Роль имущественного налогообложения российских юридических и физических лиц

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,08 Кб
  • Опубликовано:
    2013-02-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль имущественного налогообложения российских юридических и физических лиц















Курсовая работа

по дисциплине Налоги и налогообложение

Роль имущественного налогообложения российских юридических и физических лиц

Введение

Налог - обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый государством с хозяйствующих объектов и граждан в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств (на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления) в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

В данной работе будет раскрыта роль налогообложения имущества физических и юридических лиц в РФ.

Налоги на имущество и, в первую очередь, на имущество, полученное в наследство или подарок, появились вместе с возникновением государства. Они существовали в государствах древней Византии и Рима.

Тема курсовой работы актуальна потому, что в современных экономических системах роль налогообложения имущества физических и юридических лиц исключительно велика, так как этот налог занимает одно из основных мест в формировании доходной части бюджета.

Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:

Цель работы - рассмотреть роль налогообложения имущества физических и юридических лиц, его исчисление и методы оптимизации.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

. Исследовать организацию налогообложения имущества физических и юридических лиц;

. Изучить механизм исчисления и уплаты поимущественного налога с физических и юридических лиц в Российской Федерации;

. Рассмотреть роль имущественного налогообложения;

. Разработать предложения по совершенствованию налогообложения физических и юридических лиц.

Предметом исследования является роль налогообложения имущества физических и юридических лиц.

Объектом исследования является налог на имущество физических и юридических лиц.

Глава 1. Теоретические аспекты налога на имущество физических и юридических лиц

.1 Налог на имущество физических лиц

Налог на имущество является существенным компонентом многих систем налогообложения. Подобный налог отвечает многим принципам налогообложения, таким как:

достаточность (даже при относительно низких ставках этот налог способен принести достаточно доходов);

стабильность;

равенство (благосостояние в виде имущества отражает способность платить, а стоимостью имущества измеряются услуги, оказываемые по имуществу);

эффективность администрирования (от уплаты этого налога трудно уйти, он налагается на имущество, которое в другом случае можно было бы не заметить).

Во многих странах мира налог на имущество является основным источником дохода для органов местного самоуправления.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации часть 1, к так называемым поимущественным налогам относятся налоги, устанавливаемые на различных уровнях, из них:

федеральные налоги - налоги, служащие источником образования дорожных фондов (налог с владельцев транспортных средств) и налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения;

местные налоги - налоги на имущество физических лиц и земельный налог.

Плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций).

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.

Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества:

) жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения;

) самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, мотосани, моторные лодки и другие водно-воздушные транспортные средства (за исключением весельных лодок).

Закон Российской Федерации "О налоге на имущество физических лиц" был принят 9 декабря 1991 г. До него в советский период действовало налогообложение принадлежащего гражданам имущества лишь по отдельным его видам, в сущности единичным: это налоги с владельцев строений и налог с владельцев транспортных средств. До 50 - 60-х гг. существовали и налоги с владельцев скота, налогообложение земли. Поскольку перечень объектов налогообложения был ограниченным, обобщающее их наименование и единый нормативный акт отсутствовали; регулирование производилось отдельными нормативными актами по конкретным видам имущества.

Поимущественные налоги действовали в царской России (например, квартирный налог, налог с наследства). В настоящее время они взимаются в зарубежных странах со стоимости движимого и недвижимого имущества, обычно по невысоким ставкам, в системе местного налогообложения.

Особенность имущественных налогов состоит в том, что их объектом является имущество само по себе, а не как источник дохода.

Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах:

налог имущество физический юридический

стоимость имуществаставка налогадо 300 тыс. руб.до 0.1 %от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб.от 0.1 до 0.3 %свыше 500 тыс. руб.от 0.3 до 2 %

Налог на транспортные средства уплачивается ежегодно по ставкам, устанавливаемым представительными органами местного самоуправления и не превышающим следующих размеров:

объекты налогообложенияразмеры налога (в % от минимального размера оплаты труда, действующего на 1 января года, за который начисляется налог)вертолеты, самолеты, теплоходы: с каждой лошадиной силы ( с каждого КВт мощности) 10 13,6Яхты, катера и другие транспортные средства (с мощностью двигателя свыше 100 лошадиных сил): с каждой лошадиной силы (с каждого КВт мощности) 5 6,8Парусные суда: с каждого пассажиро-места 30Мотосани, катера, моторные лодки и другие транспортные средства( с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил): с каждой лошадиной силы (с каждого КВт мощности) 3 4,1Несамоходные (буксирные) суда: с каждой регистровой тонны валовой вместимости 10Водно-воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (за исключением весельных лодок) 5

Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

Льготы по налогам на имущество:

.От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:

Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;

участники Гражданской и Великой Отечественной войн. Других боевых операций по защите отечества

лица подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также лица, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющими общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

члены семей военнослужащих, потерявших кормильца.

. Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается:

пенсионерами;

гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий.

Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 168-ФЗ п. 2 ст. 4 дополнен абзацем следующего содержания:

*с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.

*от уплаты налога на транспортные средства освобождаются владельцы моторных лодок с мотором мощностью не более 10 лошадиных сил или 7,4 киловатта.

*советы народных депутатов автономной области, автономных округов, районов, городов (кроме городов районного подчинения), районов в городах имеют право уменьшать размеры ставок и устанавливать дополнительные льготы по налогам, установленным настоящим Законом, как для категорий плательщиков, так и для отдельных плательщиков.

Налоги на имущество физических лиц исчисляются налоговым органом по месту нахождения объектов налогообложения. В случае, когда физическое лицо не проживает по месту нахождения имущества, признаваемого объектом налогообложения, налоговое уведомление на уплату исчисленного налога направляется в налоговый орган по месту жительства налогоплательщика для взыскания налога и перечисления в бюджет по месту нахождения имущества.

При получении налогового уведомления на уплату налога налоговый орган по месту жительства налогоплательщика обязан его принять и вручить налогоплательщику, а также взыскать и обеспечить перечисление налога на имущество в бюджет по месту нахождения объекта налогообложения.

Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

Если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил по всем объектам единую ставку налога, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости всех этих объектов.

Если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил различные ставки налога в зависимости от типа их использования (жилого или нежилого назначения, используемые для личных или коммерческих целей и т.п.) или иных критериев, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости каждого типа объектов.

Налог на водно-воздушные транспортные средства исчисляется на основании налогооблагаемой базы по состоянию на 1 января того года, за который начисляются платежи.

Если транспортное средство находится в собственности нескольких физических лиц, налог взимается с того лица, на имя которого зарегистрировано это транспортное средство.

Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы технической инвентаризации, осуществляющие оценку строений, помещений и сооружений, а также Главное управление воздушной авиации, инспекции речного и морского пароходства, государственные инспекции по маломерным судам и другие организации, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов на имущество физических лиц по состоянию на 1 января.

Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, обязаны сообщать о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе или о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации имущества.


Налог на имущество предприятий - это один из налогов налоговой системы Российской Федерации, который установлен федеральным законодательством. Этим налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия.

Налог на имущество юридических лиц является основным налогом субъектов Российской Федерации, поэтому он, наряду с налогом на прибыль, налогом на добавленную стоимость, другими видами налогов, обеспечивающими основные поступления в бюджеты различных уровней, требует особого подхода при его рассмотрении.

С 01.01.2003 года налог на имущество организаций исчисляется в соответствии с главой 30 части 2 Налогового кодекса РФ и законами субъектов РФ. Налог обязателен к уплате на территории всех субъектов РФ. Полностью поступает в региональные бюджеты. Законодательные органы субъектов РФ вправе определять налоговую ставку (в пределах максимальной ставки - 2,2%), порядок и сроки уплаты налога.

Плательщиками налога в соответствии с Законом «О налоге на имущество предприятий» являются: предприятия, учреждения (включая банки и другие кредитные организации) и организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации; филиалы и другие аналогичные подразделения указанных предприятий, учреждений и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет; компании, фирмы, любые другие организации (включая полные товарищества), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации и объединения, а также их обособленные подразделения, имеющие имущество на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

В период с 01.01.2008 года по 01.01.2017 года плательщиками налога не признаются организации, являющиеся организаторами Олимпийских и Параолимпийских игр, в соответствии с ФЗ о их проведении.

Центральный банк Российской Федерации и его учреждения не являются плательщиками налога по настоящему Закону.

Налогом в соответствии с настоящим Законом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости. Стоимость имущества, объединенного предприятиями в целях осуществления совместной деятельности без образования юридического лица, для целей налогообложения принимается в расчет участниками договоров о совместной деятельности, внесшими это имущество, а созданного (приобретенного) в результате этой деятельности - участниками договоров о совместной деятельности в соответствии с установленной долей собственности по договору. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия.

В соответствии со статьёй 379 (Налоговый период. Отчётный период) Налогового кодекса РФ налог исчисляется ежеквартально. Сумма, рассчитанная за первые три квартала, называется авансовым платежом по налогу. Налоговым периодом признаётся календарный год, полугодие и 9 месяцев календарного года.

Налоги и авансовые платежи подлежат оплате в сроки, установленные законами субъектов РФ. Сумма начисляемого налога на имущество включается в прочие расходы организации, учитывается по налогу на прибыль (по НСО 30-е число месяца, следующего за кварталом). Налоговые декларации по итогам налогового периода предоставляются не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Глава 2. Исследование имущественного налогообложения

.1 Анализ поступлений налога на имущество юридических лиц

В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О налоге на имущество предприятий» сумма налога исчисляется и вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом, а в конце года производится перерасчет. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных платежей за отчетный период. В соответствии с п. 8 Инструкции № 33 (от 08.06.95 г. «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий») исчисленная сумма налога вносится в виде обязательного платежа в бюджет в первоочередном порядке и относится на финансовые результаты деятельности предприятия. Уплата налога производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за год.

Согласно Инструкции № 33 расчеты налога и среднегодовой стоимости имущества за отчетный период представляются предприятиями в налоговые органы по месту нахождения организации и ее обособленных подразделений вместе с бухгалтерским отчетом в сроки, установленные для представления квартальной и годовой бухгалтерской отчетности.

Расчеты налога и среднегодовой стоимости имущества за отчетный период по формам представляются предприятиями в налоговые органы по месту нахождения организации и ее обособленных подразделений вместе с бухгалтерским отчетом в сроки, установленные для представления квартальной и годовой бухгалтерской отчетности (в ред. Изменений и дополнений № 6, внесенных Приказом МНС РФ от 20.08.2001 № БГ-3-21/292).

Предприятие, осуществляющее ведение бухгалтерского учета ценностей и операций, связанных с осуществлением совместной деятельности, сообщает участникам договора о совместной деятельности сведения о стоимости имущества, созданного (приобретенного) в результате ее осуществления и являющегося объектом налогообложения, до срока, установленного для представления налоговых расчетов.

При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных Российской Федерацией с инвесторами до вступления в силу Федерального закона от 30.12.95 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», применяются условия исчисления и уплаты налога, установленные указанными соглашениями, (п. 10.1 введен Изменениями и дополнениями № 5, внесенными Приказом МНС РФ от 15.11.2000 № БГ-3-04/389).

С организаций, признанных налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» и соответствующим нормативным правовым актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, налог на имущество предприятий не взимается в части полностью используемого в предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имущества территориально обособленного подразделения (подразделения по месту нахождения организации), имеющего местонахождение на территории данного субъекта Российской Федерации.

Организации ведут отдельный учет имущества, используемого в предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Имущество, не используемое налогоплательщиком в предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, подлежит налогообложению налогом на имущество предприятий в общеустановленном порядке. В случае, если налогоплательщик использует имущество в предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, и иной деятельности, то указанное имущество подлежит налогообложению налогом на имущество предприятий в части, пропорциональной сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной в процессе иной деятельности, в общей сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг) организации.

При прекращении деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход, для определенных видов деятельности, до окончания соответствующего квартала налогоплательщики включают в расчет среднегодовой стоимости имущества за отчетный период стоимость имущества, использованного в указанной деятельности, в части, пропорциональной количеству полных месяцев после прекращения осуществления указанной деятельности в общем количестве месяцев квартала, (п. 10.2 введен Изменениями и дополнениями № 5, внесенными Приказом МНС РФ от 15.11.2000 № БГ-3-04/389).

Уплата налога на имущество субъектами малого предпринимательства, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, заменяется уплатой единого налога, предусмотренного Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». При этом субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, исчисление налога на имущество предприятий и представление налоговой декларации по налогу на имущество предприятий не производится, (п. 10.3 введен Изменениями и дополнениями № 5, внесенными Приказом МНС РФ от 15.11.2000 № БГ-3-04/389).

Уплата налога производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за год.

В целях обеспечения полного поступления платежей в бюджет предприятие обязано до наступления срока платежа сдать платежное поручение налоговым органам квартальной и годовой бухгалтерской отчетности, (абзац введен Изменениями и дополнениями № 4, внесенными Приказом Госналогслужбы РФ от 02.04.1998 № АП-3-04/63)

Излишне внесенные суммы налога засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются предприятию-плательщику в десятидневный срок со дня получения налоговым органом его письменного заявления.

Зачисление суммы налога на имущество предприятий производится в соответствии с Классификацией доходов и расходов бюджетов.

Ответственность плательщиков налога за нарушение Закона Российской Федерации «О налоге на имущество предприятий» наступает в соответствии с Законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Контроль за правильностью и своевременностью уплаты в бюджет налога на имущество предприятий осуществляется налоговыми органами в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной налоговой службе РСФСР» и иными законодательными актами.

2.2 Оценка и учет как необходимые звенья механизма налогообложения объектов имущества

Согласно ПБУ «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) основные средства - это имущество, которое фирма использует в качестве средств труда более одного года (12 месяцев) и они учитываются на счете 01 «Основные средства» и отражаются в соответствующей строке баланса.

К основным средствам относятся предметы, срок полезного использования которых более 12 месяцев независимо от стоимости. Активы, которые отвечают условиям признания, изложенным в пункте 4 ПБУ 6/01, и имеют стоимость в пределах лимита, установленного в учетной политике, но не более 20 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе МПЗ. С 1 января 2001 года Минфин России отказался от стоимостного критерия отнесения предметов либо к основным средствам, либо к материалам.

К основным средствам не относятся машины, оборудование и иные аналогичные объекты, числящиеся как готовые изделия на складах организаций - изготовителей или как товары на складах торговых организаций [4, с. 180].

Основные средства играют важную роль в процессе труда, так как они в своей совокупности образуют производственно - техническую базу организации и определяет ее производственный потенциал.

Имущества организации разнообразны по составу и назначению. Для ведения их учета необходима классификация их по видам, назначению или характеру участия в процессе производства, отраслям хозяйства, степени использования и по принадлежности.

В зависимости от назначения и характера участия в производственно-хозяйственной деятельности организации основные средства подразделяются на производственные и непроизводственные.

Производственного назначения - станки, аппараты, инструменты, вычислительная техника, а также здания основных и вспомогательных цехов, отделов и служб, предназначенные для производственного процесс, или здания складов, резервуары, транспортные средства, используемые для перемещения и хранения предметов и продуктов труда, хозяйственный инвентарь, мебель и другие основные средства, использование которых направлено на систематическое получение прибыли как основной цели деятельности организации.

Непроизводственные основные фонды - жилые дома, детские и спортивные учреждения, столовые, поликлиники, клубы, стадионы и т.п.

Стоимость их исчезает в потреблении, фонд возмещения не создавая. Воспроизводятся они за счет национального дохода.

Основные производственные фонды - это огромное количество средств труда, которые, не смотря на свою экономическую однородность, отличаются целевым назначением, сроком службы, (от их объема зависит производственная мощность, предприятия, уровень технической вооруженности труда, накопление основных факторов и повышение технической вооруженности труда обогащают процесс труда, придают труду творческий характер).

В зависимости от того, как используются объекты основных средств в производственно-хозяйственной деятельности, различают действующие, находящиеся в запасе и бездействующие.

По принадлежности основные средства подразделяются на собственные и арендованные. Собственные основные средства организации числятся у нее на балансе, а арендованные принадлежат другой фирме, учитывается за балансом без начисления амортизации (текущая аренда).

Отсюда возникает необходимость классификации основных фондов, по определенным группам, учитывающим специфику производственного назначения различных видов фондов.

По действующей видовой классификации основные производственные фонды предприятия делятся на следующие группы:

) земельные участки и объекты предприятия;

) здания;

) сооружения;

) машины и оборудование;

) транспортные средства;

) производственный и хозяйственный инвентарь;

) рабочий скот;

) продуктивный скот;

) многолетние насаждения [14, c. 145].

Соотношение отдельных групп, основных фондов в их общем объеме представляет производственную структуру основных фондов. Обществу не безразлично, в какую из групп основных доходов вкладывается средства. Оно заинтересовано в оптимальном повышении удельного веса машин и оборудования - активной части фондов, которые обслуживают решающие участки производства и характеризуют производственные возможности предприятия по выпуску тех или иных изделий.

Чем выше доля оборудования в стоимости основных производственных фондов, тем больше выпуск продуктов, тем выше показатель фондоотдачи.

Основной признак предприятия - наличие в его собственности и хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества. Именно он обеспечивает материально-техническую возможность функционирования предприятия, его экономическую самостоятельность и надежность.

Без определенного имущества не могут осуществлять свою деятельность ни крупные, ни малые предприятия, ни индивидуальные предприниматели.

Имущество, находящиеся в собственности предприятия подразделяются на недвижимое и движимое.

К недвижимому имуществу относятся: земельные участки и все что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения.

Движимое имущество: включает в себя вещи не относящиеся к недвижимым, включая деньги и ценные бумаги.

Помимо деления имущества предприятия на движимое и недвижимое, оно подразделяется на внеоборотные и оборотные активы, которые отличаются друг от друга не только физической формой, но и ролью, местом в производственном процессе, можно представить в виде типовой схемы (рис. 1).

Внеоборотные активыДлительно иммобилизованные фондыВременно иммобилизованные фондыОсновные фондыНематериальные активыКапитальные вложенияДолгосрочные финансовые вложенияРисунок 1 - Состав внеоборотных актов

Общим признаком внеоборотных актов является длительный жизненный цикл - не меньше года. Он обуславливает длительность процесса амортизации и низкую скорость их оборота. Отсюда и название - внеоборотные или низкооборотные активы. Их также называют иммобилизованными фондами. На предприятиях состав и структура внеоборотных активов может существенно различаться. Однако, как правило, главной составляющей для большинства предприятий является длительно иммобилизованные фонды, а среди них - основные фонды.

Основные фонды - это материально-вещественные ценности. Действующие в жизненной натуральной форме в течение длительного периода времени и утрачивающие свою стоимость по частям.

В зависимости от характера участия основных фондов в процессе расширенного воспроизводства они подразделяются на производственные и непроизводственные основные фонды.

Производственные основные фонды функционируют в сфере материального производства, неоднократно участвуют в процессе производства, изнашиваются постепенно, а их стоимость переносится на изготовляемый продукт по частям по мере пользования. Пополняются они за счет капитальных вложений.

Непроизводственные основные доходы - жилые дома, детские и спортивные учреждения, столовые.

Стоимость их исчезает в потреблении. Фонд возмещения не создавая. Воспроизводятся они за счет национального дохода.

Несмотря на то, что непроизводственные основные фонды не оказывают непосредственного влияния на объем производства и рост производительности труда, их постоянное увеличение неразрывно связано с улучшением благосостояния работников предприятия, с повышением материального и культурного уровня их жизни, что в конечном счете влияйте на результаты деятельности предприятий.

В условиях рыночной экономики основные фонды - главная предпосылка, обеспечивающая дельнейший экономический рост за счет всех факторов интенсификации производства.

Основные производственные фонды - это огромное количество средств труда, которые не смотря на свою экономическую однородность, отличаются целевым назначением, сроком службы (от их объема зависит производственная мощность, предприятия, уровень технической вооруженности труда, накопление основных факторов и повышение технической вооруженности труда обогащают процесс труда, придают труду творческий характер).

Отсюда возникает необходимость классификации основных фондов, по определенным группам, учитывающим специфику производственного назначения различных видов фондов.

Здания, сооружения, инвентарь, обеспечивающие нормальное функционирование активных элементов основных фондов, относятся к пассивной части основных фондов.

Денежная, или стоимостная оценка основных фондов необходимо для планирования расширенного воспроизводства основных фондов, определения степени износа и размера амортизирующих отчислений.

Существует несколько видов оценок основных фондов, связанных с длительным участием их постепенным снашиванием в процессе производства, изменением за этой чертой условий воспроизводства по первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости.

Основные производственные фонды в процессе их эксплуатации изнашиваются. Различают два вида износа - физический и моральный.

Под физическим износом понимают постепенную утрату основными фондами своей первоначальная замена морально устаревшей техники приводит к тому, что на ней производится более дорогая и худшего качества продукция по сравнению с изготавливаемой на более совершенных машинах и оборудовании. Это совершенно не допустимо в условиях рыночной конкуренции.

Процедура оценки имущества.

В «Стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности» гл. 3, ст. 13 сказано, что проведение оценки включает в себя следующие этапы:

) заключение с Заказчиком договора об оценке;

) установление количественных и качественных характеристик объекта оценки;

) анализ рынка, к которому относится объект оценки;

) выбор методов оценки и осуществление необходимых расчётов;

) обобщение результатов и определение итоговой величины стоимости объекта оценки;

) составление и передача заказчику отчёта об оценке.

При определении рыночной стоимости обычно используют три основных подхода:

) затратный подход;

) доходный подход;

) сравнительный подход.

Для определённого вида имущества в рамках каждого из подходов есть свои методы расчёта, обусловленные назначением имущества (недвижимость, оборудование, транспорт и т. д.), видом права на имущество, а также целью или задачей оценки. Методов расчётов в рамках каждого из подходов достаточно много и выбор оценщиком методики расчёта обусловлен исходными данными и целью оценки по каждому конкретному объекту оценки.

Аналог объекта оценки (имущества) - объект сходный или подобный оцениваемому имуществу.

Доходный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки.

В рамках доходного подхода, как правило, используются 2 основных метода: метод прямой капитализации и метод дисконтированных денежных потоков. Применение метода дисконтированных денежных наиболее обосновано для оценки объектов, приносящих денежные доходы неравномерные по годам, метод прямой капитализации - для объектов, приносящих равномерные и равновеликие доходы в течение года. Доходный подход применим только к доходным объектам, то есть к таким, целью владения которыми является получение дохода (например, от сдачи их в аренду).

Затратный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки, с учётом его износа (если таковой имеется).

При использовании затратного подхода расчёты проводятся, исходя из себестоимости создания объекта. То есть при затратном подходе считают, что стоимость оцениваемых объектов определяется затратами производителя на их создание (и реализацию) с учётом их износа.

Стоимость замещения - это сумма затрат на создание объекта, аналогичного объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату Стоимость воспроизводства (восстановительная стоимость) - это затраты на создание точной копии оцениваемого объекта из тех же материалов, по тому же проекту, технологиям и стандартам, рассчитанным в ценах на дату оценки.

Сравнительный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними.

Сравнительный подход определяет рыночную стоимость, адекватно отражающую ценность объекта в его текущем состоянии и основывается на анализе цен покупки и продажи аналогичных объектов, сложившихся в данный момент на рынке в данном регионе.

Методологически подход осуществляется путем анализа цен аналогичных объектов имущества и расчёта соответствующих корректировок, учитывающих различие между ними и объектом оценки.

Скорректированная цена имущества - цена объекта-аналога после её корректировки на различия с объектом оценки.

Стоимость имущества. В оценке основным операционным понятием является - стоимость. Оценщик определяет не цену, а стоимость объекта оценки, как наиболее вероятную цену объекта (в соответствии с требованиями Федерального Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года). Цена же объекта, в зависимости от колебаний рынка на момент сделки, может быть в действительности больше или меньше определённой стоимости.

Согласование результатов оценки - получение итоговой величины стоимости оцениваемого имущества на основании результатов, полученных с помощью различных подходов к оценке.

Глава 3. Пути повышения собираемости налоговых платежей от уплаты налога на имущество

Развитие налогообложения является одним из наиболее противоречивых аспектов становления децентрализованной бюджетной системы в Российской Федерации. Как и в других странах с переходной экономикой, в России существует значительный разрыв между степенью делегирования полномочий по осуществлению расходов нижестоящим органам управления и степенью их налоговой самостоятельности. Поэтому необходимость развития регионального и местного налогообложения постоянно признается на федеральном уровне. С другой стороны, ситуация в сфере регионального и местного налогообложения в последние годы является ярким примером не только стагнации, но и в значительной степени, регресса в развитии межбюджетных отношений федерального центра, регионов и местного самоуправления. Так, весьма показательны принятые в 2000 - 2002 гг. федеральным центром решения по вопросам налогообложения, исключившие участие нижестоящих органов управления в администрировании федеральных налогов и значительно ограничившими их права в отношении региональных и местных налогов. Эти решения дополняются правовыми позициями Конституционного Суда РФ по вопросам налогообложения, косвенно опирающимися на утверждение о связи между широкими полномочиями регионов и муниципалитетов по администрированию собственных налогов и сборов и возможностями произвольного установления последних. Последний тезис граничит с отрицанием необходимости налоговой децентрализации.

Поиск путей развития налогообложения должен быть основан на анализе и сопоставлении этих двух противоречивых тенденций.

Теория межправительственных отношений признает ключевую роль децентрализации налоговых полномочий в формировании децентрализованных бюджетных систем.

Основой для развития регионального и местного налогообложения должно стать формальное закрепление разграничения полномочий в сфере налогообложения. Такое закрепление может быть отражено как в Конституции РФ (подобно тому, как это сделано в ряде западных стран), так и в части первой Налогового кодекса РФ. В ходе данного разграничения необходимо определить закрытый перечень элементов налогообложения по региональным и местным налогам, который может регулироваться федеральными органами власти. Данное решение потребует пересмотра сложившегося взгляда на конституционный принцип единства налоговой политики.

Серьезной ревизии должен подвергнуться перечень региональных и местных налогов. Расширение налоговой компетенции регионов связано не только с передачей в их бюджеты не зачислявшихся в них ранее доходных источников (например, акцизов на все подакцизные товары), но и конверсию части федеральных регулирующих налогов (на прибыль, доходы физических лиц, возможно, части ресурсных платежей) в региональные. Последнее позволит также максимально сократить количество регулирующих налогов. В состав местных налогов могут войти часть существующих налогов на доходы, налоги на малый бизнес и имущественные налоги (после введения налога на недвижимость). Разграничение полномочий в сфере налогообложения должно исходить, в том числе, из необходимости исключения рентной составляющей из доходов местных бюджетов и сокращения ее доли в бюджетах регионов.

Территориальный принцип налогообложения должен найти отражение в федеральном законодательстве в отношении федеральных регулирующих, региональных и местных налогов.

Его применение потребует, например, проведение конкретизации сферы действия региональных и местных решений об установлении каждого вида налога, сокращения масштабов схем искусственного распределения налогов между регионами и муниципалитетами, если налогоплательщик осуществляет деятельности одновременно на нескольких территориях, изменение принципов внутренней регистрации движимого имущества, являющегося объектом налогообложения, с целью устранения практики искусственного перемещения налоговой базы за пределы региона.

Перераспределение налоговых полномочий необходимо осуществить и внутри регионов. Так, повышению самостоятельности регионов и муниципалитетов не способствуют нормы федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления», разделяющие между регионами и муниципалитетами почти все крупные доходные источники территориальных бюджетов. Отмена соответствующих норм позволит, с одной стороны, централизовать обладающие рентными признаками доходы территориальных бюджетов (акцизы, налог на прибыль, ресурсные платежи) в региональные бюджеты, с другой стороны - передать муниципалитетам налоги на имущество, малый бизнес, а также права по их самостоятельному установлению.

Возможность расширения налоговых полномочий регионов и муниципалитетов существует и в отношении расширения их прав в сфере непосредственно сбора налогов. Пересмотр структуры региональных и местных налогов может привести к целесообразности создания региональных и местных налоговых служб, по крайней мере, в отношении некоторых налогов (например, налога на недвижимость). Но и при сохранении единой вертикали налоговых органов необходимо обеспечить их подотчетность региональным и местным властям в отношении сбора налогов в региональный и местные бюджеты.

В формирование доходной части местных бюджетов главную лепту вносят так называемые регулирующие доходы. К их числу Бюджетный кодекс (ст. 48) относит «федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации, или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов».

Однако предусмотренные федеральным законодательством механизмы финансового регулирования местных бюджетов не сформированы в полном объеме. Главное в том, что до сих пор не принят закон о минимальных государственных социальных стандартах, которые должны были составить основу формирования расходов местных бюджетов. В такой ситуации остаются бездействующими нормы Бюджетного кодекса, которыми регламентируется вся методика, основанная на использовании нормативов «минимальной бюджетной обеспеченности» и «нормативов финансовых затрат».

Отсутствие строгих правил в регулировании доходов местных бюджетов делает муниципальные образования полностью зависимыми от администраций регионов, в руках которых сосредоточены практически все средства для финансирования местного самоуправления и по усмотрению которых устанавливаются приоритеты, критерии и все прочие параметры влияния на объем доходов местных бюджетов. Неформализованность внутрирегионального бюджетного процесса является, по мнению автора, сей работы, его основным недостатком. Поэтому во внутрирегиональных бюджетных и налоговых отношениях при прочих равных условиях основную роль зачастую играет субъективный фактор, определяемый личностными взаимоотношениями регионального и местного руководства. При благоприятном стечении обстоятельств налаживается нормальный бюджетный процесс, в противном случае возникают остроконфликтные ситуации.

Важнейшим инструментом регионального регулирования местных бюджетов является механизм так называемого бюджетного выравнивания муниципальных образований. Для этого используются технологии, аналогичные тем, которые применяются Минфином РФ для расчета трансфертов, направляемых субъектам Федерации из федерального фонда поддержки регионов. Такие технологии, именуемые нормативно-долевыми методами определения трансфертов, в настоящее время применяются примерно в половине российских субъектов.

Указанные методы в основе своей универсальны и предполагают создание в составе регионального бюджета целевого фонда финансовой поддержки муниципальных образований (ФФПМО), определение по формуле долей муниципальных образований в этом фонде, распределение фактически поступивших в данный фонд средств в виде трансфертов муниципальным образованиям. В большинстве регионов (из числа использующих трансфертную методику) объем ФФПМО по аналогии с федеральным бюджетом определяется в размере ежегодно утверждаемой доли (в %) от общей величины поступающих в региональный бюджет налогов и платежей за исключением тех из них, которые носят целевой характер (земельный налог, лесные подати, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и др.).

Взимание налога на недвижимость довольно непростое дело: требуются кадастр, систематическая переоценка земельных участков и расположенных на ней объектов недвижимости и т.п. И при этом доходы от данного налога, как показывает мировая практика, не настолько высоки, чтобы обеспечивать органам местного самоуправления достаточную финансовую базу. В современных же условиях России вряд ли следует ожидать от местного налогообложения недвижимости существенного вклада в решение финансовых проблем местного самоуправления. Эта задача в силу своей объективной сложности требует не простых и окончательных решений в каком-то одном направлении, а последовательного и системного подхода к повышению финансовой самодостаточности местного самоуправления на основе широкого круга факторов.

Весьма вероятно, что система местных бюджетов, еще до конца не оформившись в соответствии с уже действующим законодательством, начнет претерпевать серьезные структурные преобразования. Так, в ходе подготовки правительственной «Программы развития бюджетного федерализма в России на период до 2005 г.» разрабатывались предложения о введении в ставшую уже привычной трехуровневую бюджетно-налоговую систему страны дополнительного, промежуточного звена между региональными и муниципальными бюджетами. Нововведение, по мнению многих экспертов, может повлечь за собой не только структурные, но и содержательные изменения. В соответствии с намечаемыми мерами местное самоуправление должно будет осуществляться лишь по «поселенческому» принципу и только за этим уровнем должен закрепиться термин «муниципальный». Дополнительный же уровень должен быть представлен административно-территориальными единицами, непосредственно входящими в состав субъектов Федерации и поименованными в их конституциях и уставах. Следовательно, статус муниципальных образований может сохраниться лишь у мелких административных единиц - районных городов, поселков, сельских населенных пунктов. И только для этой категории поселений будут применимы термины «местные бюджеты» и «местные налоги».

При таком варианте нововведений нынешние органы местного самоуправления в городах так называемого областного подчинения и в административных районах получат статус органов местной государственной власти или на переходный период - крупных муниципальных образований. Они должны будут иметь самостоятельные бюджеты и располагать налогово-бюджетными полномочиями по регулированию бюджетов оставшихся муниципальных образований. При этом допускается, что в переходный период новый уровень может быть либо только государственным (третьим, местным уровнем), либо комбинированным, то есть одновременно местным государственным и муниципальным (местного самоуправления), но в перспективе - в основном государственным. Исключение предлагается сделать для крупных городов, за которыми, согласно излагаемой концепции, может быть сохранен «двойственный» статус с предоставлением права иметь два выборных органа власти и два бюджета - местный и муниципальный.

Заключение

Организации, как и другие юридические лица, облагаются налогом на имущество согласно Закону Российской Федерации «О налоге на имущество предприятий».

Налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Все вышеперечисленные средства учитываются по остаточной стоимости.

Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества.

Существуют определенные категории организаций, чье имущество полностью не облагается налогом (бюджетные, сельскохозяйственные, для нужд образования и культуры, общественные организации, научно-исследовательские и другие).

Существуют льготные категории организаций, чья стоимость имущества, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость (объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, природоохранной сферы, объектов, используемых для нужд гражданской обороны и других).

Предельный размер налоговой ставки на имущество организации не может превышать двух процентов от налогооблагаемой базы. Сумма налога исчисляется и вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом.

Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» налог на имущество юридических лиц отнесен к категории налогов республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов (субъектов РФ) (статья 20).

Данный налог зачисляется в равных долях в бюджеты субъектов РФ и местные (районные) бюджеты.

Сейчас налоги на имущество физических лиц необременительны и недоимки по ним почти нет. Многим категориям граждан (в 1996 г. - 44 %) предоставлены льготы по их уплате. На сегодня средняя оценочная цена единицы объекта недвижимости на одного человека составляет 17 млн. руб., соответственно, средняя сумма налога - 17 тыс. руб. в год.

Однако ситуация с оценкой зданий, помещений и сооружений во многих регионах остается проблемной. Как правило, применяется корректировка старой оценки, определенной Бюро технической инвентаризации в 1982 году, с учетом повышающих коэффициентов. По своей сути такие оценки имеют затратный, а не рыночный характер. Применять же реальную рыночную оценку пока не позволяет законодательная база.

На сегодняшний день в России не оценены 5,3 млн. строений, принадлежащих более чем 4 млн. граждан. В основном, это - садовые домики и дачи. В соответствии с существующим законодательством вместо оценки БТИ для исчисления налога разрешено применять страховую оценку, однако многие из этих строений не застрахованы. Граждане не регистрируют свои строения, делая вид, что они пока не достроены. Местные органы власти в первую очередь должны быть заинтересованы в уплате налога на строения, помещения и сооружения, поскольку он идет в их бюджеты, что происходит не всегда.

В связи с этим необходимо принять ряд мер. Налог на имущество физических лиц должен быть дифференцирован в зависимости от вида имущества, увеличен необлагаемый налогом минимум, а ставки налога в целом должны быть увеличены. Верхнюю планку ставок предполагается поднять до 8 %. Однако это может отрицательно отразиться на бюджете владельцев имущества. Они не смогут уплачивать налог в полном объеме, собираемость снизится, появится недоимка. Для того чтобы налог был реально собираем, нужно разработать и ввести систему оценки и учета имущества, находящегося во владении частных лиц.

В настоящей работе определено значение имущественного налогообложения в современных условиях, исследовано имущественное налогообложение России, и изучены направления его совершенствования.

Список используемых источников

.Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. - 64 с. - (кодексы и законы России - миниформат)

2.Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая, часть вторая. -М.: Дело и Сервис, 2010.

.Бюджетная система России: Учебник для вузов/Под ред. Проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 540с.

.Дмитриева Н.Г. Налоги и налогообложение: Учебник / Н.Г. Дмитриева, Д.Б. Дмитриев. - Изд. 4-е, перераб. И доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 448 c. - (Среднее профессиональное образование)

.Современный финансово-кредитный словарь/Под ред.М.Г.Лапусты, П.С.Никольского. - М.: ИНФРА-М, 2009. - С.265.

6.<http://www.r54.nalog.ru>

Похожие работы на - Роль имущественного налогообложения российских юридических и физических лиц

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!