Бюджетная реформа

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    240,53 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Бюджетная реформа















Бюджетная реформа

Оглавление

Введение

Глава 1.

.1 Изменения в бюджетной системе РФ с 1998 по 2008 гг

.2 Реформы бюджетной системы с 2008 года

.3 Задачи бюджетной политики в области расходов в социальной сфере

Глава 2. Социальные расходы в Нижегородской области с 2008 по 2011 гг

.1 Общая статистика расходов на социальную политику

.2 Статистика социальных расходов по статьям

.3 Параметры областного бюджета с 2009 по 2011 гг

Глава 3. Проблемы социальных расходов и возможные пути их решения

Заключение

Список литературы

Введение


Действовавший в течение многих десятилетий механизм управления общественными финансами в нашей стране в целом обеспечивал централизацию финансовых ресурсов в бюджетную систему государства и использование их для выполнения функций, возложенных на государственные и муниципальные органы власти. Однако следует отметить, что этот механизм был создан и приспособлен для централизованного управления экономическими и социальными процессами в стране.

Изменения политического строя и экономических основ государства, нашедшие отражение в Конституции 1993 г., новые задачи, стоящие перед бюджетной системой, четко высветили недостатки действующего механизма управления общественными финансами. Главный недостаток - этот механизм ориентирован не на управление результатами, а на управление затратами.

Цель проведения этих реформ:

поддержание макроэкономической и финансовой стабильности в государстве;

обеспечение выполнения и создание условий для оптимизации расходных обязательств всех уровней власти в стране;

повышение отдачи от бюджетных ассигнований и достижение на этой основе более высокого экономического и социального эффекта;

формирование налоговой системы, стимулирующей экономический рост и обеспечивающий необходимый уровень доходов бюджетной системы;

оптимизация управления государственным долгом и финансовыми активами;

обеспечение прозрачности, стабильности финансовой системы и финансовых институтов страны.

Бюджетные реформы проводились и продолжают проводиться по трем по следующим важнейшим направлениям:

реформирование межбюджетных отношений;

реформирование бюджетного процесса;

реформирование бюджетной сети.

 

 

Глава 1

 

.1 Изменения в бюджетной системе РФ с 1998 по 2008 гг

бюджетный социальный расход налоговый

Бюджетная реформа в Российской Федерации реализуется в несколько этапов:этап - укрепление системы исполнения бюджета; создание достоверной отчетности об исполнении бюджета, основанной на кассовом методе учета; обеспечение внешнего контроля за исполнением бюджета.этап - приведение в соответствие расходных обязательств публично-правовых образований с их финансовыми возможностями.этап - переход на среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результат; составление отчетности о финансовом положении публично-правовых образований на базе учета, основанного на методе начисления; внедрение процедур внутреннего контроля и аудита.

Первый этап бюджетной реформы был ознаменован принятием в 1998 г. и вступлением в силу с 2000 г. Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В тот период времени стояли, казалось бы, элементарные задачи: создать систему, обеспечивающую исполнение бюджета с соблюдением требований закона и соответственно создать отчет об исполнении бюджета. Для достижения этих задач были созданы соответствующие инструменты: Федеральное казначейство и Счетная палата.

Посредством казначейского исполнения федерального бюджета были отлажены процедуры санкционирования расходов, обеспечено создание единого счета федерального бюджета, внедрен контроль за принимаемыми обязательствами, создан реестр участников бюджетного процесса и, наверное, самое главное - создан отчет об исполнении бюджета.

В результате, впервые в истории России отчет об исполнении бюджета за 1999 г. был принят в форме федерального закона с представлением в Государственную Думу заключения на него со стороны Счетной палаты.

Другим результатом этого этапа реформы стало выявление существенных проблем в тех вопросах, которые лежат в основе бюджетных правоотношений, а именно, в полномочиях публично-правовых образований. Отсутствие четкого разграничения этих полномочий приводило, во-первых, к тому, что Российская Федерация принимала большое количество законов, порождающих расходные обязательства, исполнять которые приходилось субъектам и муниципалитетам. Во-вторых, как следствие первого, образовался значительный объем расходных обязательств не обеспеченных финансовыми ресурсами, причем граждане не могли понять, кто же, в конечном счете, должен им осуществлять те или иные выплаты, платить пособия, возмещать расходы по некоторым видам услуг и т.д. Все это привело к тому, что, в-третьих, возникло огромное количество судебных исков к казне Российской Федерации за неисполнение принятых законов.

Поэтому начало II этапа бюджетной реформы можно отнести к 2004 г., когда Федеральным Собранием Российской Федерации были приняты фундаментальные изменения в бюджетном законодательстве (БК, № 120-ФЗ от 20.08.2004 г.), а также в законах, устанавливающих полномочия публично-правовых образований (№ 95-ФЗ от 04.07.2003 г.; № 131-ФЗ от 06.10.2003 г.), и законах, определяющих порядок исполнения расходных обязательств публично-правовых образований (№122-ФЗ от 22.08.2004 г.)

В результате на смену длительным и безуспешным попыткам создания (в масштабах всей страны) системы минимальных государственных стандартов, предназначенных для установления на их основе нормативов финансовых затрат, необходимых для формирования расходной части всех бюджетов бюджетной системы, пришел принцип формирования расходов бюджетов, изложенный в ст. 65 Бюджетного кодекса, который устанавливает, что формирование расходов бюджетов всех уровней осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Такой подход к формированию бюджета приводит к необходимости более взвешенного подхода к рассмотрению законопроектов порождающих расходные обязательства, создает возможность сделать прогноз расходов не на один год, а на тот период, в котором они будут действовать и соответственно спрогнозировать сбалансированность бюджета публично-правового образования в среднесрочной перспективе.

Как только выстроилась эта конструкция: публично-правовые образования, полномочия, принимаемые обязательства и расходы бюджета для оплаты этих обязательств, так сразу же в 2004 г. было принято еще одно из самых главных решений - в Бюджетном кодексе были устранены положения, которые предусматривали, что расходные обязательства исполняются только в пределах предусмотренных законом о бюджете ассигнований.

В настоящее время можно условно говорить о третьем этапе бюджетной реформы, который направлен на совершенствование управления общественными финансами. Основная задача этою этапа - переход к среднесрочному бюджетированию, ориентированному на результат.

Если на первом этапе, надо было наладить процесс исполнения бюджета, ввести систему учета, основанную на кассовом методе, то сегодня этого недостаточно. Необходимо создать систему учета, основанную полностью на методе начислений, совершенствовать имеющийся инструментарий - план счетов бюджетного учета и разрабатывать стандарты учета и отчетности.

Если на первом этапе важно было внедрить процедуры внешнего контроля, то на третьем этапе необходимо создание и развитие систем внутреннего контроля и аудита.

Если раньше нужно было навести элементарный порядок в бюджетном хозяйстве, то в настоящее время необходимо новое качество управления общественными финансами. Надо работать над определением цели и оценкой результатов расходования бюджетных средств, создавать системы мониторинга, внутреннего аудита, научиться сравнивать финансовое положение с положением публично-правовых образований и учреждений аналогичных структур, существующих в коммерческом секторе. Это - совсем другой подход. Все больше следует анализировать положительный опыт управления финансами, выработанный коммерческим сектором, и применять этот передовой опыт в сфере публичных финансов.

К настоящему времени, весь Бюджетный кодекс построен исходя из того, что в центре всех бюджетных правоотношений стоит ведомство, оно же главный администратор бюджетных средств.

Администратор бюджетных средств действует от имени публично-правового образования. Он администрирует доходы публично-правовых образований в виде налогов и доходов от использования имущества, являясь администратором доходов, администрирует публичные расходы в виде расходов на оплату обязательств, вытекающих из законов, принимает расходные обязательства, вступая в гражданско-правовые отношения от имени публично-правового образования и заключает договора. Администратор бюджетных средств, действуя от имени собственника, формирует в конечном итоге финансовый результат публично-правового образования. Особым администратором, например, на федеральном уровне выступает Федеральное казначейство, на имя которого открыт единый счет федерального бюджета. Такое закрепление ролей очень похоже на организационную структуру любой корпорации. Отличие заключается в том, что если для хозяйственной корпорации применим принцип - разрешено все, что не запрещено законодательством, то для всех участников бюджетного процесса, разрешено только то, что прямо разрешено. Все участники бюджетного процесса обладают ограниченной или специальной правоспособностью. Если не предусмотрено какое-то действие в каком-либо нормативном акте, то это действие запрещено.

Важно подчеркнуть, что в отличие от редакции Кодекса 2004 г., в которой главным было появление института расходных обязательств, в редакции Кодекса 2007 г. главная новация - трехлетний бюджет.

Во-первых, удлинение горизонта бюджетного планирования необходимо по макроэкономическим причинам, чтобы все участники бюджетного процесса, инвесторы понимали, какого рода макроэкономическая ситуация будет складываться в зависимости от той или иной бюджетной политики на ближайшие три года.

Во-вторых, еще большее значение удлинение горизонта бюджетного планирования имеет для главных распорядителей бюджетных средств и бюджетных учреждений (для участников бюджетного процесса), т.е. на микроуровне.

Кроме того, такой подход к формированию бюджета позволяет решать другие задачи, к которым относится:

·              проверка правительственных и законодательных решений на предмет их соответствия среднесрочной и долгосрочной финансовой стратегии государства;

·              обеспечение преемственности бюджетного процесса и повышение фискальной дисциплины;

·              повышение прозрачности и эффективности бюджетного процесса.

Все эти задачи являются чрезвычайно актуальными на нынешнем этапе бюджетных реформ в России.

При этом важно отметить, что хотя термины «многолетний бюджет» и «многолетний финансовый план» часто используют как синонимы, их отличие заключается в том, что только многолетний бюджет, принятый законом, создает правовые последствия, в том числе в виде права для принятия расходных обязательств (заключение договоров).

Другой важный момент - это закрепление в Бюджетном кодексе закрытого перечня всех видов бюджетных ассигнований, которые различаются своим правовым статусом и отражением в бюджете. Статья 69 «Бюджетные ассигнования» в новой редакции является сердцевиной Бюджетного кодекса, и в совокупности со ст. 69.1,69.2 и 70 регулирует вопросы формы бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг.

Собственно эти услуги могут быть исполнены самим публично-правовым образованием посредством создания бюджетного учреждения, и тогда должна формироваться бюджетная смета и открываться лицевой счет в казначействе. В этом случае мы имеем дело с бюджетными ассигнованиями нa выполнение функций бюджетных учреждений.

С другой стороны, государственная (муниципальная) услуга третьему лицу может быть профинансирована через предоставление субсидии производителю услуги, не являющемуся бюджетным учреждением (автономные учреждения и т.д.). Здесь возникают совсем другие экономические потоки, совсем другие взаимоотношения публично-правового образования с тем, кто предоставляет эту услугу. Эти отношения перестают быть исключительно бюджетно-правовыми.

При этом во всех случаях оказания государственных (муниципальных) услуг появился новый инструмент - государственное (муниципальное) задание, содержание которого стало регулироваться бюджетным законодательством (ст. 69.2 Кодекса).

Кроме того, Бюджетный кодекс заложил основу расширения самостоятельности главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств. Согласно нормам Кодекса главным распорядителям бюджетных средств могут быть предоставлены права по более или менее подробной детализации ассигнований по кодам бюджетной классификации в сводной бюджетной росписи для тех или иных подведомственных им распорядителям или получателям бюджетных средств.

Важно отметить, что в соответствии с Бюджетным кодексом, основным инструментом организации бюджетного процесса, позволяющим соблюдать установленные законодателем бюджетные ограничения, продолжает оставаться сводная бюджетная роспись. Смысл новых подходов в использовании этого инструмента состоит в необходимости четкого разграничения полномочий финансового органа и главных распорядителей бюджетных средств. Из сводной бюджетной росписи федерального бюджета с 2008 г. исключена так называемая «поквартальная разбивка», поскольку это было не что иное, как кассовый план или кассовые (но не бюджетные) ограничения. Причем, как кассовый план эта поквартальная разбивка в бюджетной росписи никогда реально не работала, потому что не была сбалансирована. Можно было внести изменения в роспись по расходам в любой из кварталов, но не сбалансировать ни с доходами, ни с источниками в этот же отрезок времени. Таким образом, распределение бюджетных ассигнований по кварталам только загромождало роспись.

Финансовый орган должен с 2008 г. контролировать внесение изменений в роспись только по тем позициям, которые зафиксированы в законе о бюджете, то есть на уровне целевой статьи и вида расходов сводной бюджетной росписи. Остальная часть бюджетных ассигнований по расходам, распределенная по кодам экономической классификации, не относится к сводной бюджетной росписи.

По-новому перед финансовыми органами и администраторами бюджетных средств Кодекс поставил задачу кассового планирования. Теперь кассовый план - это самостоятельный, наряду с бюджетной росписью, инструмент организации исполнения бюджета. Главная задача финансового органа в ходе исполнения бюджета, помимо контроля за соблюдением бюджетных ограничений всеми участниками бюджетного процесса, состоит в том, чтобы следить за кассовым планом и всегда держать необходимый финансовый ресурс для того, чтобы иметь возможность исполнить денежные обязательства, предъявляемые к оплате.

Следующая новация Кодекса с 2008 г. - бюджетная смета, новый инструмент в руках главных администраторов бюджетных средств по управлению подведомственными ему получателями бюджетных средств. Бюджетная смета дает возможность главному распорядителю с любой степенью детализации регулировать финансовую деятельность бюджетного учреждения. Это зависит от того, какие права будут даны руководителям бюджетных учреждений.

В течение 2008 г., в рамках переходных положений Бюджетного кодекса все участники бюджетного процесса должны отладить свои внутренние организационные процедуры таким образом, чтобы не было сбоев при составлении и исполнении бюджета. К необходимым мероприятиям относятся: создание и внедрение эффективной системы финансовой информации, обеспечивающей своевременное предоставление менеджерам на всех уровнях иерархии необходимых им сведений в удобной для них форме; создание действенной системы внутреннего аудита, способной стать главным средством, обеспечивающим недопущение нарушений и повышение эффективности управления расходами, а также изменение объекта внешнего аудита: перенос акцента с проверки соблюдения целевого назначения бюджетных средств, достоверности финансовой отчетности и выполнения требований нормативно-правовых актов на оценку функционирования системы внутреннего контроля и аудита эффективности бюджетных расходов; и многое другое.

Успех бюджетной реформы, предполагающей наделение бюджетных менеджеров широкими полномочиями по управлению расходами и результатами, будет зависеть от создания и укрепления институтов, регулирующих их поведение в процессе закупок товаров, работ и услуг, иерархическую и публичную подотчетность, открытость для общественности всех операций и решений в рамках выполнения конкретных функций, поддержание и совершенствование систем внешнего контроля, создание систем внутреннего контроля и аудита.

 

.2 Реформы бюджетной системы с 2008 года


Бюджетная система РФ - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Реформы БС направлены на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации.

Целью реформ бюджетного процесса (процесс по составлению и рассмотрению бюджетов и контролю за ними) является создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.

Ядром новой организации бюджетного процесса должна стать модель бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования. Ее суть - распределение бюджетных ресурсов между получателями бюджетных с достижения конкретных результатов в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах долгосрочных объемов бюджетных ресурсов ("потолков" расходов).

За последние годы наиболее значимой реформой стало разделение стабфонда. Стабилизационный фонд РФ - часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой.

С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд (3 069 млрд руб.) и Фонд национального благосостояния (782,8 млрд руб.). Общий объём средств, которые будут зачисляться на счёт нефтегазового трансферта: на 2010 год - 4,5 % от ВВП, а после 2010 года данный объём фиксируется в размере 3,7 % ВВП.

Фонд национального благосостояния предназначен для софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Резервный фонд создан в целях осуществления нефтегазового трансферта (объем нефтегазовых доходов от ВВП: 2010 - 4,5%, 2011 - 3,7%) в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта. На 1 января 2011 составил 775,21 млрд. рублей, что эквивалентно 25,44 млрд. долларов США.

С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

С 2007 года действует Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления в РФ:

Укрепление финансовой самостоятельности субъектов РФ

Создание стимулов для:

Увеличения качества управления финансами- увеличение доходов субъектов РФ

Повышение прозрачности региональной и муниципальных финансов

Оказание методологической и консультационной помощи субъектами РФ в целях повышения эффективности управления качества муниципальных и государственных финансов, а также в целях реализации реформы местного самоуправления.

Для проведения реформы бюджетной системы с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года установлен переходный период. Порядок применения действующих в настоящее время в бюджетной сфере нормативных документов, а также многочисленные мероприятия, которые планируется провести в ходе этого периода, обозначены в статье 33 Закона № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

На 2009 - 2012 годы в рамках реализации бюджетной реформы поставлена задача реализации таких важных механизмов и принципов функционирования бюджетной системы страны, как обеспечение эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств, ориентация их использования на конечные результаты деятельности государственных учреждений, внедрение процедур внутреннего контроля аудита.

Данная задача решается по следующим направлениям:

Организация перспективного бюджетного планирования. Начиная с 2008 года, федеральный бюджет, а также бюджеты большинства субъектов РФ планируется не только на текущий, но и на два последующего года. ( в связи с кризисом временно приостановлено планирование)

Повышение эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств

Совершенствование системы стимулирования работников бюджетных учреждений на конечный результат их основной деятельности. Так, с 01.12.2008 г. все государственные бюджетные учреждения страны переводятся на новые условия оплаты труда. Новая система оплаты труда работников государственных учреждений имеет целью достичь более полного соответствия стоимости труда указанных работников их квалификации, объему, сложности, интенсивности и результативности их труда, а также приведение системы дифференцирования размеров заработной платы в зависимости от должностей и категорий работников в соответствие с уровнем, сложившимся в народном хозяйстве страны в целом.

1.3. Задачи бюджетной политики в области расходов в социальной сфере

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 гг. от 25 мая 2009 г. одной из основных задач государства обозначено «устойчивое выполнение социальных обязательств». В этих целях был обозначен ряд основных задач. Проанализируем эти задачи с точки зрения необходимости проведения государственного финансового контроля расходов средств федерального бюджета в отраслях социальной сферы и комплексного контроля бюджета.

«Обеспечить исполнение социальных обязательств. При этом надо добиться большей адресности предоставления социальной помощи, услуг и льгот». Этот пункт касается государственного финансового контроля расходов на социальную сферу, так как для начала необходимо оценить текущее состояние социальной помощи и ее адресатов путем оперативного контроля, затем посредством предварительного контроля проанализировать новый порядок ее предоставления, и в заключение проверить эффективность по результатам принятых мер.

«Ограничить размеры бюджетного дефицита в целях сохранения макроэкономической стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие годы». Здесь речь идет о комплексном финансовом контроле исполнения федерального бюджета, а также оперативном контроле над исполнением бюджета во избежание роста дефицита.

«Перейти к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля».

В данном случае необходимо применение новых методов контроля, в частности, проведение аудита эффективности бюджетных расходов. Именно методологией финансового контроля должны быть разработаны обозначенные индикаторы.

«Целесообразно в максимальной степени реализовать программно-целевой принцип планирования и исполнения бюджета. Основную часть бюджета должны составлять долгосрочные государственные программы (прежде всего программы развития инфраструктуры), федеральные и ведомственные целевые программы, приоритетные национальные проекты. Контроль над целевым расходованием бюджетных средств должен сопровождаться содержательным анализом достигнутых результатов».

В Бюджетном послании, таким образом, присутствует прямое указание на необходимость совершенствования финансового контроля расходов в социальной сфере.

«Определить оптимальные формы поддержки реального сектора экономики и финансовой системы». Данный пункт несет в себе общий макроэкономический смысл любой стабильно функционирующей экономики, так как именно реальный сектор является ее основой. Без развития экономики невозможно проведение сбалансированной социальной политики.

«Обеспечить кардинальное повышение качества предоставления гражданам государственных услуг, модернизацию сети оказания услуг гражданам за счет бюджетных средств. Требуется развитие, в том числе в рамках приоритетных национальных проектов и государственных программ, современных форм организации предоставления образовательных, медицинских, социальных услуг в государственном секторе, обеспечение их оплаты за реальный результат, завершение внедрения новых систем оплаты труда работников соответствующих учреждений». В данном пункте необходимость проведения ГФК расходов в отраслях социальной сферы обусловлено тем, что именно в ходе контроля выявляется положительный эффект от вложенных средств и целесообразность перехода к национальным проектам.

«Усовершенствовать механизмы государственных закупок за счет применения современных процедур размещения заказов». Осуществление крупных госзакупок контролируется Счетной палатой Российской Федерации в рамках отдельных контрольных мероприятий.

«Определить экономически оправданный уровень налоговой нагрузки и структуру налогов». Контроль собираемости налогов осуществляется Федеральной налоговой службой, а комплексный анализ бюджета - и на стадии предварительного контроля Счетной палаты, при этом оцениваются предполагаемые объемы бюджетных доходов и их структура, на основе этого делаются выводы об эффективности.

«Обеспечить сбалансированность расходных полномочий и ресурсов для их обеспечения на каждом уровне публичной власти, установить ответственность за неэффективное расходование средств, создать стимулы для расширения собственного доходного потенциала». ГФК призван выявлять и пресекать неэффективное расходование государственных средств, а также проверять необходимость предоставления субсидий из бюджета.

«Завершить формирование надежной и сбалансированной пенсионной системы».

Пенсионная система является особым объектом ГФК, проводится контроль на всех стадиях бюджетного процесса, касающегося бюджета Пенсионного фонда РФ.

«Определить и реализовать комплекс мер по созданию «безбарьерной» среды для инвалидов». В этой части проводится комплексная оценка расходов бюджета Фонда социального страхования.

Таким образом, можно сделать вывод, что все обозначенные в Бюджетном послании задачи так или иначе касаются ГФК расходов в отраслях социальной сферы или же комплексного финансового контроля, а некоторые пункты непосредственно посвящены контролю.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 гг. особо отмечалось, что по итогам 2009 г. удалось сохранить социальную стабильность, смягчить социальные последствия кризиса, обеспечить рост объемов государственной поддержки наименее защищенных категорий граждан, прежде всего пенсионеров, стабилизировать уровень безработицы.

Основная задача на 2011-2013 гг. была сформулирована как проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов. В этой связи можно отметить, что оценить соответствие проводимой политики поставленным задачам в бюджетной сфере призван государственный финансовый контроль.

В целом было обозначено пять основных задач.

. Обеспечение макроэкономической стабильности.

. Координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования, что, как уже было отмечено ранее, связано с задачами ГФК.

. Обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов. В этой связи актуальным становится внедрение аудита эффективности в работе контрольных органов.

. Разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций.

. Повышение качества человеческого капитала. В рамках формируемых государственных программ должна быть продолжена работа по приоритетным национальным проектам. В этом пункте ГФК расходов в социальной сфере поможет скоординировать нормативные и программные расходы.

Несколько ключевых вопросов расходования средств федерального бюджета касаются социальной политики.

. Повышение эффективности социальной защиты населения.

. Оценка возможностей повышения фондов оплаты труда работников бюд жетной сферы и денежного довольствия военнослужащих.

. Развитие образования, здравоохранения и социального обслуживания.

В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации одна из основных целей бюджетной политики в 2011-2013 гг. - была реализация Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г.

Сохраняется особое значение ассигнований на социальные цели, обеспечение сбалансированности пенсионной системы, с которой связаны наиболее острые вопросы бюджетной устойчивости. В 2010 г. доля трудоспособного населения составила 62 % от общей численности россиян, а доля населения пенсионного возраста - 22 %.

По прогнозу Минэкономразвития России, к 2030 г. численность трудоспособного населения сократится до 52 %, а доля населения пенсионного возраста возрастет до 27 %.

Это связано с продолжающимся в последние годы ухудшением демографической ситуации. Финансирование пенсий будет требовать больше ресурсов для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

В федеральном бюджете запланированы ассигнования на выполнение в полном объеме принятых обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций, предусмотрена индексация зарплат работникам бюджетной сферы и военнослужащим.

Однако следует отметить слабую направленность социальной политики на поддержку нуждающихся граждан. В этой связи и в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 гг. в среднесрочной перспективе потребуется повысить адресность предоставления помощи. Это позволит увеличить защищенность нуждающихся в поддержке государства.

Приоритетом бюджетной политики, как уже было отмечено, становятся расходы на здравоохранение в целях повышения качества человеческого капитала. Повышение страховых взносов на 2 % принесет в систему обязательного медицинского страхования порядка 460 млрд рублей в ближайшие два года.

Таким образом, можно заключить, что в последнее время, особенно в ситуации выхода из кризиса, государство стало уделять больше внимания вопросам государственного финансового контроля. Повышается значимость контрольных мероприятий Счетной палаты Российской Федерации, которая теперь более оперативно реагирует на проблемы общества, проводя внеплановые проверки.

 

 

Глава 2. Социальные расходы в Нижегородской области с 2008 по 2011 гг

 

.1 Общая статистика расходов на социальную политику


Расходы бюджета Нижегородской области на социальную политику в 2009 году составили 22 млрд. 7,608 млн. рублей, что составляет 21,3% от общих расходов бюджета, сообщает пресс-служба губернатора и правительства области.

В 2008 году, согласно уточненному плану, расходы на эти цели составили 14 млрд. 966 млн. 378 тыс. рублей.

Таким образом, рост к 2008 году составил 47%. В 2010 году расходы на социальную политику составят 23 млрд. 527 млн. 155 тыс. рублей, в 2011 году - 25 млрд. 866 млн. 499 тыс. рублей.

Рисунок 1 - расходы на социальную политику

 

 

.2 Статистика социальных расходов по статьям


Расходы по статье национальная безопасность и правоохранительная деятельность согласно уточненному плану на 2008 год составили 4 млрд. 43 млн. 216 тыс. рублей, в 2009 году - 4 млрд. 586 млн. 906 тыс. рублей (рост 13,4%), в 2010 году - 4 млрд. 911 млн. 21 тыс. рублей, в 2011 году - 5 млрд. 109 млн. 490 тыс. рублей.

Рисунок 2 - расходы по статье «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность»

Расходы по статье национальная экономика согласно уточненному плану на 2008 год составили 13 млрд. 416 млн. 346тыс. рублей, в 2009 году - 17 млрд. 825 млн. 711тыс. рублей (рост 32,9%), в 2010 году - 11 млрд. 821 млн. 109тыс. рублей, в 2011 году - 11млрд. 89 млн. 20 тыс. рублей.

Рисунок 3 - расходы по статье «Национальная экономика»

Расходы по статье жилищно-коммунальное хозяйство согласно уточненному плану на 2008 год составили 3 млрд. 466 млн. 406 тыс. рублей, в 2009 году составят 3 млрд. 565 млн. 669 тыс. рублей (рост на 2,9%), в 2010 году - 3 млрд. 323 млн. 422 тыс. рублей, в 2011 году - 3 млрд. 694 млн. 714 тыс. рублей.

Рисунок 4 - расходы по статье «ЖКХ»

Расходы по статье охрана окружающей среды согласно уточненному плану на 2008 год составили 205 млн. 961тыс. рублей, в 2009 году 227 млн. 64тыс. рублей (рост на 10,2%), в 2010 году - 241 млн. 401тыс. рублей, в 2011 году - 259 млн. 688тыс. рублей.

Рисунок 5 - расходы по статье «охрана окружающей среды»

Расходы по статье образование согласно уточненному плану на 2008 год составили 4 млрд. 335 млн. 448 тыс. рублей, в 2009 году - 5млрд. 293 млн. 743 тыс. рублей (рост на 22,1%), в 2010 году - 6 млрд. 59 млн. 42 тыс. рублей, в 2011 году - 6 млрд. 244 млн. 855 тыс. рублей.


Расходы по статье культура, кинематография, средства массовой информации согласно уточненному плану на 2008 год составили 1 млрд. 4 млн. 474 тыс. рублей, в 2009 году - 1 млрд. 193 млн. 48 тыс. рублей (рост на 18,8%), в 2010 году - 1 млрд. 361 млн. 97 тыс. рублей, в 2011 году - 1млрд. 457 млн. 663 тыс. рублей.

Рисунок 7 - расходы по статье «Культура, средства СМИ»

Расходы по статье здравоохранение, физическая культура и спорт согласно уточненному плану на 2008 год составили 7 млрд. 136 млн. 345 тыс. рублей, в 2009 год - 8 млрд. 541 млн. 380 тыс. рублей (рост 19,7%), в 2010 году - 8 млрд. 651 млн. 513 тыс. рублей, 2011 году - 9 млрд. 173 млн. 829 тыс. рублей.

Рисунок 8 -расходы по статье «Здравоохранение, физическая культура и спорт»

Межбюджетные трансферты согласно уточненному плану на 2008 год составили 25 млрд. 849 млн. 945 тыс. рублей, в 2009 году - 33 млрд. 976 млн. 248 тыс. рублей (рост 31,4%), в 2010 году - 32 млрд. 95 млн. 339 тыс. рублей, в 2011 году - 31 млрд. 752 млн. 424 тыс. рублей.

Рисунок 8 -межбюджетные трансферы

 

.3 Параметры областного бюджета с 2009 по 2011 гг


В соответствии с последними изменениями параметры областного бюджета были следующими: доходы в 2009 году составили 97,8 млрд. рублей, расходы - 103,3 млрд. рублей. Дефицит бюджета составил 5,5 млрд. рублей.

В 2010 году доходы составили 109,5 млрд., расходы также 109,5 млрд. рублей, в том числе условно утверждаемые расходы - 11 млрд. рублей. В 2011 году доходы и расходы были запланированы в сумме 128,5 млрд. рублей, в том числе условно утверждаемые расходы 26,7 млрд. рублей.

Доходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2009 году были запланированы в сумме 123,8 млрд. рублей. Однако, по словам Владимира Иванова, после поступления федеральных средств они составили более 125 млрд. рублей. Расходы консолидированного бюджета в 2009 году были запланированы в сумме 129,3 млрд. рублей, дефицит - 5,5 млрд. рублей.

На 2010 год доходы и расходы были в сумме 140,6 млрд. рублей, на 2011 год - доходы и расходы были в сумме 165,9 млрд. рублей. Кроме того, в бюджете региона на 2009 год инфляция была заложена в размере 11%.

Рисунок 9 - параметры областного бюджета Нижегородской области

 

Глава 3. Проблемы социальных расходов и возможные пути их решения


На протяжении многих лет бюджет Нижегородской области остается социально направленным, несмотря на то, что в 2003-2005 году исполнялся с дефицитом т.е. расходы бюджета превышают его доходы Так, в 2003 году доля расходов областного бюджета на социальную сферу в целом составляла 26,3 %, в 2004 году - 35,2%, в 2005 - 36,2 %. Следовательно, расходы на социальную сферу занимают большую часть среди всех расходов. В 2006 году, в связи с новым разграничением расходных полномочий, доля расходов на социальную сферу увеличилась до 43,1 %.

Невозможность большего выделения средств из областного бюджета на социальную сферу заключается также в том, что Нижегородская область обременена большим объемом государственного долга и ежегодно закладывает большие средства на его обслуживание, не говоря уже о его погашении.

Важнейшим резервом повышения эффективности функционирования систем образования, здравоохранения и социальной защиты населения является бюджетная политика в области более рационального распределения расходов бюджетов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Анализ финансирования бюджетной сферы Нижегородской области показывает, что немаловажной проблемой является низкая эффективность бюджетных расходов на социальную сферу. Для ее решения должна быть пересмотрена структура бюджетных расходов. Иначе говоря, должны быть решительно пересмотрены соотношения отдельных статей бюджетного финансирования. Последние годы, как известно, бюджеты всех уровней финансировали практически исключительно только статьи заработной платы, стипендий и соответствующих социальных начислений, что привело к значительному обветшанию зданий, учебно-методических пособий и материалов, имеющееся оборудование физически и морально устаревает, недоступным становится применение новых форм и методов в образовании, лечения и оздоровления населения, снижается уровень и качество предоставления услуг населению.

Разумеется, структура бюджетных расходов не может не зависеть от общих объемов бюджетного финансирования вышеуказанной сферы, поскольку до сих пор уровень оплаты труда работников этих сфер остается одним из наиболее низких по отраслям народного хозяйства. Однако в связи с введением новых приоритетных национальных проектов

Российской Федерации, которые направлены в частности и на повышение заработной платы, увеличение льгот и поощрения работников сфер «образования» и «здравоохранения», я думаю можно во всей своей остроте поставить вопрос о расставлении приоритетов между «незарплатными» статьями бюджетного финансирования. То есть увеличить объем выделяемых средств именно на реконструкцию и ремонт зданий, более современное оснащение оборудованием и так далее.

На сегодняшний день бюджет не способен взять на себя полностью расходы на содержание социальной сферы. С другой стороны, государство обязано защищать интересы населения и обеспечить ему получение всего набора социальных услуг, а потому полностью перейти на самофинансирование объекты социальной инфраструктуры не могут.

Поэтому, мне кажется, целесообразным представляется развитие сосуществования нескольких форм финансирования, как государственных, так и частных фондов и на федеральном уровне, и на уровне субъекта Федерации и на уровне муниципального образования. Важная роль в решении этой проблемы должна быть отведена стимулированию предприятий, которые тоже могли бы взять на себя часть расходов на содержание объектов социальной инфраструктуры (благотворительность, меценатство).

Заключение


Расходы бюджета Нижегородской области на социальные нужды в 2008 году составили почти 30 млрд. рублей.

Расходы на социальные нужды составили 41% от общего объема бюджета.

В 2008 году из областного бюджета финансировалась 41 целевая программа социальной направленности на общую сумму 18,1 млн. рублей. Началась реализация программы совершенствования кардиохирургической помощи населению.

Кроме того, было запланировано повышение заработной платы бюджетникам с 1 сентября 2008 года на семь процентов.

В 2013 году 22,7 млрд. рублей направит правительство Нижегородской области на социальную политику. Об этом сегодня на заседании, посвященном рассмотрению проекта закона «Об областном бюджете на 2013 год», сообщила министр образования Ольга Сулима. В процентном соотношении ко всему бюджету области расходы на эту статью составят 22,9%.

В частности, 87,8 млрд. рублей планируется направить на ежемесячные выплаты семьям, в которых родился третий ребенок до достижения им возраста 3 лет.

Кроме того, сохранятся социальные выплаты 29 видов льготным категориям граждан, которых на территории Нижегородской области насчитывается порядка 1,5 млн. человек.

Список литературы


1.       Конституция Российской Федерации

.         Гражданский кодекс РФ

.         Бюджетный кодекс Российской Федерации: По состоянию на 1 января 2004 года. - Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2004. - 187 с.

.         Бюджетный кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями на 1 августа 2003 г. - М.: Велби: Проспект, 2003. - 160с.

.         Бюджетный кодекс Российской Федерации: С изм. и доп. на 15 апреля 2003 г. - М.: Велби: Проспект, 2003. - 160 с.

.         Постановление Правительства РФ от 15 марта 1999 г. N 292 "О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2000 год и проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год", параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2002 года и прогноза основных характеристик и структуры доходов и расходов федерального бюджета до 2002 года" (с изменениями от 5 июля, 2 августа 1999 г.)

.         Программа Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. №1101-р).

.         Основные направления бюджетной политики на 2011 г. и плановый период 2012 и 2013 гг.

.         Федеральный закон "О государственном прогнозировании, индикативном планировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации"

.         Акперов И.Г. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: Учебное пособие для вузов / И.Г. Акперов, И.А. Коноплева, С.П. Головач. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 350 с.: ил.

.         Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 687с.

.         Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 539 с.

.         Бюджетная система России: Учебное пособие для студ. вузов, обуч. по экон. спец. / Авт.: Г.Б. Поляк, А.А. Астахов, Л.А. Вафина и др.; Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 540 с.

.         Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - 2-е изд., испр. и перераб. - М.: Юрайт, 2000. - 615 с.

.         Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для студ. вузов / Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. - 3-е изд., испр. и перераб. - М.: Юрайт-Издат, 2003. - 838 с.

.         Бюджетный кодекс Российской Федерации : с измен. и доп. на 1 ноября 2001г. - М.: Проспект, 2001. - 153 с.

.         Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов / П.И. Вахрин. - М.: Дашков и К*, 2002. - 342 с.

.         Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для студ. вузов, обуч. по экон. спец. / П.И. Вахрин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и К*, 2004. - 344 с.

.         Вышегородцев М.М. Управление бюджетом: Курс лекций / М.М. Вышегородцев. - М.: Дело и Сервис, 2002. - 159 с.

.         Годин А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие / А.М. Годин, И.В. Подпорина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К*, 2002. - 338 с.

.         Государственные и муниципальные финансы: Учебник для студ. вузов / А.Я. Быстряков, Т.Д. Викулина, В.Ф. Воля и др.; Под. общ. ред. И.Д. Мацкуляка. - М.: Изд-во Рос. акад. гос. службы, 2003. - 680 с.

.         Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебное пособие для студ. вузов, обуч. По спец. "Финансы и кредит", "Бух. учет, анализ и аудит", "Мировая экономика" / Г.М. Колпакова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 496 с.

.         Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для студ. вузов / И.Н. Мысляева. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 268с. - (Высш. образование).

.         http://www.vgoroden.ru/?id=237485.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!