Денежные документы превращаются в материалы

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    75,84 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Денежные документы превращаются в материалы













Денежные документы превращаются в материалы

С 1 января 2012 г. применяется новый типовой план счетов бухгалтерского учета, утвержденный Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 N 50 (далее - План счетов - 2012), изменивший порядок учета денежных документов. Рассмотрим, на каком счете с этого года учитываются денежные документы, как переносятся остатки со старого счета на новый и как отражаются в бухгалтерском учете поступление и использование денежных документов.

Какой счет предназначен для учета денежных документов

Согласно действовавшему ранее Типовому плану счетов бухгалтерского учета, утвержденному Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 N 89 (далее - План счетов - 2004), денежные документы (к ним относятся почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы) учитывались на субсчете 50-3 "Денежные документы", который при необходимости открывался к счету 50 "Касса", предназначенному для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассах организации (комментарий к счету 50 Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 N 89 (далее - Инструкция N 89)).

При ознакомлении с Планом счетов - 2012 может показаться, что в учете денежных документов практически ничего не изменилось. Не стало лишь субсчетов из счета 50. Однако по общему правилу, которое действовало ранее и сохранено в 2012 году, организация может уточнять содержание отдельных субсчетов, приведенных в типовом плане счетов, исключая или объединяя их, а также вводить дополнительные субсчета (ч. 7 преамбулы Инструкции N 89, ч. 3 п. 3 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 N 50 (далее - Инструкция N 50)). Руководствуясь данным правилом, в плане счетов организации, который должен быть утвержден руководителем (п. 3 Инструкции N 50) на 2012 год, казалось бы, можно ввести к счету 50 субсчет "Денежные документы" и продолжить учет указанных документов в порядке, применяемом в предыдущие годы. Однако здесь есть несколько "но".

Во-первых, в отличие от Инструкции N 89 Инструкция N 50 (п. 2, 39 Инструкции N 50), определяющая структуру и назначение счетов и открываемых к ним субсчетов Плана счетов - 2012, разрешает учитывать на счете 50 только денежные средства (в том числе в иностранных валютах) в кассах организации. Денежные документы, несмотря на то что ранее могли учитываться на отдельном субсчете счета 50, тем не менее никогда не признавались денежными средствами. С исключением из счета 50 субсчетов дальнейший учет денежных документов на счете 50 ничем не обоснован.

Во-вторых, рассмотрим структуру счета 10 "Материалы" раздела II "Производственные запасы" Плана счетов - 2012. На первый взгляд, данный счет не имеет отношения к учету денежных документов: среди 12 субсчетов, открываемых к счету 10 и предусмотренных в Плане счетов - 2012, нет такого, который бы предназначался для учета денежных документов. Вместе с тем в Инструкции N 50 имеется следующая запись: на отдельном субсчете к счету 10 могут учитываться почтовые марки, оплаченные авиабилеты и другие аналогичные документы в сумме фактических затрат на их приобретение (ч. 16 п. 16 Инструкции N 50).

Как видим, термин "денежные документы" в Инструкции N 50 уже не используется, но документы, которые ранее были объединены этим названием (ч. 4 комментария к счету 50 Инструкции N 89), теперь могут учитываться на счете 10. При этом организации для учета операций с вышеуказанными документами открывают к счету 10 отдельный субсчет (счет второго порядка), присвоив ему любой свободный номер и название по своему усмотрению, и закрепляют этот субсчет в плане счетов организации.

Перенос остатков со счета 50-3 на счет 10

Организациям, имеющим на конец 2011 года остатки на субсчете 50-3, следует перенести их на субсчет, открываемый к счету 10. В рамках данной статьи присвоим ему номер 13 (по Плану счетов - 2012 это ближайший свободный номер субсчетов счета 10) и для простоты назовем субсчет по-старому - "Денежные документы". Напомним: и номер, и название субсчета могут быть другими.

С точки зрения практической реализации и в зависимости от возможностей используемых бухгалтерских программ остатки по счетам Плана счетов - 2004 могут переноситься на счета Плана счетов - 2012 одним из двух способов: изменением вступительного сальдо на 1 января 2012 г. (без корреспонденции по счетам) либо отражением оборотов (т.е. путем составления корреспонденции).

Если применяется первый способ, сальдо по счету 50 в части денежных документов (т.е. сальдо по субсчету 50-3) вступительным остатком переносится на субсчет 10-13 "Денежные документы" счета 10.

При втором способе переноса остатков на 1 января 2012 г. составляется корреспонденция по дебету субсчета 10-13 и кредиту субсчета 50-3.

Каким бы способом ни переносились остатки по счетам Плана счетов - 2004 на счета Плана счетов - 2012, организации следует оформить бухгалтерскую справку, которая подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. В ней указываются номера счетов, субсчетов и их дебетовое и / или кредитовое сальдо по старому и новому планам счетов. В бухгалтерской справке итоговые суммы по счетам, субсчетам, аналитическим счетам Плана счетов - 2004 и Плана счетов - 2012 должны быть равными.

Более подробные разъяснения по переносу остатков следует ожидать от Министерства финансов Республики Беларусь.

Пример.


Операции по учету денежных документов в 2012 году

Учет поступления денежных документов

Приобретать денежные документы можно как по безналичному расчету, так и за наличные средства. В обоих случаях денежные документы принимаются к учету в порядке, установленном для приобретения товарно-материальных ценностей.

Если произведена безналичная оплата, выдается доверенность, по которой работник должен отчитаться, представив накладную.

Денежные документы, приобретенные за наличный расчет, приходуются на основании авансового отчета работника и документов, подтверждающих покупку (товарные и кассовые чеки, квитанции к приходному кассовому ордеру и др.) (п. 31 - 35 Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2011 N 107; п. 31 Инструкции N 133).

В зависимости от вида запасов, порядка их приобретения и использования единицей бухгалтерского учета запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа (п. 25 Инструкции N 133). Аналитический учет по счету 10 ведется по местам хранения материалов и отдельным их наименованиям (ч. 20 п. 16 Инструкции N 50). Следовательно, аналитический учет денежных документов следует организовать как минимум в разрезе видов документов. Степень детализации в пределах вида денежного документа организация может определить самостоятельно. Особенностей в отношении принятия к вычету налога на добавленную стоимость, предъявленного продавцом денежных документов, нет. Входной НДС отражается так же, как и при приобретении обычных материалов. В бухгалтерском учете при приобретении денежных документов делаются следующие записи:

 Содержание операции

 Д-т

 К-т

 Приобретение денежных документов по безналичному расчету

Произведена предоплата продавцу за денежные документы

 60, 76

51 "Расчетные счета"

Оприходованы денежные документы

 10-13

 60, 76

Отражен НДС, предъявленный продавцом

18 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам"

 60, 76

 Приобретение денежных документов за наличный расчет

Выданы из кассы наличные деньги в подотчет работнику на приобретение денежных документов

71 "Расчеты с подотчетными лицами"

Оприходованы полученные от подотчетного лица денежные документы

 10-13

 71

Отражен НДС, предъявленный продавцом

 18

 71

бухгалтерский учет денежный документ

Учет использования денежных документов

Приобретенные денежные документы в зависимости от их предназначения, связи с производственной деятельностью организации могут использоваться:

в предпринимательской деятельности, в том числе для управленческих нужд (например, билеты на железнодорожный, авиатранспорт, предназначенные для направления работников в командировку; почтовые марки, использованные в исходящей корреспонденции в адрес контрагентов, и т.д.). При этом денежные документы списываются с кредита счета 10 в дебет счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные затраты", 26 "Общехозяйственные затраты", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", 44 "Расходы на реализацию" (п. 60, 61, 63 Инструкции N 133);

для удовлетворения социальных потребностей работников трудовых коллективов (например, направление работников и членов их семей по путевкам на санаторно-курортное лечение и оздоровление за счет организации; приобретение проездных билетов для работников в качестве социальной льготы). В этом случае стоимость бесплатно выдаваемых работникам денежных документов списывается с кредита счета 10 в дебет субсчета 90-8 "Прочие расходы по текущей деятельности" (абз. 4 п. 13 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 N 102; ч. 15 п. 70 Инструкции N 50);

для передачи денежных документов работникам с последующим возмещением их стоимости (например, выданные путевки могут частично или полностью оплачиваться работниками). При этом расчеты по обязательствам работников перед организацией отражаются с использованием счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям".

Необходимо обратить внимание на следующее: если денежные документы выдаются сотрудникам не для удовлетворения их личных интересов, а для использования работниками в хозяйственной деятельности самой организации, счет 73 не применяется.

Основанием для списания стоимости денежных документов со счета 10 служат первичные учетные документы, которые организация может разработать и утвердить самостоятельно (подп. 1.3, 1.4 Указа Президента Республики Беларусь от 15.03.2011 N 114 "О некоторых вопросах применения первичных учетных документов") (например, акты об использовании, раздаточные ведомости, отчеты ответственных лиц и т.д.).

В случае если денежные документы пришли в негодность либо выявлена их недостача, хищение, списание документов оформляется актом на списание. При этом необходимая информация для принятия руководством организации решения о списании денежных документов готовится комиссией с участием материально ответственных лиц (п. 65, 66 Инструкции N 133).

При использовании денежных документов в бухучете делаются следующие записи:

   Содержание операции

 Д-т

 К-т

Списана на затраты, в расходы на реализацию стоимость денежных документов, использованных в предпринимательской деятельности организации

10-13

Списана на прочие расходы по текущей деятельности стоимость денежных документов, бесплатно выданных работникам в качестве социальных льгот

 90-8 <**>

10-13

Выданы работникам денежные документы, стоимость которых полностью или частично подлежит возмещению (проездные билеты для личного использования, путевки в оздоровительные лагеря и т.п.)

 73

10-13

Списана на прочие расходы по текущей деятельности часть стоимости денежных документов, оплачиваемых за счет средств организации

 90-8 <**>

 73

Удержана из заработной платы работников стоимость выданных денежных документов, подлежащих оплате работниками

70 "Расчеты с персоналом по оплате труда"

 73

Внесены работниками в кассу наличные деньги в оплату за полученные денежные документы

 50

 73

Списана стоимость денежных документов при выявлении недостач, хищений или порчи (п. 67 Инструкции N 133, п. 73 Инструкции N 50)

94 "Недостачи и потери от порчи имущества"

10-13

<*> Учитываются при налогообложении прибыли при списании на счет 90 (п. 1, подп. 2.2 ст. 130 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)).

Похожие работы на - Денежные документы превращаются в материалы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!