Сравнительный анализ систем дистанционного обучения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    116,3 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сравнительный анализ систем дистанционного обучения

Нижегородский филиал гуманитарного института

Факультет информационных технологий









Курсовая работа

Тема:

Сравнительный анализ программных средств поддержки дистанционного образования











Нижний Новгород 2012 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЗОР АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (СДО)

.1 СДО в on-line режиме

.2 СДО в off-line режиме

.3 Критерии сравнительного анализа программных средств поддержки дистанционного образования

ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

.1 Сравнительный анализ СДО, используемых в on-line режиме

.2 Сравнительный анализ систем дистанционного обучения, используемых в off-line режиме

.3 Экономическая эффективность дистанционного обучения

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ


В настоящее время задачи развития информационно-коммуникационных технологий в образовании являются приоритетными.

Наряду с традиционными технологиями образования, все большее распространение получает дистанционное образование и использованием передовых средств информационных технологий. Дистанционное образование помогает решать задачи обучения и повышения квалификации людей, которые не могут присутствовать на занятиях в учебном заведении.

Компьютерные и Интернет-технологии становятся связующим звеном между учеником и учителем, между студентом и преподавателем, которых могут разделять тысячи километров. Таким образом, дистанционное образование - это комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Дистанционное образование является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации. Дистанционное обучение - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента.

Анализ программных средств для поддержки дистанционного образования проводился В.А. Богомоловым, С.Г. Юн, Е. Скиба, С.В. Агафоновым, З.О. Джалиашвили, Д.Л. Кречманом и др. [10, 11, 22, 37]

Актуальность. Появление различного программного обеспечения для реализации дистанционного обучения вызывает необходимость их сравнительного анализа для оптимального выбора программного продукта.

Объектом исследования является дистанционный образовательный процесс с использованием различных программных средств.

Предметом исследования являются программные средства для поддержки дистанционного образования.

Целью работы является обзор и сравнительный анализ программных средств поддержки дистанционного образования.

Задачами работы являются:

1. Дать характеристику программных средств для дистанционного обучения, используемых в on-line и off-line режимах.

2.      Провести сравнительный анализ для программ, используемых в on-line обучении и сравнительный анализ программ, используемых в off-line обучении.

.        Выбрать оптимальный программный продукт для on-line и off-line обучения.

В процессе выполнения работы применяется описательный метод и метод сравнительного анализа.

Для реализации поставленных в данной работе целей и задач, по ходу выполнения этапов анализа объекта исследования, будут проведены следующие виды работ:

-  в первой главе будет приведен обзор автоматизированных информационных систем дистанционного образования для on-line и off-line режимов обучения;

-       во второй главе будет проведен сравнительный анализ систем для on-line обучения и для off-line обучения;

-       в заключении будут подведены итоги по результатам анализа, проанализирован уровень достижения поставленной цели и сделаны выводы по полученным результатам.

 


ГЛАВА 1. ОБЗОР АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (СДО)

1.1    СДО в on-line режиме


1.1.1 Программный продукт Skype

Скайп (Skype) -программа позволяет общаться через сеть интернет со своими коллегами, друзьями, родственниками по всему миру, а также широко применяется как средство для дистанционного обучения в режиме реального времени. Программа разработана компанией Skype Limited [30].

Программа позволяет:

-  вести индивидуальную переписку, обмениваться сообщениями, организовывать чаты;

-       при помощи микрофона и наушников, можно совершать аудиозвонки на другой компьютер;

-       звонить собеседнику на мобильный телефон, стационарный телефон, отправлять смс-сообщения на мобильный телефон;

-       при наличии веб-камеры, микрофона и наушников, можно проводить видеоконференцию, видеть собеседника, слышать его и отвечать, можно сказать это видеотелефон, но на самом деле информация передается через сеть интернет, т.о. оплата считается за количество отправленных и полученных мегабайт;

-       организовать групповые видеозвонки - виртуальная встреча нескольких человек;

-       пересылать файлы;

-       проводить демонстрацию экрана;

-       вести записную книжку абонентов, распределять их по группам с фотографиями и статусами.

Автоматическое шифрование всех передаваемых данных (звонков, чатов, SMS и файлов), защищает от перехвата в сети злоумышленниками.

Данная программа предназначена для широкого круга пользователей, используется как частными лицами, так и организациями, в том числе для дистанционного обучения - это многие заочные школы иностранных языков, дистанционные центры ресурсного образования детей с ограниченными возможностями, центры обучения одаренных детей и др.

.1.2   Программный продукт Microsoft Lync

Объединенные коммуникации (unified communications) на основе Lync  <#"601500.files/image001.gif">

Рис. 1. Сравнительная стоимость разных вариантов обучения (источник - РЕДЦЕНТР, 2005)

1. При проведении обучения с использованием средств дистанционного обучения мы получаем большую экономическую выгоду, в среднем дистанционное обучение обходится дешевле на 40-55%.

2.      Преподаватель тратит значительно меньше времени на обучение равного количества человек, не теряя при этом качества образования.

.        Преподаватель не затрачивает денежные средства на проезд, в случае если чтение лекций проходит не на рабочем месте.

.        Слушателям нет необходимости приезжать на место проведения занятий, так как они могут принять участие в дистанционной лекции непосредственно из дома.

Выводы по 2 главе:

В результате сравнительного анализа было выяснено, что для внедрения дистанционного обучения в учебных заведениях выбор СДО зависит от конкретных целей учреждения, но сравнительный анализ систем дистанционного обучения показал, что оптимальным вариантом является СДО «Moodle».

Доказана экономическая эффективность применения дистанционных технологий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе в соответствии с поставленной целью решены следующие задачи:

-  Дана характеристика программных средств для дистанционного обучения, используемых в on-line и off-line режимах.

-       Проведен сравнительный анализ программ, используемых в on-line обучении и сравнительный анализ программ, используемых в off-line обучении.

-       Выбран оптимальный программный продукт для on-line и off-line обучения.

Как можно видеть цели и задачи, поставленные в начале работы выполнены, в полном объеме. Результатом проведенного исследования является обзор и сравнительный анализ десяти программных средств, используемых для целей дистанционного обучения для использования в on-line и off-line режимах. В каждой группе выбран оптимальный вариант как с коммерческой, так и бесплатной лицензией.

В заключение следует отметить, что на сегодняшний день в мире существует множество программных продуктов, обеспечивающих возможность дистанционного обучения. Они имеют общую функцию - обеспечение обучения студентов (слушателей) дистанционно, но могут ориентироваться по-разному. Одни системы ориентированы на поддержание стандартов, принятых для облегчения обучения, другие - на развитие полного набора инструментов для доступа к обучающему материалу, групповое обучение и оценку уровня знаний и т.д. Выбор конкретного программного продукта зависит от целей методов и средств дистанционного обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.     “Е-Софт Девелопмент” / «Дистанционное обучение»

2.      Competentum/ СДО (система дистанционного обучения) Competentum.МАГИСТР [HTML]

3.      Dimdim/ «Dimdim ресурсы для поддержки»

4.      IT-решения для эффективного управления персонала/ «Дистанционное обучение (СДО)» [HTML]

5.      Lynk/ «функциональные возможности» [HTML]

6.      MOODLE [HTML]

8.      redcenter/ Общая информация о линейке продуктов REDCLASS

9.      TrueConf Server[HTML]

10.    Андреев, А.А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 1997 г.

11.    Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru/ «Web-технологии в образовании. Системы дистанционного обучения в Интернете» - <http://www.i2r.ru/static/221/out_18244.shtml>

.        Библиотека портала «Российское образование». Advanced Distributed Learning. Sharable Content Object Reference Model (SCORM) 20/ Перевод с англ. Е.В. Кузьминой. - М.: ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», 20- 29 с. [HTML]

.        Богомолов, В.А. Обзор бесплатных систем управления обучением/ Educational Technology & Society 10(3), 2007. С. 460-466

.        Веднев, В., Сидоров, П. Применение платформы Microsoft Learning Gateway и онлайн-сервисов Microsoft Live@edu в образовании. Руководство преподавателя/ Изд.: Microsoft, 2007. - 455с.

.        Воройский, Ф.С. Информатика. Энциклопедический систематизированный словарь-справочник (Введение в современные информационные и телекоммуникационные технологии в терминах и фактах). М.: Физматлит, 2006. 768 с.

.        Гаевская, Е.Г. Технологии сетевого дистанционного обучения: Учебное пособие. СПб.: Ф-т филологии и искусств СпбГУ, 2007. 55 с.

.        Гозман, Л.Я., Шестопал, Е.Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века. Ростов - на - Дону: «Мысль», 1999. - 368 с.

.        Дмитриев, Л.В. Об электронном обучении на базе свободного ПО. // Третья конференция «Свободное программное обеспечение в высшей школе». Переславль, 2-3 февраля 2008 года. Тезисы докладов. М.: ALT Linux, 2008. С. 33-34.

.        Евреинов, Э.В., Каймин, В.А. Информатика и дистанционное образоние. М.: «ВАК», 2008.

.        Журнал Аудитория/ «Дистанционное обучение

.        Журнал Компьютер Пресс №11, 2005/ «Комплексная система управления учебным процессом Microsoft Learning Gateway»

.        Ибрагимов, И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2005. - 336 с.

.        Институт развития информационного общества. IEEE LOM - Метаданные учебного объекта. [HTML]

.        Князева, М.Д., Трапезников, С.Н. «Система Дистанционного Обучения» ИОЦ - Москва.

.        Ковтун, Е.Н., Родионова, С.Е. Научные подходы к созданию образовательно-профессиональных программ на модульной основе в сфере гуманитарного образования // Материалы семинара Федерального агентства по образованию и науке для проректоров по учебной работе по новым Государственный образовательным стандартам. Воронеж: Воронежский Государственный Педагогический Университет, 2006.

.        Кревский, И.Г. Информационно-образовательная среда открытого образования и развитие дистанционного обучения // Высшее образование сегодня. 2003 №8 С. 14-19.

.        Открытые технологии/ «Moodle - система дистанционного обучения и управления учебным процессом с открытым исходным кодом»

.        Российские электронные библиотеки. Метаданные для дистанционного обучения. [HTML]

.        Системы дистанционного обучения E-Learning Софт/ «Преимущества внедрения СДО для учреждений образования» [HTML]

.        Скайп/ «Функции» [HTML]

.        Сухомлин, В.А. (ред.) Современные технология и ИТ образование. М.: МАКС Пресс, 2006. 496 c.

.        Сухомлин, В.А. Cоздание Виртуального национального университета ИТ-образования. М.: МАКС Пресс, 2007 r. 60 с.

.        Трайнев, В.А. Дистанционное обучение и его развитие. Обобщение методологии и практики использования. - М.: Дашков и К, 2007. - 294 с.

.        Филиппов, C.А., Гусева, А.И. Инструментальные среды разработки обучающих модулей многократного применения. // Научная сессия МИФИ-2005 Т.2 Технологии разработки программных систем. Информационные технологии. М.: МИФИ, 2005. С. 143-144.

.        Хуторской, А. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. 2002. №36. С. 26-30.

.        Шахмаев, Н.М. Технические средства дистанционного обучения. М. - «Знание», 2000. - 276 с.

.        Юн, С.Г. Программные платформы электронного обучения/ Электронное обучение в традиционном университете: сб. статей / отв. Ред. Г.Б. Паршукова, О.В. Казанская. - Новосибирск: Изд-во НГТУ; 2010. - 134 с.

Похожие работы на - Сравнительный анализ систем дистанционного обучения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!