Рыночная система и ее эволюция. Модели рыночной экономики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    144,15 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Рыночная система и ее эволюция. Модели рыночной экономики















Рыночная система и её эволюция. Модели рыночной экономики

Введение

Чрезвычайно актуальной представляется цель работы - исследование понятия рыночной системы хозяйствования и особенностей формирования рыночной экономики в мире и Республике Беларусь на современном этапе на основе анализа теоретического и практического опыта.

Объект исследования - рыночная система и основные модели рыночной экономики.

Предмет исследования - возникновение рыночной системы и её эволюция, формирование моделей рыночной экономики в разных странах мира, процесс формирования рыночной системы хозяйствования в Республике Беларусь на современном этапе.

В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи:

раскрыть сущность понятия рыночной системы хозяйствования;

проанализировать зарубежный опыт формирования рыночной экономики;

исследовать состояние и особенности белорусской модели рыночной экономики на современном этапе.

В ходе написания работы были использованы учебники и учебные пособия по теории и практике международных экономических отношений и конкурентоспособности национальной экономики, статьи и публикации из специализированных журналов. Использованы следующие методы: анализ, синтез, сравнительный, исторических аналогий и др.

1. Теоретические основы рыночной системы

.1 Рыночные системы: понятие, основные элементы, функции, структура

рыночный экономика белорусский

Рынок - одна из самых распространенных категорий в экономической теории, одно из основных понятий хозяйственной практики и экономической теории. Зачастую понятие «рынок» применяется как всем известное и не требующее каких-либо объяснений. В действительности, имеются самые различные толкования рынка в белорусской экономической теории и за рубежом.

Рынок рассматривают как совокупность товарного обмена или представляют как обмен, организованный по законам товарного производства и обращения. Рынок также характеризуется как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара и как механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов какого-либо продукта или услуги.

Рынок является фундаментом для понимания ключевых путей экономического развития и путей повышения эффективности на микро- и макроуровне. Его сущность отражает совокупность отношений товарного обмена всех хозяйствующих субъектов, людей и общества в целом. Вполне обоснованны утверждения экономистов и о том, что рынок представляет собой определенную систему экономических отношений между продавцами и покупателями в сфере обмена. Воздействие рынка на экономические отношения продавцов и покупателей обеспечивается через использование таких атрибутов, как цена, спрос и предложение, конкуренция, прибыль и убытки, то есть всего того, что включается в понятие «рыночный механизм».

В самом общем виде рынок - это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда. В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.

Более конкретно рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т.е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.

Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег - все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

В своем воздействии на экономическую систему рынок противоречив и многогранен, выполняет как позитивную, так и негативную роль.

Позитивная роль рыночной системы заключается в том, что конкурентный рынок выполняет распределительную и стимулирующую функции. Он способствует эффективному распределению ресурсов, направляя их в производство тех товаров и услуг, в которых общество более всего нуждается. Он стимулирует разработку и внедрение наиболее эффективных технологий производства, обеспечивая общество необходимыми товарами, созданными в наибольшем количестве из имеющихся ресурсов. Тем самым стихийно обеспечивается максимально возможная экономическая эффективность.

Являясь ориентиром для развития выгодного производства и показывая невыгодность других производств, конкурентный рынок регулирует отраслевую структуру, стимулирует технический прогресс, обеспечивает ресурсосбережение.

Через спрос - двигатель рыночной экономики - конкурентный рынок поворачивает производство к потребителю, создает материальную заинтересованность всем участникам в удовлетворении их потребностей. Рынок выявляет общественную значимость производства и товаров, реализует валовой национальный продукт, освобождает экономику от дефицита товаров и услуг. В целом рынок через конкурентное ценообразование обеспечивает сбалансированность экономики, производства и потребления. Основанный на личной свободе субъектов, конкурентный рынок координирует экономическую деятельность людей без принуждения, создавая добровольную состязательность между ними посредством купли-продажи.

Таким образом, механизм «самонастройки» (автоматическое функционирование и корректирование рыночной экономики с помощью «невидимой руки») и свобода экономического поведения людей свидетельствуют в пользу рыночной системы. Однако возможности рыночного механизма не безграничны.

Конкурентный рынок не гарантирует решения всех социально-экономических проблем, важнейшими из которых являются безработица и инфляция. Рынок не обеспечивает право на труд тем, кто может и хочет работать; не гарантирует права на стандартное благосостояние, что, несомненно, играет негативную роль.

Коррекцию рыночного механизма способно осуществить только государство. Оно постоянно должно контролировать рынок, то есть система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера осуществляется государственными учреждениями в целях адаптации социально-экономической системы к постоянно изменяющимся условиям. Вмешательство государства в рынок влияет на состояние дел на нем, формирования спроса и предложения, перераспределение доходов, решает глобальные проблемы развития экономики, обеспечивает социальную защиту общества. Субъектами государственного регулирования являются республиканские и местные органы управления.

Государственное регулирование ставит перед собой цели: соблюдать интересы государства, общества, социально незащищенных слоев общества, придерживаясь прав и свобод личности. Государство стремится минимизировать негативные последствия рыночных процессов, создать правовые, финансовые предпосылки эффективного функционирования рыночной экономики.

Правовое регулирование разрабатывает законы, которые обеспечивают защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, борьбу с теневой экономикой. Этим занимается антимонопольное законодательство и дефляционная политика. Антимонопольная политика ведет жестокий контроль над ценами предприятий-монополистов, проводит антимонопольную экспертизу принимаемых законов. Дефляционная политика - политика стабилизации уровня цен. Эта политика ограничена выбором: или стабилизация платежеспособного совокупного спроса, или переход к свободным ценам на продукцию, что может привести к росту цен, или увеличения предложения, что требует стимулирования предпринимательской активности.

С помощью финансов государство принимает меры по стимулирования рыночных отношений в периоды экономических спадов. Государственное вмешательство необходимо, когда рынок обнаруживает свою несостоятельность и для устранения последствий своей же деятельности. Финансовое регулирование происходит за счет фискальной политики. В проведении этой политики большую роль играют правительственные расходы. Они делятся на правительственные закупки - регулируемые законодательством государственные расходы, которые включают в себя все затраты государства на конечную продукцию производителей и на прямые покупки ресурсов, и трансфертные платежи - выплаты со стороны государства из бюджета и внебюджетных фондах предприятием и населением (субсидии, пенсии, процент по государственному долгу). Налоговая политика заключается в том, что в периоды экономических спадов применять стимулирующую политику - снижение налогов и увеличение государственных расходов. В периоды экономических подъемов применяется сдерживающая политика - увеличение налогов и сокращение государственных расходов. Государственные займы являются методом финансового регулирования в силу того, что используются правительством для финансирования расходов и дефицита бюджета.

Объективная необходимость рынка обусловлена теми же причинами, которые вызывают необходимость существования товарного производства. Важнейшими историческими условиями возникновения рынка являются следующие.

) Общественное разделение труда и специализация. В любом многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Отдельные группы людей занимаются самыми разнообразными видами хозяйственной деятельности, т.е. специализируются на производстве тех или иных товаров и услуг. Это положение объясняется принципами сравнительного преимущества, т.е. производством продукции при относительно меньших издержках упущенных возможностей.

) Экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию). Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности и затем распространяется на коллективную собственность. Если в обществе субъекты деятельности хозяйственной деятельности не наделены правами собственности, то рынок существовать не может.

Эти два условия выражают глубинное противоречие экономики, которое выражается в объективной необходимости, с одной стороны, всеобщей взаимосвязи производителей из-за общественного разделения труда, а с другой - всеобщего обособления (ограничения) производителей. Именно последнее определяет наличие системы товарных, рыночных отношений.

) Разрешение проблемы транзакционных издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с получением лицензии на выбранную субъектом хозяйственную деятельность, с поиском информации, на ведение переговоров, по измерению свойств товаров и т.д. Если эти расходы выше предполагаемого дохода, то рынок таких товаров не будет создан.

) Для эффективного функционирования рынка необходимо и четвертое условие - самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов. Чем меньше скован производитель, тем больше развит рынок.

Эволюция экономических систем происходит как следствие поиска способов решения извечной дилеммы: «ресурсы ограничены - потребности безграничны». Ограниченность ресурсов относительна, т.е. в каждый данный момент они недостаточны по сравнению с потребностью в экономических благах. Ограниченность ресурсов может быть преодолена лишь при условии роста производительности труда, т.е. увеличения выпуска разнообразных потребительских благ в единицу времени. В свою очередь, повышение производительности возможно благодаря общественному разделению труда и специализации ресурсов и на основе расширения эквивалентного и взаимовыгодного обмена продуктами труда.

Разделение и специализация труда как неотъемлемая часть - это относительное обособление людей для выполнения конкретных видов работ в узкой отрасли деятельности для более производительного использования специфических различий, свойственных всем видам ограниченных ресурсов. Разделение труда вызывает соответствующее увеличение производительности труда.

Результаты разделения труда тем более впечатляющи, если они основываются на различиях в способностях и талантах людей. В этом случае разделение и специализация работ сами вызывают и усиливают присущие ресурсам специфические различия, ускоряя рост производительности труда и качество выполнения работ.

В условиях разделения труда лишь малая доля потребностей каждого человека может быть удовлетворена продуктом его собственного труда. Значительно большую их часть он удовлетворяет обменом производимых продуктов своего труда на продукты труда других людей, в которых он нуждается. Именно в этом смысле принято считать разделение труда одной из объективных причин возникновения рынка и присущих ему отношений обмена.

Разделение труда, как известно, может существовать без обмена, но отношения обмена не возникли бы без существенного разделения труда и специализации всех видов ресурсов, обеспечивая эволюцию системы в целом.

Получить многообразные продукты узкоспециализированного труда можно лишь путем рыночного обмена. Обменивая одни продукты на другие, люди наиболее полно удовлетворяют свои разнообразные потребности. В этом смысле рынок не является результатом чьей-либо мудрости: он возникает как процесс обмена продуктами труда людей, способных каждый по отдельности производить весьма немногое. В результате выполнения работником только одной, частичной трудовой операции благодаря обмену можно потреблять многообразные продукты труда других людей. В результате усиливаются экономические взаимосвязи всех членов общества.

Самые несхожие между собой виды труда и их результаты оказываются взаимополезны. Различные продукты посредством обмена составляют общую массу, из которой экономический субъект может выбрать себе то, что ему необходимо, предложив в обмен продукты своего труда.

Для возникновения рыночной системы важную роль играет наличие или отсутствие традиционного права частной собственности на экономические ресурсы и, прежде всего ресурсы земли и орудий труда для обособленного хозяйствования.

Разрушение традиций частной собственности на землю разрушало и саму рыночную систему. Примером тому служит прерванная эволюция развитой рыночной экономики начала XX века и замена ее в некоторых странах командно-административной системой.

Практика показала, что обеспечить главный принцип обобществленной системы «каждому - по потребностям» при естественной ограниченности ресурсов командными методами обмена и распределения благ невозможно. К началу 90-х годов XX века практически во всех странах обобществленная командно-административная система распалась. Это произошло еще и потому, что в странах с частной собственностью на экономические ресурсы и развитой рыночной системой принципы обмена труда и гарантии благосостояния народов оказались более справедливыми и реалистичными.

Современным вариантом рыночной системы, обеспечивающей социальное благополучие наиболее развитых стран и рост богатства народов, служит смешанная экономика. Основу ее современной организации составляют два «начала»: рынок и государственное регулирование. Устойчивость, гибкость, способность к трансформациям - это свойства и характеристики, привлекающие закономерный интерес к экономическим системам подобного типа.

В экономической системе взаимодействуют три самостоятельные подсистемы: рынок, государство как подсистема хозяйствования, натуральное хозяйство. В зависимости от того, какая подсистема имеет наибольший удельный вес, характеризуется вся экономическая система: если преобладает рынок, то система - рыночная, тогда возникает рыночная экономика.

Углубленное понимание категории «рынок» требует учета его места в хозяйственной (экономической) деятельности. Можно выделить четыре сферы экономической деятельности:

. Производство.

. Распределение.

. Обмен.

. Потребление.

Хотя конечная, естественная цель экономической жизни - это потребление, важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу. В изменении производственной сферы ключ ко всем изменениям в других сферах экономики. Это особенно важно для формирования рыночных отношений там, где их еще нет. Если начинать с реформации обращения и не добиваться сначала крупных производственных результатов, то никакого рынка не возникнет.

Однако между производством и потреблением находятся и другие сферы. За производством следует распределение, то есть система, определяющая, кому достанутся непосредственные результаты производства, кто станет собственником произведенной продукции. Распределение играет огромную роль в формировании социальных отношений между людьми, в определении материального положения различных слоев общества.

Но распределение - это не только следствие производства. От того, как распределяются результаты труда, во многом зависит эффективность производственного процесса.

Хотя обмен занимает третье место в иерархии сфер экономики, он, подобно распределению, оказывает сильное обратное воздействие на производство. Сфера обмена играет огромную роль во всей системе общественного хозяйства, а поэтому и развитие рынка как совокупности отношений товарного обмена приобрело чрезвычайную историческую значимость. Рынок, будучи экономической категорией, уже тесно связан с обменом, обращением, торговлей, торговыми услугами. В чем же единство и различия связанных с рынком категорий?

Обмен можно рассматривать с двух сторон:

как процесс движения товаров и услуг, как процесс общественного обмена веществ;

как процесс создания определенных общественных отношений, в которые вступают индивиды при этом обмене веществ.

Как экономическая категория обмен выражает вторую сторону, т.е. представляет собой экономические связи между людьми, как производителями и потребителями, по поводу движения результатов труда, полученных не для собственного потребления, а для других, для удовлетворения общественных потребностей. Именно благодаря обмену разрозненные, хозяйственно обособленные товаропроизводители и потребители вступают в контакты.

Необходимо различать обмен в широком смысле - деятельностью, опытом, услугами, результатами и т.д., и обмен в узком смысле - только результатами труда, или продуктообмен. Последний в условиях товарного хозяйства принимает форму товарного обмена.

Товарное обращение - более развитая форма товарного обмена, осуществляемая при посредстве денег.

Торговля - это деятельность людей по осуществлению товарного обмена и актов купли-продажи.

Торговые услуги - отношения посреднической деятельности людей, осуществляющих куплю-продажу товаров.

Отсюда рыночная система как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъекты рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.

Единство всех вышеназванных категорий заключается в том, что они выражают единую сущность - экономические связи между людьми в процессе движения товаров.

Выбор решений, относящихся к проблеме ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить, издержки такого выбора, а соответственно и альтернативные издержки рыночной организацией «перекладываются» на частное предпринимательство. В этом случае «цена» риска-либо прибыль, либо убытки. По существу они выступают предпринимательской оплатой использования части ограниченных ресурсов общества для производства и предложения разнообразных благ. Если предлагаемые блага не пользуются спросом и не удовлетворяют потребности общества, они не будут куплены потребителями и издержки предпринимательского выбора не будут возмещены. При отсутствии покупательского спроса убытки предпринимателя - это не возмещенные экономические ресурсы, которые он оплатил собственными деньгами. Кроме того, сделав неправильный выбор о том, что, как и для кого производить, частный предприниматель не имеет практически никакой возможности «переложить» издержки своего ошибочного выбора на общество и потребителей, не желающих покупать произведенные им товары. Правда, издержки здесь все же будут иметь место, поскольку уже произошла затрата ограниченных ресурсов общества на ненужный продукт, но эта затрата по крайней мере возмещена, оплачена личными деньгами предпринимателя.

Только потребительский спрос служит свидетельством рационального выбора альтернатив использования ограниченных ресурсов общества на производство необходимых ему благ.

На вопрос «ЧТО производить?» могут ответить только потребители фактом оплаты производственных благ собственными деньгами. Оплатив цену выпущенных благ, потребители возмещают издержки ресурсов и «подтверждают» целесообразность данного производственного выбора.

Вопрос «КАК производить?» также решается путем риска и предпринимательского выбора. Конкуренция производителей диктует необходимость обеспечить: массовость выпуска; минимизацию ресурсных затрат на единицу продукции; эффективность технологий (качество труда и техники); совершенствование потребительских свойств выпускаемых изделий.

Ответ на вопрос «ДЛЯ КОГО производятся разнообразные блага?» зависит от платежеспособности потребителей.

В экономической системе с развитыми рыночными отношениями указанные проблемы (что, как и для кого) решаются через рыночный механизм посредством цен, спроса и предложения, конкуренции, прибылей и убытков. Каждый хозяйствующий субъект рыночной экономики исходит при производстве товаров из условий конкуренции и возможностей получения наибольшей прибыли, использует средства производства и ресурсы, которые требуют меньше затрат (решение вопроса: как производить), а продажа произведенных товаров и их потребление (для кого производить) определяются в соответствии с доходами различных групп населения (их бюджетами).

Важным условием развития рыночной экономической системы является наличие свободы предпринимательства и выбора. Потребители должны покупать то, что они предпочитают, предприятия - производить и реализовать то, что они считают целесообразным, поставщики ресурсов по собственному выбору решают, куда направлять имеющиеся у них людские и материальные ресурсы.

Экономическая действительность характеризуется многочисленными противоположными интересами: покупатели стремятся купить недорогие товары при высокой ответственности продавцов, а продавцы желают продать товары по более высоким ценам и при меньшей ответственности; работники стремятся к приятной работе и высокой заработной плате, а работодатели заинтересованы в обеспечении высокой производительности при возможно низкой заработной плате и так далее. Каждый из участников экономического процесса стремится получить свою выгоду. Разрешение указанных и многих других противоречий обеспечивает система рынков, цен и фактор конкуренции.

Система рыночных отношений представляет собой механизм, который выполняет функции по оповещению потребителей, производителей и поставщиков ресурсов о решениях, которые принял каждый из участников этих отношений, по оптимизации этих решений, синхронизации изменений, обеспечению согласованных действий и тому подобное. Взаимодействующие решения участников хозяйственной деятельности (покупателей и продавцов) определяют систему цен на продукцию и ресурсы в каждый данный момент времени. Производители ориентируются на выпуск только той продукции, производство которой позволяет установить цену, возмещающую все издержки и позволяющую образовать нормальную прибыль. Другой подход к производству продукции неприемлем. Таким образом, сущность и позитивные функции рынка, лежащие в основе рыночной экономики, делают такую систему хозяйствования, в принципе, достаточно эффективной. Однако рыночные отношения не являются абсолютно совершенными.

В условиях развитых рыночных отношений существует приоритет потребителя. Ориентация на прибыль и боязнь убытков заставляет хозяйствующих субъектов и поставщиков ресурсов ориентироваться в своей деятельности на требования потребителей.

Рыночная система хозяйствования через свой механизм обеспечивает:

1. Применение наиболее производительной технологии, которая позволяет добиваться наименьших издержек.

. Информирование поставщиков ресурсов и предпринимателей об изменениях в спросе, и тем самым осуществляется коррекция в распределении ресурсов.

. Сочетание личных и общественных интересов. Через конкуренцию оказывается воздействие «невидимой рукой» на корыстные мотивы предприятий и поставщиков ресурсов так, чтобы стимулировать заинтересованность в эффективном использовании ограниченных ресурсов.

Основное достоинство конкурентной рыночной системы - это ее постоянное стимулирование эффективности производства. Экономика производит то, что требуют потребители, путем применения самой эффективной технологии. Рыночная система функционирует и корректируется автоматически в результате децентрализованных решений, а не централизованного решения правительства.

Позитивные функции рыночной системы делают ее достаточно эффективной системой. Это не означает, однако, что рыночные отношения во всем обеспечивают прогрессивное развитие общества. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов неизбежно ведут к возникновению и обострению многих противоречий, затрагивающих все важнейшие ступени существования и развития общества.

У рыночной системы есть свои врожденные недостатки (несовершенства).

Во-первых, функционирование рыночной системы основано на стихийном действии экономических регуляторов. Это порождает неустойчивость экономики, неизбежно возникающие диспропорции устраняются не сразу. Восстановление равновесия осуществляется порой через кризисы и другие глубокие потрясения.

Во-вторых, при бесконтрольности рыночной среды неизбежно возникают монополизированные структуры, ограничивающие свободу конкуренции со всеми ее позитивными функциями, создающие неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.

В-третьих, стихийно действующий механизм рынка не настраивает экономику на удовлетворение многих общественных потребностей, внутренне не способствует формированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом.

В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения и гарантированный трудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, т.е. делению на богатых и бедных, усиливает социальную напряженность. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления корыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, и другие антиобщественные явления.

Вместе с тем эти черты рыночного несовершенства могут быть смягчены осуществлением разумной экономической политики. Здесь особенно важны меры государственного регулирования хозяйства путем перераспределения средств в пользу тех сфер общественной жизни, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными источниками, а также меры социальной политики.

Таким образом, рыночная экономика представляет собой такую форму организации хозяйственной деятельности, при которой взаимодействие всех хозяйствующих субъектов и решение трех основных проблем экономики (что, как и для кого производить) обеспечивается через воздействие рынка и его механизмов. Отличительной особенностью рыночной системы является ее способность перестраиваться и приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий. Рыночная система лучше других приспособлена для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и, в конечном счете, для более полного удовлетворения потребностей общества. Для любой рыночной системы обязательно наличие таких условий, как: право на частную собственность, свобода заключения сделок, потребления конкуренции, образования цен и свободный выбор профессии, места работы и занятий. Основой этой системы является рынок, который за длительный период убедительно доказал свои преимущества в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности. Рыночная система экономической организации характеризуется как положительными чертами, основными из которых являются наиболее эффективное размещение ресурсов и факторов производства, стимулирование производственного процесса и удовлетворение потребностей потребителей, так и отрицательными - стихийность экономической организации, формирование монопольных структур, неудовлетворение многих социальных потребностей населения.

1.2 Эволюция рыночной системы

Почему рынок возник и развился в Западной Европе, став её достоянием и начав шествие по всем континентам примерно с XII в.? Ответ на этот вопрос не совсем однозначен. Предпосылки, обусловившие такой переход от рынка к рыночной экономике можно структурировать следующим образом:

)        Уровень развития культуры, в том числе экономической, способствовал возникновению различных форм собственности и хозяйствующих субъектов, их законодательному и религиозному объяснению (работы Ж. Кальвина, Дж. Локка и др.);

)        Наследование римского права, положенного в основу сначала королевского, а затем буржуазного законодательства, послужило регулированию частнособственнических отношений;

)        Государство сыграло роль в реализации нормативного порядка и формировании рыночной экономики;

)        Продолжилось развитие науки и техники, произошло отделение производственных предприятий от домашнего хозяйства;       

)        Происходило развитие западных городов, а затем и национальных государств как следствие развития локальных и национальных рынков;

Рынок есть инструмент, с помощью которого хозяйствующий субъект осуществляет свою деятельность. Появление и становление рынка свидетельствует, что процесс возникновения рыночной системы завершился. Иначе говоря, из стадии возникновения рыночная система переходит в стадию становления.

Любая система проходит путь развития, включающий этапы возникновения и становления, периоды зрелости, регрессивных преобразований и исчезновения (рис. 4.2).


Возникновение и становление можно рассматривать как прогрессивные изменения системы, процесс ее организации. Регрессивные преобразования отражают процесс дезорганизации системы. Стадия зрелости характеризует стационарное состояние системы, когда процессы организации и дезорганизации уравновешивают друг друга. Регрессивные преобразования происходят в период, когда элементы новой возникающей системы начинают «перевешивать» элементы старой системы, идущей к «закату».

Становлению системы предшествует возникновение множества взаимодействующих качественно тождественных элементов. Когда они «замыкаются на себя», появляется новая система. «Замыкание» означает, что качественно тождественные элементы тесно связаны друг с другом, обслуживают друг друга, обмениваются энергией, информацией и существуют уже независимо от материи, их породившей. Таким образом рождается новая система.

В стадии становления происходит рост количества качественно тождественных элементов. Но пространство ограничено, и, для того чтобы существовать, эти элементы (и их функции) должны дифференцироваться, иначе между ними разгорится борьба за выживание, в которой победит сильнейший.

Элементы, которые дифференцируются, начинают обслуживать определенные функции системы и ее элементов. Образуются тесные субординационные и координационные связи в усложняющейся системе. Функции многих элементов и они сами могут реализоваться только в данной системе.

Система вступает в стадию зрелости, когда формируется настраивающий механизм, обусловленный необходимостью настройки системы. Последняя постепенно выходит из равновесия в результате превращения элементов в свою противоположность, создаются зачатки более высокой системы, а прежняя теряет динамику.

Стадия регрессивных преобразований наступает при достаточном накоплении новых элементов, позволяющем говорить о возникновении новой системы. Но старая система все еще существует наряду с вновь возникшей.

Стадия исчезновения означает, что прежняя система исчерпала себя или превратилась в элемент вновь возникшей системы.

Можем ли мы определить время вступления рыночной системы в стадию становления, следующую за стадией возникновения? Французский историк Ф. Бродель, основываясь на анализе материалов исследований ряда ученых, заключил: «Цены, начиная с XII в., - цены колеблющиеся: доказательство того, что наличествуют уже «современные» рынки».

Рыночная система должна войти в стадию становления, чтобы продолжить развитие (как и любая другая система), накопить большее количество тождественных элементов (продавцов и покупателей). Этот процесс проходил в Западной Европе в XII-XIX вв. Но наступил момент, когда не осталось свободного экономического пространства. Началась борьба за подчинение слабого более сильному. Компании сливались, возникали монополии. Система утратила динамическое равновесие.

Таким образом, свобода (свобода продавца и покупателя) породила монополию, подтвердив неизбежность превращения элементов в свою противоположность. Системе понадобился механизм настройки, в противном случае она могла погибнуть.

Государственное вмешательство в экономику существует столько же, сколько само государство, но его характер изменился с появлением монополий. Роль настраивающего механизма в рыночной системе начинает выполнять государство, осуществляя так называемое государственное регулирование (в рациональном смысле слова). Возникновение монополий, т.е. превращение элементов в свою противоположность, а также появление настраивающего механизма в системе четко обозначили границу перехода системы в стадию зрелости.

В XX в. механизм государственного вмешательства в экономику усложнился, пополнившись тремя блоками настройки рыночной системы:

) антикризисным (антициклическим), основы функционирования которого заложил в 1930-1940 гг. Дж.М. Кейнс;

) социального регулирования, суть которого отражают идеи реформизма и концепция государства благосостояния. Идеи социальной политики получили развитие в начале XX в. в Великобритании, Германии и России, а позднее - в США;

) регулированием отрицательных «внешних эффектов» (речь о них пойдет дальше).

При вступлении рыночных государственно оформленных систем в стадию зрелости, на которой вмешательство государства обеспечивает им динамическое равновесие, экономика из чисто рыночной превращается в экономику рыночного типа.

Следует отметить, что рыночные системы проходили все стадии развития, будучи государственно оформленными. Более того, сами государства как институты сыграли весьма важную роль в формировании рыночной экономики, ее структуры и инфраструктуры.

В рамках стадии зрелости государственно оформленных рыночных систем с экономикой рыночного типа начинается развитие стадии становления, но уже мировой рыночной системы, т.е. происходит возвращение «по спирали», на качественно более высоком уровне, к стадии становления рыночной системы.

Таким образом, рыночная система прошла в своем развитии три стадии: возникновения (рынок), становления (рыночная экономика) и зрелости (экономика рыночного типа). Начав формировать элементы более высокой индустриальной системы, подготавливая следующую стадию развития - период регрессивных преобразований, который в рыночной системе носит название рыночно-индустриального (в государственно оформленных рамках), рыночная система уходит от противоречий за счет своего расширения. Она преодолевает национальные рамки, возвращаясь к стадии становления рыночных систем, но на качественно новом уровне - формирования мировой рыночной экономики, как бы спускаясь к исходному пункту. Здесь в новом качестве вновь проявляются некоторые стороны и моменты исходного состояния - рыночной экономики. Но если изначально рынок, втягивая в себя домашние хозяйства и отделяя от них производственные единицы, формировал национальную рыночную экономику, то при повторе, в современных условиях, становление и развитие мирового рынка обусловливает втягивание национальных экономик. Происходит отделение транснациональных корпораций от национального хозяйства, и увеличение их открытости ускоряет формирование единого мирового хозяйства и геоэкономики.

Система получила название индустриальной потому, что связи между субъектами в ней не опосредуются рынком, а строятся на жесткой контрактной основе, становясь своего рода индустриальными. Отсюда и определение всей системы.

2. Сравнительные характеристики основных моделей рыночной экономики

.1 Зарубежные модели развития экономики

В зависимости от регулирующей роли государства и его экономических задач можно выделить несколько моделей рыночных систем в развитых странах:

Либеральная (американская). Для нее характерна приоритетная роль частной собственности. Правительство регулирует экономику через законодательную, налоговую и денежно-кредитную политику.

Шведская модель. Характеризуется высоким уровнем социальных гарантий.

Японская модель. Представляет собой модель регулируемого корпоративного капитализма.

1. Американская модель

Для США характерно прогнозирование и стратегическое планирование. Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений.

Система стратегического планирования рассматривается как совокупность подсистем. Выделяются три уровня прогнозных исследований:

прогнозирование в системе государственного регулирования;

внутрифирменное планирование;

коммерческое прогнозирование.

Система государственного регулирования состоит их многих звеньев:

регулирующий механизм федерального правительства;

механизм штатов и местных органов власти;

государственный инструментарий экономического регулирования (федеральный бюджет, налоговая система, механизм кредитно-денежной политики);

аппарат административно правового регулирования деятельности различных отраслей экономики.

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики США является государственный (федеральный) бюджет. Бюджетно-налоговое регулирование применяется правительством, прежде всего, для сглаживания остроты кризисных явлений и для создания стимулов по поддержанию темпов экономического роста. Система государственных финансов США отражает трехступенчатую организацию государственной власти. Соответственно имеется и три уровня финансовой структуры: федеральный бюджет, бюджеты штатов и местных органов управления. Федеральные расходы составляют примерно 60% общегосударственных расходов. Около 40% государственных расходов осуществляется через бюджеты штатов и местные органы власти.

В настоящее время в США возрастает экономическая роль государства с целью создания экономики, базирующейся на современном уровне науки. Для этого она наращивает расходы в области новейших технологий, оказывает финансовую помощь ученым, инженерам.

Налоговая система в США включает прямые и косвенные налоги (акцизы). По степени пропорциональности к облагаемой сумме они делятся на прогрессивные и регрессивные. На всех уровнях взимаются: индивидуальные подоходные налоги, налоги с прибыли корпораций, налоги и взносы в фонды социального страхования, налоги на наследство и дарение, акцизы, таможенные пошлины. Штаты и местные органы управления взимают налоги с розничной продажи, налоги на движимую и недвижимую собственность. Применяется льготное налогообложение.

В США целый ряд отраслей именовался «регулируемыми», потому что в отношении их действовал особый правовой режим. Так, в начале 80-х гг. федеральные органы контролировали параметры ценообразования, производства продукции в отраслях на которые приходилось около 24% ВНП (гражданская авиация, железные дороги, автомобильный грузовой транспорт, телефонная связь были национализированы). Но регулирование отраслей все больше оказывалось направленным в пользу производителей, а не потребителей. Поэтому к 2009 г. все больше в США стало осуществляться «дерегулирование», т.е. снятие ограничений на предпринимательскую деятельность.

2. Японская модель

Особенность общегосударственного регулирования в Японии заключается в использовании системы социально-экономических планов и научно-технических программ как инструментов правительственного регулирования экономики. Планирование носит индикативный характер. Планы социально-экономического характера не являются законом, а представляют собой совокупность государственных программ, ориентирующих и мобилизующих звенья структуры экономики на достижение общенациональных целей.

Планы-прогнозы, во-первых, дают представление о наиболее вероятных путях развития национальной экономики, во-вторых, показывает проблемы, с которыми могут столкнуться правительство и деловые круги внутри страны и за ее пределами, в-третьих, обосновывают рекомендации, как решать эти проблемы.

Цель таких планов-прогнозов заключается в том, чтобы дать правительству и предпринимательским кругам общую ориентировку, рекомендации для руководства экономическим и социальным развитием различных отраслей народного хозяйства и регионов страны.

Министерство финансов контролирует выполнение государственного бюджета и всю систему финансов.

Детальные планы для всех отраслей промышленности разрабатывает Министерство внешней торговли и промышленности. Для разработки этих планов изучается статистика, конкурентоспособность продукции, спрос и предложение. На основании данных делается детальный научный анализ и прогноз по каждой отрасли и экономики страны в целом.

Правительство концентрирует свои ресурсы в основном на получении принципиально новых знаний, т.е. на фундаментальных исследованиях, и обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов.

Вторая особенность общегосударственного регулирования состоит в том, что основным средством достижения социально-экономических целей является технологическое развитие, ориентированное на отраслевую структуру промышленности в зависимости от конкурентоспособности продукции на мировом рынке. В последние годы, когда японская промышленность вышла на открытую борьбу с фирмами США и ЕС за рынок высококвалифицированных рабочих и продукции, правительство и частный сектор были вынуждены резко увеличить затраты на науку и технологии (в 2008 г. они достигли почти 3% от ВНП - больше, чем в любой другой стране с развитой рыночной экономикой), притом средства стали направляться прежде всего в базовые исследования.

Правительство стимулирует исследования и разработки посредством налоговых льгот и ускоренной амортизации. Так, управление по науке и технологии разработало ежегодно обновляемый перечень тематики исследований, номенклатуры новых изделий и услуг, в отношении которых представляются льготы при кредитовании и налогообложении. В частности по предприятиям, выпускающим новую продукцию, налоговые льготы могут достичь 25 или 50%, а в отношении особо важных изделий разрешается производить в первый год амортизационное отчисление до 25% объема продаж. Дополнительно могут применяться и специальные налоговые льготы. Для малых и средних фирм в налоговом кодексе сделана специальная оговорка, которая позволяет им применять 20%-ное снижение дохода, подлежащего налогообложению. Существуют и другие виды налоговых льгот. Ускоренная амортизация введена для компаний, применяющих энергосберегающее, ресурсосберегающее оборудование и не наносящих вред окружающей среде. Нормы ускоренной амортизации колеблются в пределах от 10 до 50%, однако, наиболее распространенная ставка составляет в среднем 15-18%.

Основной источник финансовых ресурсов для технологического обновления - льготное кредитование. Одним из направлений поддержки рискованных инновационных проектов являются долгосрочные кредиты. Гарантии иногда распространяются на 80% общей суммы займа новой фирмы, но не могут превышать 40 тысяч долларов. В случае успешной реализации поддержанного таким образом проекта фирма выплачивает государству определенное вознаграждение.

3. Шведская модель

Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире. В шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду, прежде всего, сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

Шведская модель организации экономической и политической жизни позволяет выделить те принципы, которые обеспечили этой стране развитие на протяжении длительного времени без социальных потрясений, глубоких политических конфликтов, обеспечивая при этом высокий уровень жизни и социальных гарантий для большинства населения. Назовём главные из них.

) Высокий уровень развития политической культуры, кооперационный характер отношений между разными социальными слоями и группами населения и политическими партиями, сложившийся на основе взаимного понимания коренных интересов, признания их законного характера и готовности решать даже самые острые вопросы на основе социально приемлемых компромиссов и научной экспертизы (кооперационная культура);

) В экономической сфере это высокая конкурентоспособность в промышленности, базирующаяся на создании особого сектора экономики, основанного на интеграции между наукой, образованием и производством, на взаимодействии государственных институтов с частным бизнесом, сотрудничестве или даже сращивании крупных предприятий с малыми и средними в единые крупные научно-производственные системы, функционирующие как будто самостоятельно, интеграции различных сфер деятельности, начиная от производства новых знаний до их освоения инновационным предпринимательством и крупномасштабного тиражирования освоенных образцов изделий (инновационный климат);

) В социальной области это возрастание среди традиционных факторов производства (труд - капитал - технологии - природные ресурсы) значения человеческого фактора - высококвалифицированного и инновационного, творческого по характеру труда, которое получило выражение в концепции «человеческого капитала» и социальной направленности и экономической стабильности общества и вызывающей к жизни могучие созидательные силы социума шведского типа (социальная ориентация.

Основанный на этих принципах шведский тип организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие жизненные и экологические стандарты. Экономически эта модель базируется на получении своеобразной «технологической ренты», получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за высокое качество и инновационность продукции. Разумеется, Швеция не является исключением в отношении формирования уникальной социально-экономической модели, скорее ее можно классифицировать как шведский вариант «общества всеобщего процветания». Шведская разновидность государства всеобщего благоденствия получила развитие в результате перехода страны на кейнсианские принципы управления экономикой. Высокий уровень жизни и социальной защищенности, обеспечиваемых для большинства населения, сочетается с почти полной занятостью, а социальное обеспечение, финансируемое за счет широкомасштабного перераспределения через налоги и государственный бюджет высокой доли доходов населения, носит универсальный характер. Экономическое регулирование в Швеции имеет достаточно всеобъемлющий и широкий характер: государство контролирует не только доходы и прибыли, но и использование капитала, рабочей силы, а также цены через антимонопольное законодательство.

Государство превратилось в Швеции в крупнейшего нанимателя рабочей силы, обеспечивая рабочие места примерно для трети экономически активного населения. Около 65% населения Швеции получают почти все свои доходы из общественных фондов: либо как наемные работники правительственных или муниципальных учреждений, либо как получатели социальных пособий или пенсий из государственных пенсионных фондов, и только 35% трудятся в рыночном секторе экономики.

Страна продолжает сохраняться в основных своих чертах, несмотря на смены правительств и изменения внешнеэкономической ориентации. В последние 50 лет у власти находились почти все время социал-демократические правительства. Стабильность социальной направленности шведской экономической системы показывает динамика изменения цен. Например, за период 1998-2008 гг. цены на акции выросли в 10 раз, на офисные помещения - в 4, в то время как на потребительские товары - только в 2 раза.

Высокая экономическая эффективность промышленности Швеции и высокий уровень благосостояния ее населения основываются на развитом инновационном секторе ее экономики и специализации на производстве наукоемкой продукции. В стране существует около 1 500 тыс. малых предприятий, на которых работает почти треть всех занятых в шведской промышленности. Ежегодно возникает примерно 30 тыс. предприятий. Именно малые предприятия делают наибольший вклад в научно-технические разработки и внедрение, создают новые виды товаров, услуг и технологий.

Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды. В экономике Швеции очень высока монополизация производства. Она наиболее сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как автомобилестроение, электротехника, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, самолетостроение, фармацевтика, производство специальных сталей.

Изучение этих моделей имеет практическое значение для разработки модели развития Республики Беларусь. При этом речь идет не о копировании чужого опыта, а о творческом его использовании с учетом конкретных условий, сложившихся в нашей стране.

Таким образом, в зависимости от регулирующей роли государства и его экономических задач можно выделить несколько моделей рыночных систем в развитых странах: либеральная (американская), для которой характерна приоритетная роль частной собственности; шведская модель, которая характеризуется высоким уровнем социальных гарантий и японская модель, которая представляет собой модель регулируемого корпоративного капитализма.

2.2 Белорусская модель экономического развития

Белорусская модель экономики формируется как социально - ориентированная рыночная экономика. Она строится с учетом принципов рыночной экономики, ресурсного потенциала страны, структуры, состояния и тенденций развития национальной экономики, а также геополитических, географических, социальных, демографических, экологических и других особенностей нашей страны. Концептуальные основы белорусской модели - это равноправие всех форм собственности; значительная роль государства в регулировании экономических процессов, доходов населения, занятости, в формировании условий, обеспечивающих удовлетворение социально значимых потребностей всего населения. Характерными чертами белорусской модели экономического развития являются:

. Равноправное функционирование государственного и частного секторов экономики.

. Приватизация рассматривается не как самоцель, а как средство поиска инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии экономики республики, способных взять на себя обязательства по решению социальных проблем работников. Приватизация осуществляется в соответствии с интересами не только государства, отрасли, предприятия, но и работающего человека. В качестве важнейшего условия приватизации выступает обеспечение эффективного и полезного для общества производства.

. Развитие интеграционных процессов с Россией и другими странами СНГ.

. Повышение конкурентоспособности и эффективности экономики страны, поддержка и реклама национальных достижений в наиболее перспективных областях.

. Сильная и эффективная государственная власть, обеспечивающая стабильное функционирование экономики и экономическую безопасность государства. Государственные институты, исходя из критериев общественного блага, не допускают нарушения норм и правил поведения на рынке; определяют общие условия эффективного хозяйствования, темпы экономического роста; поддерживают оптимальную структуру производства, равномерное социально-экономическое развитие регионов.

. Социальная политика, направленная на повышение общественного благосостояния, улучшение качества и уровня жизни населения, рациональное использование трудового потенциала. На современном этапе главной целью социальной политики белорусского государства является создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и благосостояние семьи при усилении социальной поддержки со стороны государства слабо защищенных групп населения. Социальная ориентация нашей экономики состоит также в поддержке здоровья человека, его профессионального, культурного развития. Стратегическая долгосрочная цель социально-экономического развития Республики Беларусь - это постепенное движение к обществу постиндустриального типа, повышение уровня и качества жизни населения, улучшение среды обитания на основе формирования новых технологических способов производства и многоукладной экономики при значительной роли государства в ее реформировании.

Основой экономического потенциала Беларуси является промышленный комплекс. Наиболее важную роль играют машиностроение, металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, электроэнергетика, легкая и пищевая от-расли, медицинская и микробиологическая, лесная, деревообрабатывающая отрасли, промышленность строительных материалов.

Успешно развиваются информационные технологии (ИТ-индустрия). В ежегодном «Докладе о развитии телекоммуникаций в мире», публикуемом Международным союзом по электросвязи, Беларусь отнесена к странам со средним рейтингом. Открывая список этой группы, Беларусь стоит первой за группой стран с высоким рейтингом развития ИТ-инфраструктуры, доступности по цене, уровню образованности населения, качеству услуг и уровню использования Интернета. Наука - это основа современного экономического развития. Беларусь обладает развитой научно-технической базой разработок. Большие успехи достигнуты в области лазерной и ядерной физики, ядерной энергетики, порошковой металлургии, оптики, программного обеспечения, биотехнологий.

Беларусь вошла в узкий круг стран, владеющих нанотехнологиями. Например, созданные белорусскими учеными углеродные нанотрубки в сто раз прочнее стали и в пять раз легче алюминия.

Проводимая в Республике Беларусь экономическая политика позволяет создавать фундамент белорусской экономики, способный противостоять внутренним и внешним вызовам. Концепция экономического развития как составная часть государственной идеологии открывает перед обществом реальные перспективы создания устойчивой модели экономики, обеспечивающей повышение благосостояния людей.

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь, который 12 ноября 2012 года посетил Белорусский государственный экономический университет, выступил перед преподавателями и студентами с лекцией, которая была посвящена особенностям экономического развития Беларуси в мировом контексте.

По словам Главы государства, в современной Беларуси действует своя апробированная временем модель экономического развития. В ее основе - сочетание институтов рыночной экономики с действенными механизмами государственного регулирования и реализацией сильной социальной политики.

Также Президент указал, что «отечественные товары поступают на рынки 149 стран мира. Потому экономика страны во многом зависима от кризисных явлений, которые происходят в мире. Задача - выработать своего рода иммунитет от таких финансовых колебаний».

Также Александр Лукашенко заявил, что «Составляющие успеха белорусской экономики - инновации, модернизация предприятий и усилия каждого».

Заключение

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Рыночная система представляет собой такую форму организации хозяйственной деятельности, при которой взаимодействие всех хозяйствующих субъектов и решение трех основных проблем экономики (что, как и для кого производить) обеспечивается через воздействие рынка и его механизмов. Отличительной особенностью рыночной системы является ее способность перестраиваться и приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий. Рыночная система лучше других приспособлена для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и, в конечном счете, для более полного удовлетворения потребностей общества.

Для любой рыночной системы обязательно наличие таких условий, как: право на частную собственность, свобода заключения сделок, потребления конкуренции, образования цен и свободный выбор профессии, места работы и занятий. Основой этой системы является рынок, который за длительный период убедительно доказал свои преимущества в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

Рыночная система экономической организации характеризуется как положительными чертами, основными из которых являются наиболее эффективное размещение ресурсов и факторов производства, стимулирование производственного процесса и удовлетворение потребностей потребителей, так и отрицательные - стихийность экономической организации, формирование монопольных структур, неудовлетворение многих социальных потребностей населения.

В зависимости от регулирующей роли государства и его экономических задач можно выделить несколько моделей рыночных систем в развитых странах: либеральная (американская), для которой характерна приоритетная роль частной собственности; шведская модель, которая характеризуется высоким уровнем социальных гарантий, и японская модель, которая представляет собой модель регулируемого корпоративного капитализма.

В отличие от большинства республик бывшего СССР, выбравших «шоковый» вариант перехода к рыночной системе хозяйствования в соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. После первоначального переходного периода, характеризующегося резким падением валового внутреннего продукта, страна переживала устойчивый экономический рост, сохраняя при этом некоторые характеристики плановой экономики. Вместе с тем рост экономических показателей позволил в определенной мере стимулировать внутренний потребительский рынок, оптимизировать систему управления экономикой, отвечающую реалиям перехода к рыночной экономике, улучшить систему социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ. В системе рыночных преобразований одно из центральных мест заняла трансформация отношений собственности.

Список используемых источников

1. Бузгалин, А.В. Переходная экономика: курс лекций по политической экономии. - М.: Таурус, Просперус, 2008. - 467 с.

2. Демчук, М.И. Республика Беларусь: системные принципы устойчивого развития. - Мн.: РИВШ БГУ, 2008. - 324 с.

3.      Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие. Под ред. А.В. Сидоровича. - М.: Дело и Сервис, 2009. - 346 с.

4. Лобкович, Э.И. Переходная экономика: сущность, проблемы, особенности в Беларуси: Науч.-метод. Пособие. - Мн.: БГЭУ, 2009. - 435 с.

5. Макконеннелл, К.Р., Брю, С.Л. / Экономика: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. - М.:ИНФРА - М, 2008. - 972 с.

6.      Мэнкью, Н.Г. / Принципы экономики. - СПб: Питерком, 2009. - 784 с.

7. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб. пособие/ Под общ. ред. В.Н. Шимова. - Мн.: БГЭУ, 2009. - 560 с.

8. Самуэльсон, П. Экономика / Перевод с англ. - М.: ПО АЛГОН, 2002. - 647 с.

9. Лекция Президента Республики Беларусь в БГЭУ 12 ноября 2012 г. Мн.: БГЭУ, 2012

10.    Экономическая теория: Учеб. пособие/ Под ред. И.В. Новиковой. - Мн.: БГЭУ, 2006. - С. - 109-112.

Похожие работы на - Рыночная система и ее эволюция. Модели рыночной экономики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!