Приверженность школьников и студентов к алкогольным напиткам

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,67 Кб
  • Опубликовано:
    2013-02-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Приверженность школьников и студентов к алкогольным напиткам

Введение

Алкоголизм стал серьезной проблемой во всем мире и в нашей стране. За последнее время он значительно помолодел. В старших классах школ и колледжах вошли в моду вечеринки с пивом, и никого уже не удивляют подростки на улице, распивающие легкие алкогольные напитки. Купить алкоголь для них не проблема, многие торговые точки в погоне за прибылью продают его даже детям, нарушая при этом закон.

Для молодых людей нет такого понятия, как безвредное употребление алкоголя. Несформировавшийся растущий организм не приемлет на себя воздействие спиртного. Алкоголь на подростков действует деградирующее. Именно в подростковом возрасте принятие спиртного является злоупотреблением.

При регулярном употреблении алкоголя устойчивость подростка к действию алкоголя начинает возрастать. Это воспринимается в компании сверстников как признак особой «силы и крепости», отличающий лидера. Стиль жизни, принятый в «алкогольной» компании, ошибочно воспринимается как естественный и нормальный. Нормой поведения считается употребление спиртных напитков в выходные дни, при встрече с друзьями и т.д. Употребление спиртных напитков становится патологически необходимым атрибутом времяпровождения, расширяется спектр поводов и мотивов пьянства: «пью для повышения настроения», чтобы «развеселиться», «принято пить» и т.д. Употребление алкоголя становится чуть ли не основным смыслом жизни. Складывается такой стереотип поведения, когда все жизненные проблемы решаются и порождаются употреблением спиртного. Пьют для того, «чтобы отключиться», «забыть неприятности» и т.д.

Подростковый алкоголизм плох еще тем, что чувство меры у молодых людей не развито, все, что можно выпить, то выпивается, при этом без особых раздумий на счет состояния своего здоровья. Подростки, не имеющие опыта отравления организма алкоголем, без разбора пробуют разные его виды, не зная страха, как будто это какой-нибудь сок. Самое страшное в этом то, что подросток начинает пить часто и помногу.

Проблема алкоголизма среди молодежи носит угрожающий характер. Алкоголь - самый распространенный и доступный наркотик для молодежи. Образ жизни, характерный для «алкогольной» компании, ошибочно воспринимается подростком как нормальный и естественный.

Алкоголизм - это болезнь, которая стала бичом современного общества. С этой проблемой необходимо бороться.

Сегодня вопросы посвященные проблеме алкоголизма и путям ее решения изучаются и освещаются специалистами разного профиля и направления - от медицинских работников до правоохранительных органов и президента. Исходя из того, что алкоголизм - проблема системная и многоуровневая решают ее медицинские, социальные работники, психологи, социальные педагоги и т.д.

Целью данной курсовой работы является исследовать уровень приверженности школьников и студентов к алкогольным напиткам.

Объектом исследования выступают школьники старших классов и студенты московских высших и средних специальных учебных заведений.

Предметом исследования является алкоголизм как социальная проблема молодого поколения.

Основные задачи, поставленные при проведении исследования:

провести опрос среди студентов как они относятся к проблеме алкоголизма среди молодежи;

определить особенности и причины алкоголизма в молодежной среде;

исследовать мнение молодежи относительно употребления алкоголя.

Методы исследования:

. Опрос

.Наблюдение

. Вторичное исследование

Гипотезы:

1. Молодежь начинает принимать алкоголь в возрасте 18 лет.

. Прием алкогольных напитков молодыми людьми становится все чаще непременным атрибутом времяпрепровождения молодежи.

. Причиной частого употребления алкоголя среди молодежи являются плохие отношения с родителями, друзьями, девушкой/парнем.

. Употребление алкоголя подростками зачастую происходит на нервной почве из-за проблем в учебных заведениях.

1. Методы исследования

.1 Опрос

Для исследования данной темы сначала мы используем метод, который называется опрос. Студентам мы предложили опрос на тему «Алкоголизм среди молодежи в России», с помощью которой можно будет собрать некую информацию по данной теме, сделать какие-то выводы и подтвердить или опровергнуть наши гипотезы.

Опрос - это метод сбора первичной информации, применяемый в социальных исследованиях. Целью опроса является получение информации об объективных и (или) субъективных (мнения, настроения и т.п.) фактах со слов опрашиваемых. В социальных исследованиях обычно применяются выборочные опросы населения. Опросы пользуются: на ранних стадиях исследования с целью выведения рабочих гипотез; в качестве одного из центральных методов для сбора данных; для дополнения данных, полученных др. методами, - анализом статистических материалов, официальной и личной документации, наблюдением и т.п.

Опрос

В данном опросе было предложено молодым людям ответить на 11 вопросов, на которые требуются самостоятельные ответы.

1

Ваш пол

2

Возраст

3

Семейное положение (женат/ замужем; не женат/ не замужем; есть друг/подруга)

4

Есть ли у вас сестра или брат? (укажите возраст)

5

Семья полная или неполная? (укажите, кого нет)

6

Часто замечают или вообще замечают ли родители, что вы приходите домой немного подвыпившими?

7

Как часто вы употребляете алкоголь?

8

Когда вы впервые попробовали алкоголь?

9

С кем вы впервые попробовали алкоголь?

10

Каждый ли праздник вы выпиваете хотя бы бокал шампанского, или этим дело не заканчивается?

11

Выходя на улицу, с друзьями у вас появляется желание выпить, что бы стало веселее?


Бланк ответов:

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11



С помощью данного опроса мы смогли выяснить, когда и с кем впервые молодые люди попробовали алкоголь, как часто они его употребляют и есть ли желание употреблять его на улице.

1.2 Наблюдение

Вторым методом исследования мы взяли метод наблюдения. Дадим определение этому методу.

Наблюдение - это метод целенаправленного, определенным образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта. В процессе его осуществления социолог непосредственно воспринимает действия людей в конкретных условиях и в реальном времени, причем он фиксирует не только состояние, но и развитие явлений и процессов, а также взаимодействие всех участников наблюдения.

Наблюдение представляет собой общенаучный метод, широко используемый в естествознании, а также в обыденной жизни. Его применение в социологии имеет ограничения, т.к. далеко не все социальные явления поддаются непосредственному визуальному и слуховому восприятию. Но когда социолог имеет дело с объектами, которые можно наблюдать, т.е. воспринимать с помощью зрения и слуха, он обязан делать это. Однако не следует забывать, что наблюдение должно применяться в комплексе с другими методами сбора информации.

Я наблюдала за своими товарищами в течение месяца, в итоге я смогла описать сам процесс наблюдения и сделала вывод.


Третьим методом исследования данной темы мною взято вторичное исследование.

Вторичное исследование предполагает возврат к уже осуществленным исследованиям с целью получения дополнительной информации при решении новых задач.

Вторичные исследования обеспечивают актуальность поставленных проблем, делают информацию общедоступной и своевременной. Эти качества исследования соответствуют современным требованиям, предъявляемым к информации, и превращают исследование в массовый и популярный тип социологического исследования.

Для данного исследования мною использованы факты из статьи Н.Хорошайлова «Алкоголизм и молодежь» #"599268.files/image001.gif">

В результате можно сделать вывод, что родители в основном уделяют должное внимание своим детям, интересуясь, когда и в каком виде они возвращаются домой.

На вопрос «Часто ли вы употребляете алкоголь?», трое из десяти ответили, что употребляют раз в месяц (30%), так же трое из десяти ответили, что употребляют редко, в основном по праздникам (30%), два человека ответили, максимум раза два в неделю (20%), один человек ответил, что употребляет алкоголь раз в две недели (10%) и еще один человек ответил, что употребляет каждый день (10%).

Из этого можно сделать вывод, что прием алкогольных напитков принимает регулярный характер и становится непременным атрибутом времяпрепровождения молодежи.

В результате ответов на вопрос «Когда вы впервые попробовали алкоголь?» можно сделать вывод, что алкоголь подростки пробуют в очень раннем возврате. Возраст, в котором ребята попробовали алкоголь, практически одинаков. Шестеро из десяти ответили, что попробовали первый раз в 13-14 лет (60%), двое из десяти ответили, что в 12 лет (20%), один человек ответил, что в 16 (10%) и один - в 18 лет (10%).


По данным результатов опроса выявлено, что все 100% студентов впервые попробовали алкоголь с друзьями.

На вопрос «Каждый ли праздник вы выпиваете хотя бы бокал шампанского, или этим дело не заканчивается?» двое из десяти ответили, что явно этим не ограничиваются (20%), трое из десяти ответили, что не злоупотребляют и вовремя могут остановиться (30%) и пятеро из десяти вообще могут не пить даже бокал шампанского на праздники (50%).


В результате можно сделать вывод, что если первая половина опрошенных может обойтись на праздники без спиртного, то вторая половина не видит ни чего предрассудительного во времяпровождении со спиртным. В связи с этим увеличивается число поводов и мотивов для пьянства.

На вопрос «Выходя на улицу, с друзьями появляется ли желание выпить, чтобы стало веселее?» шестеро из десяти ответили, что очень редко (60%) и четверо из десяти, что бывает часто (40%). Этого говорит о том, что в настоящее время среди молодежи считается естественным прием алкогольных напитков в выходные дни, перед танцами и во время отдыха с друзьями.

2.2 Наблюдение

Вторым методом исследования проблемы алкоголизма среди молодежи мною был взят метод наблюдения, который я проводила среди молодых людей в возрасте от 16 до 18 лет и являющихся школьниками старших классов и студентами средних специальных и высших учебных заведений г. Москвы и Московской области.

Каждый день, выходя на улицу, я наблюдала за реакцией молодых людей (компания из 15-18 человек) на алкоголь.

Выходя на улицу, юноши и девушки покупали по банке пива или коктейля, с целью немного развеселиться. Несмотря на запрет продавать спиртные напитки лицам, не достигшим 18 лет, в некоторых магазинах никто не спрашивал у молодых людей, сколько им лет и спокойно продавали им алкоголь. Но на одной банке дело не заканчивалось. В день ребята употребляли по три - четыре банки пива или недорогого газированного алкогольного напитка. Цель развеселиться превращалась в массовую попойку.

Наутро ребята чувствовали себя плохо, с отстраненными мыслями, они шли на учебу и говорили, что больше пить не будут. Но проходило несколько дней, и ребята снова брали по банке пива.

В те дни, когда компания гуляла без употребления алкоголя, ребята постоянно конфликтовали между собой, не могли долгое время найти общие темы для разговора и расходились с плохим настроением по домам раньше обычного.

Я задавала вопросы: «Почему они это делают? Зачем им это нужно?» Ответ на мой вопрос был прост: пятеро из пятнадцати ответили, что у них нет девушки, ради которой стоило бы бросить пить, трое из пятнадцати ответили, что без алкоголя им просто скучно и мир кажется тусклее и семь человек из пятнадцати сослались на проблемы в школе (вузе, колледже) и в семье.

В результате можно сделать вывод, что в данном компании существует три причины, по которой молодые люди принимают алкогольные напитки:

. отсутствие девушки - 33%;

. непременный атрибут времяпровождения - 20%;

. проблемы в учебе и в семье - 47%.


2.3 Результаты вторичного исследования

Анализируя статью Н. Хорошайлова «Алкоголизм и молодежь» можно сказать, что потребление алкоголя среди подростков только увеличивается, а также причины первого употребления алкоголя могут быть совершенно разными.

Были проведены исследования среди подростков регулярно принимающих алкоголь по вопросу периодичности его приема. Данные результатов приведены ниже в таблице.

Таблица 2.3.1 Потребление алкогольных напитков среди учащихся 8-11-х классов (в %)

Периодичность приема спиртных напитков

Учащиеся 8-х классов

Учащиеся 11-х классов

Один раз в месяц

54

45

Два раза в месяц

7

12

Один раз в неделю

29

39

Не употребляют алкоголь

10

4


На основании данной таблицы можно сказать, что к 11-ому классу пристрастие подростков к алкоголю увеличивается и это серьезный повод для беспокойства, поскольку употребление алкогольных напитков с такой частотой вызывает развитие алкоголизма.

Н. Хорошайлов в своей статье утверждает, что алкогольные напитки подростки пробуют либо случайно, либо алкоголь дают родители «для поднятия аппетита», по традиционным поводам: «семейные праздники», «торжество», «приход гостей» и т.д., иногда дети могут сами попробовать спиртное из интереса. Большую роль в приучении подростков к алкоголю оказывают телевидение, реклама и другие средства массовой информации. Дети пьющих родителей отличаются повышенной склонностью к употреблению спиртных напитков, зачатки пьянства у потомства закладываются еще задолго до его рождения. Еще одной причиной развития подросткового алкоголизма можно считать взаимоотношения в семье ребенка. Подтолкнуть подростка к алкоголизму могут: негативные межличностные отношения внутри семьи; чрезмерная опека со стороны родителей; насилие; поклонение и вседозволенность, потакание всем слабостям и желаниям ребенка и т.д.

Данные выводы были сделаны на основании проведенных ниже данных:

Таблица 2.3.2 Влияние семьи на подростковой алкоголизм

Основные показатели

% детей употребляющих алкоголь

Родители приобщают детей к алкоголю

60,5

Алкоголь употребляют оба родителя

6

Алкоголь употребляет только отец

58

Алкогольные изделия в семье вообще не употребляются

0

Дети не имеют достаточного контроля и внимания со стороны родителей

53

Неполные семьи

27

Семьи, имеющие повторные браки

50

Между родителями происходят постоянные драки, ссоры, скандалы

51,7

Социально неустойчивые семьи

91

54,1


Результаты успеваемости подростков в учебных заведениях, которые постоянно принимают алкоголь, приведены ниже.

Таблица 2.3.3 Соотношение успеваемости подростков и употребления алкоголя

Основные показатели

% детей употребляющих алкоголь

Плохо учатся

76,9

Учатся на среднем уровне

23

Результаты немного лучше среднего уровня

1,5

Мало читают

50

Не читают книг вообще

19


Исходя из данных табл.2.3.3 можно сделать вывод, что в результате употребления алкоголя подростки плохо учатся, ни чем не интересуются и не увлекаются. Для них употребление спиртного незаметно становится практически главным смыслом жизни.

Заключение

В результате проведенных мною исследований можно сделать вывод, что проблема алкоголизма среди молодежи является для нашей страны сверхактуальной. Подростки, регулярно употребляющие алкоголь, не видят проблемы в своем пристрастии к спиртному. Подростковый алкоголизм, как и любой другой не возникает на пустом месте, должны быть очевидные причины, которые его вызывают.

Этапами молодежного алкоголизма являются: ознакомительное употребление алкоголя, систематическое употребление алкоголя и регулярное употребление алкоголя. Алкоголизм - это болезнь, которая стала бичом нашего современного общества и с этой проблемой надо бороться.

Перед началом исследований мною были выдвинуты следующие гипотезы:

. Молодежь начинает принимать алкоголь в возрасте 18 лет - гипотеза не подтвердилась. В ходе проведенных исследований было установлено, что подростки начинают принимать алкоголь, очень рано, начиная с 13-14 лет. Причем это носит массовый характер.

. Прием алкогольных напитков молодыми людьми становится все чаще непременным атрибутом времяпрепровождения молодежи - гипотеза подтвердилась.

. Причиной частого употребления алкоголя среди молодежи являются плохие отношения с родителями, друзьями, девушкой/парнем - гипотеза подтвердилась.

. Употребление алкоголя подростками зачастую происходит на нервной почве из-за проблем в учебных заведениях - гипотеза подтвердилась.

Список используемой литературы

Егоров А.Ю. «Алкоголизация и алкоголизм в молодежной среде: проблемы и перспективы» // http://www.medline.ru/public/art/tom2/art51.phtml

Осипов Г. В. Социология. Основы общей теории: Учебн. для ВУЗов. - М.: Изд- во НОРМА, 2002.

Хорошайлов Н. «Алкоголизм и молодежь» // http://www.newparlament.ru/tribune/view/2125

Влияние алкоголя на организм человека. Лечение алкоголизма. // http://www.alcogolizmunet.ru/page/podrostkovyy-alkogolizm.html://slovari.yandex.ru/

http://all.free-world.ru/2008/11/30

Похожие работы на - Приверженность школьников и студентов к алкогольным напиткам

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!