Социально-культурные технологии профилактики криминогенного поведения молодежи

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,58 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социально-культурные технологии профилактики криминогенного поведения молодежи















Контрольная работа

«Социально - культурные технологии профилактики криминогенного поведения молодежи»

План

Введение

Социально-культурные технологии профилактики криминогенного поведения молодежи

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Для современного общества характерно увеличение темпов и динамики всех социально обусловленных процессов. В сфере межличностного взаимодействия это выражается в увеличении скорости и эволюции человеческих отношений. Для современной молодежи тонкие процессы построения сложных и крепких отношений все больше теряют свою актуальность. Многие этапы построения отношений просто напросто пропускаются. От быстрого знакомства молодые люди переходят к быстрым отношениям. К сожалению, такие отношения являются очень хрупкими и, как следствие, недолговечными.

В рамках профессиональной деятельности людей также можно отметить ускорение темпов всех ее проявлений. В первую очередь ускоряются процессы роста производства. Отсюда следует и увеличение темпов производственных отношений между людьми. Любые социальные взаимодействия в процессе профессиональной деятельности сводятся к абсолютно механическому обмену информацией ограниченной профессиональной тематикой.

Увеличение темпов социальной жизни, конечно, соответствует потребностям рынка, но не всегда и не в полной мере соответствует потребностям отдельно взятого индивида. При этом культивируется социальная значимость материальных благ, однако теряется качество морально-этической и эстетической и эстетической составляющей социальной жизни человека.

Подобные обстоятельства неизбежно порождают большое количество противоречий в жизни индивида, в структуре потребностной сферы которого по-прежнему находятся любовь, добродетель, мораль, нравственность, семейные ценности, долголетие, здоровье и так далее.

Невозможность разрешить подобные противоречия на личностном уровне способны породить возникновения фрустрации, неврозов, внутриличностных конфликтов, депрессии и так далее, внешнем выражением которых будет девиантное, антисоциальное, криминогенное поведение.

В этом плане молодежь является наиболее слабо защищенной социальной группой. Находясь на стадии адаптации, вхождения в социальную и профессиональную жизнь, приобретения социальной автономности, молодые люди, зачастую не обладают необходимым жизненным опытом и устойчивостью к разного рода стрессовым воздействиям, которые детерминированы описанными выше противоречиями.

Криминогенное поведение является наиболее опасным проявлением социальной дезорганизации человека, что особенно болезненно в молодости. В этой связи наиболее актуальным для социологического исследования является изучение вопросов, связанных с профилактикой криминогенного поведения в молодежной среде.

Социально-культурные технологии профилактики криминогенного поведения молодежи

Современное понимание и характеристика криминогенного поведения раскрывается, как правило, в структуре девиантного поведения.

Девиантное поведение - социальное поведение, поступки человека, отклоняющиеся от общепринятых норм и правил. Таким образом, девиант, есть индивид, чье поведение противоречит общественным предписаниям в той степени, которая способна навредить обществу.

В структуре девиантного поведения Г.С. Остапенко выделяет два уровня его проявлений:

− докриминогенный, в содержание которого включаются мелкие проступки, нарушения тех или иных моральных норм, правил поведения в обществе, уклонение от социально-полезной деятельности, употребление алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, и другие формы поведения, не представляющие опасности.

Таким образом, криминогенное поведение является наиболее опасной формой проявления социальных девиаций.

Как правило, криминогенное поведение выражается в агрессивной ориентации и характером деятельности индивида, направленным на другого человека. Криминогенным поведением можно назвать такие поступки как хулиганство, оскорбления, побои, изнасилование, убийство и так далее.

Криминогенное поведение как характеристика поступков индивида агрессивного и корыстного характера, может быть выражено как в вербальной, так и в невербальной форме. В вербальной форме оно представляет собой, как правило, оскорбление и иные формы речевого воздействия агрессивного характера. В невербальной форме криминогенное поведение выражается физическим воздействием угрожающего жизни и здоровью характера.

В содержании криминогенного поведения могут быть и социально-пассивные девиации, такие как наркомания, уклонение индивида от своих гражданских обязанностей, долга и так далее. Крайним проявлением такого поведения является суицид.

Особенно широкое распространение среди молодежи, как в современной России, так и за рубежом получил такой вид социально-пассивного криминогенного поведения как наркомания во всех ее проявлениях. Данные обстоятельства, по мнению многих исследователей обусловлены недостаточным социальным опытом и адаптационными способностями молодых людей с одной стороны и перманентным процессом стрессогенного социального давления с другой. Таким образом, пристрастие молодежи к наркотическим веществам становится средством ухода, избавления от данного противоречия, вызывающего состояние глубокой фрустрации.

Исследователями отмечается, что именно подобное состояние социального сознания, характеризуемое социальной апатией, безразличием к окружающим, эмоциональной ригидностью, редукцией эмпатии и так далее, становится причиной такой формы криминогенного поведения как немотивированные или безмотивные преступления. Индивид, совершая правонарушение, совершенно не осознает его и не дает ему никакую морально-нравственную оценку с одной стороны, и одновременно, не преследует никакой конкретной цели в своей деятельности.

Среди мотивов криминогенного поведения исследователями, как правило, выделяются следующие группы мотивов:

. Группа мотивов, характеризующихся личностными особенностями, связанными в своем содержании с переоценкой индивидом своей социальной значимости, эмоциональной неустойчивостью, склонностью к острым ощущениям и так далее. К данной группе мотивов можно отнести и личностные особенности, связанные с негативной социальной аутоиндентичностью.

. Вторая категория мотивов может носить компенсаторский или гиперкомпенсаторский характер, что прежде всего связано с развивающимся комплексом неполноценности, неадекватности, ущемления личности. Последнее нередко приводит к браваде, необдуманным, рискованным поступкам, проявлениям физического насилия, смещения агрессивной реакции на замещающий объект.

. Третья категория мотивов связана с отсроченным во времени действием закрепившихся в детстве по механизму импринтинга (впечатывания) травматического опыта. Унижение, несправедливое жестокое обращение могут оставлять свой отпечаток в эмоциональной структуре личности и при определенных условиях порождать соответствующие формы поведения.

. Четвертую категорию мотивов преступного поведения составляют различные патологические, не исключающие вменяемости, особенности личности, в этих случаях у субъекта возникает сильнейшее стремление совершить поступок, который сам он расценивает как совершенно недопустимый. Такое нарушение влечения может проявляться как в форме безобидного озорства, так и в виде самых жестоких преступлений против личности.

Таким образом, можно сказать, что те или иные детерминанты криминогенного поведения могут присутствовать во всех сферах жизнедеятельности молодых людей. Определяющим фактором здесь становится собственная личная социальная устойчивость индивида, степень его социальной зрелости и осознанности. Человек, осознающий себя, свои поступки никогда не совершит противоправное деяние, в каком бы состоянии он не находился, так как будет осознавать собственное пребывание в данном состоянии. Именно на повышение общей социальной осознанности и формирование социальной зрелости должна быть направлена профилактическая и коррекционная работа относительно криминогенного поведения современной молодежи.

В виду того, что основной формой и ведущей деятельностью молодых людей является общение и профессионализация, профилактика криминогенного поведения может быть осуществлена наиболее эффективно в социальной и культурной сферах их жизнедеятельности.

По мнению отечественных исследователей, занимающихся разработкой проблематики криминогенного поведения молодежи, профилактика криминогенного поведения не может быть осуществлена отдельно в социальной или отдельно в культурной сфере жизни молодого человека. Именно поэтому в качестве основной технологии профилактики криминогенного поведения молодежи должно выступать комплексное планирование.

Комплексное планирование социальной профилактики криминогенного поведения должно производиться в согласованной деятельности государственных, хозяйственных органов, образовательных учреждений, общественных, организаций и трудовых коллективов. Оно является итогом совместной разработки различными ведомствами, организациями и коллективами согласованных планов борьбы с фактами криминогенного поведения, предусматривающих систему долгосрочных и текущих мероприятий по выявлению и устранению причин, условий и предикторов их совершения молодыми людьми.

Комплексное планирование социальной профилактики девиантного поведения преследует следующие основные цели:

сокращение и в перспективе полную ликвидацию противоправного поведения граждан и должностных лиц;

ограничение и в последующем ликвидацию случаев антиобщественного поведения граждан и должностных лиц, т.е. нарушений социальных норм, что приносит вред обществу и влечет за собой противоправные деяния или способствуют их совершению;

преодоление негативных сторон общественного развития, способствующих правонарушениям;

устранение условия для правонарушений, недостатков и просчетов в деятельности органов управления, хозяйственных организаций, общественных формирований, культурно-воспитательных и медицинских учреждений;

развитие и совершенствование позитивных социальных процессов, противодействующих антиобщественному поведению граждан, содействующих соблюдению государственной и трудовой дисциплины;

повышение уровня сознательности и организованности граждан, формирование уважения к правовым предписаниям;

воспитание экологической дисциплины, подъем экологической культуры и знаний в этой области, формирование у каждого человека сознательного и бережного отношения к природе.

Таким образом, субъектами социально-культурной профилактики криминогенного поведения молодежи являются государственные и хозяйственные органы, профсоюзные, общественные организации, трудовые коллективы, должностные лица и граждане, участвующие в деятельности по предупреждению правонарушений, а также, средства массовой информации.

Объектами социально-культурной профилактики криминогенного поведения молодежи являются те негативные факторы жизнедеятельности людей, которые способствуют совершению правонарушений, а также недостатки в воспитательной деятельности и стереотипы поведения, которые влекут за собой антиобщественные поступки.

Таким образом, комплексное планирование социально-культурной профилактики криминогенного поведения молодежи, исходя из целей, может включать в себя профилактические технологии, направленные в своем содержании на общество в целом или на каждого отдельно взятого индивида, то есть осуществляться как на личностном, так и на социальном уровнях.

Технологии социально-культурной профилактики криминогенного поведения молодежи направлены на:

повышение уровня правосознания населения региона, работников отрасли народного хозяйства, членов трудового коллектива, их социальной активности в сфере борьбы с правонарушениями;

предупреждение любых или определенных видов правонарушений отдельными социальными группами;

становление нового социально-правового мышления, позволяющего грамотно решать задачи комплексного планирования профилактики правонарушений.

При разработке комплексного плана профилактики криминогенного поведения молодежи важно рассмотрение следующих аспектов:

выбор актуальных целей профилактической деятельности;

максимальное использование возможностей системы управления социально-культурными процессами с учетом компетенции и функций отдельных органов управления, социальной активности населения, новых условий, которые возникают в результате реформ во всех сферах общества;

объединение и рациональное использование имеющихся в регионе, отрасли народного хозяйства, трудовом коллективе сил и средств для осуществления профилактической работы;

сбалансированное развитие всех направлений профилактической работы и распространение ее на всем пространстве того или иного региона (городской и сельской местности, отдельных населенных пунктов, районов и территориальных зон с высокими показателями антисоциальных и противоправных действий населения).

Заключение

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы.

Вопросы, связанные с изучением проблематики девиантного поведения и криминогенного поведения, как одной из наиболее социально опасных его форм не являются новыми в отечественной психологии и социологии. Однако, в ситуации постоянно увеличивающейся динамики социальных и экономических процессов, она не теряет своей актуальности, приобретая новое содержание.

Наиболее эффективным способом упреждения криминогенного поведения является его профилактика, которая в молодежной среде наиболее эффективно представлена, будет в социальной и культурной сфере жизни общества. Однако, в своем содержании социальные и культурные технологии профилактики криминогенного поведения молодежи должны рассматриваться совокупно, что обусловлено особенностями социальных отношений молодежи.

Наиболее эффективной технологией профилактики криминогенного поведение молодежи является комплексное профилактическое планирование, направленное в своем содержании на поддержание молодых людей во всех сферах их социальной жизни, повышение уровня их адаптивности, социальной зрелости и устойчивости, а также осознанности в собственной деятельности.


Список использованной литературы

1. Аванесов, С. Философская суицидология. Курс лекций. М. 2005. 160 с.

. Антонян, Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания. М.: ПЕНАТЕС-ПЕНАТЫ, 2000. -428с.

. Здравомыслова О. Молодежь: поведение, отклоняющееся от нормы // Народное образование. - 1999. - №9. - С.233-234.

. Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.

. Клейберг, Ю. А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков // Профессионал. - 1997. - №11-12. - С. 50-52.

. Ковальчук, М. А. Профилактика девиантного поведения старшеклассников: Монография. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2002. 242 с.

. Немировский Д.Э. Мотивы противоправных действий молодежи // СоцИс. -1992. - № 3.

. Остапенко, Г.С., Остапенко Р.И. Анализ особенностей личности подростков с девиантным поведением / Перспективы науки и образования. - 2013. - № 1. - С.54-60.

. Прохоров, В. С. Преступление и ответственность. Л., 2000.-346 Романов К. М. Практикум по общей психологии. - М.Знание, 2004.-379с.

Похожие работы на - Социально-культурные технологии профилактики криминогенного поведения молодежи

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!