Методика воспитания здорового образа жизни при занятии легкой атлетикой

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    51,12 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методика воспитания здорового образа жизни при занятии легкой атлетикой

Содержание

Введение

Глава I. Изучение всех основ ЗОЖ

1.1 Легкая атлетика, как основа ЗОЖ

.2 Выявление эффективности влияния ЗОЖ на формирование физического развития школьников при занятиях лёгкой атлетикой

.3 Бег, как основное средство закрепления здоровья

.4 Основные критерии в беге

.5 Основные задачи при занятиях легкой атлетикой

.6 Влияние закаливания на школьников

Глава II. Экспериментальная часть

.1 Проведение эксперимента

.2 Методические рекомендации

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Приложения А

Приложения Б

Приложения В

Приложения Г

Приложения Д

Приложение Е

Введение

Актуальность. В современной жизни существуют различные способы и применяются различные методы для укрепления здоровья. В большей степени этому способствует на данный момент, как и окружающая нас среда, так и все то, с помощью чего мы живем и получаем те средства, которые обеспечивают нам дальнейшее осуществление своих целей.

Хотелось бы отметить, что не все, то, что применяется по сей день, является эффективным, потому что многие средства, с помощью которых мы осуществляем свою деятельность на самом деле приносят ущерб здоровью и способствуют его ухудшению.

Отсюда следует, что к своему здоровью нужен индивидуальный подход, который обеспечит правильное и рациональное использование всех источников, которые получает человек в процессе своей жизнедеятельности.

Цель исследования: представить эффективную методику воспитания ЗОЖ при занятии легкой атлетикой.

Здоровый образ жизни и является самым успешным методом работы человека над собой. Именно в процессе жизни мы постоянно ищем какие-либо средства, которые бы улучшили наше состояние и обеспечили нам здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни - это индивидуальная система поведения каждого человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие, а так же активное долголетие. ЗОЖ является индивидуальной системой, потому что каждый человек индивидуален и неповторим. ЗОЖ

создает наилучшее условие для протекания физиологических, психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека.

При рискованном образе жизни, когда человек своим поведением наносит вред и ущерб своему здоровью, течение физиологических и психических процессов замедляется, увеличивается вероятность заболеваний, сокращается продолжительность жизни и постепенное изнашивание организма. Таким образом, для сохранения и укрепления здоровья каждый человек создает свою индивидуальную систему поведения. Для того чтобы сформировать систему ЗОЖ необходимо знать факторы, влияющие на здоровье человека положительно и отрицательно. К положительным факторам относятся соблюдение режима дня, рациональное питание, занятие физической культурой и спортом, хорошие доброжелательные отношения с окружающими.

К отрицательным факторам относятся курение, употребление алкоголя и наркотиков, эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими, а так же неблагоприятная экологическая обстановка.

ЗОЖ - это выбор своего пути индивидуально, и каждый должен сделать его сам, и стремиться выработать в себе ряд необходимых качеств тоже должен сам. Для этого ему необходимо:

иметь четко сформулированную цель жизни и обладать психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях;

знать формы своего поведения, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья;

верить в то, что образ жизни, который вы ведете, даст положительные результаты;

выработать у себя положительное отношение к жизни, воспринимать каждый день как маленькую жизнь, каждый день получать от жизни хоть маленькие радости;

развивать в себе чувства самоуважения, осознание того, что вы не зря живете, что все задачи стоящие перед вами вы в состоянии решить и знаете, как это сделать;

постоянно соблюдать режим двигательной активности - удел человека вечно двигаться. Нет никаких средств, которые бы заменили движение;

соблюдать правила и гигиену питания;

соблюдать режим труда и отдыха;

своевременно очищать организм от продуктов его деятельности;

быть оптимистом, двигаясь по пути укрепления здоровья, ставить перед собой достижимые цели, не драматизировать неудачи, помнить, что совершенство - в принципе недостижимая вещь;

радоваться успехам, ибо во всех человеческих начинаниях успех порождает успех.

Все это входит в содержание ЗОЖ. Достичь высокого уровня здоровья можно при условии, если постоянно соблюдать правила здорового образа жизни.

Объект исследования: процесс формирования ЗОЖ у школьников возраста 14 - 15 лет.

Предмет исследования: средства и методы воспитания ЗОЖ в занятиях легкой атлетикой.

Гипотеза: при занятиях лёгкой атлетикой ЗОЖ эффективно влияет на формирование физического развития школьников.

Задачи исследования:

1)      Изучить основные критерии в беге;

2)      Изучить влияние закаливания на школьников;

)        Представить методику формирования ЗОЖ у школьников возраста 14 - 15 лет.

Глава I Изучение всех основ ЗОЖ

.1 Легкая атлетика, как основа ЗОЖ

Лёгкая атлетика - наиболее массовый вид спорта, способствующий всестороннему физическому развитию, так как объединяет распространённые и жизненно важные движения (ходьба, прыжки, бег, метания). Систематические занятия легкоатлетическими упражнениями развивают силу, быстроту, выносливость и другие качества, необходимые человеку в повседневной жизни.

В системе физического воспитания лёгкая атлетика занимает главенствующее место благодаря разнообразию, доступности, дозируемости, а так же её прикладному значению. Различные виды бега, прыжков и метания входят составной частью в каждый урок физической культуры образовательных учреждений всех ступеней и тренировочный процесс многих других видов спорта.

В то же время лёгкая атлетика является научно-педагогической дисциплиной, и, следовательно, имеет свои методы и приёмы обучения. Она наряду с другими базовыми физкультурно-спортивными дисциплинами обеспечивает профессиональную подготовку на факультетах физической культуры в вузах.

Основной целью курса лёгкой атлетики является освоение технологии профессиональной деятельности педагога физической культуры на основе специфики этого вида спорта. Как учебная дисциплина она включает:

формирование комплекса знаний, умений и навыков в области лёгкой атлетики;

освоение профессиональных умений педагога физической культуры в процессе обучения лёгкоатлетическим двигательным навыкам;

приобретение умений и навыков научно-методической деятельности;

формирование комплексов двигательных навыков и физических качеств, необходимых в профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту. [7]

Множество людей занимаются лёгкой атлетикой, которая проникла в самые отдалённые уголки земного шара, став одним из популярнейших видов спорта в мире. Почти все виды спорта, так или иначе, используют упражнения из лёгкой атлетики для подготовки спортсменов. Во время тренировок и соревнований проводятся научные исследования, которые в дальнейшем помогают развиваться таким наукам, как физиология, биомеханика, спортивная медицина, теория физической культуры и спорта.

Начиная с раннего возраста легкоатлетические упражнения, используются в детских дошкольных учреждениях, школах, средних и высших учебных заведениях. Лёгкоатлетические упражнения повышают деятельность всех систем организма, способствуют закаливанию, являются одним из действенных факторов профилактики различных заболеваний.

Лёгкую атлетику можно характеризовать как:

вид спорта, где спортсмены показывают результаты на грани человеческих возможностей;

средство восстановления реабилитации организма;

средство воспитания и развития подрастающего поколения;

учебную дисциплину, способствующую становлению специалиста в области физической культуры и спорта.

Соревнования по лёгкой атлетике проводятся на открытом воздухе (стадион, шоссе, лесной массив) и в закрытых помещениях (спортивные манежи, залы). В программу соревнований на стадионе могут входить все виды лёгкой атлетики; на шоссе обычно проводятся соревнования на длинные, сверхдлинные и ультра длинные дистанции. В закрытых помещениях проводятся соревнования по тем видам лёгкой атлетики, проведение которых возможно только в условиях помещения.

Соревнования по лёгкой атлетике проводятся по возрастным группам, в группе взрослых без ограничения возраста. Причём юноши младшего возраста могут участвовать в соревнованиях последующей возрастной группы, а юноши старшего возраста в младшей возрастной группе участвовать не могут. Соревнования у мужчин и женщин проводятся отдельно, смешанные по половому признаку старты не проводятся. К соревнованиям допускаются только участники, имеющие медицинское разрешение.

К бегу на длинные дистанции относят бег - от 3000 до 10 000 метров, которые проводятся на стадионе или на кроссовых дистанциях.

Условно процесс бега можно разделить на старт и стартовый разгон, бег по дистанции и финиширование. Основы техники бега являются наиболее консервативными, и они существенно не изменялись на протяжении веков. Проводимые исследования в индивидуальной технике среди ведущих спортсменов вносили лишь небольшие изменения. В основном определялось влияние различных факторов на технику бега, работа определённых мышц в процессе создания скорости бега, определялись биомеханические параметры основных характеристик техники бега.

Большое влияние на пропаганду бега и вовлечение в этот вид спорта юное поколение в Росси оказали такие выдающиеся спортсмены прошлого столетия, как братья Знаменские, В. Куц, П. Болотников, Л. Брагина, Т. Казанкина.

В основе современной техники бега лежит стремление добиться:

высокой скорости передвижения;

сохранение этой скорости на протяжении всей дистанции бега при минимуме затрат энергии;

свободы и естественности в каждом движении.

В каждом виде бега необходимо говорить об оптимальной длине шага; в беге на средние дистанции она меньше, чем в беге на короткие дистанции, и больше, чем на длинные и сверхдлинные дистанции.

Одним из главных показателей техники бега являются мощность усилий и экономичность движений. Они связаны, с одной стороны, со скоростно-силовой подготовленностью бегуна, а с другой - с экономичностью расхода энергетических ресурсов. С увеличением дистанции значение фактора экономичности достижений преобладает над значением фактора мощности работы, так как происходит уменьшение длины и частоты шагов.

Здесь на первое место выступает способность спортсмена к продолжительной работе оптимальной мощности. [4]

Процесс обучения свойственен всему живому миру. Этот процесс по своему проявляется в жизни простейших живых организмов, усложняется в жизни животных и достигает наиболее высшей формы своего проявления в жизни человека. От приобретения опыта выживания до самосовершенствования - таков диапазон процесса обучения.

Являясь одной из главных сторон физического воспитания, в процессе обучения ярко выражены два момента: обучающая деятельность преподавателя (преподавание) и учебно-познавательная деятельность обучающихся (учение).

В области физического воспитания изучение и совершенствование двигательных действий являются ядром обучения, так как двигательная деятельность рассматривается здесь и как объект, и как средство, и как цель совершенствования.

В основе современной техники бега на средние и длинные дистанции лежит способность быстрого продвижения вперёд при условии экономичности, свободы и естественности движений. Под техникой бега следует понимать не только внешнюю форму, но и качественное содержание движений бегуна, такие как умение, затрачивание минимума усилий на продвижение вперёд, включение в работу необходимых групп мышц.

Обучение технике бега несколько отличается от обучения другим видам лёгкой атлетики. Это связано с тем, что все начинающие в какой-то степени владеют техникой бега, т.е. умеют бегать. В связи с этим, прежде чем приступить к обучению техники бега, целесообразно на первых занятиях ознакомиться с особенностями каждого обучаемого и определить их индивидуальные недостатки, это снимет элемент подражания «идеальному» представлению о технике бега на средние и длинные дистанции.

В результате спортивной тренировки происходят разнообразные морфологические и функциональные изменения в организме спортсмена, определяющие состояние его тренированности, которое принято связывать преимущественно с адаптационными перестройками биологического характера, отражающими возможности различных функциональных систем и механизмов, и прежде всего уровень физической подготовленности спортсмена.

Современная система подготовки легкоатлетов является сложным многофакторным явлением, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-технические условия и т.п., обеспечивающие достижение спортсменом наивысших спортивных показателей, а так же организационно-педагогический процесс подготовки спортсмена к соревнованиям.

В структуре системы подготовки спортсменов выделяют:

спортивную тренировку;

спортивные соревнования;

вне тренировочные и вне соревновательные факторы, влияющие на результативность тренировки и соревнований.

Спортивная тренировка как важнейшая составная часть системы подготовки спортсменов представляет собой специализированный педагогический процесс, основанный на использовании физических упражнений с целью достижения физического совершенства и высоких спортивных результатов путём воспитания, обучения и повышения функциональных возможностей организма спортсмена. В процессе спортивной тренировки решаются общие и частные задачи, которые, в конечном счёте, обеспечивают спортсмену крепкое здоровье, нравственное и интеллектуальное воспитание, гармоничное, физическое развитие, техническое и тактическое мастерство, высокий уровень развития специальных физических, психических, моральных и волевых качеств, а также знаний и навыков в области теории и методики спорта.

Достигнуть высот спортивного мастерства в лёгкой атлетике можно только в процессе круглогодичной тренировки на протяжении ряда лет при правильном сочетании физических нагрузок и отдыха; путём постепенного повышения тренировочных и соревновательных нагрузок, соблюдая оптимальное соотношение их объёма и интенсивности; организуя общий режим жизни и деятельности в рамках условий спортивного образа жизни. Тренировка в отдельных видах лёгкой атлетики проводится с учётом индивидуальных особенностей спортсмена и специфике этих видов.

В результате спортивной тренировки происходят разнообразные морфологические и функциональные изменения в организме спортсмена, определяющие состояние его тренированности, которое принято связывать преимущественно с приспособительными (адаптационными) перестройками биологического характера, отражающими возможности различных функциональных систем и механизмов. Обычно выделяют общую и специальную тренировку.

Общая тренированность изменяется под воздействием неспецифических упражнений, укрепляющих здоровье, повышающих уровень развития физических качеств и функциональных возможностей органов и систем организма, применительно к различным видам мышечной деятельности. Специальная тренированность является результатом совершенствования спортсмена в конкретном виде мышечной деятельности, избранном в качестве предмета спортивной специализации. Некоторые специалисты выделяют ещё вспомогательную тренированность, создающую основу для специальной тренированности и занимающую промежуточное положение между ней и общей тренированностью.

Тренированность спортсмена следует отличать от подготовленности - понятие более широкое, отражающего весь комплекс способностей спортсмена к проявлению максимальных возможностей и демонстрации высоких результатов в соревнованиях.

Формы занятий по лёгкой атлетике можно условно разделить на две группы: основные и эпизодические.

К основным формам относят: урок, секционные занятия, самостоятельные занятия, соревнования.

Уроки могут различаться по характеру и направленности:

учебные;

повторения, совершенствования и закрепления;

проверки (контрольные уроки);

смешанного типа.

Все уроки по своей структуре подразделяются в основном на три части: вводно-подготовительная, основная и заключительная.

Вводно-подготовительная часть длится 12 - 15 минут и содержит: построение, рапорт, проверку посещаемости, строевые упражнения, функциональную подготовку организма учащихся к основной части (разминку), состоящую из комплекса общеразвивающих упражнений, беговых и прыжковых упражнений, ускорений.

Основная часть длится 20 - 25 минут, содержание её зависит от задач урока, направленных на обучение, совершенствование техники, повышение общей и специальной физической подготовленности учащихся или на проверку техники движений или уровня физического развития.

Заключительная часть урока длится 3 - 5 минут и направлена на снижение острого воздействия нагрузки на организм учеников, особенно на нервную и сердечно-сосудистую системы. Здесь проводятся упражнения на восстановление дыхания, расслабление мышц, концентрацию внимания. [8]

Если среди учащихся попадаются ученики с ослабленным здоровьем или причисленные к специальной медицинской группе, то упражнения из лёгкой атлетики рекомендуются и этим ученикам, надо только правильно применять дозировку упражнений, ритм и темп их исполнения.

Для оценки урочных форм занятия и определения уровня профессиональной подготовленности учителя применяют: общий анализ урока; хронометраж урока; пульсометрию урока. Хронометраж проводится с целью определения общей и моторной плотности урока. Пульсометрия проводится для определения соответствия физической нагрузки на уроке по состоянию занимающихся и правильному распределению нагрузки на уроке.

Секционные занятия проводятся с целью подготовки к соревнованиям внутри школы, овладения техникой движений и развития физических качеств у слабых и отстающих учеников. По структуре они также напоминают трёхчастный урок, но только больше уделяется внимание подготовке организма к основной части, где продолжительность упражнений и нагрузка выше.

Самостоятельные занятия могут проводиться как в школе, так и вне её. Они направлены на развитие физических качеств, изучение техники несложных элементов, выполнения заданий учителя.

Учебно-тренировочные занятия проводятся в основном в ДЮСШ, Сузах, вузах. Направлены они на подготовку занимающихся к соревнованиям по лёгкой атлетике и повышению спортивного мастерства. На этих занятиях ученики овладевают техникой легкоатлетических видов, развивают до оптимальных возможностей физические качества, необходимые для конкретного вида лёгкой атлетики. По своей структуре занятия также напоминают трёхчастный урок. Больше времени уделяется подготовке организма к основной части, так как в ней выполняются большие нагрузки и по объёму, и по интенсивности. В основной части много разнообразных упражнений различной направленности. Усиливается роль заключительной части, здесь в большем объёме выполняются упражнения на расслабление, восстановления дыхания и сердечного ритма.

Соревнования как форма занятий лёгкой атлетикой являются венцом всевозможных занятий. Здесь занимающийся проявляет свои возможности, способности, получает соревновательный опыт, показывает, чего он достиг за время подготовки к ним. В связи с тем, что соревнования несут в себе высокую физическую нагрузку, высокую психическую напряжённость, то они приближаются к действиям в экстремальных условиях, оказывая тренировочный эффект на организм спортсмена.

Эпизодические формы занятий могут быть однократными (например, пробежки и походы в лесу или в парке для улучшения восстановительных процессов организма или перетренировке) и систематические (утренняя зарядка, гигиенические прогулки). Эти формы занятий могут быть индивидуальными и групповыми.

Для того чтобы получить более точную информацию о возможностях и показателях спортсмена необходимо проводить ряд исследований, с помощью которых можно будет выявить наиболее предрасположенных учеников к занятиям лёгкой атлетикой. Существует такое понятие, как методы исследования, оно подразумевает под собой способы получения информация с целью установления закономерных связей, отношений. Методы исследования делятся на две группы: теоретические и эмпирические (практические).

Теоретические методы исследования позволяют:

расширить, углубить и систематизировать научные знания;

объяснить и предсказывать явления;

устанавливать взаимоотношения между исследуемыми;

переходить от абстрактного к конкретному.

Именно к теоретическим методам относят анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, моделирование. Анализ - мысленное разложение целого на отдельные составные части. Синтез - мысленное соединение частей в единое целое. Сравнение - мысленное соединение частей в единое целое. Абстрагирование - мысленное определение какого-либо свойства исследуемого объекта от других его свойств. Моделирование - исследование с помощью реальных моделей.

К эмпирическим методам исследования относятся:

методы контроля и измерения: тесты, срезы, шкалирование;

методы оценивания (рейтинг, самооценка)

методы внедрения результатов исследования в практику (опыты, эксперимент).

При анализе структуры необходимо иметь ввиду 2 аспекта: динамический и статистический. При рассмотрении структуры тренировки в статистическом аспекте фиксируют внимание на соотношении компонентов тренировки и как бы вычленяют из неё отдельные звенья (фазы, этапы, циклы). Например, когда говорят, что общая и специальная подготовка соотносится на таком-то этапе как ½.

При рассмотрении её в динамическом аспекте, внимание концентрируется на динамике тренировочного процесса - на закономерностях его изменений по ходу смены фаз.

Комплексный контроль - это измерение и оценка показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности:

педагогические;

психологические;

биологические;

социометрические;

медицинские.

Контрольные испытания медико-биологические и психологические исследования с целью определения сильных и слабых сторон подготовленности занимающихся. Медико-биологические исследования дают оценку физическому развитию, состоянию здоровья, физической подготовленности занимающихся. Основным критерием является степень быстроты восстановления. Педагогические испытания (тесты) помогают определить необходимые физические качества и способности индивида для успешной специализации в лёгкой атлетике.

В системе отбора контрольные испытания должны проводиться с таким расчётом, чтобы определить не столько, то, что сможет сделать занимающийся, а то, что сможет он сделать в дальнейшем, то есть выявить его способность к решению двигательных задач, проявлению двигательного творчества, умению управлять своими движениями. Психологическое исследование позволяет оценить проявление таких качеств, как активность и упорство в спортивной борьбе, самостоятельность, целеустремлённость, спортивное трудолюбие, способность мобилизироваться во время соревнований. Роль психологического исследования за спортсменами возрастает на 3-4 этапах. [13]

.2 Выявление эффективности и влияния ЗОЖ на формирование физического развития при занятиях лёгкой атлетикой

Если ближе подходить к социальной значимости спорта, то следует уделить немалое внимание воспитанию всесторонне-гармоничной личности. Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины или женщины, создал прочную семью и мог совершенствоваться в конкретном виде спорта.

Следует иметь в виду, что требования к человеку в том или ином аспекте социализации предъявляют не только общество в целом, но и конкретные группы и организации.

Человек только тогда становится полноценным членом общества, когда проявляет активность, ведёт здоровый образ жизни, совершенствует себя сразу в нескольких видах деятельности и постоянно работает над своими недостатками. Воспитательные организации - одна из разновидностей социальных организаций, в которых наличествуют фиксированное членство, а также системы власти, социальных ролей.

Для того чтобы организовать начинающих спортсменов к занятиям лёгкой атлетикой необходимо заблаговременно позаботиться о том, чтобы материально-техническое обеспечение соответствовало нормам и правилам, которые должны быть установлены в обязательном порядке. Именно хорошо оборудованная ДЮСШ повлечёт за собой стремление у спортсменов к наивысшим достижениям, даст им стимул для дальнейшего совершенствования в лёгкой атлетике.

Если подходить к данной теме с педагогической точки зрения, то вполне возможно основными функциями в процессе формирования личности являются: приобщение человека к культуре общества, создания условий для индивидуального развития и духовно-ценностной ориентации; автономизация подрастающего поколения; дифференциация воспитуемых в соответствии с их личными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества. [12]

В моей будущей профессии необходимо не только управлять процессом обучения, но и уметь определять состояние спортсменов, их настрой на процесс обучения, то есть иметь ряд педагогических способностей и функций, которые будут стимулировать весь процесс обучения.

К таким способностям следует отнести коммуникативные, что означает умение тренера общаться с учениками, понимать их, давать им возможность высказывать свои точки зрения. Эта способность влечёт за собой доброжелательные отношения между тренером и учениками.

Следует уделить огромное внимание к творческой деятельности тренера, так именно она развивает у учащихся такие качества, как смелость, решительность, уверенность в себе и позволяет выявить у учеников их какие-либо способности и умения. Именно у древних народов физическая культура возникала с ритуальных игр, танцев и обрядов.

Ещё одна важная способность тренера - дидактическая. Она подразумевает под собой умение обучать учеников и пополнять их кругозор.

Моя тема является очень значимой в современной жизни, так как лёгкая атлетика один из видов спорта, который требует усилий и приносит хороший эффект от занятий. Даже среди всех естественных движений, не требующих специально подготовленного места, оборудования, снарядов и инвентаря, бег занимает второе место по доступности. Это универсальное средство укрепления здоровья, улучшения функционирования основных систем организма: сердечнососудистой, дыхательной, нервной и других. Составной частью физического воспитания является обучение, в процессе которого учащиеся осваивают под руководством преподавателя многообразные по своему содержанию и сложности двигательные умения и навыки, а также приобретают физкультурные знания.

В процессе физкультурного воспитания формируют умения и навыки для рационального владения естественными движениями - в беге, прыжках, метаниях, плавании. Установлено, что чем больше освоено учащимися движений и чем более они разнообразны, тем быстрее и качественнее происходит овладение новыми навыками - спортивными, профессиональными.

Чтобы успешно осваивать двигательные умения и навыки, учащимся необходимо получить знания о том, что собой представляют и как формируются умения и навыки, какие для этой цели применяют средства и методы физического воспитания.

Под умениями и навыками понимают освоенные способы конкретных двигательных действий. Двигательные умения и навыки формируются в процессе обучения в результате многократного повторения занимающимися двигательного действия. Первоначально образуется умение, а на его основе - навык. Коренное отличие умения от навыка заключается в особенностях управления движениями при совершении действий. Вначале движение выполняется под постоянным контролем сознания. С приобретением навыка все движения или их часть выполняются автоматизировано, то есть без участия сознания. Вместе с тем, как бы глубоко не были автоматизированы движения, любое из них, или часть движений, возможно взять под контроль сознания, если в этом возникает необходимость.

При навыке сознание направленно главным образом на узловые компоненты действия, восприятие изменяющейся обстановки и конечные результаты действия. Так, занимающийся сосредотачивает своё внимание во время бега в основном на контроле за его скоростью.

С автоматизацией двигательного действия так же вырабатывается высокая устойчивость навыка. Заученное действие занимающийся уже способен выполнять правильно, с достаточной чёткостью в сложных и неблагоприятных условиях (необычная обстановка, утомление). [14]

Выполнение многих физических упражнений связано с определённым риском и проявлением смелости для достижения успеха. Именно выполняя эти упражнения, учащийся может лучше подавлять различные негативные эмоции, укреплять у себя чувство уверенности, развивать смелость, и для того чтобы выявить эффективность влияния лёгкой атлетики необходимо проводить ряд экспериментов и исследований, которые будут являться важным показателем для дальнейшего совершенствования в избранном виде спорта. Поэтому в процессе тренерской деятельности важно на самых ранних этапах занятий уметь определять состояние занимающихся, их отношение к тренировкам, знать насколько сильно и решительно учащиеся относятся к избранному виду спорта, в моём случае лёгкая атлетика.

Всё происходящее с человеком, то есть с его организмом в целом - взаимосвязано. Исходя из этого, следует знать все основы здорового образа жизни, то есть полноценным человек становится только тогда, когда соблюдает здоровый образ жизни, а именно занимается спортом или же физической культурой, правильно питается, соблюдает личную гигиену, что тоже является важной составляющей.

На основе всего сказанного следует учитывать, что эффект от занятий спортом достигнет своего совершенства только тогда, когда будут соблюдаться все правила и требования к спортсмену. Причём он сам должен иметь большую силу воли, чтобы уметь давать отпор различным негативным воздействиям на него как в целом, так и со стороны окружающих.

Развитие человека сложный многоступенчатый процесс, и требует немалых усилий, поэтому развиваться он должен рационально, и важным аспектом в развитии является постепенность. Как правило, это свидетельствует о том, что положительные результаты будут достигнуты при соблюдении всех этих особенностей.

.3 Бег, как основное средство укрепления здоровья

легкий атлетика здоровый организм

Потребность в беге вызывается желанием побыть наедине с собой, восстановить связь с природой, снять нервное напряжение, получить дополнительный заряд бодрости, почувствовать себя обновлённым. Бег является одним из источников удовольствия обеспечивающего восстановление организма.

Оздоровительный бег укрепляет опорно-двигательный аппарат, предупреждает сердечно сосудистые заболевания, нарушение обменных процессов. Увеличение доли умственного труда неизбежно связано с сокращением физических нагрузок. Недостаток двигательной активности приводит, в первую очередь, к детренированности опорно-двигательного аппарата, неоправданному увеличению массы тела. Избыточная масса, в свою очередь, является причиной раннего проявления артрозов, остеохондрозов, спондилеза. Самым доступным и эффективным способом оздоровления являются ежедневные занятия оздоровительным бегом. При этом усиливается движение крови, которая расширяет, растягивает сосуды, делая их стенки более эластичными. Усиленный ток крови оказывает также массирующее влияние на внутренние органы, повышая их функциональную активность.

Бег лучше подходит людям молодого и среднего возраста. Если организм хорошо адаптирован к этому виду физической нагрузки, можно продолжать занятия бегом до старости. Энергообмен во время оздоровительного бега находится в состоянии устойчивого равновесия. Эта физиологическая особенность бега трусцой даёт возможность тренировать сердечно сосудистую, дыхательную и другие системы на выносливость. [10]

Жёсткость удара, характерна для начинающих, смягчается при использовании стельки и подпятника. Лучше применять стельки из войлока. Это усиливает амортизацию и обеспечивает лучшую устойчивость.

Оздоровительное влияние бега обеспечивается соблюдением ряда методических правил его использования: при постановке стопы мышцы не должны быть расслабленными, так как под воздействием веса тела опорная нога подгибается и происходит жёсткий удар о землю. Нельзя начинать оздоровительный бег на твёрдой опоре: по асфальту, деревянному полу, бетону. Более благоприятны для бега лесная тропа, земляная дорожка в сквере, саду, парке. Хорошо бегать по траве.

Во время оздоровительного бега необходимо сохранять хорошую осанку и выполнять энергичные движения руками. Это позволяет не только увеличить физическую нагрузку, но и обеспечит лучшие условия функционирования физиологических систем.

Эффективность бега достигается соблюдением следующих основных принципов:

тренироваться, не напрягаясь, придерживаясь индивидуального темпа бега;

повышать нагрузку, постепенно увеличивая длину дистанции, но не темп;

при необходимости использовать кратковременные передышки, во время которых, не останавливаясь, снижать темп;

длительность бега и его темп устанавливаются индивидуально, в зависимости от состояния здоровья, двигательной подготовки, опыта использования оздоровительного бега;

нельзя форсировать подготовку. Объём и интенсивность нагрузки зависят от адекватности реакции организма. Приспособление к определённой нагрузке занимает от 1 до 3-х месяцев. С возрастом процессы адаптации замедляются;

перед началом бега рекомендуется психологически настроиться на него и выполнить несколько упражнений для подготовки опорно-двигательного аппарата к предстоящей работе (разогреть мышцы, суставно-связочный аппарат);

закончив беговую дистанцию, переходят на ходьбу, с постепенным замедлением темпа. Затем выполняют несколько упражнений на восстановление дыхания, расслабление мышц, чтобы подготовить их к смене деятельности. [1]

Процесс адаптации организма к беговой нагрузке требует определённого времени, что связано с проявлением силы воли, настойчивости и терпения, необходимых для преодоления дискомфорта.

У начинающих после бега, как правило, появляется боль в мышцах. Это свидетельствует о том, что организм реагирует на полученную нагрузку и в мышцах начали происходить позитивные изменения. Однако если болят даже грудные мышцы, это является признаком значительного напряжения верхнего плечевого пояса при вытягивании шеи вперёд или слишком высоком положении рук. В этом случае необходимо уделять большое внимание упражнениям на расслабление, можно снизить темп, а также чередовать бег с ходьбой.

У людей с избыточной массой тела обычно болят коленные и голеностопные суставы. Для уменьшения неприятных ощущений рекомендуется накладывать на суставы эластичный бинт или пользоваться специальными наколенниками. Болезненные ощущения, по мере привыкания к нагрузке, обычно проходят сами собой. Их можно уменьшить, применяя тёплые ванны, массаж ступней и голеней.

.4 Основные критерии в беге

Не рекомендуется тренироваться после большого нервного напряжения, а также при ощущении значительной усталости. В то же время, сформировавшаяся привычка к оздоровительному бегу, уравновешивая нервные процессы, позволяет легче избавиться от мелких неприятностей. Нежелательно начинать бег после приёма пищи или при сильном чувстве голода. Лучше это сделать через 1,5-2 часа после завтрака или обеда.

В пожилом и более старшем возрасте самостоятельные занятия бегом связаны с решением ряда проблем, в первую очередь с необходимостью постоянного медицинского контроля, а также потребностью в методических советах. Этот вид физической нагрузки требует длительной адаптации и большого практического опыта. Лишь при условии сформированной привычки заниматься бегом с молодых лет, в пожилом возрасте можно продолжить эти занятия с пользой для здоровья. [10]

Вид медленного бега, называемого трусцой, полезен для профилактики сердечнососудистых заболеваний. Наиболее трудными являются первые 2 -3 месяца занятий, когда происходит приспособление организма к нагрузкам. Поэтому очень важно, чтобы тренировки были систематическими, с постепенным увеличением нагрузки.

Выбор дозировки бега в первые недели занятий зависят от целого ряда факторов: состояния здоровья, психоэмоционального настроя. Время бега определяется индивидуально, по самочувствию, но в любом случае впервые 2 недели оно не больше 12 - 15 минут. Бег рекомендуется начинать не сразу, а после ускоренного в течение 5 - 6 минут шага. Заканчивать его также следует ходьбой и через 2 - 3 минуты выполнять упражнения на дыхания, осанку и расслабление. Продолжительность бега каждую неделю можно увеличивать на 1 - 2 минуты, сохраняя тот же темп. Через 2 - 3 месяца, при положительной реакции организма на беговую нагрузку, рекомендуется постепенно увеличивать дистанцию. При хорошем самочувствии, через 5 - 6 месяцев можно бегать до 30 минут, незначительно увеличивая скорость. Её оптимальная величина определяется частотой сердечных сокращений по формуле: 180 - возраст (в годах). Частота пульса может увеличиваться вдвое, по сравнению с исходным уровнем. Независимо от продолжительности и скорости бега, не рекомендуется резко останавливаться, так как даже в тренированном сердце могут возникнуть перебои и другие дискомфортные явления.

После бега необходимо переходить сначала на ускоренную, а затем на медленную ходьбу. О росте тренированности можно судить по ЧСС, которая в состоянии покоя становится реже. Важным показателем уровня физической подготовленности является также время восстановления пульса: если через 10 минут после бега ЧСС составляет 88 - 96 уд/мин, то нагрузка соответствует функциональным возможностям организма. [3]

Для роста тренированности лучше увеличивать продолжительность бега без изменения скорости. Это связано с большой разницей в характере нагрузки и приспособительных реакциях функциональных систем. Нельзя забывать, что увеличение двигательной активности требует и большего времени для восстановления. Так, если для занятия бегом, для сна было достаточно 7 часов, то при активных занятиях физической культурой требуется на 1 час больше.

Для первых недель занятий оздоровительным бегом характерно некоторое дискомфортное состояние (боль в мышцах, небольшая одышка, усталость), вызванное приспособительными процессами организма на дополнительную нагрузку. Однако при продолжении занятий, уже через 1 - 2 недели человек чувствует, как неприятное ощущение уступает место мышечной радости. И совершенно очевидно, что нельзя постоянно увеличивать дистанцию. Бегать больше 1,5-2 часов не целесообразно, что связано с глубокими функциональными перестройками организма. Достигнув определённого уровня тренированности, выходить из этого состояния нужно постепенно, в течение длительного времени, так как резкое снижение или прекращение тренировки связано с серьёзными функциональными расстройствами. Принимая решение заняться укреплением здоровья средствами физической культуры, надо хорошо себе представлять, что такое решение принимается на всю жизнь.

Являясь естественным видом движений, оздоровительный бег, в то же время требует соблюдения некоторых правил, способствующих овладению рациональной техникой. Во-первых, нагружать необходимо не только нижние конечности, но и верхний плечевой пояс, что способствует вовлечению в работу большого количества мышечных групп.

В процессе бега вес тела необходимо равномерно распределять на всю ступню, ноги в коленях должны быть слегка согнуты, плечи расслаблены, живот подтянут. Приземление выполняется перекатом с пятки на носок. Постановка стопы на носок приводит к стопорящему движению и к большой нагрузке на мышцы голени.

Бег на носках является также нерациональным, он вызывает перенапряжение икроножных мышц, мышц стопы и является причиной плоскостопия. Длина шага во время бега зависит от роста, весовых показателей и является индивидуальной, ориентировочно составляет 1,5 - 2 стопы. Для занятий бегом важно правильно подобрать одежду и обувь, чтобы они не мешали свободно двигаться.

Ходьба, бег, прыжки и метания являются естественными видами двигательных действий. За много веков до нашей эры народы Азии и Африки устраивали соревнования в беге, прыжках и метании. Наибольший расцвет они получили в Древней Греции. Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э. Они включали в себя бег на одну длину стадиона. Постепенно дистанция увеличивалась. Несколько позже появились прыжки, сразу завоевавшие большую популярность. Затем стали проводиться состязания в метании на расстояние и на точность. [2]

Различные условия жизни людей способствовали появлению многих разновидностей бега, прыжков, метаний, составивших целую программу выступлений спортсменов. Каждая группа легкоатлетических упражнений имеет свои характерные особенности. Они отличаются не только по внешней форме, но и по воздействию на организм. Для того чтобы определить рациональное использование своих сил, умение их рассчитывать я покажу на примере таблицы пульсовых режимов.

Рекомендуемые пульсовые режимы для беговых тренировок различных возрастных групп (уд/мин)

ЧСС Пол, возраст.

140 - 150

130 - 140

120 - 130

110 - 120

Мужчины (лет) Женщины (лет)

30 - 40 25 - 35

41 - 50 36 - 45

51 - 60 46 - 55

Старше 60 Старше 55


Значение двигательной активности для организма

Согласно современным представлениям, двигательную активность следует рассматривать как естественный, эволюционно сложившийся фактор биопрогресса, определивший развитие организма и обеспечивающий не только его адаптацию к окружающей среде, но и оптимизацию его жизнедеятельности. Это обусловлено тем, что в структуре механизма двигательной активности в элементарной форме представлен принцип саморегуляции, отражающий сущность всеобщего закона оптимизации. Последний отражает стремление живых систем к достижению максимального жизненно важного результата с минимальными энергетическими и пластическими затратами.

Между тем, гиподинамия становится доминантным состоянием большинства представителей современного общества, которые предпочитают жить в комфортных условиях, пользоваться транспортом и не заниматься систематическими физическими упражнениями. Кроме того, на работе в большинстве случаев умственный труд практически вытеснил физический. Таким образом, достижения современной цивилизации, создавая комфорт, обрекают человека на постоянный «мышечный голод», лишая его двигательной активности, необходимой для нормальной жизнедеятельности здоровья.

А ведь так просто избежать этого, включив в свой образ жизни оптимальный режим двигательной активности, который является ведущим фактором физического и психологического развития человека, а следовательно, его здоровья.

Функции двигательной активности:

) Моторная функция. Применительно к человеку стала хрестоматийным представлением о моторной функции как о сумме движений, выполняемых их в повседневной жизни. С его помощью человек взаимодействует с окружающей средой. Двигательные реакции необходимы человеку для общения, через них осуществляется контакт с природой. Они служат внешним проявлением трудового процесса. Классик отечественной физиологии И.М. Сеченов ещё в 19 веке установил, что у человека при его адаптации к окружающей среде всё бесконечное разнообразие мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению. [19]

Для реализации этого явления организм имеет мощную мышечную систему, входящую в состав опорно-двигательного аппарата, который использует различные формы деятельности динамическую, статическую и тоническую. В процессе объединения и регуляции всех форм моторной активности вовлечены все уровни центральной нервной системы и гормонального аппарата: кора больших полушарий головного мозга, базальные ганглии, лимфатическая система, мозжечок, ствол мозга и спинной мозг.

)Побудительная функция. Доказано, что двигательная активность является генетически обусловленной биологической потребностью. Удовлетворение потребности в движении так же жизненно важно, как и любой другой, например, в пище, воде. Потребность в двигательной активности - врождённая, т.е. генетически закодированная. Так в исследованиях было выявлено, что у новорождённых крысят, ограниченных в движениях на сутки с помощью пеленания, суточный объём двигательной активности в два раза превышал тот, который был зарегистрирован до их фиксации. Этот феномен трактуется как компенсация «мышечного голода», вызванного вынужденной временной неподвижностью животных. Наблюдения за детьми дали сходные результаты.

Как известно, назначение любой потребности - побуждать организм к её удовлетворению. Следовательно, потребность в моторной активности, выполняя побудительную функцию, обеспечивает взаимодействие организма с окружающей средой и способствует совершенствованию форм адаптации.

)Творческая (развивающая) функция. Известно, что для живых систем первостепенное значение имеют скоростные, кинетические характеристики элементарных химических реакций. Наиболее полноценные проявления жизнеспособности организма определяются высоким уровнем содержания янтарной кислоты и активности фермента сукцинатдегидрогеназа, её окисляющего. Это связано с тем, что янтарная кислота как энергетическая прима субстратов может обеспечить наиболее высокий темп энергетики, поэтому в онтогенезе «янтарная энергетика» выступает в качестве двигателя физиологического прогресса.

Мышечная активность увеличивает энергоресурсы посредством биохимического механизма.

Тренирующая функция. Систематическая умеренная физическая нагрузка является эффективным универсальным тренирующим фактором, вызывающим благоприятные функциональные, биохимические и структурные изменения в организме. Глобальное тренирующее влияние физической нагрузки обусловлено тем, что организм реагирует на нее по принципу системности, вовлекая в процесс механизмы адаптации: нейрогуморальную регуляцию, исполнительные органы и вегетативное обеспечение.

Согласно теории индивидуальной адаптации, сформулированной Ф.З. Меерсоном, в процессе тренировки прослеживается два этапа: срочная, но не совершенная адаптация, и совершенная долговременная адаптация.

Срочная адаптация - это генерализованная мобилизация функциональной системы, ответственной за конкретную деятельность (адаптацию) до предельно достижимого уровня.

Долговременная адаптация формируется постепенно, в результате длительного или множественного действия на организм физических упражнений. Стадия начинается с переходного этапа, который обусловлен активизацией синтеза нуклеиновых кислот и белков гормональными и другими факторами. Это приводит к избеганию роста определённых структур функциональной системы, ответственной за конкретную адаптацию. Процесс охватывает все сбои функциональной системы (нейрогуморальная, двигательная и вегетативная), что приводит к формированию разветвлённого следа, повышающего мощность системы в целом. Таким образом, результатом систематической физической тренировки является увеличение массы и физической мощности в сочетании с увеличением митохондрии (энергетических ультраструктур клетки) и энергетического потенциала скелетных мышц. [3]

Таким образом, двигательная активность кроме своей основной - моторной функции, обеспечивающей взаимодействие организма с окружающей средой и его адаптацию, запускает и определяет множество ключевых процессов, оптимизирующих жизнедеятельности организма.

Целенаправленное использование двигательной активности в виде физической культуры должно лечь в основу организации здорового образа жизни.

.5 Основные задачи при занятиях лёгкой атлетикой

Как было уже сказано в предыдущей части, лёгкая атлетика является самым распространённым видом спорта в нашей стране, и именно поэтому, основными задачами в ней является обучение техники всех упражнений и изучение их основ, воспитание у занимающихся положительных качеств, умение обосновывать свои утверждения и доказывать различные умения на практике

Так как бег - это составная часть в лёгкой атлетике, именно во всех её видах, он является самым важным для достижения ряда задач. Исходя из этого, необходимо применять и на тренировках, и на учебных занятиях все упражнения, которые будут способствовать развитию выносливости, быстроты, скорости, а также гибкости.

Каждый учащийся в той или иной степени владеет техникой бега, поэтому на уроках и самостоятельных занятиях осуществляется дальнейшее совершенствование навыков в беге, исправление недостатков в технике. Выявленные на уроках физкультуры недостатки в беге, учащиеся в самостоятельных занятиях устраняют посредством специальных беговых упражнений.

Параллельно с освоением техники бега по дистанции учащиеся изучают технику высокого и низкого старта, и стартового разгона.

Техника бега на средние и длинные дистанции отличается от техники бега на короткие дистанции меньшим наклоном тела вперёд и несколько меньшей амплитудой движения рук и ног. Менее интенсивное отталкивание приводит к укорочению и снижению темпа шагов. Большие различия имеются в старте и стартовом ускорении. Стартующий на средние и длинные дистанции становится одной ногой у стартовой линии, а другую отставляет назад. Тяжесть тела больше переносится на ногу, стоящую впереди. В зависимости от предполагаемой первоначальной скорости бега туловище наклоняется в различной степени. Чем выше скорость, тем больше наклон туловища, вплоть до горизонтального положения. Данный пример служит тем, что обучение техникой бега является неотъемлемой задачей в лёгкой атлетике. [17]

Ещё одна важная задача - это воспитание физических качеств, при освоении техники бега. В достижении высоких результатов в легкоатлетическом беге уровень развития скоростно-силовых качеств, выносливости и владение техникой является решающим фактором. Необходимо постоянно развивать эти качества наряду с повышением общей физической подготовленности.

Несмотря на кажущуюся простоту техники бега, недооценка значения навыков приводит к излишним энергетическим тратам. В свою очередь недостаточное развитие физических качеств тормозит формирование правильной техники бега.

Основными из решаемых задач в процессе физического воспитания являются: 1. Задачи по оптимизации физического развития человека в направлении всестороннего развития свойственных ему физических качеств, совершенствования двигательных способностей, упрочения и многолетнего сохранения здоровья.

. Специфические образовательные задачи, предусматривающие системное формирование необходимого в жизни индивидуального фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

Назначение физического воспитания заключается, кроме прочего, в том, чтобы в меру объективных возможностей обеспечить оптимальное развитие присущих человеку физических качеств. К физическим качествам индивида издавна относят мышечную силу, быстроту, выносливость и некоторые другие качества. Понятия «физические качества» и «физические способности» в определённом отношении совпадают, однако они не тождественны. Физические качества человека составляют качественную основу его физических способностей, иначе говоря, характеризуют их качественное своеобразие. [11]

Рассматриваемые задачи имеют вместе с тем аспект, вытекающий из необходимости в полной мере использовать факторы физической культуры для укрепления и многолетнего сохранения здоровья. Хотя понятие «здоровье» пока всё ещё не получило строго научного истолкования, принципиально не вызывает сомнений, что то, что подразумевается под «физическим здоровьем», во многом - а возможно, и главным образом - обусловлено полноценным физическим развитием индивида. Задачи по гарантированию здоровья решаются на основе воспитания свойственных каждому человеку физических качеств и производных от них двигательных способностей, особенно тех, развитие которых ведёт к подъёму общего уровня функциональных и адаптационных возможностей организма. Отсюда, однако, не следует, что задачи по упрочению здоровья и задачи по воспитанию двигательных способностей целиком совпадают, и реализация их не имеет своих особенностей. В частности, задачи по закаливанию организма (повышению его сопротивляемости неблагоприятным воздействиям среды) и по приобщению к здоровому образу жизни в целом имеют самостоятельное оздоровительное значение, реализация их в процессе физического воспитания предполагает, кроме прочего, специально ориентированную на это систему мер физкультурно-гигиенического характера.

Вторая группа задач. Эту группу специфических задач, решаемых в процессе физического воспитания, составляют специальные образовательные задачи. Основные из них состоят в том, чтобы сделать достоянием каждого человека базовые знания научно-практического характера, накопленные в сфере физической культуры, обеспечить рациональное формирование индивидуального фонда двигательных умений и навыков, нужных в жизни, довести их до необходимой степени совершенства.

Образовательная направленность физического воспитания, как и любого процесса воспитания - образование, обеспечивается в первую очередь планомерной передачей и последовательным усвоением определённой совокупности знаний, систематическим пополнением и углублением их. Современные программы физического воспитания предусматривают приобщение воспитываемых к довольно широкому кругу физкультурно-образовательных знаний. Это знание о сущности физической культуры, её значение для личности и общества, принципах и правилах рационального использования её ценностей.

С опорой на соответствующие знания и в единстве с воспитанием физических способностей в процессе физического воспитания решают задачи по системному формированию и совершенствованию необходимых в жизни двигательных умений и навыков. Образовательный смысл таких задач хорошо показал П.Ф. Лесгафт, создавший учение о «физическом образовании». Он подчёркивал, что было бы принципиально неверным ограничивать физическое воспитание лишь заботой о развитии телесных качеств человека, что не менее важно научить каждого «изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью и настойчивостью, иначе говоря, приучиться с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую нагрузку». [19]

В процессе физического воспитания решаются и определённые задачи по воспитанию воли, позитивных качеств характера, эмоций и эстетических потребностей личности. Объективное единство физического и духовного развития человека позволяет в ходе физического воспитания эффективно решать и эти задачи. Разумеется, многогранное формирование личности обеспечивается не только в процессе физического воспитания - это обще-социальная проблема, однако полноценно решить её без физического воспитания, равно как и без органического соединения его с другими видами воспитания, невозможно. Только в единстве они становятся действительными гарантами всестороннего гармоничного развития человека. [15]

Для современной тренировки характерно постепенное увеличение объёма выполняемой работы в единстве с тенденцией к максимальным величинам тренировочных нагрузок. Это позволяет на каждом новом этапе совершенствования предъявлять к организму спортсмена требования близкие к пределу его функциональных возможностей, что имеет решающее значение для бурного протекания приспособительных процессов.

Одной из закономерностей спортивной тренировки является цикличность. Она заключается в систематическом повторении относительно законченных структурных единиц тренировочного процесса - отдельных занятий, микроциклов, мезоциклов, этапов периодов, макроциклов.

Различают;

-             мезоциклы - от 3 до 5-8 недель;

-             этапы тренировки от 2-3 недель до 2-3 месяцев;

-             периоды - от 2-3 недель до 4-6 месяцев;

-             макроциклы - от 3-4 до 12 месяцев.

Построение тренировки на основе различных циклов даёт возможность систематизировать задачи тренировочного процесса и наилучшим образом обеспечить выполнение других его принципов; непрерывности, единства общей и специальной подготовки, единства постепенности и тенденции к максимальным нагрузкам, волнообразности динамики нагрузок. [18]

.6 Влияние закаливания на школьников

Современное определение понятия «здоровье» впервые было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940 г. Было призвано, что здоровье - это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия, которое возможно лишь при гармоничном сочетании социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов жизни.

Как же добиться такого сочетания, как сформулировать умение и привычки для ведения здорового образа жизни? Ответы на эти вопросы можно найти в этом пособии, предназначенном для учащихся 8-х классов, обучающихся по программе « Основы здорового образа жизни».

Здоровый образ жизни предполагает формирование зрелой личности, которая характеризуется дисциплиной ума, эмоций и поступков, умением проводить в полное равновесие свои мысли и чувства, способностью максимально реализовать себя в современном мире. Необходимо научиться творчески, относиться к возникающим проблемам, овладеть навыками саморегуляции и безопасного поведения.

Итак, самое верное средство борьбы с любыми болезнями - укрепление здоровья. Для этого есть немало средств: физкультура и спорт, закаливание, соблюдение правил гигиены. Рациональное питание.

Установлено, что школьники, систематически занимающиеся спортом, физически более развиты, чем их сверстники, которые не занимаются спортом. Они выше ростом, имеют больший вес и окружность грудной клетки, мышечная сила и жизненная ёмкость лёгких у них выше. (Жизненная ёмкость лёгких - наибольший объём выдохнутого воздуха после наиболее глубокого вдоха). [6]

Рост юношей занимающихся лёгкой атлетикой, а именно бег на длинные дистанции в среднем 170,4 см., а у остальных он равен 163,6 см. Этот вид спорта тренирует все системы организма: сердечную, сосудистую, нервную.

В процессе занятий лёгкой атлетикой у занимающихся развиваются такие качества, как хорошая выносливость, скорость становится наиболее большой, улучшается гибкость, повышается координация.

Для начала занятий лёгкой атлетикой занимающемуся необходимо приучить себя делать утреннюю гимнастику, уроки физкультуры. Для начала необходимы занятия и в других секциях, так как это будет способствовать точному выбору спорта, с которым он захочет связать свою жизнь.

Ещё одна важная составляющая при занятиях лёгкой атлетикой - приучение своего организма к постепенному закаливанию. Специальными исследованиями доказано, что закаленные дети значительно реже болеют гриппом, ангиной, катарами верхних дыхательных путей, чем незакаленные.

Выполнение физических упражнений вызывает потоки нервных импульсов от работающих мышц и суставов и приводит центральную нервную систему в активное, деятельное состояние. Соответственно активизируется и работа внутренних органов, обеспечивая человеку высокую работоспособность, давая ему ощутимый прилив бодрости.

Не следует путать просто зарядку с серьёзным занятием спорта или тренировками, цель которых состоит в получении более или менее значительной нагрузки, а также развитие необходимых человеку физических качеств.

Здоровый образ жизни - это не только психическое и физическое благополучие человека. Это ещё и безопасное пространство жизнедеятельности. А оно, далеко не всегда такое. И во многом благодаря тому, что все люди могут ужиться мирно друг с другом. Как часто мы испытываем дискомфорт, проходя по тёмному переулку, заглядывая в пустующую подворотню и ожидая увидеть подвыпившую компанию подростков, возможно, твоих сверстников? Уверенные в своей безнаказанности, такие «стаи» могут держать в страхе целые микрорайоны. Они могут вызывать восхищение даже у своих одноклассников рассказами о своих «подвигах». Вот именно для таких подростков необходимо знать насколько неправильно они ведут свой образ жизни, и дать им понятие о том, насколько сильно занятие спортом изменит их представление о жизни и сформирует у них свои цели и жизненные позиции.

Лёгкая атлетика, как и большинство других видов спорта, имеет не малое значение в дальнейшей жизни человека, так как современный ритм жизни настолько полон различными технологиями и новейшими оборудованиями, что ведёт за собой немало негативных воздействий на организм человека.

Жизнь требует от человека приспосабливаться к постоянно меняющейся обстановке и регулировать в соответствии с ней своё поведение. Каждый день ставит перед человеком новые проблемы, которые необходимо решать самостоятельно.

Действительно, что в процессе физического воспитания закаливание - это один из главных составляющих наилучшего развития учащихся, так как в процессе закаливания организм человека приспосабливается намного лучше к различным изменениям в организме, повышается иммунитет, улучшается обмен веществ. Также закаливание повышает работоспособность. Для ряда рабочих профессий закаливание, особенно к холоду, - одна из ведущих задач прикладной физической подготовки.

Сущность закаливания заключается в тренировке терморегуляторного аппарата, в развитии защитных реакций, снижающих чувствительность организма к вредному действию тех или иных раздражителей. В результате закаливания повышается устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям различных погодных факторов, таких, как низкая температура, жара, сырость, которые плохо влияют на работоспособность учащихся и могут вызвать различные заболевания. Закаленные люди в 1,5-3 раза меньше болеют по сравнению с населением в целом.

Все виды закаливания сопровождаются общим благоприятным воздействием на организм, улучшают деятельность различных систем и органов.

Процесс закаливания специфичен, то есть холодовые процедуры повышают устойчивость к холоду, воздействию высоких температур, жара.

Для закаливания используются природные факторы - воздух, вода и солнце. Процедуры могут применяться в состоянии покоя или в сочетании с физическими упражнениями. Эффективность закаливания зависит от правильности методики его применения. А для школьников эта методика должна чётко соблюдаться, чтобы не было непредвиденных последствий.

В процессе закаливания школьники должны соблюдать следующие правила

1.      Постепенность закаливания. Силу раздражителя нужно повышать постепенно. Так, приступая к водным процедурам, надо начинать с прохладной воды и постепенно переходить к холодной. При групповом закаливании следует учитывать разный исходный уровень закалённости отдельных учащихся. Поэтому в начале даётся меньшая холодовая нагрузка, чтобы не вызвать простудных явлений.

2.      Систематичность закаливания. Закаливающие процедуры следует применять изо дня в день, так как условно-рефлекторные реакции, лежащие в основе закаливания, закрепляются только при регулярном повторении процедур. Устойчивость состояния закалённости непродолжительна. Уже через два месяца после прекращения занятий оно почти полностью исчезает. Поэтому при вынужденных перерывах закаливание возобновляется с более слабых процедур по сравнению с последней.

.        Соблюдение правильной дозировки. При дозировании закаливающих процедур ведущим фактором является сила раздражителя, а не продолжительность сеансов. При оптимальной дозировке величина холодового раздражителя соответствует функциональным возможностям организма. Малый раздражитель не обеспечивает достижения эффекта закалённости, длительные или чрезмерно интенсивные раздражители могут привести к нарушениям в организме.

.        Разнообразие средств закаливания для увеличения диапазона и степени закаленности организма. Следует также иметь ввиду то, что закаливание к холоду должно быть как местным (для стоп, области миндалин и др.), так и для всего тела. При этом использование интенсивного самомассажа и физических упражнений с большим теплообразованием после охлаждающих процедур надо ограничивать.

Закаливание осуществляется как в покое, так и на фоне различных по интенсивности физических нагрузок.

5.      Закаливание воздухом. Воздушные ванны наиболее безопасны для закаливания. С них и рекомендуется начинать систематическое закаливание организма учащихся.

Положительное влияние воздушных ванн зависит от температуры, влажности воздуха, подвижности, чистоты и ионизации атмосферы. Большие возможности для закаливания организма учащихся представляют круглогодичные занятия по физическому воспитанию на открытом воздухе. В этом случае нет необходимости в специальном приёме воздушных ванн. При проведении занятий в основном в закрытых помещениях, целесообразно дополнительное пребывание учащихся на открытом воздухе.

В летнее время года эффект закаливания в процессе занятий физическими упражнениями выражен значительно слабее из-за меньшего термического раздражения, оказываемого воздухом. Закаливание воздухом следует начинать при температуре воздуха 15-20 градусов с продолжительностью 20-30 минут, постепенно увеличивая время пребывания на воздухе ежедневно на 10 минут до 2 часов.

6.      Закаливание водой. Вода вследствие большой теплопроводности является более энергичным средством закаливания и оказывает гораздо большее термическое воздействие, чем воздушная ванна той же температуры. Главным фактором при закаливании водой является температура, а не продолжительность водной процедуры. Наряду с этим вода оказывает механическое (массирующее) давление на ткани тела и кожу, особенно при плавании и душе с напором. Это способствует лучшему кровообращению.

Для закаливания применяется прохладная (15-20 градусов) и холодная (ниже 15) вода. Температура окружающего воздуха при начале закаливания должна быть в пределах 17-20.

При водных процедурах необходимо всегда добиваться хорошей кожной реакции. Если она запаздывает, надо применять растирание тела или активные движения, тем более при значительном охлаждении тела. После водной процедуры необходимо тщательно вытираться.

Лучшее время для водных процедур - утренние часы после утренней зарядки (холодовые процедуры перед сном не рекомендуются, так как вызывают возбуждение нервной системы, ухудшают сон). Кроме того, утренние водные процедуры способствуют переходу организма в активное состояние и созданию бодрого настроения. Закаливание водой начинается с обтираний. Это наиболее мягкая водная процедура, осуществляемая с помощью губки или полотенца, смоченных в воде.

Обливание действует сильнее, поскольку эффект раздражения усиливает давление струи воды. Начинать обливание следует с температуры воды около 30 градусов, постепенно доводя её до 15 и ниже. Длительность процедуры с последующим растиранием тела 3-4 минуты.

Ещё более охлаждающее действие оказывает холодный душ. Более сильным воздействием обладает циркулярный душ, при высокой степени закаленности применяется контрастный душ.

7.      Закаливание солнцем производится в виде приёма солнечных ванн, точнее воздушно-солнечных ванн, так как при этом на организм действует воздух и солнце.

В умеренных дозах солнечные лучи положительно влияют на обменный процесс, на развитие растущего организма, усиливают дыхание и кровообращение, повышают работоспособность. Помимо этого солнечные ванны способствуют выработке тепловой выносливости.

При умеренном облучении при попытке загореть в один день солнечные ванны могут принести вред; перегрев организма, головокружение, потеря сознания и др. Поэтому необходимо строго дозировать солнечные ванны и соблюдать правила закаливания.

Лучше всего загорать утром с 9 до 12 часов. Ложиться нужно ногами к солнцу, голову защищать лёгким убором, но не обвязывать её полотенцем или косынкой.

Начинают закаливание солнцем с сеансов продолжительностью 5 - 10 минут в день, постепенно увеличивая их на 5 - 10 минут в день, доводя до двух трёх часов. Обязательно периодическая смена положения тела и перерыв в приёме ванной каждый час на 10 - 15 минут. [2]

Глава II/ Экспериментальная часть

.1 Проведение эксперимента

Во время прохождения тренерской практики, передо мной стоял ряд задач, одной из которых является проведение экспериментов (тестов). В результате я выявил уровень физической подготовленности занимающихся легкой атлетикой, а также сравнил свою экспериментальную группу, которая занималась по составленной мной методике, с контрольной группой, занимающихся на уроках физической культуры по общепринятой программе.

Занятия проводились 3 раза в неделю. Возраст ребят в обеих группах одинаковый - 14-15 лет.

Педагогическая практика проходила в период с 26.10 по 10.12.2011 на стадионе «Динамо» в СДЮШОР-6. За мной была закреплена группа из 10 человек. Ребята были уже хорошо знакомы и дружны. Я пытался учитывать индивидуальные особенности каждого занимающегося. После проведенных тестов мне удалось выявить более способных ребят.

Эксперимент был выполнен с целью выявления влияния занятий легкой атлетикой на две группы занимающихся. Он состоял из 2 этапов. Каждый этап содержал три теста: бег 30м, прыжок в длину с места и 6-минутный бег.

Первый этап эксперимента я проводил в начале практики 28.10.2011. Результаты тестов моей экспериментальной группы совпадают с результатами контрольной группы. Отсюда следует, что у обеих групп схожий уровень физической подготовленности, на что указывают средние показатели результатов теста. [А, Б]

Второй этап эксперимента я проводил в конце практики 8.12.2011. За время прохождения практики я старался развивать у занимающихся общую выносливость, скоростно-силовые качества, ловкость. По результатам второго этапа видно, что уровень физической подготовленности моей экспериментальной группы значительно выше результатов контрольной группы, занимающихся по общепринятой методике. [В, Г]

Также я сравнил результаты тестов обеих групп с нормативами. Было видно, что у экспериментальной группы после второго этапа эксперимента средние показатели выше нормы, а у контрольной группы схожи с нормой. [Д, Е]

.2 Методические рекомендации

По результатам педагогического эксперимента можно сделать вывод о значении бега и, в частности, занятий легкой атлетикой для физического развития и физической подготовленности детей.

Однако, для того, чтобы занятия легкой атлетикой явились основой укрепления здоровья, необходимо правильно и внимательно подходить к методам физического воспитания. В противном же случае, возможно также и отрицательное влияние на организм человека. Это происходит в тех случаях, когда тренировки проводится с целью получения максимально возможного результата.

Во время прохождения практики я старался соблюдать все индивидуальные способности и возможности ребят, не перегружать их, приучить к здоровому образу жизни посредством занятия бегом, пользовался методом примера, объяснял необходимость ведения правильного образа жизни.

На своих занятиях я пытался давать ребятам бег умеренной интенсивности, а также небольшие кроссы (2 км, 3 км), фартлек. Такая работа развивает общую выносливость организма, улучшает работу сердца. Однако я не ставил перед ними задачи достижения наилучшего результата. На протяжении практики я старался, чтобы тренировки проходили с постепенным увеличением нагрузок.

В процессе занятий скоростно-силовой подготовкой необходимо давать рациональный объем нагрузок, а также упражнения на различные группы мышц для гармоничного развития всех необходимых двигательных качеств.

Важно, чтобы занятия легкой атлетикой были разносторонними, регулярными, равномерными, с постепенным увеличением нагрузки, объема и интенсивности. Однако нужно помнить, что передо мной не стояло цели реализации максимального результата.

Бег - это основа укрепления здоровья, но только тогда, когда занятия не приводят к переутомлению. Также бег - это самый популярный, простой и доступный способ укрепления организма и здоровья в любом возрасте.

Заключение

Известно значение бега для физического развития и укрепления здоровья школьников. Он наиболее полноценно влияет на формирование здорового образа жизни. Занятия бегом способствуют повышению уровня максимального потребления кислорода, улучшению регуляции работы сердца. Последнее очень важно, так как в десятилетнем возрасте у детей иннервационный аппарат сердца еще далеко не совершенен, сердце очень возбудимо. Благодаря занятиям бегом у детей увеличивается сила сердечных сокращений и количество выбрасываемой крови, уменьшатся потребление кислорода, и работа сердца становится более экономной.

Бег умеренной интенсивности улучшает слаженность работы легких, сердца и других внутренних органов, развивая выносливость. Медленный бег способствует повышению взаимодействия систем дыхания и кровообращения. Бег максимальной интенсивности вызывает в течение непродолжительного времени усиленную работу бескислородных, анаэробных механизмов дыхания, что способствует развитию скоростных и скоростно-силовых качеств. Бег большой интенсивности, переходящий в зону субмаксимальной интенсивности готовит организм ребенка к работе в условиях смешанного аэробно-анаэробного энергообеспечения.

Итак, при занятиях бегом имеются хорошие предпосылки развития выносливости, скоростно-силовых качеств, ловкости и быстроты и их комплексному развитию.

В процессе занятий скоростно-силовой подготовкой разносторонность и гармоничность развития физических качеств учащихся старшего школьного возраста обеспечивается путем соблюдения рациональных соотношений объемов нагрузок в упражнениях, используемых для развития каждого из этих качеств.

Равномерная работа и регулярное воздействие на организм беговой нагрузки постепенно улучшают легочную вентиляцию - периодическое обновление воздуха в легких. Деятельность легких становится более эффективной, возрастает активность капиллярного русла в легких, что приводит к более высокому току крови, протекающей через легкие. Это позволяет быстрее усваивать большее количество кислорода. Кроме того, обычно повышающееся давление кровотока расширяет артериальную и сосудистую системы в целом.

Постоянное использование мышц в течение длительного времени действительно способствует дополнительной капилляризации (т.е. образованию новых капилляров). Аэробные упражнения повышают эффективность, с которой кислород может передаваться работающим мышцам и использоваться ими, а так же интенсивность, с которой будут выводиться продукты распада, что приводит к прекрасному развитию выносливости.

Выносливость, как показало наше исследование, является фундаментом развития таких физических качеств как быстрота и скоростно-силовые качества.

Список использованных источников

1. Адамский А., Диепров Э. Основные положения концепции очередного этапа реформирования системы образования. Учительская газета 1997. 17-21с.

2. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. Изд - 2 доп.: - М.,Физкультура и спорт. 1990. 76-84с.

. Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания: уч пособие для студентов педагогических вузов М., Просвещение, 1986. 49-55с.

. Вайцеховский, С.М. Книга тренера. [Текст] /С.М. Вайцеховский. Физкультура и спорт, - 1971. 312с.

. Васильева, В., Коссовская, Э., Степочкина, Л. Физиология человека. [Текст] /В. Васильева, Э. Коссовская, Л. Степочкина М., Педагогика, 1977. 128-156с.

. Вострокнутов В.С. Формирование интереса учащихся к занятиям физической культуры//Методические рекомендации.- Москва: Изд. Регион, 2009г. 38-43с.

7. Гандельсман, А.Б., Смирнов, К.М. Физическое воспитание детей школьного возраста. [Текст] /А.Б. Гандельсман, К.М. Смирнов М., Физкультура и спорт, 1966, -503с.

. Горцев, Г.Г., Энциклопедия здорового образа жизни. М.: Медицина, 1991. 65с.

. Динер В.Л. Теория и методика физической культуры.- Краснодар, 2001. 79-84с.

. Долотина О.П., Морозова Н.З., Хронин В.Г., Колеева Е.В. - «Физическая культура» - Калининград, 1998. 98-104.

. Дробин, Б.А. Развитие физических качеств на уроках легкой атлетики. [Текст] /Б.А. Дробин //Физическая культура в школе// Педагогика, 1990, № 7. - 14-18с.

. Ермолаев, Ю.И. Возрастная физиология. [Текст] /Ю.И. Ермолаев Педагогика. - М., 1980. -212с.

. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. [Текст] / В.М. Зациорский., Физкультура и спорт, 1970, 98-103с.

. Исаев А. - Если хочешь быть здоров. М., Физкультура и спорт. 1998. 27-29с.

. Кайков Г.Д. Работал с ослабленными детьми. Физическая культура в школе 1995, 6, 78с.

. Кенеман А.В. , Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей школьного возраста. М., 2005. 63-67с.

. Контратьева М.М. Звонок на урок здоровья. Просвещение: М., 1991. 17-18с.

. Кузьмин. Наш семейный доктор. М., Мир книги. 2001. 13-14с.

. Кузнецов В.С., Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия . 2000. 97-101с.

. Куколевский Г.М. Гигиенический режим спортсмена. М., Физкультура и спорт, 1967. 47-49с.

. Лазарев, И.В., Кузнецов, В.С., Орлов, Г.А., Практикум по лёгкой атлетике: Учебное пособие - М.; 1999. 64-68с.

. Лаптев А.А. Закаляйтесь на здоровье. М., Медицина 1991. 21-22с.

. Лисицин Ю.Г. Образ жизни и здоровье населения. М.: «Знание». 1987. 31-32с.

. Лихницкая И.И. - Что надо знать о возрастных и физических резервах организма. Л., «Знание», 1987. 54-58с.

. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. - Ставрополь: Изд-во СГУ. - 2001. - 224 с.

. Матвеев Л.П. , Теория и методика физического воспитания и спорта. 93-98с.

. Матвеев А.А. Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории М., Просвещение 1991. 47-49с.

. Назаренко, Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений [Текст] /А.М. Алексеев, В.А. Бароненко //Здоровье и физическая культура спортсмена// Педагогика, 1989, № 3. 48-51с.

. Полиевский А. Физкультура и закаливание в семье. М., Медицина 1984. 42-43с.

. Семёнов В.С. Культура и развитие человека. Вопросы философии - 1982. 27-29с.

. Фомин Н.А. Физиология человека.- М.: Просвещение; Владос, 1995. 54-56с.

. Чумаков Б. Н. Валеология: Учеб. пособие. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2000 - 407 с.

Приложение А

Уровень физической подготовленности экспериментальной группы занимающихся на I этапе

№ п/п

Упражнения


Бег 30 м, с

Прыжок в длину с места, см

6-минутный бег, м

1.Котов Дмитрий Андреевич

5,4

194

1050

2.Кобыленский Кирилл Олегович

5,4

1101

3.Плющева Анастасия Владимировна

5,3

195,6

1180

4.Синицын Роман Андреевич

5,2

197,1

1210

5.Гамаюнов Максим Геннадьевич

5,1

197,2

1260

6.Фомовский Александр Николаевич

4,9

200,6

1290

7.Феоктистов Никита Михайлович

4,9

202,4

1320

8.Солянов Марат Дмитриевич

4,8

204,8

1350

9.Никулин Михаил Викторович

4,6

205,3

1400

10.Яковлев Михаил Юрьевич

4,6

207,1

1420

Средний показатель

5,12

201,6

1258,1



Приложение Б

Уровень физической подготовленности экспериментальной группы занимающихся на II этапе

№ п/п

Упражнения


Бег 30 м, с

Прыжок в длину с места, см

6-минутный бег, м

1.Котов Дмитрий Андреевич

4,4

210

1300

2.Кобыленский Кирилл Олегович

4,2

212

1310

3.Плющева Анастасия Владимировна

4,3

218

1380

4.Синицын Роман Андреевич

4,1

224

1425

5.Гамаюнов Максим Геннадьевич

4,0

228

1452

6.Фомовский Александр Николаевич

4,3

233

1460

7.Феоктистов Никита Михайлович

4,0

235

1500

8.Солянов Марат Дмитриевич

4,2

239

1530

9.Никулин Михаил Викторович

3,9

241

1535

10.Яковлев Михаил Юрьевич

3,9

242

1550

Средний показатель

4,15

225

1420,2



Приложение В

Уровень физической подготовленности контрольной группы занимающихся на I этапе

№ п/п

Упражнения


Бег 30 м, с

Прыжок в длину с места, см

6-минутный бег, м

1.Демин Алексей Егорович

5,4

193

1030

2.Крыгин Максим Витальевич

5,4

194

1200

3.Иванова Татьяна Анатольевна

5,5

196

1250

4.Степанов Андрей Васильевич

4,7

200,0

1200

5.Ермаков Дмитрий Александрович

4,9

198

1350

6.Серина Ксения Андреевна

5,3

195

1100

7.Егоров Кирилл Алексеевич

4,6

202,0

1270

8.Ильин Илья Сергеевич

4,8

204,5

1210

9.Карибова Мария Денисовна

5,15

197,2

1180

10.Кузнецов Виталий Андреевич

4,6

204

1420

Средний показатель

5,03

198,4

1221,1



Приложение Г

Уровень физической подготовленности контрольной группы занимающихся на II этапе

№ п/п

Упражнения


Бег 30 м, с

Прыжок в длину с места, см

6-минутный бег, м

1.Демин Алексей Егорович

5,4

195

1050

2.Крыгин Максим Витальевич

5,4

194

1300

3.Иванова Татьяна Анатольевна

5,3

195

1300

4.Степанов Андрей Васильевич

4,6

201

1200

5.Ермаков Дмитрий Александрович

4,9

197

1250

6.Серина Ксения Андреевна

5,2

198

1250

7.Егоров Кирилл Алексеевич

4,4

200

1200

8.Ильин Илья Сергеевич

4,7

205

1300

9.Карибова Мария Денисовна

5,0

198

1100

10.Кузнецов Виталий Андреевич

4,4

205

1500

Средний показатель

4,92

198,8

1245,2



Приложение Д

Уровень физической подготовленности юношей 14- 15 лет

№ п/п

Физические способности

Контрольное упражнение

низкий

средний

высокий

1.

Скоростные

Бег 30 м, с

5,3

4,3-5,3

4,2 и ниже

2.

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места, см

190 и ниже

191-215

216 и выше

3.

Выносливость

6-минутный бег, м

1100 и ниже

1150-1450

1500 и выше


Приложение Е

Сравнение уровней физической подготовленности двух групп после I и II этапов



Похожие работы на - Методика воспитания здорового образа жизни при занятии легкой атлетикой

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!