Бюджетирование обычных видов деятельности промышленного предприятия на примере ООО 'Деталис'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    148,96 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Бюджетирование обычных видов деятельности промышленного предприятия на примере ООО 'Деталис'

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

1.  Теоретические аспекты бюджетирования

1.1 Понятие и сущность бюджета

.2 Виды и особенности бюджетов

.3 Формирование бюджета

.4 Анализ и контроль за исполнением бюджета

. Бюджетирование на промышленном предприятии

2.1 Особенности бюджетного процесса в промышленности

.2 Составление сводного бюджета промышленного предприятия

3. Бюджетирование обычных видов деятельности на примере ООО «Деталис»

.1 Общая характеристика ООО «Деталис»

.2 Составление сводного бюджета в ООО «Деталис»

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

В условиях развивающихся рыночных отношений в нашей стране предприятие получило юридическую и экономическую самостоятельность. Эффективное управление производственной деятельностью предприятия все более зависит от уровня информационного обеспечения его отдельных подразделений и служб.

Планирование и контроль результата деятельности предприятия стали невозможными без формирования бюджета как основного инструмента гибкого управления предприятием, обеспечивающего точной, полной и своевременной информацией высшее руководство. В бюджете предприятия находят свое отражение результаты планирования и контроля в виде плановых, ожидаемых и фактических данных и отклонение фактических показателей от плановых. С его помощью разрабатывается стратегия эффективного развития промышленного предприятия в условиях конкуренции и нестабильности, анализируется и контролируется работа предприятия. Поэтому бюджет служит важным инструментом руководства при разработке мероприятий по достижению целей предприятия.

Особо следует выделить бюджетирование как важнейшее связующее звено между стратегическим и оперативным управлением всеми хозяйственными операциями, направленное на координацию экономических процессов предприятия и, как следствие, на повышение его конкурентоспособности. Этим и обуславливается его актуальность.

Цель настоящей работы на базе бухгалтерского и управленческого учета рассмотреть бюджетное планирование деятельности предприятия, а также закрепить теоретические знания практическими расчетами на примере ООО «Деталис».

Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:

·        Понятие и сущность бюджета;

·        Рассмотреть виды и особенности бюджетов;

·        Рассмотреть формирование бюджета;

·        Рассмотреть анализ и контроль за выполнением бюджета;

·        Рассмотреть особенности бюджетного процесса в промышленности;

·        Рассмотреть составление сводного бюджета промышленного предприятия на примере ООО «Деталис».

Объектом данной работы является промышленное предприятие по изготовлению деталей для автомобилей - ООО «Деталис».

Бухгалтерский учет ведется по автоматизированной системе с применением универсальной программы по бухгалтерскому учету для персональных ЭВМ 1С Бухгалтерия 8, а также с использованием информационной системы «Консультант Плюс» и «Главбух-Инфо». Регистрами синтетического учета являются главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, анализ счета; регистрами аналитического учета - карточка счета, оборотно-сальдовая ведомость по счету.

Предметом исследования является бюджетирование обычных видов деятельности на промышленном предприятии ООО «Деталис».

Теоретической базой исследования явились труды отечественных специалистов в области бухгалтерского и управленческого учета Дугельский А.П., Комаров В.Ф., Волкова О.Н., Рыбакова О.В., Палия В. , Вандер, Вила Р.и другие.

Глава 1. Теоретические аспекты бюджетирования

1.1 Понятие и сущность бюджета

сводный бюджет промышленный

Возникновение бюджета связано с зарождением и формированием государства, использующего его в качестве основного инструмента обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения социально-экономической политики.

Сложность выяснения сущности бюджета, прежде всего, связана с тем, что данный термин используется для обозначения различных по своей природе явлений. Одно из них выражает совокупность финансовых отношений, обусловленных существованием основного централизованного денежного фонда страны. Другое - связано с формой практического использования бюджетных отношений, с законодательным оформлением соответствующего финансового документа.

Рассматривать бюджет в качестве финансовой, а соответственно, и экономической категории товарного хозяйствования позволяют реальные и объективные отношения, возникающие на стадии стоимостного перераспределения, обусловленные необходимостью обеспечения непрерывности воспроизводства, как одного из способов функционирования финансов.

Совокупность денежных отношений государства с предприятиями, учреждениями, населением, а также между органами государственной власти, связанных с образованием и использованием на общественные потребности основного централизованного фонда, формирует внутреннюю структуру этого фонда и равнозначно, понятию "бюджетные отношения".

В Бюджетном Кодексе РФ бюджет определен как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

По экономической сущности государственный бюджет это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. По материально-вещественному воплощению - это фонд денежных средств, по плановой форме - финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов.

Основные функции бюджета:

планирования видов деятельности, обеспечивающих достижения цели создания организации;

координация различных видов деятельности и отдельных подразделений для достижения наилучших финансовых результатов деятельности организации в целом;

стимулирование руководителей всех рангов в достижения целей своих центров ответственности;

контроль и оценка текущей деятельности;

Разработка бюджета состоит из следующих этапов:

постановка задачи и сбор информации, необходимой для разработки бюджета;

изучения и анализ имеющейся информации; обобщения и анализ фактических результатов прошлого периода; расчет научно обоснованных показателей деятельности предприятия; формирования бюджета;

экспертиза и оценка бюджета;

принятие и оценка бюджета.

Бюджетирование - процесс согласования и координации краткосрочных и среднесрочных коммерческих, производственных, хозяйственных планов развития предприятия на базе финансово-экономической экспертизы достижимости и целесообразности управленческих решений посредством формирования бюджета предприятия.

Бюджетирование позволяет руководству организации с очень сильной вероятностью оценить эффективность принимаемых решений, оптимальным образом распределить ресурсы предприятия, намечать пути развития персонала и предприятия, а также избегать кризисных ситуаций.

Бюджетирование может рассматриваться как одна из целей организации, но в, то, же время система бюджетирования должна реализовывать несколько поставленных целей в зависимости от временных границ их функционирования, сферы применения и степени детализации.

 

.2 Виды и особенности бюджетов

 

Бюджет может иметь бесконечное количество видов и форм. В отличие от формализованных отчета о прибылях и убытках или бухгалтерского баланса, бюджет не имеет стандартизированной формы, которая должна строго соблюдаться. Структура бюджета зависит от того, что является предметом бюджета, размера организации, степени, в которой процесс составления бюджета интегрирован с финансовой структурой предприятия, от квалификации и опыта разработчиков. В зависимости от периода, на который составляется бюджет, различают оперативные, текущие и перспективные бюджеты. Очень широко применяются непрерывные бюджеты. Их сущность заключается в том, что по мере того, как заканчивается месяц или квартал, к бюджету добавляется новый. Этим обеспечивается постоянное двенадцатимесячное планирование.. Кроме того, часто используется так называемый скользящий вариант, когда бюджет, составленный, скажем, на год или квартал, корректируется каждый месяц.

По широте номенклатуры затрат разделяют бюджеты функциональный и комплексный. Функциональный бюджет разрабатывается по одной (или двум) статьям затрат - например, бюджет оплаты труда персонала и т.д. Комплексный бюджет разрабатывается по широкой номенклатуре затрат - например, бюджет производственного участка, бюджет административно-управленческих расходов и т.п. По методам разработки различают фиксированный и гибкий бюджеты. Фиксированный бюджет не изменяется от изменения объемов деятельности предприятия - например, бюджет расходов по обеспечению охраны предприятия.

Таким образом, специфика российской действительности определяет типы бюджетов, которые, несмотря на общие закономерности и принципы организационного построения, чрезвычайно разнообразны. Их можно классифицировать по признакам представленным в приложение №1, таблице №1.

.3 Формирование бюджета

 

Формирование бюджета - это процесс, формирования финансовых показателей деятельности предприятия, оформленных в основные операционные и бюджетные документы.

Процесс формирования условно делится на две составные части:

- подготовка операционного бюджета;

-   подготовка основных бюджетных документов.

При составлении бюджетов необходимо использовать документы, по форме и структуре приближенные к документам бухгалтерской (финансовой) отчетности, что значительно упрощает процесс бюджетирования.

Программное обеспечение и современные компьютерные технологии позволяют значительно облегчить трудоемкий процесс бюджетирования и применять в расчетах и прогнозах комбинации экспертных, статистических методов и сценарный анализ. Процесс формирования бюджета представлен в приложении №1, рис.1.

Техника составления бюджета предусматривает 9-11 шагов, последовательность формирования бюджета определяется руководителем предприятия. Применительно к практике отечественных предприятий следует придерживаться схемы формирования бюджетов из одиннадцати последовательных шагов (см. приложение №1, рис.2):

.Составление бюджета продаж - первый и самый ответственный шаг, так как оценка объема продаж влияет на все последующие бюджеты.

Факторы, влияющие на прогноз объема продаж:

- Объем продаж предшествующих периодов;

-   Производственные мощности;

-   Зависимость продаж от общеэкономических показателей, уровня занятости, цен, уровня личных доходов и т.д.;

-   Относительная прибыльность продукции;

-   Изучение рынка, рекламная компания;

-   Ценовая политика, качество продукции;

-   Конкуренция;

-   Сезонные колебания;

-   Долгосрочные тенденции продаж для различных товаров.

Бюджет продаж должен отражать квартальный или месячный объем продаж в натуральных и стоимостных показателях. Цены на продукцию должны планироваться с учетом ожидаемой инфляции.

. Расчет коммерческих расходов должен соотносится с объемом продаж. Он производится по группам расходов, учитывая типы продукции, типы покупателей, географию сбыта, вид торговли (реализации).

. Бюджет производства - представляет собой план выпуска продукции в натуральных показателях, составляется исходя из бюджета продаж. При его составлении необходимо учитывать производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов, величину внешних закупок и др.

. Необходимый объем выпуска продукции определяется следующим образом: предполагаемый запас готовой продукции на конец периода плюс объем продаж за данный период и минус запас готовой продукции на начало периода.

.Бюджет прямых затрат на материалы - формируется исходя из объема закупок сырья и материалов, из ожидаемого объема их использования и предполагаемого уровня запасов.

Алгоритм расчета объема закупок таков:

Объем закупок = объем использования + запасы на конец периода - запасы на начало периода.

.Бюджет прямых затрат на оплату труда - зависит от вида продукции, трудоемкости изготовления и расценок на оплату труда за один час работы.

.Бюджет общепроизводственных накладных расходов - включает все затраты, связанные с производством продукции, за исключением затрат на материалы и прямых затрат на оплату труда.

Общепроизводственные цеховые расходы включают в себя постоянные и переменные части. Постоянная часть планируется исходя из потребностей производства, переменная - как норматив, например, от трудозатрат основных производственных рабочих.

Бюджет общепроизводственных накладных расходов обычно включает в себя ряд стандартных статей затрат: амортизацию и аренду производственного оборудования, страховку, дополнительные выплаты рабочим, оплату непроизводительного времени и т.д.

.Управленческие расходы - это все расходы не связанные с производственной или коммерческой деятельностью предприятия. Бюджет управленческих расходов включает в себя затраты на содержание управленческих отделов (отдел кадров, АСУ, юридический отдел, плановый отдел и т.д.), освещение, отопление офисов, сооружений производственного назначения, услуг связи и т.п.

.Отчет (прогноз) о прибылях и убытках - первый из итоговых документов основного бюджета, показывающий, какой доход должно заработать предприятие и какие затраты понести. Отчет о прибылях и убытках может быть аналогом Формы № 2 российской бухгалтерской отчетности.

.Балансовый отчет (прогнозный) показывает, какими средствами финансирования предприятие обладает, как они используются, и характеризует финансовое состояние предприятия на конкретную дату.

Инвестиционные проекты (программы) служат основой для прогноза стоимости основных средств.

Для прогноза баланса используется величина нормативных оборотных средств (сырье, материалы, незавершенное производство и запасы готовой продукции) и величина дебиторской задолженности, которые рассчитываются при подготовке соответствующих бюджетов.

Пассивная часть баланса формируется исходя из предполагаемой оборачиваемости кредиторской задолженности и прочих текущих пассивов.

В первом приближении никаких изменений в постоянном капитале (кредиты банков плюс собственный капитал) не планируется. Расхождения в прогнозах активной и пассивной частей баланса дает представление о недостатке (избытке) финансирования.

Изменение структуры баланса сказывается на итоге денежных средств.

.Составление бюджета потока денежных средств - один из самых важных и сложных шагов в бюджетировании. Основой для его составления служат составленные (ранее изложенные) бюджеты и в первую очередь прогноз объема продаж.

Поступление средств от основной деятельности рассчитывается с учетом изменений в дебиторской задолженности, расходы (оттоки денежных средств) - с учетом изменений в кредиторской задолженности.      

1.4 Анализ и контроль за выполнением бюджета

 

Бюджетирование - это ответственная система финансового планирования бизнеса, которая должна предусматривать соответствующую обратную связь. Роль обратной связи в данном случае играет контроль выполнения бюджета.

Бюджетирование без обратной связи бессмысленно. Любая система является жизнеспособной, если имеет в своем составе элементы обратной связи, которые предусматривают анализ того, что сделала система, и текущую корректировку поведения системы по мере поступления сигналов о ее состоянии. Система контроля выполнения бюджета на предприятии является своеобразным мониторингом финансового состояния предприятия.

Процесс контроля выполнения бюджета естественным образом начинается еще с разработки бюджета, которому предшествует работа по сбору и анализу необходимых данных.

Ключевым элементом системы контроля является "отклонение". При этом предполагается использование метода исключения, в соответствии с которым менеджер сосредотачивает внимание только на значимых отклонениях и не обращает внимания на показатели, которые выполняются удовлетворительно. Общая схема бюджетного контроля по отклонениям представлена в приложении №1, на рис. 3.

В процессе контроля исполнения бюджета планируемые и фактические данные детализируются до исходных составляющих, чтобы определить, что именно привело к расхождению. Пример детализации данных в процессе контроля показан в приложении №1, на рис. 4.

Следует различать четыре подхода к реализации системы контроля бюджета предприятия:

1.      простой анализ отклонений, ориентированный на корректировку последующих планов;

2.      анализ отклонений, ориентированный на последующие управленческие решения;

.        анализ отклонений в условиях неопределенности;

.        стратегический подход к анализу отклонений.

Простой анализ отклонений производится в соответствии со схемой (рис. 5). Суть подхода состоит в том, что система контролирует состояние выполнения бюджета сопоставлением бюджетных показателей и их фактических значений. Если отклонение носит существенный характер, то финансовый менеджер принимает решение о необходимости вносить соответствующие коррективы в бюджет последующего периода. В противном случае никакие корректирующие действия не производятся. В этой связи важным является вопрос о существенности издержек.

Анализ отклонений, ориентированный на последующие управленческие решения, предполагает более детальный факторный анализ влияния различных отклонений параметров бизнеса на прибыль или денежный поток. По существу, производится декомпозиция влияния всех, вместе взятых, отклонений на величину итогового показателя. Технология проведения такого контроля выглядит следующим образом:

Шаг 1. Установление факторов, которые влияют на величину итогового показателя.

Шаг 2. Определение суммарного отклонения итогового показателя от бюджетного значения.

Шаг 3. Определение отклонения итогового показателя в результате отклонения каждого отдельного фактора.

Шаг 4. Установление приоритетов влияния отдельных факторов на величину итогового показателя.

Шаг 5. Составления окончательных выводов и рекомендаций в части управленческих решений, направленных на выполнение бюджета.

Система контроля за формирование и использованием сводного бюджета организации представлена в приложении №1, таблица №2.

Составление и анализ исполнения каждого бюджета должен представлять собой непрерывный динамический процесс, в котором участвуют все основные подразделения предприятия.

Глава 2. Бюджетирование на промышленном предприятии


2.1 Особенности бюджетного процесса в промышленности

 

Под сводным бюджетом предприятия (термин "сводный" в данном случае используется для констатации полного цикла бюджетного планирования) понимается количественное выражение общей системы финансовых планов на определенный период по следующим направлениям деятельности:

·              использование капитальных, товарно-материальных и финансовых ресурсов;

·              привлечение источников финансирования текущей и инвестиционной деятельности;

·              оценка финансовых результатов (по доходам и расходам);

·              мониторинг движения денежных средств;

·              оценка финансового состояния;

·              инвестиции (капитальные и финансовые вложения).

В общем плане сводный бюджет состоит из пяти основных компонентов: управленческого баланса, операционного (бюджет доходов и расходов), инвестиционного, финансового (бюджет движения денежных средств) бюджетов и плана финансового состояния.

Сводный бюджет промышленной компании состоит из трех бюджетов первого уровня - операционного, инвестиционного и финансового. Часто в отечественной литературе финансовый бюджет определяют еще как "бюджет движения денежных средств" или "денежный бюджет". Это не совсем корректно, так как целью составления финансового бюджета является не только планирование денежных поступлений и расходов предприятия, но и, шире, всех оборотных средств и краткосрочных обязательств как основных факторов, определяющих текущую платежеспособность компании.

Операционный бюджет фокусируется на моделировании будущих расходов и доходов от текущих операций за бюджетный период. Следовательно, объектом рассмотрения операционного бюджета, является финансовый цикл предприятия.

Инвестиционный бюджет рассматривает вопросы обновления и выбытия капитальных активов (основных средств и вложений, долгосрочных финансовых вложений), что составляет основу инвестиционного цикла.

Цель финансового бюджета - планирование баланса денежных поступлений и расходов, а в более широком смысле - баланса оборотных средств и текущих обязательств для поддержания финансовой устойчивости предприятия в течение бюджетного периода.

"Выходными" результатами бюджетного процесса являются плановые формы сводной финансовой отчетности:

·              отчет о финансовых результатах (прибылях и убытках) - "выходная" форма операционного бюджета;

·              отчет о движении денежных средств и отчет об изменении финансового состояния - "выходные" формы финансового бюджета;

·              отчет об инвестициях - "выходная" форма инвестиционного бюджета;

·              баланс - интегральная "выходная" форма, объединяющая результаты всех трех основных бюджетов, составляющих сводный бюджет предприятия.

Структура сводного бюджета промышленного предприятия показана в приложении №1 на рис.6.

Применительно к процессу управления отраслевые особенности промышленного предприятия отражаются в том, что здесь появляется такой сложный сегмент бюджетного процесса, как производственный учет и планирование, охватывающий стадию преобразования (трансформации) «входящих» ресурсов в «исходящие» товарные потоки. Наличие производственной стадии определяет специфику не только финансового, но и инвестиционного цикла (цикла возобновления основного капитала). В отличие от других отраслей, где инвестиционный цикл в достаточной степени обезличен (то есть основные средства, в своей массе, относятся к общим условиям поддержания бизнеса и достаточно стандартны для всех организаций отрасли), в промышленности большая часть инвестиций относится к выпуску отдельных видов продукции, то есть предельно индивидуализирована. Здесь существует связь не просто между прибыльностью бизнеса и окупаемостью инвестиций, но и связь между прибыльностью конкретных видов продукции и окупаемостью конкретных инвестиций в производство данных видов продукции.

2.2 Составление сводного бюджета промышленного предприятия

 

Для эффективного бюджетного планирования важно не только содержание сводного бюджета, но и процедура его составления. В приложении №1, табл. 3 приводится краткое описание последовательности составления сводного бюджета промышленной компании и приводится перечень планово-аналитических инструментов, используемых для составления отдельных подбюджетов.

.Составление сводного бюджета промышленного предприятия начинается с прогнозирования (этап 1). В зависимости от специфики деятельности предприятия методы составления прогнозного бюджета продаж могут быть разными:

.На основе целевого объема продаж определяется производственный план (объем и номенклатура товарного выпуска) и уровень конечных запасов готовой продукции (этап 2). Показатели продаж, выпуска и запасов являются взаимосвязанными:

Начальные запасы готовой продукции + Объем выпуска -

    Объем продаж         = Конечные запасы готовой продукции

. Производится расчет планового объема валового выпуска по видам продукции на основе:

Товарный выпуск (число единиц полностью укомплектованной продукции, в течение периода поступающих на склад готовой продукции) и валовый выпуск (объем производства цехов предприятия за период, выраженный в числе технологических операций, условных единицах продукции и т.д., а в контексте затрат соответствующий величине производственных затрат предприятия за период) соотносятся как:

(Незавершенное производство) нач. пер.        + Валовый выпуск-Товарный выпуск = (Незавершенное производство) кон. пер.

или, в контексте механизма калькуляции затрат и формирования себестоимости выпуска:

(Незавер­шенное производство) нач. пер.        +Производственные затраты              -Себестоимость выпуска   =       (Незавершенное производство) кон. пер.

Исходя из вышеуказанной формулы, валовый выпуск (совокупные производственные затраты за период) отличается от товарного выпуска на величину сальдо (изменения) остатков незавершенного производства:

Валовый выпуск =Товарный выпуск + (Незавершенное производство кон. пер.-Незавершенное производство нач. пер.)

. На основе плановой величины валового выпуска калькулируется потребность в основных материалах (этап 4).

. На этом этапе составляется проект бюджета прямых затрат труда на основе:

- плана валового выпуска;

-   технологического нормирования прямых трудозатрат (в трудочасах) на единицу выпуска по видам продукции;

-   тарифной сеткой предприятия (стоимостью 1 трудочаса основных производственных рабочих в соответствии со сложностью (разрядностью) работ).

Для перехода от производственной потребности (то есть планового производственного потребления в физическом выражении) по основным материалам к бюджету прямых материальных затрат (стоимостное выражение потребления основных материалов) необходимо предварительно рассчитать потребность во вспомогательных материалах, определить совокупную потребность в материалах и составить проект бюджета закупок (этап 6).

После того, как определена потребность и в основных, и во вспомогательных материалах, можно составить проект бюджета закупок с учетом начального остатка запасов материалов на складе и целевого конечного остатка запасов материалов:

Начальные запасы материалов+ Закупки материалов      -Потребность в материалах = Конечные запасы материалов

.На следующем этапе (этап 7) производится расчет плановой себестоимости списания материалов в хозяйственную деятельность. Расчет производится теми же классическими методами, что и калькуляция фактической себестоимости списания материалов в производство бухгалтерией предприятия.

.Основными методами планирования общепроизводственных расходов (в разрезе отдельных статей) являются:

калькулирование на основе расчета плановой ставки начисления (вспомогательные материалы);

технологическое нормирование (например, затраты на отопление и освещение производственных помещений, рассчитываемые исходя из норм освещенности (обогрева) и площади производственных помещений);

сметное планирование (например, фонд оплаты труда общепроизводственных рабочих);

расчетные методы (например, амортизация производственных помещений).

В сумме бюджеты прямых затрат и общепроизводственных расходов формируют бюджет производственных затрат.

.При позаказной системе себестоимость выпуска рассчитывается в разрезе отдельных завершенных заказов как сумма всех накопленных затрат (текущего и прошлых периодов) по данному заказу. В серийном производстве удельная себестоимость выпуска рассчитывается методом средневзвешенной по условным единицам продукции:

Удельная Себестоимость единицы товарного выпуска=Незавершенное производство на начало периода       +       Валовый выпуск за период

Условных единиц в НЗПнач.пер+Условных единиц в валовом выпуске.

При этом величина общепроизводственных расходов "распределяется" между себестоимостью выпуска и целевым конечным остатком НЗП пропорционально полным прямым затратам.

. На данном этапе бюджетного процесса составляется проект бюджета переменных коммерческих расходов (ПКР) с последующим распределением по видам реализуемой продукции.

.Постоянные расходы состоят из двух агрегированных статей (подбюджетов) - общехозяйственных расходов и общих (постоянных) коммерческих расходов. Основой составления бюджета постоянных расходов является сметное планирование в разрезе подразделений (служб) предприятия, контролирующих соответствующие расходы.

. Себестоимость реализации отдельных видов продукции калькулируется по полным переменным затратам, относящимся на данный вид продукции.

Величина производственных расходов в себестоимости реализации рассчитывается методом средневзвешенной на основе баланса отгрузки:

Начальные запасы готовой продукции  +Выпуск-Отгрузка(продажи) = Конечная величина запасов готовой продукции.

. Таким образом, собственно на этапе 13 в дополнение к ранее сформированным бюджетным показателям для составления отчета о прибылях и убытках (результирующей формы операционного бюджета) прогнозируются:

доходы и расходы по прочей реализации и внереализационным операциям;

налоги;

трансферты из чистой;

Конечным финансовым результатом деятельности предприятия является нераспределенная (капитализируемая) прибыль, составляющая фонд накопления компании.

. Инвестиционные потребности предприятия включают как текущие закупки оборудования для обеспечения производственной программы кратко­срочного бюджетного периода (как правило, квартала), так и долгосрочные "переходящие" программы (проекты) капитального строительства, по длительности освоения средств и получения эффекта охватывающие ряд краткосрочных бюджетных периодов.

. Бюджет движения денежных средств определяет величину и структуру денежных поступлений и расходов предприятия на текущий бюджетный период. Основой "приходной" части бюджета движения денежных средств промышленного предприятия, как правило, являются поступления от покупателей за реализованную продукцию.

. На основе проектов отчета о прибылях и убытках, инвестиционного бюджета и бюджета движения денежных средств (финансовый бюджет), а также баланса на начало бюджетного периода строится проект баланса на конец бюджетного периода. Общие принципы расчета отдельных статей проекта баланса на конец бюджетного периода изображены на рис. 5.

Баланс на конец бюджетного периода строится на основе балансовых равенств по отдельным статьям актива и пассива по принципу:

Балансовый остаток на начало бюджетного периода + Плановый приход - Плановый расход = Плановый балансовый остаток на конец бюджетного периода.

.На основе прогнозного (динамического) баланса составляется проект отчета об изменении финансового состояния, являющийся второй "выходной" формой финансового бюджета. Отчет об изменении финансового состояния представляет собой сопоставление ликвидных (оборотных) активов предприятия и текущих пассивов (обязательств к востребованию) и, рассчитанные на этой основе, показатели изменения текущей платежеспособности (ликвидности) компании.

Прогнозные коэффициенты финансового состояния на конец бюджетного периода сравниваются с финансовыми нормативами, устанавливаемыми предприятием. В экономической теории существует множество измышлений на тему, какое значение коэффициентов ликвидности должно приниматься за оптимальное, а также за минимально допустимое. В реальности, однако, единственным постулатом является минимально допустимое значение коэффициента текущей ликвидности, равное 1 (при этом значении чистый оборотный капитал предприятия равен 0, т.е. оборотные активы полностью финансируются за счет краткосрочных обязательств).

Если коэффициент текущей ликвидности компании меньше 1, то она является неплатежеспособной по своим текущим обязательствам. В остальном же финансовые нормативы устанавливаются самим предприятием, исходя из индивидуальной, отраслевой и даже страновой специфики, а также опыта прошлых периодов.

На основе сопоставления финансовых нормативов с прогнозными значениями коэффициентов ликвидности на конец бюджетного периода определяется уровень первичного финансового дефицита.

Алгоритм составления проекта баланса на конец бюджетного периода представлен в приложении №1, рис.1

. При корректировке показателей сводного бюджета неразумно ставить задачу любой ценой достичь целевого уровня финансовых нормативов на конец бюджетного периода, даже если это сопряжено со снижением эффективности, уменьшением объема продаж и выпуска, сокращением инвестиций. Здесь следует учитывать динамику финансовых коэффициентов, а также отклонения от минимально допустимых значений. Скажем, по коэффициенту текущей ликвидности в предварительном порядке прогнозируется положительная динамика (с 1,22 на начало периода до 1,27 на конец периода), при том, что целевое значение коэффициента меньше финансового норматива (1,5).

Глава 3. Бюджетирование обычных видов деятельности на примере ООО «Деталис»

.1 Общая характеристика

ООО «Деталис» - промышленное предприятие по изготовлению деталей для автомобилей.

Бухгалтерский учет ведется по автоматизированной системе с применением универсальной программы по бухгалтерскому учету для персональных ЭВМ 1С Бухгалтерия 8, а также с использованием информационной системы «Консультант Плюс» и «Главбух-Инфо». Регистрами синтетического учета являются главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, анализ счета; регистрами аналитического учета - карточка счета, оборотно-сальдовая ведомость по счету.

Бюджетным планированием занимается аналитический отдел. Численность сотрудников организации составляет 120 человек. Ассортиментная матрица состоит из двух видов деталей. Клиенторская база состоит из более 150 автомастерских и 30 крупнейших автосалонов, а также непосредственным потребителем данной продукции является автомобильный завод.

3.2 Составление сводного бюджета в ООО «Деталис»

Цель финансового бюджета - планирование баланса денежных поступлений и расходов, а в более широком смысле - баланса оборотных средств и текущих обязательств для поддержания финансовой устойчивости предприятия в течение бюджетного периода.

Таблица №4 Проект бюджета продаж на II квартал 2013 года

Виды продукции

 Физический объем продаж, штук

 Плановая цена реализации, руб./штука

 Бюджет продаж, руб.

1

2

3

 (4) = (2) х (3)

 Продукт Деталь №1

20 000

400

8 000 000

 Продукт Деталь №2

10 000

600

6 000 000

Всего

-

-

14 000 000


Из таблицы видно, что ассортимент предполагаемой выпускаемой продукции во 2 квартале 2013г. состоит из 2 Скю разной ценовой категории. Объем продаж продукции более низкой ценовой категории превышают вторую продукцию на 2 млн. руб.

На основе целевого объема продаж определим производственный план (объем и номенклатура товарного выпуска) и уровень конечных запасов готовой продукции.

Таблица №5 Проект плана производства на II квартал 2013 года

 

Деталь №1

Деталь №2

1. Начальный уровень запасов готовой продукции, штук

4 000

2 000

2. Прогноз объема продаж, штук

20 000

10 000

3. Целевой (конечный) уровень запасов готовой продукции, штук

2 000

3 000

4. План товарного выпуска, штук (2) + (3) - (1)

18 000

11 000


На предприятии ООО «Деталис по продукту «Деталь №2» «переходящий» остаток НЗП отсутствует, и валовый выпуск равен товарному выпуску. По продукту «Деталь №1» производственный процесс состоит из одной технологической операции (штамповка).

Соответственно, незавершенным производством по продукту «Деталь №1» является продукция, по которой произведено списание материалов в производство (обработку), но процесс технологической обработки не осуществлен. Иными словами, условная единица НЗП по продукту «Деталь №1» калькулируется как 100% затрат по материалам и 0% трудозатрат. В силу того, что товарный выпуск продукта «Деталь №1» в данном бюджетном периоде увеличивается, остаток НЗП возрастет с 1000 штук до 2000 штук. Тогда «валовый выпуск», выраженный в условных единицах, в соответствии с планом производства ООО «Деталис» будет таким, как указано в таблице № 6.

Таблица №6 Расчет валового выпуска

 

Деталь № 1

Деталь №2

 

Материальные затраты

Трудозатраты


1. Товарный выпуск (план), шт.

18 000

18 000

11 000

2. НЗП на начало периода (факт), шт.

1 000

0

0

3. НЗП на конец периода (план), шт.

2 000

0

0

4. Валовый выпуск (план) (1-2+3), шт.

19 000

18 000

11 000


На основе плановой величины валового выпуска необходимо провести калькуляцию потребности в основных материалах используя классический способом калькуляции прямых затрат (материальных и трудовых) - метод технологического нормирования, при котором, исходя из технологии производства, определяются удельные прямые затраты в физическом выражении (например, в кг и трудочасах) на единицу выпуска.

Проект бюджета прямых затрат труда составляется на основе:

·  плана валового выпуска;

·        технологического нормирования прямых трудозатрат (в трудочасах) на единицу выпуска по видам продукции;

·        тарифной сеткой предприятия (стоимостью 1 трудочаса основных производственных рабочих в соответствии со сложностью работ).

Таблица №7 Потребность в основных материалах

Материалы (1)

Удельные материальные затраты на 1 шт выпуска, кг/шт (2)

Объем валового выпуска, шт. (3)

Потребность в основных материалах, кг. (4) = (2)*(3)

 

Деталь №1

Деталь №2

Деталь №1

Деталь №2

Деталь №1

Деталь №2

Итого

Материал А

0,02

0,01

19000

11000

380

110

490

Материал Б

0,1

0,08

19000

11000

1900

880

2780

Материал В

0,05

-

19000

11000

950

0

950

Материал Г

-

0,2

19000

11000

0

2200

2200

Материал Д

0,04

-

19000

11000

760

0

760


При этом методология нормирования требует выражения количества труда, необходимого для выпуска единицы продукции, в стандартных нормочасах. Основой при этом служит тарифная сетка предприятия. На предприятии ООО «Деталис» за 1 стандартный нормочас принят 1 час работы штамповщика 2-го разряда. На основании этих данных составим таблицу.

Таблица №8 Бюджет прямых затрат по плану производства

Продукт

Удельные затраты на 1 штуку выпуска, нормочасов/шт.

Объем выпуска, шт.

Совокупные трудозатраты, нормочасов

Стоимость 1 нормочаса, руб./нормочас

Бюджет прямых затрат труда. Руб.

1

2

3

4=2*3

5

6=4*5

Деталь №1

5

18000

90000

12

1 080 000

Деталь №2

9

11000

99000

12

1 188 000

Всего 1+2

-

-

189000

-

2 268 000


Таблица № 9 Расчет потребности во вспомогательных материалах на общепроизводственные нужды

Материалы

База начисления

Величина базы начисления

Потребность в материалах

1

2

3

4

5=3*4

 Материал В

 Число прямых трудочасов

 189000 часов

 0,002 кг./час

 378 кг.

 Материал Д

 Число прямых трудочасов

 189000 часов

 0,001 кг/час

 189 кг.

 Материал Е

 Используемая произв. площадь

 1 800 кв.м.

 0,05 литра/кв.м.

 90 литров

 Материал Ж

 Кол-во единиц работающего оборудования

 300 ед.

 0,5 погон.м./ед

 150 пог. метров


Таблица №10 Расчет потребности во вспомогательных материалах на общехозяйственные цели

Материалы, единицы измерения

Административно-хозяйственные службы

Всего


Хозяйственный отдел

Отдел главного энергетика

Секретариат


Материал Ж погон м.

100

40

0

140

Материал З листов

20

10

90

120


Таблица 11. Расчет потребности во вспомогательных материалах на сбытовые нужды

Материалы

База начисления

Величина базы начисления

Величина ставки начисления

Потребность в материалах

Материал Ж

используемая площадь склада готовой продукции

600 кв. м.

0,1 пог. м./кв.м.

60 пог.м.

Материал У

Физ. Объем отгрузки

 

 

 

* по Детали №1

-

20 000 шт.

1 коробка/1 шт.

20 000 коробок

* по Детали №2

-

10 000 шт.

1 коробка/1 шт.

10 000 коробок

Итого

-

-

-

30 000 коробок

Материал Т

Километраж рейсов

3 000 км.

2 литра /км

6 000 литров

Таблица 12. Расчет общей потребности в материалах

Материалы, ед. изм.

В основное производство

На вспомогательные цели

Итого



ОПР

ОХР

Сбыт

Всего


Материал А, кг

490

0

0

0

0

490

Материал Б, кг

2780

0

0

0

0

2780

Материал В, кг

950

378

0

0

378

1328

Материал Г, кг

2200

0

0

0

0

2200

Материал Д, кг

760

189

0

0

189

949

Материал Е, литры

0

90

0

0

90

90

Материал Ж, пог. м.

0

150

140

60

350

350

Материал З, листы

0

0

120

0

120

120

Материал У, коробки

0

0

0

30000

30000

30000

Материал Т, литры

0

0

0

6000

6000

6000


Таблица №13 Бюджет закупок материалов

Материалы, ед. изм.

Остаток на 1.03.2013 г. (факт)

Потребность на 2-й кв.

Остаток на 1.07.2013 г. (план)

Закупки (план)

Прогнозная цена закупок (руб. за ед.)

Бюджет закупок, руб

1

2

3

4

 (5)=(3)+ (4)-(2)

6

 (7) = (5) х (6)

Материал А, кг

100

490

80

470

200

94 000

Материал Б, кг

450

2 780

400

2 730

400

1 092 000

Материал В, кг

300

1 328

300

1 328

250

332 000

Материал Г, кг

400

2 200

500

2 300

300

690 000

Материал Д, кг

250

949

200

899

100

89 900

Материал Е, литры

10

90

20

100

8

800

Материал Ж, пог. м.

40

350

40

350

20

7 000

Материал З, листы

20

120

30

130

5

650

Материал У, коробки

1 000

30 000

3 000

32 000

10

320 000

Материал Т, литры

500

6 000

1 000

6 500

8

52 000

Всего

 

 

 

 

 

2678350

Таблица № 14 . Расчет плановой себестоимости списания материалов в хозяйственную деятельность

Материалы, ед. изм.

Остаток на 01.04.2013г. (факт)

Закупки на 2-й квартал 2013г. (план)

Себестоимость списания


Физ. Объем, ед.

Стоимость Руб.

Физ. Объем, ед.

Стоимость. Руб.


1

2

3

4

5

6=3+5/2+4

Материал А, кг

100

220000

470

94000

203,5

Материал Б, кг

450

2250000

2730

1092000

414,2

Материал В, кг

300

60000

1328

332000

240,8

Материал Г, кг

400

140000

2300

690000

307,4

Материал Д, кг

250

20000

899

89900

95,6

Материал Е, литры

10

100

100

800

8,2

Материал Ж, пог. м.

40

1200

350

7000

21

Материал З, листы

20

120

130

650

5,1

Материал У, коробки

1000

8000

32000

320000

9,9

Материал Т, литры

500

30000

6500

52000

7,9

Всего

 

479420

 

2768350

 


Таблица №15 Бюджет прямых материальных затрат по плану производства

Материалы

Потребность в основных материалах, кг.

Себестоимость списания, руб./кг

Бюджет прямых мат. Затрат, руб.


Деталь №1

деталь №2

Всего:


Деталь №1

деталь №2

Всего:

1

2

3

4=2*3

Маткриал А

380

110

490

77 330

22 385

99 715

Материал Б

1 900

880

2 780

414

786 980

364 496

1 151 476

Материал В

950

0

950

241

228 760

0

228 760

Материал Г

0

2 200

2 200

3 074

0

676 280

676 280

Материал Д

760

0

760

96

72 656

0

72 656

Итого:

 

 

 

 

1165726

1063161

2228887


Таблица №16 Бюджет (полных) прямых затрат по плану производства

Продукты

Бюджет прямых затрат труда

Бюджет прямых мат. Затрат

Бюджет (полных) прямых затрат

1

2

3

4=2+3

Деталь №1

1 080 000

1 165 726

2 245 726

Деталь №2

1 188 000

1 063 161

2 251 161

Итого:

2 268 000

2 228 887

4 496 887


Таблица №17 Бюджет общепроизводственных расходов

Статьи общепроизводственных расходов

Сумма. руб

Вспомогательные материалы на общепроизводственные нужды

112 978

Фонд оплаты труда вспомогательных (общепроизводственных) рабочих

400 000

Затраты на отопление и освещение производственных помещений

560 000

Амортизация оборудования и производственных помещений

230 000

Итого

1 302 978


Таблица №18 Плановое распределение бюджета общепроизводственных расходов (опр) по видам продукции

Статьи ОПР

Величина ОПР

База распределения

Величина базы распределения

Распределение ОПР




деталь №1

деталь №2

Итого

деталь №1

деталь №2

Итого

Вспомогательные материалы на общепроизводственные нужды

112 978

 

 

 

 

54 226

58 752

112 978

* Материал В

91 022

Число прямых трудочасов

90 000 ч.(47,6%)

99000 ч. (52,4%)

189 000 ч. (100%)

43 326 (47,6%)

47 696 (52,4%)

91 022 (100%)

*Материал Д

18 068

Число прямых трудочасов

90 000 ч.(47,6%)

99000 ч. (52,4%)

189 000 ч. (100%)

8600 (47,6%)

9 468 (52,4%)

18 068 (100%)

*Материал Е

738

Используемая производ-я площадь

1 000 кв.м. (55,6%)

800 кв.м. (44,4%)

1 800 кв.м. (100%)

410 (55,6%)

328 (44,4%)

738 (100%)

*Матеиал Ж

3 150

Кол-во ед-ц работающего оборудования

180 ед. (60%)

120 д. (40 %)

300 ед. (100 %)

 1890 (60%)

1260 (40%)

3 150 (100 %)

ФОТ вспомогат. Раб-х

400 000

Число прямых трудочасов

90 000 ч. (47,6%)

99 000 часов (52,4 %)

189 000 часов (100 %)

190 400 (47,6%)

209 600 (52,4%)

400 000 (100%)

Затраты на отопление и освещение

560 000

Используемая производ-я площадь

1 000 кв.м. (55,6%)

800 кв.м. (44,4%)

1800 кв.м. (100 %)

311 360 (55,6%)

348 640 (44,4%)

560 000 (100%)

Амортизация оборуд-я и производ помещений

230 000

Используемая производ-я площадь

1 000 кв.м. (55,6%)

800 кв.м. (44,4%)

1800 кв.м. (100 %)

127 880 (55,6%)

102 120 (44,4%)

230 000 (100%)

Итого:

1302978

-

-

-

-

683 866

619 112

1 302 978


Таким образом, по тем статьям затрат, где присутствуют начальные остатки незавершенного производства, расчетная себестоимость выпуска может отличаться от плановых нормативов удельных затрат на единицу выпуска, так как удельные затраты в начальном остатке НЗП могут расходиться с нормативными.

Совокупная себестоимость выпуска равняется сумме величин себестоимости выпуска по отдельным продуктам.

Таблица №19 Бюджет производственных затрат завода


Бюджет прямых затрат

Бюджет ОПР

Бюджет произ- х затрат

Деталь №1

2 245 726

683 886

2 929 592

Деталь №2

2 251 161

619 112

2 870 273

Итого:

4 496 887

1302 978

5 799 865


Расчет удельной себестоимости выпуска продукта «Деталь №1» по плану производства завода

Удельные затраты (на 1 усл. ед.), руб. = Стоимость/ Кол-во ед.

I. Незавершенное производство на нач. периода

.        Материалы 64 000/ 1 000=64 руб.

.        Трудозатраты = 0

.        ОПР стоимость = 37000руб.

.        Итого: 64 000+37000=101 000

II. Валовый выпуск

.        Материалы 1 165 726/19 000 = 61,35

.        Трудозатраты = 1080 000/18000=60

.        ОПР 683 866- стоимость

.        Итого: 1 165 726+ 1 080 000+ 683 866 = 2 929 592 руб.

III. Товарный выпуск (Для того, чтобы найти удельные затраты товарного выпуска необходимо: стоимость НЗП+стоимость ВВ/Условные единицы НЗП+Усл. ед ВВ.

.        Материалы (1 165 726+64 000/19000+1000)Условные затраты =61,35,условные единицы = 18 000, стоимость Мат-ов = 18 000* 61,35 = 1 106 753 руб.

.        Трудозатраты (0+1 080 000/ 0+18 000) Усл. затраты = 60, Ус лед. = 18 000, Стоимость = 18 000*60 = 1080000 руб.

.        ОПР находится по формуле (ОПР НЗП+ ОПР ВВ* Мат.ТВ+ Трудозатраты ТВ/ Мат. НЗП + Трудозатраты НЗП + Материалы ВВ + Трудозатраты ВВ) 720 866*2186753/2309726 = 682 486 , Усл. ед. 18 000

.        Итого: Общая стоимость ТВ = 2869239, Ус лед. 18 000, условное значение ТВ = 159,40

IV. НЗП на конец периода (НЗП на нач. периода+ВВ-ТВ)

.        Материалы = стоимость -122 973. Усл. ед. 2 000 Усл .зн. 61,48

.        Трудозатраты 0

.        ОПР Стоимость 38 380 руб.

.        Итого: Стоимость = 122 973+ 38 380 = 161 353 руб.

Таблица №20 Себестоимость выпуска по плану производства

Продукты

Себестоимость выпуска, руб.

Физ. Объем выпуска, шт.

Удельная стоимость

1

2

3

4=2/3

1.Деталь №1

2 869 239,00

18000

159,4

* Материалы

1 106 753,00

 

 

*Труд

1 080 000,00

 

 

*ОПР

682 486,00

 

 

2. Деталь №2

2 870 273,00

11 000

260,9

*Материалы

1 063 161,00

 

 

*Труд

1 188 000,00

 

 

*ОПР

619 112,00

 

 

Итого:

5 739 512,00

 

 


Таблица №21 Проект бюджета постоянных расходов

Статьи расходов

Потребность в физ. Выражении. Ед.

Стоимость ед. расходов

Бюджет постоянных расодов

1

2

3

4=2*3

1. Общехозяйственные расходы

 

 

562 552

 1.1. Материальные затраты

 

 

3 552

 1.1.1. Материал Ж

140 пог.м.

21

2940

 1.1.2. Материал З

120 листов

5,1

612

 1.2. ФОТ аппарата управления

 

 

460 000

1.3 Коммунальные платежи

 

 

75 000

1.3.1. Электроэнергия

120 000 кВт./час

0,5

60000

1.3.2. Телефон

 

 

15 000

1.4 Амортизация офисного здания

 

 

24 000

2. Общие коммерческие расходы

 

 

215 000

2.1 ФОТ маркетинга и сбыта

 

 

75 000

2.2 Расходы на общую рекламу

 

 

140 000

Итого:

 

 

777 552


Таким образом, исходя из вышеперечисленных и рассчитанных данных, мы можем, составить проект отчета о прибылях и убытках ООО «Деталис» на II квартал 2013 года.

Таблица №22 Проект отчета по прибыли и убытках ООО «Деталис».

Статья отчета о прибылях и убытках

Сумма, руб.

I. Основная деятельность

 

1. Выручка от реализации

14 000 000

2. Себестоимость реализации

6 784 437

2.1 Производственные затраты

5 740 777

2.2Переменные коммерческие расходы

1 043 660

3. Маржинальный доход

7 215 563

4.Постоянные расходы

777 552

4.1 Общехозяйственные расходы

562 552

4.2 Общие коммерческие расходы

215 000

5. Операционная прибыль

6 438 011

II. Прочая реализация и внереализационные операции

 

6. Фин. Результат от прочей реализации

-120 000

6.1 Доходы от прочей реализации

580 000

6.2 Расходы от прочей реализации

700 000

7. Фин. Рез-т от внереализ. Операций

-30 000

0

Внереализ. Расходы

30 000

8. Валовая прибыль

6 288 011

9. Налоги. Включаемые в себестоимость

1 640 000

9.1 НДС

1 480 000

9.2 налог на пользователей автодорог

140 000

9.3 Налог на землю

20 000

10. Балансовая прибыль

4 648 011

11. Налог на прибыль

1 525 500

12. Чистая прибыль

3 122 511

13. Трансферты из чистой прибыли

1 200 000

14. Нераспределенная прибыль

1 922 511


«Расходная» часть бюджета движения денежных средств формируется на основе отчета о прибылях и убытках (результирующей формы операционного бюджета) и проекта инвестиционного бюджета с учетом изменения остатка пассивных расчетов (кредиторской задолженности) по текущим и инвестиционным операциям. Помимо этого, в «расходную» часть бюджета движения денежных средств включается погашение процентов и суммы основного долга по кредитам и займам предприятия в соответствии с условиями заключенных договоров.

Таблица №23 Проект инвестиционного бюджета

Инвестиции

Сумма. Руб.

1. Капитальное строительство

1 110 000

2. Текущие закупки оборудования

1 400 000

3. Прочие инвестиции

0

Итого:

2 510 000


На основе проектов отчета о прибылях и убытках, инвестиционного бюджета и бюджета движения денежных средств (финансовый бюджет), а также баланса на начало бюджетного периода строится проект баланса на конец бюджетного периода.

Баланс на конец бюджетного периода строится на основе балансовых равенств по отдельным статьям актива и пассива по принципу:

Балансовый остаток на начало бюджетного периода + Плановый приход - Плановый расход = Плановый балансовый остаток на конец бюджетного периода

Таблица №24 Прогнозный баланс движения внеоборотных активов

Статьи внеоборотных активов

Остаток На 01.04

Приход

Расход

Остаток на 01.07

1

2

3

4

5=2+3-4

1. Основные средства

30 400 000

 3 800 000

 954 000

 33 246 000

2. Капитальные вложения

4 600 000

 2 510 000

 3 800 000

 3 310 000

3. Прочие внеоборотные активы

0

0

0

0

Итого:

35 000 000

6 310 000

4 754 000

36 556 000


Таблица №25 Баланс движения дебиторской задолженности (основная деятельность) завода

Остаток дебиторской задолженности на 01.04.13

Приход дебит. зад-и

Уменьшение дебет. Задолж.

Остаток дебет. Задолж. На 01.07.13

1

2

3

4=1+2-3

4 800 000

14 000 000

13 200 000

5 600 000


Таблица №26 Проект бюджета движения денежных средств завода

1.Остаток д/с на 01.04.2013

1 150 000

2.Денежные поступления

13 890 000

3. Денежные расходы

14 300 000

4. Сальдо ден. Пост. и расходов (2-3)

-410 000

Остаток д.с на 01.04.2013 (1+4)

740 000


Таблица №27 Проект баланса на конец бюджетного периода

АКТИВ

Статьи актива

на 01.04

приход

расход

на 01.07

1

2

3

4

5=2+3-4

1.Внеоборотные активы

35 000 000

6 310 000

4 754 000

36 556 000

1.1 ОС

30 400 000

3 800 000

954 000

33 246 000

1.2 КВ

4 600 000

2 510 000

3 800 000

3 310 000

1.3 Прочие

0

0

0

0

2. Мат. Запасы

2 010 420

13 617 454

13 554 093

2 073 781

2.1 Сырье и мат.

479 420

2 678 350

2 691 077

466 693

2.2 НЗП

101 000

2 929 592

2 869 239

161 353

2.3 Готовая пр-я

1 100 000

5 739 512

5 740 777

1 098 735

2.4 Прочие

330 000

2 270 000

2 253 000

347 000

3. Расчеты

4 900 000

14 430 000

13 642 000

5 688 000

3.1 Дебиторская зад

4 800 000

14 000 000

13 200 000

5 600 000

3.2 Прочие

100 000

430 000

442 000

88 000

4. Денеж. средства и кр.ср. фин. вложения

1 150 000

13 890 000

14 300 000

740 000

4.1Ден. Ср-ва

1 150 000

13 890 000

14 300 000

740 000

4.2 КФВ

0

0

0

0

Итого (1+2+3+4)

43 060 420

48 247 454

46 250 093

45 057 781

ПАССИВ

Статьи пассива

на 01.04

приход

расход

на 01.07

6

7

8

9

10=7+8-9

1. Собственные средства

36 465 000

1 922 511

0

38 387 511

1.1 Акционерный капитал

10 000 000

0

0

10 000 000

1.2 Нераспред. Прибыль (убыток)

26 465 000

0

0

26 465 000

1.3 Прибыль

0

1 922 511

0

1 922 511

1.4 Прочее

0

0

0

0

2. Долгосроч. Обяз.

0

0

0

0

3. Текущие обяз.

6 595 420

9 309 850

9 235 000

6 670 270

3.1 Краткоср. Кредиты

3 200 000

0

0

3 200 000

3.2 Расчеты

3 395 420

9 309 850

9 235 000

3 470 270

* с поставщиками

1 134 000

2 678 350

2 700 000

1 112 350

*по оплате труда

975 000

2 366 660

2 670 000

671 660

*с бюджетом

834 000

3 165 500

3 200 000

799 500

*с внебюдж. Фондами

321 000

899 340

620 000

600 340

* прочие расчеты

131 420

200 000

45 000

286 420

3.3 Прочие тек. Обяз-ва

0

0

0

0

Итого (1+2+3)

43 060 420

11 232 361

9 235 000

45 057 781


В ООО «Деталис» очевидно необходимым является повышение коэффициента абсолютной ликвидности, чье предварительное расчетное значение на конец бюджетного периода находится в опасной близости от минимально допустимого. В практической плоскости это означает, что предприятие может столкнуться с ситуацией нехватки средств на расчетном счете для оперативного обеспечения текущих финансовых платежей. Увеличение сальдо денежных поступлений-расходов на текущий период возможно либо за счет увеличения финансовых поступлений, либо за счет сокращения финансовых расходов, либо комбинированным способом, причем каждый из вариантов имеет побочные негативные последствия для текущей и долгосрочной эффективности предприятия.

На основе тщательного изучения вариантов выбирается тот из них, который является наиболее сбалансированным в контексте трех основных задач развития бизнеса предприятия:

·        обеспечения высокого уровня текущей эффективности;

·        соответствия долгосрочным планам (стратегии) развития бизнеса, в первую очередь, в инвестиционной политике;

·        поддержания приемлемого уровня финансовой устойчивости (ликвидности).

В ООО «Деталис» оптимальным может быть вариант с дополнительным привлечением краткосрочных банковских кредитов с целью достижения значения коэффициента абсолютной ликвидности на конец бюджетного периода порядка 0,15.

Заметим, что при сохранении стабильной величины текущих обязательств на конец периода (6 670 270 тыс.руб.) для выполнения указанной задачи необходимо дополнительное привлечение Х руб. кредитов, где (740 000 + Х) / (6 670 270 + Х) = 0,15, откуда Х = = 306 518 руб.

При этом текущие обязательства на конец периода возрастут до 6 976 788 руб, что означает очень незначительное снижение целевого уровня текущей ликвидности (до 1,26), а коэффициент срочной ликвидности возрастет до 0,97. Иными словами, в течение бюджетного периода будет сохраняться относительно приемлемый уровень финансовой устойчивости и обеспечиваться рост финансовых показателей по сравнению с фактическими на начало периода, хотя значения коэффициентов ликвидности будут ниже нормативных. Также важным представляется то обстоятельство, что дополнительное кредитное привлечение не скажется существенно на снижении величины конечных финансовых результатов предприятия. Так, плановая величина процентов по кредитам составляет 125 000 руб. при сумме основного долга в 3 200 000 руб. , т.е. ставка кредитования равна около 4% в квартал. Следовательно, дополнительное привлечение кредитов на 306 518 руб. вызовет увеличение процентных выплат предприятия на 12 260 руб. или 0,4% запланированной чистой прибыли.

При корректировке показателей сводного бюджета происходит соответствующий пересмотр предварительных проектов подбюджетов (форм сводного бюджета). Так, при утверждении вышеописанного варианта повышения уровня абсолютной ликвидности это повлияет на изменение следующих «выходных» форм:

·        бюджета движения денежных средств;

·        прогнозного баланса;

·        отчета об изменении финансового состояния.

Таблица №28 Проект отчета об изменении фин. состояния

Показатели

на 01.04.13

на 01.07.2013

Изменение

1. Оборотные активы

8 060 420

8 501 781

441 361

1.1 Материальные запасы

2 010 420

2 073 781

63 361

1.2 Расчеты

4 900 000

5 688 000

788 000

1.3 Денежные средства

1 150 000

740 000

-410 000

2. Краткосрочные обязательства

6 595 420

6 670 270

74 850

3. Чистый оборотный капитал (1-2)

1 465 000

1 831 511

366 511

Коэффициенты ликвидности

 

 

 

* текущая ликвидность (1/2)

1,22

1,27

 

*срочная ликвидность ((1,2+1,3)/2)

0,92

0,96

 

*абсолютная ликвидность (1,3/2)

0,17

0,11

 


При других вариантах сокращения первичного финансового дефицита перечень пересматриваемых «выходных» форм намного больше. Так, если бы оптимальным был признан вариант увеличения финансовых поступлений за счет роста объема продаж, это обусловило бы пересчет всех форм операционного бюджета.

Корректировка бюджетных показателей на основе первичного и целевого уровня финансового дефицита является последней итерацией составления проекта сводного бюджета. Таким образом, на «выходе» проект сводного бюджета включает в себя:

·        прогнозный отчет о прибылях и убытках с «расшифровками» в виде отдельных бюджетных форм (по продажам, выпуску, себестоимости);

·        проект инвестиционного бюджета и прогнозный баланс движения внеоборотных активов;

·        проект бюджета движения денежных средств;

·        прогнозный динамический баланс предприятия за бюджетный период;

·        прогнозный отчет об изменении финансового состояния.

Заключение

Вследствие изучения темы «Бюджетирование обычных видов деятельности промышленного предприятия» я сделала следующий вывод:

Бюджетирование - процесс согласования и координации краткосрочных и среднесрочных коммерческих, производственных, хозяйственных планов развития предприятия на базе финансово-экономической экспертизы достижимости и целесообразности управленческих решений посредством формирования бюджета предприятия.

Бюджетирование позволяет руководству организации с очень сильной вероятностью оценить эффективность принимаемых решений, оптимальным образом распределить ресурсы предприятия, намечать пути развития персонала и предприятия, а также избегать кризисных ситуаций.

В результате составления бюджетного планирования на примере ООО «Деталис» было выявлено, что коэффициент абсолютной ликвидности находится в опасной близости от минимально допустимого. В следствии было принято решение о дополнительном привлечении краткосрочных банковских кредитов с целью достижения значения коэффициента абсолютной ликвидности на конец бюджетного периода порядка 0,15. Тем самым положение ООО «Деталис» значительно улучшилось.

В результате изучения данной темы я на базе бухгалтерского и управленческого учета рассмотрела бюджетное планирование деятельности предприятия, а также закрепила теоретические знания практическими расчетами на примере ООО «Деталис».

Таким образом, цель моей работы достигнута.

Список используемой литературы


1.Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008). (Приказ Минфин РФ от 06.10.2008г., № 106н. с изменениями от 11. 03. 2009 № 22н.) .

.Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99). (Приказ Минфин РФ от 06.07. 1999г.№43н, от 18.09.2006 № 115н) .

. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 06.04.2011).

4.Бочаров В.В. Коммерческое бюджетирование. - СПб.: Питер, 2006. - 368с.

5.Дроченко О.Б. Принципы эффективного бюджетирования. // Финансовый директор. - 2009. - №5 - с.56-65.

6. Рыбакова О.В. Бухгалтерский управленческий учет и бюджетирование: принципы и практика: Учебное пособие / О. В. Рыбакова. - М.: РАГС, 2006. - 332 с.

. Управленческий учёт. \ Под редакцией Палия В. и Вандер, Вила Р. - М.: ИНФРА-М, 2007.458 с.

8. Хоуп Джереми. За гранью бюджетирования- М.: Вершина, 2007. - 272 с.

9. Кот. А.Д. Филлипов В.Е. Организация процесса бюджетирования в крупных компаниях. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2009. - №4. - с.82-89.

. Крейнина М.Н. Фин. менеджмент. - М.: Дело и сервис, 2007. - 478с.

. Лихачева О.Н. Планирование М.: Изд-во Проспект, 2007. - 264с.

. Экономика предприятия. / Под ред. В.М. Семенова. М.: Центр экономики и маркетинга, 2008.- 312с.

. Самочкин В.Н.,Гибкое развитие предприятия: эффективность и бюджетирование. - М.: Дело, 2007. - 549с.

. Самсонова Н.Ф. Финансовый менеджмент. - М.: Финансы, ЮНИТИ,2006.-495с.

.Волкова О.Н. -М.: Финансы и статистика, 2005. - с.272.

.Аньшин В.МБюджетирование в компании. М.: Дело, 2005. - с.225.

17. Дугельский А.П., Комаров В.Ф. Бюджетное управление предприятием. -М.: Дело, 2005. - с.310.

3.Материалы из периодических изданий

18.Журнал "Финансовый Директор", №5 - 2005 г.

19.Самочкин В.В. Калюкин А.А. Бюджетирование как инструмент управления промышленным предприятием (на примере АК "Тумашзавод"). // Менеджмент в России и за рубежом. - 2009. - №2. - с. 89-93.

20. Зелль А. “Бизнес-план: инвестиции и финансирование”, 2006, - с.240.

.Карпов А.Е. Бюджетирование как инструмент управления. -М.: “Результат и качество”, 2007. - с.531.

.Петухова С.В. Бизнес-планирование. -М.: Омега-Л, 2006. - с. 191.

.Поляк Г.Б. Бюджетная система России, ЮНИТИ - 2005, - с.540.

.Станиславчик Е.Н. Бизнес-план. -М.: Ось-89, 2006. - с.586.

.Тилов А.А. Бюджетирование, ГУУ, 2005. - с.23.

. Управленческий учёт. - М.: ИНФРА-М, 2007.458 с.

. Управленческий учет А.Д. Шеремета. - М. ИД-ФБК-ПРЕСС, 2006. - с.512.

. Финансы предприятийС.В. Большаков, - М.: Книжный мир, 2005. - с.617.

. Чернов В.А. Управленческий учет и анализ коммерческой деятельности. / под редакцией М.И. Баканова. - М.: Финансы и статистика, 2005. - с.320.

. Шим Д.К., Сигел Д.Г. “Основы коммерческого бюджетирования. Пошаговое руководство. ”, Азбука - 2006, - с.496.

Приложение A

Таблица 1.

Классификация бюджетов по основным классификационным признакам

Классификационный признак

Вид бюджета

По сферам деятельности предприятия

Бюджет по операционной деятельности - детализирует в рамках соответствующего временного периода содержание показателей, отражаемых в текущем плане доходов и расходов по операционной деятельности


Бюджет по инвестиционной деятельности - направлен на соответствующую детализацию показателей текущего плана доходов и расходов по этой деятельности


Бюджет по финансовой деятельности - призван соответствующим образом детализировать показатели текущего плана поступления и расходования денежных средств

По видам затрат

Текущий бюджет (бюджет текущих затрат) - состоит из двух разделов: текущих расходов, представляющих собой издержки производства (обращения) по рассматриваемому виду операционной деятельности и доходов от текущей хозяйственной деятельности, сформированными в основном за счет реализации продукции (товаров, услуг)


Капитальный бюджет (бюджет капитальных затрат) - представляет собой форму доведения до конкретных исполнителей результатов текущего плана капитальных вложений, разрабатываемого на основе осуществления нового строительства, реконструкции и модернизации основных фондов, приобретения новых видов оборудования и нематериальных активов и т.д.

По широте номенклатуры затрат

Функциональный бюджет - разрабатывается по одной (или двум) статьям затрат -например, бюджет оплаты труда персонала и т.д.


Комплексный бюджет - разрабатывается по широкой номенклатуре затрат - например, бюджет производственного участка, бюджет административно-управленческих расходов и т.п.

По методам разработки

Фиксированный бюджет - не изменяется от изменения объемов деятельности предприятия - например, бюджет расходов по обеспечению охраны предприятия.


Гибкий бюджет предусматривает установление планируемых текущих или капитальных затрат не в твердо фиксируемых суммах, а в виде норматива расходов, "привязанных" к соответствующим объемным показателям деятельности.

По длительности планируемого периода

Ежедневный, понедельный, месячный, квартальный, годовой

По периоду составления

Оперативный бюджет - бюджет, прямо связанный с достижением целей предприятия, например, план производства, материально-технического снабжения


Текущий бюджет - краткосрочный бюджет, направленный на планирование текущих целей предприятия


Перспективный бюджет - бюджет генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры организации

По непрерывности планирования

Самостоятельный бюджет - изолированный, независящий от других бюджетов


Непрерывный (скользящий) бюджет - по мере того, как заканчивается месяц или квартал, к бюджету добавляется новый

По степени содержания информации

Укрупненный бюджет - бюджет, в котором основные статьи доходов и расходов указываются укрупнено


Детализированный бюджет - бюджет, в котором все статьи доходов и расходов расписываются полностью по всем составляющим


Рисунок 1

Процесс формирования основного бюджета

Рисунок 2

Схема формирования бюджета предприятия

                                                          





                                                                           

Рисунок 3

Общая схема контроля

Рисунок 4

Пример детализации данных в процессе анализа исполнения бюджета

Таблица 2. Система контроля за формирование и использованием сводного бюджета организации

Этапы бюджета

Подразделения ответственные за этап

Согласование по этапам

контроль

утверждение

Формирования доходной части

Планово-экономическая, финансовая службы

Дирекция, бухгалтерская служба

Бухгалтерская служба

директор

Формирование расходной части

Планово-экономическая, финансовая службы

Дирекция, бухгалтерская служба

Бухгалтерская, финансовая служба

директор

Исполнение доходной части

Планово-экономическая, финансовая службы

Дирекция, бухгалтерская служба

Бухгалтерская служба

директор

Исполнение расходной части

Планово-экономическая, финансовая службы

Дирекция, бухгалтерская служба

Бухгалтерская служба

директор


Рисунок 6. Блок-схема составления сводного бюджета промышленного предприятия

Рисунок 7. Иерархическая структура сводного бюджета промышленного предприятия (по рис. 6)

Таблица 3. Технология составления сводного бюджета промышленного предприятия

№ этапа

Название этапа составления сводного бюджета

Используемые планово-аналитические инструменты и методы планирования

"Выходная" форма (отчет)

1

Определение целевого объема продаж

1) Анализ взаимосвязи "издержки-объем-прибыль" для определения: физического объема продаж уровня цен динамики производственных и сбытовых затрат, которые обеспечивали бы максимальный уровень чистого (маржинального) дохода по продукту 2) Оптимизация структуры продаж с учетом планируемых величин маржинального дохода по отдельным продуктам и существующих ограничений по производственным мощностям

Предварительный (первичный) вариант бюджета продаж

2

Определение плана производства (товарного выпуска) и целевого (конечного) уровня запасов по номенклатуре выпуска

1) Оптимизационные модели, используемые для расчета наиболее обоснованного уровня текущих запасов готовой продукции (модель EPR и др.) - для предприятий, работающих на заказ 2) Расчет физического объема и номенклатуры выпуска - для предприятий серийного и массового производства

Предварительный (первичный) вариант плана производства (товарного выпуска)

3

Определение объема валового выпуска

Метод условных единиц (для поточного и массового производства)

Предварительный вариант плана валового выпуска

4

Определение потребности в основных материалах

1) Метод технологического нормирования материальных затрат - для крупных и средних предприятий 2) Метод сравнительного анализа счетов - для небольших предприятий

Смета расхода материалов по основному производству

5

Определение прямых затрат труда

Метод технологического нормирования трудозатрат, тарификация (тарифная сетка стоимости трудочаса основных производственных рабочих в соответствии с разрядностью работ)

Первичный вариант бюджета прямых трудозатрат

6

Определение потребности во вспомогательных материалах. Определение общей потребности в материалах.

1)Методы нормирования вспомогательных материалов в зависимости от величины прямых затрат и объема выпуска 2) Сметное планирование материальных затрат (в разрезе отдельных подразделений)

Первичный вариант бюджета закупок

7

Расчет себестоимости списания материалов в производство, калькуляция суммарных прямых затрат

Методы: средневзвешенный ФИФО ЛИФО на основе величины начальных запасов материалов и производственной потребности

Первичные варианты бюджетов прямых материальных затрат, прямых затрат

8

Определение совокупной величины общепроизводственных расходов (ОПР)

Методы нормирования общепроизводственных расходов в зависимости от величины прямых затрат и объема выпуска (расчет плановой ставки начисления)

Первичный вариант бюджетов общепроизводственных расходов, производственных затрат

9

Расчет себестоимости выпуска

Метод условных единиц (при поточном и массовом производстве)

Калькуляция себестоимости выпуска

10

Расчет величины переменных коммерческих (сбытовых) расходов

Методы нормирования переменных коммерческих (сбытовых) расходов в зависимости от объема продаж (расчет плановой ставки начисления)

Первичный вариант бюджета переменных коммерческих (сбытовых) расходов

11

Расчет величины постоянных расходов

Методы сметного планирования в разрезе подразделений (планирование "от нулевой точки", планирование "от достигнутого уровня")

Первичный вариант бюджета постоянных расходов

12

Калькуляция себестоимости реализации по видам продукции

Метод средневзвешенной на основе начального уровня товарных остатков (запасов) и баланса отгрузки по видам продукции ("начальные запасы + план выпуска - план отгрузки = целевые конечные запасы)

Сметы полных переменных затрат по реализованной продукции (себестоимость реализации отдельных видов продукции)

13

Расчет конечных финансовых результатов

На основе этапов 1,11 и 12

Первичный вариант Отчета о прибылях и убытках (отчета о финансовых результатах)

14

Расчет инвестиционных потребностей

1) Сметное планирование капитальных затрат 2) Составление долгосрочного "бюджета развития" (инвестиционного бюджета)

Первичный вариант инвестиционного бюджета

15

Расчет величины финансовых поступлений и расходов

Составление плановых балансовых таблиц: движения дебиторской задолженности движения кредиторской задолженности прочих активных и пассивных расчетов

Первичный вариант бюджета движения денежных средств

16

Составление прогнозного баланса на конец бюджетного периода

На основе фактического баланса на начало бюджетного периода и первичного проекта отчета о прибылях и убытках (этап 12) первичного варианта инвестиционного бюджета (этап 13) первичного варианта бюджета движения денежных средств (этап 14)

Первичный проект целевого баланса (на конец бюджетного периода)

17

Расчет величины первичного финансового дефицита

Определение финансовых нормативов (коэффициентов)

Первичный вариант отчета об изменении финансового состояния

18

Корректировка показателей сводного бюджета

На основе финансовых нормативов (коэффициентов)

Окончательные варианты: операционного бюджета инвестиционного бюджета финансового бюджета




Окончательный вариант сводного бюджета на текущий период


Рисунок 8. Алгоритм составления проекта баланса на конец бюджетного периода

Похожие работы на - Бюджетирование обычных видов деятельности промышленного предприятия на примере ООО 'Деталис'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!