По ту строну экрана телевидения

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,7 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

По ту строну экрана телевидения

Звуковое сопровождение и видеоряд на телевидении

телевидение художественный кукла передача

Проблема звукового оформления, начиная с момента появления ТВ и радиовещания в качестве СМИ становится все более актуальной: тележурналистика с момента своего появления заявила о себе как направление журналистики, которое будет развиваться динамично. Однако Вторая Мировая сильно затормозила симметричное ее развитие в России. Например, после развала СССР радиожурналистика стала как бы придатком к ТВ, которое вышло тогда на первый план.

Политическая ситуация начала 90-х быстро менялась и только ТВ по-настоящему могло удовлетворить информационный голод населения. И это нормально: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Но немногим позже радио заявило о себе как полноценное негосударственное СМИ со своей развитой инфраструктурой. Проблема формы в журналистике вышла на первый план. Каким должно быть вещание: государственным или коммерческим, каким должен быть диктор, сколько музыки должно быть в эфире и т.д.. Стали актуальными и теоретические вопросы: место слова, музыки в эфире, связь аппликационных средств с содержанием эфира.

Наследство исследователей теле- радиожурналистики дает современникам подробные знания о специфике радио, выразительных средствах, жанрах. Проблемами подобного характера интересовались такие авторитетные исследователи как Смирнов В.В, Шерель А.А.. и др. исследователи.

В исторической практике прослеживаются разные тенденции в отношении к вещанию, начиная с попыток его упрощения (доходящего до полного отказа от всех выразительных средств. Так, известные режиссеры и теоретики радио утверждали, что звучание музыки занимать более 20 секунд, «дабы не дискредитировать содержание» передачи. Известны даже откровенно дискриминирующие (как женщин, так и выразительные средства в целом) директивы, которые категорически требовали не допускать женщин к чтению радиогазеты и других политических материалов. Аргументация, представленная в них была явно неубедительной - якобы, женские голоса «не гармонируют с голосами чтецов и содержанием газеты» .

Другая тенденция затрагивала уже не методологию вещания, а его идейно-эстетические основы. Она выражается в упоминавшейся нами тяге к интонационной бесстрастности передач. По мнению сторонников эмоционально нейтральной манеры обращения к слушателю, музыка (а следовательно, и шумы) может быть включена только в ткань художественных программ. По их мнению, в большинстве передач не должна быть использована музыка. Это получило развитие в практике как центрального, так и местного ТВ и радиовещания на различных этапах. Кроме того, такое отношение к формообразующим средствам в целом послужило причиной отношения к музыке и шумам лишь как к элементам дополнительного оформления, отнюдь не претендующим на самостоятельную роль в передаче.

Современные материалы, (как радио, так и ТВ) тоже дают пищу к размышлению. Возьмем материал Елены Балаевой «Процесс над Кулаевым прерван до 19 мая» от 17 мая 2005 (Радио Росии). Балаева смогла передать атмосферу происходящего в зале суда над Нурпаши Кулаевым не полностью. В сюжете были использованы фрагменты интервью с государственным обвинителем (интершум + документальная запись), который выдвинул официальную точку зрения на задержание и условия содержания террориста.

Сама же корреспондент в своем наговоре использовала большей частью клишированные словесные конструкции типа «… с целью нарушения общественной безопасности и устрашения населения» Весь, текст наговора смахивает на перепечатку сухого релиза пресс-службы МВД. Это в свою очередь наводит на мысль, что в репортаже из зала суда дается не точка зрения корреспондентки (а жанр репортажа предполагает трансляцию во вне только виденного собственными глазами, а следовательно, своей точки зрения). В репортаже Балаевой нет такой точки зрения, а основной акцент сделан на эмоции родителей пострадавших детей.

Если говорить об интонации сообщения, то произнесено оно голосом человека, который сопереживает родителям погибших детей. Казалось бы, что все и хорошо, но это никак не увязывается с сухим содержанием текста материала. Этот эффект усугубляет некачественный монтаж наговора. Он сделан с допущением скачков, нарушением и смещением экспрессивных акцентов. Кроме того, интонация сообщения напоминает красивую форму без важного содержания. А ведь из самого текста материала чувствуется, что проблема (и не пустячная) была. В материале говорится, что «…105 томов дела Нурпаши Кулаева читать не будут…» - видите ли, времени у следствия нет. Очевидно потому, что было необходимо выполнить обещание президента РФ наказать виновных. А то, что при этом нарушаются права человека, чья вина еще не доказана в суде (презумпция невиновности) - похоже, сущий пустяк для журналистки.

Что касается музыкального сопровождения на экране, то, за исключением новостных и информационно-аналитических выпусков, оно используется, везде и постоянно. Как правило, музыкальное сопровождение вторично, то есть это средство оформления видеоряда. В случае, если это музыкальное оформление (музыкальная подложка) акцент делается на ассоциативных реакциях реципиента.

Бывают случаи, когда звуковые материалы используются не по назначению. В нашем примере, речь идет о звуковом (шумовом) оформлении, которое нашло место в самых разных областях ТВ: корреспонденты BBC использовали звуки летящих пуль из шумовых библиотек, для оформления новостного сюжета (!), с тем, чтобы придать ему большую реалистичность. Кроме собственно музыкального и шумового оформления не менее важно использование пауз, которые дают зрителю время:

1.Отдохнуть

2.Осознать сказанное

.Пауза помогает выделить наиболее важные моменты содержания.

Кроме того, надо помнить, что звуковое

сопровождение и видеоряд по-разному зависят друг от друга. Можно выделить шесть вариантов взаимодействия звука с видеоряда:

.Звук подчинен видео

Примером тому может служить художественная передача, где звук через ассоциации раскрывает детали, которые остались за пределами видеоряда. В этом случае, подчинение звука выражается в том, что он дополняет видеоряд и, иногда, частично его дублирует.

.Видео подчинено аудио

.Звук усиливает воздействие от видео.

Это возможно только в случае, если автор тонко чувствует свою аудиторию, и может с более или менее высокой степенью вероятности определить ее реакцию на ту или иную музыкальную композицию (видеокадр). Например, в «Моменте Истины», Андрей Караулов искусно сочетает классическую музыку и видеоряд. Это достигается за счет того, что музыка, по сути, мягкая и приятная накладывается на кадры о разрушениях в промышленности, на конкретных заводах, хуторах и т.д. Очевидно, что это нелогично, но… это захватывает внимание и усиливает впечатление.

.Видео усиливает воздействие звука

Как правило, трудно сказать точно, что усиливает друг друга больше: звук видео или наоборот. За исключением случаев, когда это очевидно (например, съемки ядерного взрыва или, наоборот, съемки балета под музыку Rammstein), можно сказать, что это усиление взаимно.

.Видео и звук создают новый образ, в принципе отличающийся от первоначальных.

В передаче Владимира Соловьева «К барьеру» присутствует 1-2 минутные оригинальные вкрапления. Например, с помощью приема коллажа, была проведена параллель между героями старинных русских сказок (Аленушкой, Серым Волком и др.) и политиками современной русской действительности. Надо добавить, что видеосюжет шел под комментарий ведущего, на музыкальном фоне народных русских мотивов.

.Звук разрушает впечатление создаваемое видео (противоречит видеоряду).

Видео разрушает впечатление, производимое музыкой и звукорядом. Подобный вариант сочетания музыки и видео использовался в одном из рекламных роликов «Денеб». У актера в образе Долгожителя спрашивали о секрете долголетия. Последний отвечал, что не пил (видео: застолье с его участием), не курил (видео: комната, полная дыма) и не ссорился с женой (видео: сковородка, опускающаяся на голову героя). Музыкальным фоном ролика была композиция Тома Джонсона Sex Bum. Думаю, надо сказать, что эта композиция ассоциируется больше с раскованностью в неком страстном порыве, нежели с дагестанскими традициями и национальной одеждой, в которой был актер.

Звук придает изображению убедительную реалистичность. Он заставляет зрителя почувствовать, что он вовлечен в действие, происходящее на экране. Без звука люди наблюдают движущиеся тени. Поэтому нельзя недооценивать значительный вклад звука. В хорошей ТВ-продукции звук никогда не станет случайным решением, он будет неотъемлемой частью процесса творчества.

Люди обычно представляют себе ТВ, как изображение, дополненное звуком. Но в ряде случаев, проанализировав большую часть высококачественной теле-, видеопродукции, можно придти к выводу, что именно звук сообщает информацию и стимулирует воображение зрителя. Звуки вызывают очень много ассоциаций. Чтобы не быть голословными, представим, пару людей, наклонившихся, опершихся о стену и открытое небо в качестве задника. Если сопроводить это изображение шумом бьющихся волн и пронзительным криком морских птиц, мы быстро придет к выводу, что эти люди - на морском берегу. Добавьте смех играющих детей и появляется увереность, что неподалеку - прелестный пляж. Заменим звуковое оформление шумом сражения, взрывов, проходящих танков... и вот вам - военная обстановка! «Герои» же на экране покажутся особенно храбрыми и невозмутимыми в такой суматохе. А на самом деле в кадре - всего-навсего двое людей, прислонившихся к стене. Сама по себе стена может быть в любом месте - на горе, в пустыне, или же быть копией стены в студии.

Место действия и настроение событий складывается с помощью звука и воображения. Успешное звуковое оформление - это смесь из 2 компонентов:

.Соответствующие технические приемы - способы использования оборудования.

.Соответствующая художественная подборка - как выбирать и сочетать звуки.

Если звук точно совпадает с действием в кадре, о нем говорят, что он синхронизирован с действием. Этот эффект наиболее очевиден, когда вы смотрите на чьи-либо губы в момент разговора, или же движения пальцев в момент игры на инструменте, или наблюдаете за действиями, которые создают шумы (стук молотка или шаги).

Журналисты иногда вынуждены незаметно поделывать звуковой ряд. Например, если изображение и звук не совпадают друг с другом (во время дубляжа или последующего озвучения), то есть являются несинхронными, то это вызывает неприятные ощущения, раздражение или смех.

Разберем следующий пример. Предположим, что в момент ночной съемки окружающая местность была, слишком тихой. Вместо того, чтобы оставить запись в первоначальном виде, можно сделать ее более эффектной, добавив звуки ночных существ: сов, лягушек, сверчков или просто дуновение легкого ветерка, чтобы создать подходящую атмосферу. В зависимости от выбранного материала одному и тому же изображению можно придать атмосферу умиротворения, тревоги и даже приближающейся смерти.

Есть ситуации, когда, изменяя звук, можно восстанавить то, что восстановить, казалось бы, уже невозможно. Представим, что идут съемки документального фильма на морском берегу, и вдруг слова говорящего прерывает возникшая непонятно откуда сирена. Казалось бы, все потеряно. Но, если взять видеозапись и исключить кадры, показывающие говорящего слишком близко, так чтобы не было видно движение губ, а затем перезаписать речь, используя расшифровку текста с оригинальной видеозаписи. Затем добавим обычные несинхронные звуки морского прибоя (без сирены!), и заменим этой новой версией первоначальный вариант, и у нас будет полная и неповрежденная программа.

Большинство видеопрограмм сделаны из серии кадров, снятых в наиболее удобном журналисту порядке, и смонтированных позднее вместе в конечную программу. Что касается звукового сопровождения программы, при таком подходе существуют некоторые сложности. Прежде всего, если отдельные кадры в эпизоде снимаются в разное время, нужно подогнать друг к другу качество их изображения и звука. В противном случае возможны неожиданные «скачки» при смене кадров. Если, например, снимается человек, прогуливающегося вниз по коридору, используя близкорасположенный микрофон, и затем вид со стороны того же самого действия, используя более отдаленный микрофон, различие в звуке при переходе с одной точки зрения к другой, может быть довольно заметным. Результирующий эффект может привлечь внимание зрителя к некорректному монтажу.

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что музыкальное и шумозвуковое оформление может как спасти ситуацию, так и обрушить ее на голову журналиста. Пользоваться звуком надо осторожно и умело. Можно констатировать, что в любом видеосюжете звук подобен культуре поведения, которую замечают только при ее отсутствии. Звук - это тоже культура. Культура профессионала.

Куклы на телевидении

В России, к сожалению, сейчас мало используют возможности кукол. Поэтому чаще мы можем их видеть в иностранной кино- и телепродукции. Но тем не менее, экранная кукла в России имеет свою историю.

Первый опыт использования игровых кукол для киносъемки был проведен в 1928году. на Ленфильме. Это был кукольный фильм «Макс и Мориц», поставленный Е.Деммени и актерами «Театра Петрушки» по сценарию Ю.А.Гауша по одноименной повести В.Буша. Спектакль на эту тему уже шел в театре, но для кино сделали новых кукол (худ. И.П.Павлович). Построили специальные станки, дававшие возможность разнообразнее использовать игру кукол и при помощи монтажа показывать их в неожиданных ракурсах и положениях: в ряде случаев петрушечные куклы были видны зрителю во весь рост. Фильм был хорошо встречен зрителями и прессой, но долго не удержался, т.к. в это время начался поход педологов за изъятие из репертуара детских театров фантастики и сказки. Но несмотря на это, этот фильм раскрыл некоторые возможности куклы в кино, что положило начало жизни куклы на экране.

В 1938 году в нашу жизнь входит телевидение. И куклы не замедляют своего появления на телевизионном экране. Где-то в 1938-40гг на телевидении появляется первый кукольный спектакль Театра марионеток под руководством Е.Деммени «Сказка о мертвой царевне». А в начале 40-х гг тем же театром специально для Ленинградского опытно-телевизионного центра ставится опера для взрослых - средневековый фарс Г.Сакса «Школяр в раю», который считается первым телевизионным кукольным фильмом. В нем удалось учесть своеобразные возможности и условия телевидения (крупные планы, панорамные ходы,..).Назначение спектакля обусловило и своеобразную двухтонную окраску кукол и декораций. Впоследствии, когда спектакль из телевизионной студии был перенесен на марионеточную сцену, в виде опыта бил сохранен его цвет и решение.

Позже стали появляться передачи с использованием кукол. Одним из первых появился цикл передач режиссера Одинцова «Фанфан», где была кукла - спичечный коробок, выступающая от имени прикладного искусства. Это была передача для взрослых

Началом же детского кукольного телевидения считается 1955 год, когда на экраны вышла инсценировка в петрушечных куклах «Песик и Кошечка» по сказке К.Чапека, поставленная режиссерами В.П.Горловым и Н.М.Куракиным (первый исполнитель Песика). Этот кукольный фильм понравился зрителям и было решено продлить экранную жизнь его героев. Уже было снято несколько передач, когда при помощи художника-скульптора В.В.Малахиевой в 1957 году к ним присоединяется новый персонаж - Телевичок (В.С.Киселева). И зрители уже следят за приключениями неугомонного мальчишки. В 1959 году по повести Ю.Маголифа снимается кукольный фильм «Приключения Жакони». Так на экране появилась обезьянка Жаконя (В.В.Кукушкин), которая сразу полюбилась зрителям и вошла новым героем в цикл кукольных передач. Чуть позже к Жаконе присоединяются два брата-медвежонка Тяпа и Ляпа, и передача теперь называется «Тяпа, Ляпа и Жаконя». Иногда в передаче появляются и старые герои. Передача шла в продолжении почти двадцати лет (1955-73 гг) и выходила где-то раз в месяц. Первыми ее ведущими были Н.В.Зименко, С.И.Тулупников, позже, но уже до конца цикла - Н.В.Широких. Первыми редакторами были Н.В.Понамарева, М.Г.Островская. Режиссером был Н.М Куракин, а сценарии писала Е.П.Бубель. Как дети, так и их родители с удовольствием наблюдали за приключениями кукольных героев, писали им письма, подсказывая темы новых передач. В передаче были как просто приключения героев, так и определенные циклы, например, «Кто работает для вас» (герои посещали фабрики, заводы, показывали детям, как делается мороженое, конфеты, обувь,.., чтобы они знали, что все это труд). Передачи были и интересные, и познавательные (в игровой форме).

Герои вошли в жизнь детей как друзья, многие до сих пор вспоминают их с радостью в глазах. В.В.Кукушкин говорит о своем персонаже: «Он был такой же как дети, близкий им: шалил, каялся, пытался учить,..; многие старались быть похожими на него». Сначала передача записывалась «живьем», позднее тексты кукол стали записывать на магнитофонную пленку, а для ведущих оставляли определенные паузы.

В конце 60-х - начале 70-х появляются новые передачи: «Малышкина сказка», «Приключения Хоп-Тропа», «Сказки Мишки Ушастика». Режиссером была А.Г.Ковцевич, а сценаристом В.И.Уфлянд, который придерживался мнения, что «детям не нужны сильно правильные персонажи, они должны честно ошибаться».

В 60-х годах появляется познавательная передача о природе, животных «Солнцеворот», которая продержалась на телевизионном экране 16 лет. Режиссером был В.В.Вольф, редактором Вознесенская, а сценарии писал Н.Сладков. Эта передача заставляла любить и беречь природу, быть добрым. У ее создателей стояла задача не напичкать зрителей сведениями, а привлечь симпатии к персонажам. В каждой серии появлялись новые герои, в итоге накопилось около ста кукол. «Солнцеворот» - телевизионный журнал, в котором есть и ведущий , и небольшие сценки, где действуют одушевленные, очеловеченные зверьки, птицы со своими характерами, повадками. Это сказка и загадки, которые задает зрителям Барон Мюнхгаузен (В.В.Кукушкин). Ведущие разные: зверек или птица, или голос диктора за кадром. Барон Мюнхгаузен рассказывает небылицы - факты из жизни, явления природы, реально существующие звери. Истории реальны, но фантастичны по форме. Все рассказывается с юмором.», - пишет И.Трофимкин в своей статье «Три рассказа».

Все, что написано выше, касается Ленинградского телевидения (кроме «Солнцеворота», который со временем перешел на центральное телевидение). Что же происходило с куклами на Московском телевидении.

Здесь также жизнь кукол началась с телевизионных спектаклей. Из передач же где-то в 60-70-е гг существовали такие как «Выставка Буратино», посвященная детским рисункам - своего рода школа живописи и рисунка для маленьких. Ее вели художник В.Курчевский и кукла Буратино (Е.Синельникова).

Урок труда для малышей (передача «Умелые ручки» ) становился нагляднее благодаря тому, что ведущим (В.Леонтьева) помогали кукольные персонажи, которые вместе с детьми что-то делать: рисовать, лепить,.., что говорило детям-зрителям: «если у кукол получается, то что же говорить про тебя».

сентября 1964 года на экраны страны выходит передача «Вечерняя сказка», позднее переименованная в «Спокойной ночи, малыши!».В этой передаче менялись герои и ведущие, но она до сих пор живет на нашем телевидении и уже 40 лет желает детям : «Спокойной ночи!». «Автора идеи создания программы назвать невозможно. Программа родилась сама собой, она была продиктована жизнью», - говорит Н.В.Сокол - одна из режиссеров, находящихся у истоков передачи. Изначально в эфире появлялись обычные игрушки из магазинов: актер рассказывал сказку и это время переставлял на столе игрушки - такой «театр на столе». В то время было запрещено давать сказки с продолжением и показывать в передаче мультфильмы, поэтому авторы программы заказывали рисунки художникам-мультипликаторам студии «Мультфильм».Эти рисунки шли в кадре, а текст читали за кадром. Потом появились куклы. Первой был заяц Тепа (худ. Н.Карацупа).Довольно долгое время кукол заказывали в театре С.В.Образцова. Ставились ширмовые кукольные спектакли-миниатюры на 3-4 актеров. Позднее стали появляться парные персонажи - положительный и отрицательный, так появились кукольные мальчишки Шустрик и Мямлик. Такие передачи шли «по-живому». В передаче шли и не кукольные спектакли, в гости приглашали известных артистов, которые общались с ведущими-детьми. Со временем вид передачи изменился и в ней большую часть времени занял мультфильм, перед которым шла интермедия с участием ведущих и кукольных героев. Первым таким героем стал пес Филя (Г.Толчинский), а за ним появились заяц Степашка (Н.Голубенцева), поросенок Хрюша (Н.Державина), ворона Каркуша, кот Цап Царапыч. Их придумали редактор В.Шинкарев и художник И.Власова. Ведущими этой передачи были Н.Кондратова, В.Леонтьева, В.Ухин, Т.Веденеева,..

Также кукол иногда использовали и в передачах, где обычно участвовали актеры живого плана, так, например, в некоторых выпусках программы «Будильник» появлялись куклы Петрушки и его друзей (клоун, фокусник,..).

Теперь снова вернемся к Ленинградскому телевидению.

В начале 90-х гг появляется передача «В гостях у Паутиныча», ставшая, можно сказать, продолжением «Солнцеворота», в которой кукольный герой Паутиныч (В.Мартьянов) и ведущий (А.Цуканов, «дядя Юра») рассказывают зрителям о природе Она продержалась на экранах семь лет. Изначально режиссером этой передачи была Л.Безобразова, автором - Понамарева, позже режиссером стал Ю.Сермус.

Где-то в конце 80-х гг на Ленинградском телевидении появилась передача «Мультлото» с ее кукольными ведущими Тото и Веснушкой, которые позже слегка видоизменившись и приняв в свои ряды Хоху перешли в передачу «Большой фестиваль», просуществовавшую 12 лет (до развала детской редакции на ТВ). Ее авторами были Т.Бульбенко, Л.Осташенко, режиссерами - В.Трашков, Г.П.Лупекин, Ю.Сермус, героев играли А.Князьков (Тото),Ф.Костина (Веснушка) , Р.Богуцкий (Хоха), художником была М.Ясинская. Эта передача, так же как и «Спокойной ночи, малыши!», состояла из кукольного введения (без ведущих-дикторов), и мультфильма.

В феврале 2001 года режиссер Ю.Сермус выпускает новую передачу «Забавная семейка», которая также состоит из приключений кукольного семейства и мультфильма. Передача просуществовала до апреля 2004 года.

А 6 февраля 2005 года все тем же режиссером Ю.Сермусом в соавторстве с А.Духовским, А.Князьковым, В.Смирновой на «5 канале» была запущена новая кукольная программа «Клуб знаменитых хулиганов». На экран вновь возвращается пес Бублик (А.Князьков) из «Забавной семейки», появляется сын Хохи (В.Морозов) и внучка Жакони (Э.Мирзоян). К ним в «клуб хулиганов» будут приходить разные сказочные хулиганы (Кощей Бессмертный, Баба-Яга,..), которые будут давать разные добрые «хулиганские» и не очень советы. Одну половину передачи герои будут общаться , а другую - смотреть мультфильм. Я очень рада., что на нашем телевидении возрождаются кукольные передачи, но, мне все же кажется ,что не стоит эксплуатировать старые типажи (это касается родственников Хохи и Жакони), а придумывать новые. Хотя, передача получилась красивая и добрая и будем надеяться, что она понравится зрителям и побудит режиссеров на создание еще новых кукольных программ.

Кроме детских передач, куклы использовали также и в семейных: «Мама, папа, я - спортивная семья» (два кукольных телекомментатора (в старом варианте)); и во взрослых : уже упомянутый «Фанфан», передача об эстрадных исполнителях «Внимание, микрофон включен» (60-70-е гг), где актер Альперович играл ведущего - куклу-микрофон и ,конечно, возникшая в 1994году политическая сатирическая программа В.Шендеровича «Куклы». В последней использовались не привычные театральные куклы, а «резиновые» артисты - пародия (как внешняя, так и поведенческая) на наших политических деятелей. Они играли как классические произведения («Герой нашего времени», «Гамлет», «Винни-Пух»,..), так и специальные сценарии. Каждая программа была «реакцией на происходящее на политическом олимпе». О первых своих программах, где дело происходило в некоем провинциальном городке, В.Шендерович пишет, что они показывали «все происходящее в России уменьшенное до городских масштабов и опрокинутое в парадокс». Режиссером этой передачи был В.Пичул. Было сделано около 30 программ.

Наряду с кукольными передачами продолжали снимать кукольные спектакли: А.Милн «Вини Пух и все, все, все..» (конец 60-х годов), С.Лагерлев «Чудесные приключения Нильса с дикими гусями» (1973г.) ,.. - режиссер А.Ковцевич; В.В.Вольф ставил кукольные спектакли для передачи «Сказка за сказкой»; В.Обогрелов снимал телевизионные сказки с использованием кукол; «Запомни принцесса, или тайна бабушкиной шкатулки» (1994г.), «Тайны мерцающих огоньков» (1995г.), «Как динозаврик нашел себе друзей» - автор и режиссер А.Князьков.

А нужны ли куклы на экране?

Я уверенно отвечу : «Да».

Если говорить о детских передачах, то приведу рассуждения А.Романенко на примере передачи «Спокойной ночи, малыши!» : «Куклы в передаче наделены, хотя и в небольшой степени, детским характером. Важно, что они же и зрители мультфильма, посредники между миром экрана и ребенком. Разговор ведущей с ними дает иллюзию живого общения. Сюжеты сценок незатейливы. Чем больше всерьез общаются ведущие с куклами, чем более их одухотворяют, тем глубже контакт со зрителем. А чем прочнее контакт с малышом-зрителем, тем более западает в его душу все, что происходит на экране. Ведущие нередко повторяют те же «воспитательные» слова, что ребенок слышит от своих родителей. Но положение зрителя дает ему свое особое преимущество: ощущение своей взрослости, взгляд на персонажей как на младших. А от сознания того, что все это еще и игра, нравоучительные слова и ситуации приобретают характер забавного представления. Серьезное и комическое здесь приходится как раз впору сознанию малыша».

А.Сокольская пишет: «Куклы работают по преимуществу как собеседники. Их основное назначение - помочь ведущему установить особый игровой контакт с аудиторией, вызвать детей на диалог, на увлеченное участие в игре-уроке. Диалоги кукольных героев весьма неприхотливы, что помогает ведущим-дикторам создать свободную, естественную атмосферу. Шутливый разговор ведущего с куклами-»ассистентами» нередко прерывается вопросами и обращениями со зрителями: их втягивают в общий разговор, просят подумать, отгадать загадку. Дети помогают героям своими письмами. Куклы работают на телевидении рядом и «наравне» с ведущими. Они с успехом выполняют функции «телевизионных нянь» в развлекательных сериях для малышей и «ассистируют» художникам, актерам, дикторам-ведущим, музыкантам в учебно-воспитательных и познавательных программах».

Мне кажется, что экранная кукла ребенку ближе, чем просто ведущий, пусть даже такой же ребенок, кукле он быстрее поверит.

Пока я искала материал по данной теме, разговаривала со многими людьми о их мнении по этому вопросу. И при слове «кукла» лица у них просветлялись и у каждого появлялись свои трогательные воспоминания детства. И, я думаю, не стоит отбирать у наших детей право на такие же воспоминания. И как сказала женщина при слове «кукла» вспомнившая Жаконю: «Нашим детям нужны такие герои!».

И жаль, что сейчас Россия, имеющая свою школу кукольного театра, мало сама использует кукол на экране, а показывает продукцию других стран. Будем надеяться, что ситуация изменится. И с возрождением детского кино и телевидения (надеюсь, это скоро произойдет) будет продолжаться и история кукол на экране. Да и взрослым, я думаю, были бы интересны проекты с участием кукол, ведь мы все в свое время не отрываясь смотрели «Muppet show», а ведь возможно делать проекты, ориентированные на нашего российского зрителя.

И я еще раз убедилась, рассматривая данную тему, что вопреки мнению некоторых людей, куклы интересны не только «сумасшедшим кукольникам», а также и детям, и взрослым (хотя некоторые стесняются в этом признаться). Значит, куклы должны жить на нашем телевидении.

Используемые материалы

. Материалы видеоархива, предоставленные А.Князьковым

. Деммени Е. Призвание - кукольник - Л. 1986

. Ухин В., Афанасьева . Мямлик,Хрюша и др. - М. 1992

. Шендерович В. Куклиада - СПб 1999

. Телеэкран приглашает детей - М. 1976

. Романенко А. Мир сказочный и мир реальный - М. 1987

. Сокольская А. Поэтика ТВ: пути и поиски - М. 1981

. газета «Культура» 2004/№10

. информация, полученная со слов А.Князькова и В.В.Кукушкина

Похожие работы на - По ту строну экрана телевидения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!