Тема: Общее и различное в стихотворениях А. Блока "В ресторане", А. Ахматовой "Вечером" и О. Мандельштама "Казино"

  • Вид работы:
    Эссе
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    5,47 Кб
Общее и различное в стихотворениях А. Блока "В ресторане", А. Ахматовой "Вечером" и О. Мандельштама "Казино"
Общее и различное в стихотворениях А. Блока "В ресторане", А. Ахматовой "Вечером" и О. Мандельштама "Казино"
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!














Эссе "общее и различное в стихотворениях А. Блока "В ресторане", А. Ахматовой "Вечером" и О.Мандельштама "Казино"

Сопоставительный анализ стихотворений актуален для современного изучения литературы, так как предполагает рациональный, опирающийся на предшествующий опыт подход к изучению художественных явлений и ведёт к формированию умения самостоятельно осваивать и оценивать их.

На основе работы В.М. Жирмунского «Два направления современной лирики» мы постараемся рассмотреть и сопоставить стихотворения А. Блока «В ресторане», А. Ахматовой «Вечером» и О. Мандельштама «Казино».

Итак, все три стихотворения написаны в эпоху «Серебряного века» и несут характерные приметы «своего направления». Так «В ресторане» - символизма, а «Вечером» и «Казино» - акмеизма.

В стихотворении «В ресторане» Блок создает иллюзию двоемирия. Лирический герой произведения находится на границе реального и ирреального миров. Блок наполняет стихотворение мистическим содержанием, Ахматова же описывает «простую, обычную жизненную встречу, хотя и субъективно значимую». Художественный мир стихотворения «Вечером» - это смятение чувств героини, ее переживания, встреча с любимым человеком. Произведение Мандельштама «Казино» полностью противопоставляется двум предыдущим. Тема уединения, усталости и своеобразного спокойствия наполняет стихотворение. Сквозной нитью тянется тема одиночества. Конечно в стихотворениях «Вечером» и «В ресторане» она тоже присутствует, но именно в «Казино» она приобретает глубокий философский смысл. У Блока одиночество лирического героя сопровождается несчастной любовью и забвением, в которое он погружается. Но если герои Блока и Мандельштама одиноки по факту, то одиночество героини Ахматовой усугубляется тем, что рядом с ней есть человек, но несмотря на это она - «в первый раз одна с любимым».

Рассмотрим первые строки стихотворений. Итак, произведение «Вечером» начинается со слов:

Звенела музыка в саду

Таким невыразимым горем.

То есть, в первой строфе Ахматова дает представление читателям об отношениях лирического героя с окружающим его миром. Следует отметить, что важнейшим атрибутом этого мира становится «отсутствие естественного света», подтверждением того является название стихотворения «Вечером». Так же название дает нам представление о пространственно-временной организации текста. Действие произведения происходит вечером. О пространстве мы узнаем из следующего предложения:

Звенела музыка в саду

Таким невыразимым горем.

То есть пространство в произведении ограничено садом, который замыкается вокруг героини. Наиболее важный компонент, произведения - это музыка. Именно музыка является посредником между пространством (садом) и лирическим героем. Она предвосхищает тоску - «таким невыразимым горем», она является вестником трагедии.

Свежо и остро пахли морем

На блюде устрицы во льду.

В следующих строках появляется ключевой символ произведения - устрицы, которые несут в себе память о море. Они не передают и больше не несут в себе свойств морской стихии, они несут лишь память о ней. Устрицы символизируют двойную замкнутость: во-первых, они замкнуты в своей раковине; во-вторых, они являются пленниками нынешнего положения. Они оторваны от привычной для них среды обитания и сейчас являются лишь изысканным блюдом. Раковина защищает их от мира.

Связь между героиней и устрицами является безусловной. Во-первых, само пространство. Героиня намеренно ограничила его садом, словно раковиной.

Он мне сказал: "Я верный друг!"

И моего коснулся платья.

Далее выражение «и моего коснулся платья». Платье это не душа и даже не тело. Платье - это всего лишь оболочка, раковина. Для сравнения, можно привести строки из стихотворения Маяковского «Нате»: «вы смотрите устрицей из раковин вещей…» Героиня закрыта от своего любимого.

Теперь обратимся к стихотворению Блока «В ресторане».

Этот вечер)…

С первых строк и до конца стихотворение построено на антитезе - земной (реальный) мир противопоставляется вечному (ирреальному).

Так же как в произведении Ахматовой действие «В ресторане» происходит «вечером». Но в отличии от него, в стихотворение Блока не лишено «естественного освещения». Оно пошлое, обжигающее, враждебное, но все же есть.

…. пожаром зари

Сожжено и раздвинуто бледное небо,

И на жёлтой заре - фонари.

Следует обратить внимание на манеру письма Блока. «Пожар зари», «сожжено», «на желтой заре». Он подобно художнику грубо бросает мазки на холст.

Я сидел у окна в переполненной зале,

Где-то пели смычки о любви.

И снова, название стихотворение дает нам представление о хронотопе. Но если в стихотворении Ахматовой название определяет время, то у Блока - определяет пространство произведения. Действие происходит в ресторане. Лирический герой находится у окна, вокруг него множество людей. Время - вечер, закат («пожар зари» - не может быть утро, ввиду того, что герой в «переполненной зале»). Музыка здесь не посредник между пространством и героем (как у Ахматовой), а звук из другого мира - «Где-то пели смычки о любви». «Где-то» - это значит не здесь, но если не здесь, то где? И вновь мы вспоминаем о двоемирие Блока. Сам персонаж находится в земном мире, здесь же «переполненная зала», а вот музыка звучит из мира призрачного.

Я послал тебе чёрную розу в бокале

Золотого, как небо, аи.

стихотворение блок ахматова мандельштам

Герой стихотворения совершает скандальный поступок - посылает даме, пришедшей с кавалером, цветок. Возможно, это влияние того призрачного ирреального мира, находясь в здравом рассудке герой не решился бы приступить правила обывательского этикета. Лирический герой посылает даме розу черного цвета, что символизирует печаль, скорбь и его собственную трагедию.

Далее рассмотрим произведение О. Мандельштама «Казино». В архитектуре итальянского Возрождения и Барокко «казино» - это небольшой городской дом, особняк. Название стихотворения дает нам представление о пространстве. Казино - это пристанище лирического героя, если можно сказать, «раковина». Точно так же как и героиня Ахматовой, которая ограничила себя «раковиной-садом», герой Мандельштама ограничил себя «раковиной-казино».

Что же касается времени произведения, то это утро, что доказывают слова «туманное окно и тонкий луч на скатерти измятой». Но если говорить о «ином» времени, то это тоже вечер. Вечер жизни лирического героя.

Я не поклонник радости предвзятой,

Подчас природа - серое пятно.

Создается ощущение, что персонажа тяготит чувство усталости, ничто не радует взгляд. Находясь в «опьяненьи легком» он рассуждает об однообразии и бренности жизни - «суждено изведать краски жизни небогатой».

И бездыханная, как полотно,


Но, несмотря на обреченность и бренность своей жизни лирический герой успокаивает себя размышлениями о своих предпочтениях. Так же как и у героев «Вечером» и «В ресторане» у героя «Казино» тоже есть любовь. Но в отличии от их, она не является болезненной. «Луч на скатерти измятой» не отвергнет того, кто его любит. Ввиду этого причина одиночества и трагедии персонажа «Казино» не любовь, а разум. Усталость от осмысления жизни. Подобно герою «В ресторане», он находится в опьяненном состоянии, но не от любви, а от собственных мыслей.

В заключении стоит отметить, что, несмотря на различность данных стихотворений в них все же есть много общего. Символы, которыми наполнено произведение Ахматовой, находят свое отражение у Мандельштама или Блока.

Литература

1.http://www.openstarts.units.it/dspace/bitstream/10077/3948/1/Menyhert%20Slavica%2002.pdf // О смысле предметности у Анны Ахматовой (Анализ стихотворения «Вечером»)

Похожие работы

 
  • А . Блок и символизм
    ...мы встретим в стихотворениях А . Блока . Вообще у символистов «Красота»- единственная сила, способная спасти...
    В «бекетовской семье» господствовали, в общем , старинные понятия о литературных ценностях и идеалах. Семья не воспринимала и не хотела...
    СкачатьСкачать документ Читать onlineЧитать online
  • Лирический герой А. А . Блока
    ...не однозначен и представляет собой синтез древнего воина и лирического героя, чья жизнь переосмысливается во всех циклах и стихотворениях сборника поэта. В каждом стихотворении его образ изменяется под влиянием жизненного опыта А . Блока .
    СкачатьСкачать документ Читать onlineЧитать online
  • Блок и революция
    ...жалости и сострадания к убитой девушке, бывшей, в общем -то, представительницей старого и отжившего мира. Эта позиция дает нам возможность...
    Ведь настоящее чувство просвечивает в монологе Петьки, несущем в себе музыку прежних стихотворений Блока .
    СкачатьСкачать документ Читать onlineЧитать online
  • Пути создания образа поэта в эссе З.Гиппиус «Мой лунный друг»
    В обширном корпусе обращенных к личности и творчеству А . Блока художественных, мемуарных, биографических произведений эссе З...
    Голос поэта звучит в стихотворении как исповедь всего поколения «страшных лет России», которое ощущает настоятельную...
    СкачатьСкачать документ Читать onlineЧитать online
  • Рифма
    В связи с этим Р. неодинаково используется в различных литературных стилях.
    разнообразия слов и т. п., что стоит в связи с общим отношением символистов к слову, стремлением к «музыкальности» стиха и т. д. Наоборот...
    СкачатьСкачать документ Читать onlineЧитать online
  • Семантика и функции местоимений в поэтическом тексте
    ...лирический герой», одно из центральных в литературоведении, было впервые применено Ю. Тыняновым в 1921 году в статье, посвященной поэзии А . Блока .
    В стихотворениях с «Я лирического персонажа» есть рассказчик, а лирический герой присутствует...
    СкачатьСкачать документ Читать onlineЧитать online
  • Литературные источники цикла очерков И. А. Бунина «Тень Птицы»
    ...собой одно из проявлений общего интереса отечественной художественной мысли к Востоку. Проявления эти выразились, как мы знаем, в живописи( полотна Верещагина, Рериха), музыке(произведения Бородина, Римского - Корсакова), поэзии ( «Скифы» Блока ).
    СкачатьСкачать документ Читать onlineЧитать online

Не нашел материал для курсовой или диплома?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!