Методы социологического исследования
ВВЕДЕНИЕ
Социология
- это наука <#"599128.files/image001.gif">
Рис. 1.2
2.4 АНКЕТИРОВАНИЕ
При анкетировании возможны следующие способы общения с опрашиваемыми:
§ анкетирование путем публикации вопросника в газете, журнале,
книге (прессовое);
§ путем раздачи анкет группе респондентов.
В зависимости от цели анкетирование может быть проведено по месту
жительства и по месту работы респондентов.
Например, для оценки эффективности деятельности муниципальных органов в
области организации сферы услуг анкетирование целесообразно проводить по месту
жительства.
Анкета представляет собой структурно организованный набор вопросов,
каждый из которых отражает программные и процедурные задачи исследования.
В каждой анкете есть вводная часть, содержащая обращение к респонденту с
пояснением цели и необходимости анкетирования, краткой характеристики ожидаемых
результатов и их полезности. Указывается степень анонимности опроса.
В анкете должна быть выражена благодарность респонеденту за ответы на
поставленные вопросы.
Требования к анкете:
§ необходимо дать инструкцию по заполнению анкеты;
§ на титульном листе анкеты должно быть название, отражающее
тему или проблему опроса, название организации, проводящей анкетирование, место
и год издания;
§ вопросы и варианты ответов следует выделять шрифтом, цветом,
рамками, стрелками. Текст анкеты должен легко читаться.
Включаемые в анкету вопросы классифицируются по различным основаниям. В
зависимости от отношения к цели исследования различают программно-тематические
(содержательные, результативные) и процедурные (функциональные) опросы.
По предметному содержанию выделяют вопросы: о фактах; знаниях; мнениях,
установках, мотивах поведения.
По степени стандартизации вопросы делятся на закрытые, полузакрытые и
открытые.
Закрытые вопросы могут быть: дихотомическими («да-нет»); альтернативными
и «вопросами-меню».
.5 ИНТЕРВЬЮ
Интервью является специфическим видом опроса. Чаще его применяют при
пилотажном пробном исследовании для организации выборок на объектах сложной
структуры (предприятия, организации).
Вопросник интервьюер заполняет при непосредственном контакте с
респондентом на основании ответов последнего.
Личное интервью бывает индивидуальное и групповое. Этот метод является
дорогостоящим, но он позволяет оптимизировать опрос за счет установления
доброжелательных взаимоотношений. Поэтому интервьюеры должны проходить
психологическую (коммуникативную) подготовку.
Телефонный опрос предполагает краткость беседы, которая не допускает
личные и деликатные вопросы. Таким образом, такой опрос позволяет получать
информацию в ограниченных тематических рамках.
Опрос с помощью почтовых писем является дешевым, но требует четкого
определения вопросов. Кроме того, адресаты могут не ответить на поставленные
вопросы.
Социально-статистическая диагностика позволяет получить мнение о
различных социально-экономических преобразованиях, работе государственных и
муниципальных органов управления, влиянии телевидения на молодежь и другие
группы населения. [8]
2.6 ЭКСПЕРИМЕНТ
Экспериментальный метод развивался преимущественно в естествознании.
Именно там он получил определение своих методологических основ.
Применение экспериментального метода при изучение социальных процессов
связано с целым рядом трудностей. Тем не менее необходимость его применения ни
у кого не вызывает сомнений. Она возникает тогда, когда необходимо решить
задачи, связанные с реакцией какой-либо группы на вводимые факторы, если эти
задачи не могут быть решены другим способом.
Следует обратить внимание, что экспериментально могут быть изучены,
во-первых, только те объекты, экспериментальное управление которыми не приведет
к нарушению функционирования самой системы.
Во-вторых. Те объекты, которые в случае отрицательного результата дадут
минимум потерь.
Социальный эксперимент - это способ получения информации о количественном
и качественном изменении показателей деятельности и поведения объекта в
результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов.
Основная цель эксперимента- проверка тех или иных гипотез, результаты которых
имеют прямой выход на практику. Пример С.Э. - двухгодичный эксперимент в
Самаре, целью которого являлось - решение конфликтов в социальной сфере без
обращения в суд.
Общая логика эксперимент заключается в том, чтобы при помощи выбора
некоторой экспериментальной группы и помещения ее в необычную экспериментальную
ситуацию ( под воздействием определенного фактора) проследить изменение
интересующих исследователя характеристик, которые могут быть названы
контрольными.
Эффективность применения экспериментального метода зависит от ряда
факторов:
применение социального эксперимента обязательно должно способствовать
приросту знаний;
условия эксперимента, его структура не должны нарушать основополагающих
принципов исследуемого объекта;
эксперимент должен быть управляемый.
2.7
ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
<http://murzim.ru/nauka/sociologija/25075-vidy-socialnogo-eksperimenta.html>
По специфике исследовательской задачи, эксперименты бывают:
научными;
эксперимент как способ апробирования определенной идеи, опыта в области
решения задач по непосредственному управлению общественными процессами.
По характеру экспериментальной ситуации эксперименты подразделяются на
полевые и лабораторные.
По характеру логической структуры доказательств эксперименты делятся на
параллельные и последовательные.
Важнейшими нормативными требованиями эксперимента являются:
четкая ориентация на гипотезы исследования;
высокий уровень познания и описания исследуемого объекта;
строгий контроль за ходом эксперимента;
воспроизводимость эксперимента, т.е. возможность его повторения.
3. СОЦИОМЕТРИЯ
Социометрические
методы используются для исследования структуры межличностных отношений в малых
социальных группах путем опроса каждого члена группы
<http://socialworkstud.ru/konspekt-po-socziologii/111-malye-gruppy-osnova-obshhestva.html>
о сделанном им по тем или иным социометрическим критериям выборе других членов
группы и обработки этой эмпирической информации.
В
результате исследования могут быть оценены степень сплоченности (разобщенности)
группы, относительный авторитет членов группы, т.е., выявлены лидеры и «отверженные»,
а также обнаружены сплоченные внутригрупповые образования (подсистемы) и их
возможные неформальные лидеры.
Социометрические
методы исследования применимы к реально существующим малым социальным группам
(от 5 до 25, обычно 10-15 человек), имеющим достаточно длительный (от полугода)
опыт совместной групповой жизни.
Социометрические методы были предложены в 30-х годах
XX в. Дж. Морено в рамках развиваемой им теории социометрии. Суть этой теории
основывается на утверждении того, что социальные системы являются
притягательно-отталкивающе-нейтральными, включающими в себя не только
объективные, внешне проявляемые отношения (макроструктура), но и субъективные,
эмоциональные отношения, часто внешне никак не проявляяющиеся (микроструктура).
С
появлением социометрии стало возможным количественное измерение эмоциональных
отношений (симпатии, неприязнь, безразличие) в малых социальных группах,
которые затем отражались в виде социальных матриц, индексов, графов. По Морено
эмоциональные отношения людей в группах представляют атомистическую структуру
общества
<http://socialworkstud.ru/lekczii-po-disczipline-socziologiya/383-socialnaya-struktura-obshhestva.html>,
которая не- доступна простому наблюдению и может быть выявлена только с помощью
социальной микроскопии. Социометрия положила начало разработке теоретических и
практических основ микросоциологии.
Прикладная
социометрия в виде специальной техники опроса и обработки эмпирической
информации была разработана в исследованиях по ликвидации различных конфликтов
в малых группах. Современные социологические и социально-психологические
исследования малых групп почти всегда включают в качестве основного или
дополнительного метода социометрию.
Впоследствии
социометрические методы отделились от теории и стали использоваться независимо
от нее. Дальнейшее их развитие шло в разных направлениях. Во-первых, на
основании многочисленных экспериментов уточнялась интерпретация результатов,
полученных с помощью социометрических методов, определялись границы их
применимости. Во-вторых, создавались различные модификации процедуры сбора
данных, позволяющие расширить класс изучаемых отношений и способы получения
информации об этих отношениях.
В
частности, новые методы позволяют изучать не только эмоциональные
межличностные, но и другие отношения между членами группы, а способы получения
информации включают все основные способы сбора данных, используемых в
социологии (опрос, наблюдение, анализ документов). К таким модификациям
относится, например, «референтометрия», позволяющая выделять референтные
группы, т.е. определять для каждого респондента тех членов группы, мнение
которых его в наибольшей степени интересует.
В-третьих,
расширялся класс объектов, отношения которых изучались с помощью
социометрических методов. Например, они использовались для изучения сетей
цитирования в научных публикациях. В-четвертых, совершенствовались способы
анализа социометрических данных, в частности использовались методы теории
графов для конструирования и расчета социометрических индексов, матричные
методы выделения подгруппы и т.п. Развитие социометрических методов в указанных
направлениях привело к формированию более широкого определения их назначения
как методов исследования структуры отношений между социальными объектами.
Реализация
социометрических методов в виде социометрической процедуры предусматривает
проведение следующих этапов.
.
Формулирование социометрического критерия.
.
Проведение социометрического опроса.
.
Математическая обработка результатов опроса и расчет значений социометрических
индексов.
.
Интерпретация полученных значений социометрических индексов.
После
выбора объекта измерений на первом этапе в соответствии с постановкой задачи
исследования формулируются основные положения, касающиеся социометрических
критериев опроса членов групп. Прежде всего формулируются те аспекты
межличностных отношений, которые подлежат исследованию.
Чаще
всего рассматриваются производственный (деловой) и непроизводственный
(досуговый) аспекты. Каждый аспект конкретизируется ситуацией (определенным
видом контактов между членами группы). Эта ситуация отражается в задаваемом
каждому члену группы вопросе, рассматриваемом как окончательная формулировка
социометрического критерия, по которому устанавливается структура отношений
между членами группы. В состоящем из двух частей вопросе опрашиваемому
предлагается выбрать одного или нескольких членов группы с кем бы он хотел
(позитивный выбор) и не хотел (негативный выбор) осуществлять ту или иную
совместную деятельность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методы социологического исследования представляют собой универсальный
инструмент для познания большого комплекса социальный проблем. В то же время,
возможности, которые предоставляют эти методы специалистам, позволяют их
использовать в деятельности психологов, социальных работников, журналистов, и,
конечно же, экономистов.
При этом необходимо знать, что выбор метода обуславливается рядом причин.
Прежде всего - проблемой, целью и задачами исследования.
Наиболее популярным является социологический опрос. Еще Карл Маркс
использовал метод опроса для изучения мнений рабочих. В ХХ веке метод подвергся
детальной разработке и был усовершенствован. Сейчас мы знаем несколько
разновидностей: анкетирование, интервьюирование; почтовый, телефонный и
прессовый опросы.
Современный уровень развития экономики и многообразие противоречий,
возникающих в социально-экономической сфере, показывают, что существует
необходимость в их глубоком изучении и теоретическом осмыслении. И конечно же,
в этом экономисту помогут методы социологического исследования.
Социологическое исследование рассмотрено как важная и неотъемлемая часть
социологии, как один из основных способов развития социологического знания,
знания об обществе, о его структурных единицах и о процессах, происходящих в
нём.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. Пэнто Р. Методы социальных наук. Текст/ М. Гравитц- М.: Прогресс,-
1972.-С.213..
2. ХудяковА.И.
Экспериментальная социология в схемах и комментариях Текст: Учебное
пособие/А.И.Худяков.-СПб.:Питер,-2008.-С.124.
3. ЛазаревА.Д. Социология молодежи: монография Текст А.Д. Лазарев,
С.Н. Чирун -Кемерово: ТУКузГТУ,- 2006.-С.54..
4. Ряжский И. А. Опыт использования включенного наблюдения для
изучения жизни производственного коллектива Текст И.А.Ряжский Социологические
исследования - 1975 - № 3 - С. 92.