Налог на роскошь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,02 Кб
  • Опубликовано:
    2013-02-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Налог на роскошь

Министерство образования Архангельской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Архангельской области

«Архангельский финансово-промышленный колледж»








КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Налоговый учет и отчетность

На тему: «Налог на роскошь»

Выполнила:

студентка 4 курса группа № 18

Ипатова Алёна Александровна

Руководитель:

Залужская Ольга Анатольевна





Архангельск, 2012 г.

Содержание

Введение

.Исторические этапы развития налога на роскошь

2.Применение налога на роскошь в других странах

.Концепция развития налога на роскошь в Российской федерации

3.1 Основы развития налога на роскошь в Российской Федерации

.2 Положительные и отрицательные черты введения налога на роскошь

.3 Анализ концепции развития налога на роскошь в Российской Федерации

Заключение

Список литературы

Введение

Российская система налогообложения на протяжении времени практически всегда складывалась, развивалась и претерпевала те или иные изменения, вместе с изменениями в её политическом устройстве и вместе с историческими веками. История развития начинается с конца IX века, то есть в эпоху объединения древнерусского государства как одного из условий возникновения налогов. В каждой эпохе, в каждом столетии были свои особенности и трудности налоговой системы, в связи, с чем её постоянно приходилось менять. Первоначальным источником казны была дань - это прямой налог, собираемый с населения, который изначально ассоциировался с военной контрибуцией. В 1614 г. был введен один из основных прямых налогов с тяглового населения России - «стрелецкий хлеб». Этот налог взимался, как следует из его названия, для содержания служилых людей. Население Поморья и посадские люди вносили этот налог деньгами, отсюда другое его название - «стрелецкие деньги».

С конца XVI в. в посадах взимается лавочный оброк с купцов, которые владеют лавкой или другим промышленным заведением на территории посада.

С начала XVII века появляется относительно оформленное обложение городских промыслов так называемыми процентными деньгами: «пятой деньгой», «пятнадцатой деньгой» и др. В этот период раскладка налогов по городам и посадам производилась на основе проведенной в 1646 г. подворной переписи. Одним из наиболее тяжелых налогов данного периода считается ямская подать или «ямские деньги». Данный вид обложения был введен еще в 1500 г., а в 1613 г. приобрел вид «больших ямских денег» и представлял собой прямой налог с тяглового сельского городского населения.

В современной России налоговая система не является идеальной. В Налоговый кодекс постоянно вносится множество изменений.

Так и на сегодняшний день в налоговом кодексе может появиться ряд изменений, одно из которых - это введение налога на роскошь. Налог на роскошь обоснован и необходим, об этом заявил премьер-министр Владимир Путин.

Тема является очень актуальной, так как идёт множество споров и разногласий о введении налога на роскошь. Исследуя данную тему, в работе хотелось бы определить положительные и отрицательные стороны этого налога, который на сегодняшний день заинтересовал практически всё население. Основная цель курсовой работы - как можно точнее определить понятие налога на роскошь и рассмотреть все его стороны, преимущества, плюсы и минусы, так как основные элементы налогообложения не конкретизированы.

При постановке цели определились следующие задачи:

·определить исторические этапы развития налога на роскошь;

·изучить применение налога на роскошь в других странах и дать сравнительный анализ применения данного налога в Российской Федерации с другими странами;

·рассмотреть концепцию развития налога на роскошь в Российской Федерации.

1. Исторические этапы развития налога на роскошь

Налоги на роскошь представляют собой обложение предметов, потребление которых свидетельствует о богатстве или об относительной зажиточности. Хотя по способу их взимания они близко подходят к прямым налогам, потому что уплачиваются непосредственно облагаемыми субъектами, но их скорее следует считать косвенными налогами, так как они падают не прямо на доход и не на имущество, его приносящее, а на расходы. Если последние идут не на удовлетворение потребностей первой необходимости, а лишь второстепенной или третьестепенной, то на это смотрят как на косвенное, но несомненное доказательство обладания более или менее крупными доходами. Отсюда сама собой явствует полная справедливость этих налогов, раз, что справедливо прогрессивное обложение доходов вообще. Налоги на роскошь являются прекрасным коррективом общей системы налогообложения, особенно там, где остальные налоги падают преимущественно на низшие классы населения и не существует прогрессивного обложения доходов, а вместе с тем имеется значительное число лиц богатых.

Россия стала второй в мире страной, после Великобритании, которая еще в царствование Александра Первого ввела налог на роскошь.

Так же, как и в Англии, поводом стала необходимость пополнить госбюджет в условиях войны с Францией. Но идея введения «подоходного» как это тогда формулировалось налога существовала давно. Согласно закону от 11 февраля 1812 года, к уже существовавшим податям и пошлинам добавился процентный сбор с собственности и доходов от недвижимости, включая имения и жилые дома. Этот сбор взимался вне зависимости от того, откуда именно извлекался доход, а также независимо от звания владельца. Исключение составили только члены императорской фамилии. С другой стороны доходы ниже 500 рублей в год от обложения указанным сбором освобождались. В результате основным сословием, которое должно было платить данный налог, оказалось дворянство. В 1820 году налог на доходы богатых был отменен под предлогом того, что он не имеет значительного влияния на финансовое положение в стране.

В дальнейшем было еще несколько попыток введения прогрессивного налогообложения на доходы, недвижимость и имущество. В 1880, 1892 и 1906 годах, но они не были успешными. Исключение составляют два налога, принятых в 1885 году налога с доходов от процентных бумаг и дополнительного налога с торговых и промышленных предприятий, извлекающих сверхприбыль.

Уже в годы Первой мировой войны Государственная дума приняла закон о прогрессивном налогообложении граждан. Взимание этого налога начиналось с годового дохода физического лица в 1000 рублей. Интересен факт, что левые партии в Думе настаивали на планке в 600 рублей, а правительство в 700. То есть победила позиция приоритетного обложения именно богатых представителей общества. При этом годовой доход свыше 400 тысяч рублей в год облагался уже не процентной ставкой в 12,5%, а фиксированной суммой в 120 тысяч рублей.

В марте 1917 года Временное правительство повысило ставку прогрессивного налога до 30 процентов. Для владельцев предприятий этот сбор вместе с военным налогом на прибыль составил 90 процентов от суммы доходов. В октябре 17 большевики, придя к власти, фактически ничего нового в этом вопросе не предложили, а просто увеличили размер этого налога до максимума в 100 процентов. То есть стали забирать у собственников все доходы. А вскоре отобрали и саму собственность причем у всех, а не только у богатых.

Кроме того, уже с 1924 г. в СССР была введена прогрессивная шкала подоходного налога. Налог исчислялся по ставкам, дифференцированным по группам плательщиков и размеру дохода. В Большой советской энциклопедии подоходный налог в СССР описан так: «Ставки подоходного налога прогрессивные: более низкие для первой и наиболее высокие для последней группы плательщиков. Максимальная ставка налога с заработной платы рабочих и служащих ― 13% (при заработной плате свыше 100 руб. в месяц). Для отдельных категорий плательщиков установлены значительные льготы». Например, для литераторов и работников искусства, годовой доход которых превышал 300 тыс. руб., налог составлял 104 204 руб. + 55% с суммы, превышающей 300 000 руб. С доходов свыше 70 тыс. руб., полученных от некооперированных кустарно-ремесленных промыслов, строений, от сельского хозяйства в городских поселениях и с других доходов сумма налога составляла 38 646 руб. + 81% с суммы, превышающей 70 тыс.

В современной России налог на предметы роскоши был введен законом РСФСР от 6 декабря 1991 года № 1993-1 «Об акцизах» с 01.01.1992 г. как косвенный налог, включаемый в цену товаров и оплачиваемый покупателями. Закон устанавливал порядок обложения акцизами реализуемых винно-водочных изделий, пива, икры осетровых и лососевых рыб, деликатесной продукции из ценных видов рыб и морепродуктов, шоколада, табачных изделий, шин, легковых автомобилей, ювелирных изделий, бриллиантов, высококачественных изделий из фарфора и хрусталя, ковров и ковровых изделий, меховых изделий, а также одежды из натуральной кожи, а также отдельных видов минерального сырья, определяемых Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 181 Налогового кодекса РФ в 2001 году из предметов роскоши исключили икру осетровых и лососевых рыб, деликатесную продукцию из ценных видов рыб и морепродуктов, ювелирные изделия, бриллианты, высококачественные изделия из фарфора и хрусталя, ковры и ковровые изделия, меховые изделия, одежду из натуральной кожи, а также отдельные виды минерального сырья.

Таким образом, можно сделать вывод, что налог на предметы роскоши был в РФ почти 10 лет в составе акцизов. А также до 2001 года в России применялась дифференцированная (прогрессивная) ставка подоходного налога, максимум достигал в 1990 году 50 % с суммы, превышающей 3000 рублей.

Изменения прогрессивной шкалы подоходного налога, которых за 11 лет (с 1990 по 2001 гг.) было более десяти, отражают противоборство двух подходов к системе налогообложения ― «солидарного» и «упрощенного».

апреля 1990 года был принят и с 1 июля 1990 года введен в действие Закон СССР «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства». Закон устанавливал минимум, необлагаемый подоходным налогом ― 100 руб. и 7-ступенчатую прогрессивную шкалу. Максимальная ставка налога для сумм свыше 3000 руб. была 1046 руб. + 60 % с суммы превышающей 3000 руб.

декабря 1990 принят Закон РСФСР «О порядке применения на территории РСФСР в 1991 году Закона СССР «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства»(N392-I). В нем статьи союзного закона о подоходном налоге были изложены в новой редакции. Необлагаемый минимум приравнен к минимальной зарплате, которая к тому времени в рамках конкурентной гонки союзного и российского правительств составляла в РСФСР 150 руб.

Прогрессивная шкала была 6-ступенчатой. Для сумм от 200 до 1000 руб. в месяц налог составлял 20 руб. + 13% с суммы, превышающей 200 руб. Максимальная ставка была для сумм свыше 3000 руб. и составляла 814 руб. + 50% с суммы превышения.

апреля 1991 года Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР необлагаемый минимум был повышен до 210 руб. Прогрессивная шкала опустилась на 21 руб. (так, например, максимум составлял уже не 814 руб. с сумм свыше 3000 руб., а 793 руб.). 3 июля 1991 были приняты поправки в Закон «О порядке применения на территории РСФСР в 1991 году Закона СССР «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства». Необлагаемый минимум был сохранен. Прогрессивная шкала стала 4 ступенчатой. Для сумм от 200 до 1000 руб. в месяц налог составлял 12%. Максимальная ставка налога была для сумм свыше 3000 руб. и составляла уже 444.80 руб. + 30% с суммы превышения.

С началом гайдаровских реформ российская шкала сначала стала заметно прогрессивнее. 7 декабря 1991 года, за день до подписания Беловежских соглашений, Верховный Совет принял Закон РСФСР «О подоходном налоге с физических лиц», который вводился в действие с 1 января 1992, хотя и был опубликован только в марте (!) 1992 года. Необлагаемый минимум приравнен к установленному законом минимальному размеру оплаты труда (в I квартале 1992 составлял 342 руб., а со II квартала ― 900 руб.). Вместо множества шкал (для разных видов дохода) введена единая 7-ступенчатая прогрессивная шкала.

По нижней планке при доходе до 42 тыс. в год (до 2.500 тыс. руб. в месяц) налог составлял 12%. По верхний при доходе свыше 420 тыс. руб. в год (свыше 35 тыс. руб. в месяц) налог составлял 144.540 тыс. + 60% с превышения.

Уже 16 июля 1992 Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России ставки задним числом, с 1 января 1992 года, были изменены, из 7-ступенчатой шкала превратилась в 4-ступенчатую. При доходе до 200 тыс. руб. в год (до 16.667 тыс. в мес.), ставка налога была 12 %. При доходе свыше 600 тыс. руб. (свыше 50 тыс. в мес.) 124 тыс. + 40% с превышения.

В марте 1993 года Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в законы РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения», законы Российской Федерации «О государственной пошлине», «О налоге на имущество предприятий», «О налоге на добавленную стоимость», «О подоходном налоге с физических лиц» Верховный Совет сократил шкалу до 3 ставок ― 12%, 20% и 30%. До начала 1996 года при доходе до 200 тыс. руб. в год взимались 12%, 30% при доходе свыше 600 тыс. К 1996 году эти 12% взимались при доходе до 12 млн. в год; 30% при доходе свыше 50 млн. в год.

В марте 1996 были установлены ставки по 5-ступенчатой шкале. Так минимальная ставка в 12% устанавливалась при доходе 12 млн. руб. в год. Максимальная ставка при доходе свыше 48 млн. руб. год ― 10 млн. 400 тыс. руб. + 35% с превышения.

С учетом деноминации рубля в 1000 раз, Федеральным законом от 31 декабря 1997 года вновь была установлена 6-ти ступенчатая шкала подоходного налога. Минимальная ставка в 12% устанавливалась при доходе 20 тыс. руб. год. Максимальная ставка при доходе свыше 100 тыс. руб. год ― 20.400 тыс. руб. + 35% с превышения.

В 1998 году Правительство РФ выступало за дальнейшее снижение максимальной ставки. Мотивы, которыми руководствовалось Правительство, были изложены в Программе стабилизации экономики и финансов от 10 июля 1998: «В 1997 году в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты поступило в целом менее половины положенной суммы подоходного налога, причем степень уклонения от уплаты этого налога увеличилась среди наиболее богатых и значительно уменьшилась среди наименее обеспеченных слоев населения. Так, 10 процентов начисления с наивысшими доходами уплатило около 17 процентов положенных налогов. Увеличение сбора подоходного налога до 75 процентов дало бы сумму, равную предусмотренной в федеральном бюджете величине трансфертов, выделяемых регионам. Одна из причин уклонения от уплаты подоходного налога высокие прогрессивные ставки при низкой величине доходов.»

Вариант решения предлагался такой: «Введение новой шкалы подоходного налога, более «плоской», с меньшими ставками, но зато распространяющейся на все виды доходов, включая кредиты, страховые полисы и т.п., которые сегодня представляют главные способы уклонения от налогов лиц с высокими доходами».

В нижнюю часть шкалы Правительство тоже хотело внести изменение, а именно повысить необлагаемый минимум, составляющий тогда 83 рубля 49 копеек. Федеральным законом от 31 марта 1999 года была введена еще одна прогрессивная ставка в 45 %, которая планировалась применяться с 1 января 2000 года. Но Федеральным законом от 25 ноября 1999 года 207-ФЗ с 1 января 2000 года была опять установлена шкала из 3 ставок ― 12%, 20% и 30%.»

января 2001 года, с вступлением в силу части второй Налогового кодекса, прогрессивная шкала подоходного налога была заменена на «плоскую». До настоящего времени действует ставка 13% на основные доходы, выигрыши лотерей, крупные призы, необычные страховые доходы облагаются по ставке ― 35%, дивиденды по ставке 9%.

2. Применение налога на роскошь в других странах

Изменение структуры налогообложения как такового позволило многим странам отказаться от взимания налога на богатство. Он был отменен в Японии, в Ирландии. За прошлое десятилетие от него отказались Австрия, Дания, Люксембург, Финляндия.

Однако практически во всех развитых странах обеспеченные граждане облагаются более высокими налогами, чем другие жители. Верхний и низший уровни налога отличаются там, как правило, в 2 - 8 раз. Например, максимальный подоходный налог в Японии, Бразилии, Финляндии составляет, соответственно, 50, 27,5 и 35 процентов и применяется к доходам свыше 10 тысяч долларов США в месяц. В Китае минимальная ставка подоходного налога составляет 5 процентов, а максимальная - 45 процентов.

В Японии все работники, получающие в год менее 1 300 000 иен (чуть больше 11 тысяч долларов), подоходный налог не платят. С большинства же японцев взимается налог по ставке в 30 - 35 процентов.

Дифференцированная шкала подоходного налога существует на Украине, в государствах Балтии, Чехии, Болгарии, Румынии и Черногории.

Несколько стран - Андорра, Бахрейн, Кувейт, Катар, Каймановы острова и ряд других - вообще не имеют подоходного налога.

Для того чтобы более точно определить понятие налога на роскошь, рассмотрим его применение в других странах.

В Швеции отменили налогообложение крупных состояний еще в 2007 году. До этого налог на богатство там составлял 1,5 процента на сбережения более 1,5 миллиона шведских крон (214 тысяч долларов США) для одиноких людей и столько же на сбережения более 3 миллионов крон для семейных пар. Благодаря этому налогу в 2005 году в казну страны поступило 500 миллионов евро, что составило 2,5 процента от общего количества собранных налогов. Однако затем шведское правительство решило, что налог на роскошь провоцирует высокий уровень оттока капитала, не способствует инвестированию и тормозит предпринимательскую активность. В Швеции считают, что страна недосчиталась 53 миллиардов евро, поскольку у богатых не было желания платить за собственную роскошь.

В итоге в 2007 году налог на роскошь в Швеции отменили, а в 2008 году снизили и налог на недвижимость.

Во Франции имеется своя разновидность налога на роскошь. Его платят физические лица, чье состояние превышает установленный государством не облагаемый порог в 760 тысяч евро. Налогообложению подлежит остаток, образующийся после вычета этой суммы. Величина налога - 0,55 -1,8 процента. Сами французы не в восторге от такой государственной меры. Налогом на богатство они облагаются вне зависимости от годового дохода. Это, к примеру, создает большие проблемы обедневшим дворянским семьям, которым оказывается не по карману содержать родовые замки и наследные имения. Правда, если недвижимое имущество является местом постоянного проживания, то его владельцу предоставляется 20-процентная скидка. В свою очередь, предметы искусства, старины, а также художественные коллекции во Франции вообще не подлежат налогообложению. Но и эти маленькие послабления не особо помогают. Еще более критичной выглядит ситуация с "невольными богачами" в городах, не говоря уже о Париже. К примеру, француз, состояние которого было оценено в 778 тысяч евро, обязан платить ежегодный налог с суммы 18 тысяч, что составляет 99 евро, то есть 0,55 процента. Если же гражданин обладает состоянием, оцениваемым в 3,8 миллиона евро (примерная стоимость квартиры в центре Парижа), то его ежегодный налог будет соответствовать уже 1 проценту от суммы, превышающей не облагаемый порог, а ежегодные выплаты в государственную казну вырастут до 30 тысяч евро. В итоге Францию ежегодно покидают порядка 350 богачей, а потери государственной казны от такой миграции оцениваются в 25 - 28 миллиардов евро.

В Германии налог на богатство был отменен еще в 1997 году. В то время он составлял 1 процент. Зато сейчас в стране очень серьезная дифференцированная ставка подоходного налога. Чем выше доход граждан, тем больше денег они отчисляют в бюджет. Причем власти не стесняются повышать планку - не так давно максимальную ставку подняли с 42 до 45 процентов. Эту часть холостые немцы должны отчислять, если их доходы превышают 250 тысяч евро в год, а если они состоят в браке, то проценты отчисляются с суммы, превышающей 500 тысяч евро в год. Примечательно, что некоторые немецкие богачи недовольны таким положением вещей. И выражают свое недовольство весьма странным способом: совсем недавно группа немецких богачей разместила в Интернете петицию, призывающую вернуть налог на богатство.

Налог на богатство не обошел стороной и Италию. В 2006 году правительством Сардинии был введен "Областной сбор в пользу охраны окружающей среды", который мгновенно был прозван "налогом на роскошь". Он был принят, дабы извлечь выгоду от наплыва миллиардеров, собирающихся каждое лето на Изумрудном побережье. Под налог на роскошь попадали владельцы двух и более домов, а также яхт и частных самолетов. Сумма налога на яхты и дома рассчитывалась с учетом их размера: за швартовку яхты длиной более 30 метров владельцу приходилось платить 10 тысяч евро; за дом площадью до 200 квадратных метров, расположенный в пределах трех километров от берега, надо было выложить 3 тысячи евро в год. А каждый взлет или посадка частного самолета обходились хозяину в сумму от 200 до 1000 евро в зависимости от типа авиалайнера. Общие поступления от налога на богатство оценивались приблизительно в 1 миллиард долларов ежегодно. Как подсчитали итальянские журналисты, больше всего от закона пострадал премьер-министр Сильвио Берлускони, у которого на Сардинии оказалось целых семь вилл.

В 2008 году пресловутый налог на роскошь для итальянцев, имеющих на Сардинии "дачу" (второй, не основной дом), отменили. В 2009 году была отменена также та часть пошлины, которой облагались яхты и иные суда, чья длина превышала 14 метров, а также самолеты, выполнявшие туристические рейсы. Теперь несчастным владельцам особо длинных яхт не надо будет искать убежища на соседней Корсике.

В США налог на богатство был введен еще в 1898 году для финансирования войны с Испанией и составлял 3 процента. Под его действие позднее, кстати, подпадали все междугородные и международные звонки. Только спустя более чем сто лет правительство наконец взяло на себя инициативу по отмене налога на богатство. Он перестал действовать с 2007 года. Но в 1990 году в Америке появились налоги на конкретные предметы роскоши: ювелирные изделия, часы, яхты, самолеты, меховые изделия, дорогие автомобили. Впрочем, к 1993 году стало ясно, что эта мера не оправдала ожиданий - не собрала планируемых денег, а ко всему прочему и оказала крайне негативное влияние на некоторые секторы экономики, в том числе вызвала многочисленные увольнения, в связи с чем была отменена. Однако налог на автомобили действовал еще в течение 13 лет.

Сейчас в США налоговики пошли другим путем, заменив налог на богатство повышенной ставкой НДС на товары класса "люкс", взимаемой исключительно с их изготовителя. К тому же в Америке существуют налог на недвижимость (1-2 процента от рыночной стоимости ежегодно) и налог на наследство с прогрессирующими ставками (от 18 процентов на имущество небольшой стоимости и до 55 процентов на имущество, стоимость которого превышает 3 миллиона долларов).

В Англии аналогом налога на роскошь является Гербовый сбор на недвижимость, который уплачивается при ее покупке. Ставка налога зависит от стоимости приобретаемого объекта: 1 процент - для жилья стоимостью 125 - 250 тысяч фунтов стерлингов, 3 процента - если оно стоит 250 - 500 тысяч фунтов стерлингов, 4 процента - для объектов дороже 500 тысяч фунтов стерлингов. В настоящий момент британцы, зарабатывающие свыше 39 тысяч 825 фунтов стерлингов в год, платят подоходный налог по ставке в 40 процентов. До настоящего времени в Англии существуют налог на собак, на экипажи, на гербы, на охоту, на ружья, на мужскую прислугу, на карты и на золотую и серебряную посуду. Некоторые из этих предметов облагаются и в других государствах, причем, совсем не облагаются или облагаются в меньшей степени предметы прямо служащие хозяйственным целям: во Франции, например, облагаются лошади и экипажи, служащие для собственного употребления (выездов), но не для найма и не для работы; точно так же иногда облагаются собаки комнатные или охотничьи, но не сторожевые, овчарки.

Несмотря на забастовки и демонстрации, пару месяцев назад стало известно, что НДС в Греции поднят на 1 процент и вводится налог на роскошь, который по автомобилям будет доходить аж до 30 процентов. Но редкий российский турист захочет купить автомобиль в Греции. Зато многие наши соотечественники едут туда за шубами. По предварительной информации, под действие нового закона не попадают граждане стран, не являющихся членами ЕС. А вот покупателю из Германии греческая шуба достанется на 10 процентов дороже.

В Китае раскошеливаться приходится владельцам дорогих часов, яхт и гольф-клубов. Ставки варьируют от 10 до 35%, и это без учета, например, налога на добавленную стоимость. Во Франции дополнительному налогообложению подлежат семьи, чья недвижимость в целом оценивается более чем в 750 тысяч евро (годовой доход не учитывается). Ставка налога увеличивается в зависимости от стоимости объекта. В Великобритании как такового налога на роскошь нет, но установлен Гербовый сбор при покупке недвижимости. Ставка налога зависит от стоимости приобретаемого объекта (от 1% до 4%).

Не так давно ужесточили жизнь толстосумов и на итальянском острове Сардиния. Там за швартовку яхты длиной более 30 метров берут 10 тысяч евро в год, за дом площадью до 200 квадратных метров, расположенный в пределах 3 километров от берега, - 3 тысячи евро в год, а за каждый взлет или посадку частного самолета - от 200 до 1000 евро. Более полутора миллиардов евро в год получает казна, хвастаются итальянские чиновники. В Норвегии налогооблагаемым богатством считаются банковские депозиты и ценные бумаги, нематериальные активы при условии их использования (например, сдача в аренду патента), дорогие автомобили и морские речные суда. В США налог на роскошь отменили в 90-х годах прошлого века, оставив налог на недвижимость (1-2% рыночной стоимости) и налог на наследство с прогрессирующими ставками (от 18 до 55%).

Как уже известно, налог на роскошь не имеет четкого, точного определения. Рассмотрев применение налога на роскошь в других странах можно сделать вывод, что в каждой стране этот налог имеет свои особенности.

3. Концепция развития налога на роскошь в Российской Федерации

.1 Основы развития налога на роскошь в Российской Федерации

Как ранее уже было сказано, что налоговая система в Российской Федерации меняется, в налоговый кодекс постоянно вносятся изменения. Так на сегодняшний день государство озадачено вопросом о введении нового налога - налога на роскошь.

Законопроект о налоге на роскошь может быть внесен в Госдуму в 2013 году, сообщил Председатель Правительства РФ Владимир Путин. Как известно, в течение следующего года должны подготовить кадастр и тогда, в 2013 году, в Государственную думу уже будет внесен законопроект о налоге на сверхпотребление и на роскошь. Минэкономразвития планирует облагать налогом на роскошь, в случае его ввода, только дорогие автомобили с большим объемом двигателя и недвижимость. Министр Эльвира Набиуллина подчеркнула, что шкала налога пока не предложена, и по ней ведутся расчеты.

февраля 2012 года на XIX Съезде Российского союза промышленников и предпринимателей Председатель Правительства РФ в очередной раз затронул тему введения в России налога на роскошь.

Обращаясь к представителям крупнейших российских предприятий, Владимир Путин отметил, что этот налог должен стать своего рода общественно признанной платой за отказ от инвестиций в развитие в пользу сверхпотребления и тщеславия. «Этот налог не носит фискального характера. Это скорее морально-этическая норма, и я хочу, чтобы и в предпринимательском сословии это тоже было понято», - отметил Председатель Правительства РФ.

Введение этого налога позволит, в первую очередь, сгладить социальную напряженность в стране, вызванную чрезмерным уровнем дифференциации доходов населения, во-вторых, продемонстрировать ответственность состоявшихся крупных предпринимателей и повысить тем самым уровень доверия к бизнесу.

До сих пор, однако, нет единогласия в определении критериев, по которым будет взиматься налог. Именно это обусловило необходимость разработки принципов законопроекта в диалоге с обществом и предпринимательским сообществом.

Российский союз промышленников и предпринимателей выступил с инициативой разработать предложения в концепцию нового законопроекта. С этой целью в девяти российских городах под эгидой РСПП проходят круглые столы с участием экспертов, представителей бизнеса и общественности, где будут аккумулированы идеи граждан для формирования первого по - настоящему народного законопроекта.

В 2010 году законодатели уже рассматривали законопроект о вводе налога на роскошь. Тогда предлагалось обложить новым сбором земельные участки и элитное жилье стоимостью более 15 миллионов рублей, яхты, катера и автомобили дороже двух миллионов рублей, а также произведения искусства, драгоценные металлы и ювелирные украшения стоимостью более 300 тысяч рублей.

Главная цель налога на роскошь - прекратить паразитическое, сверхизбыточное потребление богатых россиян. Вместе с другими изменениями в налоговой политике (например, снижением налога на капитальные вложения) это должно перенаправить средства в реальный сектор экономики. Олигарху будет выгоднее купить новые станки для своего завода (это считается капиталовложением и налогом облагаться не будет), чем заплатить солидный налог за новую яхту.

Согласно подготовленному законопроекту под действие налога на роскошь попадают объекты недвижимости стоимостью свыше 30 миллионов рублей и транспортные средства стоимостью свыше 3 миллионов рублей. Это примерно 200 тысяч квартир и особняков и около 100 тысяч транспортных средств. Причём их владельцы - это сотые доли процента населения, сверхбогатые россияне, владеющие объектами роскоши, а не средний класс. Исключение будет сделано для собственников, у которых было право бессрочного пользования на эти объекты до 1991 года и которые позже приватизировали их. То есть семьи, например, учёных или писателей, у которых сохранились дома в Переделкине, налог на роскошь платить не будут, как и коренные москвичи, сохранившие свои 3-4-комнатные квартиры на Тверской.

Недвижимость облагается налогом только в той стране, где она находится, и зарубежные особняки олигархов под действие закона не попадут. Чтобы помешать сверхбогачам вкладываться в недвижимость за границей, можно ввести налог на вывоз капитала за рубеж.

В бюджет налог на роскошь должен принести около 200-250 миллиардов рублей в год. Для сравнения: это совокупные налоговые поступления от всех упрощённых режимов для малого бизнеса (упрощённая система налогообложения, единый налог вменённый доход и единый сельскохозяйственный налог)

Если ввести ещё и прогрессивную шкалу для уплаты подоходного налога (с зарплат свыше 3 миллионов рублей в год), то только 500 самых богатых людей страны заплатят в бюджет 400-450 миллиардов рублей. Эти средства с лихвой покроют стоимость инвестиционной льготы, все льготы инновационным предприятиям, все льготы научным предприятиям, все льготы организациям высшей школы. И снова с одной стороны - 500 самых богатых, а с другой стороны - миллионы других.

Введение налога на роскошь будет иметь и антикоррупционный эффект. Ведь облагается объект недвижимости, вне зависимости от того, на кого он записан. Поэтому, даже если часть богатства (например, у чиновников) переписана на жён, детей, деньги с них всё равно возьмут. А правоохранительные органы при желании могут выйти на настоящего владельца.

Ну и наконец, не надо забывать об огромном социальном эффекте налога на роскошь. Сначала он будет чисто психологическим - люди поймут, что государство делает шаг к социальной справедливости, заставляя делиться тех, кто в короткие сроки завладел фантастическим богатством. Реальное выравнивание доходов произойдёт только после того, как деньги потекут в производство: там начнут повышать зарплаты и прочие. Налог на роскошь в том или ином виде существует во всех развитых странах Запада. И введён он был ещё в 60-е гг. XX века.

Пока у российских законодателей две главные проблемы: что называть "роскошью" и как бороться со схемами уклонения от уплаты нового налога.

Например, по мнению руководителя центра изучения элиты института социологии РАН Ольги Крыштановской, тех, кто зарабатывает больше 60 тысяч рублей в месяц уже можно считать богатыми. "Прогрессивный налог в таком случае ударит по среднему классу", - отмечает эксперт. "Для кого-то и Lada Kalina - роскошь", - соглашается с Крыштановской заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. Российские состоятельные покупатели могут зарегистрировать свою яхту или самолет на компанию, чтобы не платить налог на роскошь, владельцам дорогих автомобилей или самолетов даже не надо регистрировать свою собственность в оффшорах, предвосхищает возможные схемы ухода от уплаты налога замминистра финансов Сергей Шаталов.

.2 Положительные и отрицательные черты введения налога на роскошь

По мнению представителей РСПП, социальная напряженность в стране из года в год набирает обороты и приобретает новые формы. Поэтому введение налога на роскошь - это важное государственное решение для будущего страны; решение, основанное на принципах равенства и справедливости которое будет способствовать сокращению социального разрыва. Вместе с тем, члены РСПП уверены, что невозможно создание такого важного законопроекта без участия широкой общественности, без учета общественного мнения и предложений граждан России.

Руководитель Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин: «Без сомнения, люди с большим достатком должны больше платить, так как имеют совершенно другого уровня дома, квартиры, машины, некоторые летают на частных самолетах. Это должно облагаться налогом, который может называться «налогом на роскошь». При этом есть мнения, что введение такого налога лучше не начинать. Экономики в нем нет, бюджет от него заметно не увеличится. В нем есть психология. Налог на роскошь это легализация логики грабежа на государственном уровне. С богатых можно дополнительно взимать деньги после уплаты всех налогов только потому, что они богатые. Это выражает государственное отношение к богатству как к чему-то плохому.

В начале июля в Минэкономразвития предложили ввести акциз на предметы роскоши. При этом из-за отсутствия четкого определения роскоши подобным акцизом можно было бы обложить, как писали российские деловые СМИ, даже ювелирные изделия и шоколад.

Ранее в России уже предпринимались попытки ввести налог на роскошь. Так, "Справедливая Россия" предлагала обложить специальным налогом элитное жилье и земельные участки стоимостью более 15 миллионов рублей, автомобили, яхты и катера дороже двух миллионов рублей, а также драгоценные металлы, ювелирные украшения и произведения искусства дороже 300 тысяч рублей. Однако этот законопроект не был принят депутатами Госдумы. Депутаты отклонили законопроект о налоге на роскошь. Сразу несколько партий предлагали его четыре года подряд, чтобы хоть как-то сократить колоссальную пропасть между богатыми и бедными. Но вполне ожидаемо эта идея не нравится тем, кто роскошью обладает. Роскошным в одночасье может стать и жилище. Если риэлтор признает, что оно стоит больше 15 миллионов.

Когда налог на роскошь ввели во Франции и Италии, от этого выиграл бюджет Греции. Ведь именно там предпочли держать свои дорогие лодки европейцы. Найти яхту дешевле 2 миллионов сложно, скорее это будет небольшая лодка с парусом, говорят яхтсмены.

Взять, например, не самую дорогую лодку в яхт-клубе столицы. По европейским меркам это будет оптимальное соотношение цены и качества для среднего класса. Чтобы стать ее владельцем, нужно 15 лет платить по 7 тысяч евро каждый месяц.

Баснословных денег стоят не только шикарные дома, огромные яхты и мощные машины. Роскошь вполне может поместиться на ладони, или даже на пальце. Кольцо может стоить 24 миллиона рублей, что недорого для камня такой каратности, но все-таки роскошь. А вот за 200 тысяч или за 299,5 - уже не роскошь, а средство украшения.

Драгоценные камни, металлы и изделия становятся роскошью, если на них ценник в 300 тысяч. В магазине за колье, браслеты и серьги такие деньги готовы отдать несколько покупателей в день. И паспорт у них никто не спрашивает, а значит, кто должен платить налог - неизвестно.

Считается, что налог на роскошь, на данный момент «идёт» к нам с Запада. Как уже известно, такой налог или его различные суррогаты действуют в различных государствах, например, во Франции, в Испании, в Великобритании, США, Китае и Японии ставка налога с дохода физического лица зависит от ее величины, и может превышать 50 %. Многие страны пошли другим путем, там специально вводить налог на богатство не стали, но акцизы на некоторые предметы класса люкс могут превышать и 100 %. При этом тот же Запад уже очень давно теоретически и практически обосновал бесполезность, и даже вредность подобных мер. Жаркая дискуссия по поводу налога на роскошь в России началась в связи с выборами в Государственную думу и выборами президента. Основной посыл - борьба за избирателя.

Так что искать в этом соображения экономической целесообразности или хотя бы проблески элементарного здравого смысла не стоит. Этот вывод подтверждается и тем, что до сегодняшнего момента пока не было сделано ни одного реального предложения по созданию действенных инструментов сбора налога на роскошь.

.3 Анализ концепции развития налога на роскошь в Российской Федерации

Таким образом, мы изучили применение налога на роскошь в других странах и концепцию развития налога на роскошь в Российской Федерации, на основании чего можно провести анализ изученного.

Как уже известно, роскошь - понятие условное и относительное. Четкого определения не существует. В документе «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» налог на роскошь представлен в виде налогообложения престижного потребления и выделены основные перспективы его развития.

Вопрос налогообложения объектов роскоши следует решать в рамках планируемого к введению налога на недвижимое имущество. При введении минимальной ставки налога на недвижимость (земельные участки, здания, строения, жилые и нежилые помещения, находящиеся в собственности физических лиц) предполагается установить ставки в зависимости от совокупной кадастровой стоимости всех объектов недвижимости в собственности физического лица в размере от 0,05% до 0,3%. При этом максимальная ставка (без возможности ее снижения на местном уровне) будет установлена для совокупной кадастровой стоимости всех объектов недвижимости свыше 300 млн. рублей. Также предполагается, что повышенная налоговая ставка, применяемая к дорогостоящей недвижимости, будет применяться вне зависимости от того, кто является собственником указанных объектов (организации или физические лица), а также от количества собственников.

Помимо этого начиная с 2013 года будет введена минимальная ставка транспортного налога (без возможности ее снижения законами субъектов Российской Федерации) для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 410 л.с. в размере 300 руб. с 1 л.с. с возможностью увеличения этой ставки законами субъектов Российской Федерации.

Также предполагается увеличение в 5 раз средних ставок транспортного налога для мощных мотоциклов (с мощностью двигателя свыше 130 - 150 л.с.), гидроциклов (свыше 150 л.с.), катеров и яхт (свыше 300 л.с.).

Повышенные налоговые ставки предлагается применять в отношении транспортных средств, произведенных после 2000 года. При этом взимание повышенного налога не предполагается в отношении спортивных автомобилей и мотоциклов, используемых исключительно для участия в спортивных соревнованиях.

Послание Президента РФ Федеральному собранию от 12.12.2012 «Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ»: «Сегодня во многих странах мира, да, собственно говоря, и у нас мы постоянно, так или иначе, возвращаемся к этому вопросу, а именно: к вопросу подоходного налога. Я уже говорил об этом, вы знаете мою точку зрения, нам нельзя пока отказываться от так называемой плоской ставки. Прогрессивка, как бы она внешне не смотрелась социально справедливой, но она этой справедливости не обеспечит. Наоборот, это будет бременем для миллионов людей со средними доходами. Если вы начнете считать, к чему это приведет, вы убедитесь, что так оно и будет. И, кроме всего прочего, что еще будет? Будет уход от налогов и недополучение в бюджет, в казну соответствующих объемов денег от этого налога. А значит, у нас возникнут дефициты по поводу финансирования армии, пенсий, бюджетной сферы. Вот вам и социальная справедливость. Поэтому действовать в этой сфере нужно крайне аккуратно. Но вот что можно делать, что считаю нужно делать и что справедливо, так это облагать так называемое престижное, демонстративное потребление дополнительными налогами.

Напомню Правительству о необходимости уже в первой половине 2013 года реализовать принятые принципиальные решения по так называемому налогу на роскошь, включая элитную недвижимость и, как бы тяжело ни было, на дорогие автомобили, пускай даже новые.»

декабря 2012 года в СМИ появилась информации о том, что налог на роскошь будет принят в 2013-2014 году, о чем свидетельствует заявление, данное министром финансов Антоном Силуановым.

При формировании ставки транспортного налога на элитные автомобили во внимание будет браться марка транспортного средства, а также его начальная цена.

Министерство финансов РФ намерено сформулировать собственную формулировку закона о налоге на роскошь к весне следующего года. Об этом журналистам сообщил министр финансов Антон Силуанов.

"В весеннюю сессию должны будем подготовить предложения по налогу на роскошь… В любом случае, мы будем делать это с 2014 года, потому что год уже прошел для того, чтобы нам вносить изменения в налоговое законодательство", - заявил он.

Отметим, что ранее президент России Владимир Путин в ходе выступления с посланием Федеральному собранию о том, что закон о налоге на роскошь, в том числе о налогообложении на дорогую недвижимость и элитные автомобили, должен быть принят в первой половине 2013 года.

Минфин напомнил о том, что под налогом на роскошь в правительстве понимается не отдельный налог, а изменения в ставки налогов на элитные автомобили и дорогую недвижимость.

Силуанов ранее сообщал о том, что при формировании ставки транспортного налога на элитные автомобили во внимание будет браться марка транспортного средства, а также его начальная цена. При расчёте налога на недвижимость, будет учитываться комплекс имущества, находящийся в собственности граждан.

Введение нового вида налога в налоговое законодательство, а именно налога на роскошь это подражание Западу. Но как уже было сказано ранее, такой налог не принёс плодотворных результатов на Западе, и многие страны отказались от такого налога. Напротив Россия предвидит, что налог на роскошь принесет больший доход в казну государства, не взирая на значительные его недостатки.

налог роскошь

Заключение

В данной курсовой работе было рассмотрено множество сторон налога на роскошь: плюсы и минусы, применение в других странах. Так же была проанализирована концепция развития данного налога в Российской Федерации и сделаны выводы о его введении.

С одной стороны, введение именно такого налога, как налог на роскошь, по моему мнению, необходимо, так как в некоторых регионах, особенно в небольших, присутствует большое разграничение между богатыми и бедными. Такой налог в какой-то мере поможет среднему слою населения не чувствовать себя слишком ущемлёнными. С другой же стороны, как было сказано ранее, этот налог может коснуться и среднего слоя населения, что ещё в большей степени будет способствовать уменьшению и так невеликого дохода.

Отметим, что ранее президент России Владимир Путин в ходе выступления с посланием Федеральному собранию о том, что закон о налоге на роскошь, в том числе о налогообложении на дорогую недвижимость и элитные автомобили, должен быть принят в первой половине 2013 года. Следовательно, сейчас перед правительством стоит одна нерешенная задача: как бороться со схемами уклонения от уплаты нового налога.

При написании курсовой работы была поставлена и достигнута основная цель. Наиболее точно на сегодняшний день было определено понятие налога на роскошь (Он представлен в виде налогообложения престижного потребления), выделены основные перспективы его развития и рассмотрены все его возможные стороны, преимущества, недостатки, плюсы и минусы.

На основании данной цели были определены и решены следующие задачи:

·определены исторические этапы развития налога на роскошь;

· изучено применение налога на роскошь в других странах;

·рассмотрена концепция развития налога на роскошь в Российской Федерации и сделан сравнительный анализ применения данного налога в Российской Федерации с другими странами.

Таким образом, на основании поставленной цели и решенных задач, удалось определить необходимость применения налога на роскошь в России, а также его возможное отрицательное влияние.

Список использованной литературы

1. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.12.2012) <http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=138638>

.О.В.Качур «Налоги и налогообложение», М: КноРус, 2009 год (с.360)

.А.И. Погорлецкий «Международное налогообложение», издательство Михайлова В.А., 2010 год (с.384)

.Перов А.В., Толкушкин А.В. «Налоги и налогообложение: Учебное пособие» М.: Юрайт-Издат, 5-е изд. (с.720)

.Послание Президента РФ Федеральному собранию от 12.12.2012 «Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ»

.Концепция экономического развития России на 2011 - 2015 гг. «Основные направления налоговой политики РФ 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»

.www.nalognaroskosh.ru

. www.minfin.ru <http://www.minfin.ru>

. www.nalog.ru <http://www.nalog.ru>

. www.r29.nalog.ru <http://www.r29.nalog.ru>

. www.fundshub.ru <http://www.fundshub.ru> (Информационно-аналитический портал)

.Правовая поисковая система «Консультант плюс»

Похожие работы на - Налог на роскошь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!