Лексикон учащихся 6 классов средней школы

  • Вид работы:
    Учебное пособие
  • Предмет:
    Английский
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,98 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Лексикон учащихся 6 классов средней школы

IІ всероссийский конкурс научно-исследовательских работ учащихся школ международного бакалавриата

«Наука и познание в развитии личности ребёнка»

Секция: Мир как текст

МАОУ «СОШ №7 с углублённым изучением английского языка»







ДОКЛАД

Лексикон учащихся 6 классов средней школы



Учащиеся 6 В класса: Соболев Д., Шакурова С.,

Макарова С., Чупин Е., Фединцева А.

Научный руководитель: Учитель русского языка

Баранникова Марина Станиславовна




г. Пермь - 2012

Содержание:

Введение

. Диалектная лексика

. Профессиональная лексика

. Русский молодёжный сленг

Заключение

Список литературы

Введение

Русский язык - национальный язык русского народа. На русском языке говорят свыше, чем 250 млн. человек, в том числе и в России - 143,7 млн., а также 88,8 млн. в других государствах, входивших в СССР (по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года).

Объектом исследования является устная речь учащихся 6 классов.

Наша гипотеза такова: мы предполагаем, что в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг - это часто употребляемая лексика молодёжи, а диалектизмы и специальные слова встречаются в речи современной молодёжи довольно-таки редко.

Методы и приёмы исследования: анализ научной и методической литературы, анкетирование, сбор лексики, математические расчёты.

Цели проекта:

1. Определить количественный состав и виды лексики в речи учащихся;

. Изучить профессиональную лексику учащихся;

. Изучить диалектные слова в речи учащихся;

. Изучить сленг школьников 6 параллели.

1. Диалектная лексика в речи учащихся

К диалектной лексике относятся слова, распространение которых, ограничено той или иной территорией. Они имеют фонетические, морфологические и синтаксические особенности.

Но и в речь учащихся диалектизмы проникают благодаря общению со старшими людьми.

В результате анкетирования было выявлено, что диалектная лексика встречается очень редко в лексиконе учащихся 6 классов.

Мы попытались выделить несколько основных причин редкого употребления диалектов:

. Одни утверждают, что диалектизмы чаще всего встречаются в речи людей пожилого возраста;

. Некоторые считают, что в наши дни это не актуально;

. Другие даже не имеют понятия о диалектизмах.

Конечно, жаль диалекты! С ними из языка уходит какой-то особый привкус, аромат. Впрочем, они навсегда остались, записанные в специальных словарях. И если кого-то эта тема заинтересует, то любой сможет открыть такой словарь и узнать все как можно подробнее.

Диалектные слова в речи учащихся 6 классов МАОУ «СОШ №7»:

·  Синявка - сыроежка

·  Шоркать - тереть

·        Обратно - опять

·        Паут - овод

·        Вехотка - мочалка

·        Ничё - ничего

·        Кулёма - неряшливый человек

2. Профессиональные слова в лексиконе учащихся

К специальной лексике ограниченного употребления относятся термины и профессионализмы.

Из лексикона родителей подобные слова переходят в лексикон детей.

В результате анкетирования были выявлены некоторые профессиональные слова, которые знают и употребляют учащиеся 6 классов:

·  Медикаменты - лекарства

·        Педиатр - детский врач

·        Мировоззрение - точка зрения

·        Дискуссия - спор

·        Аргумент - довод

·        Гипотеза - предположение

·        Мольберт - подставка для холста, работы художника

·        Имплант - используется врачами-стоматологами

·        Форвард - нападающий в футболе

Значение многих слов в процессе развития языка может существенно изменяться. Одни значения развиваются, вторые - утрачиваются. В связи с этим первоначальное значение может «забываться».

3. Русский молодёжный сленг

На основе анкетирования была составлена таблица наиболее употребляемого сленга учеников 6 классов нашей школы.

·  Здорово - здравствуй

·        Клава - клавиатура

·        Чувак - человек

·        Супер, класс - отлично

·        Локаторы - уши

·        Смыться - уйти, убежать

·        Башка - голова

·        Кайфовать - получать удовольствие

·        Предки - родители

В отличие от диалектной и профессиональной лексики, сленг употребляется наиболее часто.

диалектный термин профессионализм сленг

Заключение

Однажды в 5 классе у нас был проведен урок классного часа на тему Интернет-общения. Оказалось, что школьники чаще всего используют сленг. Нас заинтересовала эта тема, и мы попытались раскрыть её в нашем проекте, что у нас замечательно получилось.

Учащиеся обычно знают больше слов, чем употребляют их фактически в своей речи. Они узнают новые слова из многих источников: в результате чтения, из речи учителя, от взрослых. Необходимо всемерно расширять, обогащать свой словарь.

Исследование необщеупотребительной лексики в речи учащихся доказывает наличие в лексиконе школьников сленга, диалектной и профессиональной лексики. Нужно учиться уместно использовать данную лексику в соответствии с ситуацией общения, знать о невозможности её применения в нормированной речи. Чтобы избавиться от отрицательного влияния необщеупотребительной лексики, надо хорошо знать нормы русского литературного языка - нормы произношения, правописания, словоизменения, ударения.

Мы хотели бы вновь вернуться к своей гипотезе. Она оказалась верна. Сленг занимает 1 место по употребляемости (38 человек), 2 место занимает профессиональная лексика (19 человек) и 3 место - диалектная (14 человек):

Из диаграммы следует, что сленг употребляется гораздо чаще, чем диалектизмы и профессионализмы.

Список использованной литературы:

. Соколова, В.В. Культура речи и культура общения / В.В. Соколова. - М: Просвещение, 1995.

. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М: Русский язык, 1994


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!