Семья как социальный институт
ВВЕДЕНИЕ
Семья - важнейшая ячейка общества,
обеспечивающая не только воспроизводство, но и воспитание подрастающего
поколения.
Заинтересованность общества в прочной, духовно и
нравственно здоровой семье находит свое практическое выражение в проведении государства
на укрепление семьи, оказание ей помощи в выполнении социальных функций и
воспитании детей, в расширении мер, направленных на улучшение материальных,
жилищных и бытовых условий семей с детьми и молодоженов.
Массовое распространение в настоящие время
малодетной (одно-двухдетной), особенно среди городского населения,- результат
доминирования нового репродуктивного поведения, проявляющегося в сознательном
ограничении числа рождения детей. Оно вызвано рядом социально-экономических
факторов и условий.
К социально-психологическим факторам
общественной сферы относятся те факторы, которые обусловлены обществом и,
преломляясь через сознание людей (не обязательно являясь подлинной причиной
того или иного репродуктивного поведения), предопределяют потребность индивида
в детях и репродуктивное поведение семьи в целом. Общественные факторы условно
подразделяются на обстоятельства и средства регулирования рождаемости.
К факторам средств регулирования рождаемости
относится репродуктивные традиции и социально-этнические нормы детности
(представления об идеальном числе детей в семье, распространенный стандарт
детности, престиж семьи с разным числом детей, отношение к детям вообще и в
частности к их воспитанию), демографическую политику (систему мер по
стимулированию рождаемости), распространенный идеал человека как личности,
уровень развития материальных и духовных потребностей у большинства людей,
семейную мораль и нравственность.
Одна из важнейших отличительных особенностей
семьи заключается том, что она одновременно обладает характерными чертами
социального института и малой социальной группы. Как социальный институт семья
обладает правовым указанием, общественной и государственной поддержкой,
характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения,
регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и другими
родственниками (например, между прародителями и внуками, братьями и сестрами и
др.). При анализе семьи как социального института обычно рассматриваются не
конкретные семьи, а образцы семейного поведения, специфичные для определенного
типа культуры или социальных групп, характерные роли и распределение власти в
семье. В качестве малой социальной группы семья функционирует как основанная на
браке, кровном родстве или усыновлении (удочерении) социальная общность, члены
которой связаны единством быта, взаимной моральной ответственностью и
взаимопомощью. При анализе семьи как социальной группы основное внимание
обращается на специфику формальных и неформальных санкций в сфере брачно-семейных
отношений, выяснению причин и мотивов, вследствие которых люди женятся, любит
или ненавидят, мстят друг другу, стремятся иметь детей или не иметь их, а их
брачный союз оказывается устойчивым или неустойчивым, счастливым или нет.
ГЛАВА 1. СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ
Что в нашем понимании семья?
В современном обществе функционирует множество
социальных общностей. Одни из них объединяют большинство граждан данной страны,
например, государство. Другие включают в свой состав вполне определенное
количество людей, профессионально занимающихся видом деятельности, например,
милиция или суд. Но есть в обществе любого типа такой социальный институт, с
которым так или иначе связана жизнь почти каждого человека, - семья.
Что же такое семья? Семья - это социальная
система воспроизводства человека, основанная на кровном родстве, браке, или
усыновления и объединяющая людей общностью быта, взаимной моральной
ответственностью и взаимопомощью.
Социология уделяет первостепенное внимание
выяснению структуры и функций семьи. Структура семьи - это не только ее
количественный состав и число совместно живущих поколений, но и система
позиций, социальных ролей отношений ее членов. По структурным особенностям
различают семьи нуклеарные и расширенные.
Структура семьи далеко не всегда совпадает со
структурой брака, что обусловлено различиями этих двух тесно связанных друг с
другом, но все-таки разных социальных явлений.
Функции семьи огранично связаны, с одной
стороны, с интересами общества, а с другой - с интересами, запросами и
ожиданиями личности, входящей в состав семейной группы. Семья, функционирующая
в качестве социального института, тесно связана с производством и
распределением материальных благ. Включаясь в процесс производства материальных
благ, трудоспособные члены семьи осуществляют функцию добывания средств в
жизни, в том числе для нетрудоспособных и несовершеннолетних членов семьи, т.е.
экономическую функцию. Успешное осуществление семьей данной функции позволяет
ей непосредственно включится в экономическую структуру общественного
производства, благотворно влиять на нее и вместе с тем определяет уровень
материального благосостояния семьи как особого социального института. С ней
тесно связана хозяйственно-бытовая функция, проявляющаяся в оказании
хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи другим.
Важнейшей функцией семьи как социального
института и малой социальной группы является репродуктивная функция,
реализуемая в биологическом воспроизводстве населения и в удовлетворении
естественной потребности в детях. Она включает в себя не только физическое
(деторождение), но духовно-нравственное воспроизводство человека в семье.
Существует еще ряд функций, но они не такие
важные как первые три. Семейные функции действуют не отдельно друг от друга, а
образуют динамичную и целостную систему, которая развивается в течение всех
жизненных циклов семьи, но развитие это протекает успешно и благотворно только
в том случае, если семью связывают глубокие эмоциональные связи.
1.1 Психологический климат в семье
Семья как малая группа. Одна семья может
включать сразу 2-3 поколений людей. Это, естественно, предполагает наличие
между ними определенных, в том числе и принципиальных различий. А известно, что
там, где есть существенные различия, есть и противоречия, а значит, и
конфликты. Одним из таких противоречий является пресловутая проблема «отцов и
детей»
То, что молодежь многое не устраивает в жизни
предшествующих поколений, своих родителей, - очевидный факт, но из него не
следует, что смысл деятельности каждого нового поколения состоит в поднятии
бунта против сложившегося уклада жизни вообще и в своей семье в частности. Во
все века дети хотят поступать по-своему, родители желают, чтобы они действовали
соответственно их представлениям и понятиям.
Из этого можно сделать выводы: бабушка воевала с
мамой, теперь они обе по отдельности воюют с ребенком. А если взять еще и
папину линию, то получится не семья, а сплошные линии фронтов с окопами,
разведкой, партизанской войной. Действительно в некоторых семьях именно так и
происходит. За исключением небольших перемирий, то одна, то другая сторона
находится на осадном положении. Такие отношения в семье способствуют еще
большему отчуждению между ее членами, сжигают последние мостики, ведущие к
взаимопониманию, растут взаимные претензии и обиды.
Психологический климат в такой семье иначе, чем
вечной мерзлотой не назовешь, там каждому холодно и неуютно, хочется бежать из
дома в поисках человеческого тепла, взаимопонимания и доброты.
Семья, в которой хорошо, - коллектив. И плохо,
если семья есть, а коллектива нет.
Семейный долг и семейные обязанности. Самый
болезненный вопрос, камень преткновения в любой семье - вопрос о том, кто что и
когда должен делать. При этом у каждого члена семьи собственное представление о
справедливости распределения всех многочисленных обязанностей: мелких и
больших, ежедневных и разовых. Подлинная справедливость, не ущемляющая
интересов ни одного члена семейного коллектива, основывается на равноправном
участии всех членов семьи. Это означает, что каждому должно принадлежать
полновесное слово в распределении домашнего бюджета и в распределении
конкретных домашних обязанностей на день, на неделю, на месяц. Все члены семьи,
должны подумать, как будет обстоять дело с завтраками, обедами, ужинами всех
остальных - и малолетних, и старших, кем и как будет проведена в порядок
одежда, прибрано жилье, проведен ремонт, как и где, будут отдыхать члены семьи
сегодня вечером, в конце недели, летом.
Опыт счастливых, дружных семей наглядно
свидетельствует: иногда лишь ласковое слово, пустячный порядок, элементарное
проявление участия в делах и заботах близких вам людей способны значительно
ослабить противоестественность отношений, оздоровить обстановку, установить
семейную если не идиллию, то хотя бы известную гармонию, к общему благу не
только старших членов семьи, но и прежде всего и главным образом самого
молодого человека (и материально, и духовно, и морально).
1.2 Понятие брака
Брак - это определенное правовое отношение,
порождающее права и обязанности, вступивших в брачный союз мужчины и женщины по
отношению друг к другу и к детям. В реальной действительности брак
функционирует как социальный признанный союз полов между двумя или большим
количеством индивидов. По своим структурным параметрам выделяют следующие формы
брака:
Моногамия - брак между одним мужчиной и одной
женщиной, наиболее распространенная форма брака в современных развитых
обществах;
Полигамия - брак между одним и несколькими
дружными индивидами, выступающих в двух основных разновидностях: полигиния и
полиандрия.
Групповой брак - брак между несколькими
мужчинами и несколькими женщинами.
В зависимости от предпочитаемого партнера брак
может быть экзогамией (характерным для первобытнообщинного строя запретом
браков в пределах одной родственной группы) и эндогамией (брачной связью внутри
определенной социальной группы, например, внутри племени).
Рис. 1
По мере развития общества брак из
преимущественного экономического института все больше превращается в
морально-правовой союз мужчины и женщины, основанный на любви, личном выборе.
Происходит перераспределение обязанностей мужа и жены в экономическом
обеспечении семьи, ведении домашнего хозяйства и воспитании детей. В результате
ослабления давления экономических и правовых уз в современной семье возрастает
роль внутрисемейных отношений в обеспечении ее устойчивости и прочности.
Мужчина в своей семейной жизни выполняет
следующие роли «хозяин», «воин», «шкаф», «авантюрист»; для женщины - «хозяйка»,
«подарок», «приз», «муза» и др.
На основании многочисленных наблюдений и
исследований установлено, что во взаимоотношениях супружеской пары, где жена
обладает типичными чертами «хозяйки», заботится о создании домашнего уюта, а
муж - типичный «воин», который активно борется за какую-либо социально-значимую
идею, способен обеспечить семью достатком, но сам не любит мастерить,
благоустраивать быт,- есть все основания для гармоничных отношений, исключающих
серьезные конфликты.
Могут быть различные конфигурации семейных
ролей: «авантюрист» - «муза», «подарок» - «воин» и т.п. Каждая из семейных
ролей проявляет свои особенности только в тенденции, сама же реализация этих
тенденций зависит от взаимодействия различных факторов.
Структурные особенности брака:
Положительная эмоциональная направленность
межличностных отношений членов семьи.
Сплоченность семейной общности, единство ее
целей, задач, ценностных ориентаций, стандартов поведения.
Эмоционально насыщенные, согретые любовью и
заботой друг о друге внутрисемейные контакты между супругами, родителями и
детьми.
Важная для самоутверждения личности уверенность
в собственной нужности и значимости для других.
Потребность любить близких людей, доверять им,
заботится о них, отвечать любовью на любовь и преданность.
Названные особенности характерны, прежде всего,
для супружеского брака, представляющего собой взаимоотношения мужа и жены,
регулируемые правовыми и моральными нормами и поддерживаемое верностью к
личности значимым ценностям - любовь, интимность, адаптационный синдром,
автономия.
Кроме супружеского брака в современном
постсоветском обществе существуют и другие типы семейно-брачных отношений.
Достаточно широкое распространение получили в
последнее время и альтернативные браки. Под альтернативным браком понимается
длительный союз мужчины и женщины, которые не намериваются юридически оформлять
сложившиеся между ними интимные, имущественные и другие отношения. Такой брак
предполагает верность партнеров друг другу, возможность появления совместного
потомства и заботу о нем, возможность материального содержания одного из супругов
другим.
1.3 Конфликты в семьях
Социологические исследования, проведенные
Ю.М.Бубновым в 1996г., показали, что совсем не ссорятся и не конфликтуют друг с
другом 6,1% опрошенных молодых супругов, ссорятся иногда 77,8%, часто вступают
в семейные конфликты 14,4% респондентов.
Самым первым и поверхностным срезом исследования
конфликтов в семье является выяснение повода, приводившего к конфликтной
ситуации. Чаше всего конфликты в семье возникают по пустякам. Именно этот повод
как наиболее часто встречающийся назвала почти половина опрошенных (47,3%).
Примерно в 2,3 раза меньше в качестве повода выступают недоброжелательные
отношения одного из супругов (или их обоих) с родителями и (что покажется
невероятным, но - это факт) почти в 3 раза - супружеская неверность. Но как
только от повода мы переходим к глубине и тяжести конфликта для обоих супругов,
картина резко изменяется. На абсолютное первое место здесь перемещается
супружеская неверность. Ее отмечают в качестве главной причины тяжелого
семейного конфликта, чаще всего приводящего к развалу семьи, почти треть
опрошенных (31%). Если представить все причины внутрисемейных конфликтов, то
самыми тяжелыми последствиями (в порядке убывания значимости) обладают:
супружеская измена, борьба за лидерство в семье, денежные и бытовые неурядицы.
Социологический анализ выявил отчетливую
взаимную связь между качеством семейной жизни, жизненными установками супругов
и частотой конфликтных ситуаций, складывающихся в различных семьях.
Установлено, что супруги-неудачники вдвое чаще, чем счастливые супруги,
ориентируются на материальное благополучие. В итоге оказалось, что
меркантилизация брака, особенно молодежного, «стоит» 70 дополнительных
супружеских катастроф на каждую тысячу семей.
Сильнейшим стимулятором конфликтности в семьях
является пристрастие к алкоголю. Вероятность тяжелой степени конфликтности
(часто с оскорблениями, побоями), нередко приводящей к разводу, для пьющих
людей составляет 52%, для выпивающих по праздникам - 32, а для непьющих - 26%,
т.е. вдвое меньше, чем у пристрастившихся к алкоголю.
В развертывании семейных конфликтов или их
предотвращения существенная роль принадлежит взаимоотношениям детей с
родителями, особенно в случае совместного проживания молодоженов с родителями
одного из супругов. Выяснено, что чем хуже муж и жены живут друг с другом, тем
чаще они ссорятся с родителями, как своими, так и супруга. Характерно также,
что социальное самочувствие молодых мен и мужей в случае конфликтов с
родителями супруга имеет значительное различие. Так, мужья, часто конфликтующие
с родителями жены в 40 случаях из 100 болезненно переживают состояние
зависимости, в то время как жены, столь же часто ссорящиеся с родственниками
мужа, лишь в 12% случаев доходят до столь же высокой степени ощущения своей
подчиненности, зависимости и т.п.
В развертывании семейных конфликтов, так же, как
и в других видах внутригрупповых конфликтных взаимодействий, существенную роль
играют совместимость индивидов, потенциальные возможности возрастания их
сплоченности в различных сферах семейной жизни. В частности, в удачных браках,
где нет тяжелых конфликтов, чреватых угрозой развода, женщины в качестве
основных факторов, способствующих счастливой семейной жизни, поставили на
первое место предприимчивость мужчин (59%) в удачном сочетании с умом (57%) и
добротой (53%). О разводе всерьез задумываются каждый третий приверженец
социального образа деловой женщины.
Серьезные трудности, испытываемые современной
семьей, особенно молодой, приводящие к отказу многих молодых людей от
вступления в брак, к малодетности или бездетности, к росту числа рождений у
подростков, к отказу возрастающего количества молодых женщин от своих детей в
роддомах и т.п., приводят на общем фоне нуклеаризации семьи к изменению ее
ролевой структуры, в том числе и в отношениях: взрослый - ребенок. В сложной
семье, где взаимодействовали несколько поколений: родители, дети, прародители и
т.п., младшие под воздействием старших и, воспринимая от них определенные
представления и навыки, постепенно вступали в роль взрослого по отношению к
более младшему. Иными словам, они в самой семье устанавливали роль взрослого с
определенным уровнем ответственности и способности принимать решения. В
условиях нарастающей нуклеаризации и малодетности семьи подобное ролевое
усвоение становится все более редким и малоэффективным, ибо даже взрослеющий
ребенок усваивает и выполняет только одну уготованную ему роль - ребенка,
перенося ее затем и во взрослую жизнь. Отсюда беспокоящая широкую
общественность проблема роста инфантильности, снижения уровня самостоятельности
и ответственности молодых и, в конечном счете, девальвация у многих из них
ценности семьи.
ГЛАВА 2 СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Семья является объектом исследования
специалистов различных наук. Философия и научный коммунизм, социология и
этнография, психология и педагогика, право и медицина имеют свой «интерес» в
изучении семьи, свой предмет исследования.
В нашей стране семья всегда была окружена
поддержкой и защитой государства, а практические меры, реализуемые в последние
годы, еще и еще раз убеждают нас в необходимости и возможности укрепления семьи
как социального института.
Семья - чрезвычайно сложный и неоднозначный
объект исследования, удовлетворяющий лично-семейные по форме, но общесоциальные
по сути потребности. Вот почему как социальный институт она находится под
защитой государства.
Объект исследования
Объект исследования - опрашиваемые люди по
телефонному справочнику, в количестве 30 человек.
Эти люди разные по возрасту и статусу.
Методы и методики
В своих исследованиях я применяла анкетирование
на тему «Что для вас развод: крах или новая жизнь?»
План исследования
Цель исследования
Выбор объекта исследования
Выбор метода и методика исследования
Проведение опроса
Обработка полученных данных
Ход исследования
Взрослые люди по-разному смотрят на жизнь.
На заданный вопрос у меня нет ответов, и поэтому
мой метод проведения исследования - анкетирование.
Моя цель - узнать, что для людей развод: крах
или новая жизнь.
Это исследование проводилось по телефону 29 и 30
апреля 2007 года.
Выводы и интерпретация
семья брак развод анкетирование
№
№
|
Ф.И.О.
|
Возраст
|
Занимаемая
должность
|
Ответ
на вопрос
|
11
|
Абзанова
О.В
|
40
лет
|
Проводница
|
Развод
для меня скорее всего начало чего-то нового
|
22
|
Андреев
В.Н
|
60
лет
|
Пенсионер
|
В
своей жизни я ни разу не разводился, но все равно развод это не конец света,
жить можно.
|
33
|
Афанасьева
Н.Н.
|
45
лет
|
Бухгалтер
|
У
меня было 2 развода, но я пережила это. Развод для меня не крах.
|
44
|
Баранов
В.А.
|
39
лет
|
Слесарь
|
Для
меня развод это крах. Я очень люблю свою жену и боюсь ее потерять.
|
55
|
Белов
В.В.
|
27
лет
|
Инженер
|
Развод
- конец старой жизни, начало новой.
|
66
|
Васильева
Е.Е.
|
63
года
|
Пенсионерка
|
У
меня был очень счастливый брак и поэтому развод для меня крах.
|
77
|
Воробьева
Г.С.
|
60
лет
|
Пенсионерка
|
Конечно,
после развода жизнь не кончается, а продолжается дальше.
|
88
|
Гаврилова
Я.А.
|
50
лет
|
Старший
бухгалтер
|
Нет,
развод это не крах, хотя и разлука с близким человеком. После развода жизнь
только начинается.
|
99
|
Голубева
Т.Н.
|
33
года
|
Экономист
|
Развод
- это новая жизнь. Все только начинается.
|
110
|
Горошкова
Л.В.
|
68
лет
|
Пенсионерка
|
Развод
- это не крах, а как ни странно новая жизнь.
|
111
|
Громова
Е.Ю.
|
25
лет
|
Менеджер
|
После
развода начинается новая жизнь
|
112
|
Дедахина
Н.А.
|
54
года
|
Телефонист
|
Развод
не может быть крахом, иначе бы все люди умерли от переживаний.
|
Дорожкин
Н.С.
|
35
лет
|
Предприниматель
|
Конечно
развод - начало новой жизни. У меня было три развода, я это пережил, хотя
было сложно
|
114
|
Егорова
Т.Н.
|
36
лет
|
Экономист
|
Для
меня развод крах. Я не представляю жизнь без мужа.
|
115
|
Егорова
Я.А.
|
24
года
|
Продавец
|
Развод
- это начало чего-то нового.
|
116
|
Захаров
Ю.Б.
|
46
лет
|
Машинист
|
Даже
если семейная жизнь была хорошей, все равно развод - не крах.
|
117
|
Иванов
В.В.
|
34
года
|
Экономист
|
Развод
- новая жизнь
|
118
|
Иванов
С.С.
|
29
лет
|
Менеджер
|
Я
не представляю жизнь после развода.
|
119
|
Иванова
О.В.
|
44
года
|
Инженер
|
С
разводом приходит новая жизнь.
|
220
|
Иванова
Е.К.
|
25
лет
|
Переводчик
|
Развод
- это новая жизнь
|
221
|
Иванова
С.Р.
|
67
лет
|
Пенсионерка
|
У
меня было 2 развода, но это не крах, а скорее всего новая жизнь.
|
222
|
Иванов
М.Э.
|
24
года
|
Переводчик
|
С
разводом приходит новая жизнь.
|
223
|
Иванова
А.Н.
|
24
года
|
Экономист
|
После
развода начинается новая жизнь.
|
224
|
Матвеева
Н.Н.
|
64
года
|
Пенсионерка
|
Я
не считаю развод крахом, т.к. после развода каждый человек начинает жизнь
заново.
|
225
|
Новикова
К.А.
|
23
года
|
Юрист
|
Естественно
развод - не крах (лично для меня), у других все может быть по-другому
|
226
|
Ольховский
Д.Н.
|
28
лет
|
Инспектор
|
С
разводом приходит новая жизнь.
|
227
|
40
лет
|
Предприниматель
|
Развод
имеет для всех свое значение, но у меня только начало новой жизни.
|
228
|
Стукалов
А.Н.
|
22
года
|
Менеджер
|
Даже
если развод - не начало новой жизни, все равно развод крахом не будет.
|
229
|
Стукалова
Е.Ю.
|
20
лет
|
Студентка
|
Развод
- начало новой жизни.
|
330
|
Савин
А.Н.
|
35
лет
|
Инженер
|
Скорее
всего развод - новая жизнь.
|
Было опрошено 30 человек, что составляет 100%.
Для троих человек развод является крахом.
Для этих людей заканчивается жизнь с разводом,
они не представляют другой жизни без любимых им людей.
Для 27 человек (что составляет около 97%) с
разводом начинается новая жизнь, новые приключения.
Эти люди очень жизнерадостные и не унывают по
пустякам.
Мое исследование свидетельствует о том, что
развод: не крах, а новая жизнь. Я думаю точно так же.
Если бы развод был для каждого человека крахом,
то все бы люди на Земле были обречены на смерть.
Потому что это очень большие переживания, а для
сердца такие нагрузки серьезны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одна из целей реферата - показ проблем
построения имитационной экономико-демографической модели семья, включающей
экономические, социальные, психологические и физиологические характеристики в
их взаимосвязи и позволяющей проводить с помощью ЭВМ эксперименты, выявляющие
влияние на рождаемость социально-экономических мероприятий демографической
политики.
В этих условиях возрастающую значимость
приобретает научно-обоснованная и целеустремленно осуществляемая
Государственная семейная политика и вытекающая из нее социальная защита семьи.
Основные направления этой социально значимой деятельности можно свести к
следующему:
. Поднять уровень и роль доходов в экономике
семьи, укрепить ее экономическую самостоятельность. Это означает: отказаться от
пережитков патерналистской стратегии государства, свойственной дорыночной
социально-экономической системе, изменить соотношение платных и бесплатных
услуг в структуре жизненных благ семьи в сторону платных. Но для этого
заработная плата работника должна стать достаточной для содержания его самого и
его семьи.
. Создать материально-финансовые, социальные,
правовые и психологические предпосылки для возрождения и расширения
производственной функции семьи. В условиях становления рыночных отношений этому
будут способствовать различные виды частной (семейной) собственности:
фермерские хозяйства, семейные промышленные, торговые, коммунальные и иные
предприятия, а в государственном секторе экономики - семейный подряд и народное
производство.
. Изменить отношение общества к ведению
домашнего хозяйства, уравнять его в правах с другими формами хозяйства и
производства. В частности, следует женщин, занятых воспитанием детей, надомным
трудом, уравнять в правах на социальное страхование и помощь государства в
случае болезни и получении пенсии по возрасту с теми женщинами, которые
работают на государственных, частных, смешенных предприятиях и в учреждениях.
. Более адресно, дифференцированно и
последовательно проводить политику материальной поддержки многодетных и
малообеспеченных семей, включая выплату компенсаций, выделение денег на детское
питание и одежду, школьные учебники и т.п.
. Проводить в жизнь политику поддержки молодых
семей - заключение трудовых договоров с гарантиями предоставления
единовременного кредита на приобретение (строительство) жилья, на образование
домашним хозяйством, предметами длительного пользования и т.п.
.Увеличить ежемесячные пособия одиноким матерям
на детей до 16 лет, приведя их в соответствие с прожиточным минимумом и
соответствующей индексацией.
. Разрабатывать и внедрять научно обоснованные и
практически ориентированные программы социальной помощи семье,
психолого-педагогического содействия супругам, родителям и детям с целью стабилизации
семейных отношений, упрочения семьи как важного социального организма
воспроизводства человека и общества, их полноценного развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонов
А.И. Социология рождаемости. М., 1980.
. Антонов
А.И. Проблемы методологии и методики исследования социально-психологических
аспектов репродуктивного поведения семьи. Автореф. канд. дис. М., 1980.
. Белова
В.А. Число детей в семье. М., 1997.
. Бестужев
И.В. Будущие семьи и семья будущего в проблематике социального прогнозирования.
М., 1995.
. Бойко
В.В. Малодетная семья. М., 1980.
. Бойко
В.В. Рождаемость: Социально-психологический аспект. М., 1994.
. Бубнов
Ю.М. Социология половых различий и супружеской совместимость. Мн., 1996.
. Введение
в обществознание. Ответственный редактор Боголюбов Л.Н. М., 2000.
. Герасимова
И.А. Структура семьи. М., 1989.
. Голод
С.И., Клецин А.А. состояние и перспективы развития семьи.
Теоретико-типологический анализ. Эмпирическое обоснование. СПб., 1994.
. Гордон
Л., Клопов Э., Оников Л. Социальные проблемы быта//Коммунист. 1976. №17.
. Гризицкас
Ч.И. Кабинет семейных отношений. Рига, 1970, №11.
. Дарский
Л.Е. Формирование семьи. М., 1990.
. Копкин
П.В. Логика научного познания. М., 1989.
. Левин
Б.М. Экономические функции семьи. М., 1984.
. Мацковский
М.С. социология семьи: проблемы теории, методологии, методики. М., 1989.
. Поспелова
Т.Г. состояние и перспективы развития семьи. //Социология молодежи. / Под ред.
В.Т.Лисовского. СПб., 1996, Гл. VI.
. Рясенцев
В.А. Семейное право. М., 1990.
. Сифман
Р.И. Влияние материального благосостояния на развитие семьи //
Социально-экономические проблемы формирования и развития семьи. Ереван, 1975.
. Сысенко
В.А. Социальная психология и демография. М., 1990.
. Сысенко
В.А. Устойчивость брака. М., 1981.
. Харчев
А.Г. Брак и семья. М., 1990.
. Чарчев
А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. М., 1980.
. Чуйко
Л.Н. Браки и разводы. М., 1979.
. Юркевич
Н.Г. Семья: функции и условия стабильности. М., 1985.