Различия взглядов о роли родителей у юношей и девушек

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,8 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Различия взглядов о роли родителей у юношей и девушек

Введение

родительство отцовство социальный представление

Общеизвестно, что в современной России семья переживает острый кризис, который выражается в том, что ослабляются социальные связи между родителями и детьми, снижается значимость родительства.

Разрушение традиционных устоев семьи происходит из-за модного нынче направления на самоутверждение и автономность. При этом родительство становится второстепенной частью внутрисемейных отношений.

Такие изменения затронули и Россию и, в результате, привели к малодетности наших семей. Так, согласно исследованиям отечественных социологов: половина российских семей воспитывает только одного ребенка, и многие родители не стремятся к рождению последующих детей, ссылаясь на недостаточность своих средств и времени и сил, иными словами малодетность сегодня становится жизненной нормой.

Глобальные перемены, произошедшие в последние десятилетия в нашей стране, обусловили необходимость исследования процесса социализации, так как затронули практически все стороны жизни общества, в том числе привели к изменению социльно-психологических представлений о материнстве и отцовстве. В последние десятилетия в российском обществе прослеживаются изменения социальных представлений, касающиеся вопросов пола, особый интерес вызывает вопрос о том, как социум влияет на формирование и закрепление в общественном и индивидуальном сознании гендерной идентичности как компонента основы социализации. Влияние матери и отца на развитие личности ребенка может быть различным в краткосрочной и в долгосрочной перспективе, а кроме того, всегда необходимо уточнять, как именно на формирование свойств ребенка влияют мать и отец, и насколько значим в этом аспекте пол ребенка и возраст. Особый интерес представляет содержание социальных представлений о родительстве при достижении репродуктивного возраста, т.е. в юношеский период. Основную роль в изучении данной проблемы приобретают образы матери и отца, репрезентирующий специфическое содержание нормативных и дескриптивных представлений о материнстве и отцовстве. Немногочисленные исследования по социологии материнства и отцовства практически не освещают проблему формирования особенностей представлений о материнстве и отцовстве в контексте гендерной идентичности. Эти исследования не содержат подробный анализ содержания образа матери и отца, что, в свою очередь, не позволяет полно и подробно проводить диагностику индивидуальных материнских и отцовских особенностей, причин девиантного материнства и отцовства, разрабатывать методы их психологической профилактики и коррекции.

Безусловно, такая ситуация требует поиска способов преодоления. В связи с этим приобретает актуальность проблема изучения отцовства и материнства как составляющих феномена родительства, их состояния в современном мире.

Теоретико-методологической основой исследования послужили философские положения о социальной обусловленности формирования и развития личности, ее поведения, социально-психологический подход к анализу отцовства и материнства.

В ходе работе были использованы теоретические методы общенаучного исследования: сравнительно-исторический анализ научных источников и литературы по данному вопросу, изучение и анализ социально-культурного опыта, метод анализа и синтеза, а также моделирования социально-психологических явлений.

Следует отметить, что понятие "родительство" является областью исследования целого ряда наук: социологии, философии, педагогики, медицины, психологии, демографии, культурологии, права, этики, религиоведения и др. Это, безусловно, подчеркивает значимость данного феномена в жизни как каждого отдельного человека, так и всего человечества.

Родительство представляет собой сложное образование, включающее отцовство и материнство, но, как подчеркивают исследователи в данной области (Т.А. Гурко, Э.Р. Алексеева, И.С. Кон, М.О. Ермихина, Р.В. Овчарова, В.А. Рамих), не сводится к их простой совокупности: родительство находится на более высоком надличностном уровне определения, тогда как отцовство и материнство, в первую очередь, являются качественными характеристиками отдельной человеческой личности.

Согласно ряду проведенных эмпирических исследований, идеалы отца и матери включают в себя положительные черты, которые можно объединить в одном человеке в зависимости от ситуации. Так, идеалы отца и матери становятся похожими, прорисовывается единый идеал гибкого родителя. Некоторые исследователи предполагают, что в настоящее время существует тенденция к схождению идеалов родителей. При этом большинство исследователей считают, что ребенку для успешной социализации необходимы два родителя при доминирующей роли матери.

Проблемой нашего исследования являются анализ противоречие между представлениями юношей и девушек.

Цели исследования - выявление представлений юношей и девушек о родительстве, функциях отца и матери в семье и обществе как основы формирования их родительской позиции.

Теоретический объект исследования - представления о родительстве как система социальных установок личности разного уровня обобщения и конкретизации.

Предмет исследования - гендерные различия в представлениях о родительстве у лиц юношеского возраста как условие формирования их родительских позиций.

Из всей совокупности молодых людей наибольший интерес для нас как исследователей представляют студенты московских вузов (ввиду доступности для наблюдения и проведения различных видов исследования).

ЗадачиГипотезыОпределить понятие социальных представлений о родительствеОтцовство и материнство как составляющие родительства с точки зрения молодежи понимаются как феномены, имеющие индивидуальную, гендерную и социальную обусловленность. У молодых людей система представлений о родительстве, как правило, находится в стадии становления и обладает достаточно неустойчивой, не полностью осознанной и дифференцированной структурой. В системе представлений о родительстве представлен образ идеального родителя, включающий в себя образ идеальной матери и образ идеального отца. представления о родительстве, идеальном родителе формируются под воздействием факторов, расположенных на трех уровнях: - макроуровне (уровень общества) - влияние общественных факторов; - мезоуровне (уровень собственной семьи) - влияние семейных условий; - микроуровне (уровень личности) - влияние личностного фактора.Выявить представление об отцовстве у юношейПредставлением об отцовстве - явялется создание образа роли родителя (отца), которое подразумевает определенное отношение к ребенку, выполнение определенных функций, обязательств перед ним. В основном юноши считают, что функцией отца в семье является роль добытчика, и защитника семьи. Для отцов в меньшей степени характерно проявление родительских эмоций, для них составляет определенную трудность понимать чувства членов своей семьи. Многие отцы считают, что они не должны опекать ребенка. Выше указанные особенности могут свидетельствовать о том, что в своем поведении молодые отцы реализуют полоролевые стереотипы, а именно: мужчины не должны открыто проявлять свои чувства.Выявить представление о материнстве у девушекДевушки считают, что в содержание их материнской роли входит: любовь, забота, ласка и тепло, а уже после - воспитание, знания, навыки, образование и т. Девушки считают, что ответственность за детей несет мать, она же доминирует в семье, и она же более близка с ребенком эмоционально. Выявить основные гендерные различия в социальных представленияхПредставления о родительстве юношей отличается от представлений о родительстве у девушек. В представлениях последних на первых местах фигурируют любовь, ответственность, внимание и трудности в воспитании детей. Также они говорят о большей альтруистичности родителя по сравнению с неродителем. Юноши предпочтение отдают проблемам обеспечения будущего для ребенка, затрат времени на воспитание и родительского авторитета.

Уточнение и интерпретация основных понятий

Родительство - «интегральное психологическое образование личности (отца и/ или матери), включающее совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания». Каждый компонент содержит эмоциональные, когнитивные и поведенческие составляющие. Родительство проявляется как на субъективно-личностном уровне, так и на надындивидуальном уровне. Как надындивидуальное целое родительство неотъемлемо включает обоих супругов и предполагает осознание духовного единства с брачным партнером по отношению к своим или приемным детям.

Гендерные различия <#"justify">1.Абульханова К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психол. труды / Академия педагогических и социальных наук. М.: Московский психолого-социальный ин - т, 2002.

2.Акутина С.П. Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы. Автореф. … д-ра пед. наук / С.П. Акутина. - Нижний Новгород, 2010.

.Богачёва Н.В. Родительство как фактор устойчивости семьи в современном российской обществе: автореф. … канд. социол. наук. - Казань, 2005.

.Брутман В.И. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери / В.И. Брутман [и др.] // Психологический журнал. - 2000. - № 2.

.Варламова С.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян [Текст] / С.Н. Варламова [и др.] // Социс. - 2006. - № 11. - С. 61-73.

.Гурко Т.А. Родительство: социальные аспекты / Т.А. Гурко. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003. - 160 с.

.Евсеенкова Ю.В. Система отношений в диаде «Отец - ребенок» как фактор развития личности // Семейная психология и семейная терапия. - 2003. - №4. - С. 30 - 47.

.Евсеенкова Ю.В., Портнова А.Г. Отцовство как структурно-динамический феномен. - Кемеровский Гос. Университет: 2003.

.Кон И.С. Отцовство как социокультурный институт // // Педагогика. - 2005. -№9. - С. 3 - 16.

.Московичи С. Машина, творящая богов / С. Московичи. Пер. с фр. М.: Норма, 2008. С.-34.

.Овчарова Р.В. Психология родительства: Учебное пособие для студентов ВУЗов. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 368 с.

.Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: Учеб. пособие. М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 368 с.

.Любимова, А.Б. Статус семьи: проблемы эволюции. Социально-философский аспект / А.Б. Любимова: Монография. - Н. Новгород, 2005. - 251 с.

.Филиппова Г.Г. Психологическая готовность к материнству: хрестоматия по перинатальной психологии / сост. А.Н. Васина. - М.: Изд-во УРАО, 2005. - С. 62-65.

.Черняк Е.М. Социология семьи. М.: Издательский дом «Дашков и К», 2007. - 236 с.

Похожие работы на - Различия взглядов о роли родителей у юношей и девушек

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!