Сравнительный анализ систем дистанционного обучения
Нижегородский филиал гуманитарного института
Факультет информационных технологий
Курсовая
работа
Тема:
Сравнительный анализ программных
средств поддержки дистанционного образования
Нижний Новгород 2012 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЗОР
АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (СДО)
.1 СДО в on-line режиме
.2 СДО в off-line режиме
.3 Критерии сравнительного
анализа программных средств поддержки дистанционного образования
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
.1 Сравнительный анализ СДО,
используемых в on-line режиме
.2 Сравнительный анализ
систем дистанционного обучения, используемых в off-line режиме
.3 Экономическая
эффективность дистанционного обучения
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время задачи развития информационно-коммуникационных
технологий в образовании являются приоритетными.
Наряду с традиционными технологиями образования, все большее
распространение получает дистанционное образование и использованием передовых
средств информационных технологий. Дистанционное образование помогает решать
задачи обучения и повышения квалификации людей, которые не могут присутствовать
на занятиях в учебном заведении.
Компьютерные и Интернет-технологии становятся связующим звеном между
учеником и учителем, между студентом и преподавателем, которых могут разделять
тысячи километров. Таким образом, дистанционное образование - это комплекс
образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом
с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся
на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение,
радио, компьютерная связь и т.п.). Дистанционное образование является одной из
форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на
образование и получение информации. Дистанционное обучение - новая организация
образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения
студента.
Анализ программных средств для поддержки дистанционного
образования проводился В.А. Богомоловым, С.Г. Юн, Е.
Скиба, С.В. Агафоновым, З.О. Джалиашвили, Д.Л. Кречманом и др. [10, 11, 22, 37]
Актуальность. Появление различного программного обеспечения
для реализации дистанционного обучения вызывает необходимость их сравнительного
анализа для оптимального выбора программного продукта.
Объектом исследования является дистанционный образовательный
процесс с использованием различных программных средств.
Предметом исследования являются программные средства для
поддержки дистанционного образования.
Целью работы является обзор и сравнительный анализ
программных средств поддержки дистанционного образования.
Задачами работы являются:
1. Дать характеристику программных средств для дистанционного обучения,
используемых в on-line и off-line
режимах.
2. Провести сравнительный анализ для программ, используемых в on-line обучении и сравнительный анализ программ,
используемых в off-line обучении.
. Выбрать оптимальный программный продукт для on-line и off-line обучения.
В процессе выполнения работы применяется описательный метод и
метод сравнительного анализа.
Для реализации поставленных в данной работе целей и задач, по
ходу выполнения этапов анализа объекта исследования, будут проведены следующие
виды работ:
- в первой главе будет приведен обзор автоматизированных
информационных систем дистанционного образования для on-line и off-line режимов обучения;
- во второй главе будет проведен
сравнительный анализ систем для on-line обучения и для off-line обучения;
- в заключении будут подведены итоги по
результатам анализа, проанализирован уровень достижения поставленной цели и
сделаны выводы по полученным результатам.
ГЛАВА 1.
ОБЗОР АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (СДО)
1.1 СДО
в on-line режиме
1.1.1 Программный продукт Skype
Скайп (Skype) -программа позволяет общаться через сеть интернет со своими
коллегами, друзьями, родственниками по всему миру, а также широко применяется
как средство для дистанционного обучения в режиме реального времени. Программа
разработана компанией Skype Limited [30].
Программа позволяет:
- вести индивидуальную переписку, обмениваться сообщениями, организовывать
чаты;
- при помощи микрофона и наушников, можно совершать аудиозвонки
на другой компьютер;
- звонить собеседнику на мобильный телефон, стационарный
телефон, отправлять смс-сообщения на мобильный телефон;
- при наличии веб-камеры, микрофона и наушников, можно
проводить видеоконференцию, видеть собеседника, слышать его и отвечать, можно
сказать это видеотелефон, но на самом деле информация передается через сеть
интернет, т.о. оплата считается за количество отправленных и полученных
мегабайт;
- организовать групповые видеозвонки - виртуальная встреча
нескольких человек;
- пересылать файлы;
- проводить демонстрацию экрана;
- вести записную книжку абонентов, распределять их по группам с
фотографиями и статусами.
Автоматическое шифрование всех передаваемых данных (звонков, чатов, SMS и
файлов), защищает от перехвата в сети злоумышленниками.
Данная программа предназначена для широкого круга пользователей,
используется как частными лицами, так и организациями, в том числе для
дистанционного обучения - это многие заочные школы иностранных языков,
дистанционные центры ресурсного образования детей с ограниченными
возможностями, центры обучения одаренных детей и др.
.1.2 Программный продукт Microsoft Lync
Объединенные
коммуникации (unified communications) на основе Lync
<#"601500.files/image001.gif">
Рис.
1. Сравнительная стоимость разных вариантов обучения (источник - РЕДЦЕНТР,
2005)
1. При проведении обучения с использованием средств дистанционного
обучения мы получаем большую экономическую выгоду, в среднем дистанционное
обучение обходится дешевле на 40-55%.
2. Преподаватель тратит значительно меньше времени на обучение
равного количества человек, не теряя при этом качества образования.
. Преподаватель не затрачивает денежные средства на проезд, в
случае если чтение лекций проходит не на рабочем месте.
. Слушателям нет необходимости приезжать на место проведения
занятий, так как они могут принять участие в дистанционной лекции
непосредственно из дома.
Выводы по 2 главе:
В результате сравнительного анализа было выяснено, что для внедрения дистанционного
обучения в учебных заведениях выбор СДО зависит от конкретных целей учреждения,
но сравнительный анализ систем дистанционного обучения показал, что оптимальным
вариантом является СДО «Moodle».
Доказана экономическая эффективность применения дистанционных технологий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе в соответствии с поставленной целью решены
следующие задачи:
- Дана характеристика программных средств для дистанционного обучения,
используемых в on-line и off-line
режимах.
- Проведен сравнительный анализ программ, используемых в on-line обучении и сравнительный анализ программ,
используемых в off-line обучении.
- Выбран оптимальный программный продукт для on-line и off-line обучения.
Как можно видеть цели и задачи, поставленные в начале работы выполнены, в
полном объеме. Результатом проведенного исследования является обзор и
сравнительный анализ десяти программных средств, используемых для целей
дистанционного обучения для использования в on-line и off-line режимах. В каждой группе выбран оптимальный вариант
как с коммерческой, так и бесплатной лицензией.
В заключение следует отметить, что на сегодняшний день в мире существует
множество программных продуктов, обеспечивающих возможность дистанционного
обучения. Они имеют общую функцию - обеспечение обучения студентов (слушателей)
дистанционно, но могут ориентироваться по-разному. Одни системы ориентированы
на поддержание стандартов, принятых для облегчения обучения, другие - на
развитие полного набора инструментов для доступа к обучающему материалу,
групповое обучение и оценку уровня знаний и т.д. Выбор конкретного программного
продукта зависит от целей методов и средств дистанционного обучения.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. “Е-Софт
Девелопмент” / «Дистанционное обучение»
2. Competentum/ СДО (система дистанционного
обучения) Competentum.МАГИСТР [HTML]
3. Dimdim/ «Dimdim ресурсы для поддержки»
4. IT-решения для эффективного управления
персонала/ «Дистанционное обучение (СДО)» [HTML]
5. Lynk/ «функциональные возможности» [HTML]
6. MOODLE
[HTML]
8. redcenter/ Общая информация о линейке продуктов REDCLASS
9. TrueConf
Server[HTML]
10. Андреев,
А.А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: ВУ,
1997 г.
11. Библиотека Интернет
Индустрии I2R.ru/ «Web-технологии в образовании. Системы
дистанционного обучения в Интернете» -
<http://www.i2r.ru/static/221/out_18244.shtml>
. Библиотека портала
«Российское образование». Advanced Distributed Learning. Sharable Content
Object Reference Model (SCORM) 20/ Перевод с англ. Е.В. Кузьминой. - М.: ФГУ
ГНИИ ИТТ «Информика», 20- 29 с. [HTML]
. Богомолов, В.А.
Обзор бесплатных систем управления обучением/ Educational Technology &
Society 10(3), 2007. С. 460-466
. Веднев, В., Сидоров,
П. Применение платформы Microsoft Learning Gateway
и онлайн-сервисов Microsoft Live@edu в
образовании. Руководство преподавателя/ Изд.: Microsoft, 2007.
- 455с.
. Воройский, Ф.С.
Информатика. Энциклопедический систематизированный словарь-справочник (Введение
в современные информационные и телекоммуникационные технологии в терминах и
фактах). М.: Физматлит, 2006. 768 с.
. Гаевская, Е.Г.
Технологии сетевого дистанционного обучения: Учебное пособие. СПб.: Ф-т
филологии и искусств СпбГУ, 2007. 55 с.
. Гозман, Л.Я.,
Шестопал, Е.Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века. Ростов - на - Дону:
«Мысль», 1999. - 368 с.
. Дмитриев, Л.В. Об
электронном обучении на базе свободного ПО. // Третья конференция «Свободное
программное обеспечение в высшей школе». Переславль, 2-3 февраля 2008 года.
Тезисы докладов. М.: ALT Linux, 2008. С. 33-34.
. Евреинов, Э.В.,
Каймин, В.А. Информатика и дистанционное образоние. М.: «ВАК», 2008.
. Журнал Аудитория/
«Дистанционное обучение
. Журнал Компьютер
Пресс №11, 2005/ «Комплексная система управления учебным процессом Microsoft
Learning Gateway»
. Ибрагимов, И.М.
Информационные технологии и средства дистанционного обучения: Учебное пособие
для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2005. - 336 с.
. Институт развития
информационного общества. IEEE LOM - Метаданные учебного объекта. [HTML]
. Князева, М.Д.,
Трапезников, С.Н. «Система Дистанционного Обучения» ИОЦ - Москва.
. Ковтун, Е.Н.,
Родионова, С.Е. Научные подходы к созданию образовательно-профессиональных
программ на модульной основе в сфере гуманитарного образования // Материалы
семинара Федерального агентства по образованию и науке для проректоров по
учебной работе по новым Государственный образовательным стандартам. Воронеж:
Воронежский Государственный Педагогический Университет, 2006.
. Кревский, И.Г.
Информационно-образовательная среда открытого образования и развитие
дистанционного обучения // Высшее образование сегодня. 2003 №8 С. 14-19.
. Открытые технологии/
«Moodle - система дистанционного обучения и управления учебным процессом с
открытым исходным кодом»
. Российские
электронные библиотеки. Метаданные для дистанционного обучения. [HTML]
. Системы
дистанционного обучения E-Learning Софт/ «Преимущества внедрения СДО для учреждений
образования» [HTML]
. Скайп/ «Функции»
[HTML]
. Сухомлин, В.А.
(ред.) Современные технология и ИТ образование. М.: МАКС Пресс, 2006. 496 c.
. Сухомлин, В.А.
Cоздание Виртуального национального университета ИТ-образования. М.: МАКС
Пресс, 2007 r. 60 с.
. Трайнев, В.А.
Дистанционное обучение и его развитие. Обобщение методологии и практики
использования. - М.: Дашков и К, 2007. - 294 с.
. Филиппов, C.А.,
Гусева, А.И. Инструментальные среды разработки обучающих модулей многократного
применения. // Научная сессия МИФИ-2005 Т.2 Технологии разработки программных
систем. Информационные технологии. М.: МИФИ, 2005. С. 143-144.
. Хуторской, А.
Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. 2002. №36. С. 26-30.
. Шахмаев, Н.М.
Технические средства дистанционного обучения. М. - «Знание», 2000. - 276 с.
. Юн, С.Г. Программные
платформы электронного обучения/ Электронное обучение в традиционном
университете: сб. статей / отв. Ред. Г.Б. Паршукова, О.В. Казанская. -
Новосибирск: Изд-во НГТУ; 2010. - 134 с.