Роли и значение финансового менеджмента в малом бизнесе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,46 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роли и значение финансового менеджмента в малом бизнесе

Содержание

Введение

Глава 1. Управление финансами малого предприятия как фактор успеха

.1 Сущность и особенности малого бизнеса

.2 Роль, значение и задачи малого бизнеса в экономике страны

.3 История развития малого бизнеса в России

Глава 2. Исследование финансовой деятельности малого предприятия

.1 Особенности финансового менеджмента малого бизнеса

.2 Финансовый анализ деятельности малого предприятия

Глава 3. Пути совершенствования финансовой устойчивости в малом бизнесе

Заключение

Литература

Введение

Опыт развитых стран показывает, что малый бизнес играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому бизнесу, дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым предпринимательством.

Активный рост малых предприятий в западных странах начал происходить с 70-х - начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Например, в США - в малом предпринимательстве занято 53% населения, в Японии - 71,7%, в странах ЕС - примерно половина работающего населения. Основная масса малых предприятий в этих странах - мельчайшие предприятия, в которых работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах. Малый бизнес необходим потому, что он дает жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получает значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Поэтому тема малого предпринимательства очень актуальна на сегодняшний день, особенно для нашей страны, где малые фирмы еще очень нуждаются в поддержке государства.

Реформирование экономики России невозможно без развития и совершенствования различных форм хозяйствования, одной из которых является и малый бизнес. Считается, что малые экономические структуры имеют большое значение, с точки зрения создания рабочих мест и поддержания рынка. Малые предприятия рассматриваются в качестве символа производственной мобильности, рыночной гибкости и инновационной восприимчивости. Отсюда вытекает вполне естественный вывод о позитивной роли института малого предпринимательства, который необходимо поддерживать и развивать.

Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы, которые можно поставить и на службу России.

К сожалению малый бизнес в России не слишком развит и имеет множество проблем, среди которых основными являются административные барьеры, высокий уровень налогообложения и недоступность кредитных ресурсов.

Целью исследования является всестороннее освещение проблем малого бизнеса. Особое внимание уделяется проведению финансового анализа малого предприятия, а также изучению путей повышения финансовой устойчивости в малом бизнесе.

Для достижения цели работы рассматриваются следующие задачи:

·        изучить понятие, сущность и особенности малого бизнеса;

·        рассмотреть роль, значение и задачи малого бизнеса в экономике страны и финансовой системе;

·        изучить основные этапы развития малого бизнеса в России;

·        рассмотреть особенности финансового менеджмента малого бизнеса;

·        провести финансовый анализ деятельности малого предприятия;

предложить пути улучшения финансовой устойчивости малого бизнеса.

Глава 1. Управление финансами малого предприятия как фактор успеха

.1 Сущность и особенности малого бизнеса

Все предприятия, являющиеся составной частью национальной рыночной экономики, в зависимости от их размеров по общепринятой терминологии делятся на три группы: крупные, средние и малые. Каждая из этих групп имеет свои специфические интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к проводимой государственной политике, к проблемам социально-экономического, политического и национального характера.

Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.

Малое предприятие - это предприятие различных организационно-правовых форм, создаваемое на основе любых форм собственности, наиболее гибкая и динамичная форма развития предпринимательской деятельности.

В законотворческой практике различных государств принято более 50 критериев отнесения организации к малому бизнесу. Всё же, можно выделить наиболее часто встречающиеся критерии, к которым относятся следующие:

§  численность персонала предприятия (определяется в соответствии со среднесписочной численностью постоянных сотрудников, а также работающих по совместительству);

§  размер уставного капитала предприятия;

§  финансовые показатели предприятия (объём чистой прибыли, совокупного дохода, оборачиваемости активов);

§  вид деятельности.

Прежде всего, стоит отметить, что основная причина, по которой предприниматели стремятся попасть в разряд малого бизнеса - это упрощённая система налогообложения, то есть уплата единого налога.

Основной ФЗ РФ, в котором прописаны рамочные критерии отнесения юридического или физического лица к сектору малого предпринимательства в Российской Федерации, был принят 24 июля 2007 года и называется Федеральный закон 209-ФЗ "О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации <#"602485.files/image001.gif">,

его оптимальное значение должно быть более единицы.

. Оценку финансовой устойчивости. Финансовая устойчивость - это такое состояние финансовых ресурсов организации, которое обеспечивает развитие организации на основе роста прибыли и капитала, при условии сохранения платёжеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого риска.

Наиболее важным абсолютным показателем являются собственные оборотные средства (СОС), которые рассчитываются как разница между третьим и первым разделом бухгалтерского баланса.

На этом основании рассчитывают четыре типа финансовой устойчивости:

1.      Абсолютная финансовая устойчивость, для которой характерно выполнение условий:

2.      З СОС ,

Где З - запасы

.        Нормальная финансовая устойчивость:

З СОС + ДЗС ,

Где ДЗС - долгосрочные заёмные средства

.        Неустойчивое финансовое состояние:

З СОС + ДЗС + ККЗ,

Где ККЗ - краткосрочные кредиты и займы

.        Кризисное финансовое состояние:

З СОС + ДЗС + ККЗ

Относительные показатели характеризующие финансовую устойчивость:

§  Коэффициент обеспеченности текущих активов СОС: рассчитывается делением СОС на текущие активы. Оптимальное значение коэффициента должно быть больше 0,1.

§  Коэффициент обеспеченности запасов СОС: рассчитывается как частное между СОС и Запасами. Значение коэффициента должно быть более единицы. Коэффициент автономии или финансовой независимости: рассчитывается делением Капитала и резервов на Валюту баланса. Оптимальное значение коэффициента более 0,6.

§  Коэффициент соотношения заёмных и собственных средств: рассчитывается делением заёмных средств на собственные средства. Оптимальное значение коэффициента меньше единицы.

. Оценку деловой активности. Она позволяет проанализировать на сколько эффективно предприятие использует свои средства. Для оценки деловой активности используют коэффициенты оборачиваемости:

§  Коэффициент оборачиваемости активов: определяется отношением выручки от продаж к средней стоимости активов. Он показывает сколько раз за отчётный период совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.

§  Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности: рассчитывается делением выручки от продаж на среднегодовую стоимость дебиторской задолженности. Он показывает сколько раз дебиторская задолженность превращалась в денежные средства в течение отчётного периода.

§  Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности: засчитывается как частное между выручкой от продаж и средней стоимостью кредиторской задолженности.

§  Коэффициент оборачиваемости запасов: рассчитывается делением выручки от продажи продукции на среднюю стоимость запасов.

§  Продолжительность одного оборота: определяется делением продолжительности периода в днях на коэффициент оборачиваемости.

. Оценку рентабельности, которая позволяет оценить на сколько прибыльна деятельность организации.

§  Коэффициент рентабельности активов: рассчитывается делением чистой прибыли на стоимость активов предприятия. Он показывает, сколько денежных единиц потребовалось фирме для получения одной денежной единицы прибыли.

§  Коэффициент рентабельности продаж: определяется делением чистой прибыли на выручку.

§  Коэффициент рентабельности собственного капитала: определяется соотношение чистой прибыли к стоимости собственного капитала.

Количественные значения рассчитанных финансовых коэффициентов обычно свидетельствуют о повышенном предпринимательском и/или финансовом и др. рисках, генерируемых этим предприятием. Поэтому коэффициентный анализ должен обязательно сопровождаться качественным исследованием природы рисков. Необходимо ответить по крайней мере на три жизненно важных для малого бизнеса вопроса:

) достаточно ли диверсифицирована клиентура? Большое предприятие с многочисленными клиентами вряд ли будет выбито из седла потерей одного-двух крупных покупателей.

) достаточно ли диверсифицирована гамма производимых товаров (услуг)? Ориентация на монотонное производство доводит предпринимательский риск до опасного предела, поскольку даже незначительное ухудшение конъюнктуры способно ввергнуть небольшое предприятие в зону убыточности. Ориентация на один «звездный» товар далеко не всегда оправдывается снижением порога рентабельности и укреплением финансовой устойчивости, потому что постоянные затраты не раскладываются на несколько товаров, а ложатся тяжелым бременем на один товар, перспективы наращивания выручки от которого зачастую весьма проблематичны из-за ограниченности спроса;

) будет ли продолжаться бизнес в случае внезапной утраты «души и мозга предприятия» - его нынешнего владельца (руководителя), или погибнет вместе с ним, вводя в убытки или упущенную выгоду кредиторов, поставщиков, остальных совладельцев?

Таким образом, речь, действительно, идет об оценке жизнеспособности малого бизнеса - оценке, в результатах которой заинтересованы не только владельцы малого предприятия, но и его кредиторы.

2.2 Финансовый анализ деятельности малого предприятия

Объектом исследования является ООО «Сфера».

ООО «Сфера», создано в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью». Зарегистрировано органом государственной регистрации: Инспекцией ФНС Российской Федерации по налогам и сборам по городу Белгороду 17.08.2005 года под №1053107097152.

Основными целями деятельности ООО «Сфера» являются получение прибыли в результате его хозяйственной и финансовой деятельности и удовлетворение общественных потребностей.

Предметом деятельности Общества согласно Уставу являются:

§  торгово-закупочная деятельность;

§  операции с недвижимым имуществом;

§  продажа и сдача в наём недвижимого имущества непроизводственного и производственно-технического назначения;

§  осуществление в установленном порядке внешнеэкономических связей с иностранными фирмами.

Для проведения финансового анализа деятельности предприятия ООО «Сфера», проведём структурный анализ:

Горизонтальный и вертикальный анализ баланса

 

Таблица 2 Аналитический актив баланса фирмы, тыс. руб.

Показатели

Абсолютные величины

% к общей величине актива

Изменения




3-2

5-4

6/итог 6


На начало года

На конец года

На начало года

На конец года

Абс. величина

% от вел-ны актива

% от изменения актива

1.Внеоборотные активы








Основные средства

758

1152

15,4

20,3

394

4,9

52,3

Незавершенное строительство


938


16,6

938

16,6

124,6

Итого по разд. 1

758

2090

15,4

36,9

1332

21,5

176,9

2. Оборотные активы








Запасы

256

298

5,2

5,3

42

0,1

5,6

в т. ч. сырье, материалы и др

130

173

2,6

3,1

43

0,5

5,7

расходы будущих периодов

126

125

2,6

2,2

-1

-0,4

-0,1

НДС

100

100

2,0

1,8


-0,2


Дебиторская задолженность в течение 12 мес.

2842

3123

57,9

55,3

281

-2,6

37,3

в т.ч. покупатели и заказчики

2727

3075

55,5

54,3

348

-1,2

46,2

Денежные средства

955

53

19,4

0,9

-902

-18,5

-119,8

Итого по разд2

4153

3574

84,6

63,1

-579

-21,5

-76,9

Итого активов

4911

5664

100

100

753

0

100

 

За отчётный период активы организации возросли на 753 тыс. руб. (2090+3574) - (758+4153) или на 15,3% за счёт увеличения объёма внеоборотных активов на 1332 тыс. руб., или на 175,7%. Оборотные активы снизились на 579 тыс. руб. или на 13,9%. Самая большая величина в процентном отношении к общей величине актива приходится на дебиторскую задолженность - 55,3%.

Наличие крупной дебиторской задолженности следует рассматривать как фактор, отрицательно влияющий на финансовое положение организации, а рост ее удельного веса в итоге баланса свидетельствует об его ухудшении. При этом материальные оборотные средства увеличились на 42 тыс. руб., а денежные средства, наоборот уменьшились на 902 тыс. руб. Стоимость имущества организации сменилась в сторону увеличения: на 176,9% имущество выросло за счёт увеличения внеоборотных активов, в том числе на 124,6% за счёт незавершённого производства и на 52,3% за счёт основных средств. В сторону уменьшения: на 119,8% за счёт денежных средств.

Таблица 3 Аналитический актив баланса фирмы, тыс. руб.

Показатели

Абсолютные величины

% к общей величине пассива

Изменения




3-2

5-4

6/итог 6


На начало года

На конец года

На начало года

На конец года

Абс. Вел-на

% от общей величины пассива

% от изменения пассива

3. Капиталы и резервы








Уставный капитал

100

604

2,0

11,1

504

9,1

66,9

Добавочный капитал

716

663

14,6

12,2

-53

-2,4

7,0

Резервный капитал

47

47

1,0

0,9

0

-0,1

0

резервы, образованные в соотв. с учредительными документами

47

47

1,0

0,9

0

-0,1

0

Нераспределенная прибыль отчетного года

524

445

10,7

8,2

-79

-2,5

-10,5

Итого по разд. 3

1387

1759

28,2

31,1

372

2,9

49,4

4. Долгосрочные обязательства








Отложенные налоговые обязательства

16

27

0,3

0,5

11

0,2

1,5

Итого по разд. 4

16

27

0,3

0,5

11

0,1

1,5

5. Краткосрочные обязательства








Займы и кредиты

2562

3120

52,2

55,1

558

2,9

74,1

Кредиторская задолженность

946

758

19,3

13,4

-188

-5,9

-25

в т.ч. поставщики и подрядчики

621

592

12,6

10,5

-29

-2,1

-3,9

задолженность перед бюджетом

325

166

6,6

2,9

-159

-3,7

-21,1

Итого по разд. 5

3508

3878

71,5

68,4

370

-2,8

49,1

Итого пассивов

4911

5664

100

100

753

0

100

 

Большая часть всех обязательств приходится на займы и кредиты задолженность 52,2% на начало года и 55,1% на конец года. Предприятие работает с прибылью, но к концу года прибыли было получено меньше на 79 тыс. руб., что составило её снижение на 15,1% (445: 524). Пассивная часть баланса характеризуется преобладающим превышением заёмных средств, которые составили к концу года 68,4%, причём их доля в общем объёме уменьшилась в течение года на 2,8%. Доля собственных средств в обороте возросла на 2,9%, что положительно характеризует деятельность организации.

Обратив внимание на актив баланса, где произошло увеличение по статьям «сырьё и материалы» и «основные средства» можно предположить, что рост кредиторской задолженности объясняется тем фактом, что выросли расходы будущих периодов - на ту же сумму выросло незавершённое производство. Оборотные активы составляют 63,1%, а обязательства и займы 68,9%. Предприятие не в состоянии перекрыть свои долги.

 

Таблица 4 Агрегированный баланс фирмы

Актив

На начало года

На конец года

Пассив

На начало года

На конец года

Имущество всего (стр. 300)

4911

5664

Обязательство всего (стр. 700)

4911

5664

Внеоборотные активы

758

2090

Собственный капитал (итог раздела 3)

1387

1759

Текущие активы (итог раздела 2):

4153

3574

Заемный капитал (итог раздела 4 + итог раздела 5)

3524

3905

-запасы и затраты (стр. 210 )

256

298

-долгосрочные обязательства (стр. 590)

16

27

-дебиторская задолженность (стр. 230 + стр. 240 )

3123

-краткосрочные кредиты и займы (стр. 610 + 640)

2562

3120

-денежные средства и краткосрочные финансовые вложения (стр. 240 +стр. 250)

955

53

-кредиторская задолженность (стр. 620)

946

758

За отчетный период произошло увеличение размера имущества предприятия, что свидетельствует о росте производственных возможностей и заслуживает положительной оценки.

Из таблицы видно, что запасы выросли, а денежные средства снизились. Долгосрочные обязательства увеличились. Имеется кредиторская задолженность в основном перед поставщиками и подрядчиками. Текущие активы имеют большой вес.

Признаками «хорошего» баланса являются:

)        Валюта баланса в конце отчётного периода должна увеличиваться по сравнению с началом года. Увеличилась на 753 тыс. руб.

)        Темпы прироста (в%) оборотных активов должны быть выше, чем темпы прироста в процентах внеоборотных активов. Не соответствует:

Темпы прироста оборотных -

Темпы прироста внеоборотных -

3)      Собственный капитал организации в абсолютном выражении должен превышать заёмный или темпы его роста в процентах должны быть выше, чем темпы роста заёмного капитала.

:3524 = 0,39 1759: 3905 = 0,45 - не соответствует.

)        Темпы прироста дебиторской и кредиторской задолженности должны быть примерно одинаковы или кредиторской - чуть выше.

Темпы прироста дебиторской - ,

Темпы прироста кредиторской -- соответствует.

5)      В балансе должна отсутствовать статья «Непокрытый убыток», т.е. цифра в строке 470 должна быть без скобок. - Соответствует.

Теперь используем коэффициентный метод. Для этого:

.        Оценим ликвидность баланса ООО «Сфера».

Таблица 5

Актив

На начало года, т.р

На конец года, т.р

Пассив

На начало года, т.р

На конец года, т.р

1

2

3

4

5

6

Наиболее ликвидные активы (А1)

955

53

Наиболее срочные обязательства (П1)

946

758

Быстрореализуемые активы(А2)

2842

3123

Кратко-срочные пассивы(П2)

2562

3120

Медленно реализуемые активы(А3)

356

398

Долгосрочные пассивы(П3)

16

27

Труднореализуемые активы(А4)

758

2090

Постоянные пассивы(П4)

1387

1759

Баланс

4911

5664

Баланс

4911

5664


Сравним показатели на начало года - А1(955) ≥ П1(946);

А2(2842) ≥ П2(2562);

А3(356) ≥ П3(16);

А4(758) ≤ П4(1387)

и на конец года - А1(53) ≤ П1(758) - не соответствует;

А2(3123) ≥ П2(3120);

А3(398) ≥ П3(27);

А4(2090) ≥ П4(1759).

Из этих неравенств видно, что на начало года баланс организации был абсолютно ликвидным, но в конце года таковым уже не являлся.

. Проведём оценку платёжеспособности ООО «Сфера». Для этого рассчитаем следующие коэффициенты, результаты представим в таблице.

Таблица 6

Коэффициент

Формула

На начало года

На конец года

Коэффициент абсолютной ликвидности

(ДС + КФВ)/ТП

955/(946+2562)=0,27

53/(758+3120)=0,014 (≤ 0,2-0,25)

Коэффициент быстрой ликвидности

(ДС+КФВ+ДЗ)/ТП

(955+2842)/3508=1,1

(53+3123)/3878=0,8

Коэффициент текущей ликвидности

ТА/ТП

4153/3508= 1,2 (≤ 2)

2967/3878=0,8 (≤ 2)

Общий коэффициент ликвидности

2482,8/2231,8=1,11733,9/2326,1=0,75 (≤ 1)



 

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, что в начале года 27% обязательств может быть погашено предприятием в срочном порядке, к концу года только 1,4%. Это свидетельствует о дефиците денежных средств, т.е. организация не платёжеспособна.

. Проведём оценку финансовой устойчивости ООО «Сфера». Для начала рассчитаем: СОС на начало года = 1387-758 = 629 т.р. и

СОС на конец года = 1759-2090 = -331 т.р.

Теперь рассчитаем тип финансовой устойчивости:

на начало года - З(256) СОС(629);

на конец года - З(298) СОС(-331), не соответствует

З(298) СОС + ДЗС (-304), не соответствует

З(298) СОС + ДЗС + ККЗ (2258)

Отсюда видно, что ООО «Сфера» в начале года имеет абсолютную финансовую устойчивость (первый тип), а в конце года неустойчивое финансовое состояние (третий тип).

Теперь рассчитаем относительные показатели финансовой устойчивости, результаты занесём в таблицу.

 

Таблица 7

Коэффициент

Формула

На начало года

На конец года

Коэффициент обеспеченности текущих активов

СОС/ТА

629/4153=0,2

-331/2967=-0,1 (≤ 0,1)

Коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными сред.

СОС/Запасы

629/256=2,5

-331/298=-1,1 (≤ 1)

Коэффициент автономии

КР/ВБ

1387/4911 =0,28 (≤ 0,6)

1759/5664 =0,31 (≤ 0,6)

Коэффициент соотношения собственных и заёмных средств

ЗС/СС

3542/1387=2,6 (>1)

3905/1759=2,2(>1)

 

Из расчётов видно, что ООО «Сфера» на начало года достаточно обеспечена собственными оборотными средствами, к концу же года оборотные активы не покрывались собственными средствами. Значение коэффициента финансовой независимости ниже критической точки 0,6, что свидетельствует о неблагоприятной финансовой ситуации, т.е. собственникам принадлежат 31% в стоимости имущества.

Поскольку коэффициент текущей ликвидности не соответствует норме, рассчитаем коэффициент восстановления платёжеспособности:

 

=0,6 -

у ООО «Сфера» нет возможности восстановить свою платёжеспособность в ближайшие шесть месяцев.

. Оценим деловую активность ООО «Сфера». Для этого рассчитаем следующие коэффициенты, результаты занесём в таблицу.

Таблица 8

Коэффициент

Формула

Расчёт

Коэффициент оборачиваемости активов

Выручка от продаж / средняя стоимость активов

10838 / 5287,5=2,1

Продолжительность одного оборота

Продолжительность периода / коэффициент оборачиваемости

365 / 2,1 = 173,8

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

Выручка от продаж / средняя стоимость дебиторской задолженности

10838 /2982,5 = 3,6

Продолжительность одного оборота

Продолжительность периода / коэффициент оборачиваемости

365 / 3,6 = 101,4

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

Выручка от продаж / средняя стоимость кредиторской задолженности

10838 / 852 = 12,7

Продолжительность одного оборота

Продолжительность периода / коэффициент оборачиваемости

365 / 12,7 = 28,7

Коэффициент оборачиваемости запасов

Выручка от продаж / средняя стоимость запасов

10838 / 277 = 39,1

Продолжительность одного оборота

Продолжительность периода / коэффициент оборачиваемости

365 / 39,1 = 9,34

 

Из расчётов видим, что полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль, совершается 2,1 раза в год. Дебиторская задолженность превращается в денежные средства 3,6 раза за год. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности показывает, что предприятию требуется 12,7 оборотов для оплаты выставленных ей счетов. В среднем для оплаты кредиторской задолженности требуется 28,7 дней. Коэффициент оборачиваемости запасов отражает скорость реализации их, она равна 39,1. 5. Оценим рентабельность ООО «Сфера», для этого рассчитаем следующие коэффициенты и результаты занесём в таблицу.


Таблица 9

Коэффициент

Формула

Расчёт

Коэффициент рентабельности активов

чистая прибыль / средняя стоимость активов

206 / 5287,5 = 0,04

Коэффициент рентабельности продаж

чистая прибыль / чистая выручка от продажи

206 / 10838 = 0,02

Коэффициент рентабельности собственного капитала

чистая прибыль / средняя стоимость собственного капитала

206 / 1088,5 = 0,29


Коэффициент рентабельности активов показывает, что предприятию понадобилось 0,04 рубля, для получения 1 рубля прибыли. Коэффициент рентабельности продаж показывает, что предприятие получает 0,02 рубля прибыли с каждой единицей реализованной продукции. Коэффициент рентабельности собственного капитала показывает, что 0,29 рубля чистой прибыли заработал каждый рубль, вложенный собственниками компании.

Глава 3. Пути совершенствования финансовой устойчивости в малом бизнесе

Для эффективного функционирования предприятий малого бизнеса необходимо дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей их деятельность и учитывающей специфику малого предпринимательства. Совершенствование законодательной базы и правового регулирования предпринимательской деятельности через систему законов прямого действия позволит создать условия, способствующие свободе предпринимательства и устранению административного вмешательства в деятельность субъектов малого бизнеса. Предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, устранение административных барьеров, регламентация контролирующих функций государства, усиление государственной поддержки предпринимателей должны стать главными составляющими законотворческой деятельности государства, направленными на активизацию предпринимательской деятельности в России.

Государственная поддержка малого бизнеса направлена на снижение рискованности малого бизнеса. Государство поддерживает малый бизнес по следующим основным направлениям:

ü  Финансовая поддержка (формирование государственных программ обеспечивающих льготное кредитование малых предприятий, субсидии, налоговых и амортизационных льгот и т.д.);

ü  Материально-техническая поддержка (различные формы предоставления технологии и оборудования в аренду малого бизнеса, создание технопарков и т.д.);

ü  Консультативная и информационная поддержка (обеспечение доступа к техническим библиотекам, базам данных, оказание консультативных и правовых услуг, особенно по проблемам создания, управления, налогообложения и т.д.);

ü  Создание рыночной инфраструктуры (локальных ярмарок, рынков оборудования и технологий для малых фирм, рынков сбыта и т.д.).

Для улучшения финансовой устойчивости ООО «Сфера» необходимо финансовое планирование не только прибыли, но и других важных финансово-хозяйственных показателей. Оно обеспечивает возможность четкого понимания и анализа различных вариантов достижения поставленных целей с последующим выбором оптимального варианта по заданным критериям (прибыль, поступление денежных средств на счета предприятия, изменение структуры баланса). Финансовое планирование предназначено, во-первых, для определения будущего предприятия и его структур, во-вторых - для проектирования желаемых результатов деятельности предприятия, в третьих - для выбора методов и средств, определения последовательности действий в достижении желаемых результатов.

Финансовый план предприятия должен состоять из трех разделов: раздел 1 - «Доходы и поступления», раздел 2 - «Расходы и отчисления», раздел 3 - «Взаимоотношения с бюджетом». Для обеспечения финансовой устойчивости и эффективности бизнеса ключевым в финансовом планировании должен стать второй раздел финансового плана. Именно здесь отражается потребность в финансовых ресурсах для поддержания и развития бизнеса, финансовые ресурсы на прирост основных фондов, собственных оборотных средств, а также изменение социального пакета. Источниками для «закрытия» перечисленных проблем, финансирования потребностей организации в части поддержания и развития бизнеса являются фонд накопления, планируемое поступление амортизационных отчислений, кредиты банковские и коммерческие, отчисления в фонд потребления, прочие, в том числе и внешние источники, которые отражаются в первом разделе финансового плана.

Основными путями улучшения ликвидности компании являются:

·              увеличение собственного капитала,

·              продажа части постоянных активов,

·              сокращение сверхнормативных запасов,

·              совершенствование работы по взысканию дебиторской задолженности,

·              получение долгосрочного финансирования.

Прежде всего, предприятию ООО «Сфера» необходимо оптимизировать уровень складских запасов. Для этой цели нужно рассчитать то количество запасов, которое позволит с одной стороны функционировать компании без риска остановки в результате нехватки сырья, а с другой это должен быть минимальный уровень, чтобы "не замораживать" финансовые ресурсы. Излишние запасы можно перепродать.

Кроме того, предприятию необходимо наладить работу по взысканию дебиторской задолженности, которая позволит высвободить дополнительные денежные средства и тем самым повысить ликвидность. Для этого можно например ввести штрафные санкции для должников.

Предприятие может уменьшить дефицит денежных средств путем продажи неиспользуемых основных средств, либо же сдать их в аренду.

Привлечение дополнительных долгосрочных источников финансирования положительно сказывается на повышении ликвидности и финансовой устойчивости предприятия. Направление чистой прибыли на развитие предприятия, а также пополнение уставного капитала за счет дополнительных вкладов собственников поможет увеличить собственные средства компании, что также повысит ее ликвидность. Необходимо принимать меры по предотвращению снижения суммы собственного капитала. Для этого нужно постоянно следить за эффективностью использования заемных источников, задействованных в обороте предприятия, так как от этого во многом зависит изменение величины собственных средств предприятия.

Необходимо проводить работу по снижению себестоимости продукции, в т.ч. за счет дальнейшего повышения производительности труда, а также за счёт использования более дешёвых сырья и материалов. Снижение себестоимости позволит увеличить прибыль от продаж.

Необходимо повысить степень удовлетворения покупательского спроса, как по объему, так и по структуре. Это связано с расширением, обновлением ассортимента и продвижением на рынок принципиально новых для населения товаров и услуг.

Высвобождение свободных денежных средств также возможно за счёт сокращения персонала.

Заключение

 

Реформирование экономики России невозможно без развития малого бизнеса. Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.

В России основными критериями отнесения к малому бизнесу служит численность персонала предприятия и выручка.

Малое предпринимательство быстро адаптируется к условиям хозяйствования, обладает гибкостью и оперативностью в принятии решений. У малых предприятий более низкая потребность в первоначальном капитале, относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности и относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

Целью создания малого предприятия является решение региональных проблем при переходе к рыночным отношениям посредством создания производственной и социальной инфраструктуры, увеличения производства товаров народного потребления, повышения эффективности использования местных ресурсов природных и трудовых, ускорения разработок новых видов техники и технологии, решение экологических проблем.

Важными задачами малого бизнеса являются:

§  ускорение реструктуризации собственности, структурной перестройки экономики, реформирования предприятий;

§  содействие образованию эффективного собственника и появлению среднего по уровню материального благосостояния;

§  организация предпринимательской деятельности слоя населения как основы повышения эффективности экономики и социально-политической стабильности в обществе;

§  развитие конкуренции и преодоление отраслевого и регионального монополизма;

§  создание материальной основы для более полной занятости населения и сокращения числа безработных;

§  укрепление экономической базы местных органов власти;

§  развитие сельских населенных пунктов и небольших городских поселений и другие.

Основные проблемы малого бизнеса в России - это высокий уровень налогообложения, недоступность кредитных ресурсов и административные барьеры.

В России осуществляют деятельность 5 587 871 субъект малого и среднего предпринимательства.

Особенности финансового менеджмента в малом бизнесе следующие:

§  доступ на финансовый и денежный рынки для малых предприятий чрезвычайно затруднителен: об эмиссии акций в большинстве случаев речи быть не может, а получить кредит не удаётся из-за его дороговизны, рискованного финансового положения предприятия и отсутствия кредитной истории;

§  малое предприятие обычно не ставит перед собой цель максимизировать курс акций, показатель капитализации (суммарную курсовую стоимость акций) и уровень дивиденда.

§  в малом бизнесе иной набор, иной уровень и иная иерархия рисков, нежели в крупных компаниях.

Главным инструментом финансового анализа деятельности малого предприятия является коэффициентный метод, включающий в себя ряд показателей.

Для эффективного функционирования предприятий малого бизнеса необходимо дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей их деятельность и учитывающей специфику малого предпринимательства. Совершенствование законодательной базы и правового регулирования предпринимательской деятельности через систему законов прямого действия позволит создать условия, способствующие свободе предпринимательства и устранению административного вмешательства в деятельность субъектов малого бизнеса. Государственная поддержка малого бизнеса направлена на снижение рискованности малого бизнеса.

Для повышения финансовой устойчивости ООО «Сфера» возможно проведение следующих мероприятий: оптимизации уровня складских запасов, путём реализации излишков; налаживания работы по взысканию дебиторской задолженности, введением штрафные санкции для должников; уменьшения дефицита денежных средств путем продажи неиспользуемых основных средств, либо же сдачи их в аренду; привлечения дополнительных долгосрочных источников финансирования; пополнения уставного капитала за счет дополнительных вкладов собственников; проведения работ по снижению себестоимости продукции, в т.ч. за счет дальнейшего повышения производительности труда, а также за счёт использования более дешёвых сырья и материалов; повышение степени удовлетворения покупательского спроса, как по объему, так и по структуре.

 

Литература

 

1.      Гражданский кодекс Российской Федерации. - М: ООО «ТК Велби», 2009 г.

.        Федеральный закон РФ от 24.07.07 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

.        Ивашенцева Т.А., Гуслова Н.А. Экономика предприятия. Учебное пособие. - Новосибирск: НГАСУ, 2010 г.

.        Ковалёв В.В. Введение в финансовый менеджмент. - М.:Финансы и статистику, 2009 г.

.        Ковалёв В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2011 г.

.        Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. - М.: ИНФРА-М, 2010 г.

.        Малое предпринимательство / под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009 г.

.        Сайдуллаев Ф.С., Шестоперов А.М. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-июне 2010 года / Ежеквартальный информационно-аналитический доклад // www.nisse.ru

.        Соколова Н.А. Анализ ликвидности предприятия. / Бухгалтерский учёт. - 2010 г.

.        Филобокова Л.Ю. Методология системного подхода к управлению финансами в малом предпринимательстве / Финансовый менеджмент. - 2009 г.

.        Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / под ред. Е.С. Стояновой. - 6-е изд. - М.: Изд-во «Перспектива», 2009 г.

.        Финансовый менеджмент: учебное пособие / под ред. А.Н. Гаврилова. - 4-е изд., доп. и испр. - М.:КНОРУС, 2010 г.

.        Финансовый менеджмент: учебное пособие/ под ред. Проф. Е.И. Шохина. - М.: ИД ФБК - ПРЕСС, 2010 г.

.        Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии. - Ростов-на-Дону: Март, 2009 г.

.        Экономика предприятия (фирмы) / Под ред. О.И. Волкова. - М.: ИНФРА-М, 2011 г.

Похожие работы на - Роли и значение финансового менеджмента в малом бизнесе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!