Российский экономический кризис 1998 года

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,68 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Российский экономический кризис 1998 года

Государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

Институт управления при Президенте Республики Саха (Якутия)








Курсовая работа

по дисциплине ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ

на тему: Российский экономический кризис 1998 года










/2013 уч. год

Содержание

Введение

Глава 1. Предпосылки экономического кризиса 1998 г.

.1 Анализ системообразующих тенденций Российской экономики 90-ых гг. XX века

.2 Хронология кризиса

Глава 2. Последствия кризиса 1998 года

.1 Уроки экономического кризиса 1998 г.

Заключение

Список использованных источников

Введение

Последнее десятилетие прошлого века характеризуется многочисленными переломными моментами в истории нашей страны, которая переживала в то время крах советской системы управления и хозяйствования, что требовало от руководства государства решительных, но осторожных и взвешенных решений в части урегулирования проблемных ситуаций. Данный этап также прошел под знаком разнообразных реформ общественной, политической и экономической сфер, призванных к одной цели - формирование принципиально нового общества и государства в рамках неолиберальной модели экономики, с присущими ей свободным рынком, конкуренцией и многообразием форм собственности. Однако результативность, а главное успешность подобных преобразований в итоге оказалась под вопросом, причиной чему явились ограниченные меры бюджетной и денежно-кредитной политики со стороны регулирующих органов высшей исполнительной власти, выразившиеся в приоритетности противодействия инфляционным процессам над стимулированием капитальных вложений в реальный сектор экономики; в увеличении налогового бремени в целях сокращения дефицита государственных финансов, а также в акселерации внешних и внутренних заимствований. Подобный набор инструментов государственного регулирования являлся искаженной интерпретацией методов и принципов монетаризма, выбранной тогда и остающейся до сих пор доминирующей теорией. Итогом накопленных противоречий, явившихся результатом насаждаемой со стороны международных финансовых и торговых организаций - ВТО, МВФ, экономической политики, стала глубокая стагнация российской промышленности, в частности, и экономики, в целом. Именно августовский кризис 1998 г. в данных условиях ознаменовал собой «дно» продолжающегося с 1991 г. экономического спада.

Значение последствий экономического дефолта 17 августа 1998 г. сложно переоценить, в силу того, что данное событие оставило серьезный след в новейшей истории нашей страны, явившись аккумулятором бесценного опыта в области государственных финансов и государственного управления. Данный аспект, а также поиск работающих механизмов недопущения подобных кризисных ситуаций инициировали актуальность анализируемой темой.

Объектом исследования явилась фактическая составляющая экономического кризиса 1998 г. Предметом исследования выступили причинно-следственные связи рассматриваемого явления.

Цель исследования является рассмотрение предпосылки кризиса 17 августа 1998 г. в РФ. Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

определить состояние экономики на протяжении 1992-1998 гг.;

рассмотреть причины произошедшего кризиса;

обозначить последствия дефолта 1998 г. для экономики России.

Основой написания курсовой работы послужили монографии и статьи авторитетных специалистов в области финансово-экономической науки, кроме того, учебные пособия, периодические издания, нормативно-правовые источники и информационно-аналитические ресурсы отечественных и иностранных интернет-сайтов.

Глава 1. Предпосылки экономического кризиса 1998 г.

.1Анализ системообразующих тенденций Российской экономики 90-ых гг. XX века

Причины кризиса лежат не только в экономике, но и в морали, психологии, общем взгляде на жизнь представителей высших эшелонов политической власти, в пренебрежении к такому основному фактору экономической жизни, как доверие людей, обывателей, к своему государству, правительству, жизни вообще. В конечном итоге все - общий экономический климат в стране, отторжение или успех реформ, устойчивости денежно-финансовой системы, бюджет и налоговые поступления, производство, инвестиционный процесс, социальная стабильность и т.д. - зависит от того, доверяет ли обыватель установившимся вокруг него условиям жизни или живет в постоянном страхе, в ожидании какого-то нового удара со стороны властей: конфискации сбережений, резкого падения или невыплаты зарплаты, вспышки некомпенсируемой инфляции и т.д.

Началом кризиса можно считать конфискацию сбережений 1992 года, которая подорвала доверие населения к только что возникшему российскому государству и правительству реформаторов. Все последующие действия правительства лишь усугубляли пропасть между народом и новой власти. В России рост "отсроченной инфляции" происходил на фоне постоянного повышения реальных ставок налогов и снижения объемов их собираемости. Вследствие непродуманной фискальной политики все большее количество предприятий уходило в теневую экономику. Активно работали "обналичивающие фирмы", и только в 1997 г. они вынуждены были перейти на нелегальное положение, хотя это их, по-видимому, мало смутило, поскольку стоимость данных услуг практически не возросла. До 40% экономики функционировало в теневом секторе. Вывоз капитала за границу достигал 10-12 млрд. долл. ежегодно.

Государственный внешний долг, несмотря на относительно небольшую его величину и неплохую структуру, вследствие накопления краткосрочных валютных обязательств коммерческих банков (19 млрд. долл.), внешних займов субъектов Федерации, падения цен на нефть и газ, неблагоприятных внутренних условий стал представлять серьезную угрозу для финансовой системы страны.

Искусственно поддерживаемый курс рубля способствовал установлению неадекватного соотношения цен на экспортные и импортные товары. Цены на экспорт оказались завышены, что сокращало поступление валюты в страну, а цены на импорт, наоборот, занижены, что подрывало конкурентоспособность отечественных товаров. В результате до 60% продовольственного рынка обеспечивается за счет импорта: большинство видов промышленной и сельскохозяйственной продукции просто невыгодно стало производить.

В 1993 г. величина "отсроченной инфляции" составляла всего доли процента текущей, то в 1998 г. она уже в десять раз превышала текущую. По-видимому, в 1995-1996 гг. "отсроченная инфляция" вышла из-под государственного контроля и стала развиваться самопроизвольно.

В подобных условиях могли развиваться лишь экспорто-ориентированные сырьевые отрасли промышленности и теневые предприятия малого и среднего бизнеса, тогда как российская индустрия в целом, особенно наукоемкие отрасли промышленности, была обречена на вымирание.

Объемы инвестиций продолжали снижаться опережающими темпами, даже несмотря на некоторую стабилизацию промышленного производства. За восемь лет капиталовложения в экономику страны сократились почти в пять раз. Все это свидетельствует с том, что у государства не было сколько-нибудь продуманной политики экономического роста.

Нынешний экономический кризис был фактически подготовлен:

накоплением "отсроченной инфляции" в таких масштабах, которые экономика страны оказалась неспособна обслужить;

неоправданно низкой долей накопления, то есть государство жило не по средствам, "проедая" доходы будущих поколений;

чисто спекулятивным характером фондового рынка, не отражающим реального состояния экономики;

полным отсутствием какой-либо государственной программы экономического роста и развития промышленного производства;

непродуманной фискальной политикой.

Внешние факторы (восточно-азиатский и мировой экономические кризисы, падение цен на нефть и т.д.) лишь ускорили наступление кризиса в России и увеличили его тяжесть.

Однако начало кризиса было спровоцировано непосредственно правительством. Оно попыталось одним махом девальвировать рубль, повысить налоговые поступления в казну, облегчить положение крупнейших банков путем замораживания расчетов с их зарубежными кредиторами, объявить войну неплатежам.

Экономические причины кризиса 1998 г. коренным образом отличают его от кризиса начала 90-х, который был следствием шоковой терапии, но при этом и определенной степени сохранялся потенциал дальнейшего экономического роста. Кризис 1998 г. связан в первую очередь с истощением резервов экономического развития - основы существования самого государства, в результате его последствия будут значительно тяжелее.

Предкризисный 1997 г. явил в себе концентрацию событий, как внутри страны, так и за её пределами, в конечном итоге повлиявших на обвал российской экономики в августе 1998 г. К подобным событиям можно отнести следующие: в июне была открыта Московская фондовая биржа; к июлю капитализация российского фондового рынка составила 13% от ВВП;

августовский финансовый кризис стран Юго-Восточной Азии, падение национальных валют в течение недели на 10-25%; в сентябре подписан меморандум о присоединении России к Парижскому клубу кредиторов; понижение кредитного рейтинга РФ рейтинговым агентством S&P в декабре.

Таким образом, с момента проведения самых первых заявлений о переходе к рыночным принципам и до начала 1998 г. наша страна была подвержена постоянным дестабилизирующим тенденциям, недвусмысленно говорящих о надвигающейся угрозе.

1.2 Хронология кризиса

дефолт экономический кризис фондовый

Ниже приведена логическая цепь событий, приведших к кризису:

. "Черный вторник" в октябре 1994 г. и решение отказаться от эмиссионного кредитования бюджетного дефицита. Переход на финансирование бюджета за счет так называемых не инфляционных источников, то есть внешних и внутренних займов.

. Раскручивание рынка ГКО плюс широкое использование КО (казначейских обязательств). Пик применения этих денежных суррогатов пришелся на конец 1995 г. и 1996г. Две трети налоговых поступлений в бюджет в апреле 1996г.- было представлено этими бумажками. Опасность "пирамиды" ГКО к августу 1996 г. стала очевидной.

. Начало 1997 г. - либерализация рынка ГКО, расширение допуска на него нерезидентов. "Горячие деньги" устремляются в Россию. К середине лета доля нерезидентов на рынке ГКО достигла 30%, в результате доходность ГКО упала до 18-20% годовых, снизились процентные ставки.

. Март 1997 г. - обновление состава правительства РФ, приход в него

А.Б.Чубайса и Б.Е.Немцова, что позволило говорить о правительстве "молодых реформаторов. Один из первых шагов - «урезание» на 30% только что с трудом утвержденного нереального бюджета. Шаг, вызванный ощущением опасности грядущего кризиса, встреченный в штыки практически всеми. Принятые "молодыми реформаторами" меры могли дать плоды, если бы они быстро добились существенных успехов и получили поддержку не только президента РФ, но и общества. Увы, краткосрочный успех в сокращении задолженности по зарплате и пенсиям, достигнутый как условие дальнейшей поддержки президента РФ, только затянул долговую "петлю", заставив отложить решение главных задач по предотвращению кризиса.

. Июль 1997 г. - аукцион по "Связьинвесту" и начало информационной "войны" олигархов против А.Б. Чубайса и Б.Е. Немцова. Главный итог - потеря доверия к реформаторам, к их порядочности и готовности служить обществу.

. Осень 1997 г. Полный отказ левой Думы от сотрудничества с ''Правительством "молодых реформаторов", в том числе с учетом итогов информационной "войны".

. Ноябрь 1997 г. До России докатываются первые отзвуки "азиатского" кризиса. Миссия МВФ отказывается одобрить очередной транш займа на том основании, что до сих пор не учитывались растущие долги бюджетных организаций за газ, энергию, тепло, а исполнение бюджета оценивалось только по фактическим ассигнованиям без учета роста его долгов. Задержка транша - еще один толчок к потере доверия правительству. Начала расти доходность ГКО - до 40%. ЦБР ради стабильности курса рубля отказывается поддерживать рынок ГКО. Процентные ставки поползли вверх, начался отток капитала. Ясно, что наметившийся прорыв к экономическому росту не состоится. Напротив, проблема государственного долга, ранее ослабленная притоком зарубежных "горячих денег", теперь из-за этого же будет обостряться.

. Весна 1997 г. - крах банковской системы в Чехии, осень 1997 г. - в Малайзии и Таиланде, начало 1998 г. - удары кризиса настигают Южную Корею, Японию и Индонезию, летом - Россию, в начале 1999 г. - Бразилию.

. В декабре 1997 г. стоимость обслуживания рынка ГКО - ОФЗ превысила поступления от их реализации. Как раз в этот момент Центральный банк Российской Федерации перешел к осуществлению третьего этапа либерализации порядка инвестирования средств нерезидентов на рынке ГКО - ОФЗ (принятой Советом директоров Центрального банка Российской Федерации в апреле 1997 года). При этом с 1 декабря 1997 года Центральный банк Российской Федерации отказался от операций по поддержанию рынка ГКО - ОФЗ. Сразу же после такого решения эффективность выпуска ГКО - ОФЗ в декабре 1997 года впервые стала отрицательной. Министерство финансов Российской Федерации вынуждено было выделить из федерального бюджета средства, необходимые для обслуживания облигационного долга, в сумме около 600 млрд. рублей. Фактически с этого времени рынок ГКО - ОФЗ стал работать только на погашение ранее выпущенных облигаций.

. Март 1998 г. Отставка В. Черномырдина, которая, казалось, была осуществлена в интересах реформаторов. Но первый ее результат - шанс для левого парламента усилить давление на исполнительную власть. И С.В. Кириенко вынужден был пойти на уступки. Тогда уже стало предрешенным вхождение коммунистов в '"правительство, чтобы добиться сотрудничества с Думой. Политическая стабильность была подорвана. 31 Марта курс рубля по отношению к доллару США - 6.106 руб. за 1 дол.

. 12 мая 1998 г. Начинается обвал на финансовых рынках. По мнению специалистов, помимо правительственного кризиса ему способствовали заявления председателя Счетной палаты о целесообразности одностороннего прекращения платежей по долгам, постановление Думы об уменьшении доли иностранных инвесторов капитале РАО "ЕЭС", а также банкротство "Токобанка", в котором значительная доля принадлежала иностранным инвесторам. Последние заняли жесткую позицию в отношении долгов российских банков и ускорили вывод капиталов. Стремительно растет доходность ГКО, достигая 70-80%, потом 100% и более. Правительство предпринимает меры для спасения положения, восстановления доверия со стороны инвесторов. Готовится и публикуется антикризисная программа, начинаются переговоры с МВФ о крупном дополнительном займе, в основном на пополнение тающих валютных резервов, чтобы уравновесить их с краткосрочными обязательствами и убедить инвесторов в способности России платить по ним. Одновременно каждую среду на очередных аукционах ГКО Минфин РФ вынужден отказываться от размещения новых облигаций из-за их высокой доходности и вместо рефинансирования старых обязательств погашать часть их из бюджета. Берется долг на еврорынке под все более высокий процент, разменивая внутренний долг на внешний. В итоге внешний долг самой России (без СССР) за короткий срок увеличивается вдвое. Переговоры с МВФ идут трудно. Фонд поначалу настаивает на том, чтобы жесткие меры, предпринимаемые для преодоления кризиса, были как знак национального согласия одобрены парламентом, однако последний отвергает почти все законопроекты правительства РФ, особенно налоговые. Дальнейшее обострение кризиса доверия сдерживается только слухами о близком соглашении с МВФ по займу на 10-12 млрд. долларов США. 1 Июня курс рубля по отношению к доллару США - 6,164 руб. за 1 дол.

. В конце июля 1998 г. Россия получает первый транш - 4,8 млрд. долларов. Правительство и ЦБР ожидали передышки на 2-3 месяца. Однако она продлилась всего 8-10 дней. Настало время принимать крайние меры, поскольку было ясно, что дальше удерживать сложившуюся ситуацию бессмысленно. Кризис переходил в открытую фазу. 1 Августа курс рубля по отношению к доллару США - 6,241 руб. за 1 дол.

. 13 Августа 1998 г. - резкое падение котировок государственных ценных бумаг на фондовых рынках.

. 17 Августа - правительство Кириенко объявляет об отказе платить по ГКО и замораживанию внутреннего долга (~ 265,3 млрд. руб.). Одновременно правительство запрещает российским компаниям и банкам проводить выплаты по долгам западным кредиторам. 23 Августа - президент Ельцин отправляет в отставку правительство Кириенко и назначает вр. и.о. председателя правительства Виктора Черномырдина. 23 Августа курс рубля по отношению к доллару США - 7,005 руб. за 1 дол.

. 1 Сентября - ЦБ РФ отказался от поддержания верхней границы валютного коридора, установленного 17 августа в 9,5 рублей за доллар.

. 3 Сентября - депутаты Государственной Думы приняли постановление, в котором просили Виктора Черномырдина добровольно отказаться от поста председателя правительства. И.о. министра промышленности и торговли Юрий Маслюков направил президенту Ельцину письмо с просьбой об отставке. 3 сентября курс рубля по отношению к доллару США - 12,8198 руб. за 1 дол.

. 7 Сентября - ассоциация российских банков потребовала смены руководства ЦБ РФ. Председатель ЦБ РФ Сергей Дубинин направил президенту Ельцину письмо с прошением об отставке. И.о. председателя ЦБ РФ стал первый заместитель Дубинина - Сергей Алексашенко. 7 Сентября курс рубля по отношению к доллару США - 16,99 руб. за 1 дол.

. 9 Сентября - налоговые счета 50 крупнейших компаний распоряжением правительства переводятся в ЦБ, Федеральное казначейство, Сбербанк РФ и Внешторгбанк. Правительство разрешило 14 российским нефтяным компаниям и РАО "Газпром" платить налоги в валюте. 9 Сентября курс рубля по отношению к доллару США - 20,825 руб. за 1 дол.

. Государственная Дума второй раз отклонила кандидатуру Виктора Черномырдина на пост председателя правительства. Создавшийся тупик был чреват резким обострением политической обстановки, причем сразу после начала тяжелейшего экономического кризиса. Власть шатается. Нужно найти компромисс. Г. Явлинский предлагает кандидатуру Евгения Примакова. Все чувствуют - это выход, позволяющий всем выйти из положения без явной потери лица. Глава внешней разведки, затем министр иностранных дел в правительстве Ельцина должен быть приемлем для президента. Может быть, не сложись такая обстановка, Ельцин бы его никогда не назначил, поскольку не считал своим. Но выбора не было. Коммунисты и другие оппозиционеры, включая Ю. Лужкова, готового начать президентскую гонку, также согласились поддержать кандидатуру Примакова, зная о его консерватизме и государственничестве. Уж он-то не станет продолжать либеральные реформы.

. 11 Сентября - Государственная Дума утвердила Евгения Примакова председателем правительства РФ. Государственная Дума утвердила Виктора Геращенко председателем ЦБ РФ. По просьбе Геращенко Государственная Дума отправила в отставку совет директоров ЦБ РФ. Андрей Кокошин снят с должности секретаря Совета безопасности РФ. 11 Сентября курс рубля по отношению к доллару США - 12,8749 руб. за 1 дол.

. 15 сентября - сформирована рабочая группа для проведения переговоров с западными кредиторами во главе с заместителем министра финансов Михаилом Касьяновым. 17-25 сентября пул крупнейших западных банков, работавших в России, решили создать кредиторский комитет держателей российских ГКО-ОФЗ. 25 сентября курс рубля по отношению к доллару США - 15,6099 руб. за 1 дол.

Все хронология кризиса, все политические решения, назначения и отставки нашли свое выражение в изменение курса доллара по отношению к рублю.

Глава 2. Последствия кризиса 1998 года

.1 Уроки экономического кризиса 1998 г.

Из большого числа экономических и политических последствий кризиса августа 1998 года, можно выделить следующее:

. Утрачено доверие инвесторов к платежеспособности и конкурентоспособности экономической системы России, следствием чего стало резкое снижение кредитного рейтинга России и всех российских организаций. Также были снижены рейтинги российских коммерческих банков, что привело к серьезным затруднениям в сфере привлечения иностранных инвестиций и предоставления зарубежных кредитов. Усилился отток капитала из России. Закрытие как внешних, так и внутренних источников финансирования дефицита государственного бюджета означало переход к инфляционному характеру финансирования. Это, в свою очередь, повысило темпы роста денежной массы, и сказалось на росте потребительских цен и общем ослаблении жесткости денежно-кредитной политики.

. Произошли серьезные нарушения в работе банковской системы, осуществлении платежно-расчетных отношений. Прямые потери коммерческих банков вследствие отказа Правительства Российской Федерации от обслуживания своих долговых обязательств оцениваются в сумме 45 млрд. рублей. К этому следует добавить косвенные потери, обусловленные неожиданной девальвацией рубля и исполнением форвардных контрактов на приобретение иностранной валюты, заключенных исходя из официальных обязательств ЦБ РФ по поддержанию обменного курса рубля в заданных пределах (от 5,25 рубля до 7,15 рубля за 1 доллар США на период с 1998 по 2000 год), эти потери могут быть оценены в несколько десятков миллиардов рублей. Общая величина потерь российской банковской системы из-за решений от 17 августа оценивается в 100 - 150 млрд. рублей. В результате многие, в том числе структурообразующие, банки стали неплатежеспособными. Значительная часть коммерческих банков разорилась. По данным Департамента пруденциального надзора ЦБ РФ, для восстановления банковской системы страны потребуется не менее 100 млрд. рублей. Вследствие отказа многих крупных банков под предлогом форс-мажорных обстоятельств от выполнения своих обязательств перед клиентами, банковская система страны утратила доверие населения.

. Сократился объем ВВП и инвестиций. По сравнению с ожидавшимися итогами года, по состоянию на 1 августа 1998 года, согласно официальным прогнозам: объем ВВП снизился на 50 - 77 млрд. рублей в ценах на 1 января 1998 г. (или 85 - 130 млрд. рублей в ценах на 1 декабря 1998 года); объем инвестиций сократился соответственно на 22,9, млрд. рублей или 38,9 млрд. рублей. Таким образом, общие потери ВВП, связанные с негативными последствиями решений от 17 августа, можно оценить в сумму свыше 300 млрд. рублей в текущих ценах.

. Усложнилась возможность решения проблемы государственного долга Российской Федерации. Утрата Российской Федерацией доверия инвесторов вследствие решений от 17 августа серьезно ухудшила возможности и условия привлечения новых займов, необходимых для рефинансирования текущих обязательств по обслуживанию государственного долга. В сочетании с практической невозможностью обслуживания обязательств по внутреннему долгу, это создает угрозу возникновения неплатежеспособности России по внешнему долгу.

. Произошла глубокая дестабилизация состояния российской экономики, резко повысились темпы инфляции. Вследствие решений от 17 августа произошла неуправляемая трехкратная девальвация рубля. Из-за искусственной привязки рубля к доллару и ориентации на динамику обменного курса рубля следствием девальвации последнего стал взрывной рост цен. За четыре месяца (ноябрь к июлю 1998 года) по продовольственным товарам цены повысились на 63 процента, по непродовольственным товарам - 85 процентов. В первом полугодии 1998 года рост потребительских цен был в 12 раз ниже - 4 процента, в 1997 году - всего 11 процентов. Неуправляемая девальвация рубля повлекла за собой резкое сжатие денежной массы в реальном выражении, обострение кризиса ликвидности и рост неплатежей. Для преодоления этих последствий, а также для стабилизации банковской системы в условиях массового оттока вкладов потребовалась значительная необеспеченная денежная эмиссия. Возникла угроза раскручивания инфляционной спирали с длительными негативными последствиями макроэкономической дестабилизации.

. Сократились реальные доходы и сбережения широких слоев населения России и увеличилась численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, возросла безработица. Это произошло вследствие спровоцированного девальвацией рубля всплеска внутренних цен, вызвавшего обесценение доходов и рублевых сбережений, а также вследствие утраты сбережений в обанкротившихся банках или потери их части при переводе в Сберегательный банк Российской Федерации по схеме, предложенной согласно решению Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 1 сентября 1998 года О мерах по защите вкладов населения в банках. В результате решений от 17 августа реальные доходы населения уменьшились в сентябре 1998 года по сравнению с августом этого же года на 31,1 процента. Потери сбережений населения в банковских вкладах оцениваются Международной конфедерацией обществ потребителей в несколько десятков миллиардов рублей. В сентябре 1998 года статус безработного получили 233 тыс. человек, размеры трудоустройства безработных были на 31 тыс. человек (или на 23,5 процента) меньше, чем за аналогичный период 1997 года, а общая численность безработных, определяемая по методологии МОТ, достигла 8,39 млн. человек (или 11,5 процента от экономически активного населения).

Заключение

Ознакомившись с экономической политикой правительства, проводимой в стране в 1993-1999, я пришла к выводу, что накопление кризисного потенциала в российской экономике происходило постепенно и параллельно кажущейся стабилизации, давшейся большой ценой.

Для нормального функционирования современного российского рынка необходимы не только деньги, а, прежде всего, товары, цивилизованные участники рынка, действующие в соответствии с установленными обществом правилами и нормами поведения, развитая информационная система и инфраструктура.

Таким образом, экономический кризис 1998 г. коренным образом отличается от кризиса начала 90-х, который был следствием шоковой терапии. Кризис же 1998 г. связан в первую очередь с истощением резервов экономического развития. В результате последствия кризиса оказались несколько иными: резкий скачок курса доллара, обесценивание денежных средств населения, масштабный банковский кризис, рост безработицы, уменьшение доли импортной продукции.

И, тем не менее, кризис 1998г. не лишен позитивных сторон, в первую очередь это - поддержка отечественного товаропроизводителя.

И все же истинные причины, а также краткосрочные и долгосрочные последствия событий 1998 года не имеют единой оценки специалистов, и являются обширной областью для дальнейших исследований.

Негативный опыт, приобретенный нашей страной в ходе развития кризиса, оставляет надежду на извлечение определенных уроков и недопущения повторения сложившейся ситуации в будущем.

Проанализировав основные экономические, социально-политические тенденции в России в 1993 - 1999 годах, я обобщил их в своей работе. Ознакомившись с экономической политикой правительства, проводимой в стране в 1993-1999, я пришел к выводу, что накопление кризисного потенциала в российской экономике происходило постепенно и параллельно кажущейся стабилизации, давшейся большой ценой. А глубинная же причина августовского финансового кризиса 1998 г. в России кроется в диспропорции соотношения реального и финансового секторов национального хозяйства.

Для нормального функционирования современного российского рынка необходимы не только деньги, а, прежде всего, товары, цивилизованные участники рынка, действующие в соответствии с установленными обществом правилами и нормами поведения, развитая информационная система и инфраструктура. Именно в их отсутствии и кроется, на мой взгляд, главная причина тяжелого экономического положения России. Именно на их создание и должна быть ориентирована экономическая стратегия всех экономических институтов рынка.

При анализе состояния экономики в докризисный период мы пришли к заключению, что экономический кризис 1998 года был фактически подготовлен накоплением "отсроченной инфляции" в таких масштабах, которые экономика страны оказалась не способна обслужить; чисто спекулятивным характером фондового рынка, не отражающим реального состояния экономики; полным отсутствием какой-либо государственной программы экономического роста и развития промышленного производства; непродуманной фискальной политикой; отсутствием политического согласия и субъективным фактором.

Интересно оценить роль субъективного фактора в кризисе августа 1998 года, сопоставив фигуры С.В. Кириенко и Е.М. Примакова. Один имел возможность смягчить кризис, но ничего не сделал, другой не имел возможности, но выправил ситуацию. Начиная с начала 1998 года, правительство С.В. Кириенко получало однозначную информацию о нарастании кризисной ситуации. В данных условиях необходимо было предпринимать упреждающие шаги по управляемой девальвации рубля и по реструктуризации государственного долга. Никаких реальных шагов предпринято не было. Существует такое мнение, а что он мог сделать, ведь ситуации вышла из-под контроля задолго до его премьерства. На самом деле у него была возможность убедить президента в необходимости принятия решительных мер по девальвации рубля, даже пригрозить угрозой отставки с поста председателя правительства. Вместо этого, Кириенко до самого последнего момента заявлял, что ситуация находится под контролем. Решение о дефолте было принято тогда, когда уже не было денег на текущие платежи, а заявление об отставке было подано по требованию Б.Н. Ельцина. Совершенно другая ситуация была с назначением Е.М. Примакова на пост председателя правительства. Он не обязан был занимать этот электрический стул в тот момент, он не экономист, не молодой карьерист, он не нес личную ответственность за кризис. Скорее всего, ему была предназначена роль очередного козла отпущения. Однако Е.М. Примаков поставил на карту свою репутацию, свой авторитет - решился и совершил поступок. Именно опыт и авторитет Примакова позволили сначала смягчить последствия кризиса, а затем и преодолеть их. Хотя Примаков был старым аппаратчиком, он никогда не держался за свой пост председателя правительства, и не боялся высказывать Ельцину, свое мнение. Как только ситуация стала выправляться, Ельцин снял Примакова с поста председателя правительства.

К последствиям кризиса 1998 года можно отнести: резкий скачок курса доллара, обесценивание денежных средств населения, масштабный банковский кризис, рост безработицы, социальную нестабильность, потерю доверия населения к правительству и банкам. И, тем не менее, кризис 1998 года не лишен позитивных сторон, в первую очередь это - поддержка отечественного товаропроизводителя. Либеральные реформы привели к формированию в России сильного частного сектора, адаптированных к рынку компаний. Как только у них появились возможности развития, они ими воспользовались, оперативно заполнив образовавшиеся бреши, нарастив производство и экспорт. К тому же потери населения вследствие кризиса снизили издержки и увеличили прибыль предприятий. Таким образом, эти компании поправили свое финансовое положение, смогли лучше платить налоги.

Все эти факторы, свидетельствуют о том, что заработали запущенные ранее рыночные механизмы. Кризис сделал то, на что не могло, да и обычно не может, решиться никакое правительство. Говорят, «на рынок полагаться нельзя», а на деле полагаться можно только на него. Или, по крайней мере, в большей степени, чем на правильную государственную политику.

Список использованных источников и литературы

1.В. Морозов. Анатомия кризиса - политика отсроченной инфляции // Вопросы экономики 1998 - №9.

. В. Соколов. Проблема-2000 по-российски // Интерфакс ВРЕМЯ. - 2000 - №6 - с.7.

.В.М. Давыдов, А.В. Боровиков, В.А. Теперман. Локальные кризисы или мировой феномен // ЭКО - 1999 - №7.

.Е. Ясин. Поражение или отступление? // Вопросы экономики - 1999 - №2.

. Л. Макаревич. Банковский кризис как следствие несостоявшихся реформ //Общество и экономика. - 1998. - №8-9.

.М. Глазычев. Уровень жизни снизился вдвое // Экономика и жизнь - 1999 г.

7. Григорьев Л. К новому этапу трансформации.//Вопросы экономики. № 4. 2000.

Похожие работы на - Российский экономический кризис 1998 года

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!