Тема: Эксперименты в этнометодологии: основные результаты, выводы и этические вопросы

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    6,83 Кб
Эксперименты в этнометодологии: основные результаты, выводы и этические вопросы
Эксперименты в этнометодологии: основные результаты, выводы и этические вопросы
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Иркутский государственный университет

Институт социальных наук

Кафедра государственного и муниципального управления










Реферат по курсу «Социология»

Эксперименты в этнометодологии: основные результаты, выводы и этические вопросы










ИРКУТСК 2013

ВВЕДЕНИЕ

В качестве темы реферата мной была выбрана: «Эксперименты в этнометодологии: основные результаты, выводы и этические вопросы».

Для дальнейшего исследования выбранной темы необходимо обратиться к самому определению «этнометодология». Что это такое? Что она изучает?

Первым, кто предложил термин «этнометодология» - американский социолог Гарольд Гарфинкель.

Этнометодология - это направление в социологии, которое изучает правила поведения и речь индивида в рамках повседневной жизни.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что учения, представленные в этнометодологии, дают ясное представление о том, как поступают различные социальные группы в различных условиях своей жизни, т.е. представление о том, как они живут, как они приобретают, используют и улучшают знания об устройстве мира.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ЭТНОМЕТОДОЛОГИИ: ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ВЫВОДЫ И ЭТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

Почему необходимо заниматься изучением социального поведения? Мы общаемся с родителями, друзьями, здороваемся с преподавателями, мы делаем это постоянно, совершенно не задумываясь об этом, это кажется нам совершенно незначительным. Но на самом деле изучение социального поведения имеет большое значение для социологии. Изучение поведения необходимо, потому что наша жизнь строится из однообразного поведения. Вспомнить хотя бы, что вы делаете постоянно. Если это рабочие будни, то вам приходиться вставать « в одно и то же время». Путь от дома до работы или университета практически всегда одинаковый. Дома вы делаете привычные для вас дела: готовите ужин, делаете работу, ложитесь спать. Конечно, все что вы делаете, не повторяется изо дня в день, ведь выходные не похожи на рабочие будни. Так же в жизни любого человека происходят перемены. Например, он оканчивает высшее учебное заведение или колледж и устраивается на работу. В его ежедневном распорядке происходят перемены, формируются новые привычки. В связи с этим, общение с другими людьми и занятия, которые мы делаем каждый день, определяют структуру того, что мы делаем. Изучая эти явления, можно узнать как о самом человеке, так и о его жизни.

Анализируя взаимодействия людей в повседневной жизни, речь пойдет о таких действиях, о которых люди не думают и которые совершаются ими по привычке.

В связи с этим этнометодология разделилась на несколько видов: одни анализировали обыденность повседневной жизни, другие анализировали разговорную речь.

Клайман и Мэйнард, описывая работы в области этнометодологии, выделили два типа. К первому типу относятся исследования Гарфинкеля и его коллег об социальных институтах. Эти исследования проводились в случайной обстановке в повседневной деятельности. Ко второму типу относится анализ разговоров. Цель которого - понимание структур взаимодействия в процессе разговора. Выделяется четыре принципа этого метода. К первому типу относятся не только слова, но и смех, покашливания, молчание, возгласы и т.д. Все это составляет безусловную часть разговора. Ко второму типу относится упорядочивание мельчайших деталей разговора. К третьему типу относится стабильность взаимодействия вообще и разговора. К четвертому типу можно отнести последовательность разговора.

Теперь можно обратиться к самим примерам этнометодологических экспериментов.

Линч предлагает следующий эксперимент, связанный с игрой в «крестики - нолики». Всем довольно хорошо известны правила этой игры: необходимо ставить крестик или нолик в самой клеточке, не выходя за ее пределы. А в его эксперименте нолик был поставлен между двумя клетками. Представим, что это произошло в реальности, и второй игрок настаивал бы на том, чтобы исправить положение нолика. Если бы первый игрок не изменил порядок, второй игрок попытался бы себе объяснить, почему его партнер по игре предпринял такой ход. В связи с этим ученные исследовали бы действия второго игрока, для того чтобы произвести анализ игры.

Обратимся к следующему примеру. Гарфинкель проводил эксперимент со своими студентами, которые должны были вести себя дома как в гостях, их поведение должно было быть сдержанным, общаться они должны вежливо и только тогда когда к ним обращаются. В основном родственники были поражены таким поведением. Они были в недоумении, ярости, они обвиняли студентов в эгоизме, недоброжелательности. Эта реакция показывает, на сколько мы зависим от общепринятых представлений о нормах поведения.

«Тебя что, уволили?»

«Ты заболел?»

«Ты действительно сошел с ума или ведешь себя так просто по глупости?»

Родственники думали, что студент ведет себя так, потому что он переутомился. Это объяснение позволяет думать членам семьи, если бы не это обстоятельство, все было бы хорошо.

Если студент не признавал этот факт, члены семья молча уходили и осуждали его поведение. Обстановка в семье накалялась. И объяснить чем было вызвано такое поведение становилось невозможным. Члены семьи предпринимали другие высказывания и действия:

«Оставь его в покое, у него опять такое настроение».

«Почему ты постоянно нарушаешь семейную гармонию?»

«Мне надоели твои штучки, если ты не можешь относиться к матери подобающим образом - уходи отсюда!»

В итоге студент рассказывал про эксперимент и в большинстве случаев отношения в семье налаживались, но в некоторых семьях некоторое время обстановка оставалась напряженной.

Этот эксперимент проводился для того, что бы показать, как люди упорядочивают свою жизнь. В результате этого эксперимента видно, что жизнь отличается гибкостью, потому что члены семьи пытались нейтрализовать нарушение - т.е. сделать ситуацию объяснимой с точки зрения привычных представлений.

Эти эксперименты кажутся безобидными, но иногда они приводят к сильнейшим конфликтам, которые и показывают, как мы зависим от обыденности действий.

Теперь рассмотрим анализ разговоров. Ученые, занимающиеся этим направлением, исследуют взаимосвязь высказываний в разговоре.

Эммануил Щеглофф - исследование, посвященное способам начать телефонный разговор. По его мнению, телефонный разговор ничем не отличается от визуального, но все же им не хватает зрительного контакта. Так же отсутствует последовательность узнавания друг друга.

Ученый понял, что начало разговора всегда стандартно. Всегда начинается с: «Алло! Привет! »

Но иногда начало разговора бывает уникальным.

А. Алло.

Б. Алло, Марджи?

А. Да.

Б. Гм... Мы тут красим, отделываем.

А. Хорошо.

А. Гм, гм, гм.

Б. Хм! Гм...

А. Хм...

Б. Держу чужие ненужные инструменты.

А. Ну! Хм, хм.

Б. Извини насчет того.

Это начало отличается от привычного. Оно появляется в связи с конкретными обстоятельствами. Например, этот разговор будет не понятен, если не знать, что Б. звонит извиниться за задержку инструментов.

Щеглофф приходит к выводу, что даже самые уникальные случаи необходимо подвергать исследованию.

Естественно это не все эксперименты, существует огромное множество наблюдений в области анализа речи.

Эксперименты в этнометодологии показывают насколько сильны скрытые неосознаваемые действия людей. Этнометодологические исследования анализируют повседневные вещи для того, чтобы сделать действия разумными и объяснимыми. Эти исследования направлены на выяснение того, как, обычные действия людей складываются из методов, которые делают мышление доступным анализу, основанные на здравом смысле действий. Так же этнометодология демонстрирует насколько наши действия и привычки отработаны до автоматизма. И любое отклонение от них вызывает у нас бурю эмоций.

Например, очень легко вывести человека на эмоции, если вдруг перестать с ним здороваться в привычной мере и это вызовет не позитивные эмоции, а наоборот спровоцирует взрыв возмущений и серьезно осложнит отношения. Можно привести еще один пример, когда при мимолетной встрече знакомых на вопрос «как дела?» собеседник начинает рассказывать про то, как у него на самом деле обстоят дела и при этом делая это долго и нудно.

Принцип этнометодологии заключается в том, что на мир необходимо смотреть, как на что-то неизвестное.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

этнометодология метод разговор эксперимент

Этнометодология достигла больших успехов, но существует ряд проблем. Первая проблема связана с тем, что многие социологи относятся к ней с недоверием т.к. это направление пренебрегает важнейшими вопросами, с которыми сталкивается современное общество. Вторая проблема заключается в том, что этнометодология забыла о своих корнях. Представители этнометодологии, анализируя разговор, рассматривают «структурные свойства разговора как такового», вместо того чтобы изучать процессы, происходящие в сознании. К третьей проблеме относится, то, что некоторые представители этнометодологии заботились о сочетании, к примеру, разговора с социальной структурой. В связи с этим ученные настаивали на том, что этнометодолоии необходимо вернутся к социологии, чтобы понять действия в их обыденном положении. К четвертой проблема связана с тем, что этнометодологию критиковали изнутри. Ученные замечают, что вся социальная деятельность - это исполнение.

Как следствие, всего вышесказанного этнометодологии угрожает потеря способности адекватно анализировать.

БИБЛИОГРАФИЯ

1.Гиддес Э. Социология: учебное пособие / Энтони Годдес.: Изд-во: Едиториал УРСС, 1999. - 704 c.

2.Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии / Гарольд Гарфинкель.: СПб.: Питер, 2007. - 335 с.

.Забродин В.Ю. Социология: экзаменационные ответы для студентов вузов / В.Ю. Забродин.: Изд-во: Питер, 2009. - 160 с.

.Ионин Л. О развитии этнометодологии / Л. Ионин // Социологический журнал.- 2006. - №1-2.- С. 74-90.

Похожие работы

 
  • Романтика, феноменологическая социология и качественное социальное исследование
    ...форма эмпирического исследования - этнометодология Гарольда Гарфинкеля. На ней я остановлюсь особо, так как она, хотя и мало примененная в эмпирическом социальном исследовании, использует эксперимент , чтобы показать, насколько тонок лед, по...
    СкачатьСкачать документ Читать onlineЧитать online
  • Теория социологии
    12.Символический интеракционизм(Джордж Герберт Мид) 13.Ирвин Гофман. 14. Этнометодология .
    ...смысл преодоления метафизики он видел в том, чтобы выработать рациональный, научный взгляд на общество. Этому должны были послужить наблюдение и эксперимент .
    СкачатьСкачать документ Читать onlineЧитать online

Не нашел материал для курсовой или диплома?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!