Социологическая концепция личности

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,02 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социологическая концепция личности

Содержание

Введение

. Понятие личности в социологии

. Социальная структура и типы личности

. Социальный статус и социальная роль

. Социализация личности

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Выбор темы «Социологическая концепция личности» обусловлен рядом причин. Социальная психология личности - относительно молодая область психологического знания. Но сегодня обращение к ее проблематике, всевозрастающий объем эмпирических данных позволяет судить о ее востребованности как отдельными институтами, так и обществом в целом. Социальная психология и есть та система научно-психологических знаний, которая специально ориентирована на оказание помощи людям в жизни. Роль социальной психологии и знаний, которыми она располагает, сейчас резко возросли.

Сегодня овладение ее данными нужно каждому образованному человеку и каждому профессионалу. Буквально нет такого мгновения, шага, действия, совершаемого человеком, которые так или иначе не оказывались бы вплетенными в паутину социально-психологических связей и зависимостей, имеющих нередко решающее значение.

Предпринимательство, торговля, реклама, менеджмент, преподавание, учительство, права и свободы, журналистика, удовлетворение человеком потребностей, семья, трудовой коллектив и отношения в нем, самоутверждение в жизни, чувство счастья и самоуважения, гуманность и культура поведения, досуг, жизненные кризисы, отчаяния и суицид, пьянство, наркомания - можно бесконечно продолжать список реальностей современной жизни, круто связанных клубком социально-психологических зависимостей, закономерностей, причин. Сегодня на лицо недостаток социально-психологической подготовленности людей, при том, что просвещение в этой области является потребностью прогресса нового общества и жизни в нем.

Цель данной работы - рассмотреть социологическую концепцию личности.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

. Определить понятие личности в социологии;

. Рассмотреть социальную структуру и типы личности;

. Изучить понятия социального статуса и социальной роли;

. Рассмотреть процесс социализации личности.

1. Понятие личности в социологии

За последнее столетие в отечественной науке сложился ряд теоретических подходов, имеющих принципиальное значение для разработки проблем социальной психологии личности.

С.Л. Рубинштейном и Б.Г. Ананьевым разработан процессуальный подход к анализу личности. Согласно С.Л. Рубинштейну, личность понимается как основание, интегрирующее все психические процессы, свойства и состояния, позволяет взглянуть на личность как универсальное образование, оптимизирующее все психические явления и в то же время само определяющееся ими. Очень важное заключение С.Л. Рубинштейна о самоценности психического начала в духовной жизни личности и возвращении личности ее переживания дает возможность рассматривать проблему становления личности в единстве с ее, личности, переживанием и отношением, которые находят свое воплощение в удовлетворенности собой, жизнью, отношениями, трудом.

Концепция Б.Г. Ананьева предполагает, что характеристики личности раскрываются через общественные отношения и определяемые ими функции. Любые свойства человека как субъекта (носителя активности) и свойства человека как индивида (биологические и психологические) могут быть включены в любые из социальных связей, считает Б.Г. Ананьев. Множество социально-психологических свойств личности определяет то, что личность - современник определенной эпохи, занимающий определенное положение в обществе, субъект общественно-политической деятельности, современник определенного поколения, член семьи. Она характеризуется определенной национальностью и примыкает к ее культуре.

Иначе говоря, личность как общественный индивид характеризуется мотивами и общественными функциями, которые обусловлены нормами морали и права, эталонами поведения, выполняемыми ролями, индивидуально-типическими особенностями. Однако социальное формирование человека не ограничивается формированием личности, в его процессе происходит становление субъекта познания и деятельности.

Подход к анализу личности как системы отношений предложен В.Н. Мясищевым. Он считал, что единство и многообразие личности раскрываются через взаимосвязь и многообразие отношений. Это требует выделения в структуре личности доминирующих отношений, характеризующих ее направленность (отношение к людям, себе, к предметам внешнего мира), - считает В.Н. Мясищев. В его понимании, качественная составляющая становления личности заключается в превращении персонального отношения в принципиальное, при котором происходит переход к самостоятельному действию. Иначе говоря, постепенный переход (развитие) отношения к свойству личности и есть суть ее становления.

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского занимает по праву ведущее место в отечественной психологии личности. Личность незримо присутствует в процессе культурного развития человека, - считает Л.С. Выготский (Выготский, 1983). В его работах прослеживается мысль о необходимости изучать человеческую личность в комплексе его высших психических функций.

Воззрения Л.С. Выготского на природу личности стали своего рода идеологией (поскольку они носили общий характер) для многих последующих психологов, которые не только выступали в рамках его концепции, но стали продолжателями идей, создали новые теории.

А.Н. Леонтьев, разрабатывая концепцию психологической теории деятельности, особо акцентировал внимание на некоторых проблемах личности. Выражение А.Н. Леонтьева: личность - это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе …, является отправной точкой для всей теории деятельностного опосредования личности. Считается, что в основании личности лежат отношения соподчиненности человеческих деятельностей, порождаемые ходом их развития. По мнению А.Н. Леонтьева, личность не предшествует деятельности, она порождается ею. Это говорит о том, что личность может выступать и условием, и продуктом деятельности.

Его положения о смысловых образованиях личности впоследствии усилиями группы сотрудников А.Н. Леонтьева были сформулированы в виде концепции, в которой задача психологического изучения личности состояла в исследовании того, ради чего и как использует человек из фонда врожденного ему и приобретенного им.

Центральное звено этой концепции, как подчеркивает А.В. Петровский, понятие личностного смысла как индивидуализированного отражения отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность. Основная характеристика личностных смыслов - это зависимость от места человека в системе общественных отношений, социальной ситуации развития. Считается, что для разработки проблемы личности наиболее существенным является принцип деятельностного опосредования. Исследование и трансформация смысловых образований возможны в том случае, если изменить систему деятельностей, порождающих эти образования. Иначе говоря, речь идет об иерархии деятельностей, осуществляющих жизнь личности в разноуровневых системах общественных отношений, в социальных группах.

Практически все крупнейшие отечественные исследователи внесли свой вклад в разработку деятельностного подхода - теории, рассматривающей психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивида, хотя, как показано выше, и разрабатывали другие направления. Мы активно поддерживаем понимание того, что основанием системы, которое определяет развитие и функционирование личности, является предметная деятельность. Именно анализ системы деятельностей, в которых осуществляется жизнь человека в социуме, может привести к раскрытию личности как многоуровневого системного образования.

Личность - это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни.

Все зависит от личностных и психологических качеств, которые присущи личности, их необходимо правильно понимать и учитывать. Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ. Процесс формирования личности происходит как под влиянием сферы политических отношений и идеологии. Идеология как система идей об обществе оказывает огромное влияние на личность, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение, индивидуальные и социальные установки.

На психологию личности влияют и отношения людей в социальной группе, в которую она входит. В процессе взаимодействия и общения происходит взаимовлияние личностей друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам. В группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли.

Личность - не только объект общественных отношений, но и их субъект, т. е. активное звено. Личность - это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т. д.), осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней, занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями.

Развитие личности обусловлено разными факторами: своеобразием физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологическими особенностями, окружающей средой и обществом, сферой деятельности.

Важнейшими факторами формирования личности выступают природно-географическая среда и общество.

Макросреда - общество в совокупности всех его проявлений. Микросреда - группа, микрогруппа, семья и так далее - также является важной детерминантой формирования личности.

В микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые необходимо учитывать, а также совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.

Общественно полезная деятельность - это труд, в условиях которого развивается человек и формируются его важнейшие качества.

Социально-психологическая характеристика личности как описание всего комплекса присущих ей характерных особенностей имеет внутреннюю структуру, включающую определенные стороны.

Социально-психологическая сторона отражает основные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей. Составляя социально-психологическую характеристику личности, необходимо учитывать соматофизиологические особенности. Анатомофизиологическая специфика строения тела человека определяет развитие некоторых его социально-психологических качеств.

2. Социальная структура и типы личности

Проблема структуры личности занимает важное место в изучении личности. На этот счет существует несколько точек зрения. Не говоря об индивидуальных особенностях, можно установить типическую структуру личности. В некоторых работах в структуре личности выделяют такие три компонента, как мотивационный, интеллектуальный и деятельностный.

Первый компонент структуры личности характеризует направленность личности как избирательное отношение к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. Доминирующие компоненты направленности определяют всю психическую деятельность личности. Так, доминирование познавательной потребности приводит к соответствующему волевому и эмоциональному настрою, что активизирует интеллектуальную деятельность.

Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. На характере соотношения способностей сказывается структура направленности.

Третьим компонентом в структуре личности является характер, или стиль поведения человека в социальной среде. Характер, разумеется, не выражает личность в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств. В системе характера можно выделить ведущие свойства. К ним относятся, в первую очередь, моральные (чуткость или черствость, ответственность по отношению к своим обязанностям, скромность). Во вторую очередь - волевые качества (решительность, настойчивость, мужество и самообладание), которые обеспечивают определенный стиль поведения и способы решения практических задач.

Четвертым компонентом, надстраивающимся над остальными, будет система управления, которую обозначают понятием «я». «Я» - образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности. Рассмотрим, как определяет личность и ее структуру К.К. Платонов.

Типология личностей издавна занимает психологов и социологов. Индивидуальная неповторимость каждого человека отнюдь не исключает наличие в нем некоторых признаков, сходных с признаками какой-то группы людей.

Наиболее распространена классификация К. Юнга, который выделил два типа по особенностям ориентировки и приспособления индивидуума к миру, экстраверты и интроверты.

К экстравертам он относил людей, которые интересуются внешним миром и событиями, стремящихся иметь друзей и знакомых, не очень тщательно их выбирая, быть открытыми с ними и демонстрировать себя.

Интроверт же ориентирован на внутренние личностные факторы, на внутренний мир. Все в его поведении и реакциях основывается на собственных мыслях и чувствах, которые для него важнее, чем другие люди и внешние обстоятельства. Интроверт преимущественно застенчив, замкнут, стремится избегать шума и риска.

К. Юнг писал, что ...оба типа настолько различны, их противоположность так ясна, что существование их становится очевидным даже для профана в психологии, если когда-нибудь обратить на это внимание. Всякому известны те замкнутые, с трудом постигаемые, часто застенчивые натуры, которые составляют сильнейшую противоположность другим - открытым, обходительным, часто веселым или, по крайней мере, приветливым и доступным характерам, которые со всеми уживаются, или, если даже спорят, то все-таки находятся в отношениях, позволяющих на всех влиять или допускать их влияние на себя. К. Юнг делил людей на типы и по таким характеристикам: рациональный - иррациональный, мыслительный тип (логик) - эмоциональный тип (этик), ощущающий тип (сенсорик) - интуитивный тип (интуит).

Д. Роттер положил в основу классификации специфику самоконтроля поведения. На этой основе он выделил людей с экстерналъным и интерналъным локусом контроля. Первые в своем поведении в основном рассчитывают на удачу, на случай, помощь других лиц и т.д., вторые - только на свои силы, а промахи, ошибки и неудачи объясняют собственными недостатками в деятельности и поведении.

Встречаются и иные типологии. Так, распространена типология личности по преобладающей направленности:

на себя - ориентация на прямое вознаграждение, стремление к достижению высокого статуса, властность, склонность к соперничеству, тревожность, интровертированность и т.д.;

на общение - стремление к налаживанию взаимоотношений, ориентация на совместную деятельность и на социальное одобрение, потребность в эмоциональных связях с другими людьми и т.д.;

на дело - заинтересованность в высоких результатах деятельности, решении деловых проблем, в деловом сотрудничестве и т.д.

По «социометрическому статусу» в группе, определяемому путем составления социоматриц, выделяют следующие типы членов групп:

«звезда» - личность, обладающая наибольшей популярность в группе и получившая в процессе социометрического опроса наибольшее число выборов других членов группы;

«предпочтимый» - индивид, получивший более чем среднее число социометрических выборов;

«ведомый» - т.е. член группы, получивший среднее число выборов;

«пренебрегаемый» («игнорируемый») - человек, получивший очень мало (один или два) социометрических выборов других членов группы;

«изолированный» - индивид, не получивший ни одного социометрического выбора;

«отвергаемый» - член группы, не только не получивший ни одного выбора, но, более того, - получивший отклонения (члены группы указали, что не хотели бы иметь с ним дел).

Однако эта методика определяет типы личностей по статусу только в данной группе, а в другой группе тот же человек может кардинально изменить свой статус.

Большинство рассмотренных типологий в чем-то интересны, помогают оценить значимость выделяемых психологических особенностей, пригодны для понимания некоторых типологических особенностей личности. Правда, собственно социальное в них играет относительно малую роль и не простирается за пределы непосредственной среды и жизни человека как индивида и индивидуалиста. Поэтому и строго социально-психологическими их назвать вряд ли можно.

3. Социальный статус и социальная роль

Социальная структура личности характеризует как «внешнюю», так и «внутреннюю» соотнесенность человека с социумом: «внешняя» соотнесенность выражается в системе социальных статусов (как объективного положения человека в обществе) и моделей ролевого поведения (как динамической стороны статусов); «внутренняя» соотнесенность представлена совокупностью диспозиций (как субъективно осмысленных позиций) и ролевых ожиданий (как динамической стороны диспозиций). При этом социальные статусы выражают «объективные» позиции личности в социальном мире или пространстве, диспозиции - «субъективные» позиции или субъективный срез статусов.

Связующим звеном между ними выступают, с одной стороны, элементы «внешней» активности (потребности, интересы, ценности), обусловливающие статусные позиции, а с другой - элементы «внутренней» активности (ценностные ориентации, мотивы и цели), определяющие диспозиции личности. Социальные роли, опосредующие процессы взаимодействия личности и общества, характеризуют динамическую сторону социальной структуры личности.

Социальная структура личности выступает в двух отношениях с одной стороны, в объективном плане (как система статусов и ролей), а с другой - в субъективном плане (как система диспозиций и ролевых ожиданий). В объективном смысле социальная структура представляет собой сеть устойчивых взаимодействий личности с другими субъектами (индивидами и группами). Такие взаимодействия предполагают, во-первых, наличие статусов или позиций, которые занимают участники взаимодействия относительно друг друга и всей системы в целом, во-вторых, соответствующие этим статусам и позициям нормативные требования и ожидания и, в-третьих, обусловленные статусом и нормативным требованиями социально одобряемые образцы поведения (роли), исполняемые актерами.

Ролевая теория личности является результатом синтеза социологии и других социальных наук (культурной антропологии и социальной психологии).

Теоретические предпосылки этой теории заложил Ч. Кули. Ее же основные положения сформулированы социальным психологом Дж. Мидом и социальным антропологом Р. Линтоном.

В интеракционизме Дж. Мида значительное место отводится активности личности, ее способности к восприятию другого. Так, он разработал концепцию «обобщенного другого». Данное понятие выражает всеобщие ценности и стандарты поведения, которые формируют у каждого члена группы индивидуальный Я-образ. С этой точки зрения личность в процессе ролевого взаимодействия как бы встает на место других индивидов и тем самым видит себя другой личностью. Если Дж. Мид уделяет главное внимание научению и освоению ролей в процессах межличностного взаимодействия, то Р. Линтон описывает прежде всего социокультурную природу ролевого поведения и взаимодействия людей. Статус (или позиция) понимается им как структурная единица, определяющая место индивида в социальной структуре и характеризующаяся определенной совокупностью прав и обязанностей. Роль определялась как «динамический аспект статуса». Она приводит в действие статус личности. Данное понимание статуса и роли признано классическим.

Функционалисты (Т. Парсонс, Р. Мертон) рассматривают социальное действие как систему, включающую множество актеров, которые имеют определенный статус и исполняют предписанные нормами роли. Так вычленяется, по Т. Парсонсу, собственная социальная подсистема человеческого действия. «Фундаментальной чертой всех человеческих обществ, - подчеркивал Т. Парсонс, - является ролевой плюрализм, участие одних и тех же людей в ряде коллективов. Расширение ролевого плюрализма является важнейшей составляющей процессов дифференциации, ведущих к становлению общества современного типа».

Система социальных ролей характеризуется, по Т. Парсонсу, такими чертами, как эмоциональность (бурное проявление чувств или их сдержанное выражение), способ получения (предписание или достижение), масштаб (ракурс ролевых отношений, устанавливаемый личностью или ситуацией взаимодействия), формализация (установление правил ролевого поведения), мотивация (каждой роли соответствует свой мотив). С ним связана непосредственно теория ролевых и статусных наборов Роберта Мертона. Она фиксирует то обстоятельство, что индивиды, занимающие те или иные статусы, находятся во взаимодействии с другими партнерами, обладающими разными ожиданиями из-за различий своих позиций в социальной структуре. Самое интересное в теории ролевых наборов - это то, что она обращает внимание на различие, несовместимость и даже конфликты между ожиданиями (экспектациями) людей, занимающих различные статусные позиции.

Ролевой набор, по Мертону, - это совокупность ролевых отношений личности, определяемых ее социальным статусом. Несколько ролевых наборов личности, занимающих данный статус, составляют набор статусов. Набором статусов Мертон называет также несколько статусов, одновременно занимаемых личностью. Ролевой и статусный наборы представляют, следовательно, различные аспекты или срезы структурной организации личности. В предотвращении ролевых конфликтов важную роль играет механизм объединения статусов и ролей. Объединение статусов предполагает временный отказ от какой-либо роли, а объединение ролей - более эффективное исполнение роли. Механизм объединения статусов становится возможным благодаря существующему в социальной группе разделению сфер деятельности между людьми, исполняющими различные роли. Так, например, наборы статусов и ролей личности в семье и на работе не перекрывают, а дополняют друг друга. Их же соединение возможно в случае отказа обладателя статуса от одной из ролей.

Каково же современное значение понятия «статус и роль»? Надо признать, что оно мало изменилось со времен Р. Линтона.

Под статусом в научной литературе понимается, как правило, определенный круг прав и обязанностей, привилегий и свобод, которыми располагает личность в данной социальной системе независимо от ее субъективных устремлений.

Статусы классифицируются по ряду признаков.

В зависимости от социальной значимости и веса в обществе выделяются главный и второстепенные (вспомогательные) статусы.

По характеру происхождения различают «приписанные» (аскриптивные) статусы, сформированные благодаря внешним, неконтролируемым со стороны человека характеристикам (возраст, пол, нация и пр.), и «достигнутые» (приобретенные) статусы, зависящие от реальных достижений личности в конкретной области се жизни.

В современной интерпретации понятия «социальная роль» выделяется обычно несколько значений:

) динамический аспект реализации того или иного статуса (позиции);

) нормативно одобренный способ поведения личности (образец);

) совокупность требований, предъявляемых к определенному статусу (позиции).

Каждое из этих значений фиксирует тот или иной аспект ролевой структуры личности.

Динамический аспект представлен совокупностью последовательных действий, связанных с реализацией конкретного статуса.

Ролевые действия личности, получившие нормативное одобрение и поддержку, составляют ядро социальной роли.

Нормативный аспект (нормативная структура) характеризует, с одной стороны, набор требований (предписаний, пожеланий, оценок и т. д.), а с другой - нормативные ожидания других участников взаимодействия.

В зависимости от тех или иных ситуаций социальные роли подразделяются на несколько классов. Так, основоположник социометрии Дж. Морено различал психосоматические роли (биологическая обусловленность и бессознательный характер проигрывания), психодраматические роли (соответствие конкретным требованиям социального окружения) и социальные роли (статусная обусловленность и заданность исполнения ролей).

Т. Шибутани выделял конвенциальные роли, обусловленные требованиями среды или системы, и межличностные роли, определяемые самими участниками взаимодействия в зависимости от конкретной ситуации.

Различие между статусом и ролью заключается в следующем: во-первых, статус определяет место индивида в социальной системе, его взаимоположение с другими людьми (структурный аспект социальной структуры личности), а роль выражает функциональное назначение того или иного статуса (позиции); во-вторых, понятие «статус» подчеркивает относительно устойчивое («статическое») положение индивида, тогда как роль характеризует динамический аспект статуса, связанный с его реализацией в конкретных условиях места и времени.

4. Социализация личности

личность характер экстраверт интроверт

Человек - существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как начинает говорить. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Социализация - это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.

В конце ХIХ - начале ХХ века формируется новое направление социологии - понимающая социология, путь познания в которой, наоборот, идет от индивида к социуму.

Основоположник понимающей социологии немецкий ученый Макс Вебер, объясняя поведение человека, когда субъективно осмысленные действия индивида соотносятся с поведением других людей, вводит понятие «общественно ориентированных действий». Эти действия предполагают субъективную мотивацию индивида или группы и осмысленную ориентированность на других (на ожидания).

Подчеркивая индивидуальность человека, немецкий социолог Георг Зиммель отмечает, что, вступая в определенные отношения, индивид обретает некоторые характерные для него качества, которые являются для него сущностными («каждый человек представляет из себя индивидуума с характерными свойствами, которые нельзя встретить во второй раз в том же сочетании»).

Современные исследования западной социологии основываются на понимании социализации как части процесса становления личности, в ходе которой формируются наиболее общие, распространенные, устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально-организованной деятельности, которая регулируется ролевой структурой общества.

В основе концепции общества как социальной системы американского социолога Толконта Парсонса лежит понятие нормативного характера - равновесие. Общество в равновесии - общество без конфликта. Полного равновесия не достичь, но надо к этому стремиться.

По Парсонсу, средствами, при помощи которых поддерживается социальное равновесие, являются социализация и социальный контроль. Социализация рассматривается здесь как адаптация индивидов в социальной среде, которая достигается путем усвоения личностью определенных нормативных структур, символов культуры. Парсонс подчеркивает особую роль семьи и школы в этом процессе.

Чарльз Кули считает, что личность формируется на основе взаимодействия человека с окружающим миром. Формирование социальной природы индивида осуществляется только в межличностном общении, в коммуникации внутри первичной группы. (2, с.156)

Немецкий ученый Юрген Хабермас полагает, что процесс социализации охватывает не всего человека, а только «часть», давая возможность другой «части» критически оценить элементы социальной среды, которые мешают личности самоутверждаться. Таким образом, здесь возможна ненасильственная социализация, где учитываются, прежде всего, условия индивидуальной жизни.

Понятие «культурная социализация» зародилось в западной культурантропологии, прежде всего в ее этнопсихологическом направлении («культура и личность»). Одной из отправных точек здесь можно считать работу Рут Фултон Бенедикт «Модели культуры» (1935), в которой исследовательница отошла от фрейдистской концепции анализа культуры, представляемой через индивидуальную психологию и психопатологию, и применила социологические методы исследования взаимосвязи личности и культуры.

Ральф Линтон внес вклад в развитие представления о культурной социализации в работе «Изучение человека» (1936), где культура (как «внешняя», доступная наблюдению, так и «внутренняя», включающая культурные установки, эмоции, ценности) понята как совокупность форм поведения, общих для большинства членов общества и усваиваемых в процессе социализации.

Особенно значимой оказалась разработка Линтоном теории статусов (предписанных от рождения или достигнутых личностью) как места в социальной структуре и ролей - «динамического аспекта статусов» («актуальных», т. е. фактически исполняемых в соответствии со статусом, и «идеальных», т. е культурных образцов для статусов). Концепция «базисных типов личности», разработанная Р. Линтоном вместе с Абрамом Кардинером и затем расширенная через введение более частного понятия «статусная личность», также стала основанием для выработки представления о культурной социализации.

Клайд Клакхон подробно изучил на этническом материале культурную социализацию, понимаемую им как стандартизацию поведения и жизненных установок («Дети Людей: навахский индивид и его развитие», совм. с Д. Лейтон, 1943).

С точки зрения культурантропологии, одним из основателей которой является учитель Р. Бенедикт и М. Мид, Ф. Боас, социализация рассматривается как процесс передачи культурного наследия, овладения культурой, социально значимыми ценностями, нормами, образцами поведения. Этот процесс получил название окультуривания, наравне с ним в антропологии применяются такие названия как инкультурация, культурное обусловливание. В настоящее время используется еще одно понятие - культурной трансмиссии, представляющей механизм, с помощью которого группа «передает себя по наследству» своим новым членам.

Проведено много исследований, целью которых было выявление различий в процессе социализации индивида через сравнение двух и более культур.

Известный американский этнопсихолог М. Мид изучала особенности социализации в традиционных культурах. Собранные ею материалы позволили сделать заключение о ведущей роли социокультурных факторов в психологическом развитии детей. Социализация понимается М. Мид как процесс «инкультурации», передачи культурных ценностей от поколения к поколению. Данный подход предполагает автоматический перенос культурных воздействий на ребенка, который пассивно впитывает все влияния общества, среди которых особое значение имеют культурные традиции общества, принципы обучения и воспитания детей, а также доминирующий стиль общения в семье.

М. Мид и Р. Бенедикт исследовали процессы социализации в обществах, находящихся на различных стадиях общественного развития. Они указали на значимость для индивидов переходов от одной стадии жизненного цикла к другой и от одного статуса к другому (в частности, переходы от детства к отрочеству и зрелости). Также в сферу их интересов входило исследование способов влияния культуры данного общества на характер и результаты жизненных изменений индивида. М. Мид считала, что «именно культура является главным фактором, который учит детей, как думать, чувствовать и действовать в обществе». (4, с.141)

Методы социализации (в частности, воспитание) исследовал австрийский культурантрополог И. Эйбл-Эйбесфельд, изучая родительско-детские отношения в некоторых племенах Африки, Южной Америки и Новой Гвинеи. Американский исследователь Р. Ронер на основе анализа более 100 культур предпринял попытку объяснения процессов социализации через теорию родительского принятия-отвержения.

В 50-е годы американские культурантропологи супруги Б. и Дж. Уайтинг провели исследование особенностей социализации, сравнив 6 культур. Они выявили влияние социальной структуры на характерные для культуры стили социализации. «В простых культурах большое значение приобретают нормы родственной и соседской взаимопомощи, а функциональным является развитие коллективистических качеств личности. А в сложных культурах с множеством различных ролей и иерархической структурой, более полезными оказываются умение добиваться помощи для достижения своих целей и эгоистическая доминантность. Поэтому, готовя детей к роли взрослых, родители воспитывают в них дух соревновательности и стремление к достижениям».

Однако, несмотря на большой вклад в исследование социализации ученых-антропологов, следует отметить, что в целом процесс социализации в рамках культурантропологии рассматривается как автоматический, благодаря которому индивид воспринимает культуру по мере своего развития (т.е. является ее пассивным потребителем).

Заключение

Понятие личности - одно из главных в социологии, т.к. в рамках микроуровня человеческого познания, человек является главным субъектом. Отсюда целый ряд понятий, используемых в социологии для анализа. Эти понятия - человек, индивид, личность. Социология, в отличие от других наук, при изучении личности выделяет социально-типичное.

Ключевым вопросом социологии является выяснение, является ли каждый человек личностью или нет. Социологическую теорию личности интересует процесс формирования личности и развитие ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных отношений, изучение закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляция и саморегуляция социального поведения личности.

Проблема структуры личности занимает важное место в изучении личности. На этот счет существует несколько точек зрения.

Первый компонент структуры личности характеризует направленность личности как избирательное отношение к действительности.

Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом.

Третьим компонентом в структуре личности является характер, или стиль поведения человека в социальной среде.

Четвертым компонентом, надстраивающимся над остальными, будет система управления, которую обозначают понятием «я».

Типы личности в социологии на современном этапе принято выделять также следующие: традиционалисты, идеалисты, фрустированный тип, реалисты, гедонисты.

Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.

Социальная роль - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли - это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.

Социализация - процесс и результат социального развития человека. Социализация может быть рассмотрена с точки зрения усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта в процессе жизни. Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации к социуму.

Иначе говоря, возникает необходимость изучать не отдельное проявление личности, но комплекс этих проявлений, особенностей различных систем влияний и взаимовлияний. Основой такого изучения должна стать целостная социально-психологическая теория личности, включающая методологию исследования, принципы, на основе которых были бы возможны анализ, интерпретация и обобщение конкретных эмпирических данных. В этом случае теоретическая концепция выступает своего рода системой отсчета, системой счисления, говоря образно, для любого конкретного изучения личности или группы.

Список использованной литературы

1.Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2007.

2.Куликов Л. Психология личности в трудах отечественных психологов. - Спб. - ПИТЕР. - 2009.

.Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура. - М.: АСТ. - 2006.

.Морено Дж.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. - М., 2007.

.Осипов Г.В. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов - М.: Норма, 2007.

.Реан А.А. Общая психология личности. - М.: АСТ. - 2009.

.Социальная психология личности в вопросах и ответах. М., 2009.

.Социальная психология: Хрестоматия / сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М., 2009.

.Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Социальная психология. - М.: Юрайт. - 2011.

.Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. - Спб: - Питер. - 2007.

.Шибутани Т. Социальная психология. - М.: Изд-во «Феникс».- 2007.

.Юнг К.Г. Психологические типы. - М.: АСТ. - 2006.

Похожие работы на - Социологическая концепция личности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!