Роль информационного ресурса в развитии современного общества
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по
дисциплине «Информатика»
Новороссийск
2010
Введение
Особенностью современного этапа развития
общества является переход от индустриального к информационному обществу. При
этом имеется ввиду, что значительная часть общества занята производством,
хранением, переработкой и реализацией информации, а также высшей ее формы -
знаний.
В информационном обществе акцент внимания и
значимости смещается с традиционных видов ресурсов на информационный ресурс,
который, хотя всегда существовал, не рассматривался ни как экономическая, ни
как иная категория; никто специально о нем не говорил и тем более не вводил
никаких определений.
Тема работы «Роль информационного ресурса в
развитии современного общества» весьма актуальна, т.к. информация - очень
важный элемент любой эпохи, тем более XXI века, потому и лозунг современности
гласит «кто владеет информацией, тот владеет миром».
Целью курсовой работы является исследование
современных информационных ресурсов общества. Для этого необходимо определить,
что такое информационные ресурсы, изучить их формирование и использование;
определить роль информационных ресурсов в современном обществе.
В практической части необходимо решить задачу в MS
Excel по формированию
формы калькуляции стоимости выпечных изделий, производимых хлебозаводом
«Колобок». А именно построить таблицы по приведённым данным, сделать вычисления
и результаты вычислений представить в виде таблицы и в графическом виде,
организовать межтабличные связи, сформировать и заполнить выходной документ.
При выполнении данной курсовой работы
использовался ПК с процессором Intel
Pentium Dual
CPU 2,21 ГГц и 2,00 ГБ
ОЗУ, с операционной системой Microsoft
Windows XP
Professional версия 2002 Service
Pack3. Для оформления
теоретической и практической части использовался пакет прикладных программ Microsoft
Office 2007: текстовый
редактор Microsoft
Word и табличный
процессор Microsoft
Excel.
1. Теоретическая часть
Основным предметом труда до ХХ века являлись
материальные объекты. Экономическая мощь государства измерялась материальными
ресурсами, которые оно контролировало. В конце ХХ века впервые в человеческой
истории основным предметом труда в общественном производстве промышленно
развитых стран становится информация, появляется принципиально новое понятие
«информационные ресурсы», которое вскоре стало новой экономической категорией
[1,с. 19].
1.1 Понятие информационного ресурса
Несмотря на широкое использование понятия
«информационный ресурс», в настоящее время отсутствует его общепринятое
определение, что делает проблематичным разработку эффективной политики любого
уровня по созданию информационных ресурсов и их промышленной эксплуатации в
интересах науки, техники, производства и управления.
Прежде всего, необходимо обратить внимание на то,
что понятие «информационный ресурс» возникло не в процессе переосмысления роли
информации во всех видах общественной деятельности, как утверждают многие, а в
результате внедрения в исследования по созданию и интеграции информационных
служб программно-целевого подхода.
В рамках программно-целевого подхода информация
рассматривается как один из видов ресурсов при реализации целевых программ
наряду с рабочей силой, материалами, оборудованием, энергией, денежными
средствами и т.д.
Т.е. информация стала рассматриваться как один
из видов ресурсов, потребляемых в общественной практике. Но включение
информации в состав ресурсов не снимает неопределенности термина
«информационный ресурс», поскольку нет однозначного подхода к тому, какую
информацию считать ресурсом, а какую не считать [2, с. 27].
Разные источники дают разное понятие
информационных ресурсов, однако, в Федеральном законе от 20.02.1995 года №24-ФЗ
«Об информации, информатизации и защите информации» информационные ресурсы -
"отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы
документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках
данных, других информационных системах)" [3,с.240].
Следует понимать, что документы и массивы
информации не существуют сами по себе. В них в разных формах представлены
знания, которыми обладали люди, создававшие их. Таким образом, определение
информационных ресурсов может звучать и так: "знания, подготовленные
людьми для социального и экономического использования в обществе и зафиксированные
на материальном носителе". Информационный ресурс имеет вид книг, журналов,
файлов, фотографий, отчетов, документов и т.д.
Информационные ресурсы характеризуются:
- тематикой (научная,
общественно-политическая, техническая, экономическая и т.д.);
- формой собственности
(государственные, муниципальные, частные);
- доступностью (открытая, секретная,
ограниченного использования);
- формой представления (текстовая,
изобразительная, звуковая);
- носителем (бумажный, электронный) [4,
с.9].
Основной особенностью информационных
ресурсов является то, что в отличие от других видов ресурсов (материальных,
природных и прочих) они практически неисчерпаемы; по мере развития общества и
роста потребления информации их запасы не убывают, а растут. В процессе
применения информационные ресурсы постоянно развиваются и совершенствуются,
избавляясь от ошибок и уточняя свои параметры.
1.2 Формирование и использование
информационных ресурсов
Для формирования и использования информационных
ресурсов необходимо создание единого информационного пространства. Единое
информационное пространство затрагивает все сферы деятельности в обществе,
охватывает все регионы и территории страны. Эффективное формирование и
использование информационных ресурсов возможно только в хорошо структурированном
информационном пространстве при наличии достаточных для поиска сведений о
составе, содержании и размещении доступных информационных ресурсов.
Без подробных сведений невозможно организовать
управление этими ресурсами и в целом информационной деятельностью.
Информационные ресурсы формируются в результате
деятельности, как органов государственной власти, так и государственных и
негосударственных предприятий, научных, учебных и общественных организаций. Они
включают информацию, знания, а также лингвистические средства, применяемые для
описания конкретной предметной области и для доступа к информации и знаниям [5,
с.12].
Информационные ресурсы являются объектами права
собственности. Отношения по поводу права собственности на информационные
ресурсы регулируется гражданским законодательством РФ. Физические и юридические
лица являются собственниками тех документов, массивов документов, которые
созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в
порядке дарения или наследования. Российская Федерация и субъекты РФ являются
собственниками информационных ресурсов создаваемых, приобретаемых,
накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, а
также полученных путем иных установленных законом способов. Собственник информационных
ресурсов пользуется всеми правами, предусмотренными законодательством РФ.
Формирование государственных информационных ресурсов осуществляется гражданами,
органами государственной власти, органами местного самоуправления,
организациями и общественными объединениями.
Государственные информационные ресурсы
формируются в соответствии со сферами ведения как: федеральные информационные
ресурсы; информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении РФ и
субъектов РФ; информационные ресурсы субъектов РФ [3, с. 240].
К государственным информационным ресурсам
относятся:
- ресурсы, создаваемые для обеспечения
деятельности органов государственной власти и вырабатываемые в результате этой
деятельности;
- ресурсы, создаваемые
негосударственными организациями по заказам и в интересах органов
государственной власти.
- К приоритетным государственным
информационным ресурсам можно отнести:
- правовую информацию, связанную с
построением правового государства;
- информацию о деятельности органов
государственной власти, в том числе о бюджетных расходах, обеспечивающую
возможность демократического контроля их деятельности;
- информацию о чрезвычайных ситуациях,
опасных природных явлениях и процессах, экологическую,
санитарно-эпидемиологическую и др., необходимую для безопасного существования
граждан, населения в целом, а также производственных объектов;
- открытую информацию о предприятиях и
организациях, поставляемую ими в соответствии с законодательством в
государственные органы;
- информацию, составляющую научный
потенциал и культурное наследие общества (просветительскую, научно-техническую,
литературно-художественную, музейную, архивную и пр.).
- Государственная политика в сфере
формирования информационных ресурсов и информатизации направлена на создание
условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения
оперативных задач социально-экономического развития. Основные направления
государственной политики в сфере информатизации является:
- обеспечение условий для развития и
защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;
- формирование и защита информационных
ресурсов;
- создание и развитие федеральных и
региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и
взаимодействия в едином информационном пространстве РФ;
- создание условий для качественного и
эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной
власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений
на основе государственных информационных ресурсов;
- содействие формированию рынка
информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий и средств их
обеспечения;
- формирование и осуществление единой
научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом
современного мирового уровня развития информационных технологий;
- создание и совершенствование системы
привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации
проектов информатизации;
- развитие законодательства в сфере
информационных процессов, информатизации и защиты информации [6, с. 15-16].
В ходе становления рыночных отношений
значительная часть информационных ресурсов формируется в негосударственном
секторе экономики, которые в настоящее время доминируют на рынке деловой и
коммерческой информации. Как показывает международная практика,
негосударственные структуры зачастую существенно опережают государственные в
тех случаях, когда имеется платежеспособный спрос на определенные виды
информационных продуктов и услуг. В этом секторе создаются базы и банки данных,
предназначенные чаще всего для использования в экономической и социальной
сферах; это, прежде всего, финансовая, банковская, биржевая, коммерческая, а
также справочная, культурно-историческая и другие виды информации [7, с.
210-213].
Государственные и негосударственные
информационные ресурсы должны образовать систему совместных информационных
ресурсов, использующих как традиционные информационные технологии и носители
информации, так и автоматизированные базы и банки данных. Эта систем должна
быть открыта для включения в нее по мере необходимости создаваемых
информационных ресурсов.
Решение проблем использования информационных
ресурсов во многом определяет эффективность и целесообразность создания и
эксплуатации тех или иных информационных ресурсов и, в конечном счете, уровень
информатизации общества. Обеспечения доступа к информации для всех слоев
общества, для всех граждан и организаций признается ключевой задачей
информатизации и построения информационного общества, как на международном, так
и на национальном уровне.
1.3 Роль информационных ресурсов в
современном обществе
информационный ресурс калькуляция
стоимость
Роль информационного ресурса в развитии
современного общества огромна ведь газеты, радио, телевидение, мобильная связь
и, конечно, Интернет - они формируют наше представление о мире.
Информационные ресурсы значительно упрощают нашу
жизнь, делают ее более мобильной, способствуют высокой эффективности,
выполняемой нами работой; в общем, они являются хорошим помощником в
современной жизни общества.
Огромную роль в жизни современного общества
играют информационные ресурсы Internet,
ведь в основе сети Internet
в первую очередь лежит доступ к огромным ресурсам информации. Появление тысяч
новых сайтов и обновление уже имеющихся происходят ежедневно. Причем возможности
сети так велики, что описание ряда существующих ресурсов дает лишь
поверхностное, приближенное представление о них.
Каталог информационных ресурсов Internet
описывает основные подходы к поиску и использованию информации в различных
предметных областях: законодательстве и трудоустройстве, иммиграции и общении,
культуре и искусстве и т.д.
Сайты, посвященные деловой информации, занимают
очень значительное место в Internet.
Любая крупная поисковая система или электронный каталог имеет в своем составе
множество разделов, посвященных экономическим новостям, электронной коммерции,
информации о разнообразных компаниях и т.д.
Электронная почта является самым массовым
средством электронных коммуникаций Internet,
через нее можно получить доступ практически ко всем ресурсам Internet,
а так же информационным ресурсам других сетей.
Важным в современном обществе является
становление правового государства, поэтому возникла необходимость обеспечения
юридических и физических лиц правовой информацией. Эта информация должна быть
прокомментирована, приближена к пользователю и порядок ее получения должен быть
предельно упрощен. Здесь особая роль принадлежит Президенту РФ и Министерству
юстиции РФ, на которые возложено формирование информационных фондов правовой
информации и организация доступа к ним организаций и граждан, а также
Министерству культуры РФ, которое контролирует сеть библиотек, непосредственно
обслуживающих население.
Государственные информационные ресурсы РФ
являются открытыми и общедоступными, за исключением отнесенной законом к
категории ограниченного доступа. К информации открытого типа относятся:
- законодательные и другие нормативные
акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов
местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права и
обязанности граждан;
- документы, содержащие информацию о
чрезвычайных ситуациях необходимую для обеспечения безопасного функционирования
населенных пунктов, производственных объектов и населения в целом;
- документы, содержащие информацию о
деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления,
об использовании бюджетных средств и других ресурсов, о состоянии экономики, за
исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;
- документы, накопленные в открытых
фондах библиотек, архивов, информационных систем органов государственной власти
[8, с.62].
Т.к. информационные ресурсы все больше и больше
укрепляют свои позиции в современном обществе, и без них человечество уже не
представляет свое существование, встает вопрос о достоверности и защите
информационных ресурсов.
Международный опыт подтверждает актуальность
проблем информационной безопасности для обеспечения национальной безопасности
любого государства. Информационное взаимодействие субъектов в едином
информационном пространстве наряду с правовым обеспечением требует принятия
организационных и технических мер защиты информации. Эти меры должны
предусматривать:
- предотвращение утечки, утраты и
подделки информации;
- предотвращение несанкционированных
действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию
информации;
- предотвращение других форм
незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы,
обеспечение правового режима информации и документации как объекта
собственности;
- обеспечение прав хозяйствующих
субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и
применении информационных систем, информационных технологий и средств их
обеспечения;
- подготовку кадров и их обучение для
создания служб информационной безопасности в федеральных и региональных
системах.
1.4 Заключение
В информационном обществе основой развития
становится информационный ресурс, а также средства его обработки и доставки
потребителю.
Обобщая изученную тему можно сказать, что
информационные ресурсы - это вся накопленная информация об окружающей нас
действительности, которая зафиксирована на материальных носителях или в любой
другой форме, обеспечивающей передачу во времени и пространстве между
различными потребителями для решения любых задач.
Перспективы развития информационных ресурсов
огромны, т.к. современное общество постоянно совершенствуется, познает новые
грани мира, развивает науку и технику.
2. Практическая часть
.1 Общая характеристика задачи
Хлебозавод «Колобок» осуществляет деятельность,
связанную с выпечкой и продажей хлебобулочных изделий. Данные, на основании
которых выполняется калькуляция стоимости выпеченных изделий, приведены на рис.
1 и рис. 2.
. Построить таблицы по приведенным ниже данным.
. Результаты вычислений представить в виде
таблицы, содержащей расчет стоимости выпеченных изделий (рис. 2), и в
графическом виде.
. Организовать межтабличные связи для автоматического
формирования калькуляции стоимости выпеченных изделий.
. Сформировать и заполнить форму калькуляции
стоимости (рис. 3).
Расход продуктов
Компоненты
выпечки
|
Стоимость
изготовления 1 кг компонента, руб.
|
Бисквит
|
15,00
|
Тесто
песочное
|
7,00
|
Крем
сливочный
|
25,00
|
Крем
масляный
|
23,00
|
Глазурь
|
12,00
|
Рис. 1. Данные о стоимости компонентов выпечных
изделий
Стоимость выпечных изделий
Изделие
|
Состав
|
Количество
компонента в изделии, кг
|
Стоимость
изготовления 1 кг компонента, руб.
|
Стоимость
компонента в изделии, руб.
|
Пирожное
бисквитно-кремовое
|
Бисквит
|
0,30
|
|
|
|
Крем
масляный
|
0,10
|
|
|
|
Глазурь
|
0,05
|
|
|
Пирожное
песочное со сливочным кремом
|
Тесто
песочное
|
0,20
|
|
|
|
Крем
сливочный
|
0,10
|
|
|
Рис. 2. Расчет стоимости выпечных изделий
Рис. 3 Форма калькуляции стоимости выпечных
изделий
2.2 Описание алгоритма решения
задачи
. Запустить табличный процессор MS
Excel.
. Создать книгу с именем «Колобок для курсовой».
. Лист 1 переименовать в лист с названием Расход
продукта.
. На рабочем листе Расход продукта MS
Excel создать таблицу
данных о стоимости компонентов выпечных изделий.
. Заполнить таблицу расхода продуктов исходными
данными (Рис. 4)
Рис. 4 Расположение таблицы «Расход продуктов»
на рабочем листе Расход продукта MS
Excel
. Лист 2 переименовать в лист с названием
Стоимость выпечных изделий.
. На рабочем листе Стоимость выпечных изделий MS
Excel создать таблицу, в
которой будет содержаться стоимость выпечных изделий.
. Заполнить таблицу «Стоимость выпечных изделий»
исходными данными (Рис. 5)
Рис. 5 Расположение таблицы « Стоимость выпечных
изделий» на рабочем листе Стоимость выпечных изделий MS
Excel
9. Разработать структуру шаблона таблицы
«Калькуляция стоимости выпечных изделий» (Рис. 6).
колонка
электронной таблицы
|
наименование
|
тип
данных
|
формат
данных
|
|
|
|
длина
|
точность
|
изделие
|
текстовый
|
50
|
|
С
|
состав
|
текстовый
|
50
|
|
D
|
стоимость
компонента в изделии, руб.
|
числовой
|
10
|
2
|
Рис. 6 Структура шаблона таблицы «Калькуляция
стоимости выпечных изделий
. В таблице «Расход продуктов» на листе Расход
продуктов выделить ячейки А3:В7, присвоить диапазону имя «расход», щелкнув
правой кнопкой мыши и выбрав пункт имя диапазона.
. Заполнить графу Стоимость изготовления 1 кг
компонента, руб. таблицы «Стоимость выпеченных изделий», находящейся на листе
Стоимость выпечных изделий следующим образом:
занести в ячейку D3
формулу: =ВПР(B3;расход;2;0)
Размножить введенную в ячейку D3
формулу для остальных ячеек (с D4
по D7) данной графы.
Таким образом, будет выполнен цикл, управляющим
параметром которого является номер строки.
. Заполнить графу Стоимость компонента в
изделии, руб. таблицы «Стоимость выпечных изделий», находящейся на листе
Стоимость выпечных изделий следующим образом:
Занести в ячейку E3
формулу: = C3*D3
Размножить введенную в E3
формулу для остальных ячеек (с E4
по E7) данной графы.
Результат вычислений представлен на Рис. 7.
Рис. 7 Результат вычислений таблицы
«Стоимость выпечных изделий» на рабочем листе Стоимость выпечных изделий MS
Excel
. При помощи мастера диаграмм представим
результаты вычислений таблицы «Стоимость выпечных изделий» в графическом виде
(Рис. 8).
Рис. 8 Графическое представление результатов
вычислений
14. Лист 3 переименовать в лист с названием
Калькуляция.
. На рабочем листе Калькуляция MS
Excel создать форму
калькуляции стоимости выпечных изделий.
. Заполнить таблицу «Калькуляция стоимости
выпечных изделий» исходными данными (Рис. 9).
Рис. 9 Форма калькуляции
17. В таблице «Стоимость выпечных изделий» на
листе Стоимость выпечных изделий выделить ячейки В3:Е7, присвоить диапазону имя
«стоимость».
. Заполнить графу Стоимость компонента в
изделии, руб. таблицы «Калькуляция стоимости выпечных изделий», находящейся на
листе Калькуляция следующим образом:
Занести в ячейку D12
формулу: =ВПР(C12;стоимость;4;0)
Размножить внесенную в ячейку D12
формулу для остальных ячеек (D13;
D14 и D16;
D17) данной графы.
В ячейку D15
занести формулу: =СУММ(D12:D14)
В ячейку D18
занести формулу: =СУММ(D16:D17).
Результаты заполнения формы калькуляции
отображены на Рис. 10.
Рис. 10 Расположение формы калькуляции
стоимости выпечных изделий на рабочем листе Калькуляция MS
Excel
Список использованной литературы
1.
Информационные системы и технологии в экономике и управлении: Учебник /Под ред.
проф. В.В.Трофимова - М.: Высшее образование, 2006. - 480 с.
.
Веревченко А.П., Горчаков В.В., Иванов И.В, Голодова О.В. Информационные
ресурсы для принятия решений - Учебное пособие для вузов - М.: Академический
проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2008. - 560 с.
.
Большой юридический энциклопедический словарь. Под ред. Барихина А.Б. 2-е
издание перераб. И доп. - М.: Книжный мир, 2008. - 792 с.
.
Информационные системы в экономике: учебник для вузов, обучающихся по
экономическим специальностям и специальностям экономики и управления /Под ред.
Титоренко Г.А. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 463 с.
.
Голицина О.Л., Максимов Н.В., Попов И.И. Информационные системы: учебное
пособие для вузов - М.: Форум: ИНФРА-М, 2007. - 465 с.
.
Акулов О.А., Медведев Н.В. Информатика: базовый курс: Учебник для студентов
вузов, бакалавров, магистров, обучающихся по направлениям «Информатика и
вычислительная техника» /Акулов О.А., Медведев Н.В. - М.: Омега-Л, 2008. - 552
с.
.
Фридланд А.Я. Основные ресурсы информатики пособие для студентов высших учебных
заведений - М.: Астрель-АСТ Профиздат, 2006. - 283 с.
.
Информатика в экономике: Учебное пособие /Под ред. проф. Одинцова Б.Е., проф.
Романова А.Н. - М.: Вузовский учебник, 2008. - 478 с.
.
Симонович С.В., Евсеев Г.А. Word,
Excel и другие офисные
средства - М.: ОЛМА Медия Групп; ОЛМА ПРЕСС Экслибрис, 2008. - 416 с.