Разработка системы мониторинга на основе тестового контроля знаний

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,38 Мб
  • Опубликовано:
    2013-03-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка системы мониторинга на основе тестового контроля знаний

Введение

В сфере образования наблюдается стремительное усиление интереса к автоматизации промежуточного и финального контроля результатов обучения учащихся самых различных учебных заведений, начиная от школ и заканчивая коммерческими курсами. Самым популярным видом такого контроля является тестирование, основанное на диалоге вычислительной системы с пользователем. Стремительный рост быстродействия компьютерных систем, уменьшение цен на вычислительную технику, появление качественных и мощных систем программирования увеличило потребность в системах, позволяющих объективно, быстро и надежно оценивать знания учащихся, предлагая интересные формы взаимодействия с ними.

Внедрение тестовой формы контроля как правило осуществляется поэтапно. На первом этапе в тестовой форме проводился только входной контроль и заключительной целью проведения входного теста является получение сведений об исходном уровне знаний студентов. Успех изучения любого курса зависит от степени усвоения тех понятий, терминов, положений, которые изучались на предшествующих этапах обучения. Поэтому входной тест, включает задания, проверяющие уровень усвоения основных учебных элементов данного курса. При проверке определяются прежде всего пробелы в знаниях, что очень важно для продуктивного самообразования.            

Итоговый тест (экзаменационный) систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет сформированные знания и умения. Результаты первых проверок показали, что студентов необходимо готовить к экзаменационному тесту, используя тестовые задания при проведении текущего и рубежного контроля. Задания с выбором ответа особенно ценны тем, что каждому учащемуся дается возможность четко представить себе объем обязательных требований и овладению знаниями курса, объективно оценить свои успехи , получить конкретные указания для дополнительной , индивидуальной работы. Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тесты с успехом можно использовать наряду с другими формами контроля, обеспечивая информацию по ряду качественных характеристик знаний и умений учащегося.

Сегодня существует множество различных тестирующих комплексов, рассмотрим некоторые из них:

1) FK-тест. Программа FK-тест разработана, на базе Межвузовского центра контроля качества знаний (Центр тестирования Уссурийского государственного педагогического института), реализующая классическое тестирование.

Задания формулируются в закрытой форме, к ним 3-5 альтернативных вариантов ответов. Результаты тестирования представляют собой три строки: первая - количество правильных ответов; вторая - количество неправильных ответов; третья - доля правильных ответов, выраженная в процентах. Преподаватели самостоятельно определяют, какой процент правильных ответов можно интерпретировать как зачет;

2) REDWARD. REWARD - уникальное сочетание средств мультимедиа и идеи дистанционного обучения в одном программном продукте, созданном для изучения английского языка, разработанного оксфордским издательством Macmillan Heinemann ELT <#"600749.files/image001.gif">

Рисунок 1- Структурная схема

В системе над дидактическими единицами должны поддерживаться две операции:

)создание новой (родительской) дидактической единицы из существующих;

)расщепление существующих дидактических единиц на дочерние.

Операции должны позволять создавать из дидактических единиц иерархические структуры. При этом множество тестовых заданий родительской дидактической единицы образуется из объединения тестовых заданий всех её потомков. Это позволяет разрабатывать различные рабочие программы (и соответственно структуры тестов) на уже существующем множестве тестовых заданий по дисциплине.

Множество всех дидактических единиц из всех зарегистрированных рабочих программ, должны образовать глоссарий дидактических единиц, т.е. своеобразный справочник понятий, для которых в системе существуют тестовые задания.

Каждый разрабатываемый тест, кроме ссылки на рабочую программу, должен содержать описание технологии проведения тестирования, а также уровень сложности теста.

Также необходимо разработать оригинальную структуру описания тестового задания (вопроса), которая позволит достаточно гибко проектировать дизайн заданий и способы формирования ответов.

.3 Выбор сервера базы данных

После проектирования системы мониторинга знаний, была разработана следующая схема данных (рисунок 2):

Рисунок 2 - Схема данных

Из схемы видно, что по каждой дисциплине существуют свои рабочие программы. Каждая рабочая программа состоит из дидактических единиц.

Сегодня для реализации подобной схемы данных в СУБД, существует множество решений: Oracle, InterBase, MSSQL, MySQL, SQLLite, PostgreSQL и т.д.. Но все они имеют различные характеристики:

·        количество предоставляемых ресурсов;

·        гибкость настройки;

·        повышенная отказоустойчивость;

·        масштабируемость;

·        кроссплатформенность;

·        высокая стоимость.

После анализа существующих открытых систем управления базами данных выбор остановился на PostgreSQL.

PostgreSQL - свободная <mhtml:file://C:\Documents%20and%20Settings\Artem\Рабочий%20стол\tempy\PostgreSQL%20%20Википедия.mht!/wiki/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%9F%D0%9E> объектно-реляционная система управления базами данных <mhtml:file://C:\Documents%20and%20Settings\Artem\Рабочий%20стол\tempy\PostgreSQL%20%20Википедия.mht!/wiki/%D0%A1%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B1%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B8_%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85> (СУБД).

Является свободной альтернативой коммерческим СУБД (таким как Oracle <mhtml:file://C:\Documents%20and%20Settings\Artem\Рабочий%20стол\tempy\PostgreSQL%20%20Википедия.mht!/wiki/Oracle> Database <mhtml:file://C:\Documents%20and%20Settings\Artem\Рабочий%20стол\tempy\PostgreSQL%20%20Википедия.mht!/wiki/Oracle_(%D0%A1%D0%A3%D0%91%D0%94)>, Microsoft <mhtml:file://C:\Documents%20and%20Settings\Artem\Рабочий%20стол\tempy\PostgreSQL%20%20Википедия.mht!/wiki/Microsoft> SQL Server <mhtml:file://C:\Documents%20and%20Settings\Artem\Рабочий%20стол\tempy\PostgreSQL%20%20Википедия.mht!/wiki/Microsoft_SQL_Server>, IBM <mhtml:file://C:\Documents%20and%20Settings\Artem\Рабочий%20стол\tempy\PostgreSQL%20%20Википедия.mht!/wiki/IBM> DB2 <mhtml:file://C:\Documents%20and%20Settings\Artem\Рабочий%20стол\tempy\PostgreSQL%20%20Википедия.mht!/wiki/DB2>, Informix <mhtml:file://C:\Documents%20and%20Settings\Artem\Рабочий%20стол\tempy\PostgreSQL%20%20Википедия.mht!/wiki/Informix> и СУБД производства Sybase <mhtml:file://C:\Documents%20and%20Settings\Artem\Рабочий%20стол\tempy\PostgreSQL%20%20Википедия.mht!/wiki/Sybase>) вместе с другими свободными СУБД (таким как MySQL <mhtml:file://C:\Documents%20and%20Settings\Artem\Рабочий%20стол\tempy\PostgreSQL%20%20Википедия.mht!/wiki/MySQL> и Firebird <mhtml:file://C:\Documents%20and%20Settings\Artem\Рабочий%20стол\tempy\PostgreSQL%20%20Википедия.mht!/wiki/Firebird>). Сильными сторонами PostgreSQL считаются:

·              поддержка БД <mhtml:file://C:\Documents%20and%20Settings\Artem\Рабочий%20стол\tempy\PostgreSQL%20%20Википедия.mht!/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%B7%D0%B0_%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85> практически неограниченного размера;

·              мощные и надёжные механизмы транзакций и репликации;

·              расширяемая система встроенных языков программирования: изначально поддерживаются SQL <mhtml:file://C:\Documents%20and%20Settings\Artem\Рабочий%20стол\tempy\PostgreSQL%20%20Википедия.mht!/wiki/SQL>, PL/pgSQL <mhtml:file://C:\Documents%20and%20Settings\Artem\Рабочий%20стол\tempy\PostgreSQL%20%20Википедия.mht!/w/index.php?title=PL/pgSQL&action=edit&redlink=1>, PL/Perl <mhtml:file://C:\Documents%20and%20Settings\Artem\Рабочий%20стол\tempy\PostgreSQL%20%20Википедия.mht!/wiki/PL/Perl>, PL/Python <mhtml:file://C:\Documents%20and%20Settings\Artem\Рабочий%20стол\tempy\PostgreSQL%20%20Википедия.mht!/wiki/PL/Python> и PL/Tcl <mhtml:file://C:\Documents%20and%20Settings\Artem\Рабочий%20стол\tempy\PostgreSQL%20%20Википедия.mht!/wiki/PL/Tcl>, а также имеется поддержка загрузки <mhtml:file://C:\Documents%20and%20Settings\Artem\Рабочий%20стол\tempy\PostgreSQL%20%20Википедия.mht!/wiki/%D0%A1%D0%B8_(%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F)>-совместимых модулей;

·              поддержка со стороны многих языков программирования: <mhtml:file://C:\Documents%20and%20Settings\Artem\Рабочий%20стол\tempy\PostgreSQL%20%20Википедия.mht!/wiki/%D0%A1%D0%B8_(%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F)>/C++ <mhtml:file://C:\Documents%20and%20Settings\Artem\Рабочий%20стол\tempy\PostgreSQL%20%20Википедия.mht!/wiki/C++>, Java <mhtml:file://C:\Documents%20and%20Settings\Artem\Рабочий%20стол\tempy\PostgreSQL%20%20Википедия.mht!/wiki/Java>, Perl <mhtml:file://C:\Documents%20and%20Settings\Artem\Рабочий%20стол\tempy\PostgreSQL%20%20Википедия.mht!/wiki/Perl>, Python <mhtml:file://C:\Documents%20and%20Settings\Artem\Рабочий%20стол\tempy\PostgreSQL%20%20Википедия.mht!/wiki/Python>, Ruby <mhtml:file://C:\Documents%20and%20Settings\Artem\Рабочий%20стол\tempy\PostgreSQL%20%20Википедия.mht!/wiki/Ruby>, ECPG <mhtml:file://C:\Documents%20and%20Settings\Artem\Рабочий%20стол\tempy\PostgreSQL%20%20Википедия.mht!/w/index.php?title=ECPG&action=edit&redlink=1>, Tcl <mhtml:file://C:\Documents%20and%20Settings\Artem\Рабочий%20стол\tempy\PostgreSQL%20%20Википедия.mht!/wiki/Tcl>, PHP <mhtml:file://C:\Documents%20and%20Settings\Artem\Рабочий%20стол\tempy\PostgreSQL%20%20Википедия.mht!/wiki/PHP> и других.

·              наследование.

·              легко расширяемая система типов.

Согласно результатам автоматизированного исследования <#"600749.files/image003.gif">

Рисунок 3 - Технология Ajax

Технология Sajax.

Sajax - это инструмент для разработки web-приложений с использованием технологии Ajax, который имеет реализации практически для всех языков программирования, в том числе и php. Основная цель данного инструмента - предоставить доступ из JavaScript к функциям, написанным на PHP без перезагрузки страницы. Области применения Sajax совпадают с областями применения любых других Ajax-библиотек

.6 Разработка базы данных

На основе спроектированной схемы данных (рисунок 2) была разработана база данных в СУБД PostgreSQL (рисунок 4).

Рисунок 4 - Схема данных системы мониторинга

1.6.1 Описание таблиц базы данных системы мониторинга

1) Таблица discipline, предназначена для хранения наименований, имеющихся дисциплин;

Название поля

Тип поля

Описание поля

id

integer

счётчик

name

text

наименование дисциплины


2) Таблица workprogram, предназначена для хранения информации о рабочих программах системы мониторинга;

Название поля

Тип поля

Описание поля

id_workprogram

integer

счётчик

owner

text

данные автора рабочей программы

xmlFile

text

xml-версия рабочей программы

purpose

text

цели и задачи

 discipline

integer

номер дисциплины


3) Таблица workprogramDependence, хранит связь рабочих программ с установленными для них дидактическими единицами;

Название поля

Тип поля

Описание поля

id_wp

integer

номер рабочей программы

id_du

integer

номер дидактической единицы


) Таблица wpprevwpnext, хранит зависимость между рабочими программами, т.е. какие рабочие программы необходимо пройти, чтобы приступить к следующей;

Название поля

Тип поля

Описание поля

wp_prev

integer

номер предшествующей рабочей программы

wp_next

integer

номер следующей рабочей программы


) Таблица didacticUnit, хранит имеющиеся в системе мониторинга дидактические единицы;

Название поля

Тип поля

Описание поля

id

integer

счётчик

name

varchar(250)

наименование дидактической единицы

comment

varchar(250)

комментарий

is_folder

boolean

опция, возможности создания иерархии


) Таблица didacticUnitHierarchy, хранит связь между родительской и дочерней дидактическими единицами;

Название поля

Тип поля

Описание поля

id_parentdu

integer

номер родительской д.е.

id_childdu

integer

номер дочерней д.е.


) Таблица didactionUnitDependence, хранит зависимость между дидактическими единицами, т.е. какие дидактические единицы необходимо знать, чтобы приступить к изучению следующих;

Название поля

Тип поля

Описание поля

id_du

integer

номер дидактической единицы

id_prev

integer

номер предыдущей дидактической единицы


8) Таблица question, хранит данные о вопросе по дидактической единице;

 

Название поля

Тип поля

Описание поля

id

integer

счётчик-номер вопроса

name

varchar(200)

наименование вопроса

comment

varchar(250)

комментарий

level

integer

уровень сложности

qtype

integer

номер типа вопроса

question

text

html-чать вопроса, содержащая задание вопроса

max_ball

integer

максимальный бал за вопрос

min_ball

integer

минимальный бал за вопрос


) Таблица qtype, хранит имеющиеся в системе мониторинга знаний, формы представления вопросов.

Название поляТип поляОписание поля



id

integer

счётчик

name

varchar(200)

наименование типа вопроса

comment

varchar(250)

комментарий

qtype

text

html-шаблон вопроса

numtype

integer

номер типа вопроса

fillqtype

text

html-интерфейс для заполнения вопроса данными

qview

text

примерный вид вопроса


10) Таблица answer, хранит правильные ответы на вопросы;

Название поляТип поляОписание поля



id

integer

счётчик

bal

integer

количество баллов за правильный ответ

answer

varchar(250)

правильный ответ на вопрос

id_quest

integer

номер вопроса


1) Таблица answerVars, хранит варианты ответов на вопрос в виде html;

Название поляТип поляОписание поля



id

integer

счётчик

id_quest

integer

номер вопроса

html

text

html-часть вопроса, содержащая варианты ответов


) Таблица test, хранит параметры проведения тестирования;

Название поляТип поляОписание поля



id

integer

счётчик-номер теста

date_gen

date

дата генерации

comments

varchar(200)

комментарий

id_owner

integer

номер создателя

test_name

varchar(200)

наименование теста

static

boolean

выбор статического способа проведения тестирования

mix_quest

boolean

разнообразное размещение ответов при проведении тестирования

repeate

boolean

возможность повторного прохождения тестирования

any_order

boolean

любой порядок ответов на вопросы теста

time_on

boolean

учёт времени потраченное на ответы вопросов тестирования


) Таблица testOptionForDU, хранит количество выбранных вопросов из дидактической единицы рабочей программы;

Название поля

Тип поля

Описание поля

id_du

integer

номер дидактической единицы

id_test

integer

номер теста

n_quest

varchar(250)

количество вопросов, выбранных из дидактической единицы

min_lev

integer

минимальная сложность

max_lev

integer

максимальная сложность


14) Таблица testQuestion, хранит вопросы, выбранные из дидактических единиц рабочих программ, для теста;

Название поля

Тип поля

Описание поля

id_test

integer

номер теста

id_quest

integer

номер вопоса


) Таблица session, хранит регистрационную информацию для прохождения тестирования студентом;

Название поля

Тип поля

Описание поля

id

integer

счётчик - номер сессии

id_session_string

varchar(250)

уникальная последовательность символов

id_test

integer

номер теста

id_student

integer

номер студента

id_teacher

integer

номер преподавателя, проводящего тестирование

date_start

date

дата начала тестирования

date_end

date

дата окончания тестирования

test_place

varchar(100)

место проведения тестирования


) Таблица sessionQuest, хранит данные прохождения тестирования студентом;

Название поля

Тип поля

Описание поля

relation_id

integer

счётчик

id_session

integer

номер сессии

id_quest

integer

номер вопроса

ans_time

integer

время потраченное на ответ

bal

integer

количество баллов набранных за ответ на вопрос теста

answer

text

ответ студента на вопрос теста

min_bal

integer

минимальное количество баллов, которое можно получить за данный вопрос

max_bal

integer

максимальное количество баллов, которое можно получить за данный вопрос

1.7 Разработка инструментальных средств создания элементов, системы мониторинга

.7.1 Интерфейс создания новых дидактических единиц (рисунок 5)

Дидактическая единица - это завершённая часть учебного курса, по которой могут быть заданы вопросы. Дидактическая единица является автономным объектом. Поскольку она может встречаться более, чем в одной дисциплине и использоваться в разных рабочих программах.

Рисунок 5 - Добавление дидактическое единицы

Для добавления новой дидактической единицы необходимо:

1)      Ввести наименование дидактической единицы;

2)      Комментарий (необязательно);

3)      Выбрать опцию каталог , которая позволит для данной дидактической единице, иметь дочерние дидактические единицы.

После ввода данных необходимо нажать на кнопку “Добавить” для сохранения введённой информации в базе данных системы. Сохранение данных произойдёт без перезагрузки страницы, благодаря средствам технологии Sajax. Небольшой листинг кода представлен ниже:

Листинг 1 - Добавление новой дидактической единицы.

<?php

//подключение класса, содержащего методы для работы с базой //данных("scripts/DBClass.php");

//подключение библиотеки Sajax

include("scripts/Sajax.php");_once("scripts/config.php");

//инициализация объекта класса для работы с б.д.

$db = new DataBase();

$db->Init(DBName, DBType);

$db->connection();

         //функция добавление новой дидактической единицы

function AddDidactUnit($name, $comnt, $is_fldr)

{

$q1 = 'INSERT INTO "UMUWorkPrograms"."didacticUnit" (NAME, COMMENT, IS_FOLDER)

         VALUES(';

         $q2 ="'".$name."', "."'".$comnt."', " .$is_fldr.");";

         pg_query($q);

}

//инициализация объекта sajax

sajax_init();

//экспорт php-функции, добавления новой д.е., в JavaScript

sajax_export("AddDidactUnit");_handle_client_request();

//javascript-функция, из которой будет вызвана, экспортированная //php-функция

function AddDU()

{

         var name, comnt, is_fldr;

         name = document.getElementById("txtName").value;

         comnt = document.getElementById("txtComnt").value;

         is_fldr = document.getElementById("cbIsFldr").checked;

         //вызов функции добавления новой дидактической единицы

         x_AddDidactUnit(name, comnt, is_fldr, ChangeStatus1);

}

1.7.2 Интерфейс создания иерархии между дидактическими единицами (рисунок 6)

Иерархия обеспечит объединение нескольких “дочерних” дидактических единиц в одну “родительскую”. Благодаря чему, упроститься выбор дидактических единиц для их установления в рабочую программу.

Рисунок 6 - Установление родительской дидактической единицы

1.) Выбрать родительскую дидактическую единицу;

2.)     Выбрать дочернюю дидактическую единицу;

Интерфейс выбора дидактической единицы, осуществляется с помощью динамического запроса в базу данных и отображением результата запроса в html элементе select.

Листинг 2 - Динамический список дидактических единиц.

<select name="selParentDU" id="selParentDU" onClick="SelChild();">

<?php

$query = 'SELECT ID, NAME

FROM "UMUWorkPrograms"."didacticUnit" is_folder=TRUE;';

$result = $db->query($query);($line = extract($db->fetch($result)))

{

         print "<option value=".$id.">".$name."</option>";

}

?>

</select>

При выборе родительской дидактической единицы в окне под номером 3 (рисунок 6 - Установление родительской дидактической единицы), отображается список, уже имеющихся дочерних дидактических единиц. Это достигается средствами технологии Ajax. Для сохранения созданной иерархии необходимо нажать на кнопку “Применить”. После чего сработает запрос на вставку данных в таблицу      “didactionUnitHierarchy”, опять же без перезагрузки страницы, но уже средствами Sajax (листинг 1).

.7.3 Интерфейс создания зависимости между дидактическими единицами

Зависимость между дидактическими единицами определяет: какие дидактические единицы необходимо знать, чтобы приступить к изучению следующих.

Рисунок 7 - Установление предшествующей дидактической единицы

Данный интерфейс работает аналогично предыдущему.

1.7.4 Интерфейс создания новых рабочих программ

На основе дидактических единиц рабочих программ создаются тесты, которые проходят студенты.

Рисунок 8 - Создание рабочей программы

Для создания новой рабочей программы необходимо:

1)      Ввести наименование рабочей программы;

2)      Выбрать дисциплину, для которой создаётся рабочая программа;

)        В данном поле автор может представиться или ввести специальные пояснения к новой рабочей программе.

После ввода данных для сохранения информации в базе данных системы мониторинга, необходимо нажать на кнопку “Добавить”. Сохранение как и в предыдущих интерфейсах произойдёт без перезагрузки страницы средствами технологии Sajax (листинг 1- добавление новой дидактической единицы).

1.7.5 Интерфейс установления дидактических единиц для рабочей программы

С помощью данного интерфейса (рисунок 9) осуществляется выбор и добавление дидактических единиц в рабочую программу. Далее в других интерфейсах на основе вопросов этих дидактических единиц будет генерироваться тест.

Рисунок 9 - Выбор дидактических единиц для рабочей программы

Для добавления дидактических единиц в рабочую программу необходимо:

1)      Выбрать рабочую программу;

2)      Выбрать дидактическую единицу;

3)      Нажать на кнопку “Применить”, для сохранения.

При выборе рабочей программы в правом окне (№3, рисунок) отобразятся уже установленные дидактические единицы.

1.7.6 Интерфейс установления зависимости между рабочими программами

Зависимость между рабочими программами обеспечивает порядок прохождения тестов рабочих программ. Т.е. какие рабочие программы необходимо пройти, чтобы приступить к следующим.

Данный интерфейс аналогичен интерфейсу установления зависимости между дидактическими единицами (раздел 4.2.3 рисунок 7 - установление предшествующей дидактической единицы).

1.7.7 Интерфейс добавления нового вопроса по дидактической единице в базу данных системы мониторинга

У каждой дидактической единицы, имеется не менее одного тестового задания (вопроса), которое потом будет привязано к тесту и отображено студенту при проведении этого теста.

Тестовые задания (вопросы) в системе мониторинга хранятся в виде html. И состоят из двух частей:

Первая часть - это фрагмент html кода, в котором хранится вопрос. Данная часть хранится в таблице qtype в виде шаблона со специальными тегами (txt-текст вопроса, image - изображение вопроса) листинг 3 - шаблон вопроса тестового задания. Эти теги в ходе процесса добавления нового тестового задания будут заменены на данные, взятые с интерфейса добавления нового вопроса.

Листинг 3 - Шаблон вопроса тестового задания.

<center>

<!--question-->

<input type="hidden" id="testtype" name="testtype" value=1>

<!-специальный тег, который затем будет заменен на данные с формы создания тестового задания-->

txt

<!--/question-->

<BR>

<BR>

<!--answer-->

<div align="left">

</div>

<!--/answer-->

</center>   

Вторая часть - это фрагмент html кода, в котором хранятся варианты ответов тестового задания. При выборе определённого типа тестового задания в исполняемом модуле выбирается соответствующий фрагмент кода (листинг 4), в котором содержится шаблон вариантов ответов. Далее в процессе создания тестового задания, специальные теги (листинг 4), содержащиеся в шаблоне, будут заменены на реальные данные, взятые, с формы заполнения данными тестового задания.

Листинг 4 - Обработка выбранного шаблона тесового задания.

switch($_SESSION['type_num'])

{

//вариант один из многих (только текст)1:

//переменная вопроса

$quest = $_SESSION['qtype'];

//текст вопроса

$qtext = $_POST['qtext'];

//замена тега на вопрос тестового задания

$quest = str_replace_first($quest, 'txt', $qtext);

//запись в таблицу question данные о вопросе

$res = $db->query($_SESSION['QH_query']);(pg_fetch_array($res));

//запись в таблицу question текста вопроса

$q = 'UPDATE "UMUWorkPrograms".question'.

" SET question = '".$quest."'

WHERE ID = ".$id.";";

         $db->query($q);

//получение возможного количества ответов

$num_ans = GetEndChar($_SESSION['type_name']);

//замена тегов в шаблоне вариантов ответа

for ($i=1;$i<=$num_ans;$i++)

{

$ans = '<input type="radio" name="rbOneMore" value="'.$i.'" >

                                      rbVar

                                      <BR>

                                      <BR>';

$ans = str_replace_first($ans, 'rbVar', $_POST['rbText'.$i]);

$q1 = 'INSERT INTO "UMUWorkPrograms"."answerVars" (id_quest, html) VALUES('.$id.', ';

$q2 = "'".$ans."');";

$q = trim($q1).trim($q2);

$db->query($q);

}

//запись ответа в таблицу answer

$q = 'INSERT INTO "UMUWorkPrograms".answer (bal, answer, id_quest)('.$_POST['selBal'].", '".$_POST['txtAns']."', ".$id.');';

$db->query($q);

break;

Интерфейс добавления нового вопроса в систему мониторинга имеет следующий вид (рисунок 10):

Рисунок 10 - Создание нового вопроса

Для создания нового вопроса по дидактической единице необходимо:

1)      Выбрать из динамически сформированного списка (листинг 2), дидактическую единицу, для которой будет создаваться вопрос;

2)      Ввести наименование, либо ключевые слова вопроса. По этим данным будет происходить поиск необходимых вопросов;

)        Ввести комментарий (не обязательно);

)        Выбрать уровень сложности;

)        Выбрать тип вопроса, т.е. форму его представления пользователю при проведении тестирования.

При выборе типа вопроса в выпадающем списке, в правом окне, без перезагрузки страницы, отображается примерный вид будущего вопроса. Это достигается средствами технологии Ajax. Т.е. при выборе типа вопроса из списка возможных срабатывает процедура (листинг 5), в данной процедуре создаётся специальный объект, с помощью которого и происходит отправление данных (id типа вопроса) на сервер (php-скрипт), где происходит запрос на выборку в базу данных, с учётом переданных данных. Результат запроса (примерное представление запроса) обрабатывает ранее созданный объект (в асинхронном режиме) и отображает данные в элементе iframe.

Листинг 5 - Отображение примерного вида вопроса.

//функция, срабатывающая при выборе типа вопроса, из выпадающего //спискаSelType()

{

                   var selQtype;

                   //получение номера типа

                   selQtype = document.getElementById("selQtype").value;

                   //подготовка данных для отправления на сервер

                   var url = "Ajax.php?selQtype="+escape(selQtype);

                   //вызов функции подготовки объекта XmlHttpRequest

                   sendRequest(url);

}

//функция подготовки объекта XmlHttpRequestsendRequest(url)

{

         //создание объекта

         request1=createRequest();

         //указание функции обрабатывающей, ответ от сервера

         request1.onreadystatechange = serverA;

//указание метода отправки данных и асинхронного режима

//работы

         request1.open("GET", url, true);

         //отправление данных

         request1.send(null);

}

//функция, обрабатывающая ответ сервера

function serverA()

{(request1.readystate==4)

{

         if(request1.status == 200)

         {

                   //получение ответа от сервера

                   var ResText=request1.responseText;

                   var htm = document.getElementById("selQtype").value;

                   //занесение результата в элемент iframe

                   htm.document.close();

         htm.document.write(ResText);

         }

         else

                   alert("Сервер не дал положительного ответа!!!");

}

}

После заполнения интерфейса создания вопроса для продолжения необходимо нажать на кнопку “Выбрать / Продолжить”. Далее последует запрос в базу данных системы мониторинга, на выбор интерфейса заполнения самого вопроса и его вариантов ответа (рисунок 11).

Рисунок 11 - Создание вопроса, ввод данных

После заполнения данного интерфейса и нажатия на кнопку “Сохранить”, тестовое задание окончательно сохраняется в базе данных системы мониторинга.

1.7.8 Интерфейс генерации тестов

Данный интерфейс предназначен для генерации тестов на основе выбранной рабочей программы. Тестовые задания составляются из вопросов дидактических единиц установленных для рабочих программ (раздел 4.2.5, рисунок 9).

Рисунок 12 - Генерация теста

Для генерации нового теста в системе мониторинга знаний необходимо:

1)      Выбрать рабочую программу (после выбора рабочей программы, в нижней части формы отобразятся дидактические единицы, установленные для данной рабочей программы);

2)      Ввести наименование теста;

)        Выбрать опции проведения тестирования:

a.       время on/off - фиксация каждого промежутка времени, потраченного на ответ тестового задания студентом, в базе данных;

b.      вопросы упорядочены on/off - возможность ответа на вопросы теста в произвольном порядке;.       повторных вход on/off - возможность повторного прохождения тестирования;.         перемешивать ответы on/off - размещение вариантов ответа тестового задания в случайном порядке, для исключения возможности запоминания студентом расположения правильных ответов;.   динамический/статический on/off - динамический способ проведения тестирования означает, что каждый раз при прохождении теста, его вопросы будут генерироваться заново из дидактических единиц. В случае статического теста, вопросы будут генерироваться только один раз при генерации теста.

4)      Ввести комментарий

5)      Выбрать имеющиеся дидактические единицы рабочей программы. И указать количество и сложность вопросов, которые будут отбираться для теста;

)        Нажать на кнопку “Сохранить”.

После генерации теста, на его основе можно проводить тестирование, для этого существует специальный интерфейс (рисунок 13).

1.7.9 Интерфейс проведения тестирования

Рисунок 13 - Проведение тестирования

Проведение тестирования:

1)      Исполняемый модуль проверяет наличие вопросов для данного теста в таблице testQuestion базы данных, системы мониторинга.

2)      Анализируются установленные опции, для проведения данного теста.

)        Отображается вопрос теста, в соответствии с выбранными опциями.

)        После выбора/ввода варианта ответа на вопрос, необходимо нажать на кнопку “Ответить” либо “Пропустить”, в противном случае. При нажатии на кнопку “Ответить”, сформированный пользователем ответ, сохраняется в таблице “sessionQuest”, затем данный ответ сверяется с правильным, хранящимся в таблице “answer” базы данных системы мониторинга. Если данный студентом ответ, правилен, то в таблицу “sessionQuest” заносится набранное количество баллов.

)        После прохождения тестирования студентом, ему предлагается ответить на вопросы, которые он пропустил во время прохождения теста.

По завершении тестирования пользователю предлагается посмотреть

результаты тестирования (рисунок 14).

.7.10 Интерфейс отображения аналитической информации на основе данных тестирования

Рисунок 14 - результаты тестирования;

По завершении тестирования предлагается посмотреть отчёт о результатах тестирования.

Результат тестирования основывается на данных таблицы “sessionQuest”, которая заполняется во время проведения тестирования.

Отчёт о результатах тестирования содержит:

1)      Ф.И.О. студента;

2)      Количество попыток принятых для прохождения теста;

)        Количество набранных баллов, в процентном соотношении;

)        Промежуток времени, потраченный на прохождение тестирования.

Также, в интерфейсе генерации отчёта возможен детальный просмотр ответов пользователя на вопросы теста (рисунок 15), для чего необходимо нажать на кнопку “Детально”.

база данные мониторинг тест

Рисунок 15 - Отчёт “Детально”

Данный отчёт также реализуется на основе данных запроса в таблицу “sessionQuest”. После чего результат запроса распечатывается на форме в виде таблицы (листинг 6).

Листинг 6 - Отображение отчёта о результатах тестирования.

//запрос на выборку данных, содержащих информацию о результатах //прохождения студентом тестирования

$query = ('SELECT * FROM "UMUWorkPrograms"."sessionQuest" WHERE id_session = '.$id);

//выполнение запроса

$result = pg_query($link_id, $query);

$kol = pg_num_rows($result);

$i=0;

//рисование таблицы"<table cellSpacing=0 borderColorDark=white cellPadding=5 bgColor=#f1f1f1 border=1>";($i;$i<$kol;$i++)

{

//”выталкивание” данных результата запроса в массив $arr

$arr = pg_fetch_array($result, $i, PGSQL_ASSOC);

$IdQ=$arr["id_quest"];

$query2 = ('SELECT * FROM "UMUWorkPrograms"."question" WHERE id = '.$IdQ);

$result2 = pg_query($link_id, $query2);

$arr2 = pg_fetch_array($result2);

$i1=$i1+1;          

//вывод номера вопроса в таблицу                 

echo"<tr><td>Вопрос номер ".$i1."</td>";

echo "<td>".$arr["id_quest"]." вопрос</td>";

if (($arr["answer"] != '+')&&($arr["answer"] != '-'))

{

         //вывод фамилии и имени студента в таблицу

echo "<td>".$sername." ".$name." ответил

//вывод ответа

<span>".$arr["answer"]."</span></td>";

//вывод правильного ответа

echo "<td>Правильный ответ был <span>".$arr2["answer"]."</span></td>";

//вывод количества набранных баллов

echo "<td>".$sername." ".$name." набрал

//вывод максимального количества возможных баллов

<span>".$arr["ball"]."</span> баллов из <span>".$arr["max_bal"]."</span>          возможных</td>";

}

{

         echo "<td>Студент пропустил вопрос</td>";

}"<td>Всего прошло времени <span>".date($arr["ans_time"])."</span></td>"; "</tr>";

}

echo "</table>";

В интерфейсе отображения результатов тестирования, существует ещё одна возможность просмотра аналитической информации, это просмотр дидактических единиц, на вопросы которых студент дал неверные ответы, во время тестирования. Данный отчёт отображается при нажатии на кнопку “Информация”, расположенной на основном интерфейсе вывода результатов тестирования (рисунок 14). Данная информация необходима для анализа допущенных ошибок и повторного изучения пройденного учебного материала.

Глава II. Экономическое обоснование. Бизнес план по программному продукту.

.1 Концепция бизнеса

Предполагаемым бизнесом является разработка системы тестового контроля знаний для студентов ДГТУ. Система предназначена для проведения анализа знаний учащихся на основе тестового контроля. Объектами, использующими систему, являются учащиеся ВУЗа. Основные преимущества перед существующими аналогами - реализации различных типов вопросов для разных тестов, возможность спецификации системы под разные дисциплины, проведение различных форм тестирования (с учётом времени, с произвольным выбором ответа, тестирование с повторным входом и т.д.).

Главная цель бизнеса - получение прибыли путем максимального удовлетворения потребностей клиентов.

Главная цель бизнес плана - рассмотрение объекта бизнеса с позиции маркетингового синтеза.

Потенциальным покупателем разрабатываемого продукта является ДГТУ.

Программный продукт будет иметь сравнительно низкую цену, т. к. разработка будет вестись сотрудниками ВУЗа.

Для реализации бизнеса необходимо                                 242 676 р.

Срок окупаемости затрат 25 месяцев

Точка безубыточности 40 шт.

2.2 Характеристика программного продукта

Рассматриваемая система предназначена для ВУЗов, в частности ДГТУ.

Основными функциональными способностями системы являются:

1)    идентификация пользователя, по личному паролю, который будет совпадать с номером зачётной книжки;

2)      предоставление пользователю интерфейса, выбора рабочей программы (рабочие программы содержат описательную информацию о тесте: название, дисциплина, сложность, количество вопросов);

)        проведение тестирования;

)        анализ ответов пользователя на правильность;

)        генерация отчёта, содержащего информацию:

§ количество правильных ответов пользователя на вопрос из их общего количества;

§ сумму набранных баллов;

§ список тех дидактических единиц дисциплины, в вопросах которых пользователь дал неверный ответ.

6)    добавление новых дисциплин;

7)      создание новых дидактических единиц, по выбранной дисциплине;

)        создание новых вопросов, по выбранной дидактической единице;

)        создание новых рабочих программ (тестов).

Характеристика ПП с позиции маркетинга проводилась по следующим характеристикам:

1)      по замыслу;

2)      в реальном исполнении;

)        область применения;

)        преимущества у пользователя.

По замыслу: система предназначена для анализа знаний учащихся, на основе тестового контроля.

В реальном исполнении: система состоит из четырёх модулей:

) модуль генерации тестов;

) модуль создания вопросов тестов;

) модуль проведения, тестов;

) модуль генерации отчётов, представляющих аналитическую информацию, тестируемого студента.

Область применения: система способна довольно точно реализовать семантику проведения тестирования ВУЗа (создание различных типов вопросов, группировка вопросов в объекты и т.д.).

Преимущества у пользователей: пользователь (студент) получает возможность анализа собственных знаний, с выявлением тех областей (тем по предметам), в которых пользователь дал наименьшее количество правильных ответов.

2.3 Исследование и анализ рынка

В настоящее время существует множество систем проведения тестирования, но все они имеют те или иные недостатки (специфичный формат хранения данных, аппаратно- и платформозависимые системы, имеющие высокую стоимость и т.д.). Разработка данной системы исключает эти недостатки.

Произведём сегментацию рынка:

Сегменты Рынка

Планируемый объем продаж по годам


2008 г.

2009 г.

2010г.

Всего


1кв

2кв

3кв

4кв

1п/г

2п/г

Год


Предприятия области

1

1

1

1

2

3

8

17

Научные учреждения

3

4

5

7

8

9

19

55

ВУЗы

2

2

3

3

5

7

12

34

Итого:

6

7

9

11

15

19

39

106

2.4 Производственный план

2.4.1 Расчет единовременных затрат ()

Номер

Наименование тех. средства или ПО

Тип или модель

Количество (шт)

Поставщик

Стоимость одного изделия (руб)

Сумма (руб)

1

Компьютер

AMD Sempron LE1100, gf6100, 512Mb, 80Gb, Video Int, FDD, DVD16x ,Sound, LAN 10/100

Sunrise

5 790

23 160

2

Монитор

 17" Benq FP71G+ U white, 300 кд/м2, 500:1, 160/160, 8мс, TCO'03

4

Sunrise

5 217

20 868

3

ADSL-Модем

 D-Link DSL-2500U

4

Sunrise

762

3 048

Итого (руб)



 

 

 

47 076



2.4.2 Расчет текущих затрат () на разработку ПП

Зарплата персонала

Категория персонала

Количество сотрудников

Оплата за 1 мес (руб).

Время работы (мес)

Общая зарплата (руб)

Разработчик - руководитель проекта

1

9 000

2

18 000

Разработчик

 3

7 000

2

42 000

Итого

 4



60 000


Текущие затраты рассчитываются по следующей формуле:

, где

 - затраты на заработную плату персонала,

 - ЕСН (), 

 - накладные расходы,

 - затраты на оплату работ, выполняемых другими организациями,

 - затраты связанные с использованием машинного времени,

 - проценты за пользованием кредитом.

 

Потребность в инвестициях на разработку ПП

Наименование статей затрат

Сумма в руб.

1.Единовременные затраты (Зк)

47 076

1.1.Капитальные вложения (К)

47 076

1.1.1. Затраты на приобретение ВТ (Квт)

47 076

1.1.2. Затраты на приобретение (дооборудование) ЛВС (Клвс)

0

1.1.3. Затраты на приобретение пакетов прикладных программ и операционных систем (Кпп)

0

1.2. Затраты на подготовку кадров (Зпк)

0

2. Текущие затраты (С)

195 600

2.1. Затраты на заработную плату (Зпр)

60 000

2.2. Начисления на заработную плату (Зесн) (26%)

15 600

2.3. Накладные расходы (Зн) (200% Зпр)

120 000

2.4. Затраты на оплату работ сторонним организациям (Зс)

0

2.3. Затраты, связанные с использованием машинного времени (Змаш)

0

2.6. Проценты за пользование коммерческим кредитом (Зкр)

0

Итого затрат (З)

242 676


2.4.3 Определение цены ПП

Рассчитав текущие затраты на разработку ПП (С), можно определить себестоимость одной копии ПП (С1) по формуле:

С1 = С/N + Зтир + Зсер,

где N - объем продаж в натуральном выражении;

Зтир и Зсер - затраты на тиражирование и сервисное обслуживание в расчете на одну копию.

С1 = 242 676 / 106 + 400 + 400;

C1 = 3089.4 руб.

Определяется оптовая цена 1 копии ПП (Цо1) по следующей формуле:

Цо1 = С 1+ П1

Прибыль (П1) определяется исходя из предполагаемой рентабельности:

П1 = С1* Р/100,

где Р - процент предполагаемой рентабельности, (ориентировочно Р = 35%).

П1 = 3089.4 * 35 / 100 = 1081.3 руб.

Цо1 = 3089.4 + 1081.3 = 4170.7 руб.

Цена продажи ПП (Цпр):

Ц пр = Цо1+ НДС,

где НДС - налог на добавленную стоимость в соответствии с действующей ставкой на данный вид продукции (18№).

Цпр = 4170.7 + 750.7 = 4921.4 руб.

Итоговое цена ПП после сопоставления с продуктами конкурентов составила 4950 руб.

2.5 План маркетинговых действий

План маркетинга - это план мероприятий по достижению намечаемого объема продаж и получению максимальной прибыли путем удовлетворения рыночных потребностей. В данном разделе отражаются: товарная, ценовая, сбытовая политика и сервисное обслуживание.

Товарная политика.

Система была разработана с учётом современных web-технологий (т.к. система имеет web-интерфейс).

В будущем планируется:

добавление новых типов вопросов;

учет клиентских потребностей и добавление их в последующих релизах;

модификация системы в соответствии с появлением новых IT - технологий.

Ценовая политика.

Цена товара будет зависеть от:

1)      спроса на товар;

2)      сложности его модификации;

3)      цен конкурентов.

Политика сбыта.

Запросы в заведения, нуждающиеся в подобных системах.

Сервисное обслуживание.

Стратегия по организации сервисного обслуживания предполагает предпродажный и послепродажный сервис.

Предпродажный сервис предусматривает анализ требований заказчика и модификация системы с учётом этих требований.

Послепродажный сервис предусматривает настройку и конфигурирование системы и её ознакомление с заказчиком.

2.6 Потенциальные риски

Следует учитывать следующие виды рисков:

Производственные риски связаны с различными нарушениями в производственном процессе.

Коммерческие риски связаны с реализацией продукции на товарном рынке (уменьшение размеров и емкости рынков, снижение платежеспособного спроса, появление новых конкурентов).

Финансовые риски вызываются инфляционными процессами, всеобщими неплатежами, колебаниями валютных курсов пр.

Риски, связанные с форс - мажорными обстоятельствами - это риски, обусловленные непредвиденными обстоятельствами (от смены политического курса страны до забастовок и землетрясений).

 

2.7 Финансовый план

Предполагаемые доходы от продаж (Qпр) определяются по формуле:

пр = Цпр*N,

где Цпр - цена продажи ПП, руб.;- объем продаж по периодам в соответствии с исследованиями рынка, шт.;

Издержки производства (И) включают, кроме текущих затрат, расходы на тиражирование, сервисное обслуживание, маркетинг, рекламу и некоторые виды налогов (на имущество, местные налоги и т.п.):

И=С1*N+Зм+Н,

где С1 - себестоимость копии ПП

Зм - затраты на маркетинг и коммерческие расходы ( Зм = от 20 до 25% от Qпр);

Н - налоги.

Н - налоги (1% от стоимости вычислительной техники и 5% от ЗП).

Доходы и затраты

Показатели

2008 г.

2009г.

2010г.


1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

1п/г

2п/г

Год

Доходы от продаж

29 700

34 650

44 550

54 450

74 250

94 050

193 050

Себестоимость

18 536.4

21625.8

27 804.6

33 983.4

46 341

58 698.6

120 486.6

Прибыль до налогооблажения

11 163.6

13 024.2

16 745.4

20 466.6

27 909

35 351.4

72 563.4

Налог на прибыль

2 679.3

3 125.8

4 018.9

4 912

6 698.2

8 484.3

17 415.2

Чистая прибыль

8 484.3

9 898.4

12 726.5

15 554.6

21 210.8

26 867.1

55 148.2

Объём реализации

6

7

9

11

15

19

39


Расчёты:

1)      первый квартал 2008г.;

N=6. Qпр=4950 * 6 = 29 700 руб.

Налоги: Н = 470.8 + 3 000 = 3 470.8 руб.

И = 3 089.4 * 6 + 5 940 + 3 470.8 = 27 947.2 руб.

2) второй квартал 2008г.;

N=7. Qпр=4950 * 7 =34 650 руб.

Налоги: Н = 470.8 + 3 000 = 3 470.8 руб.

И = 3 089.4 * 7 + 6 930 + 3 470.8 = 32 026.6 руб.

) третий квартал 2008г.;

N=9. Qпр=4950 * 9 = 44 550 руб.

Налоги: Н = 470.8 + 3 000 = 3 470.8 руб.

И = 3 089.4 * 9 + 8 910 + 3 470.8 = 40 185.4 руб.

) четвёртый квартал 2008г.;

N=11. Qпр=4950 * 11 = 54 450 руб.

Налоги: Н = 470.8 + 3 000 = 3 470.8 руб.

И = 3 089.4 * 11 + 10 890 + 3 470.8 = 48 344.2 руб.

1)  первое полугодие 2009г.;

N=15. Qпр=4950 * 15 = 74 250 руб.

Налоги: Н = 470.8 + 3 000 = 3 470.8 руб.

И = 3 089.4 * 15 + 14 850 + 3 470.8 = 64 661.8 руб.

) второе полугодие 2009г.;

N=19. Qпр=4950 * 19 = 94 050 руб.

Налоги: Н = 470.8 + 3 000 = 3 470.8 руб.

И = 3 089.4 * 19 + 18 810 + 3 470.8 = 80 979.4 руб.

1)  2010г.

N=39. Qпр=4950 * 39 = 193 050 руб.

Налоги: Н = 470.8 + 3 000 = 3 470.8 руб.

И = 3 089.4 * 39 + 38 610 + 3 470.8 = 162 567.4 руб.

Cрок окупаемости ПП определяется по формуле:

Ток = К/(П1*N), где

К - необходимые капитальные вложения, руб.;

П1 - прогнозная чистая прибыль от реализации одного ПП, руб.;- прогнозный годовой объем продаж ПП, шт.

Ток = 242 676 / (1081.3 * 106);

Ток = 2.1 года ≈ 25 месяцев.

2.8 Расчет безубыточности

Под безубыточностью в разработанном бизнес-плане понимается объем продаж ПП в натуральном выражении, при котором возможно покрытие всех расходов без получения прибыли.

Расчет достижения безубыточности производится по следующей формуле:

 (шт.)

где Q т.б. - критический объем продаж ПП. при котором будет достигнута безубыточность,

Ипост - сумма условно-постоянных (фиксированных) затрат, руб.;

Иперед - сумма условно-переменных затрат для одного ПП, руб.;

Цпр.ед - цена продажи одного ПП, руб.

Ипост = Зн + С×0.25,

где Зн - накладные расходы,

С - текущие затраты.

Ипост = 120 000 + 195 600×0.25;

Ипост = 168 900 руб.

,

где Зпр - затраты на заработную плату,

Нз - начисления на заработную плату,

N - ожидаемый объем реализации.

;

руб.

Точка безубыточности

Qт.б. = 168 900/(4950-713) ≈ 40шт.

Слева от точки критического объема продаж находится область убытков. Справа от точки критического объема при любом объеме продаж получается прибыль.

Запас финансовой прочности:

ЗФП= Qпр-Qкр                                                                            

ЗФП = 106-40 = 66 шт.

Коэффициент запаса финансовой прочности Кзфп определяется отношением величины запаса финансовой прочности к объему продаж. Он характеризует степень финансовой устойчивости, рекомендуемая нижняя граница - 30% к объему продаж:

Кзфп = (ЗФП/Qпр)*100%                                                            

Кзфп = 66/106*100% = 62.3%

Глава III. Безопасность и экологичность проекта

.1 Организация безопасных условий труда

С развитием научно-технического прогресса немаловажную роль играет возможность безопасного исполнения людьми своих трудовых обязанностей. В связи с этим была создана и развивается наука о безопасности труда и жизнедеятельности человека.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности человека в среде обитания, сохранение его здоровья, разработку методов и средств защиты путем снижения влияния вредных и опасных факторов до допустимых значений, выработку мер по ограничению ущерба в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Принято выделять следующие основные виды опасных и вредных факторов:

·   физические;

·        химические;

·        психофизиологические;

При работе с вычислительно техникой, в помещении следует уделить внимание всем вышеперечисленным факторам, представляющим опасность для здоровья человека, а в частности минимизировать вредные воздействия следующих факторов, которые являются составной частью вышеописанных основных видов:

·   уровни звукового давления и уровни звука, создаваемого вычислительной техникой и иной техникой;

·        временные допустимые уровни электромагнитных полей, создаваемых вычислительной техникой;

·        уровни рентгеновских излучений;

·        уровни ультрафиолетовых излучений;

·        уровни инфракрасных излучений;

·        недостаточная яркость дисплея вызывающая напряжённость зрения;

·        уровню концентрации вредных веществ и активных частиц, содержащихся в воздухе, возникающих в результате ионизации воздуха при работе вычислительной техники, в том числе чрезмерная запылённость рабочего места и вычислительной техники;

·        слабая освещённость комнаты и неравномерное распределение дневного и искусственного света в комнате и на рабочих местах;

·        опасность поражения электрическим током;

·        микроклимат комнаты: температура, относительная влажность, скорость движения воздуха на рабочих местах;

·        пожароопасность.

3.2 Требования к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам

Требования к видеодисплейным терминалам определяются на основе СанПиН 2.2.2.542-03 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

Визуальные эргономические параметры к видеодисплейным терминалам являются параметрами безопасности, и их неправильный выбор приводит к ухудшению здоровья пользователей. Все видеодисплейные терминалы должны иметь гигиенический сертификат, включающий в том числе оценку визуальных параметров.

Конструкция видеодисплейных терминалов, его дизайн и совокупность эргономических параметров должны обеспечивать надежное и комфортное считывание отображаемой информации в условиях эксплуатации. Конструкция видеодисплейных терминалов должна обеспечивать возможность фронтального наблюдения экрана путем поворота корпуса в горизонтальной плоскости вокруг вертикальной оси в пределах ± 30 градусов и в вертикальной плоскости вокруг горизонтальной оси в пределах ± 30 градусов с фиксацией в заданном положении. Дизайн видеодисплейных терминалов должен предусматривать окраску корпуса в спокойные мягкие тона с диффузным рассеиванием света. Корпус видеодисплейных терминалов и персональных электронно-вычислительных машин, клавиатура и другие блоки и устройства персональных электронно-вычислительных машин должны иметь матовую поверхность одного цвета с коэффициентом отражения 0,4-0,6 и не иметь блестящих деталей, способных создавать блики. На лицевой стороне корпуса видеодисплейных терминалов не рекомендуется располагать органы управления, маркировку, какие-либо вспомогательные надписи и обозначения. При необходимости расположения органов управления на лицевой панели они должны закрываться крышкой или быть утоплены в корпусе.

Для обеспечения надежного считывания информации при соответствующей степени комфортности ее восприятия должны быть определены оптимальные и допустимые диапазоны визуальных эргономических параметров.

При работе с видеодисплейными терминалами пользователям необходимо обеспечивать значения визуальных параметров в пределах оптимального диапазона, для профессиональных пользователей разрешается кратковременная работа при допустимых значениях визуальных параметров.

Конструкция видеодисплейных терминалов должна предусматривать наличие элементов регулировки яркости и контраста.

В технической документации на видеодисплейные терминалы должны быть установлены требования на визуальные параметры, соответствующие действующим на момент разработки или импорта ГОСТ и признанным в Российской Федерации международным стандартам.

Конструкция видеодисплейных терминалов и персональных электронно-вычислительных машин должна обеспечивать мощность экспозиционной дозы рентгеновского излучения в любой точке на расстоянии 0,05 м от экрана и корпуса видеодисплейных терминалов, при любых положениях регулировочных устройств не должна превышать 7,74x10 А/кг, что соответствует эквивалентной дозе, равной 0,1 мбэр/ч (100 мкР/ч).

В анализируемом помещении требования к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам выполнены в соответствии с описанными выше требованиями предъявляемыми согласно СанПиН 2.2.2.542-03.

3.3 Требования к пользователям при работе с персональными электронно-вычислительным машинам

Для обеспечения безопасности своего труда перед началом работы пользователь обязан произвести следующие действия.

1.)     Провести осмотр рабочего места;

2.)     Отрегулировать освещенность на рабочем месте (в связи с тем, что, как правило, естественного освещения бывает недостаточно, позаботится о том, чтобы на рабочем месте применялось также и искусственное освещение);

.)       Проверить правильность подключения оборудования в электросеть, а также проводку на факт оголения проводов или иных факторов представляющих опасность замыкания и пожароопасность;

.)       Протереть влажной салфеткой экран дисплея, приэкранный фильтр, клавиатуру, «мышь» - убирать статическое электричество, а также протереть от пыли другие устройства, с которыми пользователь будет непосредственно взаимодействовать;

.)       Проверить правильность установки кресла, стола, подставок для рук и ног.

Пользователь при работе с ПК в течение рабочего дня должен:

·        делать небольшие паузы после получасовой непрерывной работы на клавиатуре;

·        в перерывах выполнять упражнения для глаз, головы, шеи, рук, туловища;

·        периодически подниматься из кресла и разминаться, а также устраивать разминку в начале рабочего дня перед продолжительной работой;

·        по возможности менять характер работы;

·        при появлении запаха гари или при обнаружении повреждения изоляции, обрыва провода немедленно отключить устройство.

Пользователю во время работы воспрещается:

·        прикасаться к задней панели системного блока при включенном питании, переключении разъемов интерфейсных кабелей периферийных устройств, при включенном питании;

·        производить отключение питания во время выполнения активной задачи;

·        производить частые переключения питания; допускать попадание влаги на поверхность системного блока, монитора, рабочую поверхность клавиатуры, дисководов, принтеров и других устройств.

3.4 Уровни шума и вибрации в рабочем помещении

ЭВМ являются также источниками шумов электромагнитного происхождения. Кроме того, в данных помещениях, может возникать структурный шум, то есть шум, излучаемый поверхностями колеблющихся конструкций: столов, на которых расположены принтеры и прочее оборудование создающее вибрацию.

Длительный монотонный шум, издаваемый перечисленной техникой, способен оказать неблагоприятные воздействия на человека, послужить причиной головной боли, головокружения, бессонницы, общей утомляемости работника.

Однако не все шумы вредны. Так, привычные не резко выраженные шумы, сопровождающие трудовой процесс, могут благоприятно влиять на ход работы; нерезкие шумы, характеризующиеся периодичностью звуков, например, музыка, в силу своей ритмичности не только не отвлекают от работы, но и вызывают положительные эмоции, способствуют повышению эффективности труда, при этом снижая к минимуму монотонное воздействие издаваемых ЭВМ.

Для уменьшения шума и вибрации в данном помещении оборудование, аппараты и приборы установлены на специальные фундаменты и амортизирующие прокладки, что препятствует вибрации стола и уменьшению его вибрации, а соответственно, уменьшению издаваемого шума.

Для профилактики, в том числе и уменьшения вредных шумовых воздействий, предусмотрены непродолжительные перерывы в работе после каждого часа работы с обязательным выходом работника за пределы комнаты - на улицу.

Также для уменьшения вредного влияния шума в помещении может включаться тихая, спокойная музыка, благоприятствующая рабочему процессу, как и было описано ранее.

В анализируемом рабочем помещении требования по уровням шума и вибрации в целом выполнены.

3.5 Микроклимат

Согласно СанПиН 2.2.4.548-96 и СанПиН 2.2.4.1294-03 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений» в производственных помещениях, в которых работа с использованием персональных электронно-вычислительных машин является основной и связана с нервно-эмоциональным напряжением, должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата для категории работ 1А (работы, производимые сидя и сопровождающиеся незначительным физическим напряжением) и 1Б (работы, производимые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим напряжением) в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими нормативами микроклимата производственных помещений.

Микроклимат в помещениях с персональными электронно-вычислительными машинами в рабочих местах характеризуется температурой и влажностью воздуха, скоростью его движения, а также интенсивностью радиации.

Оптимальные параметры микроклимата согласно СанПиН для категорий работ 1А и 1Б в тёплый период года приведены в таблице 1, в холодный период года в таблице 2.

Таблица 1 Оптимальные параметры микроклимата для тёплого периода года

Категория работ

Температура, С0

23 - 25

22 - 24


Таблица 2 Оптимальные параметры микроклимата для холодного периода года

Категория работТемпература, С0


22 - 24

21 - 23


Таким образом получаем, что в помещении должна соблюдаться средняя температура воздуха 22-24 градуса.

Для поддержания необходимых температуры во время холодного и тёплого времени года рабочее помещение оборудовано:

·        системой отопления: 8 радиаторных батарей;

·        системой кондиционирования: 2 кондиционера способных обеспечивать постоянный и равномерный нагрев или охлаждение воздуха;

·        очистителем-увлажнителем воздуха обеспечивающий очистку воздуха от пыли и вредных веществ и его увлажнение.

Ежедневно в начале и в конце рабочего дня производится влажная уборка помещения.

В данном помещении требования к параметрам микроклимата в целом выполнены.

3.6 Расчёт воздухообмена

Из условия выделения избыточной влаги в помещение для создания нормальной относительной влажности воздуха рабочей зоны производится по формуле:

, где

 - плотность приточного воздуха (принимаем 1.2 кг/м);

- влагосодержание воздуха, удаляемого из помещения, кг/ч (определяется по диаграмме и равно 12,6 г/кг);

 - влагосодержание воздуха, подаваемого в помещение, кг/ч (определяется по диаграмме и равно 10,2 г/кг);

 

где

 - количество влаги, выделяемой людьми, определяется зависимостью (кг/ч) :

 =

где  - количество влаги, выделяемое одним работником, выбирается по таблице в зависимости от температуры в помещении и тяжести работ;


 =280 г/ч, q =

 - количество влаги, испаряющейся в помещении не кипящей поверхности воды опр-ся по формуле:

,

где  - фактор гравитационной скорости воздуха, принимается по таблице в зависимости от температуры уходящего воздуха (в нашем случае a=0.22 при температуре менее 30С);

v - скорость движения воздуха над поверхностью жидкости(принимаемой равной 0.5 м/c);

p2 - давление водяного насыщенного пара, принимаемое при температуре поверхности воды 21С(B=745мм.рт.ст. p2=21.1мм.рт.ст.); p1 - давление водяного пара в воздухе, определяемое по формуле:

 мм. рт. ст.,

где  - температура воды 23С

 - температура поверхности воды 21С

 мм. рт. ст

F - площадь испарения влаги с открытых поверхностей емкостей с водой сост. 1 м.


Следовательно

Тогда, подставляя известные величины в формулу, рассчитаем потребный воздухообмен, необходимый для нормализации параметров микроклимата:


3.7 Организация рабочих мест пользователей ПЭВМ

Проектирование рабочих мест, снабженных видеотерминалами, относится к числу важных проблем эргономического проектирования в области вычислительной техники.

Рабочее место и взаимное расположение всех его элементов должно соответствовать антропометрическим, физическим и психологическим требованиям. Большое значение имеет также характер работы. В частности, при организации рабочего места программиста соблюдаются следующие основные условия: оптимальное размещение оборудования, входящего в состав рабочего места и достаточное рабочее пространство, позволяющее осуществлять все необходимые движения и перемещения.

Эргономическими аспектами проектирования видеотерминальных рабочих мест, в частности, являются: высота рабочей поверхности, размеры пространства для ног, требования к расположению документов на рабочем месте (наличие и размеры подставки для документов, возможность различного размещения документов, расстояние от глаз пользователя до экрана, документа, клавиатуры), характеристики рабочего кресла, требования к поверхности рабочего стола, регулируемость элементов рабочего места.

Главными элементами рабочего места программиста являются стол и кресло. Основным рабочим положением является положение сидя.

Рабочая поза сидя вызывает минимальное утомление программиста. Рациональная планировка рабочего места предусматривает четкий порядок и постоянство размещения предметов, средств труда и документации. То, что требуется для выполнения работ чаще, расположено в зоне легкой досягаемости рабочего пространства.

В анализируемом помещении системный блок каждой ПЭВМ находится рядом с дисплейным терминалом на расстоянии 70 сантиметров, на твёрдой поверхности (крепкий стол), что исключает даже случайное его сотрясение, а значит устойчивую работу.

Экраны всех видеомониторов находятся от глаз пользователя на расстоянии 500-700 мм. Угол наклона каждого видеомонитора составляет 13-15о. Требования к расположению экранов видеомониторов относительно глаз пользователя выполнены.

Клавиатуры расположены на расстоянии 15-20 см от края столешницы Требования к расположению клавиатур выполнены.

Кресла рабочих мест имеют ширину и глубину сиденья в 40-50 см. Спинки всех кресел имеют высоту опорной поверхности в 50 см и ширину в 40 см. Подлокотники длиной в 25 см и шириной в 5 см с высотой над сиденьем в 23 сантиметра. Кресла имеют механизм регулировки по высоте и углам наклона сиденья и спинки. Поверхность сиденья, спинки и других элементов кресла полумягкие, с нескользящей, слабо электризующейся и воздухопроницаемым покрытием. Требования к креслам выполнены.

Столы рабочих мест имеют длину рабочей поверхности в 110 см, а в ширину 80 см с высотой в 75 см. Требования к рабочим столам выполнены.

3.8 Освещенность

Освещенность помещения играет важную роль для обеспечения нормальных условий организации труда. Глаза человека наиболее тонкий и чувствительный «прибор», которые требуют тщательного ухода и от освещения зависит быстрота утомления глаз.

Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» в помещении, где находится рабочее место оператора ЭВМ используется смешанное освещение - сочетание естественного и искусственного освещения. Естественное освещение осуществляться через оконные проемы, которые ориентированы на восток и юг (желательна ориентация преимущественно на север и северо-восток).

В качестве источников света при искусственном освещении применяется преимущественно люминесцентные лампы типа ЛБ. Допускается применение ламп накаливания в светильниках местного освещения, но они в данном помещении не используются.

Общее освещение должно быть равномерным и при использовании люминесцентных светильников должно быть выполнено в виде сплошных или прерывистых линий светильников, расположенных сбоку от рабочих мест, параллельно линии зрения пользователя при рядном расположении ВДТ и ПЭВМ. При периметральном расположении компьютеров линии светильников должны располагаться локализовано над рабочим столом ближе к его переднему краю, обращенному к оператору ЭВМ.

Освещение выполнено в виде прерывистых линий светильников, вдоль всей комнаты. Всего комнату освещает 10 светильников по 4 лампы ЛБ40 в каждой.

3.9 Расчет освещения рабочего места

Одним из основных вопросов охраны труда является организация рационального освещения производственных помещений и рабочих мест.

В анализируемом помещении, где находится рабочее место оператора ЭВМ используется смешанное освещение - сочетание естественного и искусственного освещения.

Естественное освещение обеспечивают 4 окна. На окнах завешаны жалюзи при помощи, которых регулируется естественный свет в комнате. Искусственное освещение может быть организовано при помощи двух систем: общим освещением помещения и локальным освещением рабочего места. В данном помещении используется общее искусственное освещение, светильники которого освещают всю площадь помещения и оно организовано при помощи люминесцентных ламп и используется при недостаточном естественном освещении.

Расчёт системы освещения производится методом коэффициента использования светового потока, который выражается отношением светового потока, падающего на расчётную поверхность, к суммарному потоку всех ламп. Его величина зависит от характеристик светильника, размеров помещения, окраски стен и потолка, характеризуемой коэффициентами отражения стен и потолка.

Нормами для данных работ установлена необходимая освещённость рабочего места Ен=300 лк (Помещения для работы с дисплеями и видеотерминалами, залы ЭВМ - согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещённому освещению жилых и общественных зданий»).

Общий световой поток определяется по формуле:

,

где :

 - необходимая освещенность рабочего места по норме ();

S - площадь помещения (м2);

Z1 - коэффициент запаса, который учитывает износ и загрязнение светильников (Z1=1,5);

Z2 - коэффициент, учитывающий неравномерность освещения помещения (Z1=1,1 - освещение люминесцентными лампами для работ категории 1А и 1Б);

V - коэффициент использования светового потока (выбирается из таблиц в зависимости от типа светильника, размеров помещения, коэффициентов отражения стен и потолка помещения).

Площадь помещения:


 - длина помещения ();

 - ширина помещения ();

Коэффициент использования светового потока зависит от следующих данных:

·        коэффициент отражения от стен, окрашенных в светлую краску ;

·        коэффициент отражения побеленного потолка ;

·        коэффициент отражения от пола, покрытого линолеумом темного цвета ;

·        индекс помещения, который определяет по следующей формуле:


где h - высота помещения (высота подвеса светильника над рабочей поверхностью помещения). . Вычислим .

Коэффициент использования светового потока (при i=1,3) V = 0,45;

Определим общий световой поток:

.

Наиболее приемлемыми для рабочего помещения являются люминесцентные лампы ЛБ (белого света). Выберем ЛБ мощностью 40 Вт.

Световой поток одной лампы ЛБ40 составляет F1=3100 лм, следовательно, для получения светового потока Fобщ=99000 лм необходимо следующее количество ламп, число которых необходимо определить по формуле:


Таким образом, необходимо установить 34 лампы ЛБ40 для обеспечения общего светового потока Fобщ=105600 лм. Используем светильники, в которых будут установлены по 4 лампы. Получаем необходимость установки 9 светильников.

Электрическая мощность всей осветительной системы вычисляется по формуле:

,

где

Рл - мощность одной лампы (40 Вт).

N - общее количество ламп.

Сейчас в помещении установлено 10 светильников по 4 лампы в каждой, что немного превышает значению, проведённых расчётов.

3.10 Пожаробезопасность

Согласно СНиП 21-01-97 “Пожарная безопасность зданий и сооружений” здание, в котором находится анализируемое помещение по пожарной опасности строительных конструкций относится к категории K1 (малопожароопасное), поскольку здесь присутствуют горючие (книги, документы, мебель, оргтехника...) и трудносгораемые вещества (сейфы, различное оборудование и т.д.), которые при взаимодействии с огнем могут гореть без взрыва.

По строительным характеристикам здание относится к зданиям с несущими и ограждающими конструкциями из естественных или искусственных каменных материалов, бетона или железобетона.

Следовательно, степень огнестойкости здания можно определить как третью (III).

В рабочем помещении источниками пожара могут быть:

1.)     Неисправное электрооборудование;

2.)     Неисправности в электропроводке, электрических розетках и выключателях. Для исключения возникновения пожара по этим причинам необходимо вовремя выявлять и устранять неисправности, проводить плановый осмотр и своевременно устранять все неисправности;

3.)     Неисправные электроприборы. Необходимо регулярно проводить осмотр электроприборов;

.)       Короткое замыкание в электропроводке;

В целях уменьшения вероятности возникновения пожара вследствие короткого замыкания необходимо, чтобы электропроводка была скрытой.

5.)     Попадание в здание молнии.

В летний период во время грозы возможно попадание молнии вследствие чего возможен пожар. Возможно образование шаровой молнии при открытых окнах. Рекомендуется закрывать окна при грозе;

6.)     Несоблюдение мер пожарной безопасности. Курение в рабочих помещениях.

Для тушения пожара, а также для обеспечения безопасности работников на предприятиях, должны быть предусмотрены определенные средства пожаротушения. К ним относят:

·        оборудование противопожарных щитов;

·        пожарные краны;

·        ручные огнетушители.

Аппараты пожаротушения также подразделяют на стационарные установки и огнетушители (ручные до 10 л. и передвижные или стационарные объемом свыше 25 л.).

Стационарные установки предназначены для тушения пожаров в начальной стадии их возникновения без участия людей. Их монтируют в зданиях и сооружениях, а также для защиты наружных технологических установок. По применяемым огнетушащим средствам их подразделяют на водные, пенные, газовые, порошковые и паровые. Стационарные установки могут быть автоматическими и ручными с дистанционным пуском.

Огнетушители по виду огнетушащих средств подразделяют на жидкостные, углекислотные, химпенные, воздушно-пенные, хладоновые, порошковые и комбинированные.

В настоящий момент в помещении имеется, один порошковый огнетушитель.

В случае возникновения пожара необходимо отключить электропитание, вызвать по телефону пожарную команду, эвакуировать людей из помещения согласно плану эвакуации. При незначительном очаге пожара, тушение производить огнетушителями.

Выводы

Работа с техникой всегда связана с определённой опасностью и необходимостью обеспечивать безопасные условия труда с ней. Не составляет исключение и работа с электронно-вычислительными машинами.

Поскольку человек напрямую взаимодействует с вычислительной техникой, то необходимо обеспечить помещение, в котором он работает и разрабатывает программное обеспечение безопасными условиями труда, гарантирующими сохранность здоровья работника - пользователя компьютера. Кроме того, важно чтобы человек был защищён не только от вредных факторов вычислительной техники, но и работал в помещении соответствующей всем нормам и стандартам для работы.

Эргономический расчёт показал, что рабочее помещение практически соответствует всем требованиям предъявляемым помещениям, для работы с ПЭВМ. Необходимо позаботиться и о том, чтобы рабочее место пользователя ПЭВМ было отдалено от систем отопления.

Требования предъявляемые к микроклимату, шуму и освещению выполнены. В рабочем помещении соблюдаются необходимые температурные нормы и нормы по влажности воздуха, производится необходимая профилактика для предотвращения нежелательных последствий от монотонного шума, в помещении используется смешанный тип освещения: естественный обеспечивают 4 окна, а искусственный обеспечивают 10 светильников по 4 лампы в каждом, что соответствует произведённым выше расчётам.

Все ПЭВМ, удовлетворяют требованиям безопасности, предъявляемым к ним и оснащены блоками питания, сертификат которых предоставлен на странице 76.

Само рабочее место пользователя ПЭВМ полностью соответствует предъявляемым требованиям.

Следует улучшить пожаробезопасность помещения, в частности увеличением количества средств, для тушения пожаров.

Заключение

В результате выполнения дипломной работы спроектирована и реализована гибкая система тестирования. Выполнены все поставленные цели и задачи:

·        спроектирована база данных системы мониторинга;

·        разработаны инструментальные средства для создания элементов тестирования (дидактических единиц, тестовых заданий, рабочих программ);

·        разработаны основные компоненты системы тестирования (генерации тестов, проведения тестирования, генерации аналитической информации на основе данных проведения тестирования).

На данный момент система мониторинга обеспечивает:

·        возможность создания тестовых заданий в различных формах представления;

·        возможность генерации тестов исходя из вопросов различных учебных тем;

·        выявление учебных тем, на вопросы которых, студент дал неверные ответы при тестировании;

·        возможность проведения тестирования с учётом различных требований (произвольный порядок ответов на тестовые задания, ограничение по времени, перемешивание ответов и т.д.);

·        возможность детализированного просмотра результатов проведённого тестирования.

Основное преимущество разработанной системы - включение этой системы в единую университетскую систему мониторинга качества образования ДГТУ.

Список использованных источников

1.   Кабанова Т.А., Новикова В.А., Разумовская Н.В.. Тестирование как основной метод проверки знаний при дистанционном обучении. Москва 2005. -35с..

2.      Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев 1994. -42 с..

.        Крейн Д., Паскарелло Д., Дарен Д., Ajax в действии. “Вильеме”, 2006. - 87 с.

4.      Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. Москва 2000. - 59с.

5.   Михеев В.И. Методы теории измерения в педагогике. “Логос”, 2003 -61 с.

6.   Соболь Б.В., Жмайлов Б.Б., Рубанчик В.Б. Методические указания к итоговой государственной аттестации : учеб. пособие для вузов; ДГТУ. -Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2003. - 28 с.

7.   Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. “Логос”, 2003 -432 с.

8.   ГОСТ 19.201-78.Требования к содержанию и оформлению технического задания.

9.   ГОСТ 19.104-78. Требования к оформлению титульного листа и листа утверждения к техническому заданию. Введ. 1978. - М. : Изд-во стандартов, 1978. -15 с.

10.    СТП 01-2001.Стандарт предприятия. - Введ. 2001-04-01. - Ростов-на- Дону : ДГТУ, 2001. - 35 с.

11.    Все для разработчиков технической документации [электронный ресурс]. - Режим доступа : интернет : <#"600749.files/image077.gif">

Рисунок 16 - Авторизация

3)  После успешной авторизации, отобразится имя владельца зачётной книжки (рисунок 17);

Рисунок 17 - Успешная авторизация

4)  Следующий шаг переход на ссылку “Интернет тестирование” (рисунок 18);

Рисунок 18 - Выбор интернет тестирования

5)  После перехода по ссылке “Интернет тестирование” появится выпадающий список дисциплин, по которым возможно проведение тестирования (рисунок 19);

Рисунок 19 - Выбор дисциплины

6)  При выборе дисциплины, отображается список рабочих программ (рисунок 20);

Рисунок 20 - Выбор рабочей программы

После выбора рабочей программы, появится список тестов по рабочей программе, по которым можно провести тестирование (рисунок 21);

Рисунок 21 - Выбор теста

7)  При выборе теста, появится интерфейс с предложением начать тестирование (рисунок 22);

Рисунок 22 - Начать тестирование

8)  После нажатия на кнопку “Начать тестирование”, отобразится интерфейс проведения тестирования (рисунок 23). С двумя кнопками “Ответить” и “Пропустить” соответственно для ответа на вопрос или его пропуска;

Рисунок 23 - Проведение тестирования

После прохождения теста, будет сгенерирован и отображён отчёт, содержащий результаты тестирования (рисунок 24);

Рисунок 24 - Результаты тестирования

9)  При нажатии на кнопку “Детально”, появится отчёт с детализацией ответов пользователя на вопросы теста (рисунок 25).

Рисунок 25 - Отчёт “Детально”

Похожие работы на - Разработка системы мониторинга на основе тестового контроля знаний

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!