, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15).
Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения.
Первая сторона процесса социализации - усвоение социального опыта - это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности. Выделяют три сферы, в которых осуществляется, прежде всего, становление личности: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром. На протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением « каталога « деятельностей, т.е. освоением все новых видов деятельности.
При этом происходит три важных процесса: 1) это ориентировка в системе связей, присутствующая в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Она осуществляется через посредничество личностных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение их, но и их освоение; 2) центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей; 3) освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости. Эта общая теоретическая канва позволяет подойти к экспериментальному исследованию проблем. Экспериментальные исследования носят пограничный характер между социальной и возрастной психологией, в них для разных возрастных групп изучается вопрос о том, каков механизм ориентации личности в системе деятельности, чем мотивирован выбор, который служит основанием для центрирования деятельности.
Вторая сфера - общение - рассматривается в контексте социализации так же со стороны его расширения и углубления, что, само собой разумеется, коль скоро общение неразрывно связано с деятельностью.
Третья сфера социализации - развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке его Я.
С точки зрения социальной психологии здесь, особенно интересно выяснить, каким образом включение человека в различные социальные группы задает этот процесс. Играет ли роль, тот факт, что количество групп может варьировать весьма сильно, а значит, варьирует и количество связей общения? Или такая переменная, как количество групп вообще не имеет значения, а главным фактором выступает качество групп (с точки зрения содержания их деятельности, уровня их развития)?
Прежде всего, само определение « Я образа « зависит от той концепции личности, которая принимается автором. Весь вопрос, по выражению А. Н. Леонтьева, упирается в то, что будет названо в качестве составляющих « Я образ «.
На всех стадиях социализации воздействия общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести вслед Ж. Пиаже к следующему: нормы, ценности, знаки. Общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Эти группы получили название институтов социализации.
На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства - семья и дошкольные детские учреждения. Семья является важнейшим институтом социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка « образа - Я «. Роль семьи как института социализации, естественно, зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм.
Что касается дошкольных детских учреждений, то их анализ до сих пор не получил прав гражданина в социальной психологии. «Оправданием» этому служит утверждение о том, что социальная психология имеет дело с группами, где функционирует развитая личность и поэтому вся область групп, связанных именно со становлением личности, просто выпадает из анализа.
Практическая необходимость в социально - психологическом анализе тех систем отношений, которые складываются в дошкольных учреждениях, абсолютно очевидна. К сожалению, нет таких лонгитюдных исследований, которые показали бы зависимость формирования личности от того, какой тип социальных институтов был включен в процесс социализации в раннем детстве.
Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но, кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей, школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различия в тоталитарных и демократических обществах.
Школа рассматривает возможности ребенка в плане общения: здесь кроме общения с взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. Особенно важно акцентировать внимание в исследованиях на проблему старших возрастов, на тот период жизни школьника, который связан с юностью. С точки зрения социализации, это чрезвычайно важный период в становлении личности.
Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив. Следует заметить, что выявление роли трудовых коллективов именно как институтов социализации еще недостаточно.
Человек, будучи социальным существом, взаимодействует с различными социальными группами, участвует в кооперированных, совместных действиях.[27] Однако практически не бывает такого положения, когда личность полностью принадлежит к какой-либо одной группе. Например, человек является членом семьи как малой группы, но он еще член и коллектива предприятия, и общественной организации, и спортивного общества. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них разное положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы.
Для личности не безразлично, в условиях какой большой группы осуществляется процесс социализации. Так, при определении стадий социализации необходимо учитывать социально - экономические различия города и деревни, историко-культурные различия стран и т. п. Сам институт социализации, осуществляя свое воздействие на личность, как бы сталкивается с системой воздействия, которая задается большой социальной группой, в частности через традиции, обычаи, образ жизни. От того, какой будет та равнодействующая, которая сложится из систем таких воздействий, зависит конкретный результат социализации.
Таким образом, проблема социализации при дальнейшем развитии исследований должна предстать как своеобразное связующее, звено в изучении соотносительной роли малых и больших групп в развитии личности.
.3 Социально - педагогические проблемы социализации старшеклассников
Основные направления социально - педагогической работы в образовательных учреждениях определяются, прежде всего, проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей, без разрешения которых сложно добиться хороших результатов. Основные направления социально - педагогической работы: это помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком; помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещения учреждения; привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально - педагогических мероприятий; индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье; решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной работы за пределами расписания учебных занятий.
В практической деятельности социального педагога всегда возникают ситуации, которые требуют самостоятельного решения, импровизации. Безусловно, все ситуации учесть нельзя, но наиболее типические из них прорабатываются достаточно подробно с выбором тех средств, форм и методов, с помощью которых возможен позитивный выход из создавшегося положения. Социальный педагог должен опираться на профессиональную личную интуицию в решении проблем связанных с подрастающим поколением. [18]
Социальное становление личности - это процесс, в течение которого человек осознает себя в обществе как личность. Это происходит в процессе воспитания, образования и самовоспитания, когда человек самостоятельно определяет для себя цели и достигает их, когда, осознав чувство собственного достоинства, он уверен в своем положении в обществе. Социализация личности - это ее язык и поведение в быту, способность к творчеству, восприятие культуры своего народа.
Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и в юности, но развитие личности продолжается и на протяжении всей жизни. Безусловно, в юные годы создается фундамент всего духовного развития личности. Этим и объясняется особая роль семьи в формировании личности, где жизнь преподает индивиду первые и самые впечатляющие уроки, где складываются опоры его духовного мира. Лишь вступив во взрослую самостоятельную жизнь, включившись в широкий контекст социальных связей, участвуя в решающих социальных институтах, личность активно формирует, например, свои политические приверженности, осознает конкретно, как жить, во имя чего жить.
У молодых людей отсутствует социальный опыт, позволяющий им адекватно реагировать на возникающие ситуации, что побуждает их обращаться к психологической защите, которая нередко искажает реальность, но зато создает видимость эмоционального благополучия. Это может привести к дезинтеграции личности.
Чтобы найти оптимальный способ решения, выбрать вариант адекватного выхода из конфликтного положения, избавиться от стрессовой ситуации и жизненных затруднений, нужны усилия образовательных учреждений, помощь и поддержка социального педагога.
К возрастным трудностям жизненного самоопределения сегодня доставляется многообразие сложных социальных проблем, обусловленных преобразованиями в российском обществе. В условиях общей нестабильности обостряется вероятность принятия спонтанных, непродуманных решений проблем экзистенциального характера. Считается, что без способности сделать осознанный выбор должной готовности к жизненному и профессиональному самоопределению человек теряет возможность обрести культуру, реализовать себя как существо самобытное и активно преобразующее общественную жизнь. Отдавая должное гуманистической шкале ценностей, молодые люди предполагают теперь нечто осязаемое прагматического характера: материальное и личное благополучие, способность выжить, выгодно трудоустроиться, найти обеспеченного спутника жизни.
Современная молодежь особенно остро воспринимает безразличие, настороженность, агрессивность, жестокость. Молодые люди испытывают постоянный дефицит доброжелательности, дружелюбия, уважения, тактичности в отношениях искреннего доверия к ним со стороны взрослых.[5]
Особая сфера деятельности социального педагога направлена на приобщение молодежи к социально - культурным и нравственным ценностям. Учащимся создаются условия для продуктивного решения возрастных проблем, чтобы они могли понять их смыслы, назначения, ценности, содержания социальной деятельности, особенности ее освоения и реализации. С этих позиций воспитание направлено на выработку у подрастающего человека готовности и способности разрешать свои проблемы, делать жизненный выбор, опираясь на подлинные ценности.
В последние годы уделяется большое внимание детским сообществам как фактору социализации ребенка. Сегодня это разновозрастные сообщества школьников и взрослых, на добровольной основе создающие конкретные проекты, реализация которых удовлетворяет индивидуальные и социальные запросы школьников, и способствуют активному включению личности в социум.
Уникальный опыт разновозрастного детского взаимодействия накоплен в системе учреждений дошкольного образования, во временных вне школьных объединениях, разновозрастных сообществах, где имеются условия, обеспечивающие взаимодействие поколений, передачу опыта старших младшим, накопление традиций формирование таких качеств личности, как внимание к человеку, забота о людях, великодушие, ответственность, требовательность.
В наше время разновозрастные подростковые сообщества, имея позитивный воспитательный потенциал, лишены пока главного - педагогически грамотного управления процессом разновозрастного детского взаимодействия. Опыт решения проблем самоопределения молодежи в разных регионах России складывается по-разному, в зависимости от особенностей жизненного уклада, экономического положения, социокультурных условий.
Во всей истории образования, при огромном многообразии его направлений и форм выделяются два главных типа школы: « школа учебы» и « школа жизни» или «школа воспитания». В «школе учебы» ориентированной в основном на усвоение знаний и развитие интеллекта, воспитание строится по принципу «от знания к убеждению и к действию» и проводится к форме культурно - просветительной
В «школе жизни» не только воспитание, но и обучение согласуется сознательным тезисом Ж. Ж. Руссо и И. Г. Песталоцци: « жизнь образует (воспитывает) «. Важнейшим фактором являются изменения, происходящие в семье, утрата ею хозяйственно - трудовой базы воспитания. Девальвация ее воспитательной роли уже давно должна была компенсирована школой, важнейшим социальным институтом воспитания, приобретающим все большее значение в общественно-педагогическом развитии. Непонимание этой закономерности, ее упорное отрицание, иллюзия возврата к патриархальной семье, идеализация возможностей современной семьи, попытка полностью перенести воспитание из школы в семью как « в естественную среду воспитания « - причины, которые в немалой степени порождают бедственные явления в среде детей и молодежи, способствуют росту детской беспризорности и преступности несовершеннолетних, назреванию социально опасных явлений.
К сожалению, сегодня образовательная система испытывает глубокий кризис. Он связан, прежде всего, с распадом ее основных целеобразующих элементов и поиском новых образовательных ориентиров, а также и с расплывчатостью государственных и общественных приоритетов образования, снижением уровня его доступности из - за введения платного обучения.
Социальные проблемы современной молодежи способствуют приоритетному выбору ранней трудовой деятельности и даже противоправного и преступного поведения как альтернативы обязательному образованию. Проблемы, связанные с несовершеннолетними, рост преступности молодых людей, не могут не повлиять на уровень безопасности населения. С катастрофической быстротой растет число детей, не охваченных образованием. Причиной тому является такое распространенное в наши дни социальное явление, как беспризорность. Беспризорность и безнадзорность детей связаны с отсутствием достаточной государственной заботы, равнодушие и невнимательность, а порой и безответственным отношением школы и семьи к воспитанию несовершеннолетних. Существенную роль в воспитании и образовании подрастающего поколения также играют СМИ. Сегодня СМИ скорее разрушают сознание несовершеннолетних, чем воспитывают и образовывают: ежедневные программы со сценами насилия и жестокости пропагандируют и насаждают нравственный беспредел.[3]
Специалистами доказано, что ни семья, ни школа не оказывают такого сильного влияния на подрастающее поколение, как, к примеру, телевидение. Замедляется и процесс социальной адаптации, социализации личности, а значит, интеграции в наше общество новых членов. Создание социально - профилактических центров может способствовать объединению в профилактических целях различных государственных, общественных и религиозных организаций.
Социальное воспитание как часть относительно социально контролируемой социализации, с одной стороны, происходит в группах - коллективах, а с другой объективно погружает детей, подростков, юношей в поток коллективной жизни (другое дело, что качество этой жизни может быть весьма различным). Идея о том, что коллектив - важнейшее средство воспитания, проявилась очень давно и интенсивно разрабатывалась отечественной педагогикой, начиная с середины 19в.
Жизнедеятельность коллектива можно рассматривать как процесс проигрывания его членами определенной социальной роли. При этом необходимо различать два аспекта в проигрывании роли: социальной и психологической.
Социальный аспект - включает в себя те ролевые ожидания и предписания, которые диктуются жизнедеятельностью коллектива, и несоблюдение которых ведет к социальным последствиям. Психологический аспект - это субъективная трактовка членам коллектива своей роли, которая может не совпадать с социальными ожиданиями и предписаниями. Жизнедеятельность коллектива, будучи процессом проигрывания социальных ролей его членами, становится базой накопления ими социального опыта, ареной самореализации и самоутверждения.
Коллектив старшего класса - это своеобразная система взаимопроникающих и взаимоподавляющих коллективов. В целом формализованная структура коллектива отражает, во-первых, так называемые деловые отношения, в которые включены практически все старшеклассники, ибо каждый из них является учащимся, членом той или иной факультативной, спортивной и т.п. группы; во - вторых, так называемые отношения управления, которые складываются между старшеклассниками, выполняющими функции руководителей, и остальными учениками. Неформализованная система отношений имеет как бы два слоя: общая система межличностных нравственно - психологических отношений, которые охватывают весь класс и сетка избирательных отношений приятельства и дружбы между отдельными старшеклассниками, на основе которых складываются микрогруппы.[5]
Коллектив для юношей и девушек - та среда, в которой они в первую очередь после семьи должны испытывать прелесть «тяжести человеческих взаимоотношений»- той тысячи уз, которые привязывают человека к другим. Станет ли коллектив благоприятной микросредой для социализации старшеклассников, зависит от многих факторов.
Урбанизация ведет к тому, что все большее число детей, подростков, юношей живет в городах, где имеет возможность общаться с большим числом сверстников. Это общение, как правило, неподконтрольно взрослыми.
Превращение большой семьи в малую, рост числа однодетных и неполных семей, дезорганизация семьи повысили необходимость для детей искать общение вне дома, как своеобразную компенсацию дефицита эмоциональных контактов с родителями. Всеобщее среднее образование, общедоступный источник знаний - средства массовой коммуникации привели к тому, что подрастающие поколения стали более однородными по среднему уровню информированности и вообще культурного развития. На консолидацию подростков и юношей в общество сверстников существенно влияет мода, которая задает эталоны не только одежды и причесок, но и всего стиля жизни. В результате возросла автономия детей от родителей, а подрастающих поколений в целом - от взрослых вообще. Сегодня это делает еще более рельефным ситуация перемен, в которой увеличиваются различия между взрослыми и юными в мировосприятии, в стиле жизни, в восприятии себя и самореализации.
Стиль общения педагогов с коллективом - это важное обстоятельство. Если педагоги ограничиваются сугубо деловым общением со старшеклассниками, то от их внимания ускользает многое из того, что происходит в сфере общения учащихся. Педагоги могут не заметить, что тот или иной старшеклассник плохо вписывается в систему коллективных отношений, чувствует себя в коллективе неуютно, что кто-то из юношей устанавливает в коллективе право сильного и т.д. С другой стороны от отношения педагогов к учащимся зависит и то, насколько старшеклассники стремятся в коллектив, т.к. пребывание в нем связано так же общением с учителями.
Немалую роль играет отношение семьи к поведению юноши и девушки в коллективе. Оно может быть активно заинтересованным и тогда старшеклассник рассматривает свой коллектив как важный элемент жизни. Оно может быть безразличным и даже отрицательным, и тогда старшеклассник почти наверняка занимает неверную позицию по отношению к коллективу. Позиция самих старшеклассников в коллективе тоже определяет благоприятность последнего как социальной микросреды. Если общение юноши или девушки со сверстниками в коллективе ограничиваются рамками обязательных мероприятий, если они не имеют приятелей и друзей в этом коллективе или даже активно отвергаются сверстниками, то такой коллектив - неблагоприятная среда для развития старшеклассника. Будучи социальной микросредой развития старшеклассников, коллектив сам по себе - важный источник социального опыта.
Социальный опыт - понятие широкое: это и знания, и опыт взаимоотношений, и усвоение морали и т.д. Коллектив старшеклассников сообщает юношам и девушкам тот социальный опыт, который соответствует основным общественным ценностям, и готовит их к жизни в обществе. Коллектив старшеклассников отличается своей позицией старшего в школе. Конфликты в этом возрасте возникают преимущественно на ценностной основе, имеют затяжной характер и, как правило, скрыты от взрослых. Все это в значительной мере объясняет, почему эмоционально - смысловой доминантой общения юношеского типа является сам старшеклассник как субъект отношений в значимых сферах жизнедеятельности.
Содержание и характер общения старшеклассников со всеми категориями партнеров определяются решением проблем, связанных со становлением юношей и их реализацией как субъектов отношений: характер содержания общения в этом возрасте ценностно-ориентационный. В ранней юности значительно усиливается потребность в понимании тебя другими. Установка на доверительность проявляется особенно явно при обсуждении старшеклассниками одних и тех же тем с друзьями и с приятелями.
О будущем с приятелями старшеклассники рассуждают чаще не в личностном, а в социальном аспекте (проблемы поступления в вуз, возможности работы на предприятии, службы в армии и т.д.)
Содержание общения старшеклассников совершенно явно связано с той жизнедеятельностью, в которую включены юноши и девушки в воспитательных коллективах. От содержания интенсивности, привлекательности и форм ее организации зависит объем и интенсивность общения старшеклассников. Необходимо формирование у старшеклассников социальных установок в сфере общения. Формирование социальных установок в сфере общения становится реальным тогда, когда оно осуществляется в процессе всей учебно-воспитательной работы школы и непосредственно связанно с теми установками, которые реализуют педагоги в своем общении с учащимися.
Общение оказывает большое влияние и на восприятие любой информации. Если источником той или иной человеческой мысли могут быть деятельность, объективная действительность, субъективные переживания, общение, то социализация мысли происходит только в общении. В отношении с другими людьми рождаются сомнения, потребность разделить мысль, убедить в правоте этой мысли. Процесс социализации мысли совершается в основном в кругу сверстников.
В том случае, когда в функционировании системы общения целого коллектива, отдельных групп учащихся, конкретных старшеклассников появляются сбои, расстройства, возникает необходимость в специальном педагогическом воздействии с целью выправления, корректирования системы общения. Общение со сверстниками происходит в школе и за ее пределами.
Социализация юношей и девушек происходит в той среде, в которой юный человек растет, развивается. Большое значение в развитии старшеклассников играет и улица. Улица опасна, когда ее влияние становится единственным главным, не корректируемым ничем иным. Улица полигон испытания ребят на жизнестойкость.
Глава 2. Специфика полиэтнической среды как фактора социализации
.1 Актуальность поликультурного образования в Дагестане
Феномен продвинутого образования на стыке организации диалога культур и приобщения к межкультурной коммуникации естественным образом завоевывает все большее признание и стремительно распространяется как в крупных разнородных социумах, так и гомогенной среде. Действительно, в случае, когда это географически крупная страна, то она, очевидно, объемлет в себе огромное разнообразие граждан по антропологическим, этническим, религиозным, социальным и другим культурным признакам (например, Австралия, Индия, Канада, Россия, США, Швейцария и т.д.). А если страна небольшая и моноэтническая, то она часто либо граничит с несколькими малыми государствами, либо окружена крупной страной, с которой вынуждена сотрудничать и учитывать разнокультурность населения соседних стран.[22]
Таким образом, и социальный заказ образованию (школе) должен учитывать поливариантность окружающей политико-экономической и социокультурной среды. Кроме того человек есть дитя природы, а сама природа одновременно является единой, «интернациональной» и не является таковой. Она имеет различную «географическую особенность», природно-климатическое своеобразие в разных регионах планеты. Но при этом всегда существует взаимосвязь и взаимообусловленность всех регионов. Это единство природы в глобальном и многообразие форм ее проявления в локальных точках земли имеет социокультурное и функциональное воздействие на социум и каждого человека.
В то же время, как считает философ В.Ф. Шаповалов, «человек - объединяющее начало, он способен объединить все многообразие живых существ и неживых образований. В нем, словно в фокусе, сходится все многообразие мира». Поэтому весьма важно в аспекте преодоления конфликтогенов, чтобы осознание и принятие человеком признаков единства этого многообразия происходило ранее, чем он увлекался и руководствовался в своих действиях только установками различия между людьми, их «чуждости» и «инаковости», приводящих к конфронтации и конфликтам из-за всевозможных различающих признаков (антропологического, расового, религиозного, этнического, политического, культурного или иного характера).
Специально организованное образование и воспитание, ориентированное на достижении затронутых выше общекультурных, гуманистических, перспективно-прогрессивных целей, становится остро необходимой потребностью социального развития мирового сообщества и новой вехой образования 21 века. И это признается все большим числом не только педагогов, ученых, крупных общественных деятелей, но и широких слоев населения.
Мировые процессы глобализации экономики и унификации общечеловеческой цивилизации приводят к устойчивым процессам глобализации и интернационализации культуры и образования. В подобных тенденциях аккумулируются обобщенно-универсальные характеристики национальных образовательных систем, само образование теряет этнокультурный характер. Поэтому вхождение национальных систем в единое мировое образовательное пространство без потери своей самобытности - проблема поликультурного образования.
Поликультурное образование как остросоциальный феномен стало сегодня объектом особо активного исследования учеными - гуманитариями смежных наук. Проблемы этой области образования встают во весь рост во многих регионах с высоким коэффициентом этнической гетерогенности населения, контактом разнородных культур и смежным наличием различных конфессий. К таким, безусловно, относится Северный Кавказ, и особенно Дагестан. «Традиционные этнокультурные особенности Дагестана, прежде всего, его этническое многообразие, с падением тоталитарной власти и началом радикальных трансформаций вернулись к жизни и стали оказывать свое прямое действие на все общественные процессы и формирование новой политической структуры и институтов власти». Здесь вместе с бурными процессами развития национального самосознания активно происходят процессы этнизации: превращение и выделение некоторых этносов, обретение ими официального титула, письменности и закрепления этих явлений в образовании на родных языках.
В тоже время в специальных исследованиях обнаруживается типологическое сходство фольклора русского населения и народов Северного Кавказа, которое проявляется в жанрово-сюжетном единстве: близость народной песни к традиции, развитие лирико-эмоционального содержания в четверостишиях, использование элементов быта и пейзажа в песне и прозе. Плювиальные обряды (плачи) и поэзия этих народов синкретичны и отражают исторические и контактные связи, существовавшие в прошлом у народов Северного Кавказа. «Этнические связи - это инонациональные образы, статичные или изображенные в динамике, а также сюжетные компоненты, проникшие в фольклор определенного народа при межнациональных исторических и бытовых контактов». Особенности этнических заимствований обусловлены своеобразием и единством художественного мышления народа. Таким образом, органически сочетаются диахронический подход генезиса и эволюции традиций народа с анализом и оценкой культурных достижений народа в синхроническом подходе в сравнении с успехами других культур.
Актуализация поликультурного образования совпадает с периодами роста процессов интеграции мирового сообщества и, в частности, объединения национальных систем образования в единое мировое образовательное пространство. Подтверждением сказанному служат проведенные Международные конгрессы « Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (Пятигорск, 1996 г., 1998г., 2001г.), уникальный форум - Всемирная конференция ЮНЕСКО «Высшее образование в 21в.: подходы и практические меры « (Париж, 1998г.), Первая Международная научно - практическая конференция «Поликультурное образование: проблемы, тенденции, перспективы « (Махачкала - Пятигорск, 2000г.) и другие. Основной вывод участников этих форумов - признание необходимости и реальных возможностей единения национальных образовательных систем, несмотря на различие культурных, социальных и политических целей. В этом направлении уже сделаны конструктивные шаги педагогов Северного Кавказа (А. И. Абрамов, З. Т. Гасанов, Э. Г. Гарунов, В. В. Макаев, и Л.Л. Супрунова, В.П. Уланов, Р. Д. Хунагов, В.Н. Цатуров, В.К. Шаповалов и другие). Группа ученых-гуманитариев разработала по этой проблеме проект «Поликультурное образование в Дагестане: дестабилизация и пути преодоления», а также подготовила Проект концепции поликультурного образования в республике (Б. А. Алиев, С. И. Муртузалиев, В.Н. Цатуров).
Понятие поликультурное воспитание получило распространение в мировой педагогике с 1960-х, а в России введено в научный оборот в 1990-х гг. Одно из его первых нормативных определений дано в 1977г. Это «воспитание, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в которой представлены две и более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку «[11].
В поликультурном воспитании в качестве субъектов задействованы ведущие и малые этносы, непременным свойством которых является культурное взаимодействие. Каждому из этих субъектов присущи три основные характеристики: культурная общность; языковая общность; статус национального меньшинства или большинства.[8]
Повсеместное стремление к национальному возрождению создает благоприятную почву для диалога культур, для воспитания молодых в духе национально-религиозных ценностей. В народной жизни происходит естественный процесс передачи опыта достижений национальной культуры подрастающим поколениям. Сегодняшний школьник сильнее осознает свою национальную самобытность, нежели его ровесник 50-70-х гг.
Молодежь изначально включена в ту или иную систему связей, сложившихся между народами страны, республики, области, провинции, и они оказывают определяющее влияние на формирование культуры межнационального общения.
Однако влияние межнациональных контактов на формирование у молодого поколения отношения к людям разных национальностей не является прямым отражением воздействия социально-этнической среды, а воспитание - процессом прямого переноса жизненного опыта на внутренний мир человека, преобразование социальных норм и ценностей - в личные. Личность - продукт развития психики человека в определенных условиях. Чтобы формировать ее в нужном направлении, организуется педагогический процесс. Целенаправленное воспитание, организуемое обществом (школой, семьей, общественными организациями), протекает тем успешнее, чем полнее оно учитывает влияние, которое оказывают на человека объективные условия его жизни, социальная среда.
Межнациональное общение - это определенные взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям и придерживающие религиозных различных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами. Культура такого общения зависит от общего уровня обучающихся, от их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль. Организованный процесс воспитания культуры межнационального общения включает: определение общей цели и конкретных задач; ознакомление молодежи с системой научных знаний о правах и свободах человека и народов, о нациях и их отношениях, о расах и религиозных конфессиях; формирование гражданских и общечеловеческих чувств и сознания; развитие позитивной опыта культуры общения с людьми разных наций, рас и религиозных конфессий; обеспечение высоконравственной мотивации поступков и поведения учащейся молодежи в процессе их общения.
При организации целенаправленного воспитания учебным заведениям и всей системе образования следует исходить из того обстоятельства, что межнациональные отношения влияют на детей самым различным образом. Раскрыть механизмы этого воздействия и определить обусловленные ими цели и содержание организованного воспитания, на наш взгляд, целесообразно по таким параметрам: отношения народов и стран мира и формирование общечеловеческих чувств, сознания и культуры межнационального общения; этносоциальные условия национально-территориальных образований и формирование у молодежи национальных, общенациональных и гражданско-патриотическихчувств и сознания и т.д.
Определенные чувства, сознание и нормы поведения формируются у человека в процессе его взаимодействия с социальной средой под влиянием множества обстоятельств, реальных отношений, которые складываются между странами и народами мира. В современных условиях жизнь людей, их будущее во многом зависит от общего положения в мире. Воспитание ставит целью приобщить учащихся к общечеловеческим достижениям и ценностям. На наш взгляд, в содержании образования должны быть следующие направления: этнодемографические ситуации в различных странах, социально-этнические изменения, планетарные процессы и глобальные проблемы народов и т.д.
Глобальное образование призвано воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Оно исходит из того, что предрассудки по отношению к чужим культурам (да и к своей собственной) возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях. Перед школой ставится задача через глобальное образование преодолеть этот пробел в знаниях учащихся, приобщить их к культурам и традициям различных национальностей, корректировать воздействие на детей социально-этнческих факторов и формировать у них чувство и сознание граждан мира. Однако концепция глобального образования из общей системы воспитания выделяет лишь один аспект - формирование общечеловеческих чувств и сознания. Два же других звена процесса воспитания культуры межнационального общения (формирование гражданско-патриотических чувств и сознания; формирование национальных чувств и сознания) в парадигме глобального образования остаются в тени.
Российский научный центр «Формирование культуры межнационального общения» (функционирует в Дагестанском государственном университете) разрабатывает основы целостной системы воспитания у учащейся молодежи культуры межнационального общения. В исследовании этой сложной и жизненно важной проблемы существенное значение имело бы объединение усилий ученых России, США и других стран. Такое международное сотрудничество значительно облегчит уже начавшийся процесс продвижения Российской Федерации в мировое и европейское образовательное пространство.
2.2 Поликультурное образование как школа формирования толерантности и культуры мира
Понятие «культура мира» включает ценности и поведенческие нормы, основанные на ненасилии и уважении к ментальным правам и свободам человека (определение ЮНЕСКО). Это выражается в стремлении к разрешению международных, меконфессиональных и межэтнических конфликтов методами конструктивного диалога, консенсуса и сотрудничества. Ведущие страны мира не являются гомогенными не в социально-этническом, ни в культурно-цивилизованном отношениях.
Сейчас на фоне ослабления планетарной военно-политической идеологии противостояния возрастает опасность идеологии сепаратизма, этноцентризма и дискриминации в социально-экономической деятельности, и в том числе в культурно-обозревательной сфере. Поэтому остро поставлены задачи образовательной политики, межкультурных отношений и учета интересов, как крупных народов, так и национальных меньшинств, этнических групп. Образование как организованный процесс освоения социокультурных ценностей человечества становится мощным фактором реализации и достижения культуры мира.[21]
Содержание образования и воспитания черпается из духовного наследия национальных культур и наук, а также из обобщенного опыта контактов между разнообразными группами и отдельными людьми. Следовательно, образование как социокультурный феномен, может выполнять миротворческую функцию постижения культуры мира молодежью через освоение мировой культуры, ибо мировая культура есть интеграция лучшего опыта созидания и позитивного творчества разных народов, а не разрушения и насилия.
Мировая культура не существует сама по себе: она реализована в уровнях ее освоения каждым человеком, общностью (в том числе этносом) или группой. Народ так же, как и отдельный человек имеет право быть самим собою и иметь свой социальный опыт, то есть культуру. Ядром культуры является научная картина мира и мировоззрение. Поэтому верно отмечал К.С. Аксаков, что «отнять у народа право иметь свое мировоззрение, - значит, лишить его участия в общечеловеческой истории».
В избранном нами аспекте исследования поликультурного образования выделяется несколько парадигм:
.Традиционная, которая может строиться на основе монокультуры с разной степенью ее использования в погоне за высоким естественнонаучным (часто вненациональным) образованием, заимствованном у других народов в готовом виде;
.Гуманистическая (свободная), сводится в основном к стремлению самореализации личности на базе абсолютных общечеловеческих ценностей, она также как и предыдущая может отходить от собственной этнокультуры;
.Этногуманистичекская парадигма, предлагаемая нами, исходит из главного принципа о необходимости сочетания этносоциальных и поликультурных традиций с мировой культурой в трансляции культурно-исторического опыта человечества молодому поколению.
Молодежь как представители своего народа, с детства впитывает его историю, традиции, обычаи, смотрят на мир и воспринимают его глазами своего народа. Именно национальная культура воплощает в себе интересы, цели и реальные возможности народа и личности. Именно культура как система субъективных смыслов и ценностных ориентаций и одновременно как духовный потенциал предопределяет вектор и границы «поведения» субъектов (в том числе и отдельных этносов) в обществе. Нынешняя ситуация, характеризующаяся активизацией самосознания этносов, наглядно иллюстрирует это положение. Почти 40%-ное увеличение числа народов за период 1989 - 1994гг. отражает не некий сверхдинамичный процесс этногенеза.
Западные психологи, в частности, М. Беннет отмечают, что при встрече с другой культурой у человека возникают, как правило, несколько типов реакции на нее - неприятие, защита идеи собственного культурного превосходства, принятие инокультурных ценностей, наконец, адаптация к новой культуре.
Задача преподавателя - помочь ученикам принять непривычное для них, снять возможные отрицательные эмоции, смягчить процесс адаптации к новым ценностям. Лишь только в этом случае незнакомая культура будет принята и усвоена. В наше конфликтное время воспитание толерантного отношения к другим народам и культурам - одна из важнейших социальных задач институтов социализации. Решить ее - значит, во многом решить проблему национального согласия. Поэтому необходимо со школьной скамьи прививать подросткам, юношам культуру других народов в виде различных произведений литературы. Необходимо ознакомить школьников с этнокультурной лексикой, с отраженными в тексте национальными реалиями, с этнопсихологическими особенностями народа, жизнь которого изображена в произведениях различных авторов.
Чтобы ученики лучше поняли произведения иноязычной литературы, необходимо привлекать фоновые знания о культуре, истории, традициях и обычаях народа, о котором рассказывается в произведении [31].
Интересна в этом отношении поэма Коста Хетагурова «Фатима». Отношения героев поэмы во многом регламентированы адатом. Поэтому во время чтения поэмы нужно не только истолковать слово «адат», но и показать, что стоит за этим понятием. Оно нуждается в подробном толковании, потому что обычаи адата характерны для многих мусульманских народов, и эти знания помогут учащимся понять произведения султана Хан-Гирея, Кязима Мечиева, Саида Бадуева и других писателей Кавказа.
Сложная педагогическая проблема - иерархия ценностей и характерных этнических черт, набор качеств ценимым тем или иным народом, как утверждают социологи и этнопсихологи. Например, гостеприимство и почитание старших, присущи не только кавказским народам, но и русским, и многим другим. Однако по степени важности этих качеств, различия все же прослеживаются. Приведу пример: «В сказание о Хочбаре» Расула Гамзатова, говоря о мотивах поступков главных героев, пишет о нравственных категориях, которые на протяжении многих веков определяют отношения между горцами.
Я знал, что здесь, в орлином месте
Людьми хранимы с давних пор
Мужская доблесть, слова чести
Превыше дагестанских гор
Анализируя стихи, подведите ребят к понятию «национальный характер». Такая подготовительная работа поможет им представить народы России в их неповторимости и разнообразии. Школьники, приобщившись к культуре народов, например Кавказа, не будут их подгонять под одно убогое определение «лицо кавказской национальности». Уважение к живущим рядом, понимание их души, жизни, быта - надежный путь к национальному согласию, которое надо воспитывать, как и честь, смолоду.
В 1995г. ООН приняла «Декларацию принципов терпимости» - основополагающий международный документ, в котором не только провозглашаются принципы человеческого единения в современном и будущем мире, но и указаны пути их реализации. В Декларации раскрыта сущность ключевого понятия человеческих взаимоотношений - толерантности (терпимости).
Как указано в документе, «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность - это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а прежде всего активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека».
«…Наиболее эффективное средство предупреждения нетерпимости, -подчеркивается в Декларации, - воспитание. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав и укрепить стремление к защите прав других. Вспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи… Оно должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях».
У каждого народа свой менталитет. Этого нельзя отрицать. Как нельзя отрицать и системной дифференциации мира по всей палитре критериев и признаков. Но, признавая это и, более того, считая такую дифференциацию необходимой, отражающий естественный процесс самобытного развития разных человеческих общностей, важно обратить внимание на естественность процесса интеграции, объединения, взаимопонимания, взаимообогащения и сотрудничество народов и государств.
Приходиться признать, что проблемам воспитания толерантности все еще уделяется явно недостаточное внимание на всех уровнях образовательно-воспитательной деятельности: в философии образования, в междисциплинарных и образовательно-педагогических теориях, в стратегиях и политических образовательных доктринах и повседневной педагогической практике. Отдельные всплески активности в этом направлении, как правило, сводятся к провозглашению локальных (хотя, несомненно, весьма своевременных и продуктивных), или всевозможных организационно- управленческих мероприятий, сводящих сложнейшую проблему воспитания толерантности к набору достаточно бессистемных мероприятий [4].
Глава 3. Социально-педагогическое руководство социализацией старшеклассников в полиэтнической среде
.1 Программа социально - педагогической работы
Приведем пример серии воспитательных занятий-бесед со старшеклассниками по улучшению процесса социализации «Как воспитать толерантность?»
Оборудование: на доске - название темы урока; рабочие тетради.
Основные понятия: нация, национальное самосознание, национальная принадлежность, национальная гордость, национальные стереотипы, национализм, национальные меньшинства и доминирующая национальность, межнациональные конфликты, ассимиляция.
Работа с понятиями.
В самом начале занятия попросите ребят вспомнить, что означают такие понятия, как нация, национальное самосознание, национальная принадлежность, национальные стереотипы, национализм, межнациональные конфликты. С ними школьники занимались на курсах истории и обществознания в 7-9 классах. Теперь же учитель может также дать и предварительное задание к уроку: найти и выписать определения этих понятий, проиллюстрировать каждое из них конкретными примерами. Это будет освоение на более высоком уровне. Оно позволит ребятам в дальнейшем вести более предметный диалог друг с другом.
Педагог предлагает школьникам высказать свой взгляд на заявленную в теме урока проблему, для этого выделите наиболее интересные суждения, проблемные вопросы, попросите учеников оценить высказывания других. Можно нарушить очередность выступления и сосредоточиться на наиболее дискуссионных мнениях. Тогда удастся рассмотреть проблему с разных сторон, позиций, точек зрения [24].
Как будет звучать наш вопрос, если мы будем говорить о чувстве национальной принадлежности национальных меньшинств и чувстве национальной принадлежности преобладающей национальности?
В каких случаях то или иное из этих чувств приобретет особое (большее) значение? Почему?
Существует ли граница между национальной гордостью и национализмом?
Всегда ли верны, оправданы и разумны национальные стереотипы (при появлении во время дискуссии новых, незнакомых детям понятий педагог должен разъяснить их смысл, - как правило, увлеченные обсуждением проблемных вопросов, школьники усваивают их гораздо легче, чем на обычных уроках)?
Какое значение имеет национальное смещение (как, скажем, в США или во Франции и, конечно, в России)?
Итак, после выявления и обсуждения наиболее важных аспектов заявленной проблемы можно приступить к их систематизации.
Работа по рядам.
Класс делится на две части. Учитель предлагает одной половине назвать положительные стороны разделения людей по национальному признаку, другой - отрицательные. Результаты фиксируются в таблице на доске и в рабочих тетрадях школьников.
Работа в группах.
В начале следующего этапа урока учитель предлагает организовать так называемое «ассоциативное колесо». Тут крайне важен выбор: чем он актуальнее, тем лучше. На доске в центре записывается слово, скажем, «чеченец» и в течение одной минуты ребятам прелагается отметить в своих тетрадях, какие ассоциации вызывает у них это слово. Затем под диктовку учеников учитель, в свою очередь, записывает на доске (вокруг исходного слова) наиболее часто называемые ассоциации - определения. Начинается работа с «ассоциативным колесом». Ребятам прелагается определить, что из написанного на доске верно, справедливо, объективно, а что основано на предрассудках - стереотипах. Класс разбивается на группы - «четверки», каждая из которых получает собственное задание. Им необходимо выяснить (и затем представить свою версию классу), как и почему формируется упрощенные и широко распространенные стереотипы, например, «чеченца - боевика», «пьющего русского», «анекдотического чукчи», «жадного еврея», «грузина - торгаша»? Важно, чтобы ребята понимали, появление стереотипов обуславливает не образ жизни всего народа, а крайности в поведении отдельных его представителей и, конечно, никак нельзя по этим проявлениям судить о целом народе.
Подведение итогов: самостоятельная оценка.
В завершении урока учитель предлагает каждому по очереди высказаться о сегодняшнем обсуждении, о собственной позиции по обсуждаемой проблеме: «Утвердились ли вы в своем первоначальном мнении, добавили ли к нему что - то новое или изменили его полностью? «
Домашнее задание.
Продолжить анализ, разбор (уже более основательный) собственной позиции по данной проблеме ученику прелагается дома. Педагог предлагает ученикам описать свои впечатления, ощущение и, наконец, сформулировать собственное мнение относительно прошедшего занятия.
Слушается дело о Кавказской войне.
Оборудование. На доске - название темы и вопросы, которые помогут ребятам лучше осмыслить, рассмотреть данную проблему: <<причины войны; для кого эта война - справедливая; последствия войны; будущее воюющих народов>> и т.д.; на каждом ряду -листы для групповой работы.
Основные понятия. Национальная гордость, национальные стереотипы, национализм, национальные меньшинства и преобладающая национальность, межнациональные конфликты, депортация, сепаратизм.
Ход урока. Предварительный этап.
За неделю до начала занятия школьники распределяются по игровым ролям, а также знакомятся с примерными вопросами, необходимыми для проведения игры. Несколько человек говорят краткие сообщения об истории проблемы (Кавказская война 19в., депортация чеченского народа в 40 гг. 19в.), современные события на Кавказе.
Учитель еще раз знакомит ребят со сценарием игры.
Цель игры: дать по возможности объективную оценку событиям на Кавказе, а такая оценка возможна только в том случае, если будут выслушаны мнения о них представителей как российской, так и чеченской сторон.
Основные игровые роли:
- представители кавказской стороны - занимают один из крайних рядов класса.
представители российской стороны - занимают второй крайний ряд.
присяжные заседатели - занимают средний ряд.
ведущий слушаний - эта роль остается за учителем.
Задачи первой и второй групп - дать оценку происходящим на Кавказе событиям с позиций своей роли в игре, а также оценить «свои» действия и действия другой стороны. Важно не только суметь встать на эту иную («чужую» для школьника) точку зрения (для кого-то принципиально иную), но и придерживаться ее на протяжении всей игры: адекватно рассуждать, адекватно вести диалог с другой стороны. Задача третьей группы - внимательно выслушать мнения обоих сторон, дать развернутую оценку событиям на Кавказе, а также выступлениям своих товарищей в ходе дискуссии.
История проблемы: ребята выступают с краткими сообщениями и знакомят класс с историей проблемы
Слушания.
Ведет слушания учитель, организуя диалог сторон по заранее оговоренным вопросам. При этом педагогу необходимо иметь в виду проблемы, с которыми он может столкнуться во время игры. Во-первых, дискуссия может перерасти в бездоказательно- голосовую полемику, безапелляционную критику друг друга с взаимными упреками.
В этом случае учителю необходимо корректно, но все же настойчиво попросить ребят вернуться к более конструктивному спору, к более спокойной форме оппонирования.
Во-вторых, слушания могут вылиться в процесс поочередного высказывания сторонами доводов и мнений, которые будут мало между собой связаны. Диалог здесь может быть подменен простым, пусть и мотивированным, но всего лишь декларированием своих точек зрения. Педагогу необходимо организовать именно диалог сторон по схеме «аргумент - контраргумент - свой аргумент».
В третьих, важно, чтобы дискуссия и обсуждение проблемных вопросов проходили живо, заинтересованно, на достаточно высоком (не чрезмерном!) эмоциональном уровне. Погружение в проблему ради истины не должно приостанавливаться. Педагог должен активизировать дискуссию, поддерживая позицию одной из сторон (выдвигая при этом острые, но заведомо спорные и сомнительные аргументы).
Но особенно важно для учителя по ходу диалога предложить для обсуждения вопросы, по которым оппоненты могут иметь схожее мнение, смогут в чем-то уступить друг другу или даже признать свою неправоту. Дети всегда стремятся к справедливости, но нельзя допустить, чтобы в азарте игрового спора она была принесена в жертву стремлению победить, во что бы то ни стало. Педагог должен постоянно подчеркивать, что цель игры не в том, чтобы переспорить другую сторону, а в том, чтобы дать объективную оценку событиям на Кавказе.
В начале полемики ребята, как правило, занимают наиболее крайние, радикальные позиции. Но знакомство с точкой зрения товарищей с необходимостью заставляет «смягчить» претензии к оппонентам, более «трезво» взглянуть на оцениваемые события, дать более взвешенную оценку мнению другой стороны, критично отнестись к своей точке зрения. Интересно, что во время игры обе стороны начинают рассуждать с позиций не военных, а гражданского населения. Дети все отчетливее проводят грань между чеченцами (как народом со своей историей, традициями, обычаями, их верой и правом решать свою судьбу) и боевиками. Ребята начинают видеть в своих «противниках» людей с интересами, желаниями, страхами и надеждами, схожими с их собственными.
Последнее слово сторон и вынесение вердикта.
Осудив все вопросы, до конца выявив позиции по каждому из них, ребята переходят к завершающему этапу игры. Школьники представляют свою окончательную позицию по трем параметрам: оценка справедливости «своих» действий, справедливости действий «противоположной стороны» и перспектив войны. Каждой группе предлагается оформить свою точку зрения письменно по следующему стандарту:
.Свои действия мы считаем…так как…
.К противоположной стороне мы относимся…так как…
.Войну, по нашему мнению необходимо… так как…
В это же время свой вердикт оформляют и <<присяжные заседатели>>, после чего зачитывают его в слух, делая свои комментарии, как по обсуждаемой проблеме, так и по поводу своих слушаний. Они оценивают доказательность суждений и корректность выступающих по отношению друг к другу.
Подведение итогов.
Педагог просит ребят описать свои впечатления, ощущения, сформулировать выводы по проведенному занятию.
Анкета <<Вы и ваше образование>> - для старшеклассников.
Инструкция: Просим вас принять участие в изучении состояния воспитательной работы в нашем учебном заведении, проводимом в рамках Программы по поддержке исследований Института «Открытое общество». Полными и точными ответами на поставленные вопросы Вы поможете успеху исследования. Свою фамилию можно не указывать.
Внимательно прочтите вопросы анкеты и выберите ответ, который совпадает с Вашим мнением, обведите кружком номера таких ответов. В случае необходимости впишите вариант своего ответа, если нет подходящего среди предложенных. Пожалуйста, не пропускайте вопросов и постарайтесь не советоваться с окружающими, выражайте свое мнение.
1.Общие сведения о себе.
.1 а) Школа, класс (впишите). СШ. № 17. Класс 10б.
.2. Пол: а) муж. б) жен. (нужное подчеркните).
1.3.Ваш возраст: а) 14 - 16,б) 17-18, в) свыше 18 лет (нужное подчеркнуть).
1.4. Ваша национальность: (впишите).
а) национальность матери (впишите) лачка.
б) национальность отца (впишите) лакец.
.5. Уровень образования родителей (впишите):
а) матери. Закончила ДГПУ - учитель биологии. б) отца. Шофер.
.6.Дата заполнения анкеты (впишите): 20.05.03.
2. Общие проблемы образования
.1 Как Вы оцениваете политику Правительства в области образования?
В России. В Дагестане.
а) одобряю, а) одобряю,
б) не одобряю, б) не одобряю,
в) затрудняюсь ответить, в) затрудняюсь ответить.
.2 Что вы считаете самым положительным в сегодняшней системе образования в РД?
а) доступность,
б) высокий научный уровень,
в) высокий уровень общей (профессиональной) подготовки,
г) приобщение выпускников к мировой культуре и цивилизации,
д) возрождение национального самосознания и этнокультуры,
е) другое (впишите).
.3 Что вы считаете самым отрицательным в сегодняшней системе образования?
а) завышенные требования, предъявляемые к школьнику со стороны учителя,
б) перегрузка учебных программ, создающая трудности в обучении,
в) платное обучение,
г) низкое качество преподавания,
д) отсутствие внимания государства к проблеме социальной защиты ученика,
ж) другое (впишите).
.4. Что бы вы хотели изменить в системе образования (впишите): Необходимо увеличить индивидуальные внеклассные занятия с неуспевающими.
.5. Какие учебные предметы Вы считаете лишними (впишите): -
.6. Какие новые предметы (дисциплины) Вы хотели бы изучать в процессе обучения (впишите): -
.7. Как вы относитесь к получению образования в негосударственных (платных, коммерческих) учебных заведениях?
В лицеях. В вузах. В колледжах.
а) одобряю, а) одобряю, а) одобряю,
б) не одобряю, б) не одобряю, б) не одобряю,
в) затрудняюсь ответить, в) затрудняюсь ответить, в) затрудняюсь ответить.
.8. Какое образование Вы считаете лучшим?
а) светское (государственное, нерелигиозное).
б) духовное (религиозное).
.9. В каком учебном заведении Вы хотели бы выучиться?
а) светском, б) духовном (религиозном), в) затрудняюсь ответить.
а) совместное обучение юношей и девушек на всех занятиях,
б) большая часть занятий проводиться совместно, а некоторые интимно - личностные темы - раздельно в одной школе,
в) все занятия для юношей и девушек проводятся раздельно в одной школе,
г) в отдельных школах для юношей и для девушек,
д) затрудняюсь ответить, е) другое (впишите).
.11. Куда вы собираетесь поступить после окончания школы (лицея)?
а) в вузы Дагестана,
б) в средне-специальные учебные заведения Дагестана,
в) в вузы за пределами Дагестана (укажите где),
г) в средне-специальные учебные заведения за пределами Дагестана,
д) пойду работать,
е) затрудняюсь ответить.
3. Вы и процесс обучения.
3.1. Удовлетворяют ли Вас условия для подготовки к занятиям дома?
а) да, б) нет, в) частично, г) затрудняюсь ответить.
3.2.Насколько Вы обеспечены учебной литературой и пособиями?
а) полностью, б) частично, в) затрудняюсь ответить.
3.3.Оснащены ли классы, лаборатории вашей школы оборудованием (компьютер, ТВ, магнитофон и др.)?
а) полностью, б) частично, в) затрудняюсь ответить.
3.4.Используют ли учителя в учебном процессе:
компьютер тесты технические средства обучения
(магнитофон, диапроектор, учебное
телевидение)
а) да, а) да, а) да,
б) нет, б) нет, б) нет,
в) редко. в) редко. в) редко.
3.5.Удовлетворяет ли Вас уровень преподавания учебных предметов в Вашем учебном заведении?
а) да, б) нет, в) затрудняюсь ответить.
3.6.Укажите три положительные и три отрицательные стороны в профессии преподавателя:
Положительные Отрицательные
а) внимательность, а) нервозность,
б) ум, б) любят жаловаться родителям,
в) грамотность. в) излишняя требовательность.
3.7.На каком языке ведется преподавание в вашем учебном заведении?
а) русском, б) национальных языках,
в) турецком,
г) арабском,
д) другое (впишите).
3.8.В каком коллективе Вы хотели бы учиться?
А) многонациональном, в) не имеет принципиального значения,
Б) однонациональном, г) затрудняюсь ответить.
3.9.Перечислите три профессии, которые Вы хотели бы приобрести:
а) юрист,
б) экономист,
в) программист.
3.10.Как Вы относитесь к профессии учителя?
а) положительно, б) отрицательное, в) затрудняюсь ответить.
3.11.Хотели бы Вы стать учителем школы?
а) да, б) нет, в) затрудняюсь ответить.
4. Значимость образования и уровень притязаний.
4.1. Как Вы считаете, нужно ли сейчас средне-специальное, высшее (профессиональное) образование?
а) да, б) нет, в) затрудняюсь ответить.
.2. Нужно ли девушкам получать образование (средне-специальное или высшее)?
а) нет, достаточно основной (9 классов),
б) достаточно средней школы (11 классов),
в) достаточно средне-специальное,
г) да, престиж диплома вуза поможет удачно выйти замуж,
д) да, высшее образование поможет лучше воспитать своих будущих детей,
е) да, оно облегчит создание благополучия в семье,
ж) другое (впишите). Это уже по желанию, кто как хочет.
.3. Какое образование достаточно для юношей?
а) начальное,
б) основное (9 классов),
в) общее среднее (11 классов),
г) среднее специальное,
д) высшее.
.4. В чем (в общем) Вы видите потенциал высшего образования?
а) в получении хорошей должности по своей специальности,
б) диплом нужен для работы в других сферах деятельности,
в) поможет в трудоустройстве на госпредприятии,
д) в самостоятельном бизнесе,
е) в стремлении к лидерству в трудовом коллективе,
ж) в реализации самосовершенствования,
з) другое (впишите).
3.2 Взгляд старшеклассников на современную систему образования
В нашем социально-педагогическом исследовании современной системы образования в Дагестане мы исходили из известной психологической теории о том, что любая деятельность личности полимотивированна. Учеба, образование как виды деятельности также полимерны и многофакторны по своей мотивации. Поэтому подходы к рассмотрению и анализу процесса образования должны учитывать разные факторы, условия, цели, средства и стремления, как самого человека, так и окружающей социокультурной среды в перспективе развития личности.
В ходе исследования нам необходимо было узнать, каково отношение учащихся к современной системе образования.
Цель исследования: социально-педагогическими методами выявить состояние современной системы образования в Дагестане и в России и отношение к этой системе самих старшеклассников как субъектов образования (чем они удовлетворены, что не одобряют, какие изменения прелагают внедрить, каковы на их взгляд, перспективы развития общеобразовательной и инновационной школы в полиэтнической и поликультурной среде).
Анкета состоит из четырех блоков вопросов, заданных в закрытой или открытой формах. По каждому блоку вопросов составлена отдельная таблица,
№ п/п. ВопросыСельские ( кол-во) 3077Сельские ( в %) 67, 2 %Городские ( Кол-во) 1500Городские ( в %) 32,8 %Всего (кол- во) 4577Всего ( в %) 100%1.1Пол а) муж. б) жен.1385 169245% 55%792 70852,8% 47,2%2177 240048% 52%1.2 Возраст а) 14-16 лет б) 17-18 лет в) свыше 18 г) не указали1342 1271 395 6943,6 41,4 12,8 2,2844 571 59 2656,3 38,1 3,9 1,72186 1842 454 9547,8 40,2 9,9 2,1
Национальный состав респондентов указан в общей таблице. Как видно из таблицы, в опросе принимали участие сельские старшеклассники, которых более чем в два реза больше по сравнению с городскими, что отражает их естественное соотношение (67,2% и 32,8%) от их общего количества в Республике Дагестан. В старших классах сел обучается мальчиков меньше, чем девушек (45% и 55% соответственно), а в городах - превалирует количество мальчиков (их на 5,6% больше) над числом девушек. Объясняется это тем, что в селах ребята раньше начинают самостоятельную жизнь, связанную с необходимостью зарабатывания денег и материального обеспечения семьи, чаще всего участием в сельскохозяйственном труде. Возрастное распределение старшеклассников-респондентов обнаруживает несколько высокий процент совершеннолетних учащихся в сельских школах (12,8%) по причине более позднего их поступления в первый класс или прохождения начальной четырехлетки с семилетнего возраста. Регионально-национальный состав школьников по 34 населенным пунктам РД включает 20 многочисленных и 19 других народов Дагестана и России. Такое представительство многих этносов подтверждает не только высокую полиэтничность республики, но и ее поликультурность, так как многие жители (в том числе школьники), объединенные в один титульный этнос происходят из одноаульных самобытных этнокультур, нередко имеющих достаточно наглядно обнаруживаемые различия.
Вы и процесс обучения
№ п/пВопросы.Сельские (кол-во) 3077Сельские (в.%) 67,2%Городские (кол-во) 1500Городские (в%) 38,2%Всего (кол-во) 4577Всего (в%) 100%3.1.Удовлетворяют ли вас условия подготовки к занятиям? А) да. Б) нет В) частично Г) затрудняюсь ответить.1757 265 871 18457,1 8,6 28,3 6,0 801 273 289 13753,4 18,2 19,3 9,12558 538 1160 32155,9 11,8 25,3 7,03.2.Как Вы обеспечены учебниками пособиями? А) полностью Б) частично В) не обеспечен. 351 2286 440 11,4 74,3 14,3 426 870 204 28,4 58,0 13,6 777 3156 644 17,0 69,0 14,03.3.Оснащены ли классы и Лаборатории школы оборудованием (ПК, ТВ, магнитофон и др.)? А) полностью Б) частично В) затрудняюсь ответить. 110 2286 691 3,6 74,3 22,1 204 1158 136 13,6 77,2 9,2 314 3444 827 6,9 75,1 18,03.4.Удовлетворяет ли Вас уровень преподавания? А) да Б) нет В) затрудняюсь Ответить. 1911 715 551 62,1 20,0 17,9 836 357 307 55,7 23,8 20,5 2747 972 858 60,0 21,2 18,73.5.На каких языках ведется Преподавание? А) русском Б) национальном В) турецком Г) арабском Д) другом. 2996 329 - - 27 96,4 10,7 - - 0,7 1500 - - - - 100 - - - - 4466 - - - - 97,6 7,2 - - 0,6 3.6.В каком коллективе Вы хотели бы учиться? А) многонациональном Б) однонациональном В) не имеет значения Г) затрудняюсь ответить. 2132 440 966 154 69,3 14,3 31,4 5,0 563 67 989 88 37,5 4,5 65,9 5,7 2695 507 1955 242 58,9 11,1 42,7 5,33.7.Как Вы относитесь к профессии учителя? А) положительно Б) отрицательно В) затрудняюсь Ответить. 2372 308 397 77,1 10,0 12,9 938 273 289 62,5 18,2 19,3 3310 581 686 72,3 12,7 15,03.8.Хотели бы Вы стать учителем Школы? А) да Б) нет В) затрудняюсь Ответить. 945 1582 550 30,7 51,4 17,9 359 870 271 23,9 58,0 18,1 1304 2452 821 28,5 53,6 17,9
Немногим более половины школьников (55,9%) удовлетворены имеющимися у них условиями для подготовки домашних заданий. Сюда входит наличие своей детской комнаты или учебного стола с книжной полкой. Свыше 40% учащихся таких условий не имеет. Проблема обеспеченности учащихся учебниками и пособиями в последнее время встала очень остро, так как библиотечный фонд бесплатных учебников исчерпан, многие книги истрепались и устарели. Не меньшей бедой для многих родителей обернулась демократизация школы в аспекте вариативности программ, учебников и свободы их выбора учителем. Реально обучение проходит по тем учебникам, которые успели завести в регион и приобрести школы в небольшом количестве. Большинство детей (около 69%) вынуждены покупать книги по высоким рыночным ценам или оставаться без учебников (до 14%). Не менее бедственной является оснащенность классов и лабораторий школы учебным оборудованием (приборами и реактивами, магнитофоном и телевизором, персональными компьютерами и др.). Только 314 школьников из 4577, т.е. всего 6,9% их числа отметили полностью оснащенность своих классов или школ, остальные 93% - заявили об отсутствии необходимого учебного оборудования. В таких условиях говорить о современном уровне преподавания в массовой школе не приходиться. Однако в данной ситуации труднообъяснимым становится высокий полученный числовой факт (60%) удовлетворенности учащимися уровнем преподавания учителей. Следующие два вопроса были связаны с проблемой национально-регионального компонента содержания образования и вопросами поликультурной образовательной среды. Подавляющее большинство школьников (97,6%) подтвердило, что практически единственным языком обучения является русский язык. В то же время обращает на себя вопиющий факт низкого количества изучения родных национальных языков: только 7,2% детей признало, что преподавание ведется на их языке. Эти данные не соответствуют официальным статистическим данным не только по сельским, но и по городским школам. Объяснить полученную картину, на наш взгляд, можно формальным подходом многих школ по данной проблеме, чтобы избежать многих сложностей изучения родных языков некоторые руководители школ негласно практически убирают их из обучения.
Твердые традиции уважения ко всем народам подтвердились в ответах на вопрос о предпочтении учебного коллектива школьников: большинство (58,9) выбрали многонациональную группу, и еще для значительной части (42,7%) учащихся национальный состав группы не имеет значения. Все же достаточно тревожным фактом следует признать группу старшеклассников (11,1%), заявивших о предпочтении однонационального коллектива. Причиной могут быть не столько психологические особенности этих школьников, сколько этноцентрическая направленность пробуждающегося национального самосознания особенно пока еще не титульных этносов. Важной характеристикой соврменной школы является образ учителя и отношение к его труду. Центральной фигурой носителя знаний в селах, да и в малых городах пока еще по традиции остается учитель. Положительное отношение к профессии учителя выразили большинство старшеклассников (72,3%). Но все шире проявляется реальное соперничество с ним таких современных информационных источников, как телевидение, видеотека, интернет и т.п. Падает престиж учителя среди населения и старшеклассников, это обнаруживается в низком проценте желающих стать в будущем учителем (всего 28,5%), что резко контрастирует с предыдущим числом, показывающем уважение к нему. Мы, однако, полагаем, такой показатель вполне реально отражает достаточное количество будущих учителей.
Заключение
Одним из главных способов организации поликультурного воспитания является обеспечение культурологической направленности филологического образования и введение поликультурного компонента в различные учебные дисциплины.
Вряд ли можно утверждать, что поликультурное воспитание должно проводиться с использованием каких-то оригинальных педагогических форм работы. Здесь возможно обращение к активным методам, уже доказавшим свою эффективность и нашедшим признание в педагогической практике: диалог, дискуссия, моделирование, ролевые игры и т.д. Так, при социокультурной идентификации личности результативны исторические рассказы, изучение местных обычаев, этикета; при освоении понятий многокультурности - лекции, эвристические беседы, работа с источниками; при развитии навыков межкультурного общения - диалог.
Поликультурное образование ставит проблему многонациональной школы в поликультурной социально-экономической и духовно-политической среде. Проблемы данного круга встают во весь рост в регионах с высокой этнической гетерогенностью населения, многоязычием, контактом разнородных культур и тесным соседством различных религий, также большого количества разнородных маргинальных социальных слоев населения.
К таким, безусловно, относится Северный Кавказ, и особенно Дагестан как «естественная социокультурная лаборатория» народов и культур. Для достижения расцвета культуры каждого этноса необходимо овладеть культурой мира, которая включает диалог культур, взаимоуважение, толерантность к иной самобытности, сотрудничество и т.д. Дагестанские народы веками реализовывали принцип полкультурности в примирении, согласии, взаимопомощи как единственно верный путь развития и дружбы соседей, считая его нормой, исходящей из глубины веков и народной мудрости. На этом опыте народам всего мира есть чему поучиться у Дагестана. В связи с этим справедливо отмечал К.Султанов, что «Дагестан - это не этнографический заповедник, а цивилизованный тип осознанной общности». Поэтому ученым важно обобщить данный опыт, вскрыть его механизмы, описать имплицитные этнокультурные традиции, построить модель общей теории межкультурной коммуникации. Помимо этого проблема поликультурного образования актуальна для Дагестана в перспективе вхождения России в единое мировое образовательное пространство.
Анализ результатов опроса респондентов позволил нам выделить и обозначить основные признаки дестабилизации и деструктивные факторы современного образовательного процесса в Республике Дагестан. Эти факторы имеют разнопорядковый характер как узконаправленного, так и интегративного действия. Поэтому их разделение на группы и отнесение конкретного фактора к той или другой группе несколько условно, в виду его широкой направленности.
Основные группы причин следующие: 1) политико-экономические, 2) социально-культурные, 3) учебно-методические, 4) социально-психологические.
Обозначенный нами подход помог выявить в феномене поликультурного образования и воспитания, следующие миротворческие функции:
) аккумулирование потенциала и гарантий по обеспечению каждому человеку реализации права на получение светского и духовно-религиозного конвенционального образования различного уровня в зависимости от личностных потребностей и стремлений;
2)решение лингводидактической проблемы освоения человеком родного (не обязательно своего этнического), государственного и международных (иностранных) языков при получении начального, среднего и высшего образования.
3)обеспечение единства профессионального образования с личностным творческим развитием и духовно-нравственным воспитанием молодежи (выпускников-специалистов) с тем, чтобы освоенные знания использовать во благо мира и человечества;
)интеграция этнокультурной самобытности учащихся и студентов (самосознания и этнической идентификации личности) и их планетарного мышления через механизм приобщения к культурным общечеловеческим ценностям и цивилизованным достижениям;
)формирование у субъектов образовательного процесса толерантных качеств, умений налаживать контакты, вести переговоры и партнерский долг, стремления жить в мире и уважении в поликультурном социуме;
)выполнение личностно-адаптационных и социально-экологических действий и акций, направленных на устойчивое развитие личности, социума (в том числе этнической общности) и общества;
)содействие преодолению деструктивных социально-политических и экономических процессов в регионе и создание возможностей поступательного развития личности и общества в современном Дагестане, России и мире;
)развитие этнического менталитета у молодежи средствами поликультурного образования в целях мобильности, открытости и интеграции отечественных образовательных систем в единое мировое образовательное пространство;
)оказание студентам и учащимся гибкой (мягкой) помощи и ненасильственного духовно-нравственного воздействия, избегающего дискриминации по любому отличающему их признаку (пол, гендер, раса, этнос, страт, религия, политическая или субкультурная принадлежность и т.п.).
Реализация выделенных функций приведет, на наш взгляд, к достижению идеалов культуры мира через всю систему содержания, современных средств и технологий поликультурного образования.
Надо ли говорить, как важно знакомить учащихся с культурой народов соседей, с их традициями, укладом?
Литература
1.Андреева Г.М., Хелкима К.Н., Дубровская Е.М. и др. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте // Вестник МГУ сер. 14. Психология - 2007 - № 4 - С.31 - 41.
. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2009 - 376с.
.Багреева Е. Образование, преступность и государственная безопасность.// Нар. образование - 2002 - № 5 - С. 200 - 203.
.Гершинский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования. // Педагогика - 2002 - № 7 - С. 3 - 12.
.Губанова М.Н. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников. // Педагогика - 2002 - № 9 - С. 32 - 39.
.Гасанов З. Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения.// Педагогика - 2006 - № 6 - С. 51 - 55.
. Гордин Л.Ю. Воспитание и социализация личности.// Сов. Педагогика - 2001 - №2 - С.38 - 43.
. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития. // Педагогика - 2002 - № 10 - С. 93 - 97.
. Ильин И.А. О национальном воспитании.// Преподаватель - 2009 - №2 - С.31 - 34.
. Клемантович И. Культура профессионального мышления социального педагога. // Восп. школьников - № 10 - С. 16 - 18.
. Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России. // Педагогика - 2009 - № 6 - С. 3 - 11.
. Кривов Ю. И. О месте понятия социализация в современной педагогике. // Педагогика - 2003 - № 2 - С.11 - 21.
.КурановМ.Культура межнационального общения. // Педагогика - 2002 - № 7/8 - С. 41 - 44.
. Крапивенский Г.Э. Социальная философия: Учебник для студентов вузов. - М.: Гуманитарное издат. центр ВЛАДОС, 2008 - 264с.
.Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников - М.: Просвещение, 1981 - 176с.
.Мудрик А.В. Общение - как фактор воспитания школьников - М.: Педагогика, 1984 - 112с.
.Мудрик А.В. Социализация и «смутное время» - М.: Знание, 2007 - 80с.
. Никитин Л. Основные направления и методы социально-педагогической работы. // Восп. школьников - 2000 - № 9 - С. 3 - 15.
. Назарова М. Технология успеха от «Школы Гаромонии» к социализации личности.// Нар. образование - 2000 - №6 - С. 146 - 149.
. Ольшинская В., Волжская Н. Старшеклассники в изменяющемся обществе. // Нар. образование - 2000 - №3 - С.117 - 120.
. Проблемы поликультурного образования в Дагестане. / Под ред. С. И. Муртузалиева, Г. И. Кисловой - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002 - 223с.
. Реалии и перспективы поликультурного образования в Дагестане: Коллективная монография./Под ред. С.И. Муртузалиева, В. Н. Цатурова - Махачкала: ДНЦ РАН, 2003 - 282с.
. Ратников В.П., Дорошенко Ю.Ю. Социальная философия: Учебник для вузов. / Под ред. В.Н. Лавриенко - М.: Культура и спорт, 2005 - 240с.
.Степанов П. Как воспитать толерантность? // Нар. образование - 2002 - №1 - С.159 - 165.
. Социализация личности, ее роль, этапы, формы.// Основы социологии: Ч 2 - М.: Знание, 2004 - С. 34 - 46.
. Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов./ Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая - М.: Аспект Пресс, 2009 - 475с.
.Фролов С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: 2008 - 340с.
.Филосовский энциклопедический словарь. / Гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983 - 840с.
.Филосовский словарь. / Под ред. И.П. Фролова. - 6-е изд., доп. и перераб.- М.: Политиздат, 2001 - 560с.
. Фролов А.А. Социальное воспитание и наследие Макаренко.// Педагогика - 2002 - №6 - С. 71 - 77.
. Хайрулин Руслан. Нет народа «хуже» и народа «лучше»./ Нар. образование - 2007 - №1 - С. 81 - 84.