Формы предпринимательства в рыночной экономике

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    193,46 Кб
  • Опубликовано:
    2013-02-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формы предпринимательства в рыночной экономике

План работы

 

Введение

Глава 1. Развитие и сущность предпринимательства

§ 1. Содержание предпринимательской деятельности

§ 2. Цели, задачи и функции предпринимательства

Глава 2. Формы и виды предпринимательской деятельности

§ 1. Типология предприятий

§ 2. Коммерческие организации

Глава 3. Роль предпринимательства в рыночной экономике и пути содействия предпринимательству

§ 1. Роль предпринимательства и его необходимость

§ 2. Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В условиях трансформации мировой экономики, перехода цивилизации на постиндустриальный путь развития предпринимательство становятся неотъемлемым звеном в структуре общественного воспроизводственного процесса, без которого невозможно обеспечить успешное социально-экономическое развитие общества и рост эффективности производства.

Актуальность курсовой работы заключается в следующих положениях. Необходимостью переоценки роли предпринимательства с учетом структурных сдвигов в отраслях массового производства и смены ориентации в потребительских требованиях, предъявляемых к современному товару, изменения в уровне развития современной техники и технологии. С одной стороны наукой накоплен огромный опыт по таким проблемам как предпринимательство и экономический рост. С другой стороны, несмотря на это малоизученными остаются важнейшие ее аспекты - механизмы саморазвития предпринимательства и его роль в обеспечении национального экономического развития.

Объектом анализа курсовой работы является предпринимательство.

Предметом моего исследования являются формы предпринимательства в рыночной экономике.

В работе я использовала такие методы анализа, как графический, сравнительный, факторный, формально-логический.

Цель моего исследования состоит в анализе предпринимательства как фактора, обеспечивающего экономический рост. В этой связи в работе определена экономическая сущность малого предпринимательства, показано системное представление о предпринимательстве не только с точки зрения производительных сил, но и отношений собственности и роли наемного труда.

Задачи данной работы - рассмотреть сущность и формы предпринимательства, учесть их особенности в условиях рыночной экономики, сделать анализ материала, сделать выводы по проблемам связанным с предпринимательством и предпринимательской деятельностью.

Курсовая работа написана при использовании литературы таких авторов как: К. Маркс, М.Р. Макконнелл., С.Л. Брю, Друкер П.Ф., Багиев Г.Л., Асаул А.Н. и другие, а также материалов периодической печати.

Глава 1. Развитие и сущность предпринимательства


§ 1. Содержание предпринимательской деятельности


В России неотвратимо осуществляются экономические реформы, хотя не всегда последовательно и обоснованно. Результатом реформ является становление и развитие новых экономических, финансовых, социальных и других отношений, базирующихся на формировании рыночной экономики, в которой ведущим субъектом хозяйствования являются предприниматели. Поэтому в настоящее время необходимо ускоренное формирование комплекса условий для предпринимательской деятельности, создание благоприятного предпринимательского климата.

Экономический строй, базировавшийся на безграничном господстве государственной собственности, не смог обеспечить условий для творчества и инициативы, без которых невозможно широкое распространение нововведений. Следует признать, что непременным условием развития предпринимательства является частная собственность.

Конечно же, для развития предпринимательства нужны и другие условия. Они включают в себя стабильность государственной экономической и социальной политики, льготный налоговый режим, развитую инфраструктуру поддержки предпринимательства. Предприниматели должны иметь возможность свободного выхода на внешний рынок. Необходимо создать доступную для предпринимателей кредитную систему, предоставить возможность приобретать необходимые средства производства, сырье, комплектующие изделия. Во всем этом российские предприниматели испытывают пока серьезные трудности.

Как никогда ранее страна нуждается в тех людях, которые начали бы трудную, но плодотворную работу по созданию действительно эффективной экономики.

предпринимательство типология коммерческий рыночный

За словом "предпринимательство" стоит "дело", предприятие, производство продукта или услуги. Часто предпринимательскую деятельность называют бизнесом.

Cегодня отсутствует даже общепринятое определение предпринимательства. Как отмечал известный американский экономист П.Ф. Друкер, "прошло уже много лет с тех пор, когда Сей ввел в оборот этот термин, а мы еще все продолжаем путаться в определениях "предприниматель" и "предпринимательство"" [1, 31].

Одно из современных определений предпринимательства выглядит так: "Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица" [2,313].

Предпринимательство (анг. business, франц. enterprise) как социально-экономическое явление имеет многовековую историю. Оно возникло на ранних стадиях развития общества, в момент зарождения разделения труда и обменных операций, а своего апогея достигло с расцветом рыночной экономики.

Понятие "предпринимательство" впервые употребил английский экономист конца XVII - начала XVIII вв. Ричард Кантильон. По его мнению, предприниматель - это человек, действующий в условиях риска. Источником богатства Р. Кантильон считал землю и труд, которые и определяют действительную стоимость экономических благ.

Позже известный французский экономист конца XVIII - начала XIX вв.Ж.Б. Сей (1762-1832) в книге "Трактат политической экономии" (1803) сформулировал определение предпринимательской деятельности как соединения, комбинирования трех классических факторов производства - земли, капитала, труда. Основной тезис Ж.Б. Сея состоит в признании активной роли предпринимателей в создании продукта. Доход предпринимателя является вознаграждением за его труд, способность организовать производство и сбыт продукции. Предприниматель, указывал он, - это лицо, которое берется на риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт.

В свое труде "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776) известный английский экономист Адам Смит также уделил внимание характеристике предпринимателя. Предприниматель, по мнению А. Смита, являясь собственником капитала, ради реализации определенной коммерческой идеи и получения прибыли идет на риск, поскольку вложения капиталов в то или иное дело всегда содержат в себе элемент риска. Предпринимательская прибыль и есть компенсация собственника за риск. Предприниматель сам планирует, организует производство, реализует выгоды, связанные с разделением труда, а также распоряжается результатами производственной деятельности. На рубеже XIX-XX вв. французский экономист Андре Маршалл (1907-1968) добавил к трем классическим факторам производства (земля, капитал, труд) четвертый фактор - организацию. С этого момента понятие предпринимательства расширяется.

Известный американский экономист Йозеф Шумпетер (1883-1950) в книге "Теория экономического развития" трактует понятие "предприниматель" как новатор. Функция предпринимателя, утверждает он, состоит в реализации нововведений.

Опираясь на вышеперечисленные определения, можно сказать, что предпринимательство - это свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательными актами), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимых для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязанностей перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами.

§ 2. Цели, задачи и функции предпринимательства


Чтобы успешно осуществлять свой бизнес, дееспособный гражданин или предпринимательская организация должны хорошо знать гражданское законодательство, регулирующее эту деятельность.

Гражданский кодекс РФ определяет сущность предпринимательской деятельности: самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке [3,23].

На этом основании можно выделить несколько характерных черт и особенностей предпринимательской деятельности:

самостоятельная деятельность дееспособных граждан и их объединений;

инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение потребностей других лиц и общества;

деятельность рисковая;

процесс, направленный на извлечение прибыли законным путем;

деятельность, осуществляемая лицами (физическими или юридическими), зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, то есть это деятельность, осуществляемая в соответствии с правовыми законодательными актами.

Главная цель предпринимательской деятельности - получение прибыли, представляющей разницу между ценой, которую покупатель платит за соответствующие товары (услуги), и затратами на удовлетворение предъявляемого спроса, то есть превышение выручки о реализации товаров (услуг) над расходами на их производство. Предприниматель стремится получить наибольшую прибыль в результате максимального удовлетворения определенных общественных потребностей. "В случае успеха в своей деятельности предприниматель получает предпринимательскую прибыль, в случае неудачи несет убытки, поэтому знания, опыт, умения идти на разумный риск - очень важны для любой фирмы и предприятия" [4,68]. Но получить прибыль предприятие может только в случае, если оно производит продукцию или услуги, которые реализуются, то есть удовлетворяют общественные потребности. Соподчиненность этих двух целей - удовлетворение потребности и получение прибыли - следующая: нельзя получить прибыль, не изучив потребности и не начав производить тот продукт, который удовлетворяет потребности.

Необходимо произвести продукт, который удовлетворит потребности и притом по такой цене, которая удовлетворила бы платежеспособные потребности. А приемлемая цена возможна только в том случае, когда предприятие выдерживает определенный уровень издержек, когда все затраты потребляемых ресурсов меньше, чем полученная выручка. В этом смысле прибыль - непосредственная цель функционирования предприятия и одновременно - результат его деятельности. Если предприятие не укладывается в рамки такого поведения и не получает прибыль от своей производственной деятельности, то оно вынуждено уйти из экономической сферы, признать себя банкротом либо добровольно, либо по требованию кредиторов.

В общем виде формулу прибыли можно представить в следующем виде:

П = В - (З + Н +Ш) (15)

где П - прибыль предприятия;

В - выручка от реализации созданной продукции;

З - затраты на производство и реализацию созданной продукции

Н - величина налогов, выплачиваемых предприятием

Ш - штрафные санкции

Выручка от реализации в свою очередь определяется по формуле

В = ∑ NiЦi (16)

               i-1

где Ni - количество произведенной и реализованной потребителям i-й продукции в натуральном выражении;

Цi - цена реализации i-й продукции, руб.;- количество позиций реализуемой продукции, шт.

Задачи предпринимательской деятельности

изучение рыночной ситуации, включающее исследование спроса, а также оценку возможностей действующих и потенциальных конкурентов;

обеспечение оптимального решения стратегических и тактических вопросов;

поддержание ликвидности организации, то есть постоянного наличия денежных средств, позволяющих осуществлять выплаты по обязательствам;

соблюдение экологических и этико-социальных требований, которые предусматривают ответственность предпринимателей перед обществом, покупателями, партнерами по бизнесу и др.

Функции предпринимательской деятельности

Общеэкономическая функция, которая объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей как субъектов рынка. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и доведение их до конкретных потребителей, что и предопределяет ее общеэкономическую функцию.

Ресурсная функция. Предпринимательская деятельность предполагает эффективное использование как воспроизводимых так и ограниченных ресурсов. Это трудовые ресурсы, земля, природные ресурсы, средства производства, научные достижения.

Творческо-поисковая функция. Это инновационная функция, связанная не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения целей.

Социальная функция. Проявляется в возможности каждого дееспособного гражданина быть собственником дела. Чем эффективнее функционируют предпринимательские организации, тем существеннее поступления их средств в бюджеты различных уровней и в государственные внебюджетные фонды, в то же время данная функция обеспечивает рост числа рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повышение уровня социального положения наемных работников.

Организаторская функция. Проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, в формировании предпринимательского управления. Организаторская функция особенно четко проявляется в быстром развитии малого и среднего предпринимательства.

С учетом направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов выделяют следующие виды предпринимательской деятельности:

. Производственное предпринимательство. Это процесс производства конкретных товаров, осуществления работ, оказания услуг для их реализации (продажи) потребителям (покупателям). Производственное предпринимательство может быть промышленным строительным, сельскохозяйственных и др.

. Коммерческое предпринимательство. Это деятельность на товарной стадии оборота капитала, которая охватывает обмен, распределение и потребление продукции (услуг). Определяющую роль здесь играют товарно-денежные и торгово-обменные операции и сделки по купле-продаже товаров.

. Финансовое предпринимательство. Это деятельность предпринимателей на денежной стадии оборота капитала, когда объектом сделок выступают специфические виды товара - наличные и безналичные деньги, валюта, ценные бумаги.

. Консультационное предпринимательство. Сущность данного вида предпринимательства заключается в том, что определенные лица - консультанты, являющиеся квалифицированными специалистами в какой-либо области, дают на платной основе советы и рекомендации другим предпринимателям или гражданам по вопросам своей компетентности.

Таким образом, предпринимательство - это новый тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении собственников предприятия, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты. Это, как правило, рисковое дело, но тот, кто не рискует не может в конце концов добиться успеха. Предприниматель, прежде чем решиться на создание собственного дела, должен произвести тщательные расчеты, хорошо изучить предполагаемый рынок сбыта и конкурентов, не пренебрегая при этом и собственной интуицией.

Глава 2. Формы и виды предпринимательской деятельности


§ 1. Типология предприятий


В зависимости от избранных критериев (форма собственности, размеры, функции, структура, степень предпринимательской деятельности, организационно-правовая форма) предприятия можно структурировать по-разному.

По форме собственности предприятия могут быть подразделены на частные и общественные (рис.1). Предприятия частного сектора экономики различаются в зависимости от того, одно или несколько лиц являются их владельцами; от ответственности за деятельность предприятия, способа включения единоличных капиталов в общий капитал предприятия. Общественный сектор экономики - это государственные (федеральные и субъектов Федерации) и муниципальные предприятия.

Рис. 1 Типология предприятий по формам собственности [разработано автором на основе данных 6]

Особняком стоит предпринимательская деятельность граждан (физических лиц) без образования юридического лица (имеются виду индивидуальные предприниматели, прошедшие государственную регистрацию). Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом.

Согласно закону "под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов." [5,465].

В зависимости от вида выпускаемой продукции (вида работ) предприятия разделяются на промышленные - по выпуску машин, оборудования, инструментов, добыче сырья, производству материалов, выработке электроэнергии и других средств производства; сельскохозяйственные - по выращиванию зерна, овощей, скота, технических культур; предприятия строительного комплекса, транспорта и связи.

В силу различных причин специализация предприятия не обязательно совпадает с административной структурой и основной специализацией отрасли. Например, во многих отраслях, не относящихся к машиностроению (строительной, металлургической, угле - и нефтедобывающих), имеются крупные заводы по производству машин и оборудования, его ремонту.

При использовании административно-организационного признака учитываются основной заявленный вид деятельности и принадлежность предприятия тому или иному ведомству или предпринимательскому союзу. Так, предприятия, выпускающие машиностроительную продукцию, будут учитываться в той отрасли, с которой они административно связаны: в строительной, угольной, металлургической и т.д.

По структуре предприятия делятся на узкоспециализированные, многопрофильные и комбинированные.

Узкоспециализированными считаются предприятия, которые изготавливают ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства, например, производят чугун, стальной прокат, литье, поковки для машиностроения, вырабатывают и поставляют электрическую и тепловую энергию, производят зерно, мясо и т.д.

Многопрофильные предприятия, которые чаще всего встречаются в промышленности и сельском хозяйстве, выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения. В промышленности они могут специализироваться одновременно на изготовлении компьютеров, морских судов, автомобилей, детских колясок, холодильников, станков, инструментов, перевозке грузов; в сельском хозяйстве - на выращивании зерна, овощей, фруктов, скота, кормов и т.д.

Комбинированные предприятия чаще всего встречаются в химической, текстильной и металлургической промышленности. Суть их в том, что один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии превращается (параллельно или последовательно) в другой, а затем - в третий вид.

Рис. 2 Типология организаций по степени предпринимательской деятельности [разработано автором на основе данных 6]

Потребительский кооператив - создается на основе добровольного объединения граждан и юридических лиц с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников путем объединения имущественных паевых взносов.

Общественные и религиозные организации - добровольные объединения граждан на основе общности интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей. Участники не отвечают по обязательствам организации, а предприятие - по обязательствам участников. Предпринимательская деятельность допускается только в соответствии с целями организации, например продажа книг Союзом писателей.

Фонды - создаются на основе добровольных взносов для реализации общественно полезных целей гражданами и юридическими лицами, которые не отвечают по обязательствам фонда, так же как фонд - по обязательствам своих учредителей.

Учреждения - создаются собственниками имущества для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера, финансируемых (полностью или частично) учредителем. Отвечают по обязательствам своими средствами, при их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник. Учреждение владеет и пользуется имуществом в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника.

Объединения юридических лиц (рис.3) - создаются по договору для защиты общих интересов и в целях координации и не отвечают по обязательствам членов, в то время как члены объединений отвечают в порядке, определенном в учредительных документах.

Рис.3 Основные формы объединений [разработано автором на основе данных 6]

Картель - простейшая форма монополистического объединения. В отличие от других, более устойчивых, форм монополистических структур (синдикаты, тресты, концерны) сохраняет финансовую и производственную самостоятельность. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов. Действует, как правило, в рамках одной отрасли. Затрудняет функционирование рыночных механизмов. Попадает под действие антимонопольного законодательства. В одних странах мира запрещены законом, в других, напротив, их формирование поощряется в целях реструктуризации промышленности, стандартизации материалов и комплектующих, ограничения конкуренции между мелкими фирмами.

Консорциум - организационная форма временного объединения независимых предприятий и организаций с целью координации их предпринимательской деятельности. Консорциум может создаваться для осуществления крупного капиталоемкого проекта или для совместного размещения займа. В международной торговле консорциумы создаются для совместной борьбы за получение заказов. Внутри консорциума роли распределяются таким образом, чтобы каждый участник работал в той сфере деятельности, где он достиг наивысшего технического уровня при наименьших издержках производства.

Концерн, одна из наиболее развитых форм монополистических объединений, характеризующаяся единством собственности и контроля. Преобладающая форма монополии в современных развитых капиталистических странах. Входящие в концерн предприятия подчиняются контролю финансовых магнатов, возглавляющих его.

Трест - одна из форм монополистических объединений, в рамках которой участники теряют производственную, коммерческую, а порой даже юридическую самостоятельность. Реальная власть в тресте сосредотачивается в руках правления или головной компании.

При необходимости ведения предпринимательской деятельности объединение преобразуется в хозяйственное общество (товарищество), либо создает ХО для этих целей. Учредительными документами объединения являются учредительный договор, подписываемый членами объединения, и устав, утверждаемый членами объединения. Структура устава включает: наименование с указанием на предмет деятельности и слово "Союз" или "Ассоциация", место нахождения; порядок управления деятельностью, состав и компетенцию органов управления и порядок принятия решений; сведения о судьбе имущества при ликвидации объединения. Члены объединения могут безвозмездно пользоваться его услугами.

По окончании финансового года член объединения вправе выйти из него или может быть исключен по решению остающихся участников в порядке, установленном учредительными документами. Выходящий (исключенный) член объединения несет субсидиарную ответственность по обязательствам объединения в течение двух лет с момента выхода.

Многообразие форм собственности является основой для создания различных организационно-правовых форм организаций.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК) все юридические участники предпринимательской деятельности независимо от отрасли производства имеют четко определенные организационно-правовые формы (рис.4) и могут осуществлять следующие виды деятельности:

производить продукцию;

выполнять работы;

оказывать услуги.

С экономической точки зрения эти три вида деятельности имеют одинаковый статус. В ГК предприятие не рассматривается в качестве субъекта предпринимательской деятельности, а используется термин "организация".

Рис.4 Организационно-правовые формы коммерческих организаций [разработано автором на основе данных 5]

Подводя итог по всему выше сказанному необходимо отметить, что в Российской Федерации структура организационно-правовых форм определена и прописана Гражданским кодексом РФ, который подразделяет всех участников предпринимательской деятельности по юридическому статусу на физическим и юридических, а по целям деятельности - на коммерческие и некоммерческие организации. В условиях рыночной экономики организационно-правовая форма является наиболее важным признаком классификации предприятий.

§ 2. Коммерческие организации


Статья 50 Гражданского кодекса РФ закрепляет, что "юридическими лицами в целом могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации)" [3,342].

Хозяйственные товарищества (ХТ) и хозяйственные общества (ХО) представляют собой коммерческие организации (предприятия) с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Различия между ХТ и ХО проявляются применительно к их более конкретным формам в способах их образования и функционирования, характеристиках субъектов, степени материальной ответственности этих субъектов и т.д. Хозяйственные товарищества могут существовать в двух формах: полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное).

В полном товариществе (ПТ) все его участники (полные товарищи) занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут полную материальную ответственность по его обязательствам своим имуществом. Каждый его участник может действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлен иной порядок. Прибыль полного товарищества распределяется между участниками, как правило, пропорционально их долям в складочном капитале. По обязательствам полного товарищества, его участники несут солидарную ответственность своим имуществом.

Товариществом на вере, или коммандитным товариществом (ТВ или КТ) признается такое, в котором наряду с полными товарищами имеются вкладчики (коммандитисты), не принимающие участия в предпринимательской деятельности товарищества и несущие ограниченную материальную ответственность в пределах внесенных ими вкладов. По существу, ТВ (КТ) является усложненной разновидностью ПТ.

Хозяйственные общества могут создаваться в России в формах обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, а также акционерных обществ.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) - это общество, уставный капитал которого разделен на доли участников, несущих материальную ответственность только в пределах стоимости внесенных ими вкладов. В отличие от товариществ в ООО создается исполнительный орган, осуществляющий текущее руководство его деятельностью.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) является, по существу, разновидностью ООО.

Его особенностями выступают: солидарная субсидиарная ответственность участников по обязательствам ОДО своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом в учредительных документах; разделение при банкротстве одного из участников ОДО его ответственности по обязательствам общества между другими участниками пропорционально их вкладам.

Акционерное общество (АО) - это общество, уставный капитал которого состоит из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами, и, соответственно, разделяется на это число акций, а его участники (акционеры) несут материальную ответственность лишь в пределах стоимости принадлежащих им акций (рис.5).

Акционерные общества подразделяются на открытые и закрытые (ОАО и ЗАО). Участники ОАО могут отчуждать свои акции без согласия других акционеров, а само общество имеет право проводить открытую подписку на выпускаемые акции и их свободную продажу.

В ЗАО акции распределяются по закрытой подписке только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, причем количество учредителей в российском законодательстве ограничивается 50 лицами.

Рис.5 Характеристика акций [разработано автором на основе данных 6].

Производственный кооператив (ПрК) представляет собой добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов (рис.6).

Рис.6 Типы кооперативов [разработано автором на основе данных 6].

Достоинствами хозяйственных товариществ являются объединение организационных усилий, а также материальных и финансовых средств участников, взаимодополнение и взаимозаменяемость участников в осуществлении предпринимательской деятельности, коллективизм в управлении, более высокая вероятность получения кредитов. К недостатку следует отнести сильную зависимость от партнеров и их способностей осуществлять предпринимательскую деятельность, солидарную и полную материальную ответственность (что, впрочем, может считаться достоинством с точки зрения кредитора), недостаточность, хотя и в меньшей степени, финансовых средств (отчасти это преодолевается в коммандитном товариществе).

Открытые акционерные общества отличают широкие возможности привлечения финансовых средств за счет продажи акций многочисленным покупателям, более качественный менеджмент, ограниченная материальная ответственность участников. Вместе с тем им присущи и недостатки, среди которых назовем возможность бюрократизации управления, спекулятивных операций и злоупотреблений, менее высокую оперативность деятельности, сильную зависимость от конъюнктуры фондового рынка.

Достоинствами государственных и муниципальных унитарных предприятий являются нацеленность на реализацию общественно значимых задач, более высокая степень защищенности, главным недостатком - ограниченная экономическая самостоятельность (особенно у казенных предприятий).

Индивидуальное предпринимательство обладает такими достоинствами, как простота организации и учета, широкая самостоятельность, мобильность, ярко выраженный стимул получения дохода. В числе недостатков - отсутствие значительных материальных и финансовых средств, трудности получения кредитов, полная материальная ответственность, экономическая уязвимость и слабая правовая защищенность, воздействие рэкета и т.п.

Подводя итоги по этой главе можно отметить, что действующие в российской экономике, согласно Гражданскому кодексу, формы организаций типологически максимально приближены к сложившимся в странах с развитой рыночной экономикой, несмотря на некоторые различия в терминологии. Так, присущее США деление деловых предприятий частного сектора на "единоличное владение" (индивидуальные фирмы), партнерства и корпорации во многом соответствует российскому делению на индивидуальное предпринимательство граждан, товарищества и акционерные общества (прежде всего ОАО). Отличие проявляется в статусе юридического лица российских товариществ и развитии таких промежуточных (смешанных) форм товариществ (партнерств) и корпораций, как ООО, ОДО, более характерных для Европы, чем для США.

Основное содержание коммерческого предпринимательства составляют операции и сделки по купле-продаже, другими словами - перепродаже товаров и услуг. Полем деятельности коммерческого предпринимательства служат товарные и торговые организации.

Некоммерческие организации составляют основную структуру гражданского общества. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Глава 3. Роль предпринимательства в рыночной экономике и пути содействия предпринимательству


§ 1. Роль предпринимательства и его необходимость


Исторически развитие производительных сил любого общества начиналось с мелкого производства. Эта форма производства, просуществовав тысячелетия, продолжает функционировать и до сих пор.

Однако на определенном этапе своего исторического движения мелкое производство раздваивается на нерыночную и рыночную части. Нерыночное производство это продуктов и услуг, предназначенных для конечного использования владельцами заведений, а также предоставляемых другим потребителям бесплатно или по ценам, не оказывающим значительного воздействия на спрос. Нерыночное производство направленно на удовлетворение личных потребностей производителя.

В системе национальных счетов стоимость выпуска нерыночных продуктов и услуг определяется в размере текущих затрат на их производство.

Мелкое производство, ориентированное на рынок, и осуществляемое самим собственником, одновременно являющимся работником и управленцем (наряду с другими участниками производства), и есть малое предпринимательство. В данном случае собственник, управленец (менеджер) и работник выступают в одном лице.

Во-первых, осуществляя новые разработки в области продуктов и технологий, выступают фактором снижения рыночной власти отдельных участников рынка, так как обеспечивают им равную доступность к своим достижениям.

Во-вторых, способствуя распространению через копирование передовых достижений, они стимулируют поиск новых способов приобретения конкурентных преимуществ, обуславливая тем самым развитие форм конкуренции.

В-третьих, выступая неким объединяющим потенциалом для отраслевой организации, они обеспечивают не только единство конкурентного поля, но и более быстрое накопление в отрасли элементов конкурентоспособности.

В-четвертых, представляя собой идеальную форму для кооперации усилий крупных производителей в решении отдельных проблем через совместное финансирование разработок и взаимодействуя в разных формах с большинством участников отраслевого рынка, малые инновационные предприятия способствуют развитию коммуникативных связей между ними, а через это - и выработке цивилизованных форм конкурентной борьбы.

Предпринимательство во всем мире играет важную роль. В Западной Европе, США и Японии оно представлено совокупностью многочисленных малых и средних предприятий, основная масса которых - мельчайшие предприятия с численностью работающих, не более 20 человек. Малые предприятия в этих странах обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволяет значительно сократить безработицу.

От характеристики роли предпринимательства в экономике перейдем к характеристике социально-экономической сущности предпринимательства.

Развитие общественного производства, особенно усилившиеся в эпоху промышленных революций XIX века, выражалось и в росте размеров производства, усложнении технологий и во все большем многообразии экономических связей. Для управления производством в новых условиях потребовались новые квалифицированные специалисты. Следствием всех этих качественных перемен явилось раздвоение функции собственника на собственника и управленца. Появился новый тип наемного работника - менеджер.

На теоретическом уровне этот исторический перелом был очень четко сформулирован К. Марксом - разделение капитала на две стороны: капитал как собственность и капитал как функция. Капитал как собственность через акционирование остается у хозяина производства, а функция капитала (самовозрастание стоимости) передается менеджеру [7, 201]. Эти коренные изменения не могли не отразиться и на самом понятии предприниматель, произошло сближение понятий предприниматель и управляющий фирмой. Так, на рубеже XIX-XX вв. начинается осознание значения и роли института предпринимательства. Французский экономист А. Маршалл первым добавил к трем классическим факторам производства (земля, капитал, труд) четвертый - организацию, являющуюся, как известно, первичной функцией любого менеджера. С этого времени понятие предпринимателя расширяется, как и его функции. Американский экономист Дж.Б. Кларк несколько видоизменил триединую формулу Ж. - Б. Сея. По его мнению, в процессе производства постоянно участвуют четыре фактора:

) капитал;

) капитальные блага (средства производства и земля);

) деятельность предпринимателя;

) труд рабочего [8,54]. При этом каждому фактору должна быть вменена специфическая доля производственной выручки: капитал приносит капиталисту процент, капитальные блага - ренту; предпринимательская деятельность - прибыль, а труд рабочего обеспечивает ему заработанную плату.

Другими словами, как писал Дж.Б. Кларк, "свободная конкуренция стремится дать труду то, что создается трудом, капиталистам - то, что создается капиталом, а предпринимателям - то, что создается функцией координирования" [8,40]. Эти теоретические новации мало чего добавляют к представлению о предпринимательстве, однако замечание Дж.Б. Кларка о координировании деятельности фирмы прямо относится к управленческой функции предпринимательства. В научной литературе под предпринимательством по большей части понимается поисковая, инициативного характера деятельность, обусловленная особыми способностями или склонностями человека. Одной из наиболее значимых в этом контексте работ является книга Йозефа Шумпетера "Теория экономического развития". В самом общем виде суть его концепции состоит в следующем. Предпринимательская деятельность есть функция по осуществлению новых комбинаций ресурсов (природных, материально-технических, трудовых, интеллектуальных), а предприниматель соответственно является носителем этой функции.

§ 2. Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики


На протяжении ХХ столетия формировалась и расширялась непосредственная предпринимательская деятельность государства, приобретал все большее значение государственный сектор в экономике. В развитых странах на предприятиях, принадлежащих государству, производится от одной пятой до трети валового национального продукта.

"Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск" [12,41]. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как:

обеспечение необходимых темпов роста,

сглаживание циклических колебаний,

поддержание занятости,

стимулирование научно-технического прогресса, и т.д.

Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего отрасли экономической инфраструктуры: энергетика, транспорт, связь.

Но не только это: государства осваивают программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса. "Государственные инвестиции в экономику, в отдельных странах достигли огромных размеров: в Швеции - до 1/4, Италии и Великобритании - до 1/3, в Австрии и Франции - свыше 40 % общего объема капитальных вложений. Практически на средства государства ведутся фундаментальные научные исследования" [14,27].

Располагая финансами, государство выступает по отношению к частному сектору в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку.

К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также:

предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуру,

помощь жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве,

проведение региональной политики создания в экономически отсталых районах промышленных предприятий,

увеличение числа рабочих мест,

охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий,

строительство очистных сооружений,

развитие фундаментальных научных исследований,

производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.

Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства, мотивы. Политические мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и неясной обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру.

Если исходить из мирового опыта, то все задачи, которые могут и должны разрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим:

. Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей.

. Стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций.

. Координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды.

. Создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение.

. Выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом.

. Поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.

Ни одна из перечисленных задач не может быть решена на уровне предприятия, корпорации, отрасли хозяйства или региона. Это прерогатива исключительно государства.

Подводя итог выше сказанного можно сказать том, что собственность такого рода предприятий есть форма обособления части государственного или муниципального имущества, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по обязательствам государства.

Заключение


На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Предпринимательство, как показывает опыт развитых стран, действительно является незаменимой силой хозяйственной динамики, конкурентоспособности и общественного процветания. Ведь предприниматель - это всегда новатор, внедряющий на коммерческой основе новые технологии, новые формы организации дела; инициатор соединения факторов производства в единый процесс производства товаров и услуг с целью получения прибыли; организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельности фирмы, определяющий стратегию и тактику поведения фирмы и принимающий на себя бремя ответственности за успех их поведения; человек не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения поставленной цели.

Современный предприниматель должен хорошо разбираться в сути экономических процессов, ориентироваться в изменяющейся обстановке, прогнозировать, рассчитывать вероятность тех или иных потерь, т.е. идти на риск сознательно. Комбинируя факторы производства, предприниматель должен выбирать наиболее оптимальный вариант, чтобы при минимальных издержках получить максимально возможную прибыль.

Все эти свойства предпринимателя составляют суть предпринимательского дела, направленного, в конечном счете, на приумножение общественного достояния, процветания рыночной экономики.

Переход к рыночным отношениям ставит перед нашим обществом множество сложных задач, среди которых важное место занимает предпринимательство.

Отсутствие собственного практического опыта предпринимательства заставляет заимствовать западный. Это естественно. Но при этом следует помнить замечание видного представителя российской научной мысли историка В.О. Ключевского. В 1911 г. он записал в своем дневнике: "Закон жизни отсталых государств или народов среди опередивших: нужда реформ назревает раньше, чем народ созревает для реформы. Необходимость ускоренного движения вдогонку к перениманию чужого наскоро". Действительно, попытки слепо копировать Запад во всем, что необходимо для развития рынка, не приведут к положительному результату. Необходимо приспособление, адаптация известных рыночных структур и институтов к своеобразным российским условиям. Скорее всего, следует ожидать наступления длительного периода, на протяжении которого новое поколение российских предпринимателей методом проб и ошибок будет осваивать практическую философию бизнеса. Пройдет немалое время, прежде чем можно будет говорить о сложившейся культуре предпринимательства, о предпринимательской этике, отвергающей любые пути нечестного извлечения прибыли.

Список использованной литературы


1) Друкер П.Ф. Рынок: как войти в лидеры. Практика и принципы. М., 1992. - 351 с.

) Азрилиян А.Н. Большой экономический словарь: Ин-т экономики, 1994. - 1472 с.

) Гражданский кодекс российской федерации Часть 1 п.1 ст.2.

) Нестеров А. А, Белоусов В. Д, Шептухина И.И. Экономическая теория, часть 2, 2006. - 131 с.

) Закон РФ №88-ФЗ от 14 июня 1995. - 465 с.

) Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие/ Под общей ред. проф. Г.Л. Багиева. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.231 с.

) Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 16. - 540 с.

) Кларк. Дж.Б. Распределение богатства. М., 1934. - 447 с.

) Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982. - 864 с.

) Шумпетер Й. История экономического анализа. СПб, 2000. - 1664 с.

) Макконнелл К., Брю С. Экономикс. М. 2001. - 400 с.

) Предпринимательский тип хозяйствования. М., 2002. - 16 с.

) Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство. М., 1991. Вып. 1. - 192 с.

)"Конкуренция и рынок" - журнал предпринимателя, №2, 2008 г. 41 - С.

) Горбунов А.А., Гайнулина Е.В. Организация предпринимательской деятельности. СПб.: Изд-во СПбГАСЭ, 2005. - 31с.

) Смирнов С. Поддержка российского предпринимательства. // Вопросы экономики. - 1999. - № 2. - 32 С.

) Малое предпринимательство в России 2007. Стат. сб. / Росстат. - М. 2008.

) Колганов А.И. Становление предпринимательства в переходной экономике России. - М.: Диалог-МГУ, 1997.167 - с.

) Дашков Л.П., Данилов А.И., Тютюкина Е.Б. Предпринимательство и бизнес. Москва, 1995. - 344 с.

) Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебник Москва: Инфра-М, 2008 г. - 608 с.

Похожие работы на - Формы предпринимательства в рыночной экономике

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!