Расходы на социальную сферу

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,03 Кб
  • Опубликовано:
    2013-02-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Расходы на социальную сферу

Введение

социальный расход бюджетный экономический

Российская Федерация в соответствии с Конституцией является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Имеет место нестабильность в экономике, остро ощущается дефицит федерального бюджета, практически не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, растет задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, остро проявляются тенденции неблагополучия, в том числе социальные девиации.

Сложившаяся ситуация требует принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности, что может быть достигнуто только путем реформирования общественной жизни, проведением грамотной и эффективной социальной политики государства. В силу непродуманности реформ под угрозой уже оказались не только интересы и потребности отдельных людей или наиболее ущемленных социальных групп, но и общества в целом.

Реформирование общественной жизни глубоко затрагивает не только механизм управления обществом, но и весь комплекс интересов личности, трудовых коллективов, классов, народностей, социальных и профессиональных групп и слоев населения. Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод, особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения.

Одна из главных задач социальной политики на современном этапе - социальная защита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике. Это предполагает поддержание баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; создание благоприятных условий для улучшения жилищных условий граждан; развитие сферы услуг для населения, удовлетворение его спроса на качество товаров и услуг; расширение материальной базы укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры. Также, важное место в политике государства принадлежит обеспечению социальной справедливости в обществе. Социальная справедливость должна конкретизироваться и дополняться системой социальной работы на местах.

Социальная политика и социальная работа взаимосвязаны и взаимообусловлены. С одной стороны, социальная работа представляет собой форму, способ реализации социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскрывается в социальной работе.

Актуальность курсовой работы.

И в настоящее время существует множество факторов, приводящих всю сферу социальной защиты населения в плачевное состояние, множество социальных проблем, которые должны решаться через систему «социальная политика - социальная работа». Все это делает актуальным и необходимым изучение социальной политики и социальной работы, чтобы развитие современной России было прогрессивным.

Основной целью работы является анализ существующих и разработка концептуальных подходов совершенствования расходов бюджета на социальную политику.

В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи:

рассмотреть экономическую сущность расходов бюджета на социальную политику;

показать состав и структуру расходов бюджета на социальную политику;

изучить нормативно-правовую базу, регулирующую бюджетное финансирование социальной политики;

провести анализ динамики расходов различных уровней бюджетной системы на социальную политику;

проанализировать состав и структуру расходов различных уровней бюджетной системы на социальную политику;

определить перспективы развития механизма бюджетного финансирования социальной политики из различных уровней.

Объект исследования - расходы бюджета на социальную политику.

Предмет исследования - анализ динамики и структуры расходов различных уровней бюджетной системы на социальную политику.

Курсовая работа состоит из аннотации, введения, двух глав, выводов и предложений и списка использованной литературы.

В первой главе изучены теоретические основы расходов бюджета на социальную политику. Раскрыта экономическая сущность, состав и структура расходов бюджета на социальную политику. Рассмотрена нормативно-правовая база, регулирующая бюджетное финансирование социальной политики.

Во второй практической главе автор проводит анализ механизмов бюджетного финансирования расходов на социальную политику на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Региональный уровень рассмотрен на примере Республики Татарстан. Муниципальный уровень - на примере Чистопольского муниципального района. А также определены перспективы развития механизма бюджетного финансирования социальной политики из различных уровней.

1. Теоретические основы расходов бюджета на социальную политику

.1 Экономическая сущность расходов бюджета на социальную политику

В самом обобщенном виде деятельность государства по удовлетворению социальных потребностей людей определяется как его социальная политика. Будучи предельно обобщенным понятием, концепт социальной политики допускает разные уровни конкретизации по набору субъектов, институтов и целей. Так, социальную политику можно определить как деятельность государства и других общественных институтов, направленную на прогрессивное развитие социальной сферы, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определенной части их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты. В демократическом государстве социальные цели формируются исходя из интересов институтов гражданского общества, и государственная социальная политика есть обобщенный вектор интересов различных социальных групп [18. С. 15].

Государство является субъектом социальной политики, которая представляет собой деятельность, направленную на управление социальным развитием общества, обеспечение удовлетворения материальных и духовных потребностей его членов и регулирование процессов социальной дифференциации общества.

Собственно социальная политика как целенаправленная деятельность по достижению социальных целей проводится государством только с появлением у него социальных функций, т.е. только тогда, когда государство берет на себя прямую ответственность и обязательства удовлетворения социальных потребностей граждан. В конкретном понимании социальной политики как целенаправленной деятельности государства по реализации его социальных функций необходимо констатировать, что социальная политика государства появляется только с возникновением у него специфических социальных функций. Привязка социальной политики к социальным функциям государства позволяет предположить, что развитие структуры социальных функций государства является основой структуризации его социальной политики. С эволюцией государства от его простейших форм к наиболее сложным происходит соответствующая трансформация социальной политики и ее структурных элементов.

Социальная политика, как и всякая телеологическая система, содержит в качестве элементов субъект, объект, субъектно-объектные отношения, цели и механизмы. Как система она также структурно иерархизована, обеспечивается ресурсами и имеет различные модальности (формы) проявления в зависимости от конкретного содержания субъектно-объектных отношений и ситуаций.

Реализация социальных функций государства осуществляется посредством социальных институтов на разных организационных уровнях. Это не обязательно должны быть государственные структуры. К субъектам социальной политики государства относятся компетентные государственные органы (или учреждения), формирующие социальное информационное и правовое поле, осуществляющие материальное обеспечение или представляющие натуральные виды помощи (социальные услуги) нуждающимся в них лицам в пределах утвержденных федеральных или территориальных гарантий [27. С. 118].

Роль государства заключается в обеспечении достижения соответствующего результата за счет самых различных механизмов. Для решения своих социальных задач государство задействует профсоюзы, институты гражданского общества, политические партии и корпорации, гуманитарные учреждения, фонды, ассоциации и другие негосударственные образования. Государственная социальная политика - это действия государства в социальной сфере, преследующие определенные цели, соотнесенные с конкретно-историческими обстоятельствами, подкрепленные необходимыми организационными и пропагандистскими усилиями, финансовыми ресурсами и рассчитанные на определенные социальные результаты [30. С. 210].

Определенная государством структура социальной политики складывается из основных направлений, копирующих систему его социальных функций, и механизмов реализации этих функций, в качестве которых могут выступать различные, и не только государственные, структуры, нормы и принципы. Например, институты и принципы трипартизма и социального партнерства, являясь важными механизмами, через которые реализуется целый ряд социальных функций социальной защиты, сглаживание социального неравенства, обеспечение занятости, предоставление социальных услуг и повышение благосостояния, не относятся к структурным элементам государства. Созданные и функционирующие как механизмы социальной политики, они обеспечивают решение поставленных государством задач. На этом примере видно, что социальная политика является не только обобщенной функцией государства, но и обобщенным механизмом его функционирования, реальным механизмом достижения социальных целей.

Социальная политика осуществляется государством не только исходя из определенных принципов и социальных целей, но и в соответствии с определенными экономическими, политическими и ситуативными условиями и в реальности является результирующей многих факторов. Социальная политика динамична, изменчива, подвержена конъюнктуре. Внешние условия реализации социальной политики могут существенно изменять ее на длительные периоды времени. Соответствующих исторических примеров можно привести множество. Самый яркий из них - это отказ большинства стран «всеобщего благоденствия» от провозглашенных принципов и целей достижения высокого уровня благосостояния для всех в результате несоответствия этой задачи экономическим возможностям.

Государство приобретает определенные качества только в результате появления новых правовых норм. Сегодняшние новации в области социального страхования будут определять уровень социальной защиты в течение длительного периода. Нарушение принципов солидарности поколений, подмена страхования возмещением ущерба, разрушение материальной базы здравоохранения в соответствии с требованиями социальной политики сегодняшнего дня неминуемо будут иметь негативные последствия в будущем [18. С. 21].

Таким образом, социальная политика - одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношении, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы. Целью социальной политики является повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни. Задачами социальной политики являются: распределение доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условий воспроизводства населения; ограничение масштабности абсолютной бедности и неравенства; обеспечение материальных источников существования тем, кто по независящим от них причинам ими не обладает; предоставление медицинских и образовательных услуг; расширение сети и улучшение качества транспортных услуг.

1.2 Состав и структура расходов бюджета на социальную политику

Наиболее крупные ассигнования из бюджетов по разделу «Социальная политика» выделяются на финансирование учреждений социального обеспечения, социальную помощь, пенсии военнослужащим и работникам правоохранительных органов. Из общей суммы бюджетных средств, выделяемых на социальную политику, большая часть - свыше 60% проходит через региональные (40%) и местные бюджеты (20%) [19. С. 490]. За счет средств федерального бюджета финансируются в основном пенсии военнослужащим и работникам правоохранительных органов, а также расходы на осуществление миграционной политики. За счет региональных бюджетов финансируются главным образом учреждения социального обеспечения, социальная помощь, прочие мероприятия в области социальной политики, пособия гражданам, имеющим детей.

Через местные бюджеты обеспечиваются в основном расходы на учреждения социального обеспечения, молодежную политику, на пособия гражданам, имеющим детей.

Из федерального бюджета финансируется выплата пенсий военнослужащим, компенсация Пенсионному фонду РФ расходов по выплате государственных пенсий и пособий, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет федерального бюджета. Важное место в расходах федерального бюджета на проведение социальной политики занимает финансирование федеральных программ «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Организация летнего отдыха детей» и др.

Большая роль в реализации социальной политики государства отводится территориальным органам власти. Территориальные органы власти несут ответственность за развитие социальной сферы на территории, осуществляют руководство учреждениями социальной сферы, находящимися в их ведении.

Большой объем бюджетных средств, направляемых на социальную защиту населения, проходит через региональные и местные бюджеты. Эти средства используются для строительства и содержания домов-интернатов для престарелых и инвалидов, на обеспечение инвалидов средствами передвижения, протезами, для их обучения и трудового устройства, оказания им санаторно-курортной помощи, на социальную помощь малоимущим, многодетным семьям, одиноким матерям, на проведение молодежной политики и др.

Наибольший объем средств территориальных бюджетов, направляемых на осуществление социальной политики, ассигнуется на содержание учреждений социального обеспечения и на социальную помощь населению. Эти средства используются на следующие цели:

социальная поддержка семей с несовершеннолетними детьми. В том числе на выплату пособий, доплат и компенсаций, на оказание натуральной помощи, организацию отдыха и досуга детей, на льготы, предоставляемые семьям с детьми;

социальная поддержка пожилых граждан. В том числе материальная поддержка, оказание социальной помощи, натуральная помощь;

социальная поддержка инвалидов (материальная помощь, предоставление льгот);

социальная поддержка молодежи. В том числе на укрепление здоровья, материальную помощь, мероприятия по молодежной политике, содействие занятости трудоустройству [19. С. 492].

В расходы бюджетов включаются следующие виды затрат:

содержание учреждений социального обеспечения и службы занятости;

содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов;

содержание учреждений по обучению инвалидов;

социальная помощь;

возмещение вреда инвалидам вследствие Чернобыльской и других радиационных катастроф;

программы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

средства, передаваемые Пенсионному фонду РФ на выплату пенсий и пособий военнослужащим в соответствии с законодательством РФ;

выплаты пособий и пенсий другим категориям граждан;

компенсационные выплаты женщинам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций;

финансирование кампаний и мероприятий по организации оздоровления детей и подростков;

субсидии из федерального бюджета на выплату базовой части трудовой пенсии за счет средств единого социального налога;

пенсии военнослужащим и членам их семей;

выплаты пособий и компенсаций военнослужащим и членам их семей;

расходы на обеспечение инвалидов транспортными средствами;

расходы на санаторно-курортное лечение ветеранов и инвалидов;

расходы на оплату проезда ветеранов и инвалидов;

оплата на установки телефона ветеранам и инвалидам;

прочие расходы социального характера.

Кроме бюджетных ресурсов, территориальные органы исполнительной власти используют для оказания материальной помощи этим слоям населения средства, мобилизуемые в региональные и местные внебюджетные фонды. За счет средств этих фондов решаются жилищно-коммунальные проблемы пенсионеров и малоимущих граждан, проведение оздоровительных кампаний для детей, мероприятий для молодежи и др.

Таким образом, наиболее крупные ассигнования из бюджетов по разделу «Социальная политика» выделяются на финансирование учреждений социального обеспечения, социальную помощь, пенсии военнослужащим и работникам правоохранительных органов. Из общей суммы бюджетных средств, выделяемых на социальную политику, большая часть - свыше 60% проходит через региональные (40%) и местные бюджеты (20%).

1.3 Нормативно-правовая база, регулирующая бюджетное финансирование социальной политики

В России право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией РФ и регламентировано законодательством РФ (ч. 1 ст. 7). Конституции РФ объявляет Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации социальные права человека закрепляются в ст. 38-41 и 43 Конституции РФ [1].

Так часть 1 ст. 39 перечисляет основания социального обеспечения. Часть 2 ст. 39 закрепляет важное правило о том, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно ч. 3 ст. 39 поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

В 1996 г. принят Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» [10]. Он устанавливает структуру и состав бюджетов всех уровней РФ.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее БК РФ) [2] устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и финансирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в стране, основания и виды ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

Правовой основой социальной политики также является Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. №122-ФЗ [8] и ряд других законов и законодательных актов.

В области трудовых отношений и оплаты труда был принят Федеральный Закон РФ от 09.01.1997 г. №6-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда» [12]. Он выражен в том, что работающие вправе претендовать на определенный месячный уровень вознаграждения за труд.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере занятости населения, является Закон Российской федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 1991 г., который в настоящее время действует в редакции Федерального закона от 20.04.1996 г. [9] и 21.07.1998 г. с последующими изменениями и дополнениями, внесенными в федеральный Закон от 25.12.2008 г. №287-ФЗ [17]. В Законе говорится о государственной политике в области содействия занятости населения, полномочиях федеральных органов власти с субъектов федерации. Закон закрепляет права граждан в области занятости, в частности, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу.

Среди нормативно-правовых актов регулирующих отношения в сфере занятости населения необходимо отметить ряд правовых норм касающихся обеспечения занятости граждан. Среди них Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» [4], «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [11], «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие аварии на Чернобыльской АЭС» [6] и другие.

Пенсионное законодательство насчитывает свыше 50 основных нормативных актов. Наиболее важным является Федеральный Закон «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 г., №1340 (с последующими изменениями и дополнениями) [5]; Федеральный Закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах Внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993 г. [7].

В области государственного социального страхования и здравоохранения выступает Федеральный Закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 г. №165-ФЗ [14], Федерального Закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 г. №125-ФЗ (с изменениями) [3] и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных актов. Страховое обеспечение по отдельным видам обязательного социального страхования является: оплата медицинским учреждениям расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи; пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца, пособие по временной нетрудоспособности, пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием, пособие по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет; пособие по безработице, пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, пособие по рождению ребенка; пособие на санаторно-курортное лечение, социальное пособие на погребение; оплата путевок на санаторно-курортное лечение. Обеспечение по обязательному социальному страхованию подразделяется на денежные выплаты, материальные блага и услуги. К денежным выплатам относятся пенсии и пособия. К благам и услугам относятся средства государственного социального страхования, направляемые на проведение оздоровительно-профилактических мероприятий.

В Российской Федерации реализуется долгосрочная государственная демографическая программа, основные направления которой определены в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. №1351. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. №170-р утвержден План мероприятий по реализации в 2008-2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142 - 143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет.

С 1 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [16], в соответствии с которым семья получает право на получение материнского капитала в размере 250 тыс. руб., а в 2009 году он составил 312 тыс. руб. В 2010 г. эта сумма составила 343278 руб. Введение этой беспрецедентной меры государственной поддержки, направлено на стимулирование рождаемости в стране, укрепление престижа института семьи.

В целях развития пенсионной системы и обязательного социального страхования приняты Федеральные законы от 24.07.2009 №212-Ф3 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхованию» и №213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»».

Указанными федеральными законами предусматривается переход к страховым принципам формирования доходов обязательного пенсионного, социального и медицинского страхования и установление определенного уровня страховых выплат застрахованным лицам, обеспечиваемого за счет поступления страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

На заседании Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции и подкомиссии по обеспечению устойчивого развития российской экономики Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции 30 марта 2010 г. 9 апреля 2010 г. была рассмотрена карта проекта «Поддержка социально незащищенных групп населения» по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (далее - карта проекта).

Таким образом, рассмотрев теоретические основы расходов бюджета на социальную политику, можно отметить следующее.

Социальная политика - одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношении, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы. Целью социальной политики является повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни. Задачами социальной политики являются: распределение доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условий воспроизводства населения; ограничение масштабности абсолютной бедности и неравенства; обеспечение материальных источников существования тем, кто по независящим от них причинам ими не обладает; предоставление медицинских и образовательных услуг; расширение сети и улучшение качества транспортных услуг; оздоровление окружающей среды.

Наиболее крупные ассигнования из бюджетов по разделу «Социальная политика» выделяются на финансирование учреждений социального обеспечения, социальную помощь, пенсии военнослужащим и работникам правоохранительных органов. Из общей суммы бюджетных средств, выделяемых на социальную политику, большая часть - свыше 60% проходит через региональные (40%) и местные бюджеты (20%).

Основными нормативно-правовыми актами в области социальной политики являются Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации», Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. №122-ФЗ и ряд других законов и законодательных актов.

2. Анализ действующей системы бюджетных расходов из различных уровней на социальную политику

.1 Анализ динамики расходов различных уровней бюджетной системы на социальную политику

Проведем анализ динамики расходов федерального бюджета на социальную политику за 2008-2010 гг. Расходы по разделу «Социальная политика» на первый взгляд представляются одними из самых высоких по темпам роста, но этот рост определяют расходы, которые предназначены исключительно для повышения пенсий и улучшения социального обслуживания военных и приравненных к ним категорий работников, которые по справедливости следует отнести к расходам на оборону и безопасность. Это наглядно иллюстрирует структура расходов по разделу «Социальная политика» и темпы их роста в 2008-2010 годах, представленная в таблице 1.

Таблица 1. Расходы федерального бюджета Российской Федерации по разделу «Социальная политика» за 2008-2010 гг. [37]

Расходы на социальную политику

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Общий объем ассигнований (млрд. руб.)

273,0

362,4

427,5

Рост к уровню предыдущего года (%)

126,6

132,7

118,0

Удельный вес в общих расходах федерального бюджета (%)

4,2

5,0

5,3


Из таблицы 1 видно, что ежегодно общий объем ассигнований по разделу «Социальная политика» возрастает согласно бюджетному посланию президента РФ и бюджетной политике на среднесрочную перспективу. Так в 2009 г. - 89,4 млрд. руб. относительно 2008 г., в 2010 г. - 65,1 млрд. руб. относительно 2009 г.

В 2009 г. удельный вес расходов на социальную политику в общих расходах федерального бюджета составил 5,0% (рост 0,8% относительно 2008 г.); в 2010 г. - 5,3% (рост 0,3% относительно 2009 г.) Всего за период 2008-2010 гг. рост составил 1,4% (с 1,1% в 2008 г. до 5,3% в 2010 г.).

Представим динамику расходов федерального бюджета Российской федерации по разделу «Социальная политика» за 2008-2009 гг. на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика расходов федерального бюджета Российской Федерации по разделу «Социальная политика» за 2008-2010 гг., млрд. руб.

По данным рисунка 1 видно, что в целом за период 2008-2010 гг. расходы федерального бюджета на социальную политику выросли на 212 млрд. руб., т.е. почти в 2 раза. Существенное увеличение ассигнований по данному разделу связано с ростом денежного довольствия военнослужащих, в соответствии с которым рассчитывается пенсионное обеспечение указанных лиц, а также индексацией ежемесячного пожизненного содержания судей по уровню роста потребительских цен.

Проведем анализ динамики расходов регионального бюджета на социальную политику за 2008-2010 гг. (на примере Республики Татарстан). Данные представлены в таблице 2.

Расходы республиканского бюджета на социальную политику имеют такую же тенденции к ежегодному росту, как и расходы федерального бюджета Российской Федерации.

Расходы республиканского бюджета по разделу «Социальная политика» за анализируемый период ежегодно увеличиваются согласно бюджетному посланию Президента РФ на 2008-2010 гг. и бюджетной политике на среднесрочную перспективу.

Таблица 2. Расходы бюджета Республики Татарстан по разделу «Социальная политика» за 2008-2010 гг. [35]

Расходы на социальную политику

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Общий объем ассигнований (млн. руб.)

10 213 530,3

12 882 367,7

13 821 037,4

Рост к уровню предыдущего года (%)

157,6

126,1

107,3

Общие расходы бюджета РТ, тыс. руб.

119 372 932,8

99 748 353,0

100 006 245,0

Удельный вес в общих расходах республиканского бюджета (%)

8,6

12,9

13,8


В 2009 г. расходы бюджета Республики Татарстан по разделу «Социальная политика» выросли на 2668837,4 млн. руб. относительно 2008 г.; в 2010 г. на 938669,7 млн. руб. против 2009 г.

Наибольший рост расходов бюджета Республики Татарстан на социальную политику произошел в кризисный 2008 г. (более чем в 1,5 раза).

Однако если анализировать удельный вес расходов республиканского бюджета на социальную политику в общих расходах бюджета Республики Татарстан, то ситуация здесь не однозначная. Представим динамику расходов бюджета Республики Татарстан по разделу «Социальная политика» за 2008-2010 гг. на рисунке 2.

Рис. 2. Динамика расходов бюджета Республики Татарстан по разделу «Социальная политика» за 2008-2010 гг., млн. руб. [35]

Согласно рис. 2 расходы республиканского бюджета по разделу «Социальная политика» в 2008 г. выросли на 57,6% относительно 2007 г., в 2009 г. - на 26,1% по сравнению с 2008 г., в 2010 г. - на 7,3% против 2009 г. В целом же рост расходов бюджета Республики Татарстан за анализируемый период составил 7341855 млн. руб. (рост более чем в 2 раза). Удельный вес расходов республиканского бюджета по разделу «Социальная политика» в общих расходах за 2007-2010 гг. вырос на 3,4% и составил 13,8%.

Проведем анализ динамики расходов местного бюджета на социальную политику на примере Чистопольского муниципального района за 2008-2010 гг. (см. таблицу 3).

Для анализа расходов бюджета Чистопольского муниципального района на социальную политику рассмотрим расходы муниципалитета на социальную сферу в целом. Социальная сфера - это совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. К социальной сфере относится, прежде всего, сфера услуг (образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, физическая культура, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь).

Представим динамику расходов на социальную сферу на примере бюджета Чистопольского муниципального района за 2008-2010 гг. в таблице 3.

Таблица 3. Расходы бюджета Чистопольского муниципального района на социальную сферу за 2008-2010 гг., млн. руб. [35]

Статьи расходов

2008 год (факт)

Доля в общих расходах, %

2009 год (факт)

Доля в общих расходах, %

2010

Доля в общих расходах, %

Социальная политика

66148,35

8,82

33007,70

5,58

9635

1,71

Всего расходов

749936,59

100,00

591533,10

100,00

562916,5

100,00


Анализируя таблицу 3, можно сказать, что расходы на социальную сферу в бюджете Чистопольского муниципального района наметили тенденцию к уменьшению. Если в 2008 г. они составляли 67,21% в общих расходах бюджета, то уже к 2009 - 51,19%, а к 2010 г. - 64,91%. Основной причиной снижения расходов на социальную сферу в бюджете Чистопольского муниципального района можно назвать разразившийся мировой финансовый кризис: нехватка бюджетных средств на реализацию социальной политики, поскольку бюджет муниципалитета на 70% дотационный.

Наибольшую часть расходов бюджета Чистопольского муниципального района за 2008-2010 гг. составляют ассигнования, направленные на финансирование образования: 67,13% от всех расходов на социальную сферу в 2008 г., 85,23% - в 2009 г., 90,08% - в 2010 г.

Расходы на социальную политику одни из самых низких в анализируемом периоде. В 2008 г. они составили 66148,35 млн. руб., в 2009 г. - 33007,70 млн. руб., в 2010 г. - 9635 млн. руб.

Наметилась тенденция к снижению удельного веса расходов на социальную политику в общих расходах муниципалитета на социальную сферу. Если в 2008 г. удельный вес в общих расходах составлял 8,82%, то в 2009 г. - 5,58%, а в 2010 г. - всего 1,71%.

Таким образом, ежегодно общий объем ассигнований по разделу «Социальная политика» возрастает. В целом за период 2008-2010 гг. расходы федерального бюджета на социальную политику выросли на 212 млн. руб., т.е. почти в 2 раза. Общий объем ассигнований республиканского бюджета, также как и федерального бюджета, как средство антикризисных мероприятий правительства РФ, по разделу «Социальная политика» возрастает. В целом за период 2008-2010 гг. расходы республиканского бюджета на социальную политику выросли на 7341855 млн. руб., т.е. в 2,13 раза. Расходы муниципалитета на социальную политику одни из самых низких в расходах на социальную сферу за анализируемый период. Наметилась тенденция к снижению удельного веса расходов на социальную политику в общих расходах муниципалитета на социальную сферу в связи с нехваткой бюджетных средств, поскольку доходы бюджета Чистопольского муниципального района за анализируемый период значительно снизились. Кроме того снизились и дотации бюджетов вышестоящих уровней, а бюджет Чистопольского муниципального района на 70% дотационный.

2.2 Анализ состава и структуры расходов различных уровней бюджетной системы на социальную политику

Проанализируем структуру расходов федерального бюджета Российской Федерации по разделу «Социальная политика» за 2008-2010 гг. Данные представим в таблице 4.

Таблица 4. Структура расходов федерального бюджета Российской Федерации по разделу «Социальная политика» за 2008-2010 гг., в % [37]

Подразделы

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Пенсионное обеспечение

67,1

67,6

68,6

Социальное обслуживание населения

1,5

1,2

1,1

Социальное обеспечение населения

30,0

30,1

29,3

Охрана семьи, материнства и детства

0,9

0,7

0,6

Прикладные научные исследования в области социальной политики

0,05

0,04

0,03

Другие вопросы в области социальной политики

0,5

0,4

0,4


Из таблицы 4 видно, что в целом структура расходов на социальную политику стабильна год от года. Основными в расходах федерального бюджета на социальную политику являются расходы на пенсионное обеспечение. Так в 2008 году они составили 67,1% от всех расходов на социальную политику, в 2009 г. - 67,6%, в 2010 г. - 68,6%. Основной объем ассигнований направляется на пенсии военнослужащим и лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению и пожизненное содержание судей.

На втором месте идут расходы по подразделу социальное обеспечение населения. В 2008 г. они составили 30% от всех расходов федерального бюджета на социальную политику, в 2009 г. - 30,1%, в 2010 г. - 29,3%.

В сумме расходы на подразделы пенсионное обеспечение и социальное обеспечение населения за анализируемый период составляют 97,1-97,9% от всех расходов федерального бюджета на социальную политику.

Проанализируем структуру расходов регионального бюджета на примере Республики Татарстан по разделу «Социальная политика» за 2007-2010 гг.

Наибольшими в расходах республиканского бюджета на социальную политику составляют расходы по подразделу «Социальное обеспечение населения» (свыше 70% всех расходов республиканского бюджета на социальную политику).

Таблица 5. Структура расходов бюджета Республики Татарстан по разделу «Социальная политика» за 2008-2010 гг. [35]

Подразделы

2008 г.

2009 г.

2010 г.


млн. руб.

Уд. вес, %

млн. руб.

Уд. вес, %

млн. руб.

Уд. вес, %

Пенсионное обеспечение

197 391,3

1,9

230 600,0

1,8

250 996,0

1,8

Социальное обслуживание населения

912 366,3

8,9

2 106 780,9

16,4

2 289 873,2

16,6

Социальное обеспечение населения

7 546 443,9

73,9

9 525 790,5

73,9

10 158 297,1

73,5

Охрана семьи и детства

747 367,5

7,3

630 919,6

4,9

682 875,1

4,9

Другие вопросы в области социальной политики

809 961,3

7,9

388 276,7

3,0

438 996,0

3,2

Всего

10 213 530,3

100

12 882 367,7

100

13 821 037,4

100


Наибольшими в расходах республиканского бюджета на социальную политику составляют расходы по подразделу «Социальное обеспечение населения» (свыше 70% всех расходов республиканского бюджета на социальную политику). Далее идут расходы по подразделам «Социальное обслуживание населения» и «Охрана семьи и детства» (около 20% всех расходов республиканского бюджета на социальную политику).

Проанализируем структуру расходов местного бюджета (на примере Чистопольского муниципального района) на социальную политику в динамике 2008-2010 гг., представленную в таблице 6.

Таблица 6. Структура расходов бюджета Чистопольского муниципального района на социальную политику за 2008-2010 гг. [35]


2008 г.

2009 г.

2010 г.

Подразделы

млн. руб.

Уд.вес, %

млн. руб.

Уд.вес, %

млн. руб.

Уд.вес, %

Субсидии на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности (средства РФ)

3307,42

5,0

990,23

341,19

3,5

Субсидии на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности (средства РТ)

3968,90

6,0

1650,39

5,0

471,19

4,9

Субсидии на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности (средства РФ)

4630,38

7,0

1980,46

6,0

578,03

6,0

Субсидии на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности (средства РТ)

6614,84

10,0

2640,62

8,0

798,32

8,3

Оказание других видов социальной помощи

46303,85

70,0

24755,78

75,0

6998,08

72,6

Мероприятия в области социальной политики

1322,97

2,0

990,23

3,0

448,19

4,7

Всего расходов

66148,35

100

33007,70

100

9635

100


Анализируя данные таблицы 6 следует отметить, что все расходы бюджета муниципалитета на подразделы социальной политики ежегодно снижаются в анализируемом периоде.

Наибольшими расходами являются расходы на подраздел «Оказание социальной помощи» (свыше 70% от всех расходов муниципалитета на социальную политику). Наименьшие - приходятся на подраздел «Мероприятия в области социальной политики» (около 5% от всех расходов муниципалитета на социальную политику).

Таким образом, основными в расходах федерального бюджета на социальную политику являются расходы на пенсионное обеспечение. В расходах республиканского бюджета на социальную политику наибольшим являются расходы по подразделу «Социальное обеспечение населения» (свыше 70% всех расходов республиканского бюджета на социальную политику). В бюджете муниципалитета - расходы на подраздел «Оказание социальной помощи» (свыше 70% от всех расходов муниципалитета на социальную политику).

2.3 Перспективы развития механизма бюджетного финансирования социальной политики из различных уровней

Несмотря на признаки восстановления экономики и стабилизации собственной доходной базы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, исполнение их расходных обязательств в значительной степени зависит от финансовой помощи из федерального бюджета.

Регионам делегируются ресурсы и властные полномочия для гарантирования населению социальных благ (потребительская корзина, душевой и семейный доход и т.п.), которые они используют в соответствии с имеющимися социально-экономическими возможностями, постепенно наращивают средства на социальные нужды, улучшают «качество жизни» своих членов, предоставляя им возможности для зарабатывания средств на удовлетворение социальных потребностей.

Органически объединить деятельность федеральных органов с самодеятельностью мест таким образом, чтобы последние принимали разработки первых и включались в осуществление программ центра.

В связи с этим в федеральном проекте, например, научно-технического возрождения регионов, полезно обеспечить не только основные направления его развертывания, но и механизм реализации:

а) местные органы власти как субъекты политики активно участвуют в обсуждении и разработке проекта, сами планируют строительство научно-хозяйственных комплексов, развивают местную промышленность, инфраструктуру, привлекают коммерческие структуры, иностранные инвестиции наряду с федеральными органами;

б) акцент делается на самофинансировании и самоуправлении, что позволяет местным органам вступать в прямой контакт с большой наукой, новым техническим пространством и постепенно избавляться от комплекса провинциальности, формировать современную управленческую культуру и конструктивный стиль мышления, что загружает регион реальной и перспективной работой, уменьшает недоверие к центру;

в) особенности реализации политики в регионах - направленность на ликвидацию монополизма, на развитие средних и мелких предприятий с высокой специализацией наукоемких отраслей, контактных производственных единиц, не требующих больших территорий, площадей, крупных энергоресурсов, меньше загрязняющих окружающую среду и наиболее отвечающих встревоженному сегодня в экологическом отношении общественному мнению;

г) посредством средних и мелких предприятий опора на современную организационно-управленческую структуру, достижение большей мобильности в управлении ресурсами, следовательно, оздоровление в перспективе консервативной системы управления в регионах, наращивание ее наукоемких источников, вызывающих существенные сдвиги в инновационном режиме управления;

д) центр тяжести переносится на научные исследования, развитие информационных систем, подготовку кадров, воплощение в социальной инфраструктуре современных идей градостроительства, сочетание архитектурных проектов с окружающей природной средой, с местными традициями, бытовыми и национальными особенностями;

е) возникающие «технополисы», поддерживая в первое время непосредственную связь с фундаментальной наукой, преимущественно ориентируются на прикладные исследования, добиваясь быстрого внедрения новых технологий в производство.

Федеральное правительство осуществляет косвенное финансирование ускорения научно-технического развития и в регионах посредством разработки научно-технического проекта, осуществления налоговых, кредитных льгот и приоритетов, поощрения предпринимательской деятельности, более полного использования внутренних ресурсов территорий.

Специальная финансовая помощь оказывается средним и мелким фирмам, участвующим в реализации проекта. Центральным банком по специальной программе предоставляются льготные кредиты предприятиям, центрам, содействующим развитию «технополиса».

Правительство осуществляет прямое субсидирование местных органов самоуправления, активно наращивающих интеллектуальный потенциал регионов, развивающих научно-технические и гуманитарные центры региональных исследований и прогрессивные разработки [27. С. 235].

Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации являются инструментом решения общегосударственных задач на региональном уровне и способствуют повышению эффективности использования бюджетных ресурсов. Однако, учитывая ограниченные возможности федерального бюджета, предусматривается сокращение перечня и объемов финансовой помощи, предоставляемой в данной форме, тем более что их количество является чрезмерным - 69 видов в 2010 году.

Действующая система разграничения полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями требует дальнейшего совершенствования в целях повышения эффективности осуществления соответствующих полномочий.

В целях укрепления доходной базы региональных и местных бюджетов планируются изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые будут направлены на совершенствование порядка взимания федеральных, региональных и местных налогов, зачисляемых в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, а также отмене установленных федеральным законодательством льгот и изъятий из объектов налогообложения по региональным и местным налогам. Предполагаемые изменения налогового законодательства в этом направлении приведут к увеличению поступлений доходов от налога на имущество организаций и земельного налога в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, которые, по оценке Министерства финансов Российской Федерации, составят к 2013 году 122,5 и 1,3 млрд. рублей соответственно.

Целесообразно расширить права регионов в части установления по единым принципам для отдельных типов муниципальных образований нормативов отчислений в местные бюджеты от налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Приоритетом бюджетной политики Российской Федерации в сфере взаимодействия с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями остается необходимость внедрения передовых технологий в практику управления бюджетным процессом, обеспечивающих эффективное и качественное предоставление бюджетных услуг [28. С. 164].

В рамках системы оценки качества управления бюджетным процессом в субъектах Российской Федерации необходима разработка и включение в бюджетное законодательство действенных мер воздействия к субъектам Российской Федерации, демонстрирующим ненадлежащее качество управления, а также меры поощрения к субъектам Российской Федерации, получающим высокую оценку.

Кроме того, в целях повышения ответственности региональных властей за эффективное использование финансовой помощи, обеспечение безусловного и качественного выполнения закрепленных за ними обязательств предлагается заключение соглашений с субъектами Российской Федерации, предусматривающих меры по ненаращиванию кредиторской задолженности, ограничению необоснованного роста расходных обязательств, включая расходы на содержание органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В результате налоговых и бюджетных новаций последних двух лет доходы местного самоуправления снова уменьшились. Органы местного самоуправления выполняют огромный объем как собственных, так и возложенных на них федерацией и регионами задач, без четкого разграничения ответственности и без достаточного количества средств. Причиной создавшегося негативного положения в социальной сфере является неэффективное в ряде случаев использование имеющихся финансовых средств.

Финансовые проблемы местного самоуправления не исчерпываются общим недостатком финансовых ресурсов, обусловленным отчасти вертикальной несбалансированностью бюджетной системы, отчасти слабой активностью местных властей в проведении реформ. Не менее серьезная проблема - количественное несоответствие муниципальных доходов и расходов. Слабое наполнение финансовыми ресурсами приводит местные бюджеты в целом к ухудшению финансирования социальной сферы муниципальных образований. Поэтому существующее положение требует от муниципальных образований поиска принципиально иных источников финансирования. Если уровень текущих муниципальных расходов определяется величиной текущих доходов, то привлечение заемных ресурсов позволяет органам местного самоуправления перейти к целевому планированию расходов - принимать новые муниципальные программы и финансировать их за счет займов. Такой подход представляется справедливым: поскольку использование займов дает возможность не только в короткие сроки обеспечить финансирование проектов, но и равномерно распределить бремя расходов между всеми поколениями жителей, пользующихся созданной инфраструктурой. Также необходимо увеличение доходной базы местных бюджетов путем закрепления за ними собственных налоговых доходов.

Ограниченность инвестиций, осуществляемых за счет федерального, региональных бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, которые в последние годы направляются в социальную сферу, стали одной из главных причин, сдерживающих строительство и реконструкцию объектов образования, здравоохранения; культуры, науки, а также внедрение в эти отрасли экономики современного, прогрессивного оборудования.

Отсюда очевидны два главных направления укрепления; местного самоуправления: добиться демократического формирования и функционирования местной власти на всей территории страны, а также четко определить полномочия муниципалитетов, отделив их от полномочий других уровней власти, с одновременной передачей им необходимого объема средств [31. С. 54].

Наиболее важными направлениями рационализации механизма бюджетного финансирования являются:

) внедрение рыночных механизмов оказания социальных услуг за счет сокращения экстенсивного сметного финансирования организаций социальной сферы и перехода к приобретению государством социальных услуг на основе целевого финансирования или социального заказа;

) совершенствование сети организаций, оказывающих социальные услуги;

) совершенствование самого механизма (форм и методов) финансирования данных организаций.

Совершенствование системы государственных социальных выплат, безусловно, необходимо проводить в направлении увеличения государственных пенсий, пособий, стипендий, чтобы довести указанные трансферты хотя бы до уровня научно обоснованного прожиточного минимума. Но указанные мероприятия автор считает целесообразным начать не с повышения непосредственно пенсий, а с поступательного роста минимальной заработной платы. Рост оплаты труда - многофазный перераспределительный процесс. Увеличение расходов бюджета влечет за собой и увеличение доходов бюджетной системы, что позволяет увеличивать выплаты. Следствием данного процесса будет увеличение базы налогообложения налога на доходы физических лиц, которые являются основными источниками финансирования социальных услуг. Рост же социальных выплат - однофазный процесс, т.е. это лишь финальная часть многофазного процесса. Социальные государственные выплаты не подлежат налогообложению, следовательно, их увеличение не приводит к росту доходов бюджета и внебюджетных фондов [25. С. 22].

Таким образом, ежегодно общий объем ассигнований по разделу «Социальная политика» возрастает. В целом за период 2008-2010 гг. расходы федерального бюджета на социальную политику выросли на 212 млн. руб., т.е. почти в 2 раза. Общий объем ассигнований республиканского бюджета, также как и федерального бюджета, как средство антикризисных мероприятий правительства РФ, по разделу «Социальная политика» возрастает. В целом за период 2008-2010 гг. расходы республиканского бюджета на социальную политику выросли на 7341855 млн. руб., т.е. в 2,13 раза. Расходы муниципалитета на социальную политику одни из самых низких в расходах на социальную сферу за анализируемый период. Наметилась тенденция к снижению удельного веса расходов на социальную политику в общих расходах муниципалитета на социальную сферу в связи с нехваткой бюджетных средств, поскольку доходы бюджета Чистопольского муниципального района за анализируемый период значительно снизились. Кроме того снизились и дотации бюджетов вышестоящих уровней, а бюджет Чистопольского муниципального района на 70% дотационный.

Наиболее важными направлениями рационализации механизма бюджетного финансирования являются:

) внедрение рыночных механизмов оказания социальных услуг за счет сокращения экстенсивного сметного финансирования организаций социальной сферы и перехода к приобретению государством социальных услуг на основе целевого финансирования или социального заказа;

) совершенствование сети организаций, оказывающих социальные услуги;

) совершенствование самого механизма (форм и методов) финансирования данных организаций.

Выводы и предложения

Социальная политика - одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношении, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы. Целью социальной политики является повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни. Задачами социальной политики являются: распределение доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условий воспроизводства населения; ограничение масштабности абсолютной бедности и неравенства; обеспечение материальных источников существования тем, кто по независящим от них причинам ими не обладает; предоставление медицинских и образовательных услуг; расширение сети и улучшение качества транспортных услуг; оздоровление окружающей среды.

Наиболее крупные ассигнования из бюджетов по разделу «Социальная политика» выделяются на финансирование учреждений социального обеспечения, социальную помощь, пенсии военнослужащим и работникам правоохранительных органов. Из общей суммы бюджетных средств, выделяемых на социальную политику, большая часть - свыше 60% проходит через региональные (40%) и местные бюджеты (20%).

Нормативно-правовая база, регулирующая расходы бюджета на социальную политику, довольно обширна. Основными нормативно-правовыми актами в области социальной политики являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления, Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации», Бюджетный кодекс Российской Федерации. Также правовой основой социальной политики является Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. №122-ФЗ и ряд других законов и законодательных актов.

Ежегодно общий объем ассигнований по разделу «Социальная политика» возрастает. В целом за период 2007-2010 гг. расходы федерального бюджета на социальную политику выросли на 212 млрд. руб., т.е. почти в 2 раза.

В 2009 г. рост расходов федерального бюджета на социальную политику составил 89,4 млрд. руб. относительно 2008 г., в 2010 г. - 65,1 млрд. руб. относительно 2009 г. В 2009 г. удельный вес расходов на социальную политику в общих расходах федерального бюджета составил 5,0% (рост 0,8% относительно 2008 г.); в 2010 г. - 5,3% (рост 0,3% относительно 2009 г.) Всего за период 2007-2010 гг. рост составил 1,4% (с 3,9% в 2007 г. до 5,3% в 2010 г.).

Основными в расходах федерального бюджета на социальную политику являются расходы на пенсионное обеспечение и расходы на социальное обеспечение населения.

Ежегодно общий объем ассигнований республиканского бюджета, также как и федерального бюджета, по разделу «Социальная политика» возрастает. В 2009 г. расходы республиканского бюджета на социальную политику выросли на 2668837,4 тыс. руб. относительно 2008 г.; в 2010 г. на 938669,7 тыс. руб. против 2009 г. Наибольший рост расходов бюджета Республики Татарстан на социальную политику произошел в кризисный 2008 г. (более чем в 1,5 раза).

Основными в расходах республиканского бюджета на социальную политику являются расходы на социальное обеспечение населения и расходы на социальное обслуживание населения.

Расходы муниципалитета на социальную политику одни из самых низких в расходах на социальную сферу за анализируемый период. Наметилась тенденция к снижению удельного веса расходов на социальную политику в общих расходах муниципалитета на социальную сферу. В 2008 г. они составили 66148,35 тыс. руб., в 2009 г. - 33007,70 тыс. руб., в 2010 г. - 9635 тыс. руб. Наметилась тенденция к снижению удельного веса расходов на социальную политику в общих расходах муниципалитета на социальную сферу. Если в 2008 г. удельный вес в общих расходах составлял 8,82%, то в 2009 г. - 5,58%, а в 2010 г. - всего 1,71%.

Все расходы бюджета муниципалитета на подразделы социальной политики ежегодно снижаются в анализируемом периоде. За 2008-2010 гг. расходы бюджета Чистопольского муниципального района на социальную политику снизились почти в 7 раз.

В области социального обеспечения необходимо создать условия для выполнения социальных обязательств государства с одновременным повышением адресности предоставления социальной помощи.

Наиболее важными направлениями рационализации механизма бюджетного финансирования являются:

) внедрение рыночных механизмов оказания социальных услуг за счет сокращения экстенсивного сметного финансирования организаций социальной сферы и перехода к приобретению государством социальных услуг на основе целевого финансирования или социального заказа;

) совершенствование сети организаций, оказывающих социальные услуги;

) совершенствование самого механизма (форм и методов) финансирования данных организаций.


Список использованной литературы

Нормативно-правовые материалы

.     Конституция Российской Федерации / Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993 // Российская газета. - 1994. - 25 декабря (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ и от 30.12.2008 №7-ФКЗ).

2.      Бюджетный Кодекс Российской Федерации / Федеральный закон Российской Федерации от 31.07.1998 г. // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №31. - Ст. 3828.

.        Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ (в ред. от 22.12.2005) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание Законодательства Российской Федерации. - №31. - 1998. - Ст. 3803.

4.   Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ (ред. от 29.12.2001) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 1995. - №48. - ст. 4563; 2001. - №24. - ст. 2410.

.     Федеральный закон от 20 ноября 1990 г. №340-1-ФЗ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 2000. - №45. - Ст. 4400, 4402.

6.      Федеральный закон от 18 июня 1992 г. №3061-1-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Собрание Законодательства Российской Федерации. -1999. - №28. - Ст. 3460.

.        Федеральный закон от 12 февраля 1993 г. №4468-1-ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 2001. - №47. - Ст. 1648.

.        Федеральный закон от 2 августа 1995 г. №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 1995. - №32. - Ст. 3198.

.        Федеральный закон от 20 апреля 1996 г. №36-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 1996. - №17. - Ст. 1915.

.        Федеральный закон от 15 августа 1996 г. №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 1996. - №34. - Ст. 4030 (с последующими изменениями и дополнениями).

.        Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание Законодательства Российской Федерации. -1996. - №52. - Ст. 5880.

.        Федеральный закон от 9 января 1997 года №6-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда» // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 1997. - N3. - Ст. 350.

.        Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. №126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 1997. - №39. - Ст. 4464; 1999. - №28. - Ст. 3482.

.        Федеральный закон от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 1999. - №29. - Ст. 3686.

.        Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 2003. - №40. - Ст. 3822.

.        Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 2007. - №1 (ч. 1). - Ст. 19.

.        Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №287-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»» // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 2008. - №52. Ч. I. - Ст. 6242.

Специальная литература

.     Ахинов, Г.А, Калашников, С.В. Социальная политика: теория и практика. - М.: Экономика, 2010. - 284 с.

19.    Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Г.Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 703 с.

.        Ворона, М.А. Красиво жить не запретишь…: социальное благополучие как медийный конструкт. // Журнал исследований социальной политики. - 2010. - Т. 8. - №2. - С. 281-285.

.        Ковешников, Е.М. Конституционное право Российской Федерации: Краткий курс лекций. 2-е изд. - М.: Интер, 2008. - 186 с.

.        Комментарий к Конституции Российской Федерации // Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 264 с.

.        Мартынов А. Экономическая и социальная политика «Общество и экономика» 2007 г. №2. - С. 63 - 64.

.        Плющ, В. Основные факторы изменения моделей рождаемости и их учет в социальной политике // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2008. - Т.11. - №2. - С. 136-152.

.        Понизов В. Приоритеты социальной политики определены // Человек и труд. - 2008. - №5. - С. 22-25.

.        Права человека в истории человечества и в современном мире // Под ред. Е.А. Лукашевой. - М.: Кнорус, 2010. - 498 с.

.        Социальная политика, парадигмы и приоритеты. / Под ред. В.И. Жукова. М.: МГСУ «Союз», 2006. - 432 с.

.        Социальная политика. / Под общей редакцией Н.А. Волгина. - М.: Экзамен, 2007. - 512 с.

.        Фрёлих, К. Балансирование на грани: российские НГО по работе с инвалидами между иностранными спонсорами и внутренней политикой // Журнал исследований социальной политики. - 2010. - №2. - С. 165-184.

.        Холостова Е.И. Социальная политика. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 480 с.

.        Шаронов А. О некоторых аспектах социальной политики // Экономист. - 2005. - №8. - С. 54-56.

.        Шаронов А. Эволюция социальной политики «Общество и экономика» 2007 г. №7. - С. 95 - 97

.        Ярская-Смирнова, Е.Р., Ворона, М.А. Национальные проекты и реформы: модернизация социальной политики // Журнал исследований социальной политики. - 2010. - Т.7. - №3. - C. 326-337.

.        www.roskazna.ru.

.        www.prav.tatar.ru.

.        http://pensionary.ru.

.        http://info.minfin.ru.

Похожие работы на - Расходы на социальную сферу

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!