В конце 1767 года Комиссию перевели в Петербург, где её деятельность также ничего не достигла. В конце 1768 года члены общего собрания были распущены ввиду войны с Турцией. Екатерина понимала неуспех дела и, оценив обстановку, распустила общее собрание, оставив некоторые частные комиссии, которые работали до 1774 года. Но и они работали немногим лучше. Таким образом, вследствие отсутствия подготовительных работ, непрактичности и неопределённости внешней организации дела и практического неумения руководителей Комиссия Уложения была упразднена.
Несмотря на полную неудачу Комиссии, она всё-таки имела важные последствия для последующей деятельности Екатерины II. В этом плане большую роль сыграло собрание депутатов 1767-1768 гг. Депутаты привезли массу наказов, их выступления были оставлены в архивах Комиссии, таким образом, мнения, как сословий, так и отдельно избранных ими лиц о предметах, интересовавших императрицу, были высказаны. Был собран огромный фактический материал, отразивший картину взглядов, настроений и интересов тогдашнего общества. Кроме того, Екатерина сумела заставить россиян задуматься о государственной вольности, политических правах, веротерпимости, равенстве всех подданных перед лицом Закона. Комиссия показала, что именно надо исправить и к чему нужно приложить эти принципы.
После роспуска Комиссии Уложения Екатерина II начала собственную разработку серии законодательных актов, составивших реформу "просвещённого абсолютизма", основой для которой стали принципы и правила ранее изданного "Наказа". Особенно важное значение имела реформа местного самоуправления.
.3 Губернская реформа
Губернские учреждения императрицы Екатерины II составили целую эпоху в истории местного управления России. В 1775 году вышел в свет обширный законодательный документ "Учреждение для управления губерний". В соответствии с этим документом вступило в силу новое административно-территориальное деление, были внесены большие изменения местного управления. Эта система просуществовала почти столетие.
Все вновь образованные губернии и уезды получили единообразное устройство, основанное на строгом разделении административных, финансовых и судебных дел. Во главе губернии стоял назначаемый правительством губернатор со своим заместителем - вице-губернатором. Иногда две или три губернии объединялись под управлением наместника - генерал-губернатора. Страна была разделена на 50 губерний; провинции были упразднены, каждая губерния делилась на 10-12 уездов. В основе такого деления лежал принцип численности податного населения. Для губерний и уездов было установлено определённое количество жителей: по 300-400 тысяч и по 20-30 тысяч человек соответственно.
С изменением границ прежних административных территорий возникли новые уездные и губернские центры. Система местной власти была реорганизована. Слабость прошлой местной власти проявлялась в её неспособности собственными силами подавить антиправительственные выступления. Это убедительно доказали события московского "чумного бунта" 1771 г. (широкого выступления, вызванного строгостями карантина), а особенно восстание Пугачёва. Теперь в распоряжении центральной власти находились многочисленные административные учреждения, любое вооружённое выступление встретило бы скорый и жестокий отпор.
Екатерина II выработала свои положения о губерниях, стремясь, в первую очередь, увеличить силы администрации, разграничить ведомства и привлечь к управлению земские элементы. В каждом губернском городе были установлены: губернские правления во главе с губернатором (имело административный характер, представляло правительственную власть и являлось ревизором всего управления), уголовная и гражданская палаты (высшие органы суда в губернии), казённая палата (орган финансового управления), верхний земской суд (судебное место для дворянских тяжб и для суда над дворянами), губернский магистрат (судебное место для лиц городского сословия по искам и тяжбам на них), верхняя расправа (судебное место для одноверцев и государственных крестьян), приказ общественного призрения для устройства школ, богаделен и т. п. Все эти учреждения носили коллегиальный характер и считались сословными, но реально вся власть принадлежала губернатору.
В каждом уездном городе находились: нижний земский суд (ведал делами уездной полиции и администрации, состоял из исправника и заседателей), уездный суд (для дворян, подчинялся Верхнему земскому суду), городской магистрат (судебное место для горожан, подчинялось губернскому магистрату), нижняя расправа (суд для государственных крестьян, подчинялся верхней расправе).
.4 Судебная реформа
екатерина власть реформа образование
Очень сложно было судоустройство. Впервые в России появился суд, отделённый от исполнительной власти, хотя и зависимый от неё. Деятельность новых органов приобрела черты самоуправления, так как в ней принимали участие местные жители. Новые суды были выборными. Отдельно избирались суда для дворян, городского населения и для тех крестьян, которые не находились в крепостной зависимости (крепостных судил в основном сам помещик). Главная роль в этой новой судебной системе принадлежала помещикам. Каждые три года все уездные дворяне должны были съезжаться в центральный город уезда, чтобы выбирать из своей среды местную администрацию - предводителя дворянства, капитана-исправника, заседателей в суды, палаты и другие учреждения. В результате дворяне каждого уезда образовали сплочённое общество, через своих представителей влиявшее на управление делами уезда.
Судебная реформа отнюдь не означала ослабления мощной и разветвлённой системы центрального управления: её лишь "разгрузили" от мелких текущих дел, дав сословиям (дворянам, мещанам, крестьянам) права решать их самостоятельно. Таким образом, реформа 1775 года сделала большой шаг вперёд в разделении административных, судебных и финансовых дел.
Вследствие областной реформы был усилен полицейско-дворянский надзор за населением, увеличено число чиновников. Появились 216 новых городов за счёт упразднения автономии окраин (в 1775 г. была уничтожена Запорожская Сечь, упразднено казачье самоуправление на Дону, ликвидирована автономия Эстляндии и Лифляндии).
Таковы были главные меры, предпринятые Екатериной II относительно управления государством. В результате императрица усилила состав администрации, правильно распределила ведомства между органами управления и дала широкое участие земству в новых учреждениях. Но недостатком местного учреждения 1775 г. явилась прежняя система в центральном управлении, обязанность руководства и общего наблюдения. За исключением двух учреждений (совестного суда и приказа общественного призрения) все остальные были органами какого-либо одного сословия. Самоуправление получило строго сословный характер: оно не было нововведением для горожан, но было крупной реформой для дворянства.
В 1785 году Екатерина II обнародовала Жалованную грамоту дворянству и в ней подтвердила все его права, полученные от прежних государей, наделив новыми. При Петре I дворянин обладал обязанностью бессрочной службы и правом личного землевладения, причём это право принадлежало ему не исключительно и не вполне. При императрице Анне Иоанновне дворянин облегчил свою государственную службу и увеличил землевладельческие права. При Елизавете он достиг первых сословных привилегий в сфере имущественных прав и положил начало сословной замкнутости. При Петре III с дворян была снята служебная повинность и они получили некоторые личные права.
Становясь привилегированным и обособленным сословием, дворянство до 1785 года не имело ещё сословной организации, а с уничтожением обязательной службы могло потерять и служебную организацию Учреждения 1775 года, которая давала дворянству самоуправление и внутреннюю организацию. Каждые три года для избрания должностных лиц дворяне должны были съезжаться всем уездом, избирали уездного предводителя, капитана-исправника и заседателей в различные учреждения. Дворянство каждого уезда становилось целым сплочённым обществом и через своих представителей управляло всеми делами уезда; и полиция, и администрация находились в руках дворянского учреждения (нижний земский суд). По своему сословному положению дворяне становились с 1775 года не только землевладельцами уезда, но и его администраторами.
Так как большое число чиновников принадлежало к дворянству, то не только уездное, но и губернское управление вообще сосредотачивалось в руках дворянства. Дворянство из своих родов поставляло главных деятелей в центральные управления. Таким образом, с 1775 года вся Россия от высших до низших ступеней управления (кроме разве городских магистратов) стала управляться дворянством: вверху оно действовало в виде бюрократии, внизу - в качестве представителей дворянских самоуправляющихся обществ. Такое значение имели для дворянства реформы 1775 года, они дали ему сословную организацию и первенствующее административное значение в стране.
В "Учреждениях для управления губерниями" организация, данная дворянству, и её влияние на местное самоуправление рассматриваются как факты, созданные в интересах государственного управления, а не сословий. В изданной 21 апреля 1785 года Жалованной грамоте дворянству начала сословного самоуправления рассматриваются уже как сословные привилегии наряду со всеми правами и льготами, какие дворяне имели раньше. Таким образом, Жалованная грамота 1785 года явилась подтверждением закона о дворянстве, и в ней было добавлено признание дворянства уже не одного уезда, но и целой губернии за отдельное общество с характером юридического. Грамотой 1785 года был завершён процесс сложения и повышения дворянского сословия.
При Екатерине II дворянин стал членом губернской дворянской корпорации, привилегированной и державшей в своих руках местное самоуправление. Грамота 1785 года установила, что дворянин не может иначе, как по суду, лишиться своего звания, передаёт его жене и детям. Он освобождался от податей и телесных наказаний, владел как неотъемлемой собственностью всем, что находилось в его имении, освобождался окончательно от обязательной прежде государственной службы, но не мог принимать участие в выборах на дворянские должности, если не имел офицерского чина. Лишение дворянского достоинства могло производиться лишь по решению Сената с высочайшим утверждением. Имения осуждённых дворян не подлежали конфискации. Дворянство отныне именовалось "благородным".
К таким результатам пришло дворянство к концу XVIII века. Политика императрицы дала дворянскому сословию исключительные личные права, широкое право сословного самоуправления и сильное влияние на местное управление. Эти привилегии дворянства способствовали дальнейшему закрепощению крестьян, ограничению их прав и усилению над ними господства помещиков.
1.6 "Жалованная грамота городам"
Одновременно с Жалованной грамотой дворянству была издана Грамота на права и выгоды городам Российской империи или Жалованная грамота городам. Подобно дворянскому, городское общество рассматривалось как юридическое лицо, пользующееся корпоративными правами, главным из которых являлось право самоуправления. Его первичным органом было городское собрание, избиравшее городского главу и представителей судебных учреждений. Распорядительным органом сословного самоуправления становилась общая городская дума, собиравшаяся раз в три года. В ней были представлены городской голова и так называемые гласные (депутаты) от шести разрядов городского населения ("настоящих городовых обывателей", то есть владельцев недвижимой собственности в черте города); купцов трёх гильдий; цеховых ремесленников; русских и иностранных специалистов; "именитых граждан" - большой группы лиц, отслуживших по выборам, коммерсантов, интеллигенции, посадских. В промежутке между собраниями городской думы её функции передавались исполнительному органу - шестигласной думе, включавшей по одному гласному от каждого разряда населения. По сравнению с дворянским самоуправлением выборные городские органы имели гораздо меньше прав и подвергались мелочной государственно-бюрократической опеке.
Сопоставление всех трёх документов (Жалованной грамоты дворянству, Жалованной грамоты городам и неопубликованной Жалованной грамоты государственным крестьянам) позволяет считать, что императрица не столько стремилась поддержать то или иное сословие, сколько заботилась об усилении государства, основой которого были, по её мнению, сильные сословия западноевропейского типа. Именно при Екатерине II начинает складываться гражданское общество, основанное на усилении сословий.
.7 Другие труды по законодательству и праву
Важную роль в формировании гражданского общества Российской империи играли и другие труды по законодательству и праву, разработанные Екатериной II в 1770-1780 годах. В 1777 году по инициативе императрицы, переданной через Вольтера, и на её деньги научное общество в Берне объявило конкурс на проект лучшего кодекса "просвещённого времени". Не предполагая участвовать в конкурсе, но побуждённая своей затеей, Екатерина взялась за разработку собственного Уголовного уложения. Она детально изучила петровское законодательство, составила для себя много тематических выписок из Уложения 1649 года, Воинских артикулов, Морского устава (основных источников уголовных законов в действовавшем праве). Но своё уложение императрица задумала построить по правилам "Наказа". Это означало, что жестокие наказания должны быть отменены, что наказание должно быть соразмерно содеянному, что оно должно не только обеспечивать интересы общества, но и исправлять преступника.
Вообще императрица отчётливо сознавала, что сокращение преступности весьма мало зависит от мягкости или жестокости уголовной репрессии. "Буде предлежит в деле избрать между кротостью и строгостью, да изберут кротость, наипаче в уголовном наказании или казни, - напишет она в позднем проекте, оставшемся в рукописях. - Смертная казнь совершенно недостаточна остановить преступление - следовательно излишня; разве в таком случае, где все иные способы не суть достаточны для предупреждения законного исполнения, сохранения всеобщего покоя и собственности". А в проекте Уголовного уложения она записала: "Чтоб наказание воздержало прочих людей от преступления, надлежит, чтоб наказание не превосходило преступление, и для того казнь, ссылка и вечное заключение не должно употребить инако, как тогда, когда преступник числом преступлений или поступков, более или менее тягостных, признан за неисправимого".
Проект Уголовного уложения не был доработан. Тогда же Екатерина II занялась другими проектами: о переустройстве тюрем, об изменении розыскного порядка. Из Уложения вырос только небольшой указ 1781 года об изменении ответственности за разные виды воровства. Одновременно Екатерина составила обширный устав благочиния, обнародованный в 1782 году. В Уставе были определены принципы реформирования учреждений полиции в стране, новые задачи полицейских учреждений - не только по розыску преступников и охране порядка, но и по регулированию вообще социальной жизни в городах. Устав включил и Уголовный кодекс (поскольку в полномочия было внесено право не только отдавать под суд, но и самой определять наказания за малозначительные преступления).
2. Общество
.1 Расширение народного образования
К важным результатам деятельности правительства "просвещённого абсолютизма" относятся меры, предпринятые Екатериной II относительно народного образования. С Петра I образование в России носило практический характер - усвоение знаний для потребностей деятельной службы государству и непосредственно для применения в жизни, быту.
Екатерина II в своём "Наказе" первая заговорила о воспитательном значении образования, и стала затем заботиться об учреждении различных воспитательных заведений. Для того чтобы воспитать русское общество, Екатерина лучшим средством считала "произвести сперва способом воспитания, так сказать, новую породу или новых отцов и матерей", нравственно совершенных. Эта "порода людей" должна была вырасти в воспитательных училищах под надзором опытных педагогов, в полном разобщении с семьёй и обществом. Таким воспитательным училищем являлся, в первую очередь, воспитательный дом в Москве И. И. Бецкого. В правилах Дома было записано, что "все воспитанные в сём доме обоего пола, и дети их, и потомки… останутся вольными…". Сам Бецкой внимательно следил за тем, чтобы дети, переданные на воспитание в деревни, не попали в крепостную зависимость. Образование в Московском воспитательном доме финансировалось членами императорской фамилии, дворянами. Дому приносили прибыль принадлежащие ему харчевни, кузницы, мельницы, сдававшиеся внаём, а также находившиеся на его территории частные дома, пивоварни, харчевни, бани, перевоз и пристань на Москва-реке. Среди доходов Дома были не только деньги. Например, Дому был подарен замечательный кабинет истории; из кладовых Кремлёвского дворца и Академии художеств музею и библиотеке Воспитательного дома были переданы картины, скульптуры, иконы, книги.
Для детей, воспитывавшихся в крестьянских семьях, Дом организовывал обучение грамоте и арифметике. Если они заболевали, их отправляли лечиться в больницы дома. Усыновлять воспитанников позволялось лишь бездетным государственным крестьянам в том случае, если у них было свидетельство о хорошем поведении и они могли содержать питомца. Заранее оговаривалось условие, что, если в семье появлялись родные дети, приёмыш должен был иметь равные с ними права.
Детей, возвращённых из деревень в Дом для обучения ремёслам, с восьмилетнего возраста отдавали на воспитание мастерам - мальчиков на шестнадцать, а девочек на двенадцать лет. Воспитанники становилась садоводами, лесоводами, фельдшерами. Получившие технические специальности работали на столичных заводах.
При основании Дома в 1763 году ему были переданы каменные корпуса, оставшиеся после пожара бывшего императорского Слободского дворца в Москве. Их перестроили и разместили там ремесленное училище с шестилетним сроком обучения, где преподавали алгебру, тригонометрию, практическую механику, физику, химию и черчение. После окончания обучения и трёх лет практики выпускники получали аттестаты учёных мастеров, мастеров или подмастерьев. Воспитательный Дом в Москве впоследствии оказал огромное влияние на развитие различных отраслей российской промышленности.
Помимо воспитанников Дома, становившихся крестьянами и мастерами промышленных предприятий, особо выделялась группа детей, обладавших большими способностями к наукам и искусствам. После обучения в Доме они становились домашними учителями, бухгалтерами или письмоводителями. Наиболее способные поступали в университеты или Медико-хирургическую академию, чтобы продолжить образование. В самом Доме учредили мужской и женский институты для воспитания и образования сирот чиновников и военнослужащих. Позднее мужской институт был преобразован в Сиротский кадетский корпус, а женский - в Александровский, а потом в Николаевский сиротский институт, где готовили домашних наставниц, получавших дипломы Московского университета, а также домашних учительниц с правом обучения началам наук, языков, искусств и преподавания в гимназии. Выпускники Дома, начавшие работать, ещё в течение шести лет продолжали получать от него пособие. Воспитательный дом гарантировал своим питомцам заботу и поддержку в течение всей их жизни. Потеряв работу, заболев или оказавшись на пороге одинокой старости, бывшие воспитанники имели право возвратиться в Дом, быть там на содержании и иметь отдельную комнату.
Благотворительная деятельность И. И. Бецкого не осталась незамеченной: указом императрицы Екатерины II он был произведён в действительные тайные советники, а сенат наградил его большой золотой медалью "За любовь к отечеству". Деятельность Бецкого и его соратников нашла отклик в сердцах людей разного общественного положения и материального достатка, и в городах России их стараниями стали создаваться воспитательные дома и детские приюты, институты, кадетские корпуса. В соответствии с "Генеральным учреждением о воспитании обоего пола юношества" И. И. Бецкого были открыты училище при Академии художеств (1764 г.), Общество двухсот благородных девиц (1764 г.) с отделениями для мещанских девиц, коммерческое училище (1772 г.)
Среди созданных Бецким учебно-воспитательных заведений одно имело особое значение в истории русской школы и просвещения - это Общество благородных девиц (Смольный монастырь, или смольный институт). Оно положило начало женскому среднему образованию в России. Воспитанницы делились на четыре возраста: 6-9, 9-12, 12-15, 15-18 лет. Каждому возрасту соответствовали платья своего цвета: коричневого, голубого, сероватого и белого. Приём в первый класс производился раз в три года. Учебная программа включала русский и иностранные языки, арифметику, географию, историю, стихотворство, геральдику, архитектуру, рисование, музыку и танцы. Давали девушкам и некоторые знания в области домашней экономии.
Однако созданные по проекту Бецкого воспитательно-учебные заведения охватывали слишком малое количество детей. В 1782 году для проведения более масштабной школьной реформы была образована Комиссия об учреждении училищ. Основные документы и план реформы были разработаны австрийским педагогом Ф. И. Янковичем, который хорошо знал русский язык. По этому плану в губернских городах возникают главные, а в уездных - малые народные училища. Эти училища являлись всесословными и содержались за счёт государства. В малых училищах изучались чтение, письмо, чистописание, арифметика, катехизис, а в главных - Закон Божий, русский язык, география, история, естественная история, геометрия, архитектура, механика и физика, иностранный язык. В Екатеринославе, Пензе, Чернигове и Пскове при содействии государыни и попечении общественности предполагалось учредить университеты.
Главной заслугой Екатерины II в области просветительских преобразований можно считать первый опыт создания в России системы общего начального образования, не ограниченного сословными преградами (за исключением крепостных крестьян). Значение этой реформы очень высоко, ведь речь шла о создании общероссийской системы образовательной школы.
.2 Организация врачебной помощи населению
Примечательно и то, что при Екатерине II организация врачебной помощи населению возлагалась на власти. Заботы о народном здоровье и гигиене вызвали при императрице попытку правильно организовать врачебную помощь по всей стране. Медицинская комиссия, учреждённая в 1763 году, и приказы общественного призрения должны были блюсти медицинскую часть в империи и готовить медицинских работников. Каждый город обязан был иметь больницу и аптеку, где больным предлагались не те лекарства, которые дешевле, а те, которые назначал врач. Город должен был также заводить приюты для неизлечимых больных и сумасшедших. Так как врачей недоставало, то их выписывали из-за границы и проводили обучение русских лекарей и хирургов.
В то же время основывали аптеки и фабрики хирургических инструментов. В 1783 году Екатерина II организовала медицинскую службу для наблюдения за состоянием здоровья населения. Она учреждала больницы и психиатрические лечебницы. Страшным бедствием для жителей России оставались эпидемии оспы, и Екатерина собственным примером положила начало проведению вакцинации, специально вызвав для этого из Англии врача Томаса Димсдейма. Когда императрица привила себе и наследнику престола сыну Павлу оспу, то в ответ на восхищение придворных возразила, что "она только исполнила свой долг, потому что пастырь обязан полагать жизнь свою за своё стадо". Поступок Екатерины II становился примером для подданных.
2.3 Развитие русской науки
Большой шаг вперёд делает русская наука. В 1783 году была основана особая Российская академия для изучения языка и литературы. Существовавшая с петровских времён Академия наук за 1768-1774 годы провела пять географических экспедиций, которые внесли ценный вклад в изучение географии страны. Академия наук начала публикацию русских летописей, вышли в свет двадцать пять томов древних русских документов.
В 1765 году возникает Вольное экономическое общество, предназначенное для популяризации передовых агрономических знаний и содействия помещичьему рационализаторству. В трудах Вольного экономического общества печатались многочисленные статьи по организации и ведению сельского хозяйства. В Академии наук значительно возросло число русских учёных, среди них - выдающиеся натуралисты И. И. Лепёхин, Н. Я. Озерецковский, астроном С. Я. Румовский, минеролог В. М. Севергин и другие. Ко второй половине XVIII века относилась деятельность видных историков М. М. Щербатова и И. Н. Болтина; активно публиковались источники по русской истории (Н. И. Новиковым, Академией наук). Издательская продукция увеличивается чрезвычайно. За весь XVIII век в России было издано 9500 книг, из них около 85% приходилось на царствование Екатерины II. 15 января императрица подписала указ о позволении заводить "вольные" типографии.
Книга, журнал, газета становятся элементом повседневного быта всё большего числа людей. В Петербурге была открыта первая в России публичная библиотека. Книготорговцы начинают открывать при лавках платные библиотеки. К концу 80-х годов существовало пятнадцать государственных библиотек, растёт число частных книжных собраний.
Положительные изменения произошли и в организации научно-исследовательской работы. В 1783 году директором Российской академии наук была назначена княгиня Е. Р. Дашкова, проявившая недюжинные способности на административном поприще. За двенадцать лет её пребывания на этом посту были приведены в порядок академическое хозяйство и академические учебные заведения, налажена работа общедоступных курсов по основным отраслям наук, активизировалась издательская деятельность Академии. Так, было предпринято первое издание сочинений Ломоносова, основаны два периодических издания - литературно-художественный и исторический журнал "Собеседник любителей российского слова" и "Новые ежемесячные сочинения". Данное учреждение, собравшее выдающихся писателей и учёных, было задумано как гуманитарный научный центр, специализирующийся главным образом на изучении русского языка, упорядочении его грамматики, стилистики и произношения. В русле решения этой задачи был подготовлен шеститомный "Словарь Российской Академии", содержавший объяснение 43 тысяч слов русского языка.
.4 Русская литература
Развитие шло и в русской литературе. Во второй трети XVIII века в России складывается первое литературное направление - классицизм. Российский классицизм формировался, с одной стороны, под влиянием всеобъемлющих преобразований первой четверти XVIII века, а с другой - идеологии европейского Просвещения. Условия формирования определили и наиболее характерные черты нового направления: культ государственной власти, проповедь ценности государственного служения, вера в творческие силы разума.
К середине XVIII века относится зарождение просветительства - прогрессивной антифеодальной идеологии, связанной с отрицательной оценкой крепостного права, отстаиванием интересов широких масс народа, последовательной защитой просвещения и всесторонней европеизации России. Основоположником просветительского направления в России был М. В. Ломоносов (1711 - 1765 гг.). Выходец из поморских крестьян, одолевший трудный путь к вершинам знания, Ломоносов добивался доступности образования - вплоть до университетского - для всех сословий. В меру своих возможностей он пытался обратить внимание властей на положение податных сословий в государстве. Надежды на лучшее будущее Ломоносов возлагал на просвещённый абсолютизм. Идеалом государственной деятельности для него являлись реформы первой четверти XVIII века, а образцом просвещённого монарха - Пётр I, которого он сравнивал с богом. Русская литература второй половины XVIII века была отмечена поисками идейно-эстетических систем, наиболее соответствующих возросшей общественной роли художественного слова. Система классицизма с её жёсткими канонами и частой подменой настоящего предмета изображения должным или желательным уже перестала удовлетворять многих авторов. Ломка законов классицизма заметно проявилась в жанре комедии (например, комедии А. П. Сумарокова и Д. И. Фонвизина). В конце XVIII века в русской литературе складывалось новое направление - сентиментализм, который обращался к внутреннему миру человека, его психологии и переживаниям (наивысшее развитие получил в творчестве Н. М. Карамзина).
Художественная литература оказывалась тесно связанной с общественными идеями века Просвещения. Все они выросли на благодатной почве идей европейской философии Просвещения и рационализма, по-разному трактуя и переосмысливая их. Общей для всех мыслителей этого периода являлась идея медленного, постепенного развития. Но принципиально различались точки зрения на последовательность мер призванных привести к созданию нового, справедливого устройства общества. Сторонники умеренного направления считали, что сначала следует заняться просвещением подданных, их воспитанием и таким образом подготовить к обретению свободы. Приверженцы демократического направления предлагали начать с отмены правителем крепостного состояния своих подданных, а уже затем просвещать и воспитывать их.
Автором и выразителем официальной охранительной идеологии стала сама Екатерина II. В основу её теоретических построений легли идеи Ш. Монтескье, автора знаменитого сочинения "О духе законов". Просвещённая императрица воспринимала государство как высшую ценность и видела в заботе о его процветании главную цель мудрого правителя и каждого отдельного подданного. Благо государства вбирало в себя всю совокупность личных прав и свобод всех подданных и становилось "всеобщим благом". Считая себя наследницей и продолжательницей дела Петра I, Екатерина II внимательно изучала и анализировала его реформаторскую деятельность. Главную заслугу первого российского императора она видела в превращении России в мощную европейскую державу. В то же время, озабоченная идеалом справедливого законодателя, центральным в концепции просвещённого абсолютизма, Екатерина II негативно оценивала жестокость тех методов, к которым прибегал Пётр I, создавая регулярное государство, а также некоторую непоследовательность и неспешность преобразований.
Принципиально важным во взглядах императрицы являлось её убеждение, что стабилизация государственного порядка возможна лишь путём постепенной правовой модернизации, осуществляемой самодержавной властью, и путём регулирования всех сторон общественной жизни. Екатерина II эволюционировала в своих взглядах на историческую роль и значение самодержавия, законотворчества, крепостного права. На первый план в её воззрениях постепенно выдвинулась мысль об особой исторической миссии русского народа, о его превосходстве над другими народами. Став с годами истинной патриоткой, Екатерина II пришла к убеждению, что России нет необходимости заимствовать что-либо у Запада. Напротив, Европе следует во многом брать пример с России.
Эти идеи особой исторической миссии русского народа, идеи естественных прав человека, свободы и равенства развивала и зарождающаяся "разночинная" интеллигенция. Всё более заметные очертания приобретал процесс формирования русской национальной культуры, вбирающей в себя достижения и традиции культуры, созданной многовековой деятельностью народа, всех его слоёв, но в первую очередь - крестьянства, и новой культуры, творившейся, главным образом, образованными слоями общества.
2.5 Двор Екатерины II
"Её великолепие ослепляло, приветливость привлекала, щедроты привязывали", - писал о Екатерине II А. С. Пушкин. Действительно, роскошь и изящество составляли характерную черту эпохи, которую потомки стали называть "екатерининской". Екатерина II была тонким психологом и прекрасным знатоком людей, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. В общении с подданными Екатерина была, как правило, сдержанна, терпелива, тактична. Она была прекрасным собеседником, умела внимательно выслушать каждого. По её собственному признанию, она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала её в своих целях. За всё время царствования Екатерины II практически не было шумных отставок, никто из вельмож не подвергался опале, не был сослан и тем более казнён. Поэтому сложилось представление об екатерининском царствовании как о "золотом веке" русского дворянства.
О придворных нравах времён Елизаветы Петровны Екатерина II презрительно писала: "Остерегались говорить об искусстве и науке, потому, что все были невеждами: можно было побиться об заклад, что лишь половина общества еле умела читать, и я не очень уверена в том, что треть умела писать". Теперь при дворе начитанность и образованность были в цене. В домах столичной знати появились обширные библиотеки, где заняли почётное место сочинения французских классиков, а рядом с ними стояли на полках и произведения отечественных авторов.
Екатерина II любила балы, маскарады, развлечения, но при этом была натурой деятельной. Пожалуй, единственная из российских монархов, она вполне профессионально владела пером и сама пробовала силы в драматургии, журналистике и исторических изысканиях. Уже в первые годы пребывания у власти Екатерина II стала скупать за границей целые коллекции: покупала библиотеки, графические и нумизматические собрания (кабинеты), коллекции живописи и скульптуры; приглашала европейских художников украшать её дворцы и города. Её агенты по всей Европе выискивали предметы искусства. Среди известных приобретений Екатерины - библиотеки Дидро и Вольтера. За сравнительно короткий срок, не жалея средств, она купила уникальные живописные собрания таких меценатов, как Брюль в Дрездене и Кроза в Париже, куда входили шедевры Рафаэля, Пуссена, Ван Дейка, Рубенса, Рембрандта и других знаменитых живописцев.
Екатериной II был основан Эрмитаж - богатейшее собрание художественных коллекций при дворце. Примеру императрицы следовали её приближённые. Они устраивали в своих городских дворцах и загородных имениях большие и малые "Эрмитажи", приобретая вкус к прекрасному, тягу к знаниям и просвещению. В это время складывается много частных коллекций живописи и крупных библиотек, в том числе известные собрания Шереметевых, Голицыных, Безбородко, Строгановых, Воронцовых и других. Поощряется и русская национальная школа живописи. С конца 1760-х годов проводятся первые художественные выставки, аукционы картин, расцветают таланты А. П. Антропова, И. П. Аргунова, Ф. С. Рокотова, В. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, А. П. Лосенко.
Двор Екатерины II поражал современников великолепием. Балы фейерверки, маскарады, причём в последнем случае поощрялось переодевание мужчин - в женское, а женщин - в мужское. Екатерина любила такого рода увеселения, возможно, ещё и потому, что мужское платье ей шло. В карты же императрица играть не любила и, хотя не запрещала это делать другим, но и не поощряла подобное занятие, предпочитая ему остроумную беседу, рассказы бывалых людей или обсуждение литературных новинок.
Ещё одно качество, выгодно отличавшее Екатерину II от многих её предшественников и потомков на троне, - поразительно трудолюбие. Каждое утро она брала перо в руки и работала над законопроектами, указами, текущими делами, историческими и литературными сочинениями, письмами, переводами. "…я встаю самое позднее в 6 часов и сижу до 11 в моём кабинете… После обеда нет ничего, а вечером я вижусь, кому охота придти, и отправляюсь спать самое позднее в половине одиннадцатого", - писала Екатерина II. У императрицы был лишь один выходной день - воскресенье. Ни один другой русский государь не оставил потомкам такого огромного письменного наследия, как Екатерина II.
В результате реформ Екатерины II в области культуры и искусства активизировалась общественная жизнь дворян. Императрица Екатерина Алексеевна постоянно заботилась о том, чтобы не оскудевала государственная служба родовым дворянством, и стремилась привлечь к подножию трона как можно больше талантливых дворян. Но дворянское сословие, видя в сохранении своего привилегированного положения гарантию своего благоденствия, восставали против любых попыток его изменить. Поэтому в конце царствования Екатерины II в правительственном курсе наметился резкий поворот, связанный с реакцией на Французскую революцию: императрица опасалась вызвать недовольство реформами, в первую очередь, дворянства. Однако в последние годы жизни Екатерина II продолжала разрабатывать планы серьезных преобразований. На 1797 год была намечена радикальная реформа центрального управления, введение законодательства о порядке наследования престола, создание высшей судебной инстанции, основанной на выборном представительстве от трёх сословий. Но осуществление проектов этих реформ прекратилось.
Заключение
Историческое значение екатерининской эпохи чрезвычайно велико именно потому, что в эту эпоху были подведены итоги предыдущей истории, завершились исторические процессы, ранее развивавшиеся. Екатерина II сознательно отступала от традиций, сложившихся при Петербургском дворе, не следуя ни за Елизаветой Петровной, ни за Петром III. А между тем результаты её деятельности по своему существу были таковы, что завершили собой именно традиционные стремления русского народа и правительства к укреплению могущества государства. В делах внутренних законодательство Екатерины II завершило собой тот исторический процесс, который начался при временщиках. Равновесие в положении главных сословий, во всей силе существовавшее при Петре Великом, начало разрушаться именно в эпоху временщиков (1725-1741гг.), когда дворянство, облегчая свои государственные повинности, стало достигать некоторых имущественных привилегий и большей власти над крестьянами по закону. Увеличение дворянских прав существовало во времена и Елизаветы Петровны, и Петра III.
При Екатерине же дворянство становится не только привилегированным сословием, имеющим правильную внутреннюю организацию, но и сословием, господствующим в уезде (в качестве землевладельческого сословия) и в общем управлении (как бюрократия). Параллельно росту дворянских прав и в зависимости от него падают гражданские права владельческих крестьян. Расцвет дворянских привилегий в XVIII веке необходимо соединялся с расцветом крепостного права. Поэтому время Екатерины Великой было тем историческим моментом, когда крепостное право достигло полного и наибольшего своего развития.
Таким образом, деятельность Екатерины II в отношении сословий (административные меры императрицы носили также характер сословных мер) была прямым продолжением и завершением тех уклонений от старорусского строя, какие развивались в XVIII веке. Екатерина II в своей внутренней политике действовала по традициям, завещанным ей от ряда ближайших её предшественников, и довела до конца то, что они начали.
Новое правительство не только принимало в расчёт хорошие образцы своих предшественников, но вело государство по собственной программе. В России развитие и воплощение начал просвещённого абсолютизма приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство.
В России задачи просвещённого абсолютизма сводились к укреплению самодержавия за счёт модернизации и совершенствования системы управления; устранению наиболее архаичных её элементов; созданию условий для экономического развития страны. Екатерина II действительно мечтала о государстве, способном обеспечить благоденствие подданных. Свойственная веку Просвещения вера во всемогущество человеческого разума заставляла императрицу полагать, что все препятствия к этому могут быть устранены принятием разработанных законов. Кроме того, активное законотворчество Екатерины II было призвано укрепить законодательную базу самодержавия.
Таким образом, в итоге политики просвещённого абсолютизма укрепилось и модернизировалось самодержавие, появились зачатки гражданского общества; усилилось крепостничество, но впервые был поставлен вопрос о смягчении или даже отмене крепостного права; зародились понятия свободы и прав личности. Россия в XVIII веке окончательно вступила на путь структурной модернизации - перехода от традиционного к индустриальному обществу. Однако за блестящим фасадом имперского могущества и внешней приобщённости к западноевропейским образцам скрывались глубокие противоречия между новыми методами хозяйствования в промышленности и торговле и сохранявшейся в неприкосновенности государственной системой крепостничества, становившейся основным тормозом на пути социально-экономического развития России.
Век Екатерины - это и эпоха духовного расцвета, формирования национального самосознания, складывания в обществе понятий чести, личного достоинства, законности. Не случайно историки говорят о двух не поротых поколениях русских дворян, выросших за время правления Екатерины, из которых вышли герои 1812 года и декабристы, великие писатели и художники - гордость отечественной культуры.
Список литературы
1. Карамзин Н.М. История государства российского. В 12 тт. Т. I. М., 1989, с.24
. Екатерина II. Записки. С. - Петербург, 1907 г.
. История Отечества с древнейших времён до наших дней. В. Кириллов, Г. Кулагина. Пособие для школьников и поступающих в Вузы. Москва, "Олма-Пресс", 2000 г.
. История России для школьников старших классов и поступающих в Вузы. М. Зуев. Москва, "Дрофа"
. "Наказ" императрицы Екатерины II. С. - Петербург, 1907 г.
. Борзаковский П. Императрица Екатерина Вторая Великая, М., 1991г
. Каменский Б. Екатерина II // Вопросы истории. - 1989. - № 3
. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история от Екатерины Великой до Александра II М.,1994
. История России с начала XVII до конца XIX века. Л. Слов. Москва, "АСТ", 1997 г.
. Ключевский В.О. Курс русской истории. Т. 1. М., 1987; Т. 2-3. 1988; Т. 4-5. 1989
. Отечественная история с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. А-Д. М., 1994.
. А. С. Пушкин. Заметки по русской истории XVIII века. Т.11. Москва, 1996 г
. Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства. 21.04.1785 г. // Политическая история России. Хрестоматия. М., 1996
. Платонов С.Ф. Учебник русской истории. СПб., 1993