Роль таможенно-тарифной политики государства в защите внутреннего рынка и национального предпринимательства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,78 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль таможенно-тарифной политики государства в защите внутреннего рынка и национального предпринимательства

Государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российская таможенная академия. Ростовский филиал

Факультет таможенного дела

Кафедра международных экономических отношений






КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Мировая экономика и ВЭД»

на тему:

Роль таможенно-тарифной политики государства в защите внутреннего рынка и национального предпринимательства



Выполнил: студент 2 курса

Хоперсков В.А.

Руководитель: к.э.н. А.А. Гильяно



Ростов-на-Дону 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.ТАМОЖЕННО-ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД

1.1Сущность и основные принципы таможенно-тарифной политики

1.2Таможенные пошлины как инструмент таможенно-тарифной политики

1.3Классификация и функции таможенного тарифа

2.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА И НАЦИОНАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

.1Условия и особенности реализации таможенно-тарифной политики в Российской Федерации

2.2Защита внутреннего рынка России с помощью таможенно-тарифного

регулирования в торговле промышленными товарами

2.3Защита национального предпринимательства России с помощью таможенно-тарифного регулирования в торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольствием

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

ВВЕДЕНИЕ

Таможенно-тарифная политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров, важнейший и неотъемлемый инструмент решения внутренних задач - перехода российской экономики на инновационный путь развития, ее диверсификации и повышения глобальной конкурентоспособности, а также защиты внутреннего рынка и национального предпринимательства.

Проводимые в России реформы не имеют аналогов в мировой практике по своим масштабам и срокам проведения. Все эти изменения глобальным образом затронули и сферу внешнеэкономической деятельности. Рыночные реформы, начавшиеся во второй половине 1980-годов, в качестве одного из важнейших своих направлений предполагали либерализацию внешнеторговой деятельности. Последовавший демонтаж системы государственной монополии внешней торговли привел к возобновлению нормальной практики таможенно-тарифного регулирования, как основного направления таможенной политики. Среди направлений, значение которых за последние годы постоянно возрастает, является таможенное дело и таможенная политика, которые являются составной частью внутренней и внешней политики государства.

Актуальность данной темы заключается в том, что политика в сфере таможенно-тарифного регулирования, с одной стороны, выражает интересы национального хозяйства в целом - защита отечественного производителя, бюджет, привлечение инвестиций, поддержание конкурентной среды, а с другой - сохраняет возможности для экономического взаимодействия страны с внешним миром. Главное здесь - оптимальное применение многочисленных инструментов с учетом внутренних и внешних факторов, которые будут рассмотрены в данной работе.

При подготовке данной работы были использованы такие нормативно-правовые документы как Таможенный кодекс таможенного союза, закон «О таможенно тарифе» и некоторые постановления Правительства РФ, а также статистические данные, опубликованные на сайте Минэкономразвития и Федерального казначейства.

Объектом исследования данной работы является таможенно-тарифная политика как активный фактор формирования экономических отношений, как внутри страны, так и формирование ее внешнеэкономической деятельности. Предмет данной работы - выявление механизмов таможенно-тарифного регулирования промышленно развитых стран, а также экономических механизмов регулирования внутреннего рынка и национального предпринимательства на примере отдельных отраслей промышленности России.

Целью данной работы является определение основных механизмов таможенно-тарифного регулирования внешней экономической деятельности в области защиты внутреннего рынка и национального предпринимательства.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

.Изучить таможенно-тарифные механизмы, как инструменты государственного регулирования внешней экономической деятельности;

2.Рассмотреть механизмы таможенно-тарифного регулирования в промышленно развитых странах;

.Проанализировать таможенно-тарифную политику России в области защиты внутреннего рынка и национального предпринимательства на примере отдельных отраслей промышленности;

.Выявить основные направления таможенно-тарифной политики России в области защиты внутреннего рынка и национального предпринимательства.

Данная работа содержит введение, две главы, заключение, список использованной литературы (16 источников) и приложения.

1.ТАМОЖЕННО-ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД

1.1Сущность и основные принципы таможенно-тарифной политики

Таможенно-тарифная политика - это основной элемент внешнеэкономической политики. В современных условиях она осуществляется с помощью ряда механизмов, которые регулируют, стимулируют и контролируют внешнеэкономические связи. Центральный инструмент таможенно-тарифного регулирования - таможенная пошлина, с помощью которой регулируется внешнеторговый оборот.

Известны два вида таможенно-тарифной политики: протекционизм и фритредерство. Оба эти направления используют таможенно-тарифное регулирование, так как именно оно составляет основу финансовой деятельности государства в лице таможенных органов.

Протекционизм - это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Такая политика предполагает установление высокого таможенного обложения товаров, ввозимых на территорию страны. Таким образом государство ставит барьер на пути проникновения импорта на внутренний рынок.

Фритредерство - это политика свободной торговли. Эта политика нацелена на всемерное поощрение импорта путем ликвидации ввозных таможенных пошлин, устранения нетарифных преград на торговых путях. Это приводит к росту товарооборота, способствует более выгодному международному разделению труда.

Таможенно-тарифная политика выполняет несколько функций - фискальную, регулирующую и защитную. В принципе все они одинаково важны для экономики страны. Но на практике предпочтение отдается только одной функции - фискальной.

Таможенная политика России определяется высшими органами государственной власти и управления страны и является составной частью внешней и внутренней политики российского государства. Целями таможенной политики России являются:

а) интеграция хозяйства страны в мировую экономику;

б) защита и стимулирование экономического развития России;

в) создание условий для функционирования российского рынка и рынка стран СНГ;

г) укрепление торгового и платежного баланса страны;

д) рост доходов государственного бюджета;

е) упрочение торгово-политических позиций России;

ж) противодействие дискриминационным акциям иностранных государств и их союзов;

з) расширение культурных и информационных обменов между Россией и зарубежными странами, контактов между людьми;

и) охрана жизни и здоровья человека, животных и растений, сохранение окружающей среды;

к) защита государственной и общественной безопасности;

л) защита прав и законных интересов граждан, предприятий, объединений и организаций, культурного и исторического наследия народов России.

В качестве основных принципов таможенной политики России в настоящее время ученые выдвигают:

соблюдение системы приоритетов направленности таможенной политики на достижение таких целей, как: обеспечение интересов России; обеспечение интересов стран, возглавляемого Россией Содружества Независимых Государств; обеспечение интересов мирового сообщества в целом;

сочетание интересов государства и интересов отдельных участников внешнеэкономической деятельности при обязательном приоритете общенациональных интересов;

обеспечение не только внешнеэкономической безопасности страны, но и ее внешней безопасности в целом: продовольственной, технологической, экологической, научной, валютно-финансовой;

содействие улучшению структуры внешнеторгового оборота (улучшению структуры экспорта и импорта), а также государственной стратегии экспорта и импорта товаров, услуг и инвестиций;

исключение из практики внешнеэкономической деятельности незаконного вывоза капитала за рубеж посредством упорядочения правил ведения валютных операций с учетом интересов России и усиления государственного контроля за осуществлением валютных операций.

Механизм таможенно-тарифной политики составляют такие инструменты как таможенные пошлины и таможенный тариф как свод ставок таможенных пошлин, которые будут рассмотрены далее.

1.2 Таможенные пошлины как инструмент таможенно-тарифной политики

В системе обязательных платежей, уплачиваемых в связи осуществлением экспортно-импортных операций, инструменты таможенно-тарифной политики - ввозные и вывозные таможенные пошлины - занимают, без преувеличения, доминирующие позиции.

Наряду с несомненно высоким фискальным значением таможенной пошлины, она продолжает оставаться эффективным инструментом протекционистской политики.

По своему экономическому содержанию таможенная пошлина относится к стоимостным, рыночным регуляторам экспортно-импортных операций. Таможенная пошлина представляет по своей сути разновидность косвенного налога, которым облагается товар при его перемещении через таможенную границу. Как всякий косвенный налог, она увеличивает цену товара и тем самым снижает его конкурентоспособность. Однако за этим внешне простым и, на первый взгляд, односложным воздействием таможенной пошлины на внешнюю торговлю скрываются сложные и подчас противоречивые процессы, обусловленные характером внешнеторговой политики данной страны.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

. фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

. протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

. балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Существует несколько классификаций таможенных пошлин.

Классификация по способу взимания:

а) адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

б) специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долларов за 1 тонну) (Приложение Б);

в) комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за 1 тонну) (Приложение В).

Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют качественные различные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и прочие) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.

Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизованные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары.

Классификация по объекту обложения:

а) импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

б) экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.

Классификация по характеру:

а) сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать несколько месяцев в год, и на этот период действия обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

б) антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

в) компенсационные - пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем.

Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

Классификация по происхождению:

а) автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;

б) конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такое как Генеральное соглашение о тарифах и торговле, или соглашение о таможенном союзе;

в) преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.

Классификация по способу вычисления:

а) номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свой импорт или экспорт;

б) эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров .

Важная роль таможенных пошлин связана, прежде всего, с тем, что, воздействуя на цены товаров и отгораживая национальные рынки от мировых, они активно влияют на накопление капитала, темпа развития и норму прибыли отдельных отраслей экономики, нивелируют различия в национальных и международных условиях производства .

1.3 Классификация и функции таможенного тарифа

Таможенный тариф - это результат систематизации ставок таможенных пошлин в зависимости от вида товара, перемещаемого через таможенную границу.

Вообще под тарифом подразумевается система ставок платы за различные производственные и непроизводственные услуги (транспортные тарифы, тарифы связи, тарифы на услуги коммунально-бытового хозяйства, таможенные, страховые и другие тарифы).

Среди основных функций таможенного тарифа особо выделяются протекционистская и фискальная функции.

Протекционистская функция связана с защитой национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает их стоимость при реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством.

Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.

В таможенном тарифе устанавливается соответствие между двумя структурными элементами - товарной номенклатурой и ставками таможенных пошлин. Еще в начале ХХ в. существовали таможенные системы, обходившиеся без таможенных тарифов. Например, в Китае все товары, ввозимые и вывозимые через морские китайские таможни, облагались единой ставкой в 5% (в Индии такая ставка составляла 3,5%, в Египте - 8% и т.д.). Однако с развитием экономики, диверсификацией товарной структуры внешней торговли, обострением конкурентной борьбы на мировых рынках происходит детализация и усложнение таможенных тарифов. Ставки таможенных пошлин стали зависеть не только от вида товара (его позиции в товарной номенклатуре), но и от страны его происхождения.

Наряду с простыми (одноколонными) тарифами появляются и сложные (многоколонные). Простой тариф содержит для каждого товара лишь одну ставку пошлины, применяемую вне зависимости от страны происхождения. Что же касается сложного тарифа, то в нем для каждого товара устанавливаются две или больше ставок таможенных пошлин. Простой тариф называют одноколонным, сложный - многоколонным. Поскольку простой тариф не обеспечивает должной «маневренности» на торговых переговорах, современный таможенный тариф является, как правило, сложным.

В зависимости от страны происхождения товара ставки таможенных пошлин могут быть разделены на:

а) предельные - ими облагаются товары, происходящие из стран, которым в торговле с данной страной предоставлен режим наибольшего благоприятствования;

б) преференциальные - эти ставки являют собой разновидность льготных ставок, предоставляемых отдельным странам или группам стран. Раньше преференциальные ставки даровались метрополией своим колониям. Сейчас преференциальные ставки используются, как правило, в торговле с развивающимися странами. В рамках ЮНКТАД с 1971 г. стала создаваться Общая система преференций, в соответствии с которой промышленно развитые страны в одностороннем порядке предоставляют тарифные льготы в пользу развивающихся стран. В мировой торговой практике импорт из наименее развитых стран осуществляется в основном на беспошлинной основе, а из остальных развивающихся стран подлежит, как правило, обложению таможенными пошлинами по ставкам, вдвое меньшим, чем обычные;

в) максимальные - этими ставками облагаются товары, происходящие из всех остальных государств. Иначе эти ставки называются генеральными, или общими.

Следует заметить, что иногда в сложном тарифе некоторые виды перечисленных ставок могут не выделяться в отдельную колонку. В этом случае в Законе «О таможенном тарифе» или пояснениях к самому таможенному тарифу может быть указано, что для товаров, происходящих из государств, перечисленных в особом списке, ставка снижается на указанное количество процентов .

По своей правовой природе сложные таможенные тарифы могут быть автономными и автономно-конвенционными.

Автономные тарифы предусматривают ставки таможенной пошлины, устанавливаемые компетентным государственным органом данной страны вне зависимости от имеющихся многосторонних или двусторонних международных договоренностей. Автономные тарифы не содержат конвенционных (договорных) пошлин, ставки которых определяются в ходе международных торговых переговоров. Автономные ставки могут быть изменены решением компетентного государственного органа без согласования со странами - внешнеторговыми партнерами.

Автономно-конвенционные тарифы, наряду с автономными ставками, содержат также и ставки конвенционные (договорные). Конвенционные ставки распространяются только на те товары, которые оговорены в соответствующих торговых договорах (соглашениях). Ставка договорной пошлины не может быть изменена в одностороннем порядке. Срок ее применения зависит от срока действия соответствующего международного договора (соглашения).

В Российской Федерации таможенный тариф в качестве официального документа издается по решению Межведомственной комиссии по ГАТТ. Общую редакцию публикации Таможенного тарифа РФ осуществляет Департамент регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития России.

Товарная номенклатура - это система классификации, описания и кодирования товаров, направленная на идентификацию товаров и группирование аналогичных товаров. Основной принцип создания и развития товарной номенклатуры - соответствие принятым в международной практике системам классификации товаров. Группировка товаров в товарной номенклатуре - это не столько техническая, сколько торгово-политическая задача.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности России (ТН ВЭД России), в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 22 февраля 2000 года, №148(в ред. 30.11.2001) , считается основой системы описания и кодирования товаров, используемой для формирования Таможенного тарифа Российской Федерации, определения мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики .

Таможенный тариф Российской Федерации - свод ставок ввозных таможенных пошлин, классифицированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (Приложение Г).

2.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА И НАЦИОНАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

2.1 Условия и особенности реализации таможенно-тарифной политики в Российской Федерации

Реализация таможенно-тарифной политики в 2011 г. и в плановый период 2012-2013 годов будет осуществляться в качественно иных мирохозяйственных, торгово-политических и рыночных условиях, а именно:

-посткризисное восстановление мировой экономики и мировых товарных рынков будет характеризоваться высокой нестабильностью, значительными колебаниями конъюнктуры и цен, что существенно повышает требования к обоснованности, оперативности и гибкости таможенно-тарифной политики;

-ускорятся технологические и структурные изменения в мировой экономике, расширится и усложнится ассортимент торговли, еще более возрастет конкурентоспособность новых центров силы из числа развивающихся стран, что потребует совершенствования структуры и других качественных параметров таможенного тарифа, упорядочения системы преференций, повышения эффективности таможенного администрирования;

-радикально изменится институционально-организационный и торгово-политический контекст осуществления таможенно-тарифной политики - в полном объеме начнет функционировать таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана (ТС), определятся основные параметры единого экономического пространства трех стран, будет создана многосторонняя зона свободной торговли СНГ, Россия в наиболее вероятном сценарии станет членом ВТО. Это позволит регламентировать и унифицировать все значимые вопросы применения мер торговой политики, в том числе таможенно-тарифного регулирования, в рамках ТС и в целом СНГ на базе норм и правил многосторонней системы регулирования торговли, повысит предсказуемость и прозрачность торговых режимов стран СНГ;

-создание таможенного союза и в среднесрочной перспективе - единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана внесет неизбежные коррективы в процессы выработки и реализации торговой, в том числе таможенно-тарифной, политики, которая должна будет строиться с учетом интересов хозяйствующих субъектов и потребителей всех стран-участниц, предусматривать эффективные механизмы мониторинга и корректировки принятых решений в зависимости от ситуации в различных частях ЕЭП;

-гармонизация норм внешнеторгового регулирования и торгово- политической практики стран ТС и СНГ в целом с общепринятыми международными нормами, институциональная консолидация ТС позволят перейти к решению практических вопросов формирования большого евразийского экономического пространства с участием Европейского союза, активизировать переговорный процесс о создании зоны свободной торговли с ЕС и рядом других стран дальнего зарубежья;

-повышение роли государственной поддержки как инструмента роста конкурентоспособности отечественных производств, укрепления их позиций на внутреннем и внешних рынках потребует более тесного, оперативного согласования мер торговой, в том числе таможенно-тарифной, политики с другими мерами экономической политики в целях усиления их совокупного стимулирующего эффекта (например, развитие институтов и инструментов поддержки экспорта должно сопровождаться упрощением таможенных и административных процедур, в первую очередь по группе инновационной продукции);

-интенсификация инновационных процессов в российской экономике требует активного включения России в международную научно-техническую и производственно-технологическую кооперацию, что повысит актуальность задачи ее стимулирования средствами таможенно-тарифной политики через снижение тарифного обложения материалов, частей и компонентов, участвующих в кооперационном обмене, расширение практики использования экономических таможенных режимов, упрощение и ускорение таможенных процедур.

Качественное изменение условий осуществления таможенно-тарифной политики в рассматриваемый период вызывает необходимость принятия адекватных содержательных институциональных и организационно-процедурных управленческих решений.

Во-первых, необходимо обеспечить эффективность и оперативность механизма функционирования наднациональных органов таможенного союза, полностью отвечающего задачам, стоящим как перед союзом в целом, так и каждой из стран-участниц. Это требует внедрения соответствующих правил, процедур и регламентов, позволяющих действенно согласовывать позиции сторон в рамках ТС и учитывать их в рамках решений наднациональных органов.

Во-вторых, предстоит выработать и внедрить эффективные механизмы продвижения позиции России в таможенном союзе, усилить обосновательную базу предлагаемых российской стороной решений, прогнозирование их социально-экономических и торгово-политических последствий. Необходимо вести дело к тому, чтобы ведущая роль России в таможенном союзе подкреплялась конкретными результатами в отношении соблюдения экономических и торгово-политических интересов российской стороны. В этих целях предстоит повысить транспарентность механизма выработки предложений российской стороны, шире привлекать к обсуждению проектов бизнес-сообщество.

В-третьих, новые задачи российской экономики вызывают необходимость более тесно интегрировать таможенно-тарифную политику в процессы диверсификации, структурной перестройки и внедрения инноваций в отечественный производственный комплекс. Это требует, помимо усиления структурной и стимулирующей функций таможенно-тарифной политики, ее согласования и тесной увязки с приоритетами промышленной политики. С ростом инвестиционной активности в российской экономике в посткризисный период должна усилиться стимулирующая функция таможенно-тарифной политики, направленная на создание условий для переноса высокотехнологичных производств на территорию России, развитие производственно-технологической кооперации, расширение экономически эффективного доступа к новым технологиям, машинам, оборудованию для крупномасштабной модернизации производственных мощностей. В целях привлечения иностранных инвестиций необходимо обеспечить существенное снижение издержек, возникающих по причине обременительных таможенных и административных процедур, при получении международных инвестиционных товарных кредитов и прямых вложений капитала.

С учетом задачи ускорения перехода к инновационной экономике должна повыситься роль таможенно-тарифных мер в реализации селективной промышленной и структурной политики: достаточная степень тарифной защиты конкретных рынков на первоначальных циклах производства инновационной продукции, постепенное открытие рынков по мере их становления, сегментирования и роста конкурентоспособности отечественных производств в целях сохранения конкурентной среды. Основополагающее значение здесь будет иметь наличие конкретных, подкрепленных инвестициями, развитием инфраструктуры, маркетинговыми планами программ отраслевого развития, в рамках которых при необходимости меры по корректировке ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин станут составной частью отраслевых стратегий. Одновременно настройка таможенно-тарифного и нетарифного регулирования на стимулирование производства и экспорта инновационной, высокотехнологичной продукции потребует развития институтов содействия экспорту, совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере таможенного дела, упрощения и сокращения числа административных процедур, использования всего инструментария мер по защите рынка, допускаемых положениями и нормами ВТО.

Усиление глобальной конкуренции вызовет необходимость расширения спектра используемых мер поддержки конкурентоспособности российских

производителей на внутреннем и внешних рынках. Среди них - реализация среднесрочных планов действий со странами - основными торговыми партнерами России, определяющих в том числе отраслевые приоритеты взаимного сотрудничества, формирование и обеспечение эффективной работы Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, государственное содействие реализации приоритетных инвестиционных проектов с иностранным участием, активное противодействие дискриминации отечественных экспортеров на внешних рынках. таможенный пошлина тариф предпринимательство

.2 Защита внутреннего рынка России с помощью таможенно-тарифного регулирования в торговле промышленными товарами

Нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность. Таможенно-тарифная политика в отношении нефтяного комплекса определяется задачами стимулирования развития нефтеперерабатывающих мощностей, повышения глубины переработки нефти и качества выпускаемых нефтепродуктов, а также фискальными интересами.

В целях стимулирования реализации новых проектов по нефтедобыче принимаются решения по временному снижению (или обнулению) вывозных таможенных пошлин на нефть, добываемую на новых перспективных месторождениях, что позволяет повысить рентабельность их разработки и вместе с тем диверсифицировать рынки сбыта российской сырой нефти. При этом обоснование введения данных мер основывается на проработке и анализе экономических моделей освоения новых месторождений.

Кроме того, во исполнение поручений Правительства Российской Федерации по установлению нулевой ставки вывозной таможенной пошлины на нефть, добываемую на месторождениях Восточной Сибири, было принято постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. №574 «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении нефти сырой». Данным постановлением в ТН ВЭД России была выделена отдельная подсубпозиция на уровне десятого знака для нефти сырой, добытой на месторождениях Восточной Сибири, в результате чего с 1 декабря 2009 г. была установлена нулевая ставка вывозной таможенной пошлины на нефть, добытую на месторождениях Восточной Сибири.

Приняты меры по совершенствованию механизма установления экспортных пошлин в отношении нефтепродуктов. Прежде всего это касается выравнивания ставок вывозных таможенных пошлин на «светлые» и «темные» нефтепродукты, что должно стимулировать производство и экспорт «светлых» нефтепродуктов и сократить вывоз мазута.

Металлургический комплекс. Введение Правительством Российской Федерации антикризисных защитных мер по повышению временных ставок ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов проката черных металлов и стальных труб (действующие ставки: на прокат - 15%, на трубы - от 15% до 20%) имеет положительный эффект с точки зрения поддержки отечественных предприятий отрасли, выпускающих данную продукцию.

По итогам 2009 года темпы сокращения выпуска плоского и листового проката, а также стальных труб были значительно ниже по сравнению с аналогичными показателями у западных продуцентов. Существенно сократился импорт в Россию этих товаров, в наибольшей степени - арматуры и катанки, фасонного проката (в несколько раз), стальных труб в целом (более чем вдвое), т.е. тех видов продукции, по которым были приняты антикризисные защитные меры.

Исходя из того, что российское металлургическое производство восстанавливается, продление действия повышенных импортных пошлин целесообразно на относительно узкий сортамент продукции черной металлургии, в отношении которого традиционные зарубежные поставщики характеризуются более низкой себестоимостью по сравнению с российскими производителями (в частности сортовой прокат для строительной отрасли). Без применения мер таможенно-тарифной политики в отношении данного круга товаров восстановление спроса на российском металлургическом рынке будет сопровождаться лишь адекватным восстановлением объема импорта.

В среднесрочной перспективе по мере инновационного развития российской экономики, и в частности модернизации машиностроительного комплекса, а также создания наукоемких производств отечественные предприятия черной металлургии продолжат расширение новых современных мощностей по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью (легированные стали, прокат с покрытиями и др.). Необходим постоянный мониторинг ситуации в данной сфере с целью оказания своевременной поддержки отечественным производителям.

Сохранение вывозных пошлин на цветные металлы - никель и медь (традиционные товары российского экспорта) - целесообразно в случае установления устойчиво высокой конъюнктуры мирового рынка этих товаров, при этом предлагается устанавливать прогрессивные ставки вывозных таможенных пошлин на цветные металлы в зависимости от уровня мировых цен.

Химическая промышленность. Таможенно-тарифная политика в данной области строится с учетом того, что по значительной номенклатуре химической продукции с большей добавленной стоимостью (пластмассы, изделия из них, шины, товары бытовой химии) отечественное производство пока не может удовлетворить растущие потребности российского рынка, несмотря на естественные конкурентные преимущества у отечественных производителей. В результате, например на российском рынке пластмасс, доля импортной продукции превышает 40%, по отдельным видам продукции этот показатель доходит до 100%. При этом значительная часть российского рынка химической продукции контролируется иностранным капиталом.

С учетом продуктового многообразия по данной группе товаров и особенностей конъюнктуры отдельных рынков при определении мер таможенно-тарифного регулирования необходим дифференцированный подход, позволяющий обеспечить достаточный уровень тарифной защиты существующих производств при одновременном снижении уровня ставок ввозных таможенных пошлин на продукцию, производимую в недостаточном количестве и востребованную на внутреннем рынке.

Лесопромышленный комплекс. Решение о моратории на повышение вывозных таможенных пошлин сроком на два года на необработанную древесину хвойных и лиственных пород в целях развития взаимовыгодных партнерских отношений с потребителями данной продукции является полностью оправданным и отвечающим национальным интересам России.

Вместе с тем в среднесрочной перспективе следует вернуться к решению данного вопроса, поскольку он является ключевым в перечне мер, направленных на создание в стране новых производственных мощностей по глубокой переработке древесины и повышение эффективности российского лесного экспорта. Одновременно задача технического переоснащения лесозаготовительных предприятий обусловливает целесообразность установления нулевых ввозных таможенных пошлин на лесозаготовительную и лесотранспортную технику, аналоги которой не производятся в Российской Федерации.

Машиностроение. Глобальный кризис отразился на российской машиностроительной отрасли несопоставимо сильнее по сравнению с аналогичными производствами в развитых странах и государствах с формирующимся рынком. По оценкам, в 2010 г. совокупный стоимостной объем производства продукции общего машиностроения, а также электрооборудования и электроники в России сократился по сравнению с 2009 г. более чем на одну треть, транспортных средств - более чем на 50%. Вместе с тем в немалой степени благодаря принятию своевременных антикризисных защитных мер импорт в Россию продукции машиностроения также существенно сократился при одновременном снижении доли импорта в потреблении.

В автомобилестроении под влиянием мер таможенно-тарифного регулирования наблюдалось резкое падение ввоза легковых и грузовых автомобилей, а также автобусов (в совокупности примерно в четыре раза). Произошло значительное сокращение импорта подержанных легковых автомобилей, являющихся основными конкурентами российских брендов. Это обусловило замедление темпов снижения объемов выпуска отечественных моделей в условиях резкого падения спроса.

В отношении импорта новой автотранспортной техники, включая сельскохозяйственную (комбайны), будет осуществляться постоянный мониторинг широкого перечня параметров, позволяющих анализировать в полном объеме процессы и тенденции на рынке для принятия обоснованных решений по корректировке мер тарифной защиты.

С целью организации импортозамещающих производств в России Правительством Российской Федерации были отменены ставки ввозных таможенных пошлин на ряд автомобильных компонентов, в частности двигатели, бамперы, ремни безопасности, отдельные виды принадлежностей кузовов, коробки передач, мосты, колеса ходовые, системы подвески, радиаторы, глушители и т.д., ввозимых в режиме «промышленной сборки» моторных транспортных средств.

Меры по поддержке конкурентоспособности отечественных авиаперевозчиков включали установление нулевых ставок пошлин в отношении самолетов. В текущем году были приняты решения об установлении нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на:

·самолеты гражданские с количеством посадочных мест не более чем на 50 человек с массой пустого снаряжения до 20 тыс. кг;

·самолеты гражданские с массой пустого снаряженного аппарата более 120 000 кг;

·самолеты гражданские грузовые, не оснащенные грузовой рампой, с максимальной взлетной массой более 370 тонн.

Повышение ставок ввозных пошлин на оборудование было предпринято в целях развития отечественного производства и налаживания выпуска отечественных аналогов техники. Так, до 5% были повышены ставки более чем на 120 товарных позиций, например на станки с числовым программным управлением, котлы водяные с пароперегревателем и части к ним; двигатели внутреннего сгорания для силовых судовых установок; насосы; установки для кондиционирования воздуха со встроенной холодильной установкой и без нее; оборудование и устройства для фильтрования или очистки жидкостей; станки для обработки любых материалов, работающие с использованием электроразрядных процессов, краны мостовые на неподвижных опорах; элеваторы и конвейеры непрерывного действия; отдельные позиции машин и оборудования для лесного хозяйства; различные виды станков и их части и другие виды оборудования.

Ряд мер таможенно-тарифной политики принимался в целях повышения модернизационной и инновационной составляющей российской экономики, поддержания необходимого уровня инвестиционной привлекательности. Это касается обнуления или снижения пошлин на 92 товарные позиции технологического оборудования, в том числе на отдельные виды оборудования, аппаратуры и комплектующих к ним, используемых в строительной (для трамбования, уплотнения, в том числе и предназначенного для работы в заболоченных и заснеженных местах), текстильной, металлообрабатывающей (трубопрокатные станы, металлообрабатывающие станки), медицинской (аппаратура искусственной почки, диализаторы, для анестезии) отраслях, портальные погрузчики и подъемники, приборы и инструменты, используемые в геодезии, топографии, геофизике.

Под влиянием кризиса в особенно сложном положении оказалось российское станкостроение. В 2009 г. на большинстве предприятий произошло сокращение объемов реализации продукции, существенно (почти наполовину) снизился объем заказов, сократилась загрузка производственных мощностей. Аналогичная ситуация - в значительной степени вследствие активизации иностранных поставщиков - складывалась и продолжает оставаться на российском рынке горношахтного оборудования. Данные отрасли нуждаются в государственной поддержке и, в частности, в умеренной тарифной защите.

При разработке мер таможенно-тарифного регулирования в посткризисный период применительно к машинно-технической продукции в качестве основных факторов будут учитываться следующие:

·необходимость повышения конкурентоспособности отечественного оборудования;

·задача усиления ивестиционной активности в увязке с отраслевыми программами и стратегиями модернизации;

·влияние на социально-экономические процессы (занятость, тенденции внутренних потребительских цен и т.п.);

·обязательства и учет интересов партнеров по таможенному союзу.

Выбор решений по защите или стимулированию рынков машинно-технической продукции осуществляется селективно с учетом указанных выше факторов. Это предполагает, что в рамках одной и той же отраслевой группы товаров (продукции авиастроения, судостроения, электроники, информационно-коммуникационной техники и др.) принимаются решения исходя из баланса интересов, с одной стороны, по усилению тарифной защиты или сохранению ее уровня на действующем уровне, и, с другой - по обнулению ввозных пошлин на специфическую продукцию, отдельные комплектующие, запчасти и т.п.

2.3 Защита национального предпринимательства России с помощью таможенно-тарифного регулирования в торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольствием

Решения Правительства Российской Федерации по таможенно-тарифному регулированию, принятые в 2009 году, сыграли важную роль в развитии отечественного аграрно-промышленного комплекса.

В частности, среди наиболее значимых мер, касающихся тарифного регулирования рынков агропромышленной продукции, необходимо выделить следующие:

.В целях адекватного уровня защиты отечественных товаропроизводителей, оздоровления ситуации в российском животноводстве были скорректированы ранее установленные на 2009 год объемы тарифных квот на говядину, свинину и мясо домашней птицы, изменен порядок их распределения между участниками ВЭД, утверждены ставки ввозных таможенных пошлин в отношении данной продукции.

2.Учитывая нехватку качественного кожевенного сырья на отечественных предприятиях и снижение объемов импорта сырых шкур и кожевенного полуфабриката, снижены с 5% до 0% ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды дубленой кожи.

.В целях улучшения таможенного администрирования и предотвращения «перетекания» товарных позиций сыров из дешевого ценового сегмента в дорогой, с более низкой ставкой ввозной таможенной пошлины, из Таможенного тарифа Российской Федерации были исключены ценовые диапазоны и введена единая комбинированная ставка ввозной таможенной пошлины на отдельные виды сыров в размере 15% , но не менее 0,5 евро за 1 кг.

.В связи с изменившейся конъюнктурой рынка сахара с 1 мая по 31 декабря 2009 года введена повышенная ставка ввозной таможенной пошлины в размере 165-270 долларов за тонну (вместо 140-270 долл./т) в зависимости от уровня мировых цен на сахар-сырец.

.В целях защиты отечественных товаропроизводителей продукции агропромышленного комплекса в условиях мирового экономического кризиса, а также в условиях обострения конкуренции со стороны импортируемых товаров повышены ставки ввозных таможенных пошлин на: сухое молоко (с 15% до 20%), сливочное масло (с 15% от таможенной стоимости, но не менее 0,22 евро за 1 кг до 15%, но не менее 0,35 евро за 1 кг), соевый шрот (с 0 до 5%), рис (с 0,07 евро за 1 кг до 0,12 евро за 1 кг, введение сезонной пошлины с 15 февраля по 15 мая 2009 года в размере 0,16 евро за килограмм), маниоковый и кукурузный крахмалы (с 20% от таможенной стоимости, но не менее 0,06 евро за 1 кг до 20% от таможенной стоимости, но не менее 0,15 евро за 1 кг) .

В 2009 году были приняты также решения, устанавливающие параметры таможенно-тарифного регулирования продукции ЛПК и АПК на 2010 год, в том числе в условиях функционирования таможенного союза.

Так, с учетом падения спроса на необработанную древесину на внешних рынках и кризисных явлений в отечественной переработке древесины на 2010 год были продлены ставки вывозных таможенных пошлин на основные виды необработанной древесины, установленные с 1 апреля 2008 года.

С целью стабилизации ситуации на российском рынке мяса, ограничения излишнего объема импорта мясных продуктов на территорию Российской Федерации на 2010-2012 годы установлены тарифные квоты на мясную продукцию, с сохранением «странового» принципа распределения квот между государствами- поставщиками, а также «исторического» принципа распределения квот между участниками ВЭД на 2010 год.

Кроме того, были согласованы и включены в Единый таможенный тариф, утвержденный решением Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» следующие меры регулирования мясного рынка стран таможенного союза:

·увеличен ценовой порог на высококачественную говядину с учетом изменения мировых цен с 3000 евро за 1000 кг до 8000 евро за 1000 кг, что позволит не допустить случаев нарушения участниками ВЭД требований таможенно-тарифной политики и уклонения от уплаты таможенных платежей в полном объеме;

·повышены ставки ввозных таможенных пошлин в отношении говядины (коды ТН ВЭД 0201,0202) с 30%, но не менее 0,3 евро за 1 кг до 50%, но не менее 1 евро за кг, а также сохранены на практически запретительном уровне 2009 года ставки ввозных таможенных пошлин в отношении свинины (коды ТН ВЭД 0203)- 75%, но не менее 1,5 евро за 1 кг и мяса птицы (коды ТН ВЭД 0207) - 80%, но не менее 0,7 евро за 1 кг.

·увеличены ставки ввозных таможенных пошлин на живых товарных свиней (коды ТН ВЭД 0103 91, 0103 92) с 5% до 40%, но не менее 0,5 евро за 1 кг, что позволит укрепить конкурентоспособность отечественной свиноводческой отрасли.

Установлены в ЕТТ с 1 января по 30 апреля и с 1 августа по 31 декабря ценовые диапазоны биржевой цены на сахар-сырец в размере 286,60-396,83 долл./т (13-18 ц./фунт) с утверждением шкалы ставок ввозных таможенных пошлин в диапазоне 140-270 долл./т, а также расширены диапазоны биржевой цены на период с 1 мая по 31 июля с 286,60 долл./т до 485,02 долл./т (13-22 ц./фунт) с установлением шкалы ставок ввозных таможенных пошлин в диапазоне 50-250 долл./т в указанном периоде. Предполагается, что данная мера, вступившая в силу с 1 января 2010 г. в соответствии с Решением Межгоссовета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 131 «О тарифном регулировании импорта сахара в таможенном союзе Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», позволит скорректировать действующие ценовые диапазоны шкалы ставок ввозных таможенных пошлин на сахар-сырец и привести их в соответствие с существующей и прогнозируемой конъюнктурой мирового рынка сахара-сырца, снизить финансовую нагрузку на потребителей.

Принятые в данной области меры были направлены на обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации, повышение уровня тарифной защиты внутреннего рынка и на этой основе - повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной и продовольственной продукции, привлечение дополнительных инвестиций в АПК и ЛПК.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении можно сделать вывод о том, что таможенно-тарифная политика в последние годы стала одним из ключевых элементов государственного регулирования экономики. Она является своего рода узлом, в котором сплетаются интересы национального хозяйства и внешней торговли. Устанавливая различные ставки пошлин, можно способствовать насыщению внутреннего рынка или, наоборот, защитить отечественного товаропроизводителя. Вводя новые таможенные режимы, можно привлечь иностранные инвестиции. Совершенствуя таможенные процедуры и отменяя необоснованные льготы, - привлекать дополнительные миллиарды рублей в федеральный бюджет. Сейчас уже созданы и функционируют основные элементы российской таможенно-тарифной политики. К ним относятся:

·дифференциация ставок пошлин по различным группам товаров,

·применение различных категорий пошлин (адвалорных, специфических, комбинированных, специальных и т.д.),

·использование национальной системы преференций,

·эффективный организационный механизм.

Основные направления таможенно-тарифной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов подготовлены во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 г. №1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период».

В части таможенно-тарифного регулирования Правительством Российской Федерации в 2009 г. было принято 96 постановлений, из которых 63 касались ввозных и вывозных пошлин в отношении промышленных товаров, 17 - продовольственных и сельскохозяйственных товаров, 13 - вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты, в том числе 12 - по их ежемесячной корректировке. Из порядка 1000 товарных подсубпозиций, по которым были изменены ставки.

Таможенно-тарифная политика становится важнейшим и неотъемлемым инструментом решения внутренних задач - перехода российской экономики на инновационный путь развития, ее диверсификации и повышения глобальной конкурентоспособности. Возрастает ее роль в технологической модернизации российской экономики за счет обеспечения доступа российских компаний к передовым технологиям и оборудованию. Таможенно-тарифная политика должна создавать стимулы и условия для привлечения капитала в производство. Активнее должны использоваться специальные таможенные режимы, должен быть реализован принцип эскалации тарифа.

Активнее должно осуществляться стимулирование развития производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний, содействие переносу глобально ориентированных обрабатывающих производств на российскую территорию ("импорт производств вместо импорта товаров"); повышение конкурентности российских рынков, защита развивающихся рынков, уязвимых для импорта; унификация таможенно-тарифной политики со странами, формирующими таможенный союз в рамках ЕврАзЭС.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Решение Межгоссовета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. №18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» - Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

2.Решение Межгоссовета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. №131 «О тарифном регулировании импорта сахара в таможенном союзе Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» - Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

3.Таможенный кодекс таможенного союза. - М.: Издательство «Омега-Л», 2011.- 176 с.

4.Закон РФ от 21.05.1993 №5003-1 (ред. от 03.12.2007) «О таможенном тарифе» - Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

5.Постановления Правительства РФ от 22 февраля 2000 года, №148(в ред. 30.11.2001) «О таможенном тарифе РФ - своде ставок ввозных таможенных пошлин и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» - Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

6.Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. №1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период» - Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

.Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. №574 г. Москва "О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении нефти сырой" - Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

.Международные экономические отношения: конспект лекций/под ред. Н.И. Роньшина, Н.С. Носова. - М.: Эксмо, 2008. - 311 с.

.Международная экономика: учебник/под ред. А.И. Михайлушкина, П.Д. Шимко. - М.: Высш. шк., 2002. - 342 с.

.Международные экономические отношения: учебник/под ред. Б.М. Смитиенко. - 2 изд. - М: ИНФРА - М, 2009. - 528с.

.Минаев, М.Н., Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ/М. Н. Минаев - М.: Издательство МГОУ, 2006. - 326 с.

.Фигурнова, Н.П. Международная экономика / Н.П.Фигурнова - М.: Омега, 2005. - 509 с.

13.www.customs.ru <#"justify">ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица 1

ГодыПоказателиПоступления от вывозных пошлин (млрд. руб.)Поступления от ввозных пошлин (млрд. руб.)Всего (млрд. руб.)В процентах к доходной части федерального бюджета20061 351,9270,91 622,831,720071 895,8341,62 237,435,62007/2006, %140,2126,1137,9повышение на 3,9 процентных пункта20081 834,9488,02 322,929,92008/2007, %- 3,2142,9103,8снижение на 5,7 процентных пункта20092 859,3625,63 484,937,62009/2008, %155,8128,2150,0повышение на 7,7 процентных пункта20102042,2467,22509,434,22010/2009, %- 28,6- 25,3- 28,0снижение на 3,4 процентных пункта

Источник: данные Федерального казначейства

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Таблица 2

Применения специфических ставок ввозных таможенных пошлин в 2009, 2010 годах (импорт в режиме «для внутреннего потребления»)

Код ТНВЭДНаименование товараОбъём импорта (млн. долл. США)Размер ставки200920102010/20096403обувь стоимостью до 15 евро за 1 пару1 140,8695,761,0%2 евро за пару1701сахар тростниковый или свекловичный в твердом состоянии851,1444,752,2%165-340 долл. США за 1 тонну2208спирт этиловый неденатурированный559,8331,159,1%2-4 евро за литр0808яблоки, груши и айва408,0428,4105,0%0,1-,2 евро за кг1006рис158,0138,687,8%0,12 евро за кг

Источник: данные Минэкономразвития

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Таблица 3

Примеры применения комбинированных ставок ввозных таможенных пошлин в 2009, 2010 годах (импорт в режиме «для внутреннего потребления»)

Код ТН ВЭДНаименование товараОбъём импорта (млн. долл. США)Размер ставки200920102010/20098703автомобили легковые (новые, б/у до 5 лет)28 928,38 068,227,9%30%-35%, но не менее 1,2-2,8 евро за 1 см куб. объема двигателя0202мясо КРС замороженное2 451,52 145,487,5%15% -30%, но не менее 0,15-0,3 евро за 1 кг0203свинина свежая, охлажденная или замороженная2 091,01 820,587,1%15%-75%, но не менее 0,25-1,5 евро за 1 кг0207мясо и пищевые субпродукты домашней птицы1 258,21 012,280,4%25%-80%, но не менее 0,2-0,7 евро за 1 кг0805цитрусовые плоды, свежие или сушеные926,41 000,1108,0%5%, но не менее 0,02-0,035 евро за 1 кг

Источник: данные Минэкономразвития

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Таблица 4

Структура Таможенного тарифа в 2010, 2011 годах

Количество товарных позиций в Таможенном тарифеДоля в Таможенном тарифе (%)201020112011/201020102011Всего11 36811 16598,2%100,0100,00%1 2581 19695,1%11,110,7Адвалорные 5%3 3943 31697,7%29,929,7Адвалорные 10%1 6801 65298,3%14,814,8Адвалорные 15%2 2932 23597,5%20,220,0Адвалорные 20%774804103,9%6,87,2Специфические34524771,6%3,02,2Комбинированные1 6111 660103,0%14,214,9

Источник: данные Минэкономразвития

Похожие работы на - Роль таможенно-тарифной политики государства в защите внутреннего рынка и национального предпринимательства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!