Организационные модели социальной экспертизы и их практическое применение в социальной работе

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,83 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организационные модели социальной экспертизы и их практическое применение в социальной работе














КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Организационные модели социальной экспертизы и их практическое применение в социальной работе

Введение

Современная политика и управление испытывают потребность в широком спектре научно-технической, экономической, социальной, правовой и прочих видов специализированной экспертизы. Целью проведения этих экспертиз является поиск оптимального решения той или иной задачи, соответствующей заданным приоритетам и критериям. На этой основе экспертиза сама становится значимым социальным и политическим институтом.

В ряду прочих видов экспертиз особое место занимает социальная экспертиза. Связанная с социальными объектами и проблемами, она получает широкое применение ввиду широкого круга различных управленческих решений, имеющих явные и скрытые социальные последствия. Социальная экспертиза соответствует всему многообразию целей, объектов, методов и средств социальной политики, и поэтому она выходит за отраслевые рамки социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальное обеспечение, социальное обслуживание, пенсионное обеспечение и пр.). К вопросам социальной политики кроме отраслей социальной сферы относятся уровень и качество жизни населения, гендерные и семейные отношения, занятость, природоохранная деятельность и пр. Все эти стороны жизни общества находятся под воздействием разного рода общественных новаций, изменений, преобразований и связанных с ними управленческих решений, принимаемых на разных уровнях, в том числе и за рамками социальной политики. Общая задача социальной экспертизы состоит в том, чтобы оценивать воздействие политических, технических, экономических, социальных новаций на положение населения в целом или его отдельных социальных групп.

Несмотря на широкое применение и востребованность социальной экспертизы, ее методологическое и методическое оформление, а также нормативное и правовое обеспечение в нашей стране находятся все еще в стадии разработки. Многие вопросы носят дискуссионный характер или имеют весьма фрагментарную практическую проработку.

Данная контрольная работа построена на изучении основ социальной экспертизы как инструмента совершенствования управления социальной сферой, а также на формировании определенных практических навыков в организации социальной экспертизы и использовании её результатов.


1. Социальная экспертиза: понятие, цель, объекты и предметная область

Социальная экспертиза - это исследование, основанное на экспертных оценках, трудно формализуемой задачи, касающейся хода реализации и социальных последствий деятельности людей и организаций, в том числе программ и проектов, а также конкретных социальных ситуаций с целью формирования исходных материалов для принятия, контроля реализации и корректировки управленческих решений, сообразуясь с общественными интересами и приоритетами социальной политики.

Цель социальной экспертизы - установление соответствия деятельности органов государственной власти и других социальных институтов социальным интересам граждан и задачам социальной политики, а также формирование предложений относительно достижения этого соответствия.

Цели и задачи социальной экспертизы не могут быть безграничными, иначе ее проведение потеряет практический смысл. Установление соответствия деятельности органов государственной власти и других социальных институтов социальным интересам граждан и задачам социальной политики должно быть социальным итогом экспертизы. Если бы эксперты рассматривали все возможные ситуации, в которых затрагиваются социальные интересы людей, то огромный объем деятельности и ее неопределенность поставили бы их в крайне затруднительное положение. Поэтому необходимо уточнить цель социальной экспертизы, сформулировав конкретные задачи, которые она призвана решать:

дать аргументированное заключение о соответствии нормативных правовых актов и деятельности органов государственной власти, решений и деятельности органов местного самоуправления и т.д. положениям социальной политики;

выявить положения документов или факты деятельности, которые могут иметь негативные социальные последствия, и оценить возможные масштабы таких последствий;

оценить на предмет соответствия законным интересам граждан проекты нормативных правовых актов, социальные проекты и программы и представить вывод о целесообразности и допустимости их реализации;

внести предложения по решению возникшей социальной проблемы.

Итак, социальная экспертиза проводится, прежде всего, в том случае, когда нужно оценить позитивные или негативные последствия принятия нормативных правовых актов и других управленческих решений, а также когда предстоит принимать такие акты и решения по подготовленным проектам.

В социальной сфере существует ещё одна область использования экспертизы, имеющая отношение к реализации тех или иных управленческих решений, но весьма специфическим образом. Различные экспертизы, такие как социально-медицинская, криминалистическая, судебно-медицинская, искусствоведческая и т.д., осуществляются для удостоверения соответствия объекта экспертизы некоторым заранее определённым критериям, которые являются предпосылками для применения к ним(объектам) предусмотренных данным управленческим решением мер. Так, присвоение гражданину по результатам социально-медицинской экспертизы определённой группы инвалидности позволяет ему претендовать на получение льгот в социально-бытовой сфере жизнедеятельности, на непосредственное получение выгод от реализации соответствующих социальных программ. Данные экспертизы реализуют преимущественно диагностические функции, нацеленные на решение аттестационных, инспекторских задач. При этом заранее определены и процедуры, и показатели, и критерии оценивания исследуемых явлений.

Потенциально к объектам социальной экспертизы можно отнести объекты различной природы, на различных географических уровнях и в различных областях деятельности, которые отражают причины и следствия, состояние и динамику социального развития. Поскольку социальные эффекты являются неотъемлемой частью реализации общественной деятельности во всех её областях, данному условию отвечает широкий круг объектов. Обобщая, к ним можно отнести формы, институты, процессы, проект ы (различного масштаба и профиля) деятельности людей, прямо или косвенно подразумевающие социальные изменения (эффект ы), а также самих людей в системе множества выполняемых ими социальных ролей, их различные общности, реализующие и воспринимающие социальные изменения.

Но такая широкая трактовка объектов социальной экспертизы приводит к закономерному выводу о том, что многие из названных объектов являются одновременно объектами иных экспертиз: технической, экологической, экономической, правовой и т.д. которые исследуют зачастую аналогичные объекты, но с точки зрения соответствия требованиям и ограничениям развития в иных сферах общественного развития. Отсюда особенности социальной экспертизы как отдельного вида экспертизы связаны не столько со спецификой объектов исследования, сколько со спецификой его предметной области.

Таким образом, предметной областью социальной экспертизы являются социальные эффекты (социальное воздействие) развития текущих социальных процессов и реализации управленческих решений в их взаимосвязи, включая восприятие общественностью принятых управленческих решений.

Иначе говоря, предметная область социальной экспертизы связана с исследованием вопросов, предотвращающих или направленных на преодоление разрывов (несоответствий и противоречий, чреватых возникновением конфликтных ситуаций, социальной напряжённости) между нормативно-правовым и организационно-управленческим обеспечением управления в социальной сфере и реальностями жизни в контексте изучаемого объекта.

Например, экологическая экспертиза (хозяйственных проектов, градостроительных планов и т.д.) рассматривает проекты с точки зрения воздействия на природную (в т. ч. искусственную) среду. Правовая экспертиза оценивает нормативные акты, включая планы, программы развития, с точки зрения соответствия законодательству и нормам законодательной деятельности.

Исходя из функционального назначения социальной экспертизы в управленческом цикле, общей целью её проведения является оптимизация управленческих решений на основе сопоставления потенциального и реального социального эффекта управленческого решения, степени его соответствия социальным интересам граждан и приоритетам социальной политики (общественным интересам) и формирование предложений по установлению должного соответствия.

2. Базовые организационные формы социальной экспертизы

Различие задач, которые ставятся перед социальной экспертизой в каждом конкретном случае управленческой практики, а также различие её ресурсного обеспечения (финансового, материально-технического, информационного, кадрового и т.д.) обусловливают разнообразие используемых организационных моделей социальной экспертизы. В литературе они систематизируются в три базовые модели: «Рецензия», «Мониторинг», «Проект».

2.1 Рецензия

экспертиза организационный социальный

Рецензирование в организационном отношении - наиболее традиционная форма экспертной оценки, включающая:

заказ на рецензию лицу (организации), выступающему в качестве эксперта;

предоставление эксперту материалов, подлежащих рецензированию;

принятие итогового документа - рецензии и соответствующие действия: одобрение и последующее завершение отношений с рецензентом (оплата рецензии, предоставление слова при обсуждении документа, решение авторско-правовых вопросов и т.д.); отправка рецензии эксперту на переработку или доработку; перезаказ рецензии другому эксперту.

Рецензия - простое и наименее затратное экспертирование документа, но оно не содержит всех преимуществ экспертной работы и может ввести орган, принимающий решения, в заблуждение относительно истинного положения дел или перспектив доработки документа.

В рамках данной модели может быть предусмотрен компенсирующий эти недостатки вариант:

рецензия заказывается нескольким не связанным между собой экспертам, причем заказ содержит перечень требований, включая формулировку вопросов, на которые эксперты должны ответить обязательно и однозначно;

рецензии принимаются без каких-либо ограничений относительно качества, кроме пунктов, оговоренных в техническом задании;

тексты рецензий обрабатываются социологическими методами, принятыми при обработке документальных источников, специально привлеченными специалистами, перед которыми не ставятся собственно экспертные задачи;

итоги вторичной обработки экспертных оценок составляют акт экспертизы, рассматриваемый органом, заказавшим экспертное исследование.

Данная модель экспертной работы традиционно широко используется при анализе текстов (документов). В её основе лежит получение отзыва специалиста на материалы, отражающего их положительные и отрицательные характеристики и содержащего общий вывод.

Особенностью рецензирования как формы социальной экспертизы, используемой в управленческом цикле обоснования, принятия и реализации управленческих решений, состоит в том, что она представляет собой разработку заключения, содержащего обязательные ответы на вопросы, поставленные в задании на экспертизу.

Основными и весьма значимыми достоинствами рецензии как организационной модели экспертизы являются простота и дешевизна. Но, при этом, она имеет ряд недостатков, прежде всего, в случае использования одного рецензента (особенно индивидуального эксперта). В этом случае ярко проявляется опасность субъективизма экспертных оценок и риск полагаться на мнение одного специалиста. В меньшей степени этот недостаток проявляется в случае передачи документа (проекта) на рецензирование коллективному эксперту - организации, т.к. в последнем случае предусматривается (но часто выполняется формально) процедура обсуждения экспертного заключения.

С другой стороны, простота организации создаёт видимость «ненужности» организатора экспертизы. В результате, возрастает опасность неквалифицированного и тенденциозного подбора эксперта.

Основным способом нивелирования недостатков данной организационной модели является привлечение нескольких экспертов, позволяющих обеспечить стереоскопичность оценок за счёт их принадлежности к разным научным школам, обладания разным опытом, представлениями о разном контексте решения проблемы.

Но здесь возникает проблема формирования единого экспертного заключения. Способом разрешения этой проблемы может стать разработка задания на рецензию, в котором формулировка обязательных вопросов, дизайн экспертных оценок обеспечат совместимость последних. Такая схема организации социальной экспертизы требует вторичной обработки результатов экспертных оценок социологическими методами для формирования общего заключения. В этом случае существенно возрастают и усложняются функции по организации совместной деятельности участников экспертизы и, в частности, участников процесса производства экспертного заключения, что делает актуальным использования позитивного потенциала роли организатора.

Модель «Рецензия» широко используется при оценке разработанных управленческих решений на стадиях их утверждения (в т. ч. выбора среди альтернативных проектов и конкурсного отбора), реализации и завершения. В качестве своеобразной формы данной модели экспертизы может рассматриваться и консультирование, отличительной чертой которого является распространённое отсутствие письменного текста заключения.

2.2 Мониторинг

Если проведение социальной экспертизы требует регулярное исследование в связи с установленной периодичностью (в т. ч. этапов оценивания хода реализации проекта на степень отклонения от заданных параметров) или в связи с наступлением событий одного порядка (например, появление каждого нового проекта нормативного акта), то применяется организационная модель социальной экспертизы «Мониторинг».

В данном случае может быть использована следующая последовательность действий:

принимающий решения орган заключает договор об экспертизе в порядке мониторинга, в соответствии с которым он становится (на оговоренный срок) клиентом подрядившегося эксперта (или используется более правильная в организационном отношении схема: заказчик-организатор - исполнитель, - о чем будет сказано позже);

эксперт разрабатывает стандартную схему мониторинга, которую автоматически применяет в том или ином временном режиме (например, при появлении каждого проекта соответствующего правового акта или каждого социального проекта, представленного на рассмотрение принимающего решения органа, либо ежеквартально вне зависимости от того, появляется ли новый повод для проведения социальной экспертизы);

эксперт представляет органу, принимающему решения, итоги исследования, проведенного в порядке мониторинга, по стандартной форме, предполагающей, в том числе сравнение данных результатов с более ранними результатами, полученными в том же порядке.

Применение модели «Мониторинг» может быть эффективным, если экспертом является научное учреждение или подразделение, квалификация сотрудников или партнеров которого позволяет рассчитывать на высокое качество экспертной оценки однородного, но довольно обширного материала. В рамках мониторинга экспертная оценка используется наряду с другими исследовательскими технологиями.

Применение мониторинга малоэффективно, если характер решаемых задач различен и не сводится к модели общества, ограниченной лишь некоторыми параметрами. Другая особенность мониторинга - выявление его эффективности лишь после накопления достаточного материала для сравнения изучаемых явлений или процессов.

Несмотря на то, что проведение экспертизы в указанной организационной форме может базироваться на документальных данных, часто требуется дополнительная качественная информация. Так, оценка результатов программ медицинских услуг (промежуточных, сразу после завершения, отдалённых) помимо анализа статистической отчётности, должна дополняться оценкой качества услуг и удовлетворённости потребителей.

Основным преимуществом данной модели является накопление и сравнение информации и на этой основе выявление динамики развития, которое обусловливает специфическую особенность данной модели - она выявляет свою эффективность со временем, когда накапливается достаточная информационная база для сравнений. Эта особенность обусловливает высокую стандартизированность методики исследования, включая допустимую с точки зрения обеспечения обоснования управленческого решения возможность ограничения числа параметров оценки процессов.

Работа по данной модели требует более многочисленный состав исполнителей (как правило, научное учреждение или подразделение), который обладает ресурсами (в т. ч. компетенцией) работы с обширным материалом.

Например, мониторинг результативности услуг здравоохранения представляет собой периодический процесс сбора информации с целью определения того, насколько эффективно реализуются программы оказания медицинской помощи на различных уровнях, какие при этом происходят изменения и какие издержки сопряжены с указанными процессами (т.е. предполагает установление взаимосвязи между конечными или промежуточными результатами и произведёнными действиями). Мониторинг должен проводиться регулярно, например, ежемесячно, ежеквартально или ежегодно. Это позволит управляющим органам совершенствовать процесс планирования стратегических решений и корректировать проводимую политику в случае возникновения ошибок, различных ограничений и т.д.

Задача мониторинга состоит в отслеживании изменений, которые происходят с течением времени в ресурсах, процессе и конечных результатах, при помощи ведения учётных записей, создания системы регулярной отчетности, а также проведения исследований среди поставщиков и получателей медицинских услуг.

Результаты мониторинга медицинских услуг необходимы для принятия управленческих решений в сфере здравоохранения. Мероприятия, показавшие свою результативность, могут воспроизводиться в рамках новых медицинских программ, а действия, которые не привели к положительным результатам, могут быть в будущем пересмотрены.

2.3 Проект

Эта модель экспертного исследования используется при решении группы смежных задач, в которой экспертная оценка приобретает инструментальное значение как основа проектирования желаемых общественных состояний и тенденций.

В наиболее общей форме модель «Проект» предусматривает следующие этапы:

-осознание заказчиком наличия проблемы и желание ее разрешить;

-постановка заказчиком задачи проведения социальной экспертизы перед организатором;

-осмысление организатором задачи и выбор адекватной организационной схемы решения, составление предложений заказчику, включая бизнес-план;

-проработка предложений организатора с заказчиком, принятие заказчиком решения относительно проведения экспертизы, включая порядок и гарантии финансового, материально-технического, информационного обеспечения, а также условия одобрения экспертного заключения (уровень минимальных требований);

-привлечение организатором эксперта, постановка задачи, договор относительно условий труда эксперта и вознаграждения по итогам работы (включая вопросы авторского права), подписание договора организатором и экспертом;

-работа организатора по переструктурированию эксперта в смысле раскрытия его резервов для решения творческих задач, работа эксперта в творческом режиме;

-оформление результатов творческой работы без унификации понятийной среды и ориентации на требования к интерфейсу;

-переработка итогов экспертом (уплотнение информации и систематизация выводов);

-обработка организатором полученного от эксперта результата в соответствии с приемлемым интерфейсом (в том числе путем привлечения к работе специалиста по преобразованиям текстов в соответствии с принятым у заказчика интерфейсом);

Эта организационная модель социальной экспертизы представляет собой развёрнутое экспертное исследование, направленное на решение комплекса задач, связанных с формированием желаемых состояний или тенденций развития общества на его разных уровнях. Базируется на исследовании проблемных ситуаций. Иначе говоря, в данной модели экспертные оценки служат для реализации комплексной по своей природе проектировочной функции экспертизы.

Следует указать на возможность использования комбинации разных организационных форм экспертизы, исходя из конкретных задач и имеющихся ресурсов аналитических исследований.

3. Функции социальной экспертизы

Область практического использования социальной экспертизы (ситуации и этапы управленческого цикла), её прикладное значение хорошо иллюстрируются перечнем функций, которая она исполняет в процессе управления. Исходя из общей целевой направленности многочисленные и разнообразные функции социальной экспертизы можно объединить в три группы:

. Информационные функции (восполняющие недостаток и / или генерирующие новую информацию о социальных процессах, подвергающихся регулированию управленческим воздействием):

диагностическая функция - анализ и диагноз состояния объекта на момент проведения социальной экспертизы. Направлена на выявление проблемных областей, формируемых отклонениями фактических характеристик текущего состояния и вектора развития от желательных или

нормативных на основе сопоставлений с социальными критериями или запланированными промежуточными и итоговыми социальными эффектами реализации управленческих действий (проектов); установления социальных сил и общностей, чьи интересы затрагиваются развитием социального объекта. Данная функция может выполняться как до принятия решения, так и во время, и после его реализации.

информационно-контрольная функция - исследование достаточности и достоверности информации о социальном объекте и его окружении, а в случае её отсутствия или искажения - коррекция информации.

прогностическая функция - выявление возможных состояний социального объекта в кратко-, средне- и долго-срочной перспективе, сценарии их достижения, учитывающие социальные издержки, в т. ч. связанные с нарушением интересов «внешних» по отношению к объекту социальных сил и общностей.

проектировочная функция - разработка рекомендаций по решению управленческой задачи: конструирование желаемого варианта решения социальной проблемы, исходя из намечаемых целей и с учётом доступных ресурсов, или развитие исследуемых управленческих проектов, основанное на выявлении дополнительно потенциальных возможностей и проблем, а также неиспользованных ресурсов.

. Управленческие функции - обеспечивающие процесс принятия и реализации управленческого решения по разработанным проектам:

оценочная функция - представляющая аргументы для принятия и корректировки управленческого решения по разработанным документам и промежуточным результатам их реализации на основе установления меры соответствия интересам людей, попадающих под их воздействие.

арбитражная функция - обоснование лучшего выбора среди альтернативных решений или согласование позиций в случае возникновения конфликтных интересов в ходе разработки и реализации управленческих решений.

. Поддерживающие функции - обеспечивающие благоприятное восприятие предпринимаемых управленческих усилий социальными силами и общностями, чьи интересы затрагиваются проектом:

защитная функция - предоставляет аргументы (включая авторитет экспертов) в противостоянии давлению внешних сил (решениям или проектам решений выше- и нижестоящих органов, других участников социального управления).

легитимная функция - создание условий для общественного или/и административного признания проекта, поддержки проекта и его дальнейшего распространения.

Следует отметить, что названные функции можно разделить на простые и комплексные.

Простые функции - те, которые могут использоваться автономно (например, диагностическая, информационно-контрольная).

Сложные (комплексные) функции - те, которые включают в себя комплекс процедур, соответствующих реализации иных функций, например, выполнение прогностической функции имеет неотъемлемым внутренним моментом своей реализации проведение диагностики, а проектировочная, соответственно, осуществление прогностической и диагностической функций.

В настоящее время достаточно широко используется оценочная функция социальной экспертизы (по разработанным управленческим проектам). При этом актуальными направлениями развития практики социальной экспертизы становится её более активное использование как инструмента:

 социального проектирования (в государственной и негосударственной сфере), которое сегодня становится ведущей процедурой социального управления;

 конкурентного распределения ресурсов, в т. ч. государственных, для усиления целевой направленности их использования.


Заключение

В данной контрольной работе рассматривалась социальная экспертиза, которая в ряду прочих видов экспертиз занимает особое место. Связанная с социальными объектами и проблемами, она получает широкое применение ввиду широкого круга различных управленческих решений, имеющих явные и скрытые социальные последствия.

Общая задача социальной экспертизы состоит в том, чтобы оценивать воздействие политических, технических, экономических, социальных новаций на положение населения в целом или его отдельных социальных групп. Несмотря на широкое применение и востребованность социальной экспертизы, ее методологическое и методическое оформление, а также нормативное и правовое обеспечение в нашей стране находятся все еще в стадии разработки.

Организационные модели социальной экспертизы в работе рассмотрены как инструмент совершенствования управления социальной сферой. Показаны основные положения в организации и методическом обеспечении социальной экспертизы, выявлено её место в управлении, т.е. как с точки зрения её использования на отдельных этапах разработки, принятия и реализации управленческих решений, так и с точки зрения значимости применения социальной экспертизы для повышения обоснованности и результативности этих решений.

Область практического использования социальной экспертизы её прикладное значение в контрольной работе иллюстрируются перечнем функций, которые она исполняет в процессе управления.

Разнообразие используемых организационных моделей социальной экспертизы обусловлено различием задач, которые ставятся перед социальной экспертизой в каждом конкретном случае управленческой практики, а также различие её ресурсного обеспечения (финансового, материально-технического, информационного, кадрового и т.д.) и отражено в трёх основных организационных моделях описанных в данной контрольной работе.


Список использованных источников

экспертиза организационный социальный

1 Власова Т.В., Сущинская М.Д..Социальная экспертиза: Учебное пособие. - СПб.: Изд-воСПбГУЭФ, 2009. - 152 с.

Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб. пособие. - 7-е изд., - М.: Изд-во Московского гуманитарного университета: Флинта, 2007. с. 173-с197.

Технология социальной работы: Учеб. пособие. / Под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2003. с. 84 - с. 94

МЕТОДЫ и Технологии социальной работы: Курс лекций - Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2010.с. 49 - с. 52

Похожие работы на - Организационные модели социальной экспертизы и их практическое применение в социальной работе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!