СМИ и пропаганда (по книге Г. Лассвелла 'Техника пропаганды в мировой войне' 1927)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,21 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

СМИ и пропаганда (по книге Г. Лассвелла 'Техника пропаганды в мировой войне' 1927)











КУРСОВАЯ РАБОТА

по истории социологии

СМИ и пропаганда

(по книге Г. Лассвелла

«Техника пропаганды в мировой войне» 1927)

Оглавление

Введение

Глава 1. Понятия СМИ и пропаганды, использование их в мировой войне. Биография Гарольда Дуайта Лассвелла и его вклад в развитие теории массовой коммуникации

§ 1.1 Понятие системы средств массовой информации и пропаганды. Изучение этих понятий

§ 1.2 Одни из первых теоретических разработок и предпосылок в области теории коммуникаций

§ 1.3 Гарольд Дуайт Лассвелл. Биография и сфера научной деятельности

Глава 2. Гарольд Лассвелл. «Техника пропаганды в мировой войне»

§ 2.1 Политическая и военная пропаганда

§ 2.2 Работа Г. Лассвелла «Техника пропаганды в мировой войне»

Заключение

Библиография

Введение

Система массовой коммуникации сегодня развивается с огромной скоростью, благодаря новым технологиям, новым идеям. Появляются всё новые виды и способы воздействия СМИ на поведение, мировоззрения людей, главным инструментом которого, безусловно, является пропаганда. Как элемент и двигатель массовых коммуникаций, пропаганда стала орудием в идеологическом, политическом влиянии на массовое сознание.

Тема пропаганды через средства массовой коммуникации сегодня невероятно актуальна, поскольку она так или иначе затрагивает жизнь каждого человека, живущего в развитом или развивающемся государствах, обществе. Тем более интересна данная тема в связи с увеличением количества военных конфликтов, возникающих в разных странах и по различным причинам.

Темой данной работы являются СМИ и пропаганда в работе Гарольда Лассвелла «Техника пропаганды в мировой войне».

Объект исследования - работа Г. Лассвелла «Техника пропаганды в мировой войне».

Предмет - пропаганда и средства массовой коммуникации, характер их влияния на сознание людей и на ход военного конфликта.

Цель данной работы - изучение пропаганды в системе коммуникативной теории, ее роль в СМИ и влияние на ход военных конфликтов или создание военного напряжения.

В данной работе будут рассмотрены следующие проблемы: каким образом используются пропагандистские кампании правящими классами, партиями? Каковы особенности внедрения важных им идеологических и политических идей в общество с помощью пропаганды? К каким результатам ведут подобные действия?

Задачи:

- изучить понятия СМИ и пропаганды и их место в научной деятельности Гарольда Лассвелла

изучить работу Г.Лассвелла «Техника пропаганды в мировой войне»

проанализировать её и выделить главные идеи, основные суждения и пункты данного труда, высказываемые автором по интересующей нас теме

Актуальность темы исследования обусловлена следующим: в условиях сегодняшнего развития медийных средств коммуникации пропаганда формирует наше сознание, она влияет на наше поведение, привычки, на наш уровень и способ жизни. Она направляет течение нашего сознание в то русло, которое необходимо пропагандисту, чем очень удобно пользоваться во время военных действий, склоняя тыл противника на свою сторону.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что изучение пропагандистского влияния на нашу жизнь позволяет выявлять и анализировать представляемые и внедряемые в массовое сознание новые формы идеологии, формирование и принятие новых точек зрения.

Глава 1. Понятия СМИ и пропаганды, использование их в мировой войне. Биография Гарольда Дуайта Лассвелла и его вклад в развитие теории массовой коммуникации

§ 1.1 Понятие системы средств массовой информации и пропаганды. Изучение этих понятий

Для того, чтобы более полно вникнуть в проблематику, затронутую Гарольдом Лассвеллом в его труде «Техника пропаганды в мировой войне», необходимо прежде всего обратиться к определению и понятию пропаганды и средств массовой информации, что безусловно поможет нам в дальнейшем содержательном анализе работы. Оба этих понятия неразрывно связаны и имеют непосредственное отношение к теории коммуникации, поскольку являются одними из объектов изучения это области наук. Для составления более целостной картины данного термина рассмотрим несколько определений.

Система средств массовой информации - это «социальный институт, который обеспечивает сбор, обработку и распределение информации в массовом масштабе, на основе тех закономерностей, которые господствуют в данном обществе. Эффективность СМИ - это соотношение между целью их пропагандистской программой и фактическим ее достижением»

Пропаганда - (лат. propaganda - подлежащее распространению) - «деятельность, устная или с помощью средств массовой информации, осуществляющая популяризацию и распространение идей в общественном сознании». Как отдельный подраздел пропаганды, существует политическая пропаганда.

Она представляет собой уже целенаправленное распространение и утверждение в общественном сознании тех или иных политических идей, взглядов, суждений и оценок. Её целью является формирование у масс определённого мировоззрения и стимулирования соответствующих практических действий.

Обращаясь к философскому словарю, мы видим следующее определение: пропаганда - (лат. propago - распространяю) - в широком смысле этого слова, «особый вид социальной деятельности, основная функция которой - распространение знаний, суждений, ценностей и другой информации с целью формирования определенных взглядов, представлений и эмоциональных состояний, оказания влияния на поведение людей.

В более узком смысле слова, пропаганда - это деятельность по распространению в массах идеологии и политики определенных классов, партий и государств». В данном случае в узком смысле понятия пропаганда как раз и подразумевается политическая пропаганда.

Таким образом, система средств массовой информации не может существовать без пропаганды, поскольку она составляет ее самый главный компонент воздействия на формирование сознания и социального поведения людей, посредством побуждения так называемой «познавательной активности» человека, подачи специализированной информации и образования новых убеждений, которые в свою очередь как раз и действуют на человека.

Изучение пропаганды является неотъемлемой частью изучения коммуникационных процессов и СМИ.

Все исследователи этой области в несомненно касались проблематики использования пропаганды и пропагандистских кампаний во время войны и военных действий, поскольку это является одним из наиболее ярких примеров применения и результативности данного метода воздействия на людей.

Одними из первых исследователей пропаганды и создателями научных основ теории коммуникации были Г. Лассвелл, П. Лазарсфельд вместе с Р. Мертоном и другие.

§ 1.2 Одни из первых теоретических разработок и предпосылок в области теории коммуникаций

Затронем взгляды и сферу научной деятельности австрийского и американского социолога Поля Лазарсфельда, относящиеся к зарождению теориям коммуникативного взаимодействия.

Говоря о творчестве этого социолога, необходимо упомянуть, что этап изучения коммуникативной теории в его научной деятельности начался с изучения радиоаудиторий. В 1944 г. вышла известная книга Лазарсфельда «Выбор людей», в которой он говорил о поведении избирателей на президентских выборах в 1940 г. Именно с этой работы автор стал говорить о «констатации ограниченного эффекта средств массовой информации на людей» .

Оказалось, что средства массовой информации действительно влияют на небольшое число людей, затем получивших название «лидеров мнения», которые уже в свою очередь влияют на более обширную аудиторию.

П. Лазарсфельд и Р. Мертон вместе провели анализ средств массовой коммуникации и пропагандистского влияния на общество СМИ, результаты которого отражены под названием «Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие». В ней социологи говорили о социальной роли средств массовой информации. О том, какими для общества являются результаты деятельности Голливуда, городского радио и прочих структур.

Массовая коммуникация, говорили они, охватывает огромную аудиторию, потому исследователи современного общества должны учитывать влияние массовой коммуникации. Это влияние сравнивается в этой работе с влиянием на общество автомобиля. Его изобретение предполагало модернизацию и расширение сети дорог, что, в свою очередь, повлекло резкое увеличение мобильности. С появлением автомобиля серьезно изменился образ столичных агломераций.

Можно утверждать, что изобретения, расширившие возможности передвижения и действия людей, оказывают большее влияние на взгляды и образ жизни, нежели изобретения, связанные с распространением идей. «Дело в том, что идеи можно не принимать, их можно трансформировать в ходе ассимиляции или видоизменить в процессе борьбы».

Средства массовой коммуникации, по Лазарсфельду и Мертону, выполняют ряд важных социальных функций, что должно стать предметом доказательных исследований. Среди этих функций нас интересует более всего функция присвоения новой модели поведения, поскольку именно к этому стремится каждый пропагандист и тем более во время проведения военных действий.

Средства массовой коммуникации посредством пропагандистских кампаний присваивают статус общественным проблемам, личностям, организациям и общественным движениям. СМИ наделяют престижем и усиливают власть индивидов и групп, признавая законным их социальный статус. Всё это может достаточно сильно повлиять на настроение общества, может сыграть на руку противнику в случае успеха проводимой им кампании или же укрепить внутреннюю оборону и тыл государства в случае удачного исхода применения пропагандистских приемов в своем государстве.

Внимание средств массовой коммуникации свидетельствует, что объект сообщения достоин быть выделенным из анонимной массы, его поведение и мнения достаточно важны для всех: «Если вы действительно важны, вы будете в фокусе массового внимания и, если вы находитесь в фокусе массового внимания, тогда вы определенно важны».

Еще одной не менее интересующей нас функцией средств массовой коммуникации, которую выделяют Лазарсфельд и Мертон является пропаганда социальных целей. Имеется в виду продвижение идей, например, недискриминационных расовых отношений, образовательных реформ или позитивных установок к организованному труду, а также целей, связанных с укреплением тыла и противостоянием не только физическим, но и моральным врагу.

Авторы упоминают об исследованиях, которые показывают, что для успеха здесь необходимо выполнение по крайней мере одного из трех условий: 1) монополизации; 2) направления, нежели чем изменения базовых ценностей; 3) дополняющих непосредственных контактов.

Монополизация наблюдается в том случае, если почти или полностью отсутствуют действия через другие средства массовой коммуникации, противодействующие распространению ценностей, политик или общественных представлений. Монополизация массовой коммуникации происходит при отсутствии контрпропаганды.

В основе распространенных представлений о существенном влиянии массовой коммуникации лежат успешные действия последних в условиях монополистической пропаганды или рекламы. Реклама обычно связана с направлением уже существующих форм поведения или установок. Однако массовая пропаганда работает с более сложными ситуациями. Так, например, значительные усилия, направленные на преодоления с помощью пропаганды, например, глубоких этнических и расовых предубеждений оказываются.

Дополнение: массовая пропаганда может быть более эффективной. Это произойдет при наличии третьего условия - дополнения пропагандистских усилий персональными контактами.

Несколько факторов способствуют повышению эффективности соединения усилий массовой коммуникации и персональных контактов. Во-первых, дискуссии на местном уровне делают намного более актуальным содержание массовой пропаганды. Такое взаимное подтверждение производит «эффект захвата». Во-вторых, центральные каналы массовой коммуникации разгружают работу местных организаторов. На них остается лишь задача контроля обсуждения того, что было сформулировано по массовому каналу.

Лазарсфельд и Мертон относят средства массовой коммуникации к одному из наиболее эффективных и признанных социальных наркотиков. Они могут быть настолько эффективны, чтобы оградить наркомана от знания своей собственной болезни.

Массовая коммуникация повышает уровень информированности широких слоев населения. Вместе с этим, возрастающий поток сообщений массовой коммуникации может «непреднамеренно преобразовывать энергию людей от активного участия к пассивному знанию».

Мертон и Лазарсфельд говорили о том, что степень влияния средств массовой коммуникации на аудиторию связана не только с тем, «о чем говорится, но и о чем не говорится». Причем, последнее оказывается более важным. Коммерческие средства массовой коммуникации опосредованно, но эффективно препятствуют развитию реального критического мировоззрения.

Таким образом, можно сказать, что понятие пропаганды и ее непосредственной связи со средствами массовой информации интересовало социологов уже давно, с тех пор, как появилось само понятие массовой коммуникации ученые хотели изучить влияние ее на сознание людей, поскольку это была новая теория, а с появлением новых отраслей в науке всегда приходит этап исследования ее воздействия на человека. Как мы видим, это воздействие всегда находило достаточно сильный отклик у людей, что свидетельствует о неоспоримой значимости средств массовой информации в формировании нашей сегодняшней действительности.

Каждый из нас сегодня подвержен этому влиянию, даже независимо от сознательного выбора того или иного источника информации, в любом случае мы уже заранее рефлекторно доверяемся тому «экспертному» мнению, которое нам представят. Действительно в современном обществе, имеется в виду, конечно же, развитое цивилизованное общество и государство, некая «власть» СМИ над сознанием людей присутствует всегда и незримо. В какой-то степени она помогает нам сложить свою жизнь так, как нам кажется правильно, а на самом деле более выгодно тем, от кого исходит инициатива пропагандистских компаний. Хотя здесь можно говорить даже о некоем замкнутом круге, поскольку сами «заказчики», бесспорно, так же подвергаются воздействию окружающей коммуникативной среды.

Мы рассмотрели одни из первых разработок и предпосылок глубокого изучения теории коммуникации, пропаганды и СМИ. Все изученные взгляды помогут нам в дальнейшем анализе работы Г.Лассвелла и рассмотрении указанной проблемы более глубоко.

§ 1.3 Гарольд Дуайт Лассвелл. Биография и сфера научной деятельности

пропаганда война коммуникация политический

Разобравшись в понятиях и определениях средств массовой информации и пропаганды, поговорив об отношении к данной проблематике других известных социологов, обратимся непосредственно к автору наиболее интересующего нас труда, название которой включено в заголовок работы.

Гарольд Лассвелл (1902-1978) - американский исследователь коммуникации в политической сфере, политолог, представитель бихевиористского подхода к политической науке, оказавший существенное влияние на современную политологию и теорию массовой коммуникации. Им были написаны такие книги, как: Politics: Who Gets What, When, How (1936) - об элите как первичном держателе власти; Power and Society: A Framework for Political Inquiry (1950, с А.Капланом) - о личности, индивидуальности, группе и культуре; Psycho-pathology and Politics (1930) - о средствах перевода желания доминировать в здоровое русло; World Politics and Personal Insecurity (1935); Power and Personality (1948) - о тех политиках, которые во власти ищут избавления от собственных комплексов, Propaganda Technique in the World War (1927); World Revolutionary Propaganda (с Д.Блюменштоком, 1939), Politics Faces Economics (1946); The Policy Sciences: Recent Developments in Scope and Method (с Д.Лернером, 1951); The Future of Political Science (1963).

На него очень сильно повлияла чикагская школа, благодаря которой он много лет посвятил созданию единой интегрированной политической науки, ориентированной на полевые исследования. Согласно учению Лассвелла, все науки являются политическими, поскольку они позволяют понять процесс осуществления политики или поставляют данные, необходимые для принятия рациональных политических решений. Политическую науку в широком смысле следует рассматривать как «орган самопознания и самосовершенствования человечества в процессе общекосмической эволюции». Лассвелл подчеркивает ключевое значение понимания общения людей как «открытого форума для постоянного обсуждения вопросов взаимной терпимости и доступа к основным ценностям жизни». В этой связи новое звучание приобретают традиционные для Лассвелла исследования "элит" и "гарнизонного государства". Выявляя "властвующие элиты", Лассвелл указывал на опасность утверждения в современном мире господства идеи "гарнизонного государства", то есть общества, наиболее мощной группой которого являются специалисты по осуществлению насилия, использующие современные технические возможности осуществления власти. Противоположностью "гарнизонного государства" является общество, в котором ведущая роль принадлежит деловым кругам. Защита прав человека от посягательств "правящих элит" требует, согласно Лассвеллу, как международных действий, например, усиления роли ученых в выявлении общих интересов человечества, координации технологического развития, отказа от идеологической конфронтации при решении международных проблем, так и изменений внутри социальной системы.

Лассвелл разрабатывал проблемы функционального подхода к политике, использовал методы социальной психологии, психоанализа и психиатрии в изучении политического поведения и пропаганды, говорил о роли массовых коммуникаций в оформлении, распространении и воспроизводстве символики политической власти.

Гарольд Лассвелл сформулировал три основные функции коммуникации в обществе: наблюдение над окружающим миром (позволяет индивиду видеть гораздо больше, чтобы узнавать о событиях во всем мире); корреляция ответа общества на события в окружающем мире (СМИ рассказывает индивидууму как интерпретировать происходящие события); передача культурного наследия (например: дети изучают жизнь других людей, что такое хорошо и что такое плохо и т.д.)

Докторская диссертация Лассвелла вышла в 1927 году под названием «Техника пропаганды в мировой войне». В ней оценивались техники пропаганды двух сторон военных действий. Автор основывался на интервью официальных лиц и обработке архивных материалов. Он анализировал символы, которые использовались в пропагандистских сообщениях. Определение пропаганды звучало как «менеджмент коллективных представлений с помощью манипуляций значимыми символами».

Теперь после составления общей картины отношения Лассвелла к теории коммуникаций и к пропаганде, перейдем к работе «Техника пропаганды в мировой войне» и рассмотрим основные ее положения, пункты, выделяя и анализируя вместе с автором основные суждения о военной политической пропаганде во время мировой войны.

Глава 2. Гарольд Лассвелл «Техника пропаганды в мировой войне»

§ 2.1 Политическая и военная пропаганда

Безусловно, пропаганда сыграла во второй мировой войне одну из решающих ролей. Это подтвердилось успешным использованием этого средства в период войны а также последствий, которые повлекли за собой широкоразвернувшиеся кампании фашистской Германии по всему миру, что привело к внедрению в сознания людей мнения о том, что немецкая армия непобедима. Политическая и военная пропаганда использует в своих целях рекламу и берет на свое вооружение рекламные методы на время проведения избирательных кампаний, в ходе которых тесно взаимодействуя и переплетаясь, они эффективно манипулируют массовым общественно - политическим сознанием. Таким образом, пропаганда стала теперь средством ведения войны, применение которого широко применяется и практикуется, как и в прошлом, в настоящее время, поскольку военные действия и конфликты происходят почти постоянно, каждая сторона всегда ищет пусти и способы выйти из войны победителем, а для этого применяются все возможные методы ведения физической и моральной атаки на противника.

Именно о таких воздействиях и проявлениях пропаганды говорит Гарольд Лассвелл в своей работе, уточняя способы, так называемые «орудия» ведения пропагандистской войны, а также наиболее эффективные результаты, полученные путем применения того или иного «орудия». Перейдем непосредственно к изучению и анализу работы «Техника пропаганды в мировой войне».

§ 2.2 «Техника пропаганды в мировой войне»

Одним из первых пунктов, подчеркнутых в книге Лассвелла «Техника пропаганды в мировой войне» является упоминание о том, что людям необходимо увидеть в противнике препятствие для осуществлении целей государства, в котором они живут, и, как следствие, целей самих граждан. Именно чтобы взбунтовать народное мнение против неприятеля прежде всего используются пропагандистские приемы и кампании. Когда общество доведено до сознания, что войну начал неприятель, что здесь полностью его вина, а наше государство лишь защищается всеми возможными способами, то можно сказать, что пропагандист достиг своей цели.

Лассвелл в своей книге говорит об использовании пропаганды еще со времен войны 1914 года. Это неудивительно, ведь общественное мнение и пропаганда требуют к себе исключительного внимания в военное время. «Ведение войны, понимаемое как психологическая задача, может быть успешно лишь при соответствующем моральном уровне населения». И действительно народ с высоким моральным уровнем способен разрешить выпавшую на него задачу - защиту своей территории от посягательства противника.

Правильный путь к управлению людьми заключается в том, чтобы настаивать, именно настаивать на конечном успехе нашего дела, на нашей правоте и на обвинении противника в развязывании военных действий. Проблема поддержания настроения народа, как ни странно, лишь отчасти входит в круг задач пропаганды по Лассвеллу.

Он объясняет это тем, что хотя она и имеет большое значение, но поле ее деятельности ограниченно. Она сводится только к управлению мнениями и взглядами при помощи слухов, рассказов, сообщений, а между тем, Лассвелл говорит о том, что является наиболее важным в использовании пропагандистских приемов в военное время. Он говорит о трех орудиях борьбы с ведущим войну неприятелем: о военном нажиме, то есть действия вооруженными силами страны; об экономическом нажиме, учинении препятствий противнику и расширению своих возможностей; и, наконец, о пропаганде, как о непосредственном применении внушения.

Исключительная важность пропаганды во время войны обусловливается так же значением ее в области международных отношений. Пропаганда есть, если можно так сказать, война идей против идей, существуют идеологии, осуждающие войну как что-то само по себе дурное или как продукт ненавистного строя общества.

Однако не история пропаганды интересует в данном случае автора работы, а именно ее техника, поэтому основная цель этой работы - «анализ, основанный на здравом смысле».

Давайте посмотрим, что говорит Лассвелл об организации пропаганды: объединённое руководство делом пропаганды более желательно, однако такое руководство требует, чтобы в плане организации пропаганды была в значительной степени сохранена автономия участвующих в работе органов. Может быть создан единый исполнительный комитет пропаганды, - но может быть также образован орган и из таких исполнителей, из которых каждый ответственен за свою отрасль деятельности: один - за пропаганду среди неприятеля, другой - за пропаганду в нейтральных и союзных государствах, третий - за пропаганду среди гражданского населения, четвертый - за пропаганду среди войск. Политика и пропаганда должны действовать совместно в тесном контакте между собой. Согласованность действий достигается главным образом благодаря однородности персонала, и лишь очень мало зависит от механизма организации.

Есть несколько опасностей употребления пропаганды, одним из них является ее возможное содействие личным и партийным интересам, вдобавок к этому злоупотребление пропагандой заключается также в возможности использования ее в целях коммерческих и классовых.

Одной из главных причин активного использования пропаганды в войне - это направление массового сознания против неприятеля. Пропагандисту необходимо укрепить за неприятелем вину стремления к войне, только после этого начинается его основная деятельность. Такая пропаганда не может быть проведена без призыва к единению, а для того, чтобы оправдать воинствующий идеализм, необходимо обратиться к истории и традициям, пишет Лассвелл. Сюда также может быть добавлен религиозный фактор, «символ веры».

Однако этого недостаточно: военная задача пропаганды - возбудить честолюбие и укрепить стремление к окончательному преодолению всякого сопротивления, для чего неприятель должен быть представлен как «угроза социальному наследию, как препятствие к реализации новых национальных ценностей».

Активному пропагандисту Лассвелл советует помнить, что либералы и средний класс населения окажутся, вероятно, склонными одобрить политические и юридические цели войны. Рабочая идеология основывается на суждениях более менее экономического характера. Это касается, безусловно, тех целей войны, которые должны «умерить угрызения совести либерала». Существует другой разряд целей войны общего характера, который может проникнуть в более широкие круги населения.

Каждый активный пропагандист может быть уверен, что все с готовностью помогут ему представить войну как торжественное шествие в ту самую обетованную страну, которая по сердцу данной заинтересованной группе. И чем большее число таких групп он сумеет воспламенить для войны, тем сильнее будет преданность народа интересам страны и делу унижения противника.

Когда общество уже доведено до сознания того, что войну начал неприятель и тем нарушил прочный, выгодный и справедливый мир, то можно сказать, что пропагандист достиг своей цели. Но для того, чтобы уверенность в этом была еще больше обеспечена, необходимо указать обществу на примеры наглости и развращенности противника. Таким образом в силу «круговой психологической реакции» окажется, что зачинщик войны - истинный сатана.

Вот несколько фраз, которыми Лассвелл характеризует неприятеля: «народ-противник почти всегда ведет себя с демонстративным высокомерием и заносчивостью», «неприятель не только нагл, он - алчен», «враг по своей натуре вероломен», «неприятель ведет пропаганду, основанную на лжи», «неприятель заносчив, груб, жесток», «неприятель ужасно жесток и развратен в своем поведении во время войны». Список преступлений, приписанных неприятелю когда-то в прошлом, должен скорее подстрекнуть изобретательность, чем подражательность умелого пропагандиста.

Оправдание наше войны лучше всего основывать на этических, чем на религиозных целях. Оно может быть проведено более гладко, если скрыть от взглядов публики ее страшную действительность. Еще лучше представлять войну перед народом как «проявление героизма, удальства и картинности».

Так называемая Лассвеллом «иллюзия победы»: воинственный дух населения поддерживается убеждением, что есть шанс победить. Однако настроение многих групп может сделаться неуравновешенным и начнет падать. В таком случае ненависть народа может обратиться не вовне, а вовнутрь: люди могут перекинуть все негативные эмоции на правящие классы собственной страны или к союзникам, что они просто перестанут ненавидеть врага и воинственность ослабеет. Та самая иллюзия победы должна поддерживаться ради тесной связи между силой и добром.

Воля к победе находится в тесном родстве с шансом победить. Для ведения войны необходим тезис конечной победы, если не хотят, чтобы упадок духа подорвал энергию и усилил внутренние трения и распри.

Для прочности фронта против неприятеля по Лассвеллу необходимы хорошие отношения между союзниками. Особенно важно, чтобы союзники побуждали друг друга к соревнованию, подчеркивая напряженность своих усилий в деле продолжения войны. Союзники должны заставить друг друга понять, что неприятель одновременно и угрожает их интересам. Пропаганда, обращаемая к недовольным группам внутри населения, может быть сильно подкреплена междусоюзническим сотрудничеством.

Существует также косвенная пропаганда, одной из самых тонких и действительных форм косвенной пропаганды является поощрение всего того, что фактически втягивает нейтральные государства в нечто подобное сотрудничеству с воюющей стороной. Если всё-таки получится привлечь нейтральное государство к участию в какой угодно невоенной работе, то симпатии этого государства необходимо сосредоточить возле той страны, которой оно оказывает помощь. Однако иногда нейтральные страны могут быть втянуты в войну подстрекательством.

В целом, главной темой междусоюзнической пропаганды должно быть по Лассвеллу напряжение усилий для общего дела. Обработка «нейтральных» сводится к тому, чтобы заставить их отождествить свои интересы с вашими в деле отражения неприятеля.

Пропагандой можно действовать как оружием прямой атаки на нравственное состояние неприятеля. С помощью нее можно стараться нарушить это состояние или же отклонить ненависть неприятеля от воюющей с ним страны. Такая пропаганда проходит естественно в стране неприятеля, где антипатриотические настроения могут иметь успех у тех групп населения, которые с течением войны, начинают возвращаться к своей идеологии мирного времени. Ещё одной возможностью успешного проведения пропагандистской кампании в стране противника является попытка заронить недоверие против правительственной пропаганды и военной партии, что само по себе может создать «прочное орудие расслоения». Вдобавок к этим двум вариантам такой пропаганды, добавляется сеяние разрозненности в армии врага, например, посредством распространения предсказаний их скорого проигрыша, темы о лишениях, которые испытывает солдат на фронте, а дома его семья, а также о сравнительно хороших условиях в армии неприятеля.

В свете данного вида пропаганды, естественно, важнейшим вопросом является изобретение путей и способов передачи неприятелю разного рода внушений. Это могут быть проникновения в тыл врага, выпуск книг, газет, брошюр и др. Самое главное, что при успехе таких кампаний обескураженное население страны-неприятеля может обратиться как против союзника, так и против своей правящей партии, а значит, проиграть войну.

Сама успешность пропаганды зависит от искусного применения средств при благоприятных условиях. «Средства - то, чем пропагандист располагает, условия - то, к чем он должен приспособляться». На успех влияют также известные традиции народа, потому что всегда есть опасность натолкнуться на какое-нибудь глубоко укоренившееся предубеждение.

Для полного успеха пропаганда должна быть «всеобъемлющей в своих лозунгах». Она не должна оставлять без внимания ничего, каждый субъект и объект страны, обращаться ко всем группам населения. Используемый материал должен проникнуть во все умы, всякая идея, которую нужно внушить, должна представлять интерес для населения. Публику необходимо готовить как к хорошим, так и к плохим явлениям, и, конечно, пропаганда должна избегать противоречий самой себе в одном и том же контексте.

В целом, говоря о результатах пропаганды после беглого просмотра средств и условий ведения военной, можно резюмировать, что она сбивает с толку, подрывает основы военных и гражданских сил неприятеля и расчищает путь для своей страны. В мировую войну отмечены успехи, в которых пропаганда сыграла важную, а может быть решающую роль.

Пропаганда - это «уступка способности рассуждать современного мира». Сегодня все люди, «владеющие» словом, притянуты к работе пропаганды. Пропаганда - это «уступка своеволию века, это отражение необъятности, рациональности и своеволия мира».

Осветив так называемые тайны пропаганды, Лассвелл открыл нам скрытые пружины социальных явлений, что делает ясным многое из того, что раньше казалось неизвестным и даже невозможным.

Говоря о пропаганде, он отмечает, что она «есть отражение необъястности, рациональности и своеволия современного мира». Действительно, ведь пропаганда такой, какая она сейчас, начала развиваться именно в XX веке и, не останавливаясь, продвигается дальше, врываясь во все ранее не затронутые сферы человеческой жизни. Что значит: открыто говорить о механизмах и приемах пропаганды? Это значит, что мы можем проследить процессы, происходящие в обществе, а точнее их причины, причины социальных явлений, которые предстают перед нами каждый день.

Что касается пропаганды военной, то она также стремительно развивается и практикуется в современном мире. Развернутые антитеррористические, антивосточные, антиазиатские кампании - лишнее напоминание нам о том, что формирование наших взглядов никогда не сможет быть объективным, поскольку существуют те, кто уже решает за нас то, как мы должны думать, что предпринимать и как себя вести в сложившихся в стране, государстве, обществе ситуациях.

Заключение

Изучив понятие пропаганды и основные пункты теории, выдвинутой Гарольдом Лассвеллом, мы можем сделать вывод, что технологии пропаганды оказывают огромное влияние на политическую, социальную сферу нашей жизни, преобразовывая ее институты, ценности и нормы, создавая новые типы коммуникаций. Естественно, что в мировой войне пропаганда является одним из главнейших орудий, и поэтому так тщательно изучается и используется.

Однако в мирное время эти техники используются не менее часто, просто не так заметно. Пропаганда и СМИ - неразделимые понятия, поскольку они тесно переплетаются. Связь пропаганды и средств массовой информации не подвергается сомнению, поскольку она является двигающей составляющей каждого элемента коммуникативной теории.

При успешном использовании методик и техники, пропагандист может достичь необходимой цели, а при правильном расчете даже превысить ожидаемый результат.

Посредством хорошо организованной пропаганды заинтересованное лицо способно как на локальном, так и на общенациональном уровне внедрить в массы и сознание людей необходимые идеологически-политические взгляды, выгодные для осуществления той или иной программы.

Библиография

1.Г.Лассвелл. Техника пропаганды в мировой войне. Сокр. перевод с англ. в обработке Н.М. Потапова с предисловием М.Гуса. - М.,1929.

2.Рабочая книга социолога // под общ ред. и с предисл. Осипова Г.В. Изд. 4-е, стереотипное. - М.: КомКнига,2006.

3.Политология. Энциклопедический словарь // под общ. ред. и сост. Аверьянов Ю.И. - М.: Изд-во Московского Коммерческого Университета,1993.

4.Философский энциклопедический словарь // под ред. Прохорова А.М. - М.: Советская Энциклопедия,1983.

5.Российская социологическая энциклопедия // под общ. ред. академика РАН Г.В.Осипова. - М.,1998.

6.<http://voluntary.ru/> - национальная социологическая энциклопедия

.<http://www.socjournal.ru/> - социологический журнал

.<http://socio.rin.ru/> - сайт о социологии как науке

.http://www.fact-index.com - зарубежная электронная энциклопедия

.<http://www.glossary.ru> - cловарь по общественным наукам.

.<http://www.soc.pu.ru/materials/soccc/> - документы кафедры социологии культуры и коммуникации Санкт-Петербургского государственного университета.

.<http://shulenina.narod.ru> - проект «Политическая психология»

Похожие работы на - СМИ и пропаганда (по книге Г. Лассвелла 'Техника пропаганды в мировой войне' 1927)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!