Подростковый алкоголизм как проблема социальной работы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    90,44 Кб
  • Опубликовано:
    2013-02-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Подростковый алкоголизм как проблема социальной работы

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРТСВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛИАЛ В г. МИНСКЕ

Кафедра социальной работы и социального права







Курсовая работа по дисциплине

«Теория социальной работы»

Подростковый алкоголизм как проблема социальной работы

Мурашкина Артёма Алексеевича

Студента III курса заочной формы обучения,

специальность «Социальная работа»








Минск, 2013г.

ВВЕДЕНИЕ

Современное состояние нашего общества породило множество социальных проблем. Среди таких социальных явлений можно выделить резкое повышение числа тех, кто употребляет наркотические, токсические, алкогольные вещества, табакокурение. Всё это можно отнести к не соответствующим официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам. Другими словами, это отклонение от нормы поведения, развития, то есть девиантное поведение.

Девиантное поведение - понятие социально-психологическое, так как обозначает отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья [12, 186].

Исследователи разводят понятия «отклоняющееся поведение» и «девиантное поведение», указывая, что формы и уровни отклоняющегося поведения могут быть выделены с различных позиций [12, 189]. Например, с позиции общества по степени тяжести: девиантное, асоциальное, делинквентное поведение.

Все виды девиантного поведения делят на три группы: отклонения корыстной ориентации; отклонения агрессивной ориентации, вызванные мотивами мести, неприязни, вражды, неуважения к человеку; отклонения социально-пассивного типа, связанные с психологией отчуждения от интересов общества и коллектива. К последним авторы относят злоупотребление алкоголем и наркотиками, суицидальное поведение, поскольку эти явления представляют собой действительно форму ухода от активной жизни и отказ от решения личных и социальных проблем [13, 12].

Часто девиантное поведение наблюдается у подростков. Причинами является социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма.

Как считает Шереги возраст, в котором подростки пробуют впервые алкоголь, за последние несколько лет, снизился с 16 лет до 12-14, причем подростки предпочитают пить крепкие сорта и пить больше. Согласно данным в последние годы процент подростков с диагнозом “алкоголизм” в возрастной группе 12-16 лет составил 5 %, 17-25 лет- 10 %, причем многие из них впервые попробовали алкогольные напитки еще в детстве, в 8-9 лет [42].

Выше указанное обусловило актуальность выбранной нами темы «Подростковый алкоголизм как проблема социальной работы».

Цель исследования - изучить социальные корни алкогольной зависимости в подростковой среде и выявить стратегии

Объект исследования - алкогольная зависимость в подростковой среде.

Предмет исследования - процесс социальной работы с алкогольно-зависимыми подростками.

Задачи исследования:

раскрыть сущность понятий «алкоголь», «алкогольная зависимость».

проанализировать причины употребления алкоголя.

изучить нормативно-правовую базу Республики Беларусь по профилактике алкоголизма среди подростков.

осветить опыт социальной работы в средней общеобразовательной школе №6 г. Минска по профилактике алкоголизма.

разработать комплексную программу по профилактике алкоголизма среди подростков.

Гипотеза исследования - минимизация употребления алкоголя в последствие чего, будут выявлены причины потребления алкоголя, подростки будут включены в профилактическую работу.

Методы исследования - анализ научной литературы, сравнение, сопоставление.

База исследования - средняя общеобразовательная школа №6 г. Минска.

девиантный алкоголизм подросток зависимость

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты, проблемы

1.1 Алкоголизм как проявление девиантного поведения

Преодоление таких пагубных явлений, как пьянство и алкоголизм, - одна из глобальных задач, стоящих перед человечеством. По данным Всемирной организации здравоохранения, злоупотребление алкоголем находится на третьем месте среди причин смертности [38].

К сожалению, Республика Беларусь относится к группе стран с высоким уровнем потребления алкоголя. А проблемы пьянства и алкоголизма, а также наносимого этим пагубным явлением вреда являются для нас весьма актуальными [39].

Алкоголь, или этиловый спирт, является наркотическим ядом, действующим на клетки организма человека, парализуя и разрушая их. Учеными доказано, что 100 г водки губит 7,5 тыс. активно работающих клеток головного мозга. Доза 7-8 г чистого спирта на 1 кг тела является смертельной для человека [42].

Даже небольшие количества спиртного угнетают области мозга, контролирующие торможение, человек теряет контроль над своими поступками. При очень высоком уровне алкоголя в крови нарушается нормальная работа той области мозга, которая управляет дыханием - может наступить смерть из-за остановки дыхания.

Систематическое потребление спиртного приводит к стойкому расширению кровеносных сосудов, непосредственно повреждая сердечную мышцу. Почки перестают выделять из организма вредные продукты жизнедеятельности [45].

Как свидетельствует статистика, 90 % случаев хулиганства, 30 % изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40 % других преступлений связаны с пьянством [33].

Существует несколько определений алкоголизма. С медицинской точки зрения алкоголизм - это хроническое заболевание, характеризующееся непреодолимым влечением человека к спиртным напиткам.

С социальной позиции алкоголизм - это форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением человека к спиртному и последующей деградацией личности [29].

В последние годы отмечается рост алкоголизма среди подростков. Причин этому несколько. Самыми главными являются социальные причины <#"599248.files/image001.gif">

Рисунок 2.1. Диаграмма процентных показателей, ответ на вопрос «Как ты считаешь: употреблять алкоголь - это вредно?»

,3% опрошенных считают, что употреблять алкоголь - это вредно. Ребята понимают, что алкоголь приносит большой вред здоровью.

Последствия регулярного употребления алкоголя подростками гораздо серьезнее и опаснее, чем алкоголизм в зрелом возрасте. Потому что в этот время происходит рост и развитие всех жизненно важных систем и функций человека, и влияние алкоголя на эти процессы, несомненно, приведет к ужасным результатам [43;45].

Алкоголь вызывает дискомфорт, внутреннюю неудовлетворённость, расстройства центральной нервной системы в виде нарушений сна, раздражительности, но, не смотря на всё это, подросток всё равно употребляет алкоголь. Когда ему указывают на болезненные расстройства, он объясняет их воздействием других причин, не связанных с алкоголем.

На вопрос «В Вашей семье употребляют алкоголь?» мы получили следующие ответы. Они представлены в (рис. 2.2).

Рисунок 2.2. Диаграмма процентных показателей, ответ на вопрос «В Вашей семье употребляют алкоголь?»

Из полученных результатов мы видим, что 53,3% респондентов ответили, что в семье пьёт отец, 13,4% - пьёт мать, 10% - пьёт брат (сестра), 6,7% - дедушка, 1,3% - бабушка и 30% - никто не пьёт в семье. Можно сделать вывод, что практически в каждой семье есть человек употребляющий алкоголь. Но взрослые не понимают, что одна из причин распространения алкоголизма среди подростков заключается в примере взрослых, которым они подражают.

Родители, употребляющие алкоголь считают, что их дети не будут пить, в то время как статистика говорит об обратном - большинство алкоголиков выросли в семьях, где пил один или оба родителя.

На самый интересующий нас вопрос «А Вы пробовали алкоголь?», последовали следующие ответы (рис. 2.3)

Рисунок 2.3 Диаграмма процентных показателей, ответ на вопрос «А Вы пробовал алкоголь?»

При ответе на данный вопрос, из предлагаемых вариантов ответов большинство респондентов, а это - 60%, пробовали алкоголь.

К нему они приобщаются из-за стремления считать себя взрослым. Сначала подростки употребляют алкоголь тайком от родителей в компании сверстников. Но по мере закрепления привычки подростки не скрываются от родителей, выпивают в их присутствии, не смотря на запрет. В этом проявляется их стремление освободиться от опеки и контроля со стороны старших. Задавая вопрос «Когда Вы впервые попробовали алкоголь?» мы получили следующие ответы (рис. 2.4.)

Рисунок 2.4 Диаграмма процентных показателей, ответ на вопрос «Когда Вы впервые попробовали алкоголь?»

Результаты ответов нас удивили. 23,3% учащихся впервые попробовали алкоголь, когда им ещё не было 10 лет. Это свидетельствует о том, что с ними плохо была проведена профилактическая работа в младшем школьном возрасте.

Предупреждение алкоголизма среди детей младшего школьного возраста, основано на разъяснении вредных последствий алкоголя для организма, затрудняется отсутствием у детей того возраста базисных знаний из области анатомии и физиологии человека.

Но иногда учащиеся задают «провокационный» вопрос: «Почему взрослые пьют, если это вредно, и почему продают алкоголь, если все знают об его вредном воздействии?» Нужно сообщить детям, что употребление алкоголя входит в привычку, от которой бывает очень трудно избавиться.

При ответе на вопрос «Когда Вы впервые попробовали алкоголь, что при этом испытывали?» мы получили следующие ответы (рис. 2.5)

Рисунок 2.5. Диаграмма процентных показателей, ответ на вопрос  «Когда Вы впервые попробовали алкоголь, что при этом испытывали?»

Из полученных ответов мы видим, что 40% респондентов ответили, что при первом употреблении алкоголя они испытали резкое улучшение настроения. Это свидетельствует о том, что даже на начальном этапе, употребления алкоголя, он вызывает улучшение настроения, подросток чувствует приток сил, ему хочется радоваться и веселиться. Эмоциональный фон, попутные беседы на запретные темы способствуют закреплению употребления алкоголя у подростков.

Нас интересовал вопрос «Почему Вы начали пить?». На него последовали следующие результаты (рис. 2.6)

Рисунок 2.6. Диаграмма процентных показателей, ответ на вопрос «Почему Вы начали пить?»

Ответы были различными, но большинство респондентов ответило, что они начали пить из любопытства - 30%. Но причин употребления алкоголя множество. Вот некоторые из них: подражание другим школьникам; чувство новизны, интереса; желание казаться взрослыми, самостоятельными. Школьники в силу того, что мало заботятся о своем здоровье, не могут в силу незрелости оценить всю тяжесть последствий от алкоголя.

Нас интересовал вопрос «Ухудшается ли Ваше самочувствие от алкоголя?». На данный вопрос мы получили следующие ответы (рис. 2.7)

Рисунок 2.7. Диаграмма процентных показателей, ответ на вопрос «Ухудшается ли Ваше самочувствие от алкоголя?»

Результаты ответов нас удивили. 46,5% респондентов затрудняются ответить, ухудшается ли его самочувствие от алкоголя. Это говорит о том, что они не совсем понимают, что даже если ты выпиваешь редко, то всё ровно здоровье ухудшается.

При употреблении алкоголя у подростка очень сильно страдает память. Также замедляется реакция в движении, снижается мышечная сила.

Наиболее сильно последствия алкоголизма у подростков проявляются в разрушении нервной системы. Не только регулярное, но даже однократное употребление алкоголя воздействует на психику ребенка опустошающее. Появляется ярко выраженная задержка в развитии высших форм мышления, этических и нравственных понятий. Однако остановкой в психологическом развитии последствия подросткового алкоголизма не ограничиваются. Происходит деградация личности, утрата уже развившихся качеств и способностей.

На вопрос «Знают ли родители, что Вы употребляете алкоголь?», мы получили следующие результаты (рис. 2.8)

Рисунок 2.8. Диаграмма процентных показателей, ответ на вопрос «Знают ли родители, что ты употребляешь алкоголь?»

% опрошенных ответило, что родители не знают, что они пьют или пробовали алкоголь. Это говорит о невнимательности родителей к своему ребёнку. Родителям надо больше времени проводить со своими детьми, разговаривать с ними, а не заниматься карьерой или личной жизнью.

Ответы на вопрос «Откуда Вы берете деньги на алкоголь?» были различными (табл. 2.1.)

Таблица 2.1 Результаты ответов на вопрос «Откуда ты берешь деньги на алкоголь?»

№ п/п

Ответ

Количество ответов (%)

1

Экономлю

43,3%

2

Собираю

6,7%

3

Зарабатываю

3,3

4

Угощают

3,3

5

Я их не беру

3,3

6

Не пью

40%


Смотря на ответы, можно сделать вывод, что подросток покупает алкоголь из карманных денег, которые им дают родители на различные цели (завтрак, мороженое, кино и т.д.)

Но ребёнок, который экономит деньги на алкоголь из выдаваемых родителями на завтраки наносит огромнейший вред своему здоровью.

Помимо того, что подросток пьёт, он ещё и голодает. Это вина и родителей, и классных руководителей, они должные контролировать сдачу денег на обед.

На вопрос «Хотите ли Вы бросить пить (выпивать)?» последовали следующие варианты ответов (рис. 2.9)

Рисунок 2.9. Диаграмма процентных показателей, ответ на вопрос «Хотите ли Вы бросить пить (выпивать)?»

,5 %, а это практически половина опрошенных не пьют, 20,1% - хотят бросить пить, 26,7% - не хотят, 6,7% - затрудняются ответить. Ответы на этот вопрос говорят о том, что большинство ребят не употребляют алкоголь и заботятся о своём здоровье с детства.

Но не надо забывать о том, что многие ребята скрывают, что они пьют. Следует обращать внимание на всех детей подросткового возраста.

Отвечая на вопрос «Пытались ли Вы бросить пить?», мы получили следующие результаты (рис. 2.10)

Рисунок 2.10. Диаграмма процентных показателей, ответ на вопрос «Пытались ли Вы бросить пить?»

Данные ответы свидетельствуют о том, что 36,7% респондентов пытались бросить пить, но у них это не получилось. Подросток не понимает, что алкоголь вызывает очень сильную зависимость, как и курение.

На вопрос «Что нужно людям, чтобы бросить пить?» последовали следующие ответы (табл.2.2)

Таблица 2.2 Результаты ответов на вопрос «Что нужно людям, чтобы бросить пить?»

№ п/п

Ответы

Количество ответов (%)

1

Помощь врачей.

6,7%

2

Точные знания о вреде алкоголя.

6,7%

3

Изменение образа жизни.

16,7%

4

Дефицит алкоголя.

10%

5

Занятия физкультурой и спортом.

20%

6

Специальное лекарство, препараты.

6,7%

7

Помощи психотерапевта.

3,3%

8

3,3%

9

Нужно желание бросить

56,7%

10

Требуется сильная воля

56,7%

11

Бросят, если заболеют.

6,7%


Большинство респондентов (56,7%) утверждают, что бы бросить пить людям надо желание и сильная воля, чтобы это сделать.

Но не следует забывать, что алкоголь вызывает сильную зависимость, которую трудно преодолеть самостоятельно.

Сегодня помощь алкоголикам включает следующее: предупреждение официальной службы охраны здоровья, советы врачей, лечение, когнитивную терапию, создание групп поддержки. Но все это даёт только временный эффект, и всего лишь 1/5 часть людей бросает пить после принятых мер, большинство возобновляют зависимость.

Таким образом, алкоголь является социальной проблемой общества, как для его пьющей, так и для непьющей части. Для первой - проблемой является бросить пить, для второй - избежать влияния пьющего общества и не «заразиться» их привычкой, а также - сохранить своё здоровье, поскольку вещества, попадающие вместе с алкоголем, очень опасны.

2.2 Опыт по социальной работе с подростками, употребляющими алкоголь

В настоящее время такое явление, как алкоголизм очень распространено среди детей и подростков. Одним из способов решения данной проблемы является проведение курса занятий в режиме тренинга, как наиболее эффективной формы обучения, позволяющей самостоятельно исследовать, размышлять, приобретать опыт и отрабатывать навыки [24;29].

Социальный педагог - ключевая фигура в школе, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребёнку. Социальный педагог организует воспитательную работу в классе, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, уважение к окружающей природе. Изучает психолого-педагогические особенности личности и её микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности [11;28].

Целью социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к алкоголизму, является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей.

На базе «Средней школы № 6 г. Минска» социально-психологической и педагогической службой был разработан курс тренинговых занятий «Жизнь без алкоголя» по профилактике алкоголя среди подростков.

Цель курса: формирование установок на здоровый образ жизни без приобщения к алкоголю.

Курс профилактики подросткового алкоголизма предполагает решение следующих задач:

. Формирование отношения к здоровью как важнейшей общечеловеческой ценности

2.  Выработка навыков ассертивного поведения

3. Развитие коммуникативных и творческих способностей.

Количество занятий: 6 продолжительностью по 1,5 часа каждое.

Целевая группа: подростки в возрасте 14 - 16 лет.

Количество участников: 12 - 15 человек.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Вхождение в проблему.

1,5

2

Почему люди употребляют алкоголь?

1,5

3

Последствия алкоголя.

1,5

4

Я хозяин своей судьбы.

1,5

5

Уверенное поведение. Умение сказать «нет».

1,5

6

Сделай правильный выбор.

1,5

Итого

9


Курс профилактики позволяет «запускать» и регулировать рефлексивные процессы, способствует тому, чтобы взрослеющий человек без болезненных кризисов и радикальных действий и конфликтов вступил во взрослость.

Модульный курс удобнее осуществлять:

за счет школьного компонента в различных курсах (например, «Здоровый образ жизни», «Основы безопасности жизнедеятельности» и др.);

на уроках психологии, этики;

на классных часах и других внеучебных занятиях;

в качестве дополнительной программы для других учебных дисциплин;

на занятиях в социально-педагогических и психологических центрах;

в детских оздоровительных лагерях.

Курс основан на рассмотрении проблемы профилактики алкоголизма во взаимосвязи нескольких аспектов: социального, медицинского, психологического, экономического, нравственно-этического.

Социальный аспект означает рассмотрение проблемы алкоголизации подростков в социуме (среди взрослых, родителей, сверстников).

Медицинский аспект предполагает изучение проблемы в контексте физического здоровья.

Психологический аспект определяет изучение связи употребления алкоголя с личностным ростом, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферой взрослеющего человека.

Экономический аспект означает изучение проблемы в контексте экономики общества и семейного бюджета.

Нравственно-этический аспект, включает в себя изучение влияния алкоголя на нравственную сферу и этические нормы поведения [13;26].

Благодаря этому курсу тренинговых занятий профилактики алкоголизма среди подростков «средняя школа № 6 г. Минска» добилась снижения пьющих подростков и увеличения детей, которые не хотят пробовать алкоголь.

А так же на базе «Средней школы № 6 г. Минска» активно работает программа под названием «Скажи алкоголю НЕТ».

Ключевыми моментами программы являются: предоставление полной информации о вреде алкоголя на организм человека; показ механизмов влияния рекламы, сверстников, родителей и средств массовой информации на распространенность алкоголя; проведение исследовательских заданий по изучению проблем, связанных с употреблением алкоголя; моделирование ситуаций и ролевых игр [15;30].

Программа носит гибкую структуру и позволяет проводить систематическую профилактическую работу в классе и учебной группе на протяжении нескольких лет.

При реализации данной программы предусмотрены следующие формы работы:

. Помощь в организации каникулярного времени учащихся.

. Выявление детей, не посещающих занятия в школе. Выяснение и анализ причин негативного поведения учащихся.

Цель программы: уменьшить количество подростков, употребляющих алкоголь, в школе и повысить внимание учащихся и коллектива общеобразовательного учреждения к проблеме алкоголизма.

Задачи программы:

. Создать комплексную систему мер, направленную на ликвидацию алкоголизма на территории школы.

. Предоставить учащимся объективную информацию о последствиях употребления алкоголя и сформировать представления о негативном влиянии алкоголя на различные сферы жизни человека.

. Сформировать у учащихся негативное отношение к алкоголю.

. Сформировать у учащихся умения и навыки, позволяющие снизить риск приобщения к алкоголю.

. Стимулировать процесс прекращения употребления алкоголя среди школьников.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

1.  Снижение количества пьющих детей.

2.      Изменение ценностей ориентации учащихся.

.        Снижение численности детей «группы риска».

.        Повышение уровня здоровья учащихся.

.        Активное участие учащихся в спортивных кружках и секциях, соревнованиях.

.        Активное участие родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни.

Таким образом, данная программа позволяет уменьшить количество подростков, употребляющих алкоголь, и повысит внимание учащихся к проблеме алкоголизма.

2.3 Комплексная программа по профилактике алкоголизма среди подростков

Алкоголизм является одной из вредных и распространенных привычек среди молодёжи. Вред, наносимый здоровью населения алкоголем, усугубляется особенностями экологической обстановкой. Кроме нанесения непоправимого вреда здоровью, но ещё и эта зависимость препятствует формированию у детей, подростков, юношей и девушек, адекватных возрасту поведенческих установок на здоровый образ жизни, замедляет личностный и нравственный рост.

Детский алкоголизм - многогранная и многоаспектная проблема. Ею занимаются представители многих областей знания: психологи, психотерапевты, наркологи, социологи, палеологи, педагоги и другие [20;37].

Алкоголь страшен не только тем, что он разрушает здоровье подростка: он способствует саморазрушению личности, искажению ее взаимоотношений с другими людьми, разрыву всех социальных связей, связывающих ее с миром, потере человеческого облика. Что касается профилактики подросткового алкоголизма, то она подразделяется:

. Первичная профилактика алкоголизма;

. Вторичная профилактика алкоголизма;

. Третичная профилактика алкоголизма.

Первичная профилактика алкоголизма имеет своей целью предупредить начало употребления алкоголя лицами, ранее его не употреблявшими. Первичная профилактика алкоголизма нацелена, прежде всего, на детей, подростков, молодежь. Первичная профилактика алкоголизма способствует уменьшению количества людей, у которых может возникнуть алкоголизм, а её усилия направлены не столько на предупреждение алкоголизма, сколько на сохранение или укрепление здоровья.

Вторичная профилактика алкоголизма является избирательной. Она направлена на людей, которые уже попробовали алкоголь или на людей, у которых уже формируются признаки алкогольной зависимости.

Третичная профилактика алкоголизма направлена на людей зависимых от алкоголя и является преимущественно медицинской. Третичная профилактика алкоголизма имеет два направления:

. направлено на предупреждение дальнейшего злоупотребления алкоголем либо на уменьшение будущего вреда от его употребления, на оказание помощи в преодолении алкогольной зависимости;

. направлено на предупреждение рецидива у людей прекративших употреблять алкоголь.

Разрушительная сила алкоголя заставила психологов и педагогов искать ответ на вопросы, почему подростки употребляют алкоголь и как им помочь избавиться от этой привычки, насколько эффективны программы по профилактике алкоголизма.

Изучив литературу и причины подросткового алкоголизма, нами была разработана программа «По профилактике алкоголизма среди учащихся средних общеобразовательных школ».

Цель:

1.  Формирование позитивного отношения к общественным нормам и законам.

2.      Профилактика негативных тенденций в поведении учащегося;

.        Коррекция эмоционально-волевой сферы личности;

.        Развитие и закрепление позитивных форм поведения;

Направления: Ограничивать общение учащихся с лицами асоциального поведения, создавать возможности для учащегося проявлять себя, вовлекать в работу кружков и секций, искоренять и предупреждать алкоголизм среди подростков.

Данная программа предусматривает следующую работу:

1)    Изучение личностных особенностей учащихся

2)      Индивидуальные консультации с учащимися по результатам диагностики

)        Выработка рекомендаций по взаимодействию с учащимися всем участникам учебно-воспитательного процесса

)        Коррекционные занятия (беседы, консультации, тренинги и т.п.)

)        Посещение на дому с целью изучения: а) жилищно-бытовых условий; б) стиля семейного воспитания; в) сферы социального влияния.

)        Изучение сферы интересов учащегося

) Вовлечение учащегося в работу кружков по интересам, спортивных секций.

) Создание ситуации успеха во время учебных занятий, поощрение проявления инициативы учащегося

) Контроль за учебой и поведением учащегося и информирование родителей о результатах контроля

) Создание благоприятной семейной микросреды для учебы и полноценного отдыха; контроль за поведением во внеурочное время

) Изучение социостатуса учащегося в группе

) Коррекция межличностных отношений (беседы, ролевые игры и т.п.)

) Консультирование учащихся по результатам диагностики

) Профилактика асоциального поведения, цикл бесед:

·    «Законодательство РБ о правах и обязанностях несовершеннолетних»

·        «Умей противостоять негативному влиянию»

15) Индивидуальные беседы о занятости учащегося в период зимних и летних каникул

) Индивидуальные беседы инспектора ИДН Фрунзенского района по правовым вопросам

) Просвещение учащегося по программе ЗОЖ и профилактике вредных привычек, цикл бесед:

·    «Пить - здоровью вредить»

·        «Психологический аспект алкогольной зависимости»

·        «Не дай себя убить (правда об алкоголе)»

·        «Вредные привычки и их влияние на психическое здоровье».

18) Индивидуальные беседы нарколога по профилактике пьянства и алкоголизма

) Беседа с учащимися и родителями об организации летнего труда и отдыха.

Ответственными за реализацию данной программы являются:

1.   социальный-педагог

2.      пидагог-психолог

.        инспектор ИДН

.        врач-нарколог

Таким образом, данная программа поможет сформировать у подростка негативное отношение к алкоголю, узнать о его вреде, о том какой урон наносит алкоголь его организму, способствовать развитию детей в познании себя как личности; формировать правильные суждения о жизни и окружающем мире.

Выводы по 2 главе

Большинство подростков понимают, какой вред здоровью несёт за собой употребление алкоголя. Но, не смотря на это, они всё равно подвергаются пагубному влиянию окружающего мира. Это сверстники, которые таким образом проводят свободное время, это телевизионные рекламы, навязывание ребёнку с детства, что алкоголь на праздничном столе является, чуть ли не главным элементом и т.д. Всё это навязывает подростку положительное отношение к алкоголю, он считает, что это престижно и модно, а главное что таким образом он может показать, что он независим, и почувствовать себя взрослым. Но это обманчивое представление.

Социальная работа с подростками, злоупотребляющими алкоголем, должна носить комплексный характер и быть направленной не только на лечение самого подростка, но и на оздоровление всей его семьи. Важным в данной деятельности является понятие «социальная реабилитация», означающее реализацию способностей подростка-алкоголика к действиям, нормальному поведению и общению в обществе.

Работа социального педагога по профилактике алкоголя среди подростков - это комплексный подход, включающий индивидуальное изучение подростков, их социальное окружение, изучение семей. Основными направлениями являются: профилактика причин и последствий алкоголизма, организация свободного времени подростков, антиалкогольное воспитание и просвещение не только подростков, но и родителей, и педагогов школы. Формы и методы, применяемые в профилактической работе - это анкеты, опросы, беседы, лекции, тренинги, игры и т. д., взаимодействие с психологами, медицинскими работниками, правоохранительными органами, что сделает эту работу намного эффективней.

Таким образом, отечественная практика социальной работы с подростками, употребляющих алкоголь, содержит положительные примеры комплексного подхода. Сотрудничая с различными антиалкогольными фондами, общественными и религиозными организациями, государственные социальные службы осуществляют специализированные социально-психологические реабилитационные мероприятия. Но, к сожалению, эффективность данной деятельности напрямую зависит от невысокого финансирования социальных служб, нехватки квалифицированного персонала, недостаточной разработанности реабилитационных программ и условий их внедрения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог из всего выше сказанного, мы утверждаем, что подростковый возраст - один из кризисных этапов в становлении личности человека. Он характеризуется рядом специфических особенностей. Подростку важно, чтобы его взрослость была заметна окружающим. Диспропорция физического и социального созревания с явным преобладанием темпа физического развития создает дополнительные психологические трудности и во многом определяет особенности психики и поведения подростков, может привести к нарушениям поведения.

Нарушения поведения - это отклонение от нормы внешне наблюдаемых действий, в которых реализуется внутреннее побуждение человека. Нарушения поведения включают в себя отклонения в поведении здорового человека - девиантное поведение и нарушения поведения при нервно-психических заболеваниях. Девиантное, поведение обозначает отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья. Чаще всего оно выражается в противоправных действиях, игнорировании существующих требований и порядков, пьянстве, курении, сексуальной распущенности, бродяжничестве, суицидальных тенденциях.

Одной из форм девиантного поведения являются алкоголизм.

Как свидетельствует статистика, 90 % случаев хулиганства, 30 % изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40 % других преступлений связаны с пьянством.

Выделяют несколько степеней пьянства у подростков: эпизодическое редкое (5-6 раз в год), эпизодическое частое и систематическое. В последние десятилетия пьянство все шире распространяется среди подростков и юношей. Многие из них рассматривают пиво и вино как обязательный атрибут культа развлечений, а сам ритуал пьянства как проявление мужественности и независимости.

Итак, алкоголизм есть хроническое заболевание, характеризующееся патологической потребностью человека в алкоголе.

Основной категорией профилактики алкоголизма является здоровый образ жизни. Существуют два ведущих направления по искоренению пьянства и алкоголизма - корригирующее компенсирующее. Социальный опыт показывает, что проблема алкоголизма в целом решается не посредством лечение, а с позиции профилактики, которая должна осуществляться комплексом законодательных, административных, правовых и организационных мероприятий.

Работники социальной службы решают такие вопросы, как получение паспорта, восстановление на работе, бытоустройство и т.д. амбулаторная наркологическая служба решает вопросы, касающиеся также профилактического приема, работы психотерапевтических групп. Такое распределение сил и средств помогает осуществлять целенаправленное реабилитационное воздействие на больных алкоголизмом, облегчает управление реабилитационным процессом.

Алкоголизм, как правило, приводит к социальной изоляции больного. Нарушаются его семейные, трудовые и другие общественные отношения. Поэтому хотелось бы обратить отдельное внимание на важность комплекса психотерапевтических мероприятий. Психотерапия является основой любой программы реабилитации, и особую роль она играет в реабилитации больных алкоголизмом.

В практической части, полагаясь на данные социологического опросника, мы сделаем вывод, что в целом у опрошенных наблюдается двоякое отношение к алкоголю. С одной стороны люди определяют его как яд, отравляющий организм и слабость для ненормальных людей, а с другой стороны опрошенные считают алкоголь необходимым средством для расслабления, отдыха и получения удовольствия. При этом половина опрошенных понимает, что алкоголизм это прежде всего болезнь и больные алкоголизмом нуждаются в лечении. Также большинство опрошенных высказывали отрицательное отношение как к алкоголизму, так и больным, страдающим этим заболеванием.

Степень осведомленности граждан о влиянии алкоголя на физическое, умственное, психическое здоровье и развитие будущего поколения достаточно высока, поскольку большинство опрошенных согласны с мнением о пагубном влиянии алкоголя на здоровье человека и его будущее потомство.

Хуже обстоит дело со знаниями о влиянии алкоголя в сфере обучения и производственного труда. Более половины принявших участие в опросе не знают о том, что факт принятия алкоголя значительно снижает сложные мыслительные процессы и отрицательно влияет на производительность труда в последующем.

Итак, основными причинами, возникновения алкоголизма являются социальные причины и, следовательно, наиболее эффективными методами борьбы с этим заболеванием являются социальные методы, такие как профилактика, реабилитация и социально-психологические методы, что и подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Алексеева, И.А. Дети риска / И.А. Алексеева. - СпБ.: Питер, 2002. - 202

2.      Баранов, А.А. Табакокурение детей и подростков: гигиенические и медико-социальные проблемы и пути решения / А.А. Баранов. - М.: Литтерра, 2007. - 216 с.

.        Борисевич, А.Р. Исследовательская работа социального педагога / А.Р. Борисевич, В.Н. Пунчик. - Мн: Красико-Принт, 2008. - 128 с.

.        Володин, Н. Будут ли наши дети курить меньше нас? / Н. Володин // Здоровье. - 2001. - № 2. - С. 2 - 3.

.        Гайс, Ф. Психология подростков и юношеского возраста / Ф. Гайс. - СпБ: Питер, 2000. - 656 с.

.        Галагузова, М.А. Социальная педагогика / М.А. Галагузова. - М.? Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 416 с.

.        Деева, Е.И. Управление деятельностью по предупреждению асоциального противоправного поведения / Е.И. Деева // Классный руководитель. - 2002. - №3. - С. 141 - 143.

.        Захаров, Ю.А. Подростки «группы риска» / Ю.А. Захаров // Воспитание школьников. - 2000. - №4. - С. 29 - 36.

.        Змановская, Е.В. Девиантология: Психология отклоняющего поведения / Е.В. Змановская. - М.: Академия, 2003. - 346 с.

.        Иванцова, А.А. Социальный педагог и инспектор по делам несовершеннолетних / А.А. Иванцова // Воспитание школьников. - 2000. - №8.. - С. 12 - 16

.        Касаткина, Н.А. Формы взаимодействия учителя с родителями в средней школе / Н.А. Касаткина. - Волгоград: Учитель, 2006. - 94 с.

.        Клейберг, Ю.А. Практикум девиантологии / Ю.А. Клейбург. - СПб.: Речь, 2007. - 144 с.

.        Кузнецова, Л.П. Основные технологии социальной работы / Л.П. Кузнецова. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002.- 92 с.

.        Левко, А.И. Социальная педагогика: учеб. пособие / А.И. Левко. - Мн.: УП «ИВЦ Мифика», 2003. - 341 с.

.        Наумчик, В.Н. Социальная педагогика: Проблема «трудных» детей: Теория. Практика. Эксперимент / В.Н. Наумчик, М.Л. Поздникова. - Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2005. - 400 с.

.        Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 480 с.

.        Панина, Г. Профилактика вредных зависимостей у детей: психолого-педагогический подход / Г. Панина, К. Пимекян // Воспитание школьников. - 2001. - №9. - С. 54 - 60.

.        Рожков М.И. Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным поведением / М.И. Рожков. - М.: Гуманит, изд. центр Владос, 2001. - 240 с.

.        Рудакова, И.А. Девиантное поведение / И.А. Рудакова, Н.Ю. Фальчевская. - Росток-на-Дону: Феникс, 2005. - 156 с.

.        Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. - М.: Просвещение, 2001. - 389 с.

21.   Сизанов, А.Н. Жизнь без табака / А.Н. Сизанов, Н.И. Поплавский, В.А. Хриптович. - 2-е изд. - Мн.: Харвест, 2004. - 528с.

22.    Сирота, Н.А. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, И.И. Хажилина. - М.: Генезис, 2001. - 296 с.

.        Татаринова, Н.М. Педагогическая диагностика социальной адаптации учащихся с отклоняющимся поведением / Н.М. Татаринова // У дапамогу педагогу. Сацыяльна-педагагічная работа. - 2009. - № 3. - С. 12 - 18.

.        Торкова, Л.В. Профилактика противоправного поведения школьников: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / Л.В. Торкова, И.А. Царик, А.С. Чернявская. - Мн.: Нац. ин-т. образования, 2009. - 120 с.

.        Фомин, А.Б. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / А.Б.Фомин. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 128

.        Шакурова, М.В. Социальное воспитание в школе / М.В. Шакурова, А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2004. - 402 с.

.        Шереги, Ф.Э. Девиации подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция / Ф.Э. Шереги. - М.: Центр социологических исследований, 2001. - 348 с.

.        Шишковец, Т.А. Справочник социального педагога / Т.А. Шишковец. - М.: Вако, 2005. - 208 с.

.        Шпейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шпейдер. - М.: Академический проект; Трикста, 2005. - 336 с.

.        Яркина, Т.Ф. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт / Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова. - М.: Академия, 2003. - 390

31.   Березина С.В., Предупреждение подростковой и юношеской наркомании и алкоголизма. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. С.256.

32.    Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм у подростков.М: Издательский центр «Академия»,2001.С.144.

.        Личко А.Е., Предупреждение подростковой и юношеской наркомании.2000.

.        Макеева А.Г.Педагогическая профилактика наркомании в школе. М.2000.С.149.

.        Максимова Н.Л. Психологическая профилактика алкоголизма у

.        несовершеннолетних: Учеб. пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2000.

.        Митюхляев А.В. Ранний алкоголизм. Архангельск: Изд-во АГМА, 1999. С.306.

.        Савченков В,В. Употребления алкоголя подростками. М.Психология.2000.С.30-33

.        Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Программа формирования здорово-жизненного стиля. - М, 2000.С.165.

.        Углов Ф.Г. Потребление алкоголя - социальная проблема. Соратник №10.2001.С.3.

.        ШиповаН. Алкоголизм и революция. Антология социальной работы. Коровин А.М. Последствия алкоголизма и общественная борьба с ним. М.,1896.;Сикорский И.О. О влиянии спиртных напитков на здоровье и нравственность населения России. Киев 1899.

Приложение

Тест - опросник для подростков средних общеобразовательных школ

Пол:__________ Возраст:________

1.   Как ты считаешь: употреблять алкоголь - это вредно?

·    Конечно, вредно

·        Не очень вредно

·        Затрудняюсь ответить

2.   В Вашей семье употребляют алкоголь?

·    Да, пьёт отец

·        Да, пьёт мать

·        Пьёт бабушка

·        Пьёт дедушка

·        Никто не пьёт

3.   А Вы пробовал алкоголь?

·    Выпиваю регулярно

·        Не пью и не собираюсь пробовать

·        Один или несколько раз

4.   Когда Вы впервые попробовали алкоголь?

·    Мне ещё не было и 10 лет

·        В 10-13

·        В 14-16

·        Никогда не пробовал(ла)

5.   Когда Вы впервые попробовали алкоголь, что при этом испытывали?

·    Улучшение настроения

·        Агрессию

·        Не помню

·        Никогда не пробовал

·        Затрудняюсь ответить

6.   Почему Вы начали пить?

·    Чтобы не отличаться от других

·        Ради удовольствия

·        Чтобы поднять тонус, улучшить настроение

·        Под влиянием окружающих

·        Это казалось эффектно

7.   Ухудшается ли Ваше самочувствие от алкоголя?

·    Да, ухудшается

·        Нет, не ухудшается

·        Затрудняюсь ответить

·        Не помню

8.   Знают ли родители, что Вы употребляете алкоголь?

·    Да, знают

·        Нет, не знают

·        Не пью

9.   Откуда ты берешь деньги на алкоголь?

·    Экономлю

·        Собираю

·        Зарабатываю

·        Угощают

·        Я их не беру

·        Не пью

10. Хотите ли Вы бросить пить (выпивать)?

·    Да, хочу

·        Нет, не хочу

·        Затрудняюсь ответить

·        Не пью

11. Пытались ли Вы бросить пить?

·    Да

·        Нет

·        Не пью

12. Что нужно людям, чтобы бросить пить?

·    Помощь врачей

·        Точные знания о вреде алкоголя

·        Изменение образа жизни

·        Дефицит алкоголя

·        Занятия физкультурой и спортом

·        Специальное лекарство, препараты

·        Помощи психотерапевта

·        Иглоукалывание

·        Нужно желание бросить

·        Требуется сильная воля

·        Бросят, если заболеют

Похожие работы на - Подростковый алкоголизм как проблема социальной работы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!