской.

Другой составляющей частью государственного долга России являются долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Россией. Государственные гарантии и поручительства выступают особой формой заимствования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами. В БК РФ под государственными гарантиями признаётся способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которых РФ, её субъект или муниципальное образование, выступая гарантом, даёт письменное обязательство отвечать за исполнение лицом - получателем гарантии - своих обязательств перед третьими лицами полностью или частично.

Третьей составляющей государственного долга России являются долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие Бюджетного Кодекса. Речь идет, наряду с прочим, об обязательствах бывшего СССР, принятых на себя Россией.

Ключевую роль в формировании склонности к государственным заимствованиям принадлежит дефициту государственного бюджета. Как правило, он возникает при чрезвычайных экономических ситуациях (неурожаи, стихийные бедствия, войны, революции, экономические кризисы, неудачные реформы). В нашей истории всё это бывало.

Государственные долговые обязательства могут существовать в различных формах:

¾ кредитные соглашения и договоры РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями в пользу указанных кредитов;

¾      государственные ценные бумаги, выпущенные от имени РФ;

¾      договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства по обеспечению обязательств третьими лицами;

¾      переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе федеральных законов;

¾      соглашения и договоры РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Итак, Государственный долг - это долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса.

Поскольку, государственный долг представляет собой сумму непогашенных обязательств, оценка государственного долга производится по номинальной стоимости в национальной валюте и отражает сумму, подлежащую к выплате при наступлении сроков. Задолженность в иностранной валюте пересчитывается в национальную.

Для оценки, анализа, выявления влияния на развитие экономики и управления долгом органов государственной власти необходима систематизированная информация об имеющейся задолженности. Эта информация должна включать данные о видах задолженности, владельцах долговых обязательств, методах стоимостной оценки и др., соответствующие общим принципам формирования государственных финансов. Существует разные принципы классификации государственного долга, например, по валюте обязательства, по типу кредитора и т.д., но государственный долг не однороден, поэтому требует определённой классификации. В настоящее время в бюджетном законодательстве не существует классификации долга, что расходится с общепризнанной мировой практикой.

Полный отказ от классификации долга по мнению многих авторов, не совсем оправдан. Представляется, что возможная классификация государственного долга могла бы выглядеть следующим образом:

1. Вид долга:

¾ внешний долг (в иностранной валюте);

¾      внутренний долг (в национальной валюте).

2. Заёмщик:

¾ Российская Федерация (обеспечивается федеральной собственностью);

¾      субъект РФ (обеспечивается региональным имуществом);

¾      муниципальное образование.

3. Вид долгового обязательства в соответствии с пунктом 2 ст. 98 БК РФ:

¾ кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

¾      государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ;

¾      бюджетные кредиты, привлеченные в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;

¾      государственные гарантии РФ;

¾      иные долговые обязательства, ранее отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг РФ.

4. Подвид долгового обязательства, например:

¾ облигации федерального займа;

¾      государственные сберегательные облигации;

¾      и т.д.

5. Вид долгового обязательства по срокам в соответствии с пунктом 3 ст. 98 БК РФ:

¾ краткосрочные (менее 1 года);

¾      среднесрочные (от 1 года до 5 лет);

6. Вид государственного долга по экономическому признаку:

¾ капитальный долг - общая сумма выпущенных и не погашенных органами публичной власти долговых обязательств, включая гарантии по обязательствам третьих лиц, с процентами;

¾      основной долг - номинальная стоимость всех выпущенных и непогашенных обязательств, в том числе гарантий;

¾      текущий долг - предстоящие выплаты кредиторам по погашению с процентами долговых обязательств органов публичной власти.

В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации государственного долга. Субъекты РФ и муниципальные образования регистрируют свои долговые обязательства в Министерстве финансов РФ, которое ведет Государственную долговую книгу РФ. Приказом Министерства Финансов России от 23 августа 2006 года №107-ФЗ утвержден Порядок ведения Государственной долговой книги Российской Федерации в Министерстве финансов Российской Федерации, который разработан с целью определения процедуры ведения Государственной долговой книги РФ, обеспечения контроля за полнотой учета, своевременностью обслуживания, исполнения долговых обязательств и устанавливает требования по структуре Долговой книги, а также по порядку ведения и хранения Долговой книги.

Как видно из классификации, государственный долг с учётом сферы размещения займов подразделяется на внутренний и внешний. Так как это главные составляющие долга рассмотрим их подробнее.

1.1 Внешний государственный долг


В соответствии со ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

¾ номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

¾      объем основного долга по кредитам, которые получены РФ, и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

¾      объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.

Видовой состав государственного внешнего долга определяется исходя из следующей классификации:

1. В официальной статистике внешнего долга Банка России выделяет четыре категории заёмщиков: задолженность органов государственного управления (включающие органы федерального и субъектов федерации) и органов денежно-кредитного регулирования (в лице Банка России);

2.      По видам долговой деятельности (формам долговых обязательств): займы, кредиты, гарантии, выраженные в иностранной валюте;

.        По видам внешних кредитов, привлекаемых РФ: выраженные в валюте кредиты правительств иностранных государств, кредиты иностранных коммерческих банков и других организаций, кредиты международных финансовых организаций, кредиты Банка;

.        По видам внешних займов РФ: еврооблигационные займы, внутренний государственный валютный заём (облигации последнего займа впервые отнесены на внешний долг 1 января 1999 года).

Федеральным законом установлен верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2011 года в сумме 63,3 млрд. долларов США, или 45,2 млрд. евро; на 1 января 2012 года в сумме 83,4 млрд. долларов США, или 59,6 млрд. евро, и на 1 января 2013 года в сумме 104,3 млрд. долларов США, или 74,5 млрд. евро.

Внешний долг РФ в 2010 году составил 2 трлн. 97,5 млрд. руб. против 1 трлн. 360,9 млрд. руб. годом ранее, то есть в 2009году. Это значит, что рост государственного долга один из важнейших показателей развития экономики в России. Большая часть долга идёт для погашения долга унаследованного от СССР после его распада, когда РФ приняла на себя долг в размере 58,1 млрд. долларов США (см. Приложение 2), в дальнейшем к этим обязательствам быстро стали прибавляться новые долги, сделанные Российской Федерацией уже в качестве независимого государства.

В структуре внешнего долга уменьшилась доля государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, задолженности по кредитам правительств иностранных государств и МФО (Международной Финансовой Организацией), увеличивается доля государственных гарантий. По заключению Счетной палаты РФ тенденция увеличения абсолютных размеров государственного внешнего долга не соответствует Основным направлениям долговой политики на 2008-2010 годы, одобренным Правительством Российской Федерации 22 марта 2007 года.

В целом из-за новых кредитов и займов внешний долг России к концу 2012 года увеличится где-то в 3,5 раза. Его объём превысит 65% от уровня 1998 года и вновь станет одним из самых больших в мире. Надо отметить, что в развитых странах ярко выражена тенденция к росту внутреннего долга, а внешний обычно невелик. В России же в 2010-2012 годах. внешний государственный долг будет расти гораздо быстрее внутреннего и почти сравняется с ним.

1.2 Внутренний государственный долг

Согласно определению, данному в ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ внутренний долг - это обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

Государственный внутренний долг Российской Федерации обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства Российской Федерации.

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

¾ номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

¾      объем основного долга по кредитам, которые получены РФ, и обязательства по которым выражены в национальной валюте;

¾      объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;

¾      объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в национальной валюте;

¾      объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Кодекса.

Видовой состав государственного внутреннего долга классифицируется следующим образом:

1. По видам займов: целевые займы, государственные внутренние займы центрального правительства, государственные сберегательные займы;

2.      По видам ценных бумаг: казначейские обязательства, государственные краткосрочные облигации, государственные казначейские билеты и другие виды долго;

.        В зависимости от типов недофинансирования из бюджета 9на примере России): задолженность предприятиям военно-промышленного комплекса, агропромышленного комплекса и другим отраслям, задолженность по финансированию расходов на формирование мобилизационного резерва, задолженность, переоформленная в векселя Минфина России, и др.;

.        В зависимости от вида деятельности: займы, кредиты, гарантии, другие обязательства, выраженные в национальной валюте.

Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Выполнение Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.

Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» от 02.12.09 г. №308-ФЗ установлен верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2011 года в сумме 3 301 795 464,0 тыс. рублей; на 1 января 2012 года в сумме 4 109 716 387,0 тыс. рублей и на 1 января 2013 года в сумме 4 344 326 657,7 тыс. рублей.

Таким образом, отметим, что в последнее время усиливается тенденция роста внутреннего государственного долга, так его размер в 2010 году увеличился до 3 трлн. 591,8 млрд. руб., против 2 трлн. 698,3 млрд. руб. в 2009 году. В 2011 году государственный долг будет составлять 3 301,8 млрд. рублей, или 7,6 % ВВП, что превышает на 31,3%, показатель, утвержденный на 1 января 2010 года.

Уже в 2012 году государственный долг возрастёт по сравнению с 2008 годом в 2,4 раза и составит 8,1 % ВВП. Этот рост будет осуществляться, прежде всего, за счёт выпуска государственных ценных бумаг на внутреннем рынке, которых в 2011году предусмотрено разместить на сумму 957,5 млрд. рублей. Это около 60% от ёмкости сегодняшнего рынка ценных бумаг. В плановом периоде внутренний долг будет увеличиваться и на 1 января 2013 года составит 4 344,3 млрд. рублей, или 8,1 % ВВП, что превысит показатель на начало 2010 года на 1 829,0 млрд. рублей, или на 72,7 %.

В целом государственный внутренний и внешний долг Российской Федерации в 2002-2008 годах снизился с 42,2 до 6,5% ВВП. Однако кризис внёс изменения в эту динамику. Уже в 2009 году он вырос до 10,1% ВВП. В соответствии с федеральным бюджетом на 2010-2012 годах государственный и внешний долг России превысит 15%ВВП (см. Приложение 1). Это существенно ниже пороговых значений, установленных Маастрихтскими соглашениями по госдолгу - 60% к ВВП. Но если такие темпы будут сохранятся, то в 2012 году этот порог будет превышен.

Доля расходов на обслуживание и погашение государственного долга в общих расходах федерального бюджета увеличится к 2012 году в 1,9 раза. До 2009 года эта доля снижалась. В 2010-2012 годах она будет быстро расти.

Российский внутренний долг формирует относительно небольшое число инструментов, состоящих из государственных займов. За последние десятилетия большое внимание уделяется изучению проблем экономической значимости целей, на которые привлекаются заимствований и воздействию их на экономику. При этом финансирование государственных расходов за счёт займов (внутренних и внешних), как правило, не только одобряется, но и рекомендуется, так как кредитное финансирование позволяет достичь оптимального распределения нагрузки на государство и избежать повышения налогов для обеспечения государственной деятельности.

2.      
Федеральные займы

 

.1 Понятие государственных займов


В основе формирования государственной задолженности лежат государственные займы. Государственные займы представляют собой передачу денежных средств в распоряжение заёмщика путём приобретения заимодателя (кредиторами) государственных ценных бумаг.

Государственные ценные бумаги - это долговые бумаги, эмитентом которых является государство. Надо отметить, что исторически сложилось так, что государство всегда выступало в качестве заемщика. Эти займы носили внутренний и внешний характер.

Государственные ценные бумаги выпускаются для того, чтобы достичь следующих целей:

¾ погасить внешний долг;

¾      финансировать текущий бюджетный дефицит;

¾      погасить ранее размещенные займы;

¾      обеспечить коммерческие банки ликвидными резервными активами;

¾      финансировать целевые программы, осуществляемые местными органами самоуправления.

Государство вправе не только выпускать собственные ценные бумаги, но и давать гарантии по долговым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые, по его мнению, заслуживают государственной поддержки. Такие долговые обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг.

Интерес к государственным ценным бумагам практически во всех странах связан с их высокой ликвидностью, поэтому инвесторы не испытывают затруднений при их реализации на вторичном рынке.

Все долговые обязательства разделяются на:

¾ наличные и безналичные;

¾      документарные и бездокументарные;

¾      гарантированные и доходные;

¾      рыночные и нерыночные;

¾      именные и на предъявителя;

по срокам:

¾ краткосрочные - до 1 года;

¾ среднесрочные - от 1 года до 5 лет;

¾ долгосрочные - от 5 до 30 лет.

Максимальный срок займов - 30 лет.

Облигации государственных займов являются наиболее распространённой ценной бумагой, размещаемой органами публичной власти среди кредиторов. Нарицательная стоимость (номинальная цена) облигаций устанавливается выпускающими их органами государственной власти. Номинальная цена облигации обозначается на ценной бумаге и определяет денежную сумму, которая выплачивается владельцу в момент её погашения и на которую начисляются проценты. Процентный доход, установленный к номинальной цене облигации, составляет номинальную доходность займа. Процентный доход, установленной к рыночной (курсовой) цене облигации, составляет реальную рыночную доходность займа, которая может быть выше или ниже его номинальной доходности.

Под государственными заимствованиями в соответствии со ст. 103 Бюджетного Кодекса РФ понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации.

Займы осуществляются в целях финансирования дефицитов соответствующих бюджетов (ненефтегазового дефицита федерального бюджета), а также для погашения долговых обязательств. Выпускать их может как Федеральное Правительство, так и региональные администрации, а также местные органы власти.

Государство может прибегать к займам, как в условиях стабильной ситуации, так и при возникновении экономических проблем. Каждый заем предполагает его обоснование и организационную подготовку. Экономическое обоснование включает в себя оценку затрат, связанных с размещением займа, его обслуживанием (выплатой процентов) и погашением; сопоставление различных вариантов заимствований; расчет их эффективности, сравнение затрат с ожидаемыми выгодами от использования средств. Наибольшую трудность представляет оценка выгод, поскольку они имеют не только экономическую, но и социально-политическую составляющую, не всегда поддаются количественному измерению и распределены во времени.

Организационная подготовка займа предполагает, что государство должно создать систему управления привлеченными средствами. Для этого определяется генеральный агент по его обслуживанию, который в дальнейшем будет осуществлять операции по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате процентов по ним. Для федерального правительства эти функции обычно выполняет Центральный банк и его учреждения. Генеральный агент действует на основе соглашений, подписанных с тем органом исполнительной власти, который осуществляет эмиссию государственных обязательств. Взаимодействуя с другими агентами, он создает сеть по распространению государственных ценных бумаг. В России Центральный банк осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.

В решении об эмиссии отражается следующая информация: сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия эмиссии, способ исполнения обязательств по ценным бумагам. Каждый выпуск ценных бумаг сопровождается публикацией условий займа. Нередко он разбивается на несколько частей, именуемых траншами. После того, как государственный заем выпущен в обращение, изменение его условий (сроков обращения, размера процентных платежей и др.) не допускается.

В России действует единая система учета и регистрации государственных заимствований. Выпуск ценных бумаг субъектов федерации и муниципальных образований регистрируется в Министерстве финансов. Информация о заимствованиях и других обязательствах в течение 3 дней с момента их возникновения должна быть внесена в государственную долговую книгу.

В зависимости от того, в какой валюте выражены те или иные государственные заимствования, они подразделяются на внешние и внутренние. Внешние заимствования выражены в иностранной валюте, внутренние - в рублях. Субъекты федерации, которые не получают финансовой помощи на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, также имеют право на внешние заимствования. Муниципальные образования вправе осуществлять только внутренние займы.

Под государственными внешними заимствованиями Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте. Государственные внешние заимствования Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита (нефтегазового дефицита) федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.

Государственные внутренние заимствования Российской Федерации представляют собой государственные займы, осуществляемые путём выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заёмщика, выраженных в рублях. Право осуществления таких государственных внутренних займов принадлежит Правительству РФ либо уполномоченному им Министерству финансов России.

Правительство РФ или Министерства финансов России имеют право осуществлять внутренние и внешние заимствования с превышением установленного на соответствующий финансовый год законом о федеральном бюджете верхнего предела государственного долга РФ, если это приведёт к снижению расходов на обслуживание общего государственного (внутреннего или внешнего) долга России.

В предстоящем 2011 году в соответствии с бюджетом на 2010-2012 года ожидается рост внутреннего государственного долга. Этот рост, прежде всего, будет осуществляться за счёт выпуска государственных ценных бумаг на внутреннем рынке, которых предусмотрено разместить на сумму 957,5 млрд. рублей. Это около 60% от ёмкости сегодняшнего рынка государственных ценных бумаг.

Только за 2011 год объём новых государственных ценных бумаг составит более половины выпущенных за последние 11 лет. Объём размещения облигаций федерального займа резко возрастёт с учётом их обмена на акции банков в рамках докапитализации кредитных организаций.

Сегодня рынок государственных ценных бумаг находится в кризисном состоянии. Дюрация рыночного портфеля (средний срок до погашения облигаций) уменьшилась за полтора года с 2104 до 1663 дней. Котировки отдельных выпусков облигаций федерального займа снижались до 60-90% от номинала. Масштабный выпуск государственных ценных бумаг в 2010-2012 годах придётся осуществлять за счёт эмиссии всё более краткосрочных ценных бумаг с доходностью примерно в 2 раза выше, чем в докризисный период.

В итоге рынок облигаций федерального займа начнёт развиваться по принципу пирамиды ГКО-ОФЗ в 1994-1998 годах, а погашение государственных ценных бумаг будет производится за счёт новых, всё более масштабных выпусков. Объём погашения облигаций в 2012 году (518,9 млрд. руб.) в 6,2 раза превысит уровень 2008 года (84,3 млрд. руб.). Чистые займы на внутреннем рынке сократятся с 748,6 млрд. руб. в 2-11 г. до 236,5 млрд. руб. в 2012 году. Пирамида государственных ценных бумаг станет работать сама на себя. Всё большее количество выпускаемых облигаций предназначаться для погашения их прежних выпусков и всё меньшее - для привлечения чистых заимствований в федеральный бюджет.

Кризис привёл к росту затрат на обслуживание внутреннего государственного долга. В связи с тем, что доходность облигаций федерального займа возросла с 5,25 в мае 2008 года до 14,09% в феврале 2009 года, заимствования на внутреннем рынке стали для государства в 2,7 раза дороже. В федеральном бюджете на 2010 год и на период 2011-2012 годов предусматривается, что стоимость внутренних заимствований хотя и будет уменьшаться, но сохранится на очень высоком уровне. В 2010-2012 годах внутренние займы будут размещаться под 9-11,5% годовых, что в 1,5-2 раза выше, чем до кризиса.

Таким образом, государственные займы являются неотъемлемыми источниками финансирования дефицита бюджета, как и государственный долг. Существуют разные виды займов.

2.2 Виды государственных займов


Займы, осуществляемые путём выпуска ценных бумаг достаточно разнообразны. Рассмотрим некоторые особенности государственных ценных бумаг:

1. Государственные бескупонные краткосрочные облигации (ГКО). ГКО представляют собой долговые обязательства государства и предоставляют право владельцам на выплату в установленный срок номинальной суммы облигации. ГКО являются именными ценными бумагами, периодически эмитируемыми Министерством Финансов РФ с гарантией погашения в срок Центральным Банком. Они относятся к группе дисконтных ценных бумаг, доходом является разница в ценах покупки (ниже номинала) и погашения (по номиналу) облигации Федерального займа (ОФЗ).

Основные Условия выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ. Этими Условиями предусмотрено, что эмиссия ГКО осуществляется периодически в форме отдельных выпусков на срок до одного года.

Номинальная стоимость ГКО составляет 1 000 000 руб. Погашение этих облигаций проводится в безналичной форме путем перечисления их владельцам номинальной стоимости облигаций на момент погашения. Доходом по ГКО считается разница между ценой реализации или погашения и ценой покупки.

Владельцами ГКО могут быть юридические и физические лица, то есть инвесторы, не являющиеся дилерами, приобретающие ГКО на праве собственности или полного хозяйственного ведения и имеющие право в соответствии с действующим законодательством на владение ГКО. Для каждого выпуска отдельно могут устанавливаться ограничения на потенциальных владельцев.

Сведения об очередном выпуске ГКО объявляются не позднее, чем за семь дней до начала его размещения. Выпуск считается состоявшимся, если в период размещения было продано не менее 20% от количества предполагавшихся к выпуску государственных краткосрочных облигаций.

В 2008-2010 годах выпуски ГКО не предполагаются, акцент был сделан на выпуске среднесрочных и долгосрочных облигациях федерального займа.

2. Государственные долгосрочные облигации (ГДО). Заем в виде ГДО осуществляется сроком на 30 лет с 1 июля 1991 года по 1 июля 2021 года, с купонным доходом 15% номинальной стоимости, выплачиваемым 1 раз в год. Облигации выпускаются в бланковом виде с набором купонов и реализуются только среди юридических лиц. Общий объем займа в 80 млрд. руб. разделен на 16 разрядов по 5 млрд. руб. в каждом.

Облигации могут выпускаться с разной номинальной стоимостью кратной 10 тыс. руб. В настоящее время их номинал равен 100 тыс. рублей.

3. Облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ). Эмитентом ОВГВЗ является Министерство финансов РФ, выпущены для погашения задолженностей бывшего СССР. Условия выпуска этого займа изложены в Постановлении Правительства РФ. Общий объем займа составил 7 885 млн. долларов США. Номинал облигаций - одна, десять и сто тысяч долларов. Они были выпущены пятью сериями со сроком погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Неотъемлемая часть каждой облигации - комплект купонов, по которым происходят годовые выплаты процентов. Дата выпуска - 14 мая 1993 год. Купонная ставка -3% годовых - выплачивается 14 мая каждого года. Генеральным агентом по новации ОВГВЗ и уполномоченным депозитарием по облигациям государственного валютного облигационного займа выпуска 1999 года Министерство Финансов РФ назначил Внешэкономбанк.

4.      Еврооблигации РФ - это средне- и долгосрочные облигации, номинированные в евровалютах и размещаемые одновременно на рынках несколько стран. Евровалюта - это депозиты в той или иной валюте в банке, находящемся в иной стране, чем та, которая эмитирует данную валюту.

Россия вышла на рынок еврооблигаций в 1996 году после было осуществлено размещение 5-летних еврооблигаций России, затем в 1997 году были размещены еще три выпуска еврооблигаций: один - семилетний, номинированный в немецких марках, и два - долларовых. В кризисном 1998 году в было выпущено два долговых облигационных займа на сумму 3,75 млрд. долларов США, а затем проведен обмен долга по рублевым бумагам в средне- и долгосрочные валютные бумаги на сумму 6,5 млрд. долларов США по номиналу.

Категории суверенных российских еврооблигаций относятся и так называемые Sinking fund Bond (евробонды) - облигации с фондом погашения в 2010 и 2030 годах, появившиеся в результате урегулирования задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов.

5. Казначейские обязательства (КО). Сочетают в себе черты казначейских векселей и государственных краткосрочных облигаций. Они, как и ОВВЗ, выпущены с целью без эмиссий сократить дефицит федерального бюджета и погасить задолженность государства перед предприятиями, возникшую в рамках государственных закупок, финансирования государственных программ и т.п. Эмитент КО - Министерство Финансов РФ (Федеральное казначейство), которое выпускает их сериями, устанавливая объем и даты эмиссий. Внутри серии обязательства имеют единые даты выпуска, погашения, номинальную стоимость и процентную ставку. Эти параметры могут изменяться при новой эмиссии.

Ставка процентного дохода по КО устанавливается в зависимости от срока начала их погашения. Однако чтобы формировать единый вторичный рынок, эти ставки устанавливают одинаковыми для всех выпусков КО с одним и тем же сроком погашения независимо от отрасли, которая является получателем. Процентный доход по казначейским обязательствам выплачивается Министерством Финансов РФ одновременно с погашением.

6. Облигаций федерального займа (ОФЗ). Это среднесрочные государственные облигации, которые выпускаются в безбумажной (электронной) форме с изменяемым процентным купоном, выплачиваемым поквартально. Срок их обращения - более 1 года.

Облигации федерального займа, как и ГКО, продаются ниже номинала, а погашаются по номиналу, обеспечивая тем самым доход по ним. Но помимо этого ОФЗ имеют еще и купонный доход, выплачиваемый раз в квартал. Ставка купонного дохода может изменяться в зависимости от ситуации на рынке. Отличие ОФЗ от других государственных ценных бумаг состоит и в том, что срок их обращения впервые превышает один год. Это обеспечивает инвесторам спокойствие на более длительный период, принося в то же время каждые три месяца купонный доход. В результате ОФЗ становятся привлекательными не только для предприятий, но и для российских граждан. Не случайно примерно 80% ОФЗ куплено банками по заявкам клиентов, а не на деньги самих банков.

7. Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ). Они появились в 1995 году, чтобы привлечь денежные средства широких слоев населения для финансирования дефицита государственного бюджета. Облигации выпускались небольшим номиналом (100 и 500 тыс. руб.), что позволяло вкладывать в них средства инвесторам различного достатка. Облигации выпускались сроком на 1 год и 2 года и имеют 4 купона, процентный доход по которым выплачивается в конце соответствующего купонного периода. В 1997 году на рынке ОГСЗ размещены 20 серий облигаций. Характерной чертой рынка ОГСЗ - постоянное превышение спроса над предложением. Это объяснялось тем, что, сохраняя все основные свойства государственных ценных бумаг (надежность, ликвидность, высокую доходность), ОГСЗ стали важным инструментом аккумуляции сбережений населения, для которых ранее доступ на рынки государственных ценных бумаг был практически закрыт.

8.      Облигации Золотого займа ОФЗ-9999. Появление этих облигаций связано с решением Правительства (1995года) предоставить право их владельцам на получение слитков золота. Срок обращения - 3 года. Владельцами их могут быть физические и юридические лица, которые по законодательству Российской Федерации являются резидентами и нерезидентами. Номинальная стоимость облигаций Золотого федерального займа выражается в рублях и определяется исходя из стоимости на Лондонском рынке драгоценных металлов 100 грамм золота в слитках в долларах США, переведенной по официальному курсу Банка России на дату начала эмиссии облигаций. Объем выпуска облигаций Золотого федерального займа установлен в количестве 300 тыс. штук Генеральным агентом Министерства Финансов РФ по распространению и обслуживанию Золотого федерального займа является Банк России.

Виды облигаций постоянно меняются и имеют разный жизненный цикл, который, как правило, длится 7-13 лет. К числу так называемых «долгожителей» (из всех выше названных) можно отнести ГКО, получившие широкую международную известность в связи с кризисом 1998 года и просуществовавшего с начала 1994 года до конца 2006 года. Жизненный цикл ОФЗ, вероятно, будет ещё длиннее: этот вид ценных бумаг существует с 1997 года.

В настоящее время государственные займы принято использовать как инструмент привлечения финансовых ресурсов. Однако рынки государственных ценных бумаг выполняют ещё и регулирующую функцию на уровне мирового финансового рынка. Причём в развитых странах эта функция приобретает всё большее значение. Таким образом, государственные облигации отражают экономическую сущность данных инструментов - они действительно являются безрисковыми активами. Это кардинально отличает российские ОФЗ от облигаций США, Японии, Великобритании, а также Исландии, государственный долг которой в 10 раз превосходит объём ВВП.

3. Управление государственным долгом


Наличие государственного долга требует мер по эффективному управлению им. Под управлением государственным (муниципальным) долгом понимается система мер по регулированию его объёма и структуры, определению условий и осуществлению новых заимствований, регулированию рынка заимствований, реализации мер управления проблемными долгами, обслуживанию и погашению долга, предоставлению государственных и муниципальных гарантий, контролю за эффективным использованием заёмных средств.

Управление государственным долгом заключается:

в формировании политики в отношении государственного долга;

в установлении границ государственной задолженности (в том числе в определении общего объема бюджетного дефицита и, следовательно, объемов заимствований, необходимых для его финансирования);

в определении основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели;

в установлении возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ.

Под управлением государственным долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанию, погашению и рефинансированию государственного долга, а также регулированию рынка государственных ценных бумаг.

Цели управления государственным и муниципальным долгом следующие:

1. Экономические - минимизация стоимости долга для заёмщика, улучшение условий рефинансирования и/или переоформление задолженности, снижение общих издержек по обслуживанию внешнего долга, повышение эффективности использования, учёт и контроль за расходованием привлекаемых ресурсов, усиление инвестиционного характера займов, обеспечение своевременного возврата полученных кредитов.

2.      Политические - поддержание стабильности функционирования политической системы.

.        Социальные - своевременное финансирование социальных программ, обеспечение социальной стабильности.

.        Обеспечение национальной безопасности - чрезмерно высокое бремя внешнего долга может отрицательно сказаться на экономической безопасности страны.

Таким образом можно выделить одну из главных целей управления долгом - выработка экономически обоснованного соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению поддерживание объёма долга на экономически безопасном уровне.

Основными источниками средств для обслуживания и погашения государственного долга являются налоговые и неналоговые доходы бюджета. Альтернативным источником средств может быть эмиссия дополнительных денег.

Основными задачами управления государственным долгом являются:

¾ максимально возможное сокращение затрат на его обслуживание и погашение с учётом конъюнктуры мирового рынка;

¾      обеспечение своевременного исполнения долговых обязательств по погашению и обслуживанию внутренних и внешних долгов;

¾      минимизация долга для заёмщика;

¾      обеспечение приемлемого курса государственных долговых обязательств на внутреннем и внешнем рынках, недопущение их резких колебаний.

Общими условиями системы управления государственным долгом являются:

¾ обеспечение надёжной информации о государственном долге в соответствии с принятой классификацией;

¾      обоснованный прогноз изменения долга и формирование политики в отношении его объёма и структуры;

¾      обеспечение денежных средств для обслуживания и погашения государственного долга;

¾      законодательное определение верхних пределов дефицита бюджета и верхних пределов внутреннего и внешнего долга;

¾      текущее регулирование операций по заимствованию и погашению долга, минимизация расходов по обслуживанию, рефинансирование, реструктуризация задолженности;

¾      регулирование рынка государственных ценных бумаг.

Согласно ст. 101 Бюджетного Кодекса управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, а управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Организационно в настоящее время система управления государственным внешним долгом реализована на базе Министерства финансов Российской Федерации и Внешэкономбанка как агента Министерства финансов Российской Федерации. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. В свою очередь, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам Российской Федерации.

Цикл управления государственным долгом состоит из пяти этапов, в каждом из которых выполняются определенные задачи.

На первом этапе закладываются пределы объемов внутреннего и внешнего долгов, заимствований, пределы предоставления гарантий.

На втором этапе: формируется программа эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, и определяются конкретные параметры предстоящих заимствований по срокам обращения, уровню вероятной доходности, порядку выплаты доходов, ограничениям на владельцев, порядок размещения и другие условия, делающие каждое заимствование привлекательным для инвесторов - резидентов и нерезидентов. От качества выполнения работ на этом этапе зависит, в частности, наличие или отсутствие в перспективе пиков платежей по долгам, а также своевременное поступление ресурсов для погашения ранее произведенных заимствований в порядке их рефинансирования.

На третьем этапе проводится размещение облигаций и регулирование котировок по государственным и муниципальным долговым обязательствам на вторичном долговом рынке. Воздействие на котировки по государственным и муниципальным облигациям позволяет регулировать бюджетную эффективность проводимых заимствований и размер текущего (внутреннего и внешнего) долга.

Четвертый этап характерен для развития Российской Федерации после распада СССР и связан с проведением мероприятий, необходимость которых определяется наличием проблемных долгов или кризисных долговых ситуаций.

На пятом этапе исполняются первоначальные или скорректированные графики платежей по обслуживанию и погашению государственных и муниципальных внутренних и внешних долгов.

Идеальный способ обслуживания и погашения государственного долга - своевременный возврат полученного кредита и процентов по нему. Однако намерения заёмщика не совпадают с его реальными возможностями. Появляются какие-то непредвиденные обстоятельства, обусловленные экономическими, социальными или политическими трудностями. Отсюда, так или иначе, возникают ситуации необходимости отсрочки выплаты процентов или уплаты основной суммы долга, изменении условий займа, а иногда и полному отказу от выплат. Явным признаком долгового кризиса является серьёзное нарушение графика платежей. Государство - заёмщик вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга.

Механизм регулирования в рыночных условиях объединяется понятием, которое из всего многообразия существующих методов управления государственным долгом, единственное получило определение в Бюджетном кодексе Российской Федерации, это - реструктуризация. Реструктуризация - основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Другими словами, реструктуризация - это составление нового, более выгодного для должника графика выплаты долга, что предусмотрено первоначальным соглашением. При этом обычно предоставляется льготный период, когда уплачиваются только проценты, а также увеличивается срок выплаты основного долга. Происходит перенос на более поздние сроки платежей по краткосрочным долгам..

В ходе проводимой реструктуризации долговых обязательств используется ограниченный набор способов её проведения:

¾   замена обязательств (с согласия их держателей) с истекшими сроками погашения на новые, по сумме эквивалентные погашаемым;

¾      досрочная замена одних обязательств на другие с более длительными сроками погашения;

¾      размещение (продажа) новых облигаций и за счёт вырученных средств погашение облигаций с истёкшими сроками погашения.

2. Выкуп долга: в случаях, когда государство-должник может располагать значительными объёмами финансовых резервов, можно разрешить заёмщику самостоятельно выкупить собственные долги, что позволяет сократить общий объём государственного долга.

.  Секьюритизация - переоформление государственного долга в новые рыночные долговые инструменты денежного рынка, включая ссудные капиталы. Среди основных видов ценных бумаг, обращающихся на международных финансовых рынках, выделяются две группы:

¾ иностранные облигации - эмитируемые нерезидентами на внутреннем рынке иностранного государства;

¾      еврооблигации - средне- и долгосрочные обязательства в евровалютах, выпускаемых на европейском рынке среди зарубежных инвесторов.

Приведённые методы управления государственным долгом в своей основе базируются на переговорном процессе. Они относятся к рыночным методам и широко используются развитыми странами и международными финансовыми организациями. Наряду с рыночными мировая практика использует и внерыночные (административные) методы управления на основе одностороннего принятия эмитентом управленческого решения по долговым обязательствам. К ним относятся:

1. Конверсия - применение различных механизмов, обеспечивающих замещение государственного долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики должника. Наиболее распространенными видами конверсии считаются обмен долга на акции (собственность), на товары, на проведение природоохранных мероприятий, обратный выкуп долга заемщиком на особых условиях (с дисконтом), конверсия долга в долговые обязательства третьих стран, и другие. Технически такие операции не приводят к изменению структуры существующих обязательств и к получению новых ссуд.

2.      Консолидация - пересмотр условий погашения задолженности, который может быть реализован либо путем изменения условий погашения действующих долговых обязательств (реструктуризация), либо путем рефинансирования существующей задолженности. Как правило, она носит принудительный характер и осуществляется путём добавления процентных купонов к облигациям старых займов, срок действия которых продлевается, или путём замены облигаций старых займов на облигации нового займа. Нередко консолидация совмещается с конверсией.

.        Унификация - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.

.        Отсрочка погашения займа заключается в том, что, как и при консолидации, односторонне отодвигаются сроки погашения займа и, кроме того, прекращается выплата доходов.

.        Аннулирование - отказ от всех обязательств по ранее выпущенным займам. Но применение этого метода ведет к нанесению непоправимого ущерба репутации государства как заемщика среди потенциальных инвесторов и кредиторов.

Когда задолженность страны большая, приходится прибегать к различным мерам и механизмам, позволяющим урегулировать ситуацию и не допустить кризиса финансово-кредитной системы. В этой связи прибегают к осуществлению реструктуризации долгов и других мер (рассмотренных выше), но также к этим мерам относится формирование Стабилизационного фонда, создаваемого в целях более уверенного управления государственным долгом.

Под Стабилизационным фондом понимают фонд, формируемый за счёт отчислений органов государственного управления в государствах, имеющих большой государственный долг, в целях обеспечения возможностей относительно безболезненных выплат в пиковые периоды и постепенного погашения задолженности. Основной задачей этого фонда является ответственное и упорядоченное погашение государственного долга. Управление фондом может осуществляться самостоятельной структурой, независимой от Министерства финансов и Центрального банка. Наличие такого фонда способствует возникновению атмосферы доверия к государству-должнику и содействует нормальному функционированию рынка государственных ценных бумаг.

В России в бюджете на 2002 год в целях обеспечения своевременного погашения государственного долга и повышения устойчивости бюджета было предусмотрено образование финансового резерва, а начиная с бюджета на 2004 года впервые был сформирован Стабилизационный фонд РФ, составивший на конец 2004 года около 1 трлн. рублей.

Одним из условий эффективного управления государственным долгом Российской Федерации является достоверный учет и контроль за его состоянием в реальном режиме времени. Начиная с основных положений долговой политики на 2007-2009гг., она включает в себя новейшие подходы к решению долговых проблем. Так показатели долговой политики теперь утверждаются наряду с доходами и расходами федерального бюджета. Уже в 2006году Россия погасила весь долг Парижскому клубу кредиторов и снизила на тот год объём долга к ВВП до 9%. Это прогрессивно повлияло на изменение в российской долговой политике, что стало основанием для более высокой оценке политических и экономических изменений в России международными рейтинговыми агентствами, присвоившими России инвестиционный рейтинг кредитоспособности.

 

Заключение


Государственный долг - достаточно сложный, во многом противоречивый экономический показатель. Классифицированное управление государственным долгом отражает уровень цивилизованности и экономической грамотности правительства, его способность и умение обеспечивать своевременный выход государства из временных финансовых затруднений без серьёзного ухудшения уровня жизни населения.

Система управления государственным долгом непосредственно связана с бюджетным процессом, поскольку долговая политика и система управления государственным долгом непосредственно влияют на формирование бюджетной политики. Политика в области управления государственным долгом и система управления долгом являются необходимыми условиями для формирования обоснованной бюджетной политики и нормального функционирования бюджетного процесса. Упомянутая выше взаимосвязь определяет необходимость совершенствования и реформирования системы управления государственным долгом как одного из основных элементов формирования и проведения бюджетной политики.

В целом долговая политика при умелом использовании представляет собой достаточно мощный инструмент финансовой политики. Для эффективного применения этого инструмента необходимо создать стройную систему долгового управления, важными элементами которой являются надлежащий учет и оценка собственных обязательств. Существующая в России система управления долгами позволяет решать текущие задачи по реструктуризации обязательств, но ее эффективность в качестве полноценного инструмента финансового управления остается низкой. За последние годы Правительством Российской Федерации проделана определенная работа по формированию системы управления государственным долгом, была значительно расширена и усовершенствована соответствующая законодательная база и проведен ряд успешных операций, приведших к сокращению долговой нагрузки на экономику.

Активная долговая политика подразумевает постоянную работу со всеми кредиторами и категориями долга, усиление взаимодействия различных ветвей власти и проведение ими энергичных действий в этой области. Активная долговая политика включает применение известных в мировой практике методов управления государственным долгом, сочетая традиционные финансовые приемы с использованием долговых свопов, товарных поставок, досрочного выкупа, погашения долга с дисконтом и так далее. Долговая политика также связана с учетом геополитических факторов, использованием возможностей международных политических и финансовых институтов, творческим применением мирового опыта, привлечением к решению долговых проблем региональных органов власти и негосударственных структур.

Главными целями активной долговой политики должно быть решение следующих задач:

¾ улучшение качества долга за счет снижения стоимости его обслуживания, совершенствования структуры;

¾      обеспечение стабильного обслуживания как внешних, так и внутренних обязательств страны при любой кризисной ситуации;

¾      содействие достижению инвестиционного кредитного рейтинга и его дальнейшему повышению, что не только обеспечит удешевление новых заимствований для государства и частных структур, но и будет способствовать приливу новых прямых и портфельных инвестиций;

¾      гибкое реагирование на изменяющиеся условия внешнего и внутреннего финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;

¾      обеспечение надежного механизма перевода заемных средств в инвестиции, ставящего реальные заслоны на пути их нецелевого использования. Дополнительные заемные средства должны привлекаться только для финансирования и кредитования приоритетных проектов и программ при условии их эффективного использования;

¾      усиление привлекательности российских долговых бумаг для широкого круга инвесторов, предотвращение резких колебаний их цены на мировых финансовых рынках;

¾      прогнозирование и избежание рисков, связанных со структурой долга, лучшее использование валютного фактора в снижении долговых выплат;

¾      максимальное использование для обслуживания долга дебиторской задолженности иностранных государств России, то есть зарубежных финансовых активов, а также задолженности предприятий и регионов по гарантированным государством валютным кредитам;

¾      более тесная координация государственной политики и политики внешних заимствований корпоративных структур, чтобы избежать ненужной конкуренции на финансовых рынках и рисков, связанных с возможным невыполнением корпоративных долговых обязательств;

¾      создание комплексной системы управления государственным долгом с участием органов государственной власти, которая позволит адекватно формулировать и реализовывать национальные интересы в этой сфере;

¾      совершенствование учета и мониторинга государственного долга, внедрения прогрессивных технологий по управлению долгом, позволяющих контролировать состояние долговой нагрузки экономики и отслеживать ход выполнения государственных обязательств в режиме реального времени.

Список литературы


1.       Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 30.09.2010).

2.      Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» от 02.12.09 г. №308.

.        Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении выпуска внутреннего государственного валютного облигационного займа» от 15.03.1993 г. №222.

.        Постановление Правительства Российской Федерации «О выпуске государственных краткосрочных бескупонных» от 08.02.1993 г. №107.

.        Алексашенко С. Суверенный капитализм с нечеловеческим лицом // Новая газета. - 2010г. - №114.

.        Воронин Ю., Кабашкин В. Управление государственным долгом // Экономист. - 2006г. - №1.

.        Гасанов Э.Р. Управление государственным долгом // Управление рисками. - 2006г. - №3.

.        Дасковский О.М. Внешний и внутренний долг России // Инвестиции в России. - 2009г. - №6.

.        Дмитриев В.А. Внешние заимствования государств: теоретический, практический и региональный аспекты // Деньги и кредит. - 2006г. - №10.

.        Ковалишин Е.А. Государственный долг: Некоторые вопросы методологии // Финансовый контроль. - 2006г. - №2.

.        Кудрин А. Государственный долг России. Перемена декораций // Рынок ценных бумаг. - 2006г. - №3.

.        Львов Д. Россия и мир // Международная экономика. - 2007г. - №7.

.        Львов Д. Факты и комментарии // Рынок ценных бумаг. - 2007г. - №16.

.        Мартьянов А.В. Изменения в правовом регулировании государственного долга РФ // Финансы и кредит. - 2008г. - №33.

.        Попкова Н.А. Управление государственным долгом: проблемы и возможности // Финансы. - 2010г. - №1.

.        Портной М.Л. Вопросы заимствований: факты и комментарии // Банковское дело. - 2008г. - № 13

.        Ростовский Е.И. Экономическая политика // Экономист. - 2008г. - № 12.

.        Селезнёв А. Совокупный долг, его регулирование // Экономист. - 2008г. - №8.

.        Ульянецкий М.М. Внутренний государственный долг РФ: объём, структура и выплаты // Банковское дело. - 2009г. - №10.

.        Ульянецкий М.М. Диверсификация и портфельный подход к управлению рынком сувенирных облигаций // Финансы и кредит. - 2009г. - №22.

.        Шабалин А.О. Россия в тисках долгового бремени // Финансовая политика. - 2010г. - №2.

.        Щеголёва О. Государственный долг и дефицит государственного бюджета // Финансы и кредит. - 2010г. - №26.

.        Ю.А. Государственный долг // Рынок ценных бумаг. - 2006г. - №5.

.        Архипов А.И., Погосов И.А., Караваева И.В. Финансы: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007г.

.        Барулин С.В. Финансы: учебник / С.В. Барулин. - М.: КНОРУС, 2010г.

.        Ковалёва В.В. Финансы: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. Ковалёва. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006г.

.        Федулова С.Ф. Финансы: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / С.Ф. Федулова. - М.: КНОРУС, 2006г.

.        Шуляк П.Н., Белотелова Н.П. Финансы: учебное пособие. 4-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во «Дашков и К», 2007г.

.        #"602773.files/image001.gif">

Приложение 2


Внешний долг бывшего СССР

Парижский клуб кредиторов

42,7

Облигации внутреннего государственного валютного займа

1,4

Задолженность перед бывшими социалистическими странами

3,6

Прочая задолженность

Итого:

58,1


Структура внутреннего и внешнего долга

В настоящее время в России существует два основных вида государственного долга - это внутренний и внешний долг.

Структура современного внутреннего долга РФ состоит из:

Виды государственных ценных бумаг

По состоянию на 01.11.10, млрд. руб.

Изменение госдолга с 01.10.10 по 31.10.10

ОФЗ-ПД

1 137,974

+ 84,906

ОФЗ-АД

815,584


ГСО-ППС

140,415

- 30,000

ГСО-ФПС

132,000


Итого:

2 225,973

+ 54,906


¾      ОФЗ-ПД (Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом). В случае ОФЗ-ПД размеры всех купонов определяются как постоянная величина на весь период до погашения. Срок обращения этих облигаций от 1 года до 30 лет, частота выплат по купону 1 раз в год. Номинал 1 000 рублей.

¾      ОФЗ-АД (Облигации федерального займа с амортизацией долга). Это сравнительно новый инструмент, впервые выпущен в мае 2002г. Главная особенность ОФЗ-АД в том, что погашение номинальной стоимости облигаций осуществляется по частям в разные даты. Срок обращения облигаций может быть от 1 года до 30 лет (ближайший год погашения облигаций, обращающихся в настоящее время, - 2006г.). Частота выплат по купону 4 раза в год. Номинал 1000 рублей.

¾      ГСО-ППС (Государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода). Форма выпуска ГСО-ППС - документарная с обязательным централизованным хранением. Дата начала размещения - 12 апреля 2007 года, дата погашения - 11 июля 2012 года, то есть срок обращения 5 лет. Облигации номиналом 1000 рублей. Ставка купона 6,1% годовых, периодичность выплаты купона 4 раза в год. Агентом по обслуживанию выступает Сбербанк России.

¾      ГСО-ФПС (Государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода). Облигации номиналом 1000 рублей, частное размещение, ставка купона от 6% до 8,5%. Срок обращения 16 лет, периодичность выплаты купона 2 раза в год. Агент по размещению - Сбербанк России. В круг потенциальных инвесторов входят резиденты РФ - страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды, Пенсионный фонд РФ, другие государственные внебюджетные фонды РФ; управляющие компании, осуществляющие доверительное управление средствами акционерных инвестиционных фондов.

Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 ноября 2010 года:

Категория долга

млн. долларов

млн. евро

Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией )

40 879,7

29 452,2

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба,не являвшаяся предметом реструктуризации

822,7

592,7

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

1 762,5

1 269,8

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

1 132,9

816,2

Коммерческая задолженность бывшего СССР

825,6

594,8

Задолженность перед международными финансовыми организациями

3 252,2

2 343,1

Задолженность по еврооблигационным займам

30 456,5

21 942,7

 - внешний облигационный заем 2015 года

2 000,0

1 440,9

 - внешний облигационный заем 2020 года

3 500,0

2 521,6

 - внешний облигационный заем 2018 года

3 466,4

2 497,4

 - внешний облигационный заем 2028 года

2 499,9

1 801,1

 - внешний облигационный заем 2030 года

18 990,2

13 681,7

Задолженность по ОВГВЗ

1 775,0

1 278,8

 в том числе:

 

 ОВГВЗ VII серии

1 750,0

1 260,8

Задолженность по гарантиям РФ в иностранной валюте

852,3

614,1

Итого:

81759,4

5890,44


¾      Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба. Парижский клуб - неофициальная межправительственная организация индустриально развитых стран-кредиторов, инициатором создания которого выступила Франция. Объединение было создано в 1956 году, когда Аргентина согласилась встретиться со своими кредиторами в Париже. Главная задача, которую решает Парижский клуб в настоящее время - реструктуризация задолженности развивающихся стран.

¾      Задолженность бывшим странам СЭВ (Совет экономической взаимопомощи). СЭВ - межправительственная экономическая организация, созданная по решению экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии. В 1974 году СЭВ получил статус наблюдателя в ООН. Целью создания СЭВ провозглашалось содействие экономическому развитию стран-участников, повышение уровня индустриализации, уровня жизни, производительности труда и так далее.

¾      Задолженность по ОВГВЗ (Облигации внутреннего государственного валютного займа). ОВГВЗ были выпущены в обращение на основании постановления Правительства РФ №222 от 15 марта 1993 года в счёт долгов Внешэкономбанка СССР (ВЭБ). Датой выпуска займа считается 14 мая 1993 года. Первоначально было выпущено 5 серий (траншей) облигаций с погашением через 1, 3, 6, 10 и 15 лет соответственно. Первые два транша были погашены в срок, погашение третьего должно было состояться 14 мая 1999 года, но было отложено до 14 ноября вместе с купонными выплатами по остальным траншам.

Задолженность других государств перед Россией

В результате досрочной выплаты Парижскому клубу кредиторов Россия сократила совокупный объем долга почти в 10 раз по отношению к ВВП: со 100 процентов в 1999 году до 8-9 процентов к ВВП в году нынешнем. Осталось выплатить 822,7 млн. долларов. Между тем иностранные государства должны самой России гораздо больше. Однако вернуть все эти деньги вряд ли удастся.

Отдав досрочно долги Парижскому клубу стран-кредиторов, Россия, как оказалось, еще не полностью рассчиталась по старым советским долгам с другими инвесторами. Долговые обязательства в виде так называемых "вэбовок", до сих пор вращаются на рынке. Речь идет о сумме в 1 775 млн. долларов. Российские, а вернее союзные внешнеторговые объединения и предприятия набирали этот долг еще в старые советские времена. Помимо этого есть долг еще и бывшим странам - членам СЭВ. В новейшей истории Россия и сама успела немало назанимать.

По данным указанным в таблице следует отметить, что государственный долг значительно уменьшился, так как годами ранее он был намного больше. В наличии у России имеется Стабилизационный фонд, из которого в кризисной ситуации можно вынуть деньги. Если таковой ситуации нет, то расплачиваться по внешним долгам можно, занимая на внутреннем рынке. Что, к слову сказать, Министерство финансов и делает сегодня, опираясь на долговую стратегию, которая предполагает постепенное замещение внешнего долга внутренним. Такая политика ведет к тому, что сокращаются валютные риски бюджета, так как сокращаются платежи в иностранной валюте.

Но тема России как заемщика уже перестала быть интересной по той причине, что Россия, как выясняется, является еще и кредитором. А эта статья позволяет России участвовать в программах по списанию задолженности беднейшим странам, которое осуществляется в рамках Международного валютного фонда, Всемирного банка и стран "большой семерки". Решение о списании долгов 38 беднейшим странам на общую сумму в 55 миллиардов долларов было одобрено на саммите "большой восьмерки" в Глениглс в 2005 году. На долю России их приходится 11,6 миллиарда долларов. В текущем году бюджетом было запланировано списание долгов 16 африканским странам на сумму около одного миллиарда долларов, включая проценты. В бюджете 2007 года долговое прощение получили еще 13 африканских стран. Отметим, что списание долгов не ограничится странами Африки и Азии. Наши ближайшие соседи задолжали России свыше трех миллиардов долларов. Часть этих долгов, похоже, также придется простить. В первую очередь речь пойдет о Грузии, которая должна России чуть больше 150 миллионов долларов и которая может быть признана Западом беднейшей страной (это страна со средним душевым доходом менее одного доллара в день). Задолжала России и Молдова - примерно 122 миллиона долларов. Украина, настаивающая ныне на возобновлении переговорного процесса в отношении активов бывшего СССР, успела задолжать новой России больше всех стран СНГ - почти полтора миллиарда долларов. Предпринимаются попытки списать его с помощью США. Правда, неясно по какой статье. Ведь Украину в отличие от Грузии в разряд беднейших отнести нельзя, все-таки это страна с рыночной экономикой. Общая задолженность стран СНГ перед Россией составляет 3,29 миллиарда долларов.

Всего же долг иностранных государств России на 1 января 2006 года составлял почти 2 триллиона рублей (68,968 миллиарда долларов). Среди должников России числятся в основном азиатские страны. Например, долг Ирака составляет 9,4 миллиарда долларов, а Кореи - 4,4 миллиарда. Другими крупными должниками являются Сирия, Китай, Вьетнам, Индия, а также Алжир и Албания. Задолженность по коммерческим кредитам, выданным до начала 1991 года, представлена долгами компаний и кредитных организаций других государств. Например, иракские, суданские и американские фирмы должны России в общей сложности более 4,7 миллиарда долларов.

Расширяется заключение двусторонних соглашений о реструктуризации долгов между странами СHГ, например между Казахстаном и Грузией, Туркменией, Армении, Азербайджаном, Грузией, Узбекистаном, Грузией. Многие страны СНГ имеют большую задолженность перед Россией, особенно за поставки энергоносителей. В 2003 г. доля этих стран в российском экспорте сырой нефти составила 16,6%, нефтепродуктов - 4,4%, природного газа - 25,0%, каменного угля - 15,8%. Урегулирование долговых обязательств осуществляется в различных формах. В 1999-2000 был достигнут ряд договоренностей, в частности, было списано 250 млн. долларов долга за газ с Украины в обмен на 8 бомбардировщиков, а часть долга была оформлена в виде облигаций. Договоренность с Молдавией касалась передачи в счет погашения газового долга в российскую собственность магистральных газопроводов, а также предприятий винодельческой и табачной промышленности.

Перспективы государственного долга

Преодоление экономического кризиса за счет финансовых вливаний со стороны государства помимо положительных моментов имеет и свою темную сторону: рост государственного долга. В последние годы Россия всеми силами стремилась сократить долги, накопленные еще со времен СССР и предыдущего кризиса десятилетней давности, но экономические потрясения 2008 года снова отбросили государство в борьбе со своим долгом на несколько позиций назад.

Сегодня мы можем наглядно наблюдать трансформацию частного корпоративного долга в долг государственный. Спасая крупные, стратегически важные предприятия от банкротства и приобретая их за счет собственных средств, государство также получает «в подарок» и все имеющиеся у этих компаний долги. В отличие от размера государственного долга, который в предыдущие годы стремительно сокращался и даже был признан самым низким из всех стран мира, задолженность реального и банковского секторов экономики, стремившихся за дешевыми иностранными кредитами, постоянно возрастала. Во многом именно это обстоятельство и определило сегодняшнее бедственное положение большинства компаний. В целом, в 2010 году из общей суммы, которой России предстоит выплатить внешних долгов, на долю государства приходится меньшая часть, а остальное - долги банковского и прочих секторов экономики.

В свете сложившегося положения дел Министерство финансов РФ заявило о том, что в 2010 году нашей стране, скорее всего, придется прибегнуть к внешним заимствованиям, которых уже не было в последние годы. Эти меры станут возможными при падении цен на нефть ниже 40 долларов за баррель, что поставит под удар исполнение утвержденного бюджета. Несмотря на то, что Россия до сих пор располагает значительными размерами золотовалютных резервов, увеличение государственного долга РФ Правительство считает более рациональным по сравнению с расходованием средств резервного фонда. Внутренний долг государства, который изначально оценивается как менее болезненный для экономики страны, также продолжает расти. Резкий скачок его роста произошел осенью 2008 года, когда кризис вплотную добрался и до России. Только за октябрь месяц прошлого года внутренний государственный долг, выраженный в ценных бумагах государства, увеличился почти на 8 млрд. рублей и составил 1 трлн. 378,500 млрд. рублей. На 1 февраля 2010 года эта сумма увеличилась уже до 1 трлн. 423,268 млрд. рублей. Кроме того, в 2010 году предлагается увеличить внутренний долг государства еще на 300 млрд. рублей. Эти финансовые ресурсы будут выступать в качестве гарантий государства по кредитам, получаемым стратегически важными организациями и предприятиями оборонно-промышленного комплекса (100 млрд. рублей) и предприятиями, отобранными и отнесенными правительством к числу наиболее значимых для экономики страны (200 млрд. рублей). Рост государственного долга есть неотъемлемая часть борьбы с любым финансовым кризисом. В условиях снижения платежеспособного спроса и покупательной способности граждан бездействие государства может привести к значительному упадку экономики страны. Активные же государственные действия позволяют преодолеть кризисные явления и избежать состояния экономической депрессии, по сравнению с которой рост государственного долга - относительно малая цена.

Похожие работы на - Федеральные займы. Государственный долг России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!