Лексикон учащихся 6 классов средней школы
IІ
всероссийский конкурс научно-исследовательских работ учащихся школ
международного бакалавриата
«Наука и
познание в развитии личности ребёнка»
Секция: Мир
как текст
МАОУ «СОШ №7
с углублённым изучением английского языка»
ДОКЛАД
Лексикон
учащихся 6 классов средней
школы
Учащиеся 6 В
класса: Соболев Д.,
Шакурова
С.,
Макарова С.,
Чупин
Е.,
Фединцева
А.
Научный
руководитель: Учитель русского
языка
Баранникова
Марина Станиславовна
г.
Пермь - 2012
Содержание:
Введение
.
Диалектная
лексика
.
Профессиональная
лексика
.
Русский
молодёжный сленг
Заключение
Список
литературы
Введение
Русский язык - национальный язык русского
народа. На русском языке говорят свыше, чем 250 млн. человек, в том числе и в
России - 143,7 млн., а также 88,8 млн. в других государствах, входивших в СССР
(по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года).
Объектом исследования является устная речь
учащихся 6 классов.
Наша гипотеза такова: мы предполагаем, что в
речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг - это
часто употребляемая лексика молодёжи, а диалектизмы и специальные слова
встречаются в речи современной молодёжи довольно-таки
редко.
Методы и приёмы исследования: анализ научной и
методической литературы, анкетирование, сбор лексики, математические расчёты.
Цели проекта:
1. Определить
количественный состав и виды лексики в речи учащихся;
. Изучить
профессиональную лексику учащихся;
. Изучить
диалектные слова в речи учащихся;
. Изучить
сленг школьников 6 параллели.
1.
Диалектная
лексика в речи учащихся
К диалектной лексике относятся слова,
распространение которых, ограничено той или иной территорией. Они имеют
фонетические, морфологические и синтаксические особенности.
Но и в речь учащихся диалектизмы проникают
благодаря общению со старшими людьми.
В результате анкетирования было выявлено, что
диалектная лексика встречается очень редко в лексиконе учащихся 6 классов.
Мы попытались выделить несколько основных причин
редкого употребления диалектов:
. Одни
утверждают, что диалектизмы чаще всего встречаются в речи людей пожилого
возраста;
. Некоторые
считают, что в наши дни это не актуально;
. Другие
даже не имеют понятия о диалектизмах.
Конечно, жаль диалекты! С ними из языка уходит
какой-то особый привкус,
аромат. Впрочем, они навсегда остались, записанные в специальных словарях. И
если кого-то эта тема
заинтересует, то любой сможет открыть такой словарь и узнать все как можно
подробнее.
Диалектные слова в речи учащихся 6 классов МАОУ
«СОШ №7»:
· Синявка - сыроежка
· Шоркать - тереть
· Обратно - опять
· Паут - овод
· Вехотка - мочалка
· Ничё - ничего
· Кулёма - неряшливый человек
2.
Профессиональные
слова в лексиконе учащихся
К специальной лексике ограниченного употребления
относятся термины и профессионализмы.
Из лексикона родителей подобные слова переходят
в лексикон детей.
В результате анкетирования были выявлены
некоторые профессиональные слова, которые знают и употребляют учащиеся 6
классов:
· Медикаменты - лекарства
· Педиатр - детский врач
· Мировоззрение - точка зрения
· Дискуссия - спор
· Аргумент - довод
· Гипотеза - предположение
· Мольберт - подставка для холста,
работы художника
· Имплант - используется врачами-стоматологами
· Форвард - нападающий в футболе
Значение многих слов в процессе развития языка
может существенно изменяться. Одни значения развиваются, вторые - утрачиваются.
В связи с этим первоначальное значение может «забываться».
3.
Русский
молодёжный сленг
На основе анкетирования была составлена таблица
наиболее употребляемого сленга учеников 6 классов нашей школы.
· Здорово - здравствуй
· Клава - клавиатура
· Чувак - человек
· Супер, класс - отлично
· Локаторы - уши
· Смыться - уйти, убежать
· Башка - голова
· Кайфовать - получать удовольствие
· Предки - родители
В отличие от диалектной и профессиональной
лексики, сленг употребляется наиболее часто.
диалектный термин профессионализм
сленг
Заключение
Однажды в 5 классе у нас был проведен урок
классного часа на тему Интернет-общения. Оказалось, что школьники чаще всего
используют сленг. Нас заинтересовала эта тема, и мы попытались раскрыть её в
нашем проекте, что у нас замечательно получилось.
Учащиеся обычно знают больше слов, чем
употребляют их фактически в своей речи. Они узнают новые слова из многих источников:
в результате чтения, из речи учителя, от взрослых. Необходимо всемерно
расширять, обогащать свой словарь.
Исследование необщеупотребительной лексики в
речи учащихся доказывает наличие в лексиконе школьников сленга, диалектной и
профессиональной лексики. Нужно учиться уместно использовать данную лексику в
соответствии с ситуацией общения, знать о невозможности её применения в
нормированной речи. Чтобы избавиться от отрицательного влияния
необщеупотребительной лексики, надо хорошо знать нормы русского литературного
языка - нормы произношения, правописания, словоизменения, ударения.
Мы хотели бы вновь вернуться к своей гипотезе.
Она оказалась верна. Сленг занимает 1 место по употребляемости (38 человек), 2
место занимает профессиональная лексика (19 человек) и 3 место - диалектная (14
человек):
Из диаграммы следует, что сленг употребляется
гораздо чаще, чем диалектизмы и профессионализмы.
Список использованной литературы:
.
Соколова,
В.В. Культура речи и культура общения /
В.В.
Соколова. - М: Просвещение, 1995.
.
Ожегов,
С.И. Словарь русского языка /
С.И.
Ожегов. - М: Русский язык, 1994