Дизайн в современной архитектурной среде

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Строительство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    6,07 Мб
  • Опубликовано:
    2013-02-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Дизайн в современной архитектурной среде

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА: ДИЗАЙН СРЕДЫ









Статья

по курсу: Организация проектной деятельности

тема: Дизайн в современной архитектурной среде.









Калининград,2012

Введение

Прежде чем приступить к анализу современных тенденций в дизайне архитектурной среды, необходимо дать краткие пояснения самих понятий, таких как: «Дизайн», «архитектурная среда», «стилевые направления в дизайне» и так далее.

Диза́йн (англ. <#"602712.files/image001.gif">

Рис. 1

Исходя из неё можно сделать несколько выводов:

) Скорость изменения тенденций растёт, это же отмечается в социальной среде, как скорость речи дикторов в 60е и сейчас, скорость сейчас выше в среднем вдвое. Также отмечается небывалый рост технологий, что в социуме приводит к необходимости постоянного образования, технологии, как говорят японцы, должны обновляться каждые 5-7 лет, для устойчивого развития.

) Эта временная спираль предположительно в 21 веке должна стать линией, что является переходом в новую тенденцию слияния космогенных и хаосогенных процессов, в архитектуре как биоморфизм, органическая архитектура и так далее, то есть к сближению искусства и природы.

Органическая архитектура - течение архитектурной мысли, впервые сформулированное Луисом Салливеном <#"602712.files/image002.gif">

Рис. 2

Тенденции урбанизации

На мой взгляд современная город, является ничем иным как мутагенной средой, в которой общество ничего, кроме вырождения, не ждет. Одной из лучших иллюстрацией такого будущего является изображение города в фильме Люка Бессона «Пятый Элемент», где город был необъятен не только по горизонтали, но и по вертикали, квартиры настолько маленькие, что «Хрущёвка» казалась Царскими палатами. Это, на мой взгляд, крайне неправильная тенденция, рациональнее была бы ландшафтно-усадебная урбанизация

Градостроительные концепции

Если посмотреть сущностно, то развитие может пойти в трёх направлениях:

) отход от естественного в сторону железа и бетона

) отказ от железобетона в сторону более естественного

) компромиссный вариант заимствования лучших функциональных и эстетических качеств из обоих вариантов-мне например импонирует наиболее последний.

Впервые идея города-сада была описана в книге «Города-сады будущего», написанной английским социологом-утопистом Эбенизером Говардом <#"602712.files/image003.gif">

Рис. 3 - Город-сад «лё Ложи» Бельгия.

Индустриальный город Тони Гарнье

Индустриальный город - концепция, разработанная французским градостроителем Тони Гарнье (1869-1948 гг.). В отличие от Сориа, Гарнье не считал, что структуру города определяют транспортные линии. Он не опирался, как Говард, и на проблему роста городов и их загрязнения промышленными предприятиями. Структура города, по Гарнье, должна соответствовать прежде всего социальному и техническому прогрессу.

В 1917 г. он опубликовал большой труд под названием "Индустриальный город". Подобно городу-саду Говарда город Гарнье был рассчитан на 35 тыс. человек. Этот небольшой город был связан с промышленным комплексом, включавшим железные рудники, доменные печи, кузнечные и прокатные цеха, судостроительный, автомобильный и авиационный заводы, завод по производству сельскохозяйственных машин, многие вспомогательные объекты. В проекте индустриального города была использована появившаяся в конце XIX в. идея гидроэлектростанции.

Проект индустриального города Т. Гарнье (1917 г.): гидроэлектростанция; ткацкие фабрики; рудники; металлургические заводы, автомобильный завод и т.д.; завод огнеупорных материалов; полигон испытаний автомобилей; обработка отходов; бойни; товарная станция металлургических заводов; пассажирская станция; старый город; главный железнодорожный вокзал; жилые районы; общегородской центр; начальные школы; профессиональные училища; больницы и санатории; здания общественного назначения и парк; кладбище.

Урбанистические концепции Гарнье и Ле Корбюзье.

Проект «Промышленного города» на 35 тыс. жителей (1901-1904) французского архитектора Тони Гарнье был ответом урбаниста на «дезурбанистическую» концепцию города-сада.

Впервые им город был жёстко разделён на функциональные районы: промышленный и селитебный. Между ними - железнодорожная станция и зелёный пояс.

Ле Корбюзье (Шарль-Эдуард Жаннере, 1887-1965) в 1922 году создаёт проект города на 3 млн. жителей, позже известный как план Вуазен и «Лучезарный город».

Центром города задумывается объединённый многоярусный вокзал на пересечении главных железных и автомобильных дорог. Его окружают свободно стоящие в зелёном массиве небоскрёбы делового центра в 60 этажей; вокруг них - ленточная жилая, а затем - малоэтажная застройка. С противоположных сторон к городу примыкают промышленная и рекреационная зоны.

Рис. 4

Ле Корбюзье - один из главных организаторов международных конгрессов современных архитекторов (CIAM).

Четвёртый конгресс, проводившийся в 1933 году, принял «Афинскую хартию» - свод основополагающих принципов градостроительства модернизма.

Основные положения «Афинской хартии»:

город следует рассматривать с его экономическим районом;

необходимо устранить противоположность между центром и окраинами путём разуплотнения центра;

необходимо сблизить жилище, места отдыха и труда;

при организации застройки следует исходить из равных потребностей всех людей в солнце, зелени и пространстве;

объекты досуга и учреждения повседневного пользования необходимо размещать в непосредственной связи с жилищем;

выдающиеся памятники зодчества прошлого заслуживают охраны, если они не наносят ущерб живущему городу;

недопустимо применение исторических стилей для новых зданий.

Город с расчленённой планировочной структурой

Финский архитектор Элиэл Сааринен в 1910-х годах начал проводить в своих проектах принцип, названный им «органической децентрализацией» (планировка Канберры, эскизы генпланов Таллина и Хельсинки). В 1930-е гг. он предлагал его для американских городов.

Город - компактная федерация полуавтономных районов, «функциональных концентраций», разделённых зелёными разрывами менее 1 км.

«Функциональные концентрации» совмещают внутри себя жильё и производство.

Анализ расширения территорий многих городов позволил Сааринену утверждать: крупный город развивается как компактное целое лишь до определённого предела, его де+централизация естественна.

С середины 1930-х годов концепция нашла широкое применение. Патрик Аберкромби положил её в основу планировки Большого Лондона (1943), она определила послевоенное развитие Стокгольма и Хельсинки.

Рис. 5

Концепция соцгорода

В основе организации социалистических городов - обобществление быта, дифференциация жилья по возрастному принципу, строгий распорядок коллективных занятий жителей в течение дня.

Согласно Сабсовичу (1929) соцгорода - компактные поселения от 40 до 100 тыс. жителей при крупных промышленных предприятиях и совхозах, состоящие из однотипных жилых комбинатов на 2-3 тыс. человек. Городской центр концепцией не предусматривается.

Согласно Струмилину (1930) промышленный комбинат заменяет городской центр как единственное объединяющее начало поселения.

В схеме планировки соцгорода, разработанной Глущенко (1929), административно-общественный центр примыкает к промышленному району, а жилая застройка веером расходится от него, на периферии переходя в агрогорода, привязанные к пригородным совхозам.

Дезурбанизм. Концепция Охитовича

В 1929 году социолог Охитович выступает с идеей «нового расселения» - рассредоточенного. Он предлагает отказаться от населённых пунктов.

«Новое расселение» представляет собой равномерное распределение индивидуальных жилых ячеек по территории.

Связь между жилыми ячейками и местами работы осуществляется благодаря равномерно развитой повсюду сети автодорог.

Согласно Охитовичу появление автомобиля неизбежно и объективно ведёт к дезурбанизации. В городе среди тесной застройки автомобиль не может эффективно использоваться.

Обслуживание жителей полностью берёт на себя система заказов и доставки на дом.

Охитовичем и группой архитекторов (Гинзбург и др.) был разработан план поэтапного перехода к «новому расселению», поддержанный в 1930 г. Президиумом Госплана РСФСР.

В 1934 г. в США Франк Ллойд Райт (1867-1959) создал проект Бродэйкр-Сити, напоминающий дезурбанистические разработки Охитовича.

Концепция линейного города

В 1882 г. испанский архитектор Сориа и Мата обосновал линейную форму организации застройки вдоль транспортной магистрали (трамвайной).

Леонидов вычленил участок схемы «нового расселения», рассматривая его как самостоятельный линейный город (1929) и создал конкурсный проект Магнитогорска (1930).

Итог разработкам линейного города в СССР подвела работа Милютина «Проблемы строительства социалистических городов» (1930), в которой была описана поточно-функциональная схема планировки города.

Линейный город состоит из параллельных полос железной дороги, производственной зоны, зелёной зоны, шоссе, жилой зоны и парка. Производственный процесс постадийно протекает вдоль линии, и соответственно ему вдоль линии расселяются работники цехов.

Секторный линейный город. «Парабола» Ладовского.

Секторный линейный город - применение концепции линейного города к развитию исторического радиально-кольцевого.

В 1928 г. в мастерской Ладовского Варенцов создаёт проект Нового города, применяя совершенно новую изобретённую им планировку:через центр проходят не только все радиусы, но и все кольца. Радиально-кольцевая планировочная схема приобретает линейную динамику.

В 1930 г. Ладовский выдвигает схему линейного развития города раструбом, параболой. Он предлагает реализовать схему в расширении Москвы на северо-запад.

Со стороны исторического ядра схема Ладовского - разрыв кольцевой структуры в одном направлении, с противоположной стороны - дважды повторённая поточно-функциональная схема. Жизненность схемы - в расширении полосы линейного развития.

В 1960-е годы греческий архитектор Доксиадис выдвигает схему «динамического города» («динаполиса»), фактически повторяющую схему Ладовского.

Рис. 6

"Линейный город" Ле Корбюзье не прямая на плоскости, а линия, положенная на реальный рельеф, вписанная в него и использующая наиболее удобные места для всех элементов города. Корбюзье не приспосабливает к проекту природу, пейзаж к надуманной, абстрактной идее, а, наоборот, включает город в конкретный пейзаж. "Я... предложил комплексную идею,- пишет Корбюзье по поводу неосуществленного проекта планировки Алжира.- Она единым ударом рассекает тупики, в которые заходит слишком быстро растущий город. Я задумал "Лучезарный город", расположенный в центре великолепного ландшафта: небо, море, Атласский хребет, горы Кабилии. Для каждого из 500 тысяч жителей... для каждого из них я предусмотрел небо, море и горы, которые будут видны из окон домов и создадут для их обитателей благодатную и жизнерадостную картину.

Жак Фреско и проект «Венера»

Проект «Венера» - разработанный Жаком Фреско технократический <#"602712.files/image007.gif">

Рис. 7 - Дизайн города будущего согласно Жака Фреско

Рис. 8 - Сверхскоростные поезда, коммуникации будущего

Рис. 9

Постмодерн и с чем его едят

ландшафтный индустриальный урбанизация охитович

Современная эпоха находится под сильным влиянием постмодернизма. Это основное направление современного искусства, философии и науки. Свое название постмодернизм получил от слова «модернизм». Понимать это следует таким образом: «все что после модернизма». Формировалось это направление долго, начиная с конца второй мировой войны. Оно постепенно обнаруживало себя в литературе, музыке, живописи, архитектуре и пр. Но только с начала 80-х годов постмодернизм осознал себя как специфическое явление в эстетике, литературной критике и философии.

Поздний модерн представляет собой постмодернизм как усиление модерна, как эстетика будущего времени и превосхождение идеала современности. Прежде всего предельно широко трактуется сама сфера прекрасного и сфера искусства. Сюда входит и садово-парковое искусство и искусство прогуливаться, заниматься любовью - то есть эстетика повседневности в целом. (Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. Санкт-Петербург, 2000, с. 7).

Еще одна черта постмодернизма - умышленное многообразие стилей. Современный город отказывается от ограничений и устремляется навстречу экзотике других культур. Постмодернизм в эстетике взрывает изнутри все традиционные представления о целостности, стройности, законченности эстетических систем. Все, что на протяжении многих столетий, шлифовалось, вынашивалось, теперь подвергается критической оценке, критическому пересмотру.

Постмодерн, естественно, не получил однозначной оценки в современном обществе. Его нередко называли компьютерный вирусом культуры, которые изнутри разрушают представления о прекрасном, о красоте. Многих авторов называют осквернителями гробниц, вампирами, которые отсасывают чужую творческую энергию, несостоятельными графоманами. Однако хотя такая критика действительно указывает на слабые места постмодернизма, нельзя не видеть, что она не успевает освоить достижения этого нового направления.

Постмодернисты разочарованы в идеалах и ценностях эпохи Возрождения и времени Просвещения, потому что отказываются верить в прогресс, в торжество разума, в безграничность человеческих возможностей. Любой вариант постмодернизма несет на себе печать «усталой» культуры. Здесь господствует смешение художественных языков. Но ведь, собственно говоря, авангардизм тоже претендовал на новизну. Однако в постмодерне это стремление оказывается радикальным, обостренным, даже по-своему мучительным. Все обновить, все переиначить. Ввести в обиход весь опыт мировой художественной культуры, однако вовсе не для прославления, а для иронического цитирования.

Но почему вдруг возникла такая установка? Зачем нужно переосмысливать накопленные художественные богатства? Во-первых, это результат развития техники, и прежде всего техники коммуникаций. Культуры утратили свою замкнутость. Человечество, по словам канадского социолога Маршалла Маклюэна, стала большой «глобальной деревней». Это означает, что любое достижение культуры попадает в контекст, который может оказаться для него необычным фоном. «Троллейбус с рекламой, одежда с рисунками и фразами, пульт дистанционного управления видеоизображением телевизора - это простейшие примеры постмодерна» (Гриценко В.П. Семиотическая реальность, семиотическая машина и семиосфера. Краснодар, 2000, с. 199).

Заключение

Итак, будем подводить итоги. Как точно выразился Дмитрий Пучков (переводчик), задача дизайна вызывать желание жить, заниматься творчеством, развиваться, а не глядя на серый бездушный бетон, желать пойти немедленно повеситься. В наследие от советских времён остались два вида зданий в городской среде - это сталинский ампир и «хрущёбы», в смысле «хрущёвки».Ввиду того, что капитальность первых 125-150 лет, вторых, где живёт большая часть населения лишь 50 лет, то булгаковский квартирный вопрос скоро встанет необычайно остро. Возникает вопрос: «Что делать?»

Ответом, на мой взгляд, является проекты переселения перегруженных мегаполисов в наиболее пригодную для земледелия территорию, и создания там агрогородков, направленных на обеспечение внутренних рынков, тем самым повышая уровень жизни и общие экономические показатели, а также и демографические и уровень здоровья у населения. Здесь, как и в любой другой отрасли хозяйства для дизайнера непочатый край работы. Есть и другие решения предложенные например дизайнером Жаком Фреско. Его проект «Венера» о котором говорилось ранее.

Дизайн современной архитектурной среды, ещё никогда не был так доступен, вездесущ, можно сказать назойлив. В зданиях историзма под вечер ядовитым зелёным светом горят рекламные огни, надписи в треть здания по высоте, а ведь и то и другое ни что иное как дизайн. Каждый из логотипов горящий в ночи, витрины магазинов и кафе-всё это произведения искусства, плод кропотливой работы дизайнеров, инженеров, архитекторов и строителей. Главный вопрос остаётся неизменным-«Для чего?» Среда главным образом формирует личность и от того в какой среде мы живём зависит наше будущее, и то, какие ценности исповедует тот или иной дизайнер влияет на общество в целом и на каждого в отдельности. Так что дизайн, как часть искусства, великая сила и вопросы целеполагания и нравственно-этических ценностей декламируемые его творчеством играют не последнюю роль. В заключение хотел бы привести цитату Генри Форда «Моя жизнь и мои достижения»

«Если бы я преследовал только своекорыстные цели, мне не было бы нужды стремиться к изменению установившихся методов. Если бы я думал только о стяжании. Нынешняя система оказалась бы для меня превосходной: она в преизбытке снабжает меня деньгами. Но я помню о долге служения…»То есть даже Американский магнат понимал, что первым долгом является благо для большинства общества, а оно в свою очередь оценит твой вклад, а не наоборот. Нужно, на мой взгляд, вернуть нравственные ориентиры творчеству, что в свою очередь приведёт к изменению в лучшую сторону всех и каждого.

Дизайн как и всё бессознательное необъятен и определяет наше мышление, например человек живущий в серых бетонных стенах, будет наверняка более склонен к депрессиям чем, тот кто живет в комнате с тёплыми оттенками охристого цвета, так что будущее во многом зависит от Дизайна. У человечества два пути, пустить всё на самотёк и исчезнуть или изменить отношение к миру и преобразовать ценности ориентированные на будущее. Проиллюстрировать эти концепции можно на примерах двух наиболее известных фильмах Джеймса Кемерона таких как «Терминатор1,2» и «Аватар» если первый показывает гибель человечества из-за выбора технологий и чрезвычайно быстрого их развития, то второй показывает альтернативу в единстве с природой, не истребление её технологиями, а мирное сосуществование со всеми остальными обитателями космического корабля «Земля».В виду предельно расточительной экономической политики возможно люди одумаются и будут использовать в дизайне утилизируемые вещи. Создавая нечто вроде Трэш-арта(анг.отбросы) Тенденции дизайна практически безграничны, как и человеческий потенциал, и гадать на кофейной гуще дело бессмысленное - стрела времени мчится вперёд и Ахиллес никогда не догонит черепаху…

Также ранее перечисленные концепции города-сада, линейного города Ле корбюзье и другие должны стать фундаментом решения насущных проблем в области дизайна.

Список источников и литературы

1.      Волошинов А.В. Математика и искусство - Москва: Просвещение, 1992.

.        Ефимов В.А. «Курс эпохи Водолея» СПБ., 2011.

.        Малахов В.С. Постмодернизм. // Современная западная философия. Словарь. М., 1991, с. 239.

.        Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. Санкт-Петербург, 2000.

.        Массовая культура: иллюзии и действительность. М., 1975.

.        Постмодернизм и культура. Материалы «круглого стола» \\ Вопросы философии. 1993, № 3, с. 4.

.        Соловьев В.С. Красота в природе. // Соловьев В.С. Соч. в двух томах. Т.2, М., 1988.

.        Юнг К.Г. Собрание сочинений. Феномен духа в искусстве М., 1992.

.        Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве. М., 1935-1938. ТТ.1-2.

.        Тэн Ипполит. Философия искусства. М., 1996.

.        Фрейд З. Художник и фантазирование. М., 1995.

.        Фрейд З. Будущее одной иллюзии. // З. Фрейд. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

.        Аронов В. Теоретические концепции зарубежного дизайна. М.: ВНИИТЭ, 1992.

.        Википедия Генри Форда «Моя жизнь и мои достижения»1922 г.

Похожие работы на - Дизайн в современной архитектурной среде

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!