Решение выявленных проблем в сфере въездного туризма в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    44,1 Кб
  • Опубликовано:
    2013-02-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Решение выявленных проблем в сфере въездного туризма в России

Введение

На сегодняшний день туризм - это сектор социально-экономического комплекса, который превратился в активно - развивающуюся индустрию.

Всемирная туристская организация (ВТО) классифицирует туризм по трём типам: въездной, выездной и внутренний туризм. Необходимо отметить, что во всём мире въездной туризм является ключевой, приоритетной отраслью в экономике и составляет около 6 % мирового ВВП. В мировом масштабе доля российского ВВП в сфере туризма значительно ниже, 1%. В данной работе мы раскроем понятие и экономическую сущность туризма, проведём анализ существующих проблем въездного туризма в России, обозначим основные тенденции его развития, а также разработаем предложения, на основе осуществления которых могут быть решены выявленные проблемы.

Безусловно данная тема работы является актуальной, так как в настоящее время въездной туризм - это одно из самых перспективных направлений экономики не только во всём мире, но и в России. Подтверждением этому может служить принятая правительством федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)".

Целью данной работы является разработка комплекса мероприятий для решения выявленных проблем в сфере въездного туризма в России.

Для достижения поставленной цели обозначим следующие задачи:

)     сущность понятия туризма;

2)      экономика туризма. Влияние въездного туризма на экономику России;

)        анализ существующих проблем въездного туризма в России;

)        основные тенденции развития въездного туризма в России;

)        разработанные предложения для решения выявленных проблем.

Глава 1. Ключевые понятия иностранного (въездного) туризма

.1 Сущность иностранного (въездного) туризма

Для того чтобы составить верное представление о данной отрасли необходимо дать общее определение туризма.

В многочисленных учебных пособиях и информационных источниках представлено большое количество определений туризма:

·        туризм (французское tourisme, от tour - прогулка, поездка), путешествие (поездка, поход) в свободное время, один из видов активного отдыха <#"601093.files/image001.gif">

Рис. 2.1 Количество гостиниц и аналогичных средств размещения в РФ с 2005 г. по 2010 г., ед.[11].

Как видно из диаграммы количество гостиниц и аналогичных средств размещения в России с 2005 г. по 2010 г. увеличилось на 38,8 %, это говорит о положительной тенденции внутри гостиничного бизнеса. Необходимо отметить, что не смотря на кризис в 2009 г. сохранился высокий темп строительства новых гостиничных объектов, а общий объём зарубежных инвестиций составил 80 575 000 руб. Такая поддержка со стороны иностранных государств оказывает положительное влияние на развитие въездного туризма и экономику России. Однако в нашей стране по разным оценкам экспертов современным требованиям соответствуют лишь 20-25 % объектов гостиничного бизнеса, остальные объекты нуждаются в замене или комплексной реконструкции. Данные факты свидетельствуют о недостаточном развитии и финансировании гостиничного сегмента.[12].

Теперь стоит оценить сложившуюся ситуацию в отношении российских дорог. По имеющимся данным за 2011 год известно, что только 40% дорог в России находится в нормативном состоянии. Низкое качество дорог является причиной каждой пятой автомобильной аварии, что негативно сказывается на имидже нашей страны за границей.[4]. Безусловно, Министерством транспорта РФ осуществляются регулярные меры по строительству и реконструкции дорог, это можно увидеть в следующей таблице/

Таблица 2.2 Объёмы работ по строительству и реконструкции федеральных автомобильных дорог в РФ в период за 2002 - 2010 гг. [11].

Показатели

Период

Объёмы выполненных работ по строительству и реконструкции федеральных дорог

2002

2003

2004

2005

2002-2005

2006- 2010

2002-2010

тыс. км.

0,8

0,8

1,0

1,2

3,8

7,2

11,0

млрд. руб.

27,7

27,7

29,0

30,3

14,7

17,1

38,8


Из представленных данных выше видно, что в период за 2002 - 2010 гг. произошло увеличение объёмов работ по строительству и реконструкции дорог. Таким образом, увеличилась и протяжённость дорог, пригодных для передвижения. На тот момент для реализации приведённой программы величина необходимых инвестиций из бюджетных источников составила 331,8 млрд. руб.[12].

Газета "Новые известия" полагает, что Министерство транспорта РФ "заинтересовано не в качестве дорожного строительства, а в освоении бюджетных средств, выделяемых на непрерывный ремонт" и именно оно виновно в плачевном состоянии дорожной инфраструктуры.[12].

К этой же проблеме как уже говорилось выше, относятся объекты индустрии развлечений и отдыха: театры, музеи, музеи - заповедники, памятники истории и культуры, развлекательные комплексы, парки развлечений, тематические парки, аквапарки, кинотеатры, кафе, рестораны и т.д. Все средства, потраченные иностранными туристами на перечисленные объекты индустрии развлечений, вносят дополнительный доход в экономику России. В качестве примера используем парки развлечений в США. В 2009 году компания Six Flags заработала 1021 млн. долл. выручки и 143,9 млн. долл. операционной прибыли, в то время как годовой оборот рынка данной отрасли в России не превысил и 130 млн. долл.[5].Исходя из этого, отечественный рынок развлекательных парков и аттракционов можно назвать неразвитым.

Однако совершенствование данной отрасли в России сможет заметно увеличить поток иностранных туристов, что положительно скажется на экономике. Так в Европе количество людей, посещающих парки развлечений составляет от 3 млн. до 12 млн. человек в год, при этом 45% посещений приходится на иностранных туристов.[5].

Следующая не маловажная проблема связана с усложнённой процедурой выдачи визы. В настоящее время данная операция отнимает довольно много времени (сроки оформления виз в каждом российском консульстве устанавливаются самостоятельно, в среднем они составляют от 1 до 3х недель) и требует внушительного объёма необходимой документации. При этом для выдачи визы действуют специальные центры, находящиеся в основных городах стран Шенгенской зоны, которые создают дополнительные препятствия для иностранных туристов: повышают затраты на визы и вводят дополнительные организационные и технические трудности как для самих путешественников, так и для туроператоров, организующих поездки в нашу страну.[13].Всё это, безусловно, оказывает негативное влияние на ситуацию с въездным туризмом в России, вследствие этого происходит «заморозка» иностранных валютных поступлений в экономику.

По данным за 2010, год на рекламу туристических возможностей России за границей, затраты государства составили 4 млн. евро в год. Однако данная сумма в сравнении со странами Европы очень мала. К примеру, в Чехии было выделено 6,8 млн. евро, в Германии - 27,9 млн. евро, в Швейцарии - 28,7 млн. евро, в Италии - 32 млн. евро.[15]. Сравнив показатели России и приведённых стран можно сделать вывод, что подобное финансирование рекламы туристических возможностей нашей страны за границей отнюдь не способствует увеличению потока въездного туризма и вливанию иностранной валюты в экономику.

.2 Основные тенденции развития въездного туризма в России и их влияние на экономику

Итак, мы выяснили, что значение въездного туризма в России постоянно растёт. Это связано с тем, что он оказывает серьёзное влияние на экономику нашей страны: создаёт отрасли, обслуживающие данную сферу, является значимым источником дохода и занятости и т.д. Помимо этого въездной туризм является существенным фактором реализации внешней политики государства.

В настоящее время в России формируется реалистичный подход к въездному туризму и понимание его как отрасли экономики, обладающей значительным преимуществом для социально-экономического развития нашей страны. Подтверждением этому является принятая правительством Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Согласно данному документу, на финансирование программы из федерального бюджета будет выделено 96 млрд. рублей. В связи с этим можно обозначить основные тенденции развития въездного туризма:

) увеличение туристского потока;

) развитие историко-культурных зон РФ;

) рост цен на услуги гостиничного сектора;

) развитие, расширение индустрии развлечений;

) увеличение финансирования на развитие туристических зон, центров;

) развитие многих видов туризма на территории России, в частности, пляжного;

) расширение возможностей для активного отдыха;

) рост ВВП.

Рассмотрим поподробнее все вышеперечисленные тенденции.

Увеличение туристского потока.

Исходя из статистических данных, представленных в предыдущем параграфе в табл. 2.1, можно сделать вывод, что и дальше будет происходить увеличение турпотока в России.

Развитие историко-культурных зон РФ.

На данный момент очень популярны среди иностранных туристов Центральный и Северо-Западный федеральные округа - центры культурно-познавательного туризма страны. Однако большие потенциальные возможности для развития этого направления есть и в отдельных регионах Южного, Приволжского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. У данных направлений есть перспективы, поскольку эти регионы туристам не знакомы. Также в этих регионах имеется возможность предоставления иностранным гражданам полного комплекса услуг проживания, питания, развлечений, информационного обслуживания и др. Следовательно, особенностью таких зон будет их использование, как туристами, так и местными жителями, что особенно важно для социально-экономического развития малых исторических городов в целом.[16].

Рост цен на услуги гостиничного сектора.

Развитие гостиничного сектора, безусловно, влечёт за собой рост цен на его услуги. Это легко объяснить, поскольку:

) затраты на строительство и ремонт увеличиваются;

) цены на закупку гостиничного инвентаря и оборудования за границей увеличиваются.

Развитие, расширение индустрии развлечений.

Индустрия развлечений - очень прибыльная отрасль в сфере въездного туризма, поэтому государство заинтересовано в развитии данного сектора. К примеру, в 2009 году Правительством РФ были подписаны распоряжения о создании игорных зон в Калининградской области, Алтайском крае и на границе Краснодарского края и Ростовской области.[5].

Увеличение финансирования на развитие туристических зон, центров.

С каждым годом происходит постоянное увеличение выделяемых средств на развитие туристических зон и центров. Из этого можно сделать вывод, что государство будет и дальше увеличивать финансирование, следовательно, данная тенденция сохранится.

Развитие пляжного отдыха.

Данная тенденция наблюдается в настоящее время. Примером могут служить проводящиеся работы в городе Сочи. В связи с проведением зимней Олимпиады в 2014году местные пляжи приводятся в порядок, расширяется их площадь, развивается инфраструктура пляжного отдыха. Нетрудно предсказать, что после проведения олимпиады возрастёт интерес иностранных туристов к курортам города Сочи и Краснодарского края, они откроют для себя не только горнолыжные склоны, но и черноморское побережье. Так что возможно увеличение въездного туризма ещё и летом, а это способствует увеличению дохода в экономике страны.

Расширение возможностей для активного отдыха.

Авторы ФЦП делают прогнозы в отношении дальнейшего развития активного отдыха в России - пешеходного, горнолыжного, горного, водного, конного, парусного и велотуризма. [13]На сегодня, как отмечается в программе, отдельные регионы Поволжья и Дальнего Востока, Сибири, Северного Кавказа уже являются крупными горнолыжными курортами, а многие имеют большие перспективы для развития активного туризма.

Рост ВВП.

В совокупности все вышеперечисленные тенденции способствуют росту ВВП. Также отмечается ежегодный рост ВВП от въездного туризма.

Итак, в первом параграфе данной главы были выявлены и подробно рассмотрены основные проблемы, связанные с въездным туризмом в России. Для изучения проблем на основе статистических данных был произведён анализ, который показал истинное состояние каждой из них. Можно сделать главный вывод из первого параграфа, что все проблемные отрасли недостаточно финансируются государством, следствием этого является их плачевное состояние.

Из содержания второго параграфа стало ясно, что у правительства нашей страны сформировался реалистичный подход в отношении въездного туризма в России. На данный момент утверждена ФЦП и обозначены основные тенденции развития въездного туризма в России. Из этого можно сделать вывод, что в отношении данной отрасли наблюдаются положительные преобразования.

Глава 3. Разработанные предложения для решения выявленных проблем

При изучении въездного туризма в России были выявлены и рассмотрены основные проблемы:

) малый объём туристского потока;

) слаборазвитая туристская инфраструктура;

) недостаточное финансирование и количество рекламы туристских возможностей нашей страны за границей;

) усложнённая процедура выдачи визы.

Для увеличения объёмов туристского потока и упрощения визового режима в России по нашему мнению можно, сделать следующее:

) уменьшить количество документов, необходимых для оформления визы для въезда в Россию;

) упростить анкету, которую оформляют иностранные граждане;

) установить единые для всех российских консульств сроки оформления виз;

) оформлять визы для туристов непосредственно в российских консульствах, а не в визовых центрах;

) дать разрешение принимающим туроператорам на самостоятельную выдачу приглашений туристам;

) ввести безвизовый режим для иностранных граждан, въезжающих с целью туризма, посещения экскурсий и достопримечательностей, отдыха и т.д. (данный вариант рассматривается для стран ЕС, Японии, Великобритании, США, Новой Зеландии и других благополучных, безопасных стран).

Далее рассмотрим возможные пути решения следующей проблемы - слаборазвитой туристской инфраструктуры. Первый её недостаток - нехватка отелей и гостиниц качественного уровня. Необходимо построить новые гостиницы, отели, которые бы соответствовали международным стандартам, отремонтировать уже имеющиеся на данный момент аналогичные средства размещения. Для осуществления предложенных мер необходимы денежные средства, которые могли бы выделяться из государственного бюджета.

Также в данной сфере могут применяться различные налоговые льготы, кредиты и т.д., предоставляемые государством в качестве стимулирования предприятий гостиничного сектора.

Со стороны отечественных и иностранных инвесторов могут выделяться денежные средства на строительство бюджетных гостиниц достойного уровня (таких в России не хватает больше всего).

Бизнесмены и менеджеры, сфера деятельности которых связана с размещением и обслуживанием туристов должны оптимизировать затраты своих компаний, чтобы уменьшить себестоимость предоставляемых услуг.

Ещё необходимо заняться улучшением уровня сервиса, для этого нужны инвестиции в обучение управленцев (менеджеров) и специалистов в сфере туризма, развитие международных культурных центров и языковых школ, ВУЗов.

Также проблему размещения туристов можно решить следующим образом - ввести единую систему бронирования гостиниц (это становится возможным благодаря использованию сети интернет). В настоящее время в России подобная система существует частично, в основном она используется в больших городах, где представлены самые популярные туристские маршруты. Что же касается небольших нетуристических городов, то подобная система бронирования в них отсутствует.

Второй недостаток туристской инфраструктуры - низкое качество дорог. Данную проблему можно считать вечной для России. Мы считаем, что государство должно выделять больше денежных средств на строительство и ремонт дорог. Для осуществления данных мер могут привлекаться инвестиции, которые также могут вкладываться и в специализированную современную технику. Помимо этого для улучшения качества дорог можно привлечь иностранные компании, которые будут заниматься строительством. К примеру, это могут быть европейские компании, известные во всём мире своим качеством дорог и длительным сроком их службы. Чтобы такое сотрудничество приносило пользу для двух сторон, российское государство может предоставлять специальные льготы и гарантии иностранным компаниям. Таким образом, для России строительство новых качественных дорог станет приоритетным, а ремонт отойдёт на второй план.

Третий недостаток - слаборазвитая индустрия развлечений и отдыха. В настоящее время в нашей стране существует большая масса всевозможных объектов данного сектора, однако по - настоящему интересных и привлекательных для туристов очень мало. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию можно предложить сотрудничество иностранным компаниям. Такими могут являться европейские и американские корпорации, имеющие успешный опыт в этой области.

Следующий путь решения - создание развлекательных ресурсов, отражающих уникальные особенности, исторические события каждого города России (примером может служить «шоу-музей» Бородино в Москве).

Естественно для осуществления предложенных мер необходимы денежные средства со стороны иностранных партнёров - инвестиции. Что же касается государства, то с его стороны должна оказываться поддержка - дополнительное выделение денежных средств из бюджета.

Недостаток новых туристских маршрутов тоже является проблемой. Иностранные туристы, приезжая в нашу страну в основном посещают Москву и Санкт - Петербург, а также города «Золотого кольца». Лишь некоторые иностранные гости отправляются в путешествие на озеро Байкал и едут в круиз по Волге. Необходимо отметить, что большая территория России позволяет посетить и другие не менее интересные места.

Например, можно создать туристские маршруты по территориям, обладающим значительным потенциалом для перспективного развития. Это могут быть: Дальневосточный регион (Командорские острова, Курилы, Хабаровский край, Чукотка и д.р.), Западная Сибирь (Красноярский край, Алтай и др.), прибрежные территории Азовского и Каспийского морей, районы крайнего севера (Земля Франца-Иосифа), Урал, а также республики Бурятия и Тыва.

Но для того, чтобы вышеперечисленные территории превратились в полноценные туристские маршруты нужно создать федеральную целевую программу, которая была бы ориентирована на их развитие. Ну и, конечно же, без материальной поддержки государства здесь не обойтись.

Что же касается рекламы России как туристского центра за границей, то её явно недостаточно. На данный момент принимаются различные меры для продвижения нашей страны в европейских городах и скандинавских странах. К примеру реклама Санкт - Петербурга как туристского центра размещена в аэропортах и на центральных улицах Копенгагена Берлина, Парижа, Праги, Токио, Стокгольма, Хельсинки и т.д. Но также необходимо рекламировать и другие туристские зоны для увеличения объёмов въездного туризма. Помимо этого нужно заниматься расширением рекламы. Например, создать официальный сайт о России как туристском центре для иностранных гостей. В структуру этого сайта можно включить фоторепортажи о туристских зонах, видеоролики, перечень предоставляемых услуг и цены на них, интересные факты из истории и т.д.

Также можно разместить рекламу в других странах, таких как США, Китай, Япония. В гипермаркетах, супермаркетах и других массовых магазинах можно показывать официальный ролик о России как туристском центре.

Для реализации предложенных мер нужно серьёзное финансирование со стороны государства и инвестирование в данный сектор.

Итак, все вышеперечисленные меры являются целесообразными, поскольку их применение, возможно, поспособствует решению выявленных проблем.

Заключение

В результате данной работы были выявлены и изучены основные причины медленного развития въездного туризма и их влияние на экономику в России, обозначены дальнейшие тенденции развития и разработан комплекс мероприятий для решения проблем. Следовательно, поставленную цель можно считать достигнутой.

Развитие въездного туризма в России происходит очень медленными темпами, однако на сегодняшний день государство принимает всевозможные меры для решения данной проблемы. В первую очередь увеличивается объём денежных средств, выделяемых из бюджета на развитие всех секторов туризма. Также принята Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», которая положительным образом скажется на дальнейшем развитии туризма.

Хотелось бы отметить, что в ближайшее время предвидится возможное повышение имиджа России на международном рынке туристических услуг. Это связано с проведением Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.

В заключение хотелось бы также подчеркнуть, что важно заниматься развитием въездного туризма не только в центральных, но и других регионах нашей страны.

Библиография

1. Карманова Т. Е., О.В. Каурова, А.Н. Малолетко учебник / Статистика туризма. - Москва: КНОРУС, 2012. - 208 с.

. Тёмный Ю.В., Тёмная Л.Р. учебник / Экономика туризма. - Москва: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2010. 448 - с.

Приложение

Сравнительная таблица показателей въезда иностранных граждан с целью туризма в РФ в 2010 г. и 2011 г

Страны

2010

2011

Изменение,в %

Германия

347 214

346 627

0

Китай

158 061

234 127

48

США

162 383

169 763

5

Финляндия

133 630

-4

Великобритания

126 454

128 533

2

Италия

122 973

125 062

2

Испания

86 732

100 773

16

Франция

94 282

94 863

1

Турция

56 376

80 754

43

Израиль

58 694

75 468

29

Корея

42 573

46 991

10

Япония

42 176

37 985

-10

Нидерланды

34 907

37 874

8

Канада

31 536

34 926

11

Латвия

33 796

33 522

-1

Эстония

34 589

31 255

-10

Польша

25 616

29 908

17

Австрия

28 290

28 034

-1

Швеция

32 061

27 408

24

Швейцария

23 918

26 277

10

Австралия

21 167

24 775

17

22 527

23 338

4

Литва

22 761

22 114

-3

Греция

18 117

17 060

-6

Чехия

11 457

12 972

13

Таиланд

7 521

9 402

25

Болгария

6 004

6 800

13

Венгрия

6 436

6 463

0

Румыния

5 192

6 142

18

Хорватия

4 348

4 511

4

Малайзия

3 435

4 249

24

Словакия

3 421

4 080

19

Кипр

3 291

4 077

24

Филиппины

3 123

2 944

-6

Египет

2 425

2 705

12

Куба

1 107

1 572

42

Мальта

1 034

1 092

6

Иордания

950

967

2

Тунис

507

440

ОАЭ

304

393

29

Всего по странам

2 133 869

2 335 977

9


Похожие работы на - Решение выявленных проблем в сфере въездного туризма в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!