Структура государственных и общественных органов управления туристской индустрией в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    231,23 Кб
  • Опубликовано:
    2013-02-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Структура государственных и общественных органов управления туристской индустрией в Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования











Реферат

Структура государственных и общественных органов управления туристской индустрией в Российской Федерации










Санкт-Петербург

2008 г.

Введение

Туризм в XXI в. стал социальным и политическим явлением, значительно влияющим на мировое устройство и экономику многих стран и целых регионов. Особенных успехов мировой туризм достиг за последние 30 лет, когда число международных туристов возросло в 3,8 раза, а валютные доходы от него увеличились в 25 раз. На сферу туризма приходится около 6 % мирового валового национального продукта, 7 % мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 12 % мировых потребительских расходов.

По прогнозу Всемирной туристской организации, до конца 2020 г. Россия войдет в 20 крупнейших стран по въезду туристов. Реформы государственного устройства постперестроечной России оказали существен-ное влияние на экономику страны, однако анализ состояния развития отечественной туристской индустрии позволил выявить, что развитие туризма в России в настоящее время находится лишь на начальном этапе.

Как и во многих других сферах предпринимательской деятельности, в туристской отрасли России существует большое число проблем различного характера - проблемы высокого уровня конкуренции, отсутствия культуры корпоративных отношений, недостаточной проработанности законодательной базы, завышенной себестоимости туристских продуктов, низкой платежеспособности граждан России и др. Такое положение дел неприемлемо, учитывая, какую солидную роль в увеличении национального дохода, согласно мировым показателям, может играть сфера туризма. Поэтому вопрос о регулировании рыночных отношений в этой сфере в Российской Федерации стоит довольно давно и всегда остается актуальным. Эта актуальность наглядно прослеживается в тех изменениях, которые претерпевает система государственного и общественного управления туристской индустрией последние десять лет. Рассмотрению текущего положения дел в вопросах этого управления и будет посвящена эта работа.

индустрия туризм регулирование управление

Глава 1. Понятие «туристская индустрия» и ее составляющие

Туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников.

Туристская отрасль - это совокупность предприятий, учреждений и организаций материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристского продукта, освоение и использование туристских ресурсов и создание материально-технической базы туризма.

Туристская индустрия - взаимоувязанная система предприятий и предпринимателей, предоставляющих туристам все необходимые для потребления в процессе туризма и достаточные для осуществления собственно процесса туризма туристские услуги, работы и товары.

Бурное развитие массового туризма в мире вызвало адекватное развитие индустрии туризма и смежных отраслей хозяйства, науки и культуры, системы образования.

В категорию типичных туристских услуг следует отнести:

¡  посреднические услуги туроператоров и туристских агентств,

¡  услуги перевозок, обслуживания экскурсий, как трансферные, так и дальнемагистральные перевозки всеми видами транспортных средств,

¡  услуги индустрии гостеприимства (коллективных и индивидуальных средств размещения и питания),

¡  услуги аттракции, включая туристско-экскурсионные и иные услуги организации досуга и развлечения,

¡  услуги туристских информационных и гостевых центров,

¡  прочие особые услуги.

На настоящем этапе развития, независимо от государственного устройства страны или территории туристского центра, в сфере туризма действуют несколько различных типов предприятий, осуществляющих туристскую деятельность, а именно: организаторы туризма (туроператоры и туристские агентства), перевозчики, гостиницы и иные предприятия системы размещения, предприятия общественного питания, развлечения, а также исполнители иных типичных и нетипичных туристских и смежных с ними услуг. К таковым следует отнести предприятия банковской сферы, услуг страхования, охраны, информации и другие. Для специальных видов туризма привлекаются лечебно-оздоровительные учреждения, учреждения системы обучения, спортивные и иные, адекватно целям конкретного туристского продукта. Важно, чтобы все эти организации гармонично дополняли друг друга, осуществляли и предоставляли все услуги, необходимые потребителю и достаточные по количественным, качественным и ассортиментным показателям.

Как видно, из перечисления составляющих туристской индустрии, она представляет из себя весьма обширный хозяйственный комплекс, который включает в себя разнообразные сферы деятельности, а, точнее, подвиды этих сфер. Такое положение дел определяет особенные условия функциониро-вания и управления туристским бизнесом.

Глава 2. Государственное регулирование индустрии туризма

.1 Модели государственного регулирования индустрии туризма

При изучении особенностей организации управления индустрией туризма за рубежом можно выделить три модели государственного управления.

I. Первая модель предполагает отсутствие центрального государственного администрирования, все вопросы решаются на местах на основе принципов рыночной «самоорганизации». Правительства отдельных стран принимают такое решение в тех случаях, когда туризм государству в общем-то не нужен, когда страна занимает прочное положение на международном рынке туризма и является привлекательной для зарубежных туристов либо когда субъекты туристского рынка занимают сильные позиции, то есть могут решать свои проблемы без государственного участия, в частности способны на мощные самостоятельные рекламные акции в интересах всего национального рынка. Эта модель управления индустрией туризма используется в США (в 1997 г. в США была ликвидирована государственная структура - USTTA, ведавшая туризмом).

II. Вторая модель предусматривает наличие сильного и авторитетного министерства, контролирующего деятельность всей отрасли. Для ее реализации требуются определенные условия, а именно: большие финансовые вложения в индустрию туризма, рекламную и маркетинговую деятельность, инвестирование в туристскую инфраструктуру.

Организация управления туриндустрией по этой модели распространена в Турции, Египте, Тунисе и других странах, где туризм является одним из основных источников валютных поступлений.

III. Третья модель преобладает в европейских государствах и состоит в том, что вопросы развития туристской деятельности страны решаются на уровне какого-либо многоотраслевого министерства. Например в Западной Европе чаще всего это министерство с экономическим уклоном.

Еще одна существенная составляющая такой модели госрегулирования - четкое разделение органов государственного турадминистрирования на две ветви. Одна ветвь занимается глобальными вопросами государственного управления: нормативно-правовой базой для отрасли, обработкой статистической информации, координацией деятельности регионов, международным сотрудничеством на межгосударственном уровне. Вторая ветвь - маркетинговая. Это, как правило, ведомство, которое подчиняется или входит в состав туристического министерства, но само по себе органом управления не является. В его компетенцию включено все, что необходимо для создания образа страны за границей: участие в выставках, управление турпредставительствами за рубежом. Причем именно эти институты получают основную долю финансирования.

Помимо этого, государственная турадминистрация в развитых европейских странах работает во взаимодействии с местными властями и частным бизнесом для привлечения к выполнению государственных задач финансовых средств из частного сектора, нахождения взаимовыгодных форм сотрудничества между органами управления различных уровней.

.2 Российская модель государственного управления индустрией туризма

По масштабам международного туризма, федеральному устройству и способу организации туристской отрасли для России наиболее приемлема третья модель управления.

Туризм в РФ подчиняется государственному регулированию и управлению, государство формирует политику туризма. Основные цели, задачи, принципы и направления государственной политики России в сфере туризма определены в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (1996 г.), а также в Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2015 г. (2008 г.). Связь между политикой и туризмом заключается в том, что государство регулирует развитие туризма, а туристская активность требует вмешательства со стороны государства с позиций нормативно-правового регулирования. Политическая власть аналогично экономическим факторам имеет возможности непосредственного (издавая регулирующие отношения в сфере туризма правовые акты) и опосредованного (политический курс страны, решения, принимаемые властями на международной политической арене, государственная идеология) воздействия на туризм.

Сложившаяся к настоящему времени система отражает происходящий в России процесс перехода от сверхцентрализованной административной системы, базировавшейся на доминировании государственных форм собственности, к хозяйственному механизму, сочетающему различные формы собственности. Децентрализация в условиях рыночной экономики предполагает передачу права осуществления туристской деятельности любому предприятию независимо от форм собственности. Этот процесс сопровождается созданием различного рода ассоциаций, союзов и объединений. Управление туристским комплексом реализуется в рамках организационной структуры, включающей три уровня: макроэкономический, мезоэкономический и микроэкономический (рис. 1).

Рисунок 1. Организация управления индустрией туризма в России

2.2.1 Макроэкономический уровень

На этом - федеральном - уровне к субъектам управления туризмом относятся Президент РФ, Государственная дума РФ, Правительство РФ, Федеральное агентство по туризму и Федеральное агентство по физической культуре и спорту Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

При Президенте РФ существует Совет по физической культуре и спорту, который должен обеспечивать:

-       разработку основ государственной политики в сфере спортивного туризма;

-       участие в разработке законодательства РФ по спортивному туризму;

-       координацию работ по экспертизе нормативно-правовых актов и федеральных программ в сфере спортивного туризма;

-       анализ состояния национального туризма и выработку предложений по его развитию.

Решения Совета по физической культуре и спорту носят рекомендательный характер, его деятельность осуществляется на общественных началах и с периодичностью, необходимой для постановки задач и их решения.

В высшем законодательном органе - Государственной думе РФ - в 2003 г. законодательное обеспечение туризма было отнесено к ведению Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму, а ранее осуществлялось специальной Комиссией по спорту и туризму. В структуре комитета функционирует подкомитет по развитию рынка туристских услуг, создан Экспертный совет, в который вошли ведущие представители турбизнеса и государственных органов.

Общее руководство туристским комплексом, проведение туристской политики осуществляет Правительство РФ.

Согласно статье 16 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», туризм и санаторно-курортная сфера являются частью социальной сферы России и представляют собой единый объект государственного регулирования. В Федеральном законе «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (1995 г.) отмечается: «Правительство Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха». В соответствии с общераспространенной мировой практикой и международными правовыми актами санаторно-курортное лечение относится к категории лечебно-оздоровительного туризма, который в случае его субсидирования государством является также видом социального туризма.

Целью туристской политики является обеспечение конституционного права граждан России на отдых и досуг, свободу передвижения, охрану здоровья и иных прав при совершении путешествий посредством создания в Российской Федерации конкурентоспособной туристской индустрии, способной к саморазвитию и обеспечивающей высокий уровень жизни россиян.

Туристская политика должна строиться на основе соблюдения Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров и законодательства Российской Федерации, а также социальных и экономических показателей и исследований российского и зарубежного туристских рынков.

Приоритетными направлениями туристской политики должны быть внутренний, въездной и социальный туризм, включая лечебно-оздоровительный, спортивный, этнокультурный, экологический.

Органы управления туристской отраслью РФ в период 1991-2004 гг. претерпевали постоянную реорганизацию (табл. 1).

Таблица 1. Хронология реорганизаций государственных органов управления туристской деятельности в Российской Федерации

1991, сентябрь

Российская акционерная компания по иностранному туризму

1992, март

Министерство культуры и туризма РФ Комитет РФ по туризму (Роскомтуризм)

1992, сентябрь

Комитет РФ по делам молодежи, физической культуре и туризму

1994, январь

Комитет РФ по физической культуре и туризму

1994, август

Государственный комитет РФ по физической культуре и туризму

1999, май

Российское агентство по физической культуре и туризму

1999, июнь

Министерство РФ по физической культуре, спорту и туризму

2000, май

2000, июль

Департамент туризма в составе Министерства экономического развитая и торговли РФ

2004, март

Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму в составе Министерства здравоохранения и социального развития

2004, ноябрь

Федеральное агентство по туризму


ноября 2004 г. был принят Указ Президента РФ, утвержденный положением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 901, о создании Федерального агентства по туризму, напрямую подчиненного Правительству РФ.

Федеральное агентство по туризму является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, занимающимся проведением государственной политики, нормативно-правовым регулированием, оказанием государственных услуг и управлением государственным имуществом в сфере туризма.

Центральные экономические ведомства, например Федеральная таможенная служба страны, выполняют важные функции, связанные с контролем за соблюдением государственных интересов в области государственной экономики. На эту службу возложены организация таможенного и валютного контроля, издание нормативных актов по таможенным вопросам. Данные вопросы для развития туризма являются немаловажными.

Существенную роль в регулировании турбизнеса играют Министерство финансов и Центральный банк РФ, которые определяют порядок финансирования и кредитования туристской деятельности, осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства, издают нормативные документы по этим вопросам.

Основными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются:

-       защита прав потребителей туристских услуг;

-       создание правовых условий для эффективного функционирования туристского рынка, в том числе для привлечения инвестиций в строительство и реконструкцию объектов туристского показа, гостиниц, а также инфраструктуры, необходимой для развития туризма;

-       поддержка малого и среднего предпринимательства в сфере туризма; создание конкурентоспособной среды, не допускающей развития монополизма;

-       продвижение российского туризма на международном рынке;

-       сохранение и защита памятников культуры;

-       сохранение культурной самобытности народов России;

-       устойчивое развитие туризма.

 

.2.2 Мезоэкономический уровень

Мезоэкономический уровень представлен отраслевыми министерствами и ведомствами (например, министерствами здравоохранения и транспорта), а также местными органами власти. Это определение дается в учебном пособии «Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме» (Саак, А.Э., Пшеничных, Ю.А.), но мне кажется не совсем точным, поскольку не затрагивает органы власти субъектов Федерации. Тогда как вопросы регулирования сфере туризма лежат в плоскости совместного ведения РФ и ее субъектов. Поэтому стоит обратиться к учебнику Квартальнова В.А., где выделяется региональный уровень - органы власти, комитеты (или департаменты) по туризму. Например, в Москве - Комитет по туризму правительства г. Москвы, в Московской области - Комитет по туризму при правительстве Московской области. В Санкт-Петербурге также существует свой орган управления туризмом - Управление по туризму. Этот орган в конце 2005 года вышел из состава Комитета по внешним связям и туризму и был включен в состав Комитета по инвестициям и стратегическим проектам. Полномочия по проведению государственного управления в сфере туризма и гостиничного хозяйства переходят теперь к Комитету по инвестициям и стратегическим проектам.

Что же касается органов местного самоуправления, то их функции сводятся к следующему:

-       сотрудничество с территориальными туристскими организациями в планировании и реализации местных программ развития социального туризма, осуществлении региональных и федеральных целевых программ в части, относящейся к данной местности;

-       экономически устойчивое использование местных туристских ресурсов;

-       содействие расширению сети местных маршрутов, туристских клубов, детских туристских станций и бюро путешествий и экскурсий;

-       расширение сферы занятости населения в организациях индустрии туризма;

-       содействие восстановлению и сбережению культурного и природного наследия, улучшению и развитию местной инфраструктуры туризма, направлению на эти цели высвобождающихся средств, созданию привлекательных для туристов мест и т. д.

2.2.3 Микроэкономический уровень

-       Микроэкономический уровень организации управления туристского комплекса представлен различными предприятиями, работающими в индустрии туризма. Но поскольку предприятия эти не представляют из себя органов управления, а являются объектом этого управления, то тщательно рассматривать их мы не будем. Мы будем рассматривать различные объединения предприятий туристской индустрии.

В мировой практике основной формой политики в области туризма является создание ассоциаций туристских фирм, агентств, туроператоров, перевозчиков, гостиниц, ресторанов. Это связано с тем, что общественные организации более гибко, чем государственные, реагируют на изменения рынка, пожелания клиентов, более детально и профессионально разбираются в тонкостях организации процесса генерации и предоставления услуг. С учетом их предложений и требований формируется и национальная туристская политика страны. Сегодня российские туристские фирмы и агенты поняли, что на мировом рынке решающее значение будет иметь стратегия развития туризма, основанная на активном кооперировании партнеров из общественного и частного секторов.

Подробнее вопрос об общественных организациях мы рассмотрим в следующей главе, а сейчас представим более полное графическое изображение системы государственного и общественного управления туристской индустрии в России, приведенное в учебнике Квартальнова В. А.

 

.2.4 Общая структура органов государственного и общественного управления туристской индустрией

Управление осуществляется посредством прямых, управленческих, связей, а также через методические, или функциональные. Структура связей в туризме представлена на рис. 2.

Рисунок 2. Структура управленческих и функциональных связей в туризме ( -- управленческие связи, - - - - методические связи)

Нужно отметить, что схема Квартальнова В. А. немножко устарела с момента выхода учебника в печать, но принцип осуществления управленческих воздействий в целом остается тем же.

Глава 3. Система общественных организаций по регулированию туристской деятельности

В связи с тем, что в своей работе на туристском рынке туристские фирмы постоянно испытывают большое давление со стороны всех участников рыночных отношений, для решения этой проблемы в настоящее время большинство туристских предприятий объединяются в ассоциации. Эти неправительственные общественные объединения играют роль мощного туристского лобби на национальном уровне и представляют интересы своих членов в международных туристских организациях. До недавнего времени подобного рода ассоциации носили весьма формальный характер, основной целью которых являлся сбор средств - членских взносов. С отменой обязательной сертификации туристских услуг и переходом на добровольную основу сертификации по параметрам стандартов и условиям договоров появилась необходимость в адекватном механизме регулирования туристской деятельности на качественно ином уровне (в силу Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ). Такой механизм предполагает введение в практику деловой активности так называемых саморегулируемых организаций.

Впервые понятие о саморегулируемых организациях введено в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 138-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Саморегулируемыми именуются некоммерческие организации, созданные путем объединения юридических и/или индивидуальных предпринимателей и имеющие своей основной целью обеспечение добросовестного осуществления профессиональной деятельности членами саморегулируемых организаций.

Создание подобного рода ассоциаций и их правовая поддержка являются еще одним способом экономического регулирования предпринимательства в области туризма, так как они сами определяют правила регулирования рынка услуг и несут ответственность друг перед другом, потребителями и государством. Более того, эти предпринимательские сообщества берут на себя повышенную ответственность за исполнение своих обязательств перед потребителями, как моральную, так и материальную.

Основными задачами данных ассоциаций являются:

-       создание инфраструктуры спроса на туристскую продукцию по регионам России; влияние на разработку налогового и трудового законодательства в интересах туриндустрии;

-       повышение качества приема и обслуживания иностранных и российских туристов;

-       формирование новых турпродуктов, способствующих развитию въездного, выездного и внутреннего туризма;

-       внедрение международных стандартов обслуживания в туриндустрию России;

-       создание агентской сети по продвижению качественного туристского продукта;

-       содействие и консультационная помощь фирмам малого и среднего бизнеса и др.

Примерами саморегулируемых объединений могут служить следую-щие организации (список неполный, ввиду дефицита места):

 

.1 Российский союз туриндустрии (РСТ)


Российский союз туриндустрии (РСТ) - крупнейшее предпринимательское объединение отрасли, в состав которого входит более 1000 организаций турбизнеса, гостиничного хозяйства, санаторно-курортного комплекса, а также транспортные, страховые, консалтинговые компании, учебные заведения, региональные ассоциации и органы управления туризмом, средства массовой информации, регулярно освещающие вопросы развития туризма.

Организация была создана 25 июля 1993 г. и до 2002 г. называлась Российская ассоциация туристических агентств (РАТА). В соответствии с решением VIII съезда РАТА Ассоциация была преобразована в Российский союз туриндустрии. Это решение было продиктовано, во-первых, фактическим составом членов организации, а во-вторых, характером экономических и правовых отношений, сложившихся в сфере туризма как межотраслевого хозяйственного комплекса.

Являясь некоммерческой организацией, РСТ защищает корпоративные интересы своих членов и права обслуживаемых ими клиентов. Своей важнейшей задачей Союз считает создание в стране цивилизованного туристического рынка и содействие развитию отечественной туриндустрии на федеральном и региональном уровнях.

В структуре РСТ 14 региональных отделений: Бурятское, Краснодарское, Красноярское, Крымское, Нижегородское, Приморское, Ростовское, Самарское, Северо-Западное, Ставропольское, Тверское, Удмуртское, Хабаровское и Центрально-Черноземное. Есть представительства в Великобритании, Германии, Израиле, США и Канаде. В рамках РСТ работают комитеты и комиссии: по внутреннему туризму, по въездному туризму, по детскому и молодежному туризму, автобусная, авиатранспортная, санаторно-курортная и др.

Одно из основных направлений деятельности РСТ - участие в формировании нормативно-правовой базы развития сферы туризма. Принятый в 1996 г. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в значительной степени был подготовлен экспертами Союза. На основе разработанного Северо-Западным отделением РСТ модельного закона о развитии туризма на региональном уровне соответствующие законодательные акты были приняты почти в трети субъектов Российской Федерации. Активно участвует РСТ в разработке других нормативных, в том числе подзаконных актов, федеральных и региональных программ развития туризма.

К числу других основных направлений работы Союза можно отнести участие в разрешении возникающих на рынке конфликтных ситуаций, совершенствование системы туристических формальностей, подготовки кадров, отраслевой системы статистического учета и отчетности, бухгалтерского учета и налогообложения, привлечение инвестиций для развития туристической инфраструктуры, рекламно-информационное обеспечение продвижения российского турпродукта на внутреннем и внешнем рынках.

Российский союз туриндустрии является членом Делового Совета Всемирной туристской организации, Торгово-промышленной палаты РФ и Российского союза промышленников и предпринимателей.

 

.2 Российская ассоциация социального туризма (РАСТ)


Российская ассоциация социального туризма (PACT) - добровольное объединение туристских организаций, предприятий и предпринимателей всех форм собственности стран СНГ, заинтересованных в развитии туризма (количество членов - 17). Создана в 1991 г.

Ассоциация PACT - крупнейшая туристская организация и в России, и в мире, насчитывающая более 430 членов. В 1993 году Ассоциация стала членом-филиалом Всемирной туристской организации.

Ассоциация PACT осуществляет свою программу наиболее полного удовлетворения потребностей населения в полноценном отдыхе и укреплении здоровья, а также развития семейного и молодежного туризма в тесном взаимодействии с центральными и местными органами законодательной и исполнительной власти, правительством, региональными профсоюзами.

Ассоциация, работающая по принципу не коммерческого, а массового туризма, одна из немногих организаций, деятельность которой направлена на социальную защиту населения, и прежде всего социально не обеспеченных слоев - пенсионеров, студентов и др.

 

.3 Национальная туристская ассоциация (НТА)


Национальная туристская ассоциация (НТА) - добровольное общественное объединение (более 500 членов), созданное с целью оказания содействия развитию туризма и туриндустрии в России, повышению качества обслуживания туристов, продвижению российского турпродукта на международном туристском рынке. Образована в 1991 г.

 

.4 Национальная курортная ассоциация (НКА)


Национальная курортная ассоциация (НКА) - общественное объединение (более 1500 курортных организаций России), деятельность которого направлена на продвижение курортного продукта на отечественном и зарубежном рынках, повышение качества курортных услуг.

 

.5 Российская гостиничная ассоциация (РГА)


Российская гостиничная ассоциация (РГА) - некоммерческая организация (входит около 50 гостиниц Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Ярославля, Сочи, Рязани и других городов), призвана оказывать поддержку в развитии российского гостиничного рынка, организации конференций и семинаров. В сферу интересов ассоциации входит и антимонопольная деятельность. Ассоциация РГА является ярким представителем региональных туристских организаций отраслевого характера. Объединяет гостиничные предприятия и другие коллективные средства размещения, а также производителей товаров и услуг для них, финансовые учреждения, учебные заведения и др.

Ассоциация РГА создана в 1997 году. В 2003 году расширила сферу своей деятельности с целью оказания влияния на выработку законода-тельными и исполнительными органами власти правовой, экономической и социальной политики в интересах членов ассоциации и организации благоприятных условий в финансово-экономической сфере деятельности гостиниц (средств размещения). Для реализации этих целей РГА:

—  участвует в разработке правовых нормативных актов на федеральном, региональном и местном уровнях по вопросам развития и поддержки деятельности гостиничных предприятий;

—  проводит комплексную экспертизу работы любой гостиницы (средства размещения) или отдельных ее направлений с выработкой конкретных предложений по реальному улучшению деятельности гостиницы и улучшению эффективности ее финансово-экономических показателей;

—  оказывает помощь в подготовке различных документов в проведении лицензирования хозяйственной деятельности, сертификации предприятий гостинично-ресторанного бизнеса;

—  формирует базу производителей товаров и услуг для предприятий гостинично-ресторанного бизнеса и заключает с ними договора об оказании услуг членам РГА на льготной основе;

—  организует для членов ассоциации практические семинары по правовым вопросам, бухучету, передовым гостиничным технологиям, товарам, услугам, а также осуществляет подготовку и переподготовку кадров на всех уровнях образования по всем профессиям гостинично-ресторанного бизнеса;

—  участвует в гостиничных и туристских выставках, рекламируя деятельность ассоциации и ее членов;

—  проводит любую конкретную работу по заявке члена РГА;

—  проводит работы по привлечению инвестиций внутри страны и за рубежом в реконструкцию, развитие и строительство гостиниц-членов РГА.

 

.6 Федерация Рестораторов и Отельеров (ФРиО)


Федерация создана в августе 2003 года объединением ведущих рестораторов Москвы и России и на сегодняшний день является членом международной ассоциации ресторанов и отелей (IH&RA).

Основной целью деятельности Федерации является развитие индустрии питания и гостеприимства посредством консолидации всех ее предприятий и объединения всех рестораторов России в одну мощную силу для преодоления препятствий, тормозящих развитие отрасли.

На сегодняшний день Федерация объединяет 980 предприятий питания России всех уровней и направлений, от высокой кухни до предприятий быстрого обслуживания, от клубов до развлекательных центров, а также ряд региональных объединений.

 

.7 Ассоциация агентств воздушного транспорта (ААВТ)


Ассоциация также относится к региональным организациям отраслевого характера и осуществляет защиту корпоративных интересов и оказывает содействие организациям, осуществляющим бронирование и продажу авиаперевозок, в их профессиональной деятельности.

Членами Ассоциации являются крупнейшие российские агентства воздушных сообщений и туристские компании: центральные агентства воздушных сообщений городов Красноярска, Самары, Санкт-Петербурга, Тюмени и Республики Саха, территориальные агентства городов Сочи и Мурманска, Приморское агентство авиационных компаний, Агентства «ИСТ-ЛАЙН», «ДАВС», «Альянс-Трэвэл» (Москва), Киевское агентство воздушных сообщений «Кий Авиа» (г. Киев, Украина) и т.д.

При Ассоциации ААВТ создан учебный центр (УЦААВТ), цель которого заключается в подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов для организаций, осуществляющих деятельность по бронированию и продаже авиаперевозок, гостиничных и туристских услуг. Созданный учебный центр имеет 5 филиалов на базе учебных классов агентств воздушных сообщений - членов ААВТ.

 

2.8 Ассоциация делового туризма (RBTA)


Russian Business Travel Association (RBTA). Ассоциация Делового Туризма (RBTA) - это неправительственное объединение фирм, организаций и компаний - субъектов рынка делового туризма и индустрии MICE в России, образованное в январе 2000 года.

Миссия RBTA заключается во всемерном содействии развитию современной деловой инфраструктуры в России, делового туризма и индустрии MICE на российском и международном рынках.

Ассоциация RBTA являемся членом Московской торгово-промышленной палаты и Европейской экономической палаты по торговле, коммерции и промышленности (EEIG).

Основными видами деятельности RBTA являются консультационная, экспертно-аналитическая, просветительская, организационная, образовательная и рекламная.

Ассоциация RBTA призвана объединить фирмы и организации, работающие в сфере делового туризма, а также компании-потребители, для решения приоритетных задач:

—  координации деятельности членов RBTA, оказания им и другими заинтересованным организациям консалтинговой, маркетинговой и юридической помощи по вопросам, связанным с деловым туризмом и индустрией MICE;

—  представления, защиты и лоббирования интересов бизнеса и делового туризма на государственном и законодательном уровне;

—  внедрения международных стандартов качества в индустрию гостеприимства РФ;

—  разработки и применения в российской практике эффективных и новаторских технологий управления в сфере делового туризма;

—  содействия в привлечении инвестиций для развития инфраструктуры туристского бизнеса в российских регионах;

—  расширения клиентской базы партнерских компаний, квалифицированного поиска и подбора надежных деловых партнеров в России и за рубежом;

—  издания профессиональных публикаций по вопросам делового туризма и проблемам предпринимательства;

—  развития связей с родственными зарубежными организациями, интеграции в международное деловое сообщество, получения доступа в международную информационную базу данных;

—  проведения специализированных мероприятий по обмену опытом и информацией.

 

.9 Гильдия журналистов, пишущих о туризме (UJETRus)


Гильдия журналистов, пишущих о туризме, была зарегистрирована в феврале 2001 года по инициативе российских журналистов - членов FIUET. Гильдия является также ассоциированным членом Союза журналистов России (СЖР).

Гильдия объединила журналистов, разделяющих девиз международной федерации: «Не спрашивай, что ты можешь получить от FIJET. Скажи, что ты можешь дать FIJET!».

В настоящее время успешно работают Санкт-Петербургское и Тверское региональные отделения UJETRus, создается также региональное отделение в Екатеринбурге.

Деятельность UJETRus направлена на консолидацию СМИ, госструктур по управлению туризмом, а также представителей турбизнеса в создании положительного имиджа России и ее столицы Москвы как центра международного туризма.

 

.10 Ассоциация содействия туристским технологиям (АСТТ)


Это туристская организация, относящаяся к группе особых туристских объединений. Миссия Ассоциации - подготовить участников туристского рынка к внедрению и эффективному использованию современных средств ведения бизнеса.

Туризм в России - одна из самых перспективных и быстроразвивающихся индустрии. Сдерживающим фактором быстрого и качественного роста является низкая информационная грамотность и слабые коммуникации. При этом в России есть готовые решения успешного использования в туризме преимуществ автоматизации бизнес-процессов.

Члены АСТТ помогают туристским компаниям работать с информацией - собирать, обрабатывать и принимать на ее основе единственно верное управленческое решение.

Ассоциация АСТТ оказывает помощь в виде консультаций по любым вопросам использования современных цифровых технологий в туризме, а также предлагает готовые решения, проверенные на практике, помогая таким образом туристским организациям:

—  расширять диапазон услуг, предоставляемых клиенту;

—  повышать оперативность своей работы и снижать издержки;

—  более эффективно взаимодействовать с партнерами;

—  использовать мультимедийные рекламно-информационные продукты и получать доступ к обширным информационным ресурсам и т.д.

 

.11 Национальная Академия туризма (НАТ)


Общественная организация «Национальная Академия Туризма» (НАТ), является основанным на членстве самоуправляемым общественным объединением научных работников (общественной научной организацией), созданным на основе совместной деятельности по инициативе граждан Российской Федерации для защиты их общих интересов и достижения иных целей, предусмотренных Уставом.

Целями Академии являются:

1.      координация, развитие и выполнение фундаментальных и прикладных научных (научно-технических) исследований и разработок в сфере туризма и туристской индустрии, экспериментальных разработок, в сфере подготовки научных работников, а также содействие практическому внедрению научной и научно-технической продукции в соответствии с целями и задачами Академии;

2.      содействие в Российской Федерации устойчивого развития всех видов туризма, отвечающих принципам морали, доброго порядка и справедливости как условия достойной жизни и свободного развития человека в социальном государстве, решающего фактора качества жизни граждан, а также привилегированного средства их индивидуального и коллективного физического и духовного совершенствования;

.        содействие реализации и защите прав и законных интересов граждан Российской Федерации в области туризма, санаторно-курортной сферы и иных отраслях жизнедеятельности, прямо или опосредовано связанных с туризмом;

.        повышение конкурентоспособности предпринимательской и иной экономической деятельности российских субъектов туристской индустрии на внутреннем и международном рынках, а также их социальной ответственности перед гражданами, обществом и государством.

Действительными членами Академии могут быть граждане Российской Федерации, обладающие необходимой квалификацией, профессионально занимающиеся научной и (или) научно-технической, практической деятельностью в туристской сфере и внесшие вклад в развитие туристской науки. Членами Академии также могут быть юридические лица - общественные объединения, внесшие вклад в развитие туризма в Российской Федерации.

 

.12 Ассоциация туроператоров России (АТОР)


Эту организацию я расположила в конце перечня, ввиду ее неоднозначного содержания. Ассоциация туроператоров России появилась в начале 2007 г., когда из состава Российского союза туриндустрии (РСТ) вышли сразу 34 крупные компании, объявившие о создании нового союза туроператоров. В новую Ассоциацию вошли те, кто безоговорочно поддержал законопроект о финансовых гарантиях для туроператоров, кото-рый осуждался большинством членов РСТ, убежденных в том, что новый закон станет большим препятствием для развития среднего и малого бизнеса.

Новое объединение в целом проповедует абсолютно те же задачи, что и Российский союз туриндустрии, но методы осуществления этих задач трактует с точки зрения удовлетворения запросов крупных туроператоров, что в целом противоречит антимонопольному законодательству. Тем не менее именно эта организация аккредитована Федеральным агентством по туризму и является основным экспертным советом при разработке нормативно-правовой базы. В рамках ассоциации созданы девять комиссий, которые должны решать основные проблемы туризма, и эти комиссии удивительно совпадают со структурой управлений Ростуризма.

Заключение

Как видно из объема и содержания данной работы, в Российской Федерации присутствует весьма обширная и разветвленная структура государственных и общественных органов управления туристской индустрией. Изменения в политической, социально-экономической жизни российского общества, опыт функционирования российского и мирового туристских рынков потребовали новых подходов к реализации государственной политики в этой сфере. И этот подход действительно стал осуществляться. Вместо централизованно управляемой экономики появилось управление сферой туристического бизнеса на основе сотрудничества государственных структур и общественного сектора, где последний может выступать как в форме объединения коммерческих предприятий, так и в форме гражданских объединений (например, НАТ).

Масштабное распространение различного рода ассоциаций предпринимателей в сфере туризма говорит о двух фактах:

-       во-первых, о том, что Россия обладает очень большими ресурсами в виде туристских объектов, и это постоянно подтверждается как российскими, так и зарубежными исследователями, что документально закреплено в Стратегии развития туризма в Российской Федерации. А это значит, что данная отрасль экономики будет с каждым годом все больше и больше развиваться и требовать к себе внимания, как со стороны частного сектора, так и со стороны государства;

-       во-вторых, о том, что сфера туристской деятельности в должной мере нормативными актами не урегулирована, что заставляет участников рынка самостоятельно определять «условия игры», формировать различные специализированные кодексы и нормы, которые могут вступать в противоречия с кодексами иных объединений.

Таким образом, начинает проявляться проблема урегулирования интересов различных ассоциаций, как, например, в случае с Российским союзом туриндустрии и Ассоциацией туроператоров России. И, к сожалению, решение этой проблемы на данный момент остается за пределами интересов государственных органов управления.

Хотя в то же время нельзя не отметить, что реформа государственного управления в целом должна положительно сказаться на состоянии туристского рынка. В 2004 году состоялась консолидация управления этой сферой в руках одного специализированного органа, напрямую подчиняющегося Правительству РФ, - Федерального агентства по туризму, что, надо думать, является весьма серьезным шагом к более продуманной и тщательной политике в области развития туристской отрасли. Впрочем, в нашей стране нельзя до конца быть уверенным, что этот шаг был продиктован необходимостью в реальном регулировании предпринимательс-тва в сфере туризма, а не желанием проконтролировать ход подготовки и осуществления грядущей Сочинской зимней Олимпиады.

Как бы то ни было, хочется, чтобы развитие туристской индустрии в Российской Федерации продолжалось и все возможные органы управления этой сферой придерживались рекомендации, приведенной в принятом на Генеральной Ассамблее Всемирной туристской организации Глобальном этическом кодексе туризма:

«Туристская политика должна проводиться таким образом, чтобы она способствовала повышению уровня жизни населения посещаемых районов и отвечала их потребностям».

Литература

1.      Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 5 февраля 2007 г.)

2.      Быстров, С.А., Воронцова М.Г. Туризм: макроэкономика и микроэкономика. - СПб.: «Издательский дом Герда», 2007. - 464 с.

.        Домчева, Елена. Тур-раскол. Операторы разбежались по разным союзам. Как это отразится на туристах? - www.rg.ru - «Российская газета» - Федеральный выпуск № 4277 от 25 января 2007 г.

.        Жукова, М.А. Менеджмент в туристском бизнесе: учебное пособие / М.А. Жукова. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2006. - 192 с.

.        Квартальнов, В. А. Туризм: Учебник. - 2-е изд., перераб. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 336 с.

.        Саак, А.Э., Пшеничных, Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2007. - 512 с.

.        Сайт Российского союза туриндустрии (РСТ) - www.rst-ruti.ru

.        «Туристическая индустрия» - www.heag.info - HEAG.info - Туристический портал «Для тех, кто хочет отдыхать интересно, безопасно и комфортно»

Похожие работы на - Структура государственных и общественных органов управления туристской индустрией в Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!