Оценочная лексика в речи авторов и читателей публикаций о теракте Андерса Брейвика (на примере электронной версии 'Комсомольской правды')

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Английский
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,63 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оценочная лексика в речи авторов и читателей публикаций о теракте Андерса Брейвика (на примере электронной версии 'Комсомольской правды')

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Уральский федеральный университет

им. первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Факультет журналистики

Кафедра русского языка и стилистики




Курсовая работа

Оценочная лексика в речи авторов и читателей публикаций о теракте Андерса Брейвика (на примере электронной версии «Комсомольской правды»)



студента 1 курса, 103 группы

дневного отделения

Малания Георгия Зурабовича

Научный руководитель:

Автохутдинова О. Ф.


Екатеринбург 2012

Содержание

Введение

Глава 1. Оценочная лексика и способы ее включения в структуру понятийного содержания

Глава 2. Оценочная лексика в публикациях и комментариях к текстам об Андерсе Брейвике

.1 Оценочная лексика в журналистских текстах

.2 Оценочная лексика в комментариях читателей

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Лексику, содержащую положительную или отрицательную оценку предмета, действия или явления с точки зрения говорящего, принято называть оценочной. Оценка - это один из аспектов языка, в которых выражается взаимодействие действительности и человека. Слово способно выражать оценку различных явлений реальной действительности.

Актуальность исследования оценочной лексики обусловлена тем, что оценочная лексика является одним из языковых аспектов, которые помогают детально отражать изменения в сознании и в общественной жизни людей. Той сфере, освещением которой традиционно занимаются средства массовой информации. Деятельность журналистики направлена на то, чтобы информировать общество о том, что происходит в мире, а значит, и отражать изменения в жизни общества, поэтому, безусловно, данная тема представляет актуальность и для средств массовой информации.

Изучению данного языкового аспекта посвящены многие работы таких исследователей, как: Н. Д.Арутюнова, С. С. Беркнер, А. Н. Минка и др.

Цель работы - исследовать оценочную лексику в речи авторов и читателей публикаций газеты «Комсомольская правда» о теракте Андерса Брейвика и проанализировать, как эта оценочность может повилять на образ персонажа. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

·дать определение основным понятиям;

·проанализировать публикации, выявить положительно и отрицательно окрашенную лексику в них;

·выявить особенности в оценке персонажа;

·сделать выводы: какой в итоге - положительный или отрицательный - образ А. Брейвика создается в текстах «Комсомольской правды» и в комментариях к ним.

В качестве объектов исследования будут использованы публикации электронной версии газеты «Комсомольская правда» с 23 июля по 29 ноября 2011 года. Публикации были отобраны путем случайной выборки.

Глава 1. Оценочная лексика и способы ее включения в структуру понятийного содержания

Оценочной называют лексику, содержащую положительную или отрицательную оценку предмета, явления или действия с точки зрения говорящего.

Оценка, как формулирует Н. Арутюнова, «впитывает в себя соответствующую эмоцию, и параметры оценки и эмоции совпадают» [2].

По наблюдениям С. Беркнера, эмоциональная оценка может выражать пренебрежение, неодобрение, порицание, презрение, отвращение, одобрение, удовольствие и восторг. «Эмоционально-оценочная лексика, - говорит С. Беркнер, - выражает эмотивную оценку человека, в отличие от рациональной, всегда представляет собой более сложное явление» [3].

С. С. Беркнер разделяет тематическую группу «оценка человека» на две семантические подгруппы:

) моральная оценка человека (человек оценивается по его моральным качествам);

) интеллектуальная оценка человека (человеку даётся характеристика по его интеллектуальным качествам).

С. Беркнер подчёркивает недостаточную чёткость границы между моральной и интеллектуальной оценкой человека. Действительно, если посмотреть на практику употребления оценочной лексики хотя бы в наше время, то граница эта практически не видна.

Также хотелось бы добавить семантическую группу, которую автор не указал - оценка внешности человека - в данном случае человек оценивается по внешним параметрам.

Как утверждает Л. Майданова [4, 80], оценочное содержание включается в лексическое значение слова по-разному.

. Оценка может выступать на правах дополнительной семы, оценочной коннотации, что в словаре показывается с помощью особых помет: пренебр., разг. и т. д.

. Оценка может входить в понятийное содержание на правах семы.

. Возможно совмещение обеих этих форм выражения оценки. Данный класс оценочных слов наиболее обширен. Оценочный признак, вошедший в понятие, совмещается с субъективной эмоциональной оценкой явления.

Глава 2. Оценочная лексика в публикациях и комментариях к текстам об Андерсе Брейвике

Характеристика персонажа в тексте, по наблюдениям Э. Чепкиной, образуется за счёт структурирования семантического поля вокруг его имени. Группировка повторяющихся сем вокруг имён собственных, где каждая сема выступает предикатом к имени, создаёт представление о персонаже как о личности, характеризованной тем или иным образом.

Проанализируем конструирование А. Брейвика как персонажа в речи авторов и читателей публикаций «Комсомольской правды».

2.1 Оценочная лексика в журналистских текстах

Журналистские тексты, как и любые другие, способны передавать оценку персонажа. Рассмотрим оценку А. Брейвика как персонажа публикаций «Комсомольской правды».

Многие говорят, что на снимках Андерс Беринг Брейвик похож на одного северного поэта 19-го века. Стальные глаза, изящный четко очерченный нос, высокий рост, сильное крепкое тело. Типичный любимец девушек. Но жил он с мамой.

В данном контексте автор оценивает персонажа по его внешности с помощью следующих слов: Стальной - Жёсткий, холодный, недружелюбный (о взгляде)1; Изящный - То, что соответствует представлению об утончённой красоте, что воплощает красоту; Высокий - Большой по протяжённости снизу вверх; находящийся далеко вверху; превосходящий обычную, среднюю высоту (противоп.: низкий); Сильный - Обладающий большой физической силой (противоп.: слабый); Крепкий - Здоровый, сильный, выносливый; Любимец - Тот, кого особенно любят, ценят.

Как мы видим, в данном контексте содержатся положительно окрашенные характеристики персонажа, что подтверждает объединяющее все оценочные семы предложение «Типичный любимец девушек». Передаётся удовольствие и восторг по отношению к персонажу со стороны говорящего - значит, первый отрывок содержит эмоциональную положительную оценку.

Рассмотрим еще один пример описания А. Брейвика. В этом примере нет описания внешности, но есть описание его обычного поведения:

Соседи в Осло говорят, что парень был очень молчалив: в разговоры не вступал, только здоровался. «Но мы никогда не замечали, что он себя странно ведет, - говорят изумленные люди. - А мать у него очень симпатичная, заботливая!»

Молчаливый - Молчащий, не вступающий в беседу, разговор. Характеристика «здоровался» указывает на то, что персонаж был вежлив.

Второй отрывок создаёт впечатление о персонаже как о вполне адекватном и вежливом человеке, поддерживая и укрепляя через положительные характеристики положительный образ персонажа.

Рассмотрим еще один пример. В нем также содержится характеристика поведения Брейвика:

Можно, конечно, долго твердить, что Брейвик маньяк, фанатик, сумасшедший выродок, который, уверен, наслаждается мировой известностью Суперзлодея... Но теперь это уже абсолютно не важно. Важно - станет ли фото хладнокровного норвежского убийцы, решительно сжимающего винтовку в руке, иконой для российского «интернет-патриота

С одной стороны, автор приписывает Брейвику отрицательные характеристики:

Маньяк - Психически больной человек, одержимый манией;

Фанатик - Человек исступлённой религиозности, отличающийся крайней нетерпимостью к другим верованиям (подчеркнем, что к рассматриваемому персонажу подходит это значение вышеприведённого слова, так как, согласно журналистским текстам, мотивом теракта А. Брейвика была исламофобия, то есть, стало быть, теракт был совершён по религиозным мотивам);

Сумасшедший - Страдающий душевным, психическим расстройством, умалишённый;

Выродок - Человек, выделяющийся крайне негативными качествами.

Особо следует разобрать слово «суперзлодей»:

Злодей - Тот, кто совершает злодеяния, кто способен на него; преступник, убийца. Этот смысл усиливается при помощи приставки «супер», которая обладает значением: высшее качество, повышенное, усиленное действие; сверх.

С другой стороны, автор снижает значимость этих характеристик, говоря, что они не важны. Значимой для автора характеристикой персонажа становится характеристика «хладнокровный убийца», служащая в данном контексте вторичной номинацией персонажа:

Хладнокровный - Сдержанный, обладающий хладнокровием;

Убийца - Человек, совершивший убийство.

В начале следующего контекста (выдержка из статьи «Откуда в России поклонники Андерса Брейвика?») присутствует прямая оценка персонажа: Думаю, Брейвик - это тревожный звонок для всех нас.

Тревожный - Вызывающий беспокойство, тревогу. Исходя из лексического значения слова, можно сделать вывод, что словосочетание «тревожный звонок» имеет негативную окраску. Автор характеризует А. Брейвика как человека, опасного для общества (не зря автор говорит, что «Брейвик - тревожный звонок для всех»), передаёт своё волнение, переживание.

Далее следует контекстуальная оценка персонажа:

Это знак того, что люди не успевают за меняющимся миром. Они плохо осознают неизбежность глобализации и жизненную необходимость мирного сосуществования народов. А власти, в свою очередь, недооценивают, как трагически быстро растет пропасть между их политикой и желаниями народных масс.

Автор здесь высказывает свою точку зрения о развивающемся культе личности А. Брейвика и утверждает, что это явление связано с изменениями в сознании людей, и мнение автора об этих изменениях отнюдь не положительные. Это подтверждает слово «трагически», что значит «тяжело, страшно, катастрофически». Следовательно, данное высказывание содержит отрицательную контекстуальную оценку. Далее автор высказывает свои взгляды на ситуацию, происходящую вокруг оцениваемого персонажа, затрагивает политическую ситуацию в мире и в конце высказывает своё предположение о возможных (негативных) последствиях данной ситуации:

И когда мы увидим плакаты с норвежским убийцей сотни человек и услышим что-нибудь вроде «Хайль, Брейвик» - я не сильно удивлюсь. Мы к этому долго шли.

Во-первых, снова повторяется негативно окрашенное слово «убийца», во-вторых, негативная оценка передается через прецедентный оборот «Хайль, Брейвик», созданный по аналогии с нацистским приветствием. Связь с символикой нацизма и обеспечивает негативную оценочность (контекстуальная оценка)

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что А. Брейвик конструируется в речах авторов публикаций как отрицательный персонаж, так как для его характеристики привлекаются слова с негативной оценочностью: (перечислить эти слова). При этом необходимо отметить, что внешность Брейвика оценивается при помощи положительно окрашенных слов.

.2 Оценочная лексика в комментариях читателей

оценочная лексика публикация теракт

Прежде чем начать анализ читательских комментариев, поделим их на две группы:

) контексты с отрицательно окрашенной лексикой;

) контексты с положительно окрашенной лексикой.

Контексты с отрицательно окрашенной лексикой содержат уже знакомые нам характеристики моральных и физических качеств Брейвика:

Вот некоторые выгораживают психопата: мол, довели его "понаехавшие" и не выдержали нордические нервы. НО посмотрите на фото: мальчики-блондинчики и такие же девочки ничуть не похожи на арабов! Так что, нет мерзавцу оправданья! Скорее всего, тронулся от безделья и сытой жизни, вот и пошёл себе адреналин повышать за счёт ни в чём не повинных сограждан. И ещё: среди каждой нации есть как порядочные люди, так и нелюди, не стоит об этом забывать! К тому же, выезжая за границу, хочется чувствовать себя в безопасности, а не думать, что за тобой по пятам крадётся вот такой свихнувшийся Брейвик.

Негативная характеристика персонажа в этом комментарии передается через оценочную лексику: Психопат - Психически неуравновешенный человек; псих; Мерзавец - Мерзкий, подлый человек; негодяй; Тронуться - Стать психически не совсем нормальным; Свихнуться - Сбиться с правильного жизненного пути, начать вести предосудительный образ жизни.

Все вышеприведённые слова объединяет крайне негативное отношение говорящего к персонажу, переданное через соответствующим образом окрашенную лексику. Стоит также сказать, что данное высказывание о персонаже содержит эмоциональную оценку, так как в тексте видно крайне неодобрительное и порицательное отношение говорящего к персонажу. Также чувствуется большая заинтересованность читателя проблемой, поднимаемой в публикации, взволнованность и сочувствие к тем, кому довелось быть свидетелем данного события: «К тому же, выезжая за границу, хочется чувствовать себя в безопасности, а не думать, что за тобой по пятам крадётся вот такой свихнувшийся Брейвик».

Я так и не поняла, причем тут ислам и норвежский псих, который расстрелял исключительно норвежских подростков?

Здесь содержится интеллектуальная оценка персонажа, так как слово «псих» имеет значение «психически неуравновешенный или больной человек». Персонаж в данном высказывании - человек с отклонениями в психике.

Рассмотрим пример, содержащий оценку действий Брейвика:

"Храбро в одиночку сражавшимся против исламизации Европы" - Храбро? Сражался?! Вы смеетесь что ли? И Вы, конечно, там были и своими глазами видели, в кого он стрелял, в "черненьких" или "беленьких". И в паспорта ко всем заглянули на предмет гражданства, ага? И этот ублюдок, конечно же, перед тем как стрелять, тактично интересовался у потенциальной жертвы о ее национальной принадлежности. Никогда ему не быть национальным героем, он совершил жесточайшее преступление. Так хладнокровно, я думаю, даже солдаты по приказу не убивают, а он псих, просто псих. И нечего прикрываться своими идеологическими соображениями и мать Терезу из себя строить.

Ублюдок - Человек с низменными, животными инстинктами; выродок.

Разберите остальные выделенные слова. Слово герой - положительно окрашенное, однако в этом контексте эта характеристика поступков персонажа употребляется с частицей «не», т.е. автор отрицает саму возможности приписывания положительно окрашенной характеристики «герой» А. Брейвику, что способствует накоплению отрицательных смыслов и закреплению их за образом персонажа.

С одной стороны, автор вновь указывает на персонажа как на личность с отклонениями. С другой стороны, автор использует слова, характеризующие персонажа как преступника. Заметно то, что данное высказывание несёт в себе высокую степень эмоциональной оценочности: использование междометия «ога», употребление слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом «еньк»: черненьких или беленьких для создания иронии.

Отметим, что слова «псих» и «ублюдок» в комментариях к публикациям о теракте А.Брейвика встречается достаточно часто:

Сначала норвежские службы прошляпили этого психа, когда он активно на фейсе информацию о своих действиях записывал,. Затем эти же службы «не могли найти лодку» для оказания помощи своим согражданам, ну а вертолета тоже не нашлось.. а когда нашлось, то оказалось, что все пилоты в отпуске...Псих расстреливал своих в течении 1,5 часа.

С моей точки зрения это больной ублюдок который загубил около ста жизней

Выше мы уже сказали о том, что для передачи оценки поступка Брейвика комментаторы привлекают негативно окрашенную лексику тематической группы «сумасшедший, психически больной». Рассмотрим несколько примеров, более наглядно демонстрирующих употребление данной лексики:

Урод психический и физический!

Чтобы понять, какой смысл несёт в себе вышеприведённая оценка персонажа, вновь обратимся к словарю.

Урод - Человек с ярко выраженным физическим недостатком, безобразной внешностью и обычно психически неразвитый. Примыкающие к слову «урод» определения - «психический» и «физический» содержатся в значении данного слова. Исходя из значения слова «урод», можно сделать вывод о том, что автор данного высказывания оценивает персонажа как с интеллектуальной стороны, так и по внешнему признаку.

Кроме того, для создания негативного образа привлекаются слова тематической группы «убийство»:

Странно слышать здесь на форуме заявления об оправданности действий этого норвежского националиста, о храбрости и его доблести. Только что-то я не вижу ничего из выше перечисленного в чем доблесть убивать беззащитных детей??? Где здесь правильный поступок??? Если он хотел бороться с исламом так и ехал бы к ним туда и боролся.

Данный читательский комментарий содержат как прямую негативную оценку персонажа (через слово «убивать), так и контекстуальную отрицательную оценку. Риторические вопросы здесь выступают как средство выражения негативного отношения к поступку персонажа, его порицания. Далее в этом же комментарии негативная оценка усиливается:

…это палач без моральных принципов и мне кажется определения гуманности это существо не касается.

Палач - Мучитель, притеснитель. Слово «существо» в данном контексте не является оценочным, так как употребляется в прямом значении - используется для обозначения человека. Существо - Живой организм (человек или животное)

Контексты с положительными оценками для характеристики А.Брейвика также встретились нам в читательских комментариях. Как показало исследование, среди читателей публикаций о теракте А. Брейвика были и те, кто оценил персонажа с положительной стороны.

Рассмотрим первый пример, где говорящий оценивает внешность персонажа:

Какой красивый этот норвежец.

Красивый

1. Приятный на вид, отличающийся правильностью очертаний, гармонией красок, тонов, линий и т.п. К. цветок. К-ые ткани. К-ые черты лица. У неё к-ые руки.

. Имеющий такие черты лица, фигуру; привлекательный, видный.

. Отличающийся стройностью и изяществом движений. К. танец. К-ая походка.

Как видим, для характеристики внешности персонажа привлекается положительно окрашенная лексика. То же самое мы наблюдали и в публикациях журналистов «Комсомольской правды»

Далее рассмотрим, как оценивается сам поступок Брейвика:

Господа, ну как Вы можете???!!! Толерантнее надо быть!!! Толерантнее. Ну оступился человек, ну немного пострелял, но разве он в этом виноват???!!! Конечно нет!!! Во всем виновато равнодушное и циничное норвежское общество, сломавшее психику молодому наивному юноше! Может ювеналы забрали его из семьи и он рос с чужой тётей, не познав радости детства! Может над ним надругался какой-нибудь нелегал, може...? Ну сами додумайте. А вы сразу "подонок, стрелять!!!" Фи... Юношу нужно отправить в хороший санаторий, подлечить нервишки, а после выздоровления отпустить! А иначе какие же мы либералы? Где же наши гуманизм и толерантность? Нельзя уподобляться фашистам!!! Это же моветон!!!

В данном комментарии читатель выражает сочувственное отношение к А. Брейвику и пытается оправдать его поступок, утверждая, что в совершённом преступлении может быть виноват не сам Брейвик, а его жизненные обстоятельства. Также читатель называет персонажа наивным юношей, что значит «не имеющий жизненного опыта», что ещё раз показывает сочувственное отношение читателя к персонажу. Также читатель делает упор на социальные понятия, такие как «гуманизм» (человечность, любовь к людям и забота об их благе как основа человеческих взаимоотношений и общественной деятельности) и «толерантность» (терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению). Иначе говоря, читатель призывает других людей относиться терпимей к совершённому А. Брейвиком преступлению.

Молодец, фуциняра, истинный демократ. Вот оно лицо истинной демократии.

Слово «демократ» имеет несколько значений, но если учесть, что в данном высказывании присутствует слово «демократия» (не синоним демократичности, имеющей значение простоты в общении с людьми), то становится понятно, что здесь имеется в виду демократия как форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Это моральная положительная оценка персонажа.

Рассмотрим лексическое значение слова «молодец».

Молодец

Тот, чьи действия вызвали одобрение, удовлетворение у кого-л. (по отношению к лицам обоего пола.).

Исходя из этого, слово «молодец» содержит положительную оценку.

Только время покажет кто был прав, а кто виноват. У истории свои законы. Может этого Брейвика через пару сотен лет объявят национальным героем Норвегии, храбро в одиночку сражавшимся против исламизации Европы. Мы пока ничего не можем знать.

На первый взгляд, автор данного высказывания выражает нейтральное отношение к персонажу. Но если посмотреть далее по контексту, то мы видим положительно окрашенные оценочные слова:

Все-таки есть что-то в этом Брейвике. А убивать вообще заложено в природе человека, хотите вы того или нет. Абсолютно у всех людей есть инстинкты - выживания, размножения, самосохранения... Инстинкт защиты своей территории от чужаков - в том числе. Особенно сильно инстинкты развиты у сильных молодых самцов. Так что не надо ля-ля про то что он шизоид. Нормальный он, просто не слабак. Взыграла кровь гордых предков-викингов, вот он и пошел пострелял бесполезных для своей страны понаехавших черненьких паразитов.

Разберём лексическое значение выделенных слов.

Всё-таки

I. союз. (обычно с союзами: а, и, но).

Тем не менее, однако, несмотря на что-л. Не хотела соглашаться и в. согласилась. Хоть вы и много испытали, а в. не разуверились в людях. II. частица.

Что-то

Некий предмет, некое явление и т.п.; нечто.

Сильный

1.Обладающий большой физической силой. (противоп.: слабый). От так силён, что может согнуть подкову. Физически с. человек. У него очень сильные руки. С. как бык

(очень сильный). С. пол

(о мужчинах). //

Производимый с большим физическим усилием. С. толчок. С. удар.

. Обладающий значительной мощностью; мощный. С. мотор. С-ое государство.

. Обладающий волей, твёрдым характером, стойкий. С-ая воля. С. характер.

. Значительный по своему воздействию на кого-л. Произнести сильную речь. С-ые выражения (резкие, грубые).

Находящийся в возрасте от отрочества до зрелых лет; новый (противоп.: старый).

Самец

Мужчина как носитель мужских половых качеств (о чрезмерно чувственном мужчине).

Нормальный

1. Соответствующий норме (нормам); общепринятый, установленный или обычный. Н-ая температура. Н-ая продолжительность рабочего дня. Н-ое снабжение, питание.

.Хороший, правильный; такой, как полагается. Н-ое поведение. Н-ые условия работы. Н-ая реакция зрителей. Н. ответ. Н-ые представления о добре и зле. Всё нормально (всё в порядке).

.Психически здоровый. Признать нормальным. Он не вполне нормален. Была н-ая, но стрессы довели до психушки. < Нормальность, -и; ж.

Слабак

Слабый физически или слабовольный, малодушный человек.

Гордый

Обладающий преувеличенно высоким мнением о себе: заносчивый, высокомерный, излишне самолюбивый.

Итак, автор вышеприведённого высказывания выражает положительное отношение к персонажу, а также в какой-то степени сочувственное, так как читатель утверждает, что совершённое А. Брейвиком преступление было небеспочвенно, и причины данному деянию были как политические, так и биологические.

Исходя из всего, сказанного в данном параграфе, в читательских комментариях содержится как отрицательные, так и положительные высказывания об А. Брейвике. Но если взять за основу большинство высказываний, то можно сказать, что в целом, А. Брейвик в читательских комментариях предстаёт как отрицательный персонаж.

Если сравнить и сопоставить оценочность в речи авторов с оценочностью в речи читателей публикаций о теракте Андерса Брейвика, то можно также сделать несколько выводов.

И в авторских, и в читательских речах присутствует как положительно, так и отрицательно окрашенная оценочная лексика. Но разница в том, что отношение к персонажу журналисты и читатели выражают по-разному. Для примера сравним два контекста.

Журналист: Можно, конечно, долго твердить, что Брейвик маньяк, фанатик, сумасшедший выродок, который, уверен, наслаждается мировой известностью Суперзлодея... Но теперь это уже абсолютно не важно. Важно - станет ли фото хладнокровного норвежского убийцы, решительно сжимающего винтовку в руке, иконой для российского «интернет-патриота».

Читатель: Вот некоторые выгораживают психопата: мол, довели его "понаехавшие" и не выдержали нордические нервы. НО посмотрите на фото: мальчики-блондинчики и такие же девочки ничуть не похожи на арабов! Так что, нет мерзавцу оправданья! Скорее всего, тронулся от безделья и сытой жизни, вот и пошёл себе адреналин повышать за счёт ни в чём не повинных сограждан. И ещё: среди каждой нации есть как порядочные люди, так и нелюди, не стоит об этом забывать! К тому же, выезжая за границу, хочется чувствовать себя в безопасности, а не думать, что за тобой по пятам крадётся вот такой свихнувшийся Брейвик.

Если делать акцент на оценочных семах, то, в принципе, различий в оценке персонажа нет, потому что и авторы, и читатели оценивали персонажа как с моральной, так и с интеллектуальной точки зрения. Но если рассматривать оценки персонажа в рамках контекстов, то становится видно несколько отличий. Во втором контексте есть предложение: «Так что, нет мерзавцу оправданья!» Это эмоциональная оценка. Слово «мерзавец» имеет значение «мерзкий, подлый человек, негодяй», что создаёт явное ощущение неприязни к персонажу со стороны читателя. В первом же (авторском) контексте отсутствует эмоциональная оценка.

Однако помимо различий в речах авторов и читателей публикаций, можно выявить и ряд сходств.

. Оценка персонажа по его внешним качествам.

Авторский текст: Стальные глаза, изящный четко очерченный нос, высокий рост, сильное крепкое тело. Типичный любимец девушек.

Читательские комментарии:

Какой красивый этот норвежец.

Урод психический и физический!

. Оперирование публицистическим стилем.

Авторский текст: Это знак того, что люди не успевают за меняющимся миром. Они плохо осознают неизбежность глобализации и жизненную необходимость мирного сосуществования народов. А власти, в свою очередь, недооценивают, как трагически быстро растет пропасть между их политикой и желаниями народных масс.

Читательский комментарий: Только время покажет кто был прав, а кто виноват. У истории свои законы. Может этого Брейвика через пару сотен лет объявят национальным героем Норвегии, храбро в одиночку сражавшимся против исламизации Европы. Мы пока ничего не можем знать. Все-таки есть что-то в этом Брейвике.

Публицистичность этих контекстов заключается в том, что в них содержится общественно-политическая лексика («глобализация», «мирное сосуществование народов», «время покажет, кто был прав» и т. д.), логичность и призывность.

. Заинтересованность и обеспокоенность проблемой.

Авторский текст: Думаю, Брейвик - это тревожный звонок для всех нас.

Читательский комментарий: Вот некоторые выгораживают психопата: мол, довели его "понаехавшие" и не выдержали нордические нервы. НО посмотрите на фото: мальчики-блондинчики и такие же девочки ничуть не похожи на арабов! Так что, нет мерзавцу оправданья! Скорее всего, тронулся от безделья и сытой жизни, вот и пошёл себе адреналин повышать за счёт ни в чём не повинных сограждан. И ещё: среди каждой нации есть как порядочные люди, так и нелюди, не стоит об этом забывать! К тому же, выезжая за границу, хочется чувствовать себя в безопасности, а не думать, что за тобой по пятам крадётся вот такой свихнувшийся Брейвик.

Как было сказано ранее, оценочная лексика является одним из языковых аспектов, помогающих детально отражать изменения в сознании и в общественной жизни людей. Основываясь на этой теории, можно выделить ряд особенностей в оценочной лексике читателей публикаций о теракте Андерса Брейвика.

. Использование жаргонизмов.

Молодец, фуциняра, истинный демократ. Вот оно лицо истинной демократии.

Скорее всего, тронулся от безделья и сытой жизни, вот и пошёл себе адреналин повышать за счёт ни в чём не повинных сограждан.

Так что не надо ля-ля про то что он шизоид.

. Большое преобладание социальных понятий и большая заинтересованность в социальных идеологиях и качествах.

Господа, ну как Вы можете???!!! Толерантнее надо быть!!! Толерантнее. Ну оступился человек, ну немного пострелял, но разве он в этом виноват???!!! Конечно нет!!! Во всем виновато равнодушное и циничное норвежское общество, сломавшее психику молодому наивному юноше! Может ювеналы забрали его из семьи и он рос с чужой тетей, не познав радости детства! Может над ним надругался какой-нибудь нелегал, може...? Ну сами додумайте. А вы сразу "подонок, стрелять!!!" Фи... Юношу нужно отправить в хороший санаторий, подлечить нервишки, а после выздоровления отпустить! А иначе какие же мы либералы? Где же наши гуманизм и толерантность? Нельзя уподобляться фашистам!!!Это же моветон!!!

Толерантность

Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению

Либерализм

Излишняя терпимость, снисходительность к кому-либо/чему-либо.

Гуманизм

Человечность, любовь к людям и забота об их благе как основа человеческих взаимоотношений и общественной деятельности.

Молодец, фуциняра, истинный демократ. Вот оно лицо истинной демократии.

Демократия

Форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

К этому пункту можно даже и нужно отнести и текст публикации «Откуда в России поклонники Брейвика» (25.07.2011), автор которой выражает свою заинтересованность поднимаемой проблемой и высказывает своё мнение о возможных последствиях культа личности Андерса Брейвика.

Заключение

Решив все поставленные задачи и достигнув намеченной цели работы, следует подвести итоги.

В ходе работы были определены основные понятия, проанализированы контексты с положительно и отрицательно окрашенной оценочной лексикой, выявлены сходства и различия в оценке персонажа авторами и читателями публикаций, выявлены особенности конструирования персонажа.

В итоге было выяснено, что в публикациях о теракте А. Брейвика и комментариях к ним А. Брейвик по большей части конструируется как отрицательный персонаж.

Как в читательских комментариях, так и в журналистских текстах неоднократно делался акцент на том, что А. Брейвик - это человек с отклонениями в психике. Во-вторых, при характеристике поступка Брейвика используется лексика из тематической группы «убийство», а сам поступок расценивается говорящими как преступление. Даже в контекстах с положительной оценкой персонажа не отрицался тот факт, что им было совершено преступление.

В читательских комментариях мы нашли как положительно, так и отрицательно окрашенную лексику. Положительно оценивается ….. отрицательно…

Отметим, что и журналисты и читатели при описании или характеристике внешности А.Брейвика привлекали слова с положительной окраской.

Так как оценочная лексика отражает систему нравственных координат личности, то, исходя из анализа читательских комментариев, в которых А. Брейвик оценивается как положительный персонаж, можно сделать один важный, на наш взгляд, вывод: ценностные ориентиры среднестатистического жителя России изменяются далеко не в лучшую сторону. Читательские комментарии, в которых поступок Брейвика одобряется и поддерживается, заставляют задуматься над тем, что духовно-нравственный уровень населения продолжает падать. К счастью, положительной оценки теракта, совершенного Брейвиком, в речи журналистов мы не обнаружили.

Также был выявлен ещё один отрицательный момент - низкий уровень грамотности читателей, что буквально сразу же замечается при чтении комментариев к публикациям. Признаки: многочисленные грамматические и пунктуационные ошибки. Исходя из того, что многие комментарии были написаны под влиянием эмоций, нельзя исключать возможность того, что допущенные ошибки есть следствие этих эмоций. Но с этой точки зрения можно также сказать, что, помимо нравственности и грамотности, падает и уровень культуры населения России.

Список использованной литературы

1.Автохутдинова О.Ф. Практики конструирования Другого как персонажа журналистского дискурса: [научная статья] / О.Ф. Автохутдинова. - Екатеринбург, 2011

2.Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М., 1988.

3.Беркнер С.С. «Оценка человека»: стилистически сниженные единицы в разговорно-сленговой сфере английского языка и их перевод на русский язык [Электронный ресурс] / С. С. Беркнер, В. В. Варганова. - Режим доступа: #"justify">4.Майданова Л.М. Практикум по современному русскому литературному языку. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. - 516 с.

5.Минка А.Н. Особенности проявления коннотаций у обозначений денежных единиц на материале английского испанского: [монография] / А.Н. Минка. - Таганрог.

6.Ожегов С.И. Толковый словарь: [Электронный ресурс] / С.И. Ожегов - Режим доступа: #"justify">7.Чепкина Э.В. Русский журналистский дискурс: текстопорождающие практики и коды (1995-2000). - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. - 279 с.

Список анализируемых текстов:

8.Агентство SKIP NEWS. Норвежские врачи считают, что Андерс Брейвик не может предстать перед судом: [Электронный ресурс] //Комсомольская правда - режим доступа: #"justify">9.Ворсобин В. Откуда в России поклонники Брейвика?: [Электронный ресурс] // Комсомольская правда - Режим доступа: #"justify">10.Грачёва Н. «Кровавая пятница»: норвежский националист убил около сотни людей: [Электронный ресурс] // Комсомольская правда - Режим доступа: http://kp.ru/daily/25723.6/2715586/

Похожие работы на - Оценочная лексика в речи авторов и читателей публикаций о теракте Андерса Брейвика (на примере электронной версии 'Комсомольской правды')

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!