философских критериев справедливости.
2. Глобальное мировоззрение Н. Гусовского
В период, когда происходит нарастание разного рода разрушительных процессов в современном обществе, население Беларуси, да и России, демонстрирует безразличие, например, к состоянию природной среды, т.е. оно согласно жить «в гармонии» с ее ухудшающимися состояниями. Не возмущается оно и тем, что происходит деэкологизация системы образования и общественного сознания.
Но данные вопросы выходят за рамки отдельных стран и народов. В настоящее время они приобрели планетарную значимость. В этом плане заслуживают внимания суждения видного французского философа и социолога Э. Морена. Для ЮНЕСКО им подготовлен документ, в котором изложены основные направления совершенствования современной системы образования. Текст документа переведен на многие языки мира, в том числе и русский. Морен считает, что современное образование «должно быть направлено на то, чтобы концентрически связывать все родное для нас: семейное, региональное, национальное, европейское - и интегрировать все эти сферы в конкретный универсум земной родины». Далее им обращается внимание на важность постижения людьми творческого наследия и культуры своих стран для решения современных проблем: «Только черпая ресурсы в своем прошлом, - пишет он, - группа людей заряжается энергией, для того, чтобы безбоязненно встречать настоящее и готовиться к будущему. Стремление к лучшему будущему должно дополнять, а не противостоять обращению к накопленному в прошлом опыту. Жизнь каждого человека или каждого коллектива должна поддерживаться в результате непрерывной циркуляции между его прошлым, где он, ощущая связь с предшественниками, удостоверяет свою идентичность, его настоящим, где он заявляет о своих потребностях, и будущим, куда он проецирует свои стремления и направляет усилия» [1, с. 66].
Для современных жителей Беларуси особое значение может иметь творчество Николая Гусовского. В гениальной поэме «Песнь о зубре» (1523) им представлена многогранная картина природы родного ему края - Великого княжества Литовского, в состав которого в период жизни Гусовского входила Беларусь. С любовью и нежностью он называет ее «нашим отечеством». Свою страну он называл и «благодатным краем» для всех его обитателей, в том числе и человека. Его поражало разнообразие и богатство природных ресурсов этого края. С восхищением он писал и о красоте родной ему природы. В ней он видел основу эстетического, нравственного и патриотического воспитания человека. Природа была и источником здоровья и долголетия его земляков.
Экономическая, эстетическая, нравственная и рекреационная ценность природы есть, по Гусовскому, выражение ее богатства. Но это богатство требует бережливого использования. Гусовским впервые в славянской духовной культуре поднимается вопрос о разумном использовании ресурсов природы:
Что переизбыток дает нам свободу добычи.
Человек может потреблять только «переизбыток» ресурсов природы. Все другие формы ее потребления поэтом осуждаются. Н. Гусовский показывает, что присущей красоте родной ему природы, богатству ее ресурсов, угрожает сам человек. Автор осуждает такие качества как жадность, нерадивое отношение к природе, неумение разумно потреблять ее ресурсы, не видеть последствий таких действий для будущего природы. Свои наблюдения подобного отношения к природе Гусовский выражает весьма ясно и определенно: «У бережливых чрезмерно и птиц и зверя». А вот у небережливых людей все это «зря пропадает». Он констатирует, что много раз видел в «нерестовьях груды задохшейся рыбы». Но она могла бы быть потреблена человеком, если бы он вовремя ее выловил. Из-за недосмотра человеком приходят и «сады в запустенье». А когда «нива не сжата», то и «поле родить перестает».
Существенный вред природе, особенно облагороженной человеком, и населению страны наносят войны. Гусовский высказывает свой протест против тех, кто развязывает войны, разрушает природу и губит людей. Он обращается к деве Марии, чтобы она защитила его народ и возделываемые им земли от возможной их гибели:
Взор обрати свой на наши поля, по которым Войны жестокие катят, как волны морские.
Войны нарушают естественный ход процессов в природе. Они разрушают и уничтожают и все то, что создал человек и прежде всего окультуренную им природу. Гусовский видит всю противоестественную сущность войн, так как они разрушают не только природу, но и уничтожают человека, лишают его права на жизнь. Вот почему поэт-гуманист во весь голос высказывает свое неприятие войны:
Хватит убийства! Возбужденная совесть и разум Властно велят мне тревогу поднять, ополчиться против разбоя...
В отмеченных и других строках своей поэмы Гусовский выражает тревогу за будущее состояние природы своей страны и ее населения. В этой связи особую ценность представляют его мысли относительно необходимости охраны природы, роли властных структур в ее осуществлении. В его поэме дается и первое упоминание об охране природы на территории Беларуси. Первоначально она касалась только охраны зубра:
философский справедливость глобальный национальный
Княжий указ, охраняющий мать и потомство,
Преумножает тем самым сокровища края.
Но эти «сокровища» были и предметом безжалостного уничтожения. Гусовским рисуются дикие сцены охоты на основного обитателя белорусских пущ - зубра. Сановные особы ради своей забавы истребляли этих животных. Он резко осуждает таких охотников, отмечает их корыстолюбие и пренебрежение к природе родного ему края.
Но совсем по-другому он описывает жизнедеятельность и поведение в природе простых людей страны, ее населения. На страницах его поэмы раскрывается и характер отношения многих категорий населения страны (полесовщиков, охотников, земледельцев) к природе. Для них она одушевлена и обладает теми качествами, которые присущи и им самим.
Именно антропоморфизация ими природы позволяла понимать ее как соразмерную человеку. Данное восприятие природы составляло основу духовного мира белорусов, определяло и высокий уровень их духовности.
Последнее способствовало становлению бережного и рачительного отношения к природе. Вот почему Гусовский весьма уважительно относился к тем людям, которые демонстрировали такое отношение. Для него они составляли и особую ценность в «княжестве нашем». Им он адресует свои симпатии и уважение. Совокупное богатство страны Гусовский видит в ее природе, экономике и трудолюбивых людях, их высокой духовности. Он неустанно подчеркивает и необходимость сохранения этого богатства, но через сохранение его составляющих элементов. Именно сохранение природных условий жизни белорусского народа, как особого этноса, его культуры и духовности - красная нить его поэмы. Можно только сожалеть, что в современной учебной литературе, касающейся истории Беларуси, истории философской и гуманистической мысли, истории белорусской художественной литературы, такая идея не просматривается и не освещается. Тем самым образовательный и воспитательный потенциал поэмы Гусовского используется не в полной мере.
А ведь поэтом-философом создана оригинальная модель разумного взаимоотношения человека и природы. В ней нашли отражение многие ценностные аспекты природы, патриотические, нравственные и правовые воззрения человека как факторов его отношений к природе. Тем самым данная модель соответствует тем научным и идейным исканиям, которые осуществляются и в наши дни в связи с обострением экологических проблем. Гусовский был одним из первых мыслителей, который увидел возможные причины их зарождения и высказал верные суждения относительно направления действий людей в установлении их разумных взаимоотношений с природой. Все это и обуславливает интерес к его творчеству.
Идеи Н. Гусовского и современность
Идеи белорусского поэта, мыслителя и просветителя эпохи Возрождения Николая Гусовского (Hussoviani) (ок. 1470 - после 1533) актуальны и сегодня. Это касается, прежде всего, его патриотических и экологических идей гармонии человека, общества и природы, охраны окружающей среды, рационального ее использования, умножения богатств родины и единения народов перед лицом общей опасности. Гусовский выступал за единение соседских славянских народов, утверждал, что их раздоры выгодны их врагам, предупреждал об опасности подобной политики: «Явные знаки опасности видящий видит» [1, с. 145]. В своей поэме «Песня о зубре» (1523) он говорит о славянских корнях своего происхождения и образования: «Древний наш мир изучал я по книгам славянским - грамотам русским, написанным греческой буквой» [1, с. 131], подчеркивает важность образования и науки для расцвета и силы государства. Так, поэма содержит посвящение королеве Боне Сфорца, в котором Николай из Гусова просит взять под государственное покровительство талантливых людей науки и искусства, говорит о том, что «государство опирается больше на доблесть духа, чем на силу тела, о чем свидетельствуют как греки, так и римляне. Наиболее могущественны они были тогда, когда расцветали науки. А как только начали исчезать таланты, силы упали, а с падением последних обрушилась их держава» [1, с. 126]. От расцвета наук и искусства «будет и государству большая польза» и «высокая слава» главе государства [1, с. 127]. Гуссовиан призывал к единению и дружбе разных по вере и культуре европейских народов перед угрозой чужеземного нашествия («страшный нас враг осаждает и жаждет под корень нас истребить»), за веротерпимость, так как «тот, кому вера велит ненавидеть другого, вряд ли достоин господнего благоволенья», выступал против войны: «Войны! Презренное дело войны вызывает гнев мой, и слезы, и боль» [1, с. 144]. Зубр - «ратоборец», аллегорический образ родного края, его свободолюбия и могущества.
«Песня о зубре» Н. Гусовского - это гимн родной земле, ее красоте, силе, богатству и загадочности («наше отечество - край и чудес и загадок»), а также мужеству и трудолюбию белорусского народа. В поэме ярко отражена жизнь мужественных, трудолюбивых и свободолюбивых людей: охотников, воинов, бортников, пахарей, их трудовая и военная деятельность, быт, обычаи, картины охоты, создан идеализированный образ великого князя Витовта, который «превыше богатства и счастья ставил он духа богатство и благоговейно с верой глубокою чтил всемогущего Бога» [1, с. 157]. Гусовский отвергал «все домыслы», выступал против идолопоклонничества, колдунов и суеверий: «Древним поверьям любого народа свойственно все объяснять сверхъестественной силой. Правды в них мало, считаю» [1, с. 142].
Природа - это источник здоровья, радости, «благо страны», а леса - «кладезь бездонный богатства» [1, с. 137], «музыка наших лесов сладкозвучнее лиры» [1, с. 135]. Согласно Гусовскому, «лучшей наметкой для глаза, лекарством для уха служит охота», «труд в ней и отдых - полезная пища для духа» [1, с. 140]. В то же время Гусовский говорил о необходимости заботливого отношения к природным богатствам, хозяйского «досмотра», без которого приходят леса и «сады в запустенье, поле родить перестанет, где нива не сжата» [1, с. 139].
Как философ Гусовский говорит о «жажде познания», о неуловимой сущности явлений, «ведь сущность - как ты расскажешь», о том, что «правда - внутри», о скоротечности жизни: «Гонишься вслед за утраченным временем, смертный, - не догоняешь - убито» [1, с. 132]. Жизнь и судьба человека зависят от него самого: «Своими руками . держишь судьбу свою: выпустишь - все потеряешь. Жизнь на весах, коль сплошаешь - пощады не будет» [1, с. 146]. Гусовский видел в народной мудрости неисчерпаемый источник творчества, знаний и одну из причин стойкости народного духа.
Многие годы и десятилетия было принято считать, что творчество известного философа Николая Лосского (1870-1965), оставившего заметный след в культуре России, Беларуси, Чехии, Словакии, Франции, а также США и др. стран, принадлежит исключительно к русской философской традиции. И лишь в последние годы стали говорить о вселенских чертах его философии.
Традиционно в советских энциклопедиях и словарях Лосский, родившийся в местечке Креславо Витебской губернии, характеризовался как «русский философ-идеалист» (иногда с дополнением - реакционный) [1, с. 422]. Потребовалось около полувека для осознания очевидного факта: в русской культуре Лосскому «принадлежит свое собственное - почетное и выдающееся место» [2, с. 3]. Добавим, что человеку, чей жизненный и творческий путь начинался в Беларуси (в Витебске будущий философ учился в гимназии), а заканчивался в США и Франции, принадлежит не менее заметное место и в мировой философской культуре. К сожалению, по ряду причин, главным образом политического и идеологического характера, до начала XXIв. творчество Лосского было мало известно отечественным ученым, в том числе и на родине философа - в Беларуси. Правда, «в последнее время» ситуация начала изменяться к лучшему [13, с. 9].
Вместе с тем белорусским исследователям остаются малодоступными ряд произведений Лосского, в частности книги, изданные в Чехословакии в 1920-40-х годах прошлого века [9]. Может быть, поэтому очень упрощенно у нас истолковываются суждения ученого о белорусском языке, о книгах на белорусском языке, издававшихся в то время в Польше и Чехословакии (В Праге был центр белорусской эмиграции и, вероятно, не случайно именно здесь, а не в Париже или Варшаве предпочел работать наш выдающийся земляк-философ, назвавший себя в конце жизни белорусом). Николай Лосский пламенно любил не только свою большую родину Россию, но и испытывал нежные чувства к тому поистине райскому уголку природы, где он родился и вырос. Об этом свидетельствуют не только мемуары философа, его другие произведения, но и воспоминания детей, в частности Бориса Николаевича - видного искусствоведа и историка Франции [3, с. 139-140, 190-192]. Чувство глубокого уважения испытывал Лосский и к Чехословакии, ее народу, давшему ему «возможность продолжать философскую работу в годы изгнания» [5, с. 481].
Справедливости ради, отметим, что достаточно взвешенная и по сути верная (правда, предельно краткая) характеристика творчества Лосского была дана в отечественной философской литературе еще в начале 1980-х годов. В «Философском энциклопедическом словаре» (1983) не только отмечалось, что значительная часть творческого наследия Николая Лосского принадлежит мировой философской культуре, но по сути, впервые обращалось внимание на важный содержательный аспект, имеющий прямое отношение к глобализации и ее теоретическому осмыслению - глобализму. Еще более существенно, что здесь подчеркивалось: важнейшая задача философии (по Лосскому) - построить «теорию о мире как едином целом» [4, с. 326].
Правда, здесь же, в духе времени, авторы энциклопедической статьи, ссылавшиеся на исследования И.П. Чуевой и др. ученых, утверждали, что поставленную перед собой задачу
Лосский стремился решить «на основе, прежде всего религиозного опыта» [4, с. 326]. Так ли это было на самом деле? Сразу заметим, что до революции основополагающим в философских конструкциях Лосского был не религиозный аспект (кстати, из Витебской гимназии будущий ученый был исключен за атеизм), а именно философский и общенаучный опыты. Не забудем, что философ учился не только на философском и историко-филологическом факультетах, но и на естественнонаучном отделении (физико-математического факультета) двух университетов в России и Швейцарии [5, с. 4].
Поэтому для начального этапа творчества Лосского более достоверным представляется другое суждение: духовная эволюция философа отмечена «неспешным движением.к религиозно окрашенному идеал-реализму» [2], а также к органическому (синергетическому) глобализму.
Можно предположить, что в первой половине ХХ века на формирование истоков синергетического мышления у ряда классиков, в особенности Ильи Пригожина (в годы юности одного из основоположников синергетики на Западе активно изучались и обсуждались труды Лосского), могли повлиять книги его выдающегося соотечественника. В частности, - многочисленные примеры из этих книг, а также факты и иллюстрации теоретических конструкций, взятые из математики, физики, химии [5, с. 340-341]. Например, один из краеугольных тезисов в синергетической парадигме И. Пригожина - «целое и сумма его частей - качественно различные структуры» очень созвучен философии Лосского: «множественность не образует целого» и к нему имеет лишь некоторое отношение [10, с. 653] [5, с. 341].
Подчеркнем, что еще в начале ХХ века на основе интуитивизма (идеал-реализма и всей своей гносеологической теории). Лосский приступал «к рассмотрению вопроса о мире как органическом целом» [5, с. 399]. При этом философ ставил себе задачу построения «гармоничного цельного мировоззрения». По убеждению Лосского, в качестве его основы может и должна служить концепция интуитивизма, открывавшая простор для сочетания самых разнообразных философских «учений о различных глубоко отличающихся друг от друга царствах мира и сторонах бытия». [5, с. 399]
В условиях системного кризиса, который переживает мир в начале ХХ1 века, не исключено, что в современных синергетических теориях центральным звеном станет не управление хаосом, а проблема «согласованного действия различных компонентов сложных развивающихся систем» [12, с. 20]. При таком подходе может быть полезным понимание мира как целостной системы, как «органического целого», в котором существует «всепроникающая и всеопутыва-ющая» сеть многообразных отношений [5, с. 351].
Если согласиться с мнением редактора журнала «Россия в глобальной политике» Ф. Лукьянова о том, что «грузинская война напугала всех.и Европу в том числе» (2008), то можно представить какую актуальность приобретают мысли Лосского для будущего человечества в связи с событиями в Средиземноморье и др. регионах [14] [15]. Конечно, не следует забывать и то, что у Лосского, как уже отмечалось, мир гармонии - это творение Бога. С другой стороны, даже у позднего Лосского мы можем найти глубокие рассуждения о глобальных проблемах человечества без упоминания Бога.
Так, в последние годы своей творческой жизни Н. Лосский, неоднократно пересекавший Атлантический океан по пути из США в Европу и обратно, часто размышлял о философских, политических проблемах глобализации. В своих воспоминаниях, в частности, он утверждал: опыт полетов на самолетах (их философ называл по традиции аэропланами) «наглядно показывает одну из многочисленных сторон объединения земного шара, происходящего в наше время» (конец 1950-х - начало 1960-х гг.). «Оно настоятельно требует создания сверхгосударственной организации человечества, на первых порах хотя бы федерации Западной Европы». Формирование такой организации - ЕС - началось еще при жизни философа и успешно продолжается в начале XXI века [11].
По мнению Лосского, следует «преодолеть национальную гордыню государств, противящуюся ограничению суверенитета» [7, с. 146]. В этом контексте следует, вероятно, осмысливать и известные заявления философа «о подделках истории, производимых фанатиками украинского сепаратизма» - тезиса, которым, кстати, завершаются воспоминания Н. Лосского [7, с. 150]. Заметим, что, вопреки устоявшемуся суждению, в данном тезисе нет упоминания о фанатиках белорусского сепаратизма. Вероятно, их деятельность в США в большей степени устраивала философа, рассматривавшего белорусов, украинцев и великороссов как три исторические ветви одного народа - русского [9, с. 394].
Таким образом, следует отметить, во-первых, что весь жизненный путь и творческая эволюция Николая Лосского позволяли ему ощущать себя не только русским (белорусом), но и «человеком Мира». Именно через призму своего мировоззрения Лосский оценивал и роль русской культуры. По его убеждению, она имеет «всемирное значение», а «русская философия, несомненно, окажет большое влияние на судьбы всей цивилизации» [8, с. 319]. Во-вторых, и это не менее важно, можно утверждать: вся жизнь Лосского подтверждает, что истинный философ может и должен быть «человеком чистой нравственности, доброты и твердых убеждений, - не только мыслителем-профессионалом, но и бескорыстным служителем Истины» [8, с 16].
Литература
1.Большая советская энциклопедия / Гл. ред. Б.А. Введенский; 2-е изд. - М., 1954.
2.Кувакин, В.А., Маслин М.А. Предисловие // Лосский Н.О. История русской философии. - М., 1991.
3.Лосский, Б.Н. Предисловие и примечания // Лосский Н.О. Воспоминания. Жизнь и философский путь // Вопросы философии. - 1991. - №10. - С. 139-140, 150-153.
4.Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л.Ф. Ильичев [и др.]. - М., 1983.
5.Лосский, Н.О. Избранное / сост. В.П. Филатов. - М., 1991.
7.Лосский, Н.О. История русской философии. - М., 1991.
8.Конан, У. Лосю // Энцыклапедыя гысторыи Беларусь - Минск, 1997.
9.Пригожин // Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия. / Главн. научн. ред. и сост. С.Ю. Солодовников. - Минск, 2002.
10.Достанко, Е.А. Политика расширения Европейского Союза на Восток / Е.А. Достанко, Т.В. Воротницкая. - Минск, 2007.
11.Зеленков, А.И. Пластичная рациональность и управление хаосом // Философия и рациональность в культуре глобализирующегося мира: материалы Междунар. научн. конф. Минск, 22-23 октября 2009 / редкол.: А.И. Зеленков [и др.]. - Минск, 2009.
12.Философы ХХ века: Николай Лосский. Материалы республиканских чтений. Минск, 2000.
13.Лукашенко, А.Г. Защитники // «СБ - Беларусь сегодня». - 23.02.2011.
14.Борисова, Т. Поверх барьеров // «СБ - Беларусь сегодня». - 4.122010.