Современное образование на рубеже XXI века в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,07 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современное образование на рубеже XXI века в Республике Беларусь

Содержание

Введение

. Общая характеристика сферы образования Республики Беларусь

. Нормативно-правовая база сферы образования Республики Беларусь

. Структура системы образования в Республике Беларусь

. Характеристика органов управления системы образования в Республике Беларусь

. Формы и методы государственного регулирования и реформирования сферы образования в Республике Беларусь

Заключение

Список использованной литературы

Введение

На пороге XXI века становятся все более очевидными тенденции смены ценностных приоритетов обеспечивающих общественное развитие. На первое место выходит проблема образования на всех уровнях ее реализации.

В Республике Беларусь идет планомерный процесс совершенствования или реформации национальной системы образования на всех ее уровнях. Так в условиях реформирования системы образования в Республики Беларусь появляются качественно новые явления и тенденции, которые, несомненно, являются положительными сдвигами в развитии национальной системы образования. В тоже время, как и в любой период реформирования в сфере образования возникает ряд проблем, которые требуют своего решения. Так, например в 2008 г. начался переход на 11-летнюю систему образования. С одной стороны очевидны положительные моменты: сокращение срока обучения и сокращение учебной нагрузки на учащихся. С другой стороны нехватка учебных пособий для учителей и учеников, малая методическая обеспеченность педагогических кадров для новой учебной программы. В таких условиях в развитии системе образования возникает противоречие: на лицо положительные моменты в реформировании сферы образования, но в то же время есть и проблемы, которые требуют своего решения. Все выше перечисленные тенденции существуют и в образовательной сфере на местном уровне.

Цель: исследование системы образования на рубеже 21 века в РБ.

Объект исследования: образование.

Предмет исследования: система образования РБ.

Цель, объект и предмет исследования определили его задачи:

. Дать общую характеристику сферы образования Республики Беларусь;

. Определить нормативно-правовую базу сферы образования Республики Беларусь;

. Исследовать структуру системы образования в Республике Беларусь;

. Охарактеризовать органы управления системы образования в Республике Беларусь;

. Изучить формы и методы государственного регулирования и реформирования сферы образования в Республике Беларусь.

образование беларусь национальный управление

1. Общая характеристика сферы образования Республики Беларусь

Образование в Республике Беларусь подразделяется на основное и дополнительное и включает в себя все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой как государственными, так и частными учреждениями образования.

Основное образование обусловлено единством и непрерывностью, которые обеспечиваются преемственностью уровней образования, согласованностью образовательных стандартов, учебных планов и учебных программ, наличием учреждений образования.

Приобрести право на продолжение образования на более высоком уровне возможно после получения соответствующего документа о прохождении обучения на предшествующем уровне. Закон допускает специальное образование на всех уровнях основного образования.

Дополнительное образование выражается во внешкольном воспитании и обучении, в повышении квалификации и переподготовке кадров. Оно направлено на расширение возможностей в интеллектуальном, эстетическом, нравственном и физическом развитии личности при получении основного образования, углубления профессиональной компетентности, а также на решении задач кадрового обеспечения всех сфер социально-экономической деятельности.

В соответствии с существующим законодательством национальная система образования должна обеспечиваться государственным финансированием в объеме не менее 10% национального дохода.

Проанализируем общее количество учебных заведений в Республики Беларусь на некоторых уровнях образования включая государственную и частную форму образовательных учреждений. Данные представлены в табл. 1.

Таблица 1

Количество учебных заведений Республики Беларусь государственной и частной формы собственности (данные на 1 сентября 2009 г.) [3, с. 52]

Учебное заведениеФорма собственностиВсегогосударственнаячастнаявысших учебных заведений441458средние специальные учебные заведения1477154общие образовательные школы и школы-интернаты4449124461детские дошкольные учреждения435934362профессионально-технические учебные заведения246-246

В Законе предусматриваются различные формы получения образования в учреждениях образования - это очная (дневная и вечерняя) и заочная [1, с. 3]. Образование может осуществляться и самостоятельно. Не исключается сочетание различных форм получения образования и обучения по индивидуальным учебным планам. Между тем, для всех форм получения образования в пределах образовательного уровня должны применяться единые образовательные стандарты. По отдельным профессиям и специальностям обучение в вечерних и заочных формах, а также экстернат не допускаются. Перечень таких профессий и специальностей дан в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 2 октября 2002 г. № 1355 «Об утверждении перечней профессий и специальностей, по которым не допускается аттестация в форме экстерната и обучение в вечерней и заочной формах». Не разрешается аттестация в форме экстерната для получения специальности «правоведение». По вечерней и заочной формах обучения получение такой специальности допускается.

Конкурсный прием граждан в государственные учреждения для получения среднего специального, высшего и послевузовского образования предполагает отбор и зачисление лиц, наиболее способных и подготовленных к усвоению учебных программ. В соответствии с законодательными актами Республики Беларусь для отдельных категорий граждан могут предоставляться льготы при приеме в учреждения образования.

Не исключается обучение за определенную плату. Оно допускается для получения профессионально-технического, среднего специального и высшего образования сверх доведенных контрольных цифр приема при соблюдении учреждениями образования норм и правил, предъявляемых к организации учебного процесса.

Обучающимся предоставляется право переводиться в другие учебные заведения (учреждения образования) при получении согласия этого учреждения и выполнении установленных требований.

Система среднего образования Республики Беларусь включает в себя 4808 дневных общеобразовательных школ, 98 специальных школ и школ-интернатов для детей с недостатками умственного или физического развития, 25 санаторных школ-интернатов, 82 вечерние школы и 242 профессионально-технические училища, находящиеся в подчинении Министерства образования и науки. Кроме того, в республике действуют 15 школ и 10 профессионально-технических училищ, находящихся в подчинении других министерств и ведомств [3, с. 53].

Система среднего специального образования Республики Беларусь включает в себя 146 государственных средних специальных учебных заведений (ССУЗов), в том числе, 77 техникумов, 18 колледжей и 51 училище. Кроме того, в республике действуют 3 негосударственных ССУЗа [3, с. 53].

Система высшего образования Республики Беларусь включает в себя 39 государственных высших учебных заведений (ВУЗов), Академию управления при Президенте Республики Беларусь и 20 негосударственных ВУЗов [3, с. 53].

Структура высшего учебного заведения. Высшее учебное заведение - это единый комплекс, в состав которого входят учебные, научно-исследовательские, производственные, социально-культурные, административно-хозяйственные и другие структурные подразделения с различной степенью хозяйственной самостоятельности.

2. Нормативно-правовая база сферы образования Республики Беларусь

За последние десять лет система белорусского образования претерпела значительные изменения в русле общих процессов демократизации жизни общества, формирования рыночной экономики. Это стало возможным в результате последовательной реализации законодательных актов в области образования, других нормативных документов.

Рассмотрим нормативно-правовую базу в сфере образования.

Основные законы, концепции, программы РБ в сфере образования включают в себя:

. Закон об образовании Республики Беларусь (2002 г., в редакции 2008 г.) определил общую структуру национальной системы образования РБ, принципы государственной политики в сфере образования, стандарты в сфере образования и требования к организации образовательного процесса [1, с. 3].

. Концепция развития высшего образования в Республике Беларусь (2007) разработана Министерством образования на основе обобщения опыта развития высшей школы республики. В ней определены основные цели, задачи, принципы и пути совершенствования высшего образования на период до 2010 г., направленные на создание национальной системы образования Республики Беларусь.

. Концепция развития педагогического образования в Республике Беларусь (2000). Предполагает создание научно-организационных основ и механизмов дальнейшего развития педагогического образования в Республике Беларусь в новых социально-экономических условиях, а также совершенствование системы подготовки педагогических кадров высшей квалификации. В концепции определены приоритетные задачи развития педагогического образования на период до 2010 года, средства их достижения, социально-педагогические условия, механизмы и прогноз перспектив развития педагогического образования.

. Программа развития высшего образования в регионах Республики Беларусь разработана в соответствии с основными направлениями развития национальной системы образования (1999). Программа направлена на решение производственных и социально-экономических задач регионов, более полное удовлетворение запросов сельской молодежи в получении высшего образования, дальнейшее улучшение кадрового обеспечения регионов. В программе определены цели, задачи и приоритетные направления развития высшего образования с учетом развития демографической ситуации в республике. Программа предполагает создание организационных основ и механизмов совершенствования системы высшего образования в регионах Республики Беларусь.

. Программа развития последипломного образования в Республике Беларусь на базе высших учебных заведений (2001). Программа включает комплекс мероприятий, связанных с решением основных организационных, учебно-методических, кадровых, финансовых вопросов, направленных на развитие системы последипломного образования на базе ведущих высших учебных заведений Республики Беларусь. В ее реализации задействованы республиканские органы государственного управления, ведущие высшие учебные заведения республики.

. Структура национальной системы образования базируется на Конституции Республики Беларусь [2, с. 6] Законах "Об образовании в Республике Беларусь", "О языках", "О национально - культурных меньшинствах", "О правах ребенка", других нормативно-правовых документах, принятых за последние годы и регламентирующих ее деятельность. Она основана на принципе непрерывного образования и воспитания, включающего следующие компоненты: дошкольное воспитание и образование; общее образование; профессиональное образование; семейное воспитание; самообразование и самовоспитание.

Таким образом, нами были рассмотрены основные законы в сфере образования Республики Беларусь, которые составляют ее нормативно-правовую базу.

. Структура системы образования в Республике Беларусь

В систему образования Республики Беларусь входят различные типы учебных и учебно-воспитательных заведений: детские дошкольные (сад, ясли) и внешкольные учреждения; общеобразовательные (базовая и средняя школа, гимназия, лицей); специальные и интернатные учреждения (дома ребенка, школы- интернаты, исправительно-трудовые колонии для несовершеннолетних правонарушителей и т.п.); профессионально-технические и высшие профессионально-технические училища; средние специальные (училища, техникумы и колледжи) и высшие учебные заведения (специализированные вузы, университеты и академии); научно-исследовательские институты и институты повышения квалификации и переподготовки кадров, а также органы управления системой образования - Министерство образования, управления и отделы образования исполкомов местных советов и подведомственные им учебно-методические учреждения [1, с. 8].

Национальная система образования РБ включает:

1.дошкольное образование;

2.общее среднее образование;

.внешкольные формы образования;

.профессионально-техническое образование;

.среднее специальное образование;

.высшее образование;

.подготовку научных и научно-педагогических кадров;

.повышение квалификации и переподготовку кадров;

.самостоятельное образование граждан [1, с. 20].

Образование осуществляется через учреждения образования, которые имеют свою систему. Кроме учреждений образования в нее входят организации, деятельность которых направлена на обеспечение эффективного функционирования системы - это библиотеки, музеи, научные и другие организации.

Учреждениями образования являются:

)дошкольные учреждения;

)учреждения, обеспечивающие получение начального, базового, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования для лиц с особенностями психофизического развития (учебные заведения);

)учреждения внешкольного воспитания и обучения;

)социально-педагогические учреждения;

)специальные учебно-воспитательные учреждения (ст. 15 Закона) [1, с. 7].

Правовой статус учреждений образования определяется типовыми положениями о соответствующих учреждениях образования, утверждаемых Правительством Республики Беларусь уполномоченным им государственным органом, уставами, разрабатываемыми на их основе, иными актами законодательства Республики Беларусь.

Учреждения образования могут быть государственными и частными. Подготовка кадров по специальностям военного профиля, для органов внутренних дел, государственной безопасности, специальные учебно-воспитательные учреждения для лиц с общественно опасным поведением возможна только государственными учреждениями образования.

Дошкольное образование включает шесть ступеней:

первая раннего возраста (до одного года);

вторая раннего возраста (от одного до двух лет);

первая младшая (от двух до трех лет);

вторая младшая (от трех до четырех лет);

средняя (от четырех до пяти лет);

старшая (от пяти до шести лет) [4, с. 25].

Дошкольное образование призвано обеспечить полноценное развитие ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, подготовку к получению основного образования.

Общее среднее образование включает уровень общего базового образования. Общее среднее образование включает ступень общего начального образования и является обязательной ступенью. Эта ступень - условие для завершения общего среднего образования. Последнее может быть получено в учреждениях общего среднего, профессионально-технического или среднего специального образования.

Продолжительность получения общего среднего образования равняется 11 годам. В отдельных типах общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений (вечерних (сменных), для лиц с особенностями психофизического развития, учебных комплексах и др.) - 13 и более лет.

Срок обучения для получения общего начального образования - 4 года, для общего базового - 9 лет.

«Общее среднее образование призвано обеспечить духовное и физическое становление личности, подготовку молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание гражданина Республики Беларусь, овладение им основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование у него нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни» (ч. 1 ст. 22 Закона).

Профессионально-техническое образование осуществляется на основе общего базового и общего среднего образования. В отдельных случаях допускается получение такого образования лицами, не имеющими общего базового образования. При наличии общего базового образования возможно совмещение с изучением отдельных общеобразовательных предметов, а также с получением общего среднего образования.

Учреждениями, обеспечивающими получение профессионально-технического образования, являются: 1) профессионально-технические училища; 2) профессиональные лицеи; 3) профессионально-технические колледжи [5, с. 30].

«Среднее специальное образование осуществляется по двум направлениям:

среднее специальное образование, обеспечивающее получение специальной теоретической и практической подготовки»;

среднее специальное образование, интегрированное с высшим образованием и обеспечивающее получение углубленной специальной теоретической и практической подготовки (ч. 2 ст. 29 Закона). Оно может осуществляться на основе общего базового, общего среднего и профессионально технического образования.

Учреждениями, обеспечивающими получение среднего специального образования, являются: 1) техникумы (училища); 2) колледжи (средние специальные учебные заведения); 3) высшие профессиональные училища; 4) профессионально-технические колледжи; 5) высшие колледжи [5, с. 30].

Лицо, успешно окончившее техникум (училище), получает среднее специальное образование, окончившее колледж - среднее специальное образование, интегрированное с высшим образованием, высшие профессиональные училища и профессионально-технические колледжи - среднее специальное образование по специальностями (профессиями) профессионально-технического образования, высшие колледжи - среднее специальное образование, интегрированное с высшим образованием, и по отдельным специальностям - высшее образование первой ступени.

Высшее образование включает две ступени: бакалавриат и магистратуру.

В соответствии с Положением о ступенях высшего образования первая ступень высшего образования обеспечивает получение соответствующей профессиональной квалификации высшего образования и дает право занимать должности, для которых определены обязательные требования к уровню образования и квалификации.

Вторая ступень высшего образовании обеспечивает получение соответствующей профессиональной квалификации высшего образования и дает право занимать должности преимущественно в сфере науки, высшего и среднего специального образования, лицеях и гимназиях, органах государственного управления, на руководящих должностях во всех отраслях экономики, для которых определены обязательные требования к уровню образования и квалификации.

К учреждениям, обеспечивающим получение высшего образования, относятся следующие высшие учебные заведения:

классический университет;

профильный университет (академия);

институт;

высший колледж.

Первые три вида вузов обеспечивают получение высшего образования на двух ступенях, четвертый - высшее образование первой ступени по специальностям, интегрированным со специальностями среднего специального образования.

Высшие учебные заведения могут быть признаны ведущими (головными) в системе образования, отрасли [4]. Например, Белорусский государственный университет признан ведущим в системе образования, а Белорусская политехническая академия - в отрасли.

Поступить в высшее учебное заведение имеет право лицо, получившее общее среднее или среднее специальное образование. Лица со средним специальным образованием имеют право на получение высшего образования в сокращенные сроки при условии соблюдения требований образовательных стандартов высшего образования.

В высших учебных заведениях обучение осуществляется на основе интеграции учебного процесса с научной и творческой исследовательской деятельностью преподавателей и студентов.

Высшие учебные заведения наряду с подготовкой специалистов с высшим образованием готовят специалистов с высшим образованием по дополнительной специальности, научные кадры высшей квалификации, организуют переподготовку и повышение квалификации специалистов с высшим образованием; не исключается профессиональная подготовка, подготовка по отдельным сертифицированным курсам высшего образования.

Послевузовское образование ставит своей целью подготовку научных кадров высшей квалификации. Оно включает две ступени: подготовку научных работников высшей квалификации с присуждением ученой степени кандидата наук через аспирантуру, адъюнктуру, ассистентуру - стажировку; подготовку научных работников высшей квалификации с присуждением ученой степени доктора наук через докторантуру.

Получение послевузовского образования осуществляется в очной, заочной формах, в форме соискательства в высших учебных заведениях независимо от форм собственности, в научных и других организациях, которые получили такое право.

Специальное образование направлено на обеспечение доступности образования лицам с особенностями психофизического развития, на коррекционные услуги, социальную адаптацию и интеграцию их в общество, в общественную жизнь. Структура его аналогична структуре основного образования. Учреждения, обеспечивающие специальное образование, приспособлены для лиц с:

)интеллектуальной недостаточностью;

)нарушением речи;

)нарушением слуха;

)нарушением зрения;

)нарушением психического развития;

)нарушением опорно-двигательного аппарата;

)тяжелыми множественными (комбинированными) нарушениями [3, с. 52].

Возможно получение образования и в учреждениях образования общего типа, в которых созданы условия для обучения таких лиц (интегрированное обучение).

Рассматриваемые лица могут получить образование не только в учреждениях образования, но и на дому, в условиях стационарных лечебных учреждений и учреждений социальной защиты.

Внешкольное воспитание и обучение предназначено для того, чтобы обеспечить детям и молодежи равный доступ к различным областям творческой деятельности, возможность развития потребностей в нравственном, интеллектуальном и физическом развитии, профессиональном самоопределении, формирование здорового образа жизни (ст. 40 Закона) [1, с. 5].

Перечень учреждений, занимающихся внешкольным воспитанием и обучением, утверждается Министерством образования Республики Беларусь. В государственных учреждениях образование бесплатное.

Повышением квалификации и переподготовкой кадров занимаются различные учреждения. Основными из них являются: академия, институт, учебный центр, учебный комбинат, учебно-курсовой комбинат, факультет и специальный факультет высшего учебного заведения, отделение учреждения, обеспечивающего получение среднего специального и профессионально-технического образования, курсы, учебный пункт.

Повышение квалификации и переподготовка кадров преследуют основную цель: обеспечить гражданам профессиональное совершенствование, подготовку их к трудовой деятельности в изменяющихся социально-экономических условиях и на этой основе - эффективное развитие общества. Они обеспечивают углубление профессиональных знаний и навыков граждан по соответствующим уровням полученного ранее основного образования.

Управление государственными учреждениями образования осуществляется как извне (Министерством образования, министерствами, другими республиканскими органами, имеющими в своем ведении учебные заведения, управлениями, отделами образования местных исполнительных комитетов), так и в самом учебном заведении (администрацией учебного заведения, иными органами учебного заведения). К последним относятся органы самоуправления - советы (педагогические, ученые, попечительские) [1, с. 3].

Управление учебным заведением осуществляется на основе сочетания единоначалия и коллегиальности.

Таким образом, система образования Республики Беларусь включает в себя несколько уровней, управление которыми осуществляется государством.

4. Характеристика органов управления системы образования в Республике Беларусь

В соответствии с действующим законодательством руководство образованием в Республике Беларусь осуществляют органы государственного управления (законодательство - Верховный Совет республики, исполнение законов - Кабинет Министров), а также местные органы управления.

Министерство образования и науки Республики Беларусь руководит непосредственно подчиненными ему высшими и средними специальными учебными заведениями, подведомственными научными и учебно-методическими организациями, институтами повышения квалификации, республиканскими учреждениями и организациями. Осуществляет общее организационно-методическое руководство работой управлений и отделов образования исполкомов местных Советов народных депутатов, в ведении которых находятся детские дошкольные и внешкольные учреждения, общеобразовательные школы, профессионально-технические и педагогические училища и колледжи.

Формирование и развитие образовательной системы в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с конституционными требованиями и гарантиями в области образования, обеспечивающими равенство в его получении, единство образовательной системы и преемственность всех ступеней обучения.

В соответствии со ст. 14 закона "Об образовании в Республике Беларусь" все государственные и негосударственные образовательные учреждения на территории республики принадлежат к национальной системе образования Республики Беларусь, которая включает:

дошкольное образование (сад, ясли);

начальное - 9 классов;

базовое общее - классов;

общее среднее образование - 11классов;

внешкольные формы образования;

начальное профессиональное - ПТУ;

среднее профессиональное - техникум;

профессионально-техническое образование;

среднее специальное образование;

высшее образование;

подготовку научных и научно-педагогических кадров;

повышение квалификации и переподготовку кадров;

В систему образования Республики Беларусь входят различные типы учебных и учебно-воспитательных заведений: детские дошкольные (сад, ясли) и внешкольные учреждения; общеобразовательные (базовая и средняя школа, гимназия, лицей); специальные и интернатные учреждения (дома ребенка, школы-интернаты, исправительно-трудовые колонии для несовершеннолетних правонарушителей и т.п.); профессионально-технические и высшие профессионально-технические училища; средние специальные (училища, техникумы и колледжи) и высшие учебные заведения (специализированные вузы, университеты и академии); научно-исследовательские институты и институты повышения квалификации и переподготовки кадров, а также органы управления системой образования - Министерство образования, управления и отделы образования исполкомов местных советов и подведомственные им учебно-методические учреждения. Непрерывный характер системы образования, ее структура, уровни обучения и типы образовательных учреждений

В соответствии с действующим законодательством руководство образованием в Республике Беларусь осуществляют органы государственного управления (законодательство - Верховный Совет /парламент/ республики, исполнение законов - Кабинет Министров), а также местные органы управления.

Министерство образования и науки Республики Беларусь руководит непосредственно подчиненными ему высшими и средними специальными учебными заведениями, подведомственными научными и учебно-методическими организациями, институтами повышения квалификации, республиканскими учреждениями и организациями. Осуществляет общее организационно-методическое руководство работой управлений и отделов образования исполкомов местных Советов народных депутатов, в ведении которых находятся детские дошкольные и внешкольные учреждения, общеобразовательные школы, профессионально-технические и педагогические училища и колледжи.

Организация управления образованием постоянно совершенствуется. В недалеком прошлом на республиканском уровне существовало три органа государственного управления образованием: Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство просвещения и Государственный комитет по профессионально-техническому образованию.

Министерство образования как орган государственного управления в структурном плане выглядит так:

.Министр.

.Заместители министра.

.Пресс-центр.

.Главное управление общего среднего образования.

.Главное управление высшего и среднего специального образования.

.Управление профессионально-технического образования.

.Управление дошкольного воспитания.

.Управление специального образования.

.Главное управление социальной и воспитательной работы.

.Управление науки и подготовки научных кадров.

.Главное управление кадровой политики.

.Управление зарубежных связей.

.Главное управление социально-экономического развития.

.Управление развития материально-технической базы.

.Управления контроля, делопроизводства и материально-технического обеспечения.

.Контрольно-ревизионное управление.

.Департамент контроля качества образования.

.Департамент по делам молодежи.

.Группа технического надзора.

.Учетно-финансовое управление.

.Издательский центр [5, с. 10].

Министерство образования призвано проводить государственную политику в области образования. Подобные цели определяют и его специфические задачи. Ими являются:

)разработка и обеспечение реализации государственной политики в сфере образования и охраны детства;

)проведение государственной молодежной политики;

)обеспечение функционирования и развития национальной системы образования Республики Беларусь, создание системы непрерывного образования;

)координация деятельности республиканских органов государственного управления, управлений образования областных и Минского городского исполнительных комитетов, организаций по вопросам реализации функций системы образования, государственной молодежной политики и охраны детства;

)осуществление государственного контроля за функционированием системы образования, а также в области государственной молодежной политики и охраны детства.

Названные задачи не в полной мере соответствуют положениям, закрепленным в части первой пункта 1 Положения о Министерстве образования Республики Беларусь, в которой установлено, что Министерство образования в первую очередь осуществляет регулирование, потом управление, государственный контроль и координацию в сфере образования деятельности республиканских органов государственного управления (в п. 3.4 координация более широкая).

Министерство образования как орган государственного управления призвано управлять образованием. В процессе осуществления управления оно проводит государственную политику и в одних случаях реализует гамму управленческих функций, в других - отдельные из них: регулирование, государственный контроль, координация.

Функции Минобразования обусловлены его задачами. Основные из них закреплены в пункте 4 Положения:

прогнозирование развития системы образования, социальных процессов в среде молодежи в республике, изучение мировых тенденций и определение приоритетных направлений развития в этих сферах;

определение основных направлений развития и совершенствования системы контроля в сфере образования;

осуществление инспектирования, аттестации и аккредитации [4] организаций образования, входящих в национальную систему образования Республики Беларусь;

утверждение положений об учебных заведениях, других учреждениях системы образования, образцы документов об образовании, типовые штаты и нормативы численности работников организаций системы образования;

осуществление лицензирования отдельных видов образовательной деятельности;

организация разработки и утверждение образовательных стандартов, учебных планов и программ по всем уровням образования, организация подготовки и издание учебников, учебных пособий и иной учебно-методической литературы;

осуществление учебно-методического руководства и координации деятельности всех учебных заведений и иных организаций по вопросам своей компетенции;

анализ и контроль деятельности учебных заведений, иных организаций не зависимо от ведомственной подчиненности и форм собственности по вопросам своей компетенции;

создание, реорганизация и ликвидация организаций, осуществление управления деятельностью подчиненных организаций, имущество которых находится в республиканской собственности, в том числе заключение трудовых договоров (контрактов) с их руководителями, утверждение их уставов, управление их имуществом;

осуществление согласования для областных и Минского городского исполнительных комитетов кандидатур на должности руководителей управлений образования, а также кандидатур на должности руководителей соответствующих организаций системы образования.

обеспечение организации и проведения фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ, в том числе по проблемам образования, воспитания, охраны детства и молодежной политики, внедрение достижений науки в системе образования, а также содействие их внедрению в отрасли экономики;

осуществление государственной кадровой политики, направленной на комплектование центрального аппарата Минобразования, подведомственных учреждений и иных организаций образования высококвалифицированными специалистами [6, с. 49].

Каждая названная функция находит отражение во внутриструктурных подразделениях Министерства. Можно констатировать, что функция сама по себе не существует, всегда наличествует субъект, ее осуществляющий. Любое из названных выше структурных подразделений объединяет в себе несколько или целую совокупность управленческих функций в сфере образования. Например, в Главном управлении высшего и среднего специального образования сосредоточена гамма функций по управлению этими двумя видами образования: высшим и средним специальным. Совокупность управленческих функций объединяют те структурные подразделения, которые построены по отраслевому принципу. К ним относятся пять первых структурных подразделений и департамент по делам молодежи. Другие структурные подразделения построены по функциональному принципу и собирают в себе одну или несколько функций. К ним относится и департамент контроля качества образования.

В непосредственном ведении Министерства находится целый ряд организаций. Среди них:

) Республиканский институт контроля;

) Главный информационно-аналитический центр;

) Международный лазерный центр;

) Межотраслевой институт повышения квалификации и переподготовки кадров по менеджменту и развитию персонала;

) Институт повышения квалификации и переподготовки кадров по новым направлениям развития техники и экономики;

) Национальный институт образования;

) Республиканский центр реабилитации детей дошкольного возраста с нарушением слуха;

) Академия последипломного образования;

) Республиканский центр технического творчества учащихся;

) Республиканский экологический центр детей и юношества;

) Национальный центр художественного творчества детей и молодежи;

) Национальный центр усыновления;

) Республиканский центр туризма и краеведения учащейся молодежи и др.

Таким образом, структура управления образованием в Республике Беларусь имеет государственно-общественный характер. В сфере законодательства она осуществляется Национальным собранием (Парламентом), в выполнении законов и непосредственном управлении - Кабинетом Министров и Министерством образования, а также местными органами управления образованием.

. Формы и методы государственного регулирования и реформирования сферы образования в Республике Беларусь

Социально-культурная сфера в большей своей части имеет государственный характер. Преимущественно в ведении органов государственного управления находятся социально-культурные учреждения и организации - это дошкольные учреждения, школы, средние специальные учебные заведения, вузы и т.п.

Организация их деятельности обеспечивается соответствующими органами государственного управления. Подобные органы имеются как в центре, так и на местном уровне.

К республиканским органам государственного управления, в частности, относятся, Министерство образования, Национальная академия наук Беларуси, Комитет по науке и технологиям, Министерство культуры, Министерство информации, Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь, Министерство здравоохранения, Министерство спорта и туризма, Министерство труда и социальной защиты.

Многие из названных министерств имеют свои органы управления при областных, Минском городском и районных исполнительных комитетах: отделы, управления, комитеты. Социально-культурная сфера охватывает и имеющиеся подобного рода учреждения негосударственного характера - школы, специальные образовательные учреждения, высшие учебные заведения и т.д. Однако органы государственного управления не управляют ими как государственными, а осуществляют лишь отдельные управленческие функции, например, контроля за качеством обучения.

Социально-культурная сфера представляет собой пределы, в рамках которых осуществляется государственное управление образованием, культурой и т.д.

Таким образом, образование выступает объектом государственного регулирования.

Государственная политика в сфере образования основывается на следующих принципах:

приоритетности образования;

обязательности общего базового образования;

осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию;

доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования;

преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования;

национально-культурной основы образования;

приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;

научности;

экологической направленности образования;

демократического характера управления образованием;

светского характера образования [1, с. 10].

В организациях системы образования (далее - учреждения образования) не допускаются создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также создание и анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций.

Учреждения образования в вопросах воспитательной деятельности на основании письменных заявлений законных представителей детей (самих совершеннолетних обучающихся) во внеучебное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Образование - процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики [4, с. 34].

Образование подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования.

Дальше речь будет вестись о контроле за качеством образования.

Под качеством образования следует понимать его соответствие требованиям общеобразовательных стандартов и другим актам законодательства Республики Беларусь.

Цель государственного контроля - обеспечить выполнение задач, вытекающих из Закона Республики Беларусь «Об образовании» и других актов законодательства Республики Беларусь в сфере образования, обеспечить надлежащее качественное обучение и воспитание.

Рассматриваемый контроль по органам, его осуществляющим, можно разделить на три вида:

) ведомственный (отраслевой);

) внутренний контроль;

) надведомственный (надотраслевой) [1, с. 5].

В Министерстве образования создан специальный орган для контроля качества образования в Республике Беларусь - это департамент контроля качества образования с надведомственными полномочиями.

Государственный контроль за обеспечением качества образования может проводиться посредством:

самоконтроля;

инспектирования;

аттестации учреждений образования.

Таким образом, формы и методы государственного регулирования сферы образования разнообразны и призваны обеспечить нормальное функционирование и развитие системы образования в Республике Беларусь.

Заключение

Мы наблюдаем тенденцию ко всё больше усиливающейся роли образования в жизни общества. Исходя из этого, необходимо совершенствовать всю систему обучения, как в Беларуси, так и в мире, опираясь на требования современной жизни. И не следует забывать, что слабая школа равнозначна слабому государству.

В Республике Беларусь сложилась демократическая школа образования, доступная различным слоям населения и основанная на всеобщем обязательным средним образовании и свободном высшим, средне - специальным и др.

Ступени образования в Республике Беларусь имеет законченную и целостную систему.

В данной работе раскрывались вопросы государственного регулирования и структуры образования на местном уровне. Поставленные нами задачи в начале нашей работы были выполнены.

Таким образом, на основе изложенного материала можно сделать следующие выводы:

. Образование можно представить как процесс и результат усвоения определённой системы знаний, умений и навыков, способов мышления, обеспечения на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование включает в себя как процесс обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов, так и самообразование. Образованный человек - это личность, способная мыслить логически, обладающая определенным уровнем интеллекта, стремлением к самообразованию, позволяющим восстанавливать недостающие звенья в системе знаний и повышать свой уровень развития.

. Система образования района представлена 25 учреждениями образования, из них: 1 гимназия, 16 средних школ, 3 учебно-педагогических комплекса детский сад, средняя школа, 3 комплекса детский сад базовая школа, 2 базовые школы, в которых обучаются 6393 учащихся.

. Эффективная деятельность отдела образования, глубокая мотивация педагогических коллективов на повышение качества образования должна определить устойчивое функционирование и постоянное развитие системы образования района.

Список использованной литературы

1.Закон об образовании Республики Беларусь. - Мн.: Право, 2008. - 36 с.

2.Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) - Минск: Амалфея, 2006. - 48 с.

.Республика Беларусь в цифрах: Крат. стат. сб. - Мн.: Минстат РБ, 2009. - 458 с.

.Развитие образования. Национальный доклад Республики Беларусь. - Мн.: РИВШ БГУ, 2009. - 70 с.

.Реформирование высшего образования в Республике Беларусь / Составитель: Ветохин С.С. - Мн.: РИВШ БГУ, 2001.-- 70 с.

6.Система образования Республики Беларусь / Под ред. Листопада Н.И. - Мн.: ГИАЦ Министерства образования, 2008. - 158 с.

Похожие работы на - Современное образование на рубеже XXI века в Республике Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!