Страхование имущества предприятий и организаций

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    198,3 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Страхование имущества предприятий и организаций















Страхование имущества предприятий и организаций

Реферат

страхование имущество беларусь

Работа содержит: страниц, таблица, рисунка, приложение, использованных источников литературы.

Ключевые слова: страхование, имущество, предприятие, организация, страховой рынок.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение страхования имущества предприятий и организаций.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

отразить вопросы роли страхования в рыночной экономике;

проанализировать страховой рынок республики Беларусь;

рассмотреть тенденции развития страхования имущества предприятий и организаций.

Объект исследования - страхование имущества предприятий и организаций.

Предмет исследования - теоретические и практические аспекты страхования имущества предприятий.

В работе были использованы следующие методы: синтез, группировка, сравнение, графический и т. д.

Содержание

Введение

. Место и роль страхования имущества предприятий в современной рыночной экономике

1.1 Роль страхования имущества предприятий в рыночной экономике

.2 Экономическая роль страховых компаний

.3 Зарубежный опыт страхования имущества предприятий

2. Особенности страхования имущества организаций в Республике Беларусь

2.1 Законодательные аспекты страхования имущества организаций

.2 Анализ страхового рынка Республики Беларусь

.3Динамика финансовых результатов деятельности страховых компаний в области страхования имущества организаций

3. Механизмы совершенствования страхования имущества организаций в Республике Беларусь

3.1 Тенденции и перспективы развития страхования имущества организаций в Республике Беларусь

.2 Механизмы повышения эффективности страхования имущества предприятий и организаций

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

В процессе своей деятельности любое предприятие сталкивается с тем, что его имущество может погибнуть или быть поврежденным в результате внешнего и внутреннего воздействия различных факторов. К сожалению, эти факторы могут привести не только к уничтожению (повреждению) имущества и приостановке производственной деятельности, но и к ликвидации и банкротству организации.

Поэтому любой хозяйствующий объект заинтересован в том, чтобы существовали источники компенсации понесенного им ущерба. Это позволяет говорить о наличии специфического страхового интереса, связанного с имущественным интересом собственника, возникающим тогда, когда ему может быть нанесен имущественный ущерб. Принято говорить, что такой субъект заинтересован в организации и предоставлении ему страховой защиты при наступлении неблагоприятных обстоятельств. Мерой защиты и компенсации негативного воздействия неуправляемых факторов выступает страхование имущества, которое защищает владельца от гибели и порчи материальных ценностей. Страхование одновременно выступает как один из стабилизаторов экономической и социальной ситуации в стране и как одна из сфер экономики и бизнеса. Одновременно страхование считается одним из методов управления риском. Специфика страховой защиты состоит в компенсации ущерба при осуществлении страхового случая. Велико значение страхования в инвестиционной деятельности и управлении капиталами финансово-промышленных групп и холдингов. Наконец, страхование выступает как одно из средств обеспечения экономической свободы и прав личности в условиях рыночной экономики.

В современных условиях развития экономики страховой рынок характеризуется тенденцией динамичного развития. Множество отечественных предприятий обращается к участникам страхового рынка, для того чтобы при ведении хозяйственной деятельности посредством страховой защиты минимизировать потери от неизбежных имущественных рисков. Грамотно организованное страховое и перестраховочное покрытие позволяет компании снизить финансовые потери при наступлении непредвиденных и внезапных событий (страховых случаев). Все это обуславливает актуальность выбранной темы в современных условиях.

Целью данной курсовой работы является изучение сущности и особенностей страхования имущества предприятий.

Указанная цель определила рассмотрение следующих задач:

отразить вопросы роли страхования в рыночной экономике;

проанализировать страховой рынок республики Беларусь;

рассмотреть тенденции развития страхования имущества предприятий и организаций.

Объект исследования - страхование имущества предприятий и организаций.

Предмет исследования - теоретические и практические аспекты страхования имущества предприятий.

В курсовой работе использованы труды как отечественных, так и зарубежных ученых и специалистов в области страхования, а также данные периодической печати, официальные интернет-сайты.

1. Место и роль страхования имущества предприятий в современной рыночной экономике

.1 Роль страхования имущества предприятий в рыночной экономике

В условиях перехода к рыночной экономике страхование принадлежит к числу наиболее быстро развивающихся отраслей хозяйственной деятельности. Появившийся в народном хозяйстве негосударственный сектор предъявляет спрос на различные виды страхования, так как частная собственность, в отличие от государственной, нуждается во всеобъемлющей страховой защите. Не имея за своей спиной финансовых гарантий со стороны государства, собственники хотят застраховать себя от возможных рисков.

Каждый человек всегда стремиться к безопасности, и это доказано наукой и множественными трудами ученых разных стран. У людей всегда есть те вещи, за которые они переживают, и потеря которых будет для них велика. Именно это и послужило предпосылкой возникновения имущественного страхования.

Однако прежде чем обратиться к понятию имущественного страхования, необходимо определить, что понимают под термином «страхование».

Страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым элементом современного общества. Оно обеспечивает непрерывность всех видов общественно полезной деятельности, а также поддержание уровня жизни, доходов людей при наступлении страховых случаев [16, c. 11].

Основной формой организации страховой защиты предприятий является страхование имущества.

На сегодняшний день специалисты в сфере страховой деятельности по-разному трактуют понятие «имущественное страхование», однако следует заметить, что во всех случаях суть, т.е. цель имущественного страхования, заключается в возмещении ущерба, возникшего вследствие страхового случая.

Ряд специалистов в области страхового дела, такие как Зайцева М.А., Литвинова Л.Н., Урупин А.В. и другие, рассматривают имущественное страхование как систему отношений между страхователем и страховщиком по обеспечению страховой защиты имущественных интересов страхователя, связанных с владением, пользованием или распоряжением имуществом, а также его иными имущественными интересами [18, c. 13].

Доктора экономических наук С.В. Ермасов и Н.Б. Ермасова дают более полное определение имущественного страхования. По их мнению, имущественное страхование представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам страхователю (выгодоприобретателю) в размере полной или частичной компенсации ущерба, нанесенного страховым случаем его имущественным интересам, связанным с владением, распоряжением и пользованием объектами имущества (в т. ч. в процессе предпринимательской деятельности), а также с обязательствами, возникшими в результате причинения вреда (в т. ч. нарушением договора) страхователем (застрахованным лицом) жизни, здоровью или имуществу третьих лиц [8, c. 28].

Кроме того, выделяют также следующее определение, страхование имущества − отрасль страхования, к которой согласно принятым в республике нормативным актам относятся различные виды страхования, где в качестве объекта страхования выступает имущественный интерес, связанный с владением, пользованием и распоряжением имуществом [11, c. 19].

На наш взгляд, имущественным страхованием можно считать процесс составления и исполнения договоров, в которых страховщик за определенную премию обязуется при наступлении страхового события возместить страхователю или другому лицу, в чью пользу заключен договор, убытки, причиненные застрахованному имуществу или иным имущественным интересам страхователя.

В наше время страхование имущества предприятия является одним из механизмов, позволяющих минимизировать убытки. Как правило, страхованием имущества предприятия покрываются убытки, вызванные уничтожением, повреждением, пропажей имущества в результате пожара, взрыва, противоправных действий третьих лиц, стихийных бедствий, аварии водопроводных, канализационных, отопительных и противопожарных систем и т.д. Чтобы эффективно использовать договор страхования в хозяйственной практике, следует иметь в виду особенности его заключения и действия [16, c.114].

По договору имущественного страхования страховая компания берет на себя обязательство в пределах определенной договором суммы (страховой суммы) возместить юридическому лицу-страхователю (или иному выгодоприобретателю) убытки от повреждения или утраты имущества, наступившие в результате страхового случая (событие, при наступлении которого возникает обязанность страховщика произвести выплату страхового возмещения).

Страхование имущества как особый вид экономической деятельности связано с:

перераспределением среди участников страхования (страхователей) риска нанесения ущерба имущественным интересам;

опосредованным участием специализированных организаций (страховщиков), обеспечивающих аккумуляцию страховых взносов, образование страховых резервов и осуществление страховых выплат при нанесении ущерба застрахованным имущественным интересам [2].

При этом под перераспределением рисков среди страхователей следует понимать особый процесс, при осуществлении которого потенциальный риск нанесения ущерба имущественным интересам каждого из страхователей «раскладывается» на всех, вследствие чего в компенсации фактически наступившего ущерба участвует каждый из страхователей. Ключевым моментом в таких отношениях является уплата страхового взноса (страховой премии) страховщику, обеспечивающему организацию перераспределительного процесса.

Использовать метод страхования возможно в случаях, когда вероятность наступления рисков может быть оценена и существуют определенные финансовые гарантии компенсации ущерба со стороны страховщиков.

Страховая деятельность связана с обеспечением страховой защиты носителей имущественных интересов, т. е. страхователей, посредством организации перераспределения связанных с их работой страховых рисков. Такое перераспределение возможно только в отношении рисков - случайных событий.

Случайность наступления страхового случая требует исключить из числа рисков, которые могут быть приняты на страхование, достоверные события. Вместе с тем потенциальный риск должен быть охарактеризован некоторой вероятностью его наступления, основанной на фактических данных предшествующего опыта. Отсутствие таких сведений может затруднить или сделать невозможной оценку вероятности наступления подобного случая в будущем и его потенциальных финансовых последствий (ущерба от него). Это, в свою очередь, будет препятствовать определению доли каждого из страхователей в формировании совокупного страхового фонда, созданного для реализации целей возмещения ущерба [8, c.87].

Особенность операций по страхованию имущества, связанная с перераспределением рисков и раскладкой потенциального ущерба во времени, делает необходимым формирование страховых резервов компанией, осуществляющей такие операции. Сущность страховых резервов означает, что поступающие от страхователей страховые взносы не могут рассматриваться страховщиком как доход или прибыль, поскольку текущие страховые взносы должны быть использованы в будущем для осуществления страховых выплат.

Образование страховых резервов, являясь необходимым условием деятельности страхового предприятия, позволяет рассмотреть и другую социальную функцию страхования имущества. Аккумулируемые на достаточно продолжительный период времени страховые резервы - это важный кредитный ресурс экономики, поскольку потребность в них как в источнике, обеспечивающем наличие средств для страховых выплат, возникнет в будущем. Действительно, практика деятельности зарубежных страховых компаний свидетельствует о том, что размеры их инвестиций в различные сектора экономики уступают только размерам вложений, которые осуществляют банки [7, c.86].

Функции имущественного страхования в системе экономических отношений в условиях рыночной экономики можно связывать с обеспечением перераспределения риска и раскладки ущерба между участниками страховых отношений, с формированием крупных инвестиционных ресурсов за счет образования страховых резервов.

Еще одной особенностью имущественного страхования является то, что ему присуща только рисковая функция, которая раскрывает вероятностный характер нанесения вреда имуществу в результате стихийных бедствий и других непредвиденных событий.

Таким образом, имущественное страхование является наиболее обширной отраслью страхового рынка, объектом страхования которого выступает имущество в различных видах. В его основе данного вида страхования лежат имущественные интересы. Кроме того, страхования имущество предприятия играет большую роль в деятельности предприятия, так как дает уверенность в завтрашнем дне и помогает защитить активы предприятия, которые являются ключевым элементом для получения прибыли.

1.2 Экономическая роль страховых компаний

Одними из основных участников страхового рынка в мире являются страховые компании. Это обусловлено наличием у них больших объемов долгосрочных капиталов, потребностью эффективного их использования и объективной необходимостью диверсификации деятельности и повышения рентабельности операций.

Сегодня наряду с традиционным назначением страхования - обеспечением экономической защиты страхователей от стихийных природных бедствий (землетрясения, наводнения, пожары и т.д.), случайных событий технологического и экологического характера (взрывы в шахтах, загрязнение окружающей среды химическими и другими выбросами) объектами страхования все больше становятся имущественные интересы. Они связанны с жизнью и здоровьем юридических и физических лиц (кражи, разбойные нападения и т.д.), а так же с возмещением причиненного страхователем вреда личности или имуществу третьих лиц (страхование гражданской ответственности владельцев автотранспорта, финансовых рисков, профессиональной ответственности и др.) [6, c.114].

В экономике рыночного типа страхование выступает, с одной стороны, средством защиты бизнеса и благосостояния людей, а с дугой - коммерческой деятельностью, приносящей прибыль за счет вложения временно свободных денег в перспективные объекты материального производства, выгодные проекты (строительство скоростных железных дорог, тоннелей и т.д.), на банковские депозиты, закупки акций предприятий и другое. В этих условиях страхование служит важным фактором стимулирования хозяйственной деятельности, стремления получить выгоду, желание рисковать, “проверить себя”.

Такая важная роль страховых компаний в рыночной экономике, обязывает их уделять особое внимание организации собственных финансов, т.е. как следствие, обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности.

Предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность.

Законодательными актами Республики Беларусь могут устанавливаться ограничения при создании иностранными юридическими лицами и иностранными гражданами страховых организаций на территории Республики Беларусь. Юридические лица, не отвечающие требованиям, предусмотренным законодательством о страховании, не вправе заниматься страховой деятельностью [15, c.95].

Страховые компании составляют основу институциональной структуры страхового рынка. С финансовой точки зрения они являются формой выражения, существования страхового фонда. Страховые компании подразделяются:

• по форме собственности (принадлежности) - на частные и публично-правовые, акционерные (корпоративные), взаимные, государственные;

• по характеру выполняемых операций - на специализированные (страхование жизни, медицинское и иные виды страхования), универсальные и перестраховочные;

• по зоне обслуживания - на местные, региональные, национальные и международные (транснациональные);

• по величине уставного капитала и объему поступления страховых платежей, а также другим технико-экономическим показателям, определяющим их место на страховом рынке, - на крупные, средние и мелкие [10, с. 12].

В основе философии деятельности любой компании лежит явное или неявное, но подразумеваемое понятие ее основной цели или миссии. По сути, понятие миссии включает краткое изложение основных моментов философии. Мы формулировали основную цель страхования как удовлетворение общественной потребности в надежной страховой защите, соответствующей общепринятым финансовым требованиям. В широком смысле философские принципы страховой деятельности должны соответствовать национальной идее, однако применительно к рассматриваемой теме целесообразно ограничиться философскими принципами страховой компании. Помимо основной пели страхования эти принципы должны учитывать взгляды и позицию собственника, личностные качества руководителя, культурный и жизненный уровень персонала, региональную специфику, в том числе и национальную.

Первым философским принципом, непосредственно вытекающим из цели страховой деятельности, является принцип социальной ответственности.

В последнее время все большее значение приобретает точка зрения, что предпринимательская компания - это нечто большее, чем экономическая целостность. Согласно этой точке зрения, разделяемой и нами, современная компания является сложной частью среды, включающей, кроме всего прочего, местные общины, средства информации, общественные и прочие организации, имеющие возможности влиять на достижение компанией своих целей. Руководителю, да и всему коллективу приходится уравновешивать чисто экономические цели с экономическими и социальными интересами этих составляющих внешней среды. Поэтому целесообразно направлять часть своей прибыли и усилий по социальным каналам, жертвуя их на благо и совершенствование общества. Более того, в современном обществе, в том числе уже и в российском, сложились определенные представления о том, как должна вести себя солидная компания, в частности страховая, чтобы считаться добропорядочным корпоративным членом обслуживаемых сообществ [12, c.113].

В конечном итоге размеры и направленность социальной ответственности каждой страховой компании будут определять ее владельцы и руководители в соответствии со своими взглядами на жизнь и личностными свойствами. Учитывая важнейшую роль личных ценностей в управлении персоналом и в хозяйственной деятельности вообще, сформулируем второй философский принцип деятельности страховой компании как принцип этичного руководства, или принцип этики.

Как известно, этика имеет дело с принципами, определяющими правильное или неправильное поведение. Этика предпринимательства затрагивает не только проблему социально ответственного поведения. Она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения руководителя и персонала. Более того, в фокусе ее внимания - и цели, и средства, используемые для их достижения теми и другими.

Практическая полезность сформулированных выше философских принципов управления будет значительно большей в случае использования третьего философского принципа - принципа де­легирования функциональных полномочии управлении в коллективе.

Таким образом, страховые компании играют большую роль в эффективном функционировании экономики, так как, если рассматривать выполняемую ими работу в перспективе экономической безопасности они выполняют важную функцию, а именно занимаются кредитованием рисков и контролем над опасными активами. Это в свою очередь помогает защитить право застрахованных лиц и имущества и предотвращает системные риски.

Однако нужно говорить о начале интеграции нашего страхового рынка в международное сообщество и начале нового этапа развития данного финансового института. Подробнее зарубежный опыт страхования рассмотрим дальше.

.3 Зарубежный опыт страхования имущества предприятий

Страхование в зарубежных странах имеет свои исторические традиции и особенности организации страхового дела, государственного регулирования деятельности страховщиков, приоритетные виды страхования и т. д.

Сегодня перед зарубежными страховщиками стоит задача стимулирования спроса на страхование. Возможности административного стимулирования спроса посредством введения новых видов обязательного страхования у западных страховщиков выглядят довольно ограничено.

Особое внимание в этой связи привлекает опыт зарубежных страховых компаний по формированию страхового портфеля, который связан со стимулированием спроса на страховые услуги с помощью внедрения новых технологий обслуживания потребителей. Зарубежные страховые компании в последние годы испытывают давление со стороны банков, инвестиционных, лизинговых, юридических, торговых компаний, которые оказывают финансовые услуги в комплексе с другими необходимыми услугами, т. е. идет борьба за клиента-покупателя (страхователя). Наблюдается тенденция выхода неспециализированных на страховании организаций непосредственно на рынок страховых услуг [20, c. 102].

Конкретнее рассмотрим зарубежный опыт страхования имущества на примере Германии, Франции.

Страховые компании Германии, по общему мнению, принадлежат к наиболее надежным в мире. Интересно, что первая в мире система обязательного социального страхования была создана более ста лет назад именно в Германии. В Германии же впервые в мире была введена и система коммерческого страхования. Там находится крупнейший частный страховой концерн Европы (Allianz Holding). В Мюнхене крупнейшая в мире перестраховочная компания, а в Кельне перестраховочная компания, занимающая третье место среди всех перестраховочных компаний мира.

Самым давним из всех видов страховых компаний в Германии является “Общество взаимного страхования”: страхователи являются здесь одновременно и застрахованными. Члены такой компании сами выбирают руководство и сами распределяют между собой прибыли. Наиболее крупные страховые компании Германии это акционерные общества, принадлежащие частным капиталовладельцам, оказывающим страховые услуги на коммерческой основе. Государственный контроль Прежде всего, следует упомянуть наличие в Германии “Федерального ведомства контроля за страховыми компаниями”. Оно находится в Берлине. Это ведомство руководит государственной системой допуска страховых компаний на рынок и контроля над ними [13, c.231].

Государство, таким образом, проверяет стиль работы страховых компаний, включая размеры взносов, которые поступают от клиентов за страхование жизни, страхование ответственности, больничное страхование и т.д. Ежегодно соответствующие государственные учреждения проверяют общее финансовое положение страховых компаний: достаточны ли финансовые резервы, чтобы страховая компания смогла выполнить свои обязательства по выплате страховых сумм. Проверяется также, куда вложены эти резервы. Обычно страховым компаниям предписывается вкладывать резервы в недвижимость, давать ссуды под залог недвижимости, покупать облигации и т.п. В акции, а они всегда подвержены колебаниям, в начале 90-х годов было вложено менее 3а процентов от общей суммы взносов, полученных от застрахованных. В то же время около 5 процентов было вложено в иные виды участия в предприятиях.

Государство также следит за тем, чтобы сведения о клиентах, накопленные в банках данных страховой компании, не передавались третьим лицам. В Германии действует закон «О защите личных данных». Застрахованный может быть уверен, что у его дверей не будет непрерывного потока коммивояжеров, предлагающих услуги своих компаний, как не будет и потока почтовых отправлений с рекламой.

Банки и страховые компании, в отличие от мелких, не потребляют свою прибыль, а вкладывают ее в дальнейшее развитие предприятия, будучи заинтересованными в его постоянном росте. Кроме того, они не отказываются и от прибыли от побочных коммерческих дел. Это проявляется, например, во взаимном участии банков и страховых компаний в делах друг друга. Например, один из наиболее мощных в финансовом отношении немецких банков имеет 10 процентов акционерного капитала крупнейшего страхового концерна Европы (Allianz Holding), а последний, в свою очередь, имеет почти 20 процентов акционерного капитала этого банка; кроме того, Allianz Holding обладает значительной частью акционерных капиталов в 5 других банках (в каждом из которых имеет не более 25 процентов акционерного капитала) [18, c.152].

Страховые компании тесно сотрудничают с банками в силу высокой интенсивности денежного потока. Услуги страховых компаний и банков часто образуют единый комплекс. Например, в случае если частное лицо берет в банке заем, последний требует от него гарантии возвращения взятых денег.

Страхование собственности. Владелец автомобиля может застраховать риск кражи автомобиля, повреждения автомобиля вследствие пожара, природной катастрофы и т.п. Возможна страховка повреждений автомобиля вследствие собственной ошибки.

“Страховка здания” страхует ущерб, причиненный дому пожаром, грозой, дождем, ветром или нарушением целостности водопровода. Она может также распространяться на ущерб, причиненный наводнениями, землетрясениями и т.п.

“Страховка восстановления дома по ценам дня” обеспечивает восстановление дома с учетом растущих цен на материалы, рабочую силу и т.д. “Страховка предметов домашнего хозяйства” возмещает стоимость поврежденных или украденных предметов в квартире. Этот вид страховки имеют 80 процентов всех квартир в Германии. Страхование в сфере промышленности представлено в Германии следующими видами: страхованием ответственности в промышленности (экологической ответственности, ответственности за продукцию), последствий нарушения производства, краж (так называемого “нарушенного доверия”), а также страхованием кредитов. Среди имущественных видов страхования во Франции наиболее часто применяются следующие: страхование грузов, страхование судов (морское каско), страхование воздушных судов, страхование автомобилей, страхование экспортных кредитов, страхование убытков от перерывов производства или коммерческой деятельности, страхование имущества, находящегося за границей, от огня и других опасностей, страхование имущества нерезидентов от огня и других опасностей, другие виды имущественного страхования. С 9 сентября 1986г. в силу закона все договоры имущественного страхования в обязательном порядке включают страхование ущерба в результате террористических актов во Франции. Ключевым звеном этой системы является Гарантийный фонд пострадавших от террористических актов и преступлений против личности, основу бюджета, которого составляют обязательные отчисления в размере 3,30 евро с каждого договора страхования имущества [22].

Таким образом, изучение страхового рынка зарубежных стран, где страхование имеет более длинную историю и развито лучше, чем в Беларуси, позволит избежать ошибок и выбрать правильный путь развития страхового рынка и в нашей стране.

2. Особенности страхования имущества организаций в Республике Беларусь

.1 Законодательные аспекты страхования имущества организаций

В целом, государственное регулирование страховой деятельности в Республике Беларусь осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством финансов, а именно в соответствии с принятыми нормативно-правовыми актами.

Основные нормативно-правовые акты, с помощью которых регулируется страховая деятельность имущества организаций - Закон «О страховании РБ», Декрета Президента РБ «О страховой деятельности в РБ» и Гражданский кодекс [12, c. 21].

В Гражданском кодексе (ГК) Республики Беларусь страхованию посвящена целая 48 глава. Согласно нормам ГК «По договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы» [1].

Основные отношения по страхованию урегулированы также Положением о страховой деятельности в Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 г. № 530 «О страховой деятельности» и Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 г. № 531 «Об установлении размеров страховых тарифов, страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования». Действует специальный закон Республики Беларусь «О страховании»[2].

Так, указ № 530 от 25.08.2006 г. «О страховой деятельности» с изменениями и дополнениями ввел Положение о страховой деятельности, в котором изложены основы регулирования страхового рынка. В частности, в Положении определяются основные участники рынка, особенности регистрации страховщиков, правила осуществления страховой деятельности и допуск страховщиков к определенным видам страхования. В соответствии с программой развития сектора, а также с указом №530, увеличены требования к минимальному уставному фонду страховых организаций. Для страховых компаний, осуществляющих страхование жизни, минимальный размер уставного фонда должен составлять теперь не менее 2 млн.евро(ранее 400 тыс. евро.), для компаний, осуществляющих другие виды страхования, - 1 млн. евро. (вместо EUR 200 тыс.), для занимающихся только перестраховочной деятельностью - EUR 5 млн евро (вместо 500 тыс. евро.). Страховые организации, созданные до вступления в силу этого решения, будут обязаны поэтапно увеличить уставные фонды до 01.05.2011 г. Невыполнение этих условий должно привести к ликвидации компаний [12].

Нормы Указа распространяются на договора страхования, заключенные со страховщиками всех форм собственности. Таким образом, указ дал некоторую дополнительную возможность развитию частных страховщиков, особенно в сегменте страхования грузов, хотя перечень видов страхования и не столь широк.

Нормы о страховании содержатся и в других законодательных актах, таких как постановление Совета Министров Республики Беларусь "Об утверждении порядка инвестирования и размещения страховыми организациями средств страховых резервов" <#"599748.files/image001.gif">

Рисунок 2.1 - Доля страховой премии

Примечание. Источник: [19, c. 41].

Опережающие темпы роста страховых выплат по сравнению с объемами собираемых страховых взносов обусловили дальнейшее повышение уровня выплат и снижение показателей эффективности деятельности страховых организаций.

Общая сумма произведенных страховых выплат (с учетом операций по перестрахованию) выросла в 2010 году на 27,8 процента, что на 7,2 процентного пункта превысило темпы роста объемов собираемых взносов. Как следствие, уровень выплат страхового сектора (соотношение произведенных выплат и полученных взносов) продолжал расти, сложившись в целом за 2010 год на уровне 60,5 процента (в 2009 году - 57,1 процента). При этом указанный рост уровня выплат в целом по страховому сектору был полностью обусловлен его повышением у страховых организаций, осуществляющих имущественные виды страхования, с 59,2 до 63,1 процента. У группы страховых организаций, осуществляющих страхование жизни, соотношение страховых выплат и полученных взносов в 2010 году, напротив, снизилось с 20,2 до 18,4 процента.

Несмотря на то, что комбинированный коэффициент убыточности страховых компаний, осуществляющих имущественные виды страхования (отношение суммы страховых выплат (с учетом операций по перестрахованию), изменения страховых резервов и расходов на ведение дела к сумме полученных страховых взносов), характеризующий эффективность осуществления страховой деятельности, несколько снизился по сравнению с 2009 годом, он сохранился на уровне, превышающем 100-процентную отметку, составив 100,9 процента (в 2009 году - 101,9 процента).

Если на 1 января 2010 г. сумма сформированных страховых резервов в 1,83 раза превышала среднегодовой объем произведенных за последние три года страховых выплат, то к концу 2010 года этот показатель снизился до 1,65. Соотношение суммы страховых резервов и среднегодового объема полученных страховых взносов также снизилось за 2010 год с 96 процентов до 91,9 процента.

Риск возможных значительных потерь и снижения размера страховых резервов страхового сектора Беларуси в связи с осуществлением крупных выплат можно оценить как невысокий. Общая сумма крупных страховых выплат, произведенных страховыми компаниями страны в 2010 году в качестве компенсации ущерба, причиненного природными катаклизмами и событиями техногенного характера (авариями (крушениями) транспортных средств, авариями на промышленных предприятиях и т.п.), составила 16,8 млрд. рублей, или 1,8 процента суммы сформированных страховым сектором страховых резервов (в 2009 году - 24,5 млрд. рублей и 3,3 процента соответственно).

Подверженность страхового сектора фондовому риску, незначительно снизившись, сохранялась на протяжении 2010 года на высоком уровне. Общая сумма вложений страховых организаций в ценные бумаги юридических лиц за 2010 год практически не изменилась, составив на 1 января 2011 г. 1,4 трлн. рублей, или 43,9 процента активов страхового сектора (на начало 2010 года - 48,5 процента). Указанная ситуация была полностью обусловлена инвестированием в 2008 году страховым сектором значительных объемов денежных средств в уставные фонды государственных банков [19, c. 42-44].

Таким образом, изучение динамики показателей, характеризующих адекватность формируемых страховыми организациями страховых резервов и их способность выполнять свои обязательства в долгосрочной перспективе, свидетельствует о некотором росте подверженности страхового сектора страны страховым рискам. Степень подверженности страхового сектора Беларуси рыночным рискам в 2010 году существенно не изменилась. Уровень фондового риска оставался значительным, тогда как степень уязвимости страховых организаций к валютному, процентному рискам и риску изменения цен на недвижимость по-прежнему была невысока.

2.3 Динамика финансовых результатов деятельности страховых компаний в области страхования имущества организаций

Белорусский страховой рынок остается одним из наиболее зарегулированных не только по сравнению с соседними странами, но и по сравнению с другими рынками внутри страны (например, регулирование банковской деятельности является более либеральным), несмотря на некоторые реформы, проведенные с 2009 г. И, несмотря на то, что страна находится в самом начале пути и предстоит сделать немало для признания белорусских страховщиков равноправными игроками страхового рынка наравне с развитыми странами, уже были предприняты некоторые меры по совершенствованию страхового рынка.

Так, в 2010 г. было несколько обновлено базовое страховое законодательство, принята Республиканская программа развития страховой деятельности в Республики Беларусь на 2010-2015 гг. В частности, программой предусмотрено увеличение доли страховых взносов до 1,5% ВВП, выход на равное соотношение обязательного и добровольного страхования. Тем не менее, государственные страховые компании по итогам 2010 г. не обеспечили параметры роста, предусмотренные Программой, выполнив только три из доведенных 20-ти показателей.

Например, по добровольным видам страхования объем собранных взносов составил 86% от предполагаемого уровня, не выполнены планы по рентабельности и чистой прибыли [21].

Рассмотрим подробнее, как изменялись показатели страховой деятельности в Беларуси. Так, несмотря на многочисленные регуляторные барьеры, в Беларуси наблюдался рост поступлений по прямому страхованию и сострахованию в последние годы. Более того, белорусский страховой рынок не ощутил столь остро проблем, с которыми столкнулись развитые страны во время финансового кризиса 2011 г. в силу его низкой интегрированности в мировую финансовую систему, низкой развитости, протекционизма государства.

2007 2008 2009 2010 2011

Рисунок 2.2 - Объемы страховых взносов, USD млн.

Примечание. Источник: [21].

Прирост страховых премий за 9 месяцев 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. в Беларуси составил 41.9%. Страховыми организациями получено страховых взносов по прямому страхованию и сострахованию на сумму 363.4 млн. дол. (рис. 1.1). Стимулом к росту страховых премий в 2008 г., по мнению специалистов рынка, стали некоторые либеральные изменения в законодательстве, а также небольшой приток иностранных инвестиций (более подробно об этом ниже в работе).

Тем не менее, доля страховых взносов в ВВП Беларуси невелика, составляет менее 1%.

На одного человека в стране приходится в среднем лишь около 30 дол. страховых взносов в год. По объемам привлеченных страховых премий в ВВП Беларусь отстает не только от развитых западных стран, стран Центральной и Восточной Европы, но и СНГ (Украина и Россия).

По самым скромным подсчетам объем рынка страховых услуг в Беларуси по итогам прошлого года составил 440 млн. дол. По мнению специалистов - это весьма скромная оценка.

Общая картина рынка страхования в Республике Беларусь

Низкий уровень проникновения страхования в экономику - 0,7% ВВП (Украина - 2,8%, Россия - 2,5%, страны Евросоюза - 8,9%).

Невысокая культура страхования

Сильное присутствие государства на рынке

Частные компании занимают достойные места в рейтинге.

Первые месяцы продемонстрировали стабильность рынка

Курс государства на либерализацию экономики будет стимулировать развитие страхового рынка.

Рисунок 2.3 - Соотношение контролируемых государством и частных страховщиков Примечание. Источник: собственная разработка на основании [14, c. 10]

Проанализируем основные показатели страхового рынка Республики Беларусь за 2009 - 2010 гг. Все показатели отразим в таблице 2.1. Для исключения влияния инфляционного фактора и обеспечения возможности анализа динамики показателей за 2009-2010 года, данные показатели приведены в сопоставимый вид.

Анализируя данные таблицы 2.1., по прямому страхованию и сострахованию в 2009 г. собрано 939,7 млрд. руб., что на 42,07% больше, чем в 2008 г. Отметим, что это высокий за последние 5 лет рост: 2006 г. - 30,2%, 2007 г. - 34,2%, 2008 г. - 22,9%, 2009 г. - 16,7%, 2010 г. - 20,5%. Однако, основную долю этого результата дало введение нового обязательного вида страхования, а именно, страхование урожая сельскохозяйственных культур, скота и птицы.

Таблица 2.1 Анализ динамики основных показателей страхового рынка Республики Беларусь в 2009-2010 гг.

Показатели

Январь-декабрь 2010 г.

Январь-декабрь 2009 г. *

Темп роста 2010/2009 г.

Страховые взносы по прямому страхованию и сострахованию (всего за отчетный период), млрд.руб.

1113,8

100%

939,7

100%

118,5%

В т.ч.: 1.1. По добровольным видам страхования, млрд. руб.

518

46,5%

413,8

44%

125,2%

1.2. По обязательным видам страхования, млрд. руб.

595,8

53,5%

525,9

56%

113,3%

Выплаты страхового возмещения и страхового обеспечения (всего), млрд. руб.

630,4

100%

460,7

100%

136,8%

В т.ч.: 2.1. По добровольным видам страхования, млрд. руб.

283,7

45%

192,1

41,7%

147,7%

2.2. По обязательным видам страхования, млрд. руб.

346,7

55%

268,6

58,3%

129,1%

Страховыми организациями перечислено в бюджет и внебюджетные фонды, млрд. руб.

118,1

100%

92,5

100%

127,7%

В т.ч.: 3.1. Налоги и неналоговые платежи в бюджет, млрд. руб.

60,2

51%

45,4

49,1%

132,6%

3.2. Платежи во внебюджетные фонды, млрд. руб.

57,9

49%

47,1

50,9%

122,9%

Примечание. Источник: собственная разработка на основании [21, 22].

За аналогичный период 2010 года прирост страховых взносов составил 18,5%. Учитывая мировой кризис, данный показатель можно назвать неплохим. Сбор премии на «душу населения» при почти устойчивом курсе доллара в 2009 году достиг 45 USD, но уже в 2010 году, вследствие девальвации белорусского рубля, показатель сбора на одного человека составил около 40 дол. Доля страховых премий в ВВП осталась в диапазоне 0,6-0,8%. Общие показатели, характеризующие роль страхования в экономике в нашей республике пока остаются низкими. Так в России сумма страховой премии на человека составляет примерно 227 дол., в Украине 94 дол., в Германии 2 919 дол., а в Великобритании 6 858 дол..

Доля собираемых страховых взносов в ВВП в России занимает 2,3%, в Украине 2,5%, в странах Западной Европы в среднем 5-10%. В Беларуси планируется достичь 1,5% доли страховых взносов в ВВП к 2016 году.

В стране по-прежнему доминирует обязательное страхование, хотя его доля в последние годы постоянно снижается. Так по итогам 2009 года обязательное страхование составило в общем объеме взносов 56,%, а по итогам 2010 года - 53,5% (темп роста 113,3%, значительное снижение удельного веса в общей сумме взносов на 2,5 процентных пунктов). В свою очередь, взносы по добровольному страхованию увеличились на 25,2% [18, c. 95]. Здесь стоит заметить, что раньше портфели большинства компаний с государственным капиталом имели серьезный дисбаланс в сторону обязательного страхования. Доля только обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев у некоторых компаний доходила до 70% от общей суммы взносов. По итогам 2009 года соотношение обязательных и добровольных видов существенно улучшилось. Однако нужно помнить о том, что и в добровольном страховании часто встречается преобладание одного вида страхования.

Общие страховые выплаты к совокупному объему страховых взносов в 2009 году составили 49%, а за 2010 г. - 56,6%. В 2010 году наблюдается существенное увеличение страховых выплат. На этот показатель однозначно повлиял известный ливень в Минске 24 июля, общий страховой ущерб от которого оказался довольно существенным. А также трагедия на авиашоу в Польше, когда разбился белорусский истребитель СУ-27 и оба летчика погибли. Общая страховая выплата компании Промтрансинвест, застраховавшей все риски, связанные с этой катастрофой, достигла 1,9 млн. USD, что составит примерно 2% от общей суммы выплат всего страхового рынка за первое полугодие 2010 года.

Пока еще основная доля выплат приходится на обязательные виды (58,3% по итогам 2009 г. и 55% по итогам 2010 г.), но растут выплаты и по добровольному страхованию, в котором основная доля выплат приходится на страхование имущества граждан.

В связи с тем, что значительно возросли страховые взносы, увеличились и отчисления страховых организаций в бюджетные и внебюджетные фонды на 27,7%. Причем, в 2010 году возросла доля налоговых и неналоговых платежей в бюджет (51%) [21].

Таким образом, рассмотрев показатели страхования в динамике, можно говорить о постоянном росте страховых взносов и улучшении положения на страховом рынке в Беларуси, хотя, безусловно, еще есть куда развиваться и куда стремиться, совершенствуя законодательство и соответственно другие аспекты страхового рынка.


.1 Тенденции и перспективы развития страхования имущества организаций в Республике Беларусь

По мнению правительства, на сегодня страхование в Беларуси развито недостаточно. Сумма страховых взносов, приходящаяся на одного человека, составляет 142 тыс. рублей, или 48 долларов. Для сравнения: в странах Центральной и Восточной Европы этот показатель составляет от 75 до 495 долларов.

"Такая ситуация отражается и на участии отрасли страхования в формировании валового внутреннего продукта. Удельный вес страховых взносов в ВВП составил 0,82%. На фоне стран Европейского союза, где доля страховых взносов в ВВП колеблется от 5% до 16%, показатель Беларуси невелик. В связи с этим необходимо в дальнейшем повышать уровень обеспечения страховой защитой граждан и предприятий [13, c. 9].

Перспективы развития страхового рынка в Республике Беларусь трудно предугадать, так как они во многом зависят от состояния экономики страны, уровня ее развития, благосостояния и страховой культуры населения. Наивно было бы полагать, что в нашей стране население, живущее потребностями одного дня, будет заботиться о накоплении капитала. В таких экономических условиях долгосрочные накопительные страховые программы не работают. Перспективы развития отечественного страхового рынка предлагается рассмотреть исходя из принимаемых на государственном уровне документов.

Основным документом, определяющим развитие страхования, как раз и направлена Республиканская программа развития страховой деятельности на 2011-2015 годы.

План мероприятий на 2011 год по реализации Республиканской программы развития страховой деятельности на 2011-2015 гг. представлен в Приложении А.

Программой предусматривается внедрение новых видов страхования, страховых технологий, повышение качества страховых услуг, предоставление равных прав на осуществление деятельности для страховых организаций всех форм собственности. Планируется усовершенствовать систему налоговых стимулов для потребителей страховых услуг. Дальнейшее развитие получат добровольные виды страхования. Особое внимание предстоит уделить добровольному страхованию жизни, дополнительной пенсии, медицинских расходов [13, c. 10].

Важным элементом развития страховой отрасли должна стать масштабная либерализация законодательства о страховании, которая создаст серьезные предпосылки для прихода иностранных инвесторов в эту сферу. Национальное законодательство будет соответствовать европейским подходам и мировой практике.

Как ожидают в правительстве, реализация программы позволит довести удельный вес страховых взносов в ВВП к концу пятилетки до 1,2% [21].

Главными задачами повышения эффективности страховой деятельности за этот период в республике являются:

совершенствование законодательства в области осуществления и надзора за страховой деятельностью;

обеспечение сближения национальной системы регулирования страховой деятельности с международными принципами и стандартами с учетом необходимости интеграции республики во Всемирную торговую организацию;

повышение требований к финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций;

совершенствование порядка формирования страховых резервов;

совершенствование и развитие добровольных видов страхования, включая виды страхования, относящиеся к страхованию жизни;

введение обязательных видов страхования в сферах, связанных с наибольшими рисками, в том числе обязательное страхование жилых помещений при ипотечном жилищном кредитном страховании;

формирование национальной системы экспортных кредитов путем разработки комплексной нормативной базы, обеспечивающей условия для функционирования и развития системы страхования экспортных кредитов;

пересмотр отдельных требований законодательства в целях повышения эффективности системы надзора за страховой деятельностью и ее регулирования;

введение единой автоматизированной системы сбора и обработки данных страховой деятельности;

совершенствование системы бухгалтерского учета страховых операций и повышение прозрачности финансовой отчетности. [17, с. 50]

Однако в то же время не стоит слишком контролировать рынок страхования, так как это приведет к возврату к практике страхования советских времен, стремление правительства к чрезмерному регулированию рынка страхования, установление монополистической позиции государственных страховых организаций и дискриминация частных иностранных компаний сдерживает конкуренцию и тормозит развитие рынка страхования.

Возможно для того, чтобы улучшить страховую деятельность в Беларуси необходимо предпринять ряд мер:

Взносы по добровольному страхованию должны выплачиваться не из прибыли, а относиться на издержки предприятий. При отсутствии у предприятий традиций страховать риски, связанные с производственной деятельностью, а также невысокие доходы, выплаты страховых премий из прибыли расценивается руководителями предприятий как дополнительные издержки и вынуждает их отказаться от добровольных видов страхования. Однако подобное отношение не означает снижение вероятности наступления непредвиденных событий, влекущих за собой убытки, поэтому отнесение выплат, как по обязательным, так и по добровольным видам страхования на издержки послужит необходимым стимулом для предприятий страховать возможные риски.

Обязательное страхование не должно рассматриваться как средство прививания страховой культуры. Понимание необходимости страхования должно вытекать из невозможности осуществления без него определенных видов экономической деятельности. Следовательно, требуются соответствующие изменения в законодательстве, которые бы предполагали приобретение страхового полиса для получения разрешения на оказание, например, адвокатских услуг, услуг по перевозке грузов, что в свою очередь будет стимулировать спрос на страховые услуги.

Право проводить обязательные виды страхования должно быть предоставлено всем компаниям без исключения независимо от структуры их уставного фонда. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств целесообразно вернуть частным страховщикам в первую очередь, так как они уже доказали свою состоятельность и эффективность работы. Демонополизация обязательных видов страхования не значит их передачу на полное усмотрение страховщиков. Для обязательных видов страхования государство должно проводить тарифную политику, которая бы предусматривала регулирование тарифов, чтобы страховые компании с одной стороны не могли чрезмерно занижать тарифы, таким образом увеличивая риск своей деятельности и вероятность дестабилизации рынка, а с другой, не использовали бы обязательные виды страхования как средство наживы.

Открыть доступ иностранным страховщикам на белорусский рынок страховых услуг. Для этого необходимо внести соответствующие поправки в белорусское законодательство, которое бы одинаково регулировали деятельность как белорусских, так и иностранных страховых компаний. Протекционизм внутреннего рынка ведет к отказу от новых технологий, которые приносят с собой иностранные компании, а также ограничивается необходимый для динамичного экономического развития приток иностранного капитала, как в сектор страхования, так и в другие отрасли экономики.

Таким образом, только в случае, когда правительство гарантирует равноправие функционирование всех участников рынка страховых услуг, а также возмещает потери населению и устанавливает необходимые стимулы к страхованию для предприятий и населения, страховой рынок будет полноценно развиваться, являясь основой устойчивого экономического роста. Дальнейшее совершенствование страхования имущества в Республике Беларусь и интеграция белорусского страхового рынка в мировой, позволит достичь высокого уровня развития страхования в Республике Беларусь.

3.2 Механизмы повышения эффективности страхования имущества предприятий и организаций

Современное страхование, особенно в развитых странах, превратилось в одну из крупнейших отраслей экономики с финансовым оборотом до 10-12% ВВП, в которой заняты миллионы людей самых различных специальностей. Развитие страхования сопровождается появлением новых сфер общественно полезной деятельности и новых рабочих мест, повышением занятости и способствует прогрессу цивилизации. Страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, страхование ответственности работодателей обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Применение страховых механизмов в системе социального обеспечения предоставляет равные возможности получения гарантированной социальной помощи.

Существуют два распространенных варианта страхования имущества в зависимости от варианта определения его стоимости:

. По остаточной стоимости - когда страховая сумма рассчитывается на основании балансовых данных о первоначальной стоимости имущества за вычетом начисленной амортизации по данному виду имущества.

. По восстановительной стоимости - когда страховая сумма определяется исходя из суммы средств, необходимых для приобретения (постройки, ремонта, восстановления) имущества, аналогичного по своим характеристикам утраченному (поврежденному) [11, c. 123].

Представитель страховой компании должен не только предложить клиенту оба варианта расчета стоимости имущества, по и по казать, в чем существенная разница при расчете тем или иным способом, дать подробные разъяснения по особенностям каждого вида расчетов и не навязывать тот вариант расчета, который позволит получить более высокую страховую премию. Обычно остаточная стоимость ниже восстановительной, поэтому и страховая премия в первом случае будет меньше. Кроме того, выплаты по восстановительной стоимости являются рискованными для страховой компании, поэтому на страхуемое имущество налагаются определенные ограничения. Тан, на страхование принимается только имущество, используемое или подлежащее использованию в процессе производства. Предприятие, получившее страховое возмещение, должно подтвердить целевое использование средств, т.е. тот факт, что деньги, выплаченные страховой компанией в качестве возмещения, пойдут именно на восстановление. Стандартный срок подтверждения - три года, но в зависимости от типа имущества он может быть как увеличен, так и сокращен. Таким образом, выбирая вариант страхования имущества, представитель страховой компании должен не просто оформить договор страхования, а оказать помощь в решении вопроса о том, что клиенту предпочтительнее: понести убытки, равные износу оборудования, но сэкономить на страховой премии либо больше заплатить за страхование, но иметь гарантированную возможность восстановить имущество и оборудование даже «с нуля» [11, c. 125].

Не стоит забывать еще об одном механизме регулирования стоимости страхования, который предлагается страховыми компаниями, - с помощью франшизы. Для этого предприятие должно решить, в каком объеме оно готово самостоятельно нести убытки по каждому страховому случаю. Чем больше размер франшизы, тем ниже вероятность, что страховщику придется выплачивать страховое возмещение, и соответственно тем ниже страховая премия. Вместе с тем от размера франшизы будет зависеть сумма собственных резервных средств, которую предприятию необходимо аккумулировать (и фактически выключать из оборота) для ликвидации последствий мелких аварий и сбоев. Представитель страховой компании должен разъяснить само понятие «франшиза», ее виды. Для определения оптимального размера франшизы мы порекомендовали бы использовать ресурс самого предприятия. Необходимо составить список (а на нормально работающем предприятии этот список есть) наиболее частых видов аварий, последствия которых можно устранить в оперативном режиме. Также провести анализ затрат на восстановление имущества и оборудования, если они имели место быть. Если мелкие аварии происходят достаточно часто и через какое-то время совокупные затраты на их устранение вырастают во внушительную сумму, то предприятию предлагается так называемая агрегатная франшиза. При заключении договора с условием агрегатной франшизы предприятие заявляет обо всех убытках, а страховая компания выплачивает сумму возмещении только в случае, если совокупная сумма убытков по мелким авариям за оговоренный период превысит размер агрегатной франшизы. Все последующие убытки возмещаются в полном объеме. Максимально подходящий размер франшизы также подбирает представитель страховой компании и обговаривает это с руководством предприятия [11, c. 126].

Таким образом, франшиза позволяет ограничить минимальный размер суммы выплаты. Существует и механизм, который ограничивает максимальный размер суммы выплаты, - это лимит ответственности, который определяется с помощью показателя максимально возможного убытка (или катастрофического убытка). Катастрофические убытки - это ущерб, который предприятие (а следовательно, и страховая компания) понесет в результате наиболее вероятного и самого разрушительного страхового события. Чаще всего под таким событием подразумевается пожар. При этом определяется, будет ли имущество, оборудование уничтожено полностью или ущерб не превысит определенного размера (50, 70% и т. д.).

Таким образом, у предприятия есть возможность, снизив расчетный показатель катастрофического убытка, снизить и размер страховой премии. Конечно же, не каждый представитель страховой компании будет помогать клиенту в определении возможности такого снижения уровня максимально возможного убытка. Однако при клиентоориентированном подходе это сделать необходимо, тем самым не просто продемонстрировав заботу о партнере, но и лишний раз доказав, что мы экономим деньги нашего клиента и называем только обоснованную стоимость страхования. Например, следует взять во внимание то, что в момент пожара в офисе сработают все системы безопасности (которые есть в наличии в полном объеме), и документы, находящиеся в несгораемых сейфах, не пострадают, то есть ущерб будет минимальным. Если системы безопасности и пожаротушения устарели или имеются в недостаточном объеме, следует предложить клиенту вариант снижения страховой премии даже после заключения договора страхования. Это возможно, если предприятие приложит дополнительные усилия по обеспечению безопасности имущества и, следовательно, снижению риска. В этом случае производится переоценка риска и пересмотр страхового тарифа, и доплачивать за это клиенту не придется [17, c. 201].

Итак, проведя все необходимые мероприятия по оценке стоимости имущества рисков и другие необходимые мероприятия, остается только подписать договор страхования. В настоящее время страховые компании предлагают два основных вида договоров - типовой и индивидуальный. Отличительной особенностью типового договора является то, что в нем не предусматривается детальная оценка предприятия. Поэтому его стоимость всегда оказывается несколько завышенной (путем повышенной цены страховая компания дополнительно покрывает свои риски). Такие договоры не следует рекомендовать клиенту в случае значительной суммы стоимости имущества, при страховании сложного, высокотехнологичного оборудования и при страховании от всех рисков. В данных случаях предпочтительнее заключить так называемый индивидуальный страховой договор. Этот договор предусматривает более сложную процедуру оценки имущества а для подтверждения суммы оценки потребуется отделенный набор документов: документация бюро технической инвентаризации (БТИ) договоры на охрану помещений и территории, описание технологических процессов предприятия и т. д. Об особенностях заключения типового и индивидуального договора также необходимо подробно рассказать клиенту.

Таким образом, следует заметить, что работа по оценке рисков, которым подвержено имущество предприятия, часто оказывается полезной не только при заключении договора страхования. Опыт крупнейших компаний свидетельствует о том, что затраты на выявление и ликвидацию «слабых мест» (либо профилактику рисков) позволяют в дальнейшем снизить вероятность возникновения убытков и всегда окупаются, в том числе благодаря экономии на страховых взносах будущих лет.

Заключение

Каждое предприятие обладает каким-либо имуществом, при этом всегда существуют риски, которые могут привести к повреждению, утрате или уничтожению данного имущества.

Страхование распространяется на:

·              основные фонды (здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, трубопроводы (оборудование и составные части), и другое имущество, относящиеся к основным фондам);

·              оборотные средства;

·              малоценные и быстроизнашивающиеся предметы;

·              объекты незавершенного капитального строительства;

·              денежные автоматы;

·              выставочные экземпляры;

·              имущество на время проведения экспериментальных и исследовательских работ;

·              предметы религиозного культа;

·              произведения искусства.

К страховым случаям относятся утрата или повреждение застрахованного имущества вследствие пожара, стихийных бедствий, повреждения водой из водопроводных, канализационных, отопительных и противопожарных систем, умышленных, а также неосторожных действий третьих лиц, взрыва паровых котлов, газохранилищ, газопроводов, машин, аппаратов, кражи со взломом, грабежа (разбоя) в месте страхования. Подлежат возмещению также разумные и целесообразные расходы, связанные с уменьшением размера убытков. Страховая сумма устанавливается по соглашению сторон, но в размере, не превышающем действительной стоимости имущества.

Структура рынка по сбору страховых взносов за 2010 г. и в первой половине 2011 года существенно не изменилась. «Белгосстрах» по-прежнему занимает доминирующие позиции, хотя его доля, после некоторого снижения в 2006-2009 годах, в 2010 году снова увеличилась, достигнув без малого 58% от сбора всех страховщиков и превысив 60% в страховании «не жизни». Правда, причины этого роста очевидны - в 2010 году заработало два новых вида обязательного страхования. Если сборами по обязательному страхованию ответственности антикризисных управляющих можно пренебречь, то по страхованию урожая сельхозкультур, скота и птицы, сборы составили 66,4 млрд. руб. Без взносов по этому виду доля «Белгосстраха» в общем сборе осталась бы в пределах 55%. По итогам первого полугодия 2011 этот показатель не изменился.

По прямому страхованию и сострахованию в 2010 г. собрано в эквиваленте примерно 437 млн. дол. страховых взносов, что на 41,07% больше, чем в 2009 г. Отметим, что это небывалый за последние 5 лет рост: 2003 г. - 30,2%, 2004 г. - 34,2%, 2005 г. - 22,9%, 2006 г. - 16,7%, 2009 г. - 20,5%. Хотя, если разобраться, то видно, что основную долю этого результата опять дало введение нового обязательного вида. Без «сельхозстрахования» темпы роста оказались бы на уровне 31%.

Общие показатели, характеризующие роль страхования в экономике пока остаются низкими. Так в России сумма страховой премии на человека в 2010 году составила примерно 227 дол., в Украине 94 дол., в Казахстане 71 дол., при этом в Польше 643 дол., в Латвии 309 USD, в Германии 2 919 дол., а в Великобритании 6 858 дол.

Доля собираемых страховых взносов в ВВП в России занимает 2,3%, в Украине 2,5%, в Казахстане 0,84%. В странах Западной Европы в среднем 5-10%, а в странах Восточной Европы 2-5%. Например, в Польше 4,6%, в Чехии 3,5%, в Болгарии 2,7%, в Сербии 1,9%. В Беларуси планируется достичь 1,5% доли страховых взносов в ВВП к 2011 году.

При этом надо отметить, что в странах, в которых наблюдается наибольший объем страховых взносов в ВВП (более 7%), взносы по страхованию «жизни», как правило, существенно превышают сборы по страхованию «не-жизни». Например, более чем двукратное превышение сборов по страхованию «жизни» демонстрируют Франция, Великобритания, Бельгия, Швеция, Дания, Финляндия, Португалия, Ирландия. К исключению из правил можно отнести разве что Нидерланды, у которой при почти 13% доле страхования в ВВП явно доминирует страхование «не-жизни». У нас же пока страхование «жизни» в общем объеме составляет немногим более 5%.

На исправление ситуации в этой сфере как раз и направлена Республиканская программа развития страховой деятельности на 2011-2015 годы.

Программой предусматривается внедрение новых видов страхования, страховых технологий, повышение качества страховых услуг, предоставление равных прав на осуществление деятельности для страховых организаций всех форм собственности. Планируется усовершенствовать систему налоговых стимулов для потребителей страховых услуг. Дальнейшее развитие получат добровольные виды страхования. Особое внимание предстоит уделить добровольному страхованию жизни, дополнительной пенсии, медицинских расходов.

Важным элементом развития страховой отрасли должна стать масштабная либерализация законодательства о страховании, которая создаст серьезные предпосылки для прихода иностранных инвесторов в эту сферу. Национальное законодательство будет соответствовать европейским подходам и мировой практике.

Как ожидают в правительстве, реализация программы позволит довести удельный вес страховых взносов в ВВП к концу пятилетки до 1,2%.

Список использованных источников

1 Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 г.; с изменениями и дополнениями от 10.07.2009 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2011.пектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2011.

О страховой деятельности в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 года № 530 // Консультант Плюс: Беларусь (Электрон.ресурс) / «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск. - 2011.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2006 г. N 1462 О мерах по реализации указа Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 "О страховой деятельности" (с изменениями и дополнениями) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2011.

Положение лицензирования страховой деятельности от 27.12.2007 № 1845 (с изменениями и дополнениями) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2011.

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 22 мая 2003 г. № 80 Об утверждении образцов страховых полисов и инструкции по заполнению и использованию страховых полисов (с изменениями и дополнениями) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2011.

Архипов, А.П. Страхование. Современный курс // А.П. Архипов - М.: Финансы и статистика, 2007. - 416 с.

Гвозденко, А. Основы страхования: учеб. пособие для вузов // А. Гвозденко. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 304 с.

Ефимов С.Л. Экономика и страхование // С.Л. Ефиомв. - М.: Церих-ПЭЛ, 2006. - 306 с.

Законодательство о страховании: Сборник нормативных правовых актов Республики Беларусь. - Мн.: Ураджай, 2002. - 253 с.

Корженевская, Г.М. Страховое дело / Г.М. Корженевская. - Минск: БИП-С Плюс, 2008. - 280 с.

Коноваленко, Н.Н. Правовое регулирование страхования в Республике Беларусь / Н.Н. Коноваленко. - Минск: РИВШ, 1999. - 400 с.

Мурадян, О. Страхование // НЭГ. - 2005. - №37 (557). - С. 7 - 14.

Писарчик, Л.Я. Проблемы страхования в Беларуси // Директор. - 2008. - № 7. - С.9-13.

Сербиновский, Б.Ю. Страховое дело: учеб. пособие для вузов /Б.Ю. Сербиновский, В.Н. Гарькуша. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 384 с.

Страхование: учеб.для студентов вузов / под ред. В.В. Шахова - 2-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 511 с.

Страховое дело/ М.А. Зайцева [и др.]; под. ред. М.А. Зайцевой. - Минск: БГЭУ, 2009. - 286 с.

Страховое дело: учеб.пособие / М.А. Зайцева, Л.Н. Литвинова, А.В. Урупин идр.; под общ.ред. М.А. Зайцевой, Л.Н. Литвиновой. - Минск, БЭГУ, 2001. - 268 с.

Финансовая стабильность в республике Беларусь 2010 // Национальный банк Республики Беларусь - Мн. - 2011. - 78 с.

Шахов В.В. Введение в страхование: экономический аспект / В.В. Шахов. - М.: Финансы и статистика, 2002. -437с.

21 Официальный сайт национального банка Республики Беларусь // <http://www.nbrb.by/statistics/sref.asp. [Электронный ресурс] //> Доступ [15.10.2011].

Страхование в зарубежных странах. // <http://straxbiz.ru/str-ist-8.html> [Электронный ресурс] // <http://www.nbrb.by/statistics/sref.asp. [Электронный ресурс] //> Доступ [16.10.2011].

Министерство финансов Республики Беларусь // www.minfin.gov.by // <http://www.nbrb.by/statistics/sref.asp. [Электронный ресурс] //> [Электронный ресурс] // <http://www.nbrb.by/statistics/sref.asp. [Электронный ресурс] //> Доступ [16.10.2011].

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение а

ПЛАН мероприятий на 2011 год по реализации Республиканской программы развития страховой деятельности на 2011-2015 гг.

Наименование мероприятия

Форма реализации

Исполнители

Срок исполнения

Внесение изменений и дополнений в законодательство о страховании, предусматривающих: предоставление права осуществления отдельных видов обязательного страхования страховым организациям всех форм собственности; отмену ограничений на проведение страхования жизни страховыми организациями с иностранными инвестициями; снятие ограничений по доле участия юридического лица (в том числе иностранного) в уставном фонде страховой организации; предоставление права организациям-страхователям включать в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг) страховые взносы, уплачиваемые по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии и медицинских расходов, заключенным со страховыми организациями любой формы собственности; расширение перечня видов добровольного страхования, страховые взносы по которым страхователи-юридические лица включают в состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг) при заключении договоров страхования с организациями всех форм собственности

Проект Указа президента Республики Беларусь

Министерство финансов

II квартал 2011 г.

2. Совершенствование порядка и условий проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в том числе пересмотр страховых взносов и лимитов ответственности

Проект Указа Президента Республики Беларусь

Министерство финансов; Белорусское бюро по транспортному страхованию

III квартал 2011 г.

3. Рассмотрение возможности внесения в Инвестиционный кодекс Республики Беларусь нормы о необходимости наличия у инвестора договора страхования при осуществлении им инвестиционной деятельности в целях защиты, как его имущественных интересов, так и интересов физических, юридических лиц Республики Беларусь (при причинении им вреда в связи с реализацией инвестиционного проекта)

Внесение соответствующей нормы в проект новой редакции Инвестиционного кодекса Республики Беларусь

Министерство экономики; Министерство финансов совместно с заинтересованными

IV квартал 2011 г.

4. Определение направлений совершенствования условий и порядка предоставления медицинских услуг с использованием механизма страхования

Подготовка предложения

Министерство финансов;Министерство здравоохранения; Белорусская ассоциация страховщиков

III квартал 2011 г.

5. Разработка методологической базы по расчету показателей финансовой устойчивости страховых организаций

Подготовка предложения

Министерство финансов

IV квартал

6. Разработка специальных методов и алгоритмов оценки рисков на страховом рынке (стресс-тестирование)

Подготовка предложения

Министерство финансов

IV квартал 2011 г.

7. Подготовка предложений по организации сбора и систематизации данных, необходимых для анализа финансовой устойчивости страховых организаций

Подготовка предложения

Министерство финансов

IV квартал 2011 г.

8. Осуществление страхования рисков, связанных с реализацией инвестиционных проектов, в страховых организациях при заключении соответствующих контрактов

Заключение договоров страхования

Республиканские органы государственного управления и иные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь

В течение года

9. Включение расходов на добровольное и обязательное страхование в бизнес-планы развития предприятий и организаций

Включение расходов на страхование в бизнес-планы развития на очередной год при из разработке

Республиканские органы государственного управления и иные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь

IV квартал 2011 г.


Похожие работы на - Страхование имущества предприятий и организаций

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!