Возможность вступления России в ВТО в рамках Таможенного союза с Казахстаном и Белоруссией

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    984,79 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Возможность вступления России в ВТО в рамках Таможенного союза с Казахстаном и Белоруссией

Введение

Россия пытается вступить в ВТО с 1995 года. За последние несколько лет в СМИ неоднократно появлялись сообщения, что страна близка к заключению окончательных договоренностей с торговой организацией, однако эти прогнозы ни разу не подтверждались.

Всемирная торговая организация была создана в 1995 году на базе Генерального соглашения по тарифам и торговле. Сейчас в состав ВТО входит 153 страны, в том числе все крупнейшие экономики мира, за исключением России.

Основной целью ВТО является снятие торговых барьеров между странами. Однако именно свобода торговли, по мнению противников вступления России в ВТО, может привести к тому, что россияне будут предпочитать импортные товары, а не отечественные. Сторонники вступления России в ВТО предполагают, что оно позволит стране добавлять к ВВП ежегодно один процент за счет увеличения экспорта и импорта.

Практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является

исключением.

Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

·        Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

·        Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

·        Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

·        Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;

·        Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

·        Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

·        Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

Однако существуют также противники вступления России в ВТО. Они утверждают, что открытие рынков и снятие барьеров ведет к разорению и нищете сотен миллионов жителей планеты. Требование США и стран Евросоюза существенно снизить тарифы на импортные продовольственные товары, а также отменить государственные дотации российским аграриям серьезно ударит по производству в России зерна, молочной продукции, мяса и птицы. По оценкам ВНИИ экономики сельского хозяйства, наши суммарные потери на этом «фронте» могут составлять ежегодно до 4 млрд. долларов США.

Имеются опасения, что членство в ВТО негативно отразится и на малом бизнесе, занятом в промышленном производстве и сфере бытового обслуживания. Правительство РФ признает, что не может спрогнозировать, как повлияет вступление в ВТО на наукоемкие отрасли экономики.

После того как к ВТО присоединился Китай, практически вся мировая торговля регулируется этой организацией, и аутсайдер оказывается в заведомо проигрышной ситуации, лишая себя возможности использовать механизмы ВТО.

Именно поэтому проблема присоединения России к ВТО и по сей день остается актуальной. Без членства в ВТО, которая на сегодняшний день является наиболее влиятельной структурой, регулирующей мировую торгово-экономическую политику и связанные с ней аспекты других форм международных отношений, нашему государству будет достаточно трудно отстаивать свои позиции в мировом экономическом пространстве.

В середине 2009 года В. Путин заявил, что Россия будет вступать в ВТО в рамках Таможенного союза с Казахстаном и Белоруссией. По мнению большинства, это поможет преодолеть вето некоторых стран, с которыми у России до сих пор не подписаны соглашения.

Целью настоящего исследования является комплексный анализ состояния и перспектив развития переговорного процесса по вступлению в ВТО с учетом создания Таможенного союза трех государств - России, Казахстана, Белоруссии. Представляется перспективным оценить эффективность членства России в организации, принимая во внимание экономическую сторону вопроса.

Для достижения поставленной цели в работе решались задачи следующего характера:

.        Рассмотреть возможность вступления России в ВТО в рамках Таможенного союза с Казахстаном и Белоруссией;

.        Спрогнозировать последствия от вступления для российского аграрного сектора;

.        Проследить влияние вступления на отечественную промышленность.

Объектом исследования является процесс вступления России во Всемирную торговую организацию. Под предметом исследования понимается возможность вступления России в ВТО на основе таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном, а также последствия от вступления для её экономики и сельского хозяйства.

Источниковая база и литература. В целях объективного и многостороннего изучения поставленного вопроса были использованы и проанализированы различные источники, в целом раскрывающие ход и отдельные аспекты переговорного процесса. В ходе исследования был изучен широкий круг литературы, условно разделенный на четыре категории.

Первая категория. К ней относится широкий спектр литературы и нормативно-правовых актов, дающих целостную информацию об особенностях функционирования структуры ВТО и о состоянии вопроса по созданию Таможенного союза трех стран. Кроме того, были изучены основополагающие российские и международные законодательные акты, договора и соглашения.

Вторая категория представляет из себя выдержки из выступлений, комментариев и интервью официальных лиц, непосредственно вовлеченных в переговорный процесс (В.В. Путин глава российской переговорной делегации М.Ю. Медведков. министр экономического развития и торговли Г.О. Греф, и др.), а также политологов и экспертов в вопросах международ - ных отношений и мировой экономики. В данную группу входят тексты специализированных докладов, сфокусированных на проблематике данного исследования.

Третья категория включает в себя монографии и труды отечественных и зарубежных авторов, среди которых отдельно следует отметить публикации и работы профессорско-преподавательского состава Дипломатической Академии МИД России - В.М. Алчинова, Е.П. Бажанова, А.г. Задохина, Т.А. Закаурцевой, К.Н. Кулматова, В.Ф. Ли, В.Н. Матяша, А.В. Митрофановой, О.Г. Пересыпкина, Г.А. Рудова, В.В. Штоля, Г.С. Яскиной и др. В данную категорию также входят материалы специализированных конференций, затрагивающих проблематику, обозначенную в данном исследовании.

Четвертая категория. В нее вошли периодические статьи аналитического и информационного характера, опубликованные в различных средствах массовой информации, как печатных, так и электронных. Несмотря на частичную ангажированность, часто наблюдающуюся во многих современных СМИ, им нельзя отказать в оперативности освещения событий. Сравнительный анализ широкого круга периодических изданий и информационных лент дает возможность выработать качественную и объективную картину интересующего события, служащую основой для дальнейшего анализа.

1. Условия вступления в ВТО России, Белоруссии и Казахстана

всемирный торговый российский экономика

Двадцать седьмого ноября 2009 г. в Минске произошло подписание президентами Российской Федерации (РФ), Республики Беларусь (РБ) и Казахстана Д. Медведевым, А. Лукашенко и Н. Назарбаевым Таможенного кодекса (ТК), Единого таможенного тарифа (ЕТТ) и других важнейших документов, формирующих международно-правовую базу Таможенного сою - за ЕврАзЭС (далее: ТС ЕврАзЭС, или ТС-3) и делающих возможным' его учреждение с 1 января 2010 г., на год раньше первоначально намеченного срока. Оно может стать событием эпохального характера для всего постсоветского пространства и приобрести глобальный исторический формат, если эти документы будут претворены в жизнь, на что решительно настроены три президента и в целом политическое руководство каждой из трех стран. Этот акт заставляет по-новому подойти к целому ряду крупных мирохозяйственных проблем, например, путям и перспективам вступления стран «тройки» во Всемирную торговую организацию (ВТО). Он ставит также ряд важных новых вопросов: в первую очередь о макроэкономических последствиях для РФ формирования ТС-З. Прежде чем предпринять попытку ответить на них, целесообразно показать, что собственно собираются создать три указанные страны ЕврАзЭС в виде ТС.

После объявления 9 июня 2009 г. главами правительств РФ, Белоруссии и Казахстана о приближении срока учреждения ТС-3 на один год (с начала 2011 г. на 1 января 2010 г.) в отношениях между «тройкой» и ВТО сложилась принципиально новая ситуация. Согласно правилам ВТО, если Россия или любая другая страна, ведущая переговоры о вступлении в ВТО, передает свои полномочия в области таможенной политики на наднациональный уровень - в данном случае ТС-3, - то она должна будет вести свои переговоры с ВТО заново, т.е. с нуля. Видимо, с учетом этого обстоятельства, как и собственных интересов и концептуальных представлений о дальнейшем развитии отношений с ВТО, 9 июня на правительственном уровне было заявлено, что РФ на 2 года прерывает переговоры с ВТО о своем вступлении в эту организацию, а затем возобновит их в составе ТС-З, который и станет партнером по этим переговорам. 10 июля Президент РФ Д. Медведев объявил о другом подходе к будущим переговорам с ВТО: каждый член ТС-З ведет эти переговоры самостоятельно, но согласованно с двумя другими партнерами по Таможенному союзу, так что в конечном итоге вступление «тройки» произойдет синхронно.

Следует подчеркнуть, что вступление членов «тройки» в ВТО на согласованных позициях дало бы им ряд преимуществ. Так, это позволило бы сохранить преференциальный режим в торгово-экономическом сотрудничестве внутри ТС-З без обязательств применять аналогичный «привилегированный» или льготный режим по отношению к третьим странам. Таким образом, возникает возможность сохранить и усилить эффективность наработанных производсгвенно-хозяйственных связей, сосредоточить возможности и потенциал всех стран новой международной региональной организации на формировании и развитии современных эффективных хозяйств и национальных экономических систем, способных производить и реализовывать высококонкурентоспособную продукцию на внешних рынках и не превратитъся в сырьевой придаток Запада.

Правда, появились другие проблемы: будет ли «тройке» проще преодолеть тернистый путь переговоров ПО вступлению в ВТО, для которого странам по отдельности не хватило полутора десятка лет. В то же время для коллективного вхождения в ВТО уже требуется выработка специальной процедуры, ибо прецедентов коллективного вступления в ВТО действительно нет. В свою очередь, министр торговли США Г. Лок назвал предложение России присоединиться к Всемирной торговой организации Таможеиным союзом ЕврАзЭС «невыполнимым». Гендиректор ВТО П. Лами заявил, что «процедуры коллективного вступления в ВТО попросту не существуют, никогда в истории не было прецедентов вступления в эту организацию единой таможенной территории».

Для того чтобы внести ясность в данный вопрос, рассмотрим историю вхождения ЕС в ВТО. Договаривающимися сторонами ГАТТ-1947 являлись отдельные европейские государства, которые позднее (с 1958 г.) вошли в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Это Сообщество, исторический предшественник ЕС, стало активно участвовать в деятельности ГАТТ -1947, формально не являясь договаривающейся стороной.

Результатом Уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ-1947 (1986-1994 гг.) стало Марракешское соглашение, принятое 15 апреля 1994 г., согласно которому на мировой арене появилась новая организация - ВТО, основанная на четырех базовых соглашениях: ГАТТ -1994, ГАТС, ТРИМС и ТРИПС. Европейский Союз сыграл: важную роль в разработке этих соглашений и стал членом Всемирной торговой организации с момента ее основания - 1 января 1995 г. При этом ЕС участвует в ВТО в контексте своих компетенций как таможенного союза (а не как валютного, социального или политического союза), причем каждая страна-член Евросоюза одновременно является самостоятельным членом ВТО.

Принятие решений в ВТО происходит следующим образом. Статья IX Договора о создают ВТО (1994) предусмагривает, что на заседаниях Министерской конференции и Генерального Совета каждый член ВТО имеет один голос. В случае если ЕС реализует свое право голоса, он должен получить количество голосов, равное количеству его государств-членов, являющихся членами ВТО. В любом случае, количество голосов ЕС и его государств-членов не должно превышать число государств-членов Европейского сообщества. ЕС участвует в деятельности ВТО в тех сферах, в которых ему предоставлены полномочия, а в тех сферах, где безусловными полномочиями он не обладает, его государства-члены сами представляют свои интересы.

Вступление ЕС в ВТО можно назвать «техническим», так как все вопросы были урегулированы на этапе создания самой этой организации. Кроме того, на момент вступления в силу договора о создании ВТО (1995 г.) все 15 тогдашних участников Евросоюза были членами ГАТТ-1947, что давало им право автоматического вхождения в ГАТТ-1994, т.е. в ВТО. Таким образом, государства-члены Евросоюза стали участниками ВТО как государства-члены Г АТТ -1947, а не как участники Европейского Союза.

ЕС стал первым интеграционным объединением, вошедшим в состав ВТО, создав, таким образом, прецедент, позволяющий другим интеграционным группировкам также претендовать на вступление в ВТО. Однако прочим интеграционным группировкам повторить исторический опыт вхождения в ВТО Евросоюза не удастся. Следует понимать, что пути присоединения ЕС и прочих объединений принципиально различны: если ЕС вступал на этапе создания ВТО, то есть параллельно встраивался в структуру, то другим ингеграционным объединениям предстоит пройти все этапы переговоров, включающие как переговоры с каждой страной-членом в отцельности, так и с интеграционным объединением в целом. При этом интеграционные объединения, претендующие на вступление в ВТО, могут использовать опыт ЕС в разрешении противоречий, неизбежно появляющихся при «наслоении» полномочий каждой страны-члена в отдельности и объединения в целом.

Так или иначе, путь вступления России, Белоруссии и Казахстана в ВТО через переговоры с «тройкой» как таможенным союзом, даже если ВТО согласилась бы вести такие переговоры, представляется малоперспективным, долгим и чрезмерно трудозатратным. Если бы РФ и ее партнеры по «тройке» стали бы настаивать на таком пути, это только усилило бы широко распространенное в настоящее время в деловых и политических кругах ЕС подозрение, что эти страны, прежде всего Россия, на деле не заинтересованы во вступлении в ВТО и отдали предпочтение ТС-З для усиления протекционистской защиты своих экономик от иностранной конкурендии, особенно в условиях не завершившегося глобального экономического кризиса. Это не способствовало бы успеху переговоров.

Таким образом, представляется предпочтительным «коллективное» ведение Россией, Белоруссией и Казахстаном переговоров о вступлении в ВТО. Это означает: суверенно (каждый выступал бы в качестве контрагента ВТО), но одновременно и на согласованных позициях. При таком подходе переговоры - при наличии доброй воли со стороны США и других государств, задающих тон в ВТО, - могли бы дать результат уже до конца 2010 г.

2. Последствия для отечественной экономики 2.1. Сельское хозяйство

Основные риски для AПК стран Таможенного союза (ТС) при вступлении в ВТО связаны с низкой по сравнению с развитыми аграрными странами конкурентоспособностью сельхозпроизводства. Зачастую она обусловлена не столько естественными природно-экономическими или другими причинами, сколько крайне дифференцированными подходами ВТО к определению показателей поддержки национальных аграрных секторов вступающих в нее государств. Причем не редко, ВТО накладывает на новых членов гораздо более жесткие обязательства, чем те, которые взяли на себя «старые» представители этой организации. Так например, прямое финансирование аграрного сектора в ЕС превышает в настоящее время 50 млрд. евро в год, а объем мер поддержки на которых настаивает ВТО для AПК России составляет около 7 млрд. долл./год. Это при том, что площадь используемых сельскохозяйственных земель в Евросоюзе составляет около 170 млн. га, а в Российской Федерации в настоящее время превышает 220 млн. га, как представлено на рис. 2.1.

Рис. 2.1 Площадь С/Х земель, млн. га

РИСИ. Анализ рынка земли. Использование земельных ресурсов

Рис. 2.2 Объем С/Х производства в 2009 г., евро на 1 га

РИСИ. Объем сельскохозяйственного производства в РФ и странах ЕС

Формирование и развитие единых рынков продовольствия в условиях ТС, а также гармонизация функцнонирования аграрного производства, позволит сформировать более гибкую систему обеспечения продовольственной безопасности как союза в целом, так и каждого из его участников, и подготовит страны к вхождению в ВТО на максимально приемлемых условиях. Более подробно информация об объемах сельскохозяйственного производства представлена на рис 2.2.

Вступлению в ВТО будет способствовать расширение конкуренции между производигелями агротоваров и увеличение емкости общего рынка производимого в странах продовольствия. Создание единой таможенной территории приведет к повышению инвестиционной привлекательности АПК, улучшению его инфраструктуры, в связи с ростом объемов перемещения выпускаемой продукции между странами и регионами. Уже сейчас аграрные рынки трех рассматриваемых стран имеют высокую степень интеграции, связанную с региональной специализацией, унаследованной ими после распада СССР.

Таможенный союз не предусматривает единой системы государственной поддержки AIIК, однако существующие в настоящее время в государствах механизмы стимулирования (компенсации, различные виды ценовой поддержки и льготного кредитования) могут бытъ гармонизированы и использоваться при вступлении стран ТС в ВТО, поскольку согласно критериям организации аграрные комплексы стран ТС находятся в стадии активного развития. Объемы средств выделяемых на прямое стимулирование аграрных секторов до последнего времени постоянно увеличивались, коррективы внес глобальный кризис, но в целом государства не планируют отказываться от наращивания объемов финансирования АПК.

В этой связи важно то, что вступая в ВТО страны ТС будут связаны объемами агрегированных мер поддержки, установленными в ходе переговорного процесса. Нормами ВТО ограничиваются все меры прямого стимулирования сектора. За основу расчета берется репрезентативный период, когда поддержка была максимальной.

На практике происходит согласование со странами-участницами ВТО репрезентативного периода и, как следствие, объема мер поддержки. Выбор репрезентативного периода для Таможенного союза будет достаточно проблематичным, так как уровни поддержки в странах сильно отличаются как по абсолютным, так и по относительным показателям. Вместе с тем это дает шанс получить более выгодные условия, за счет использования в переговорном процессе в качестве аргумента уровни поддержки соседей по ТС. Так, например, в Белоруссии поддержка AПК по отношеншо к ВВП находится на максимальном уровне по сравнению с другими странами союза. На финансирование мероприятий в области агропромышленного производства направляется около 10% от расходной части консолидированного бюджета страны, что превышает 1,5 млрд. долл. Если сравнивать с Россией, то в расчете на гектар посевов Белоруссия выделяет в 4,5 раза больше государственных средств на поддержку отрасли.

На поддержку агропромышленного комплекса в 2010 году будет направлено более 100 млрд. рублей, причем свыше 25 млрд. будет использовано на нужны именно весенней посевной работы. В своем докладе по итогам 2009 года министр сельского хозяйства Елена Скрынник отметила, что объем производства сельскохозяйственной продукции в России по итогам 2009 года достиг 2,6 триллиона рублей, увеличившись на 0,5%. По словам министра, в 2009 году финансирование отрасли составило 190 млрд. рублей, косвенная поддержка - льготное налогообложение, фиксированные цены на горюче-смазочные материалы и минеральные удобрения, таможенно-тарифное регулирование - оценивается еще в 30 млрд. рублей. Министр также сообщила, что объем субсидированных кредитов для организаций российского агропромышленного комплекса в 2009 году составил 400 млрд., и в 2010 году эти объемы не планируется снижать. Кроме того, у стран ТС больше возможностей по консолидированному переводу ряда мер поддержки из прямых в косвенные, разрешенные правилами ВТО, такие как увеличение финансирование инфраструктурных

проектов, экологических программ, усиление контроля качества продовольствия, и т.д. Опыт и эффективные наработки в этой сфере есть, например, в Казахстане. Так, в 2009 г. только на научное обеспечение аграрного сектора экономики государством было направлено порядка 41 млн. долл., что более чем в 2 раза превысило аналогичные затраты в 2008 г. Всего в ближайшие годы на поддержку науки и внедрение новых технологий в аграрном секторе в республике планируется выделить около 120 млн. долл.

Учитывая низкую конкурентоспособность национальных АПК и значительную емкость общего агарного рынка возможно и то, что после вступления в ВТО странам ТС, придется отказаться от использования нетарифного регулирования импорта. Все нетарифные меры должны будут переведены в тарифный эквивалент, который в свою очередь на уровне договоренностей сторон связывается обязательствами по поэтапному сокращению. Наиболее активно этим методом поддержки, в настоящее время пользуется Россия. Так в 2009 г. разрешенный ввоз мяса птицы был уменьшен на 300 тыс. т. Введение этого ограничения позволило российским производигелям вывести отрасль на качественно новый уровень развития и повысить показатели самообеспеченности страны продукцией птицеводства. С 2010 г. квоты на импорт мяса были введены и в Казахстане. Подобные меры стимулирования производства необходимо применять и закреплять нормативныи актами и для других видов продовольствия на всей территории ТС, в полной мере используя период переговорного процесса до вступления в ВТО.

Следует учитывать и то что, страны ТС начинают переговорный процесс по своему консолидированному вступлению в ВТО в момент, когда воздействие глобального кризиса на мировую экономику еще достаточно сильно, что возможно приведет к новым инициативам стран-членов организации, направленным на изменение ее норм и правил. Это связано с тем, что в существующем виде ВТО с ее либеравьными нормами не дает возможность обеспечивать в полной мере экономическую безопасность странам, в нее входящим. В результате государства в явном и неявном виде, вынужденно, а порой и умышленно, нарушают правила организации. Например, США и ЕС вводят элементы прямой поддержки своих аграриев, несмотря на ограничение подобных мер нормативами ВТО. Для того, чтобы избежать конфликта интересов между «старыми» и «новыми» членами организации видимо придется пересмотреть некоторые нормы. Активизируя свои совместные усилия в переговорном процессе страны ТС потенциально имеют возможность получить более выгодные условия, с точки зрения использования мер стимулирования АПК чем страны, вступившие в ВТО до глобального финансово-экономического кризиса.

Таким образом, совместное вступление в ВТО для аграрных секторов стран Таможенного союза может иметь ряд преимуществ. Однако для достижения максимальной эффективности целесообразно выработать согласованную позицию, как по ведению переговорного процесса, так и по условиям вступления. При этом приоритетом общей стратегии в ближайшей перспективе должно стать развитие конкурентоспособности аграрных экономик наших стран, и на основе этого - вступление в ВТО.

2.2 Промышленность

Россия начала процесс присоединения к ВТО в 1995 г. С этих пор проводятся многочисленные переговоры об условиях вступления нашей страны в данную организацию. Главная проблема переговоров - степень соответствия российской экономики в целом и внешнеторгового регулирования в частности требованиям ВТО. Следует отметить, что мнения экспертов, занимающихся изучением последствий вступления России в ВТО неоднозначны. И, несмотря на то, что в последнее время говорилось о незначительном влиянии этого процесса на экономику России, вероятность проявления негативных факторов остается еще достаточно высокой.

Одним из принципов ВТО является торговля без дискриминации, которая предполагает взаимное предоставление всеми странами режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Это принцип закреплен в статье 1 ГАТТ, а также в соглашениях по торговле услугами и интеллектуальной собственностью. Согласно данным соглашениям страна обязуется распространять на третьи страны все тарифные и налоговые льготы и привилегии, предоставляемые одному из своих торговых партнеров.

Действие данного принципа направлено против дискриминации товаров в международной торговле на основе страны их происхождения или страны назначения. С одной стороны, это позволило бы России при ее вступлении в ВТО расширить возможности российских экспортеров в защите своих прав в случае применения зарубежными странами торговых ограничений против российского экспорта.

С другой стороны, в России уже как минимум две трети всего внешнеторгового оборота приходится на страны, с которыми Россия поддерживает режим РНБ на взаимной основе или такие режимы, как зона свободной торговли, таможенный союз, торговые преференции (см. Приложение 1). ВТО предоставляет преимущества в торговле в первую очередь тем странам, которые экспортируют товары с высокой долей добавленной стоимости, то есть трудоемкую и наукоемкую. В России же сегодня большую часть экспорта составляет сырье, импортная пошлина на которое в зарубежных странах либо нулевая, либо очень небольшая (см. Приложение 2).

Участие в ВТО не гарантирует и прекращение антидемпинговых процедур ни для какой из стран, включая Россию. Основная масса случаев демпинга и антидемпинговых разбирательств происходит именно между самими членами ВТО, так как либерализация торговли и соблюдение правил ВТО не означают, что страна полностью лишается законной возможности защищать в случае необходимости свой внутренний рынок.

В течение 2008 г. по результатам 208 антидемпинговых расследований, инициированных 18 странами - участницами ВТО, было введено 138 новых антидемпинговых мер. Наибольшую активность проявила Индия (29 анти - демпинговых мер), США (23), ЕС (14), Республика Корея (12), Бразилия и Турция (по 11). За первое кризисное полугодие 2009 г. странами ВТО было. начато на 19% больше антидемпинговых расследований, чем за аналогичный период 2008 г. Данные по странам приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1. Инициированные антидемпинговые расследования и введенные новые антидемпинговые меры в течение 2008 года


1

ЮАР

1

3

3

Япония

2

4

Другие страны

3

3

2

Всего

208

208

138

Источник: Секретариат ВТО

Другим принципом ВТО является либерализация международной торговли: снижение таможенных тарифов, а также устранение импортных квот и других нетарифных ограничений. По итогам переговоров, планируется, что уменьшение доли российской импортной пошлины в цене импортного товара после вступления в ВТО будет не очень значительным, однако по многим товарным позициям конкурентоспособность иностранных поставщиков возрастет, что может привести к падению отечественного производства, либо стремлению снизить цены российских производителей за счет уменьшения прибыли, заработных плат или сокращения издержек производства.

Средний уровень устаревших основных фондов на российских предприятиях составляет до 70%, а в некоторых отраслях еще выше. Проблема технического и технологического перевооружения, модернизация отечественной промышленности, достаточно высокие издержки производства делают российские товары довольно слабыми конкурентами в рамках ВТО. Кроме того, в условиях недостатка в России длинных денег и инвестиций, обязательство не препятствовать импорту из других стран продукции высоких технологий способно привести к еще большему приостановлению развития высокотехнологичных отраслей.

Снижение таможенных пошлин может способствовать и росту объемов продовольственного импорта, вытеснению российских продовольственных товаров, а также спаду производства в сельском хозяйстве и АПК, включая пищевую промышленность.

Следует отметить, что одной из проблем продовольственной безопасности России является импорт продовольственных товаров, запрещенных к реализации в зарубежных странах в силу нарушений установленных норм качества, а в некоторых случаях - сроков хранения. Что касается продуктов, содержащих генетически модифицированные организмы (ГМО), то наибольшую опасность представляет проникновению на территорию России до конца не проверенных генетически измененных продуктов, находящихся на стадии эксперимента. Вступление в ВТО связанно и с фиксированием размеров бюджетной поддержки сельского хозяйства, что в будущем, также может отразиться на объемах и качестве производства.

Помимо либерализации товарного рынка правила ВТО требуют обеспечения равного доступа частного капитала к оказанию любых услуг (транспортных, телекоммуникационных, строительных, инженерных, финансовых, страховых) и открытой международной конкуренции в этой области. Например, открытие филиалов иностранных банков и страховых компаний может предоставить российским предприятиям и компаниям возможность пользоваться более крупными, длинными и дешевыми кредитными ресурсами. Это объясняется иной ресурсной базой дочерних филиалов иностранных банков, высоким уровнем банковских технологий и иными мерами по минимизации расходов. В результате, иностранные компании, с одной стороны, смогут финансировать российские производственные и наукоемкие отрасли, предварительно приобретая их в собственность. С другой стороны, у них появится возможность активно перемещать производства в Россию, применяя свои новые технологии, пользуясь дешевой рабочей силой и энергетическими ресурсами, что даст им возможность получать конкурентное преимущество перед российскими предприятиями.

Вместе с тем, российские банки для развития своей деятельности могут начать еще более активно привлекать более дешевые и длинные денежные средства банков нерезидентов (их филиалов в России), что в результате способно вызвать еще большую задолженность. Не способность же российских банков выплатить, по своим обязательствам перед иностранными банками может привести к неблагоприятной экономической ситуации в стране.

Еще одна проблема, которая может возникнуть в связи с вступлением России в ВТО, - это неконкурентоспособность предприятий малого и среднего бизнеса с иностранными компаниями в сфере менеджмента и управленческих технологий. Опыт международных предприятий показывает, что основным требованием со стороны ВТО по отношеншо к бизнесу является качество менеджмента, прозрачность корпоративного управления и финансовой отчетности, служащей ориентиром для инвесторов и заказчиков. Бухгалтерский учет и внешний аудит финансовой деятельности предприятиям необходимо будет осуществлять в соответствии с требованиями стандартов глобальной финансовой отчетности, принятой во всем мире.

Одновременно руководители предприятий малого и среднего бизнеса сталкиваются сегодня с проблемой отсутствия информации о деятельности ВТО и том, что конкретно предприниматели должны сделать для того, чтобы успешно конкурировать в рамках ВТО, какие условия необходимо для этого создать на уровне федеральных и региональных органов власти. Отчасти эта проблема появилась в связи с тем, что организаций, которые бы занимались просветительством в этой области недостаточно, а предприятий малого и среднего бизнеса, наоборот, много. Основную информацию о процессе вхождения в ВТО предприниматели получают из региональных и федеральных СМИ, а также всемирной сети Интернет.

Основные опасения, которые беспокоят руководителей малых и средних предприятий в регионах, связаны с возможностью:

.        Появления более жесткой конкуренции товаров широкого потребления иностранного производства с теми же группами товаров отечественного производства.

.        Отсутствия достаточно эффективного менеджмента для гибкого управления бизнесом.

.        Притока рабочих-мигрантов.

.        Подчинения международным правилам ценообразования и отсутствием возможности самостоятельно выстраивать ценовую политику.

Не располагая обоснованными экономическими расчетами баланса преимуществ и потерь от этого шага, сегодня невозможно сделать однозначный вывод о необходимости вступления России в ВТО. Проблематика, связанная с данным вопросом, носит фундаментальный характер и переходит в плоскость выбора нового образца экономической политики страны, включая весь комплекс ее взаимосвязанных аспектов (ясной формулировки целей и задач, обеспечения национальной экономической безопасности страны, национальной промышленной, научно-технической и инновационной политики, финансового равновесия, решения проблем вывоза капитала и др.).

Эффективная конкуренция предполагает сильную внутреннюю экономику и сильный отечественный бизнес. Причем эти меры должны быть согласованны между собой, и проводиться с учетом реальной ситуации. Полномасштабная либерализация внешних связей должна осуществляться по мере того, как укрепляется внутриэкономическое положение страны, ее компаний и банков. Поспешность принятия законодательных мер без адекватной экономической базы, экономических условий может вызвать негативные последствия для всей экономики страны.

Кроме того, в настоящее время экономическая политика России направлена на развитие национальной экономики: промышленности, сельского хозяйства, нано-технологий. Защита малого и среднего бизнеса, и меры, которые предпринимаются сегодня Россией для создания комфортных условий развития российских предприятий и роста занятости населения будут, скорее всего, идти в противоречие с требованиями о либерализации экономики, предъявляемые ВТО. Поэтому в контексте вступления России в ВТО необходимо определить такую модель участия нашей страны в данной организации, при которой будут устойчиво защищены позиции отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке и существенны усилены на внешнем, так как при слиянии национального и международного рынков возможна потеря национального контроля над некоторыми отраслями экономики. Эта угроза еще продолжает оставаться для России при ее вступлении в ВТО.

Заключение

Подход к вступлению в ВТО на основе Таможенного союза оказывается рациональным, но проблематичны м. При этом предполагается, что Россия, Белоруссия и Казахстан будут согласовывать общие стандарты и позиции внутри союза, а присоединяться к ВТО раздельно. Решение присоединяться в составе Таможенного союза было принято в прошлом году во время консультаций с президентом Казахстана. Была договоренность форсированным образом создать Таможенный союз, если к лету этого года Россия не вступит в ВТО. В настоящее время ни Россия, ни Казахстан, ни Белоруссия в ВТО не вступили, и поэтому предприняты все меры по созданию Таможенного союза.

С формально-юридической точки зрения вступление в организацию Таможенного союза как организации мало реально. Чтобы начать диалог о присоединении союза, нужно распространить его наднациональные функции на все сферы ВТО, а это займет годы. Для вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) единым Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстану потребуется 10-12 лет и более. Такой длительный срок вызван необходимостью провести многочисленные двусторонние переговоры со странами-участниками ВТО. Трем государствам потребуется подписать соответствующие соглашения с более чем 80 членами организации. В целом, наличие Таможенного союза осложнит вступление стран в ВТО. И проблема не только в том, что в настоящее время отсутствует практика ведения подобных переговоров. Дело еще и в том, что принципы ВТО могут отличаться от тех, которые заложены в основу работы Таможенного союза. И это может стать серьезным препятствием на пути вступления наших стран в ВТО.

Следует учесть тот факт, что сейчас три страны находятся на разных стадиях вступления в ВТО. Беларусь подписала двусторонние соглашения только с двенадцатью странами-членами ВТО из ста пятидесяти трех, Казахстан примерно с сорока, Россия - с большинством государств. Если допустить, что Москва будет помогать Астане и Минску в деле вхождения в ВТО, то от создания Таможенного союза в части вступления в ВТО больше всего выиграют Беларусь и Казахстан.

Россия заинтересована в быстром вступлении в ВТО, но одновременно и на одних условиях с Белоруссией и Казахстаном. Сейчас нужно договориться об общих принципах, сравнить результаты переговоров, которые ведут Россия, Казахстан и Белоруссия. Но три страны-союзницы слишком разные, вступить таким составом с сильно отличающимся уровнем экономического развития и стадией достигнутых соглашений со странами, уже вступившими в ВТО.

Главной целью по сей день остается вступление в ВТО, а каким образом - в рамках Таможенного союза или раздельно - большого значения не имеет.  

Не следует забывать о возможных последствиях для отечественной экономики. От вступления сильно пострадает отечественный агропромышленный комплекс (АПК). Причем из-за того, что многие страны не выполняют правила ВТО, поддерживая своих производителей.

Уровень поддержки государством аграрного сектора, например, в США, Канаде, в странах Евросоюза в десятки раз отличается от ситуации в России. А ПО условиям вступления в ВТО Россия должна снижать господдержку сельского хозяйства каждые пять лет на 5-10 процентов. Не трудно представить, к чему это может привести, - к полному разорению российского АПК и засилью на отечественном рынке иностранных продуктов питания. А это уже прямая угроза национальной безопасности.

Аналогичная ситуация сложится и вокруг других отраслей экономики, главным образом, из-за снижения экспортных пошлин, открывающих доступ импортным товарам на отечественный рынок. Страны ВТО настаивают на снижении размера импортной пошлины до 11%, тогда как в настоящее время этот тариф составляет около 20%. По сельскохозяйственным товарам средневзвешепная ставка снизится до 18%, по промышленным товарам - до 7,6%, а в дальнейшем - до уровня 5%.

Все это может привести к проблемам для российской промышленности, которые присутствуют и без ВТО. Заметное замедление темпов роста промышленного производства на фоне крайне благоприятной экономической конъюнктуры является симптомом очень серьезной проблемы - снижения конкурентоспособности российской промышленной продукции. Это происходит по мере исчерпания эффекта девальвации рубля и относительной дешевизны российских товаров, поддерживавшей спрос на них в условиях низких доходов населения.

В условиях, когда доходы населения будут расти, рубль крепнуть, а импорт дешеветь, потребители будут предпочитать импортную продукцию, поскольку она более соответствует критерию «цена - качество».

Для выпуска конкурентоспособной продукции на российских предприятиях требуется, прежде всего, кардинальное обновление основных фондов и технологий. Наиболее явно это проявляется в отечественной автопромышленности, легкой промышленности, значительное отставание накапливается в авиастроении.

Больше всего от присоединения России к ВТО выиграют компании-экспортеры, страдающие от антидемпинговых мер в странах-членах организации (прежде всего, это относится к металлургическим компаниям и производителям химических удобрений). Вне всякого сомнения, выиграют предприятия ТЭК, в частности «Газпром», который, получит прямой доступ к газораспределительным сетям стран Европы.

Кроме того, вступление в ВТО, должно привести к снижению внешнеторговых барьеров и облегчению доступа иностранных товаров и услуг на внутренний рынок, от чего должен выиграть потребитель.

Список использованной литературы

всемирный торговый российский экономика

1. Генеральное соглашение о тарифах и торговле // Юридическая газета РФ от 15.04. 1994 г.

. Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации, 1994 // Юридическая газета РФ от 15.04. 1994 г.

. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. Экономика. Политика. Практика - М.: ВАВТ, 2008.

. Дюмулен И.И. ВТО - от А до Я. Терминологический справочник // И.И. Дюмулен. - М.: ВАВТ, 2008.

. Ключников Б.К. ВТО - дорога в рабство. М: Эксмо, Алгоритм. 2009.

. Панъков В.С. Таможенный союз «трех» и ВТО: смена приоритетов? // Международная экономика. - 2010. - №2.

7. Свобода К.С.           Присоединение России к ВТО как предмет

внутриполитических дискуссий // Политекс, №2, 2008.

8. Шохин А.Н. Доклад о взаимодействии бизнеса и государства в сфере социально-экономической политики 1/ Под ред. А.Н. Шохина. М: Российский союз промышленников и предпринимателей. - 2007.

. Второй Международный Конгресс «Россия в ВТО: надежды и стратегические возможности». М. - Президент-отель, 09.04.2007;

Интернет - ресурсы:

. http://www.wto.ru

11. http://www.gatt.org/

12. http://www.riss.ru

13. bbcrussian. сот

14. http://www.land-in.ruJartiсlеs. aspx

15. http://www.rusimpex.ru

Похожие работы на - Возможность вступления России в ВТО в рамках Таможенного союза с Казахстаном и Белоруссией

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!