Становление спортсистемы в России

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,94 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Становление спортсистемы в России

Министерство образования и науки

Высшего профессионального образования

Негосударственное образовательное учреждение

«Университет управления «ТИСБИ»

Набережночелнинский филиал

Кафедра гуманитарных дисциплин





Контрольная работа

на тему: «Становление спортсистемы в России»













г.Набережные Челны, 2013 г.

Содержание

Введение

История развития физической культуры в России

Современные тенденции становления спортсистемы в России

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Не одно столетие создавался фундамент истории русского спорта и физической культуры. Если рассматривать истоки его традиций, то, пожалуй, трудно найти точку отсчета: эти истоки - в основе нации, в основе характера нашего народа.

В древних летописях не раз встречается упоминание, что люди еще в былые времена были выносливые, сильные. А если есть сила - как не похвастаться ею? И, как утверждают историки, редкий праздник обходился без игрищ. Самые ловкие фехтовали на пиках, ходили по натянутым канатам, дюжие силачи поднимали лошадей, валили наземь быка, впрягались в груженые возы, гнули подковы. Бывало, боролись с медведем, состязались в умении бросать тяжелые валуны…

Воспитание физических качеств основывается на постоянном стремлении сделать сверх возможное для себя, удивить окружающих своими возможностями. Но для этого со времени рождения нужно постоянно и регулярно заниматься физкультурой.

Физическая культура - часть общей культуры общества, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека, спортивных достижений. Составной частью физической культуры является спорт - средство и метод физического воспитания, система организации соревнований по различным физическим упражнениям.

1. История развития физической культуры в России

Историю развития физической культуры в России можно условно разделить на три этапа: с древнейших времен до 1917 г., развитие физической культуры в СССР и в Российской Федерации после 1991 г.

Возникновение физических упражнений у восточных славян было обусловлено теми же причинами, что и во всем мире в целом. Олицетворением гармонично развитой личности в древности является образ былинного богатыря. Основной формой физической подготовки были игрища. Целью физического воспитания вплоть до XVIII в. была военно-физическая подготовка, что объясняется тем, что Русь вынуждена была вести много войн. Основными источниками о физической культуре на Руси, являются былины, летописи, сказания и сказки, картины и т.д. Первый письменный источник - "Повесть временных лет" (начало XII в). Первое изображение борцовской схватки датируется 1197 годом.

При практически отсутствующих государственных формах физического воспитания в феодальной России решающую роль в физической подготовке населения играли народные формы. Среди них можно выделить национальные виды борьбы, кулачные бои, военно-физическую подготовку российского казачества, национальные игры и развлечения (забавы), связанные с двигательной деятельностью.

Вторая половина XIX в. - 1917 г. - небольшой по времени, но насыщенный важными историческими свершениями период в области физического воспитания и спорта. Среди них следует выделить: становление педагогических и естественнонаучных основ физического воспитания, создание системы физического воспитания (образования), развитие современных видов спорта и становление практики физического воспитания в образовательных учреждениях.

Появляются фундаментальные работы по научному обоснованию педагогических и естественно-научных основ физического воспитания. Создается одна из лучших для того времени система физического образования - система, разработанная П.Ф. Лесгафтом. Им были сформулированы и научно обоснованы основные компоненты системы физического воспитания: цель, задачи, основы, принципы, направления, подготовка специалистов для работы по физическому воспитанию, начинают складываться организационные формы физического образования, материально-техническое и финансовое обеспечение физического воспитания. Им создается и начинает функционировать специальное учебное заведение, по сути высшее педагогическое, по подготовке преподавателей по физическому воспитанию.

Спортивная история России, официальная зафиксированная в протоколах начинается с воскресного дня 19 февраля 1889 года, когда на льду Петровки" состоялся первый в истории России чемпионат по конькобежному спорту. В программе был забег всего на одну дистанцию - 3 версты (3200 метров). Победителем стал Александр Паншин. За соревнованиями наблюдали, как сообщал тогда журнал "К спорту" 1,5 тысячи человек. В 1891 году на Ходынском велотреке состоялся первый всероссийский чемпионат по велосипедным гонкам на 7,5 верст (8000 метров). До этого времени велосипедисты соревновались на Московском ипподроме. В конце прошлого века в Москве начали проводить чемпионаты по фигурному катанию, тяжелой атлетике, теннису, лыжным гонкам.

В это же время в России начинают создаваться опытные частные школы для детей - новый тип учебных заведений, где нашли свое отражение прогрессивные идеи в области физического воспитания детей. Большое значение для развития физической культуры имело возникновение в это время нового типа физкультурных организаций - общественных физкульурно спортивных организаций. Они пропагандировали здоровый образ жизни, занятия гимнастикой, спортом и туризмом для широкого круга населения, готовили актив энтузиастов, преподавателей.

Зарождаются и начинают свое развитие многие современные виды спорта, по которым проводятся национальные первенства, создаются Всероссийские спортивные организации. Россия начинает активно участвовать в работе международных спортивных объединений. Физическое воспитание и спорт в России развиваются в основном благодаря общественным физкультурно-спортивным организациям. Однако в 1911 и 1913 годах создаются два крупных государственных органа управления физическим воспитанием и спортом. Первый из них - Российский олимпийский комитет - был создан в связи с началом участия России в Международном олимпийском движении, а создание второго - Канцелярии главного наблюдающего за физическим развитием народонаселения Российской империи - было обусловлено плохой физической подготовкой молодежи.

К 1910 году были созданы московские футбольная, конькобежная, лыжная, и другие лиги. Русские спортсмены стали выезжать на международные соревнования и проводить их у себя в стране, они уже завоевали звание чемпионов Европы и мира. Россия, в основном представленная московскими и петербургскими спортсменами, постепенно становилась спортивной державой.

В первое десятилетие XX века, когда русский спорт стал выходить на международную арену, происходило еще одно явление - может, не яркое, как победа на крупных состязаниях, но чрезвычайно значительное: спорт уходил из рук одиночек, переставал быт забавой для избранных.

февраля 1910 года в Москве впервые в России разыгрывался чемпионат по лыжным гонкам. Тридцать километров по Петровскому парку, Ходынскому полю, Москве-реке быстрее всех пробежал Павел Бычков.

В I Олимпийских турнирах 1896 года спортсмены царской России не участвовали, так как не имели средств на поездку в Грецию. По той же причине они не участвовали во II и III Олимпиадах. Впервые русские спортсмены приехали на Олимпийские игры 1908 года в Лондон. Их было всего пятеро, и трое из них завоевали медали - одну золотую и две серебряные. Николай Панин-Коломенкин одержал победу в соревнованиях фигуристов, а борцы классического стиля А. Петров и Н. Орлов были вторыми в своих весовых категориях.

В 1912 году в Стокгольм, на V Олимпийские игры, приехали уже 178 русских спортсменов. Однако из-за недостаточной подготовки команда России заняла лишь 15 место. Многие способные спортсмены не могли полностью раскрыть свои таланты в условиях царской власти. Многим не были доступны яхты, финские гоночные лыжи "хааповеси", "норвежские" беговые коньки, ракетки "Максплэй"! Еще меньше возможностей имели жители провинциальных городов страны. В условиях, когда царское правительство не оказывало спортсменам ни материальной, ни моральной поддержки, когда руководители частных клубов заботились лишь о своих интересах, для большинства любителей большой спорт был недоступен!

После Великой Октябрьской социалистической революции положение в корне изменилось. Коммунистическая партия, Советское государство приняли на себя заботу о массовом развитии физкультуры и спорта в стране. Народная власть сделала спорт всеобщим достоянием, открыла к нему дорогу всем, кто стремился к всестороннему физическому развитию. Уже в 1920 году, несмотря на трудности, переживаемые молодой Советской Республикой был открыт институт физической культуры.

В начале XX в. создаются предпосылки для дальнейшего развития отечественной системы физического воспитания: теоретические, естественно-научные, методические и организационные. Однако вся дореволюционная история развития спорта в России была эпохой одиночек, и спорт как общественное явление в ее жизни занимал более чем скромное место. Физическое воспитание и спорт практически были лишены государственной поддержки, существовали и совершенствовались они лишь благодаря энтузиазму и меценатству прогрессивных слоев русской интеллигенции, сделавшей очень много полезного для его развития.

Становление отечественного физического воспитания и спорта в советский период происходило на базе того, что уже было достигнуто в дореволюционной России. В СССР была разработана система физического воспитания, определились принципы, направления, средства и методы физического воспитания и спортивной тренировки, сформировались организационные формы t с функционирования, частично были решены вопросы материально-технического и финансового обеспечения. Процесс становления и развития советской системы физического воспитания, несмотря на общий прогрессивный характер, можно охарактеризовать как сложный и противоречивый.

Создание основ советской системы физического воспитания началось с введения в ней государственных органов управления, деятельность которых была подчинена принципу вертикальной подчиненности нижестоящих организаций вышестоящим. В 1920-е гг. развитие физической культуры и спорта отличалось разнонаправленностью: медицинское направление, пролетарская физическая культура, скаутская система воспитания, концепции сторонников национально-буржуазных систем физического воспитания и др.

Важной вехой в развитии физкультуры и спорта в Республике Советов стал Всевобуч, Составной частью которого явилась физическая подготовка. Это был новый взгляд на физкультурное движение - с классовой точки зрения, он ставил спорт в один ряд с такими понятиями, как патриотизм, ответственность за судьбу революции. Инструкторами Всевобуча стали в основном спортсменами, передавшие допризывникам свои навыки и опыт. С молодежью занимались лучшие лыжники, гимнасты, конькобежцы. Они и составили ядро Высшего совета физической культуры. В день годовщины Всевобуча состоялся парад его частей. на Красной площади, который показывает огромные возможности, таящиеся в спорте. С удивлением смотрела Москва на ладных, крепких молодых людей, не только сохранивших, но и укрепивших свои силы в тяжелое военное время, готовых в любую минуту встать на защиту Родины.

В 1923 году основано первое в стране добровольное спортивное общество - "Динамо. Впервые выехавшая за рубеж сборная футбольная команда РСФСР успешно выступила в Швеции, Норвегии, Германии… В те годы еще медленно, но уже начинался штурм секунд, сантиметров, без которого жизнь спортсмена немыслима. И рождался еще один рекорд - рекорд массовости. Повсюду в стране строились спортивные площадки, создавались физкультурные ячейки на фабриках и заводах. Во многих городах действовало общество "Муравей", созданное по инициативе комсомола.

Популярными стали в те годы и различные сверхдлинные дистанции, стартом или финишем которых была Москва. Так в 1927 году московские лыжники совершили переход из Москвы в Осло за 35 дней. А летом 1932 года туркменские спортсмены преодолели на конях путь от Ашхабада до Москвы за 85 дней. Во всех школах и вузах было введено преподавание физической культуры. Перед советской молодежью открылись широкие возможности для занятий самыми различными видами спорта.

августа 1928 года парадом на Красной площади открылась первая всесоюзная Спартакиада. Знаменательно, что это происходило в тот день, когда в Амстердаме завершились IX Олимпийские игры. Буржуазные спортивные деятели предсказывали провал Спартакиады, но первый ее рекорд был установлен еще до начала стартов: в Москву со всех концов нашей страны приехали соревноваться 7225 спортсменов - больше, чем в Амстердам, куда собралось лишь 3015 представителей из 46 стран мира.

Много замечательных достижений, рекордов было зарегистрировано в эти 12 дней Спартакиады. По накалу страстей, по техническим результатам соревнования не уступали Олимпийским играм. Финал Спартакиады украсили футбольные матчи. Только что открытый стадион "Динамо" испытывался на предварительных нагрузках - казалось, весь город хотел посмотреть игры сборных Москвы, Ленинграда и Украины.

Первая всесоюзная Спартакиада стала важной вехой в развитии физической культуры в России. Страна готовилась шагнуть в первую рабочую пятилетку. В Москве появлялись новые спортивные сооружения.

Процесс развития научно-методических основ физического воспитания и спорта во многом тормозили их чрезмерная идеологизация и политизация. В 30 - 50-е гг. советская физическая культура и спорт становятся частью идеологии тоталитарного режима, их методологической основой провозглашается философия марксизма-ленинизма. Основные усилия науки в СССР были направлены на развитие спорта высших достижений, так как он рассматривался как средство демонстрации преимущества социалистической системы над капиталистической.

В основу системы физического воспитания юношей и девушек был положен комплекс ГТО - "Готов к труду и обороне СССР". Историки московского спорта, рассказывая о комплексе ГТО, обязательно вспоминают братьев Знаменских: самые первые шаги по беговой дорожке у них совпали со сдачей норм этого комплекса. И начались их удивительные победы над опытными, признанными бегунами! В спорт пришли талантливые самородки, и это было главной особенностью тех лет. Поистине всенародный, массовый размах физкультурного движения в нашей стране начинал приносить плоды рекордами, громкими победами, прославившими на весь мир имена многих спортсменов.

В 1936 году в Москве и Ноттингеме (Англия) на крупных международных шахматных турнирах блестящими победами заставил говорить о себе советский шахматист Михаил Ботвинник. Тогда ему было 25 лет. Ботвинник был одним из самых ярких представителей российской шахматной школы, получившей международное признание еще в 30-е годы.

Еще в 20-х годах вышел на международную арену советский футбол. В 1934 году сборная Москвы выиграла Кубок мира рабочих спортивных организаций, в том же году встретились с лидером профессионального футбола - чехословацкой командой "Жиденице" и победили со счетом 3: 2. В 1935 году в Москве были сформированы команды новых, только что созданных спортивных обществ - "Спартак", "Локомотив", "Буревестник"; игра приобрела огромную популярность.

С прежнем накалом шли состязания по зимним вида спорта, но теперь лыжники и конькобежцы стремились уже к лучшим в мире секундам. Спортсмены демонстрировали свое мастерство не только в традиционных видах спорта. В 1935 году впервые состоялся турнир регбистов. Развивался альпинизм, и столичные горовосходители под руководством братьев Абалаковых штурмовали одну за одной горные вершины. В начале 30-х годов в Москве, в ЦПКиО имени М. Горького, была открыта школа инструкторов по прыжкам на лыжах с трамплина. На Тушинском аэродроме, у западной границы Москвы, тренировались планеристы и парашютисты. Летчики Осоавиахима осваивали высший пилотаж, совершали сверхдальние перелеты - в одном из таких В. Коккинаки установил три международных рекорда в полете по трассе Москва - Севастополь-Москва. В 1937 году в Москве впервые начали проводиться водно-моторные соревнования, массовыми становился автомобильный и мотоциклетный спорт.

В 1936 году ВЦСПС принял решение о создании добровольных спортивных обществ. Опыт работы московских обществ "Динамо", "Спартак" показывал, что такая централизация усилий укрепляет коллективы физической культуры на предприятиях, в учреждениях.21 июня 1936 года при совете Народных Комиссаров СССР был образован Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта. Советские спортсмены получили официальное представительство в руководящем органе страны. Как свидетельство всенародного признания заслуг спортсменов в 1934 году было установлено почетное звание - заслуженный мастер спорта СССР.

Физкультура и спорт уже прочно вошли в быт народа России. И неудивительно, что в 1939 году был учрежден Всесоюзный день Физкультурника - праздник, ставший для российских людей ежегодным. Победное шествие по стране прервала Великая Отечественная война.

В годы Великой Отечественной войны усилия советской системы физического воспитания были направлены на организацию военно-физической подготовки и лечебной физической культуры. Содержание программ по физической культуре всех учебных заведений, комплекса ГТО, "Единой всесоюзной спортивной классификации", деятельность всех физкультурно-спортивных организаций служили решению задач всеобщего военного обучения населения страны. Нормативной основой физической подготовленности в СССР являлась ЕВСК, которая регламентировала выполнение спортивных разрядов и званий по отдельным видам спорта.

В стране, охваченной войной, спортивные традиции не угасали даже в те суровые годы. И если в июне 1941-го не удалось провести намеченные матчи, то в декабре 1941 года в Москве был разыгран кубок по хоккею с мячом, состоялись конькобежные соревнования на Пионерских прудах, прошел шахматный чемпионат на первенство города. В тяжелую весну 1942 года состоялась и традиционная эстафета по Садовому кольцу.

В первое послевоенное лето на улице Горького порой невозможно было войти в троллейбус: болельщики спешили на "Динамо"… Уже в победном 1945 году спортивный календарь Москвы предусматривал состязания по всем видам спорта. Такое внимание, конечно, стало могучим стимулом роста спортивных результатов: за 1945 год было установлено 108 всесоюзных рекордов, из них 13 оказались выше официальных мировых достижений.

Приоритетное развитие после Великой Отечественной войны получил спорт высших достижений, в который вкладывались основные материально-технические и финансовые средства. Он стал своеобразным полигоном соперничества двух идеологических систем - социалистической и капиталистической. В СССР сложилась стройная и хорошо отлаженная система подготовки спортсменов высокого класса, подкрепленная организационно-материальной, методической и научной базой. Противоречие массовой и оздоровительной физической культуры и спорта высоких достижений - основная проблема послевоенного физкультурного движения в СССР

С 1930 года в СССР работу по физической культуре и спорту на предприятиях, в учреждениях, вузах, школах проводили коллективы физической культуры (КФК) или спортивные клубы (СК). Такая организационная форма, основанная на производственном принципе, оправдала себя и показала целесообразность существования и в дальнейшем. В 60 - 80-е гг. в нашей стране имели место многие массовые формы работы с детьми по физической культуре и спорту. Они дали толчок развитию физической культуры и спорта среди детей.

В период 1932-1988 гг. содержание средств физического воспитания в общеобразовательных школах и других учебных заведениях тесно увязывалось с перечнем контрольных упражнений, входящих в комплекс ГТО. Он был провозглашен программной и нормативной основой советской системы физического воспитания. Школьные программы предвоенного и военного времени (1932-1945) были полностью сориентированы на военно-физическую подготовку школьников.

В конце 1940-х - начале 1950-х гг. школьное физическое воспитание было переориентировано на спортивную подготовку, так как советские спортсмены начинают выступать на чемпионатах Европы, мира, Олимпийских играх.

Триумфальным было турне динамовцев на родине футбола - Англии в 1945 году. Победы над сильнейшими клубами этой страны показали готовность наших спортсменов проводить состязания на любом уровне. В следующем, 1946 году у футбола появился соперник: хоккей с шайбой.22 декабря в Москве, на малом поле стадиона "Динамо", открылся первый чемпионат СССР по "канадскому хоккею", как его тогда называли. Новая игра полюбилась - года через три ею уже "болела" вся страна. Как и прежде, большой популярностью пользовался также хоккей с мячом - в 1948 году, по самым скромным подсчетам, этот вид спорта насчитывал в столице 40 тысяч игроков!

Советский Союз вступил во многие международные спортивные федерации. Весной 1951 года с СССР был создан Олимпийский комитет. Лучшие спортсмены страны готовились к Олимпийским играм 1952 года в Хельсинки. До начала Игр западная пресса предсказывала безоговорочную победу в неофициальном олимпийском зачете американским спортсменам - фаворитам многих прошедших Олимпиад. Но произошло неожиданное: первое место команде США пришлось поделить с "олимпийским новичком" - командой СССР. "Боевая ничья" с опытными соперниками была равноценна победе.

Эти и последующие Игры стали для наших спортсменов не только смотром мастерства, но и школой новых побед, прекрасным средством для дальнейшего развития физического движения. И каждая Олимпиада, входившая незабываемой вехой в историю мирового спорта, открывала все новые и новые имена победителей.

октября 1974 года Международный олимпийский комитет (МОК) на своей сессии в Вене избрал Москву местом проведения Игр XXII Олимпиады. Москва стала олимпийской столицей по праву: 60 крупных стадионов, 30 бассейнов, свыше 1300 спортивных залов, почти 400 футбольных полей, более 2000 баскетбольных и волейбольных площадок, 200 с лишним кортов и еще много других спортивных баз. В пользу нашей столицы говорил огромный авторитет советского спорта, завоеванный победами на международной арене, весомым вкладом дальнейшее развитие олимпийского движения.

С 1970-х гг. началась меняться направленность и школьной физической культуры. Особенно остро эти вопросы были поставлены после принятия постановления "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы". Специалисты однозначно констатировали, что два урока физкультуры в неделю не могут решить те задачи, которые ставятся перед школьной физической культурой. Характерной чертой отечественной системы физического воспитания в эти годы является ее направленность на возрождение народных форм и национальных видов физических упражнений.

После распада СССР и образования Российской Федерации как самостоятельного государства принимается новая, принципиально отличная от предыдущих школьная программа по физической культуре. Она уже не увязывается с комплексом ГТО и состоит из двух частей: обязательной (стандартной) для всех школ и вариативной (дифференцированной), разрабатываемой в конкретных регионах на принципах местной целесообразности.

. Современные тенденции становления спортсистемы в России

В последнее время появилось достаточно большое количество работ, в которых оценивается состояние современного спорта. Их анализ позволяет выявить следующие основные тенденции в развитии спорта, наблюдаемые в последнее десятилетие:

. Значительный рост спортивных достижений.

Это связано с целым рядом факторов:

во-первых, с внедрением новых методов тренировки, которые отличаются большей эффективностью; любые перемены в методике тренировки направлены прежде всего на улучшение спортивных результатов [5, 13];

во-вторых, с изменением условий проведения соревнований, совершенствованием инвентаря, оборудования, спортивной экипировки;

в-четвертых, с использованием новых приемов повышения работоспособности (психологической и физиологической направленности), созданием новых фармакологических средств восстановления спортсменов; общеизвестно, что понятие "спортивное соревнование" помимо соревновательной деятельности самих спортсменов охватывает соучастие в состязании, конкуренцию заинтересованных лиц (тренеров, представителей спортивной науки и др.) [13, 14, 20]. Это способствует интенсификации научных разработок, связанных с созданием новейших средств восстановления, средств повышения эффективности тренировочного процесса;

в-пятых, с экономическими стимулами соревнований. В 90-е годы мы стали свидетелями того, что призовой фонд многих соревнований резко возрос в основном благодаря привлечениям негосударственных ассигнований, спонсорских средств, рекламы и др.

. Значительное удорожание спортивных соревнований, обусловленное:

повышением требований к условиям их проведения (базам, инвентарю);

появлением и развитием видов спорта, имеющих в своей основе дорогостоящую предметную деятельность;

увеличением представительности и расширением программы проводимых соревнований;

повышением требований к организационному, судейскому, врачебному и информационному обеспечению [4].

Кроме того, требуются значительные средства для проведения отбора и подготовки спортсменов, для обеспечения системы подготовки кадров, финансирования спортивной науки, медицины и т. д.

. Резкое омоложение спорта.

Проблема участия детей в большом спорте неизбежно порождает самые разные оценки. Можно сделать такое предположение: большой спорт, в котором участвуют дети, может оказывать на них как отрицательное, так и положительное влияние.

По мнению Э. Майнберга (1995), большой спорт способствует развитию физических качеств и росту спортивного мастерства юного спортсмена, а также приобретению плодотворного в воспитательном отношении опыта: подросток узнает, что для получения максимальных спортивных показателей необходимо приложить огромные усилия, связанные не только с чисто моторной деятельно стью. "Немало переживаний принесет ему также осознание того, что спортивные успехи порой зависят не только от уровня физической подготовки, но и от возможных случайностей. Ему придется учиться переносить поражения, разочарования, неудовлетворенность достигнутым" [12].

По мнению ряда исследователей (Л.И. Лубышева, 1997; Э. Майнберг, 1985; O. Grupe, 1987, и др.), для молодого спортсмена спорт является школой характера, школой честной игры, школой эмоций, школой физического и духовного совершенствования, представляя собой своеобразный "полигон", на котором помимо двигательных оттачиваются такие качества, как упорство, решительность, чувство коллективизма и солидарности, умение адаптироваться к существующим обстоятельствам, что в конечном счете способствует обогащению жизненного опыта.

Однако пребывание в системе большого спорта может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на юного спортсмена.

Многие виды спорта стали "молодеть", причем это обусловлено и феноменальными способностями молодых спортсменов, и запредельной интенсификацией подготовки (продолжительность тренировочных занятий некоторых юных спортсменов доходит до 5 - 8 ч интенсивного труда в день), психологической "накачкой", биологическими видами стимулирования, способами и формами материального соблазна, которые дают возможность "выжимать" результаты [8, 18].

Уровень спортивных достижений в современном спорте требует все большей специализированной адаптации юного спортсмена и "оставляет мало возможностей для общей закалки и всестороннего укрепления его физического здоровья" [2].

Ряд авторов (М.М. Боген, 1996; Ю.А. Власов,1988; А.Г. Егоров, В.А. Пегов,1994; В.В. Ким, 1999;

М.Я. Сараф,1997; В.И. Столяров, 1997, и др.) настроены категорически против участия детей в большом спорте, утверждая, что это ведет к потере здоровья, истощению резервов организма юных спортсменов, снижает эстетическую привлекательность спорта.

Еще в прошлом веке П.Ф. Лесгафт писал, что "спорт с соревнованием не должны быть допущены ни в школьном, ни в семейном воспитании ребенка" и "в играх должно исключаться всякое состязание между занимающимися", считая, что спорт воспитывает в ребенке злобу и агрессивность.

Спустя столетие А.Г. Егоров (1994), развивая идеи П.Ф. Лесгафта, утверждает, что спортизация физического воспитания усугубляет проблемы нравственного порядка. "Бесспорно, что для сферы спорта, где господствует "дух соревнования и соперничества", характерно значительное расхождение существующих там этических норм с общекультурными. Удары в лицо в боксе или подножка на футбольном поле оправданны с точки зрения достижения высокого результата или интересов команды, страны. В то же время они вступают в явное противоречие с общечеловеческой нравственностью… Дети, усвоив некритически, через механизмы подражания, узкопрофессиональные нормы спорта, начинают затем переносить их на всю сферу человеческой жизнедеятельности". Другими словами, бить по лицу и делать подножки уже не на спортивных площадках, а дома и на улице [6].

Конечно, в этих высказываниях кроется опасность перегибания палки. Невозможно (да и нецелесообразно) запретить заниматься спортом несовершеннолетним, тем более что желание проявить и проверить себя естественно для подростков, а оптимально подобранные физические нагрузки способствуют повышению уровня здоровья юных спортсменов. Вместе с тем, во-первых, необходимо помнить, что ранняя специализация, целевое устремление юных спортсменов к большим объемам и интенсивности могут привести (и приводят) к тому, что для юношеского спорта окажутся актуальными проблемы взрослых турниров - спортивные травмы, болезни, использование допинга и т.д. Во-вторых, для юных спортсменов, занимающихся в режимах интенсивной спортивной подготовки, необходима эффективная служба реабилитации и контроля за их состоянием [2].

. Профессионализация спорта.

Профессионалом считается спортсмен, для которого спорт является основным видом трудовой деятельности. А сам профессиональный спорт представлен в современном обществе как разновидность бизнеса, важная часть зрелищной индустрии, одна из наиболее утонченных форм коммерции, вид предпринимательской деятельности, цель которой - получение прибыли от продажи зрелища спортивной борьбы [3, 21].

В последнее десятилетие в России активно развивается профессиональный спорт, расширяется практика заключения спортсменами контрактов для работы в зарубежных клубах.

Профессионализация спорта - неизбежный объективный процесс, способствующий повышению результативности, техничности, эстетичности и зрелищности спорта. Кроме того, поставив спорт на новую организационно-экономическую основу и создав хозрасчетные клубы, государство может приобретать дополнительный источник финансовых поступлений в бюджет страны [17].

При этом Л.П. Матвеев (1999) указывает на необходимость разделять "профессионально-ком мерческий" и "профессионально-супердостиженческий " спорт, так как первый подчиняется закономерностям получения финансовой прибыли, являясь отраслью бизнеса, а второй развивается по законам собственно спортивной деятельности, при этом доходы представителей второй группы могут достигать заработков профессионалов и даже превосходить их [13, 14, 15, 20].

В целом профессиональный спорт представляет не меньшие возможности для творчества, чем любое профессиональное искусство: он обязывает постоянно заботиться о совершенствовании, о стабильности результатов, о конкурентос пособности.

Однако, характеризуя динамику развития профессионального спорта в России и за рубежом, многие авторы отмечают, что в связи с профессио нализацией спорт утрачивает свою гуманистичес кую функцию и роль в обществе [7, 8, 10].

По мнению М.М. Богенa (1996), спортсмен, принимающий в качестве смысла и цели победу и рекорд, осознанно приносит в жертву свое здоровье: тренер использует программы, обеспечивающие высокие достижения за счет сверхвысоких нагрузок; руководители поощряют тренировки и спортсменов в их деятельности, направленной на достижение победы; потеря здоровья -ущерб личности спортсмена - принимается как необходимая жертва. "Профессионализированный спорт - социальное бедствие, поскольку его продукт - не только победы и рекорды, прославляющие страну, но и потерявшие здоровье люди", - заключает

. Кризис олимпизма.

Первым признаком кризиса олимпийского спорта является его коммерциализация, когда олимпийское движение начинает представлять собой "синтез спортивного шоу-бизнеса, технологии рекламы и публичной политики".

Олимпийский спорт дистанцируется от массового (ординарного) спорта: бурный рост спортивных достижений в мире не согласуется с достижениями в физической подготовленности остальной части населения [2]. При этом олимпийский спорт отвлекает на себя гигантские суммы бюджета. Так, например, содержание только одной команды супер-лиги по хоккею обходится в 5 млн долларов из госбюджета России [7].

Вместе с тем, по экспертным оценкам, расходы на душу населения на физическую культуру в 1998 г. составили 7,0 рублей, что в 30 раз (!) меньше, чем в 1990 г. [1]. Вместе с тем из-за финансовых затруднений значительно сократилось количество спортивных школ. Охват массовым спортом детей и подростков 6 - 15 лет составляет менее 10%, спортом высших достижений - 0,22% от населения 16 - 25-летнего возраста. Вместе с тем критическое положение сложилось в студенчес ком спорте: под предлогом "экономической нецелесообразности предприятия отказываются от содержания спортивных и оздоровительных объектов" [7, 9].

В олимпизме стали наблюдаться такие антигуманистические явления, как необъективность судей, шовинизм, субъективность и недружественность болельщиков, нарушение здоровья спортсменов в результате сверхвысоких тренировочных нагрузок.

Непременными атрибутами современного олимпийского движения стали допинги (последняя Олимпиада в Сиднее не стала исключением). Допинговая фальсификация результатов разрушает здоровье спортсменов, способствует тому, что результат спортивной деятельности определяется достижениями химии и фармакологии, а не самого спортсмена [8, 18, 19].

Однако в ходе дискуссий излагается и противоположное суждение об олимпийском движении: олимпизм базируется на таких общечеловеческих ценностях, как физическое и духовное совершенствование, активная и полнокровная человеческая жизнь, дух соперничества, уважения, присуща ему и миротворческая функция [11; 16].

. Возникновение новых видов спорта (фристайл, шорт-трек, бодибилдинг, спортивная аэробика, синхронное плавание, дельтапланеризм, спортивный виндсерфинг и др.) и привлечение в сферу спорта новых соревновательных проявлений.

Это может быть обусловлено потребностями в новых зрелищно привлекательных видах соревнований или в усовершенствовании существующих комплексных видов соревнований. Формирование некоторых видов спорта стало возможным благодаря модернизации ранее сложившихся его видов, взаимодействию спорта с другими отраслями культуры (спортивные танцы, художественная гимнастика), взаимному влиянию и взаимному обогащению разных видов спорта, научно-техническому прогрессу.

Современный спорт многогранен, дифференцирован, и это позволяет удовлетворять самые разнообразные потребности личности и общества в области спорта. Однако он обладает противоречи выми свойствами, что порождает двойственное к нему отношение. Одни оценивают спорт как источник здоровья, трудоспособности, "кузницу" характера человека, показатель границ человеческих возможностей. Другие отмечают негативное воздействие спорта на физическое здоровье и личностные качества занимающихся. Подобные расхождения во мнениях определяются тем, с каких позиций рассматривается это явление.

Позитивность или негативность влияния спорта на личность и общество зависит не столько от самого спорта, сколько от целесообразности использования различных направлений и форм спортивной деятельности в конкретных условиях его культивирования, от социально-экономическо го уровня общества, от конкретной системы нравственного воспитания, сопутствующей спортивной деятельности, и в какой-то степени от того, с каких сторон и с какими комментариями он подается средствами массовой информации.

Таким образом, мы сделали попытку показать основные тенденции развития современного спорта, который характеризуется как положительными, так и отрицательными направлениями, требующими дальнейшего анализа, осмысления и решения.

физическая культура спорт

Заключение

Физическое воспитание направлено на укрепление здоровья, гармонического развития организма человека, это один из показателей состояния физической культуры в обществе.

С 1996 года на территории Российской Федерации введены в действие несколько программ физического воспитания школьников: программа на базе одного вида спорта, комплексная программа, программа антистрессовой пластической гимнастики, авторские программы. По сути, это означает прекращение действия единой программы, в том числе и ее базовой части, во всех школах РФ. Особенностью программ является то, что они не только отвечают на вопрос "чему учить", но и разъясняют "как учить", т.е. содержат раздел методических рекомендаций.

Благодаря разработке и реализации таких программ удалось сохранить государственную систему управления физической культурой и спортом.



Список использованной литературы

Аристова Л.В. Государственная политика в сфере физической культуры и спорта //Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 5, с. 2 - 8.

Брянкин С.В. Структура и функции современного спорта. 1982. - 71 с.

Волков Н.И. Рекорды выносливости: прошлое, настоящее, будущее//Теор. и практ. физ. культ. 1994, № 10.

Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студентов / Б.Р. Голощапов. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.

Егоров А.П., Пегов В.А. Физическое воспитание и спорт: проблемы гуманизации//Теор. и практ. физ. культ. 1994, № 3 - 4, с. 33-35.

Исаев А.А. Олимпийская педагогика: опыт моделирования психолого-педагогических технологий детско-юношеского спорта. - М.: ФиС, 1998. - 240 с.

Ким В.В. Любительский спорт как придаток международных производственных монополий//Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 7, с. 8-15.

Кузин В.В. Современное состояние и перспективы развития физической культуры и спорта в России //Теор. и практ. физ. культ. 1996, № 9, с. 55-57.

Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта: /Пер. с венгер. - М.: Радуга, 1982.

Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью //Теор. и практ. физ. культ. 1997, № 6, с. 10 - 15.

Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта / Пер. с нем. - М.: Аспект Пресс, 1985.

Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - Киев: Олимпийская литература, 1999.

Матвеев Л.П. Этот многоликий, восхищающий и возмущающий спорт //Физкультура в школе. 1999, № 1, с. 40-44.

Переверзин И.И. Спорт в России: постижение смысла истории и взгляд в будущее //Теор. и практ. физ. культ. 1993, № 4, с. 7 - 10.

Пилоян Р.А., Суханов А.Д. Спорт - вечный двигатель, не мешайте ему работать на общество //Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 12, с. 16 - 20.

Пономарев Н.И. Социально-экономические проблемы профессионального спорта //Современные проблемы теории и практики физической культуры: взгляды, идеи, концепции: Сб. научн. тр. - СПб.: СПбГАФК, 1997, с. 50 - 52.

Сараф М.Я. Спорт в культуре ХХ века //Теор. и практ. физ. культ. 1997, № 7, с. 5 - 12.

Столяров В.И. Спорт и современная культура: методологический аспект //Теор. и практ. физ.культ. 1997, № 7, с. 2 - 5.

Теория и методика спорта: учебное пособие для училищ олимпийского резерва /Под ред. Ф.П. Суслова и Ж.К. Холодова. М., 1997. - 416 с.

Ф.Р. Зото, кандидат биологических наук, доцент , А.С. Чинки, доктор биологических наук, профессор. К вопросу о современных тенденциях развития спорта.

Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2004.

Фомин Ю.А. Физическая культура и спорт в условиях современных социально-экономических преобразований в России: закономерное и случайное //Теор. и практ. физ. культ. 1993, № 8, с. 18 - 19.

Царик А.В. О культуре физической и духовной. Гигиена физкультуры / А.В. Царик. - М.: Знание, 1999.

Похожие работы на - Становление спортсистемы в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!