Банковское дело

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,32 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Банковское дело

Оглавление

1. Охарактеризуйте функции надзора и контроля, осуществляемые Национальным банком Республики Беларусь за деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций

. Чем реструктуризация государственного долга отличается от конверсии, консолидации, унификации, рефинансирования, аннулирования?

Задача

Список использованных источников

1. Охарактеризуйте функции надзора и контроля, осуществляемые Национальным банком Республики Беларусь за деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций

В ст. 34 Банковского кодекса Республики Беларусь определены правомочия Национального банка Республики Беларусь как органа государственного регулирования банковской деятельности [2]. Специфика деятельности банков как хранителей общественных сбережений и создателей денег в обращении обусловливает необходимость тщательного контроля со стороны государства. Главной причиной государственного банковского регулирования является чрезвычайная важность банковских услуг для нормальной жизнедеятельности общества. Другая причина заключается в самой специфике банковской системы, заключающейся в ее крайней уязвимости и подверженности масштабным кризисам. Данное обстоятельство объясняется характеристиками, которые вытекают из самой природы банков и в то же время определяют их ведущее положение на финансовом рынке: высокий уровень финансовой взаимозависимости и основанность на легко изымаемых денежных средствах.

Статья 34 Банковского кодекса Республики Беларусь возлагает все функции банковского регулирования и надзора на Национальный банк Республики Беларусь. Их содержание заключается в следующих направлениях деятельности Национального банка Республики Беларусь:

) надзор за созданием банков и небанковских кредитно-финансовых организаций (установление условий доступа на финансовый рынок и надзор за их соблюдением в процессе регистрации и лицензирования) осуществляется путем:

установления минимального размера уставного фонда для вновь создаваемых (реорганизованных) банков и размера имущественных вкладов (вкладов в неденежной форме), вносимых в уставный фонд. Согласно п. 54 Инструкции о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.09.2006 г. N 137 (далее - Инструкция N 137), минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого (реорганизованного) банка составляет 5 млн. евро [7]. При этом в соответствии со ст. 75 Банковского кодекса Республики Беларусь размер имущественных вкладов (вкладов в неденежной форме), вносимых в уставный фонд банка, не может превышать двадцати процентов размера уставного фонда этого банка;

определения соответствия руководителей исполнительных органов управления банка квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации, установленным ст. 82 Банковского кодекса Республики Беларусь, специальной квалификационной комиссией Национального банка Республики Беларусь. Осуществляется в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке проведения оценки соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации кандидатов на должности руководителя, главного бухгалтера банка или небанковской кредитно-финансовой организации, его (ее) филиала (отделения) и их заместителей, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.08.2008 N 122 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения оценки соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации кандидатов на должности руководителя, главного бухгалтера банка или небанковской кредитно-финансовой организации, его (ее) филиала (отделения) и их заместителей" [9];

установления требований к учредителям (ч. 12 ст. 34 Банковского кодекса Республики Беларусь) и членам органов управления банка и иным лицам при приобретении акции банка (ст. 123 Банковского кодекса Республики Беларусь);

определения условий создания обособленных (филиалов и отделений) и структурных подразделений (центры банковских услуг, расчетно-кассовые центры, обменные пункты и т.д.) банков;

проверки законности создания банков и небанковских кредитно-финансовых организаций (соблюдения ими требований законодательства и надзорных органов) путем их регистрации и выдачи лицензии на право осуществления банковской деятельности. Полномочия Национального банка Республики Беларусь при создании и лицензировании деятельности кредитно-финансовых организаций урегулированы Инструкцией о государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и лицензировании банковской деятельности, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.06.2001 N 175 [5];

) установление кредитно-финансовым организациям пруденциальных правил их деятельности в целях ограничения принимаемых ими рисков, в т.ч.:

установление нормативов безопасного функционирования деятельности (ст.ст. 111 - 118 Банковского кодекса Республики Беларусь, а также Инструкция N 137);

обязанности создавать резервы, размеры и порядок формирования которых устанавливаются Национальным банком Республики Беларусь. В настоящее время к таким резервам относятся: фонд обязательных резервов, специальный резерв на покрытие возможных убытков по активам банка, подверженным кредитному риску, а также резервный фонд;

) осуществление непосредственного (текущего) надзора за соблюдением банками правил безопасного и ликвидного существования, выполнением ими требований банковского законодательства и предписаний Национального банка Республики Беларусь путем изучения присылаемой документации, а также проведения непосредственных проверок деятельности банков. Формы, порядок и сроки предоставления банками отчетности об их деятельности устанавливаются различными нормативными актами Национального банка Республики Беларусь;

) применение мер воздействия к кредитно-финансовым организациям в случаях, предусмотренных законом. Основания и порядок применения Национальным банком Республики Беларусь мер воздействия устанавливаются Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.11.2006 г. N 195 "Об утверждении Инструкции о порядке вынесения Национальным банком Республики Беларусь предписаний и применения мер воздействия к банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям" [8].

Распоряжением Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь от 07.05.2001 г. N 248 полномочия центрального аппарата и Главных управлений Национального банка Республики Беларусь по осуществлению надзора и регулирования деятельности банков были разграничены следующим образом. Центральный аппарат осуществляет свои полномочия в отношении всех действующих и вновь создаваемых республиканских банков, а также банков, по которым принято решение о ликвидации и возбуждено дело о банкротстве. Для реализации данных функций в Национальном банке Республики Беларусь действует Главное управление банковского надзора. Главные управления Национального банка Республики Беларусь по областям и городу Минску осуществляют функции надзора и регулирования деятельности банков в отношении филиалов (отделений) республиканских банков, а также вновь создаваемых банков, расположенных в соответствующих областных административно-территориальных единицах.

Национальный банк Республики Беларусь осуществляет постоянный контроль за соблюдением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковского законодательства. При этом используются две формы получения информации о состоянии их дел: внешнее наблюдение (мониторинг) и проверки соблюдения банковского законодательства на местах.

Правовым основанием внешнего наблюдения за деятельностью кредитно-финансовых организаций является ч. 15 ст. 34 Банковского кодекса Республики Беларусь, согласно которой Национальный банк Республики Беларусь "в целях выявления ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и иных кредиторов", осуществляет анализ деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. В соответствии со ст. 38 Банковского кодекса Республики Беларусь банки и небанковские кредитно-финансовые организации обязаны представлять в Национальный банк Республики Беларусь в установленном им порядке финансовую и экономическую информацию и документацию, необходимые Национальному банку Республики Беларусь для выполнения его функций. Согласно ч. 1 ст. 119 Банковского кодекса Республики Беларусь банки представляют в Национальный банк Республики Беларусь отчетность о своей деятельности в порядке, устанавливаемом Национальным банком Республики Беларусь [2].

Проверки деятельности кредитно-финансовых организаций могут проводиться представителями Национального банка Республики Беларусь, в том числе с привлечением специалистов иных организаций, либо по его поручению аудит деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций проводится аудиторской организацией или аудитором - индивидуальным предпринимателем, получившими лицензию Национального банка Республики Беларусь на осуществление аудиторской деятельности. Кроме того, согласно ч. 10 ст. 34 Банковского кодекса Республики Беларусь Национальный банк Республики Беларусь вправе потребовать от банка и небанковской кредитно-финансовой организации представления аудиторского заключения по годовому и (или) любому внутригодовому отчету, иной отчетности в полном объеме.

2. Чем реструктуризация государственного долга отличается от конверсии, консолидации, унификации, рефинансирования, аннулирования?

В соответствии со ст. 58 Бюджетного кодекса Республики Беларусь под реструктуризацией государственного долга Республики Беларусь понимается основанное на соглашении с заимодавцем прекращение долговых обязательств Республики Беларусь, составляющих государственный долг Республики Беларусь, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами Республики Беларусь, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения долговых обязательств Республики Беларусь [3].

В качестве примера можно привести Указ Президента Республики Беларусь от 13.01.2006 г. N 27 "О реструктуризации задолженности и некоторых иных мерах по финансовому оздоровлению убыточных государственных организаций". В соответствии с ним просроченная кредиторская задолженность государственных организаций реструктуризируется путем предоставления отсрочки и рассрочки ее погашения при условии:

полной уплаты в республиканский и местные бюджеты, включая государственные целевые бюджетные фонды, текущих платежей по налогам, сборам (пошлинам), за потребленные природный газ, электрическую, тепловую энергию; возврата в соответствии с договорами (графиками) предоставленных после 1 октября 2005 г. кредитов банков, бюджетных займов, бюджетных ссуд и уплаты процентов за пользование ими (далее - текущие платежи);

наличия бизнес-плана по выходу государственной организации на безубыточную работу, составленного этой организацией на пятилетний период (далее - бизнес-план) с разбивкой по годам, прошедшего в установленном законодательством порядке экспертизу, утвержденного и согласованного в соответствии с настоящим Указом;

выполнения предусмотренных в бизнес-плане основных показателей, в том числе по темпам роста объемов производства товаров (работ, услуг) и рентабельности реализованных товаров (работ, услуг) [4].

Государство, заинтересованное в получении займов на длительные сроки, достигает этого за cчет консолидации государственного долга. Под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное с их сроками. Например, в 1938 году была проведена консолидация свободно обращавшихся займов с обменом старых облигаций на новые, срок действия которых был увеличен вдвое (с 10 до 20 лет). Однако возможна и обратная операция - уменьшение срока действия государственных ценных бумаг. Так, в 1990 году срок функционирования казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет. Возможно совмещение консолидации с конверсией. Такая операция была проведена, например, в 1936 году в СССР, когда облигации семи государственных займов, размещавшихся среди населения по подписке с рассрочкой платежа, были обменены на облигации нового займа с более низкой доходностью и с увеличением вдвое (до 20 лет) срока действия ценных бумаг [10, с.22].

При применении рассматриваемых механизмов управления государственным долгом власти должны понимать, что изменение первоначальных условий займов может вызвать социальную напряженность в обществе, а также оказать негативное воздействие на дальнейшее заимствование [11, с.17].

Под конверсией государственного долга обычно понимается изменение первоначальных условий государственных займов, выражающееся в понижении процента, изменении срока действия и способа погашения займа, объединения облигаций разных займов и так далее. В таких странах, как США, Великобритания, Франция, Италия, конверсия займов проводилась многократно. В результате государство получает временную экономию, поскольку продолжавшийся выпуск займов вел к росту государственного долга и, следовательно, расходов бюджета по нему.

В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредиторов. Такая операция в СССР была проведена, например, в 1990 году, когда доходность облигаций трехпроцентного выигрышного займа была увеличена до 9%, а казначейских обязательств - с 5 до 10%.

В отличие от реструктуризации конверсия направлена не на отсрочку платежей, а на сокращение денежного объема государственного долга.

Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, то есть погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов.

Аннулирование государственного долга, то есть полный отказ от долговых обязательств, является, как правило, крайней мерой по управлению внутренним долгом. Аннулирование ценных бумаг государства может использоваться по двум причинам. Во-первых, аннулирование государственного долга объявляется в случае финансовой несостоятельности государства, то есть его банкротства. Во-вторых, аннулирование задолженности может явиться следствием прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей. Так, в январе 1918 года правительство РСФСР аннулировало все дореволюционные внутренние и внешние займы. Советская власть не признала финансовых обязательств царской администрации и Временного правительства.

Дефолт - синоним аннулирования государственного долга - отказ государства в одностороннем порядке оплачивать свои долги. Экономический кризис 1998 года в России (также называемый дефолт по названию одной из причин кризиса) был одним из самых тяжёлых экономических кризисов в истории России. Основными причинами дефолта были: огромный государственный долг России, порождённый обвалом азиатских экономик, кризис ликвидности, низкие мировые цены на сырьё, составлявшее основу экспорта России, а также популистская экономическая политика государства и строительство пирамиды ГКО (государственные краткосрочные обязательства). Собственно датой дефолта является 17 августа 1998 года.

Задача

Решением областного Совета депутатов областной клинической больнице и стоматологической поликлинике было выделено 3 млрд. руб. на оказание помощи по обеспечению лекарствами и санитарным автотранспортом. Средства поступили на счета больницы "А" (2 млрд. руб.) и поликлиники "Б" (1 млрд. руб.). Проверка установила, что при перечислении средств в больницу "А" областное управление здравоохранения не установило номенклатуру, количество и сроки закупок и поставок товаров. За 10 месяцев больницей "А" было израсходовано 70% суммы. Поликлиника "Б" израсходовала 80% перечисленных средств: 40% - на лекарства, 20% - на оборудование и медицинскую технику, 20% - на обустройство поликлиники.

В чьей компетенции было осуществление финансового контроля за расходованием средств по поручению Правительства? Какие нарушения были допущены при использовании бюджетных средств? Какие меры должен принять орган, осуществляющий финансовый контроль?

В данном случае имеет место правонарушение, предусмотренное ст. 137 Бюджетного кодекса Республики Беларусь - нецелевое использование средств бюджета. Под нецелевым использованием средств бюджета следует понимать любые действия распорядителей или получателей бюджетных средств, выразившиеся в направлении и использовании указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным законом о республиканском бюджете, решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, иными актами законодательства, бюджетной росписью, уведомлением о средствах, передаваемых нижестоящим бюджетам в форме межбюджетных трансфертов, бюджетной сметой и расчетами, перечнями к ней.

Пунктом 3 ст. 137 Бюджетного кодекса Республики Беларусь предусмотрено, что нецелевое использование средств бюджета влечет приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств, взыскание в бесспорном порядке в соответствующий бюджет полученных средств с начислением процентов в размере ставки рефинансирования, установленной Национальным банком Республики Беларусь на дату взыскания.

банк реструктуризация рефинансирование долг

Список использованных источников

1.Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994г. (в ред. от 17.11.2004г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1999. - N 1. - Ст. 1/0.

2.Банковский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 25.10.2000г. № 441-З (ред. от 14.06.2010 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2006. - N 113. - Ст. 2/1243.

.Бюджетный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 16.07.2008 г. № 441-З (ред. от 30.12.2011 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2008. - N 183. - Ст. 2/1509.

.О реструктуризации задолженности и некоторых иных мерах по финансовому оздоровлению убыточных государственных организаций: Указ Президента Республики Беларусь от 13.01.2006 г. N 27 (ред. от 09.04.2010 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2006. - N 9. - Ст. 1/7164.

.Об утверждении Инструкции о государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и лицензировании банковской деятельности: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.06.2001 г. N 175 (ред. от 24.11.2011 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2001. - N 77. - Ст. 8/6419.

.Об утверждении Инструкции о порядке раскрытия информации банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 19.01.2006 г. N 6 (ред. от 16.03.2010 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2006. - N 36. - Ст. 8/13937.

.Об утверждении Инструкции о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.09.2006 г. N 137 (ред. от 23.09.2009 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2006. - N 186. - Ст. 8/15213.

.Об утверждении Инструкции о порядке вынесения Национальным банком Республики Беларусь предписаний и применения мер воздействия к банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.11.2006 г. N 195 (ред. от 25.05.2010 г., с изм. от 13.05.2011 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2006. - N 207. - Ст. 8/15481.

.Об утверждении Инструкции о порядке проведения оценки соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации кандидатов на должности руководителя, главного бухгалтера банка или небанковской кредитно-финансовой организации, его (ее) филиала (отделения) и их заместителей: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.08.2008 г. N 122 (ред. от 28.06.2010 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2008. - N 236. - Ст. 8/19533.

.Круговой Т.П. Октябрьская революция и аннулирование государственного долга дореволюционной России. - Белгород, 1959. - 95 с.

.Раков А., Илюкевич С. Инструментарий управления государственным долгом // Банковский вестник. - 2003. - № 9. - с.14 - 21.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!