государственный муниципальный ценный бумага
В зависимости от целей выпуска облигационные займы государства могут быть ориентированы на юридических лиц (большой номинал, бездокументарная форма представления), физических лиц (документарные бумаги небольшого номинала, наличие розыгрышей призов), иностранных лиц (валютный номинал, размещение на зарубежных рынках). Облигации в иностранной валюте являются эффективным средством привлечения денежных средств, так в период 90х годов Россия привлекла в два раза больше запланированных средств, разместив еврооблигации.
Таким образом, государственные ценные бумаги обеспечивают оптимальное сочетание собственных интересов и интересов определенного слоя инвесторов на рынке ценных бумаг.
1.1.2 Классификация государственных ценных бумаг
В каждом государстве классификация ценных бумаг имеет свою специфику в силу уникальности государственного устройства и истории развития рынка ценных бумаг.
Выделим общую классификацию государственных ценных бумаг:
. По виду эмитента:
муниципальные ценные бумаги или ценные бумаги других уровней государственного управления;
ценные бумаги государственных учреждений;
ценные бумаги, которым придан статус государственных.
. По форме обращаемости:
рыночные ценные бумаги, которые могут свободно перепродаваться после их первичного размещения;
нерыночные, которые не могут перепродаваться их держателями, но могут быть через определенный срок возвращены эмитенту.
. По срокам обращения:
краткосрочные, выпускаемые на срок обычно до 1 года;
среднесрочные, срок обращения которых растягивается на период обычно от 1 до 5 - 10 лет;
долгосрочные, т.е. имеющие срок обращения обычно свыше 10 - 15 лет.
. По способу выплаты (получения) доходов:
процентные ценные бумаги (процентная ставка может быть фиксированной, т.е. неизменной на весь период существования облигации; плавающей и ступенчатой);
дисконтные ценные бумаги, которые размещаются по цене ниже номинальной, и эта разница (дисконт) образует доход по облигации;
индексируемые облигации, номинальная стоимость которых возрастает, например, на индекс инфляции;
выигрышные, доход по которым выплачивается в форме выигрышей;
комбинированные облигации, по которым доход образуется за счет комбинации ранее перечисленных способов.
. В зависимости от цели выпуска облигаций выделяют:
облигации на покрытие дефицита бюджета;
рефинансирования задолженности по осуществленным ранее облигационным займам;
отсрочки уплаты долга;
Как правило, государства выпускают среднесрочные и долгосрочные облигации, это вполне разумно, поскольку каждый эмитент заинтересован в долгосрочном финансировании. В то же время выпуск в больших объемах долгосрочных государственных облигаций говорит о финансовой нестабильности в стране.
На рынках развитых государств присутствует большое количество разновидностей государственных ценных бумаг. Рынок ГЦБ занимает значительную долю рынка ценных бумаг.
К рыночным обязательствам внутреннего долга федерального правительства России относятся государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО), облигации федерального займа с переменным, постоянным и фиксированным купонами (ОФЗ-ПК, ОФЗ-ПД, ОФЗ-ФК), облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ), государственные долгосрочные облигации и др. ценные бумаги, которые в соответствии с российским законодательством приравнены к государственным ценным бумагам (ОБР - облигации Банка России). Ценные бумаги, выпущенные от имени субъектов РФ, признаются государственными ценными бумагами субъектов Российской Федерации. Они преимущественно состоят из облигаций внутреннего займа, основными разновидностями которых являются дисконтные, купонные кратко-, среднесрочные облигации и облигации, аналогичные ГКО и ОФЗ, агрооблигации, жилищные сертификаты и др.
По данным Минфина РФ, в структуре государственного долга, оформленного рыночными долговыми обязательствами наибольший удельный вес составляют ОФЗ-АД (52,7%).
1.1.3 Эмиссия и обращение ценных бумаг РФ
Выпуск государственных облигаций осуществляется на основе Федерального закона от 29 июля 1998 г. «Об особенностях эмиссии и обращении государственных и муниципальных ценных бумаг», регулируется Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексов РФ, Бюджетным кодексом РФ; ФЗ РФ «О федеральном бюджете на очередной финансовый год», «О рынке ценных бумаг», а также другими нормативными актами, включая письма и указания Минфина РФ и Центрального банка РФ.
Эмиссия государственных облигаций обычно осуществляется Министерством финансов РФ или государственными органами, уполномоченными на это субъектами РФ. Эмитентом ценных бумаг Российской Федерации выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого решением Правительства Российской Федерации отнесено составление или исполнение федерального бюджета.
Государственные облигации выпускаются либо в обычной документарной форме, при которой каждая облигация существует в виде отдельного документа, либо в специфической документарной форме. Последняя означает, что сам выпуск оформляется документарным сертификатом сразу на все составляющие его облигации, а их учет по отдельным владельцам осуществляется в бездокументарной форме, т.е. в виде записей на счетах в уполномоченных депозитариях.
В РФ государственные органы при выпуске ценных бумаг обязаны утвердить Генеральные условия эмиссии государственных или муниципальных ценных бумаг в форме нормативных правовых актов. Генеральные условия эмиссии должны включать указание на: вид ценных бумаг, форму выпуска, срочность данного вида ценных бумаг, валюту обязательств, особенность исполнения обязательств, ограничения обороноспособности ценных бумаг, а так же ограничение круга лиц, которым данные ценные бумаги могут принадлежать на праве собственности или ином вещном праве. Каждому отдельному и дополнительному выпуску присваиваются параметры, которые должны быть указаны в решении о выпуске ценных бумаг. Решение о выпуске должно включать следующие обязательные условия:
·наименование эмитента;
·дату начала размещения ценных бумаг;
·дату или период размещения;
·форму выпуска ценных бумаг;
·указание на вид ценных бумаг;
·номинальную стоимость одной ценной бумаги;
·количество ценных бумаг данного выпуска;
·дату погашения ценных бумаг;
·наименование регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев ценных бумаг или указание на депозитарий, которые осуществляют учет прав владельцев бумаг данного выпуска;
·ограничения эмитента на выпуск ценных бумаг;
·иные условия имеющие значения для размещения и обращения государственных ценных бумаг.