Коммерческие банки на рынке ипотечного жилищного кредитования

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,96 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Коммерческие банки на рынке ипотечного жилищного кредитования

Введение

Ипотека, то есть обеспечение исполнения различных финансовых, экономических гражданско-правовых обязательств с использованием залога недвижимого имущества, традиционно служит в странах с развитой рыночной экономикой одним из важнейших инструментов обеспечения нормального функционирования финансово-экономического механизма, поддержания на должном уровне платежной дисциплины, надежной гарантией прав и законных интересов кредиторов, одним из наиболее эффективных способов перехода ресурсов в руки рентабельно действующих собственников.

Системы ипотечного инвестирования предусматривают механизм накоплений и долгосрочного кредитования под невысокий процент. Ипотечные ссуды используются для финансирования, приобретения, постройки и перепланировки как жилых, так и производственных помещений. Требование, в соответствии с которым для получения запрашиваемой ссуды заемщик должен быть совладельцем некоего строения, означает, что в подавляющем большинстве случаев залоговое имущество является надежным обеспечением выданной ссуды.

В настоящее время складывается несколько видов систем ипотечного кредита. Одна из них опирается на коммерческого застройщика, для которого недвижимость не предмет потребления, а товар и источник прибыли. Эта система включает элементы ипотеки и оформления кредитов под залог объекта нового строительства, а также порционность предоставления кредита.

Другая система основана на оформлении закладной на имеющуюся недвижимость и получении под нее кредита на новое строительство.

Существуют системы ипотечного кредита, которые предусматривают наряду с банковским кредитом под закладную использование ряда дополнительных источников финансирования, в частности, приватизационных сертификатов, дотаций муниципалитетов, финансовых средств предприятий и граждан, дополнительных кредитов банка под дополнительные закладные на земельный участок, дачу, гараж и другую недвижимость.

Наконец, возможно заключение контракта через посредническую фирму или аукцион на куплю-продажу имеющейся недвижимости с отсрочкой передачи прав собственности на нее на срок нового строительства, что позволяет финансировать новое строительство за счет выручки от фьючерсной продажи недвижимости. При этой системе снижаются коммерческие риски, связанные с нестабильностью цен на строительство.

Ипотека может быть установлена на любое недвижимое имущество, которое залогодатель вправе продавать или отчуждать иным образом: земельные участки (в т.ч. участки из состава земель сельскохозяйственного назначения); предприятия, здания, сооружения и иное недвижимое имущество, используемое в предпринимательской деятельности; жилые дома и квартиры; дачи, садовые дома, гаражи и другие строения потребительского назначения; иное недвижимое имущество.

Таким образом, ипотека является в настоящее время одним из эффективных инструментов решения многих важных социальных, экономических и правовых проблем, существующих в нашей стране. Тем не менее, по мнению многих специалистов, в экономическом аспекте у ипотечного кредитования имеется наряду с большими перспективами и существенные проблемы. Решить эти проблемы непросто, но, с другой стороны, не делая попыток к их решению, невозможно повысить эффективность ипотечного кредитования. Все вышесказанное подтверждает актуальность и практическую значимость темы дипломной работы.

Цель работы заключается в проведении исследования и оценке роли коммерческих банков на рынке жилищного ипотечного кредитования. В рамках поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:

рассмотреть правовую и экономическую сущность ипотеки, ипотечного кредитования;

проанализировать отечественный и зарубежный опыт ипотечного кредитования;

исследовать проблемы участия банков в ипотечном кредитовании, проблемы использования ипотеки в жилищном кредитовании.

Объектом исследования в дипломной работе является рынок ипотечного жилищного кредитования в России, а предметом - ипотечный жилищный кредит. Выбор объекта и предмета исследования обусловлен сложившейся экономической ситуацией в экономике России.

В ходе исследований в рамках дипломной работы применялись различные методы: логический анализ, системный подход, метод экспертных оценок, ретроспективный анализ, табличный метод и другие.

1. Теоретические аспекты ипотечного жилищного кредитования

1.1Сущность кредита, современные формы и виды кредита

Банковский кредит - это предоставление банками денежных ссуд юридическим и физическим лицам. Ссуды выдаются обычно на определенный срок на условиях возвратности, чаще всего с выплатой заемщиком процента за пользование кредитом. Разнообразные виды кредитов различаются по форма, условиям, срокам предоставления и выплаты процентов.

В соответствии с требованиями Банка России предоставление кредита на различные потребности заемщиков может осуществляться несколькими способами:

в разовом порядке;

многоразовым образом в меру потребности в пределах открываемой заемщику линии и срока кредитования, установленного в кредитном соглашении;

посредством оплаты разрыва в платежном обороте организации в виде дебетового сальдо на его расчетном (текущем, корреспондентском) счете;

на базе объединения кредитного потенциала ряда банков (консорциального кредита);

другими способами.

Кредит может выдаваться как путем оплаты за счет него различного рода платежных документов, так и путем зачисления денежных средств на расчетный счет. Кредиты юридическим лицам предоставляются только в безналичном порядке, физическим лицам - в безналичной и наличной форме через кассу банка. При изменении условий кредитования банк-кредитор и клиент составляют дополнительное соглашение.

Задолженность по кредиту погашается путем списания денежных средств с расчетного счета заемщика либо по платежному требованию банка-кредитора (если клиент обслуживается в другом банке). Если речь идет о кредите физическому лицу, то погашение осуществляется согласно письменному распоряжению физического лица, путем почтового перевода, взноса в кассу банка наличных денег, удержания из заработной платы заемщика, являющегося сотрудником данного кредитного учреждения.

В современных условиях сроки кредитования организаций устанавливаются банками в следующих пределах: до 30 дней, от 31 до 90 дней, от 91 до 180 дней, от 180 до 1 года, от 1 года до 3 лет, свыше 3 лет.

К категории кредитов, выдаваемых юридическим лицам, относятся:

кредиты по овердрафту;

кредиты по укрупненному объекту в пределах кредитной линии;

синдицированные кредиты;

целевые кредиты.

К кредитам, предоставляемым физическим лицам, можно отнести:

потребительские кредиты;

ипотечный кредит.

Рассмотрим предоставленные виды банковских ссуд подробнее.

Кредитование по овердрафту. Овердрафт дословно означает переход за предначертанную границу, а применительно к взаимоотношениям с банком - задолженность банку, или списание сверх остатка средств. т.е. списание средств со счета клиента в банке сверх остатка на нем. Скорее это предоставление средств банком в случае, когда у клиента нет свободных денежных средств.

Технически это происходит тогда, когда на расчетном счете клиента образуется отрицательный баланс, средства израсходованы, но есть дополнительные платежные обязательства, которые требуют погашения, т.е. совокупность платежей по дебету счета превышает сумму средств по кредиту счета и возникает дебетовое сальдо.

По международным стандартам бухгалтерского учета на расчетном счете действительно может быть обозначено дебетовое сальдо, его покрытие за счет кредита и означает кредит по овердрафту.

В российской практике бухгалтерского учета действует другой порядок: образование дебетового сальдо на расчетном счете не предусматривается. Поэтому в чистом виде российский «овердрафт» лишь напоминает международную практику, но во многом отличается от нее. Обратим внимание на то, что овердрафт - это не дебетовое сальдо, не отрицательный остаток на расчетном счете, следовательно, не техническая процедура покрытия дефицита, а особая форма взаимоотношений банка с клиентом.

Краткосрочное кредитование по укрупненному объекту в пределах кредитной линии, иначе «кредитование в порядке кредитной линии». Это название вошло и в нормативные акты Центрального банка РФ. В Положении о порядке кредитования (размещения) кредитными организациями денежных средств их возврата(погашения) №54-П открытие кредитной линии представляет собой соглашение / договор «о максимальной сумме кредита, которую заемщик сможет использовать в течение обусловленного срока и при соблюдении определенных условий соглашения».

К сожалению, бытующее на практике название не отражает специфики этого вида кредита. Кредитование в пределах лимита кредитования (кредитной линии) свойственно подавляющему большинству банковских ссуд. При этом лимит не отражает качественной определенности предоставляемых денежных средств.

Более точно представляет содержание данного вида банковских ссуд объект кредитования, «соединяющий» многообразие потребности заемщика, - характеристика как кредита по укрупненному объекту в пределах кредитной линии.

Для отечественной практики это новый вид кредита, его не было как в дореволюционной России, так и в советский период. В настоящее время он получил довольно широкое распространение. В подавляющем большинстве банков, активно предоставляющих кредиты субъектам экономики, можно встретить данную форму кредитования. Как показывают исследования, в отдельных банках доля кредита по укрепленному объекту в пределах кредитной линии в совокупном кредитном портфеле достигала 65% и более.

Синдицированное кредитование. При переходе к рыночным отношениям возникает необходимость объединения деятельности банков в разных секторах рынка, особенно в сфере кредитных отношений. Цели создания объединений разнообразны, но чаще всего вязаны либо с проведением финансирования крупномасштабных мероприятий, сокращением риска по банковским операциям, либо с решением задач, которые не под силу решить одному банку. В рамах такого объединения риск, связанный с долгосрочным кредитованием, распределяется между участниками, что позволяет банкам - членам объединения поддерживать свои ликвидные резервы на более низком уровне.

Особое место в таких объединениях принадлежит банковским синдикатам, которые создаются для осуществления на совместной основе кредитных, гарантийных или иных кредитно-финансовых операций. Синдицироваться могут торговые кредиты, проектное финансирование, корпоративные кредиты, лизинговые сделки, кредитные линии, аккредитивы и т.д.

Создание банковских синдикатов, как правило преследует такие цели: увеличение масштабов операций путем привлечения дополнительных ресурсов, распределение рисков, сохранение определенного уровня ликвидности. Существенной мотивацией синдицированных объединений является возможность участия в престижной синдицированной сделке, налаживания деловых контактов, поиска новых партнеров, решения стратегических задач банка.

Синдикат представляет собой временное объединение на договорной основе различных коммерческих единиц, в том числе банков, для осуществления какого-либо проекта. В некоторых случаях такие образования могут действовать на бесприбыльной основе, не имея целью получение прибыли. Они создаются для координации деятельности на различных сегментах финансовых рынков.

По достижении цели - финансирование реализации намеченных инвестиционных, экологических, социальных, научно-технических или иных программ - банковский синдикат либо прекращает свою деятельность, либо заключает новый договор о синдицированном кредите. Деятельность банков-участников строится на принципах совместного долевого финансирования работ, соответствующих принятым обязательствам, а также на принципе материальной ответственности за их невыполнение или ненадлежащее исполнение.

Целевые кредиты - это кредиты, предоставляемые под конкретный (целевой) объект. В отличие от кредитов по совокупному объекту, охватывающему многообразие потребностей заемщика, данная форма кредита опосредует отдельные более частные объекты.

Поскольку частных целей у заемщика может быть несколько, ссудных счетов у него будет столько, сколько отдельных целевых объектов. При кредитовании совокупных потребностей задолженность отражается на одном ссудном счете. Каждая новая целевая ссуда при полном погашении в установленные сроки старой задолженности оформляется новым целевым кредитом, новым ссудным счетом.

При всем многообразии частных целей, на которые испрашиваются целевые кредиты, такие кредиты можно разделить на три группы.

В первую группу целевых кредитов входят кредиты, обслуживающие платежные потребности заемщика. Это так называемые платежные и расчетные кредиты. К ним можно отнести кредиты, предоставляемые для выплаты заработной платы, оплаты расчетных документов на перечисление денежных средств в бюджет, завершения зачета взаимных требований, выставления аккредитива и покупки чековых книжек, вексельного обращения.

Ко второй группе целевых кредитов относятся ссуды, предназначенные для удовлетворения потребностей, возникающих у заемщика в ходе производственного и торгового циклов. Среди этих ссуд можно выделить кредиты на накопление товарно-материальных ценностей, осуществление производственных затрат, переработку сырья, содержащего драгоценные металлы, осуществление затрат по добыче золота, на текущие нужды сельскохозяйственным предприятиям, на торгово-посреднические операции, включая кредиты, предназначенные для финансирования внутренних и внешних торговых контрактов, покупку в рассрочку товаров длительного пользования предприятиям розничной торговли.

К третьей группе целевых кредитов относятся кредиты, связанные с необходимостью прироста капитала. В современной отечественной практике к данной группе относится кредит на предоставление оборотного капитала в текущем году.

Потребительскими ссудами в нашей стране называют ссуды, предоставляемые населению. При этом потребительский характер ссуд определяется целью (объектом кредитования) предоставления ссуды.

В России к потребительским ссудам относятся любые виды ссуд, предоставляемых населению, в том числе ссуды на приобретение товаров длительного пользования, ипотечные ссуды, ссуды на неотложные нужды и пр. В отличие от российской трактовки потребительские ссуды в западной банковской практике определяют несколько иначе, а именно потребительскими называют ссуды, предоставляемые частным заемщикам для приобретения потребительских товаров и оплаты соответствующих услуг.

Классификация потребительских ссуд заемщиков и объектов кредитования может быть проведена по ряду признаков, в том числе по типу заемщика, видам обеспечения, срокам погашения, методам погашения, целевому направлению использования, объектам кредитования, объему.

По направлениям использования в России потребительский кредит подразделяют следующим образом:

на неотложные нужды;

под залог ценных бумаг;

на строительство и приобретение жилья;

на приобретение автомобиля;

на капитальный ремонт индивидуальных жилых домов, их газификацию и присоединение к сетям водопровода и канализации.

В настоящее время Сбербанк России предоставляет следующие виды долгосрочных кредитов.

Кредит на недвижимость - это кредит на приобретение, строительство, долевое участие в строительстве, реконструкцию, ремонт, проведение отделочных работ объектов недвижимости, в том числе квартиры, комнаты, жилого дома, дачи, садового домика, гаража, машино-места, земельного участка.

Строительный кредит. Как правило, за получением строительного кредита обращаются люди в возрасте до 45 лет с высшим образованием, являющиеся сотрудниками крупных и средних отечественных и иностранных компаний различных сфер экономики.

Ипотечный кредит. В последние годы российские коммерческие банки начали активно кредитовать клиентов под залог недвижимости: квартир, домов, дач, земельных участков, гаражей и пр. Основой развития новой для российских банков сферы банковского обслуживания частных лиц стало принятие федеральных законов «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В Сбербанке России ипотечный кредит предоставляется на приобретение и строительство жилья в рамках договора о сотрудничестве, заключенного между банком и застройщиком. Обеспечением кредита служит залог приобретаемого жилья либо имущественных прав заемщика по договору инвестирования. Предварительная оплата заемщиком составляет не менее 10% стоимости жилья. Срок кредитования - до 15 лет.

Кредит на капитальный ремонт дома в сельской местности предоставляется в размере до 75% стоимости работ по капитальному ремонту дома с учетом среднемесячного заработка заемщика.

Кредит на строительство и капитальный ремонт индивидуальных жилых домов для постоянного проживания выдается в размере до 75% сметной стоимости или перечня работ по ремонту дома на срок до пяти лет: первоначально - в размере 30% общей его суммы, а на ремонт и благоустройство - в размере 50%.

Кредит членам жилищно-строительных кооперативов предоставляется на срок до пяти лет в размете до 75% первоначального вступительного взноса. Погашение такого кредита начинается со следующего после получения ссуды квартала.

Кредит на покупку крупного рогатого скота или его молодняка выдается на срок до трех лет.

Кредит на строительство надворных построек выдается на срок до трех лет.

Кредит фермерским хозяйствам (сумма оговаривается в кредитном договоре) выдается на срок от трех до 15 лет в зависимости от объекта кредитования.

Кредит на неотложные нужды выдается наличными деньгами на срок до пяти лет в сумме, зависящей от заработка заемщика. Проценты за пользование кредитом дифференцируются в зависимости от срока кредитования.

Кредит «Молодая семья», отличительной особенностью которого является возраст ссудозаемщика. Это, как правило, молодые семьи, где оба супруга не достигли 30 лет и работают в разных сферах экономики.

Связанное кредитование под залог приобретаемых товаров. В настоящее время большой популярностью пользуется покупка автомобилей по схеме связанного кредитования. Кредит предоставляется на срок до пяти лет под 18,5% годовых в рублях.

Сбербанк России предоставляет кредиты только гражданам Российской Федерации.

Ипотечный кредит. Ипотечный кредит, выдаваемый под залог недвижимости, включая земельную собственность, является одной из форм кредитования, активно используемых в рыночной экономике. Земельная собственность вовлекает в систему рыночных кредитных отношений организации и население, имеющие в собственности приватизированные квартиры, земельные наделы, жилой фонд.

Ипотечный кредит играет большую роль в замещении государственных источников финансирования потребностей организаций и жилищного строительства банковским кредитом на надежной основе. Развитие ипотечного кредита способствует наращиванию инвестиционной активности хозяйствующих субъектов в условиях дефицитности кредитных ресурсов долгосрочного характера, высоких темпов инфляции.

Система ипотечного кредитования включает два направления:

1)непосредственную выдачу ипотечных кредитов хозяйствующим субъектам и населению;

2)продажу ипотечных кредитов на вторичном рынке (ипотечных обязательств), которая обеспечивает дополнительное привлечение ресурсов для кредитования.

Вторичный рынок ипотечных кредитов представляет собой совокупность отношений между участниками ипотечного рынка, обеспечивающий формирование совокупного кредитного портфеля ипотечной системы за счет трансформации закладных в ипотечные ценные бумаги и размещение их среди инвесторов.

Ипотечные кредиты всегда обусловливаются залогом недвижимости - ипотекой. Развитие ипотеки невозможно без существования собственника предмета залога, поскольку закладывать землю и недвижимость может только собственник предмета залога, а также его права свободного отчуждения находящейся в собственности недвижимости.

В российском законодательстве ипотекой признается залог предприятия, строения, здания, сооружения или иного объекта, непосредственно связанного с землей, вместе с соответствующим земельным участком или правом пользования им.

Ипотека - один из способов обеспечения обязательства недвижимым имуществом, при котором залогодержатель имеет право в случае неисполнения залогодателем обязательства получить удовлетворение за счет заложенной недвижимости. Ипотека может использоваться в обеспечении любого денежного обязательства, в том числе обязательства по кредитному договору, что обусловливает существование ипотечного кредита.

Юридическое оформление сделок имеет большое значение для ипотечного кредитования, поскольку в основе этих сделок лежит право собственности или право хозяйственного владения на закладываемую недвижимость.

Межбанковские кредиты - это привлечение и размещение банками временно свободных денежных ресурсов кредитных учреждений, когда в роли кредиторов и в роли заемщиков выступают сами банки. Обычно свободными кредитными ресурсами располагают банки, имеющие солидную клиентскую базу, либо банки, проводящие взвешенную кредитную политику.

1.2 Ипотечное кредитование: понятие, сущность, значение

жилищный ипотечный кредитование правовой

Термин «ипотека» впервые появился в Греции в начале VI в. до н.э. (его ввел архонт Солон) и был связан с обеспечением ответственности должника перед кредитором определенными земельными владениями (первоначально в Афинах залоговым обеспечением служила личность должника, которому в случае невыполнения обязательства грозило рабство).

Для этого оформлялись обязательства, а на границе принадлежащей заемщику земельной территории ставился столб с надписью о том, что указанная собственность служит обеспечением претензии кредитора в наименованной сумме. На таком столбе, получившем название «ипотека» (от греч. hypotheka - подставка, подпорка), отмечались все долги собственника земли.

Позже для этой цели стали использовать особые книги, называвшиеся ипотечными. Уже в Древней Греции обеспечивалась гласность, позволявшая каждому заинтересованному лицу беспрепятственно удостовериться в состоянии данной земельной собственности. Новое развитие институт ипотеки получил в Римской империи. В I в. н.э. создавались ипотечные учреждения, которые выдавали кредиты под залог имущества частным лицам.

В период правления императора Антония Пия (II в. н.э.) было разработано особое законодательство для ипотечных банков, которые существовали наряду с другими специализированными банками, а также иными кредитными учреждениями - прообразами сберкасс и сберегательных ассоциаций.

Государство часто оказывало большую поддержку ипотечному кредитованию. Так, при императоре Траяне были созданы специальные фонды для поддержки вдов и сирот, предоставлявшие ипотечные кредиты под 5% годовых (аналогичные финансовые системы были образованы в России в XIX в., правда поддержка, в основном, адресовалась представителям дворянского сословия).

Институт ипотеки в течение относительно небольшого времени прошел путь эволюции от фидуции (от лат. fiducia сделка на доверии, доверительная сделка) до более прогрессивной стадии - пигнуса (от лат. pignus - неформальный залог) и далее - до ипотеки.

При фидуции объект залога переходил в собственность кредитора, причем последний имел право либо возвратить недвижимость должнику после исполнения договора, либо продать ее, отказавшись от денежного требования.

Договор пигнуса предусматривал передачу недвижимости уже не в собственность, а во владение ею как гарантию кредитного обязательства. Кредитор не имел права оставлять предмет залога у себя и мог продать имущество только в случае невыполнения взятых должником обязательств, возвращая разницу между продажной ценой и остатком долга заемщику.

Становление классического института ипотеки было связано со сменой политико-экономических условий того времени: ослабление рабовладельческого хозяйствования и массовая передача земель арендаторам. Первоначально новая форма залога распространялась на орудия труда, которые арендаторы земель в силу объективных причин не могли передать собственникам земель (латифундистам). Позднее в ипотеку начала передаваться и недвижимость.

При ипотеке имущество оставалось во владении должника, а кредитор получал право истребовать закладываемую вещь с последующей ее продажей с торгов и компенсацией из вырученной суммы остатка долга заемщика. Примерно в таком виде институт залога существует до настоящего времени.

Наряду с ипотекой, возникавшей на основании договоренности сторон, вводились различные легальные ипотеки, действовавшие на основании закона (ипотека инвестора на инвестиции, ипотека на имущество неплательщика налога, ипотека на имущество опекуна, ипотека жены на имущество мужа и т.д.). Появились ипотеки, субординированные по времени возникновения (в силу договора) или по степени их важности (в силу закона). Развивался последующий залог одной и той же недвижимости нескольким лицам.

Роль государства в соблюдении прав участников ипотечных сделок была велика. Достаточно сложные по структуре сделки требовали контроля и регулирования, отлаженной регистрационной системы. В связи с ослаблением этих государственных функций с закатом эпохи Древнего мира, институт ипотеки перестал существовать в течение нескольких веков, прежде чем появиться вновь в средневековом европейском законодательстве.

В современных условиях ипотечное кредитование имеет огромное значение для развития общественного производства и решения целого ряда проблем экономического и социального характера. Прежде всего, ипотека повышает стабильность и эффективность банковской системы страны:

Во-первых ипотека усиливает обеспечение кредита в силу особенностей недвижимого имущества как объекта залога.

Недвижимость сравнительно мало подвержена риску гибели или внезапного исчезновения; ее наличие легко проверяется.

Недвижимость обладает ограниченной оборотоспособностью, сделки с недвижимостью регистрируются в государственных органах, что позволяет кредитору легко проконтролировать либо вообще запретить ее отчуждение.

Стоимость недвижимости имеет тенденцию к постоянному росту, что гарантирует кредитору погашение задолженности в полном объеме.

Во-вторых, высокая стоимость недвижимости и риск ее потери побуждают должника точно и своевременно исполнять свои обязательства. При невозврате кредита банк имеет возможность реализовать недвижимость и вернуть свои средства, что предполагает правильную оценку заложенного недвижимого имущества и развитый рынок недвижимости.

В-третьих, снижению риска при ипотечном кредите способствует целевой характер ссуд. Банк имеет право контролировать использование заемщиком средств, предоставленных в порядке ипотечного кредитования.

В-четвертых, при наличии вторичного рынка ссуд под недвижимое имущество коммерческие банки в случае необходимости могут продавать закладные и укрепить свою платежеспособность. Для ипотечных банков продажа закладных служит источником средств последующего кредитования.

И, наконец, при стабильной, нормально функционирующей системе ипотечного кредитования достигается наилучшее согласование интересов всех участников данного процесса, что снижает риск банковских операций.

Вторичный рынок закладных имеет огромное значение и для государства в целом. Он способствует переливу капитала в более рентабельную сферу экономики (диверсификация банковского капитала), а также уменьшает разницу между процентными ставками в различных географических регионах, что способствует формированию единой цены капитала в масштабе всей страны. Задача вторичного рынка закладных состоит в том, чтобы обеспечить постоянный приток ресурсов для кредитования и перелив средств из регионов, испытывающий избыток кредитных ресурсов, в те регионы, где наблюдается их дефицит.

Ипотечный банк является относительно устойчивым и рентабельным экономическим инструментом. Поэтому чем больше в банковской системе таких надежных банков, тем стабильнее и эффективнее ее деятельность в экономической системе в целом.

Кроме того, ипотечное кредитование является существенным фактором экономического потенциала страны.

Во-первых, развитие ипотечного бизнеса позитивно сказывается на состоянии реального сектора экономики. Ипотечное кредитование промышленных предприятий позволяет модернизировать производство, повышать качество и конкурентоспособность продукции практически во всех отраслях народного хозяйства, что в свою очередь, наращивает экономический потенциал страны.

Во-вторых, с помощью ипотечного кредита реализуется программа жилищного строительства, достигается непрерывность производства в строительстве. Строительство современного жилья вызывает спрос на многие комплектующие изделия, что стимулирует развитие многих отраслей экономики. Например, производство строительных материалов и конструкций, строительное и дорожное машиностроение, деревообработка и производство мебели, обоев, электрооборудования, металлоизделий и др. Новый импульс получает развитие транспортной инфраструктуры.

В-третьих, с помощью ипотечного кредита в систему рыночных кредитных отношений вовлекаются множество предприятий и широкие массы населения - собственники квартир, земельных наделов и другого недвижимого имущества. Благодаря этому государственное финансирование процесса замещается банковским кредитом. Это отвечает интересам общества в целом и отдельных экономических субъектов: повышает уровень инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, банковской системы; в инвестиционный процесс широко вовлекаются свободные финансовые ресурсы.

В-четвертых, будучи дорогим товаром, жилье является одним из важнейших факторов стимулирования сбережений населения, что также способствует формированию инвестиционных ресурсов.

И наконец, развитие системы ипотечного кредита на рыночной основе способно вывести страну не только из инвестиционного, но и инфляционного кризиса, отвлекая средства из текущего оборота во внутреннее накопление.

Развитие ипотечного кредитования оказывает также положительное влияние на преодоление социальной нестабильности, которая обычно сопровождает экономический кризис, а именно:

ипотека оказывает положительное влияние на решение проблемы занятости. С одной стороны, развитие ипотечного кредита способно смягчить последствия безработицы: вследствие жесткой территориальной привязки строительства в производство вовлекаются дополнительные местные трудовые ресурсы. С другой стороны, кредитование под залог недвижимости содействует мобильности трудовых ресурсов;

человек, имеющий собственный дом или квартиру, психологически более устойчив, он может создать семью, растить детей. Обеспечение хорошими жилищно-бытовыми условиями приводит и к улучшению здоровья нации, увеличению продолжительности жизни, что, в свою очередь, повышает трудоспособность населения.

Все это положительно сказывается на экономическом и социальном развитии страны. Таким образом, ипотечное кредитование, бесспорно, является перспективным направление банковской деятельности.

1.3 Нормативно-правовая база ипотечного жилищного кредитования

В настоящее время в Российской Федерации в целом созданы правовые основы для развития ипотечного жилищного кредитования. Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность в указанной сфере являются.

Градостроительный кодекс Российской Федерации.

Жилищный Кодекс РФ. Раздел I.

Жилищный кодекс РФ. Раздел II.

Жилищный кодекс РФ. Раздел III.

Федеральные законы:

- «О жилищных накопительных кооперативах» №215-ФЗ от 24.12.2004 г.;

«О кредитных историях» №218-ФЗ от 24.12.2004 г.;

«Об ипотеке (залоге недвижимости)» №102-ФЗ от 16.07.1998 г.;

«Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов» №214-ФЗ от 30.12.2004 г.

Постановления Правительства РФ:

- №655 от 7 ноября 2005 г. «О порядке функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих»;

№46 от 28 января 2006 г. «О нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности жилищных накопительных кооперативов»;

№47 28 января 2006 г. «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу»;

Основным законом, регулирующим отношения по поводу залога недвижимости, является Федеральный закон №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости). В данном законе:

. Определены основные требования к содержанию договора об ипотеке и закладной; обозначен момент возникновения залога недвижимости; описана процедура государственной регистрации ипотеки. Договор об ипотеке подлежит государственной регистрации ипотеки. Именно с момента его государственной регистрации он считается заключенным и вступает в силу. Несоблюдение правил государственной регистрации договора об ипотеке влечет его недействительность. До недавнего времени требовалось также нотариальное удостоверение договора ипотеки. При включении соглашения об ипотеке в кредитный ил иной договор, содержащий обеспечиваемое ипотекой обязательство, в отношении формы и государственной регистрации этого договора должны быть соблюдены требования, установленные для договора об ипотеке.

. Определены права и обязанности залогодателя при использовании имущества, заложенного по договору об ипотеке; переход прав на это имущество к другим лицам и обременение этого имущества правами других лиц.

. Установлены понятие последующей ипотеки и условия, при которых она допускается, а также возможность уступки прав по договору об ипотеке.

. Заложены основы развития вторичного рынка ипотечных кредитов.

. Уделяется внимание особенностям ипотеки земельных участков, предприятий, зданий и сооружений.

. Четко отражены правоотношения в области ипотеки жилых домов и квартир.

Данный закон хоть и регулирует основные правоотношения, возникающие при ипотеке, имеет некоторые недостатки, которые не позволяют как кредиторам, так и заемщикам активно заниматься ипотечной деятельностью в связи с присущими ей высокими рисками. Речь идет об обращении изыскания на заложенное имущество, которое на практике реализовать достаточно сложно. Кроме того, закон не способствует полноценному созданию рынка закладных, как, например, в Германии, не вводит определенных стандартов их выпуска и их продажи инвесторам.

Однако развитию целостной рыночной системы ипотечного кредитования в том виде, в каком она существует в большинстве экономически развитых стран, все еще препятствует ряд правовых проблем. К этим проблемам можно отнести недостаточно четкие гарантии возврата кредитных средств в случае невыполнения должником своих обязательств; отсутствие правовых основ для создания надежных инструментов привлечения долгосрочных ресурсов от инвесторов и механизмов рефинансирования долгосрочных кредитов; несовершенство налоговой политики в этой сфере и другие.

Как следствие, в рамках действующей правовой и нормативной базы банки рассматривают операции по предоставлению жилищных ипотечных кредитов населению или строительных кредитов застройщикам как высокорискованные и недостаточно прибыльные. В результате до сих пор основными источниками финансирования строительства и покупки жилья служат средства населения, средства региональных и местных бюджетов и отдельных инвесторов.

В январе 2000 г. Постановлением Правительства Российской Федерации была одобрена Концепция развития системы ипотечного жилищного кредитования, в которой намечены направления совершенствования законодательной и нормативной базы на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Вместе с Концепцией утвержден План разработки правовых и нормативных актов, обеспечивающих развитие системы ипотечного жилищного кредитования. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления на основе Концепции рекомендовано разрабатывать региональные программы ипотечного жилищного кредитования. Осенью 2000 г. при Комиссии Государственной Думы по развитию жилищного ипотечного кредитования была создана рабочая группа по разработке законодательства, обеспечивающего развитие ипотечного кредитования. В рамках этой программы уже разработано и представлено Государственной думе множество законопроектов, способных облегчить деятельность многих ипотечных кредиторов, устраняя недостатки уже существующей системы и четко определяя правила функционирования на российском рынке ипотеки, часть из них уже принята.

октября 2003 г. был принят Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах». Принятый закон получил широкую огласку в прессе и в среде ипотечных кредиторов. Были сразу же найдены недостатки и пробелы в его формулировках. Но существенно то, что закон разрешает банкам выпускать ипотечные облигации как напрямую, так и через специальных ипотечных агентов. Специальный ипотечный агент представляет собой некое хозяйственное общество наподобие акционерного, которое может совершать ограниченное количество операций. Оно приобретает права на ипотечные ценные бумаги.

Помимо деятельности ипотечных агентов закон раскрывает такие понятия и процессы, как ипотечное покрытие, требования к ипотечным агентам, обращение взыскания на ипотечное покрытие облигаций, выдача и обращение ипотечных сертификатов участия. Кроме того, закон устанавливает полномочия государственных органов по рынку ипотечных ценных бумаг и устанавливает правила контроля за распоряжением имуществом, составляющим ипотечное покрытие.

Закон «Об ипотечных ценных бумагах» рассматривается ипотечными кредиторами и другими экспертами рынка ипотеки как важнейший шаг на пути формирования рынка ипотечных ценных бумаг с целью привлечения средств инвесторов в жилищный сектор экономики.

Основными правовыми проблемами до сих пор остаются проблемы, связанные с порядком обращения взыскания на заложенное жилое имущество, с прекращением права пользования жилым помещением членами семьи бывшего собственника, с регламентацией прав и ответственности органов опеки и попечительства при передачи в ипотеку жилых помещений. Данные вопросы нашли свое отражение в поправках к Федеральному закону «О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

Совершенствование ипотечного законодательства продолжается. Речь идет как о создании новых законов, так и о внесении изменений и дополнений в действующие законодательные акты (Налоговый кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, закон Российской Федерации «О плате за землю», ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним»). Для создания благоприятных условий развития системы ипотечного кредитования в настоящее время прорабатываются вопросы, затрагивающие порядок налогообложения залоговых операций, взимания государственной пошлины за нотариальное удостоверение договоров об ипотеке, создания единой системы регистрации прав на недвижимое имущество по всей стране, страхования кредитных рисков и т.п.

Кроме того, в ряде регионов Российской Федерации уже предприняты определенные шаги по созданию правовых и нормативных основ системы ипотечного жилищного кредитования граждан. Так, в Санкт-Петербурге приняты законы «О развитии жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» и «О домах временного проживания». Активную позицию в этом отношении занимают законодательные органы не только Санкт-Петербурга, но и Москвы, Самарской, Саратовской, Новосибирской областей, Хабаровского и Алтайского края и ряда других регионов. В настоящее время в названных областях действуют региональные ипотечные программы, разрабатывается и внедряется необходимая нормативная база.

1.4 Зарубежный опыт ипотечного кредитования: достоинства и недостатки

Во всем мире технология инвестирования в жилищную сферу строится на трех основных принципах: контрактные сбережения, ипотечное кредитование, государственная поддержка. Конкретные механизмы реализации этих принципов могут весьма и весьма отличаться.

В настоящее время ипотека в странах ЕЭС является мощным фактором развития экономики. В странах ЕЭС до 80% всех залогов являются ипотечными. Процент за ипотечный кредит существенно ниже, чем за другие виды банковских кредитов.

Ипотечный кредит, как правило, выдается на срок 15-40 лет. Процент кредита фиксируется только на срок от 2 до 5 лет. Этот процент зависит от состояния экономики и устанавливается фактически ежемесячно. В Швеции в 1994 г. процент был равен 12%, в 1996 г. - 7-8%.

В странах ЕЭС действуют государственные системы оценки и переоценки объектов недвижимости. Принято, что кадастровая (нормативная) стоимость объекта равна примерно 75% от его рыночной стоимости. Переоценка всех объектов производится раз в 5-6 лет. Ежегодно стоимость объектов индексируется на величину инфляции. Кадастровая оценка стоимости недвижимости является основой для начисления налога на недвижимость и для определения размера ипотечного кредита.

В зависимости от состояния экономики происходят колебания стоимости объектов недвижимости. Известны случаи, когда стоимость объектов недвижимости становилось ниже выданного под них кредита. Падение стоимости объекта из-за физической амортизации или морального старения - один из видов рисков ипотечного банка. Поэтому в договоре ипотечного кредита оговариваются требования к содержанию и эксплуатации объекта недвижимости.

Необходимым условием развития системы ипотечного кредитования являются законодательные нормы о принудительной продаже (отчуждении) объектов недвижимости в необходимых случаях. Если заемщик не оплатил и не вернул кредит, механизм принудительной продажи дает возможность кредитору быстро вступить во владение собственностью. Как правило, ипотечный банк сразу передает недвижимость специализированным структурам для ее продажи.

Ипотечные банки получают средства для выдачи кредитов не путем привлечения депозитов, а путем выпуска специальных ипотечных облигаций (закладных). Эти облигации, как правило, считаются высоконадежными и ликвидными ценными бумагами. Поэтому государство, страховые компании, пенсионные и другие финансовые фонды являются основными держателями таких облигаций. Например, ни один покупатель датских ипотечных облигаций никогда не имел убытков из-за неплатежеспособности эмитента.

Ипотечные банки ЕЭС действуют в соответствии с общими нормами ЕС для кредитных учреждений. Это касается таких центральных вопросов, как расчет и понятие собственных средств банка, взвешенная по степени риска оценка активов. Кроме того, национальные законодательства содержат нормы, направленные на ограничение риска потенциальных убытков ипотечных банков при невыполнении заемщиком своих обязательств и соответственно риска по выпущенным облигациям.

Существует две системы организации ипотечного кредитования:

. В Швеции, Дании кредиты и залоги разделены. Государственная регистрация необходима только для залогов, а размер кредита в органах регистрации прав на недвижимость не фиксируется. Это упрощает процедуру и перекладывает наипотечные банки заботу о возврате выданных ссуд.

.В Германии государственной регистрации подлежит не только залог, но полученный кредит. По мере выплаты суммы размер кредита уменьшается.

В Германии ипотечные банки являются кредитными институтами, что отражено в Законе о кредитных операциях, который для всех кредитных институтов Германии является основным законом, и в Законе об ипотечных банках - специальном законе для частноправовых кредитных институтов. Их основными задачами и сделками в соответствии с последним законом являются:

залог земельных участков (внутри страны) и его обеспечение через установление ипотеки над земельным участком;

эмиссия ипотечных закладных на основании приобретенных ипотек;

предоставление кредитов отечественным корпорациям и учреждениям общественного права или третьим лицам при условии, что гарантами выступают эти корпорации;

эмиссия коммунальных долговых обязательств (закладных);

согласно данному закону, ипотечные банки имеют право совершать некоторые побочные и вспомогательные сделки:

предоставление кредита, превышающего 60% предельной стоимости земельного участка;

размещение капиталовложений, получение вкладов, хранение и управление ценными бумагами;

участие в других сделках или определенного размера долевое участие в деятельности других предприятий, если это служит решению основных задач ипотечного банка;

размещение свободных средств в других банках или скупка собственных ценных бумаг.

Что касается финансовой политики, проводимой ипотечными банками, то указанным законом им отведена посредническая и трансформационная функция. Задачей банков является привлечение свободного, ищущего вложения частного капитала и средств институциональных вкладчиков (например, страховых компаний) для долгосрочного рефинансирования. Привлеченный таким образом капитал используется для кредитования частных лиц и жилищно-коммунального хозяйства, предприятий промышленности и сельского хозяйства так, чтобы вкладчику (держателю закладных) была гарантирована возможность получения своих денег в срок.

Все сказанное выше дает основания говорить об ипотечном банке как об особой форме кредитного института, обладающего существенными особенностями. То есть речь идет об особых кредитных институтах, чья деятельность регламентируется специальными законодательными актами. Предполагается, что ипотечный банк не может осуществлять такую же широкую гамму финансовых операций, как и универсальные коммерческие банки. Таким образом, ипотечные банки работают со строго определенными видами и формами кредита, а поэтому имеют дело с определенным кругом деловых партнеров.

Другой отличительной особенностью ипотечных банков Германии является наличие у них привилегии на выпуск долговых закладных обязательств. Все остальные частноправовые кредитные институты не имеют права употреблять для обозначения своих ценных бумаг слова «закладной лист». То, что рефинансирование осуществляется посредством продажи ипотечных и коммунальных долговых обязательств и закладных листов, тоже говорит о том, что ипотечные банки ограничены в выборе способов рефинансирования, т.е. создания денежного капитала, и этим одновременно ограничивается круг их деловых партнеров, для которых такая форма вложения капитала приемлема.

Форма организации ипотечных банков также подвергается специальному регулированию. Они могут существовать только в форме акционерного общества или коммандитного акционерного общества. Однако ипотечные банки в последней организационно-правовой форме в Германии не встречаются.

Общее условие функционирования системы: открытость для банков системы регистрации прав на недвижимость, которая включает регистры залогов (обременений).

Страны англо-американской системы права используют двухуровневую модель рынка ипотечного кредитования.

Суть её заключается в следующем: клиент берёт в банке кредит (ссуду) и покупает квартиру. Затем банк продаёт закладную на купленную квартиру агентству ипотечного кредитования. После чего клиент рассчитывается с агентством по взятому кредиту, а агентство, в свою очередь, гасит банковский кредит. Фактически агентство ипотечного кредитования исполняет роль гаранта погашения банковского кредита.

Классическая ипотека предполагает наличие первичного и вторичного рынков. Первичный - это кредитование конечных заёмщиков. А вторичный - рефинансирование банков-кредиторов с помощью выпуска облигаций и других ценных бумаг. Ведь ипотечный кредит выдаётся, как правило, на длительный срок. (Оно и понятно: если у человека в данный момент нет денег на оплату всей стоимости квартиры, то едва ли они появятся и через полгода, если, конечно, заёмщик не найдёт клад или в Америке не умрёт его бабушка-миллиардерша). Между тем, не многие банки способны отвлекать собственные ресурсы на 5-10 лет.

В мировой практике проблема привлечения банками средств для долгосрочных ипотечных кредитов решается в основном в рамках двух основных моделей: депозитарной модели учреждения ипотеки (привлеченные средства клиентов помещаются на расчетные счета и депозиты) и модели ипотечного банка (продажа долговых и заемных обязательств на вторичном рынке частным инвесторам).

Обе модели мобилизации ресурсов могут быть использованы в рамках одного кредитного института, отличаясь по способу привлечения и срокам согласования с активными операциями по долгосрочному кредитованию.

В различных странах с учетом различных условий и традиций, а также особенностей законодательства, под воздействием которых складывался финансовый рынок, превалирует та или другая из названных моделей.

Так, в Германии и Франции наибольшее распространение приобрела схема строительных сбережений (накопительных жилищных контрактов), поощряемая государством различного рода премиями и налоговыми льготами по долголетним (от 2 до 7 лет) депозитам.

Привлекаемые через систему строительных сбережений денежные средства относительно дешевы и направляются на предоставление также относительно дешевых жилищных кредитов, поскольку данные финансовые потоки носят замкнутый характер и практически не зависят от изменения стоимости ресурсов на общем финансовом рынке страны.

Однако даже в этих странах (с учетом активной стимулирующей роли государства) кредитных средств, привлекаемых через жилищные накопительные системы, недостаточно для финансирования всего рынка долгосрочных ипотечных кредитов.

Основная масса средств для финансирования жилья поступает через ипотечные банки, продающие свои долговые обязательства, обеспеченные выданными ипотечными кредитами, на фондовом рынке.

Покупка кредитов или предоставление гарантий по ценным бумагам ипотечных банков требует четкой организации и стандартизации всех процедур и операций ипотечного кредитования, что определяет необходимость строгого контроля над банками не только со стороны органов банковского надзора, но и со стороны перечисленных финансовых институтов (см. табл. 1).

Таблица 1 - Основные экономические показатели ипотечного кредитования иностранных банков

БанкиДоля кредита, %Срок кредитования, летСтавка кредитования, %Ипотечные банки США80-9015-203-4Ипотечные банки Германии50-7015-208Ипотечные банки Франции*3-20*Ипотечные банки Венгрии*До 15ЦБ минус 28* - нет данных

Таким образом, за счет участия государства в процессах ипотечного кредитования достигаются сразу две цели: во-первых, решается задача государственной поддержки жилищного строительства; во-вторых, снижаются кредитные риски, т.е. достигается большая стабильность банковской системы.

Во всех странах с развитыми системами ипотечного кредитования государство оказывало кредитным институтам и гражданам - заёмщикам огромную помощь, особенно в период формирования систем.

Основной формой государственной поддержки ипотечных кредиторов являются государственные гарантии, обеспечивающие дополнительное покрытие эмитируемых ценных бумаг. Так в США государственные гарантии обеспечивали выпуск MBS более 30-ти лет, вплоть до 1970 г., когда Fannie Mae было разрешено выпускать ипотечные облигации на основе кредитов, не обеспеченных государственными гарантиями.

Но на этом государственная поддержка не закончилась, а приобрела иную форму. Федеральное законодательство США разрешило использовать бюджетные средства на приобретение MBS, тем самым, приравняв этот вид ценных бумаг к государственным обязательствам. Комитет по открытому рынку ФРС уполномочен покупать и продавать их при проведении денежно-кредитной политики.

Не менее важной формой государственной поддержки является страхование кредитных рисков. Важным шагом на пути формирования институциональных основ современной системы ипотечного кредитования стало создание в 1934 году Федеральной жилищной администрации (Federal Housing Administration, FHA) в соответствии с Национальным актом о жилье. Основными направлениями деятельности FHA являются создание системы взаимного страхования ипотечных кредитов и разработка и совершенствование стандартов ипотечного жилищного кредитования. FHA стала первой страховой компанией, учрежденной государством, страхующей кредитные риски по ипотечным жилищным кредитам.

Основной задачей FHA является содействие малообеспеченным семьям в улучшении жилищных условий. Параллельно решаются задачи улучшения жилищных стандартов, а также создания системы взаимного страхования ипотечных кредитов. FHA осуществляет около сорока различных страховых и кредитных программ. В их число, в частности, входит программа государственного страхования ипотечных кредитов на жилье. В конце 1991 финансового года объем страховых обязательств FHA составил 378,1 млрд. долларов.

Основные программы страхования ипотечных кредитов разработаны для облегчения приобретения, строительства или реконструкции жилья определенными категориями граждан, которые не в состоянии выполнить требования внесения первоначального платежа по обычным кредитам. FHA в первую очередь оказывает содействие тем, кто впервые покупает жилье, покупателям жилья из числа национальных меньшинств, а также покупателям с низким и умеренным доходом, т.е. наиболее нуждающимся в дополнительной помощи. Страхование по большей части таких кредитов осуществляется Фондом взаимного страхования ипотечных кредитов, созданным на основе самоокупаемости. Ставка процента по кредитам, страхуемым FHA, находится на уровне рыночных ставок, в то время как требования первоначального взноса несколько ниже, чем по обычным кредитам.

В 1989 году доля кредитов, застрахованных от невозврата Федеральной жилищной администрацией, составила 26% общего числа выданных ипотечных кредитов; доля кредитов, гарантированных Администрацией по делам ветеранов - 10%; застрахованных частными компаниями - 16%. При этом доля кредитов, незастрахованных от риска невозврата, составила 46%.

Еще одна форма государственной поддержки - адресная финансовая помощь гражданам при приобретении жилья, в том числе с привлечением ипотечных кредитов - является неотъемлемым элементом жилищно-социальной политики. Наиболее отрегулированной представляется система социальной поддержки заёмщиков в Германии. Вкладчики стройсберкасс, получают ежегодные премии за свои сбережения (до 10% к накопленной сумме).

После получения жилищного кредита государство использует прямые (денежные дотации при погашении процентов) - например, гашение части кредита при рождении в семье заёмщика ребёнка, и непрямые (налоговые льготы) формы помощи заемщику - в зависимости от имущественного состояния, состава его семьи и т.п.

Обобщая опыт развития ипотечного кредитования в зарубежных странах, следует отметить, что именно ипотечное кредитование явилось одним из основных факторов экономического развития в США (новый курс Рузвельта), в Германии (послевоенные реформы Эрхарда), в Аргентине («план Ковальо») и в Чили (реформы Пиночета).

Вместе с тем, начавшийся в США с конца 2006 года обвал рынка ипотечного кредита в августе 2007 года достиг таких масштабов, что поставил под угрозу финансовую стабильность. Многие клиенты не смогли вовремя вернуть кредиты и столкнулись с угрозой потерять свои дома. В первом квартале 2008 года в ситуации, грозящей потерей права выкупить заложенное жилье, оказались почти 2 млн заемщиков. По данным Федеральной резервной системы, в конце марта сумма непогашенных ссуд, взятых американцами на покупку жилья, достигла 10,6 трлн долл. В первом квартале 2008 года сумма выданных ипотечных кредитов упала до 320,9 млрд долл. по сравнению с 782,6 млрд долл. год назад.

Рост числа отчуждений имущества за долги привел к настоящему затовариванию на рынке вторичного жилья и резкому снижению цен на него. Были вынуждены прекратить выдачу кредитов или объявить о своей несостоятельности свыше 100 компаний, в том числе такие «киты» ипотечного бизнеса, как «Нью сенчури файнэншл корпорейшн» и «Беар Стернс». Правительство США, дабы избежать дальнейших глобальных потрясений, было вынуждено взять на себя управление двумя крупнейшими и вплоть до недавнего времени наиболее котирующимися финансовыми институтами страны - Федеральной национальной ипотечной ассоциацией «Фанни Мэй» и Федеральной корпорацией жилищного ипотечного кредита «Фредди Мак».

В совокупности непогашенный корпоративный долг этих двух компаний составляет 1,7 триллиона долларов. Кроме этого они выступают гарантами погашения выпущенных ими ипотечных ценных бумаг на сумму 3,7 трлн долларов. Эти ценные бумаги держат такие не склонные к риску инвесторы, как банки, пенсионные фонды и центральные банки иностранных государств. В первую очередь это азиатские вкладчики - Китай /376 млрд долл./ и Япония /228,2 млрд долл./. Вложения Банка России в облигации ипотечных агентств США к концу июля - началу августа опустились до 60 млрд долларов. При этом вложения в облигации «Фанни Мэй» и «Фредди Мак» составили не более 50 млрд.

Кризис в США оказал самое непосредственное и крайне негативное воздействие на финансовые рынки всего мира. Так, 6 октября 2008 г. правительство Германии и консорциум частных банков согласовали план по спасению компании «Hypo Real Estate Holding AG» - ведущего в стране банка, работающего на рынке недвижимости. На поддержку ликвидности «Hypo Real Estate» будет выделено 50 млрд евро.

Стоит отметить, что «Hypo Real Estate» стал не единственным европейским финансовым институтом, которому потребовалась помощь государства. 29 сентября правительства Бельгии, Нидерландов и Люксембурга сообщили, что инвестируют 11,2 млрд евро в крупнейшую в Бельгии финансовую группу «Fortis Group», пострадавшую от глобального финансового кризиса, а уже 30 сентября помощь потребовалась бельгийскому банку «Dexia SA»: власти Бельгии, Франции и Люксембурга заявили о предоставлении ему 6,4 млрд евро.

2. Характер ипотечного жилищного кредитования в России

.1 Система ипотечного жилищного кредитования

Под системой ипотечного кредитования подразумевается создание соответствующих институтов и отработанных механизмов, которые бы обеспечили возможность эффективного ипотечного кредитования. Во-первых, необходима действующая система ипотечных кредитных институтов - банков и других ипотечных кредитных учреждений, непосредственно осуществляющих ипотечные кредитные операции. Эффективность функционирования данной системы в значительной степени зависит от уровня развития инфраструктуры. Последняя включает в себя: систему регистрации оборота недвижимого имущества; систему профессиональной оценки стоимости недвижимого имущества; страховые компании, а также институты, организующие деятельность на вторичном рынке ипотечных ссуд, и некоторые другие элементы.

Ставя задачу создания целостной рыночной системы долгосрочного ипотечного кредитования, ориентированной в первую очередь на использование эффективных стандартных финансовых механизмов, необходимо учитывать возможность применения схем жилищного финансирования, направленных на использование местных ресурсов и учитывающих специфику отдельных регионов. В переходных условиях формирования и создания системы ипотечного жилищного кредитования такие схемы могут помочь решению жилищной проблемы определенной части населения, хотя в силу ограниченности местных ресурсов, их ориентации на местные региональные особенности масштабы ее реализации лимитированы.

Главная цель - создать работающую систему обеспечения доступным по стоимости жильем российских граждан со средними доходами, основанную на рыночных принципах приобретения жилья на свободном от монополизма жилищном рынке за счет собственных средств граждан и долгосрочных ипотечных кредитов.

Ипотечные отношения обладают огромным потенциалом, но в наибольшей степени он не реализуется в жилищной сфере, хотя именно они являются тем действенным средством, позволяющим решить ряд насущных задач:

обеспечения долговременной и прочной интеграции рынка недвижимости и финансового рынка;

обеспечения щадящего режима приобретения жилья гражданами;

повышения инвестиционной активности в капитальном строительстве.

У муниципалитетов в связи с хроническим дефицитом бюджетов резко ограничены возможности строительства «бесплатного» жилья для малообеспеченных граждан, имеющих право на государственные субсидии. Напряженность ситуации может быть снята за счет одновременного возведения коммерческого жилья и комбинирования источников привлекаемых средств (сбережений населения, банковских кредитов, субсидий и т.д.). С этой же целью возможно использование механизма социальной аренды, т.е. предоставление права проживания в квартирах без передачи их в собственность с дифференцированной оплатой в зависимости от дохода семьи.

Таким образом, в зависимости от стоимости жилья, источников средств, платежеспособности и категории (с учетом прав льготы) граждан, желающих улучшить жилищные условия, выделяются несколько жилищных стратегий:

стратегия, рассчитанная на предоставление государственных субсидий и помощь предприятий;

смешанная стратегия, основанная на использовании государственных субсидий и собственных средств граждан;

рыночная стратегия, ориентированная в основном на собственные средства граждан.

Деятельность субъектов рынка ипотечных жилищных кредитов, в первую очередь граждан-заемщиков и банков-кредиторов, особенно в период формирования и становления системы ипотечного жилищного кредитования, без специальных мер поддержки муниципалитета практически невозможна.

От внедрения административных основ системы ипотечного кредитования выигрывает территория в целом. С одной стороны, муниципальные органы стимулируют процесс жилищного строительства, а значит, и рост налоговых поступлений, с другой стороны, минимизируют свои риски, получая при невыполнении гражданином условий кредитования для нужд города либо новую квартиру, либо квартиру повторного заселения.

В настоящее время кредиты, предлагаемые банками на приобретение жилья, доступны ограниченному кругу лиц. Создание системы ипотечного кредитования со встроенными юридическими и экономическими механизмами ограничения рисков, мобилизации финансовых ресурсов способно существенно удешевить ипотечные кредиты и превратить их в распространенное средство решения жилищной проблемы в России.

Развитие ипотечного жилищного кредитования населения как целостной системы, с одной стороны, должно строиться на базе разработанных отечественными учеными следующих основополагающих принципов.

Система ипотечного жилищного кредитования в России должна учитывать имеющийся международный опыт. Она должна быть адаптирована к российским макроэкономическим условиям и законодательной базе, учитывать психологические аспекты населения России, пока еще с настороженностью воспринимающего ситуацию длительной зависимости от банка-кредитора при ипотечном кредитовании.

Одним из ключевых требований следует отметить необходимость обеспечения доступности ипотечных кредитов для групп населения не только с наиболее высокими, но также и средними доходами. При этом система ипотечного кредитования должна носить рыночный, а не дотационный характер, быть полностью прозрачна и ясна для понимания всеми участниками процесса ипотечного кредитования.

Создаваемая система ипотечного кредитования должна носить развивающийся характер, опираться на эффективное использование привлеченных финансовых ресурсов граждан, коммерческих банков-кредиторов, инвесторов, а не финансирование со стороны государственного бюджета, должна быть воспроизводима в любом регионе страны. Темпы и масштабы развития ипотеки в тех или иных регионах должны определяться не столько субъективными факторами наличия или отсутствия политической воли у руководства региона для развития ипотеки, а объективной экономической ситуацией в регионе, наличием платежеспособного спроса на жилье и его предложением.

Исключительно важным аспектом государственной политики, направленной на развитие ипотечного кредитования, является формирование макроэкономических условий и институциональной среды, способствующих повышению доступности ипотечных кредитов для заемщиков. Это включает комплекс мер по контролю за уровнем инфляции, динамикой обменного курса рубля, по снижению процентных ставок, реструктуризации банковской системы, развитию нормативно-законодательной базы.

Роль региональных и местных органов власти создания системы ипотечного кредитования является исключительно важной. Решение жилищной проблемы и координация деятельности всех субъектов рынка жилья в существенной мере зависит от деятельности органов исполнительной власти на всех уровнях.

Для развития ипотечного кредитования в нашей стране можно выделить следующие благоприятные факторы:

а) для населения:

разгосударствление жилищного фонда (доля государственной собственности составляет около 8%) и сосредоточение домовладений в личной собственности (около 46%), что позволяет гражданам использовать доходы от продажи имеющегося жилья для оплаты взносов за вновь приобретенное жилье;

возникновение среднего класса (около 16% населения) т.е. слоя населения, имеющего высокую кредитоспособность и достаточные доходы для обслуживания и возврата ипотечных кредитов;

изменение структуры спроса населения на жилье, обусловленное не только требованиями к размеру жилой площади, а все большими требованиями к планировке и качеству жилья, типу и местоположению здания, социальному положению соседей;

повышение подвижности населения в пределах территории страны;

рост понимания значимости недвижимости как объекта вложения сбережений, важного условия стабильности жизни и обеспечения старости;

б) для предпринимателей:

разгосударствление строительного комплекса и обострение конкуренции, в том числе со стороны иностранных подрядчиков;

острая заинтересованность в преодолении спада в экономике и увеличении объемов жилищного строительства;

стремление к модернизации предприятий стройиндустрии и улучшению технологий строительства для обеспечения возросших потребностей покупателей жилья и укрепления конкурентоспособности в соперничестве с иностранными подрядчиками и поставщиками;

понимание необходимости удешевления строительства при относительном росте качества для повышения доступности жилья и расширения масштабов жилищного строительства;

возникновение сети новых предпринимательских структур, обслуживающих рынок жилья (риэлторы, оценщики, регистраторы и др.), заинтересованных в увеличении покупок населением жилья на основе ипотечного кредитования;

в) для банков и финансовых инвесторов:

возможность одними из первых предложить клиентам новые и пока еще редкие для России услуги;

укрепление законодательной и нормативной базы ипотечного кредитования;

выполнение ведущими банками пробных (пилотных) проектов ипотечного кредитования и обучения специалистов ипотечному делу;

стимулирование со стороны государства финансирования реального сектора экономики и инвестиционных потребностей населения;

активизация государственных и местных органов власти в поддержке проектов ипотечного кредитования граждан;

сокращение сферы спекулятивного вложения капитала;

ограниченность объектов инвестирования для финансовых инвесторов в условиях нестабильности фондового рынка;

повышение привлекательности ипотечного кредитования и операций по привлечению сбережений населения в условиях финансового кризиса;

создание инфраструктуры рынка недвижимости;

рост конкуренции;

создание структур вторичного рынка ипотечных кредитов (Агентство по жилищному ипотечному кредитованию);

г) для органов государственной и местной власти:

появление новой возможности решения жилищной проблемы;

укрепление и расширение среднего класса, рост занятости населения и связанное с этим повышение социальной стабильности в обществе;

оживление деловой активности на рынке жилья, в строительной отрасли и в других связанных с ней секторах народного хозяйства;

рост налоговых поступлений и расширение финансовой базы для обеспечения социальным жильем населения с низким уровнем доходов;

выполнение градостроительных планов.

Следует отметить еще один действенный экономический фактор, стимулирующий со стороны государства развитие первичного ипотечного рынка, это - наличие налоговых льгот, связанных с ипотечным жилищным кредитованием. Они позволяют существенно увеличить доступность долгосрочных ипотечных кредитов для населения.

Однако в настоящее время ипотечные отношения в нашей стране не приобрели того размаха и той зрелости, какими им надлежит быть, поэтому в этой связи особенно актуален анализ причин, оказывающих сдерживающее воздействие на их становление и развитие.

Можно выделить следующие взаимосвязанные факторы, негативно воздействующие на отечественный ипотечный рынок.

Во-первых, наличие целенаправленной широкомасштабной фетишизации достоинств американской модели ипотечного жилищного кредитования. Ипотечный кризис в Америке непосредственно ударил и по российскому рынку.

Во-вторых, пассивность всех ветвей власти в создании развитого правового поля в отношении ипотечных отношений, прежде всего в сфере ипотечного жилищного кредитования и придании ему на этой основе стабильности.

В-третьих, также нет сколько-нибудь заметных подвижек со стороны властных структур в формировании осмысленных экономических механизмов для обеспечения устойчивой финансовой базы ипотечных отношений, исходя из имеющихся внутренних ресурсов. Несмотря на все имеющиеся сложности с финансами, их в стране вполне достаточно (однако в большинстве мест и случаев, не используемых по объективным и субъективным обстоятельствам), чтобы уже на начальном этапе развернуть вполне масштабное и динамичное возрождение национального ипотечного рынка.

В-четвертых, структуры, так или иначе занимающиеся проблемами ипотеки, считают себя, как правило, самодостаточными и ориентированы на использование только своего потенциала. Однако он далек от идеала в научном, методическом и методологическом планах.

В-пятых, одним из важных юридических препятствий в развитии системы жилищного ипотечного кредитования остается сохраняющийся институт прописки (регистрации).

Многие специалисты склонны видеть причины проблем вовсе не в самой ипотечной системе, а в общих экономических показателях. Мировая практика свидетельствует, что ипотека перспективна там, где годовая инфляция не превышает 6% в национальной валюте. Между тем, по данным Росстата, к октябрю 2008 г. в РФ она составила 11%, а в итоге, по оценкам экспертов годовая инфляция может достигнуть порядка 15%. До тех пор, пока разница между доходами населения и стоимостью недвижимости будет столь велика, массовость не станет ее отличительной чертой.

В настоящее время одними из основных источников финансирования жилищного строительства становятся банковские кредиты населению. В связи с этим значение имеет создание различных форм финансово-кредитного механизма, таких как:

институты залога недвижимости;

ипотечный кредит;

вторичный рынок закладных;

создание разветвленной сети ссудосберегательных касс и жилищно-строительных банков;

предоставление предприятиями кредитов и ссуд своим работникам под льготный процент и погашение уже полученных ими кредитов;

льготное или бесплатное предоставление инженерно подготовленных участков земли под жилищное строительство;

создание сети страховых компаний по страхованию долгосрочных ссуд.

Для кредитных организаций в ипотечном кредитовании важны, прежде всего, устойчивость, законность кредитных отношений, твердое обеспечение предоставляемых кредитных средств и возможность развития вторичного рынка ценных бумаг, а для залогодателя и залогодержателя - гарантии выполнения договорных отношений.

Следует отметить, что за последние годы, коренные изменения произошли в структуре источников финансирования жилищного строительства. Основными источниками финансирования жилищного строительства становятся внебюджетные средства в сочетании с различными формами государственной поддержки граждан и юридических лиц, принимающих участие в финансировании строительства жилья.

Основными источниками инвестирования нового жилья для граждан являются следующие.

Обязательным источником инвестирования нового жилья для конкретного гражданина является его личный целевой вклад.

Вторым источником инвестиций на строительство квартиры для конкретного гражданина могут быть адресные субсидии местных органов власти, или субсидии предприятий, на которых работают локальные инвесторы, или субсидии из внебюджетных фондов, формируемых генеральным менеджером в рамках системы за счет привлечения к строительству организаций, предприятий и частных лиц (коммерческих инвесторов).

Третьим потенциальным источником инвестиций для улучшения условий граждан могут быть средства от фьючерсной продажи ранее занимаемой семьей очередника квартиры.

Четвертым источником оплаты новой квартиры для граждан, является краткосрочный заем.

В табл. 2 приведены потенциальные финансовые ресурсы и способы их привлечения для обеспечения ипотечного жилищного кредитования.

Таблица 2 - Финансовые ресурсы и способы их привлечения

Источники ресурсовВиды ресурсовСпособы привлеченияНаселениеДенежные средстваНакопительные счета. Жилищные облигации и сертификаты.Прежнее жильеЗачет стоимости прежнего жилья.ПредприятияНезавершенное строительствоИспользование имеющегося «недостроя» для удешевления строительства жильяФинансовые ресурсыВторичный рынок ипотечных кредитов.

Похожие работы на - Коммерческие банки на рынке ипотечного жилищного кредитования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!