Вклад Белинского в развитие редакторской деятельности второй половины XIX века

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,53 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Вклад Белинского в развитие редакторской деятельности второй половины XIX века

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Гуманитарный факультет

Кафедра русского языка









Курсовая работа

Вклад Белинского в развитие редакторской деятельности второй половины XIX века

Выполнила: Студентка гр. 2125/1

Скоркина К.О.

Проверила: К.б.н., доцент

Козлова М.М.





Санкт-Петербург

год

Оглавление

Введение

Глава 1. Жизнь и творчество В.Г. Белинского

.1 Московский период

.2 Петербургский период

Глава 2. Основные достижения и открытия в области редакторской деятельности

Заключение

Список литературы

белинский критик редакторский

Введение

Творчество Виссариона Григорьевича Белинского - одно из самых примечательных литературных явлений ХIХ века. О том, насколько значительна его фигура, можно судить по огромному количеству написанных исследований, рассматривающих различные аспекты его творчества.

В.Г. Белинский довольно рано позиционировал себя как литературный критик и вошел в историю как выдающийся знаток литературы. Но мало кто знает о Белинском как о журналисте и о литературном редакторе.

В большом и многообразном по темам и жанрам наследии Белинского нет специальных работ по теории журналистики. Его верные суждения на эту тему, во многом не утратившие своей ценности и сейчас, рассеяны по статьям, рецензиям и письмам. К сожалению, они до сих пор не собраны, не систематизированы и по-настоящему не изучены. Но высказывания Белинского по теории и практике журнального и газетного дела могли бы оказать существенную помощь начинающим работникам печати, а также позволили бы углубить наши представления о процессе формирования и развития печати в России.

Предметом исследования является творческая жизнь критика в периоды его работы с печатными периодическими изданиями.

Объект нашей курсовой работы - это научные исследования, посвященные творческой деятельности Белинского.

Материалом для написания работы послужили следующие авторитетные источники: диссертации, статьи в научных журналах, сборники сочинений, учебники.

Целью написания курсовой работы является систематизация существующих знаний о предмете, более точное изучение определенного периода жизни критика, его вклад в развитие редакторской деятельности второй половины XIX века. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить и проанализировать творческий путь В.Г. Белинского;

Выделить основные его достижения и открытия в области редакторской деятельности.

Глава 1. Жизнь и творчество В.Г. Белинского

Виссарион родился 11 июня 1811 года, в семье флотского врача Григория Никифоровича Белинского в Свеаборге (Суоменлинна, крепость, ныне входящая в черту Хельсинки, Финляндия). Раннее детство Виссариона совпало с первыми годами Великого Княжества Финляндского. В 1816 году отец переселился на службу в родной край и получил место уездного врача в городе Чембаре (ныне Белинский) Пензенской губернии. Жизнь чембарского лекаря катилась под уклон. Ссоры с семейством стали единственным развлечением, и потому смерть жены, которой он за всю совместную жизнь не сказал и от которой не услышал доброго слова, лишила существования Григория Никифоровича всякого интереса. Мать Виссариона- дочь военного моряка Мария Ивановна "чрезвычайно добрая, радушная, но вместе с тем крайне восприимчивая, раздражительная", пребывавшая в постоянном напряжении, вечно чем-то задетая, обиженная, льющая ручьями слезы или же бросающаяся на домашних с яростными упреками. Виссарион сумел возвысить до творческого уровня зачатки дремавших в его родителях способностей: наклонность отца к насмешке преобразилась в нем в умение проникать в "ироническую" закваску жизни; материнская "восприимчивость" легла в основу его критического таланта. Стоит отметить, что по линии матери пришла к нему и литературная одаренность. [19: 16,20]

Выучившийся чтению и письму у учительницы, Виссарион был отдан в только что открывшееся в Чембаре уездное училище. Откуда в 1825 году перешёл в губернскую гимназию, где проучился три с половиной года, но не окончил курса (в то время четырёхлетнего), потому что гимназия не удовлетворяла его, и задумал поступить в Московский университет. Исполнение этого замысла было очень нелегко, потому что отец, по ограниченности средств, не мог содержать сына в Москве; но юноша решился бедствовать, лишь бы только быть студентом. В августе 1829 года он был зачислен в студенты по словесному факультету, а в конце того же года принят на казённый счёт. При поступлении в университет будущий критик смягчил свою фамилию на Белинский.

Подобно многим провинциальным российским юношам и их европейским сверстникам, он покидал родной город с тайным желанием "завоевать" столицу, но он не искал в Москве ни богатства, ни возможностей проникновения сферы власти; лишь стремление к славе - ученого, поэта или философа - кружило ему голову. [19: 23] Вскоре Белинский начал понимать, что разочаровывается в уровне преподавания в университете. Он больше получал знаний в своей гимназии, чем на первом курсе словесного отделения в университете. Дело было в том, что Московский университет того времени был не чем иным, как гимназией высшего ранга. Если пензенские гимназисты занимались "погребением котов", то нисколько не лучшими делами занимались и тогдашние студенты Московского университета.[5:гл.3]

Но помимо всего этого в 30-40 годы XIX столетия российская университетская жизнь переживала свой рассвет. Величайшие умы эпохи приходили работать в университет, появлялись молодые преподаватели с передовыми взглядами. Так, в Московском университете пользовались громадной популярностью лекции по философии профессоров Н.Надеждина и М. Павлова. Соприкасаясь с основами классической немецкой философии, молодые студенты, в том числе и Белинский, переосмысливали и преломляли идеи Шиллинга и Окена в свете российских реалий. Увлечение философией сближало студентов, многие из которых создавали различные общества. Вокруг Белинского сложился кружок «Литературное общество 11-го нумера», в который помимо него входили Герцен, Огарёв, Станкевич, другие. Со многими из них писателя связывала настоящая дружба, сохранившаяся на всю жизнь.

Кроме увлечения философией, Белинский, учившийся на словесном отделении, активно пробовал себя как писатель. Белинский рано почувствовал, что его судьба непременно будет связана с литературой, но какое место уготовано ему на литературном поприще - это еще долго оставалось для него загадкой. В поисках своего призвания он обращается и к "смиренной прозе", и к драме. Именно драматическая повесть "Дмитрий Калинин", завершенная в самом начале 1831 г., становится первой и, как оказалось, единственной попыткой.[11] Лейтмотивом произведения стало категорические непринятие крепостного права. Разумеется, цензуру оно не прошло. Университетские цензоры обвинили Белинского в безнравственности и пригрозили ссылкой. Двадцатилетний юноша, полный новых либеральных идей, был этим настолько поражен, что вскоре заболел.

В 1832 году Белинского исключили из университета из-за «слабого здоровья и ограниченности способностей».

Вся четырнадцатилетняя деятельность Белинского-журналиста распадается на 2 временных периода: московский (1830-ые годы) и петербургский (1840-ые годы).

.1 Московский период

Незадолго до исключения Белинского в университете начал читать лекции Надеждин, еще ранее того заявивший о себе журнально-критическими статьями под псевдонимом Никодима Аристарховича Надоумко. Белинский усердно посещал его лекции, как прежде усердно читал статьи, - и многое из философских и литературных взглядов Надеждина произвело на Белинского сильное впечатление и было усвоено и переработано им. При появлении статьи Белинского "Литературные мечтания", - говорит Пыпин, - первое впечатление многих его товарищей было, что она написана самим Надеждиным: они встретили в ней много мыслей, уже знакомых им по статьям и лекциям этого профессора.[5: гл.4]

Исключенный из университета в сентябре 1832 г., в феврале 1833 г. он знакомится лично с профессором университета Н.И. Надеждиным, издателем журнала "Телескоп" и газеты "Молва", который приглашает его в свои издания в качестве переводчика с французского и корректора. [3: 15] Он помогал ему доставлением переводов каких-то пошлейших польдекоковских романов. Как бы то ни было, идейное влияние Надеждина на Белинского было очень значительным, так что Пыпин называет Белинского "прямым продолжателем" Надеждина. [5: гл.4]

Следует знать, что история умственного развития Белинского разделяется на три резко обозначенных периода. В миросозерцании Белинского этот процесс произошел в такой форме: первая фаза - индивидуальная мораль и нравственный закон в смысле верховного регулятора человеческих действий и отношений; вторая фаза - отрицание всякой морали как логический результат преклонения перед действительностью и ее разумом; третья и окончательная фаза - возвращение к морали в смысле идеала общественной справедливости, с вытекающею отсюда обязанностью реформировать действительность в духе этого идеала. Просим читателя никогда не упускать этого из виду и каждый раз, когда зайдет речь о Белинском, когда он услышит похвалы или порицания ему, - пусть он осведомится, о каком именно Белинском говорится в данном случае. Да, о каком Белинском, потому что, в точном смысле этого слова, мы имеем не одного, а трех Белинских: Белинского двадцатых годов - отвлеченно-благородного проповедника общей человеческой морали; Белинского тридцатых годов - проповедника не только необходимости, но и разумности всего существующего, а стало быть, и того, что противоречит всякой морали, раба и поклонника факта, защитника каких угодно безобразий, раз они реализовались в действительности; наконец, Белинского сороковых годов - умственно и нравственно просветленного могучего деятеля, с верным критерием в руках, строго и отчетливо отделяющего истину от лжи, добро от зла, деятеля, дающего свою поддержку и санкцию тому лишь, что не только необходимо, но и нравственно справедливо.[5: гл.4]

«Отражать такую эпоху, полную прежде всего великодушных порывов, нужно было по преимуществу сердцем, и я решаюсь утверждать, что именно в том, по преимуществу, великое значение Белинского, что у него было великое сердце. Огромно, конечно, и чисто-умственное значение его литературного наследства.» [6:10]

Таков был умственный запас Белинского, когда (в 1834 году) он серьезно заявил о себе статьей "Литературные мечтания. Элегия в прозе", напечатанной в "Молве". Дебют "холодного" критика был блистателен. Статья написана с такой силой убеждения и с такой страстностью пафоса, что производит впечатление даже теперь.

Из воспоминаний Панаева: «Однажды, прохаживаясь по Невскому проспекту, я зашел в кондитерскую Вульфа, в которой получались все русские газеты и журналы. Я подошел к столу, на котором они были разложены, и мне прежде всего попался на глава последний нумер "Молвы". В этом нумере было продолжение статьи под заглавием: "Литературные мечтания.-- Элегия в прозе"2. Это оригинальное название заинтересовало меня: я взял несколько предшествовавших нумеров и принялся читать. Начало этой статьи привело меня в такой восторг, что я охотно бы тотчас поскакал в Москву познакомиться с автором ее и прочесть поскорее ее продолжение, если бы это было можно. Новый, смелый, свежий дух ее так и охватил меня…» [15]

Участвуя в журнале Надеждина, Белинский с мая по декабрь 1835 г. (в связи поездки Надеждина за границу) был официальным временным издателем-редактором "Телескопа".

«Апреля 22. Станкевич в письме к Я.М. Неверову сообщает: "Надеждин, отъезжая за границу, отдает нам "Телескоп"; постараемся из него сделать полезный журнал, хотя для иногородних. По крайней мере, будет отпор "Библиотеке" и странным критикам Шевырева". В тот же день Станкевич писал Бакунину о надеждах кружка, связанных с предстоящей реорганизацией "Телескопа": "Мы намерены его сделать чисто переводным, за исключением библиографии, которая требует у нас прямого человека, с образованием и добрыми намерениями: таков Белинский, которого вы, кажется, у меня видели- он ею заведует.» [14: 315]

«Июня 1. Станкевич пишет Неверову, что Надеждин передал "Телескоп" Белинскому: " С №7 тон вступает в его (Белинского) распоряжение, а мы понемногу будем ему помогать.» [14: 340]

В это время Белинский вплотную столкнулся с практикой работы руководителя журнала. Опираясь на собственный, пусть и недолгий, практический опыт и изучив опыт работы руководителей новых журналов - "Библиотеки для чтения" и "Московского наблюдателя", Белинский преступил к разработке демократической в своей основе "журнальной теории", составной частью которой является искусство руководства журналом.[3: 41]

Анализ писательской деятельности Белинского этой поры вел к рассмотрению его морально-философских, общественных и эстетических взглядов. Не сложившиеся еще в эти годы в законную систему, строившиеся на идеалистической основе, они тем не менее чрезвычайно характерны для будущего материалиста и революционера-демократа самой направленностью поисков молодого мыслителя. В области моральной - это действенная любовь к человеку и ненависть к силам, препятствующим развитию человечества; в области общественной - это горячий патриотизм и демократизм, вера в разум и просвещение; в области эстетической - это поиски народности и реалистических тенденций в искусстве вместе с историческим подходом к его изучению. [13: 32]

В статье «Ничто о ничем, или Отчет г. издателю «Телескопа» за последнее полугодие (1835) русской литературы» («Телескоп». - 1836. - №1-4), которая явилась его первым опытом подготовки обзора литературы за определенный период, Белинский пишет о современных журналах - «Библиотека для чтения» и «Московский наблюдатель». С точки зрения редактирования, интересны аспекты анализа, который провел критик. Так, рассматривая журнал «Библиотека для чтения», Белинский задается целью показать, на какого читателя он рассчитан и в чем причина его успеха. Раскрыв основные черты каждого отела, Белинский приходит к выводу, что «Библиотека для чтения» - журнал провинциальный. Вот причина его силы. Важным качеством журнала критик называет наличие у издания ярко выраженной общей направленности. Интересно, что, хотя «Библиотека для чтения», по мнению Белинского, не отвечает требованиям, предъявляемым к демократическому журналу, он особенно положительно отмечает общность его материалов. «Журнал должен иметь прежде всего физиономию, характер, альманашная безличность для него всего хуже», - пишет он. Основной вывод из данного рассуждения ориентирован на задачи редактора, который, заботясь о разнообразии материалов, должен обеспечивать журналу единое, строго выдержанное направление.

Не менее существенен для редактирования и второй тезис данной статьи: редактор обязан учитывать запросы читателей. «Библиотека для чтения» знает потребности провинциального читателя, именно это сделало ее столь популярной.

Останавливается критик и на средствах достижения популярности журнала. Он критикует «Библиотеку» за «цинический» развязный тон, самохвальство, мелкое остроумничанье в критических рецензиях, за неточные факты в материалах, погоню за сенсацией. [17]

Также отталкиваясь от отрицательного опыта руководителей "Библиотеки для чтения" и "Московского наблюдателя", Белинский в 1836 г. создал обобщенный образ, нарисовал, так сказать положительный портрет издателя (и редактора) журнала. В его представлении, им должен быть человек, обладающий «вкусом, познаниями, талантом публициста, светлостью мысли и огнем слова, деятельный, весь преданный журналу, потому что журнал, так же как искусство и наука, требует всего человека, без раздела, без измен себе; надобно, чтобы этот человек умел возбудить общее участие к своему журналу, завоевать в свою пользу общественное мнение, наделать себе тысячу читателей» [2: II, 240].

Борясь за создание подлинно демократического журнала, рассчитанного на широкий круг читателей, критик уже в пору "телескопского ратования" [2: XI,384] выдвинул ряд условий, которым должен отвечать журнал и выполнение которых входит в прямую обязанность редакции. Это - четко выраженное направление, разнообразие содержания при строгом отборе материала для публикации. "Журнал должен иметь, прежде всего, физиономию, характер: альманашная безличность для него хуже всего. Физиономия и характер журнала состоят в его направлении, его мнении, его господствующем учении, которого он должен быть органом" [2: II,46] - утверждает Белинский.

Направление должно быть четко сформулировано редакцией, - это необходимо в интересах читателя, который заранее должен знать, что представляет собою данный журнал.

«Сентября 1.Цензур. разреш. "Телескопа" № 7. В номере программная литературно-теоретическая и критическая статья Б.: "О русской повести и повестях г. Гоголя".

В статье Белинский формулирует свое понимание поэзии "реальной" и "идеальной", как двух противостоящих один другому творческих методов, которые впоследствии он определит как " объективный" и "субъективный", отказавшись от терминологии 1835 г.» [14: 375]

В "Телескопе" появляется критическая статья "О русской повести и повестях г. Гоголя", которая поставит Белинского в первый ряд русских критиков и теоретиков литературы того времени. Именно здесь он выдвигает и обосновывает положение, которое затем станет ведущим критерием его оценки художественных достоинств произведений: "...в том-то и состоит задача реальной поэзии, чтобы извлекать поэзию жизни из прозы жизни и потрясать души верным изображением этой жизни"[2: I,291].

Уже в первых работах обозначилась ведущая особенность дарования Белинского, его умение ставить любое литературное явление, событие, факт в исторический ряд не только в национальном, но и в общеевропейском контексте, видеть направление художественного развития литературы, отдельных ее поэтических родов и видов, самих талантов писателей. [11]. Успех этих статей, казалось бы, открывал перед Белинским большие перспективы. Но судьба распорядилась иначе. Осенью 1836 г. "Телескоп", как журнал, рискнувший встать в известную оппозицию официальной идеологии, опубликовав первое "Философическое письмо" П. Я. Чаадаева, закрывают, и Белинский остается без места. Напуганные страстностью и бескомпромиссностью суждений молодого критика, который открыто заявлял, что "щадить посредственность, бездарность, невежество или барышничество в литературе значит способствовать к их усилению"[2: I,125], и считал своим долгом "преследовать литературным судом литературные штуки всякого рода, обличать шарлатанство и бездарность" [2: I,310-311], издатели боятся привлекать к сотрудничеству такого "беспокойного" человека. Для Белинского наступают тяжелые времена. Он остается без журнала именно тогда, когда, по его словам, "руки чешутся и статей в голове много шевелится, так что рад ко всему привязаться, чтоб только поговорить печатно" [2: XI, 125]. Больше года ему не удается напечатать ни статьи, ни рецензии. "Да, - горестно вырывается у него в одном из писем, - грустно молчать, когда хочется говорить и иногда есть что сказать!" [2: XI, 129]. Бездействие тяжело угнетает Белинского, отчетливо сознававшего, что "только труд может сделать человека счастливым, приводя его душу в ясность, гармонию и довольство самим собою" [2: XI, 135].

Друзья (В. П. Боткин, М. А. Бакунин, Н. В. Станкевич и другие), обеспокоенные физическим и нравственным состоянием Белинского, на свои средства отправляют его лечиться на Кавказ. [11]

Сотрудничая в "Телескопе" и "Молве", Белинский вел острую полемику с журналом "Московский наблюдатель". Созданный на акционерных началах журнал выходил с 1835 г. Редактором был ученый статистик и экономист В.П. Андросов, отдел критики возглавлял Шевырев. Белинский раскрыл антидемократический характер общественно-литературной позиции этого журнала. Журнал не пользовался успехом у читателей. Выступления Белинского окончательно подорвал авторитет "Московского наблюдателя". В феврале 1838 г. сотрудники "Московского наблюдателя" покидают журнал. Официальный редактор В.П. Андросов в марте сдает журнал в аренду типографщику Н.С. Степанову, который, приняв на себя функции издателя, предложил Белинскому стать неофициальным редактором и фактически распорядителем журнала.[4:8] За год с небольшим (с марта 1838 г. до июля 1839 г.) Белинский напечатал в "Московском наблюдателе" более ста двадцати статей, рецензий и заметок.

«Августа 10. Б. в письме к Панаеву делится своими соображениями о реорганизации "Московского наблюдателя" и мечтает хотя бы о "1500 или около 2000 подписчиках".» [4:405]

« Ноябрь 16. Главное управление цензуры извещает Московский цензурный комитет об удовлетворении им 7 ноября ходатайства издателя "Московского наблюдателя" о превращении его журнала из двухнедельного в ежемесячный.»[14: 408]

«Декабря 3. Публикация в "Московских ведомостях" объявления о подписке на "Московский наблюдатель", реорганизуемый с 1 января 1839 г. в ежемесячный журнал, "умноженный против прежнего 40 печатными листами" и рассчитанный на "читателей обоих полов и всех возрастов" (МВед., 1838, № 97).»[14: 410]

Он писал в Петербург И.И. Панаеву 26 апреля 1838 г.: " Теперь мне во что бы то ни стало, хоть из кожи вылезть, а надо постараться не ударить лицом в грязь и показать, чем должен быть журнал в наше время."[2: XI,234]

Белинский горячо взялся за дело: ведь фактически это был его первый самостоятельный журнал. Он тотчас привлек всех своих близких людей, участников кружка Станкевича: Бакунина, Боткина, Аксакова, Клюшникова, а также новых своих знакомых, становившихся уже известными литераторами; из них, конечно, в первую очередь следует назвать Кольцова. Идеологами журнала были Белинский и Бакунин. Бакунин возглавил философский отдел, пропагандировал и публиковал в журнале Гегеля; Белинский руководил литературной критикой. Правда ни Бакунин, ни Боткин, ни другие товарищи Белинского не отличались усидчивостью, необходимой для размеренной журнальной работы, и вскоре Белинский вынужден был чуть ли не единолично заниматься журналом. [8: 54]

"Московский наблюдатель" при Белинском - это совершенно новый журнал, лишь с прежним названием. Белинский, на котором лежала вся редакторская и организаторская работа по журналу (привлечение сотрудников, правка материала, составление номера, сношение с цензурой и типографией, вычитка корректуры и др.), много сил приложил к тому. чтобы освободить журнал от свойственной ему раннее "альманачной безличности" и превратить в полноценный журнал- с твердым направлением, хорошо поставленными отделами критики и библиографии. [4:10] Критик писал весной в " Русские журналы": " Важнейшее отделение всякого журнала- критика и библиография; они, можно сказать,- душа, жизнь его, потому что в них резче всего высказывается его направление, сила и достоинство." [2: III,175]

Он работает в течение года. Получив возможность печататься, он с жадностью набрасывается на работу. Свыше ста его статей, рецензий, заметок, а также драма "Пятидесятилетний дядюшка" увидели свет на страницах этого журнала.

"Московский наблюдатель" стал серьезным, идеологически прочным и целостным журналом, но философские и сугубо научные статьи не могли оживить журнал, он по-прежнему оставался непопулярным. Плохой подписке способствовали и внешние факторы. Белинский оказался весьма непрактичным редактором, это очень быстро раскусил типографщик Степанов, который не соблюдал сроков напечатания, отодвигал листы журнала ради каких-нибудь более прибыльных изданий; из-за этого книжки журнала страшно опаздывали. Всячески помешать выходу журнала стремился и Московский цензурный комитет, не забывший, кто такой Белинский. Подписка на «Московский наблюдатель падала и падала, возникла угроза работы в убыток, друзья стали охладевать, и летом 1839 г., через год с небольшим после прихода к руководству группы Белинского, журнал прекратил свое существование. [8:56]

Вот, что писал Панаев в своих воспоминаниях: «Надобно сказать, что Белинский в первые же дни нашего знакомства, сообщая мне о погибели "Наблюдателя", объявил, что он не прочь был бы переехать в Петербург и принять на себя критический отдел в "Отечественных записках". Я не скрыл от него, как Краевский отзывается о нем. -- Он вполне надеется, - прибавил я, - что Межевич оживит его журнал своей критикой, и я оставил их в самом приятном и дружеском расположении.

Белинский горько улыбнулся. -- Ну, нечего сказать, хорош ваш Краевский!.. Да ведь этот Межевич - бесталаннейший смертный, совершенная тупица... Межевич ничего не может сделать, ему понадобится непременно другой человек; а вы между тем напишите ему, что я не прочь... разумеется, за хорошее вознаграждение; напишите, что у меня есть статья о "Менцеле" - и расхвалите ее, разумеется, как можно больше и что эту статью я предназначаю для его журнала... Она еще не написана, - ну, да это все равно. Сблизьте меня как-нибудь с ним, да обделайте это дело половчее... Не говорите ему о моей нищете; он, пользуясь этим, еще, пожалуй, прижмет меня".» [15]

Какая, подумаешь, необычайная "тонкость обращения"! Сколько дипломатии обнаруживает этот критик Макиавелли и каково придется бедному редактору в сношениях с таким хитрейшим сотрудником! Панаев сделал свое дело, и как только Белинский вступил в непосредственные сношения с Краевским, все его белыми нитками шитые хитрости пошли прахом: он сейчас же забрал у Краевского денег вперед на уплату долгов и на отъезд из Москвы и за одну тысячу рублей серебром в год принял на себя весь критический и библиографический отдел "Отечественных записок". Вот это называется ловко обделать выгодное дело! Андрей Краевский не имел ни малейшей роли в развитии понятий и идей Белинского, и мы на его личности останавливаться не намерены.[5: гл.6]

.2 Петербургский период

В течении июля - октября 1839 г. Белинский был московским корреспондентом изданий Краевского. В конце октября Белинский переезжает в Петербург и становится основным сотрудником и фактическим редактором таких отделов в "Отечественных записках", как "Критика" и "Современная библиографическая хроника". Сотрудничество Белинского в изданиях Краевского - самый длительный по времени и самый плодотворный период в творческом плане. За этот период Белинский поместил в изданиях свыше 600 своих материалов, различных по темам и жанрам.

С приходом Белинского "Отечественные записки" превращаются в самый передовой и самый популярный журнал в России тех лет. На его страницах полностью раскрывается критический и публицистический талант Белинского как выдающегося мыслителя своего времени.

Сотрудничество в "Отечественных записках" содействовало превращению их в центр современной журналистики, в "единственный, по его словам, журнал на Руси, в котором находит себе место и убежище честное, благородное и... умное мнение..."[9: 8] Широко известно его изречение из письма Боткину:" Умру на журнале и в гроб велю положить под голову книжку "Отечественных записок". Я литератор - говорю это с болезненным и вместе с тем радостным и гордым убеждением. Литературе расейской моя жизни и моя кровь."[2: I,305] Опубликованные в "Отечественных записках" в течение 6-ти лет статьи Белинского составляют свыше 6-ти томов академического Собрания сочинений.

Начиная с 1841 г., в "Отечественных записках" выходят его знаменитые годичные обозрения русской литературы, где затрагивались вопросы и общественной жизни России. Здесь увидели свет его важнейшие статьи о творчестве Державина, Крылова, Грибоедова, Лермонтова, Гоголя, Кольцова и других русских писателей, а также цикл "Сочинения Александра Пушкина".[11] В своих многочисленных работах - обзорах, заметках, рецензиях, общее число которых исчисляется несколькими сотнями, Белинский неуклонно выполнял тот завет, которым открыл петербургский период своей жизни и деятельности: "...пока рука держит перо, пока в душе еще не остыли ни благородное негодование, ни горячая любовь к истине и благу, - не прятаться, а идти навстречу этой гнусной действительности буду я" [2: XI, 483]. И он шел навстречу ей прямо, не сгибаясь, ни разу не изменив своему правилу: "Я не люблю уступать, это не в моей натуре" [2: XI, 327].

Возглавляя отдел критики и библиографии, Белинский должен был ежемесячно в каждый номер "Отечественных записок" написать большую статью и с десяток рецензий на вышедшие книги чуть ли не во всех областях знаний. Это требовало от критика поистине энциклопедичности. Объем написанного Белинским в один номер составлял обычно несколько авторских листов. "...Хорошо, - замечает он, - какому-нибудь ретушёру издать в год брошюрку, много две. А тут напишешь 5 полулистов, да и шлешь в типографию, а прочие дуешь, как бог велит, а тут еще Краевский (редактор журнала. - А. К.) стоит с палкою да погоняет" [2: XII, 19]. Так было в январе 1841 г., на втором году работы в "Отечественных записках", а уже в апреле 1842 г. у Белинского невольно вырывается: "Хочется отдохнуть и поменьше иметь работы" [2: XII, 94]. Однако ни то, ни другое было нереально. Наоборот, по мере роста популярности и авторитета "Отечественных записок" увеличиваются и претензии редактора, вынуждавшего критика писать "горы", делать работу, "которой достало бы на пятерых" и после которой каждый раз, по признанию Белинского, "болит рука и не держит пера" [2: XII, 129, 134]

В конце 1845 года Белинский, так много и плодотворно поработавший для "Отечественных записок", должен был оставить этот журнал из-за каких-то несогласий с его редакцией. Конечно, в этих несогласиях гораздо меньше удивительного, нежели в шестилетнем "согласии" между такими антиподами, как Белинский и Краевский. На вопросы своих московских друзей - как должны смотреть они на этот разрыв, - Белинский писал: "отвечаю утвердительно: радоваться; дело идет не только о здоровье, о жизни, но и уме моем. Ведь я тупею со дня на день. Памяти нет, в голове хаос от русских книг, а в руке всегда готовые общие места и казенная манера писать обо всем. Ты не знаешь этого положения. А что я могу прожить и без "Отечественных записок", может быть, еще лучше, это, кажется, ясно. В голове у меня много дельных предприятий и затей, которые при прочих занятиях никогда бы не выполнились, и у меня есть теперь имя, а это много".

Последние полтора года творческой деятельности Белинского (январь 1847 г. - апрель 1848 г.) связаны с журналом Некрасова и Панаева "Современник", в котором он поместил более сорока своих критико-публицистических работ. Издатели "Современника" договорились с профессором, литератором и цензором А.В. Никитенко о том, что Белинский станет официальным редактором журнала без права влияния на его направление.[9: 10] Белинский, возглавляя критический отдел в редакции "Современника", фактически определял идейную и литературно-эстетическую программу журнала. Время требовало другого типа журнала, отвечающего повышенному интересу читателей к энциклопедическому изданию "с направлением", к общественным, экономическим и научно-практическим вопросам, к художественным произведениям современной проблематики. в таком направлении и была произведена реорганизация "С", осуществленная под непосредственным руководством Белинского.[4: 14]

Как известно, на пост официального редактора "Современника" был приглашен А.В. Никитенко. Но фактическим редактором и идейным руководителем реорганизованного "Современника", по мнению Некрасова и Панаева, должен был стать Белинский. И он им стал с самого начала издания обновленного журнала. "Состав каждой книжки апробируется Белинским",- сообщал Панаев. Н.Х. Кетчеру 7 февраля 1847 г. " Никто, кроме Белинского, не был хозяином содержания журнала",- свидетельствовал позже Некрасов. Сам Белинский с удовлетворением писал Боткину в ноябре 1847 г.: " Не Некрасов говорит мне, что я должен делать, а я уведомляю Некрасова, что я хочу или считаю нужным делать.[2: XII, 415].

Программными произведениями Белинского были 2 годовых обозрения: "Взгляды на русскую литературу 1846 года" и "Взгляды на литературу 1847 года".

Участие в "Современнике" - заключительный период в жизни и деятельности Белинского, самый зрелый идейно и профессионально. Белинский был не только активным сотрудником журнала, но и его идейным руководителем и вдохновителем. Освобожденный от изнурительной журнальной поденщины, Белинский впервые в жизни смог отдавать свои угасающие силы серьезной работе, важной и нужной для журнала и интересной ему лично.

Белинский работал для "Современника" буквально до конца жизни, смертельно больным, не вставая с постели. В апрельском номере журнала за 1848 г. опубликованы три последние его работы (две рецензии и "Некролог П.С. Мочалова"), а 7 июня его не стало.

Ушел из жизни человек, в чьем "хилом теле обитала мощная гладиаторская натура", ушел с твердой верой в счастливое будущее своей Родины и своего народа, оставив неизгладимый след в благодарной памяти и современников, и последующих поколений. Заветы и уроки Белинского сохраняют жизненную силу и сейчас во многих областях культуры, в частности и особенности в области теории, истории и практики печати. [4: 17,18]

Глава 2. Основные достижения и открытия в области редакторской деятельности

В Белинском удачно сочеталось ясное понимание необходимости и полезности журнальной деятельности с его талантом и личной склонностью к этому роду занятий. "Журналисты, как и поэты, родятся и бывают ими по призванию" [2: I, 89]- писал Белинский в своем журналистском дебюте " Литературные мечтания"(1834). И сам он являл собою пример такого журналиста, для которого участие в периодических изданиях было, по его собственным словам, "призванием и ремеслом вместе"[2: XI, 293].

Он в сфере своей деятельности также творил по-своему, т. е. угадывал смысл явления, чуял в нем правду или ложь, определял характер его, и если явление представляло пищу увлечению, он доверчиво увлекался сам и увлекал других. Пережив впечатление в самом себе, истратив на него потоки, более или менее горячих, печатных или изустных, импровизаций, он потом оставался ему верен уже в той доле правды, не какую он видел в пылу увлечения, а какая действительно была в нем - и относился к нему умереннее.[7]

Белинский так прочно связал себя с журналистикой не только по своим личным склонностям и способностям к данному роду деятельности, но и по сознанию того, что в самодержавно-крепостнической России, при полном отсутствии условий для общественно-политической деятельности, журналистика является наиболее действенным средством формирования общественного мнения, воспитания и образования современников в духе передовых общественных, научных и эстетических идей. Он и старался превратить журналы, в которых сотрудничал, в своего рода заочный университет для широкого круга читателей. Для самого Белинского журнал стал подлинной трибуной, с которой по всей России разносилась его смелая, мужественная мысль, облаченная в страстное, огненное слово.

Во времена Белинского политика не допускалась на страницы частной периодики. В этих условиях чрезвычайно важную роль приобрели в русских журналах отделы литературной критики и библиографии. По ним судили не только о литературном, но и об общественном направлении журнала, о его влиянии на публику. Прекрасно понимая это, Белинский с одинаковой серьезностью относился ко всем видам литературно-критической деятельности - будь то "большая критика" (годовые обозрения литературы, критические и теоретические статьи) или "малая критика" (рецензии, библиографические заметки, известия), или будь то работа по руководству журналом, прежде всего отделами критики и библиографии.

Лишенный возможности писать открыто о политике в подцензурной печати, Белинский придал литературной критике публицистический характер: он умел в рамках литературно-критической статьи и рецензии, в самом процессе анализа литературного произведения затрагивать острые вопросы феодально-крепостнической действительности, создавать, по словам Герцена, " те ядовитые статьи, трепещущие от негодования, те обвинительные акты, которые так поражали читателей." [3: 25]

С грустью констатируя, что "у нас еще мало читателей" Белинский обращается к издателям и редакторам журналов: " Итак, старайтесь умножить читателей: это первая и священнейшая ваша обязанность. Не пренебрегайте для этого никакими средствами, кроме предосудительных, наклоняйтесь до своих читателей, если они слишком малы ростом, пережевывайте им пищу. если они слишком слабы... Заставьте думать, что вы наклоняетесь хоть вы и стоите прямо."[2: II, 46,47]

Важнейшей задачей журнала Белинский считал не только определение и удовлетворение читательских интересов, но и руководство этими интересами, участие в общественном, научном и эстетическом воспитании читателей.

В трудах В.Г. Белинского рассматриваются собственно издания и произведения литературы. Он создал целое учение о журнализме, рассматривая журнал как вид издания, обосновал специфику подготовки собраний сочинений. В работах критика поднимаются вопросы о целях и задачах печати в России, о характере журнала и его отделов, о разновидностях периодических изданий и отличии журнала от газеты, о типах статей, методах организации и способах изложения материала, языке и стиле газетных статей.[17]

Еще в пору сотрудничества в московских периодических изданиях Белинский начал создавать свой журналистский кодекс, однако только в 1840-ые годы ему удалось выработать стройную систему взглядов по вопросам журналистики, по теории, истории и практике периодической печати.[3: 22]

«Журналистский кодекс» Белинского включает в себя 3 аспекта:

каким должен быть журналист (и критик), т.е. учение об обязанностях, о гражданском долге работника печати, нравственный облик которого нарисован Белинским (сам он полностью отвечал высказанным требованиям);

учение о характере, типе журнала демократического направления, рассчитанного на широкие читательские круги;

как нужно писать для журнала, т.е. разработка методов и способов подачи журнального материала, раскрытие самого понятия "журнальная статья".

Борясь за создание подлинного демократического журнала, рассчитанного на широкий круг читателей, Белинский разработал свои положения о журнале, выдвинул ряд условий, которым должен соответствовать журнал, сформулировал основные принципы организации журнала, наметил типы журнальных изданий, определил отличие журнала от газет. Он также разработал целую систему способов и приемов, при помощи которых журнал может привлечь и удержать при себе читателей и тем самым принести им существенную пользу. Здесь он большую роль отводил издателю-редактору, искусству руководства журналом, мастерству ведения "журнального дела".

Разрабатывая теорию журнала Белинский выделял 3 основных проблемы: содержание журнала, направление журнала, журнал и читатель.[3: 27]

Важнейший аспект журналистского кодекса Белинского - это его учение о характере, типе журнальной статьи. Белинский показал не только то, о чем нужно писать в журнале, но и то, как подавать самый журнальный материал. он прекрасно понимал, что журнальные статьи должны сообразоваться с тем читателем, к которому обращается журналист. И поскольку журнал, по мнению Белинского, следует издавать "для всех", то его публикации должны быть написаны так, чтобы любой читатель до конца их понял и хорошо усвоил. Поэтому большое значение придавал форме журнальной публикаций.[3: 34]

Энциклопедический журнал- это не специальное издание, не ученый сборник, поэтому авторы должны излагать материал просто. Ясно, понятно, доходчиво, не боясь повторений, пояснительных примеров, дополнительных аргументов. О сложном в журнале нужно писать просто и увлекательно, но ни в коем случае не измельчая этого сложного.[3: 37]

В 40-ые годы Белинский серьезно изучал русскую периодику XVIII- первой половины XIX века. По существу, он был первым историком отечественной журналистики. Из своих предшественников на журнальном поприще он выделял Н.М. Карамзина, руководителя "Московского журнала" и "Вестник Европы", а также Н.А. Полевого, издателя-редактора "Московского телеграфа". В суждениях Белинского о них хорошо вырисовывается его собственное понимание, как нужно издавать и редактировать журнал. Собственный практический опыт Белинский по руководству журналом, его многочисленные высказывания по вопросам ведения журнального дела - это настоящая школа профессионального мастерства для последующих деятелей передовой русской журналистики. Здесь Белинский предстает перед нами как проницательный и дальновидный организатор и руководитель печатного органа. Думается, опыт и мысли его в этой области журналистской деятельности полезно внимательно изучать и сегодня. [4: 18]

Особенно много ценных советов высказано Белинским осенью 1847 г. в адрес "Современника" будущего года. Из них следует, что "Современник" мыслился Белинским как самый лучший российский энциклопедический журнал - по своему общественно-литературному направлению, по содержанию всех отделов вместе и каждого в отдельности, как журнал, читаемый "большинством публики". Рекомендации Белинского, отражающие демократическое решение им проблемы "журнал и читатель", центральной проблеме его творчества, а также требование учитывать запросы времени идут по следующим 6-ти основным линиям[4: 17]:

Продолжить и усилить публикацию "русских повестей с гоголевским направлением", которые теперь "дороже всего для русской публики" [2: XII, 408]

Удовлетворяя желания читателей, сделать библиографию более полной и живой.

В соответствии с запросами времени и интересами читателей чаще помещать статьи по части политической экономии и "раздвинуть пределы библиографии".

Сотрудникам и редакции иметь ясное представление, "что такое журнал и чем он должен отличаться ото всего, что не есть журнал." [2: XII, 409]

Требовать от сотрудников журнала "умения писать для публики, а не для записных читателей и писателей" [2: XII, 411]

Издателям "Современника" помнить о необходимости рекламы журнала. Сам Белинский понимал немалую роль рекламы в деле журналистики.

Белинского интересовал и язык переводов. Он писал: «Переводы необходимы и для образования нашего, еще не установившегося языка, только посредством их можно образовать из него такой орган, на коем бы можно было разыгрывать все неисчислимые разнообразные вариации человеческой мысли.[2: V,305]

Много внимания уделял Белинский книжным изданиям. Белинский осудил принципы редактирования «Истории государства Российского» Карамзина, имея в виду «благой и мудрый совет - частию посократить, частию повыбросить примечания», который дали Смирдину писатели Ф.В. Булгарин, Н.И. Греч, О.И. Сенковский. Он недоумевает: «Зачем это было сделано? Затем, чтоб книжка была тоньше, издание обошлось дешевле, и его можно было бы пустить в продажу». Критически отнесся он и к другому изданию, в основном подчеркивая небрежность редактора. Он писал: «Худшее издание сочинений Богдановича - это, бессомненно, смирдинское 1846 года, который перепортил текст во всех наших авторах. У Ломоносова, Карамзина, Капниста, Лермонтова, словом, у всех, где не достает стихов, где они переломаны, где переставлены с места на место, даже у Карамзина один стих из 37 куплета попал вперед, в 12. Там вышло 7 стихов, а тут 9. Такие издания - стыд наших типографий» [2: XI, 311]

Заключение

Итак, нами была проведена работа по изучению творческой деятельности В.Г. Белинского. Мы подробно остановились на рассмотрении редакционной деятельности критика во второй половине XIX века: его работа в таких изданиях как журнал «Телескоп», газета «Молва», журнал «Московский наблюдатель», журналы «Отечественные записки» и «Современник».

Белинский создал целое учение о журнализме, рассматривая журнал как вид издания, обосновал специфику подготовки собраний сочинений. Он является одним из родоначальников такой области творчества как журналистика и публицистика В работах критика поднимаются вопросы о целях и задачах печати в России, о характере журнала и его отделов, о разновидностях периодических изданий и отличии журнала от газеты, о типах статей, методах организации и способах изложения материала, языке и стиле газетных статей. Он старался превратить журналы, в которых сотрудничал, в своего рода заочный университет для широкого круга читателей. Он также разработал целую систему способов и приемов, при помощи которых журнал может привлечь и удержать при себе читателей и тем самым принести им существенную пользу. Разрабатывая теорию журнала Белинский выделял 3 основных проблемы: содержание журнала, направление журнала, журнал и читатель.

Белинский создал свой «журналистский кодекс», в котором выдвинул основные требования к редакторам и издателям, типу и характеру журналов и газет, методам и способам подачи журнального материала.

Цели, поставленные нами во введении, были реализованы. Таким образом, можем говорить об успешно проведенном исследовании, которое может иметь практическое и теоретическое значение в современном литературоведении.

Список литературы

1.Белинский, В.Г.: электронное научное здание [Электронный ресурс] // #"justify">.Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений В. Г. Белинского: в 12 т. / под ред. и с прим. С.А. Венгерова. - С.-Петербург: типография М.М. Стасюлевича, 1900-1948.

.Березина В.Г. Белинский-журналист. Теория. История. Практика / Под ред. Л.П. Громовой - СПб.: Роза мира, 2005. - 280 с.

.Березина В.Г. Этюды о Белинском - журналисте и критике. [Текст] / Березина В.Г. - СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1991 - 128 с.

.Биографический очерк М. А. Протопопова - Виссарион Белинский. Его жизнь и литературная деятельность. [Электронный ресурс] URL: #"justify">.Венгеров С. А. Эпоха Белинского: (общий очерк): публичная лекция / С. А. Венгеров. - СПб.: Типография т-ва «Общественная польза», 1905. - 47 с.

.Гончаров, И. А.. Заметки о личности Белинского. [Электронный ресурс]// #"justify">.Егоров, Б.Ф. Литературно-критическая деятельность В.Г. Белинского. Пособие для учителя./ Егоров Б.Ф. - М.: Просвещение, 1982.- 175 с.

.Жизнь и творчество В.Г. Белинского: Материалы для выставки в школе и детской библиотеке/ Сост. и вступит. ст. М. Т. Пинаева; Оформл. Г. Ордынского. - М.: Дет. лит., 1986. - 64 с.

.Иванов, Д.П. Несколько мелочных данных для биографии В.Г. Белинского. URL: #"justify">.Курилов, А.С. Виссарион Белинский. [Электронный ресурс] URL: #"justify">.Мануйлов В. А. Белинский в Петербурге / В. А. Мануйлов, Г. П. Семенова. - Л.: Лениздат, 1979. - 335 с.

.Нечаева В.С. В. Г Белинский. Учение в университете и работа в «Телескопе» и «Молве». 1829-1836 / В. С. Нечаева. - М.: Изд-во АН СССР, 1954. - 488 с.

.Оксман Ю. Летопись жизни и творчества В.Г. Белинского. [Текст] / Ю. Оксман. - М.: Худож. лит., 1958. - 643 с..

.Панаев, И.И.. Из "Литературных воспоминаний"\\ В. Г. Белинский в воспоминаниях современников. [Электронный ресурс] URL: #"justify">.Прохоров Е.П. В.Г. Белинский / Е.П. Прохоров. - М.: Мысль, 1978. - 191 с.

.Редактирование. Общий курс: Учебник для вузов./Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т. [Электронный ресурс] / URL: #"justify">.Соболев, П.В. Эстетика Белинского./ Соболев П.В. - М.: Искусство, 1978.- 240 с.

.Тихонова Е.Ю. Человек без маски. В.Г. Белинский: Грани творчества [Текст] / Тихонова Е.Ю. - М.: Совпадение, 2006. - 297 с.

.Ямпольский, И. Поэты и прозаики: Статьи о русских писателях XIX- начала XX века./ Ямпольский И. - Л.: Сов. писатель, 1986. - 178-184 с.

Похожие работы на - Вклад Белинского в развитие редакторской деятельности второй половины XIX века

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!