Налогообложение юридических лиц в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,9 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Налогообложение юридических лиц в России

Введение

Налоговая система РФ как новый правовой институт сейчас находится в стадии формирования. Ее основы были заложены в начале 90-х годов, и становление идет очень трудно. Поэтому можно сказать, что тема работы, посвященная основным налогам, на сегодняшний день довольно актуальна. Значительное место в теории налогов занимают вопросы их классификации, т.е. системной группировки по различным признакам.

Изначальное общественное назначение налога - обеспечивать казну, и в докапиталистических формациях налоги рассматривались и существовали только как податные системы. В капиталистическом мире периода совершенной конкуренции налоги также интересуют правительство как единственно возможная форма трансформации доходов населения в доходы государства.

Налоговая политика государства, являясь отражением проводимой экономической политики, имеет все же относительно самостоятельное значение. Мало того, от результатов проводимой налоговой политики в значительной степени зависит и то, какие коррективы вынуждено вносить государство в свою экономическую политику.

Для налоговой политики стран, которые имеют долгосрочную концепцию построения национальной экономики, характерны следующие черты:

) четкое определение проблем, стоящих перед экономикой страны;

) ранжирование целей по степени их важности и концентрация усилий на достижении наиболее важных из них;

) проведение аналитической работы и изучение зарубежного опыта налоговых реформ, четкое представление об экономических результатах, выгодах и потерях при осуществлении каждой из программ реформирования;

) оценка эффективности реализации подобных программ в прошлом;

) анализ имеющихся в распоряжении инструментов;

) анализ исходных условий;

) корректировка политики с учетом национальной специфики и момента времени.

Использование налогов в качестве эффективного средства регулирования предпринимательской деятельности требует проведения гибкой налоговой политики, суть которой состоит в том, чтобы с одной стороны, обеспечить пополнение доходов бюджета, а с другой - стимулировать деловую активность, оздоровление финансового положения предприятий, развитие предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Цель данной работы - выявить основные особенности налогообложения юридических лиц в соответствии с налоговым законодательством РФ.

В соответствии с поставленной целью можно сформулировать задачи данной работы:

.Выявить основные принципы налогообложения юридических лиц в Российской Федерации;

.Дать анализ основных видов налогов, уплачиваемых субъектами бизнеса (преимущественно юридическими лицами, хотя плательщиками НДС и акцизов могут быть также физические лица);

.Сопоставить основные черты налогообложения юридических лиц в России с налоговыми системами развитых стран и определить основные положения международной гармонизации налоговых систем.

1. Налоги как паритет интересов государства и бизнеса

.1 Сущность и принципы налогообложения

Проведение рыночных преобразований в экономике немыслимо без создания эффективных налоговых систем. Они - основной проводник государственных интересов при формировании доходов бюджетных фондов и регулировании экономики во всех государствах с социально-рыночной ориентацией. Современное толкование понятия «налогообложение» имеет много слагаемых: налоговое право, налоговая политика, налоговое законодательство, налоговое планирование, регулирование и контроль, налоговый механизм. Все они - разные аспекты одной из сфер общественного воспроизводства: распределения и перераспределения стоимости, формирования доходов хозяйствующих субъектов, потребителей и государства.

Анализ сущности налоговых отношений как объективного экономического процесса важен не только с научной точки зрения, но и с практической. Начинать его надо, как и любое научное исследование, с единичной клеточки, каковой для налоговой системы является налог. К сожалению, пока в российском налоговом процессе не существует разграничений между понятиями «налог как форма движения денежных средств от их создателей в пользу государства» и «налог как экономическая категория». Однако это неоднозначные понятия, образующие двуединое целое.

Исторически возникновение налогов относится к разделению общества на классы и появлению государства. Однако связывать появление налогов исключительно с зарождением института государства было бы не совсем верно по двум причинам. Во-первых, в таком случае происходит затушевывание истинных причин, порождающих налоги, когда единственной причиной, порождающей налоги, становится государство. Во-вторых, и это особенно важно, налоги рассматриваются как неизбежное зло для граждан, которые обязаны отдавать часть своих доходов в силу того, что существует государство.

По своей сути налоги - это не порождение государства. Хотя без развитого государства налоговая система не может нормально функционировать. Первоначально налоги возникли из необходимости покрывать общественные потребности, которые, неизбежно возникают у совместно проживающих людей. В этом смысле налоги - это прежде всего общественное благо и непременное условие развития человеческого общества. И лишь во вторую очередь - это результат существования государства.

Налогообложение относится к числу давно известных способов регулирования доходов и источников пополнения государственных средств. О принципах налогообложения писали еще Фома Аквинский (1226-1274), Ф. Бекон (1561-1626), Ш. Монтескье (1689-1755), Д. Рикардо (1772-1823). Известный шотландский экономист Адам Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) сформулировал общие принципы налогообложения:

«Подданные государства должны, по возможности, соответственно своим возможностям и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства».

  1. «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа - все это должно быть ясно и определенно для плательщика и всякого другого лица…»
  2. «Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобней всего платить его…»
  3. «Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства…»

Как видно из приведенного выше текста, А. Смит исходил из следующих принципов налогообложения:

равномерность, понимаемая как равнонапряженность, общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;

  1. определенность, означающая четкость, ясность, стабильность норм и ставок налогообложения;
  2. простота и удобство, означающие, что установление налогов должно осуществляться таким образом, чтобы их уплата производилась максимально удобным для налогоплательщика образом;
  3. неотягощенность, т.е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых не ложится тяжким бременем на налогоплательщика;
  4. экономность - сборы от взимания налога должны превосходить затраты на его функционирование.

Все эти принципы актуальны и сегодня для построения эффективной модели налогообложения. Однако в большинстве развитых стран стремление придать национальной налоговой системе идеальные черты в соответствии с указанными принципами чаще всего оказываются недостижимыми, Так, чрезмерное увлечение принципом свободы налогоплательщика (который А. Смит считал первичным по отношению к другим принципам) чреват уменьшением собираемости налогов, что особенно недопустимо в условиях кризиса экономики. Принцип справедливости, наиболее наглядной реализацией которого является система прогрессивного налогообложения, заставляет некоторых граждан скрывать часть своих доходов. Стремясь сделать налог «удобным» для налогоплательщиков, государство повышает административные издержки на обслуживание данного налога, нарушая принцип экономии. Поэтому выделенные принципы - это идеальная модель построения налоговой системы, к которой в той или иной степени стремятся все страны, но при этом исходят из необходимости решения задач, являющиеся для них в настоящий момент наиболее актуальными.

С экономической точки зрения, налоги представляют собой главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемых органами государственной власти. С юридической точки зрения, налоги - это устанавливаемые законодательными актами нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки безвозмездного изъятия государством части доходов предприятий, организаций, населения.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципального образования.

Наиболее важными характерными чертами налогов, составляющими их юридическую сущность, являются безвозмездность налоговых платежей, принудительность их выплат, порядок их установления и введения, определение конкретного размера налога и точного срока его внесения.

Безвозмездность налоговых платежей означает, что денежные средства, вносимые в бюджет в виде налогов, не имеют целевого назначения. Они переходят от юридических и физических лиц в собственность государства безвозмездно и направляются им на нужды, связанные с финансированием экономики, социально-культурных мероприятий, обороны, содержанием государственного аппарата. Государство не предоставляет никаких непосредственных компенсаций налогоплательщикам за вносимые ими в бюджет средства, т.е. не существует прямой, непосредственной связи между величиной налога, уплаченного конкретным плательщиком и объёмом общественных благ, которые предоставляются ему за счёт того же налога. Этим налог отличается от цены (как платы за добровольное потребление товара или услуги), или компенсационного сбора, которые могут быть обязательными и добровольными, но которые всегда связаны с извлечением определённой выгоды или пользы из предоставленной государством услуги.

Безмездный характер налоговых платежей не означает, однако, что государство, взимая налоги, не предоставляет их плательщикам определенные материальные блага. Как известно, средства на бесплатное образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение пенсионеров, инвалидов, многодетных семей и т.д. выделяются из доходной части государственного бюджета, которая, формируется в основном за счет налогов.

Отсутствие прямой, зримой для каждого налогоплательщика связи между объемом уплачиваемых государству налогов и получаемых от него материальных благ дает ему повод рассматривать налоги как бремя, хотя они могут и одобрять направление государственных расходов, финансируемых за счет этих платежей. Отсюда зачастую и стремление отдельных плательщиков уклонится от уплаты налогов, занижать свои доходы.

Принудительный характер юридической сущности налога состоит в том, что в силу закона налогоплательщики при определенных условиях обязаны осуществить уплату налогов. В соответствии со статьей 51 Конституции Республики Узбекистан обязанность по уплате налога является конституционной. Конституции большинства развитых стран также придают налоговым обязательствам своих граждан и подданных конституционный характер, что демонстрирует особую важность налогов и их значение для государства.

Обязательность налогов обеспечивается силой государства в лице его соответствующих органов, наделенных властными полномочиями, и поэтому уплата налогов носит не добровольный, а принудительный характер. По словам Поля Мари Годме, «элемент принуждения настолько велик в понятии налога, что это влечет за собой исключение из налоговой сферы поступлений, не носящих принудительного характера».

Современным налоговым системам некоторых стран известен так называемый необязательный налог и в частности, церковный, установленный не законодательными актами, а исполнение, которых обеспечивается моральным авторитетом религиозных норм. Например, в мусульманских странах, где институт государственной религии достаточно развит (Йемен, Саудовская Аравия, Пакистан и др.), религиозные налоговые нормы, санкционированные государством, становятся общегосударственными. В частности, такие платежи, как исламские налоги, взимаются в соответствии с Кораном и направляются на поддержку мусульманских общин за рубежом, оказание помощи бедным и т.д.

Однако такая практика не является общепринятой, так как, например, в Исландии церковные налоги распространены даже на неверующих, которые уплачивают их в один из стипендиальных фондов Исландского университета.

Важнейшим юридическим признаком налогов является порядок их установления и введения. Установление налогов, а также их взимание осуществляется в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. В связи с этим любые обязательные платежи, не предусмотренные законодательством, не могут считаться налогом.

И, наконец, еще одна черта, составляющая юридическую сущность налогов, заключается в том, что через их уплату в пользу государства взимается часть дохода, которая заранее определена в законном порядке. Государство определяет размер налога, и сроки его внесения в доходную часть бюджетной системы государства, устанавливает меры ответственности к тем субъектам налоговых отношений, которые нарушают предписания, содержащиеся в законе.

Наряду с понятием «налог» существуют еще такие понятия, как «пошлина» и «сбор», которые являются похожими, но не одинаковыми. Все эти понятия сближает принудительный характер изъятия. Однако, в отличие от налога, пошлина - это обязательный платеж, взимаемый государственными и иными уполномоченными органами за совершение в отношении плательщика юридически значимых действий. Таким образом, пошлина собирается не со всех, а только с тех, кто вступает с соответствующими органами власти в отношения по поводу получения определенных услуг. В этом смысле пошлина отличается от налога отсутствием такой характеристики, как безэквивалентность. Вместе с тем лицо, воспользовавшись услугой, уже не может отказаться от уплаты соответствующей пошлины. Здесь и проявляется принудительный характер платежа, сближающий пошлину и налог.

То же относится и к понятию «сбор». Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Таким образом, сбор - это целенаправленный платеж, адресность которого, как правило, содержится в его названии (целевой сбор на содержание милиции, сбор на нужды образовательных учреждений и т.п.). Либо это безадресный платеж с определенного вида деятельности или за право осуществления такой деятельности (сбор за право торговли, проведение местных аукционов и т.п.). В отношении сбора также не действует принцип безэквивалентности. Однако, так же как пошлину, лицо, получившее разрешение, обязано уплатить сбор.

Поэтому не все обязательные платежи следует рассматривать как налоговые. Существуют, например, такие, как пошлина, сбор, которые занимают определенное место в фискальной системе, но в строгом смысле налогами не являются.

Налоговым можно назвать только такое движение денежных средств, которое отвечает следующим основным требованиям:

  1. это движение представляет собой смену форм собственности. Только тогда принудительное изъятие средств в казну государства является налоговым; когда часть денежных средств переходит из корпоративной или индивидуальной собственности в государственную. Это очень важная характеристика. Например, можно ли назвать налогами то, что платили предприятия государству в СССР? Представляется, что нет. В условиях СССР существовала только одна форма собственности - государственная

Предприятия тоже принадлежали государству, поэтому движение средств между предприятиями и государством в СССР не представляло собой смену форм собственности. Платежи, которые осуществляли государственные предприятия в государственную казну, по своему экономическому содержанию налоговыми не являлись.

  1. налогообложение основывается на рентной составляющей, будь то добавочный доход от использования земли, недр, труда или капитала. Только в этом случае изъятие государством денежных средств будет восприниматься налогоплательщиком как справедливое, не относящееся к тем средствам, которые используются им для собственного воспроизводства;
  2. это система денежных взаимоотношений, которая строится в пределах вновь созданной стоимости. При этом налоговые от ношения не должны распространяться на капитал, авансируемый или инвестируемый для расширения производства товаров, работ и услуг. В этом смысле данная система взаимоотношений является своеобразным индикатором достигнутого или не достигнутого согласования личных, корпоративных и государственных интересов. Она может нарушать либо, наоборот, защищать права собственности;

4)денежные средства, которые перераспределяются посредством налогов и поступают в казну государства, должны использоваться исключительно на общенациональные нужды. Если налогоплательщики не ощущают такой взаимосвязи, то это приводит к укрытию доходов и уклонению от уплаты налогов.

Налоги весьма разнообразны и образуют сложную систему. Они делятся на многочисленные группы по самым разным признакам. Наиболее распространенной классификацией налогов является их разделение на прямые и косвенные. Такое деление налогов известно с глубокой древности. Например, в Римской империи взимались и налоге наследства, и налог с оборота. Позднее, в XVII в. в основу классификации налогов был положен критерий перелагаемости налогов. Считалось, что доходы землевладельцев должны облагаться «прямым налогом», а все остальные являются перелагаемыми (косвенными). А. Смит, исходя из теории факторов производства (труд, земля, капитал), добавил к числу прямых налогов (с доходов землевладельцев) еще два налога - налог на предпринимательскую прибыль владельца капитала и заработную плату наемных рабочих. К косвенным налогам он относил все те налоги, которые связаны с расходами и которые перелагались на потребителей товаров и услуг. Таким образом, деление всех налогов, на прямые и косвенные осуществляется в зависимости от источника взимания.

Функции налогов заложены в их сущности, проявляющиеся в способе действий или непосредственно через их свойства. Налогам свойственны две основные функции:

фискальная;

экономическая или регулирующая.

Фискальная функция - предполагает, что налоги являются доходом государства и формируют основную доходную часть бюджетов различных уровней государственной власти. Фискальная функция налогов является главной, основополагающей, т.к. именно она формирует основную часть бюджета.

Экономическая или регулирующая функция налогов заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве. Именно налоги оказывают влияние на платежеспособный спрос, предложение и ресурсоснабжение. Они создают или разрушают экономические условия, т.е. регулируют рыночные отношения в государстве.

1.2 Основы налогового законодательства Российской Федерации

налог юридический законодательство режим

Правовое регулирование налоговой системы РФ регламентировано законодательством России, включающим в себя Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах; законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах субъектов РФ; нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах. Концептуальные положения структуры и функционирования налоговой системы современной России определены НК РФ, введенным в действие с 01.01.1999 г. и обозначившим начало нового этапа реформирования.

Основные начала законодательства о налогах и сборах устанавливают принципы построения российской налоговой системы, заключающиеся в том, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы с учетом фактической способности налогоплательщика к их уплате; налоги должны иметь экономическое обоснование и не могут иметь дискриминационный характер, а также нарушать единое экономическое пространство России; все неустранимые сомнения, противоречия и неясности' актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика; акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Согласно НК, законы о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 - го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и сборы, вступают в силу не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Налоговый кодекс РФ должен стать в значительной части законом прямого действия. Прежде всего это касается установления видов налогов и их перечня на всех уровнях (федеральном, субъектов Федерации и местном); процедур введения и механизмов исполнения налогового обязательства; обеспечения прав и обязанностей участников налоговых отношений; осуществления налогового контроля, формы его проведения, ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Налог считается установленным, когда определены налогоплательщики и следующие элементы:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога;

налоговые льготы.

Кодекс определил специальные налоговые режимы, т.е. особый порядок уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени. Это может быть:

система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

упрощенная система налогообложения;

система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

В правилах исполнения обязанности по уплате налога НК дается понятие реализации товаров, работ или услуг.

Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ, реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в некоторых случаях - на безвозмездной основе.

Для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что это цена соответствует уровню рыночных цен.

Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность цен по сделкам лишь в следующих случаях:

) при совершении сделки между зависимыми лицами;

2) при совершении внешнеторговых сделок;

3) при совершении товарообменных (бартерных) операций;

) при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам), в пределах непродолжительного периода времени.

В случае, когда цены товаров, работ или услуг, применяемые сторонами сделки и подлежащие проверке налоговыми органами, отклоняются в сторону повышения или понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени с применением рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

Налоговый кодекс содержит норму о том, что обязанность по уплате налога считается исполненной, если налогоплательщик подал в установленный для уплаты налога срок в банк платежное поручение при наличии достаточных средств на счете. В случае уплаты налогов и сборов в более поздние сроки, нежели установленные законодательством, налогоплательщики обязаны выплатить пени. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора в проценте от неуплаченной суммы налога.

Процентная ставка пени равна одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

НК РФ гарантирует права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, которым посвящены разделы II и III Кодекса. Более совершенная система ответственности за налоговые правонарушения, установленная НК, учитывает формы вины налогоплательщиков; смягчающие и отягчающие обстоятельства; виды нарушений и конкретную ответственность по каждому из них.

Налоговая система РФ имеет трехуровневый характер; в соответствии с Налоговым кодексом налоги Российской Федерации подразделяются на федеральные, региональные и местные. Трехуровневая система была определена также Законом РФ «Об основах налоговой системы РФ», однако сам перечень налогов был несколько иным. Классификация налогов по Закону РФ «Об основах налоговой системы РФ» и по НК РФ приводится в приложении. Как можно видеть, перечни налогов существенно различаются и в Налоговом кодексе РФ число налогов значительно сократилось.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональные налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Кодексом и законами субъектов РФ, обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. При установлении регионального налога законодательными органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными органами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Местные налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами этих городов. Власти, за исключением Федерального собрания России, не может изменить перечень налогов и ввести налог, не предусмотренный перечнем: в целях сохранения единства экономического пространства страны налоговый перечень является закрытым.

В отношении исполнительных органов власти НК РФ регламентирует, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Федеральная налоговая служба (ФНС), выполняющая функции налогового контроля, издает для своих подразделений приказы, инструкции, методические указания по вопросам налогообложения, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах. Однако эти документы не являются нормативами, обязательными для выполнения налогоплательщиками. Их задача - обеспечение единообразного применения норм НК РФ и осуществления налогового контроля. В настоящее время в связи с проводимой административной реформой все функции по разъяснению законодательных актов переданы Минфину РФ, в структуру которого вошла ФНС. Налогоплательщики могут использовать необходимые для них документы в своей деятельности в справочном порядке.

1.3 Налоговые режимы, применяющиеся в Российской Федерации

Основных видов систем налогообложения в РФ выделяют четыре. Данное разделение включает в себя:

традиционный (общий) режим;

упрощенный режим;

единый налог на вмененный доход (ЕНВД);

единый сельскохозяйственный налог.

Традиционный режим предусматривает уплату полного перечня налогов:

налог на прибыль организаций

налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы

страховые и пенсионные взносы и выплаты

налог на имущество

обязательное страхование от профессиональных болезней и несчастных случаев на производстве.

Обязательным пунктом данного режима является постоянное ведение бухгалтерского и налогового учета, по которым ежеквартально происходит отчет в налоговой инспекции. Также полный комплект документов в те же сроки необходимо предоставлять в статистику и фонд социального страхования.

Основным преимуществом выбора данного вида налогообложения является отсутствие ограничений на работу с юридическими лицами, которые применяют традиционный (общий) режим (т.е. также являются плательщиками НДС). Или если есть необходимость ввозить продукцию в таможенную зону (тогда выплаты НДС необходимы при любом виде налогообложения в России). Довольно серьезным преимуществом является возможность не платить налог на прибыль, если организация получает убыток, а также можно учесть этот убыток в дальнейшем и уменьшить сумму налога на сумму убытка.

Упрощенный режим уже по названию кажется более привлекательным. Почему же до сих пор большое количество организаций применяет традиционный? На самом деле не все так просто. Существует масса ограничений на применение данного вида налогообложения в РФ, которые обязательно надо учесть еще перед регистрацией организации.

При выборе системы налогообложения в виде упрощенной схемы необходимо точно определиться с численностью работников (она не должна превышать 100 человек), остаточной стоимостью основных средств (не более 100 млн. руб.) и годовой выручкой (ее значение индексируется ежегодно).

Помимо этого запрещено применять данный режим налогообложения банкам; страховым компаниям; инвестиционным фондам; негосударственным пенсионным фондам; фирмам, которые на профессиональном уровне участвуют в рынке ценных бумаг; ломбардам; организациям, имеющим различные филиалы и представительства; организациям и ИП, занимающимся добычей с дальнейшей реализацией полезных ископаемых (кроме общераспространенных); организациям, занимающимся производством подакцизных товаров, игорным бизнесом; адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой; организациям, которые являются участниками соглашений о разделе продукции; а также, организациям, в которых участие бюджетных организаций более 25%.

Принято выделять два вида данной системы налогообложения. Их отличия заключаются в объекте налогообложения и процентной ставке:

налог на доходы (ставка 6%; объектом являются только доходы) - этот вид налогообложения считается более подходящим для ИП;

налог на разницу доходов и расходов (ставка до 15%, при этом 5% относятся к компетенции Федерации, а за счёт остальных 10% субъектам Федерации предоставлено право снижения ставки; объект - разница между доходами и расходами).

Система налогообложения в виде ЕНВД, как и единый сельскохозяйственный налог, является специальным режимом налогообложения, который применяется для определенных видов деятельности. Как правило, он уплачивается в твёрдой сумме в зависимости от видов деятельности.

Далее подробно рассматриваются основные налоги при применении общего режима.

2. Основные виды налогов в Российской Федерации, уплачиваемые юридическими лицами

2.1 Налог на прибыль организаций

налог юридический законодательство режим

Прибыль является важнейшим показателем финансовой деятельности предприятия. В то же время прибыль - одна из основных экономических категорий товарного производства.

Налог на прибыль - это прямой налог. Его величина находится в прямой зависимости от получаемой прибыли.

декабря 1991 года был принят Закон №2116-6 «О налоге на прибыль предприятий и организаций». За последующие 10 лет было принято около 25 поправок и изменений. С 1 января 2002 года при вступлении силу главы 25 Налогового кодекса РФ действует новый порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций.

Плательщиками налога являются российские организации, а так же иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства или получающие доход от источников РФ.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Российские организации определяют прибыль как разницу между полученными доходами и производственными расходами. Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Величину доходов определяют исходя из цен сделки. Под расходами понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком (материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы исчисленной амортизации, прочие расходы). Так же стоит отметить, что начисление амортизации может производиться двумя способами: линейным и нелинейным методом. Норма амортизации при линейном методе определяется по формуле - К= (1/n)*100%, а при нелинейном - К= (2/n)*100%, гда К - норма амортизации в процентах к первоначальной стоимости объекта имущества при линейном методе и к остаточной при нелинейном методе, n - срок полезного использования данного объекта в месяцах.

Налоговая ставка по налогу на прибыль установлена НК РФ в размере 24% (статья 284, п. 1). В федеральный бюджет поступает 6,5% налогооблагаемой прибыли.

По доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки:

·9% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями, физическими лицами

·15% - по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций.

Сумма налога определяется умножением налоговой базы на соответствующую ставку. Налоговым периодом признается один календарный год. А отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и 9 месяцев. Сумма налога по итогам налогового периода исчисляется налогоплательщиком самостоятельно. Завершающим этапом отчетности является предоставление в налоговые органы налоговой декларации.

2.2 Налог на имущество организаций

Плательщики налога - российские и иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства или имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ.

Объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество, принадлежащее организациям на праве собственности, преданное в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление, а так же совместную деятельность.

Налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемая объектом налогообложения. Базой для расчета авансовых платежей по налогу является средняя стоимость имущества. Средняя стоимость имущества определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и на 1-е число следующего за отчетным периодом месяца, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на 1.

Отчетным периодом по данному налогу считают первый квартал, полугодие и девять месяцев, а налоговым периодом считается календарный год.

Налоговые ставки устанавливаются субъектами РФ и не могут превышать 2,2%. Организации имеют право воспользоваться налоговыми льготами, установленными НК РФ и льготами субъектов РФ.

К наиболее значимым относятся льготы, направленные на освобождение от налогообложения:

·организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ

·религиозных организаций.

·общероссийских организаций инвалидов, среди членов которых инвалиды составляют не менее 80%.

·организации, основной вид деятельности которых производство фармацевтической продукции и др.

Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. По итогам налогового периода определяется сумма авансового платежа по налогу в размере ¼ произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.

2.3 Налог на добавленную стоимость

Обратимся к налогам, которые выплачивают и физические и юридические лица.

Для более наглядного ознакомления можно рассмотреть следующую таблицу:

Не подлежит налогообложению:

·реализация некоторых медицинских товаров

·оказание платных медицинских услуг

·услуги учреждений культуры, искусства, религиозных объединений, развлекательные мероприятия

·услуги в сфере образования (необходимо наличие лицензии)

·услуги по уходу за больными, инвалидами, престарелыми многие другие

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам налогового периода. Налоговый период устанавливается как календарный месяц; для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товара, без учета НДС, не превышающими один млн. рублей - квартал.

2.4 Акцизы

В соответствии с НК РФ плательщики акцизов - организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

В настоящее время под акцизными товарами признаются:

·спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением коньячного спирта.

·спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9%.

·алкогольная продукция.

·табачная продукция.

·автомобили легковые, мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт.

·автомобильный бензин, дизельное топливо и др.

При этом надо отметить, что к подакцизным товарам не относятся лекарственные средства, прошедшие государственную регистрацию, препараты ветеринарного назначения, парфюмерно-косметическая продукция, товары бытовой химии в аэрозольной упаковке.

Налоговая база, согласно статье 53 НК РФ, представляет собой стоимостную, физическую и иную характеристику объекта налогообложения. Существует несколько видов налоговых ставок по данному налогу. По акцизу: твердые (специфические), устанавливаемые в абсолютной сумме (в рублях и копейках) на единицу подакцизного товара; адвалорные ставки, устанавливаемые в процентах к стоимости подакцизного товара; комбинированные ставки.

Порядок исчисления акцизов зависит от видов применяемых ставок: если установлены твердые налоговые ставки, сумма акциза исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы (объемы реализованных или подакцизных товаров); если установлены адвалорные налоговые ставки, сумма акциза исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы; если установлены комбинированные налоговые ставки, акциз рассчитывается как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой налоговой ставки объемы реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной налоговой ставке процентная доля стоимости.

3. Основные проблемы и направления совершенствования российского налогообложения юридических лиц

3.1 Отличия налогообложения юридических лиц в развитых странах от российской налоговой системы

В теории и практике налогового регулирования развитых стран Запада налоговая политика в послевоенные годы строилась в соответствии с кейнсианской концепцией функциональных финансов. Согласно этой концепции величина расходов и норма налогообложения подчинены потребностям регулирования совокупного общественного спроса, который должен удерживаться на уровне, обеспечивающем полное использование трудовых ресурсов и капитала при сохранении стабильности цен (при этом бюджетное равновесие приносится в жертву равновесию экономическому). Начиная же с 80-х годов, в связи со снижением доли государственного сектора в экономике развитых стран и уменьшением экономической роли государства (сокращением его прямого вмешательства в экономику в основном через снижение государственных расходов) налоговая политика наряду с выполнением регулирующих функций стала средством обеспечения бездефицитности бюджета. В условиях развитой экономики эта цель достигается посредством не усиления налогового бремени, которое ложится на производителей и физических лиц, а расширения налоговой базы и сокращения государственных расходов на фоне широкомасштабного и целенаправленного снижения налогов.

В 1990-х годах выделились следующие основные черты налоговых систем развитых стран:

) прямые налоги преобладают в Германии, Канаде, США, Японии, косвенные налоги - во Франции и Италии;

) в Германии, Японии и США изменения в налоговой структуре обусловлены тем, что исходя из прогрессивного налогообложения экономический рост и инфляция оказывают более сильное влияние на доходы от прямых налогов.

Налоговые проблемы, существующие в развитых странах:

а) все налоговые системы сложны для понимания налогоплательщиков и сложны для эффективного управления со стороны налоговых органов. Это порождает способы уклонения от налогов;

б) личное подоходное налогообложение (то есть в противоположность российскому законодательству, преобладает налогообложение физических, а не юридических, лиц), как правило, характеризуется несправедливостью распределения налогового бремени, то есть очень часто одинаковый доход сопровождается разным уровнем налогообложения;

в) большие различия в ставках личного подоходного налогообложения и налогообложения компаний стимулируют компании принимать решения об инкорпорации по налоговым причинам. Дискриминация дивидендов ведет к тому, что новые инвестиции предпочтительнее финансировать за счет заемных средств;

г) налоговые системы развитых стран тяготеют к прямым налогам (в России преобладают косвенные налоги).

В ряде зарубежных стран предоставляются различные виды льгот в зависимости от формы собственности. Например, зачастую объекты, находящиеся в государственной собственности, освобождаются от уплаты земельного налога, нередко устанавливается льготное обслуживание прибыли государственной корпорации и др. Иногда налоговые льготы устанавливаются в зависимости от гражданства с целью стимулирования иностранных инвестиций.

Резкий рост бюджетных расходов во многих странах со всей остротой поставил вопрос об упорядочении предоставления различных налоговых льгот. Это связано с тем, что установление широкого перечня налоговых льгот зачастую приводит к уменьшению налоговой базы, вследствие чего для сохранения необходимого государству уровня налоговых поступлений оно прибегает к установлению более высоких налоговых ставок.

Формирование налоговой базы является серьезным инструментом налоговой политики государства, поскольку от этого зависит увеличение или уменьшение налоговых обязательств различных категорий налогоплательщиков. Это создает дополнительные стимулы или, наоборот, ограничения для расширения производства и инвестиционных проектов и соответствующего роста (снижения) экономического развития.

Система налогообложения большинства стран предусматривает, в частности, различные формы формирования налоговой базы, связанной с амортизационными отчислениями. Разрешение осуществлять ускоренную амортизацию, то есть списывать стоимость основного капитала не в соответствующих физическому износу нормах, а в увеличенном размере, приводит к искусственному завышению издержек производства и, соответственно, к снижению отражаемой на счетах прибыли, а значит и налоговых выплат. Законодательством отдельных стран разрешено, кроме того, списывать на амортизацию половину стоимости нового оборудования.

Совершенствование налоговых систем в развитых странах определяется необходимостью государственного вмешательства в процесс формирования производственных отношений. Противоречия между потребностями государства в налоговых доходах и возможностями их получения являются основными при формировании всех налоговых систем.

3.2 Участие России в практике гармонизации национальных налоговых систем в мировой экономике

Гармонизация - согласование общих подходов и концепций, совместная разработка правовых принципов и отдельных решений.

К основным принципам гармонизации могут быть отнесены:

·согласованность правового регулирования;

·синхронность принятия гармонизированных актов;

·последовательность этапов гармонизации;

·приоритетность международных договоров над национальным законодательством.

Основаниями гармонизации служат заключенные международные договоры и собственная инициатива государств.

Основой гармонизации являются добровольность и самостоятельность государств в определении направлений и глубины участия в процессе сближения, гармонизации и унификации национальных налоговых законодательств, их постепенность и этапность реализации.

Целью гармонизации является установление единообразного (унифицированного) порядка регулирования межгосударственных налоговых отношений.

Для создания реальных условий гармонизации национальных налоговых систем государств - участников ЕврАзЭС на первом этапе было проведено глубокое изучение и анализ налоговых законодательств каждой страны с точки зрения развитости налоговой системы, достоинств и недостатков. Очередным этапом предусматривалось сравнение, выявление сходств и различий, использование позитивных аспектов налоговых законодательств отдельных стран с целью их гармонизации.

Для работы по координации деятельности налоговых служб Советом глав Правительств было принято решение о создании Совета руководителей налоговых служб (СРНС) Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан.

Рабочая группа определила следующие основные направления работы:

·гармонизация налоговых законодательств;

·совершенствование принципов налогового администрирования;

·укрепление информационного обмена между налоговыми службами сторон;

·подготовка кадров.

Системы взимания косвенных налогов подлежат гармонизации в большей степени, так как они оказывают наибольшее влияние на ценообразование и составляют наибольший удельный вес в объеме налоговых поступлений всех государств - участников Таможенного союза.

Основными направлениями гармонизации являются исключение двойного налогообложения при переходе на взимание по принципу «страны назначения», выравнивание ставок акцизного налога на импортируемую и производимую продукцию, унификация методики исчисления и перечня подакцизных товаров.

Работа по гармонизации прямых налогов ведется по следующим направлениям:

·построение рациональных систем налогообложения, направленных на стимулирование эффективного развития экономик, снижение налоговой нагрузки для товаропроизводителей, поощрение инвестиций в производственный сектор;

·формирование согласованной системы налогового администрирования;

·отмена нерыночных налогов (отчисления в различного рода фонды и т.д.);

·снижение количества налоговых льгот;

·упрощение налогообложения малого предпринимательства и др.

Одним из завершающих этапов гармонизации является подготовка предложений по основным (модельным) принципам налогового администрирования. Итогом проводимой работы по гармонизации налогового законодательства стала разработка конкретных предложений и рекомендаций по корректировке национальных налоговых законодательств, а также подготовка и принятие в перспективе Налогового кодекса стран - участниц интеграционного взаимодействия.

Заключение

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налог считается установленным, когда определены налогоплательщики и основные элементы (объект, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога)

Организации - это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории России (иностранные организации). Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций не являются самостоятельными налогоплательщиками исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Основные особенности налогообложения юридических лиц заключаются в следующем:

.постановка на учет в налоговых органах предполагает обязанность по уплате налогов и сборов;

.предприятие самостоятельно исчисляет и уплачивает налоги.

В Российской Федерации при налогообложении юридических лиц действует принцип территориальности (места получения доходов, - в противоположность применяемому к налогообложению физических лиц принципа резидентства - места нахождения налогоплательщика). С рядом государств у Российской Федерации есть соглашения об устранении двойного налогообложения.

Для снижения налоговой нагрузки на предприятии в НК РФ введены специальные налоговые режимы.

В настоящее время в рамках вступления России в ВТО и укрепления Таможенного союза основной задачей является гармонизация налоговых систем в отношении налогообложения юридических лиц, особенно субъектов внешнеэкономической деятельности.

Список использованной литературы

1.Конституция Российской Федерации. // Российская газета, 19 января 2009 г.

.Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части I и II. М.: 2012 - 784 с.

3.Аврова И. Налог на прибыль в вопросах и ответах. М.: Статус-Кво97, 2009. - 248 с.

.Андреев В. Налог на прибыль: арбитражные споры: Справочное пособие. М.: Статут, 2009. - 460 с.

.Вещунова Н.Л. Налоги Российской Федерации. СПб.: Питер, 2010. - 416 с.

.Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. - СПб.: Питер, 2011

.Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России. - М.: Финстатинформ, 2011. - 222 с.

.Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ, Издательство: МЦФЭР, - 2011.

.Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. М., 2008.

.Соколов А.А. Налоги и налогообложение. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008 - 258 с.

.Толкушкин А.В. История налогов в России. - М.: «Юристъ», 2010. - 432 с.

.Топорнин Б.Н Комментарий к Налоговому кодексу РФ. - М.: Юристъ, 2011

.Федеральный налоги и сборы с организаций / под редакцией Павловой Л.П., Гончаренко Л.И. // М.: Статус-Кво 97, 2009.

.Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2010. - 383 с.

Похожие работы на - Налогообложение юридических лиц в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!