Система бронирования гостевого дома и модулей управления гостиницей
Введение
Развитие туристического бизнеса в Карелии, приводит к тому, что
появляются новые формы туризма и отдыха. Вместе со всеми преимуществами,
которые предоставляет туризм, возникает основная проблема, где приехавшие гости
будут жить? Сейчас на выбор туриста, предлагают как дорогие комфортабельные
отели, так и не дорогие гостиницы.
Многие приезжают в Карелию для экстремального отдыха, посетить
достопримечательности, отдохнуть от городского шума и насладиться
завораживающими пейзажами. В таких случаях, размещать гостей удобней в гостевых
домах, близко расположенных от места отдыха.
Гостевой
дом является частным домовладением
<#"601292.files/image001.gif"> количество периодов, и - начало
периода дней в периоде, - конец период проживания, - стоимость периода проживания, , необходимо выбрать такие непересекающиеся периоды
проживания, чтобы прибыль гостиницы была максимальной.
Пусть
период проживания гостя в гостинице.
∅, где , ,
Целевая
функция - максимальная прибыль от выбранных периодов проживания.
Метод
решения возникающей математической задачи
Для
решения поставленной задачи будет применяться метод полного перебора, всех
вариантов расположения заявок. В полной мере модификации этого метода описаны в
[5]. После завершения генерации всех возможных вариантов, оценка комбинации
заявок будет равна , где номер
заявки, а - количество заявок в очереди.
После
вычисления оценок всех комбинаций, выбираем комбинацию с максимальным значением
оценки.
Алгоритм,
реализующий метод решения
Составляем список заявок, в котором будет указана дата заезда и дата
выезда и стоимость проживания.
Выбираем период проживания с минимальным числом заезда, далее берем
следующий период начало, которого будет ближе всего к завершению предыдущего
периода, и так далее пока не будет достигнут конец периода планирования либо не
закончатся заявки. Заносим в массив значение полученного периода и те заявки,
которые были учтены.
На следующем шаге удираем последнюю заявку и запускаем алгоритм с того шага
когда была выбрана последняя заявка, и снова производим оценку
последовательности.
И так дальше пока не будут перебраны все варианты последовательности,
после этого убираем заявку, которая была выбрана на предпоследнем шаге, и
запускаем алгоритм снова. И так далее пока не будет достигнут первый период
последовательности, тогда убираем его из списка заявок и продолжаем алгоритм.
Проект ИС.
Архитектура ИС
Пользователь заходит на web-ресурс
компании, где ему предоставляется информация о достопримечательностях, услугах
и самом доме. Информация о достопримечательностях, позволяет Пользователю
узнать, какие из памятников архитектуры, либо природные объекты расположены в
месте, где он собирается провести время отдыха. Список предлагаемых услуг - это
название, описание и цена услуги, пользователь выбирает те услуги, которые ему
понравятся. Информация о доме - это обстановка и интерьер гостиницы, место
положение и среда в которой находится гостиница.
Если пользователь выбирает эту гостиницу, он может забронировать номер,
для этого он подает заявку в определенной форме. Перед подачей заявки
пользователь получает уведомления: о тех периодах, которые уже заняты, о
правилах бронирования. Правила бронирования предусматривают ответ об успешном
или не успешном бронировании через некоторое время после подачи заявки. После
подачи заявки пользователь может отказаться от бронирования. Если пользователь
не отказывается от бронирования, то система составит новый оптимальный список
заявок на бронирование. Если заявка попала в этот оптимальный план и осталась
там до окончания времени её рассмотрения, то пользователю, подавшему эту
заявку, будет выслано сообщение о принятии его заявки.
Оптимальный список заявок пересчитывается каждый раз, когда в систему
приходит новая заявка. Если заявка принята то период планирования, делиться
принятой заявкой на два: первый от начала периода до начала периода проживания
гостя, второй от конца периода проживания гостя до конца периода планирования.
Все изменения заносятся в базу данных, и отображаются интерфейсом.
Администратор - это лицо, которое может добавлять, удалять и изменять
содержимое web-ресурса, так же администратор может
зарегистрировать заявку в системе принудительно, то есть, не передавая заявку в
модуль бронирования, а сразу занеся заявку в базу данных. Тогда модуль
бронирования пересчитает оптимальные списки заявок, на те периоды, сроки
которых изменились.
Добавление, удаление и изменение информации содержащейся на ресурсе,
происходит при помощи модуля администрирования. Администратор взаимодействует с
модулем, при помощи интерфейса, а все внесенные им изменения, сохраняются в
базе данных.
Все изменения внесенные модулями: администрирования и бронирования,
отображаются при помощи интерфейса, при этом информация поступает из базы
данных.
Описание
структуры БД
База данных содержит, следующие таблицы: заявки, услуги, пользователи,
номер.
При бронировании заявка помещается в таблицу заявка, с нулевыми флагами turn и accept. Значение turn равное 1 - заявка включена в
оптимальный список, иначе заявка не принята в список. Значение accept равное 1 - заявка принята, иначе
заявка не принята. Таблица услуг содержит информацию об услугах, в том числе и
о стоимости проживания. Таблица пользователи содержит логины и пароли всех
администраторов.
Таблица - 1 Заявки.
Ключ
|
Атрибут
|
Тип
|
Описание
|
PK
|
id
|
Num
|
Идентификатор
|
|
name
|
Char
|
Имя
|
|
surname
|
Char
|
Фамилия
|
|
patronymic
|
Char
|
Отчество
|
|
contact
|
text
|
Контактная информация
|
|
datein
|
DATA
|
Дата заезда
|
|
dateout
|
DATA
|
Дата выезда
|
|
service
|
text
|
Список услуг
|
|
turn
|
Bool
|
Заявка в очереди
|
|
accept
|
Bool
|
Заявка принята
|
|
date
|
data
|
Время подачи заявки
|
|
time
|
Int
|
Время рассмотрения заявки
|
|
room
|
int
|
Номер забронированной
комнаты
|
Таблица - 2 Услуги.
КлючАтрибутТипОписание
|
Id
|
Num
|
Идентификатор
|
|
Name
|
Char
|
Название услуги
|
|
Text
|
text
|
Описание услуги
|
|
price
|
int
|
Стоимость услуги
|
|
Datein
|
data
|
Дата начала действия услуги
|
|
Dateout
|
data
|
Дата окончания действия
услуги
|
Таблица - 3 Пользователи.
КлючАтрибутТипОписание
|
|
|
|
PK
|
Id
|
Num
|
Идентификатор
|
|
username
|
Char
|
Логин
|
|
password
|
Char
|
Тип пользователя
|
Таблица - 4 Номера.
КлючАтрибутТипОписание
|
|
|
|
PK
|
id
|
Num
|
Идентификатор
|
|
name
|
Char
|
Название номера
|
|
demand
|
text
|
Описание номера
|
|
condition
|
Num
|
Состояние номера
|
Таблица - 5 состояния номера.
КлючАтрибутТипОписание
|
|
|
|
PK
|
id
|
Num
|
Идентификатор
|
|
condition
|
text
|
Состояние номера
|
Описание
логики программ и интерфейсов
Программа позволяет обрабатывать заявки, поступающие в систему. Заявка
заносится в базу данных, ей присваивается индивидуальный номер. Система
сортирует заявки, выбирая оптимальный список заявок, описание алгоритма выбора
заявок было представлено выше. Когда время на рассмотрение заявки истекает и
заявка остается в списке оптимальных заявок, Пользователю отправляется
сообщение о принятии его заявки, если же на момент окончания периода
рассмотрения заявки она, не включена в список оптимальных заявок, Пользователю отправляется
сообщение об отказе в обслуживании.
Оптимальный список заявок пересчитывается каждый раз, когда поступает
новая заявка. Когда заявка принимается, она разбивает период планирования на
два, от начала периода до начала периода проживания гостя, и от окончания
проживания гостя до конца периода планирования. Администратор может в
принудительном порядке добавит заявку, тогда периоды планирования
пересчитываются, после пересчета периодов планирования пересчитываются
оптимальные списки для каждого из оставшегося периодов планирования. Все
принятые заявки отмечаются на календаре и доступны Пользователю при регистрации
заявки.
Программа позволяет добавлять, изменять и удалять информацию об услугах,
достопримечательностях и доме.
Интерфейс представляет собой набор html - страниц, связанных между собой, навигация
происходит при помощи гиперссылок.
Чтобы получить права на администрирование необходимо пройти
аутентификацию, для этого необходимо знать адрес страницы аутентификации, логин
и пароль администратора. Если логин и пароль были введены правильно, то
пользователю будут доступны все права администратора.
Реализация
ИС. Назначение и функции программы, режимы работы программы
Система предназначена для облегчения процесса бронирования гостевого
дома, а так же для сбора статистических данных и формировании отчетов о работе
гостевого дома. Автоматический сбор и вывод статистических данных позволяет
облегчить анализ состояния гостевого дома и услуг, предоставляемых гостевым
домом, а так же формирование ценовой политики. В систему включен модуль
администрирования, который позволяет управлять наполнением web - ресурса. Система позволяет
выполнять гибкую настройку и сезонные изменения наполнения web - ресурса.
Программа функционирует в двух режимах:
1. Первый режим «пользователь», предназначенный для постояльцев
гостевого дома, позволяет производить бронирование номера в гостевом доме и
просматривать информацию о гостевом доме и достопримечательностях,
2. Второй режим «администратор» предназначенный для владельца
гостевого дома или управляющего, позволяет производить учет, редактировать
наполнение web - ресурса, производить настройку
системы, а так же управлять процессом формирования оптимальной очереди заявок.
Для упрощения процедуры бронирования пользователю предоставляются
следующие функции:
1. Подача заявки через web - ресурс. Перед подачей пользователь должен заполнить форму заявки,
заявка в электронном виде позволяет быстрее выбрать необходимые настройки и
период проживания.
Пользователю так же доступны следующие функции:
1. Просмотр информации о гостевом доме. Пользователю предоставляется
информация об условиях проживания, о предоставляемых услугах и о ценовой
политике гостевого дома.
2. Просмотр информации о достопримечательностях. Пользователю
предоставляется информация о достопримечательностях расположенных вблизи
гостевого дома.
Для сбора статистики в системе используются следующие функции:
1. Выбор заявок пользователей за определенный период времени.
Позволяет определить список заявок, необходимый для статистического отчета.
. Вывод информации пользователю. Формирование отчета из ранее
вычисленных статистических показателей.
Для управления наполнением web -
ресурса в системе существуют следующие функции:
1. Изменение информации о ценовой политике гостевого дома. Изменение
цен на услуги и стоимость аренды гостевого дома. Изменение цен на отдельные
периоды времени. Установка скидок, на определенные периоды времени.
2. Изменение информации об услугах, предоставляемых в гостевом доме.
Добавление, изменение или удаление информации об услугах, предоставляемых в
гостевом доме.
. Изменение информации о достопримечательностях. Добавление,
изменение или удаление информации о достопримечательностях, находящихся вблизи
гостевого дома.
. Изменение описания дома. Добавление, изменение или удаление
информации об условиях проживания в гостевом доме.
Администратор также может управлять процессом формирования оптимальной
очереди заявок, для этого в системе предусмотрены следующие функции:
1. Принудительное бронирование гостевого дома без рассмотрения
заявки системой. Позволяет внести заявку и поселить гостей, в указанный период
времени.
2. Принудительное удаление заявки пользователя. Позволяет удалить
заявки, которые система еще рассматривает или заявки, которые добавил
администратор, если период проживания еще не наступил.
. Просмотр отчетов. Просмотр отчетов сформированных системой, по
запросу администратора.
. Настройка формы заявки на проживание. Добавление, изменение и
удаление, полей заявки бронирования.
При автоматическом бронировании система выполняет следующие функции:
1. Расчет оптимальной очереди заявок для выбранного период
планирования. Позволяет получить максимальную прибыль владельцу гостевого дома.
2. Пересчет периодов планирования. Определение измененных периодов
планирования.
. Вывод сообщений о принятии или не принятии заявки пользователя.
Сообщает пользователю о возможности или не возможности его заселения в гостевой
дом в период времени указанный в его заявке.
При авторизации система проверяет правильность ввода логина и пароля
администратором.
Система производит анализ заявки пользователя на ошибки. Система
производит разбор содержимого заявки, проверяя данные введенные пользователем.
Описание
категорий пользователей программы, разграничения прав пользователей
В системе предусмотрены две категории пользователей: Пользователи и
Администраторы.
Пользователь - физическое или юридическое лицо, арендующее гостевой дом,
на период времени оговоренный договором.
Администратор - физическое лицо, выполняющее настройку системы, изменение
наполнение web - ресурса, и анализ состояния
системы. Пользователи могут выполнять следующие функции:
1. Просматривать содержимое ресурса.
2. Подавать заявку о бронировании гостевого дома.
Администраторы гостевого дома могут:
1. Добавлять заявки в систему.
2. Удалять заявки из системы.
. Изменять ценовую политику гостевого дома.
. Изменять наполнение web - ресурса.
. Просматривать отчеты формируемые системой.
. Изменять список и стоимость услуг, предлагаемых гостевым домом.
. Производить настройку заявки гостя.
Описание
последовательности пользовательских интерфейсов, реализующих каждую функцию ИС
При проектировании web -
ресурса, особенное внимание стоит уделять интерфейсу пользователя, поскольку у
гостевого дома, не большое число постояльцев за сезон, в виду малого номерного
фонда, по сравнению с гостиницей, поэтому потеря нескольких клиентов из-за
интерфейса, может стать причиной потери прибыли гостевого дома.
Пользователи:
Просмотр содержимого ресурса.
Подача заявки через web -
ресурс.
Ошибка при подаче заявки.
Администратор:
Заполнение номеров.
Отчеты
Окно добавления заявки.
Окно удаления заявки
Изменение полей заявки
Настройка цен.
Услуги
Описание входных данных
Входные данные:
· Заявка на проживание. Пользователь заполняет форму заявки и
отправляет заявку на рассмотрение.
· Оплата. Пользователь вносит предоплату и оплачивает услуги,
которыми собирается воспользоваться.
· Информация о новой услуге. Предоставляется сторонними
организациями или частными лицами информация об услуги, которую они могут
оказать.
Описание выходных данных
Выходные данные:
· Договор об аренде. Документ, который гарантирует пользователю
оказание услуг, а от гостевого дома гарантия оплаты оказанных услуг.
· Счет. Документ, который уведомляет пользователя, о том
количестве денежных средств, которые он должен будет заплатить гостевому дому.
· Услуги сервиса. Услуги, которые гостевой дом оказывает
пользователю.
· Отчеты. Документы, в которых приведены статистические
показатели, рассчитанные на основании статистических данных, собранных ею.
· Информация на сайт. Информация в виде запросов, которая
добавляет, удаляет и изменяет наполнение web - ресурса.
· Отказ в предоставлении дома. Документ, уведомляющий
пользователя об отказе в аренде дома, на срок указанный в заявке пользователя.
Описание
методов защиты данных в ИС
При входе в систему администратор проходит процедуру аутентификации, для
этого ему необходимо знать адрес страницы аутентификации, после этого ем
необходимо ввести логин и пароль, если проверка логина и пароля прошла успешно
администратор получает доступ в систему, если нет, то выводится сообщение о не
удачной попытке входа.
Чтобы избежать утечки или использование конфиденциальных данных
пользователя, в системе хранятся не паспортные данные, а их хеш - образ.
При подаче заявки пользователь может запустить робота, который будет
посылать заявки, которые не будут оплачены, что приведет к потере клиентов, а
соответственно и убыткам. Поэтом необходимо не допускать принятия таких заявок,
для этого необходимо проверять вводящего заявку на наличие робота. Например
путем распознавания графического образа.
Чтобы избежать утечки или использование конфиденциальных данных
администратора, в системе храниться хеш - образ пароля.
Технические
характеристики ИС
Минимальные системные требования:
а) операционная система Windows
2000, ME, NT, XP, Vista, Windows 7,
б) процессор 266 MHz.
в) оперативная память 32 Mb.
г) видеокарта EGA\VGA 8 Mb.
д) клавиатура, мышь.
Анализ
области применения ИС
Разработанная информационная система, может применяться в гостевых домах,
чей номерной фонд не превышает пяти номеров и небольшой до 200 кв.м. площадью.
Достоинства
и недостатки по сравнению с перечисленными ранее аналогами
Сравнение разработанной системы с системой HotelDesk, разработанная
система предоставляет алгоритм отсроченного бронирования, что позволяет
небольшому предприятию получить максимальную прибыль. HotelDesk предоставляет
возможность мгновенного бронирования, что не применимо для гостевых домов с
малым номерным фондом. Обе системы предоставляют набор отчетов, что помогает
производить планирование деятельности гостиницы. Система HotelDesk
предоставляет возможности прогнозирования очереди заявок на проживания, что
позволяет заранее подготовить гостиницу. Обе системы имеют графический
интерфейс заполнения гостиницы.
Таким образом, разработанная система лучше адоптирована для нужд гостевых
домов с малым номерным фондом.
Сравнение системы с Мини-Отель v1.3, разработанная система предоставляет алгоритм отсроченного
бронирования, что позволяет небольшому предприятию получить максимальную
прибыль. Мини-Отель v1.3 не
предоставляет возможности произвести бронирование по средствам интернет, что
крайне не удобно для гостевых домов, т.к. там за частую отсутствует служащий,
отвечающий за бронирование. Мини-Отель v1.3 не предоставляет отчетов. Мини-Отель v1.3 свободно - распространяемый
программный продукт. Обе системы имеют графический интерфейс заполнения
гостиницы. В системе Мини-Отель v1.3
не учитываются дополнительные услуги в отличии от разработанной системы.
Таким образом, все поставленные задачи были достигнуты.
Список
использованных источников
1. Шматько Л.П., Жолобова Л.В., Ляшко Г.И. и др.
Туризм и гостиничное хозяйство : учеб. пособие. Ростов н/Д : Издательский центр
«Март», 2005. 352
2. Сенин В.С Денисенко А.В. Гостиничный бизнес: классификация
гостиниц и других средств размещения: учеб. пособие. М.: финансы и
статистика,2004.-144 с.
. Рик Дарнелл, JavaScript: справочник. «ИД Питер», 2000. 192
с.
. Ищейнов, В.Я. Защита конфиденциальной информации:
учеб. пособие. ИЗД-ВО "ИНФРА-М" 2009. -
256 с.
. Липский В. Комбинаторика для программистов. М. : Мир
, 1988. 192 с.
6. 1988 Методические рекомендации к выполнению курсовых и
дипломных работ для студентов специальности «Информационные системы и
технологии» Петрозаводск 2004. 8 с.
. Дэвид А. Марка, Клемент Л. МакГоуэн Методология
структурного анализа и проектирования SADT. -М.:1993.
. Калянов Г.Н. CASE: структурный системный анализ
(автоматизация и применение). М.: ЛОРИ. 1996.
. Павлова Э.Н., Хуусконен Н.М., «Руководство для
владельцев гостевых домов». IBPP-проект Тасис «Развитие сельского туризма на
основе рационального использования природных и культурных ресурсов».
Петрозаводск, 2004. - 24 с.
10. AMADEUS
FRONT OFFICE [Электронный ресурс]. © 2003 Amadeus Russia. All rights
reserved under national and international copyright laws. URL:
<http://www.amadeus.ru/about/pub.asp?aid=731/>
. HotelDesk
[Электронный ресурс]. Copyright
© 2003-2010 Aparti Systems. URL