Анализ влияния руководителя организации на организационную культуру ООО 'Тинка'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,73 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ влияния руководителя организации на организационную культуру ООО 'Тинка'

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

.Теоретико - методические аспекты организационной культуры фирмы роль руководителя в формировании организационной культуры на предприятии

.1 Организационная культура: понятие и сущность

.2 Типы организационной культуры фирмы

.3 Влияние руководителя на организационную культуру организации

.Анализ влияния руководителя организации на организационную культуру ООО «Тинка»

.1 Общая характеристика ООО «Тинка»

.2 Диагностика организационной культуры

.3 Роль руководства в совершенствовании организационной культуры

Заключение

Библиографический список

Введение


Важнейшим условием создания саморазвивающейся, перспективной организации является формирование её организационной культуры. Актуальность высказанного мнения обусловлено следующими обстоятельствами.

Сегодняшняя динамично развивающаяся экономика приводит к тому, что фирмы и организации вынуждены постоянно эволюционировать, чтобы не остаться за бортом прогресса и бизнеса. Насыщение абсолютно всех рынков товарами в такой мере, что компаниям приходится буквально биться за покупателей, приводит к полному переосмыслению принципов и задач функционирования различных структур в рамках предприятия. Происходящие в обществе изменения настолько глобальны, что на этот раз уже не обойтись простой реорганизацией труда. Сегодня, чтобы соответствовать времени, его нормам и веяниям, предприниматели должны начать перестройку с самих себя.

Постоянно подвергаясь влиянию со стороны внешней среды приспосабливаясь к изменениям, современная организация должна иметь способность формировать и накапливать потенциал, который может обеспечить не только своевременную и адекватную реакцию на воздействия внешней среды, но и даст возможность активно изменять окружающую действительность, эффективно управлять функционированием и развитием многочисленных элементов и подсистем организации.

Этот потенциал деятельности организации во многом обеспечивается благодаря руководству предприятия и его влиянию на организационную культуру.

Руководство компаний играет ключевую роль как в формировании, так и в поддержании организационной культуры. Менеджеры среднего звена будут устанавливать основные правила и нормы поведения, основываясь на высказываниях руководителей и моделях их поведения в конкретных ситуациях. Такие нормы и правила распространяются по всей организации на более низкие уровни. Рядовые и новые сотрудники постепенно узнают, какие формы поведения наиболее предпочтительны.

Цель курсовой работы: изучить роль руководителя в формировании организационной культуры на предприятии.

Объект исследования: ООО «Тинка».

Предмет исследования: роль руководителя в формировании организационной культуры на предприятии.

В соответствие с целью работы в процессе написания были решены следующие задачи:

.Изучить понятие и роль организационной культуры фирмы.

. Выявить роль руководителя в формировании организационной культуры на предприятии.

.Охарактеризовать деятельность ООО «Тинка»

.Выявить особенности сложившейся организационной культуры и роль руководителя в формировании организационной культуры на предприятии.

Методы исследования: сравнительный анализ научных трудов в области организационной культуры, обобщение и др.

1.Теоретико - методические аспекты организационной культуры фирмы роль руководителя в формировании организационной культуры на предприятии

 

.1 Организационная культура: понятие и сущность


Понятие «корпоративная культура» вошло в обиход развитых стран в двадцатые годы прошлого столетия, когда возникла необходимость упорядочения взаимоотношений внутри крупных фирм и корпораций, а также осознания их места в инфраструктуре экономических, торговых и промышленных связей. [10, С. 106]

В современном бизнесе корпоративная культура выступает важным условием успешной работы фирмы, фундаментом ее динамичного роста, своего рода гарантом стремления к повышению эффективности.

Можно привести ряд наиболее распространенных определений организационной культуры, каждое из которых отражает одну или несколько характерных черт культуры в организации. Вот несколько из них, корпоративная культура - это:

«Наблюдаемые повторяющиеся модели поведения во взаимоотношениях людей, например используемый язык, формы проявления уважения, принятые манеры» [3, С. 14];

«Ключевые или доминирующие ценности, поддерживаемые организацией» [6, С. 98];

«Нормы, возникшие в рабочей группе» [2, С. 145];

«Философия, определяющая политику организации в отношении служащих и заказчиков» [7, С. 156];

«Правила игры, действующие в организации, приемы и навыки, которыми должен овладеть новичок, чтобы быть принятым в члены организации» [4, С. 68];

«Приобретенные опытным путем методы решения проблем» [1, С.. 23].

Таким образом, исходя из выше перечисленного, корпоративную (организационную) культуру можно определить как набор базовых ценностей, убеждений, негласных соглашений и норм, разделяемых всеми членами организации. Это своего рода система общих ценностей и предположений о том, что и как делается в фирме, которая познается по мере того как приходится сталкиваться с внешними и внутренними проблемами. Она помогает предприятию выжить, победить в конкурентной борьбе, завоевать новые рынки и успешно развиваться. Корпоративную культуру определяет формула: общие ценности - взаимовыгодные отношения и сотрудничество - добросовестное организационное поведение. [6, С. 98]

Корпоративные ценности и нормы, с точки зрения консультантов по управлению и организационной культуре, могут включать в себя, например, следующее:

·   предназначение организации и ее "лицо" (высокий уровень технологии; высшее качество; лидерство в своей отрасли; преданность духу профессии; новаторство);

·   старшинство и власть (полномочия, присущие должности или лицу; уважение старшинства и власти; старшинстве как критерий власти);

·   значение различных руководящих должностей и функций (важность руководящих постов, роли и полномочия отделов и служба);

·   обращение с людьми (забота о людях и их нуждах; беспристрастное отношение и фаворитизм; привилегии; уважение к индивидуальным правам; обучение и возможности повышения квалификации; карьера; справедливость при оплате; мотивация людей);

·   критерии выбора на руководящие и контролирующие должности (старшинство или эффективность работы; приоритеты при внутреннем выборе; влияние неформальных отношений и групп);

·   организация работы и дисциплина (добровольная или принудительная дисциплина; гибкость в изменении ролей; использование новых форм организации работы);

·   стиль руководства и управления (стили авторитарный, консультативный или сотрудничества; использование целевых групп; личный пример; гибкость и способность приспосабливаться);

·   процессы принятия решений (кто принимает решение, с кем проводятся консультации; индивидуальное или коллективное принятие решений; необходимость согласия, возможность компромиссов);

·   распространение и обмен информацией (информированность сотрудников; легкость обмена информацией);

·   характер контактов (предпочтение личным или письменным контактам; жесткость или гибкость в использовании установившихся каналов служебного общения; значение, придаваемое формальным аспектам; возможность контактов с высшим руководством; применение собраний; кто приглашается и на какие собрания; нормы поведения при проведении собраний);

·   характер социализации (кто с кем общается во время и после работы; существующие барьеры; особые условия общения);

·   пути разрешения конфликтов (желание избежать конфликта и идти на компромисс; предпочтение применения официальных или неофициальных путей; участие высшего руководства в разрешении конфликтных ситуаций и т.д.);

·   оценка эффективности работы (реальная или формальная; скрытая или открытая; кем осуществляется; как используются результаты) [7, С.40].

Благодаря сильной организационной культуре организация становится подобно большой семье, когда каждый сотрудник предпринимает только те действия, которые наилучшим образом служат ее благу.

Полная идентификация сотрудника с компанией означает, что он не только осознает идеалы компании, четко соблюдает правила и нормы поведения в организации, но и внутренне полностью принимает корпоративные ценности. В этом случае культурные ценности организации становятся индивидуальными ценностями сотрудника, занимая прочное место в мотивационной структуре его поведения. Со временем работник продолжает разделять эти ценности уже вне зависимости оттого, находится ли он в рамках данной организации или трудиться в другом месте, более того, такой работник становится мощным источником данных ценностей и идеалов, как в рамках сформировавшей его организации, так и в любой другой компании, фирме и т.п. Как уже отмечалось, помимо ценностей в структуру организационной культуры внутри организационные нормы и социальные роли. Под нормами понимаются управляющие поведением сотрудников обобщенные правила, которые приводят к достижению целей организации. Роли определяют вклад каждого в совместную деятельность, в зависимости от занимаемой им формальной или неформальной позиции в организации, а также взаимные ожидания и взаимный контроль сотрудников.

Идея организационной культуры носит достаточно абстрактный характер, поскольку мы не можем увидеть ее или прикоснуться к ней, но она присутствует и распространяется.

Существует три подхода к понятию организационной культуры и ее природы. Первый определяет ее, как продукт «естественного развития» организации, т.е. организационная культура, в этом понимании, складывается спонтанно в процессе общения и взаимодействия людей.

Второй, наоборот, что это «искусственное» изобретение, созданное людьми и являющееся результатом их рационального выбора.

Приверженцы третьего, на мой взгляд наиболее подходящее к определению данного понятия, считают что организационная культура - это «смешанная», естественно-искусственная система, соединяющая в себе формально-рациональные и спонтанные жизненные процессы. [6, с. 63]

Несмотря на то, каким образом формируется культура организации, сознательно ли создаваться ее ведущими членами или она складывается с течением времени, она не может быть заимствована. Заимствованы, по моему мнению, могут быть лишь некоторые структуры и механизмы связей, отражаемые в организационных проектах. Пересадка же с одной почвы на другую образа организационного поведения может оказаться безуспешной. Так как, каждый коллектив уникален: половозрастной состав, профессионально-квалификационная структура кадров, отраслевая, географическая специфика и т. п. - все это накладывает свой отпечаток. [9, С. 160] Поэтому у каждой организации должна быть своя культура. Организационная культура аналогична личностной характеристики человека: это некий нематериальный, но всегда присутствующий образ, который придает значение, направление и основу ее жизнедеятельности. Подобно тому, как характер влияет на поведение человека, организационная культура влияет на поведение, мнения и действия людей в компании. Корпоративная культура определяет, как служащие и менеджеры подходят к решению проблем, обслуживают заказчиков, ведут дела в поставщиками, реагируют на конкурентов и как они в целом осуществляют свою деятельность сейчас и в будущем. Она определяет место организации в окружающем мире, олицетворяет собой те неписаные законы, нормы и правила, которые объединяет членов организации и связывают их вместе. Благодаря сильной организационной культуре организация становится подобно большой семье, когда каждый сотрудник предпринимает только те действия, которые наилучшим образом служат ее благу.

Коллинз и Поррас в книге «Built to Last» проанализировали истории развития 18 успешных компаний, пытаясь понять, что отличает процветающие компании от их менее удачливых конкурентов. Авторы пришли к выводу, что во всех успешных компаниях наблюдалась тенденция к «культоподобной» организационной культуре: идеология компании горячо пропагандировалась, сотрудники строго подчинялись основным идеологическим принципам, новые члены компании должны были идеально вписываться в организацию, в сотрудниках развивалось и поддерживалось ощущение элитарности. Авторы также заметили, что такие компании легче адаптировались к изменениям, диктуемым временем. [5, С. 78]

1.2 Типы организационной культуры фирмы


Каждая организация разрабатывает свой набор правил и предписаний, управляющих повседневным повелением сотрудников на своем рабочем месте, осуществляя свою деятельность в соответствии с теми ценностями, которые имеют существенное значение для ее сотрудников. Создавая организационные культуры, необходимо учитывать общественные идеалы и культурные традиции страны. Кроме того, для более полного понимания и усвоения ценностей сотрудниками организации, важно обеспечить различное проявление корпоративных ценностей в рамках организации. Постепенное принятие этих ценностей членами организации позволит добиваться стабильности и больших успехов в развитии организации. Следования им поощряется администрацией соответствующими вознаграждениями или продвижениями по службе. До тех пор пока новички не усвоят эти правила поведения, они не могут стать полноценными членами коллектива.

В своей статье «Ценности как ключевой элемент организационной культуры» М. Сухорукова выделяет три основные формы существования корпоративных ценностей:

) идеалы - выработанные руководством и разделяемые им обобщенные представления о совершенстве в различных проявлениях и сферах деятельности организации,

) воплощение этих идеалов в деятельности и поведении сотрудников в рамках организации,

) внутренние мотивационные структуры личности сотрудников организации, побуждающие к воплощению в своем поведении и деятельности корпоративных ценностных идеалов. [12, С. 41]

Корпоративная культура развивается во времени подобно национальным или этническим культурам и таким же образом вырабатывает свои ценности и поведенческие нормы. Определенные модели повеления в одних организациях поддерживаются, в других - отвергаются. Некоторые организации создают «открытую» культуру, в которой считается правильным все подвергать сомнению и выдвигать новые оригинальные идеи. В других новизна не поддерживается и общение сведено к минимуму. Кому-то приятней работать в организации с «закрытой» культурой: человек приходит на работу, выполняет свое индивидуальное задание и возвращается домой к своей личной жизни, ничем не связанной с работой. Кому-то же необходима организация семейного типа, в которой личная жизнь и работа тесно взаимосвязаны. [3, С. 80]

Организационная культура ориентирована на внутреннюю среду и проявляется главным образом в организационном поведении сотрудников. Сюда следует отнести устойчивость, эффективность и надежность внутрисистемных организационных связей; дисциплину и культуру их исполнения; динамизм и адаптивность к нововведениям в организации; общепринятый (на всех уровнях) стиль управления, основанный на сотрудничестве; активные процессы позитивной самоорганизации и многое другое, что проявляется в организационном поведении работников в соответствии с принятыми нормами и признанными ценностями, объединяющими интересы отдельных людей, групп и организации в целом. Важное значение имеет история становления организации, формирования самого коллектива и сложившиеся традиции. На некоторых предприятиях основой для формирования особой культуры организационного поведения и воспитания в этом духе кадров провозглашается так называемое кредо фирмы.

Кредо провозглашает основные ценности компании и отражает интересы всех сторон, задействованных в организации. Таким образом создается база для формирования организационной культуры.

Провозглашенное кредо, по сути является фирменной идеологией. Сама же организационная культура не внедряется, а прививается и формируется посредствам множества организационно - управленческих мер и приемов, которые в основном складываются в следующие направления:

·   постоянное совершенствование организации при сохранении относительно устойчивой структуры связей;

·   управление интересами или, точнее, управление организационным поведением через интересы;

·   применение на всех уровнях управление единого стиля руководства, способствующего развитию позитивных процессов самоорганизации;

·   целенаправленная работа с персоналом.

Последнее направление имеет особенно важное значение. Именно постоянная и целенаправленная работа с персоналом предопределяет успех формирования организационной культуры. Работа с персоналом организации включает в себя:

·   подбор и расстановку кадров с учетом требований организационной культуры данной организации;

·   профессиональную и психологическую адаптацию молодых и вновь принимаемых работников к действующей структуре связей и традициям организационной культуры;

·   непрерывную подготовку и повышение квалификации персонала применительно к задачам организации и требованиям организационной культуры;

·   воспитание персонала в духе определенных традиций организации и активного отношения к ее развитию. [9, С. 83]

Даже самые современные структуры, великолепные организационные проекты, грамотно выполненные должностные инструкции и положения - все это останется на бумаге, если не станет образом мышления базой профессиональной организационной деятельности работников фирмы. Требования к профессиональным знаниям, навыкам и качествам руководителей и специалистов, как и других работников, должны формироваться на основе принятой в компании идеологии организационного поведения. Таким образом формируется корпоративная культура.

Обычно выделяют два уровня организационной культуры: внешний и внутренний. В свою очередь внутренний уровень можно разделить на два подуровня: осознанный и неосознанный. Внешний уровень составляет видимые объекты, артефакты культуры: манера одеваться, правила поведения, физические символы, организационные церемонии, расположение офисов. Все это можно увидеть, услышать или понять, наблюдая за поведением других членов организации. Так выглядит корпоративная культура, на видимом уровне, в глазах стороннего наблюдателя. Два других, невидимых уровня, представляют собой общие для членов организации основные ценности и негласные соглашения.

Внутренний осознанный уровень - это выраженные в словах и делах сотрудников организации общие ценности и убеждения, сознательно разделяемые и культивируемые членами организации, проявляющиеся в их рассказах, языке, используемых символах. Но некоторые ценности укореняются в организационной культуре настолько глубоко, что сотрудники просто перестают их замечать. Вот здесь и начинается второй подуровень, грань между которым становится практически незаметной. Эти базовые, основополагающие предположения и убеждения и есть сущность организационной культуры. Именно они руководят поведением и решениями людей на подсознательном уровне. В некоторых организациях в качестве базисных предположений выступает допущение о врожденной неприязни людей к труду, из которого вытекает предположение о том, что они будут по возможности уклоняться от выполнения своих обязанностей. Управление такой организации жестко контролирует действия работников, ограничивает степень их свободы, коллеги подозрительно относятся друг к другу. Культура более «просвещенных» организаций основывается на предположении о том, что каждый индивид стремится на высоком уровне исполнять порученные ему обязанности. В таких компаниях сотрудники обладают большей свободой. И большей ответственностью, коллеги доверяют друг другу и работают сообща. Базовые предположения зачастую проистекают из основных убеждений основателя фирмы или ее первых руководителей. [5, с. 113]

Фундаментальные ценности организационной культуры могут выражаться в различных материальных (видимых, воспринимаемых нашими чувствами) образах: символах, преданиях, героях, девизах и церемониях, с помощью которых мы получаем возможность интерпретировать культуру любой фирмы.

Символ - это объект, действие или событие, имеющее смысл для окружающих. Символы, связанные с организационной культурой, доносят до людей важнейшие ценности организации. К примеру, для того чтобы выразить в символах свою политику «открытых дверей», Билл Арнольд, президент компании Centennial Medical Center, снял с петель дверь своего офиса и распорядился подвесить ее на потолке в холле. Рэндал Лирримор, президент MasterBrand Industries, преследовавший цель стимулировать командную работу, принял решение о сносе разделявших отделы его компании внутренних перегородок.

Предания - это основанные на происходивших в компании реальных событиях, часто повторяемые повествования, известные всем сотрудникам организации. Обычно они выражают в неявной форме основные ценности организационной культуры. В торговой компании Nordstorm вы можете услышать предание о том, как одному из покупателей вернули деньги за некачественную автомобильную покрышку, хотя в ее магазинах покрышки никогда не продавались... Этот рассказ в иносказательной форме подчеркивает принятое в компании правило о приеме любых возвращаемых покупателями товаров.

Герой - человек, олицетворяющий собой дела, подвиги, характер или атрибуты организационной культуры, модель, образец личности, подражать которой стремятся большинство сотрудников организации. Иногда речь идет о реально существующих фигурах. Но чаще всего это символические персонажи. Поступки, которые совершают герои, выходят за рамки обычных, но не настолько, чтобы простые работники не могли их повторить. Они показывают людям, как надо делать хорошие дела. В компаниях с сильно развитой культурой многие достижения становятся основой для появления героических персонажей и тем самым для поддержания корпоративных ценностей на должном уровне.

Девиз (он же слоган, он же лозунг) - это предложение, в котором кратко формулируется основная ценность организационной культуры. Так, Компания Sequins International, 80% работников которой - латиноамериканцы, в качестве девиза выбрала цитату из У. Эдварса Дьюинга: «Не надо угождать боссу; ублажайте покупателей». Вы найдете ее (в переводе на испанский) на карманах фирменных пиджаков всех сотрудников. [5, С. 137]

Корпоративные церемонии - это особые плановые мероприятия, проводимые ради всех присутствующих. Церемонии проводятся для того, чтобы привести собравшимся наиболее яркие примеры выражения корпоративных ценностей. Это особые мероприятия, призванные укрепить веру работников в ценности компании, способствовать их объединению, предоставить сотрудникам возможность принять участие в важном событии, приветствовать корпоративных героев.

Корпоративные мероприятия - такие события необходимы для налаживания отношений между сотрудниками их знакомства друг с другом, а также с руководством. Наиболее эффективными видами подобной коммуникации являются корпоративные пикники, вечера в театрах, консерваториях, празднование юбилеев и дня основания компании.

1.3 Влияние руководителя на организационную культуру организации


Руководство компаний играет ключевую роль как в формировании, так и в поддержании организационной культуры. Менеджеры среднего звена будут устанавливать основные правила и нормы поведения, основываясь на высказываниях руководителей и моделях их поведения в конкретных ситуациях. Такие нормы и правила распространяются по всей организации на более низкие уровни. Рядовые и новые сотрудники постепенно узнают, какие формы поведения наиболее предпочтительны. Например, поощряется ли готовность идти на риск? Как много свободы предоставлено сотрудникам в решении вопросов, связанных с их непосредственной работой? Какие требования предъявляются к внешнему виду? На каких критериях основана система вознаграждения?

М.К. де Врие и Д. Миллер установили, что один или два человека из состава высшего руководства задают тон на предприятии, определяют стратегию и создают особый структурный климат. Они также установили, что если дочерние предприятия не располагают сильной личностью в руководстве, то в них начинают проявляться как минимум невротические способы поведения, доставшиеся по наследству от их "патологически больных" компаний-родителей.

Авторы выделили следующие виды "больных" организаций:

"Параноидальные" организации: Недоверчивость и страх перед возможностью подвергнуться преследованию в широком смысле создают в таких организациях климат чрезмерного контроля и наблюдения. Развернутые информационные системы в области менеджмента служат тому, чтобы своевременно определить внутренние и внешние опасности и подготовиться к встрече с ними. Власть концентрируется на самом верху, а сотрудники используются как информаторы о том, что происходит в реальности. Консерватизм проявляется скорее из страха показаться слишком изобретательным, авантюристом или растратчиком ресурсов.

Для того, чтобы еще больше снизить имеющийся риск, на таких предприятиях принято проводить разграничение всех производственных процессов, даже если в этом нет необходимости. Воедино же все сводится благодаря совершенным системам контроля. Климат в организации обычно характеризуется как холодный и рациональный.

"Принудительные" организации: Такие организации могут характеризоваться гипертрофированной любовью к мелочам и постоянным стремлением к совершенству. Ошибки, неточности, неясности и неуверенность избегаются любой ценой и жестоко наказываются. Решающую роль играет иерархия и, как следствие, отношения подчиненности и служебное положение. В "принудительной" организации статус приобретается по определенному положению в иерархии. Решения принимаются только после прохождения многих инстанций - дабы избежать ошибки. Отойти от утвержденного плана практически невозможно. В отличие от предыдущего типа, "принудительные" организации имеют четкую направленность; рынки, на которых они действуют, тщательно отобраны; смешанных концернов не существует. И вследствие сильной привязки к определенным рынкам, методам работы и схемам мышления "принудительные" организации оказываются неготовыми к быстрым изменениям.

"Драматические" организации: Обычный рабочий процесс на этих предприятиях сравним с театральными представлениями. Драматургия важнее результата. Все сотрудники отличаются гиперактивностью, импульсивностью, предприимчивостью, непринужденностью. Для процесса принятия решения в таких организациях факты не обязательны. Стратегические решения нужны лишь для того, чтобы укрепить самовлюбленность, ореол грандиозности человека, стоящего во главе предприятия. Само предприятие для него выступает в качестве сцены, на которой можно играть различные спектакли. Долгосрочная стратегия развития компании невозможна - регулярно происходят скачки от одного рынка к другому, систематическое коллективное принятие решений заменяется внезапными идеями руководителя. Структуры такого поначалу быстрорастущего предприятия не успевают развиваться, практически отсутствует системность и контрольные механизмы. Человеческие отношения внутри компании нестабильны: либо сотрудники идеализируют друг друга, либо принижают заслуги.

"Депрессивные" организации: Такие организации выживают в стабильном окружении, в условиях поддерживаемого и регулируемого рынка, без существенной конкуренции. Для них характерны пассивность, отсутствие уверенности в будущем, крайне консервативная установка, а также убеждение в том, что главное - как-нибудь продержаться. Выступление с инициативой выглядит бессмысленным и излишним рвением. Мощная бюрократическая система годами поддерживает существующие порядки. Организация функционирует даже не как машина, а как простейший механизм. В верхнем эшелоне руководства зачастую возникает вакуум, настоящий руководитель отсутствует, серьезных, "эпохальных" решений никто долгое время не принимал. Распространяется чувство беспомощности и бессилия. Высшее руководство компании как правило составляют пассивные функционеры, которые при своей низкоэффективной работе заинтересованы прежде всего сохранить статус-кво. В масштабе организации в целом доминирует внутренняя направленность. Новые разработки и новые течения не играют практически никакой роли. В силу приверженности привычного для всех направления и формы работы "депрессивные" организации характеризуются полным отсутствием сознательно проводимой стратегии. Желание удержаться в современных условиях за счет прошлых разработок и методов работы является не осознанной минимизацией рисков и издержек, а проявлением общей апатии.

"Шизоидные" организации: Этот тип организаций характеризуется значительной степенью зависимости от своих руководителей. Последние кажутся окружающим холодными, отрешенными, замкнутыми и даже страшноватыми. Они почти лишены контактов и скрываются под маской неприступности. Именно по этой причине в "шизоидных" организациях наблюдается вакуум в руководящем звене.

Зато в таких организациях более деятельны менеджеры среднего звена, политика которых направлена на завоевание благорасположения и внимания руководителя предприятия, а так как они преследуют в первую очередь личные цели, то, как правило, в среде руководителей среднего звена кипит жизнь, но их деятельность направлена отнюдь не на достижение процветания организации. Информация в таких организациях становится инструментом власти, карьеристы чувствуют себя как рыба в воде, происходят взаимные нападки, возникают и исчезают коалиции, а шаги в направлении развития предприятия минимальны. С точки зрения стратегии предприятие стоит на месте.

Вероятно, руководители для успешного поддержания на должном уровне и укрепления организационной культуры компании должны быть, прежде всего, эффективными менеджерами. Они должны быть уверены в себе, ставить перед собой и своими сотрудниками четкие и ясные цели, принимать людей такими, какие они есть, но в то же время не упускать возможности для обучения и развития подчиненных, они должны в меру доверять другим и уметь делегировать ответственность, при этом не забывая о своевременном и разумном контроле. Кроме этого, руководители должны ориентироваться на достижение успеха, а не избежание неудач, снисходительно относиться к ошибкам, просчетам и поражениям, принимая и оценивая их как бесценный опыт, а не подпись в собственном приговоре, стремиться к такой системе мотивации сотрудников, при которой они работали бы вовлеченно, а не принужденно. Хоть эти рекомендации и носят характер общих фраз об управлении, практика показывает, что специально разработанные тома правил поведения, меморандумы о ценностях, корпоративные кодексы и т.д. работают куда менее эффективно без соблюдения руководством компании этих общих принципов. Для здоровой организационной культуры, отражающей глубинные уровни компании как организма, наверное, существует лишь один универсальный принцип - формальное, закрепленное, обязательное для исполнения всеми - должно соответствовать неформальному, принимаемому и разделяемому сотрудниками компании.

На мой взгляд, это должно относиться ко всем уровням структуры организационной культуры, рассмотренным нами в первой главе - как к ее внешним проявлениям, ценностям и ценностным ориентациям, так и к базовым предположениям, определяющим и направляющим как ценностные ориентации, так и внешние проявления организационной культуры компании.

Безусловно, роль руководителя в формировании и укреплении организационной культуры - одна из центральных и ключевых. Другой вопрос в том, насколько ее воздействие на организационную культуру компании сбалансировано воздействием других факторов, определяющих структуру и содержание организационной культуры. Именно это соотношение, на мой взгляд, может определить, насколько здоровой окажется культура организации. Насколько такая культура сможет отвечать задачам и стратегии компании на том или ином этапе ее развития.

2.Анализ влияния руководителя организации на организационную культуру ООО «Тинка»

 

.1 Общая характеристика ООО «Тинка»


ООО «Тинка» общество с ограниченной ответственностью, учреждено решением учредителя и действует на основании устава.

Организационно - правовая форма: частная: Общество с ограниченной ответственностью.

Сфера деятельности: оптово - розничная торговля продуктами питания.

Цель создания предприятия- удовлетворение общественных потребностей в его продукции и реализация на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов работников ООО «Тинка».

Принадлежность фирмы по капиталу и контролю. ООО «Тинка» является национальной фирмой.

Миссия предприятия: осуществление рыночных взаимоотношений и получение прибыли на основе удовлетворения запросов покупателей.

Организационная структура ООО «Тинка» представлена на рисунке 1.










Рис.1 Организационная структура ООО «Тинка»

Структура подразделений ООО «Тинка» представлена в таблице 1

Таблица 1

Информация по структурным подразделениям предприятия.

Подразде ление

Цель

Задачи

Функции

Числе нный состав

1

2

3

4

5

Отдел продаж

Ориентация и приспособление предприятия к требованиям рынка, удовлетворение

Обеспечение магазина необходимым ассортиментным минимумом,

Осуществление контроля за наличием необходимого ассортиментного минимума.

13


требований покупателей, достижение определенных показателей прибыли.

проведение маркетинговых исследований, разработка рекомендательных программ-стратегий по каждом) виду продукции и др.

организация работы с поставщиками, подготовка и заключение договоров, организация сбыта


Бухгалтерия

Эффективное управление финансовыми потоками.

Изыскание необходимых денежных ресурсов для успешной работы предприятия.

Проведение ревизий. обработка финансовых документов. предоставление отчетов в налоговую инспекцию и др

2

Склад

Обеспечение запасов

Разработка логистических каналов

Разработка логистических каналов

4


Таблица 2

Распределение полномочий внутри структурного подразделения.

Цели

Задачи

Функции

Директор

Способствовать наилучшему использованию знаний и опыта работников магазина

Обеспечение производственно-хозяйственной деятельности магазина, создание благоприятных условий труда.

Руководство предприятием, организация работы и эффективного взаимодействия производственных единиц

Менеджер

Эффективность организации сбыта и рекламы.

Контроль за наличием ассортиментного минимума

Организация работы с поставщиками, подготовка и заключение договоров.

Начальник склада

Обеспечение соблюдения правил торговли, качества продаваемых товаров

Участие в формировании ассортимента реализуемых товаров. организация работы с потребителями.

Осуществляет контроль за соблюдением условий поставки. транспортировки и приемки товаров

Оценить систему управления, можно используя следующую группу показателей:

К расчетным показателям относятся:

)Удельный вес численности АУП в общей численности персонала. Он равен отношению численности АУП к общей численности персонала, умноженной на 100 %. Численность: руководителей - 1 человек, специалистов -5 человека, общая численность персонала - 19 человек. Удельный вес численности АУП в общей численности персонала равен 30 %.

2) Расходы на содержание одного человека АУП определяется как отношение расходов на управление (вычитая налоги, заработную плату) к общей численности АУП и равны 10%

) Средняя заработная плата АУП определяется как отношение фонда заработной платы (без учета премий) АУП к общей численности АУП и равна 15000 руб.

/6=15000 руб.

) Средняя заработная плата с учетом премий АУП равна 16500 руб.

Основные технико - экономические показатели представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные технико - экономические показатели работы за период 2009-2011 гг.

Показатели

2009

2010

2011

Выручка, млн. руб.

124

127,5

129

Производственный затраты, млн. руб.

86,8

88,5

90,3

Основные фонды, тыс. руб.

1050

1670

2080

Оборотные средства, тыс. руб.

1225

1398

1450

Средняя заработная плата, руб.

9000

11000

17500

Производственная площадь, кв.м.

250

250

250

Численность работников, чел.

15

15

19

Рентабельность, %

42, 9

44, 1

42,85

организационный культура персонал руководство

Как видно из данных, представленных в таблице 1, численность предприятия за год работы изменилась на 4 человека и в 2011 году составляет 19 человек, что связано с расширением объемов продаж.

При этом средняя заработная плата выросла на 8500 руб. Производственная площадь осталась в неизменном виде. Рентабельность в среднем 43%.

Выручка от продажи за рассматриваемый период увеличилась в динамике на 5 млн. руб. Это является положительной тенденцией в развитии предприятия. В свою очередь себестоимость продукции также увеличилась на 3,5 млн. руб.

Оборотные средства при этом увеличились на 225 млн. руб., что связано с увеличением товарооборота, появлением новых дилеров.

Основные фонды предприятия за рассматриваемый период увеличились практически в 2 раза. Если в 2009 году среднегодовая стоимость основных средств составила 1050 млн. руб., то в 2010 году она возросла до 2080 млн. руб. Это связано с покупкой новых автомобилей для доставки алкогольной продукции, а также приобретением складского оборудования.

 

2.2 Диагностика организационной культуры


Для выявления корпоративного духа персонала фирмы и присутствия организационной культуры в исследуемой организации был проведен опрос среди сотрудников фирмы.

Опрос проводился в форме анкетирования. Анкета содержала следующие пункты:

. Как вы думаете, присутствуют ли в Вашей организации слаженность и взаимодействие, так называемый «командный дух»?

. Присутствует ли в Ваших действиях преданность организации и готовность соответствовать ее высоким стандартам?

. Присутствует ли в Вашей организации высокая требовательность к качеству труда?

. Готовы ли Вы к переменам, вызванным требованиями прогресса и конкурентной борьбой, невзирая на бюрократические трудности?

При обработке полученных ответов были получены следующие результаты, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Результаты анкетирования

Уровень развития организационной культуры

Полученные результаты, %

Высокий уровень развития

0

Выше среднего

0

Средний уровень

20%

Ниже среднего

70%

Низкий уровень

10%


Представим полученные данные наглядно на рисунке 1

Рис.1 Результаты анкетирования

Таким образом, анализируя полученные данные анкетирования сотрудников ООО «Тинка» на предмет выявления организационной низкий культуры.

Таким образом, из общения с персоналом фирмы видно, что в фирме недостаточно уделяется внимания разработке корпоративно культуры.

2.3 Роль руководства в совершенствовании организационной культуры

Фирменная философия ООО «Тинка» должна основывать на основополагающих понятиях маркетинга.

Определим миссию фирмы: осуществление рыночных взаимоотношений и получение прибыли на основе удовлетворения запросов покупателей

Определим основные базовые ценности фирмы:

Главная ценность фирмы - клиенты.

Единые стандарты общения.

Гибкость и готовность к инновациям.

Умение работать в команде и ориентированность на общий результат

Равенство возможностей

Расшифруем все более подробно.

) Главная ценность фирмы - клиенты.

Клиенты - это все те, кто позвонил нам, все те, кто когда-либо размещал у нас заказы.

Все клиенты, независимо от того, насколько крупные заказы они размещают у нас, для нас значимы.

Все: наши взаимоотношения, взаимодействия внутри фирмы, социальная активность - все подчинено главному интересу - интересу клиента

) Единые стандарты общения

У нас есть внешние клиенты и внутренние.

Каждый коллега - внутренний клиент, и общение с ним требует не меньшей корректности, заинтересованности и вдумчивости, чем общение с внешним клиентом.

Только единые стандарты коммуникаций и поведения гарантируют стабильное положение на рынке и положительный имидж нашей компании.

3) Гибкость и готовность к инновациям

В настоящее время ООО «Тинка» готовится к диверсификации системы продвижения.

Успешность члена команды во многом определяется его умением проанализировать ситуацию и быть готовым к позитивным изменениям.

) Умение работать в команде и ориентированность на общий результат

Только команда может стать лидером. Поэтому успешным членом нашей организации может стать только тот, кто будет работать в первую очередь на результат и имидж компании, а уже затем - на свой личный результат

) Равенство возможностей

Любой сотрудник, пришедший в компанию на любую должность, имеет возможность пройти все ступени карьерного роста вплоть до самых высот. Такие примеры в компании существуют. Все определяется индивидуальными способностями и вкладом в общее дело, умением работать в команде.

Но внедряя философию организационной культуры в фирме ООО «Тинка» необходимо учесть, что сильная культура не только создает преимущества для фирмы, но может также выступать серьезным препятствием на пути проведения организационных изменений. «Новое» в культуре вначале всегда слабее. Поэтому оптимальной для ООО «Тинка», по-видимому, является умеренно сильная корпоративная культура.

Среди методов поддержания организационной культуры, которые необходимо использовать руководству ООО «Тинка» выделим следующие:

1.      Руководству необходимо четко обозначить цель деятельности ООО «Тинка», принципы организации и все вышесказанное озвучить и донести до всего персонала фирмы.

2.      Руководству необходимо лично демонстрировать подчиненным поведенческие нормы и концентрируя их внимание на этом поведении, например, на определенном отношении к клиентам или умении слушать других, руководитель ООО «Тинка» помогает формировать определенные аспекты организационной культуры.

.        Кадровая политика фирмы. Кадровая политика, включающая принятие на работу, продвижение и увольнение работников является одним из основных способов поддержания культуры в организации. На основе каких принципов руководство регулирует весь кадровый процесс, сразу становится видно по движению сотрудников внутри фирмы.

.        Руководству фирмы необходимо обозначить и внедрять ценности фирмы.

.        Устранять конфликтные ситуации, особенно «конфликты подразделений» или организационные конфликты.

Комфортный психологический климат - это обстановка, когда все заняты. Нормальный психологический климат не создается в один день, он требует огромных усилий.

Причинами возникновения конфликтов в фирме является:

·        различие целей,

·        психологическая несовместимость сотрудников,

·        некомпетентность,

·        неполномочность ,

Конфликты в ООО «Тинка» возникают при любых деловых и личных контактах. Как известно, конфликт имеет субъективную природу, и поэтому необходим анализ всей совокупности факторов, предопределяющих его возникновение. Существуют неизбежные источники конфликта, зависимые от ряда внутренних и внешних факторов. Ниже рассмотрены некоторые часто встречающиеся причины и подходы к минимизации конфликтов, возникающих в фирме.

Немалую роль в развитии и протекании конфликтных ситуаций и поддержании благоприятного микроклимата в коллективе играет отсутствие целей подразделений. Подразделения сами формулируют свои цели, уделяя бόльшее внимание их достижению, нежели достижению целей всей фирмы. Когда налицо противоречивость целей, эффективен метод принятия принципиально новых решений. Стороны отказываются от своих первоначальных требований и переводят переговоры в новое русло. Это очень эффективно, когда обе стороны учитывают интересы друг друга и настроены на достижение согласия. Но конфликт между структурными подразделениями фирмы может возникнуть не только из-за дефицита средств, но приобрести позиционный характер. Позиционность - это отношение, которое проявляется в различии интересов, целей людей, взаимодействующих друг с другом в решении общей направленности целедостижения. Иначе говоря, позиционность есть разделение коллектива, источником которого является осознание противоположностей, интересов и целей его членов. На основе противоречивых позиций индивидов, групп, подразделений возникает позиционный конфликт.

Для разрешения организационных конфликтов на фирме используются следующие методы:

·   Использование директором своего положения в газете (приказы, меморандумы и т.п.);

·   Подробные разъяснения требований к работе;

·   Разъединение участников конфликта или уменьшение из взаимозависимости;

·   Слияние подразделений для решения общей задачи;

·   Системы поощрений, вознаграждений.

Конфликты необходимо активно разрешать посредством тщательного планирования. Управление конфликтами обычно идет по следующим направлениям: мониторинг среды, позитивный взгляд, оценка благоприятных и негативных факторов, переоценка их.

Если конфликт возникает из-за недостатков в общении - непонимания друг друга, то оптимальный метод его решения - разъяснение позиций сторон. Люди с авторитарным характером, догматичные быстрее вступают в конфликт. Различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте снижают уровень взаимопонимания и сотрудничества. Плохо организованные потоки информации тоже служат причиной конфликтов - неоднозначность критериев качества, неспособность определить должностные обязанности и функции, предъявление взаимоисключающих требований.

Несмотря на неизбежность конфликтов необходимо стремиться избегать деструктивных конфликтов, что особенно важно. Деструктивный конфликт приводит к снижению личной удовлетворенности членов трудового коллектива, уменьшению группового сотрудничества и эффективности и т.д. Такая система позволяет руководству фирмы во время обнаруживать возникающие конфликты, функционирования системы управления фирмой, поддержание благоприятного психологического климата в трудовом коллективе.

Необходимо отметить, что мотивация выполнения заказов и стимулирование работников ООО «Тинка» являются основной составляющей формирования организационной культуры фирмы.

В число основных способов, обеспечивающих поддержание организационной культуры, входят:

1.      материально-техническое обеспечение <http://www.smartcat.ru/Terms/term_37848035.shtml>;

.        стимулирование;

.        обучение;

.        организационно-правовое обеспечение;

.        информационное обеспечение <http://www.smartcat.ru/Terms/term_30374026.shtml>;

.        социально-психологическая поддержка.

Для стимулирования активного развития персонала фирмы используются материальное поощрение и различные формы морального стимулирования.

В рамках материального поощрения предлагается внедрение новой системы дополнительных стимулов, представленной в таблице 3.

Таблица 3

Система экономических стимулов

Предложения

Наименование

Период премирования

Сумма

1.Разработка системы премий

-Лучший торговый представитель месяца -Лучший заказ месяца

Ежемесячно Ежемесячно

1000р. 1000 р.

2.Увеличение ставок

-повышение процентов за заказ -увеличить денежные выплаты за количество торговых точек


с 12 до 15%


Материальное поощрение может выплачиваться как из общего фонда оплаты труда.

Моральное стимулирование должно включать:

введение для сотрудников системы учета инновационной активности с соответствующими льготами при распределении социальных благ, например, если в течении года 5 раз один сотрудник получает премию «Лучший заказ месяца», то ему добавляется 10 дней к отпуску в качестве поощрения;

преимуществами должностного роста;

широкое ознакомление с результатами работы всего персонала на корпоративных собраниях, проведение специальных совещаний и семинаров;

подведение итогов различных соревнований с учетом участия в активном развитии фирмы и т.д.

Вознаграждение может быть выражено в качестве предоставления отгулов, перевода на гибкий рабочий график <http://www.smartcat.ru/Terms/term_42025006.shtml>, продвижения по службе и т.п. Для поощрения инициативы важно создать атмосферу терпимости к неудачам, т.к. относительно высокий риск <http://www.smartcat.ru/Terms/term_64901004.shtml> неудачи является нормальным для процессов нововведений.

Заключение


Корпоративная культура представляет собой большую область явлений материальной и духовной жизни коллектива: доминирующие в нем моральные нормы и ценности, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, традиции, которые формируются с момента образования организации и разделяются большинством ее сотрудников.

Объект исследования: ООО Тинка.

Проведенное исследование организационной культуры фирмы показало, что 70% сотрудников считают, что уровень развития организационной культуры фирмы ниже среднего, 20% - средний уровень и 10%-уровень. Фирма имеет слабую корпоративную культуру. Но главное, что корпоративные ценности ООО должны постоянно поддерживаться, чего фактически нет.

Было предложено совершенствование организационной культуры фирмы. В частности предложено точнее определить миссию, цели и основные базовые ценности фирмы.

Было установлено, что формированию и внедрению организационной культуры будет способствовать комфортный психологический климат фирмы. Вынесено предложение для стимулирования активного развития персонала фирмы использовать материальное поощрение и различные формы морального стимулирования. В ходе работы обоснована экономическая эффективность предлагаемых мероприятий по внедрению организационной культуры.

Библиографический список


1.       Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента - М.: «Дело», 2010.

2.      Смолкин А. М., Менеджмент: основы организации - М.: «Инфра-М», 2011.

.        Шейн Э., Организационная культура и лидерство - С-Пб.: «Питер», 2010.

.        Виханский О., Наумов А., Менеджмент - М.: «Гардарики», 2003.

.        Друкер П., Задачи менеджмента в XXI веке - М.: «Вильямс», 2011.

.        Минцберг Г., Структура в кулаке - С-Пб.: «Питер», 2010.

.        Румянцева З., Саломатин Н., Менеджмент организации - М.: «Инфра-М», 2011.

.        Лэнд П., Менеджмент - искусство управления - М.: «Инфра», 2011.

.        Кубр М., Управленческое консультирование - М.: «Интерэксперт», 2012.

.        Радугин А., Радугин К., Введение в менеджмент: социология организаций и управления. - Воронеж: «ОСТ», 2011.

.        Сухорукова М. Ценности как ключевой элемент организационной культуры//Менеджмент.2011.№2

Похожие работы на - Анализ влияния руководителя организации на организационную культуру ООО 'Тинка'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!